Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Игра в воспитательном процессе (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ИГРЕ)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский

Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры. Выдающийся нидерландский мыслитель ХХ столетия Йохан Хейдинга (1872-1945) утверждал, что понятие «человек играющий» выражает такую же существенную функцию, как «человек созидающий», что анализ любой человеческой деятельности до самых пределов сознания человека свидетельствует, что это не более, чем игра, что игра есть специфический фактор всего, что окружает людей в мире.

Тема исследования «Игра как средство воспитания», на наш взгляд, в современном обществе весьма актуальна и обсуждаема, так как игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Игра помогает сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игру чаще всего определяют, как деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы.

Воспитательно-образовательная работа с детьми младшего школьного возраста осуществляется в разных видах деятельности – игровой, учебной, трудовой. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр и самостоятельной деятельности. Новые задачи начальной школы, изменение ее учеб­ных программ предполагают учет возможностей и особенностей правильного соединения игры и учебы. Наибольшие возможности для игровой деятельности заложены во внеклассной работе, в работе групп продлен­ного дня, где дети могут выбирать игры и занятия по интересам. Главная задача, которая решается при этом в совместной деятельности – предоставить возможность детям для коллективных переживаний, создать у них радостное настроение. За последние годы накоплен большой экспериментальный и теоретический материал по вопросам организации жизни и деятельности детей в условиях где ведущее место отводится использованию игровых приемов на уроках и собственно игре как форме организации детской жизни. Поэтому тема данной работы была и остается актуальной на сегодняшний день.

Объектом нашего исследования выступает учебная деятельность школьников.

Предмет исследования – игра как средство воспитания.

Цель исследования: выявить воспитательное и развивающее влияние игр на учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Гипотеза: мы считаем, что применение разнообразных игр на занятиях в младших классах оказывает воспитательное и развивающее влияние на школьников, повышает их творческое мышление и самостоятельность.

Для достижения цели поставлены следующие исследовательские задачи:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  • рассмотреть различные варианты игровых методик, способствующих развитию младших школьников;
  • на практическом примере показать роль развивающих и дидактических игр в обучении и воспитании учеников начальной школы.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ИГРЕ

1.1 Сущность игры как психологического явления

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. В ре самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Дети с ре удовольствием ре сами придумывают игры, с помощью которых самые ре банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В ре игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение ре взвешивать обстоятельства и пр.»,- писала Н.К. Крупская. Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ре ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, ре его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир [11, с. 18]. Игра, дети, процесс

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток ре представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение ре игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его ре возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. В ре настоящее время появилось целое направление в педагогической ре науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей ре дошкольного и младшего ре школьного возраста, и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь ре включения детей в ре учебную работу. Способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности [8, с. 26].

Приоритетом ре современного образования ре становится обучение, ориентированное на ре самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельность, творческий ре потенциал ре учащихся. В начальной школе происходит смена ведущей ре деятельности ребёнка от игровой к учебной. Игра-это естественная форма ре обучения для ребёнка. Она – часть его жизненного опыта. Передавая ре знания посредством ре игры, учитель не только удовлетворяет сегодняшние, но и учитывает будущие интересы школьника. Игра – средство ре воспитания, постоянная и неизменная спутница детей. Основные функции игры представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные функции игры

Функция

Описание

развлекательная функция

основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить учащихся, пробудить интерес к знаниям

коммуникативная функция

освоение диалектики общения

терапевтическая функция

преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности

диагностическая функция

выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры

коррекционная функция

внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей

Продолжение таблицы 1

Функция

Описание

функция межнациональной коммуникации

усвоение единых социокультурных ценностей

функция социализации

включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве её средства;
  • в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради ре удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  • творческий, в ре значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
  • наличие прямых ре или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры ре как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью ре реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, ре самореализации [5, с. 57]. В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия как средство реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

В современной школе, делающей ре ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, ре игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве ре самостоятельных технологий ре для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технологии ре внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые ре педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации ре педагогического процесса в форме ре различных педагогических игр. В советское время сохранение и развитие традиций ре игровой культуры народа, весьма деформированных тоталитарным режимом, начиналось с практики летних загородных лагерей, хранивших игровое богатство общества. Прежде всего следует учитывать, что ре игра как ре средство общения, обучения ре и накопления жизненного опыта является ре сложным социокультурным ре феноменом. Сложность ре определяется ре многообразием ре форм игры, способов участия в них партнеров и ре алгоритмами ре проведения игры. Социокультурная природа игры очевидна, что ре делает ее незаменимым элементом обучения [20, с. 17]. В процессе игры:

  • осваиваются ре правила ре поведения и роли социальной группы класса (мини – модели общества), переносимые ре затем в большую жизнь;
  • рассматриваются ре возможности ре самих групп, коллективов-аналогов предприятий, фирм, различных ре типов экономических и социальных ре институтов в миниатюре;
  • приобретаются ре навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики ре учащихся, необходимые для достижения поставленных ре целей;
  • накапливаются ре культурные ре традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.

Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к ре воображению, образному ре мышлению. Происходит ре это ре благодаря ре тому, что в игре ре ребёнок ре стремится ре воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его ре собственной ре практической ре деятельности, а сделать он это может только с помощью ре условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими ре настоящие вещи. В игре у ребёнка закладывается способность оперировать образами действительности, что, в свою очередь, создаёт основу для ре дальнейшего ре перехода ре к сложным ре формам творческой деятельности. Кроме того, развитие ре воображения важно само по себе, ведь без него невозможна ре никакая, даже ре самая простая человеческая деятельность. Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности ре взаимодействовать ре с другими людьми. Кроме ре того, что ребёнок, воспроизводя в ре игре ре взаимодействие и ре взаимоотношения взрослых, осваивает ре правила, способы ре этого взаимодействия ре в совместной игре со сверстниками ре он приобретает ре опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и ре намерения, согласовать ре их с другими детьми [9, с. 15].

Игры – понятие ре многогранное. Существуют ре различные виды игр применяемых на ре уроках. Игры ре можно разделить на: индивидуальные, парные, групповые, общеклассные. Классификация ре игр приведена в таблице 2.

Таблица 2

Классификация игр

Классификация

Характеристика

По форме проведения

предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные)

По способу организации

компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие и креативные и т.д.

По степени сложности выполняемых действий

простые (моноситуационные) и сложные (полиситуационные)

По длительности проведения

продолжительные и непродолжительные

По количественному составу участников игры

индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные

Существует ре несколько групп ре игр, развивающих ре интеллект, познавательную ре активность ребенка (таблица 3).

Таблица 3

Классификация игр по группам

Классификация

Характеристика

I группа

предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа

игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности

Продолжение таблицы 3

Классификация

Характеристика

III группа

игры как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими

IV группа

игры строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых

V группа

игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу

VI группа

подвижные игры. Коллективные спортивные игры и соревнования развивают умение действовать в коллективе, поддерживать товарища, стремление бороться за честь класса, школы.

Воспитывающий потенциал игры всегда зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр; во-вторых, ре от того, каким ре героям подражают ре дети; в-третьих, он обеспечивается самим ре процессом игры как деятельности, требующей достижения цели ре самостоятельного ре нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения ре во имя ре достижения успеха и, конечно, установления ре доброжелательных ре отношений. Игры, таким образом, дают детям очень ре важный ре навык ре совместной работы. Поэтому выведены соответствующие направления ре педагогического ре руководства игровой ре деятельностью [4, с. 32]:

1) вовлекать ре детей ре в ре игру, использовать ре особые приемы, побуждающие ре желание играть («хочу играть!»);

2) помогать ре действовать ре по правилам ре и решать ре игровые задачи («так надо»);

3) развивать ре творческий ре потенциал ре ребенка ре в процессе ре игры способствовать ре появлению ре адекватной самооценки и чувства «могу!».

Таким образом, ре можно ре сделать ре вывод, что ре проводить игры воспитательного ре характера ре во ре внеурочное ре время ре очень важно, так как с одной стороны ре ребенок отдыхает ре от занятий ре и ответов у ре доски, но с другой стороны он не ре тратит ре попусту ре время просиживая ре часами за ре компьютером или бесцельно ре ре гуляя по улицам, а получает новые знания и воспитание в игре и раскрывает при этом ре свой ре творческий потенциал, свои ре таланты, что ре очень важно для детей ре школьного ре возраста.

1.2 Роль игр в развитии и воспитании младших школьников

В самых ре различных ре системах ре обучения ре игре отводится ре особое место. В игре ре ребенок ре делает ре открытия ре того, что ре давно известно ре взрослому. В настоящее время ре появилось ре целое ре направление ре в педагогической науке – игровая педагогика, которая ре считает игру ре ведущим ре методом ре воспитания, и обучения детей ре дошкольного ре и школьного ре возраста, и поэтому ре упор на ре игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей ре в учебную работу, способ ре обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия [3, с. 28].

В играх ребенок ре осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только ре осваивает готовые ре способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в ре соответствии с ре развивающимся ре воображением. Это же характерно и для освоения ре отношений в мире ре взрослых: ребенок, воспроизводя в игре ре отношения ре взрослых, по – своему переживает ре их и трансформирует в ре соответствии ре со своей ре фантазией: возникающими представлениями о ре добре и ре справедливости. Через себя ре в игре ребенок начинает понимать ре другого человека, точно ре так же как через другого начинает понимать себя.

Такое ре активное ре участие ре в освоении ре предметного ре мира и мира человеческих ре отношений ре способствует ре развитию ре творческих возможностей детей: «Два ре основных ре психических новообразования школьного возраста, формирующихся ре в игре, - ориентация ре на позицию другого человека и ре творческое воображение, - теснейшим ре образом связаны друг с другом. Можно ре даже сказать, что это ре две стороны ре одного и того же начала в ребенке, а ре именно – начала творческого».

Игра – это одновременно ре развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона ре социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества ре с ре взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. Школа ре современности нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра незаменимый в этом помощник. Поэтому что всех ре учителей интересуют ре ре вопросы: как сделать ре обучение ре наиболее ре эффективным, какими ре методами ре поддерживать ре интерес к ре учению ре и как более эффективно ре корректировать ре психические ре процессы учеников ре нашей ре школы. Опыт ре показывает, что, если ре игру использовать ре в обучении осознанно, опираясь ре ре на научное ре понимание ре социальных ре и психологических ре закономерностей ре жизни и развития ре ребенка, исходя из представлений о ре ре месте игры ре в процессе ре школьного обучения ре и о механизме воздействия ре игры ре на протяжении ре ре этого ре процесса [6, с. 107].

В игре ре вырабатываются такие ре жизненно ре важные качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость в достижении цели. Кроме всего этого, игра ре развивает ре коммуникативные ре способности, логическое мышление, учит ре предвидеть ре последствия ре своих и чужих поступков. Перевоплощение дошкольника в ре первоклассника редко обходится без ре трудностей, преодолевать которые приходится самому малышу, учителю, а также его родителям [10, с. 52].

Игра – хороший ре помощник ре педагога, но не ре волшебная палочка. Рассматривая ре игру дошкольника, мы ре видим, что малыш, не ставя перед собой задачи овладеть ре теми или иными ре знаниями, тем не менее, осваивает кое – какой учебный материал. Если ре бы мы ре попытались заставить дошкольника задуматься над ре «полезностью» его игры, она сразу перестала бы быть игрой и ре утратила бы свою ре привлекательность. Дошкольник играет для того, чтобы играть. Игра младшего ре школьника ре побуждается иными мотивами. Для ре успешного ре обучения ребенок ре должен испытать радость умственного ре напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Но для этого просто ре необходимо, чтобы ре он захотел включиться в их решение. Вот тут-то развивающая игра оказывается ре незаменимым помощником учителя. Помочь обучающемуся начальной ре школы включиться в решение учебных задач – значит ре сделать ре важный шаг в ре достижении стратегического результата начального ре обучения. При таком ре использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как [18, с. 63]:

  • положительное ре отношение к ре школе, к учебному предмету;
  • умение ре и желание ре включаться в ре коллективную учебную работу;
  • умение ре слушать ре друг ре друга;
  • добровольное ре желание расширять ре свои возможности;
  • раскрытие ре собственных ре творческих способностей;
  • самовыражение, самоутверждение.

В ре младшем ре школьном ре возрасте ре дети ре с удовольствием играют в дидактические ре игры (сюжетные, ре предметные, ре соревновательные). В них имеются ре следующие ре элементы ре деятельности: игровая ре задача, игровые мотивы, учебные ре решения задач. В результате ре учащиеся ре приобретают новые знания по содержанию ре игры. В отличие ре от прямой ре постановки учебной задачи, как это ре происходит на ре уроках, в дидактической ре игре она возникает как игровая задача ре самого ребенка. Способы же ре ее решения ре являются учебными.

Дидактические ре игры вызывают ре у школьника ре живой интерес к предмету, позволяет ре развивать ре индивидуальные ре способности каждого ученика, воспитывает ре познавательную ре активность. Ценность ре дидактической игры определяется ре не по тому, какую ре реакцию ре она вызовет ре со стороны детей, а по ре эффективности ре в разрешении ре той или иной задачи применительно ре к каждому ученику [2, с. 47].

Итак, в ре младшем ре школьном возрасте ре можно ре использовать ре игру как средство организации и ре облегчения учебной ре и трудовой ре деятельности ре детей. Элементы игры в ре процессе обучения ре вызывают у ре учащихся положительные ре эмоции, повышают ре их активность. Младшие ре школьники с большим ре интересом ре выполняют те ре трудовые ре задания, которые ре носят игровой ре характер (например, тимуровскую работу). Игровая ре деятельность способствует ре формированию ре всех сторон ре психической жизни детей, их самостоятельности ре в постановке задач и выборе ре способов действия.

1.3 Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность игр

Воспитательный ре и ре обучающий ре потенциал ре игры зависит, во-первых, от содержания ре познавательной ре и нравственной информации, заключенной в тематике игр; во-вторых, от того, каким ре героям подражают дети; в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры ре как деятельности, требующей достижения ре цели самостоятельного ре нахождения средств, согласования действий с ре партнерами, самоограничения ре во имя достижения успеха и, конечно, установления ре доброжелательных ре отношений. Игры, ре таким образом, дают ре детям ре очень ре важный ре навык ре совместной работы. Можно определить ре соответствующие ре направления ре педагогического ре руководства игровой деятельностью [7, с. 22]:

1) вовлекать ре детей в игру, использовать ре особые приемы, побуждающие ре желание играть («хочу играть!»);

2) помогать ре действовать ре по правилам ре и решать игровые ре задачи («так надо»);

3) развивать ре творческий ре потенциал ре ребенка ре в процессе игры способствовать ре появлению ре адекватной ре самооценки ре и чувства ре «могу!».

Таким ре образом, можно ре сделать вывод, что ре проводить игры воспитательного ре характера ре во ре внеурочное ре время ре очень важно, так ре как с одной ре стороны ребенок ре отдыхает ре от занятий ре и ответов ре у доски, но ре с другой ре стороны ре он не ре тратит попусту ре время ре просиживая ре часами за компьютером ре или бесцельно ре гуляя ре по улицам, а ре получает новые ре знания и воспитание в игре и раскрывает при этом свой творческий потенциал, свои таланты, что очень важно для детей школьного возраста.

Игровая ре форма занятий ре создается ре на уроках ре при помощи игровых приемов и ре ситуаций, ре которые ре должны ре выступать ре как средство побуждения, ре стимулирования ре учащихся ре к учебной ре деятельности. Реализация ре игровых ре приемов ре и ситуаций ре при урочной форме занятий проходит по ре таким ре основным ре направлениям [13, с. 29]:

  • дидактическая цель ре ставится ре перед ре учащимися ре в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность ре подчиняется ре правилам игры;
  • учебный ре материал ре используется ре в качестве её средства;
  • в учебную деятельность ре вводятся ре соревнования, которые способствуют ре переходу ре дидактических ре задач в ре разряд игровых;
  • успешное ре выполнение ре дидактического ре задания связывается с игровым результатом.

Использование ре игры в воспитании ре требует соблюдения некоторых правил, которые ре сформулированы ре последовательно и обоснованно:

  1. Игры ре должны ре быть такого рода, чтобы ре играющие привыкли смотреть на них как ре на нечто побочное, а не ре как на какое-нибудь дело.
  2. Игра должна ре способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.
  3. Игра не должна ре грозить ре опасностью ре для жизни, ре здоровья, приличия.
  4. Игры должны ре служить ре преддверием ре для вещей серьезных.
  5. Игра должна ре оканчиваться ре раньше, чем надоест.
  6. Игры должны ре проходить под наблюдением воспитателей.

При строгом ре соблюдении ре этих условий ре игра становится ре серьезным делом, т.е. развитием ре здоровья, или ре отдыхом ре для ума, или ре подготовкой для жизненной деятельности, или ре всем этим ре одновременно. Проблема игровой мотивации очень важна. В играх могут быть реализованы следующие потребности [14, с. 55]:

  • наличие ре собственной деятельности - творчество;
  • общение;
  • власть;
  • потребность ре в ином;
  • самоопределение через ролевое экспериментирование;
  • самоопределение ре через пробы деятельностей.

Изучение ре современной педагогической ре литературы об ре игре позволяет сформулировать ре следующие требования, ре которые учитель обязательно должны учитывать ре при ре организации ре детских ре во внеурочное время.

      1. Свободное ре и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а ре вовлечение в нее детей.
      2. Дети ре должны хорошо ре понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой ре игровой роли.
      3. Смысл ре игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения ре в реальных ре ситуациях ре с тем, чтобы основной смысл игровых действий ре переносился ре в реальную ре жизнедеятельность.
      4. В игре ре дети ре должны ре руководствоваться ре принятыми в обществе нормами ре нравственности, основанными ре на гуманизме, общечеловеческих ценностях.
      5. В игре ре не ре должно ре унижаться ре достоинство ре ее участников, в том числе и проигравших.
      6. Игра должна ре положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.
      7. Игру ре нужно ре организовывать ре и ре направлять, при ре необходимости сдерживать, но ре не подавлять, обеспечивать ре каждому ре участнику ре возможность проявления ре инициативы.
      8. Игры ре не ре должны ре быть ре излишне (откровенно) ре воспитательными и излишне ре дидактическими: их ре содержание ре не ре должно ре быть ре навязчиво назидательным и ре не должно ре содержать ре слишком ре много ре информации (дат, имен, правил, формул).
      9. Не ре следует ре вовлекать ре детей ре в излишне ре азартные игры, в ре игры на деньги ре и вещи, в ре опасные для ре здоровья ре и жизни, в ре игры-сорняки (содержащие в ре своих правилах ре и ре действиях ре нарушения общепринятых норм морали).

Естественно, это ре лишь ре некоторые, ре наиболее ре общие требования. Для отдельных ре видов ре игр ре формулируются ре свои принципы ре и для ре каждой игры разрабатываются ре свои ре правила.

Обобщая ре все ре вышесказанное, мы ре пришли к ре выводу, что применение игровых ре технологий ре в ре процессе ре обучения ре и воспитания, могут значительно увеличить ре эффективность ре образовательной ре деятельности. Помогут ре сделать педагогический ре процесс ре менее ре утомительным, и ре сделают ре его ре более привлекательным и ре интересным.

ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

2.1 Констатирующий эксперимент

Мы считаем, что ре одним из ре условий, при котором игровые технологии эффективны, является желание ре детей играть. Для изучения ре игры в младшем школьном ре возрасте было проведено ре исследование, состоящее из трех этапов.

Первый этап – констатирующий – был ре направлен ре на ре выявление ре уровня развития творческого начала и навыков самостоятельности учащихся.

Многие ре исследователи (Л.С. Выготский, О.Н. Дьяченко, Н.А. Ветлугина) указывали ре на ре необходимость ре создания ре такой ре предметной среды, которая бы служила ре пусковым механизмом, на важную роль на специфических ре предметах ре в ре развитии ре творчества у детей.

На втором этапе формирующего эксперимента были созданы необходимые ре условия ре для ре оснащения ре развивающей ре среды ре младших школьников ре в ре учебном процессе – проводились ре занятия, направленные ре на развитие ре творческих ре способностей, в уроки ре включались ре игровые моменты.

Третий этап – контрольный – был направлен на определение эффективности ре использования ре игры и ре игровых приемов ре как средство формирования творческого ре начала ре младших школьников. Для ре этого была проведена ре повторная ре диагностика ре уровня ре развития ре творческого ре начала и навыков самостоятельности учащихся.

В исследовании ре принимали участие учащиеся из 2 «А» класса СОШ №34 г. Иркутска (20 человек).

На этапе констатирующего эксперимента мы использовали методику Е.А. Панько «Придумай игру», направленную ре на выявление умений у младших школьников создавать новую игру, формулировать правила игры, распределять ре роли ре и ре предвидеть ре возможные ре ситуации. Она направлена на определение способности к прогнозированию, предвосхищению и обеспечению возможности более быстрого решения проблем.

Методика «Придумай игру» (автор Е.А. Панько)

Инструкция ре к ре проведению:

Ученик ре получает ре задание: за 5 ре минут придумать ре какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая ре на следующие вопросы экспериментатора:

1. Как ре называется игра?

2. В чем ре она состоит?

3. Сколько ре человек ре необходимо для игры?

4. Какие ре роли ре получают ре участники ре в игре?

5. Как ре будет ре проходить игра?

6. Каковы ре правила ре игры?

7. Чем должна ре будет ре закончиться игра?

8. Как будут ре оцениваться ре результаты ре игры и успехи отдельных участников?

В ответах ре младшего ре школьника оценивается не речь, а содержание придуманной игры. В этой ре связи, спрашивая ученика, необходимо помогать ему – постоянно ре задавать ре наводящие ре вопросы, которые, однако, не ре должны подсказывать ответ.

В основе ре способности ре к развитию ре творческого ре начала лежит такая личная особенность ре как креативность. Многие ученые (А.В. Петровский, Е.Н. Соколов, Я.Н. Коломинский) ре определяли ре креативность как особенность развития ре психических ре процессов, в частности давали характеристику мышлению ре как ре понимание ре главного, существенного, беглость (быстрый переход от ре одного ре способа ре решения к другому), гибкость ре (разнообразие идей), оригинальность (необычность, ре остроумность, самостоятельность решения задач), открытость ре (многогранное видение), ре воображение (фантазия – яркая, образная, ре стереотипная).

Критерии ре оценки ре содержания ре придуманной ре ребенком ре игры ре в данной методике были следующие:

  • оригинальность ре и ре новизна;
  • продуманность ре условий;
  • наличие ре в ре игре различных ре ролей для ее участников;
  • наличие ре в ре игре ре определенных правил;
  • точность ре критериев ре оценки ре успешности проведения игры.

По каждому ре из критериев ре придуманная ре учеником ре игра ре может оцениваться ре от ре 0 до ре 2 баллов. Оценка ре в 0 ре баллов означает полное отсутствие в игре ре любого ре из ре пяти ре перечисленных ре выше ре признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается ре отдельно). 1 балл – наличие, но слабая выраженность в игре данного ре признака. 2 балла – присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего ре признака.

По всем ре этим ре критериям ре и признакам ре придуманная ре школьником игра в сумме может получиться от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.

Выводы ре об уровне фантазии:

10 баллов – очень ре высокий;

8-9 баллов – высокий;

6-7 баллов – средний;

4-5 баллов – низкий;

0-3 балла – очень низкий.

Результаты исследования отображены на рисунке 1:

Рисунок 1 – Уровень развития фантазии

Оценка содержания придуманной игры.

Таким образом, во 2 «г» из 20 учеников 5 человек проявили очень высокий ре уровень фантазии в организации и придумывании содержания игры, 5 человек проявили высокий ре уровень ре фантазии, 8 человек проявили средний уровень фантазии и 2 человека проявили низкий ре уровень фантазии, а очень низкий уровень отсутствовал, так как ре этот ре класс – класс ре гимназии.

Следующая ре методика, примененная ре нами – методика Р.С. Немова «Вербальная фантазия». Параметры по ре оцениванию ре элементов ре фантазии младших школьников:

Оценивание необычности, оригинальности образов:

0 баллов – пересказ ранее увиденного, услышанного;

1 балл – пересказ раннее известного с внесением элементов новизны;

2 балла – самостоятельное придумывание рассказа с новым сюжетом.

Оценивание богатства фантазии:

При ре оценивании ре этого ре качества ре процессов ре воображения ре фиксируется общее число ре различных ре живых ре существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе учащегося.

2 балла – число предметов и признаков превышает десять;

1 балл – общее количество деталей от шести до десяти;

0 баллов – признаков в рассказе мало, но не менее пяти.

Оценивание глубины и проработанности образов:

Этот показатель ре определяется ре по ре тому, насколько ре разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся ре к ре образу (человеку, животному, фантастическому существу), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе.

0 баллов – центральный объект изображен схематично, без детальной проработки его аспектов;

1 балл – при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная;

2 балла – главный образ расписан достаточно подробно.

Оценивание впечатлительности и эмоциональности:

Этот показатель оценивается по тому, вызывают ли образы в рассказе интерес и эмоции у слушателя.

0 баллов – образы малоинтересны, банальны.

1 балл – образы вызывают незначительный интерес.

2 балла – образы вызывают эмоциональную реакцию слушателей (удивление, восхищение, страх).

Таким образом, максимальное число баллов ребенок может получить за свое воображение до 10, минимальное – 0.

Данные исследования представлены на рисунке 2:

Рисунок 2 – Уровень развития вербальной фантазии

Оценка элементов фантазии младших школьников

Из диаграммы видно, что учащиеся обладают недостаточной глубиной фантазийных элементов.

Формирующий эксперимент

На этапе формирующего эксперимента мы использовали игровую технологию на уроках математики по теме: «Формирование вычислительных навыков табличного умножения и деления». Формирование прочных вычислительных навыков табличного умножения – одна из основных и сложных задач начального курса математики. Без быстрого и правильного воспроизведения табличных результатов невозможно дальнейшее обучение устному и письменному умножению и делению.

Использование специальных приемов запоминания табличных случаев умножения облегчает формирование прочных вычислительных навыков у учащихся начальных классов. Большое значение в сохранении высокой работоспособности на уроках математики играет мотивация, интерес ребенка к тому, что он делает. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес. Он не только активизирует умственную деятельность, но и направляет ее к последующему решению поставленных задач. Любой учитель знает, что заинтересовать младшего школьника учебной деятельностью трудно, но если интерес есть, то положительный результат будет обязательно.

Для решения поставленных задач была использована система дидактических игр Александра Григорьевича Гайштута. Автор не ставил перед собой цели теоретического обоснования системы своих игр, он занимался их практической разработкой. Проанализировав структуру его игр, мы сделали вывод, что все они имеют развивающий характер, позволяют не только разнообразить приемы запоминания таблицы умножения, но способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, умению сравнивать, проводить аналогии, обобщать, делать выводы и обосновывать их.

После урока мы провели контрольное анкетирование.

Анкета:

  1. Вам нравятся урок – путешествие?
  2. На каком уроке вам больше нравится путешествовать?
  3. Как вам больше нравиться путешествовать самостоятельно, в паре или группой?
  4. Нравиться ли тебе побеждать?
  5. Какие оценки вам нравятся получать на этом уроке?

Анализ анкет показал:

Ответы на вопрос №1 и 4 показаны на рисунке 3.

Рисунок 3 – Ответы на 1 и 4 вопросы анкеты

Ответы на вопрос: «На каком уроке вам больше нравится путешествовать?» ответы распределились следующим образом (рисунок 4):

Рисунок 4 – Ответы на 2 вопрос анкеты

Большинство учеников выбрало все предметы, физкультуру, самопознание и математику выбрало 5% учеников и 15% учеников предпочли урок литературы.

Ответы на вопрос №3: «Как вам больше нравиться путешествовать самостоятельно, в паре или группой?» ответы распределились следующим образом (рисунок 5):

Рисунок 5 – Ответы на 3 вопрос анкеты

Согласно рисунку 5 большинство учеников (80%) предпочитают работать в группе, 15% предпочли работать в паре и только 5% предпочли работать по одиночке.

Ответы на вопрос №5: «Какие оценки вам нравятся получать на этом уроке?» ответы распределились следующим образом (рисунок 6):

Рисунок 6– Ответы на 5 вопрос анкеты

Также нами была использована игра «Счастливый случай»

Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает:

• не только усвоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника желания учиться;

• осознание школьником своих занятий в классе не как простой игры в школу, а как учения.

С помощью игр и упражнений с четко выраженными правилами хорошо поддается тренировке произвольное внимание. Можно тренировать учащихся в пересказе сказок по схематическому плану. Кроме этого, на таких занятиях с помощью игр и упражнений формируется у детей поисковые пробы ориентировки при выполнении задания, на этой основе создается интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и таким образом, подвести к подменной зрительной ориентировке (Мозаика, сложи картинку). Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и промеривание, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.

Таким образом, в играх на уроках происходит развитие и коррекция всех познавательных процессов учащихся. Игровая технология влияет на формирование произвольности психических процессов. В школе игра пропитывает собой всю деятельность ученика. Она имеет внутреннее продолжение в школьном обучении и труде, помогает ребенку освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным и внимательным на уроках. Игра – это серьезная и ответственная деятельность детей. Первая культура, которую создал человек, это игровая культура, основанная на социальной деятельности. Может быть, это утверждение в некоторой степени дерзко, но игра – явление космического замысла, она феномен ноосферы. Выбор психической энергии в игре огромен и беспределен.

Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна.

В свои уроки мы включали приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности – всё это способствует активизации мыслительной деятельности.

Ребятам нравится игра на внимание под названием «Фотограф», в которой мы показываем детям полоску с цифрами, знаками, словами, а ученики должны их запомнить за 5 секунд и «сфотографировать» в тетрадь.

Контрольный эксперимент

На третьем этапе – контрольном – мы использовали повторно методику Е.А Панько «Придумай игру».

Результаты исследования отображены на рисунке 7:

Рисунок 7 – Уровень развития фантазии

Оценка содержания придуманной игры

Таким образом, во 2 «А» 10 человек проявили очень высокий уровень фантазии в организации и придумывании содержания игры, 5 человек проявили высокий уровень фантазии, 3 человека проявили средний уровень фантазии и 2 человека проявили низкий уровень фантазии. Очень низкий уровень отсутствовал.

Можно отметить положительные изменения уровня развития творческого начала в игре

Сравнительные результаты исследования отображены на рисунке 8:

Рисунок 8 - Сравнительные результаты исследования

Исследования показали, что использование данного приема заметно стимулировало общую речевую и игровую творческую активность детей.

В результате проведенных исследований нами была зафиксирована положительная динамика в развитии творческого начала младших школьников.

Данные исследования подтвердили гипотезу о том, что игра необходима в младшей школе, так она является важным аспектом для развития творчества и самостоятельности у младшего школьника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда игра постепенно вытесняется телевидением, компьютерами, сокращением системы общественного дошкольного воспитания, проблема формирования игры младших школьников как средства нравственного воспитания приобретает характер весьма актуальной педагогической проблемы. Ей посвящено значительное количество работ исследований отечественных и зарубежных ученых, однако в последние десятилетия в трактовке данной проблемы наблюдаются разногласия. Поэтому в последние время игра в системе средств воспитания детей младшего школьного возраста недостаточно обеспечивает условий для реализации основных задач нравственного воспитания. В современном социуме эта задача не реализуется в полной мере и требует решения.

Своеобразие путей и способов изучения и решения этой проблемы в начальной школе актуально тем, что игра практически исчезает и выходит новый вид деятельности – учение, ранний дидактизм вытесняет столь значимый для ребенка вид деятельности. Поэтому возникает новый путь эффективного формирования игровой деятельности.

Это означает, что проведенное мной исследование выполнено в генетическом аспекте с учетом того, что упущен значительный для развития ребенка вид ведущей деятельности, в котором учитываются особенности созревания организма, физическое и психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста и требует разработки педагогических путей и нравственного воспитания детей младшего школьного возраста через игру.

Исследование игровой деятельности позволило нам выявить, что создание специальной методики руководства игрой способствует формированию нравственных представлений и норм в начальной школе и обеспечивает конструктивные педагогические условия для нравственного воспитания младших школьников через систему специально подобранных игр (сюжетно –ролевых, подвижных, игр – эстафет, народных, дидактических), соответствующих по содержанию учащимся начальной школы.

Для ориентации младших школьников на нравственные нормы поведения мною была разработана методика использования специально подобранных и разработанных игр и проблемных ситуаций, направленных на формирование у младших школьников нравственных позиций в совместной игре со сверстниками и с участием педагога в игре на уровне партнера, корректирующего при необходимости восприятие предложенных ситуаций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азарова Ю.П. Игра и труд / Ю.П. Азарова. – М.: Знание, 2016. - 254 с.
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2015. - 143 с.
  3. Антонова Т.В. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Т.В. Антонова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2014. - 247 с.
  4. Аржанова А.И. Изучение и воспитание интеллектуальных эмоций учащихся / А.И. Аржанова // Уч. зап. Андижанского пединститута. Вып. 2. –2016. – С.21-29.
  5. Артемова JI.B. Чем хороши театрализованные игры [Элек тронный ресурс] // Режим доступа: http://www.magielam.ru/rodak/detyteatr/teatr.html.
  6. Ахметвалиева М.Г. Развитие познавательных способностей младших школьников: Дис. канд. пед. Наук / М.Г. Ахметвалиева. Саратов, 2015. - 283 с.
  7. Ахундов P.A. К вопросу о естественной двигательной активности детей младшего школьного возраста / Р.А. Ахундов //В кн.: Физическое воспитание и спорт. Вып. 9. М., – 1970. – С. 59-65.
  8. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 2015. - 254 с.
  9. Бильгильдеева Т.Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание условий для ее самореализации: Автореф. д. пед. Наук / Т.Ю. Бильгильдеева. М., 2015. – 48 с.
  10. Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. Воронеж, 2016. – 243с.
  11. Боген Н.М. Обучение двигательным действиям / Н.М. Боген. – М.: ФИС, 2016. – 193 с.
  12. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры / Л.В. Былеева. М.: ФИС, 2016. – 224 с.
  13. Венглер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка/ Л.А. Венглер //Газман О.С., Харитонов Н.Е. В школу с игрой. М.: Просвещение, 2014. – 96 с.
  14. Галанжина Е.С. Развитие нравственно-эстетических представлений младших школьников: Дис.канд.пед.наук / Е.С. Галанжина. Курск, 2012. – 165 с.
  15. Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр на уроках математики/ Н.И. Семяшкин // Начальная школа. 2016. – №2. – С. 18-24.
  16. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников / А.З. Зак. М., 2016. – 245 с.
  17. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей / Р.М. Миронова. – Минск, 2015. – 342 с.
  18. Эльконин Д.Б.  Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 2016. – 312 с.
  19. Тарасова И.А. Дидактические игры в начальной школе //Начальная школа / И.А. Тарасова. 2016. – №10. – С. 11-15.
  20. Топоркова Т.А. Развитие умственных способностей / Т.А. Топоркова //Начальная школа. 2016. – №6. – С. 22-26.
  21. Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры / Р.Ф. Соболевский. – Минск, 2015. – 284 с.