Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Формирование нравственной культуры личности)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.

Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и экономической неустроенности.

Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию.

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

В педагогической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Важнейшие приемы и методы, владеть которыми необходимо для осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления. В педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне по конкретным причинам. Важнейшая из них – недостаточная научная разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Например, его содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и формированию личности. Что касается возрастного аспекта содержания нравственного воспитания, то о нем во многих научно-методических работах говориться лишь в общем плане. Нет должной глубины в раскрытии процессуальной стороны нравственного воспитания и его движущих сил. Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился достаточно четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.

Цель исследования определяется необходимостью изучения нравственного развития личности, в чем заключается проблема нравственного развития.

Объектом исследования являются процессы воспитания и развития личности.

Предметом исследования выступает навственно-духовное развитие и воспитание младших школьников.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

  1. Изучить сущность и природу нравственности;
  2. Выявить и обосновать проблемы нравственного развития личности;
  3. Создать Программу нравственного воспитания учащихся Гимназии №1 р.п. Чунский Иркутской области.
  4. Провести работу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников Гимназии №1

В работе использовались следующие педагогические методы и приемы исследования:

а) Изучение научной, психолого-педагогической литературы;

б) Наблюдение;

в) Педагогический эксперимент;

г) Беседа.

Структурно работа состоит из введения, 2х глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1 НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

1.1 Проблема нравственного развития личности в отечественной и зарубежной психологии

Проблема нравственного развития личности приобретает особую актуальность в современном российском обществе. Страна пережила кардинальные политические, экономические, социальные перемены, которые не могли не отразиться на нравственной сфере. Устоявшая система нравственных ценностей и идеалов оказалась отвергнутой, а какая-либо альтернатива не была выдвинута. В результате этого возникло своеобразное состояние утраты обществом ценностно-нравственных ориентиров, характеризуемое Э. Дюркгеймом как состояние аномии. Между тем именно нравственность является важным способом социальной регуляции, выступает как общественная форма отношений между людьми, как-то, что остается в межчеловеческих отношениях, если вычесть из них предметно обусловленное содержание[1].

В западной психологии наиболее значимыми в области исследования нравственного развития являются работы, выполненные в рамках когнитивной психологии. Традиционный когнитивный подход акцентирует внимание на когнитивных аспектах морального сознания; моральное мышление, моральные суждения выступают здесь мерилом нравственного развития[2].

Одно из направлений данного подхода определяется К. Гиллиганом как нормативный когнитивный подход. «Чистое знание» о моральных нормах и моральное мышление рассматриваются как прямое руководство к действию. Сознательный выбор той или иной альтернативы при моральном поступке предполагает ориентацию субъекта деятельности на внутреннюю иерархическую систему ценностей. Но опора только на когнитивные составляющие морального сознания без учета личностных смыслов и иерархии мотивов деятельности человека не позволяет достаточно точно интерпретировать его поведение. В рамках этого направления выделились два основополагающих принципа- ценности, которые используются при принятии решения, - принцип справедливости (Л. Колберг) и принцип заботы (К. Гиллиган)[3].

Существенный вклад в изучение нравственного развития ребенка внес Л. Колберг, разработавший когнитивно-эволюционный подход к нравственному развитию детей. В основе теории Л. Колберга лежит идея Ж. Пиаже о существовании тесной взаимосвязи между стадиями умственного развития и этапами нравственного становления ребенка. Система Л. Колберга более четко дифференцирована: в ней выделено шесть эволюционных ступеней, сгруппированных в три моральных уровня: (см. Приложение 1).

Последующее развитие теория Л. Колберга получила в работах М. Блэтта, высказавшего идею о том, что если детей систематически вводить в область суждений на моральные темы на ступень выше их собственных, они постепенно проникаются привлекательностью этих суждений, что становится стимулом к развитию следующей ступени их морального сознания. По мнению М. Блэтта, наиболее эффективной и действенной формой предъявления детям рассуждений такого рода их включения в групповое обсуждение моральных дилемм. Стимулирование уровня моральных суждений, по мнению ученого, является главной и единственной целью педагогического воздействия[4].

Л. Колберг и его последователи сделали ряд важных выводов, касающихся нравственного развития детей:

1. Развитие нравственных суждений детей поддается воздействию со стороны взрослых, в том числе педагогов. Движение от одной ступени к другой, более высокой, естественным путем происходит в течение нескольких лет, но этот процесс может быть ускорен.

2. При благоприятных условиях нравственное развитие детей принимает необратимый характер, т.е. моральная деградация становится невозможной.

3. Эффективный нравственный рост детей обеспечивается рядом обстоятельств: наличием ситуаций морального выбора, сменой социальных ролей, использованием на практике приобретенных морально-этических знаний и нравственных убеждений[5].

При рассмотрении проблемы нравственного развития личности особый интерес представляют взгляды отечественных психологов.

Л.С. Выготский утверждает, что результат нравственного развития еще до его начала существует в окружающей социальной среде в виде некоторой идеальной формы. В соответствии с этим социальная среда понимается не только как условие нравственного развития личности, но и как источник, а само нравственное развитие осуществляется в процессе усвоения этих образцов. Оно предполагает последовательное усвоение образцов, представленных в нравственных нормах, принципах, идеалах, традициях, в соответствующем поведении конкретных людей, их качествах, в персонажах литературных произведений и т.д.[6]

Важной теоретической основой разработки психологических аспектов нравственного развития личности выступает теория отношений В.М. Мясищева. Согласно данной теории, личность, включенная в систему общественных отношений, объектированных в виде господствующих в ее окружении отношений к природе, общественной и личной собственности, к людям, труду, постепенно усваивает их, и они становятся собственными отношениями личности к той действительности, с которой она взаимодействует[7].

Рассматривая проблему нравственного формирования личности, Л.И. Божович доказывает, что оно не является изолированным процессом, а связано с социальным и психическим развитием. По мнению автора, существует две точки зрения на процесс формирования нравственных норм поведения, который понимается, во-первых, как результат интериоризации внешне заданных форм мышления и поведения и их превращения во внутренние психические процессы; во-вторых, как последовательное (закономерное) превращение одних качественно своеобразных форм нравственного развития в другие, более совершенные.

Согласно Божович, у ребенка, находящегося на определенном возрастном этапе развития, в результате усвоения им социального опыта возникают специфические для нравственного формирования личности образования, включающие в себя качественно своеобразное сочетание нравственных знаний, чувств, привычек. Эти новообразования составляют предпосылку дальнейшего усвоения социального опыта и нравственного развития личности. Новые образования представляют собой своеобразные функциональные системы, в которых в нерасторжимом единстве представлены моральные знания и моральный опыт. Такие функциональные системы характеризуют уровень нравственного развития человека и определяют его поведение на соответствующем возрастном этапе[8].

Наибольшее значение для нравственного развития в подростковом возрасте приобретают идеалы. Их формирование тесно связано с интересом к нравственным качествам людей, их поступкам, взаимоотношениям друг с другом. И если первоначально, по мнению Л.И. Божович, идеалы возникают у ребенка непроизвольно, без сознательного поиска, то уже в старшем подростковом и юношеском возрасте ведется активный поиск людей, образы которых соответствуют нравственным стремлениям и служат опорой нравственного поведения[9]. С формированием идеала тесно связано возникновение таких нравственных качеств, как самоуважение, чувство собственного достоинства, которые становятся важнейшими мотивами поведения и средствами самоконтроля личности.

В старшем школьном возрасте нравственное развитие характеризуется появлением следующего нового функционального образования – нравственных убеждений, представляющих собой сплав соответствующих знаний и чувств. С возникновением убеждений сначала перестраиваются, а затем полностью исчезают идеалы, воплощенные в образе конкретного человека, замещаемые неким собирательным идеалом. Обобщение широкого жизненного опыта в нравственных категориях приводит к их соотнесению и объединению в единую систему, что является основой формирования нравственного мировоззрения как системы убеждений. Иерархизация убеждений определяет направленность личности, ее моральную устойчивость, позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию[10].

Возникновение морального мировоззрения приводит к новому соотношению между нравственным сознанием и поведением. У старшеклассников появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремление к развитию у себя тех качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве части социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Юношеский возраст является периодом интенсивного формировании системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок, к которым относятся: овладение понятийным мышлением, накопление достаточного морального опыта, осознание своего социального положения. Процесс формирования системы ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов[11].

Необходимо отметить, что нравственное совершенствование человека, достигшего в юношеский период эталонного уровня нравственного развития, может продолжаться всю жизнь. Но далее в нравственной сфере не возникает каких-либо новых образований, а происходит только укрепление, развертывание и совершенствование тех, которые появились ранее. В общественном плане нравственная модель старшеклассника представляет такую нравственную ступень, начиная с которой человек, поднявшийся на нее, может быть признан высоконравственным[12].

1.2 Сущность и природа нравственности

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)[13].

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного»[14]. «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести»[15].

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.

Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает»[16].

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:

Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения[17].

Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении[18].

Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений[19].

1.3 Формирование нравственных качеств личности

Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование её нравственности[20]. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности.

Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность[21].

Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и указания, с одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. Иное дело нравственность или мораль. Нормы и правила, которые относятся к её сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу общественного мнения; упрёки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьёзный характер[22].

Таким образом, соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимание ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло. Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и её моральное развитие. Правда немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание[23].

Моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на её моральной сознательности, что она становиться более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действительности.

Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств, но и является главной задачей школы и должно быть в центре её воспитательной деятельности. Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации нравственного воспитания (формы и методы)[24].

1.4 Духовно-нравственные ценности современного учителя

Личность учителя в образовании – это личность носителя культуры и её творца, преемника и создателя мирового педагогического опыта.

Современный учитель – это творческая индивидуальность, обладающая критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения[25].

Однако это можно рассматривать как характеристику профессиональных, но не человеческих, то есть нравственных качеств педагога. В этой связи считаем необходимым привести пример.
В одну из газет пришло письмо. Его автор – молодой талантливый профессиональный художник. Вот что он написал о своей учительнице: «Однажды на уроке истории Галина Ивановна сказала мне: «Я хочу когда-нибудь услышать в твоих работах музыку казахской степи».
Я долго искал этот приём. Я искал его, пока учился в колледже, потом – когда продолжил образование в академии. И вот пришло время защиты дипломного проекта. По мнению преподавателей, мне удалось придумать интересную композицию, найти верное цветовое решение триптиха. Я пригласил на защиту Галину Ивановну. Когда я представлял свою работу, то вдруг увидел слёзы на глазах моей учительницы. «Ты знаешь, – сказала она через несколько минут после защиты, – я, наконец, услышала эту музыку. Музыку казахской степи… Ты станешь настоящим художником». Это была для меня высшая похвала.

Сейчас я вернулся из армии, женился. С удовольствием занимаюсь любимым творчеством: пишу живописные картины. Я верю в себя. Эту веру подарила мне удивительная женщина, настоящий Учитель – Матвеева Галина Ивановна»[26].

Речь идёт о педагоге, который руководствуется в профессиональной деятельности принципом: урок истории существует не ради истории, а ради человека. Задача учителя общеобразовательной школы, в конечном счёте, – воспитать не математиков, физиков или историков, а подготовить человека к жизни, в которой он сможет стать хорошим специалистом, хорошим сыном, хорошим отцом, хозяином своего дома, может быть, общественным деятелем, но главное – счастливым человеком, верящим в своё высокое предназначение. Часто эту задачу бывает трудно решить учителю-предметнику, который в силу объективных и субъективных причин реализует идею социальной мотивации учения в ущерб ценностному мотиву образования. Такое утилитарное отношение к знаниям ведёт к утилитарному отношению к человеку, если учитель не обладает истинным педагогическим даром, основанном на высоких нравственных принципах, что, бесспорно, присуще героине письма[27].

Устранить это противоречие способно приобщение каждого участника образовательного процесса к ключевой идее самопознания, основанной на безусловной любви к человеку. Глубоко осмысленная, пережитая, прочувствованная педагогом, эта идея поможет ему осознать свою высокую миссию, а также истинный смысл школьного образования.
Какие же требования предъявляются сегодня к личности учителя в свете этой высокой гуманистической идеи? Какую роль он выполняет, ведя своих учеников по пути познания? На наш взгляд, учитель сегодня – это организатор, информатор, консультант, партнер, консультант, фасилитатор, собеседник, наставник, мастер, художник, артист, оратор, дирижёр, единомышленник, что являет далеко не полный перечень сторон его деятельности. И всё же определяющей чертой настоящего учителя является сила его личности. Об этом образно говорит ученый В.А. Сластёнин: «Личность учителя – это плодотворный луч солнца для молодой души, который ничем заменить невозможно: личность воспитателя значит все в деле воспитания»[28].

А вот что по этому поводу подметил К.Д. Ушинский: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер»[29].

Известный педагог определяет личность как характер. Каковы же основные черты учителя, обладающего сильным характером, а значит, яркой индивидуальностью?
Личностные качества, конечно же, неотделимы от профессиональных. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания дисциплины, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества[30].

Как одно из наиболее значимых, а возможно, и самое главное – любовь к своему про­фессиональному труду – качество, без которого не может быть педагога. Слагаемые этого качества – добросовестность и самоотверженность, радость при достижении результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей педагогической квалификации.
Вместе с тем личность современного учителя во многом определяется высоким уровнем культуры. Учитель всегда служит наглядным образцом для учащихся, образец этот должен быть своеобразным эталоном того, как принято и как следует себя вести[31].

Нравственной мерой поведения учителя является педагогический такт. Он базируется прежде всего на нравственных качествах педагога.
Основными элементами педагогического такта являются: требовательность, и в то же время уважительное отношение к ребенку, умение слушать и слышать его, сопереживание, внимательность, чуткость (без стремления афишировать свои действия), дружелюбие без панибратства, доброжелательность, умение увлекать воспитанников идеей. Чтобы быть тактичным, учителю необходимо быть наблюдательным, уметь предвидеть все возможные последствия своих слов и поступков.
Педагогический такт как один из элементов взаимодействия с детьми обязывает педагога отвечать за свои поступки, прочувствовать свои обязанности, проявлять волю. А самое главное – такое взаимодействие признает личность высшей ценностью. Тактичность педагога значительно усиливает нравственные позиции добра и зла и становится школой практической нравственности[32].

Существует немало приемов, пользуясь которыми учитель, не нарушая педагогического такта, добивается установления этически правильных взаимоотношений с воспитанниками и тем самым добивается эффективного общения. Некоторые из них можно назвать правилами педагогического такта, наиболее важными из которых являются следующие:

• на уроке важно создавать атмосферу, в которой доминируют высокие общечеловеческие ценности;

• учителю следует чувствовать внутреннее состояние ученика и создать все условия для вовлечения его в учебный процесс;

• при любых обстоятельствах нужно оставаться спокойным, уравновешенным, сдерживать негативные эмоции;

• любые противоречия желательно разрешать с помощью диалога;

• целесообразно быть щедрым на похвалу, а не на порицание[33].

Педагогический такт как форма взаимоотношений определяется многими сторонами личности учителя, его идейными убеждениями, культурой поведения, общим и специальным образованием, запасом соответствующих умений и навыков. Педагогический такт – это умение находить в каждом случае наиболее правильный педагогический прием. Немаловажное значение в формировании педагогического такта имеет общая и педагогическая культура поведения учителя. Понятия «общая культура» и «педагогическая культура» отличаются друг от друга[34].

Общая культура в поведении человека состоит в соблюдении правил поведения в общественных местах, в личной жизни, во взаимоотношении с другими людьми (тактичность, вежливость, скромность, уважение и т.д.). Педагогическая же культура в поведении учителя предусматривает соблюдение общепедагогических требований во взаимоотношениях с учащимися и их родителями. Встречаются учителя, которые в личной и общественной жизни, во взаимоотношениях с другими людьми достаточно культурны, но на самом деле педагогической культурой не обладают – они грубо относятся к детям, несдержанны, несправедливы к ним.

Педагогическая культура – это одна из сторон педагогического такта учителя. В этом отношении особенно большое значение имеет культура устной речи – ее чистота, грамотность, умение управлять своей речью и сопутствующими ей мимикой и жестами, интонацией и даже тембром голоса[35].

Овладеть педагогической культурой, не владея педагогическим мастерством, невозможно. Педагогическая культура является показателем гибкости ума учителя, следствием его творчества.

Мы подошли к характеристике одного из самых главных качеств современного учителя – его способности к творчеству. Творческий потенциал учителя проявляется в его умении самостоятельно конструировать педагогический процесс, вовлекая в увлекательный поиск каждого ученика.

У настоящей творческой личности её профессиональные знания и навыки – лишь инструмент, которым она умело пользуется. Такой педагог приходит на урок, чтобы в очередной раз пережить то, что он несёт своим воспитанникам, и сделать с ними новые открытия. Он не боится перемен, непростых вопросов, на которые порой не бывает готовых ответов.

Учитель, являясь яркой творческой индивидуальностью, «помогает процессу осознания … своего личностного «Я» в окружающем мире. Он не даёт готового знания … вместе с воспитанниками спорит и размышляет… удивляется и сомневается, с интересом постигает истины в совместном творчестве» (В. М. Данильченко). Ключевым словосочетанием этой цитаты следует считать последнее, потому что именно совместное творчество учителя и ученика, их сотрудничество на уроке являются залогом воспитания успешного человека, способного осознанно выбрать свой путь и полезно приложить свои силы на благо общества, а значит, стать счастливым гражданином счастливой страны[36].

ГЛАВА 2 ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ЕДИНСТВЕ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Формирование духовно-нравственных ориентиров

Человеческая любовь – могущественная сила воспитания. Тот, кто умножает жизнью своей это бесценное богатство человеческого духа, – тот, воспитывая самого себя, воспитывает своих детей.

В.А. Сухомлинский

В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учиться и как воспитывать ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность, традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером могут служить слова В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – без духовности»[37].

Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. В жесткой действительности ребенку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная среда обитания, это совокупность связей, отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога. Становление духовного человека не возможно без нравственного воспитания. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постоянном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательном стремлении к идеалам добра и правды и, наконец, образование твердой воли», – писал Н.И. Пирогов. Любой народ с развитым культурным самосознанием, любящий свое Отечество и заботящийся о его благе и процветании, печется о том, чтобы передать будущим поколениям основополагающие ценности национальной культуры. Каждая педагогика должна нести на себе ярко выраженную печать культуры, которой она принадлежит. Она реализует функцию передачи знаний, умений, навыков, ценностей, опыта трудовой и творческой деятельности, опыта духовной жизни, характерных именно для данной культуры, для данной цивилизации.

Для того чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна осуществиться передача тех духовных ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Если этого не происходит, общество начинает заболевать, переживать системный кризис, основным элементом которого является кризис духовный. Такой кризис мы наблюдаем сегодня в России. Об этом говорит важнейший документ, определяющий стратегию развития российского образования, Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года.

В Доктрине указано: «Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского образования, включая: преодоление социальноэкономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности».

2.2 Программа духовно-нравственного развития Гимназии №1 р.п. Чунский Иркутской области

В целях развития духовно-нравственного развития и воспитания была создана программа в Гимназии №1 р.п. Чунский Иркутской области.

Нормативноправовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития являются закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт, концепция духовнонравственного воспитания российских школьников.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. Программа позволяет выстроить совокупную деятельность школы, которая реализуется в трех сферах: в процессе обучения (урочная деятельность); во внеклассной работе (внеурочная деятельность); во внешкольных мероприятиях (внешкольная деятельность).

Цель программы: создать социальнопедагогические условия для воспитания, развития и становления личности, способной сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству на основе моральных и нравственных норм.

Задачи программы:

• формирование способности к непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовнонравственной компетенции «становиться лучше»;

• создание общешкольной атмосферы любви, взаимопомощи, взаимопонимания;

• формирование личности, уважающей историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью;

• ориентирование семьи на духовнонравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа РФ[38].

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностносмысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом[39].

Для решения поставленных задач гимназией определены следующие направления:

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам, обязанностям человека.

2.Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания.

3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4.Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, в котором данные ценности будут реализовываться в практической жизнедеятельности: в содержании уроков; в организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся; в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности, в характере общения и сотрудничества взрослого и ученика; в специальных событиях, спроектированных с учетом ценности и смысла; в личном примере ученикам.

Опыт реализации Программы развития общественно активной школы позволяет использовать уже созданное пространство. Согласованные усилия всех социальных субъектов – участников образования дают его полноценное функционирование, т.е. социальнооткрытый уклад школьной жизни. Именно он является педагогически целесообразной формой приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социальнокоммуникативной, творческой и т.д.) и других уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальнодуховными традициями.

Таким образом, программа объединяет все виды деятельности учащихся (урочную, внеурочную, внешкольную), в которых можно решить задачи их воспитания.

1. Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей «на словах» происходит при решении нравственнооценочных заданий по литературе, истории, обществознанию и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Появление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.

Предметные циклы включают: уроки словесности (цель: формирование ученика как субъекта возрождения духовной культуры); уроки истории (воспитание гражданина, знающего свои корни и связанного с ними, любящего Родину, свой народ); уроки естественно научного цикла (познание мира и своего места в нем) и т.д.

2. Внеурочная деятельность направлена на социализацию обучающихся, развитие творческих способностей школьников и воспитание стремления к здоровому образу жизни. Задачи внеурочной деятельности: реализация индивидуальных потребностей учащихся гимназии путем предоставления выбора широкого спектра знаний, направленных на развитие детей; обучение школьников способам овладения различными видами внеурочной деятельности; формирование навыков познавательного коммуникативного общения; формирование и развитие детских коллективов, совместно участвующих в различных видах внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в гимназии представлена по направлениям развития личности, согласно ФГОС: спортивнооздоровительное, духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, в различных формах её организации, отличных от урочной системы обучения – кружки, секции, подготовку к олимпиадам, конференциям, проектной деятельности и т.д., а также проведение тематических классных часов и внешкольных мероприятий.

В гимназии создан музей «МИГ 10». В нем представлено большое количество экспозиций, посвященных знаменательным событиям истории страны, города, гимназии, а также выдающимся выпускникам, ведь в 2016 году «она» отмечает свой 20летний юбилей.

Работа музея организуется таким образом, что именно дети участвуют в сборе информации, подготовке и проведении экскурсий, викторин. Музеем подготовлены видеоэкскурсии, которые используются при подготовке классных часов. Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Он осуществляет связь времен и дает уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования.

Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования. В каждом из таких свидетельств отражается какая то частица истории. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школы.

Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором информации. В результате у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации и т.д. Таким образом, конкретизируются и расширяются знания детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществознания, реализуется региональный компонент образовательных стандартов, т.е. изучается история Сибири.

Много лет в гимназии существует Историко-дискуссионный клуб, он объединяет учащихся 8–10 классов, занимается поисковой работой, исследовательской деятельностью, реконструкцией исторических событий.

В гимназии начата работа по реализации проекта совместно с поселковой волонтерской организацией «Солнечный поселок», в рамках которой были организованны концерты, выездные мероприятия, благотворительная ярмарка.

В гимназии работает прессцентр и школьное ТВ, освещающее события в мире, стране, поселке и школе. Под руководством педагога работает творческая группа учащихся в качестве штатных сотрудников, к деятельности также привлекаются учащиеся для выполнения конкретных заданий на разовой основе.

Регулярно выходит печатная школьная газета, освещающая все важнейшие события, происходящие в жизни гимназии. И редактор газеты, и весь журналистский состав – учащиеся гимназии. Уже много лет проводятся традиционные легкоатлетические соревнования на приз директора школы.

В них принимают участие лучшие спортсмены гимназии и поселка. В гимназии реализуется ряд целевых программ, которые направлены на формирование у школьников демократической культуры как основы развития гражданского общества через реализацию демократических принципов во всех аспектах школьной жизни. Данные программы способствуют формированию и развитию ключевых компетенций.

Программа «Школьное соуправление». Задачи программы: формирование активной гражданской позиции, приобретение учащимися навыков правовой, политической и экономической культуры. Знакомство с основными демократическими процессами современного гражданского общества, умение адаптироваться в изменяющихся условиях современного общества. Смысл ученического соуправления заключается в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. В гимназии дважды в год (День учителя и 8 марта) проводят дни самоуправления, когда все вопросы учебно-воспитательной деятельности решают старшеклассникидублеры.

Члены школьного Парламента совместно с учителями и администрацией участвуют в планировании и организации общешкольных мероприятий. В гимназии действует система наставничества. В школьном Парламенте старшеклассники помогают учащимся 5–7 классов правильно организовывать свою деятельность и работу в классе. В школьном ТВ работает творческая группа 5–7 классов, которая один раз в неделю выпускает собственный блок телепрограммы под руководством более опытных учеников старших классов. Ученики старших классов во время дежурства по школе организуют игры для ребят начальной школы.

Программа «Школа и одаренные дети». Цель программы: создать благоприятные условия по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в интересах личности, общества, государства.

Программа «Формирование исследовательской культуры школьников». Цель программы: создать условия для формирования первоначальных исследовательских навыков. Система работы по формированию исследовательских навыков способствует развитию ключевых компетенций: компетентность решения проблемы, информационной компетентности (приобретают навыки поиска и обработки информации), коммуникативной компетентности (работают в группах, оформляют результаты работы и представляют свои результаты).

В течение нескольких лет прослеживается повышенный интерес учащихся к исследовательской деятельности. Этому способствует участие в конференциях разного уровня – от школьной до всероссийской. Тематика исследований связана с духовной, религиозной сферой, часто исследуется краеведческая проблема, военная тематика, молодежная политика и т.д.

За пять лет гимназистами подготовлено и представлено к защите на уроках, в рамках недели науки и проектов и итоговой аттестации более 2000 проектов. Совместно с педагогами и бывшими выпускниками разработаны и реализуются проекты: журнал «В десятку», web-сайт, «Музей гимназии», «Электронный архив гимназии». Традиционно проводятся декады науки и проектов, ежегодно учащимся (4–11 классы) предлагаются к защите более 200 проектов и научно-исследовательских работ, около 70% – с использованием НИТ.

Особая роль в гимназии отводится работе с семьей. Часто проводятся совместные праздники, соревнования, экскурсии, классные часы, индивидуальные консультации, нестандартные родительские собрания, консультации с психологом.

Духовно-нравственное воспитание неотделимо от патриотического, а патриотизм всегда деятелен[40]. Из всех образовательных компонентов воспитания этот компонент наиболее сложен и дает не слишком большой результат. Патриотизм – это чувство, а не единица знания. Это чувство моего Я в «месте» моей Родине, в месте рождения, проведении детства и т.д., в сообществе (народность, народ, семья). Это особая категория среды разнообразных чувств любви и привязанности. А любовь – это всегда двойное ожидание – «получения» чего-то от объекта любви и отчуждения себя в пользу такого объекта. Это своего рода «инвестиции» и отдача от них.

Истинный патриотизм предполагает длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития является духовно-нравственный и социокультурный компонент. Патриотизм выступает в единстве с духовностью, гражданственностью и социальной активностью, осознающий свою неразделенность, неразрывность с Отечеством.

Патриотическое сознание формирует знание об Отечестве, его истории, культуре, природе, народе, народностях, передающих из поколения в поколение традиции, обычаи, язык как отражение менталитета, и дух российской нации, и «тайны русской души», понимание того, что независимо какое государство и какая власть находились на территории России – это временные категории, но есть вечная ценность – Родина, большая и малая, которую, как и мать, не выбирают, Родина как отражение и символ заботы и любви самых близких и дорогих людей. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников[41].

Слово педагога – вот самый главный инструмент воздействия на ребенка. Однако социальное пространство для его развития не ограничивается школьными сменами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как СМИ, общественные организации, учреждения культуры и спорта и т.д.

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию патриотизма у учащихся. Познавая идею Родины, испытывая чувство любви к ней, тревогу за её настоящее и будущее, ребенок утверждает достоинство, стремление быть похожим на героев России. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить всё положительное, что было в прошлом. В то же время знания о Родине должны вызвать не только гордость за её достижения, но и тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть.

История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина. Таким образом, в основе воспитания, особенно патриотического, лежит, прежде всего, воспитание чувств, поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за мать, близких, свою семью, коллектив и т.д. Воспитание патриотизма всегда неразрывно связывалось с развитием духовности, нравственности и мировоззрения личности[42].

Подводя итог вышесказанному, надо понимать, что духовно-нравственное воспитание состоит их нескольких составляющих: личностной культуры, социальной культуры и семейной культуры. Духовно-нравственное воспитание не может осуществляться в рамках отдельно взятого предмета. Нет и не может быть отдельных учебных или внеучебных мероприятий, целиком и полностью посвященных духовно-нравственному развитию. В штатном расписании школы нельзя предусмотреть должность духовно-нравственного воспитателя. Воспитание в школе должно быть органично включено в процесс образования, усвоения знаний, умений и навыков.

Духовно-нравственное воспитание основывается на нескольких обязательных принципах: воспитание понятия и принципа духовности (от «душа», «дух») – то, что делает тело живым, комплекс психических явлений: мышление, сознание:

• постоянная забота школы о том, чтобы уберечь детей от набора негативных ценностных установок;

• привлечение школьников к участию в создании школьных семейных традиций;

• привитие понятий национальных ценностей[43].

Образовательные компоненты духовно-нравственного воспитания должны включать в себя нравственное и духовное образование, социальное воспитание, патриотическое и культурное образование, культурное воспитание. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе, составляют основу гражданского поведения человека[44].

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях невозможно без социально-педагогического партнерства. Необходимо выстроить педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями культуры и спорта, СМИ. В разделе «Основные цели и задачи образования» Национальной доктрины обозначены приоритеты развития системы образования, они призваны обеспечить:

• историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

• воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

• формирование культуры мира и межличностных отношений – это позволяет осмыслить диалектику целей образования, определяемую нашей сегодняшней историко-культурной реальностью.

В современном мире среда возрастания новых поколений поликультурна, мы живем в обстановке интенсивного взаимодействия, осуществляемого как при непосредственном контакте людей, принадлежащим разным культурам, так и опосредованно, в открытом мировом информационном пространстве. Очевидно, что такая среда настоятельно требует воспитания в человеке способности к диалогу, пониманию иных, нежели его собственные, взглядов, систем ценностей и жизненных перспектив.

Эта проблема получила свое выражение в программе воспитания толерантности, в идеях диалога, завоевывающих все большую симпатию в системе образования. Но возможен ли диалог культур между сторонами, которые не являются и не осознают себя носителями никакой культуры? Бесспорно нет, диалог возможен там, где есть стороны диалога, обладающие культурной идентичностью, во-первых, и толерантностью, во-вторых.

Воспитание культурной идентичности – это необходимая цель образования, стержень же культурной идентичности для культуры российского типа, который Макс Вебер определил как ценностно-рациональный тип, составляет её ценности[45]. Сегодня стратегия народного образования направлена не только на то, чтобы дать человеку определенный образовательный минимум, соответствующий его возрасту и интересам общества, но также и создать условия для духовного становления личности и обеспечить возможность культурной и конфессиональной самоидентификации, гарантирующей сохранение и восстановление преемственности связей между поколениями.

Доступность тысячелетнего духовного наследия России и нравственного опыта поколений непосредственно определяется тем, в какой мере в русле образования на протяжении всей жизни человек получал возможность приобщения к культурообразующей традиции.

Духовно-нравственное развитие и воспитание является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народов и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности[46]. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темп и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

2.3 Формирование нравственных качеств личности младших школьников средствами духовно-нравственного воспитания

Духовно-нравственной базой нравственного воспитания в школе являются: правила, система поощрений и наказаний, форма одежды, взаимоотношения, стиль обучения, характер внеклассной деятельности, этические нормы во взаимодействии школьников и учителей.

С первых шагов ребенка в школе педагоги доносят до него нормы поведения, которые от него ожидаются. Нравственное поведение усваивается школьниками через педагогически верно организованное поведение и общение.

Ребенок должен понимать нравственные ограничения своего самостоятельного мышления и учитывать последствия своих решений и поступков для себя и окружающих его людей. Всякое критическое отношение должно опираться не на личные желания или интуицию, а на свои личностные ресурсы, чтобы сделать обоснованным свое решение, мнение, поступок. Но, чтобы эти ресурсы не были убогими и скудными, личность необходимо развивать во всем многообразии социальных, нравственных экономических отношений[47].

Основной идеей для создания системы формирования нравственных качеств личности младших школьников Гимназии №1 р.п. Чунский, выступила необходимость постепенного ознакомления детей младшего школьного возраста с нормами нравственности, развитием нравственных качеств личности в коллективе, необходимые для жизни в современном обществе.

Система воспитания нравственных качеств личности может быть организована в виде воспитательного проекта «Копилка добрых дел» в младших классах, данная система – это маленький шажок на пути к нравственной культуре, капля в том море жизненного опыта, которая формирует личность, целью которой является создание единой воспитательной системы, в процессе которой происходит формирование у младших школьников нравственных качеств и потребности в нравственном саморазвитии и самоактуализации.

Основными принципами формирования нравственных качеств личности у младших школьников являются: принцип ориентации на идеал, аксиологический принцип, принцип следования нравственному примеру, принцип идентификации, принцип диалогического общения, принцип полисубъектности воспитания, принцип системно – деятельностной организации воспитания.

Система формирования нравственных качеств личности младших школьников в коллективной деятельности рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов 17.

В работе с младшими школьниками перед учителем начальных классов стоит много задач. Одной из них, и, пожалуй, важнейшей, является выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к единству слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и дома. Методы и способы воспитания, используемые учителем, разнообразны. Наиболее эффективными в аспекте духовно-нравственного и личностного развития ребенка, являются современные инновационные педагогические технологии. Одной из таких является технология проектирования, которая имеет огромный воспитательный потенциал. Самое важное при реализации системы - это то, что развивается творческая активность и самостоятельность, навыки коммуникации самих детей, а также усиливается процесс их социализации. Дети учатся жить, и жить с пользой и радостью.

Для продуктивной оценки результатов работы над темой исследования определены следующие критерии и показатели оценки сформированности нравственных качеств младших школьников: критерий нравственного сознания, критерий нравственных отношений, критерий нравственного поведения. Критерий нравственных отношений определяется направленностью личности.

В зависимости от того, какие мотивы, потребности, ценности школьник принимает для себя в качестве личностно значимых, сформированность нравственных ориентиров, создание отношений с окружающим миром на основе нравственных ценностей и норм и правил общества приобретает позитивный или негативный характер (просоциальный или антисоциальный).

Этот критерий оценивался по показателям сформированности отношения к жизненным ценностям.

Критерий нравственного сознания отражает субъективную оценку младшим школьником собственного поведения, личностных ощущений, переживаний и складывающихся отношений. Данный критерий оценивался с помощью диагностики нравственной самооценки.

Критерий нравственного поведения отражает способность ребенка к нравственному поведению, соответствующему нормам и правилам общественной жизни, определяет степень сформированности нравственных ориентиров, уровень сформированности нравственного поведения, соответствующего нормам и правилам общества.

На основе выделенных критериев и показателей выделили уровни воспитанности исследуемых нравственных качеств у младших школьников: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень характеризуется устойчивая ориентация на положительное поведение; сформированность представлений о духовных и нравственных ценностях согласно младшему школьному возрасту, сформированность нравственной мотивации; адекватные эмоционально яркие эмоции; адекватность рефлексивной самооценки учебной деятельности; активная позиция и стремление к продуктивному сотрудничеству.

Средний уровень: эгоистическая позиция; неточность в определении содержания положительных и отрицательных качеств личности; нестабильность нравственной мотивации; адекватные, но слабовыраженные эмоциональные реакции; нечеткость рефлексивной самооценки учебной деятельности; неточность выделения мотива, обстоятельств и объективных последствий поступка; ориентация на коммуникацию в общем деле.

Низкий уровень: несформированность нравственных понятий, неустойчивое, импульсивное поведение; несоответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту; отсутствие нравственной мотивации; неадекватные эмоциональные реакции; низкий уровень освоения уровня справедливого распределения, осознания нормы, моральных суждений; неумение выделить мотив, обстоятельства и объективные последствия поступка; отсутствие навыков совместного сотрудничества.

Таким образом, в результате проведенного нами исследования, были получены следующие результаты:

1. Анализ полученных результатов показал, что в экспериментальном и контрольном классах преобладает средний уровень сформированности нравственных качеств.

2. Чтобы показать учащимся, что необходимо развивать свои нравственные качества интерес мы разработали и провели мероприятия по повышению уровня сформированности нравственных качеств младших школьников: беседы, ситуации, серия классных часов, включающих различные задания и упражнения, направленные на развитие нравственных качеств у младших школьников, сделан их анализ.

3. Процесс развития нравственно-духовных качеств был организован в соответствие с педагогическими условиями.

4. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал, что уровень сформированности нравственных качеств у младших школьников в контрольном классе, где формирующий этап эксперимента не проводился, изменился незначительно. У школьников экспериментального класса уровень сформированности нравственных качеств интереса значительно выше, чем у учащихся контрольного класса, это говорит, о том, что подобранный нами комплекс мероприятий способствовал эффективному формированию нравственных качеств младших школьников.

Таким образом, чтобы добиться успеха в нравственном воспитании младших школьников, необходимо своевременно начать работу по формированию самостоятельности, инициативности и творческого отношения к деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данного исследования явилось изучение нравственного развития личности, что приобретает особую актуальность в современном российском обществе.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Результатом нравственного становления подрастающего поколения в сложных социальных условиях является появление ряда особенностей в развитии их нравственно-ценностной сферы. Наиболее значимым среди них выступают:

- «заземленность» желаний и мечты, приобретающих прагматичный характер;

- отсутствие стремления поступать в соответствии с принципами, склонность приспосабливаться к обстоятельствам;

- прагматическое представление о будущем, о перспективах своего развития;

- отсутствие выраженности в ценностных ориентациях таких личностных качеств, как стремление принести пользу обществу и людям, бескорыстие, ориентация на взаимопомощь.

Условия, в которых происходит нравственное становление современного подрастающего поколения в нашей стране, характеризующиеся утратой  традиционной системы ценностей, приводят к развитию цинизма, агрессивного отношения к окружающим, формированию презрения к слабым и зависти к сильным, чрезмерного честолюбия, ориентации  на внешний успех, экзистенциального вакуума и ряда других нравственных патологий. Среди ценностей, особенно депривированных при разрушении прежнего социального строя, по мнению Л.И. Анцыферовой, выступают ценности значимости жизни, ее осмысленности, справедливости, понятности, правды, порядка, красоты (особенно красоты человеческих отношений). В силу цельности и взаимосвязи высших мотивов при депривации отдельной их группы оказываются депривированными и все остальные ценности.

Поскольку ценности, в том числе нравственные, выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осмыслением своего  положения в системе общественных отношений, то кризис слыслообразующих жизненных ценностей, ведущий к кризису идентичности, нередко сопровождается духовным вакуумом. Результатом этого является деформация самосознания человека, отчуждение личности от собственной истории, утрата смысла бытия, перспектив будущего и ответственности.

Таким образом, взгляды на проблему нравственного развития отечественных психологов опираются на представление о том, что оно не является изолированным процессом, а органично включено в целостное  психическое и социальное развитие личности. При этом на каждом возрастном этапе особое значение приобретают те механизмы, которые позволяют решать актуальные проблемы личностного развития. Знание и учет особенностей нравственного развития на каждом возрастном этапе и специфики уровней нравственного развития позволят организовывать систему целенаправленного воздействия, которая обеспечит достижение  высокого уровня нравственного развития личности, что является   особенно важным в кризисный период развития общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
  2. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.
  3. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. – М. : Педагогика, 2014. – 224 с.
  4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб - Питер , 2009. – 400 с.
  5. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л.П. // Этическое воспитание. - 2012. - N 3. - с.35-40.
  6. Буравова, О. С. Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры школьников / О. С. Буравова // Начальная школа. - 2010. - № 7. - С. 24 - 25.
  7. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 108 - 113.
  8. Величко О.Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа. - 2013. - N 8. - С.11-15.
  9. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2013. - № 7 - С. 12-19.
  10. Володина, Л. О. Духовно - нравственные ценности воспитания в русской семье /Л. О.Володина // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 41 - 50.
  11. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2011. - N 11. - с.45-57.
  12. Зябкина В. В. Роль художественной литературы в формировании нравственно-эстетических качеств личности // Среднее профессиональное образование. - 2010. - N 5. - С. 59-62.
  13. Кравченко, А.В. Психология и педагогика / А.В. Кравченко; ИНФРА - М , 2010. – 400 с.
  14. Каджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Каджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. – 528 с.
  15. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 6. - С.48 - 52.
  16. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе : единство воспитывающих и обучающих технологий / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 102 - 106.
  17. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: учебное пособие / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013. - 224 c.
  18. Мунгиева Н.З. Воспитание культуры межнационального общения как средства формирования этнической толерантности // Педагогическое образование и наука. - 2013. -№1- С. 117-121.
  19. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 c.
  20. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2012. - N 7. - с.21-29.
  21. Нравственность в современном мире: методический материал / Сост. О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. - Минск: Красико-принт, 2003. - 128 с.
  22. Рочев С. Г. Об относительной значимости моральных норм // Ребенок в детском саду. – 2013. - N 5. - С. 18-20.
  23. Селиванова, О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся /О. Селиванова // Воспитание школьников. - 2008. - № 10. - С. 21 - 23.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Уровень 3.

Постконвенциональная мораль высоких нравственных принципов:

Уровень 1.

Доконвенциональная мораль:

Уровень 2.

Конвенциональная мораль:

Стадия 1.

Ориентация на наказание и покорность.

Стадия 5.

Мораль ориентации на общественный договор.

Стадия 3.

Мораль сохранения добрых взаимоотношений.

Стадия 2.

Наивно-определяющий гедонизм, т.е. направленность на достижение наслаждения.

Стадия 6.

Мораль индивидуальных принципов совести.

Стадия 4.

Мораль поддержания авторитета.

Рисунок 1 – Система Л. Колберга

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

  1. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. – С. 23.

  2. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. – С. 23.

  3. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. – С. 23.

  4. Кравченко, А.В. Психология и педагогика / А.В. Кравченко; ИНФРА - М , 2010. – С. 125.

  5. Кравченко, А.В. Психология и педагогика / А.В. Кравченко; ИНФРА - М , 2010. – С. 125.

  6. Кравченко, А.В. Психология и педагогика / А.В. Кравченко; ИНФРА - М , 2010. – С. 125.

  7. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 6. - С.48.

  8. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 6. - С.48.

  9. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 6. - С.48.

  10. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. – С. 298.

  11. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. – С. 298.

  12. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. – С. 298.

  13. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2012. - N 7. - С. 21.

  14. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2012. - N 7. - С. 21.

  15. Рочев С. Г. Об относительной значимости моральных норм // Ребенок в детском саду. – 2013. - N 5. - С. 18.

  16. Рочев С. Г. Об относительной значимости моральных норм // Ребенок в детском саду. – 2013. - N 5. - С. 18.

  17. Рочев С. Г. Об относительной значимости моральных норм // Ребенок в детском саду. – 2013. - N 5. - С. 18.

  18. Рочев С. Г. Об относительной значимости моральных норм // Ребенок в детском саду. – 2013. - N 5. - С. 18.

  19. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – С. 165.

  20. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. – С. 18.

  21. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. – С. 18.

  22. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. – С. 18.

  23. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. – С. 18.

  24. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 108.

  25. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 108.

  26. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 108.

  27. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 108.

  28. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 108.

  29. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 108.

  30. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 108.

  31. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 109.

  32. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 108.

  33. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2013. - № 7 - С. 12.

  34. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2013. - № 7 - С. 12.

  35. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2013. - № 7 - С. 12.

  36. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2013. - № 7 - С. 12.

  37. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2011. - N 11. - с.47.

  38. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 110.

  39. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 110.

  40. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 39.

  41. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 39.

  42. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 39.

  43. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2011. - N 11. - с.49.

  44. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2011. - N 11. - с.49.

  45. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2011. - N 11. - с.49.

  46. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2011. - N 11. - с.49.

  47. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л.П. // Этическое воспитание. - 2012. - N 3. - с.37.