Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Times New Roman. История создания, современные традиции использования

Содержание:

Глава 1 Теория

Times New Roman был заказан британской газетой The Times в 1931 году и задуман Стэнли Морисон , художественным советником британского отделения компании по производству печатного оборудования Monotype , в сотрудничестве с Виктором Ларденом , художником-шрифтовиком рекламного отдела The Times. Он стал одним из самых популярных шрифтов всех времен и установлен на большинстве настольных компьютеров .

Когда его попросили дать совет по редизайна, Морисон порекомендовал The Times изменил шрифт текста с тонкого начертания девятнадцатого века на более прочный, солидный дизайн, возвращающий к традициям печати восемнадцатого века и ранее. Это соответствовало общей тенденциисовсов печати периода. Морисон использует более старый шрифт Monotype под названием Плантен в основе для дизайна, а Times New Roman в основном соответствует размерам Плантена. Основное изменение заключалось в том, что контраст между штрихами был увеличен для получения более четкого изображения. Новый дизайн дебютировал в The Times 3 октября 1932 года. Спустя год дизайн был выпущен в коммерческую продажу. В названии Times New Roman, Roman - это ссылка на обычный или римский стиль (иногда также называемый Antiqua ), первая часть семейства Times New Roman, которая должна быть добавлена. Римский шрифт имеет корни в итальянской печати конца 15 - начала 16 веков, но дизайн Times New Roman не имеет никакого отношения к Риму или к римлянам .

The Times оставалась с Times New Roman на протяжении 40 лет, но новые производственные технологии и изменение формата с широкоформатных на таблоидных в 2004 году привели к тому, что с 1972 по 2007 год шрифт изменился пять раз. Однако все новые шрифты были варианты оригинального шрифта New Roman.

Биография Стэнли Морисона

Родился в Уэнстеде, графство Эссекс. Детство и юность (1896—1912) провел в фамильном доме на Фейрфекс-роад, Херрингей. Был самоучкой. Ушел из школы после того, как отец оставил семью. В 1913 году устроился помощником редактора в журнал «The Imprint». Во время Первой мировой войны отказался служить в армии и был арестован. В 1918 году стал главным дизайнером в издательстве «Pelican Press». Через некоторое время он занял такую же должность в «Cloister Press».

В 1922 году Морисон стал одним из основателей общества «Флерон», посвященного вопросам типографики (флерон — типографский орнамент в виде цветка). Редактировал журнал «The Fleuron» с 1925 года по 1930-й. Художественные качества издания, его печать были совершенно исключительными. С 1923-го по 1925-й Морисон был редактором и автором «Penrose Annual», журнала посвященного графическим искусствам.

С 1923-го по 1967-й Морисон был консультантом компании «Монотайп». В 1920-х и 1930-х, работая в «Монотайп», он занимался исследованием и возрождением исторических шрифтов, включая новые версии шрифтов «Баскервилл» и «Бембо». Морисон значительно расширил ассортимент шрифтов компании, которые, в свою очередь, значительно повлияли на современную типографику.

С 1929-го по 1960-й Морисон работал консультантом в газете «Таймс». В 1931-м году, после того как Морисон публично раскритиковал газету за качество печати, ему было предложено создать новый, удобный для чтения шрифт. «Таймс Нью Роман», гарнитура, разработанная Морисоном совместно с Виктором Лардентом, впервые появилась в газете в 1932 году. В 1933-м шрифт начал продаваться компанией «Монотайп».

Морисон редактировал «Историю газеты „Таймс“» за период с 1935-го по 1952-й, а также работал редактором литературного приложения к газете «Таймс» (1945—1948). В 1960-м Морисон был избран Королевским промышленным дизайнером. Также Морисон был членом редакционного совета «Энциклопедии Британники» с 1961-го года до своей смерти в 1967-м.

Помимо «Таймса» Морисон разработал для компании «Монотайп» такие шрифты, как «Blado» (1923) и «Bembo» (1929).

В 1953-м году Морисону был предложен рыцарский титул. В 1962-м — Орден Британской империи. Морисон отказался от того, и другого.

Рождение шрифта

Английский дизайнер и теоретик типографики Уолтер Трэйси (Walter Tracy) назвал шрифт Times New Roman самым замечательным типографическим феноменом двадцатого века. В самом деле, немногие из современных текстовых шрифтов могут сравниться с Times по количеству вариантов, широте применения и общему влиянию на типографику. Однако история его создания довольно запутана.

Обычно о создании шрифта Times New Roman сообщается следующее. В 1929 году английский типограф и историк шрифта Стэнли Морисон (Stanley Morison) был приглашен как консультант по типографике в старейшую лондонскую газету «Таймс» (The Times) для улучшения ее облика. Его рекомендации сводились к тому, что надо усовершенствовать верстку, но главное — заменить шрифт основного набора. К этому времени газета уже более 100 лет набиралась английским вариантом антиквы нового стиля, очень контрастным с тонкими засечками. Пробный набор различными шрифтами показал, что существующие гарнитуры либо недостаточно компактны, либо неудовлетворительны по форме, либо плохо читаются в кегле 9 пунктов. Тогда Морисон предложил cоздать новую гарнитуру на основе хорошего исторического рисунка, подобно тому, как фирма Monotype разработала свои шрифты Plantin, Baskerville и Perpetua. В ответ руководство газеты, убежденное доводами Морисона, предложило ему самому возглавить проект в сотрудничестве со штатным художником газеты Виктором Лардентом (Victor Lardent).

Приняв это предложение, Морисон решил не использовать выпущенный 4-мя годами ранее американской фирмой Mergenthaler Linotype шрифт Ionic, созданный специально для газетного набора, несмотря на его популярность и удобочитаемость. Для него подобный шрифт ассоциировался с бульварными газетами «для народа». Набор консервативной газеты «Таймс», которую читали министры и государственные деятели Англии, должен был выглядеть иначе.

Под руководством Морисона была разработана новая гарнитура, предположительно на основе шрифта Monotype Plantin (серия 110). По одним сведениям, Морисон передал Ларденту серию собственных карандашных эскизов алфавита нового шрифта, по другим, дал устное указание использовать в качестве модели Plantin, заострив засечки, по третьим, в основе работы Лардента лежала фотокопия страницы из некоей книги фламандского печатника XVI века Кристофа Плантена (Christoph Plantin), возможно, набранная шрифтом Робера Гранжона (Robert Granjon). Опираясь на этот источник, Лардент нарисовал шрифт-прототип, впоследствии сильно переработанный под руководством Морисона. В начале апреля 1931 года фирма Monotype начала работу над оснасткой комплекта знаков нового шрифта в 9 кегле, а в конце этого же месяца в работу поступили два других кегля (7 и 5 1/2 пунктов).

В июне 1931 года рисунки и отливки прямого начертания были переданы на фирму Linotype, которая должна была изготовить комплект матриц для набора текста на линотипе. (Таким образом Linotype получил права на новый шрифт параллельно с Monotype). К концу этого же года новый шрифт в текстовых кеглях уже был передан в наборный цех газеты «Таймс». Очевидно, это было прямое начертание вместе с курсивом. Однако работа над заголовочными комплектами продолжалась до августа 1932 года. Первый номер газеты, набранный новым шрифтом, был напечатан 3 октября 1932 года.

Получившийся в результате текстовый шрифт был достаточно близок по рисунку и емкости к шрифту Plantin, но рост его строчных был увеличен, засечки стали гораздо острее, а контраст между основными и соединительными штрихами в буквах сильнее. Новый рисунок отвечал ожиданиям Морисона, который хотел создать привлекательный текстовой шрифт с высокой удобочитаемостью и одновременно повышенной емкостью для печати на хорошей бумаге. Именно такой респектабельный шрифт мог удовлетворить требования руководства газеты «Таймс» и соответствовать методам ее производства, а также представлениям ее читателей. Гарнитура была названа Times New Roman (серия 327), что означает «Таймс Новый Прямой» — новый по отношению к прежнему шрифту газеты «Таймс».

Неизвестный папаша

В 1994 году на конференции Международной типографической ассоциации (ATypI) в Сан-Франциско американский исследователь Майк Паркер (Mike Parker) сделал сенсационное сообщение, что рисунок шрифта Times New Roman принадлежит вовсе не Морисону. В том же году вышел журнал Printing History (vol. 31/32) с его подробно аргументированной статьей. Паркер обнаружил, что прямое светлое начертание гарнитуры Times New Roman поразительно похоже на найденный в архивах американской фирмы Lanston Monotype комплект шрифтовых шаблонов серии 54, изготовленный, по всей вероятности, не позднее 1916 года. Их рисунок приписывается Старлингу Берджессу (W. Starling Burgess), американскому строителю гоночных яхт, поэту, авиа- и автоконструктору.

Это сообщение вызвало бурю эмоций в среде историков типографики: как же так, неужели наиболее уважаемый английский типограф XX века Стэнли Морисон, творец самого известного современного шрифта английской школы, воспользовался для его создания рисунками какого-то никому не известного американца? Тем не менее оказалось, что в архивах той же фирмы нашлись несколько шаблонов курсивных знаков из серии 55, относящихся к тому же заказу и тоже похожих на курсив Times. Фирма Lanston Monotype выпустила в 1962 году свой собственный шрифт металлического набора Times серии 362, сопровождаемый жирным шрифтом Times Bold серии 57. На шаблонах серии 362 ясно виден выбитый более ранний номер 54. Из архивных источников известно, что шрифт серий 54, 55 и 57 (предположительно по собственным рисункам) был заказан Старлингом Берджессом для его проектного бюро W.Starling Burgess & Co., проданного в 1916 году. Этот заказ был аннулирован в конце 1918 года и шрифт не был завершен.

Сейчас американское происхождение рисунка Times New Roman признается и другими исследователями, во всяком случае, это предположение невозможно игнорировать: слишком велико сходство. Английскую фирму Monotype и американскую фирму Lanston Monotype связывали деловые отношения. Поэтому нельзя исключить, что рисунки знаков серии 54 могли попасть в Англию и затем послужить основой для Times New Roman Морисона и Лардента. Кроме того, Морисона никак нельзя назвать дизайнером, графиком, художником шрифта. Он был исследователь, историк, критик, типограф (по советской терминологии, художественный и технический редактор). Неизвестно, рисовал ли он когда-нибудь шрифт руками. Сам он нигде не утверждал, что нарисовал Times New Roman собственноручно. Более того, Морисон позже писал про этот шрифт: «Его достоинство в том, чтобы выглядеть так, как будто он не был спроектирован кем-то персонально...». Его художник Виктор Лардент работал в отделе рекламы газеты «Таймс» и писал заголовки к рекламным объявлениям. Он тоже не был дизайнером наборного шрифта. Это отчетливо видно по первоначальному эскизу алфавита нового шрифта, бесспорно нарисованному Лардентом. С моей точки зрения, это красивая шрифтовая композиция, но никак не проект газетного шрифта для набора текста в кегле 9 пунктов. Более того, этот эскиз имеет мало общего с окончательным Times New Roman как по рисунку отдельных букв (в особенности C, G, R, S, s), так и по цвету, пропорциям и степени остроты засечек. Разумеется, процесс создания шрифта в тот момент только начинался, было много уточнений рисунка и переделок, в которых немаловажную роль сыграли штатные дизайнеры шрифта фирмы Monotype, но тем не менее.

Хотя Морисон и ратовал за «невидимый» шрифт, который совершенно не отвлекает читателя, его единственное шрифтовое творение, Times New Roman, никак не назовешь лишенным индивидуальности. Более того, он — явно результат индивидуального творческого акта, со всем своим резко характерным и алогичным рисунком. В таком контексте тонкий критик-традиционалист Морисон, оплот элегантности и хорошего вкуса, не очень подходит в качестве создателя шрифта Times. Требуется кто-то более неистовый, например, сын крупнейшего американского конструктора гоночных яхт XIX века, обладатель крупнейшей авиационной премии Коллье (Collier Trophy) 1915 года за конструкцию бесхвостого гидросамолета «летающее крыло», строитель гоночных яхт, три из которых (Enterprise, Rainbow, Ranger) выиграли Кубок Америки, и удивительного автомобиля Dymaxion — Старлинг Берджесс, который сам был не чужд миру издательств и типографий. (Берджесс напечатал в 1903 году книгу своих стихов в типографии Кембриджского университета, был знаком со многими американскими типографами; в архивах фирмы Lanston Monotype сохранился комплект шаблонов еще одного шрифта, сделанных по его рисункам).

Хотя Морисон и ратовал за «невидимый» шрифт, который совершенно не отвлекает читателя, его единственное шрифтовое творение, Times New Roman, никак не назовешь лишенным индивидуальности. Более того, он — явно результат индивидуального творческого акта, со всем своим резко характерным и алогичным рисунком. В таком контексте тонкий критик-традиционалист Морисон, оплот элегантности и хорошего вкуса, не очень подходит в качестве создателя шрифта Times. Требуется кто-то более неистовый, например, сын крупнейшего американского конструктора гоночных яхт XIX века, обладатель крупнейшей авиационной премии Коллье (Collier Trophy) 1915 года за конструкцию бесхвостого гидросамолета «летающее крыло», строитель гоночных яхт, три из которых (Enterprise, Rainbow, Ranger) выиграли Кубок Америки, и удивительного автомобиля Dymaxion — Старлинг Берджесс, который сам был не чужд миру издательств и типографий. (Берджесс напечатал в 1903 году книгу своих стихов в типографии Кембриджского университета, был знаком со многими американскими типографами; в архивах фирмы Lanston Monotype сохранился комплект шаблонов еще одного шрифта, сделанных по его рисункам).

Я нисколько не пытаюсь умалить роль Стэнли Морисона и Виктора Лардента в создании шрифта Times New Roman. В том виде, каком мы его знаем сейчас, Times New Roman создали именно они (и неизвестные нам по именам штатные дизайнеры фирмы Monotype). Просто возможно, что предыстория этого шрифта известна не полностью. Справедливость требует заметить, что среди его возможных прототипов называли, кроме шрифта Plantin, также шрифты голландского пуансониста XVI века Хендрика ван дер Кеере (Hendrik van der Keere), шрифт Neue Kirchenschrift 1862 года немецкой фирмы Bauer и шрифты американского типографа конца XIX — начала ХХ века Теодора Лоу де Винна

Фамильные черты

Некоторые относят Times New Roman к голландской антикве старого стиля. С моей точки зрения, такой подход далек от реальности. Мне гораздо ближе позиция современного канадского исследователя Роберта Брингхерста (Robert Bringhurst), который в своей книге «The Elements of Typographic Style» называет Times New Roman шрифтом «с гуманистическим (то есть ренессансным) наклоном осей овалов, но маньеристическими пропорциями, барочной насыщенностью цветом и острыми неоклассицистическими окончаниями». В целом Times по пропорциям, контрасту и наклону осей овалов скорее уж можно классифицировать как переходную антикву, хотя сверхострые засечки и суженные строчные явно отсылают к некоторым шрифтам начала ХХ века. В сущности, Times из-за своей эклектичной формы очень напоминает шрифты второй великой эпохи шрифтотворчества, эпохи Модерна, наподобие нашей гарнитуры Литературной, бывшей Латинской.

Визуальный характер прямого (Roman) светлого начертания (серия 327) определяется значительным контрастом, очень крупным очком строчных знаков, короткими выносными элементами, острыми засечками, скругленными в местах присоединения к основным штрихам, и наклонными осями овалов. Строчные буквы заметно светлее прописных и выглядят более узкими. В крупном нижнем полуовале строчного а внутрибуквенный просвет расширен, но в других строчных, например, таких, как b, d, h, m, n, p, q, u он вытянут по вертикали. Это связано с тем, что все строчные буквы имеют слегка вытянутые пропорции. Пропорции прописных, наоборот, достаточно широки и алфавит в целом стремится к одноширинности. Прописные буквы с круглыми элементами, такие, как C и S, довольно открыты. G, несмотря на свою значительную ширину, производит впечатление закрытого знака из-за высокого правого вертикального штриха без нижней шпоры, но с двусторонней засечкой вверху. Прописная J не имеет свисания ниже линии шрифта, в отличие от шрифта Plantin, что характерно уже для шрифтов эпохи классицизма. Буквы с круглыми элементами C, G, S, s на концах штрихов имеют двусторонние остроконечные чуть наклонные засечки. Выраженная обратная засечка в таких знаках характерна для шрифтов не ранее начала XVIII века.

Жирное (Bold) начертание (серия 334) в гарнитуре практически соответствует по ширинам прямому светлому, имеет повышенную насыщенность и контрастность, что, очевидно, связано с его первоначальным применением в газете. Как пишет Уолтер Трэйси в своей книге «Letters of Credit», это начертание загадочно, поскольку его строчные знаки по форме ближе к шрифтам эпохи классицизма из-за горизонтальных односторонних засечек в верхней левой части таких букв, как b, d, h, i, j, k, l, m, n, p, r, тогда как в светлом начертании аналогичные буквы имеют наклонные треугольные засечки антиквы старого стиля. Кроме того, строчные знаки жирного начертания пришлось сделать чрезвычайно узкими для соответствия их ширин строчным светлого начертания, в свою очередь, достаточно узких. В результате внутрибуквенный просвет большинства строчных напоминает узкую вертикальную щель, засечки очень короткие, и набор напоминает частокол. Поскольку пропорции прописных ближе к пропорциям прописных основного начертания, от жирного начертания возникает ощущение узких строчных при нормальных прописных. Обычно унификация ширин знаков разных начертаний объясняется необходимостью их совместного применения как основного и выделительного при наборе на линотипе. Но в газете «Таймс» в качестве шрифтового выделения применялся курсив, а жирным начертанием набирались только заголовки, поэтому не было необходимости делать ширины его знаков такими же, как в светлом. Можно было спроектировать жирное начертание более близким по рисунку и пропорциям к основному, как и было сделано позже при разработке полужирного (Semi-Bold). То, что этого не случилось, можно рассматривать как косвенное доказательство того факта, что рисунок жирного начертания тоже был в какой-то мере заимствован.

Первоначально в гарнитуре был разработан только один светлый курсив (Italic). Его прописные буквы несколько более узкие, чем у прямого начертания, но по рисунку близки к нему. Для курсивных строчных характерны жесткая форма k с двусторонней горизонтальной засечкой на конце правого верхнего штриха и жесткие треугольные v, w, y. Буква z вначале имела внизу росчерк с каплей на конце, однако затем фирма Monotype заменила его на строгий горизонтальный штрих. (В шрифте Times Roman фирмы Linotype эта буква сохранила первоначальную форму). Ширины знаков курсива соответствуют основному начертанию.

Жирный курсив (Bold Italic) был выпущен только в 1956 году. По форме он очень близок к светлому курсиву и не совсем соответствует в деталях рисунка прямому жирному начертанию.

Зарубежные кириллические родичи и самозванцы

Кириллический Times Monotype

Насколько можно судить, разработка греческих и кириллических версий семейства Times началась почти сразу после создания основных латинских начертаний параллельно и независимо друг от друга в фирмах Monotype и Linotype. Точные даты и авторы этих разработок не всегда известны, поскольку эти фирмы тогда не указывали их в своих каталогах шрифтов. Во всяком случае, поскольку библиотека шрифтов фирмы Monotype включает в себя по 4 основных начертания кириллического Times (Upright, Inclined, Bold, Bold Inclined), можно сделать вывод, что они были созданы после 1956 года, когда был разработан латинский жирный курсив. Характерное изменение терминологии начертаний по сравнению с латинской версией как бы подразумевает, что курсивные начертания в кириллице на самом деле наклонные (Inclined), что не соответствует действительности.

Шрифт был разработан вначале для металлического (монотипного) набора, а затем переработан для фотонаборных машин ряда Monophoto. Судя по тому, что довольно близкий по рисунку к монотайповскому фотонаборный кириллический Times фирмы Berthold датирован 1967 годом, шрифт фирмы Monotype был разработан ранее этой даты. С освоением в конце 70-х годов первого лазерного фотонаборного автомата Lasercomp монотайповский кириллический Times был переведен в цифровую форму, а с распространением в 80-х годах настольных издательских систем и изобретением языков PostScript и TrueType он стал доступен всем пользователям персональных компьютеров. При этом рисунок самого шрифта практически не изменился.

Кириллическая версия гарнитуры Times фирмы Monotype спроектирована достаточно профессионально, но выглядит для нас чужой и даже во многом раздражает. Ее неизвестный дизайнер явно был знаком с дореволюционными русскими шрифтами ручного набора, такими, как Рената и Латинский, но не смог критически переработать форму их знаков. Вместе с тем прямое начертание относительно пристойно. Производные начертания, особенно курсивы, гораздо сложнее и соответственно получились хуже.

Тем не менее, в целом, это не самый худший кириллический Times, при не очень большой требовательности к форме букв им можно работать.

Кириллический Times Linotype

Гарнитура была выпущена в 1972 году в тех же 4-х основных начертаниях (Upright, Inclined, Bold, Bold Inclined) для фотонабора. В 90-е годы шрифт был переработан в соответствии с новой латинской цифровой версией Times Ten фирмы Linotype. Сейчас именно этот Times встраивается во все программные продукты Adobe. Рисунок кириллических букв практически не изменился по сравнению с фотонаборной версией.

Кириллический вариант шрифта Times фирмы Linotype в целом выполнен удачнее, чем монотайповский, он ровнее по цвету и правильнее по пропорциям букв. Можно считать, что это один из лучших кириллических шрифтов Times, спроектированных не в России. Тем не менее при близком рассмотрении нельзя сказать, что и его знаки лишены недостатков.

Благодаря взаимному лицензионному договору между фирмами Linotype и Adobe все шрифты Linotype предлагаются также и Adobe, в том числе и все кириллические версии Times.

Кириллический Times Berthold

Гарнитура была выпущена в 1967 году в 3-х начертаниях (светлом, курсивном и жирном) для фотонабора. По своему решению она очень похожа на вариант фирмы Monotype. В целом для зарубежной разработки бертольдовский кириллический Times производит хорошее впечатление, выгодно отличаясь по пропорциям и цвету от монотайповской версии и приближаясь по качеству к линотайповской.

Кириллические Times другие фирмы

Кроме перечисленных трех кириллических Times фирм Monotype, Linotype и Berthold, за рубежом предлагались кириллические версии Times английской фирмы Letraset, американской фирмы Bitstream под названием Dutch 801, американской фирмы Agfa (Compugraphic) под названием CGTimes, шрифт Timeless народного предприятия Typoart из ГДР, шрифт Nimbus Roman западногерманской фирмы URW. На западном рынке и сейчас можно встретить еще несколько вариантов шрифта Times, но все они представляют собой либо линотайповскую версию (гарнитура Moskva фирмы McCampus), либо шрифт Timeless фирмы Typoart, который сейчас продает фирма URW под названием URW Roman Cyrillic и фирма McCampus под названием Roman Cyr Turk, либо вообще ужасные поделки, такие, как Serif фирмы Linguist Software или News фирмы Russian Type Foundry. Как будто, у небезызвестной фирмы Cassady & Green тоже был кириллический Times.

Отечественные кириллические шрифты Times

Все без исключения российские версии Times разрабатывались без разрешения законных владельцев или держателей авторских прав на этот шрифт, следовательно, с точки зрения современного авторского права они нелегальны. С одной стороны, это объясняется давней правовой изоляцией СССР, с другой — неудовлетворенностью зарубежными кириллическими версиями, разработанными легально, но без учета особенностей нашей шрифтовой традиции. Вместе с тем в начале 90-х годов появились просто цифровые копии западных кириллических шрифтов, например, такие, как CarolusYE (искаженная версия Monotype), Times PA некоего Алекса Пандре или Times фирмы «ИнфоЛада» (искаженная версия Linotype). К счастью, качество их было ужасно, и их быстро заменили более профессиональные шрифты.

Тип Таймс ВНИИ Полиграфмаш

Первым профессиональным шрифтом типа Times, разработанным в России, был шрифт Тип Таймс (дизайнеры Геннадий Барышников, Эмма Захарова и др.). Он был спроектирован в 4-х начертаниях для фотонабора в конце 70-х годов в Отделе наборных шрифтов Всесоюзного научно-исследовательского института полиграфического машиностроения (теперь АО «Полиграфмаш»). Следует упомянуть, что значительно ранее в ОНШ делалась попытка создать подобный шрифт под названием Темп, но тот проект не был завершен. Тип Таймс выпускался для фотонаборного комплекса «Каскад» на Ленинградском заводе «Полиграфмаш», затем он был переработан для цифрового набора и выпускался легально сначала в формате PCL, а затем PostScript Type 1 и TrueType разными организациями, включая АО «Ленполиграфмаш», ВНИИ полиграфии, фирму ParaGraph (в 1990 году) и фирму Intermicro, где этот шрифт назывался Рустаймс, Интертаймс и Респект. Этот же шрифт в форматах PostScript Type 1 и TrueType выпускался фирмой Ipex Research под названиями NTTimes и NTTierce, а также нелегально некоторыми другими фирмами, скопировавшими его в начале 90-х годов, когда цифровых шрифтов не хватало. И до сих пор попадаются издания, набранные этим шрифтом, который обычно называется Times или Dutch.

Поскольку это был первый опыт разработки фотонаборного шрифта Times в СССР, нельзя сказать, что он получился очень удачным. В качестве прототипа для определения основных параметров был принят не оригинал фирм Monotype или Linotype, а шрифт CGTimes фирмы Compugraphic, который в свою очередь представлял собой достаточно огрубленную версию, приспособленную к тогдашнему несовершенному фотонабору. В конце 80-х годов в ОНШ дополнительно к 4-м основным начертаниям были разработаны 4 узких, которые распространялись в цифровом виде фирмой Intermicro.

PT Newton ParaType

Гарнитура была разработана в 1990 году для библиотеки цифровых шрифтов ParaType фирмы ParaGraph (дизайнеры Владимир Ефимов, Александр Тарбеев) и по 1992 год выпускалась под названием TimesET. По форме латинская часть достаточно близка к первоначальному шрифту фирмы Monotype, но представляет собой не цифровую копию, а перерисовку. Кириллическая часть оригинальна по рисунку. Гарнитура Newton — один из немногих таймсоподобных кириллических шрифтов, выпускаемый в 5-ти начертаниях, соответствующих монотайповским Roman, Italic, Bold, Bold Italic, Extra Bold (серии 327, 334, 834). Это стандартный шрифт фирмы ParaType, поставляемый вместе со шрифтами Pragmatica и Courier в составе клавиатурных драйверов ParaWin и ParaMac и других программных приложений. Newton выпускается для всех форматов и платформ во всех стандартных кодировках (в кириллической, западноевропейской, восточноевропейской, турецкой, азиатской для набора на языках народов России и Средней Азии. В рамках этой гарнитуры разработан комплект фонетических знаков Newton Phonetic в одном начертании, а также варианты для набора на современном и древнем греческом языках Newton Greek в 4-х начертаниях каждый и армянский шрифт Newton Armenian в 3-х начертаниях.

С моей точки зрения, гарнитуру PT Newton можно считать одним из самых удачных воплощений в кириллице шрифта Times. Ее основным недостатком является несовпадение по размерам и метрикам с общепринятыми западными аналогами, поставляемыми с популярными программами. Подобно линотайповскому варианту, в прямых начертаниях гарнитуры Newton буквы Ж, К, ж, к, близки по форме к латинским K, k. Буквы Д, д трапециевидной формы с прогнутым левым штрихом. Средний штрих у прописной Э имеет на конце двустороннюю вертикальную засечку. Акценты у Й, й имеют традиционную форму с каплями на концах. В курсивах у строчной z нижний горизонтальный штрих имеет форму росчерка с каплей на конце, как у шрифта Times фирмы Linotype. Строчная ж имеет зигзагообразную конструкцию. Ветви у строчной к мягкой изогнутой формы с каплей справа вверху. Строчная л имеет плавно изогнутый верх. Центральный штрих строчной ф прямой с односторонней засечкой вверху и двусторонней внизу. Нога у строчной я плавно изогнута. Акценты курсивных букв Й, й имеют традиционную форму росчерка с каплей слева.

Гарнитура PT Newton распространяется фирмой ParaType и ее дилерами. TM Thames TypeMarket

Гарнитура TM Thames (1994, дизайнер Алексей Шевцов) выпускается в 4-х начертаниях в полной кириллической кодировке во всех форматах для обеих платформ. Латинская часть похожа на шрифт фирмы Monotype, за исключением светлой курсивной z, имеющей чуть прогнутые, не совсем таймсовские горизонтальные штрихи. Кириллица напоминает исправленный линотайповский вариант. В прямых начертаниях буквы Ж, К, ж, к близки по форме к латинским K, k. Буквы Д, д имеют изогнутый слева штрих. Средний штрих у прописной Э имеет на конце двустороннюю вертикальную засечку. Акценты у Й, й имеют традиционную кириллическую форму с каплями на концах.В курсивах строчная ж с диагональными штрихами напоминает форму аналогичного знака в шрифте Тип Таймс. В светлом курсиве к имеет жесткую верхнюю диагональ с двусторонней горизонтальной засечкой, как у Monotype, а в жирном курсиве та же буква похожа на вариант Linotype с мягкими ветвями и каплей сверху справа (к). Строчная л с прямым горизонтальным верхом и засечкой слева тоже напоминает форму аналогичного знака в шрифте Тип Таймс. Дополнительные знаки в курсивах, такие, как ©®±+, тоже наклонные. Разработан комплект фонетических знаков Phonetic TM. Гарнитура TM Thames распространяется фирмой ParaType и ее дилерами в составе библиотеки шрифтов TypeMarket.

AG Teutonica Tilde

Гарнитура AG Teutonica (1991–92, дизайнер Андрейс Гринбергс) в 4-х начертаниях выпускается в неполной кириллической кодировке во всех форматах для обеих платформ. Шрифт в прямом начертании с латинскими формами букв Ж, К, ж, к напоминает линотайповский, однако акценты у букв Й, й в жирном начертании представляют собой латинское бреве с острыми концами, как у Times фирмы Berthold. В курсивах строчная г напоминает латинскую s, отраженную зеркально, почему-то с засечкой наверху слева. Буквы ж, к, л, я по конструкции похожи на аналогичные знаки шрифта Тип Таймс. Строчная ф имеет слишком наклонные овалы, особенно в светлом начертании. У строчных ъ, ы, ь неожиданно жесткие формы основных штрихов, особенно у ъ. Гарнитура AG Teutonica распространяется фирмой Tilde, а также фирмой ParaType и ее дилерами в составе библиотеки шрифтов Tilde.

SU TimeRoman SoftUnion

Гарнитура SU TimeRoman (1993, дизайнер Никита Всесветский) в 5-ти начертаниях выпускалась в неполной кириллической кодировке во всех форматах для обеих платформ. Разработан комплект фонетических знаков. Это один из двух выпускаемых сейчас в России шрифтов типа Times с так называемыми кириллическими формами букв Ж, К, ж, к, у которых верхние ветви имеют мягкий изгиб и капли на концах. Шрифт в целом очень похож на несколько улучшенный кириллический Times фирмы Monotype. Однако сохраняется некоторая неровность по цвету в наборе и характерные формы курсивных строчных ж, к, л, м, ф, я. Гарнитура SU TimeRoman распространяется фирмой ParaType и ее дилерами в составе библиотеки шрифтов SoftUnion.

DA Latinskij DoubleAlex Font Studio

Гарнитура DA Latinskij (1992, дизайнер Алексей Чекулаев) в 4-х начертаниях выпускается в полной кириллической кодировке в формате PostScript Type 1 для обеих платформ. Шрифт очень похож на кириллический Times фирмы Linotype, включая характерные формы букв Ж, К, ж, к и акцентов у Й, й в прямых начертаниях и строчных г, ж, з, к, л, ф, ц, ч, щ, ъ, э, я в курсивах. Строчная курсивная м отличается от линотайповского варианта присутствием левой верхней наклонной засечки в месте соединения штрихов. Шрифт довольно ровен по цвету. Гарнитура DA Latinskij распространяется фирмой DoubleAlex Font Studio, а также фирмой ParaType и ее дилерами в составе библиотеки шрифтов DoubleAlex.

AZ Times Az-Zet

Гарнитура AZ Times (дизайнер Виктор Кучмин) в 4-х начертаниях была спроектирована в конце 80-х в графическом бюро Az-Zet и выпускалась в начале 90-х годов в кириллической кодировке сначала в формате PCL, а затем PostScript. Вначале шрифт имел кириллические формы букв Ж, К, ж, к с каплями на концах верхних ветвей, как у шрифтов фирм Monotype и Berthold, но затем они были заменены латинскими формами этих букв с прямыми диагоналями и двусторонними засечками, как у шрифта Times фирмы Linotype. В формате PCL было разработано несколько декоративных начертаний. К сожалению, графическое бюро Az-Zet более не существует, а его библиотека шрифтов сейчас принадлежит фирме A3-Graphics. Некоторые шрифты из нее распространяются фирмой ParaType, но гарнитура AZ Times не входит в это число.

SPSL Dutch SPSL

Гарнитура SPSL Dutch (1996, дизайнер Игорь Настенко) в 4-х начертаниях выпускается в кириллической кодировке в формате PostScript Type 1. Латинская часть достаточно близка к оригиналу Linotype. Это один из двух выпускаемых сейчас в России шрифтов типа Times с так называемыми кириллическими формами букв Ж, К, ж, к, у которых верхние ветви имеют мягкий изгиб и капли на концах, как у шрифтов фирм Monotype и Berthold. В курсивных начертаниях строчная л имеет характерную трапециевидную форму с чуть наклонным верхним штрихом и засечкой слева. Шрифт довольно ровен по цвету и профессионально спроектирован. Гарнитура SPSL Dutch распространяется фирмой SPSL.

Характеристика шрифта

Шрифтов существует огромное множество. Все их объединяет наличие шести основных характеристик:

  • кегель (размер, который указывается в типографских пунктах);
  • графическая основа (основные, соединительные штрихи, вспомогательные линии, выносные элементы, внутрибуквенные просветы);
  • рисунок (гарнитура);
  • начертание (наклонные, прямые буквы);
  • насыщенность, цвет.

Последняя характеристика актуальна для традиционных печатных шрифтов. Насыщенность позволяет выделять части текста без изменения размера и типа шрифта. Буквы могут быть светлыми, жирными, полужирными.

Times New Roman имеет устойчивый цвет на странице и влияние европейских раннего модерна и Барокко полиграфия. В качестве гарнитуры, предназначенной для газетной печати, Times New Roman имеет высокий x-height , короткие нижние элементы , чтобы обеспечить плотный межстрочный интервал и надежный вид.

Римский стиль Плантена основан на металлическом шрифте, созданном в конце шестнадцатого века французским мастером. Роберт Гранжон и хранится в коллекции Музея Плантена-Моретуса в Антверпене . Этот стиль иногда относят к «старому стилю » шрифтов с засечками (до восемнадцатого века). (Буква «а» Плантена не была основана на работе Гранжона: шрифт Музея Плантена-Моретуса имел замену «а» позже.) Действительно, рабочее название Times New Roman было «Times Old Style».

Times New Roman изменяет влияние Гранжона дальше, чем Плантен, благодаря таким особенностям, как «a» и «e», с очень большими счетчиками и отверстиями , его шаровой головкой детализация и повышенный уровень контраста между тонкими мазками, поэтому его часто сравнивают со шрифтами конца восемнадцатого века, так называемого жанра «переходный », в частности со шрифтом Baskerville шрифт 1750 -х годов. Историк, а иногда и исполнительный директор Монотипия Аллан Хейли заметил, что по сравнению с Плантеном «засечки были заострены ... контраст был увеличен, а изгибы символов были уточнены», в то время как Лоусон охарактеризовал более контрастную четкость Times как «искорку [Плантен] ] никогда не достигнутая ». Другие изменения от Плантена включают прямолинейные буквы «M» и «W» с тремя верхними терминалами, а не четыре, которые были у Плантена, оба варианта, которые отходят от моделей старого стиля.

Курсив и жирный шрифт

Морисон описалутствующий курсив , также подверженный влиянию созданных шрифтов. семьей Дидо в конце 18-го и начала 19-го веков: «рационалистический курсив, не имеющий ничего общего с традициями шестнадцатого или семнадцатого веков. Он действительно имеет больше общего с восемнадцатым веком ». Несколькими годами ранее Морисон привлек внимание за продвижение радикальной идеи о том, что курсив в книгопечатании слишком мешает потоку текста, и от него следует отказаться. Он быстро пришел к выводу, что эта идея непрактична, а позже иронично пишет историку Гарри Картеру , что курсив Times «больше обязан Дидо , чем догме». Морисон написал в личном письме о смешанном наследии Times New Roman, что он «имеет то достоинство, что не выглядит так, как будто он разработан кем-то конкретным». Вместо создания компаньона жирным шрифтом с формой букв, подобными римским стилю, полужирным шрифтом Times New Roman имеет другой характер, с более сжатым и вертикальным эффектом, вызванным тем, что горизонтальные части кривых последовательно становятся тончайшими линиями каждой буквы и делают верхние засечки букв вроде "д" чисто горизонтально. Этого эффекта нет в гарнитурах шестнадцатого века (которые, в любом случае, имели не жирных версий); он наиболее ассоциируется с Didone, или «современным» , с более поздними «ионическими» стилями шрифта, на которые были предложены Linotype, обсуждаемым ниже). Некоторые комментаторы сочли жирный шрифт Times неудовлетворительным и слишком сжатым, например Уолтер Трейси.

Использование

Microsoft стал использовать Times New Roman в качестве основного шрифта с засечками, начиная с Microsoft Windows 3.1. Times New Roman использовался в качестве шрифта по умолчанию в Microsoft Office вплоть до Microsoft Office 2007, где его заменил шрифт Calibri.

Шрифт также стал популярным и в Apple Macintosh, который установил его по умолчанию в качестве основного шрифта во многих приложениях, в том числе веб-браузерах.

В 2004 году Государственный департамент США объявил, что с 1 февраля 2004 года все дипломатические документы в США будут печататься шрифтом Times New Roman размера 14 pitch (именно pitch, а не point: первое означает 14 знаков на дюйм, что приблизительно соответствует 12 пт) вместо шрифта Courier New 10 pitch (12-й кегль), мотивируя это стремлением к более современному и разборчивому шрифту.

Шрифт Times New Roman в Вооружённых силах Российской Федерации является основным шрифтом, допущенным для составления служебных документов на стандартных листах бумаги формата А4 (210х297мм). Размер шрифта в текстовом редакторе Word предписывается 14—16, а межстрочный интервал 1—2.

Правообладателем шрифта является расположенная в США компания Monotype Imaging Inc. Чтобы включить шрифт в какую-либо операционную систему, необходимо заключение лицензионного договора с Monotype Imaging. За каждый вариант шрифта предусмотрено денежное отчисление компании. В 2016 году корпорация Monotype Imaging, являющаяся правообладателем шрифтов Times New Roman, Arial, Verdana, Tahoma, отказалась продать лицензию на их использование разработчику российской операционной системы Astra Linux — НПО «РусБИТех». Отказ объяснили санкциями, введёнными в отношении России. Отказ от лицензирования повлёк ограничения для применения в госучреждениях.

Глава 2 Практика

Анализ печатных изданий.

Рис.1 Двадцать две строки в Times New Roman по сравнению с его предшественником, «современным» шрифтом с засечками. Время отображается на странице больше, с более плотным межстрочным интервалом и более плотным внешним видом.

Times New Roman имеет насыщенный цвет на странице и имеет влияние европейской печати в стиле раннего модерна и барокко . Шрифт Times New Roman, предназначенный для газетной печати, имеет высокую высоту по оси X и короткие нисходящие элементы, обеспечивающие сжатый межстрочный интервал и относительно сжатый вид.

Рис. 2 Оцифровка Times New Roman под тремя гарнитурами, изначально считавшимися основой проекта Times: Perpetua , Baskerville и Plantin . Times больше всего основан на Плантене, но буквы стали выше, а внешний вид «модернизирован», добавив влияния восемнадцатого и девятнадцатого веков, в частности, усилив контраст штрихов. По сравнению с Баскервилем и Перпетуей, высота по оси x больше, чем высота шрифта.

Римский стиль Плантена был основан на металлическом шрифте, созданном в конце шестнадцатого века французским мастером Робертом Гранжоном и сохраненным в коллекции музея Плантена-Моретуса в Антверпене . Этот стиль иногда относят к « старому стилю » шрифтов с засечками (до восемнадцатого века). (Буква «а» Плантена не была основана на работе Гранжона: шрифт Музея Плантена-Моретуса имел замену «а» позже.) Действительно, рабочее название Times New Roman было «Times Old Style». Тем не менее, Times New Roman изменяет влияние Гранжона дальше, чем Плантен, благодаря таким особенностям, как его буквы 'a' и 'e', с очень большими счетчиками и отверстиями , детализацией шарикового наконечника и повышенным уровнем контраста между толстыми и тонкими штрихами, поэтому его часто сравнивают со шрифтами конца восемнадцатого века, так называемого « переходного » жанра, в частности со шрифтом Баскервилля 1750-х годов. Историк, а иногда и исполнительный директор Monotype Аллан Хейли заметил, что по сравнению с Плантеном «засечки были более резкими ... контраст был увеличен, а изгибы символов были уточнены», в то время как Лоусон охарактеризовал более контрастную четкость Times как «искорку [Плантен] никогда не достигнутая». Другие изменения от Плантена включают прямые буквы «М» и «W» с тремя верхними выводами, а не четыре Плантина, оба варианта, которые отходят от модели старого стиля.

Рис.3 Времена по сравнению с его влияниями выделены курсивом. Курсив был сделан проще, чем у Плантена, утратил расцветки на «w» и «v», но менее радикально, чем у Perpetua.

Морисон описал, что на сопутствующий курсив также повлияли шрифты, созданные семьей Дидо в конце 18 - начале 19 веков: «рационалистический курсив, не имеющий ничего общего с традициями шестнадцатого или семнадцатого веков. Он действительно имеет большее значение. общее с восемнадцатым веком ". Несколькими годами ранее Морисон привлек внимание за продвижение радикальной идеи о том, что курсив в книгопечатании слишком мешает потоку текста, и от него следует отказаться. Он быстро пришел к выводу, что идея непрактична, а позже иронично прокомментировал историку Гарри Картеру, что курсив Times «больше обязан Дидо, чем догме». Морисон написал в личном письме о смешанном наследии Times New Roman, что он «имеет то достоинство, что не выглядит так, как будто он был разработан кем-то конкретным»

Рис.4 Times New Roman по сравнению с жирным шрифтом. Полужирный шрифт имеет другой стиль, более «девятнадцатый век» по внешнему виду, с плоскими засечками на вершинах букв и более вертикальной осью, видимой на «о».

Вместо того, чтобы создавать сопутствующий жирный шрифт с формами букв, подобными римскому стилю, полужирный шрифт Times New Roman имеет другой характер, с более сжатым и более вертикальным эффектом, вызванным тем, что горизонтальные части кривых последовательно становятся тончайшими линиями каждой буквы и верхние засечки букв типа 'd' чисто горизонтальные. Этого эффекта нет в гарнитурах шестнадцатого века (которые, в любом случае, не имели жирных версий); он больше всего ассоциируется с дидонским, или «современным» типом начала девятнадцатого века (и с более поздними «ионическими» стилями шрифта, на которые он повлиял, которые были предложены линотипом, обсуждаемым ниже). Некоторые комментаторы, например Уолтер Трейси, сочли жирный шрифт Times неудовлетворительным и слишком сжатым. 

Приложение

Рис.5 Стэнли Морисон 1947 г.

Рис.6 Увеличенные буквы типичного газетного шрифта кегля 7, которым
набиралась газета The Times до разработки шрифта Times New Roman.

Рис.7 Новый и старый Times в металле. Иллюстрация из
специального выпуска бюллетеня The Monotype
Recorder, посвященного внедрению нового шрифта
в газете The Times, 1932 г.

Рис.8 Шрифт серии 54, изготовленный фирмой Lanston Monotype для Старлинга Берджесса.
Оцифровано и набрано для иллюстрации к выступлению Майка Паркера на конференции
ATypI в Сан-Франциско, 1994 г.

Рис.9 Эскиз прямого светлого начертания шрифта Times New
Roman работы Виктора Лардента, 1931 г.

Рис.6 Monotype Times New Roman, серия 327. Прямое светлое начертание, 1932 г.

Рис.10 Monotype Times New Roman, серия 334. Прямое жирное начертание, 1932 г.

Рис.11 Times Monotype

Рис.12 Times Linotype

Рис.13 Times Berthold

Рис.14 Отрывок из газеты Times, 2016 г.

Источники

1

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%A1%D1%82%D1%8D%D0%BD%D0%BB%D0%B8

2

http://rus.paratype.ru/system/attachments/1015/original/timesnewroman.pdf

3

https://www.publish.ru/articles/199904_4042060

4

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B9%D0%BC%D1%81_(%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0)

5

https://wikichi.ru/wiki/Times_New_Roman#Titling