Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Разработка художественно-конструкторского изделия объекта промышленного дизайна «наручные часы (механические) для людей с хронофобным расстройством

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсового исследования обусловлена идеей создания объекта дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством», аналогов которого недостаточно на современном рынке.

Объект исследования – объектом исследования в рамках курсового проекта являются наручные часы.

Предмет исследования – дизайн объекта проектирования, его строение, концепция реализации строения и функциональной составляющей корпуса механизма наручных часов, с учетом разработки объекта дизайна для людей с хронофобным расстройством. Воплощение идей курсовой работы с учетом этапов и стадий проектирования, предусмотренных стандартами ГОСТ, предусматривающих введение четкой структуры.

Задачи: исследование и анализ исторических сведений, касаемо становления объекта дизайна «Наручные часы». Исследование пластической анатомии руки человека. Составление и анализ карты материалов. Поиск, эскизирование и набросочный этап поиска формы и шкатулки, упаковки. Составление шрифтовых переработок, 3D визуализация объектов: часов и упаковки. Соблюдении всех стадий проектирования объекта дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством». Рассмотреть показатели технико-экономической эффективности. Произведение расчетов технико-экономических показателей обоснования разрабатываемого проекта. Изучение нормативных документов о порядке расчета технико-экономических показателей. Осуществление комплексного анализ результатов выполненного проекта, определение соответствие макета эскизу (место расположения основных членений, конструктивных линий и деталей), выявление достоинства и недостатки проекта.

Методология исследования: в рамках курсового проекта будут проводится в хронологической последовательности (для исторической части исследования), в рамках: эмпирической системы, матричной системы, аналогического подбора. Все исследования данной курсовой работы будут производиться в хронологическом (для исторической части работы) и последовательном (для описания этапов индивидуального проектирования) порядке. Это позволит систематизировать получаемые мною данные, на основе которых я буду искать решения поставленной задачи разработки объекта дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством».

Научная и информационная база проделанной работы: информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные и интернет ресурсы.

Изученность выбранной темы курсовой работы позволяет работать с незначительной базой источников и ресурсов, что говорит о нехватки составляющей изученности объекта проектирования. Данная ситуация обусловлена тем, что тема проекта связана с задачей разработки объекта для людей с хронофобным расстройством, заболеванием, которое не является общеизвестным и изученным.

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ

Наручные часы широко востребованы в современном мире: основной функционал данного аксессуара заключается в информационном определении, которое позволяет человеку быстро узнавать точное время. Свое название аксессуар получил благодаря месту расположения на теле человека, а непосредственно на руке (запястье).

В настоящее время существует огромное количество различных моделей в разных ценовых категориях, что делает наручные часы доступным аксессуаром для большинства людей и социальных групп населения. Для более детального изучения необходимо проанализировать историю наручных часов, что позволит нам узнать основные этапы становления проектируемого объекта дизайна.

1.1. Исторические этапы становления объекта дизайна

Общее распространение наручные часы получили в девятнадцатом веке, на переломе столетий, во время первой мировой войны. Командование и солдаты все чаще подмечали, что карманные часы громоздки и неудобны при обращении, таким образом наручные часы стали неотъемлемой частью и для военных [8].

Первые наручные часы представляли собой связку из корпуса карманных часов и дополнительного ремешка-крепления для фиксации на запястье. Такое решение было хоть и инновационным, но достаточно неудобным: крупный диаметр механизма мешал, ограничивал движения.

Только в двадцатом веке стало налаживаться активное промышленное производство «готовых» наручных часов. Все компании проверяли свои часы на выносливость, старались создавать такой дизайн объекта, который будет максимально эргономичен и удобен [10].

1.2. Строение объекта дизайна. Типы механизмов

Разработка проекта объекта дизайна «Наручные часы» включает в себя изучение строения самого объекта, что дает полную картину о структуре предстоящего технического моделирования и проектирования.

Объект «Наручные часы» состоит из нескольких составных частей, которые представляют собой общую рабочую систему. Определенные типы моделей и линейки прототипов могут незначительно варьироваться между собой. Так или иначе, существует общая комплектация частей для наручных часов:

1) Браслет, состоящий из нескольких частей (большая часть с отверстиями для застежки, меньшая часть с крепительной застежкой и крепителями держателя ремешка)

2) Корпус механизма (включающий в себя как сам механизм, так и элементы, обеспечивающие функциональность часам: заводную головку, крепления ремешка, защитное стекло)

Особое внимание следует обратить на строение механизма наручных часов. Дальнейшая разработка объекта дизайна «наручные часы» будет проходить в рамках механического механизма, которые включает в себя такие комплектующие части, как:

1) Источник энергии (пружина);

2) Спусковой механизм (преобразует непрерывное вращательное движение в колебательное или возвратно-поступательное);

3) Колебательная система (балансир);

4) Механизм подзавода или перевода стрелок;

5) Система шестерёнок, соединяющая пружину и спусковой механизм;

6) Циферблат со стрелками

Для верного выбора необходимого механизма необходимо провести анализ рынка механизмов часов, исходя из его и будет сделан выбор (таб. 1, стр. 8) [13].

Таблица 1

Анализ экономических параметров механизмов

Название фирмы и модели

Количественное измерение

Цена (руб.)

MIYOTA

90S5 Miyota Automatic

шт

2000

ETA

ETA 2671 Gold

шт

4000

OMEGA

c1945 RARE OMEGA

шт

1900

ROLEX

28800 Bph Automatic

шт

8000

Таким образом, имея расценки на механизмы механического хода нескольких крупных мировых марок по часовому производству, можно остановить свой выбор на одном из них, конкретнее – на механизме фабрики MIYOTA под серийным номером 90S5. Данный механизм занимает среднюю ценовую позицию и может участвовать в дальнейшей разработке проекта объекта дизайна «Наручные часы».

1.3. Анализ и составления карты материалов проектирования объекта дизайна.

Перед тем, как углубиться в разработку проекта объекта дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством», необходимо изучить мировой рынок материалов, которые активно используются в промышленных масштабах при изготовлении объекта проектирования.

Для грамотной систематизации структуры технологической карты дальнейший анализ будет структурирован в матричный вид.

Ниже представлена структурная таблица материалов изготовления корпуса механизма объекта дизайна с основными характеристиками (таб. 2, стр. 9) [11].

Таблица 2

Анализ параметров материалов корпуса механизма

Название

Эколог-ость

Гипоал-ость

Легкость материала

Устойв-ость к царапинам

Прочность материала

Латунь

+

-

++

-

--

Аллой

+

-

++

-

-

Сталь

+

+

-

+

+

Титан

+

?

-

?

+

Золото

++

?

+

+

+

Серебро

++

?

+

+

+

Дерево

+++

+

+++

+

-

Пластмасса

-

+

+++

+

-

Введем в проект два основных материала: дерево, пластик. Эти материалы достаточно легки в весовой категории, что очень важно для людей, страдающих хронофобным расстройством. Таким образом, необходимо перейти к разбору характеристик выбранного сырья для уточнения карты используемых материалов.

К тем характеристикам дерева, которые могут быть уточнены, относятся параметры плотности и вторичной обработки [12].

Параметр плотность дерева (таб. 3, стр. 9.) указывает на то, сколько материала содержится на 1 см3. Изучив данную спецификацию можно понять, как будет вести себя древесина в тех или иных условиях.

Таблица 3

Характеристики плотности дерева

Дерево

Коэффициент плотности

В сухом состоянии

Сосна

1,00

500

Ель

0,90

450

Ольха

1,05

520

Бук

1,30

650

Клен

1,37

690

Дуб

1,40

700

Ясень

1,37

690

Дальнейший выбор дерева и уточнение древесного сырья будет производиться на стадии эскизного проекта, так как цветовые составляющие и составляющие текстуры дерева влияют на визуальное и эстетическое восприятие продукта.

Введем параметры обработки дерева:

1) Первичная обработка (обрубка с помощью использования промышленных станков, придание формы, отшлифовка).

2) Вторичная обработка (пропитка химическими и природным материалами для улучшения качества продукта). Для вторичной обработки дерева используют ряд средств, политика функциональности которых изложена в таблице ниже (таб. 4, стр. 10).

Таблица 4

Типы обрабатывающих материалов древесины

Классификация пропитки дерева

Описание

Примеры пропитки

Проникающие пропитки

Впитываются внутрь древесного волокна

Растительное масло – воск, растительные масла.

Пленкообразующие пропитки

Застывают на поверхности дерева

Химические растворы, таки

Следующий материал для изучения – пластмасса.

Данный материал используется в различных сферах жизни человека, включаю промышленную. Широкое распространение получили пластмассы на основе синтетических полимеров.

Природа пластмасс разнообразна: в зависимости от происхождения полимера и от различных параметров его в другое агрегатное состояние различают несколько видов пластмасс:

1) Термопласты – пластмассы, которые теряют свою форму при нагревании, но как только температура стабилизируется и падает до исходной, материал принимает прежнюю форму.

2) Реактопласты – меняют свою структуру (от линейной в сетчатую и наоборот) при изменении температуры. При переходе в одно состояние возврат в исходное положение невозможен.

Для более глубокого изучения пластмасс была составлена спецификация, позволяющая увидеть определенный температурный режим и плотность пластмасс в зависимости от их вида. Виды и характеристики пластмассы представлены в таблице ниже (таб. 5, стр. 10-11)

Таблица 5

Виды пластмасс и их характеристики

Пластмасса

Температурный режим (°с)

Плотность (кг/м3)

Карбон (углепластик)

- 40 +85

1450– 2000

Продолжение таблицы 5

Пластмасса

Температурный режим (°с)

Плотность (кг/м3)

Целлулоид (SN)

+ 70

1000 – 1450

Сополимер акрилонитрила бутадиена

- 40 +85

2000– 2500

Сополимер акрилонитрила эфира

- 40 +85

2000 – 2500

АБС пластик

-40 + 90

1000 - 1500

Полисульфон

-40 +150

2100 - 2300

Таким образом, составив спецификации для материалов дерева и пластмассы, из сырья которых будет выполнен корпус механизма, перейдем к следующему разделу.

Следующая спецификация, которую необходимо учесть при составлении карты материалов – сырье для изготовления ремешка браслета.

Ремешок браслета играет очень важную роль в строении механизма объекта дизайна «Наручные часы». Благодаря нему функциональная часть часов (корпус механизма) плотно удерживается на руке, фиксируя аксессуар к запястью. Общие требования к материалу ремешка минимальны и включают в себя:

1) Тактильную мягкость (для предотвращения механических повреждений запястья)

2) Материальную плотность (для удержания корпуса механизма без сильного захвата браслета, создающего плотное напряжение в запястье)

Зачастую из-за неправильных расчетов параметров браслета человек сталкивается с неприятными ощущениями при эксплуатации наручных часов. Ниже представлена структурная таблица материалов с основными характеристиками, значимыми для производства, которое происходит в рамках выполнения детали часов «браслет» (таб. 6, стр. 11).

Таблица 6

Анализ параметров материалов ремешка браслета

Название

Эколог-ость

Гипоал-ость

Легкость материала

Устойв-ость к царапинам

Прочность материала

Кожа

+

+

+

+

+

Сталь

+

+

+

-

+

Текстиль

+

+

+

?

?

Камни и бусины

+ ?

+ ?

- +

?

+ -

Силикон

?

+

++

++

++

Введем материалы для ремешка браслета в проектируемый объект дизайна «Наручные часы»: кожа. Данный материал очень разнообразен и включает в себя целую группу подвидов. Две самые крупные категории кожи:

1) Натуральная кожа - изготавливается из шкур животных. Основной характеристикой натуральной кожи является качество, которое не может быть повторено в промышленных условиях.

2) Искусственная кожа – искусственные типы кожи добываются в промышленных условиях путем использования разного оборудования.

В рамках разработки проекта объекта дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством» следует использовать натуральные виды кожи, так как искусственная кожа может доставлять неудобные ощущения при эксплуатации. Для ознакомительных целей с качествами натуральной кожи была составлена таблица (таб. 7, стр. 12) видов и характеристик определенных типов кожи, которая активно используется на мировом рынке в кожных галантерейных работах, в том числе и для изготовления ремешка браслета наручных часов, и для других предметов быта и аксессуаров.

Таблица 7

Виды натуральной кожи.

Наименование

Объекты добычи материала

Характеристика

Шеврет

Овцы

Тонкая по происхождению, нуждается в уплотнении

Лайка

Козы

Мягкая тонкая кожа белого цвета

Замша

Многие виды рогатого скота (олени и лоси)

Мягкая и тонкая с бархатистой поверхностью

Кожа КРС

Корова (быки, телята, телки)

В зависимости от объекта добычи

Помимо ремешка браслета и корпуса механизма наручных часов, следует выделить следующую спецификацию, которая охватывает вопрос использования защитного стекла циферблата для наручных часов (таб. 8, стр. 12-13). Данный элемент очень важен для аксессуара, так как защищает циферблат и стрелки от механических и физических воздействий и повреждений.

Таблица 8

Виды стекольных линз

Название

Эко-ость

Гипоал-ость

Легкость

Уст-ость к царапинам

Прочность материала

Плексиглас

-

?

++

+

-

Продолжение таблицы 8

Название

Эко-ость

Гипоал-ость

Легкость

Уст-ость к царапинам

Прочность материала

Минеральное стекло

+

+

+

-

+

Сапфировое стекло

+

+

+

++

++

Исходя из соображений безопасности и надежности часов, защитное стекло циферблата должно быть плотным, устойчивым и выносливым.

Для дальнейшего составления сметной документации в рамках экономического обоснования проекта следует ввести таблицу со значениями цен, полученных в ходе анализа рынка материалов защитного стекла циферблата наручных часов (таб. 9, стр. 13).

Таблица 9

Экономическая составляющая материалов защитного стекла.

Название материала

Количественное измерение

Цена за линзу

Плексиглас

38мм х 0,8мм

150

Минеральное стекло

38мм х 0,8мм

254

Сапфировое стекло

38мм х 0,8мм

2 262

Для дальнейшей разработки продукта проекта объекта дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством» необходимо ввести еще один материал - эпоксидную смолу.

Эпоксидная смола — олигомеры, содержащие эпоксидные группы и способные под действием отвердителей (полиаминов и др.) образовывать сшитые полимеры. Наиболее распространённые эпоксидные смолы — продукты поликонденсации эпихлоргидрина с фенолами, чаще всего — с бисфенолом.

Из эпоксидных смол готовят различные виды клея, пластмассы, электроизоляционные лаки, текстолит (стекло- и углепластики), заливочные компаунды и пластоцементы. На основе эпоксидных смол производятся различные материалы, применяемые в различных областях промышленности. Углеволокно и ЭС образуют углепластик (используется как конструктивный материал в различных областях).

Дальнейшее проектирование корпуса механизма наручных часов будет производиться в рамках использования минерального стекла, так как ценовой диапазон данного материала соответствует качеству и прочности сырья.

1.4. Анализ и изучение пластический анатомии запястья руки человека

Пластическая анатомия изучает и исследует важные аспекты работы человеческого организма, в том числе движение костных, мышечных, нервных тканей, их взаимодействие и другие параметры.

Исходя из соображений, что наручные часы носят преимущественно на запястье, нужно ввести определения этого участка. Изучая пластическую анатомию запястья необходимо обозначить его основные функции:

1) Сгибательная функция запястья определяется способностью человека менять угол наклона ладони относительно положения лучевой и локтевой кости, что обеспечивает подвижность конечности

2) Указательная функция запястья заключается в способности человека указывать на что-либо одним или группой пальцев с целью передачи невербальных сигналов путем использования внутренних и поверхностных сгибателей.

3) Хватательная функция заключается в способности человека брать и держать предметы в своей руке. Наручные часы могут помешать сгибателям пальцев захватывать тот или иной объект, средствами ладонных мышц, костных тканей и нервных окончаний.

При эксплуатации наручные часы воздействуют на костные, нервные и мышечные ткани, представленные в таблице ниже (таб. 10, стр. 14).

Таблица 10

Ткани запястья.

Мышечные ткани

Костные ткани

Нервные такни

Поверхностный сгибатель большого пальца

Гороховидная кость

Средний нерв

Длинный сгибатель большого пальца

Трехгранная кость

Влагалище сухожилий сгибателей большого пальца

Сухожилие короткого разгибателя большого пальца

Полулунная кость

Локтевой нерв

Локтевой сгибатель запястья

Ладьевидная кость

Удерживатель сгибателей

Глубокий сгибатель пальцев

Крючковидная кость

Средний нерв

Фасция предплечья

Лучевая кость

Влагалище сухожилий сгибателей большого пальца

Локтевая кость

Локтевой нерв

Все кости запястья, за исключением гороховидной, имеют шесть поверхностей. Ладонные (передние) поверхности костей шероховаты, к ним прикрепляются ладонные связки. Имеются также связки, укрепляющие сустав с ладонной и тыльной стороны.

Как верхние (проксимальные), так и нижние (дистальные) поверхности костей являются суставными, при этом верхние поверхности формируют суставные головки, а нижние — суставные ямки. Боковые поверхности костей запястья сочленяются друг с другом [7].

Рисунок 1. Графическая визуализация мышечных, нервных, костных тканей запястья

Таким образом, проанализировав пластическую анатомию запястья (рис. 1, стр. 15), можно сделать вывод о том, что данный участок тела человека очень уязвим, и для сохранности его подвижности необходимо правильно рассчитывать все вытекающие параметры ремешка браслета и корпуса механизма, соблюдая параметры ГОСТ.

1.5. Анализ потенциальной целевой аудитории.

Целевая группа, целевая аудитория — термин, используемый в маркетинге или рекламе для обозначения группы людей, объединённых общими признаками, или объединённой ради какой-либо цели или задачи.

Под общими признаками могут пониматься любые характеристики, требуемые организаторами. Готовый продукт разработки объекта дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством», предположительно, будет ориентирован на людей, страдающих хронофобным расстройством. Помимо этого, так как в ходе планируемого проектирования будет поставлена задача снижения функциональной значимости для объекта дизайна, аксессуар приобретет в большей степени декоративное значение, что позволит обычному среднестатистическому человеку так же приобретать данный товар.

Точность времени и заложенный функционал часов потеряет свою актуальность, соответственно, потенциальными потребителями данного товара могут стать люди, которые не преследуют цель узнавания точного времени. Исходя из этих соображений, можно составить таблицу, по которой будет чётко прослеживаться статистическая особенность подбора целевой аудитории по отношению к проектируемому объекту (таб. 11, стр. 15).

Таблица 11

Исследование ЦА

Возрастная группа

Занятость: высокая

Занятость: средняя

Занятость: низкая

10-16 лет

-

+

+

16-24 года

-

-

+

24-40 лет

-

-

+

40 – 60 лет

-

+

+

60-80 лет.

-

+

+

В ходе проведенного исследования можно сделать вывод, что разработка объекта дизайна в рамках проектирования наручных людей с хронофобным расстройством представляет собой направление среднего потребителя: так, аксессуар может быть не востребован только в том случае, если график работы или занятости человека требует постоянного контролирования времени: бизнесмены, учителя, врачи, и т.д.

При этом, в зависимости от возрастной категории потребителя, параметры так же претерпевают изменения. Так, молодой человек возрастом 16 лет, имеющий график средней загруженности, может предпочесть выбор данного аксессуара, ежели чем человек более старшего возраста из этой же группы занятости.

Таким образом можно сделать вывод, что потенциальными потребителями функционального аксессуара может стать не только та группа населения, которая подвержена хронофобному расстройству, но и обычный среднестатистический человек, в планы которого не входит постоянный и полный контроль над временем.

1.6. Анализ аналогов.

В ходе поиска аналогов были изучены определенные модели конкретных марок, которые пользуются широким спросом на мировом рынке.

Рисунок 2

Часы марки SWATCH

Рисунок 3

Часы марки ROLEX

Рисунок 4

Часы марки

G -SHOСK

Рисунок 5

Часы марки OMEGA

Часы марки SWATCH (рис. 2, стр. 16) – удобный и функциональный аксессуар. Швейцарская компания использует высококачественные материалы при изготовлении своей продукции: в качестве материала корпуса механизма – высококачественный пластик, в качестве ремней браслета – силикон, в качестве защитного стекла – сапфировое стекло.

Часы марки ROLEX (рис. 3, стр. 16) – солидный и престижный аксессуар, изготавливаемый из сплавов дорогих металлов.

Швейцарская компания использует высококачественные материалы при изготовлении своей продукции: в качестве материала корпуса механизма – золото, серебро, сталь, в качестве ремней браслета – золото, серебро, сталь, в качестве защитного стекла – сапфировое стекло.

Часы марки G –SHOСK (рис. 4, стр. 16) – молодежный и современный вариант решения аксессуара. Швейцарская компания использует высококачественные материалы при изготовлении своей продукции: в качестве материала корпуса механизма – пластик, в качестве ремней браслета – силикон, пластик, в качестве защитного стекла – сапфировое стекло.

Часы марки OMEGA (рис. 5, стр. 16) – вариант решения часов, который зарекомендовал себя на мировом рынке. Швейцарская компания использует высококачественные материалы при изготовлении своей продукции: в качестве материала корпуса механизма – сталь, в качестве ремней браслета – силикон, текстиль, в качестве защитного стекла – минеральное стекло.

Проанализировав марки часов, востребованных на мировом рынке, были выявлены особенности и характеристики нескольких брендов, была проанализирована структура сочетаемости материалов и соотношение ценовой политики.

Выводы по главе: в ходе исследования исторической части объекта дизайна были выявлены основные стадии индустриального развития наручных часов. Изучение пластической анатомии предоставило необходимую информацию о строении запястья руки человека, благодаря чему были выявлены необходимые эргономические параметры строения объекта дизайна.

Составление карт материалов помогло определить необходимое сырье, которое используется при производстве объекта дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством». Основные материалы корпуса механизма: пластик, дерево, сталь, минеральное стекло. Материалы для ремней браслета: кожа или силикон.

В ходе изучения потенциальной целевой аудитории было выявлено, что потребителями функционального аксессуара может стать не только та группа населения, которая подвержена хронофобному расстройству, но и обычный среднестатистический человек, в планы которого входит покупка необычного и интересного аксессуара.

Проанализировав марки часов, востребованных на мировом рынке, были выявлены особенности и характеристики нескольких брендов, была проанализирована структура сочетаемости материалов и соотношение ценовой политики.

ГЛАВА 2. ПРОЕКТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ

В рамках проектирования объекта дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством» будет соблюдена структура проектирования объектах в рамках ГОСТ. Данная структура предусматривает наличие нескольких этапов проектирования и разработки, в том числе: 1) Эскизное предложение; 2) Техническое предложение; 3) Технический проект; 4) Эскизный проект; 5) Прототипирование. Данные этапы представляют собой объект активной исследовательской и практической работы, направленной на достижение определенного результата в рамках проекта проектирования объекта дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством».

Исходя из выбранной тематики курсового проекта «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством» необходимо уточнить понятие термина «хронофобного расстройства» для дальнейших исследовательских и практических исследований.

Хронофобия – психологическое расстройство, которое характеризуется боязнью времени. Данный страх не однозначен: некоторые люди подвержены психологическим аспектам данной фобии, некоторые – материальным. Причины возникновения данной фобии очень разнообразны: долгое ожидание чего-либо, осознание скоротечности времени и механические раздражители (тиканье, ход стрелок).

Дальнейшая разработка проекта объекта дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством» будет производиться по уточненному пункту БРИФа технического условия.

Данный нюанс предусматривает уточнение технического условия (ТУ) пункт 2: Итоговый продукт «Наручные часы» должен обладать функционалом, направленным на использование продукта людьми с хронофобным расстройством (хронофобией):

1) Отсутствие видимости поверхности стрелок

2) Упрощенный циферблат (минимальное количество информации)

3) (Дополнительная деталь: заслоняющая «дверца»)

Пункт 1 уточненного технического условия направлен на дальнейшую разработку проекта объекта дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством» с измененной структурой корпуса механизма часов. Только изменение стандартной модели и введение дополнительных элементов может дать ощущения отсутствия стрелок на циферблате. Пункт 3 уточенного технического условия непосредственно связан с первым пунктом уточненного технического условия.

Следует отметить, что введение дополнительной плоскости на поверхности корпуса часового механизма может изменять перераспределяемые приоритеты между эстетичностью и функциональностью объекта. Так, итоговый результат может представлять собою объект эстетического типа, функционал которого выражен, но в недостаточной мере.

Это обусловлено тем, что уточнение технического условия проекта объекта дизайна «наручные часы для людей с хронофобным расстройством» несет в себе избежание всех параметров высокочувствительных часов, так как функционал проектируемого аксессуара направлен на работу с ним людей, страдающих хронофобным расстройством.

Рассмотрев основные параметры уточнения технического условиях в рамках стандартов ГОСТ необходимо приступать к самим стадиям проектирования объекта дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством».

2.1. Эскизное предложение

Первой стадией проектирования в рамках этапов стандарта ГОСТ является эскизное предложение. Оно включает в себя концептуальные выдержки первых графических моделей в рамках проектирования объекта, подтвержденные исследовательскими анализами, такими как поиск форм и анализ мирового рынка часов, что дает возможность перейти к эскизированию с использованием полученных данных в ходе анализа.

Исследовательская часть модуля «эскизное предложение» в рамках проектной разработки объекта дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством» должна содержать:

1) Поиск аналогов объекта в соответствии с уточненным техническим условием;

2) Поиск форм объекта, основанный на решении эргономических параметров и введении в матрицу формы механизма часов.

Дальнейший анализ будет производиться в матричных системах и включать в себя поиск, направленный на исследование проблематики форм часов.

2.1.1. Поиск форм объекта дизайна «Наручные часы»

Таблица 12

Матричная система поиска форм корпуса часов

Круг

Квадрат

Треугольник

Круг

Круг + круг

Круг + квадрат

Круг + треугольник

Квадрат

Квадрат + круг

Квадрат + квадрат

Квадрат + треугольник

Треугольник

Треугольник + круг

Треугольник + квадрат

Треугольник + треугольник

В ходе исследования таблицы форм были анализированы следующие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Узкий список количества фигур обусловлен ограничениями эстетического и функционального соображения, так как дополнительное количество углов и вершин граней той или иной плоскости затрудняет не только производственную часть, но и эргономическую составляющую параметром строения корпуса механизма в рамках проекта наручных часов. При большом количестве вершин и углов потребуется определенная подготовка каждого материала, что замедляет процесс конструирования.

Например, если ввести дополнительные фигуры, такие как прямоугольник, ромб, параллелепипед, то восприятие геометрических поверхностей и количества линий, специфичных для области запястья будет затруднено.

В таблице, представленной выше (таб. 12, стр. 19), изображены все возможные сочетания комбинаций в рамках матричной трехчастной системы, которая на выходе дает девять вариантов решения проблемы поиска формы часов (рис. 6, стр. 20).

Рисунок 6. Возможные варианты форм корпуса механизма

Исходя из анализа форм часов, необходимо выделить определенный сегмент, который будет отвечать за соблюдение параметров соответствия форм корпуса механизма часов с самим корпусом, который имеет форму окружности. Таким образом, подходящий под дальнейшую разработку сегмент находится на второй строке таблицы и включает формы: «круг в круге», «круг в квадрате», «круг в треугольнике».

Следует отметить, что не все представленные формы эргономичны и удобны в использовании: так, модели «круг в квадрате» и «круг в треугольнике» требуют длительных дополнительных просчетов, которые воплощение которых достаточно проблематично в производстве. Таким образом, опираясь на логические соображения, можно сделать вывод о том, что форма «круг в круге» станет самой актуальной для дальнейшей разработки проекта объекта дизайна.

2.1.2. Поиск аналогов объекта дизайна «Наручные часы»

Поиск аналогов к проекту проекта разработки объекта дизайна «наручные часы» будет производиться исходя из третьего пункта второй правки технического условия, который гласит:

Пункт 1 уточненного технического условия направлен на дальнейшую разработку проекта объекта дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством» с измененной структурой корпуса механизма часов. Только изменение стандартной модели и введение дополнительных элементов может дать ощущения отсутствия стрелок на циферблате. Дополнительным параметром, введенным в поиск и составление системы аналогов, является специальная заслоняющая панель в форме «дверцы». Функциональное дополнение такого типа служит не только дополнительной защитой циферблата, но и создает для человека чувство контроля над временем.

Рассмотренные фирмы с параметрами аналогов также представлены в приложении №1. Помимо этого основные объекты исследования с целью поисков аналогов для проектирования объекта дизайна «Наручные часы» представлены в таблице ниже (таб. 13, стр. 21).

Таблица 13

Карта аналогов.

Бренд

Ход

Дополнительные элементы

Браслет

Корпус

Panerai

Механический

Заслоняющая дверца

Кожа

Сталь

Breguet

Механический

Заслоняющая крышка

Кожа

Сталь

Eunomia

Кварцевый

Заслоняющая крышка

Сталь

Сталь

У всех исследуемых аналогов есть схожий дополнительный элемент – заслоняющая дверца. Благодаря представленным аналогам появляется возможность проанализировать устройство и механизм строения корпуса часов. Выявить необходимые параметры и элементы, направленные на решение вопроса эргономичности и функциональности предстоящей модели проектирования.

2.1.3. Эскизирование и концептуальные решения объекта дизайна.

Разработка проекта объекта дизайна на рубеже эскизного проекта будет сочетать в себе несколько концептуальных эскиз - идей и поиска их решения.

Эскизный проект объекта дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством» должен содержать в себе обоснованную идею той или иной концепции, быть оригинальным, современным, практичным.

Соображения концептуальных решений эскизного проекта продумывались исходя из третьего пункта уточенного технического условия. В качестве заслоняющей дверцы были введены дополнительные плоскости, которые имеют различный функционал.

Задача 1 модели решает проблему, связанную с расположением цифр на циферблате. Это нужно для того, чтоб поместить секундную стрелку и часовую стрелку так, чтобы их двигающая часть оставалась незамеченной, то есть под дополнительной плоскостью. Изучив параметры механизма MIYOTA 90S5 можно сделать вывод, что дополнительная плоскость прикрывающей части механизма должна быть равна девятнадцати миллиметрам для полного укрытия держателей стрелок. В итоге первая модель представляет собой ни что иное, как концептуальное решения устройство экстерьера проекта объекта дизайна «Наручные для людей с хронофобным расстройством»:

1) Корпус механизма часов с введенной модификацией:

2) Дополнительная статическая плоскость, которая закрывает двигатели стрелок.

Задача второй модели решает схожие проблемы. Концептуальное решение создания этой модели решают вопросы боязни хода стрелок, и была устроена так, что человек в любой момент может переключить свое внимание на свободный участок часов. Конфигурационная составляющая данного корпуса включает в себя параметры:

1) Корпус механизма часов с введенной модификацией:

2) Дополнительная динамическая плоскость, закрывающая большую часть циферблата, включающая в себя небольшое отверстие, созданное для поочередного «поиска» минутной и часовой стрелки.

Данная модель несет в себе идею отвлечения человека от хронофобного расстройства, но функциональная часть может быть нарушена, так как необходимы тщательные и четкие расчеты радиуса, уклонения, движения дополнительной плоскости. Таким образом, можно сделать вывод, что модель 2 проектируемого объекта дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством» может быть введен в проект в качестве примера совершенной разработкой, так как средства производства данного корпуса механизма часов не оправдывает поставленных целей.

Третья модель, проектируемая в рамках разработки объекта дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством» несет схожий в себе потенциал, направленный на укрытие большей части циферблата от зрения зрителя. Функционал данной разработки направлен на точное и быстрое уточнение времени по двенадцатикратному (равному количеству часов на циферблате) отверстию, размещенным над, непосредственно, обозначающими время цифрами.

Таким образом, при эксплуатировании аксессуара, человек будет видеть двенадцать часовых отверстий, под которыми будет происходить ход часов. В итоге третья модель для часового корпуса представляет собой:

1) Корпус механизма часов с введенной модификацией:

2) Дополнительный элемент: статичная заслоняющая панель с двенадцатью ритмически помещенными отверстиями по краю окружности циферблата.

Таким образом, определив основные концептуальные направленности моделей проектируемого объекта в рамках разработки объекта дизайна «Наручные часы» можно подвести итоговую конфигурацию и список эскизируемых прототипов:

1) Модель со статичной заслоняющей панелью, меньшей по диаметру самого циферблата, ограничивая обзор на двигатели стрелок, но оставляющая пространство для самих указателей времени (рис. 7, стр. 23).

2) Модель с подвижной заслоняющей панелью, закрывающей вес диаметр циферблата, с небольшим отверстием на поверхности панели, служащим «окном», за счет которого можно узнать текущее время (рис. 7, стр. 23).

Рисунок 7. Варианты форм моделей (1, 2, 3) корпуса механизма

3) Модель со статичной заслоняющей панелью, закрывающей весь диаметр циферблата с отверстиями, расположенными по касательной к краю циферблата. Панель включает в себя двенадцать отверстий, указателями часового пространства (рис. 7, стр. 23).

Помимо предложенных концептуальных идей строения корпусов механизма в рамках стадий проектирования объекта дизайна «Наручные часы для хронофобов» введено дополнительное эскизное предложение: введение декоративных элементов к плоскостям проекта. Так как все концептуальные решения имеют дополнительную плоскость, то на ней можно разместить декоративные дополнительные элементы. Все представленные варианты размещения декоративных элементов представлены в приложении 1.

Следующим объектом эскизирования в рамках проекта разработки объекта дизайна «наручные часы для людей с хронофобным расстройством» будет являться разработка шкатулки часов.

Шкатулка часов – важный элемент в целях сохранности и транспортировки продукта. Шкатулка должна быть эстетическим звеном в серии разработки проекта. Формы часовой шкатулки должны продумываться исходя из соображений практичности и удобства использования.

Таблица 14

Поиск форм шкатулки

Круг

Квадрат

Треугольник

Круг

Круг + круг

Круг + квадрат

Круг + треугольник

Квадрат

Квадрат + круг

Квадрат + квадрат

Квадрат + треугольник

Треугольник

Треугольник + круг

Треугольник + квадрат

Треугольник + треугольник

Форма шкатулки может быть составлена исходя из соображения выполнения синтеза нескольких геометрических форм (таб. 14, стр. 24). Стандартными формами для шкатулки являются: цилиндр, куб, прямоугольник в объеме. Эти же формы могут быть использованы и в упаковки, в соответствии той фигуры шкатулки, которая была введена в рамках разработки. В ходе изучения возможных форм и исследования пластики объема, были составлены эскизы, которые представлены рисунком ниже (рис. 8, стр. 24)

Рисунок 8. Варианты форм моделей (1, 2, 3) корпуса механизма

Формирование упаковки проводилось с учетом декоративных особенностей товара: сконструированная форма шкатулки дополняет нестандартный образ часов. Из введенных эскизных форм была выделена особая, представляющая собой взаимодействие двух нестандартных форм, взаимодействующих между собой за счет общего модуля обтекаемости. В рамках разработки шкатулки проекта объекта дизайна «наручные часы для людей с хронофобным расстройством» был веден дополнительный механизм в функционал футляра. В процессе проектирования был совершен отказ от основных принципов работы защитных футляров и введен новый: выдвигающийся каркас для хранения часов.

В процессе поиска формы шкатулки был проведен первоначальный разбор простейших объемных форм, которые не отличаются выразительным и узнаваемым дизайном. В процессе синтеза форм цилиндра и куба получился новый результат, который отличается своим дизайна от разработок простейших форм.

Первичная упаковка товара представляет собой конструкцию из нескольких элементов: сглаженного с одной стороны цилиндра и подвижного каркаса, повторяющего форму обтекаемой стороны опорной части. Каркас оснащен ложементом, просчитанным под параметры наручных часов.

Таким образом, разобрав и описав все модели эскизируемых объектов, можно приступить к расчету параметров строения корпуса и ремешка браслета, с целью получения точных значений, которые будут применены с целью составления технических чертежей к проекту.

Дальнейшие технические выдержки будут описаны в разделе 2.2 этапа проектирования «Техническое предложение».

2.2. Техническое предложение

Техническое предложение включает в себя ряд особенностей и параметров, которые формируют размерные отношения объекта. В ходе выполнения данного этапа проектирования в рамках стандартов ГОСТ был проведен анализ пластической анатомии, были выявлены соразмерные отношения главных элементов наручных часов. В этом разделе будет осуществлено описание производимых расчетов для нескольких категорий параметров объекта дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством». Первым параметром будет выступать расчет характеристик для ремешка и браслета часов, а именно длинна, ширина, заужение. Вторым параметром описана часть, соответствующая вычислениям соразмерных параметров корпуса механизма. Все просчеты и параметры были проведены с целью соблюдения параметров эргономики и сохранения функциональности, что направлено на достижение максимального комфорта при эксплуатации аксессуара.

Расчет основных параметров в рамках проектирования объекта дизайна «наручные часы» будет произведен в рамках использования параметра золотого сечения, которое станет связующим числом для соразмерности всего проекта.

2.2.1. Расчет параметров эргономики объекта дизайна «Наручные часы»

Расчеты параметров эргономики производилось исходя из введенного параметра золотого сечения. Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление) — соотношение двух величин b и a, a> b, когда справедливо a/b = (a+b)/a.

Для расчета размеров ремней браслета нам необходимы величины:

ДОЗ (длина окружности запястья)

Число золотого сечения (1,6)

Расчет большего ремня = ДОЗ + 10 см / 1,6 = БОЛ (b)

Расчет меньшего ремня = БОЛ (b) / 1,6 = МАЛ (а)

Таким образом, исходя из вышеперечисленных формул, мы можем составить таблицу (таб. 15, стр. 26) для запястий с разным обхватом:

Таблица 15

Расчет длинны ремешка для запястья

Длина окружности запястья, мм

Длина часового ремешка, мм. /мм.

140-160

65/105

160-170

70/115

165-175

75/120

170-180

80/125

175-190

80/130

190-210

85/140

Форма выбранного механизма Miyota 90S5 представляет собой круг. Соответственно, исходя из полученной матричной системы, мы можем выделить тот сегмент, который является наиболее подходящим исходя из соображений анализа форм.

Самым практичным и эргономичным вариантом будет являться первая форма (окружность в окружности). Исходя из проведенных исследований можно вынести ряд необходимых параметров для дальнейшей работы (таб. 16 стр. 26):

Таблица 16

Общие выводы и характеристики наручных часов.

Размер корпуса механизма

Общий диаметр (мм)

Общая ширина (мм)

Диаметр механизма

38

8

32

Размер креплений

Длина (мм)

Ширина (мм)

7,5

4

Заводная головка

Диаметр (мм)

Ширина (глубина) (мм)

4

3

Длина ремешка

Длина (бол)

Длина (мал)

Ширина (бол)

Ширина (мал)

105

65

23

14

Общие характеристики

Длина

Ширина

Глубина

210

42

8

Исходя из введенных размерных параметров объекта дизайна «наручные часы» необходимо просчитать размерные характеристики первичной упаковки. Так как общая длина наручных часов составила 21 см, добавляя 1 сантиметр с каждой стороны будет введен параметр длины подвижного каркаса первичной упаковки. Толщина подвижного каркаса первичной упаковки составляет 1,3 см, что формирует глубину ложемента для корпуса механизма наручных часов.

Длина сглаженного цилиндра первичной упаковки будет рассчитана исходя из длины подвижного каркаса, которая составляет 23 см. Добавляя по 1 см. с каждой стороны будет выявлен размер длины большей части первичной упаковки. Высота сглаженного цилиндра была просчитана практическим вариативным методом. Самым приемлемым вариантом высоты и толщины оказались параметры 7,5 см. и 8.5 см. соответственно.

Все остальные элементы (радиус обтекаемой стороны соприкосновения подвижного каркаса с, непосредственно, корпусом, уклонения, сопряжения и прочее) были просчитаны также практическим вариативным методом. Все чертежи, основанные на параметрах, введенных в данной части исследования, представлены в пункте 2.3. курсовой работы (рис. 9, 10, 11, 12, стр. 27-28).

2.3. Технический проект

Технический проект включает в себя все технические рисунки и чертежи, выполненные с целью правильного моделирования и выполнения тех или иных составляющих частей. Все технические рисунки и чертежи выполнены в соответствии со вторым пунктом стадий этапов проектирования стандартов ГОСТ, опираются на расчеты технического предложения и выступают в качестве технически важного аспекта производства.

Чертеж — один из видов конструкторских документов, содержащий данные для производства и эксплуатации изделия. Установившаяся сейчас система практически едина для всех стран и в наибольшей степени соответствует особенностям человеческого мозга в восприятии объектов.

2.3.1. Разработка чертежей объекта дизайна

Рисунок 9, 10. Чертеж строения корпусов механизма

Рисунок 11, 12. Чертеж строения первичной упаковки

2. 4. Эскизный проект

Эскизный проект включает в себя поиск, анализ и исследование стилистических решений для проекта в рамках объекта дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством». Данный этап разработки в соответствии со стандартами ГОСТ отвечает за эстетическое восприятие объекта дизайна человеком. Готовый продукт «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством» должен обладать рядом качеств, направленных на соблюдение всех графических и визуальных параметров ГОСТ, с целью чего будут произведены необходимые расчеты и вычисления. В рамках данной стадии проектирования будут изучены стилистические особенности готового продукта, исследованы массы цвета, проведен спектральный анализ.

Дальнейшие разработки будут проводиться в рамках использования контрастной и тоновой системы, основанной И. Иттеном. Труды В. Кандинского будут использованы в качестве дополнительного источника анализа цветовых параметров элементов, составляющих объекта дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством».

2.4.1. Введение стилистики объекта дизайна

В рамках эскизного проекта разработки объекта дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством» введены следующие тематические ассоциации: лес, природа чистота. Ассоциативными символами упаковки (как и всего проекта) стали: срез древесного бревна (символ времени), проявляющийся в текстуре элементов и форме часов; ветви Оливы (один из атрибутов Богини Афины, победившей бога Фобоса), выявленные в логотипе и в одном из декоративных решений циферблата. Исходя из заданных параметров был определен колорит объекта и его текстур, которые тесно связаны с картой материалов.

Таким образом, исходя из анализа возможных текстур, можно прийти к выводу что колорит объекта дизайна светлый, лаконичный, не маркий.

2.4.2. Разработка фирменного стиля объекта дизайна

Цветовое решение расположения декоративных элементов и должно быть оптимально и гармонично. Поиск распространения цветовых контрастов был осуществлен с помощью цветовых карт контрастов Иттена (рис. 13, 14, стр. 29). Введенная таблица градаций серого (от белого к черному) при статичном рассмотрении может быть введена в качестве опорного материала и для цветовых контрастных схем.

Предпочтительность данного метода исследования состоит в том, что при использовании других карт контрастов (насыщенности, массы цветового пятна, тепло-холодности, контраста по цвету, симультанного контраста), основываясь на труды Иттена, будет получена композиция, основанная на равновесии элементов, в то время, когда разработка требует ведения более акцентных характеристик

Рисунок 13. Составление карты контрастов древесных текстур.

Рисунок 14. Составление карты контрастов текстур декора.

. Разработка фирменного стиля объекта дизайна проводилась исходя соображений достижения максимального эстетического сбалансирования элементов часов, в ходе чего были продуманы женская я мужская модели, которые опираются на различные цветовые характеристики.

Таким образом, проанализировав цветовые отношения цветов по ахроматической карте контраста И. Иттена, были выведены необходимые массы цветов, которые будут использованы в цветовом решении оформления циферблата.

Поиск решений логотипа проводился исходя из заданной ассоциации – имени богини Афины, чье имя вошло в логотип продукта.

Выбор названия связан с ментальной картой ассоциаций, связанной, в первую очередь с идеей внести в проект четкий и яркий образ победы над страхом (хронофобией). В ходе изучения древнегреческой мифологии была выбрана именно эта Богиня, по той причине, что в одной из легенд Афина побеждает Бога Фобоса (олицетворение страха), вместе с его отцом Аресом (олицетворение войны). Буква «A» введена в логотип в качестве главенствующей (рис. 15, 16, стр. 30).

Рисунок 15. Эскизные решения поиска формы логотипа

Рисунок 16. Становление логотипа из заданной графемы «А»

На основе выполненных эскизов был выбран вариант, который больше всего был стилизован под графему буквы «А».

Вторичная упаковка представляет собой прямоугольный короб с выдвижным каркасом по форме. Графическое решение расположения информационных и декоративных составляющих было выполнено с попыткой достижения максимальной функциональности и простоты использования. Внешняя часть вторичной упаковки дает информацию о виде товара, изображение которого нанесено на верхнюю плоскость конструкции (рис. 17, стр. 30). Передняя и задняя лицевые плоскости идентичны, на них нанесено название бренда. Боковые грани (включая видимую боковую грань выдвижного каркаса) содержат логотип.

Рисунок 17. расположение элементов на поверхности вторичной упаковки

Боковые грани (включая видимую боковую грань выдвижного каркаса) содержат логотип. Решение экстерьерного расположения декоративного оформления основано на использовании текстуры, схожей с текстурой выдвижного каркаса первичной упаковки, т.е. текстуры дерева. Вторичная (внешняя) упаковка выполнена из плотного картона.

В конечном итоге и поиске решений для стилистических особенностей товара были разработаны готовые идеи дизайна часов, первичной и вторичной упаковки.

Для представления заказчику (потенциальному) была решена концепция видеоролика. Раскадровка видеоролика презентации проекта наручных часов в приложении 4.

Выводы по главе: в ходе составления эскизного предложения по матричной системе были выявлены необходимые формы корпуса механизма и упаковки, которые модифицированы с помощью дополнительного элемента: декоративной панели.

Форма корпуса механизма наручных часов была спроектирована по модулю формы круга, все элементы обтекаемые, представляют формой эллипс.

Форма первичной упаковки представляет из себя конструкцию из нескольких элементов: сглаженного с одной стороны цилиндра и подвижного каркаса, повторяющего форму обтекаемой стороны опорной части.

Расчет технического предложения проходил исходя из моделей эскизного предложения, с учетом необходимых вычислений: величина корпуса механизма и упаковки, размерные параметры которых вычислялась исходя из величины золотого сечения и параметров эргономики.

Этап технического проекта заключался в оформление технологических рисунков, с учетом размеров и масштабов корпуса механизма и упаковки.

Составленный эскизный проект отвечает за разработку фирменного стиля объекта дизайна. Были введены основные текстуры: белая, гладкая текстура (материал – пластмасса), древесная структура (дерево или пластик, структурированный под дерево). Ассоциативными символами проекта стали: ветви Оливы - одного из атрибутов Богини Афины, победившей бога Фобоса. Символ выявлен в логотипе и в одном из решений циферблата. Срез дерева - символ времени (годовые кольца), проявляющийся в текстуре и форме часов.

Становление логотипа происходило исходя из заданной графемы буквы «А». Поиск решений был направлен на достижения нужной формы правильного восприятия символа, изображение которого будет нанесено на вторичную упаковку.

В конечном итоге и поиске решений для стилистических особенностей товара были разработаны готовые идеи дизайна часов, первичной и вторичной упаковки.

ГЛАВА 3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Технико–экономические показатели проекта позволяют рассчитать необходимые параметры в рамках определенной разработки. Технико–экономическое обоснование помогает показать целесообразность той, или иной концепции, которая потенциально реализуема. Для введения ТЭО необходимо структурировать и обозначить дальнейший план работы, ввести порядок исследования экономических параметров:

1) Расчет себестоимости (стоимость оборотного капитала, ФОТ, амортизация основных фондов)

2) Расчет цены (себестоимость, прибыть)

3) Расчет налогов и вычисление чистой прибыли производства

3) Расчет технико-экономических показателей (фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, рентабельность)

3.1. Расчет себестоимости продукта «ATHENA WATCH»

Первым пунктом анализа технико-экономических показателей является расчет себестоимости объекта дизайна, основанной на анализе исходно заданного сырья и параметров, введенных из соображения составления потенциального устройства производства по изготовлению продукта «ATHENA WATCH».

3.1.1. Анализ сырья, расчет затрат на материалы

В ходе изучения и составления карты материалов для объекта промышленного дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством» были выделены следующие составляющие:

Механический механизм MIYOTA 90S5. Цена поставки от производителя – 2 000 р.

Дерево – дешевый и практичный материал, который зарекомендовал себя на мировом рынке как составляющая часть бюджетных объектов. Для введения ценовой политики стоит классифицировать дерево по видам: сосна - смолиста и прочна, используется в разных отраслях жизни человека. Оптовая цена приобретения одного кубометра сосны составляет 2 000р.

Дуб - отличается прочностью, крепостью, плотностью, твёрдостью и тяжестью. Свойства древесины зависят от условий произрастания дерева. Оптовая цена приобретения одного кубометра дуба составляет 1 000 р.

Пластмасса: АБС пластик - твёрд, легко подвергается всякой механической обработке, подобно кости и рогу. Оптовая цена приобретения одного м3 АБС пластика составляет 1 800 р.

Металл: нержавеющая сталь - Основным преимуществом сталей являются их высокие служебные характеристики (прочность, пластичность, коррозионная стойкость в большинстве рабочих сред) и хорошая технологичность. Оптовая цена приобретения одного килограмма нержавеющей стали составляет 100 р.

Материалы ремешка: кожа – лайка – тонкая белая кожа, не нуждающаяся в обработке и уплотнении. Оптовая цена приобретения одного метра лайки составляет 1 000 р.

В качестве защитной линзы используется минеральное стекло – обладает средней прочностью, устойчиво к царапинам и травмам. Оптовая цена приобретения одной линзы минерального стекла составляет 254 р. за шт. [17].

Введенные параметры и данные могут быть внесены в отдельную спецификацию стоимости оборотного капитала по классификации производства (таб. 17, 18, 19, стр. 33-34).

Таблица 17

Спецификация «Корпус механизма»

Сырье

Единица измерения

Стоимость

Количество

Цена

Механизм MIYOTA 90S5.

шт.

2 000 р.

1 шт.

2000 р.

АБС пластик

м3.

1 800 р.

5 см3

90 р.

Сосна

м3.

2 000 р.

8 см3

160 р.

Дуб

м3.

1 000 р.

4 см3

40 р.

Нержавеющая сталь

м3.

500

4 см3

20 р.

Минеральное стекло

шт.

254 р.

1 шт

254 р.

Дополнительные элементы

30 р.

30 р.

Итого:

2 594р.

Исходя из полученных значений можно сделать вывод, что большую часть стоимости функциональной части объекта дизайна «Наручные часы» составляет стоимость механизма. При рассмотрении соотношений материалов и механизма можно увидеть некое несоответствие ценовой политики. Данный нюанс может быть исправлен заменой механизма на более бюджетный, но в рамках данной курсовой работы вычисления будут проходить без внедрения изменений механизма.

Для расчета полной стоимости объекта промышленного дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством» необходимо ввести дополнительные спецификации, одной из которых станет спецификация стоимости оборотного капитала для производства ремней браслета механизма (таб. 18, стр. 33).

Таблица 18

Спецификация «Браслет»

Сырье

Единица измерения

Стоимость

Количество

Цена

Кожа (лайка)

м2.

1 000 р.

34 см2.

340 р.

Сталь нержавеющая

м3.

800 р.

5 см3

48 р.

Продолжение таблицы 18

Сырье

Единица измерения

Стоимость

Количество

Цена

Гибкая основа уплотнения

м2.

500 р.

34 см3

170 р.

Итого:

558 р.

Таким образом, рассчитав расходы на материалы ремешка браслета, можно преступать у следующей спецификации: расчету стоимости сырья для упаковки (таб. 19, стр. 34).

Таблица 19

Спецификация «Упаковка»

Сырье

Единица измерения

Стоимость

Количество

Цена

Пластик АБС

м3

1 800 р.

45 см3

810 р.

Картон плотный

м2

150 р.

2 м2

300 р.

Упаковочная фольга

м2

10

2,4 м2

24 р.

Итого:

1134 р.

В ходе расчета спецификаций были получены значения расходов на составляющие проекта «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством». Итоговые значения представлены в таблице ниже (таб. 20, стр. 34)).

Таблица 20

Спецификация общей стоимости затрат оборотного капитала

Название спецификации

Затрат

Итого

Корпус механизма

2 594р.

4 286 р.

Браслет

558 р.

Упаковка

1134 р.

Таким образом, составив сметную таблицу, была получена одна из составляющих себестоимости продукта «ATHENA WATCH».

Для расчета остальных параметров необходимо произвести вычисления производственной мощности (с учетом введения производства мелкого масштаба), что позволит определить верное соотношение параметров себестоимости и затрат на содержание персонала (таб. 21, стр. 34),

Таблица 21

Введение параметров производственной мощности исходя из стоимости оборотного капитала

Стоимость оборотного капитала в рамках производства единичного продукта

Дневная ПМ =

2 продукта/день

Месячная ПМ =

42 продукта / месяц (21 раб. день)

4 286 р.

8 572 р.

180 012 р.

Исходя проделанных вычислений следует то, что при производственной мощности, равной выпуску двух единиц продукции в день, месячные расходы на оборотный капитал равны 180 012 р.

3.1.2. Составление рабочих обязанностей, расчет ФОТ.

Исходя из специфики производства и изучения аналогичных компаний по производству наручных часов (средней ценовой категории) введем структурные параметры организации, владельцем которой будет индивидуальный предприниматель. (таб. 23). Метод расчета зарплаты предусматривает процентное отношение к общему ФЗП (таб. 21, стр. 35), рассчитанному как 60% от месячной ПМ организации.

Таблица 22

Введение ФЗП

Месячная ПМ, стоимость оборотного капитала

60%

180 012р.

108 007,2 р.

Таблица 23

Введение рабочего состава организации и распределение зарплаты

Должность

Обязанности

График работы

% общего ФЗП

Зарплата (р.)

Руководитель (ИП)

Административное управление персоналом, введение бух. учета, распределение обязанностей, контроль над производством, введение сайта, организация реклам.

5 дней в неделю

7 часов в день

50%

54 003,6 р.

Рабочий №1

Сборка корпуса механизма

5 дней в неделю

7 часов в день

21 %

22 681, 5 р.

Рабочий № 2

Выполнение прикрепления и сборка ремней браслета. Контроль над формированием упаковки

5 дней в неделю

7 часов в день

21%

22 681, 5 р.

Рабочий №3

Типограф, выполнение сборки готового продукта.

5 дней в неделю

3 часа в день

8%

8 640, 576 р.

Исходя из приложенной выше таблицы можно сделать вывод, что сложность работы определяет оплату труда.

Для отчисления средств в социальные фонды необходимо уточнение ставок необходимых взносов (таб. 24, стр. 36).

Таблица 24

Взносы в социальные фонды

Фонд

Ставка

Всего

Отчисления

ПФРФ

22%

30% от ФЗП

32 402,16 р.

ОМС

5,1

ОСС

2,9%

Таким образом можно сделать вывод, что ФОТ (ежемесячный) составляет: 140 409,36 р.

3.1.3. Основной капитал организации

Для полного расчета себестоимости товара необходимо ввести понятия и примерных значений основного капитала (таб. 25, стр. 36). В качестве основного капитала введем параметры, с указанием стоимости и эксплуатационного срока оборудования, что позволит рассчитать амортизацию.

Таблица 25

Основной капитал организации, расчет амортизации

Основной капитал

Стоимость

Эксплуат-ый срок

Норма аморти-ии (линейный метод)

Ежемес.

аморт-я

Аморт-я на ед. продукции

Оборудование №1

100 000 р.

20 лет

0,4 %

416,67 р.

9,9 р.

Оборудование№2

50 000 р.

18 лет

0,5 %

231,48 р.

5,5 р.

Оборудование №3

20 000 р.

10 лет

0,8 %

166,67 р.

4 р.

3.1.4. Расходы организации

В расходы организации, производящей продукт наручных часов «ATHENA WATCH» входят несколько позиций, которые будут также учтены при расчете себестоимости продукта. Спецификация ежемесячных расходов приведена в таблице ниже (таб. 26, стр. 36).

Таблица 26

Ежемесячные расходы организации

Расход

Затраты

Аренда помещения (включая коммунальные платежи)

10 000 р.

Интернет и мультимедиа

500

Продолжение таблицы 26

Расход

Затраты

Принтер, типографский станок

5 000

Реклама, поддержка сайта

5 000

Итого (мес.)

20 500 р.

Перенос стоимости на единицу продукции

488 р.

В ходе расчета примерных ежемесячных затрат организации были получены абсолютные величины, сложив которые, получается себестоимость одной единицы продукции производимой организацией (таб. 27, стр. 37).

Таблица 27

Себестоимость единицы продукции

Стоимость оборотного капитала

ФОТ

Амортизация основного капитала

Ежемесячные расходы организации

180 012р.

140 409,36 р.

814,82 р.

20 500 р.

Итого себестоимость месячной ПМ

341 736, 18 р.

Себестоимость единицы продукции

8 137 р.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что себестоимость единицы продукции составляет 8 137 р.

3.2. Расчет цены продукта «ATHENA WATCH»

Цена – абсолютный показатель технико-экономического характера. Ее первичная величина (цена от производителя) зависит от себестоимости единицы продукции и прибыли, показатель которой введен самой организацией. Дальнейшие расчеты будут производится в рамках определения цены товара без поступления в точку продаж, без расчетов НДС, товарно-грузовых пошлин и т. д. То есть, будет рассчитана цена «от производителя».

3.2.1. Расчет прибыли производства, производящего продукт

Для расширения производства и увеличения производственной мощности было задано несколько параметров процента прибыли от себестоимости месячного производства товара. Все расчеты представлены ниже в таблице (таб. 28, стр. 27).

Таблица 28

Процентный расчет установления параметра прибыли

Себестоимость за месячный период

Прибыль 5%

Прибыль 10%

Прибыль 15%

Прибыль 20%

341 736, 18

17 086, 8 р.

34 173,618 р.

51 260, 420 р.

68,347,2 р.

В проект был введен процент прибыли, равный 15. Таким образом, цена товара «От производителя» будет составлять (таб. 29, стр. 38).

Таблица 29

Таблица расчета цены

Значение

Прибыль 15%

Итого

Себестоимость за месячный период

341 736, 18

51 260, 420 р.

392 996,6 р.

Себестоимость за единицу продукции

8 137 р.

1 220 р.

9 357 р.

Таким образом, можно сделать вывод, что цена за единицу продукции при ставке 15% от себестоимости товара будет составлять 9 357 р.

3.4. Расчет налогов, вычисление чистой прибыли производства

В ходе формирования прибыли был введен параметр абсолютного экономического показателя, равного 51 260, 420 р. Прибыль организации облагается налогом 6%. Вычисление чистой прибыли приведено в таблице нижи (таб. 30, стр. 38).

Таблица 30

Таблица расчета чистой прибыли

Прибыль

Налог 6%

Остаток

51 260, 420 р.

3 075, 62 р.

48 184 р.

Таким образом, узнав, сколько чистой прибыли приходится на все ежемесячные продажи, были исследованы и рассчитаны технико-экономические показатели, на основе которых сделаны выводы по введенному ТЭО.

3.5. Формирование технико-экономических показателей

Для выявления эффективности и целесообразности производства, следует рассчитать необходимые параметры, расчеты которых представленные ниже (таб. 31, 32, 33, 34, стр. 38-39).

Таблица 31

Фондоотдача

Выручка

Основной капитал

Выручка/Основной капитал

392 996,6 р.

170 000 р.

2,3 р.

Таблица 32

Фондоемкость

Выручка

Основной капитал

Основной капитал/ Выручка/

392 996,6 р.

170 000 р.

0,43 р.

Таблица 33

Фондовооруженность

Количество сотрудников

Основной капитал

Основной капитал/ количество сотрудников

4

170 000 р.

42 500

Таблица 34

Рентабельность активов

Чистая прибыль

Основной капитал

Чистая прибыль / Основной капитал

48 184 р.

170 000 р.

28%

Для верной структуризации полученных результатов была составлена таблица, содержащая все просчитанные и рассчитанные в ходе анализа показатели (таб. 35, стр. 39).

Показатель

На единицу продукции

Месячный результат

Абсолютные показатели

Оборотный капитал

4 286 р.

180 012р.

Осн. капитал

Кол-во сотрудн.

ПМ (мес.)

ФОТ

3 343 р.

140 409,36 р

170 000 р.

4

42

Амортизация основного капитала

19,4 р.

814,82 р.

Ежемесячные расходы организации

488 р.

20 500 р.

Себестоимость

8 137 р.

341 736, 18 р.

Прибыль 15% от себестоимости

1 220 р.

51 260, 420 р.

Цена продукции

9 357 р.

392 996,6 р.

Чистая прибыль

48 184 р.

Фондоотдача

2,3 руб.

Фондоемкость

0,43 руб.

Фондовооруженность

42 500

Рентабельность активов

28%

Выводы по главе: в процессе расчетов технико-экономических показателей проекта была выявлена и структурирована организация небольшого производства, занимающегося выпуском продукции наручных часов «ATHENA WATCH». Все расчеты и технико-экономических показателей дали положительный конечный результат, удовлетворяющий экономические требования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования исторической части объекта дизайна были выявлены основные стадии индустриального развития наручных часов.

Изучение пластической анатомии предоставило необходимую информацию о строении запястья руки человека, благодаря чему были выявлены необходимые эргономические параметры строения объекта дизайна.

Составление карт материалов помогло определить необходимое сырье, которое используется при производстве объекта дизайна «Наручные часы для людей с хронофобным расстройством». Основные материалы корпуса механизма: пластик, дерево, сталь, минеральное стекло. Материалы для ремней браслета: кожа или силикон.

В ходе составления эскизного предложения по матричной системе были выявлены необходимые формы корпуса механизма и упаковки, которые модифицированы с помощью дополнительного элемента: декоративной панели. Форма первичной упаковки представляет из себя конструкцию из нескольких элементов: сглаженного с одной стороны цилиндра и подвижного каркаса, повторяющего форму обтекаемой стороны опорной части.

Расчет технического предложения проходил исходя из моделей эскизного предложения, с учетом необходимых вычислений: величина корпуса механизма и упаковки, размерные параметры которых вычислялась исходя из величины золотого сечения и параметров эргономики.

Этап технического проекта заключался в оформление технологических рисунков, с учетом размеров и масштабов корпуса механизма и упаковки.

Составленный эскизный проект отвечает за разработку фирменного стиля объекта дизайна. Были введены основные текстуры: белая, гладкая текстура (материал – пластмасса), древесная структура (дерево или пластик, структурированный под дерево). Ассоциативными символами проекта стали: ветви Оливы - одного из атрибутов Богини Афины, победившей бога Фобоса. Символ выявлен в логотипе и в одном из решений циферблата. Срез дерева - символ времени (годовые кольца), проявляющийся в текстуре и форме часов.

Становление логотипа происходило исходя из заданной графемы буквы «А». Поиск решений был направлен на достижения нужной формы правильного восприятия символа, изображение которого будет нанесено на вторичную упаковку.

В процессе расчетов технико-экономических показателей проекта была выявлена и структурирована организация производства, занимающегося выпуском продукции наручных часов «ATHENA WATCH». Все расчеты и технико-экономических показателей дали положительный конечный результат:

Фондоотдача = 2,2; Фондоемкость = 0,45; Фондовооруженность = 42 500; Рентабельность активов = 28%, что доказывает эффективность и рациональность производства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Основная литература:

1. Красносельский, С.А. Основы проектирования: учебное пособие. - М.: Директ-Медиа, 2014. – 232. - режим доступа http:// biblioclub.ru

Дополнительная литература:

  1. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т Шимко, А. В. Ефимов и другие: под общей редакцией Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. – М.: Архитектура-С, 2004. – 288 с. (читальный зал МФПУ «Университет» на Семёновской)
  2. Басманова, Э. Б. Визитная карточка. История и современность – Изд-во: «Новый хронограф», 2010. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru
  3. Клещев, О. И. Типографика: учебное пособие. Архитектон, 2016. – 172 с.– То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru
  4. Овчинникова, Р. Ю. Дизайн в рекламе: основы графического проектирования: учебное пособие Издательство: Юнити-Дана, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru
  5. Туэмлоу, Элис. Графический дизайн. Фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи. – М.: АСТ, Астрель, 2014, 256 с. (читальный зал МФПУ «Университет» на Семёновской)
  6. Кузнецова, Л. В. Лекции по современным веб-технологиям. – Изд-во: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2010. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru
  7. Наумова, С. В., Наумова П. М. Шрифт и орнамент: практикум Издательство: Архитектон, 2014. – То же [Электронный ресурс]. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru

Интернет-ресурсы:

  1. Кухта М.С. Промышленный дизайн. ˗ [Электронный ресурс] ˗ URL: http://portal.tpu.ru/SHARED/k/KUHTA/len/Tab1/Tab/pd.pdf (дата обращения 20.06.18)
  2. Статья. Локальная инъекционная терапия при поражениях суставов и периартикулярных тканей, Худина В. С.– [Электронный ресурс]- URL http://bmsi.ru/doc/f434c93d-7a36-429c-b24d-3fb4f516907b (дата обращения 12.06.18)
  3. Статьи о часах. – [Электронный ресурс]- URL http://modnye-chasy.su/stati-o-chasax/ (дата обращения 09.06.18)
  4. Статья. Наручные часы. – [Электронный ресурс]- URL https://vash.market/podarki-i-suveniry/podschet-vremeni/vybrat-po-parametram-naruchnye-chasy.html (дата обращения 20.06.18)
  5. Статья. История создания часов. – [Электронный ресурс]- URL https://secunda.com.ua/news/kto-i-kogda-izobrel-pervye-mehanicheskie-chasy-istoriya-proishozhdeniya-chasov.html (дата обращения 11.06.18)
  6. Статья. Материалы корпусов наручных часов. – [Электронный ресурс]- URL https://best-time.biz/blog/iz-chego-delajut-korpusa-naruchnyh-chasov (дата обращения 1.06.18)
  7. Статья. Все о дереве. - [Электронный ресурс]- URL http://leshozka.ru/vseodereve/ (дата обращения 3.06.18)
  8. Статья. Механизмы часов. - [Электронный ресурс]- URL http://www.xn--24-6kc5akb6cc.xn--p1ai/articles/mehanizmy-i-materialy-naruchnyh-chasov/ (дата обращения 2.06.18)
  9. Информационный ресурс розничных и оптовых закупок - [Электронный ресурс]- URL https://flagma.ru (дата обращения 3.06.18)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

3D визуализация корпуса механизма часов. Представленные модели: модель унисекс, женская модель.

Приложение 2.

3D визуализация первичной упаковки для наручных часов.

Приложение 3.

3D визуализация вторичной упаковки для наручных часов.

Приложение 4.

Раскадровка видеоролика презентации проекта наручных часов.

Приложение 5.

Шрифтовые разработки.

Приложение 6.

Сертификаты соответствия

АБС-пластик

Нержавеющая сталь

Деревянные материалы

Минеральное стекло

Приложение 7.

Справка об антиплагиате.

Приложение 8.

Список используемых терминов:

Афиша (франц. affiche — объявление, от afficher — выставлять напоказ) — печатное листовое издание, оповещающее о спектакле, концерте, лекции или ином культурном мероприятии, общественном зрелище, спортивном состязании и т. п.

Бренд (англ. brand — фабричное клеймо) — образ товара или услуги в сознании потребителя, выделяющий его в ряду конкурирующих продуктов. Бренд формируется из нейминга и визуального образа, формируемого графическими элементами и рекламными инструментами в восприятии потребителя.

Буклет (от англ. booklet — буклет) — листовое издание в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два или более сгибов.

Веб-сайт (от англ. website: web — паутина, сеть и site место, сегмент, часть в сети) — совокупность электронных документов (файлов) в компьютерной сети, собранная в единую многоуровневую структуру и решённая в едином графическом стиле.

Визуальная коммуникация — передача информации посредством визуального языка (изображений, знаков, образов, типографики, инфографики) с одной стороны и визуального восприятия (органов зрения, психологии восприятия) с другой.

КР – курсовая работа

Иллюстрация (от лат. Illustratio — наглядное изображение) — изображение, поясняющее текст, созданное вручную или на компьютере.

Интернет-портал (portal от лат. porta — ворота) — веб-сайт с большим объёмом информации, предоставляющий различные интерактивные сервисы, работающие в рамках пространства одного веб-сайта (почта, поиск, погода, новости, форумы, обсуждения, голосования и т.п.).

Интерфейс — это совокупность графических средств и методов, при помощи которых пользователь взаимодействует с веб-сайтом, компьютерной программой, игрой и т.п.

Коммуникационно-графический комплекс — графическая система скоординированных друг с другом элементов визуальной коммуникации: деловая документация, структура навигации, знаки визуальной коммуникации, информационные издания.

Корпоративный стиль, айдентика (англ. corporate style) — набор графических форм и принципов построения элементов визуальной идентификации и коммуникации, объединённых одной идеей, основная задача которых — выделить компанию среди себе подобных и создать узнаваемый образ в глазах потребителей.

Макет (франц. maquette) — пробный экземпляр книги, журнала, упаковки и т.д., параметры которых (формат, объём, бумага, цветность, отделка) соответствуют экземплярам тиража.

Многостраничное печатное издание — это скреплённые при помощи скрепки, пружины, клея или нитки запечатанные страницы, объединённые одной темой изложения и назначением. По способу скрепления многостраничные печатные издания разделяют на брошюры, изделия на пружине, изделия с клеевым бесшовным скреплением. По функциональному назначению выделяют книги, каталоги, журналы, годовые отчёты, рекламные брошюры и прочие издания.

Нейминг (англ. naming) — словесная часть марки или словесный товарный знак.

Объект проектирования — организация, событие или продукт, для которого осуществляется проектирование. Объект дипломного проектирования должен обязательно указываться в теме курсовой работы и служить источником информации для формулирования предмета дипломного проектирования.

Периодическое издание (обычно печатное) во множественном числе периодика — по определению газета, журнал, альманах, бюллетень, ежегодник или иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее с заявленной периодичностью не реже одного раза в год.

Предмет проектирования — элементы, входящие в состав проекта, которые подлежат непосредственному проектированию в данной работе. Собственно, из предмета дипломного проектирования вытекают его цель и задачи. Предмет определяет тему дипломного проекта. Если объект — это область деятельности, то предмет — это создаваемый продукт в процессе работы над курсовым проектом.

Продолжающееся издание — сериальное издание, выходящее через неопределённые промежутки времени не повторяющимися по содержанию, как правило, однотипно оформленными нумерованными и (или) датированными выпусками с общим заглавием.

Позиционирование — это знание функций товара и тех, кому он предназначен.

Плакат — печатная продукция большого формата, содержащая рекламную или агитационное обращение.

POS-материалы (англ. point of sales — точка продажи) — это материалы, способствующие продвижению бренда на местах продаж (шелфтокеры, воблеры, ценники, стопперы, промостойки, диспенсеры, флажки, наклейки, постеры). POS-материалы служат для дополнительного привлечения внимания и являются инструментом BTL-рекламы.

Рекламная кампания — комплекс мероприятий по рекламе товаров или услуг, проводимый по разработанной программе в определённый промежуток времени. При разработке рекламной кампании проводится изучение рынка, конкурентов, потребителей, разрабатывается рекламная концепция (рекламное обращение), определяются рекламные средства и объём финансовых затрат.

Рекламно-графический комплекс — стилевая система образов, целостная структура графических элементов, визуальное единство методов графического оформления различных коммуникативных материалов, деловой документации и других средств информации с целью создания единого образа объекта дипломного проектирования.

Рекламное обращение — креативная графическая идея рекламной кампании, которая должна привлечь внимание потенциального потребителя.

Серия — совокупность изделий, объединённых общей темой, целью, выходящих под общим заглавием и в однотипном оформлении.

Система навигации — комплекс специальных элементов (пиктограммы, указатели, информационные стенды), помогающих ориентированию в пространстве (географическом, интерактивном).

Сценарий — литературно-драматическое произведение, написанное как основа для создания видеоролика и мультимедийной презентации. Разрабатывается с учётом тайминга.

Тайминг (англ. timing) — временное соотношение, длительность события, произведения.

Термин (от лат. terminus — предел, граница) — слово, являющееся названием строго определённого понятия.

Товарный знак (также товарная марка, англ. trademark) — обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), служащее для индивидуализации фирм.

Уникальное торговое предложение (УТП) — заявленное преимущество, которое является уникальным по отношению к товару и важным и значащим для потребителя.

Упаковка — это средство, защищающее продукт от воздействия окружающей среды, осуществляющее связь производителя и потребителя, обеспечивающее сохранность, транспортировку, складирование, распределение и реализацию товара.

Фирменный стиль — набор словесных и визуальных констант, обеспечивающих единство восприятия графического оформления фирмы.

Целевая аудитория — группа лиц, на которую направлено обращение визуальной коммуникации. Основная и наиболее важная для дизайнера категория получателей визуальной коммуникации.

Шрифтовая гарнитура (англ. typeface) — набор из одного или нескольких шрифтов в одном или нескольких размерах и начертаниях, имеющих стилистическое единство рисунка и состоящих из определённого набора типографских знаков.

Этикетка (франц. etiquette) — графический/текстовый знак, нанесённый в виде наклейки, бирки или талона на товар, экспонат, с указанием торговой марки производителя, названия, даты производства, срока годности.

Юзабилити (англ. usability — дословно «возможность использования», «способность быть использованным») — степень эффективности, продуктивности и удовлетворённости, с которыми продукт может быть использован определёнными пользователями в определённом контексте использования для достижения определённых целей.