Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Социально-психологические характеристики неформальных групп

Содержание:

Введение

В настоящее время проблема функционирования неформальных групп является актуальной, поскольку существует огромное количество разных неформальных объединений, которые в той или иной степени влияют на формирование и развитие современного общества, его культуры, ценностей и мировоззрение отдельного человека.

Неформальная группа – это группа людей, состоит примерно из 7 человек, которые вступают в регулярные взаимодействия для достижения определенных целей. Неформальные группы возникают в результате длительного общения, основанного на взаимодействии работающих как личностей.

Неформальность группы определяется через констатацию того, что группа возникает и существует в результате активности, взаимодействия входящих в неё людей. Следовательно, важнейшей характеристикой неформальной группы являются её косвенное отношения с социальным контекстом. В отличие от формальных групп, существование которых напрямую задаётся социальной структурой, неформальные сообщества имеют всегда более сложные отношения с окружающим миром. [1]

Основными причинами возникновения неформальных групп являются желания быть включённым в группу, следовать её нормам, подражать её участникам, противопоставлять себя другим группам.

Первое направление, которое мы рассмотрим это изучения неформальных молодёжных групп. Сюда относится большой спектр исследований разнообразных видов неформальных молодёжных групп, которые были широко распространены во второй половине прошлого века. Однако нужно выделить, что само явление молодёжной субкультуры в разном виде наблюдается на протяжении всей истории человечества. Важной социально-психологической характеристикой этого направления является смешение феноменологии малой группы и психологических особенностей большой группы. Для того чтобы понять подростков из неформальных молодёжных групп, надо знать историю и причины возникновения их, а также её развитие. Только после этого можно выработать к ним свое отношение и средства воспитательного воздействия.

Второе направление, на мой взгляд, является не менее важным исследованием детских групп, так как с одной стороны это роли в становлении личности подростков, а с другой – их психологические характеристики. Большой вклад в это направление было внесено работами возрастных психологов. Особенно это касается отечественной социальной психологии, которая на протяжении десятилетий практически отсутствовала в России, а психология малой группы существовала в виде изучения детских коллективов.[2]

Следовательно, что эти два направления тесно связаны между собой и предложенное разделение не является безусловным. Однако очевидно и другое – их взаимодействие с большими социальными группами и включённость в малую коммуникабельную группу порождают различную психологическую реальность.

Неформальные группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии. Основное различие в выделении предмета научного исследования здесь состоит в том, что социология изучает неформальные группы прежде всего с точки зрения их объективных социальных признаков. В психологии неформальная группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его психических процессов и состояний.

Цель исследования: изучить особенности социально-психологических характеристик неформальных групп.

Задачи исследования:

Проследить историю возникновения неформальных групп;

Изучить основные классификации неформальных групп в социальной психологии;

Сформулировать выводы по теме исследования.

Предмет исследования: особенности социально-психологических характеристик неформальных групп.

Объект исследования: неформальные группы.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты неформальных групп

1.1 История неформального движения

Неформальные объединения не является изобретением наших дней. Они имеют богатую историю. Разумеется, современные формирования существенно отличаются от своих предшественников. Однако, чтобы понять природу сегодняшних неформалов, обратимся к истории их появления.

Различные объединения людей с общими взглядами на природу, искусство, с общим типом поведения известны с глубокой древности. Достаточно вспомнить многочисленные философские школы античности, рыцарские ордена, литературные и художественные школы средневековья, клубы нового времени и т.д. Людям всегда было свойственно стремление к объединению.

В первые годы советской власти начали появляться новые общественные организации, собравшие в своих рядах сторонников нового строя и ставившие активно принимать участие в строительстве социалистического государства. В 1923 году было создано по инициативе В.И. Ленина общество «Долой неграмотность», для борьбы с неграмотностью населения, оно просуществовало 13 лет. Подобные организации ещё создавались на Украине, Грузии и в других союзных республиках.[3]

В 1923 году появилось добровольное общество «Друг детей», которое работало под руководством детской комиссии при Всероссийском центральном исполнительном комитете (ВЦИК), возглавлявшийся Ф.Э. Дзержинским. Деятельность общества, проходившее под лозунгом «Все на помощь детям!», прекращено в начале 30-х годов, когда с детской беспризорностью и бездомностью было покончено. В 1922 году была создана Международная организация помощи борцам революции (МОПР) – это коммунистическая благотворительная организация, созданная по решению Коминтерна в качестве коммунистического аналога Красному Кресту.

Кроме названных в стране действовали десятки других общественных формирований: Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР; Общество спасания на водах (ОСВОД); общество «Долой преступность»; Всесоюзное противоалкогольное общество; Всесоюзное общество изобретателей и другие.

В первые годы советской власти стали возникать многочисленные творческие объединения. В 1918 году были созданы Всероссийский союз рабочих писателей, Всероссийский союз писателей и Всероссийский союз поэтов. В 1919 году организовалась вольная философская ассоциация, среди членов-учредителей которой были А. Белый, А.А. Блок, В.Э. Мейерхольд.

В 20-е годы в стране были созданы различные литературные группы объединявшие сотни и тысячи поэтов и писателей: «Октябрь», «Левый фронт искусства», «Перевал», «Молодая гвардия» и другие. Ещё появилось огромное количество футуристических группировок: : «Искусство коммуны», Дальневосточное «Творчество» и другие.

Благоприятные условия для создания новых художественных групп возникли в послереволюционный период. Самым крупным из них была Ассоциация художников революционной России, в которую входили художники-реалисты. В это же время сформировались Общества станковистов, Общество московских художников и другие.

Среди музыкальных организаций и групп, образовавшихся в двадцатых годах, следует отметить Ассоциацию современной музыки, в которую входили А.В. Александров, Д.Д. Шостакович, Н.Я. Мясковский и другие. В 1923 году была организована Российская Ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ), в 1925 году – Производственный коллектив студентов-композиторов Московской консерватории («ПРОКОЛЛ») и ряд других.

Во второй половине двадцатых годов начали происходить объединения малых групп в более крупные организации по принципу единой политической платформы. Так в 1925 году возникла Федерация советских писателей и в 1927 году Федерация советских художников. В 1929 – 1931 гг. происходил распад многих литературно-художественных объединений. Из культурной жизни общества исчезли Литературный центр конструктивистов «ЛЦК», литературные группы «Октябрь», «Перевал» и другие. В 1932 году окончательно эти группы прекратили свое существование после принятия постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературных организаций». В 1932 году постановлением ВЦИК и СНК РСФСР было принято «Положение о добровольных обществах и их союзах», которое лишило статусы общественных организаций и тем самым ликвидировало их.

После принятия этих постановлений на протяжении более чем двух десятилетий новые общественные организации, не считая спортивных, в стране практически не создавались. Исключение составил лишь Советский комитет защиты мира, созданный в 1949 году.

Затем наступил период так называемой «хрущёвской оттепели». Так в 1956 году были созданы следующие общественные организации: Ассоциация содействия ООН в СССР; Комитет молодёжных организаций СССР; Комитет советских женщин и т.д. Годы застоя были сложны и для общественных объединений. Тогда появились только три общественные организации:

В 1971 году появился Советский комитет за европейскую безопасность и сотрудничество;

В 1973 году Всесоюзное агентство по авторским правам;

В 1974 году Всесоюзное добровольное общество любителей книги.

В 1986 году было официально призвано существование неформальных групп. Сторонников неформальных организаций стали определять по различным признакам: одежда; сленг; значковая атрибутика; манеры; мораль. Таким образом они отличались от взрослого сообщества. Отстаивая свое право на внутреннюю жизнь.

Из истории неформальных движений, можно заметить, что развитие различных неформальных групп совпадает с периодами расширения демократии. Уровень демократизации общества в немалой степени определяется количеством добровольных формирований, степенью активности их участников. Можно предположить, что по мере дальнейшего расширения демократии число неформальных образований и их участников будут возрастать.

1.2 Понятие неформальных групп в отечественной и зарубежной литературе

Неформальные группы в современной науке носят междисциплинарный характер. Они привлекают внимание представителей научного знания: психологов, социологов, философов, историков, педагогов, экологов, специалистов в области социальной работы.

Отметим, что неформальные группы сначала рассматривались зарубежными социологами. Проблемы неформальных групп затрагивались в работах зарубежных исследователей, как Майкл Манн, Стивен Фрэнд Коэн, Дик Хэбдидж, Карл Мангейм, Нил Элгар Миллер, Толкотт Парсонс, Теодор Роззак и др.[4]

Майкл Манн, изучая содержания неформальных объединений, отмечал, что они как системы значений, способов выражения и жизненных стилей развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении. Он писал, что неформальные объединения отражают попытки групп решить противоречия, возникшие в социальном контексте.

В понимание М. Мердока неформальные группы представляют собой сосредоточенные значения и средства выражения, с помощью которых группы, которые занимают в обществе подчиненное положение, пытаются противостоять доминирующей системе значений. Неформальные группы предоставляют набор доступных символов, которые могут использовать для придания смысла своему особому положению и формированию устойчивости.

Д. Хэбдидж и С. Фрит, выделяли два основных типа отношений неконформной молодежи, которые ориентировались на досуг к жизни и обществу: отношения молодых людей из среды пролетариата и отношения групп сумбурной молодежи из средних слоев.[5]

К. Мангейм в своих работах исследовал теорию единства поколений, что повлияло на характер исследования неформальных молодежных групп в западной науке. Среди современных зарубежных исследователей особо следует отметить работы С. Айзенштадта, концепция которого заключается в следующем. Он полагает, что чем старше становится индивид, тем шире его контакты с окружающим миром. Переход в иную возрастную и социальную группу характеризуется обострением отношений с окружающей средой, возникновением стрессовых, напряженных ситуаций. С. Айзенштадт, считал, что неформальная группа – это иная модель общественных отношений. Эти взаимосвязи отличаются от формальных, общественных объединений. В группе сверстников молодой человек сохраняет потребность в сплоченном коллективе и эмоциональной близости. Происходит эмоциональное распознавание, которое возможно лишь в том случае, если индивид воспринимается как целостная личность, если его объединяет с другими общая потребность найти себя, свое место в обществе и жизни, представление о временных циклах.

В отечественной науке у истоков изучения неформальных молодежных объединений стояли специалисты в области психологии и педагогике. Разработку подобной проблемы еще до революции вел С.Т. Шацкий. Ученый выдвинул и обосновал гуманистическую идею о том, что «дети улицы», состоявшие в различных группах, совсем не отличаются от «нормальных детей» какими-либо «дурными задатками».

Вслед за С. Шацким огромный вклад в изучение психолого-педагогических аспектов жизнедеятельности неформальных групп внес классик советской педагогики А.С. Макаренко. Вопросами возникновения групп подростков и юношей также занимались в 20 – 30-е годы XX века П.П. Блонский, В.Н. Мясищев. Одну из первых в науке классификаций возникающих групп как «самовозникающих кратковременных и длительных коллективов» дал А.С. Заслужный. И.С. Полонский обосновал очень важное положение о том, что стихийно-групповое общение – это определенный этап в процессе социализации подростков. Благодаря этим исследованиям заложились основные традиции изучения неформальных групп в отечественной науке. Однако отметим, что в советское время изучение неформальных групп было затруднено, а те исследования, которые связанны с проблемами молодежи, имели ярко выраженную идеологическую направленность.

К началу 90-х годов в отечественной науке было сформировано три направления исследований проблематики неформальных групп. Одно из них – это изучение включенности молодежи в неформальные объединения и другие субкультурные образования, занимались этим исследованием А.А. Ладатко и В.Ф. Левичевой. Другое направление Е.В. Березина, О.К. Данисевича и А.С. Морозова основывалось на применении методов включенного наблюдения и развивалось в рамках «перестроичной публицистики». Третье направление составляли исследования преимущественно преступных молодежных группировок, проводимые в основном специалистами в области права Ф.И. Захарова и В.Т. Кондрашенко.

1.3 Функция и классификация неформального молодёжного объединения

В качестве важнейших задач возраста перед подростком встают две очень разные, можно сказать противоречивые, проблемы. Первая проблема – это поиск своего места в жизни, в обществе. Решение этой задачи связано с активацией и расширением социальных знакомств, общения подростка, со стремлением вступить в мир взрослых и найти свое предназначение в нем. Вторая проблема – это смена социальной роли, переход от позиции ребенка к позиции взрослого. Решение этой задачи связано с независимостью от взрослых и от родителей. Обе эти проблемы являются составляющими процесса взросления, однако направленность их достаточно двойственна. Связь подростков с неформальной группой приводят нас к предположению, что они имеют широкое и универсальное значение. Например, они уверены, что их ждёт неуспех в формальных группах или их не обеспечат эмоциональный и физический комфорты.[6]

На мой взгляд, функция любого неформального объединения как института социализации подростка состоит в решении проблем, заложенных в психологических задачах подросткового возраста. С одной стороны, противоречия между стремлением активации и расширением социальных знакомств и общения подростка, а с другой стороны, со стремлением вступить в мир взрослых и найти свое предназначение в нем. В то же время подростки желают узнать больше о взрослой жизни, которая их ждет дальше планируя свое будущие. Следовательно, такие проблемы могут появится в существующих картинах подростка, где мир взрослых очень трудный, но я очень хочу найти себе применение в это мире. Но отмечу также, что группа может выполнять эту функцию, а может и не выполнять. Может реализовывать хорошо, может и плохо. Кроме этого, данная функция может реализовываться в жизни конкретных подростков и другими социальными институтами.

Функция неформальных молодёжных групп состоит в том, что они дают возможность подросткам создать некоторый промежуточный переходный мир на пути из подросткового периода во взрослую жизнь. Этот переход может оказаться трудным или адекватным, что связано как с представлениями подростков о мире и о себе и своем месте в нем, так и с отношением взрослых к конкретной неформальной группе.

Теперь мы рассмотрим классификацию неформальных групп по нескольким авторам:[7]

Классификация по Н.Ф. Фрадкину:

Фрадкин Н.Ф. предлагает классифицировать неформальные объединения следующим образом:

  • Просоциальные, асоциальные, антисоциальные;
  • Группы принадлежности и референтные;
  • Большие и малые;
  • Постоянные и случайные;
  • С демократическим и авторитарным подчинением;
  • Разновозрастные и одновозрастные;
  • Однополые и разнополые.

Классификация по С.С. Фролову:

Фролов С.С. предлагает классифицировать неформальные объединения следующим образом:

  • По принадлежности:

– ингруппа (моя);

– аутогруппа (чужие).

  • По взаимоотношениям:

– первичные (такие, в которых каждый член группы видит в другом индивида);

– вторичные (обезличенные).

  • По степени общения:

– малые (где каждый член группы находится в личном общении с другими членами группы);

– большие (где непосредственное общение отсутствует).

Классификация по А.В. Толстых:

Толстых А.В. предлагает классифицировать неформальные объединения следующим образом:

  • Общественно-политические группы. Их целью является пропаганда определенных общественно-политических взглядов, неагрессивны;
  • Радикалы, агрессивные;
  • Эколого-этические группы;
  • Группы образа жизни – это объединения панки, хиппи и т.д.;
  • Нетрадиционно-религиозные (сатанисты, буддисты, культовые группы);
  • Группы по интересам (значкисты, филателисты, спортивные и музыкальные фанаты).

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать следующий вывод, что неформальная структура определяется внутренними факторами и является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам. Имеет большую гибкость по сравнению с формальной структурой. Люди вступают в неформальные отношения друг с другом для того чтобы, удовлетворить некоторые свои потребности: в дружбе, в общении, привязанности, помощи и т.д. Неформальные связи возникают спонтанно по мере того, как индивиды взаимодействуют друг с другом. На основе таких связей образовываются неформальные группы. В таких группах люди совместно проводят время: игры, вечеринки, спорт. Возникновению неформальной группы может способствовать пространственная близость индивидов. Индивиды дорожат своим членством в группе, так как в ней удовлетворяются потребности каждого из членов.[8]

Во-первых, еще остается актуальной проверка предположения о том, что важнейшей функцией неформальных молодежных объединений является активацией и расширением социальных знакомств, общения подростка, со стремлением вступить в мир взрослых и найти свое предназначение в нем.

Во-вторых, неформальные молодежные объединения могут быть разделены на неформальные малые группы, которые являются элементом структуры формальных подростковых групп, а также неформальные контактные группы, типа компании друзей, дворовой футбольной команды и т.п. Молодежные движения, которые, собственно, и называются в литературе неформальными молодежными группами. Сравнение содержания «неформальности» двух типов групп и их роли в процессе социализации представляется важным направлением исследований.

Глава 2. Общая характеристика неформальных групп

2.1 Классификация неформальных групп

Разнообразные неформальные группы нашли свое отражение в многочисленных классификациях, которые существуют в зарубежной и советской литературе. Первые классификации основывались на самом простом критерии описания занятий, которые объединяли подростков. Приведем наиболее полный перечень таких организаций:

1. Политические неформальные объединения;

2. Религиозные объединения;

3. Профессиональные объединения (общее дело и интересы);

4. Спортивные и игровые объединения;

5. Культурные объединения (творчество, познание, анализ);

6. Гендерные объединения (пол, иные демографические характеристики);

7. Этнические объединения и землячества (общее происхождение или имитация такового);

8. Криминальные (общность преступных интересов);

9. Субкультурные (принадлежность к субкультурной среде).

Политические неформальные объединения – это разнообразное движение молодёжных, гражданских, социальных инициатив. Они устраивали митинги и участвовали в демонстрации для поддержания перестройки и в память о жертвах сталинизма. [9]Группы вели борьбу с чрезмерным разрастанием и безответственностью исполнительной власти и другими мешающими обновлению явлениями, способствовали расширению гласности и демократии. Вот несколько наиболее известных сугубо молодёжных политизированных неформальных направлений:

  • Пацифисты – это неформальные группы, которые одобряли борьбу за мир, но были против угрозы войны. Они наивно рассматривали реальную политику, высказывали сомнения в правоте коммунистической идеологии, требовали создания особых отношений между властью и молодёжью.
  • Ностальгисты – это группы, объединявшиеся интересом к духовным, моральным и эстетическим, а также социально-политическим ценностям, предшествующих периодов истории советского общества.
  • Оптимисты – это группы, интересы которых сосредоточены вокруг наиболее злободневных проблем нашей и международной жизни. У них на первом месте стояли познавательные ценности, споры и дискуссии.
  • Нацисты – это группы, которые стремятся максимально выделиться из окружающей среды за счёт эпатирующего противопоставления собственных ценностей и поведения господствующим, то некоторые подростки и выбирают наиболее шокирующий символ, например свастику.
  • Панки – это группы, которые пропагандирую цель протеста против существующих меркантильных отношений в обществе. Их разговоры носят абстрактно-лозунговый, демагогический характер. В целом паков отличают низкое трудолюбие, нелюбовь к реальной работе, в значительной степени социальный паразитизм.

Религиозные объединения – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

- вероисповедание;

- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Виды религиозных объединений:

  • Религиозная группа – это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
  • Религиозная организация – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Главная задача музыкальных неформальных молодёжных организаций – состоит в прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.

Виды музыкальных неформальных организаций:

  • Металлисты – это группы, объединенные общим интересом к прослушиванию музыки в стиле рок. Самыми распространёнными группами, играющие рок-музыку, являются «Кисс», «Айрон Мейден», «Металлика», «Скорпион», и отечественные – «Ария» и т.д. В тяжелом металлическом роке присутствуют: жёсткий ритм ударных инструментов, колоссальная мощность усилителей и выделяющиеся на этом фоне сольные импровизации исполнителей.
  • Брейкеры – это группы, которые пытаются сочетать музыку с танцами. Неформалы этого течения объединены самозабвенной страстью к танцам, стремление их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации. Политикой они практически не интересуются, их рассуждения о социальных проблемах носит поверхностный характер. Стараются поддерживать хорошую спортивную форму, придерживаются очень строгих правил: не употреблять алкоголь, наркотики, отрицательно относятся к курению.
  • Битломаны – это группы, в рядах которого когда-то стояли многие родителей и учителя нынешних подростков. Их объединяет любовь к ансамблю «Битлз», его песням и наиболее известным его участникам – Полу Маккартни и Джону Ленону.

Неформальные группы в спорте – это знаменитые футбольные фанаты, которые проявили себя как массовое организованное движение. В 1977 году спартаковские болельщики стали основоположниками неформального течения, которое ныне распространенно и вокруг других футбольных команд, и вокруг иных видов спорта. Сегодня в целом это достаточно хорошо организованные группировки, отличающиеся серьезной внутренней дисциплиной. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, наркотиков и других негативных явлений, хотя в среде фанатов подобные вещи встречаются. Бывают и случаи группового хулиганства со стороны фанатов, и скрытый вандализм.[10]

Философствующие неформальные организации – это группы, которые желают понять, осмыслить себя и своё место в окружающем мире выводит его за рамки устоявшихся представлений, и толкают к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме.

Такие описательные классификации, с одной стороны, охватывали очень широкий круг молодёжных сообществ, с другой – не содержали в себе даже попытки анализа оснований для возникновения таких группировок. Ещё одна характеристика более ранних работ, посвященных изучению неформальных молодёжных объединений, приписывание им компенсаторно-криминального оттенка. Именно этим можно объяснить популярность критерия деструктивности при подходе к этим группировкам. Так, приведу еще одну классификацию неформальных объединений по оси конструктивность-деструктивность.

К группе конструктивных инновационных объединений относятся:

  • большая часть профессиональных и околопрофессиональных (педагогические, социологические, технические и т.п. организации);
  • некоторые политические объединения (прежде всего радикальные либералы и экологи из числа новых левых);
  • большая часть культурных;
  • отдельные игровые организации.

К группе конструктивных компенсационных объединений относятся:

  • землячества (только в том случае, если они не криминализированы);
  • многие религиозные структуры (кроме сатанинских и тоталитарных сект);
  • некоторые политические (часть новых левых, одномерные группы и т.п.);
  • большая часть спортивных и игровых групп;
  • гендерные и некоторые профессиональные организации.

К группе деструктивных объединений относятся:

  • криминальные группы;
  • сатанинские и тоталитарные секты;
  • террористические и радикальные политические партии и группы, проповедующие классовую или национальную рознь.

Наконец, социально нейтральными можно назвать:

  • некоторые организации, связанные с экстремальным спортом;
  • отдельные околопрофессиональные, вроде объединения хиромантов или астрологов.

Следовательно, можно подчеркнуть сложность предложенной классификации в отношениях неформальных групп молодёжи и подростков в обществе, и выделить качество одной из основных функций компенсации. Еще происходит жёсткая связь формальных и неформальных групп в жизни подростка. Но если говорить о компенсации как основной функции, то, следовательно, можно предположить, что компенсируется недостаточная удовлетворенность отношениями в формальных группах.

Второй важной особенностью неформальных групп согласно такой классификации является их асоциальность. Понимается эта асоциальность достаточно широко, и хотя криминальные сообщества занимают в этой шкале самую крайнюю позицию, сама шкала всё же ориентирована на социальную оценку тех занятий, которые объединяют молодёжь. Если довести эти рассуждения до логического конца, то можно сказать, что если в формальных группах у подростка всё замечательно, то в неформальные сообщества он включаться не будет. Абсурдность такого суждения очевидна. Следовательно, встает задача более глубокого анализа функций неформальных молодёжных объединений.

В другом направлении изучения неформальных подростковых и молодежных объединений делается упор на исследовании различных аспектов межличностных отношений между молодыми людьми. Неформальные группы как нетрадиционная форма молодёжной активности рассматриваются в качестве разнородных групп сверстников (от 12 до 35 лет), совместно проводящих свободное время и имеющих как внешние, так и внутренние отличия друг от друга. Такой подход почти отождествляет неформальные группы и неформальную структуру отношений, что, на мой взгляд, неверно. Неформальная структура малой группы отражает один из аспектов внутригрупповой ситуации – структуру симпатий-антипатий в группе. Отдельного внимания заслуживает вопрос о соотношении формальной и неформальной структур в малой группе, но я не будем на нем останавливаться, так как он выходит за рамки темы моей работы.

Принимая во внимание всё многообразие различий между неформальными молодежными объединениями и неформальными группами, можно подчеркнуть то, что их объединяет. Во-первых, и та и другая общности могут выполнять функцию института социализации для подростка, то есть через членство в этих группах молодые люди строят свои отношения с социумом. Во-вторых, и те и другие группы связаны с обществом не прямо, что очень важно, их взаимосвязь с окружающим миром носит сложный характер. Во всяком случае, отношения неформальных групп с окружающей действительностью почти всегда являются предметом специального. Особенно это касается молодёжных объединений.

Можно привести определение неформальной группы, данное Л.А. Радзиховским. Он определял неформальное молодёжное объединение как «социально-психологическое явление, представляющее собой попытку адаптации молодых людей к тем проблемам, с которыми они сталкиваются в подростковом и юношеском возрастах, в течение того периода, когда они постепенно входят в самостоятельную жизнь в современных конкретно-исторических условиях».

2.2 Особенности и влияние неформальных групп

Особенности неформальных групп:

1. Их величина, как правило, не превышает 7-8 лиц;

2. Индивиды общаются один с одним непосредственно;

3. Отношения людей построены на единстве интересов и стабильности связей в рамках группы и вне её;

4. Неформальные группы неоднородны, они имеют свою структуру, в которой есть лидер (вследствие определенных личных качеств он пользуется авторитетом и способный предоставлять более-менее осознанное влияние на поведение своих товарищей);

5. Неформальные группы постоянно контролируют поведение каждого своего члена. Сила этого влияния очень большая. Психологические исследования показали, что хорошие отношения членов неформальной группы работники часто ценят больше, чем формальные поощрения официального руководителя.

Неформальные группы делятся на:

1. На группы интересов, которые формируются для реализации определенного общего интереса (например, для выдвижения руководству требований относительно своевременной выплаты зарплаты или её повышение). Как правило, такие группы самоликвидируются, если удовлетворяются их интересы.

2. На дружеские группы, которые формируются на основе личных симпатий. Членство в таких группах осуществляется в зависимости от установления или разрыва дружеских связей.

Влияние молодёжных группировок очень значима для личности подростка. Многие из неформалов – это люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приезжать сюда. Они стекаются сами – все очень разные, и в тоже время чем-то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И пытаются разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодёжные объединения.

Социально-психологическая неформальность включает в себя много слагаемых. Стремление быть самим собой лишь первое из них. Это именно стремление при отсутствии умения быть самим собой. Подросток озабочен поиском смысла жизни, определением своего предназначения, что настойчиво увлекает на путь поиска чего-то необычного. А определить это необычное очень просто. Если взрослые не запрещают – это дело обычное и потому скучное. Если запрещают – вот он, тот самый сладкий плод. Второе слагаемое социальной психологии неформальности – зарождение и поддержание. Он начинает подрожать, даже не замечая, что постепенно обычным становится и это его маскарад. Зарождение и поддержание облегчают задачу выделения из окружающей среды, следовательно, ломать голову приходится только первым. Остальные же, как послушное стадо, идут следом. Третье слагаемое – это стадный инстинкт. Групповым он кажется лишь внешне. Глубинно, психологически это стадное поведение. И пусть стремление выделиться, обрести автономность и независимость носит индивидуальный характер – одному выделиться трудно. А в куче – легче. Заражение и подражание, наслаиваясь на индивидуалистическое стремление к выделению, искажает цель, ради которой подросток предпринимает неформальные действия, в итоге не выделяет, а растворяет подростка в толпе себе подобных. Подавляющее большинство неформальных группировок держаться не на сознательном единстве – это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов.

Социально-психологическая неформальность по природе своей носит двойственный и активный характер. С одной стороны, это во многом естественный выплеск энергии молодости. С другой стороны, мы сами же часто провоцируем на то, чтобы эта энергия направлялась в не лучшую сторону. Запрещая даже то, что полезно и выгодно обществу, мы приводим их в недоумение и подталкиваем к слепому протесту в явно негативных формах.

Заключение

Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы. Многочисленные варианты подходов к анализу и оценке данного явления обусловлены его многоплановостью, многогранностью, что отражено в подходах к определению понятия неформальных групп. Если суммировать различные понимания неформальных групп, то понятие данного феномена сводится к следующему: неформальная группа – это общность, состоящая из старших подростков и лиц молодёжного возраста, характеризующаяся спонтанным возникновением на базе стихийного общения в конкретных условиях, конкретной ситуации; самоорганизацией и независимостью от официальных структур; обязательными для участников моделями поведения, направленными на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей; относительной устойчивостью и определенной иерархией; ярко выраженными особенностями мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов; атрибутикой, подчеркивающей принадлежность к той или иной конкретной группе. Неформальные группы молодёжи – это массовое явление. В них вовлекаются не меньше половины молодёжи в возрасте от 14-15 до 18-20 лет. В следующих возрастных группах их число снижается, хотя есть неформалы и более старшего возраста.

Природа подростковых и молодёжных неформальных групп суммируется из трех составляющих:

1) морфофункциональные особенности;

2) психология возраста – это прежде всего психологические новообразования, в частности, чувство взрослости, провоцирующее подростка на конкуренцию со старшим поколением, феномен «нормальности», стимулирующий необходимость в принадлежности к референтной группе, новый уровень самосознания, толкающий на самоопределение, поиск себя, своего места в мире;

3) процессы взаимодействия с социумом, социализация, поиск и приобретение социальной идентичности. Именно с этих позиций в основном рассматриваются и причины их возникновения.

Неформальные объединения и движения молодёжи выполняют определённые функции, среди которых важное место занимают участие в социализации подростков, самореализация, инструментальная, коммуникативная, компенсаторная, эвристическая функции.

Многообразие неформальных молодёжных групп нашло своё отражение в тех многочисленных классификациях, которые существуют в литературе. В целом, попытки классификации огромного количества неформальных групп молодёжи, предпринимающие в течение последних сорока лет, до сегодняшнего дня не достигли своей цели, что говорит о сложности и многогранности данного явления.

Неформальные группы молодёжи имеют определенную структуру - иерархически выстроенную лестницу статусов, с системой прав обязанностей, взаимоподчинения. При этом четкость стратификации возрастает в зависимости от степени замкнутости группы. Среди всех неформальных молодёжных групп можно выделить два типа, различных по своей структуре: демократический и авторитарный.

Одной из ведущих характеристик группы является ее сплоченность. Неформальные группы молодёжи достаточно широко различаются по степени организованности. При этом, чем выше уровень организации группы тем результативнее её деятельностный аспект.

В целом для неформальных групп молодёжи характерна структурная ригидность – возможность длительно самосохранения группы во времени (хиппи, панки, металлисты сменили внутри своих групповых структур несколько поколений, однако такие характеристики, как атрибутивность и прикладная идеология, сохранились практически без изменения).

Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые команды с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов, для которых характерно девиантное поведение и криминогенный стиль общения.

Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Для неформальных групп молодёжи большое значение имеют групповые нормы. Для них также характерны ярко выраженные особенности мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов.

О межличностных отношениях в неформальной группе ярче всего говорит наличие конфликтных ситуаций между её членами. Для большинства неформальных групп молодёжи характерно агрессивное поведение. Оно определяется социально-психологическим и особенностями организации жизнедеятельности этих объединений. Данное поведение может иметь для членов неформальных молодёжных групп как просоциальную, так и антисоциальную направленность, выступая в качестве способа защиты их витальных интересов, способа психологической разрядки, замещения блокированной потребности, средства обеспечения личного интереса и достижения определенной цели, а также самоцелью, удовлетворяющей потребность в самоутверждении через насилие.

Именно социально-психологические особенности неформальных групп молодёжи могут оказаться теми точками опоры, на которые следует делать акцент в профилактической работе с молодёжью. С целью предупреждения асоциального поведения молодёжи необходимо специальное обучение сотрудников, работающих в сфере молодёжной политики технологиям выявления этих характеристик неформальных молодёжных групп, а также их типов. Кроме того, наше исследование показало необходимость работы по своевременной диагностике с целью выявления в среде молодёжи группы риска девиантного поведения на самых ранних этапах функционирования того или иного типа неформальных молодёжных групп.

Список используемой литературы

Книги.

1. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов / Г.М. Андреева.: Аспект Пресс, 2008. – 353 с.

2. Борисов, И.Ю. Механизм «гедонистического риска» и его роль в отклоняющемся поведении молодежи / И.Ю. Борисов // Мир психологии и психология в мире. – 1995. – №3.

3. Ремшмидт, Х.М. Подростковый и юношеский возраст / Х.М. Ремшмидт. – М., 1994.

4. Запесоцкий, А.С. Эта непонятная молодежь: проблемы неформальных молодежных объединений / А.С. Запесоцкий, А.П. Файн. – М., 1990.

5. Кофырин, Н.В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи / Н.В. Кофырин // Cоцис. – 1991. – № 1.

6. Полонский, И.С. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей / И.С. Полонский // Прикладные проблемы социальной психологии. – М., 1983.

7. Касарецкая, С.В., Синягина, Н.Ю. О неформальных объединениях молодёжи / С.В. Косарецкая, Н.Ю. Синягина. – М.: Владос, 2004. – 195 с.

8. Заслужный, А.С. Детский коллектив и методы его изучения / А.С. Заслужный. – М.;Л., 1931.

Отчеты о научно-исследовательской работе.

1.Шабанов, Л.В. Социально-психологические характеристики молодёжных неформальных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность / Л.В. Шабанов. – Томск: Томский государственный университет, 2005. – 399 с.

Электронные ресурсы.

1.Луков, В.А. Молодёжные субкультуры в современной России [ Электронный ресурс ] / В.А. Луков // Пси-фактор: [ web-сайт ]. – Режим доступа: https://psyfactor.org/

Эссе

Демократизация нашего общества раскрыла множество возможностей в выражении своих взглядов и устремлений. Поэтому сегодня буквально на каждом шагу мы можем встретить представителей различных субкультур, причем люди неформального внешнего вида сегодня встречаются не только на улицах мегаполисов, но и в небольших городках и даже селах. Что касается меня, то я не являюсь ярой поклонницей какого-либо молодежного движения и считаю, что для выражения собственного мировоззрения достаточно лишь желания и вовсе не обязательно кардинально менять свой внешний вид. С другой стороны, я считаю, что любая молодежная субкультура имеет право на существование, и каждый из нас может стать полноправным представителем любого молодежного движения.

Неформальной группой называется какое-либо течение, чьи характерные признаки отличаются от традиционных представлений в общепринятой культуре. В настоящее время существуют группы, которые формируются на демографическом, национальном, географическом, профессиональном и других, наиболее распространенных в нашем обществе интересах.

В последние годы социологи уделяют много внимания изучению молодежных групп и молодежной субкультуры. Долгое время считалось, что в социалистическом обществе, стремящимся к социальной однородности, у молодежи не может и не должно быть своих специфических ценностей. Проявления своеобразия, непривычные формы поведения расценивались либо как аномалия, социальное отклонение, либо как подражание Западу. Другая позиция представляла эти отклонения как способ самовыражения, как возможность заявить о себе обществу, обратить на себя внимание. Так появился термин «неформальные молодежные объединения», закрепившийся в научной и публицистической литературе, а также в повседневном словоупотреблении.

Для того чтобы понять подростков и юношей из неформальных молодежных групп, надо знать историю возникновения и развития этих групп, их современные виды, причины возникновения. Только после этого можно выработать к ним свое отношение и наметить средства воспитательного воздействия.

Неформальные молодежные группы приобрели наибольшую выраженность в настоящее время. Возникновение их связано с неприятием подростков и молодежью сложившихся в их странах общественно-экономических систем, социальных и духовных ценностей. Это протест против существующих порядков и поиск более справедливых и достойных форм человеческого существования.

В педагогическом аспекте неформальную молодежную группу можно рассматривать с позиции появления, формирования и функционирования неформальных молодежных объединений, работы педагогов и специалистов группы поддержки с ними.

Под неформальными объединениями принято понимать социальные объединения различных категорий людей, отличительной особенностью которых является спонтанно складывающаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, являющаяся продуктом не институциональной организации, а результатом самодеятельности.

Для того чтобы понять подростков и юношей из неформальных молодежных групп, надо знать историю возникновения и развития этих групп, их современные виды, причины возникновения. Только после этого можно выработать к ним свое отношение и наметить средства воспитательного воздействия.

В заключении хочу отметить положительные последствия неформальных молодёжных групп:

— молодежь, увлеченная различными хобби, была отвлечена от наркотиков и алкоголя, поскольку занятие брейком требует спортивной подготовки;

— в своих некоммерческих формах группы не требует от молодежи больших финансовых вложений;

— дает возможность организовать активный досуг определенной части молодежи, ориентированной на ценности той или иной субкультурной конструкции;

— дают возможность подросткам создать некоторый промежуточный переходный мир на пути из подросткового периода во взрослую жизнь.

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов по направлению и специальности «Психология». - М., 2004.

  2. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. И.П. Башкатов, - М., 2000.

  3. Луков, В.А. Молодёжные субкультуры в современной России [ Электронный ресурс ] – https://psyfactor.org/

  4. Ковальчук С.Ю. Особенности изучения неформальных молодёжных объединений: история и современность, М., 2007.

  5. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов - Аспект Пресс., 2008. – 353 с.

  6. Касарецкая, С.В., Синягина, Н.Ю. О неформальных объединениях молодёжи – М.: Владос, 2004. – 195 с.

  7. Юнешенков С. Неформальные движения: общая характеристика и основные тенденции развития, М., 1998

  8. Заслужный А.С. Детский коллектив и методы его изучения – 1931.

  9. Шабанов, Л.В. Социально-психологические характеристики молодёжных неформальных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность – Томск: Томский государственный университет, 2005. – 399 с.

  10. Ремшмидт, Х.М. Подростковый и юношеский возраст – М., 1994.