Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

"Невербальные проявления эмоциональных состояний человека

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет Психологии

курсовая работа

По дисциплине

Психофизиология

На тему

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека

Работу выполнил (а) студент (ка)

группы

ОБХн-1304СВЕ

Направление

Психология

Профиль

Прокофьева Татьяна Викторовна

(Ф.И.О.)

Научный руководитель

Никитина Светлана Сергеевна

(Ф.И.О.)

МОСКВА 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1 НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ 6

1.1 Общие понятия невербальных проявлений 6

1.2 О трактате физиогномика по Аристотелю. Описания 12

2 ЛОЖЬ, ОБОБЩЕНИЕ И ИТОГ 20

2.1 Определение лжи по невербальным проявлениям. Жесты 20

2.2 Мимика лжи 23

2.3 Уличение во лжи. Обобщение и итог……………………………………...

3 ЯЗЫК ТЕЛОДВИЖЕНИЙ 6

3.1 Язык телодвижений. Поз. Язык любви 6

3.2 По невербалике определяем серьёзность намерений партнёра 12

3.3 25 движений тела которых нужно избегать!..............................................

Заключение 44

Список использованных источников 47

Приложения 49

Введение

Очень интересной и многогранной является тема, «Невербальные проявления эмоциональных состояний человека». Раскрыть до конца эту тему будет довольно сложно, так как описать все невербальные проявления во всех эмоциональных состояниях человека практически невозможно, поэтому в данной работе я постараюсь приоткрыть самые, по моему мнению интересные факты и теории невербалики.

Задача раскрыть и познакомиться с данной темой, путём изучения невербальных проявлений. В работе научимся читать без слов, по невербалике (невербальным проявлениям), по мимике жестам, позам, тону голоса.

Найдём отличия от женской и мужской невербалики, посмотрим и оценим насколько они отличаются по толкованию и значению. Как те же самые жесты воспринимают мужчины и женщины. Научимся толковать язык жестов любви-языка любви.

По тем же невербальным проявлениям, научимся понимать, говорит ли наш собеседник с нами искренно, или лукавит и врёт.

На что конкретно надо обратить внимание при разговоре, полное описание жестов, мимики.

Постараюсь в этой работе раскрыть именно эти ключевые моменты, описать их подробно и растолковать значение.

Благодаря «невербальному языку», можно многое прочитать и определить о человеке. Можно сказать ,о его отношении к тому или иному человеку, уверен в себе человек или нет и т.д.

Благодаря невербалике, я могла общаться за границей первое время совсем не зная языка. Я могла угадывать по мимике и жестам, что мне хотели сказать, и точно также отвечала моим собеседникам. Поэтому с уверенностью могу сазать, что у невербалики язык на 90% интернациональный, с поправкой на некоторые страны где всё таки какие то жесты являются неуместными или даже запрещёнными.

В этой работе мы познакомимся и даже перечислим, некоторые факты и описания в физиогномике от самого Аристотеля.

Проработаем, и изучим «запретные» жесты, которые помогут нам избежать неприятных конфузов с людьми в общении, а также помогут правильно произвести должное впечатление на них.

Невербалику нужно изучать, всю её многогранность и широту, чтобы лучше понимать этот мир, читать без всяких слов сказанное. Ведь овладев языком невербального общения, мы почувствуем себя не просто хозяином любого положения, а в чем-то даже немного волшебником. Представляете – кто-то обманывает вас, а вы сразу понимаете это и только посмеиваетесь; в деловых переговорах вы убедительны, а в искусстве флирта – на высоте; кроме того, вы отлично владеете собой и чувствуете себя более защищенными.

В этой работе я постараюсь хоть немного приоткрыть этот удивительный засекреченный мир невербальных проявлений..

1 НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

1.1 Общие понятия невербальных проявлений

Проявление состояний, которые выражаются внешне-это-мимика, вид, поза, двигательная активность, микро мимика, скорость речи, тембр голоса и интонации и т.д. Всё это не что иное, как элементы невербального проявления эмоционального состояния человека.

Общение без слов психологи называют невербальным. Оно отличается от вербального большей эмоциональностью, спонтанностью, непосредственностью. Удерживать невербальные проявления куда сложнее, чем вовремя промолчать. Понять невербальные сигналы порой легче, чем вербальные, поскольку понимание подобного рода происходит на интуитивном уровне. Вместе с тем, невербальное менее заметно и потому куда хуже осознаваемо. Анализ такого поведения возможен в основном только при тщательном наблюдении за поведением окружающих.

Вербальный канал общения служит в первую очередь для передачи информации. А вот невербальный канал почти всегда используется для личностного общения. Конечно, пользуясь системами условных знаков, мы можем передавать строгую информацию, но спонтанная передача невербальных сигналов всегда будет говорить о наших чувствах и настроениях.

Безусловно, вербальное и невербальное всегда идут рука об руку.

Тело помогает нам сделать слова более выразительными, усиливает или смягчает их. С помощью поз и жестов люди окрашивают свои слова в самые разные краски. Одна и та же фраза, сказанная разным тоном, в разных поза

или с разными жестами, может произвести на собеседника прямо противоположное впечатление.

Вступая в конфликт друг с другом, вербальное и невербальное оставляют неприятный след в душе и говорят окружающим о том, что вы смущены, лжете или хотите что-то скрыть.

Содержание, а также форма невербального проявления, его актуализация обусловлена практикой общения.

В общении обязательно разворачивается познание одной личности к другой, проявляется и изменяются отношения.

Невербальное проявление — это внешняя форма существования и проявления.

Подструктурой невербального поведения является кинесика.

Кинесика — это не только язык тела (жесты, мимика, позы, взгляд), но также манера одеваться, причесываться, наносить макияж и т.д.

К кинесике помимо выше названных движений относятся также такие, которые связаны с использованием предмета: хлопанье дверью, поскрипывание стулом, почерк. Понятие кинесики, использующееся для обозначения различных движений человека, но чаще всего при изучении движений рук и лица. Многие исследователи к этому применяют следующие понятия: экспрессия, паралингвистика, выразительные движения.

Экспрессия определяется как выразительное поведение человека.

Все явления экспрессии подразделяются на относительно самостоятельные области изучения: выразительные движения и физиогномику.

Физиогномика — это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища и конечностей.

1.2 О трактате физиогномика по Аристотелю. Описания

Аристотель в своем трактате «Физиогномика» писал о внешности человека следущее. Эти описания и для сегодняшнего дня смогут быть очень полезными.

Итак.

Ноги: «У кого хорошие и большие ноги, хорошо расчлененные и мускулистые, те сильны душой. У кого ноги маленькие и слабые, с плохо выраженной мускулатурой, те душой слабы. У кого на ногах кривые пальцы или ногти – бесстыжи. У кого на ногах пальцы тесно сдвинуты, трусливы. У кого голени худые и жилистые, похотливы. У кого голени слишком полные и как бы немного расколотые, пакостники и бесстыжие.

Ягодицы: Те, кто имеет худые и костлявые ягодицы, сильные. У кого ягодицы мясистые и жирные, слабые. Те, у кого в этом месте мякоти мало и она как бы стерта, злы.

Живот, спина, бока и грудь: У кого плоский живот, большая и крепкая спина, широкие бока, широкая и мускулистая грудь, сильны душой.

У кого не плоский живот, узкая и слабая спина, впалые бока, слабые.

У кого бока крутые, как бы раздутые, болтуны и пустословы.

У кого верхняя часть спины слишком сутулая и плечи сведены к груди, скрытные и коварные.

У кого верхняя часть спины вогнута, те податливы характером и бестолковы.

Шея: У кого плотная и полная шея, те бесстрашны.

У кого шея большая и не слишком толстая, велики душой; а у кого она худая, длинная, те робки; у кого шея слишком короткая, коварны; у кого на шее и висках раздутые вены, очень гневливы.

Нос: У кого края ноздрей толстые, добродушны; у кого края ноздрей тонки, очень горячи по характеру; у кого края ноздрей круглые и тупые, велики душой. У кого конец носа толстый, тупые. У кого горбатый нос начинается сразу от лба, бесстыжи. У кого орлиный нос, четко отделяющийся от лба, велики душой. Имеющие курносый нос похотливы. У кого ноздри раздутые, гневливы.

Глаза: У кого глаза маленькие, малодушны; большеглазые ленивы. Те, у кого глаза впалые, злы; у кого они выпученные, те глупы. У кого краснеют глаза, вспыльчивы. У кого глаза черные, робки. У кого глаза не совсем черные, но ближе к карему цвету, те имеют ровный характер, но страстны. У кого глаза светло-голубые или белесые, робки. У кого глаза карие, смелы. У кого глаза блестящие, похотливы. У кого резкие движения глаз, вороваты.

Лоб: У кого лоб маленький, глупые; у кого он слишком большой, вялые.

Имеющие большую поверхность лба – чуткие, проницательные.

Имеющие нахмуренный лоб – гордые. Имеющие разглаженный лоб – льстецы.

Волосы: Желтоволосые смелы; слишком рыжие хитры; бледные и имеющие неравномерную окраску волос – робкие. Те, у кого медово-желтый цвет волос, холодны. Красные быстры; пламенно-рыжие склонны бешенству.

Походка: Кто ходит медленными большими шагами, тот медлителен в начале дела, но исполнителен. Ходящий медленным мелким шагом медлителен в начале дела и неэнергичен. Ходящий быстрым и широким шагом не предприимчив, но деятелен. Ходящий быстрым мелким шагом предприимчив, но не деятелен. Рост и цвет тела: Люди маленького роста остроумны. Слишком крупные медлительны в размышлениях. Те с крупным ростом, у кого сырое тело или такой цвет лица, какой бывает от холода, ничего не доводят до конца. Те из низкорослых, у кого сырое тело и цвет, какой бывает от холода, доводят дело до конца. Те, кто имеет при большом росте сухое тело и цвет тела, какой бывает от теплоты, завершают дело и восприимчивы».

2 ЛОЖЬ, ОБОБЩЕНИЕ И ИТОГ

2.1 Определение лжи по невербальным проявлениям. Жесты

После длительных исследований на тему: «Ложь, психология», был составлен свод четких правил, по которым любой может определить, врет его собеседник или нет.

Все люди лгут – это не просто факт, это правда жизни, от которой нам никуда не деться. Стараясь добиться своих целей, окружающие, в лучшем случае просто скрывают правду, в худшем просто обманывают друг друга самым подлым образом. Чтобы не быть обманутым изучим тему определения вранья.

Существует то, что выдаёт нас полностью с головой, и разоблачает обманщика- это наши жесты.

Жесты, как и мимика - это подсознательная демонстрация истинных чувств человека, и если нам научиться эти чувства распознавать, то мы без труда сможем разоблачать корыстные цели собеседника.

Мало того, зная жесты лжи, можно конечно и пользоваться ими в своих личных интересах, правильно скрывая от окружающих свои чувства.

Наше подсознание всегда работает против лжи, подсознание заточено под правду, так уж устроен человек. Даже самый опытный обманщик не в состоянии его контролировать.

Подсознание выдаёт неправду, как бы мы этому не противостояли. Поэтому к микросигналам подсознания нужно быть предельно внимательными.

Выдать истинные мысли человека могут:

Мимика лица, движение глаз, жесты, положения тела, высота и тембр голоса. Умение распознавать ложь всегда пригодиться.

Чтобы распознать обман необходимо присмотреться к левой стороне человеческого тела. Истинные эмоции выдаёт именно левая сторона- левая половина лица, левая рука, левая нога.

В процессе обмана очень трудно контролировать эмоции.

Если человек лукавит, ему сложно и сочинять ложь и отслеживать в деталях своё поведение. Даже если обман предварительно заготовлен и тщательно отрепетирован, человек внутренне напряжён, он контролирует речь, а не мимику и жесты.

Это напряжение может быть явным или скрытым, но так или иначе, есть сигналы, которые это волнение выдают, даже если человек старательно пытается его завуалировать.

Итак рассмотрим эти жесты – лжи.

Собеседник не особо откровенен, если его левая рука постоянно болтается невпопад, например, описывает круги или какие- то фигуры в воздухе абсолютно без всякого смысла.

Аналогичным сигналом на своего говорящего не правду хозяина выступает левая нога, изображающая фигуры на песке или асфальте, рисующая там какие-либо линии и прочие элементы, которые не имеют отношения к теме разговора.

Почему сигналы лжи нужно искать именно на левой стороне тела человека, потому, что правая сторона наиболее контролируемая. Наш мозг устроен так, что мы обращаем внимание больше на то, что делаем нашей правой стороной. Например, когда мы замечаем, что наша правая рука или нога ведёт себя не адекватно и выдаёт нашу нервозность или ложь, то мы можем заставить её успокоиться.

А вот что касается левой стороны нашего тела, то сознательному контролю она поддаётся не всегда. Выявили причину учёные, и объяснили такую закономерность тем, что левая и правая стороны человека контролируются разными полушариями мозга. Известно, что левое полушарие управляет речью и интеллектуальной деятельностью, а правое держит под контролем эмоции, воображение и сенсорную деятельность. При этом связи управления перекрещиваются, то есть левое полушарие управляет правой стороной тела, которая благодаря интеллекту является более контролируемой, и движения более осознаны. Поэтому все, что мы стараемся продемонстрировать другим, показывает правая половина нашего тела, а то, что в реальности переживаем, отображает левая.

Жесты лжи-

Прикрывание рта рукой- если собеседник не искренен, то его рука станет прикрывать рот, возможно большой палец будет прижат к щеке. При этом некоторые могут даже покашливать. Главное не спутать с настоящим кашлем. Важно знать, что этот же жест может использоваться в то время, когда человек слушает, а это уже совсем другой сигнал. В таком случае, он Вас подозревает во вранье, или знает наверняка, что Вы лукавите. Прикосновения к носу по сути это один из вариантов предыдущего жеста: при вранье человек подсознательно стремится закрыть рот, чтобы ненужные слова не смогли вывести его на чистую воду. Однако, пытаясь себя контролировать, опомнившись в последний момент, старается исправить ситуацию и скрыть непроизвольное движение прикосновением к носу, якобы зачесался. Этот жест также человек использует и при выслушивании лжи, когда догадывается, что его вводят в заблуждение.

Защита уха- когда собеседник врёт «по-крупному» или же знает наверняка, что выслушивает откровенную беспринципную ложь, он старается отгородиться от вранья, неважно из его собственных уст оно льется или из уст собеседника. В такие моменты рука прикрывает ухо, как бы защищая его, или ложится рядом с ним. Человек либо сам уже уморился сочинять, либо демонстрирует, что наслушался вдоволь и желает высказаться сам. Не надо забывать, что у собеседника может просто болеть шея, действительно чесаться ухо или слезиться глаза по той или иной причине, не имеющей отношение к теме разговора.

Разговор сквозь зубы -этот жест яркая демонстрация обмана. Говорящий не хочет выпускать лживого «не воробья», и старается закрыть свой «скворечник» (пословица: «Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь» – прим. автора). Но, как и в предыдущих случаях, это сигнал имеет двоякое значение. Либо вранье либо недовольство. Человек может быть чем-то огорчен, расстроен, раздражен. Будьте осторожны: не нарвитесь на неприятности, не кидайтесь пристыжать его за обман. Помните о совокупности жестов, хотя бы нескольких.

Потирание века-мужчины во время вранья потирают веко, а женщины, как бы поправляют макияж, проводя пальцем под глазом. На уровне подсознания человек желает избежать взгляда того, кто может его разоблачить. Также этот жест может означать, что Вы просто надоели своему собеседнику: «Глаза б мои тебя не видели» - скорее всего думает он.

Отведение взгляда- мужчины сами по себе более уравновешены, а потому этот жест делают, только когда враньё серьёзное. Как правило, представители сильного пола отводят взгляд в пол, прекрасная же половина человечества - в потолок.

Почёсывание шеи- весьма любопытное наблюдение: человек начинает указательным пальцем правой руки почёсывать боковую часть шеи или же под мочкой уха. Обычно при этом жесте человек совершает пять почёсываний. Данный жест говорит о сомнениях слушающего, его неуверенности в правоте того, что ему говорят. Поэтому, если, выслушав, он произносит: «я понимаю Вас», или «я согласен» и потирает шею, имейте в виду - это не правда, он не понимает и не согласен с вашими словами.

Оттягивание воротничка - доказано, что ложь вызывает зуд в нежных мышечных тканях шеи и лица. Поэтому желание почесать, успокоить эти ощущения, закономерны чисто физиологически. Если собеседник оттягивает свой воротничок - значит, боится, что его вранье раскроют. У обманщика могут даже капельки пота на лице выступить. Но! Такие же импульсы человек испытывает во время гнева, раздражения, расстройства по какому-либо поводу. При этом оттягивать воротничок он будет, чтобы охладиться, остыть, не позволить собственной раздраженности вылиться наружу. Поэтому прежде понаблюдайте за человеком. А если хотите «добить вруна», есть простой способ выяснить, правду он говорит или ложь. Переспросите собеседника о том, что он рассказывал, попросите уточнить или повторить, пояснить. Обманщика это наверняка заставит отказаться от продолжения разговора, прекратить лгать дальше. Во втором варианте, Вы получите подтверждение плохого настроения собеседника: либо старательно, но откровенно сдерживая эмоции, он повторит рассказ, либо сорвется и выпустит гнев наружу – в любом случае реакция будет очевидной.

Пальцы во рту - данный жест свидетельствует о том, что человеку необходима поддержка в чём-то, к примеру, во лжи. Это «коварные игры мозга», подсознательно человек пытается вернуться к безоблачному, безопасному состоянию в грудном возрасте, ведь тогда ему не нужно было бояться разоблачения, и уж тем более не было нужды врать. Возможно, человек просто запутался, ему в душе стыдно, и он ищет помощи и поддержки. Это очень похоже на жест отчаяния. Поэтому, не судите его строго, не корите, будьте милосердны, помогите лгунишке выбраться из щекотливого положения, особенно если это Ваш друг.

2.2 Мимика-лжи

Лицо является также как и жесты, весьма ценным источником информации для верификатора, ибо оно может и лгать, и говорить правду, и конечно делать то и другое одновременно. Обычно лицо несет сразу два сообщения – то, что лжец хочет сказать, и то, что он хотел бы скрыть. Одни выражения лица поддерживают ложь, давая нам совсем неверную информацию, другие же – выдают правду, потому что выглядят фальшиво, и истинные чувства просачиваются сквозь все наши попытки скрыть их. Уже в первые годы жизни дети учатся контролировать выражение своего лица, скрывая истинные чувства и изображая эмоции, которых не испытывают. Родители учат этому детей и собственным примером, и откровенными поучениями типа: «Не смотри на меня так сердито», «Улыбайся, когда тетя дает тебе конфетку», «Что это ты так мрачно выглядишь?». Взрослея, люди настолько привыкают к этим правилам лица, что такие выражения входят в привычку, которую трудно искоренить. Через какое-то время эти правила начинают действовать автоматически, и мы уже не контролируем и не осознаем их проявлений. Даже если люди и осознают эти правила, перестать следовать им невозможно; ведь если какая-то привычка закрепилась и действует автоматически, не требуя осознания, избавиться от нее нелегко. И сложнее всего, на мой взгляд, побороть именно те привычки, которые основаны на правилах лица.

То, что такие выражения являются именно правилами лица, и что этот язык не универсален, легче всего понять путешествующему, поскольку в разных культурах эти правила различны.

Помимо автоматических, привычных выражений лица, у людей могут быть и вполне осознанные, которые они принимают, подавляя проявление своих истинных эмоций и имитируя другие, на самом деле не испытываемые.

В какой-то момент лицо, будучи лживым, может выглядеть вполне убедительно, однако уже через мгновение на нем могут проявиться потаенные мысли. А бывает, что и искренние и показные эмоции передаются различными частями лица в одно и то же время. Большинство людей не может сразу же раскусить лжеца лишь потому, что не умеет отличать искренние выражения лица от ложных.

Истинные чувства отражаются на нашем лице потому, что мимика может быть непроизвольной, неподвластной нашим мыслям и намерениям.

Лицо ведет двойную жизнь, сочетая выражения, которые мы намеренно принимаем, с теми, которые порой появляются спонтанно, без нашего ведома. Наряду с непроизвольными и намеренными выражениями существуют еще и некогда заученные нами и теперь появляющиеся автоматически, желаем мы того или нет, а порой – даже и вопреки этому и, как правило, без осознавания.

Примером тому являются выражения лица, вошедшие в привычку и ставшие «ритуальными», они довольно часто появляются на нашем лице, особенно когда мы, не можем выразить свой гнев в адрес какой то высокопоставленной особы. Однако сейчас нас будут интересовать лишь намеренные, контролируемые, фальшивые выражения, используемые людьми при попытке ввести в заблуждение, и непроизвольные, спонтанные, эмоциональные, которые порой выдают истинные чувства лжеца вопреки всем его стараниям скрыть их.

Исследования людей с различными повреждениями головного мозга убедительно показывают, что за произвольные и непроизвольные выражения лица ответственны различные участки мозга. Пациенты, страдающие от повреждений одних участков, включающих так называемую пирамидальную систему, не могут улыбаться, если их об этом попросить, но улыбаются в ответ на шутку или от радости. Обратная картина наблюдается у пациентов, которые страдают от поражения другого участка мозга, не включающего пирамидальную систему. Они могут улыбаться уверенно, однако развлекаясь и даже веселясь остаются с каменным лицом.

Пациенты с поражениями пирамидальной системы, неспособные произвольно менять выражения лица, не смогли бы скрыть обман, потому что не могут препятствовать появлению на своем лице истинных эмоций и изображать неискреннее чувства. Напротив, пациенты с поражениями мозга, не затрагивающими пирамидальной системы, неспособные выражать истинные чувства, могли бы стать отличными лжецами, так как им не нужно заботиться о сокрытии своих истинных эмоций.

Непроизвольное выражение эмоций на лице является результатом эволюции. Многие выражения человеческого лица подобны тем, что можно видеть и у приматов.

Некоторые эмоциональные выражения – по крайней мере, говорящие о счастье, страхе, гневе, отвращении, грусти, горе, а возможно, и о ряде других эмоций – универсальны, одинаковы для всех людей, независимо от возраста, пола, расовых и культурных различий.

Лицо может передать такие оттенки эмоциональных переживаний, какие выразить в словах под силу только поэту. Оно может сказать нам:

какие эмоции испытывает человек (гнев, страх, грусть, отвращение, горе, радость, удовлетворение, возбуждение, удивление, презрение) – каждой из этих эмоций соответствует свое определенное выражение лица;

о наложении эмоций – часто человек испытывает сразу две эмоции, и обе частично отражаются на его лице;

о силе испытываемых эмоций – все эмоции имеют различные степени проявления – от легкого раздражения до ярости, от опасения до ужаса и так далее.

Как мы уже здесь говорили, лицо – это непроизвольная эмоционально-сигнальная система.

Большинство людей прекрасно используют те или иные мимические способы обмана.

Практически каждый может припомнить случай, когда чье-либо выражение лица совершенно сбило его с толку, однако почти всем знакомо и обратное, когда по лицу человека прекрасно видно, что он лжет, не только не осознает, но и отрицает.

Когда человек лжет, его самая красноречивая мимика, на которую прежде всего обращаешь внимание, как раз и оказывается подделкой, а более тонкие проявления неискренности и мимолетные признаки скрываемых эмоций остаются, как правило, незамеченными.

Большинство исследователей и не пытались определять проявления лжи по лицу человека, сосредоточившись вместо этого на более легко поддающихся оценке факторах, таких как иллюстрации или речевые

оговорки. Те немногие, кто все же пытался оценить мимические выражения, брали в расчет только улыбку, но даже и они рассматривали слишком упрощенно.

Давайте начнем с наиболее сложного источника утечки информации – с микровыражений.

Эти проявления дают полную картину скрываемых эмоций, но настолько мимолетную, что ее обычно не успевают заметить.

Микровыражения проявляются не более чем на четверть секунды. Это может быть– глубокая печаль, быстро прикрываемую улыбкой. Микровыражение охватывает все лицо, но очень ненадолго, занимая лишь ничтожную часть обычной длительности, и его трудно заметить. Опытные психологи, однако, могут уловить эти микровыражения.

Для большинства людей достаточно и одного часа, чтобы научиться замечать эти мимолетные выражения.

Не все лицевые мышцы одинаково легко поддаются контролю. Движения некоторых являются более верными признаками эмоции, чем другие. Эта верность означает, что данные мышцы «не могут лгать», то есть находятся вне контроля человека. Поэтому лжецу нелегко скрыть те чувства, которые воздействуют на эти мышцы – их движения трудно

прервать или подавить. Чтобы выяснить, какими мышцами лица сложнее всего управлять, мы просили людей приводить в движение различные лицевые мышцы, а также изображать различные эмоции.

Некоторыми мышцами почти никому не удавалось управлять по собственной воле. Однако эти трудно поддающиеся контролю мышцы двигались сами собой, когда люди действительно испытывали эмоции, вызывающие их движение. Например, у тех, кто не мог опустить уголки рта по просьбе, это происходило само собой в состоянии грусти, печали или горя. Мы даже выяснили, что можно научиться управлять этими неконтролируемыми мыши, но для этого требуется очень много времени. Движения этих мышц являются верными признаками потому, что человек не может управлять ими по команде и использовать их для имитации тех или иных чувств. Я рассуждал так: если человек не может заставить эти мышцы изображать неистинные чувства, то ему должно быть трудно и «остановить» или смазать их движения при выражении подлинных эмоций.

Если вы не можете имитировать выражение лица с их помощью, то вам трудно и скрыть движения тех частей лица, которыми они управляют. Но есть и другие способы скрывать свои истинные чувства, не имея возможности подавить их. Можно прикрыть их улыбкой, хотя это и не устраняет признаков эмоций в движениях лба и век. Можно напрячь другие мышцы, вызывающие обратное движение, чтобы в результате выражение лица не изменилось.

Например, довольную улыбку можно потушить, если сжать губы и приподнять подбородок. Однако движение противодействующих мышц само по себе может выдать обман, так одновременное движение и тех и других мышц придает лицу неестественное, натянутое выражение.

Лучшим способом скрыть свои чувства является полное устранение движения мышц лица. Но это трудно сделать, особенно когда эмоция затрагивает те мышцы, которые дают верные признаки эмоций. Эти мышцы сосредоточены большей частью на лбу.

Вообще, поднятие или опускание бровей и является наиболее частым мимическим выражением. Движения бровей особенно часто используют во время разговора, желая подчеркнуть или усилить речевую интонацию. Поднятие бровей обычно выполняет роль вопросительного или восклицательного знака либо символизирует недоверие и скептицизм. Дарвин называл мышцу, сводящую брови вместе и опускающую их вниз,

«мышцей затруднения». Движение сопровождает всевозможные затруднения, начиная от поднятия тяжестей и заканчивая выполнением сложных арифметических действий. Кроме того, это характерно еще и для сосредоточения или замешательства.

Верные признаки эмоции дают также и мышцы рта.

Сжатие губ является убедительным признаком гнева; слизистая оболочка становится менее заметной, но при этом человек вовсе не обязательно закусывает или сжимает губы. Такое движение большинство людей воспроизводят с трудом, что обычно оно бывает у только начинающих сердиться, порой даже еще до того, как они сами себе отдадут отчет в этом. Однако это едва заметное движение губ легко скрыть за деланной улыбкой.

Непонимание того факта, что даже честный человек, когда его подозревают во лжи, начинает проявлять те же реакции, что и настоящий обманщик, может затруднить толкование верных признаков эмоций.

Например, невиновный подозреваемый может проявлять верные признаки страха, боясь ложного обвинения и испугавшись, что, увидев признаки страха, его заподозрят во лжи он попытается скрыть испуг – и проявление этого чувства останется только в движении бровей, трудно поддающихся контролю. При этом настоящий лжец, боявшийся разоблачения, будет выглядеть точно так же.

Менее распространенный случай, когда индивидуальные различия мешают нам правильно прочесть верные мимические признаки эмоций. Он связан со знаками речи. Некоторые из этих знаков речи подобны иллюстрациям, подчеркивающим определенные слова. Большинство людей при этом либо поднимают, либо опускают брови. Очень немногие акцентируют свою речь с помощью бровей, работающих в основном при ощущениях грусти или страха. У тех же, кто это делает постоянно, такие признаки не являются верными; примером такого человека может служить актер и режиссер Вуди Аллен. Он постоянно использует в своей речи выражения лица, характерные для грусти. Если большинство людей, делая ударение на слове, поднимают или опускают брови, Вуди Аллен вместо этого подтягивает внутренние края бровей вверх. Отчасти именно это и придает его лицу такой задумчивый или сентиментальный вид. Те, кто, как Вуди Аллен, постоянно сопровождает свою речь мимикой грусти, легко могут и имитировать эту эмоцию. Они могут не только сделать грустное лицо, но при необходимости и скрыть свою грусть. Им доступно управление теми мышцами лица, которые подвластны немногим. И если подозреваемый часто использует в разговоре какое-либо выражение лица, верификатор может быть уверен, что основанные на них признаки нельзя считать верными.

Ещё одна проблема, стоящая на пути расшифровки верных мимических и других признаков обмана, – актерская техника, позволяющая посредством мимики имитировать любые чувства. Актерская техника (известная также как система Станиславского) учит актера запоминать собственные эмоциональные переживания, чтобы впоследствии правдоподобно воспроизводить их на сцене. Когда актер пользуется этой техникой, выражение его лица является не имитацией, а результатом повторного проживания эмоции, то есть, оживлением эмоции и на физиологическом уровне.

Лжец тоже может воспользоваться техникой Станиславского, и тогда не будет никаких признаков того, что его эмоции лживы, потому что в каком-то смысле они будут подлинными. На лице лжеца появляются верные признаки фальши только тогда, когда он имитирует фальшивые чувства; система же Станиславского позволяет размыть грань между истинными и ложными эмоциями. Более того, лжец, убедивший себя в искренности своих эмоций, сам начинает верить в них. Такого лжеца уже невозможно распознать. Разоблачить можно только того, кто лжет и при этом знает, что лжет.

Большинство людей считают, что есть еще один источник, по которому можно определить ложь – глаза.

Глаза даже называют зеркалом души, полагая, что в них видны самые потаенные наши чувства и даже когда то говорили, что глаза – зеркало души, но глаза могут и врать. Ими можно выразить такую безраздельную преданность, которой на самом деле нет и в помине. Можно выразить и невозмутимость, и удивление.

Разрешить спор о правдивости глаз можно лишь по отдельности рассмотрев все пять возможных с их помощью способов передачи информации. Причем обман выдают только три из них.

Первый способ – внешние изменения, возникающие благодаря работе расположенных вокруг глаз мышц. Эти мышцы изменяют форму век, влияют на размеры видимой части белка и радужной оболочки, а также на общее впечатление от глаз.

Вторым источником информации, которую дают нам глаза, является направление взгляда. Когда человек отводит взгляд, это свидетельствует о наличии определенных чувств: движение вниз означает грусть, в сторону – отвращение, вниз и в сторону – вину или стыд. Однако даже чувствующий свою вину обманщик постарается не отводить глаза в сторону, так как знает, что люди могут заметить это и заподозрить обман. Поразительно, что обманщики, научившиеся не отводить глаза в сторону, до сих пор все еще вводят людей в заблуждение.

Третий, четвертый и пятый источники информации являются более обнадеживающими в отношении признаков обмана. Моргать глазами можно намеренно, но это также и непроизвольная реакция, которая учащается при эмоциональном возбуждении.

К тому же при этом расширяются зрачки, и эта реакция, в отличие от предыдущей, не поддается сознательному контролю. Расширением зрачков управляет вегетативная нервная система, которая также отвечает за слюноотделение, дыхание и потоотделение.

2.3 Уличаем во лжи. Обобщение и итог

Итак, как мы уже видим, есть действительно много способов и тактик

уличить во лжи собеседника. Подведём итог по уже вышепречисленому и сказанному. Итак формулы по выведения на «чистую воду».

Если человек врет или что-то скрывает, то:

1. Выражение его эмоций и реакций несколько замедлено, не обычно.

2. Речь начинается с задержкой, продолжается более бурно, и резко заканчивается.

3. Между словами и сопровождающими их эмоциями проходит некоторое время. К примеру, Вам говорят, что Вы блестяще сделали свою работу и только потом улыбаются (после осознания сказанного). У человека, который говорит искренне, эмоциональная окраска будет одновременной со словами.

4. Выражение на лице совершенно не согласуется с тем, что он говорит. К примеру, Вы слышите фразу: "Я люблю тебя", а видите такое лицо, как будто человек дольку лимона съел.

5. При выражении эмоций участвует только часть лица. Например, человек улыбается исключительно ртом, а мышцы щек, глаз и носа остаются неподвижными. В данном случае глаза действительно являются зеркалом души, ведь научиться управлять их выражением по заказу невероятно сложно. Именно поэтому актеры должны вживаться в роль, проживать историю героя, просто игру видно даже через объективы камер.

6. Когда человек лжет, он «съеживается», места пытается занять, как можно меньше, прижимает к себе руки, стискивает ноги, вжимается в кресло. 7. Избегает встречи ваших глаз.

8. Постоянно трогает или чешет свой нос, глаз, уши. Зачастую левой рукой.

9. Старается отвернуться от Вас, весь или только голову.

10. Во время разговора несознательно ставит между вами какие-то объекты: вазу, кружку, книжку, стул. Пытается создать некий «защитный барьер».

11. При ответе старается использовать слова Вашего же вопроса: «Это ты разбил любимую бабушкину кружку из голубого сервиза?», «Нет, это не я разбил любимую бабушкину кружку из голубого сервиза!».

12. Ответы на вопросы нечеткие, «плавающие», с двойным смыслом.

13. Обманщик говорит больше, чем требуется, добавляя в рассказ излишние детали. Когда в разговоре наступает пауза, он чувствует себя не комфортно. 14. Говорит очень спутано, перескакивая с одного логичной фразы на другую. Речь становится грамматически неправильной, предложения незаконченными. Пример речи В. Кличко. Путаная речь, незаконченные предложения.

15. Если Вы убеждены, что вам лгут – просто поменяйте предмет разговора. Если Вы были правы - человек охотно сменит тему, и даже вздохнет облегченно, возможно даже вслух.

Чтобы обойти «щекотливую» тему, активно используется юмор и сарказм. Собеседник старается отшутиться, уйти от вопроса, на который доведется лгать. По этим признакам определить лгут ли Вам довольно легко. Но стоит помнить, что лучше всего они применимы к людям, которых Вы хорошо знаете. Да и зачем омрачать себе жизнь подозрениями, когда сбивчивость речи собеседника может объясняться пережитым заиканием, потирание шеи – вчерашним сквозняком, ерзание левой ногой по полу – жмущим ботинком, а внешняя нервозность и смущенный взгляд – искренней к Вам симпатией.

Как иногда понять, что у собеседника за душой, если это, не ложь, то что? Всем очень приятно когда собеседник внимательно слушает тебя. Сосредоточенный, собранный партнер – мечта каждого из нас. Как же демонстрируется заинтересованность?

Обычно человек, сидящий за столом, ставит локоть на стол, а кисть руки подносит к щеке. Но как только кисть сползает к подбородку и начинает подпирать голову – все! Слушателю стало скучно.

Если вам хочется продолжить беседу в конструктивном ключе, немедленно меняйте что-то: тему беседы, тембр голоса, интонацию, жесты. Заставьте собеседника поменять позу, выйти из дремотного состояния.

Все это мне не нравится!

Если большой палец руки касается подбородка, а указательный палец вытягивается вертикально вверх по щеке к виску, значит, слушателю не нравится то, что вы говорите. Старайтесь быть более убедительным, иначе провалите все дело.

Очевидное неодобрение выказывает также человек, собирающий со своей одежды несуществующие ворсинки. Чем демонстративнее он это проделывает, тем больше у вас оснований насторожиться и сменить тактику поведения. Иногда так поступают и те, кому невыносимо скучно.

Если человек негативно оценивает ситуацию или вас лично, но хочет это скрыть, он помещает руки перед собой и переплетает пальцы рук. Это отчасти сдерживающий жест, не позволяющий прорваться неприятным эмоциям. Даже если человек, используя этот жест, улыбается и говорит хорошие слова, не верьте ему. В том случае, когда руки со сцепленными пальцами лежат на столе, призрачная надежда на положительный результат еще есть.

Но если руки, сомкнутые «в замок», стоят на столе на локтях и находятся у лица, тут уж ждать почти ничего не приходится. В любом случае сделайте все для того, чтобы человек разомкнул руки.

И слышать не хочу!

Не очень-то хорошо, если ваш собеседник потирает уши. Этот жест демонстрирует нежелание слушать то, что вы говорите. Маленькие дети в таких случаях закрывают уши руками. Взрослые же вынуждены подавлять это естественное желание. Увы, полностью от него избавиться не удается, и человек касается ушей в случае, когда произносимое собеседником ему не нравится. Почесывание только мочки уха (а также боковой поверхности шеи) порой говорит о неуверенности собеседника – в себе или в вас. Не исключено, что он сомневается в вашей расположенности или в вашей правоте.

Я думаю!

Потирая подбородок, человек показывает, что он находится на стадии принятия решения. Не мешайте ему или, наоборот, аккуратно подтолкните в нужную сторону.

Тот, кто пощипывает переносицу, скорее всего, сосредоточенно размышляет. Если при этом он еще и прикрывает глаза, значит, его размышления серьезны и глубоки .

3 ЯЗЫК ТЕЛОДВИЖЕНИЙ

3.1 Язык телодвижений. Поз. Язык любви

Взгляды, улыбки, объятия порой выражают так много! Научившись понимать язык телодвижений, мы всегда будем знать, что думают о нас окружающие на самом деле, чего они хотят. Незаменимы знания о невербалике и тогда, когда мы сами хотим скрыть нечто важное. Ведь если мы говорим одно, а жестами выражаем что-то совсем другое, собеседник быстро почувствует – что-то не так.

Зная язык телодвижений и поз, мы сможем создавать о себе то представление, которое посчитаете нужным. И слова здесь будут иметь, второстепенное значение. Наши отношения с окружающими станут более простыми и приятными. И конечно мы сумеем сблизиться с теми людьми, которые нам нравятся. А людям неприятным, корректно, но вполне определенно дать «от ворот поворот». В компании мы будем понимать «расстановку сил». Отношения между людьми, собравшимися вместе, перестанут быть для нас загадкой.

Язык телодвижений – фундаментальная часть ухаживания. Эти сигналы показывают контактность, привлекательность, готовность, энтузиазм, сексуальность… и отчаяние. Хотя некоторые сигналы ухаживания являются осознанными, большинство из них бессознательны – и до сих пор не ясно, как мы усваиваем их. А ведь это – важнейшая часть построения и сохранения личных отношений. Сигналы языка телодвижений помогают добиться взаимопонимания, необходимых для того, чтобы стать счастливыми и порадовать тех, кто рядом. Распознавать эти сигналы может научиться любой.

Большинству мужчин сложно правильно истолковать тонкие сигналы женского языка телодвижений. Исследования показывают, что они часто ошибочно принимают дружелюбие и улыбку за проявления сексуальной заинтересованности. Это происходит потому, что мужчины воспринимают мир… более сексуально, чем женщины: в их организме содержание тестостерона в 10–20 раз выше, чем у женщины. Мужчины могут неверно истолковать сигналы заинтересованности и сразу же перейти к неуклюжим намёкам.

Мужчины плохо умеют посылать сигналы брачной игры. Женщины же не только контролируют игру, но и устанавливают правила. Мужчины просто реагируют на замеченные сигналы. Поскольку женщины распознают сигналы языка телодвижений гораздо лучше, им не требуется подсказок: они и так чувствуют, заинтересован ли мужчина или нет. Приведём несколько примеров: Большие пальцы – символ превосходства. Хироманты считают, что большие пальцы говорят о силе характера и гордости. Сигналы языка телодвижений, связанные с большими пальцами, также говорят об осознании собственной значимости и уверенности в себе. Демонстрация больших пальцев – это доминирование и уверенность. Мужчина часто ведет себя подобным образом в присутствии женщины, которая ему нравится. Демонстрация больших пальцев часто сопровождается покачиванием на носках – так мужчина визуально увеличивает свой рост. Иногда мужчина демонстрирует большие пальцы, закладывая остальные в задние карманы брюк. Создается впечатление, что человек пытается скрыть свою склонность к доминированию.

Мужчина может развернуться и выставить ногу в сторону женщины, при этом довольно долго удерживая ее взгляд. Сидя или стоя у стены, мужчина расставляет ноги, чтобы подчеркнуть паховую область. (Так же поступают и в животном мире мартышки и шимпанзе). Демонстрация паховой области подчеркивает мужские достоинства.

Большие пальцы, заложенные за ремень или в карманы, подчеркивают паховую область. Такую позу обычно принимают мужчины, испытывающие сексуальную агрессию. Поза мужчины говорит о готовности к действию, а кисти рук являются главными индикаторами его намерений, так как они подчеркивают область гениталий. С помощью такой позы мужчины отстаивают собственную территорию и показывают другим мужчинам, что запугать его не удастся. Хотя у человекообразных обезьян нет ни ремней, ни брюк, подобная поза свойственна и им.

Эта поза говорит окружающим: «Я самый настоящий мужчина –и я могу доминировать». Вот почему именно она так популярна у мужчин. Когда собеседник стоит в такой позе,и когда его зрачки расширены, а одна ступня выставлена в сторону собеседницы, женщина сразу понимает его настрой и намерения. Мужчина бессознательно выдает то, что у него на уме.

Поза ковбоя – пальцы рук указывают на то, что хочет показать вам мужчина

Мужчина подчеркивает свою силу: ступня выставлена вперед, ноги расставлены, большие пальцы заложены за ремень, а остальные «обрамляют» паховую область. Мужчина старается казаться крупнее и занять больше пространства. Однако на женщину все это впечатления не произвело. Ее ноги сжаты, она отстранена от собеседника, она скрестила руки, чтобы занимать меньше пространства. Судя по всему, этот мужчина уйдет домой один.

Поза ковбоя – пальцы рук указывают на то, что хочет показать вам кто мужчина.

Мужчина подчеркивает свою силу: ступня выставлена вперед, ноги расставлены, большие пальцы заложены за ремень, а остальные «обрамляют» паховую область. Мужчина старается казаться крупнее и занять больше пространства. Большинство мужчин сходятся в том, что самая соблазнительная поза – когда женщина сидит, скрестив и сблизив ноги: так она сознательно привлекает внимание к своим ногам. Когда одна нога плотно прижата к другой, создается впечатление хорошего мышечного тонуса и готовности к сексуальным отношениям. Кроме того, в таком положении кожа выглядит здоровой и молодой. Начинающих фотомоделей и манекенщиц учат такой позе. Большинство мужчин не может принять подобную позу, что объясняется различиями в конфигурации ног и бедер. Поэтому такая поза считается очень женственной. 86 % мужчин, участвовавших в экспериментах Аллана и Барбары Пиз, назвали эту позу самой привлекательной.

В процессе ухаживания хорошим показателем близости партнеров является смех. Чем чаще мужчина заставляет женщину смеяться, тем более привлекательным он ей кажется. Способность заставить окружающих смеяться воспринимается как признак доминирования, а женщины всегда предпочитают доминирующих мужчин. Вот почему чувство юмора занимает одно из первых мест в списках желанных мужских качеств. Когда женщина говорит: « Ах, он такой веселый! Мы целый вечер просмеялись», она хочет сказать, что она весь вечер смеялась, а он весь вечер заставлял ее веселиться. Мужчины должны понять, что чувство юмора делает их более привлекательными. К счастью, этому конечно можно научиться.

Разговаривая с мужчиной, особенно на первых этапах ухаживания, женщине не следует часто менять выражения лица, чтобы не показаться мужчине отчаявшейся, упертой или запуганной. И низачто не пытайтесь копировать то, что, как вам кажется, чувствует мужчина. Если вы ошибётесь, произойдет настоящая катастрофа, мужчина сочтет вас весьма странной, а то и сумасшедшей.

Мужчины редко меняют выражение лица; чаще всего они выглядят бесстрастными, и это совершенно понятно. На протяжении веков им приходилось скрывать эмоции, чтобы не стать жертвой неожиданного нападения. Мужчины привыкли контролировать выражение лица, из-за чего женщинам часто кажется, что их не слушают или слушают невнимательно. Поэтому мужчины должны зеркально копировать выражения лица женщины, когда та что-то им говорит. Некоторые могут возразить: «Но она сочтет меня женоподобным!» Однако психологические исследования показывают, что мужчин, которые зеркально копируют собеседницу в процессе разговора, женщины считают очень заботливыми, интеллигентными и привлекательными.

Ноги и ступни – важнейший источник информации об отношении собеседника к происходящему. Большинство людей просто не осознают движений собственных ног, поэтому ноги не врут – тогда как лицо обманчиво. Человек может казаться сосредоточенным и внимательным, а ступня его в это время постукивает по полу или покачивается в воздухе, выдавая скуку. Скрещенные ноги выдают закрытость или неуверенность. Если мужчина женщину не заинтересовал, она может сложить руки на груди или скрестить ноги, направив колени от собеседника. Если же мужчина интересен для женщины, сигналы ее языка телодвижений будут абсолютно открытыми.

Скрещенные щиколотки. Судя по всему, эта пара больше не встретится. Когда люди увлечены разговором, их ноги тоже принимают в нем активное участие. Скрещенные щиколотки говорят о том, что человек скрывает негативные эмоции, неуверенность или страх. Ступни обычно прячутся под стулом, что говорит о скрытности и уклончивости партнера.

Многие мужчины и женщины до сих пор испытывают неловкость и смущение из-за приветствия при первой встрече. Большинство мужчин рукопожатию научились у отцов. Женщин же этому никто не учил. Поэтому часто возникают неловкие ситуации, когда мужчина первым протягивает женщине руку, а она этого просто не замечает – из-за того, что смотрит ему в лицо. Рука мужчины повисает в воздухе. Смутившись, он убирает руку, но именно в это время руку протягивает женщина – и теперь ее рука повисает в воздухе. Мужчина вновь протягивает руку, в результате пальцы неловко сплетаются, напоминая нелепое любовное объятие двух страстных осьминогов.

Впервые встречаясь с представителем противоположного пола и желая запомниться, можно использовать «силу касания». Пожимая собеседнику руку правой рукой, нужно коснуться его левой. Такое простое действие производит глубокое впечатление. Если, передавая человеку что-либо, вы коснетесь его руки, реакция на вас будет более позитивной. Подобные действия способствуют быстрому установлению связи и взаимопонимания. Но надо помнить, что касание должно быть коротким и легким.

Если мы хотим сразу же определить, кто свободен, а кто занят, то надо следить за движением их бедер во время приветствия. Расстояние между бедрами людей в момент объятия говорит о степени близости между ними. Люди, находящиеся в состоянии физической близости, плотно прижимаются к партнеру всем телом, и смело вторгаются в интимную зону друг друга. Посторонние люди, супруги близких друзей и старые, добрые тетушки обнимаются совсем по-другому.

Когда мы наклоняемся к собеседнику, чтобы продемонстрировать свои территориальные намерения. Влюбленные держатся за руки или обнимаются на людях, чтобы показать конкурентам, что у них есть права друг на друга. Женщина стряхивает пылинку с плеча мужа, чтобы показать другим женщинам, что этот мужчина занят. Люди часто поступают подобным образом в отношении тех, кто им нравится, но с кем они не состоят в близких отношениях – эти действия рассчитаны на окружающих, которым лучше держаться подальше- «Руки прочь – он или она заняты!»

На встрече или вечеринке разговаривают трое людей, они обычно располагаются треугольником, но со временем двое из них могут занять закрытую позицию и исключить третьего участника из разговора. Такое расположение недвусмысленно дает понять третьему, что он лишний и ему лучше покинуть группу, чтобы избежать неловкости и дискомфорта. К числу других сигналов, говорящих об исключении третьего, относятся направление ступней или скрещенных коленей в сторону того, кто наиболее интересен. Эта женщина еще не сделала выбора, но очень скоро становится совершенно ясно, кто ее больше заинтересовал.

Мужчина слева явно ухаживает за женщиной. У него прямая спина, большие пальцы подчеркивают паховую область. Женщина это замечает и демонстрирует свою заинтересованность. Второму мужчине лучше стоит отойти.

3.2 По невербалике определяем серьёзность намерений партнёра

Как понять, действительно ли мужчина относится серьезно. Женщины во всем мире постоянно жалуются на то, что невозможно понять, действительно ли мужчины относятся к ним всерьез или просто выжидают, пока не подвернется кто-нибудь получше. Всё это объясняется тем, что мужчины, стремясь избежать неловких ситуаций, обещают например позвонить, хотя в действительности вовсе не собираются этого делать. Так как же понять мужские намерения? Надо научиться следить за ключевыми сигналами языка телодвижений – и тогда нам никогда не придется гадать, зазвонит ли у нас телефон.

Длительный зрительный контакт. Чем больше интересует нас человек, тем дольше и пристальнее мы на него смотрим. Когда глаза мужчины блуждают из стороны в сторону, его мозг ищет пути отступления. Это явный признак того, что он собирается сбежать.

Прикосновения и нежные жесты. Прикосновения к кисти или локтю, объятия на прощание дольше, чем следовало бы, – все это говорит о том, что мужчина относится серьезно.

Расположение корпуса. Развернулся ли мужчина в сторону, демонстрируя свое желание куда-нибудь сбежать, или сидит лицо к лицу? Мужчина всегда направляет корпус или ступни в сторону женщины, которая вызвала у него заинтересованность. Кроме того, он всячески стремится сократить расстояние между ней и собой.

Чтобы понять, честен ли партнер, нужно понаблюдайть за его руками. Это самый надежный сигнал. Когда человек хочет быть честным, он часто выставляет одну или обе ладони и говорит что-то вроде: «Я этого не делал!», «Мне жаль, что я тебя расстроил», «Я говорю тебе правду». Мужчина, которому не хочется честно рассказывать о том, как он провел вечер с приятелями, прячет руки в карманах или скрещивает их на груди. А вот женщина, которая пытается что-то скрыть, старается сменить тему, сосредоточиваясь на каких-либо занятиях.

Вот основные признаки мужской лжи, на которые следует обратить внимание. Сами по себе эти сигналы вовсе не говорят о том, что партнер лжет. Но если мы заметили сразу несколько подобных сигналов (не меньше трех) – то у нас есть основания подозревать обман, поэтому стоит довериться интуиции. Исследования, проведенные психологами из Гарвардского университета, показали, что женщины гораздо лучше распознают сигналы языка телодвижений, чем мужчины. Дамы правильно понимают суть ситуации в 87 % случаев, тогда как мужчины – лишь в 42 %. Женщины обладают врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы. Кроме того, они чрезвычайно более внимательны к деталям. В силу того, что женщины прекрасно распознают сигналы языка телодвижений и голоса, они мужчин ловят на лжи гораздо чаще. Создается впечатление того, что мужчины – отъявленные лжецы. Но конечно это не так. Обостренная чувствительность женщин не позволяет партнерам лгать им прямо в лицо. А вот лгать мужчине довольно просто, и об этом знает большинство женщин. Мужчины просто не замечают несовпадений между вербальными и невербальными сигналами женщин. Вот почему безбоязненно врать женам умеют лишь немногие мужья, тогда как женщины успешно обводят своих мужей вокруг пальца на все 100%.

В наш век текстовых сообщений, социальных сетей, виртуальных свиданий и «романтических сайтов» очень легко завести внебрачные отношения. Но и оказаться пойманным тоже стало легко! Поскольку женщины гораздо лучше замечают признаки романов на стороне, не вызывает удивления тот факт, что хотя 80 % интрижек начинают мужчины, более 80 % отношений разрывают женщины.

В процессе ухаживания мужчина касается своей подружки чаще, чем в любой другой период отношений. Это происходит потому, что он умирает от желания «наложить на нее лапу», но еще не получил разрешения на сексуальные прикосновения. Поэтому приходится касаться того, что можно. Когда же секс свершился, мужской мозг не видит смысла в возвращении к прежней практике, поэтому сосредоточивается только на том, что ему интересно.

Девочки с рождения более чувствительны к прикосновениям. Кожа взрослой женщины в десять раз более чувствительна к прикосновению и давлению, чем мужская. Вот почему женщины придают такое значение ласкам со стороны любимого человека. Исследования показали, что в состоянии стресса мужчины, проходящие лечение в психиатрических больницах, избегают прикосновений и замыкаются в собственном мире. Более половины женщин, оказавшихся в той же ситуации, наоборот, стремились прикоснуться к мужчинам – но не для секса, а только для того, чтобы ощутить близость.

Улыбайтесь. Улыбка – или ее отсутствие – это привычка. Исследования показывают, что отношения можно кардинальным образом улучшить, если регулярно улыбаться и смеяться. Личные отношения рушатся, когда один из партнеров не только не копирует выражения счастья другого, а, наоборот, всячески демонстрирует свою неудовлетворенность. Чем больше мы будем улыбается партнеру, тем теснее будет связь.

Почему женщины должны… подкрашивать глаза и носить контактные линзы. Почти во всех культурах красивыми считаются крупные глаза. Макияж зрительно увеличивает глаза и придает женщине детский вид. Если глаза относительно нижней части лица кажутся крупными, такое женское личико вызывает в мужчине желание оберегать и защищать. Если мужчина кажется женщине привлекательным, у нее расширяются зрачки. Тушь, тени и подводка искусственно создают впечатление постоянной заинтересованности. Однако мужчин больше тянет к женщинам с естественным макияжем. Не стоит накладывать на лицо тонны штукатурки – ни к чему хорошему это не приведет. Контактные линзы придают женским глазам блеск, зрачки кажутся расширенными. Вот почему мужчины, оценивая женщин на фотографиях, назвали тех, кто был в контактных линзах, «необычайно притягательными».

Мужчины должны показывать женщине, что они слушают. Женщины часто жалуются на то, что мужчины их не слушают. Сигналы языка телодвижений показывают, что 80 % информации в женских разговорах – это обсуждение эмоциональных состояний. С мужской точки зрения, женщины слишком размахивают руками и постоянно меняют выражение лица – даже при разговоре по телефону, не говоря уже о личном общении. Тон голоса отлично передает, что именно женщина имеет в виду. Женщины используют в разговоре пять тонов – большинство мужчин способны распознать только три. Произнесенные слова содержат менее 10 % информации. Следовательно, слова в женском разговоре неважны, поскольку большая часть информации передается невербально. За десять секунд разговора женщина в среднем использует шесть выражений лица. Эти выражения отражают, а затем передают эмоции говорящего. Со стороны может показаться, что обсуждаемые события произошли не только с говорящим, но и с самой женщиной.

Вот типичная десятисекундная последовательность, говорящая о том, что женщина слушает: Печаль Удивление Гнев Радость Страх Желание.

Женщина понимает смысл сказанного по интонации и сигналам языка телодвижений говорящего. Именно так и должен вести себя мужчина, если хочет, чтобы партнерша поверила в то, что он ее слушает и понимает. Большинство мужчин приходят в ужас от того, что нужно лицом демонстрировать внимание. Но если вы овладеете этим искусством, никогда не пожалеете об этом!

Построение отношений через разговор крайне важно для женщин.

Сравните среднее количество мужских и женских разговоров. Мужчина использует всего 2000–4000 слов, 1000–2000 звуков и не больше 2000–3000 сигналов языка телодвижений. Его средний дневной диапазон составляет около 7000 «слов». И это всего лишь треть разговорных способностей большинства женщин. Вот почему в состоянии стресса женщина говорит, говорит… Процесс разговора приносит ей комфорт и облегчение. Самый важный урок, который должен усвоить любой мужчина: женщину нужно слушать молча, используя самые простейшие звуки и жесты. Для мужчин подобная концепция чужда, потому что они говорят только тогда, когда есть что сказать или когда у них есть готовое решение. Когда женщина перестает говорить и чувствует, что вы ее услышали, она ощущает облегчение и счастье. К тому же она считает вас замечательным мужчиной, умеющим выслушать и понять. А это сулит неплохую перспективу! Мужчины не отличаются особыми способностями к поддержанию беседы, но их, по крайней мере, можно научить внимательно слушать.

Женщины должны следить за своей внешностью. Наша внешность влияет на способность привлечь и удержать партнера. В долгосрочных отношениях мужчину больше интересует личность женщины, ее интеллект и чувство юмора, но «красота» по-прежнему занимает важное место в этом списке. Поскольку визуальные сигналы очень важны для мужчины, он полагает: если женщина следит за своей внешностью, то делает это, чтобы нравиться ему. Во время разводов многие мужчины жалуются на то, что после свадьбы жены перестали следить за собой. Мужчинам кажется, что дамы используют внешность, чтобы привлечь их внимание, а после свадьбы считают, что дело сделано. Женщинам трудно понять подобную точку зрения, но таковы мужчины . Мужчина не обладает женской способностью распознавать визуальные, вокальные и другие сигналы языка телодвижений, которые разъяснили бы ему суть происходящего.

Телепатический «сигнал тревоги» распространился по комнате – и все женщины его уловили. Большинство же мужчин ничего не заметили. Мужской мозг не приспособлен к тому, чтобы слышать или видеть сложные сигналы языка телодвижений. Для оценки поведения другого человека женщины используют 16 участков мозга, тогда как мужчины – 4–6. Вот почему женщина может, придя на вечеринку, мгновенно оценить состояние отношений всех присутствующих пар – кто поссорился, кто кому нравится и т.д.

Жест, которого должны избегать мужчины, которые хотят быть счастливыми в семейной жизни. Большой палец может служить сигналом пренебрежения и неуважения – когда мы указываете им на другого человека. Представьте такую ситуацию: мужчина наклоняется к приятелю, показывает на партнершу большим пальцем и говорит: «Она вечно меня пилит». Такой мужчина буквально напрашивается на ссору. Подобный жест – явное проявление неуважения. Если мужчина ценит свои отношения, никогда не надо делать ничего подобного. Такой жест будет отвратителен для женщины.

Обсуждайте свои разногласия, а не ссорьтесь из-за них.

Наши эволюционные роли определили наши биологические навыки и чувства, необходимые для выживания. Женщины исторически развивались для того, чтобы заботиться и ухаживать за другими людьми. Неудивительно, что женщины лучше улавливают тонкие нюансы языка телодвижений, тон голоса и другие сенсорные факторы. Это совсем не значит, что дамы обладают нейкими сверхтонкими чувствами – просто мужские чувства несколько притуплены в сравнении с женскими. Женщина, обладающая высокой восприимчивостью, рассчитывает на то, что мужчина поймет ее вербальные, вокальные и телесные сигналы, а вместе с ними и ее потребности. Она полагает, что партнер знает, чего она хочет. Когда же он не улавливает ее сигналов, она обвиняет его в бесчувственности и невнимательности. Неудивительно, что половина браков распадается. Хорошо то, что большинство мужчин вполне в состоянии улучшить свою способность к распознаванию невербальных и вокальных сигналов. Ну а женщинам нужно просто смириться с тем, что они не могут изменить мужчин. Если мы хотим построить счастливые отношения, нужно принять свои различия и работать с ними, а не против них.

3.3 Двадцать пять движений тела которых нужно избегать

Как мы уже говорили, что наш язык тела гораздо лучше показывает, что мы чувствуем, чем это можно сформулировать словами.

Все движения, которые мы делаем, подсознательно интерпретируются окружающими. Это может работать как на нас, так и против нас, в зависимости от того, как мы себя ведем и как используем язык тела. Некоторые жесты могут посылать позитивный сигнал, в то время как другие создают негативный тон. Несмотря на это, большинство людей совершенно не обращают внимания на свои собственные движения, поэтому поначалу управлять своими жестами и движения может быть довольно сложной задачей. Большинство движений имеют рефлекторный характер и происходят автоматически еще до того, как наш ум это осознает.

Тем не менее, обладая нужной информацией и немного попрактиковавшись, мы можем научиться преодолевать большинство негативных привычек языка тела. Итак запрещённые телодвижения.

-Не держите какие-либо объекты перед собой – чашка кофе, ноутбук, сумка и т.п. Если перед человек что-то стоит, это указывает на застенчивость, сопротивление, таким образом мы подсознательно прячемся за объектами, стремимся оградить себя от других. Вместо того, что бы поставить чашку кофе перед собой, поставьте ее немного в стороне, если это возможно.

-Не проверяйте время и не смотрите на ногти – это очень сильный признак скуки. Никогда не смотрите время и не осматривайте руки и ногти в частности, когда говорите с кем-то.

- Не убирайте крошки с одежды. Обычно, если мы с чем-то не согласны, мы можем делать вид, что отряхиваем невидимые крошки с одежды. Если при этом вы смотрите не на собеседника, а немного вниз — заставляете почувствовать, что вы не одобряете или осуждаете сказанное, не поддерживаете мнение человека. При этом человеку становится трудно выражать свое мнение честно. Оставьте крошки в покое!

-Поглаживание подбородка – означает «Я тебя осуждаю!». Люди часто дотрагиваются до подбородка, в процессе принятия решений.

-Если вы смотрите на кого-то и в этом время поглаживаете подбородок, подсознание говорит человеку, что вы принимаете какое-либо субъективное решение о нем. Из-за этого собеседник также может чувствовать себя неловко.

-Не сужайте глаза. Если вы хотите дать кому-то понять, что он или его мнение вам не нравится, можете, глядя на него, слегка сузить глаза. Это сразу делает выражение вашего лица более хмурым. Небольшое сужение глаз является инстинктивным, универсальным выражением гнева у различных видов животного мира (например, у тигров, собак).

-Не стойте слишком близко – это просто заставляет людей чувствовать себя некомфортно. Для большинства людей комфортная дистанция для разговора – около 0.7-1 м. Ближе могут находиться только хорошие друзья или интимные партнеры.

-Не смотрите вниз в присутствии других людей. Обычно это указывает на незаинтересованность, а иногда собеседник может интерпретировать жест как знак высокомерия. Всегда старайтесь смотреть вперед или в глаза, когда говорите со своими друзьями и знакомыми.

-Не прикасайтесь к лицу вообще во время разговора. Прикосновения к лицу, особенно носу, обычно интерпретируются как знак лжи. Также не стоит прикрывать рот рукой – это распространенный жест, который указывает на вранье или скуку. Держите руки подальше от лица во время разговора.

-Лживая улыбка – еще один признак обмана или мошенничества. Искренняя улыбка образует морщинки в уголках глаз и изменяет экспрессию всего лица. При подделанной улыбке изменяется только рот и губы. К тому же, очень легко определить искренне ли вы улыбаетесь. Не заставляйте себя улыбаться.

-Не отклоняйтесь от собеседника – это признак скуки и отсутствия интереса. Некоторые люди могут интерпретировать этот жест как «Я не люблю тебя.» Люди как правило инстинктивно наклоняются и приближаются к людям, которые им нравятся и отклоняются от тех, кто не нравится. Это особенно заметно, когда они сидят за столом. Если вы отклоняетесь от того, кто вам нравится – вы посылаете неверный сигнал.

-Не держите руки за головой или на бедрах – обычно интерпретируется как признак превосходства или хвастливости. Не стоит использовать эти жесты с новыми знакомыми. Их можно использовать только с близкими друзьями – на них эти жесты не будут иметь столь отрицательный эффект.

-Не стойте напротив собеседника – это вызывает определенный уровень дискомфорта и отсутствие интереса. Когда мы что-то активно рассказываем, доказываем и хотим в чем-то убедить, мы смотрим прямо на человека, склоняемся к нему. Если же мы ведем заинтересованную непринужденную беседу или внимательно слушаем мы инстинктивно принимаем положение слегка под углом к собеседнику. Поэтому, чтобы убедить в том, что мы действительно заинтересованы и нам важно то, что говорит собеседник старайтесь не стоять прямо перед ним лицом к лицу, а слегка с боком или под углом.

-Скрещенные руки – признак защитной реакции. Некоторые люди также могут интерпретировать его как признак эгоизма. Старайтесь всегда держать руки открытыми.

-Вялая осанка. Когда вы находитесь в шумной компании, особенно с новыми людьми, ваша осанка показывает уверенность и душевное спокойствие. То, как вы держитесь, подсознательно говорит о том, как вас воспринимать. Это может иметь огромное влияние особенно на то, как на вас будут реагировать незнакомцы. Поставьте ноги на комфортном расстоянии друг от друга, плечи держите ровно, голову прямо и приветствуйте людей непосредственно глядя в глаза и крепким рукопожатием.

-Почесывание затылка и шеи – типичный признак сомнений и неопределенности. Также может быть истолкован как признак лжи.

Старайтесь держать руки подальше от головы, когда общаетесь с другими.

-Ерзание воротника рубашки. Этот жест словно кричит: «Я чувствую себя ужасно неудобно и некомфортно». Еще раз – следите за своими руками

-Увеличение количества морганий – явный признак тревоги. Некоторые люди начинают моргать очень быстро (это связано с повышением пульса), когда нервничают. Это особенно заметно, когда собеседник хочет наладить зрительный контакт. Если чувствуете тревогу или нервничаете, стараетесь следить за морганием, особенно если кто-то смотрит на вас в непосредственной близости.

Сутулость плеч – указывает на низкую самооценку. Плечи слегка отведенные назад, люди ассоциируют с уверенностью в себе. Старайтесь тянуть плечи назад, таким образом вы не только будете выглядеть более уверенно, но и чувствовать себя более уверенно.

-Держать руки в районе гениталий. Поза, когда вы руками как бы случайно прикрываете гениталии, практически гарантирует, что вы потеряете немного уважения прежде, чем скажете хотя бы слово. Она ассоциируется с защитной реакций, страхом, неуверенностью. Старайтесь держать руки по бокам, а плечи тянуть назад.

-Подпирание головы руками говорит «Мне скучно». Никогда не подпирайте голову локтями и руками во время разговора. Расслабьте руки и положите на стол, но не закрывайте в замок.

-Вытирать потные руки об одежду – признак безумной нервозности. Если ваши руки потеют, просто дайте им потеть. Сделайте несколько глубоких вдохов и постарайтесь расслабиться – это должно помочь.

-Сидеть на краю стула – признак психического и физического дискомфорта. Эта позиция неудобна как самому сидящему, так и окружающие люди начинают чувствовать себя некомфортно. Сидеть нужно всем весом на стуле, спина должна быть слегка откинута на спинку, но ровной. Когда наклоняетесь вперед к собеседнику, используйте спину, но не двигайте нижней частью.

-Постукивание ногами или пальцами. Обычно указывает на стресс, нетерпение или скуку. Контролируйте свои привычки и держите конечности в покое.

-Не ерзайте руками. Это еще один признак тревоги. Этот жест может быть истолкован как неуверенность. В присутствии других людей лучше держать руки в покое.

-Перекачивание с ноги на ногу. Еще один жест, который обычно указывает на психический и физический дискомфорт. Люди могут увидеть этот жест и предположить, что вы не хотите разговаривать, особенно если вы не стоите непосредственно перед ними. Не переставляйте ноги больше чем раз в 2-3 минуты и не перекачивайтесь с одной на другую.

Заключение

Общение с помощью сигналов языка телодвижений известно человечеству миллионы лет. Именно эти сигналы являются основой нашего взаимодействия с представителями противоположного пола. Но когда речь заходит о любви, многие напрочь забывают об этом искусстве.

Очень полезно знать невербальные сигналы и уметь ими пользоваться в повседневной жизни. Ведь невербальные сигналы приходят нам на помощь тогда, когда у нас не хватает слов. Мировые исследования показывают, что влияние слов зависит от их содержания всего на 10 %. 60–80 % приходится на невербальные сигналы, а остальное – на интонацию. И если человек не обладает врожденной интуицией или не изучил язык телодвижений, то, скорее всего, до этого момента упустил большую часть того, что пытались ему сказать представители противоположного пола.

Виртуальные свидания, социальные сети, скоростные свидания – все это цветет пышным цветом. Поскольку мужчинам труднее знакомиться, на большинстве курсов, посвященных флирту, мужчин больше, чем женщин. Большая часть из тех, кто состоит в браке, официальном или гражданском, испытывает сложности в личных отношениях. Люди жалуются на непонимание, несовместимость, неверность и «неразрешимые противоречия». Мужчины и женщины забыли жесты и сигналы языка телодвижений, которые были прекрасно известны нашим далеким предкам. Однако мы можем научиться общаться гармонично. Для этого нам нужно изучать язык телодвижений.

Исследования показывают, что стоит изменить сигналы языка телодвижений, как изменяется наше отношение и подход к жизни. Мы сможем изменить настроение перед вечеринкой, почувствовать себя более уверенно в обществе представителей противоположного пола, стать более контактным и привлекательным. Улучшая язык телодвижений, мы начинаем по-другому общаться с окружающими. И они по-другому контактируют с нами. Вот почему изучение языка телодвижений так важно для личной жизни. Позитивные сигналы заставят нас почувствовать себя лучше. Мы станем более привлекательным, что пойдет на пользу вашим отношениям.

Язык телодвижений подскажет и расскажет нам о многом, свободна выбранная цель или занята, нужен ли человеку случайный секс или длительные отношения, нравитесь ли мы или нас ждет отказ. Язык телодвижений поможет построить здоровые, счастливые отношения, научит выявлять обман, избегать ссор и конфликтов, научит нас правильно понимать людей и посылать верные сигналы в нужное время. Нужно по достоинству оценить замечательное позитивное влияние, которое язык телодвижений оказывает на личную жизнь.

Список использованных источников

  1. Е.П. Ильин Психология общения и межличностных отношений.

Электронный адрес электронной библиотеки:

http://filegiver.com/free-download/ilin-psikhologiya-obshcheniya-i-mezhlichnostnykh-otnosheniy.fb2.html

  1. Аллан Пиз «Язык телодвижений».

Электронная библиотека адрес:

http://filegiver.com/free-download/piz-yazyk-telodvizheniy-kak-chitat-mysli-okruzhayushchikh-po-ikh-zhestam.fb2.html

  1. Аллан и Барбара Пиз

«Язык жестов любви»2012 г. «Издательство «Эксмо»

  1. Мария Бриль «Читаем язык жестов».

Электронная библиотека адрес: http://filegiver.com/free-download/Bril-Chitayem-yazyk-zhestov.fb2.html

5. Аллан Пиз «Как читать мысли по жестам. Издательство «Эксмо» 2013г.

6. Пол Экман «Не дай себя обмануть».

Электронная книга адрес:

http://www.litres.ru/aleksandr-vem/ne-day-sebya-obmanut-yazyk-zhestov-o-chem-umolchal-pol-ekman/

7. Александр Вемъ «Вруны и врунишки». Как распознать и обезвредить.Издательство Питер 2010г.

8. Александр Вемъ «Заговори, чтобы тебя увидели». Питер 2009г.

9. В.П. Морозов «Невербальная коммуникация». Институт психологии Российской академии наук. 2011г.

10. Н.Равенский «Как читать человека».Издательство Рипол Класикк 2007г.