Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Интегрированные коммуникации (ИК): опыт и перспективы)

Содержание:

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что сегодня мы можем смело говорить, что наступает век «синергии коммуникаций» [16]. По словам Буер: «Интеграция коммуникаций может стать не только необходимостью, но и императивом» [11, c.319].

Первые упоминания словосочетания «интегрированные коммуникации» (ИК) относятся к середине 90-х гг. ХХ в. Сегодня интегрированные коммуникации являются мультидисциплинарной областью, которая соединяет маркетинг с множеством дисциплин, включая корпоративный дизайн, корпоративную культуру, связи с общественностью и корпоративную коммуникацию [1, 2, 5, 23]. Одна из современных трактовок интегрированных коммуникаций сделана Кристенсеном и др.: «…это понятие и вид деятельности по сопоставлению символов, сообщений, процедур и поведения с целью осуществления организацией ясной, согласованной и неразрывной коммуникации как в рамках организации, так и за пределами ее формальных границ» [4, с. 425].

Интегрированные коммуникации продолжительное время прочно ассоциировались с маркетингом по причине наличия значимых достижений в теории и практике интегрированной маркетинговой коммуникации (ИМК).

В этом контексте проблематичной является слабая и неоднозначная интерпретация отличительных особенностей интегрированных коммуникаций и интегрированной маркетинговой коммуникации. В результате некоторые научные тексты все еще употребляют ИМК и ИК как взаимозаменяемые [6, 15].

Одна из первых попыток сопоставить ИК и ИМК была предпринята Дунканом и Кейвудом в 1996 г. в статье «Понятие, процесс и эволюция ИМК» [6]. Авторы рассматривали ИК как прогрессивную фазу развития ИМК. По их словам: «Многообразие интегрированной маркетинговой коммуникации расширяется до интегрированных коммуникаций, достигая тем самым большего числа подразумеваемых и не подразумеваемых аудиторий и стэйкхолдеров [6, с. 23].

Цель работы – рассмотреть особенности интегрированных коммуникаций, опыт и перспективы.

Задачи:

1 Изучить интегрированные коммуникации.

2 Выявить элементы интегрированных коммуникаций .

3 Определить особенности применения интегрированных коммуникаций 4 Реклама, связь с общественностью и интегрированные коммуникации в бизнесе.

5 Рассмотреть интегрированные коммуникации в качестве развития интегрированных маркетинговых коммуникаций.

6 Разработать креативную стратегию.

Объект исследования – особенности интегрированных коммуникаций коммерческих организаций

Предмет исследования - Интегрированные коммуникации (ИК): опыт и перспективы

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты интегрированных коммуникаций

1.1 Интегрированные коммуникации

Интегрированные коммуникации - это современный, комплексный способ продвижения продукта на рынке. Многие специалисты считают, что ИК на сегодняшний день является наиболее эффективным методом решения маркетинговых задач.

Важно понимать, что интегрированные маркетинговые коммуникации и интегрированные коммуникации - не одно и то же. Основная разница заключается в следующем: в то время как ИМК направлены на объединение видов коммуникации для достижения бизнес-целей, таких как стимулирование сбыта и увеличение прибыли, ИК занимается также проблемами внутри организации, к примеру, реализацией миссии, то есть выходит за рамки одних только маркетинговых задач [1].

Прежде чем говорить о видах и особенностях ИК, необходимо определить, что мы подразумеваем под данным термином и в чем его отличие от ИМК.

Несмотря на то, что ИМК начали использовать еще в 90-ые гг прошлого столетия, общего понимания данного феномена до сих пор нет, как и точного научного определения. К примеру, Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. трактуют данный термин следующим образом: «ИМК - это взаимодействие всех форм комплекса маркетинговых коммуникаций, при котором каждая форма коммуникации должна быть интегрирована с другими инструментами и подкреплена ими для достижения максимальной экономической эффективности»[2, с.230].

Ф. Котлер дает довольно полное и доступное определение ИМК: «ИМК - концепция, согласно которой компания тщательно продумывает и координирует работу своих многочисленных каналов коммуникации - рекламы в средствах массовой информации, личной продажи, стимулирования сбыта, пропаганды, прямого маркетинга, упаковки товара и других - с целью выработки четкого, последовательного и убедительного представления о компании и ее товарах». По мнению автора, профессор в своем определении объясняет всю суть ИМК [3, с.56]

Довольно любопытно, что Ларри Лауэр рассматривает ИМК как «оркестровку планируемой коммуникации и маркетинговых инициатив в различных направлениях одновременно» [4, с.26].

Что касается ИК, сегодня их можно считать «обширной дисциплиной, которая соединяет маркетинг с множеством других областей, включая корпоративный дизайн, корпоративную культуру, PR и корпоративную коммуникацию» [5, с.423]. То есть, основное различие состоит в том, что ИК, в отличие от ИМК, взаимодействует не только с внешней, но и с внутренней аудиторией. Торп отмечает, что «ИК, с одной стороны, могут быть универсальным инструментом, предполагающим интеграцию различных технологий для достижения единого решения.

С другой стороны, имеют отношение к маркетингу и маркетинговым коммуникациям, в частности, это касается интеграции разных частей и аспектов процесса маркетинговых коммуникаций» [6, с.191]. Более того, Смит и Плэйс также утверждали, что ИК призваны управлять не только медиа-сообщениями, но и коммуникацией внутри компании [7, с.171]. Ван Риел придерживался той же позиции и выделял два пункта в процессе интеграции коммуникации:

1) интегрированная маркетинговая коммуникация

2) координация организационной коммуникации [8, с.16].

Таким образом, можно представить основные отличительные черты понятий ИК и ИМК в таблице.

Таблица №1- Сравнение ИК и ИМК

ИМК

ИК

коммуникация, ассоциируемая с маркетингом

коммуникация, направленная на построение отношений со всеми аудиториями

копирование одного сообщения для разных аудиторий (подход “одного голоса”)

вариативность сообщений для разных аудиторий (подход “множественного голоса”)

фокус на потребителе

фокус на всех стейкхолдерах

приоритет – медиа-интеграция

медиа- и структурная интеграция равнозначны

подход “изнутри-наружу”

подход “снаружи-внутрь”

интеграция управляется организацией

интеграция управляется аудиторией

Теперь, когда границы между понятиями ИК и ИМК поставлены, рассмотрим феномен появления интегрированных коммуникаций подробнее.

Ни для кого не секрет, что сегодня аудитория слабо восприимчива к рекламным сообщениям. Это во многом связано с тем, что рекламодатели не заостряют внимание на содержательности, информативности сообщения, что приводит к появлению примитивной неинтересной рекламы. Аудитория, как в целом, так и в частности, динамично развивается, а потому привлечь ее внимание простейшим посланием не представляется возможным.

Грамотного потребителя в рекламе интересует не только продукт, но и сама компания- производитель, ее ценности, философия. То есть для аудитории важно, как выбранный продукт будет характеризовать ее со стороны, о наличии каких качеств будет свидетельствовать. В связи со всем вышесказанным и возникает необходимость использования интегрированных методов коммуникации, поскольку именно комплексный подход является ключом к доверию потребителя. ИК позволяют транслировать одну ключевую идею разными способами и создавать видимость обращения напрямую к каждому покупателю. В условиях сильной сегментации рынка и спада интереса ЦА к продуктам и услугам компаний, использующих примитивную рекламу, специалистам в области рекламы просто не обойтись без комплексных коммуникаций.

Есть еще одна причина возникновения ИК. Она заключается в высокой стоимости традиционных методов рекламы, таких как реклама на телевидении [9]. Комплексные коммуникации значительно бюджетнее, поскольку сочетают в себе заранее выбранные методы продвижения. Соответственно, использование одних только традиционных рекламных методов становится нецелесообразным, и переход на ИК означает переход на доступную рекламу, которая подразумевает личный контакт с потребителем. Он достигается за счет четкого сегментирования аудитории на целевые группы, потребности которых могут кардинально отличаться.

Как следствие, формируется коммуникационный набор для каждой целевой группы. Благодаря согласованности всех каналов, сообщений и грамотной комбинации методов коммуникации, с большой долей вероятности смысл рекламного сообщения будет воспринят аудиторией правильно, именно так, как его закладывал производитель.

Таким образом, можно сделать вывод: ИК - незаменимый элемент в арсенале специалиста по рекламе, позволяющий максимально эффективно доносить информацию потребителю без лишних финансовых затрат.

1.2 Элементы интегрированных коммуникаций

В предыдущем параграфе дано определение понятия ИК и объяснено происхождение данного феномена. Теперь целесообразным представляется определить, из чего состоят интегрированные коммуникации.

В первую очередь необходимо понимать, что сообщения, транслируемые ИК, это не всё, что влияет на восприятие продукта целевой аудиторией. Наряду с такими инструментами коммуникации как PR, реклама, директ маркетинг, стимулирование сбыта также существуют и сообщения, которые компания не планирует. Сарафанное радио, голос оператора горячей линии, простота получения услуги, отзыв СМИ вместе с рекламой и паблисити образуют в голове потребителя единую картину. Соответственно, для более полного понимания интеграционных процессов необходимо обратить внимание не только и не столько на инструменты коммуникаций, сколько на различные сообщения, то есть непосредственно на то, с чем имеет дело аудитория.

В типологии сообщений Дункана представлены четыре типа сообщений, знание которых необходимо компании, чтобы иметь возможность как-то повлиять на них: запланированные, предполагаемые, поддерживаемые и незапланированные [10].

Запланированные сообщения - такие сообщения, на которые направлено большинство коммуникационных кампаний. К ним относятся:

Реклама. Самая очевидная составляющая комплекса коммуникаций.

Американская ассоциация маркетинга дает этому термину следующее определение: реклама - «любая форма неличного представления и продвижения коммерческих идей, товаров или услуг, оплачиваемых четко установленным заказчиком»[11]. Несмотря на то, что реклама способна транслировать сообщение на бОльшую аудиторию, ее слабым местом является стимулирование сиюминутного действия. К тому же, связь между рекламодателем и потребителем - косвенная, поэтому для создания доверия требуется больше времени.

Связи с общественностью. Британский исследователь паблик рилейшнз С. Блэк, бывший президент Международной ассоциации PR (IPRA), определяет связи с общественностью как «одну из функций управления, составную часть системы управления организацией, способствующую установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью» [12, с.54]. В отличие от рекламных объявлений, PR-сообщениям, как правило, потребители доверяют больше. Также важным достоинством является многообразие PR-инструментов.

Директ маркетинг. Ассоциация прямого маркетинга трактует этот термин следующим образом: «прямой маркетинг - это тип маркетинговой коммуникации, в основании которого лежит личная прямая коммуникация с получателем сообщения с целью построения отношений и получения прибыли» [13]. Данный элемент комплекса коммуникаций отличается удобством и эффективностью. Он включает в себя рассылки на электронную почту, SMS оповещений, PUSH уведомлений на экраны смартфонов и т.д. Основное достоинство директ маркетинга заключается в возможности четко формировать целевую аудиторию на основании общих признаков потребителей данного продукта

Внутренние коммуникации или корпоративная культура. На сегодняшний день работа с персоналом в комплексе ИК представляется одним из самых важных элементов. Ведь HR становятся сильнейшим конкурентным преимуществом на рынке. Руководителям компаний нельзя недооценивать значение корпоративной культуры в организации.

Стимулирование сбыта - «совокупность приемов, применяемых на протяжении всего жизненного цикла товара в отношении трех участников рынка (потребителя, оптового торговца, продавца), для краткосрочного увеличения объема сбыта, а также увеличения числа новых покупателей»[14, с.116]. Стимулирование сбыта имеет всегда временный характер или ограниченную партию предлагаемого товара, как правило, принимает форму подарков за покупку, премии или просто скидки.

Point of Sale - «все коммуникационные носители и маркетинговые послания, которые можно встретить в том месте, где продукт продается»[14, с.145]. Главная задача таких маркетинговых посланий побудить потребителя к покупке непосредственно в точке продаж, предоставляя всю необходимую привлекательную информацию о продукте. Материалом POS могут быть рекламные вывески, витрины, открытки, постеры, брелоки и т.д.

Предполагаемые сообщения - такие сообщения, которые должны передаться потребителю через общее впечатление о компании, например, статус магазина, в котором продается продукт или качество его упаковки. Маркетологи должны всегда учитывать и контролировать такие моменты.

Незапланированные сообщения, как правило, непредсказуемы. Ими могут быть отзывы в СМИ, комментарии пользователей на сайте или просто корпоративные слухи.

Поддерживаемые сообщения зачастую включают в себя услуги организации, призваны создавать и поддерживать контакт с потребителем. Такого рода сообщение может заключаться в вежливости оператора горячей линии, удобстве покупки онлайн или скорости ответа на вопрос потребителя на сайте.

Профессор И.П. Яковлев элементы ИК представляет в качестве системы коммуникативных интеграторов, которая включает в себя [15]:

- интеграторы-факторы (миссия, философия, логотип, гимн и др.);

- интеграторы-результаты (репутация, имидж, бренд и др.);

- интеграторы внутренней среды (корпоративная культура и этика, фирменный стиль и др.);

- интеграторы в виде информационных, коммуникационных и т. п. программ.

По мнению автора, эти интеграторы существуют в следующих формах:

- в вербально-содержательной (например, миссия, философия);

- символьно-образной (например, логотип, фирменный стиль);

- аудиальной (например, гимн);

- нормативной (например, этический кодекс);

- синтетической (например, корпоративная культура).

Все коммуникативные интеграторы направлены на усиление коммуникационного эффекта, другими словами, на создание эффекта синергии. Сам профессор, объясняя природу коммуникативных интеграторов говорит о том, что они “являются инструментами стратегического характера и позволяют решать задачи стратегического менеджмента, в том числе стратегические задачи РR, связанные с формированием, преумножением паблицитного капитала организации”[15, с.78].

М. Григорьев же, говоря о ИК, упоминает следующие базовые элементы[16]:

- интеграция всех коммуникаций в различных средах и с помощью разных коммуникативных технологий (PR, реклама, маркетинг, стимулирование сбыта, организация мероприятий и др.) на основе согласованного подхода;

- принятие во внимание всех основных источников информации об организации и предметах ее деятельности;

- равноправный подход к управлению коммуникацией со всеми стейкхолдерами организации (потребителями, акционерами, властью, инвесторами, персоналом, и др.);

- возможность использования согласованных, но различных сообщений для различных аудиторий;

- регулирование коммуникации на основе анализа полученных данных (об аудитории, потребителе, потребительском поведении, конкурентах и т.д.)

- законность использования интегрированных методов коммуникации Таким образом, становится понятно, что каждый специалист в области интегрированных методов коммуникации представляет их элементы на разных основаниях: в зависимости от природы сообщения, полученного потребителем, или от формы коммуникативного интегратора, или от конкретных действий, необходимых для осуществления успешной коммуникации. Будем придерживаться классификации, предложенной Дунканом, поскольку считает ее наиболее актуальной.

1.3 Особенности применения интегрированных коммуникаций

В двух предыдущих параграфах автор подробно описывал теорию ИК: что они из себя в целом представляют, и на какие элементы их можно разделить. В этом же параграфе он считает необходимым осветить такие моменты как особенности и принципы применения ИК.

Первая и основная особенность ИК - это синергизм [17]. Принцип заключается не в обычном использовании коммуникационных средств, независимых друг от друга, а в работе этих самых элементов слаженно и одновременно. За счет совместной работы достигается больший эффект, чем при наборе автономных инструментов. Суть синергии заключается в том, что есть основной коммуникативный канал, который несет всю информацию, и на него, по мере воздействия на потребителя, “нарастают” другие каналы, создавая объемность эффекта продвигаемого продукта.

Отличным примером синергетического эффекта можно назвать работу “студенческих отрядов” уличных продавцов, так как здесь включены все методы ИК. Начнем с того, что фиксированная низкая цена - это первый стимул к покупке, личный контакт продавец-покупатель - это второй. Часто люди совершают покупки в такой ситуации из-за психологического фактора: не хочется обижать начинающего молодого продавца, хочется помочь студенту и т.д. В третьих, продавец, одетый в униформу с атрибутами компании еще и с фирменным стендом - это уже самостоятельный носитель рекламы. Ну и в четвертых, предоставляя работу студентам, организация помогает решить социально-значимую проблему трудоустройства наименее социально защищенных слоев общества. Таким образом, через основной коммуникационный канал и примыкающие к нему каналы осуществляется работа ненавязчивой рекламной кампании [18].

Следующая особенность ИК - оперативность. Суть заключается в скорости и грамотности реакции как на планируемые, так и на непланируемые информационные поводы. Зачастую инфоповоды возникают непроизвольно в результате каких-либо действий компании во время рекламной кампании. В таком случае, основная задача остается за тем, чтобы использовать возможность в позитивном свете. Очень важно преподать событие максимально актуально для целевой аудитории без ущерба для имиджа организации. Зачастую это сделать непросто, поскольку, как уже говорилось ранее, целевая аудитория - это люди высокого уровня развития, способная определить ложную или некачественную информацию [18].

Учитывая специфику ИК, о которой также упоминалось ранее, инфоповоды могут и должны быть не только для внешней аудитории, но и для внутренней. Это даст возможность поднять корпоративный дух и благотворно повлияет на сплоченность коллектива. У события может быть любой повод, даже незначительный, основное требование - это, чтобы он был связан с организацией[19]. К примеру, удачное заключение большой сделки, повышение одного из сотрудников или же принятие на работу нового. Такие мероприятия должны быть направлены на установление доверительных отношений внутри коллектива. Как во внутренней, так и во внешней среде необходимо уметь правильно подавать информацию и вовремя реагировать на незапланированные события.

Еще одна особенность ИК - это персонализация. Массовость рынка и создание массовых продуктов, не опирающихся на желания и интересы потребителя - все это ушло в прошлое. Соответственно, важный принцип работы ИК - выстраивание контакта если не с каждым потребителем, то с каждой целевой группой. Такая коммуникация довольно сложна в реализации, поскольку требует высоких профессиональных навыков у специалистов по коммуникациям [20]. В интегральной системе коммуникаций существуют определенные уровни потребителей:

- клиенты - большая часть целевого сегмента организации

- сотрудники - могут быть одновременно и потребителями этой продукции, соответственно, отношения с ними важны вдвойне

- партнеры - благодаря им продвижение продуктов компании более эффективно, имеют большое влияние на компанию

- акционеры - особый вид клиентов, которые вкладывают финансовые средства в активы компании, могут иметь полномочия в управлении организации

Чтобы взаимодействие со всеми клиентами было эффективным, существует ряд требований. Вся необходимая информация должна находиться в одном месте, чтобы для ее извлечения и обработки не требовалось время. Информация должна быть полной и однозначной, чтобы иметь возможность синхронизировать между собой все коммуникационные элементы. Также очень важна актуальность информации. На сегодняшний день ситуации меняются ежеминутно, поэтому необходимо постоянно обновлять информацию о клиентах, особенно о лояльных потребителях, чтобы всегда соответствовать их интересам и ценностям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что особенностей в применении интегрированных коммуникаций немало, нельзя пренебрегать ни одним из них, иначе коммуникация не будет эффективной.

ГЛАВА 2 Особенности интегрированных коммуникаций в коммерческой организации

2.1 Реклама, связь с общественностью и интегрированные коммуникации в бизнесе.

Каждый предприниматель, в начале своего карьерного пути, желает иметь успех. И для этого он сделает всё возможное для привлечения покупателей к своему товару. На первых порах ведения собственного дела, владелец бизнеса будет стараться привлечь внимание потенциальных покупателей, создаст эффективную рекламу, без которой о существовании определённой услуги или товара вряд ли кто-то догадается.

В первую очередь реклама и связи с общественностью созданы для того, чтобы формировать общественное мнение по поводу товара, раскрывать его положительные характеристики, показывать его уникальность в сфере товаров или услуг. Целью правильно организованной и проведённой рекламной программы является предоставление потенциальному покупателю или клиенту наиболее полной информации о товаре, с целью дальнейшей его продажи.

Ни одна коммерческая организация не может полноценно существовать без применения рекламы или пиара. При успешной стимуляции спроса потребителей на товар происходит обновление ассортимента предлагаемой продукции и повышение ее качества. Реклама способствует возникновению более тесных и прочных связей между промышленностью и торговлей. Сегодня лишь некоторые крупные компании могут успешно вести свой бизнес благодаря создавшейся положительной репутации за несколько лет качественной работы. Но зачастую этого бывает мало. Рынок спроса растёт, как и количество конкурентов.

Действенность рекламы и связей с общественностью будет видна только в том случае, если она сможет активно влиять на эмоционально-психическое состояние человека. Для достижения таких целей рекламная кампания должна обладать такими свойствами как внушительность и убедительность предоставляемой информации. Именно поэтому рекламу называют искусством, без которого бизнес не может существовать в условиях конкуренции.

Рекламная кампания не может состоять без связей с общественностью. Очень важно донести до целевой аудитории определённую информацию не рекламного характера. В отличие от рекламы PR, по своей сути, носит более доверительный характер, исключая из себя пропаганду и громкие лозунги. Пусть он действует не так ярко и звучно, но практика показывает, что в определённых ситуациях PR во много раз эффективнее, нежели ролики, содержащие в себе мало информации, или красивые плакаты. Чаще всего связи с общественностью используются в ситуациях, когда компания пытается установить партнёрские отношения с потребителем, повествуя ему о том, как производится продукция, какие технологии используются, какую миссию фирма несёт в общество.

Нужно чтобы потребители воспринимали компанию с доверием, в качестве друга, товарища, который честно ведёт с ними диалог, рассказывая о событиях в своей жизни. Давая понять, для чего занимается тем или иным делом, какие его мечты и цели. В Public Relations главное оружие — это честность.

Для начала необходимо рассмотреть определения термина «связи с общественностью».

На вопрос «что такое связи с общественностью» нет однозначного ответа. Возможно, что такого ответа быть и не может. На сегодняшний день существуют более 2000 определений термина «связи с общественностью».

Такое разнообразие терминов не может не вызвать определённую путаницу. Это затрудняет изучение науки, вносит осложнение в отношения PR специалиста и его клиента. В попытке разрешить это затруднение, некоторые авторы попытались составить некую классификацию возможных определений связей с общественностью. Такими авторами являются А. Н. Чумиков и М. П. Бочаров, В. Г. Коралько, Э. В. Кондратьев, М. А. Шишкина и С. М. Емельянов. А. Н. Чумиков и М. П. Бочаров делят свою классификацию терминов на инструментальные и содержательные. Последние в свою очередь расходятся на альтруистические, прагматические и компромиссные. В. Г. Коралько делит термины по их собственному значению. Подход М. А.Шишкиной основан на методах структурного и логико-семантического анализа. С. М. Емельянов же коротко говорит об остальных.

Стоит начать с классификации понятий, данной А.Н. Чумиковым и М.П. Бочаровым. Критерием их классификации является степень учёта в содержани и определения и нтер есов ор га низации и общественности. Авторы предлагают деления понятий по двум группам: содержательного и инструментального характера. В свою очередь, содержательный подход подразделяется на три: альтруистический, компромиссный и прагматический. [1]

Альтруистический подход объединяет в себе понятия, носящие в себе идею того, что СО выступают как деятельность. Её основной функцией является организация сотрудничества между разными субъектами пиар деятельности во имя служения интересам общества. Примером такого подхода авторы приводят классическое определение СО Сэма Блэка («СО - это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности»)[2].

Полярным альтруистическому подходу является прагматический. К этому «лишенному библейского налета» типу А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров относят собственное определение: «СО - это система информационно-аналитических и процедурно технологических действий, направленных на гармонизацию отношений внутри некоторого проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта» [1].

Между альтруистическим и прагматическим подходами находится компромиссный подход. Он соединяет в себе признание важности учета интересов общества, но и не забывает об интересах, собственно, компании. Примером авторы приводят определение одного из классиков СО Эдварда Бернейза: «СО - это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также усилия, направленные на гармонизацию деятельности ор га низации в соответствии с и нтер еса ми общественности и на оборот». [1]

Наконец, инструментальный подход. Этот подход основан на том, как, какими методами и способами осуществляется PR-деятельность. В качестве примера А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров дают понятие Е.А.Блажнова: «PR тесно связаны особенностями формирования и функционирования общественного мнения, с механизмом паблисити, т.е. с приёмами создания и звестности, п опулярности, привлекательности определ ённым личностям в связи с их деятельностью - общественно-политической, производственной, коммерческой, в сфере культуры». [1]

Критерием деления определений В. Г. Коралько является суть самих определений. В зависимости от того, к какой сфере деятельности они ближе, автор классифицирует их как основанные на мнении, что PR - это искусство и наука формирования ОМ, на основе функций СО. [3]

В.Г. Коралько говорит, что теоретики PR часто подчеркивают, что СО - это наука и искусство управления общественным мнением. Здесь приводится определение, данное международным Вебсторовским толковым словарем:

«СО - наука и искусство налаживания взаимного понимания и доброжелательности между личностью, фирмой или учреждением и общественностью». [3]

О СО с точки зрения его функций В.Г. Королько говорит, приводя определение общества PR Америки: «Способствуя достижению взаимопонимания между отдельными группами и организациями, СО помогают нашему плюралистическому обществу принимать решения и поступать эффективнее. Они обеспечивают гармонию частной и общественной жизни».

Другой подход предлагает М. А. Шишкина, основанный на методах структурного и логико-семантического анализа. Она делит определении СО на 4 группы: определения, имеющие официальный или институциональный статус; определения словарей; определения, данные теоретиками PR; в последнюю группу входят, как правило, определения описательного и методологического характера. [4]

Определение, имеющие официальный или институциональный статус, дано мексиканской декларацией PR: «Практика СО - это творческий и социально-научный подход к анализу тенденций, предсказанию их последствий, предоставлению консультаций руководителям организаций и выполнению запланированных программ действий, которые послужат как интересам организации, так и общественным интересам».

Французский словарь «Пети Робер»: «PR - ансамбль методов и техники, используемых группами (компаниями, синдикатами, партиями, государством) и специальными гр уппами по интересам для создания климата доверия среди персонала и публики, с целью поддержать их деятельность и сп особствовать их развитию» .

Определение 65 учённых, составивших его по заказу американского фонда PR- исследований: «СО - это функция управления постоянного и организованного характера, посредством которой предприятие или организация государственного или частного секторов стремится приобрести и сохранить понимание, симпатию и поддержку тех, с кем она взаимодействует сегодня или может иметь дело в будущем».

Э. В. Кондратьев Р. Н. Абрамов классифицирую определения так: СО как искусство, как сфера деятельности, как функция управления коммуникациями, как стратегия управления коммуникативным пространством. [5]

Как искусство (определение британской школы PR): «СО - искусство и на ука п оддержания гармони и п осредством взаимоп онимания, основа нной на правде и полной информированности».

Сфера деятельности (дано Фрэнком Джефкинсом): «PR состоит из фор м планируемой коммуникации, вовне и внутри, между организацией и ее общественностью для реализации специфических целей, направленных на достижение взаимоп онимания».

Функция управления коммуникациями (автор - С. Катлип): «PR является функцией менеджмента, которая устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношени я между организацией и публикой».

Стратегия управления коммуникативным пространством (Г. Г. Почепцов): «PR - эффективная стратегия в области управления ОМ».

С. М. Емельянов не дает новой классификации, он дает обзор делений, созданных остальными авторами. [6]

Из предложенных вариантов классификации определений, автор придерживается компромиссного подхода, представленного А. Н. Чумиковым и М. П. Бочаровым. Автор придерживается данного подхода, т.к. он наиболее полно учитывает интересы общества и PR организаций, это пример настоящей «гармонизации отношений».

На вопрос, что же такое реклама можно дать более чёткий ответ. Это связано с тем, что определение рекламы хоть и имеют множество формулировок, также оно прописано и в Федеральном Законе «О рекламе», а это значит, что все прочие уже не могут иметь столь же весомую силу, как данное в законе.

«Реклама - информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». [7]

В первую очередь, реклама и связи с общественностью в бизнесе помогают сформировать позитивный образ фирмы в глазах целевой аудитории, благодаря средствам массовой информации. С их помощью можно не только предотвратить какие-либо негативные последствия неудачных решений, но и обратить сложившуюся ситуацию себе на пользу, верно расставив акценты.

2.2 Интегрированные коммуникации в качестве развития интегрированных маркетинговых коммуникаций

Более чем 20 лет концепция «интегрированных коммуникаций» набирает всё большую популярность. Специалисты в области PR активно развивали данное понятие, рассматривая его как развитие концепции и самой идеи стратегического PR. В это же время маркетологи рассматривали «интегрированные коммуникации» в качестве развития «интегрированных маркетинговых коммуникаций». И первые, и вторые ориентируются на потребности бизнеса.

Разберемся в значении понятия «интегрированные коммуникации» (IC). Но перед этим стоит рассмотреть такое понятие, как «интегрированные маркетинговые коммуникации» (IMC).

Сейчас существует множество определений, которые рассматривают данное понятие с разных сторон. Ключевым среди них является определение данное такими известными специалистами, как Д. Шульц , С. Таненбаум, Р.

Лойтерборн. Они рассматривает интегрированные маркетинговые коммуникации, как объединение рекламы, связей с общественностью, стимулирования сбыта, материально-технического снабжения, организации взаимоотношений с сотрудниками и др. в единое целое, рассмариваемое под новым углом. «IMC перестраивает маркетинговые коммуникации для того, чтобы увидеть их такими, какими они видятся потребителю — как поток информации из единого источника». [8]

П. Вален видит IMC как стратегический подход, в управлении которого находятся все важные аспекты коммуникации для улучшения репутации и прибыльности компании. Для приобретения конкурентного преимущества он делает особое ударение на стратегическом менеджменте и использует современные тенденции.

IMC как подход в области стратегического менеджмента определяет К. Блут. По его мнению, СМ координирует все важные аспекты коммуникации для эффективного улучшения их общей репутации, прибыльности.

В Северо-Западном университете IMC рассматривают как концепцию, отвечающую за планирование маркетинговых коммуникаций. Она имеет тесную связь с общим планом, который оценивает стратегическую роль рекламы, продвижения, PR. Он соединяет эти дисциплины для максимального коммуникационного воздействия, обеспечения ясности и согласованности.

Изучая проведенный анализ различных определений, можно выделить следующие элементы определения IMC [9]:

- носит стратегический характер;

- контролирует управление всеми аспектами коммуникации;

- осуществляет взаимодействие со всеми группами, важными для организации;

- помогает в улучшении и поддержании репутации;

- способствует увеличению прибыли;

- направлен на повышение лояльности потребителей;

- оказывает помощь в достижение преимущества над конкурентами, в построении правильного позиционирования компании, а так же в оформлении миссии компании.

Далее, стоит остановится на таких особенностях IMC, которые привели к пониманию необходимости появления нового понятия — «интегрированных коммуникаций».

Ряд специалистов, таких как А. Гронштедт, Ч. Аленбау, Д. Шульц и др. отмечают такой важный момент, что необходимо управлять коммуникациями, которые направленны вовне, и вовнутрь организации. Со временем задача интеграции стала более сложной из-за развития и изменения коммуникационных систем. Понятие «маркетинг» оказалось связанным именно с внешними коммуникациями [10].

Некоторые специалисты считают, что постоянные споры между специалистами в области PR и маркетинга стали одной из причин ухода концепции IMC на второй план («так как первые используют IMC в качестве оправдания для поглощения PR») [11]. По их мнению, непонимание со стороны специалистов в области PR, рассматривающих роль PR в интегрированных маркетинговых коммуникациях слишком узко, повлекло за собой некое устаревание дисциплины. [12].

Д. Шульц, являющийся специалистом в области интегрированных коммуникаций, указывает на следующие причины появления концепции «интегрированных коммуникаций»: это внешняя и внутренняя причины. Внешняя - информационные технология во всех вариантах её развития. Внутренняя - это постоянно изменяющиеся и обновляющиеся требованияруководства компаний в области коммуникаций к отчетности и управлению.[10]

Считается нужным рассмотреть определение интегрированных коммуникаций, принадлежащее А. Г ронштедту. Он считает, что IC придерживается такой политики отношений с покупателями, где необходимое поддержание их лояльности обходится дешевле, внимание ценам уделяется меньше, рекомендация товара/услуги получает более быстрое распространение. Интегрированные коммуникации нацелены на привлечение инвесторов, принятие на работу высококвалифицированного персонала, позитивного освещения в СМИ, а также уменьшение затрат от применения регулятивных санкций, судебных издержек, бойкотов. Все это происходит через установление отношений с важными для компании группами.

Интегрированные коммуникации считаются наиболее эффективными, так, как предоставляют компаниям в большей степени контролировать контактирование с важными для компании группами и покупателями.

Благодаря этому компания лучше управляет отношениями с ними. Эффективность интегрированных коммуникаций можно проследить в том, что они сохраняют время и деньги, сосредотачивают усилия, благодаря чему исчезает дублирование и трата ресурсов впустую. IC создают более крепкие связи с персоналом, посредством влияния на их настроение, придаваемого им значение, а также грамотного распределения людских ресурсов, предоставления им информации, необходимой для работы. [13].

А. Гронштедт так же предложил наглядную модель «интегрированных коммуникаций», в которой компания будет рассматриваться в качестве треугольников. В первом руководство соответственно находится в верхнем звене, рабочий персонал ниже и рядовые работники на последней ступени. Следующий треугольник - это СМИ, инвесторы, правительство, местное сообщество и др. Одним словом, важные для компании группы. Последний треугольник — это покупатели [13]. Процессы интеграции этих треугольников общественности А. Гронштедт разделяет на следующие группы:

- внешний — создание всех отношений. Сюда включаются и связи между важными группами и компанией, а также покупателями и компанией;

- вертикальный — здесь действует принцип вертикальной мобильности - коммуникация происходит внутри компании от рядовых работников к высшему руководству;

- горизонтальный — все отделы компании и ее сотрудники коммуницируют на всех уровнях.

Таким образом, главное акцентирование идет на необходимости и важности взаимодействия со всеми важными для компании группами, без подавляющего приоритета покупателей, а также всесторонняя направленность интегрированных коммуникаций (не только внутрь, но и вовнутрь).

Важным отличием от IMC является то, что теперь есть новое понимание согласованности сообщений. Раньше сообщения как для потребителей, так и для посредников не отличались от сообщений, предназначенных для других аудиторий. Было важно, чтобы компания выглядела одинаково для всех, чтобы не нарушалась согласованность между корпоративным взглядом и взглядом потребителя. Такой своеобразный принцип - «одно видение — один голос» [9]. Но опыт показал, что это обобщает все сообщения, упуская из виду их смысл, вложенный для каждого. Таким образом, многие специалисты пришли к выводу, что использование более комплексной стратегии, требующей создания и использования различных сообщений для всех необходимых аудиторий, выведут компании на новый уровень. [14].

Обобщая определения различных авторов, стоит выделить основные элементы концепции и понятия «интегрированных коммуникаций».

Итак, интегрированные коммуникации — это концепция управления коммуникацией той или иной структуры, в основу которой входят которая следующие принципы:

- Учет главных источников информации об организации и предметах ее деятельности;

- Объединение коммуникаций в различных средах и с помощью разных технологий на основе согласованного подхода;

- Одинаковый подход к осуществлению управления коммуникациями со всеми группами общественности (власть, акционеры, инвесторы, персонал, избиратели и др.) - как внутри, так и вне организации;

- Создание и использование различных сообщений, согласованных между собой, для различных аудиторий;

- Управление коммуникацией происходит на основе полученных данных (об аудитории, потребителе, потребительском поведении, конкурентах, учёте различных факторов рынка и т.д.).

Таким образом, были сформулированы основные понятия и элементы концепции интегрированных коммуникаций, её отличие от других тенденций, а также показана правомерность рассмотрения её в качестве общего подхода к области бизнеса.

2.3 Понятие креатива и стратегии. Разработка креативной стратегии

В современной рекламе нет четкого определения креативной стратегии. Под этим понятием подразумевается набор методик генерации творческих идей и развития творческих способностей. Поэтому, для начала, необходимо разобрать сами понятия «креатив» и «стратегия».

Креатив — в переводе с латинского, в буквальном смысле означает творчество, творческий подход к чему-либо. В основном это понятие используется в мире рекламы и дизайна. Но креатив — это не только творческая деятельность, но и поиск, воплощение такой подачи информации, которая обратит к себе внимание потребителя, привлечёт его. Основная задача креатива заключается в увеличении потребления продукта, удовлетворении запросов целевой аудитории.

Теперь стоит рассмотреть понятие «Стратегия».

Приводим несколько наиболее известных определений понятия "стратегия".

Такие выдающиеся деятели, как М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, придерживались мнения, что стратегия — всесторонний, общий план достижения целей. [15]

У. Брэддик понимает стратегию как задачу. Хорошо продуманную, долговременную. Перед которой стоит цель и составлен план её достижения.[16]

Э. М. Короткой рассматривает стратегию как тактическое направление развития фирмы в соответствии с поставленной целью.[17]

О. С. Виханский и А. И. Наумов определяют стратегию как направление развития организации, долгосрочное и качественное. Непосредственно, оно соприкасается с её сферами деятельности, системами взаимоотношений внутри организации, а также с позицией организации во внешней среде, приводящеё организацию к ее целям.[18]

По мнению З. П. Румянцевой, Н. А.Саломатину, Р.З.Акбердину, стратегия - это своеобразный свод правил, которыми организация руководствуется при принятии важных решений. Это общий комплексный план, предназначением которого является обеспечение осуществления миссии и достижение хозяйственных целей организации. [19]

Под стратегией будем понимать управленческую конструкцию, в которую входят:

1) цели, которые определяют долговременную деятельность организации;

2) технологии, при помощи которых они достигаются;

3) ресурсы, необходимые при достижении стратегических целей;

4) система управления, обеспечивающая достижение стратегических целей.

При отсутствии стратегических целей, отвечающих за долговременное развитие организации, не может происходить целенаправленное развитие организации.

Если отсутствует технология достижения поставленной цели, следовательно, способ ее достижения неизвестен.

Если неизвестны ресурсы, требующиеся для достижения поставленной цели в соответствии с выбранной технологией, то такая стратегия не может быть реализована.

Отсутствие системы управления, которая необходима для обеспечения достижения поставленной цели, также делает достижение поставленной стратегической цели невозможным, даже при наличии технологий и ресурсов.

Таким образом, были выделены основные определения понятий «креатив» и «стратегия». Теперь необходимо разработать такое понятие как креативная стратегия.

Креативная стратегия крайне важна для развития и продвижения компании. Именно она определяет главные особенности построения коммуникации, указывает, что и как необходимо «сказать» потенциальному покупателю, чтобы тот обратил внимание на товар или услугу, убедился в необходимости совершения покупки.

Креативная стратегия - план, на основе которого ведется разработка и реализация рекламных коммуникации. В ней содержатся такие ключевые критерии, а именно:

- концепция позиционирования компании;

- описание целевых аудиторий;

- формулировка главного рекламно-маркетингового сообщения;

- указание акцентируемых конкурентных преимуществ и т.д. [20]

При неверном выборе креативной стратегии все усилия по продвижению будут сведены к нулю. Поэтому крайне важно при разработке учитывать все имеющиеся сведения, и точно установить ключевые критерии.

Креативная стратегия состоит из трёх составляющих элементов[21]:

1. Текстовая часть - является основой рекламного сообщения. Она определяет необходимую информацию и её объем, который требуется донести до аудитории во время кампании. Текстовая часть обычно предстаёт в виде письменного изложения. В ее состав входят такие аспекты, как:

- стратегия обращения (романтизм, юмор, удивление и т.д.);

- эмоциональные и рациональные составляющие;

- общая тональность креативной рекламы, стиль объявления, подход и т.д.;

- конкурентные преимущества компании, ее позиционирование и прочее.

2. Художественная часть - это необходимая визуальная составляющая рекламного сообщения, определяющая его внешние характеристики. Создаются такие графические элементы, которые необходимы для правильного выражения и донесения до аудитории определенной информации.

3. Техническая часть - это то, какими способами будет создаваться, выражаться и распространяться рекламное сообщение.

Очень важно, чтобы при создании креативной стратегии, все части разрабатывались согласованно. Это будет способствовать созданию полноценного проекта - единой рекламно-маркетинговой кампании, каждый элемент которой является продолжением общей идеи. Необходимо, чтобы стратегия была ориентирована на потребителя, понятны все мелочи продвигаемой компании. Она должна быть технически доступной. При правильно выбранной стратегии, рекламная кампания становится осмысленной, запоминающейся и приносящей стабильный доход.

Условно, креативные стратегии разделяются на два основных типа[21]. Первый - это рационалистическая реклама, опирающаяся на реальные утилитарные свойства товара. Здесь доминирует вербальная информация. Второй тип — эмоциональная реклама, основывающаяся на психологически значимых свойствах, с доминирующей невербальной информацией.

Существуют 4 основных стратегии рационалистического типа, которые используются в современной рекламе:

- родовая стратегия - для создания мысленной связи с целой сетью, или типичным представителем;

- стратегия преимущества, в основе которой лежит утверждение превосходства товара или торгового предложения фирмы над конкурентами, что-то дополняющее (это может быть улучшенное качество, более калорийный состав продукта, более удобная упаковка, меньшая цена, более длительный срок хранения или гарантии, расширенный ассортимент услуг и прочее).

- стратегия уникального торгового предложения, показывающая иное конкурентное преимущество товара/услуги.

- стратегия позиционирования, показывающая отличительные особенности, характеристики для потребителя.

Креативная стратегия является главной идеей, мыслью, базируясь на которой будет вестись вся дальнейшая работа по разработке всех рекламных коммуникаций. Концепция позиционирования лежит в основе креативной стратегии. Результатом четкого осознавания целей и задач проекта, его ценностей и потребностей аудитории является разработанная идея. Грамотно разработанная креативная стратегия решает сразу несколько задач:

- общая база для любого творческого решения;

- "цепляет" потребителя, апеллирует к его потребностям, понятна ему и принимается им;

-наилучшим и креативным образом решает поставленные задачи: раскрывает и продвигает бренд, кратко, но ёмко раскрывая его ключевые достоинства;

- ярко и эффективно выделяется на фоне общего информационно-рекламного шума.

Для выполнения этих задач, процесс разработки креативной стратегии в обязательном порядке должен включать в себя ряд этапов [21]:

Первый этап - необходимо понять преграды к покупке, существующие на данный момент у потребителей, которые необходимо будет преодолеть посредством визуальных и вербальных образов.

Второй этап - следует продумать основную продающую идею, которая станет основой дальнейших креативных разработок.

Третьй этап - необходимо сформулировать ключевое коммуникационное сообщение, при помощи которого до потребителя будет доходит информация о рациональных и эмоциональных выгодах.

Четвертый этап - следует создать основной визуальный образ, простой в своём восприятии и уникальный, пробуждающий в целевой аудитории обратные действия.

За самыми, казалось бы, простыми, почти мелкими аудиовизуальными решениями, подчас кроется тщательно продуманная идея, базирующася на опыте, разнобразных исследованиях, анализе, результатах стратегического планирования. Креативная стратегия может воплощаться в любых документах, в интернете, радио и ТВ. Все это результат успешно принятых решений, которые смогли выделится на фоне конкурентов, достучаться до сознания потребителей, запомниться и эффективно работать.

Таким образом, было выведено понятие «креативной стратегии», выделены её основные элементы, типы, задачи, которые она решает, и необходимые этапы для достижения поставленных целей.

По результатам теоретического анализа литературы были выведены следующие понятия, необходимые для разработки PR-кампании, направленной на информирование и изменение восприятия целевой аудиторией по отношению к департаменту музейных решений.

Связи с общественностью - это деятельность, основной функцией которой является организация сотрудничества между разными субъектами PR деятельности, гармонизация работы в соответствии с интересами общественности и наоборот. PR тесно связаны особенностями формирования и функционирования общественного мнения.

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Интегрированные коммуникации - концепция управления коммуникацией той или иной структуры, которая устанавливает отношения с покупателями, с группами, важными для компании, создаёт более крепкие связи с персоналом.

Креатив - это оригинальная идея, которая выделяет клиента, товар или услугу в ряду аналогичных.

Стратегия - это управленческая конструкция, которая включает в себя стратегические цели, технологии, а также систему управления.

Креативная стратегия - план, на основе которого ведётся разработка и реализация рекламных коммуникаций.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что анализированная теоретическая база необходима для формирования креативной стратегии и разработки коммуникационной кампании нововведенного департамента музейных решений.

Заключение

Эффективный коммуникационный процесс способствует формированию доверительных отношений между продуктом или брендом и потребителем, которые возникают, поддерживаются и развиваются через коммуникации и проявляют себя в коммуникациях.

В результате развития традиционных коммуникаций потребители перегружены информацией. Все громче звучащая информационная битва за благосклонность потребителя неотвратимо вызывает у большинства из них информационную перегрузку, которая раздражает и приводит к неуверенности в правильности своего выбора.

Еще одной важной особенностью современного потребителя является «клиповость» его сознания: с одной стороны, укорочение памяти (в прошлое), с другой — расширение сознания и его параллельных процессов в настоящем. Как процессор в компьютере, человек решает множество задач одновременно и многое воспринимает одновременно.

В коммуникациях это нужно учитывать, прежде всего, при выборе способа контакта с потребителем, контроля его внимания и отношения к источнику информации. Обращаясь к потребителю, необходимо предложить то, что ему нужно, и там, где он этого ожидает.

Концепция «интегрированных коммуникаций» начала приобретать популярность с конца 1990-х гг. Принципиально важным этапом в решении рассматриваемой проблемы стала сформулированная американским маркетологом Д.Шульцем концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций (IMC — integrated marketing communication).

ИМК перестраивают маркетинговые коммуникации для того, «чтобы увидеть их такими, какими они видятся потребителю — как поток информации из единого источника». Смысл концепции состоит в том, что согласованное использование различных инструментов коммуникаций позволяет добиться более высокого общего результата, чем раздельное. Другими словами, эффект синергии служит иллюстрацией известной мысли о том, что целое представляет собой нечто большее, чем просто сумму отдельных его составляющих.

Список использованных источников

  1. Связи с общественностью: теория и практика / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. М.: Дело, 2016. 551 с.
  2. Public Relations. Что это такое? / Сэм Блэк. М.: Новости, 2014. 112 с.
  3. Основы паблик рилейшнз/ В.Г. Королько. Из-во Рефл-бук, 2013. 528 с.
  4. Теория и практика связей с общественностью: учебное пособие / С.М.Емельянов. СПб: Питер, 2015, 240 с.
  5. Связи с общественностью: учебное пособие для учащихся высших учебных заведений / Р.Н. Абрамов, Э.В. Кондратьев. М.: КНОРУС, 2012.— 272 с.
  6. Паблик рилейшнз в системе социального управления/ М. А. Шишкина. СПб.: Изд-ва «Паллада-медиа» и СЗРЦ «Русич», 2012. 444 с.
  7. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ
  8. Новая парадигма маркетинга: Интегрированные Маркетинговые Коммуникации/ Шульц Д. Е., Танненбаум С.И., Лауретборн Р.Ф. М.: ИНФРА-М, 2014. 594 с.
  9. Интегрированные маркетинговые коммуникации и «комплекс PR» / Петров М.К. СПб: Изд-во «Роза мира», 2013. 184 с.
  10. Роль интегрированных коммуникаций в интерактивной сфере / Д. Шультц, П. Дж. Китчен New York: Palgrave / St. Martin’s Press, 2011. 233 с.
  11. Интегрированные коммуникации: организация и изучение/ Б. Вайтман. Public Relations Quarterly.1999. 222 с.
  12. Интегрированные маркетинговые коммуникации - переопределение/ Д.Р. Дробис. Журнал Интегрированных коммуникаций. 1997-1998. Выпуск 8. 46 с.
  13. Kliatchko J. Towards a New Definition of Integrated Marketing Communications (IMC) // International Journal of Advertising. 2015. 24(1). P. 7–34.
  14. Kwang-Yong Shin. The Executor of Integrated Marketing Communications Strategy: Marcom Manager’s Working Model. Springer, 2013. P. 148.
  15. . Lee D.H., Park C.W. Conceptualization and Measurement of Multidimensionality of Integrated Marketing Communications // Journal of Advertising Research. 2017. September. P. 222–236.
  16. Newsom D. Public Relations and Integrated Communication / Stacks D.W., Salwen M.B. (Eds.). Integrated Approach to Communication Theory and Research Communication Series. Communication Theory and Methodology. 2nd Ed. Taylor & Francis Routledge, 2009. P. 473–489.
  17. Porcu L., Barrio-García S., Kitchen P. How Integrated Marketing Communications (IMC) works? A theoretical review and an analysis of its main drivers and effects // Comunicación Y Sociedad. 2012. Vol. XXV.1. P. 313–348.
  18. Schultz D.E., Patti С.H. The Evolution of IMC: IMC in a Customer-driven Marketplace, Journal of Marketing Communications, 15:2-3. 2009. P. 75–84.
  19. Schultz D., Tannenbaum S., Lauterborn К. Integrated Marketing Communications: Putting It Together & Making It Work, McGraw Hill Professional, 1993.
  20. Smith B.G. Beyond Promotion: Conceptualizing Public Relations in Integrated Marketing Communications // International Journal of Integrated Marketing Communications. 2010. P. 47–57.
  21. Van Riel C.B.M. Principles of Corporate Communication. Prentice-Hall, Hemel Hempstead, 1995.
  22. IMC и PR: Модель отношений стейхолдеров/ А. Гронштед, Т. Андерсон. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1996. 305с.
  23. Возрождение агентства: вызовы и последствия для работы в рамках IMC/ Т. Ипс. Журнал Интегрированных коммуникаций. 1997-1998. Выпуск 9. 46 с.
  24. Основы менеджмента/ М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Из-во: Дело, 2017 г. 347 с.
  25. Менеджмент в организации: Учебник / У. Брэддик. М.: ИНФРА-М, 2017. 275 с
  26. Концепция менеджмента: Учеб. пособие / Э.М. Коротков. М.:Издательско-консалтинговая компания Дека, 2016. 304 с.
  27. Менеджмент / Виханский О.С., Наумов А.И.5-е изд. - М.:2014. — 213с.
  28. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под. Ред. Румянцевой З.П., Саломатина Н.А., Акбердина Р.З. и др. - М.: ИНФРА-М, 2015. 88 с.
  29. Креативность в паблик рилейшнз / Грин, Энди. - М.: СПб: Нева, 2003. -224 c.
  30. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Бернет Дж., Мориарти С. Перевод с англ. под ред. С. Г. Божук. СПб: Питер, 2001. 864 с.
  31. Системный интегратор ASCREEN - Работаем с 2001 года! , 2001. URL: http://www.ascreen.ru/ (дата обращения 03.01.2018)