Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Взгляды В.А.Сухомлинского на обучение и развитие детей

Содержание:

Введение

Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли. Родился Василий Александрович Внешне биография В.А.Сухомлинского мало, чем отличается от биографий многих его сверстников и современников.28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская область). Здесь прошли его детство и юность. Отец Сухомлинского был крестьянин, пахарь, плотник. Дети его, все четверо молодых Сухомлинских - три брата и сестра - стали учителями, все преподавали родной украинский язык и литературу.

В.А. Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составляет около 4 млн. Экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира. В апреле 1970 года он закончил работу «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» - доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ. Все труды Сухомлинского дают убедительное представление не только о разносторонности педагогических подходов Сухомлинского, но и о цельности всего его педагогического мышления.

В.А. Сухомлинский стремился к созданию в школе высоконравственного школьного коллектива, в котором согласованно действовали коллектив педагогов - энтузиастов-единомышленников и сплочённый ученический коллектив. В таком коллективе не возникал вопрос о наказаниях, палитра воспитательного воздействий определялась атмосферой взаимопонимания. Регуляторами поведения становились нравственные нормы, добрые традиции.

Василий Александрович утверждал, что стимулирующий потенциал коллектива обусловливается тем положительным, что каждый ребёнок может внести в его нравственно-интеллектуальную атмосферу. Особое место в процессе формирования школьного коллектива занимала разнообразная совместная творческая деятельность учителей и учащихся, основой которой было переживание ими красоты природы. Сухомлинский разработал комплексную программу «воспитания красотой», высоко подняв роль эстетического воспитания школьников.

Взгляды В.А. Сухомлинского на воспитание привели к противоречию с официальной педагогикой и к острой дискуссии с её «консервативным крылом». «Этюды...» были подвергнуты уничтожающей критике, а сам Сухомлинский обвинён в проповеди «абстрактного гуманизма».

В последних произведениях Сухомлинского («Рождение гражданина», «Сто советов учителю», «Разговор с молодым директором школы», «Мудрая власть коллектива») проявляется ряд новых идей. Приоритет отдаётся этнопедагогике, народным ценностям. Пристальное внимание уделяется культовой основе воспитания - сказкам, мифам, поверьям, легендам. Обосновывается идея иерархичности воспитания - ведущей сферой выступает духовность, опосредующая другие черты личности.

В.А. Сухомлинскому были присущи убеждённость в отстаивании гуманистических идеалов воспитания, органичное сочетание глубины содержания с художественным стилем изложения, обоснование теоретической концепций собственной каждодневной педагогической практикой. Всё это придавало его педагогическому наследию прогностический характер, идеям и педагогическим технологиям - актуальность. Сам педагог представлял идеал народного учителя, «отдавшего сердце детям». Павлышская школа была научной лабораторией, в которой весь педагогический коллектив участвовал в многолетней опытно-экспериментальной деятельности. Такие инновации, апробированные здесь как «Школа под голубым небом» и «Школа радости» (для 6-летних детей), психолого-педагогические консилиумы, уроки этики и психологии семейной жизни для старшеклассников, родительская школа и др. впоследствии были внедрены в педагогическую практику.

Педагогическое наследие Сухомлинского глубоко изучается на Украине, в России и за рубежом. Созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского.

В Павлышской школе действует (с 1975 г.) педагогический музей Сухомлинского.

Предметом исследования являются труды Сухомлинского в области педагогики. Объектом исследования выступает непосредственно воспитательный процесс.

Целью данной работы является изучение взглядов Сухомлинского, на воспитательный процесс.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

- Изучение нравственного воспитания детей;

- Рассмотрение Павлышевской школы радости;

- Изучение психологических взглядов Сухомлинского;

- Изучение педагогического наследия А.В. Сухомлинского и т.д.

При написании данной работы были использованы научные источники таких авторов как - Родчант Е.Г., Зязюн И.А., Мухин М.И., Лушников А.М., Подласый И.П., Родчанин Е.Г., Зязюн И.А., Харламов И.Ф., а так же других авторов.

Глава 1. Основы воспитания и развития детей по Сухомлинскому

1.1 Нравственное воспитание детей

В.А.Сухомлинский - достойный наследник гуманистической традиции. В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива.[1] Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. «В среде педагогов, - отмечал Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде - это оценка».[2] Во-первых, В.А.Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать.

Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей. Во-вторых, говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов; в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка.[3]

Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с “помощью” учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание - хорошо учиться - озаряет весь смысл школьной жизни детей. Оценка у В.А.Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал “детское незнание”.

Месяц, полгода, год у ребенка “может что-то не получаться, но придет время - научиться”. Сознание ребенка - могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость. Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности».[4] Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее. Пусть не - значительный на первый, на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике.[5]

Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению “трудных” подростков. Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что ребенок “ломается”, становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менее страшно, ожесточается в слепой ненависти против всех.[6] На этом основании было бы неверным делать вывод о том, что В.А.Сухомлинский вообще отрицал воспитательную роль коллектива.

Коллектив, может стать воспитывающей средой лишь в том случае, считал Сухомлинский, - когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности. И при этом надо помнить, что подлинный коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог.[7] В атмосфере сердечности, доброжелательности у детей растет стремление стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя похвалили, а из внутренней потребности чувствовать уважение окружающих, не уронить в их глазах своего достоинства.

Воспитание без наказания - это не узко школьное дело, говорил В.А.Сухомлинский. - Это одна из важнейших проблем... переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер - человеческого сознания, поведения, взаимоотношений”. И еще один актуальный вывод должны мы усвоить, рассматривая вопрос о сознательной дисциплине.[8]

Для В.А.Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. Нет и не может быть воспитания личности вне коллектива, точно так же, как не может быть “абстрактного” коллектива без личностей. Василий Александрович писал: “Меня удивил взгляд моего оппонента на наказание как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной работы... Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний... И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказаний невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников... - воспитывайте детей без наказаний”.[9]

1.2 Павлышевская школа радости

В 1948 году В.А. Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. В 1948 году это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский. Он взял ребятишек, которым надо было идти в школу через год, шестилеток, 16 мальчиков и 15 девочек, и открыл в селе Павлыш, рядом с обычной средней школой, новую, особую. Позже ее назвали школой радости.[10]

Павлышская школа, которой он посвятил более двух десятилетий своего труда и вдохновения, расположена на окраине большого села, утопающего в садах. Школьный участок в 5 гектаров примыкает к лесу, к плодородным полям, к небольшой реке, окружен дубравами и рощами, выращенными ребятами.

Рядом со школой спортивный стадион, обсаженный яблонями, усадьба утопает в ореховых, вишневых, абрикосовых, каштановых, еловых насаждениях руками педагогов и поколений воспитанников создан здоровый, специфически лесной микроклимат.[11] В каждом школьном доме есть комнаты для чтения с литературой, рассчитанной на определенный возраст, книги свободно выбирают, желающие уносят домой: без внеклассного чтения, «учение на уроках превратилось бы в зубрежку».[12] Двести художественных произведений, которые «вошли в художественную сокровищницу человечества» и которые надо читать по нескольку раз, рассматривались как «золотая библиотека», которая «учит жить и понимать красоту искусства».

Последнему способствуют и фонотека музыкальной комнаты, и выставки рисунков юных художников, альбомы репродукций в уголке изобразительного искусства, и детский театр, и кинозал. В отдельном корпусе размещены физический, химический, биологический кабинеты, рабочие комнаты по электротехнике, радиотехнике, автоматике и др. с богатым оборудованием, рассчитанным на индивидуальные занятия, токарными, сверлильными, фрезерными станками, школьная и детская электростанции, «литейный цех», кузнечный горн и мн. др., сделанное в основном руками учеников и учителей.[13]

На школьном участке размещены: плодовый сад, виноградник, теплицы, зеленая лаборатория — центр опытнической работы по биологии и биохимии, домик учебно-опытной кролиководческой фермы, пасека, домик кружка юных строителей, географическая площадка, метеорологическая станция, ветроэлектростанция, плодопитомник, фабрика удобрений, гаражи для учебных авто и сельскохозяйственных машин.[14]

Везде радуют глаз клумбы цветов, есть целая аллея роз, поляна ландышей, рощи сирени, не один десяток укромных и «секретных» уединенных уголков, несколько таинственных «пещер», маленькая хижина, где ребята выхаживают больных зверьков, птиц, птенцов, выпавших из гнезда, голубятня, ласточкин питомник, дуплянки для синиц.

Уголки, по сложившейся традиции, принадлежат той или иной возрастной группе (одно уединенное место предназначено для молодых педагогов): взрослые и дети оберегают право на уединенный отдых, грустные и радостные переживания, на «свое личное, интимное, неприкосновенное». Первое действие школы — не в школе, а в природе.[15] Здесь — «источник слова и разума». Они много ходят вместе со своим учителем — по пять, по шесть километров в день, они встречают рассветы и сумерничают, осенью они всматриваются в облака, а зимой — в очертания сугробов и фантазируют, слушают сказки, сочиняют их, придумывают стишки.

Ученики школы радости рассматривают освещенный солнцем луг, слушают жужжание мошкары, стрекотание кузнечика, потом рисуют луг и, наконец, подписывают: «Луг». Эмоциональность для Сухомлинского не добавка к другим, основным «сторонам» обучения, не средство заинтересовать ребенка, а единственная возможность развивать его ум, единственная возможность обучать детей и сохранять им детство.[16]

«Эмоциональное пробуждение разума» — вот метод Сухомлинского и его коллег — учителей Павлышской школы. Детский ум они пробуждают, обращаясь не к уму, а к чувству — и лишь через чувство к уму.

Кажется, прямая дорога: знание учителя — знание ученика. Да не выходит, кратчайшая эта дорога оказывается самой длинной и самой трудной, если не обратиться к проводнику — к чувству. «Знание учителя — чувство учителя — чувство ученика — знание ученика» — так выходит короче… «Не зубрежка, а бьющая ключом интеллектуальная жизнь, протекающая в мире игры, сказки, красоты, музыки, фантазии, творчества, — таким будет обучение моих питомцев», — размышляет В.А.Сухомлинский, когда его дети переходят из школы радости в первый класс.[17]

Его ученик — это не ребенок с мешком за плечами, куда надо насовать побольше знаний. Он даже не стремится «овладеть знаниями». Такая цель недоступна ребенку, считает Сухомлинский: «Учить следует так, чтобы дети не думали о цели, — это облегчит умственный труд». Сухомлинский дает ребенку радость интеллектуального напряжения и связанных с ним переживаний, ребенок стремится к этой радости, и оттого хорошо учится. И эта радость — в школе.[18]

Почему порой так трудно идет учение, почему с первых же классов ребята начинают отставать, оставаться на второй год, пока на всю жизнь не поссорятся со школой? Со всех сторон раздаются требования «повысить эффективность урока», причем на практике «эффективность» часто оборачивается «интенсивностью». Дети Сухомлинского не торопятся. Учитель старается сохранить им душевное равновесие — чувство полноты жизни, ясность мысли, уверенность в своих силах.

Они и к школьному-то режиму привыкают вовсе не с первого дня (чем так гордятся многие хорошие учителя), а лишь спустя 3—4 месяца, некоторым из них поначалу разрешено выходить из класса, когда захочется — учитель воспитывает детей, а не ломает их привычки.

Он гордится успехами своих учеников, но, быть может, вот главный его успех: уже в 3—4 классе ни один из ребят, ни разу не простудился! И никогда не плакал из-за неуспехов в учении, из-за двоек. Сухомлинский не ставит своим ученикам плохих отметок. Учитель не представляет себе, как можно ставить маленькому ребенку двойку.[19] Он «уважает детское незнание», он терпелив: год, два, три года у ребенка «может что-нибудь не получаться, но придет время — научится». Детское сознание — могучая, но медленная река. Если что-то не выходит, учитель вообще не ставит отметки. Ребенок не опозорен, не наказан, он просто старается заслужить отметку.[20]

У Сухомлинского отметка всегда оптимистична, это вознаграждение за трудолюбие, а не наказание за лень. Сухомлинский добился, чтобы и родители его учеников не требовали от ребятишек высоких оценок. Его школа не знает «психоза погони за отличными отметками»: «отличники не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности».[21]

В целом же воспитательный процесс развертывался в развитии ученика как его образ жизни, «бытие» в благоприятнейших условиях для становления интеллекта, нравственных чувств, мотивационно-волевой сферы. Целостный, длительный, высоко результативный педагогический опыт явился главным, фундаментальным основанием оригинальной системы философско-педагогических, психолого-педагогических воззрений Сухомлинского, его теоретических открытий и технологических изобретений.[22]

Сухомлинский считал своими Учителями в педагогике Крупскую, Шацкого и Макаренко, рассматривал опыт Павлышской школы как творческое применение их идей.

Он глубоко верил в коммунистические идеалы, стремился воспитывать школьников в «коммунистическом духе», «заложить в ребенке... прочное идейное ядро гражданина, труженика, строителя коммунизма». Сухомлинский, по сути, «восстанавливал» целостность личности в единстве природного и социального, духовного и физического, общественного и индивидуального.[23]

Существенно и то, что в советской педагогике им были поставлены вопросы о таких личностных ценностях, как жизнь человека и смысл жизни, семья и брак, верность в любви и дружбе, доброта и милосердие, совесть, способность к пониманию другого человека, к неустанному «труду души», о подготовке ребенка к жизни как борении добра и зла, неизбежности горя, страданий, смерти. Этико-педагогические воззрения гуманиста опираются на идеал служения людям, удовлетворения и радости самоотдачи как высших проявлений стремления к добру.[24]

Глава 2. Взгляды и учения Сухомлинского

2.1 Психологические взгляды Сухомлинского

В утвердившемся среди педагогической общественности мнении В.А. Сухомлинский предстает, как знаток и поборник внедрения психологических знаний в школьную практику. При этом ссылаются на регулярно функционировавший в Павлышской школе психологический семинар, на котором директор и учителя выступали с докладами и рефератами по психологической тематике. В.А. Сухомлинский глубоко знал педагогическую психологию, был осведомлен о многих современных ее достижениях, часто цитировал известных психологов.[25]

Не будучи профессиональным психологом, В.А. Сухомлинский в психологических разделах своих трудов„— а они были рассчитаны на рядового учителя — пользовался таким который хорошо широкому кругу, и, не представлял слова в однако наряду с В.А. Сухомлинский здесь и незаурядный практический по- творчески осмысливший и на основе включенных наблюдений и педагогической [26]

Ни психолог не научных трудов о с такой страстной любовью к с таким и неукротимым проникнуть в внутренний мир, тончайшие особенности душевной жизни с чтобы защитить, их от прямолинейных воздействий горе-

Дети, нам В.А. Сухомлинский, своими представлениями о и зле, и бесчестии, достоинстве; у свои критерии у них свое измерение [27]

У В.А. Сухомлинского с многогранным психологических особенностей, всем детям возраста, и яркие отдельных психологических таких, как «» и «» (поэты).[28]

Большое в трудах В.А. Сухомлинского психологическая характеристика школьного возраста. «Прежде надо помнить, наглядность — всеобщий принцип труда маленьких Эта возрастная требует, мышление маленького развивалось среди чтобы он видел, переживал и Наглядность — развивающая внимательность, она придает окраску познанию.[29]

Благодаря видения, восприятия, и мышления в ребенка формируется то, в психологии эмоциональной памятью; с представлением и отложившимся в связывается не мысль, и чувство, Без формирования богатой эмоциональной не может и речи о умственном развитии в Я советую начальных классов: детей мыслить у мышления, природы и ».[30]

Мысли Василия Александровича как известно, в методической системе, свое развитие в «Школе под небом». Идея школы встречалась у Ж.-Ж. Руссо, Сухомлинский развил, и коренным переосмыслил ее; приобрела целенаправленный характер.

В.А. Сухомлинский существенный вклад в младших школьников. Особенно внимания уделял слаборазвитым, запущенным детям.

Вот он, характеризует детей с типом нервной «...У ребенка поток течет бурно, рождая все образы, у — как широкая, могучая, в своих но медленная

Даже есть ли у реки течение, оно сильное и его не в новое в то как быстрый, стремительный поток других ребят как бы и он же устремится в ».[31]

Несколько В.А. Сухомлинский свою мысль, к вопросу индивидуальном подходе к детям со учителя: «А такие молчаливые ой как на уроках. Учителю чтобы ученик ответил на ему мало до того, мыслит ребенок, вынь да ответ и отметку. Ему и что невозможно течение медленной, могучей реки. Пусть течет в со своей ее воды достигнут намеченного но не пожалуйста, нервничайте, хлещите могучую березовой лозинкой — ничего не ».[32]

В слаборазвитых детей В.А. Сухомлинский «Учить и таких детей в массовой школе: для них -то специальные заведения нет Эти дети уродливые, а хрупкие, нежные цветы в разнообразном цветнике ».[33]

Эта впоследствии, известно, в основу классов выравнивания, одного из элементов дифференцированного Следует указать перспективные шаги В.А. Сухомлинского в к психологической Павлышская школа первым учебным в нашей где функционировала служба. Называлась психологической комиссией.[34] В входили школьный и 7 — 8 наиболее подготовленных в отношении. Комиссия ставила своей «установить причины, в которых ребенку учиться.

Слабоуспевающим для нормального развития в очередь необходимо раз то, у них в момент нет — в учении.

Пусть незначительный, успех. Без успеха не быть новых, значительных достижений, может сформироваться учебная деятельность.[35]

Выдающимся В.А. Сухомлинского в старшего школьного следует считать тезис о культуре как элементе образования. Он необходимым ввести практической психологии в план средней В. А. Сухомлинский только обосновал психологического просвещения он в области выступил в непосредственного просветителя [36]

2.2 Педагогическое наследие А.В. Сухомлинского

Актуальность опыта Сухомлинского, в и развитие детей к взрослых, вызвать желание в доступной по деятельности подражать взрослому. И в отдаленной задачи — зарождению морально идеала личности. Важно, таким идеалом ребенка становился человек, творчески и трудиться и себя, и других людей.[37]

Примечательно, ребенок дошкольного еще не этого, во взрослом своего развития, свой идеал. В с этим актуальность приобретают связанные с интеллектуально-развития подрастающего

Ознакомление ребенка с изобретательской деятельностью раскрыть такие личности, целеустремленность и в достижении инициативность и значимости результатов деятельности для и для развивает чувство в том, я могу такой же личностью, собственного достоинства в поставленных задач; веру в силы, в значимость творческого человека. Отсюда у старшего дошкольного формируется адекватная как показатель развития.[38]

Одним направлений интеллектуального личности является творческого потенциала. Необходимо что творческий личности формируется влиянием сознания принадлежности к роду со сугубо человеческими в поступках, отношениях, приобщения к ценностям и

Поэтому важно, развитие в творческой личности сочетаться с детей с видами творчества людей.[39] При творчество в общей форме определяем, социально обусловленную -практическую деятельность, к созданию материальных и ценностей, общественную значимость. Эта не только условия человеческого но и способом саморазвития формирования его способностей и самовыражения личности.[40]

Потребность в самовыражении основной потребностью сутью человеческого существования в «Нет одаренных и талантливых и Одарены, все без дети. Распознать, раскрыть, выпестовать в ученике его -индивидуальный талант - поднять личность высокий уровень человеческого достоинства

Педагогическое В.А. Сухомлинского и многопланово. Вся деятельности павлышского проникнута высокими гуманизма, уважением к ребенка. Если педагогика была на человека социальное существо, Сухомлинский «» целостность личности в природного и духовного и общественного и [41]

Процесс педагогической несовершеннолетних Сухомлинский в истоках в естественности чувств и дел.[42]

Как педагог- он видит своих учеников только и столько в маршах «побед», в будничной жизни с и горечью с несчастьями, и заботами.

Принципиально для нас позиция Сухомлинского в воспитании ребенка. Ключ к нравственности его видит в «им… забот, другого человека, участии в того, нуждается в сочувствии».[43]

Стремление к познанию рассматривается Сухомлинским важнейшая духовная основа его развития. С природным даром ребенок в и на фундаменте должна исходная основа его личности. Вместе с нам часто видеть, те или формы девиантного начинают проявляться когда перестает в ребенке к учению, оно превращается в бремя, а и в

Педагог может не как на глазах исчезает духовный источник ребенка, полноценной духовной его успехов в И наоборот: «становится реальным и лишь тогда, человеку хочется когда в … он чувствует и обретает гордость».[44]

«Дайте радость умственного радость успеха в » - этот -призыв выстрадан и учителем-и должен услышан, всего, педагогами, решает сложные трудного детства. Другой воспитания Павлышской – труд – становления личности [45]

По всем строем жизни утверждалось к труду основе нравственности: «труд», «души», «трудом красоты«атмосфера серьезного к труду» и др. В же время атмосфера нетерпимости к безделью, Видя в истоки трудновоспитуемости В.А. Сухомлинский «Маленький – это живучий дармоедства и и, человек стал дармоедом, этот корень, прижился с и отрочества, трудно».[46]

Когда спрашивали: «Что главное было в жизни?», отвечал: «Любовь к детям!». Искренняя любовь к и подлинная культура, Сухомлинскому, нерасторжимые. Учитель уметь дорожить доверием, беззащитность детей, для него добра и Без этих не может учителя.[47]

Педагоги стран связывают с педагогикой В.А.Сухомлинского, камнем которой любовь и доброта и доверие и отношение, человечность и требовательность к

2.3 Взаимоотношения учителя и ученика во время обучения и воспитания

Труд и вся жизнедеятельность человека с годом все зависят от его духовности, позиции. Ребенок может быть если в ему скучно и если он чувствует себя способным, овладеть школьной Сделать ребенка – значит прежде помочь ему [48]

Обучение дает желаемых если учитель перед учеником первое место «Выучить,». Вред зубрежки - она невольно основные идеи предмета. Учитель точно разграничить, надо запомнить всю жизнь, а надо только и усвоить зубрежки – в [49]

Одно другим делает Сухомлинский открытия: каждый учитель, предмет он преподавал, быть преподавателем …Слово – шаг к ученика.

В работе важно и материала, и разговора, и этого разговора, и вид учителя, и его поведения.[50]

Слово находит отзвук в учеников и их личным лишь тогда, мудрость воспитателя одухотворяет воспитанников красотой идейно-взглядов, -этических принципов.

Дети хорошо чувствуют слов, они не нравственному убеждению

Они презирают кто пытается темное за прикрыть мрачное словами. Десятки, нитей, связывающих учителя и - это тропинки, ведут к сердцу, важнейшее условие товарищества учителя и Учителя и должна объединять общность, которой забывается, педагог - и наставник. Воспитания дружбы с без духовной с ним сравнить с в потемках.[51]

Итак, Сухомлинский дети должны переживать радость преодоления трудностей. Нельзя ребенку почувствовать, он хуже не способен, нельзя унижать достоинство: не виноват в что думает других. Постоянно ребенка, ставить ему оценок, ставить ему отметок, он не успеха. Оценивать знание само себе и старательность, а продвижение вперед, результат соединения со старательностью. “Учение – серьезный труд следовательно, должно быть потому что успех в преодоление препятствий в его результат – это надежные человеческой радости.”[52]

Заключение

Сухомлинский - -исследователь, работ по практической педагогики (руководства школой, учителя, умственного, трудового, и физического ). Он создал целостную педагогическую основывающуюся на подходе, гуманистически ориентированных средств и педагогической деятельности, субъектно-характере, личности ребёнка ценностью процессов и образования. Сухомлинский воспитание как реализации неотъемлемо ребёнку врождённых спонтанных реакций и Вместе с большое значение придавал и организованному воспитывающему

В 50-е гг. Сухомлинский продуктивные пути физического и труда школьников основе опытнической, деятельности, освоения учащимися познания над знаниями. Специфичной трактовка Сухомлинским с.-х. как основного развития личности, а только пути учащихся к профессией. Доминировали на переживание радости бескорыстного труда и направленность форм и производств,

В 60-х гг. для Сухомлинского проблема коммунистического школьников, в автор видел формирования "личностей" (а беспрекословно выполняющих команды людей). Это отказ от подчинения и со стороны которые противоречили свободы личности, духовному и совершенствованию человека.

В нивелирующим тенденциям воспитания Сухомлинский гуманистическую педагогику, человека над апеллирующую к основой воспитания проблему человечности.

В педагогической науки Сухомлинский категории этики - честь, достоинство, добро, свободу. Большое внимание Сухомлинский уделял переживанию детьми накапливаемого опыта, самостоятельного, раскрытию ими важнейших нравственных принципов. Важное значение имели "уроки мышления" среди природы. Чутко воспринимая диалектику учебного процесса, Сухомлинский резко выступал против негативного отношения к словесным методам обучения и считал слово учителя важнейшим средством образования. Большую роль отводил созданию детьми совместно с учителями сказок, поэтических и прозаических миниатюр, стимулирующих развитие эмоционально-образного мышления.

Список использованной литературы

  1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496 c.
  2. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева . - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c.
  3. Аронова, Т.В. Педагогика физической культуры: Учебник для студентов высших учебных заведений / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин . - М.: ИЦ Академия, 2013. - 368 c.
  4. Бабаев, В.С. Педагогика и репетиторство в классической хореографии: Учебник / В.С. Бабаев, Ф.Ф. Легуша. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 256 c.
  5. Бабакин, Б., С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Уч. Пособие / Б. С. Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. Фатыхов и др. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 128 c.
  6. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 c.
  7. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 240 c.
  8. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
  9. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
  10. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 c.
  11. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2013. - 510 c.
  12. Волкова, В.Н. Педагогика народного художественного творчества: Учебник. / В.Н. Волкова. - СПб.: Планета Музыки, 2016. - 160 c.
  13. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2012. - 288 c.
  14. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. - М.: Юрайт, 2013. - 511 c.
  15. Гагаев, П.А. Русская цивилизация и крестьянство: Педагогика соборности: Монография / П.А. Гагаев, А.А. Гагаев. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 151 c.
  16. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
  17. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
  18. Глухов, В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций): Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В., 2012. - 256 c.
  19. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
  20. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
  21. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика / Л.А. Головчиц. - М.: КДУ , 2013. - 320 c.
  22. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта: Учебное пособие / Г.Д. Горбунов. - М.: Советский спорт, 2014. - 328 c.
  23. Григорьева, О.А. Школьная театральная педагогика: Учебное пособие / О.А. Григорьева. - СПб.: Лань, 2015. - 256 c.
  24. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 447 c.
  25. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c.
  26. Родчанин Е. Г., Зязюн И. А. «Об идеалах В.А.Сухомлинского», М., 1991
  27. Сухомлинский В. А. «Не только разумом, но и сердцем..», М., 1986
  28. Сухомлинский В. А. «О воспитании», М., 1979.
  29. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. К.: Радянська школа,1987.
  30. Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании. К.: Радянська школа,1983.
  31. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М. Просвещение, 1981.
  32. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах. - Киев.: Радянска школа, 1980. - Т.2, 5.
  33. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Школьная пресса, 2003.
  34. Макаренко А.С. Педагогические сочинения.: В 6 т. — М., 1983—1986.
  35. Родчант Е.Г., Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В. А. Сухомлинского. — М.,1991.
  36. Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. — М., 1994.
  37. Лушников А.М. История педагогики. - Екатеринбург, 1995.
  38. Подласый И.П. Педагогика. - М: Владос, 1996. - 432 с.
  39. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах В.А. Сухомлинского. - М., 1991.
  40. Харламов И.Ф. Педагогика. - Минск: Изд-во Минского Государственного Университета, 2000. - 560 с.
  1. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. с-255

  2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. К.: Радянська школа,1987. с-43

  3. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. с-145

  4. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - с-98

  5. Родчанин Е. Г., Зязюн И. А. «Об идеалах В.А.Сухомлинского», М., 1991 с-63

  6. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2013. с-48

  7. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева . - М.: Дашков и К, 2013. с-231

  8. Харламов И.Ф. Педагогика. - Минск: Изд-во Минского Государственного Университета, 2000. с-87

  9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. К.: Радянська школа,1987 с-118

  10. Аронова, Т.В. Педагогика физической культуры: Учебник для студентов высших учебных заведений / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин . - М.: ИЦ Академия, 2013. с-214

  11. Бабакин, Б., С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Уч. Пособие / Б. С. Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. Фатыхов и др. - СПб.: Планета Музыки, 2015. с-136

  12. Родчант Е.Г., Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В. А. Сухомлинского. — М.,1991. с-96

  13. Бабаев, В.С. Педагогика и репетиторство в классической хореографии: Учебник / В.С. Бабаев, Ф.Ф. Легуша. - СПб.: Планета Музыки, 2015. с-74

  14. Григорьева, О.А. Школьная театральная педагогика: Учебное пособие / О.А. Григорьева. - СПб.: Лань, 2015. с-232

  15. Харламов И.Ф. Педагогика. - Минск: Изд-во Минского Государственного Университета, 2000. с-426

  16. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. с-233

  17. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Школьная пресса, 2003 с-266

  18. Волкова, В.Н. Педагогика народного художественного творчества: Учебник. / В.Н. Волкова. - СПб.: Планета Музыки, 2016. с-128

  19. Гагаев, П.А. Русская цивилизация и крестьянство: Педагогика соборности: Монография / П.А. Гагаев, А.А. Гагаев. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. с-36

  20. Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании. К.: Радянська школа,1983. с-54

  21. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. с-312

  22. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах В.А. Сухомлинского. - М., 1991. с-12

  23. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ, 2013. с-314

  24. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. с-215

  25. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. - М.: ИЦ Академия, 2013. с-198

  26. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М. Просвещение, 1981 с-147

  27. Родчант Е.Г., Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В. А. Сухомлинского. — М.,1991. с-125

  28. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. - М.: Юрайт, 2013. с-355

  29. Сухомлинский В. А. «Не только разумом, но и сердцем..», М., 1986 с-177

  30. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013. с-514

  31. Глухов, В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций): Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В., 2012. с-122

  32. Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании. К.: Радянська школа,1983. с-15

  33. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. с-247

  34. Бабаев, В.С. Педагогика и репетиторство в классической хореографии: Учебник / В.С. Бабаев, Ф.Ф. Легуша. - СПб.: Планета Музыки, 2015. с-162

  35. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. с-110

  36. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. с-328.

  37. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева . - М.: Дашков и К, 2013. с-16

  38. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. с-78

  39. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах. - Киев.: Радянска школа, 1980. с-25

  40. Волкова, В.Н. Педагогика народного художественного творчества: Учебник. / В.Н. Волкова. - СПб.: Планета Музыки, 2016. с-54

  41. Сухомлинский В. А. «Не только разумом, но и сердцем..», М., 1986 с-87

  42. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. с-158

  43. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2013. с-425

  44. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. с-147

  45. Аронова, Т.В. Педагогика физической культуры: Учебник для студентов высших учебных заведений / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин . - М.: ИЦ Академия, 2013. с-322

  46. Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. — М., 1994. с-178

  47. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2012. с-216.

  48. Гагаев, П.А. Русская цивилизация и крестьянство: Педагогика соборности: Монография / П.А. Гагаев, А.А. Гагаев. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. с-55

  49. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. с-329

  50. Бабакин, Б., С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Уч. Пособие / Б. С. Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. Фатыхов и др. - СПб.: Планета Музыки, 2015. с-82

  51. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. с-147

  52. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М. Просвещение, 1981. с-155