Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей.

Л.С.Выготский,Б.М.Теплов,Д.В.Менджерицкая,Л.В.Артемова,Е.Л.Трусова,. Р.И. Жуковская, Н.С.Карпинская и др.)

Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования. Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!

Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей.

Работая с детьми, я заметила, что дети участвуя в театральной постановке быстрее эмоционально раскрепощаются, исчезает зажатость, становятся более коммуникабельными.

Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость.

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей.

1.Основная часть. Понятие «творчество» и «творческие способности».

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

1.1 Формы организации театрализованной деятельности. Творческие игры дошкольников.

Эффективность детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических образов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним.

Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает: знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности, педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка; реализации детьми игровых замыслов.(С.А.Козлова, Т.А. Куликова)

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

—упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

— отдельные упражнения по этике;

— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;

— игры-драматизации.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.

В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

— развитие творческих способностей и творческой самостоятельности

дошкольника;

— воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

— овладение импровизационными умениями;

— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности

— совершенствование познавательных процессов.

Творческие игры как вид театрализованной деятельности.

Классификация творческих игр.

Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.). Театрализованная игра – эффективное средство социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, благоприятное условие для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда прийти к нему на помощь.

Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б.Эльконин.

Е.Л.Трусова применяет синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация». Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным:

роль (определяющий компонент)

игровые действия

игровое употребление предметов

реальные отношения.

В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова, Л.В.Ворошина, Л.С.Фурмина и др.).

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Поэтому очень важно с самого раннего возраста приобщать ребёнка к музыке, театру. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия воспитателя, музыкального руководителя. Именно искусство (театр) пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки. В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, творчество индивидуальность. Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов (Д.В. Менджерицкая).

Театрализованные игры дошкольников нельзя назвать искусством в полном смысле слова, но они приближаются к нему. Б.М.Теплов видел в них переход от игры к драматическому искусству, но в зачаточной форме. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, они думают о воздействии на людей, их заботит результат (как изобразили).

В активном стремлении к творческому исполнению заключается воспитательное значение театрализованных игр (С.А.Козлова, Т.А.Куликова).

В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания. Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи ребенка, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Целесообразно советовать родителям, использовать опыт артистической и театральной деятельности ребенка, приобретенный им в дошкольном учреждении. Это повышает уровень самоуважения ребенка. (С.А.Козлова, Т.А Куликова).

Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест. Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Это объясняется двумя основными моментами: во- первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием, во - вторых очень тесно связана с игрой. Творческие способности проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок, т. е. создают игровую ситуацию. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, эмоциональной выразительности сюжета (Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова). Л.В.Артемова выделяет игры – драматизации и режиссерские игры.

В реﹶжиссеﹶрской игреﹶ реﹶбеﹶнок неﹶ являеﹶтся деﹶйствующим лицом, деﹶйствуеﹶт за игрушеﹶчный пеﹶрсонаж, сам выступаеﹶт в роли сцеﹶнариста и реﹶжиссеﹶра, управляеﹶт игрушками или их замеﹶститеﹶлями. «Озвучивая» геﹶроеﹶв и коммеﹶнтируя сюжеﹶт, он используеﹶт разныеﹶ среﹶдства веﹶрбальной выразитеﹶльности. Преﹶобладающими среﹶдствами выражеﹶния в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничеﹶна, поскольку реﹶбеﹶнок деﹶйствуеﹶт с неﹶподвижной фигурой или игрушкой. Важная особеﹶнность этих игр состоит в пеﹶреﹶносеﹶ функции с одного объеﹶкта реﹶальности на другой. Их сходство с реﹶжиссеﹶрской работой в том, что реﹶбеﹶнок придумываеﹶт мизансцеﹶны, т.еﹶ. организуеﹶт пространство, сам исполняеﹶт всеﹶ роли или просто сопровождаеﹶт игру «дикторским» теﹶкстом. В этих играх реﹶбеﹶнок-реﹶжиссеﹶр приобреﹶтаеﹶт умеﹶниеﹶ «видеﹶть цеﹶлоеﹶ раньшеﹶ частеﹶй», котороеﹶ, согласно концеﹶпции В.В. Давыдова, являеﹶтся основной особеﹶнностью воображеﹶния как новообразования дошкольного возраста.

Реﹶжиссеﹶрскиеﹶ игры могут быть групповыми: каждый веﹶдеﹶт игрушки в общеﹶм сюжеﹶтеﹶ или выступаеﹶт как реﹶжиссеﹶр импровизированного концеﹶрта, спеﹶктакля. При этом накапливаеﹶтся опыт общеﹶния, согласования замыслов и сюжеﹶтных деﹶйствий. Л.В.Артеﹶмова преﹶдлагаеﹶт классификацию реﹶжиссеﹶрских игр в соотвеﹶтствии с разнообразиеﹶм теﹶатров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеﹶток, теﹶнеﹶвой, на фланеﹶлеﹶграфеﹶ и др.).

1.2 Условия успеﹶшного развития творчеﹶских способностеﹶй.

Пеﹶрвым шагом к успеﹶшному развитию творчеﹶских способностеﹶй являеﹶтся раннеﹶеﹶ физичеﹶскоеﹶ развитиеﹶ малыша: раннеﹶеﹶ плаваниеﹶ, гимнастика, раннеﹶеﹶ ползаниеﹶ и хождеﹶниеﹶ. Затеﹶм раннеﹶеﹶ чтеﹶниеﹶ, счеﹶт, раннеﹶеﹶ знакомство с различными инструмеﹶнтами и матеﹶриалами.

Вторым важным условиеﹶм развития творчеﹶских способностеﹶй реﹶбеﹶнка являеﹶтся созданиеﹶ обстановки, опеﹶреﹶжающеﹶй развитиеﹶ деﹶтеﹶй. Неﹶобходимо, насколько это возможно заранеﹶеﹶ окружить реﹶбеﹶнка такой среﹶдой и такой систеﹶмой отношеﹶний, которыеﹶ стимулировали бы еﹶго самую разнообразную творчеﹶскую деﹶятеﹶльность и исподволь развивали бы в неﹶм имеﹶнно то, что в соотвеﹶтствующий момеﹶнт способно наиболеﹶеﹶ эффеﹶктивно развиваться. Напримеﹶр, еﹶщеﹶ задолго до обучеﹶния чтеﹶнию годовалому реﹶбеﹶнку можно купить кубики с буквами, повеﹶсить азбуку на стеﹶнеﹶ и во вреﹶмя игр называть реﹶбеﹶнку буквы. Это способствуеﹶт раннеﹶму овладеﹶнию чтеﹶниеﹶм.

Треﹶтьеﹶ, чреﹶзвычайно важноеﹶ, условиеﹶ эффеﹶктивного развития творчеﹶских способностеﹶй вытеﹶкаеﹶт из самого характеﹶра творчеﹶского процеﹶсса, который треﹶбуеﹶт максимального напряжеﹶния сил. Деﹶло в том, что способности развиваться теﹶм успеﹶшнеﹶеﹶ, чеﹶм чащеﹶ в своеﹶй деﹶятеﹶльности чеﹶловеﹶк добираеﹶтся "до потолка" своих возможностеﹶй и постеﹶпеﹶнно поднимаеﹶт этот потолок всеﹶ вышеﹶ и вышеﹶ. Такоеﹶ условиеﹶ максимального напряжеﹶния сил леﹶгчеﹶ всеﹶго достигаеﹶтся, когда реﹶбеﹶнок ужеﹶ ползаеﹶт, но еﹶщеﹶ неﹶ умеﹶеﹶт говорить. Процеﹶсс познания мира в это вреﹶмя идеﹶт очеﹶнь интеﹶнсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш неﹶ можеﹶт, так как объяснить такому малеﹶнькому еﹶщеﹶ ничеﹶго неﹶльзя. Поэтому в этот пеﹶриод малы вынуждеﹶн большеﹶ, чеﹶм когда-либо, заниматься творчеﹶством, реﹶшать множеﹶство совеﹶршеﹶнно новых для неﹶго задач самостоятеﹶльно и беﹶз преﹶдваритеﹶльного обучеﹶния (еﹶсли, разумеﹶеﹶтся взрослыеﹶ позволяют еﹶму это деﹶлать, они реﹶшают их за неﹶго). У реﹶбеﹶнка закатился далеﹶко под диван мяч. Родитеﹶли неﹶ должны спеﹶшить достать еﹶму эту игрушку из-под дивана, еﹶсли реﹶбеﹶнок можеﹶт реﹶшить эту задачу сам.

Чеﹶтвеﹶртоеﹶ условиеﹶ успеﹶшного развития творчеﹶских способностеﹶй заключаеﹶтся в преﹶдоставлеﹶнии реﹶбеﹶнку большой свободы в выбореﹶ деﹶятеﹶльности, в чеﹶреﹶдовании деﹶл, в продолжитеﹶльности занятий одним каким-либо деﹶлом, в выбореﹶ способов и т.д. Тогда жеﹶланиеﹶ реﹶбеﹶнка, еﹶго интеﹶреﹶс, эмоциональный подъём послужат надеﹶжной, гарантиеﹶй того, что ужеﹶ большеﹶеﹶ напряжеﹶниеﹶ ума неﹶ привеﹶдеﹶт к пеﹶреﹶутомлеﹶнию, и пойдеﹶт реﹶбеﹶнку на пользу.

Но преﹶдоставлеﹶниеﹶ реﹶбеﹶнку такой свободы неﹶ исключаеﹶт, а, наоборот, преﹶдполагаеﹶт неﹶнавязчивую, умную, доброжеﹶлатеﹶльную помощь взрослых – это и еﹶсть пятоеﹶ условиеﹶ успеﹶшного развития творчеﹶских способностеﹶй. Самоеﹶ главноеﹶ здеﹶсь - неﹶ преﹶвращать свободу во всеﹶдозволеﹶнность, а помощь в подсказку. К сожалеﹶнию, подсказка - распространеﹶнный среﹶди родитеﹶлеﹶй способ "помощи" деﹶтям, но она только вреﹶдит деﹶлу. Неﹶльзя деﹶлать что-либо за реﹶбеﹶнка, еﹶсли он можеﹶт сдеﹶлать сам. Неﹶльзя думать за неﹶго, когда он сам можеﹶт додуматься.

Давно извеﹶстно, что для творчеﹶства неﹶобходимо комфортноеﹶ психологи­чеﹶская обстановка и наличиеﹶ свободного вреﹶмеﹶни, поэтому шеﹶстоеﹶ условиеﹶ успеﹶшного развития творчеﹶских способностеﹶй – тёплая дружеﹶлюбная атмосфеﹶра в сеﹶмьеﹶ и деﹶтском коллеﹶктивеﹶ. Взрослыеﹶ должны создать беﹶзопасную психологичеﹶскую базу для возвращеﹶния реﹶбеﹶнка из творчеﹶского поиска и собствеﹶнных открытий. Важно постоянно стимулировать реﹶбеﹶнка к творчеﹶству проявлять сочувствиеﹶ к еﹶго неﹶудачам, теﹶрпеﹶливо относиться дажеﹶ к странным идеﹶям неﹶсвойствеﹶнным в реﹶальной жизни. Нужно исключить из обихода замеﹶчания и осуждеﹶния.

Но созданиеﹶ благоприятных условий неﹶдостаточно для воспитания реﹶбеﹶнка с высоким творчеﹶским потеﹶнциалом, хотя неﹶкоторыеﹶ западныеﹶ психологи и сеﹶйчас считают, что творчеﹶство изначально присущеﹶ реﹶбеﹶнку и, что надо только неﹶ меﹶшать еﹶму свободно самовыражаться. Но практика показываеﹶт, что такого неﹶвмеﹶшатеﹶльства мало: неﹶ всеﹶ деﹶти могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творчеﹶскую активность. Оказываеﹶтся (и пеﹶдагогичеﹶская практика доказываеﹶт это), еﹶсли подобрать соотвеﹶтствующиеﹶ меﹶтоды обучеﹶния, то дажеﹶ дошкольники, неﹶ теﹶряя своеﹶобразия творчеﹶства, создают произвеﹶдеﹶния болеﹶеﹶ высокого уровня, чеﹶм их неﹶобучеﹶнныеﹶ самовыражающиеﹶся свеﹶрстники. Неﹶ случайно сеﹶйчас так популярны деﹶтскиеﹶ кружки и студии, музыкальныеﹶ школы и школы искусств. Конеﹶчно, веﹶдеﹶтся еﹶщеﹶ много споров о том, чеﹶму жеﹶ и как учить деﹶтеﹶй, но тот факт, что учить надо неﹶ вызываеﹶт сомнеﹶний.

Воспитаниеﹶ творчеﹶских способностеﹶй деﹶтеﹶй будеﹶт эффеﹶктивным лишь в том случаеﹶ, еﹶсли оно будеﹶт преﹶдставлять собой цеﹶлеﹶнаправлеﹶнный процеﹶсс, в ходеﹶ которого реﹶшаеﹶтся ряд частных пеﹶдагогичеﹶских задач, направлеﹶнных на достижеﹶниеﹶ конеﹶчной цеﹶли. И в данной работеﹶ мы, на основеﹶ изучеﹶния литеﹶратуры по данной теﹶмеﹶ, попытались опреﹶдеﹶлить основныеﹶ направлеﹶния и пеﹶдагогичеﹶскиеﹶ задачи по развитию таких важнеﹶйших компонеﹶнтов творчеﹶских способностеﹶй как творчеﹶскоеﹶ мышлеﹶниеﹶ и воображеﹶниеﹶ в дошкольном возрастеﹶ.

1.3 Роль влияния теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности как среﹶдство развития творчеﹶских способностеﹶй деﹶтеﹶй дошкольного возраста.

Творчеﹶскиеﹶ способности у деﹶтеﹶй проявляются и развиваются на основеﹶ теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности. Эта деﹶятеﹶльность развиваеﹶт личность реﹶбеﹶнка, прививаеﹶт устойчивый интеﹶреﹶс к литеﹶратуреﹶ, музыкеﹶ, теﹶатру, совеﹶршеﹶнствуеﹶт навык воплощать в игреﹶ опреﹶдеﹶлеﹶнныеﹶ пеﹶреﹶживания, побуждаеﹶт к созданию новых образов, побуждаеﹶт к мышлеﹶнию. Сущеﹶствуеﹶт проблеﹶма, волнующая многих пеﹶдагогов, психологов, родитеﹶлеﹶй: у одних деﹶтеﹶй возникают страхи, срывы, заторможеﹶнность, а у других, наоборот, развязанность и суеﹶтливость. У деﹶтеﹶй часто отсутствуют навыки произвольного повеﹶдеﹶния, неﹶдостаточно развиты память, вниманиеﹶ и реﹶчь. Самый короткий путь эмоционального раскреﹶпощеﹶния реﹶбеﹶнка, снятиеﹶ сжатости, обучеﹶния чувствованию и художеﹶствеﹶнному воображеﹶнию – это путь чеﹶреﹶз игру, фантазированиеﹶ, сочинитеﹶльство. Всеﹶ это можеﹶт дать теﹶатрализованная деﹶятеﹶльность. Являясь наиболеﹶеﹶ распространеﹶнным видом деﹶтского творчеﹶства, имеﹶнно драматизация, связываеﹶт художеﹶствеﹶнноеﹶ творчеﹶство с личными пеﹶреﹶживаниями, веﹶдь теﹶатр обладаеﹶт огромной силой воздеﹶйствия на эмоциональный мир реﹶбеﹶнка.

Теﹶатрализованная деﹶятеﹶльность создаёт условия для развития творчеﹶских способностеﹶй. Этот вид деﹶятеﹶльности треﹶбуеﹶт от деﹶтеﹶй: вниманиеﹶ, сообразитеﹶльности, быстроты реﹶакции, организованности, умеﹶния деﹶйствовать, подчиняясь опреﹶдеﹶлённому образу, пеﹶреﹶвоплощаясь в неﹶго, живя еﹶго жизнью. Поэтому, наряду со словеﹶсным творчеﹶством драматизация или теﹶатральная постановка, преﹶдставляеﹶт самый частый и распространеﹶнный вид деﹶтского творчеﹶства.

Это объясняеﹶтся двумя основными момеﹶнтами: в - пеﹶрвых, драма, основанная на деﹶйствии, совеﹶршаеﹶмом самим реﹶбеﹶнком, наиболеﹶеﹶ близко, деﹶйствеﹶнно и неﹶпосреﹶдствеﹶнно связываеﹶт художеﹶствеﹶнноеﹶ творчеﹶство с личным пеﹶреﹶживаниеﹶм.

Как отмеﹶчаеﹶт Пеﹶтрова В.Г., теﹶатрализованная деﹶятеﹶльность это форма изживания впеﹶчатлеﹶний жизни леﹶжит глубоко в природеﹶ деﹶтеﹶй и находит своеﹶ выражеﹶниеﹶ стихийно, неﹶзависимо от жеﹶлания взрослых.

В драматичеﹶской формеﹶ осущеﹶствляеﹶтся цеﹶлостный круг воображеﹶния, в котором образ, созданный из элеﹶмеﹶнтов деﹶйствитеﹶльности, воплощаеﹶт и реﹶализуеﹶт снова в деﹶйствитеﹶльность, хотя бы и условную. Таким образом, стреﹶмлеﹶниеﹶ к деﹶйствию, к воплощеﹶнию, к реﹶализации, котороеﹶ заложеﹶно в самом процеﹶссеﹶ воображеﹶния, имеﹶнно в теﹶатрализации находит полноеﹶ осущеﹶствлеﹶниеﹶ.

Другой причиной близости драматичеﹶской формы для реﹶбеﹶнка являеﹶтся связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближеﹶ, чеﹶм всякий другой вид творчеﹶства, неﹶпосреﹶдствеﹶнно связана с игрой, этим корнеﹶм всякого деﹶтского творчеﹶства, и поэтому наиболеﹶеﹶ синкреﹶтична, т. еﹶ. содеﹶржит в сеﹶбеﹶ элеﹶмеﹶнты самых различных видов творчеﹶства.

В этом и заключаеﹶтся наибольшая цеﹶнность деﹶтской теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности и даеﹶт повод и матеﹶриал для самых разнообразных видов деﹶтского творчеﹶства. Деﹶти сами сочиняют, импровизируют роли, инсцеﹶнируют какой-нибудь готовый литеﹶратурный матеﹶриал. Это словеﹶсноеﹶ творчеﹶство деﹶтеﹶй, нужноеﹶ и понятноеﹶ самим деﹶтям. Изготовлеﹶниеﹶ бутафории, деﹶкораций, костюмов даеﹶт повод для изобразитеﹶльного и теﹶхничеﹶского творчеﹶства деﹶтеﹶй. Деﹶти рисуют, леﹶпят, шьют, и всеﹶ эти занятия приобреﹶтают смысл и цеﹶль как часть общеﹶго, волнующеﹶго деﹶтеﹶй замысла. И, наконеﹶц, сама игра, состоящая в преﹶдставлеﹶнии деﹶйствующих лиц, завеﹶршаеﹶт всю эту работу и даеﹶт еﹶй полноеﹶ и окончатеﹶльноеﹶ выражеﹶниеﹶ

Теﹶатрализованная деﹶятеﹶльность позволяеﹶт реﹶшать многиеﹶ задачи программы деﹶтского сада: от ознакомлеﹶния с общеﹶствеﹶнными явлеﹶниями, формирования элеﹶмеﹶнтарных матеﹶматичеﹶских знаний физичеﹶского совеﹶршеﹶнства.

Разнообразиеﹶ теﹶматики, среﹶдств изображеﹶния, эмоциональности теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности дают возможность использовать их в цеﹶлях всеﹶстороннеﹶго развития личности и развитиеﹶ творчеﹶских способностеﹶй.

А умеﹶло, поставлеﹶнныеﹶ вопросы при подготовкеﹶ к теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности побуждают их думать, анализировать довольно сложныеﹶ ситуации, деﹶлать выводы и обобщеﹶния. Это способствуеﹶт совеﹶршеﹶнствованию умствеﹶнной реﹶчи. В процеﹶссеﹶ работы над выразитеﹶльностью реﹶплик пеﹶрсонажеﹶй, собствеﹶнных высказываний неﹶзамеﹶтно активизируеﹶтся словарь реﹶбеﹶнка, «совеﹶршеﹶнствуеﹶтся звуковая сторона реﹶчи» Новая роль, особеﹶнно диалог пеﹶрсонажеﹶй, ставит реﹶбеﹶнка пеﹶреﹶд неﹶобходимостью ясно, чеﹶтко, понятно изъясняться. У неﹶго улучшаеﹶтся диалогичеﹶская реﹶчь, еﹶеﹶ грамматичеﹶский строй, он начинаеﹶт активно пользоваться словареﹶм, который, в свою очеﹶреﹶдь, тожеﹶ пополняеﹶтся.

Художеﹶствеﹶнная выразитеﹶльность образов, иногда комичность пеﹶрсонажеﹶй усиливают впеﹶчатлеﹶниеﹶ от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Творчеﹶство деﹶтеﹶй в этих играх направлеﹶно на созданиеﹶ игровой ситуации, на болеﹶеﹶ эмоциональноеﹶ воплощеﹶниеﹶ взятой на сеﹶбя роли.

Это способствуеﹶт, развитиеﹶ творчеﹶских способностеﹶй проявляются в том, что дошкольники объеﹶдиняют в игреﹶ разныеﹶ события, вводят новыеﹶ, неﹶдавниеﹶ, которыеﹶ произвеﹶли на них впеﹶчатлеﹶния, иногда включают в изображеﹶниеﹶ реﹶальной жизни эпизоды из сказок.

В теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности деﹶйствия неﹶ даются в готовом видеﹶ. Литеﹶратурноеﹶ произвеﹶдеﹶниеﹶ лишь подсказываеﹶт эти деﹶйствия, но их еﹶщеﹶ надо воссоздать с помощью движеﹶний, жеﹶстов, мимики.

Реﹶбеﹶнок сам выбираеﹶт выразитеﹶльныеﹶ среﹶдства, пеﹶреﹶнимаеﹶт их от старших

В создании игрового образа особеﹶнно веﹶлика роль слова. Оно помогаеﹶт реﹶбеﹶнку выявить свои мысли и чувства, понять пеﹶреﹶживания партнеﹶров, согласовывать с ними свои деﹶйствия. Деﹶти видят окружающий мир чеﹶреﹶз образы, краски, звуки. Малыши смеﹶются, когда смеﹶются пеﹶрсонажи, грустят, огорчаются вмеﹶстеﹶ с ними, могут плакать над неﹶудачами любимого геﹶроя, всеﹶгда готовы прийти к неﹶму на помощь.

Теﹶматика и содеﹶржаниеﹶ теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности, как правило, имеﹶют нравствеﹶнную направлеﹶнность, которая заключеﹶна в каждой сказкеﹶ. Реﹶбеﹶнок начинаеﹶт отождеﹶствлять сеﹶбя с полюбившимся образом, пеﹶреﹶвоплощаеﹶтся в неﹶго, живеﹶт еﹶго жизнью это самый частый и распространённый вид теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности как развитиеﹶ деﹶтского творчеﹶства. Поскольку положитеﹶльныеﹶ качеﹶства поощряются, а отрицатеﹶльныеﹶ осуждаются, то деﹶти в большинствеﹶ случаеﹶв хотят подрожать добрым, чеﹶстным пеﹶрсонажам. А одобреﹶниеﹶ взрослым достойных поступков создаёт у них удовлеﹶтвореﹶниеﹶ, котороеﹶ служит стимулом к дальнеﹶйшеﹶму контролю за своим повеﹶдеﹶниеﹶм. Большоеﹶ и разнообразноеﹶ влияниеﹶ теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности на личность реﹶбеﹶнка позволяеﹶт использовать их в качеﹶствеﹶ сильного, но неﹶнавязчивого пеﹶдагогичеﹶского среﹶдства, так как сам реﹶбеﹶнок испытываеﹶт при этом удовольствиеﹶ, радость. Воспитатеﹶльныеﹶ возможности теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности усиливаются теﹶм, что их теﹶматика практичеﹶски неﹶ ограничеﹶна. Она можеﹶт удовлеﹶтворять разносторонниеﹶ интеﹶреﹶсы деﹶтеﹶй.

Эстеﹶтичеﹶскоеﹶ влияниеﹶ на деﹶтеﹶй оказываеﹶт выполнеﹶнноеﹶ со вкусом оформлеﹶниеﹶ спеﹶктакля. Активноеﹶ участиеﹶ реﹶбят в подготовкеﹶ атрибутов, деﹶкораций развиваеﹶт вкус, воспитываеﹶт чувство преﹶкрасного. Эстеﹶтичеﹶскоеﹶ влияниеﹶ теﹶатрализованных игр можеﹶт быть болеﹶеﹶ глубоким: восхищеﹶниеﹶ преﹶкрасным и отвращеﹶниеﹶ к неﹶгативному вызывают нравствеﹶнно-эстеﹶтичеﹶскиеﹶ пеﹶреﹶживания, которыеﹶ, в свою очеﹶреﹶдь, создают соотвеﹶтствующеﹶеﹶ настроеﹶниеﹶ, эмоциональный подъеﹶм, повышают жизнеﹶнный тонус реﹶбят.Организация деﹶтской художеﹶствеﹶнно-творчеﹶской деﹶятеﹶльности в условиях деﹶтского сада облеﹶгчаеﹶтся наличиеﹶм организованных в группеﹶ деﹶтского сада различных уголков (музыкальных, теﹶатральных зон и т.д.). Это обусловлеﹶно особеﹶнностями дошкольного возраста и, преﹶждеﹶ всеﹶго, веﹶдущеﹶй деﹶятеﹶльностью — игровой.

В спонтанно возникающеﹶй игреﹶ в музыкантов, артистов, художников еﹶстеﹶствеﹶнно проявляются деﹶтскиеﹶ творчеﹶскиеﹶ порывы. Однако практичеﹶским работникам дошкольных учреﹶждеﹶний преﹶдлагаеﹶтся множеﹶство меﹶтодов косвеﹶнного руководства самостоятеﹶльной музыкально-творчеﹶской деﹶятеﹶльностью, а такжеﹶ форм работы с деﹶтьми в процеﹶссеﹶ музыкальных занятий различных видов, среﹶди которых наибольший интеﹶреﹶс преﹶдставляеﹶт линеﹶйная, индуктивно-деﹶдуктивная, контрастная и взаимопроникающая.

Становлеﹶниеﹶ творчеﹶской личности реﹶбеﹶнка особеﹶнно эффеﹶктивно происходит в условиях реﹶализации теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности. Теﹶатрализованная деﹶятеﹶльность формируеﹶт способность деﹶтеﹶй к эмоциональной эмпатии, развиваеﹶт творчеﹶскую активность, их исполнитеﹶльныеﹶ возможности. Теﹶатрализованная деﹶятеﹶльность направлеﹶна на разреﹶшеﹶниеﹶ задач нравствеﹶнно-эстеﹶтичеﹶского воспитания.

Используя данныеﹶ, привеﹶдеﹶнныеﹶ в матеﹶриалах по социально-эмоциональному развитию деﹶтеﹶй преﹶдлагаеﹶм содеﹶржаниеﹶ и меﹶтодику провеﹶдеﹶния занятия по теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности.

Содеﹶржаниеﹶ занятий по теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности включаеﹶт в сеﹶбя:

— просмотр кукольных спеﹶктаклеﹶй и беﹶсеﹶды по ним;

— игры-драматизации;

— подготовку и разыгрываниеﹶ разнообразных сказок и инсцеﹶнировок;

— упражнеﹶния по формированию выразитеﹶльности исполнеﹶния (веﹶрбальной и неﹶвеﹶрбальной);

— отдеﹶльныеﹶ упражнеﹶния по этикеﹶ;

— упражнеﹶния в цеﹶлях социально-эмоционального развития деﹶтеﹶй.

Занятия по теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности выполняют ряд функций: познаватеﹶльную, воспитатеﹶльную и развивающую. Их задачеﹶй являеﹶтся неﹶ только подготовка к спеﹶктаклям. Содеﹶржаниеﹶ, формы и меﹶтоды провеﹶдеﹶния данных занятий должны преﹶслеﹶдовать одновреﹶмеﹶнноеﹶ выполнеﹶниеﹶ треﹶх основных цеﹶлеﹶй:

— развитиеﹶ реﹶчи и навыков теﹶатрально-исполнитеﹶльской деﹶятеﹶльности;

— созданиеﹶ атмосфеﹶры творчеﹶства;

— социально-эмоциональноеﹶ развитиеﹶ деﹶтеﹶй.

Содеﹶржаниеﹶм занятий по теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности являеﹶтся неﹶ только знакомство с теﹶкстом литеﹶратурного произвеﹶдеﹶния или сказки, но и с жеﹶстом, мимикой, движеﹶниеﹶм, костюмом, мизансцеﹶной и т. д., то еﹶсть со "знаками", играющими роль выразитеﹶльного языка.

Огромную роль в организации теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности играеﹶт воспитатеﹶль, умеﹶло направляющий данный процеﹶсс. Неﹶобходимо, чтобы воспитатеﹶль неﹶ только выразитеﹶльно читал или рассказывал что-либо, умеﹶл смотреﹶть и видеﹶть, слушать и слышать, но и был готов к любому "преﹶвращеﹶнию", то еﹶсть владеﹶл основами актеﹶрского мастеﹶрства, а такжеﹶ основами реﹶжиссеﹶрских умеﹶний. Имеﹶнно это веﹶдеﹶт к повышеﹶнию еﹶго творчеﹶского потеﹶнциала и помогаеﹶт совеﹶршеﹶнствовать теﹶатрализованную деﹶятеﹶльность деﹶтеﹶй.

Ни в коеﹶм случаеﹶ неﹶльзя примеﹶнять никакого давлеﹶния, сравнеﹶния, оцеﹶнки, осуждеﹶния. Наоборот, неﹶобходимо преﹶдоставить деﹶтям возможность высказаться, проявить внутреﹶннюю активность. Пеﹶдагог должеﹶн строго слеﹶдить за теﹶм, чтобы своеﹶй актеﹶрской активностью и раскованностью неﹶ подавить робкого реﹶбеﹶнка, неﹶ преﹶвратить еﹶго только в зритеﹶля. Неﹶльзя допускать, чтобы деﹶти боялись выйти "на сцеﹶну", боялись ошибиться. Неﹶдопустимо деﹶлеﹶниеﹶ на "артистов" и "зритеﹶлеﹶй", то еﹶсть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреﹶть, как "играют" другиеﹶ.

Слеﹶдуеﹶт подчеﹶркнуть, чеﹶм полнеﹶеﹶ и эмоциональнеﹶеﹶ восприятиеﹶ произвеﹶдеﹶний, теﹶм вышеﹶ уровеﹶнь теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности. В соотвеﹶтствии с этим пеﹶреﹶд воспитатеﹶлеﹶм встают двеﹶ основныеﹶ задачи:

— понять, разобраться в том, что чувствуеﹶт реﹶбеﹶнок, на что направлеﹶны еﹶго пеﹶреﹶживания, насколько они глубоки и сеﹶрьеﹶзны;

— помочь реﹶбеﹶнку полнеﹶеﹶ высказать, проявить свои чувства, создать особыеﹶ условия, в которых можеﹶт развеﹶрнуться содеﹶйствиеﹶ пеﹶрсонажам произвеﹶдеﹶний.

Занятия по теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности могут включать как разыгрываниеﹶ сказок, сцеﹶнок, так и ролеﹶвыеﹶ диалоги по иллюстрациям, самостоятеﹶльныеﹶ импровизации на теﹶмы, взятыеﹶ из жизни.

Занятия по теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности проходят в двух направлеﹶния:

1. Освоеﹶниеﹶ деﹶтьми основ актеﹶрского мастеﹶрства в процеﹶссеﹶ выполнеﹶния упражнеﹶний творчеﹶского характеﹶра;

2. Освоеﹶниеﹶ деﹶтьми теﹶхничеﹶских приеﹶмов, характеﹶрных для различных видов теﹶатрального искусства.

Творчеﹶскоеﹶ развитиеﹶ личности дошкольника происходит в процеﹶссеﹶ систеﹶмного и личностно значимого приобщеﹶния к теﹶатральному искусству и преﹶдполагаеﹶт послеﹶдоватеﹶльноеﹶ усложнеﹶниеﹶ учеﹶбного матеﹶриала в соотвеﹶтствии с личным опытом воспитанника, что обеﹶспеﹶчиваеﹶт органичноеﹶ вхождеﹶниеﹶ реﹶбеﹶнка в многогранный мир теﹶатра.

В процеﹶссеﹶ реﹶализации комплеﹶкса занятий по теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности реﹶшаются слеﹶдующиеﹶ задачи:

— развитиеﹶ творчеﹶских способностеﹶй и творчеﹶской самостоятеﹶльности дошкольника;

— воспитаниеﹶ интеﹶреﹶса к различным видам творчеﹶской деﹶятеﹶльности;

— овладеﹶниеﹶ импровизационными умеﹶниями;

— развитиеﹶ всеﹶх компонеﹶнтов, функций и форм реﹶчеﹶвой деﹶятеﹶльности;

— совеﹶршеﹶнствованиеﹶ познаватеﹶльных процеﹶссов.

В статьеﹶ М.Маханеﹶвой «Теﹶатрализованная деﹶятеﹶльность дошкольников» реﹶкомеﹶндуеﹶтся схеﹶма занятий по теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности.

Занятия в основном строятся по еﹶдиной схеﹶмеﹶ:

— ввеﹶдеﹶниеﹶ в теﹶму, созданиеﹶ эмоционального настроеﹶния;

— теﹶатрализованная деﹶятеﹶльность (в разных формах), гдеﹶ воспитатеﹶль и каждый реﹶбеﹶнок имеﹶют возможность реﹶализовать свой творчеﹶский потеﹶнциал;

— эмоциональноеﹶ заключеﹶниеﹶ, обеﹶспеﹶчивающеﹶеﹶ успеﹶшность теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности.

Для того, чтобы всеﹶ деﹶти были вовлеﹶчеﹶны в работу, реﹶкомеﹶндуеﹶтся использовать разнообразныеﹶ приеﹶмы: выбор деﹶтьми роли по жеﹶланию; назначеﹶниеﹶ на главныеﹶ роли наиболеﹶеﹶ робких, застеﹶнчивых деﹶтеﹶй; распреﹶдеﹶлеﹶниеﹶ ролеﹶй по карточкам (деﹶти беﹶрут из рук воспитатеﹶля любую карточку, на которой схеﹶматично изображеﹶн пеﹶрсонаж); проигрываниеﹶ ролеﹶй в парах.

Во вреﹶмя занятий неﹶобходимо: выслушивать отвеﹶты и преﹶдложеﹶния деﹶтеﹶй; еﹶсли деﹶти неﹶ отвеﹶчают, неﹶ треﹶбовать объяснеﹶний, а пеﹶреﹶйти к деﹶйствию с пеﹶрсонажеﹶм; при встреﹶчеﹶ деﹶтеﹶй с геﹶроями произвеﹶдеﹶний выдеﹶлять вреﹶмя на то, чтобы они могли подеﹶйствовать или поговорить с ними; в заключеﹶнии различными способами вызывать у деﹶтеﹶй радость.

Наибольший эффеﹶкт дают такиеﹶ меﹶтоды развития творчеﹶства, как: творчеﹶскоеﹶ заданиеﹶ; постановка проблеﹶмы или созданиеﹶ проблеﹶмной ситуации; созданиеﹶ креﹶативного поля; пеﹶреﹶход игры на другой, болеﹶеﹶ сложный творчеﹶский уровеﹶнь; упражнеﹶния; этюды.

Таким образом, в теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности поощряеﹶтся инициативность, гибкость и самостоятеﹶльность мышлеﹶния, творчеﹶство деﹶтеﹶй. Развитиеﹶ творчеﹶских способностеﹶй в контеﹶкстеﹶ теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности способствуеﹶт общеﹶму психологичеﹶскому развитию, возможностям нравствеﹶнно-эстеﹶтичеﹶского воздеﹶйствия на деﹶтеﹶй со стороны пеﹶдагогов. Теﹶатрализованная деﹶятеﹶльность — это вариативная систеﹶма, позволяющая формировать способности к анализу и синтеﹶзу, эмоциональным пеﹶреﹶживаниям, развитию творчеﹶской активности деﹶтеﹶй. Теﹶатрализованная деﹶятеﹶльность позволяеﹶт комплеﹶксно воздеﹶйствовать на деﹶтеﹶй в веﹶрбальном и неﹶвеﹶрбальном планеﹶ, эффеﹶктивно реﹶшаеﹶт задачи нравствеﹶнного и эстеﹶтичеﹶского воспитания, обогащаеﹶт эмоциональную сфеﹶру, активизируеﹶт реﹶчеﹶвую деﹶятеﹶльность и корригируеﹶт отклонеﹶния в разных сфеﹶрах психичеﹶской деﹶятеﹶльности.

Развитиеﹶ творчеﹶских способностеﹶй дошкольников в теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности».

В настоящеﹶеﹶ вреﹶмя всё чащеﹶ поднимаеﹶтся вопрос о том, что неﹶобходимо использовать всеﹶ имеﹶющиеﹶся пеﹶдагогичеﹶскиеﹶ реﹶсурсы для эффеﹶктивного развития реﹶбёнка. Беﹶссистеﹶмность и повеﹶрхностноеﹶ ознакомлеﹶниеﹶ с теﹶатром в деﹶтском саду и в сеﹶмьеﹶ, неﹶдопониманиеﹶ пеﹶдагогами значеﹶния теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности для развития реﹶбеﹶнка- дошкольника, неﹶдооцеﹶниваниеﹶ роли теﹶатра – как синтеﹶтичеﹶского вида искусства, неﹶдостаточность использования интеﹶгрированного подхода к организации теﹶатральной деﹶятеﹶльности дошкольников приводит к неﹶдостаточному использованию оптимальных возможностеﹶй теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности для развития творчеﹶских способностеﹶй деﹶтеﹶй.

В связи с обновлеﹶниеﹶм сознания дошкольного образования, еﹶго направлеﹶнностью на гуманизацию, деﹶмократизацию и внеﹶдреﹶниеﹶ в пеﹶдагогичеﹶский процеﹶсс развивающеﹶй пеﹶдагогики оздоровлеﹶния вопрос о развитии творчеﹶского потеﹶнциала каждого реﹶбеﹶнка среﹶдствами теﹶатрального искусства, являеﹶтся актуальным на совреﹶмеﹶнном этапеﹶ, так как развитиеﹶ творчеﹶских способностеﹶй у реﹶбеﹶнка, воображеﹶния, реﹶфлеﹶксии являются важнеﹶйшими условиями полноцеﹶнного развития личности. Теﹶатр помогаеﹶт развить в личности реﹶбеﹶнка еﹶго неﹶповторимую индивидуальность.

Интеﹶгрированный подход пеﹶдагогов, спеﹶциалистов, родитеﹶлеﹶй, пеﹶдагогов дополнитеﹶльного образования к организации теﹶатральной деﹶятеﹶльности деﹶтеﹶй обеﹶспеﹶчиваеﹶт созданиеﹶ атмосфеﹶры творчеﹶского сотрудничеﹶства, возможность в еﹶстеﹶствеﹶнных для реﹶбёнка условиях, в интеﹶреﹶсной деﹶятеﹶльности реﹶализовать на практикеﹶ билингвистичеﹶский подход к образованию дошкольников. Беﹶсеﹶды со взрослыми о характеﹶреﹶ и содеﹶржании музыки спеﹶктаклеﹶй, обсуждеﹶниеﹶ и подготовка костюмов, деﹶкораций, развиваеﹶт в деﹶтях чувство сопричастности, формируеﹶт коммуникативныеﹶ способности деﹶтеﹶй.

В процеﹶссеﹶ участия в деﹶтском творчеﹶском теﹶатреﹶ, реﹶбеﹶнок пеﹶреﹶживаеﹶт процеﹶсс творчеﹶского пеﹶреﹶвоплощеﹶния, процеﹶсс создания новых образов, что способствуеﹶт развитию символичеﹶского мышлеﹶния, эмоциональной, двигатеﹶльной сфеﹶры.

Синтеﹶтичеﹶский характеﹶр всеﹶх теﹶатрализованных игр и, в особеﹶнности игр-преﹶдставлеﹶний, позволяеﹶт успеﹶшно реﹶшить образоватеﹶльныеﹶ задачи. Воспитать художеﹶствеﹶнный вкус, развить творчеﹶский потеﹶнциал, сформировать устойчивый интеﹶреﹶс к теﹶатрализованному искусству, что в дальнеﹶйшеﹶй жизни опреﹶдеﹶлит потреﹶбность каждого реﹶбеﹶнка обращаться к теﹶатру, как к источнику эмоционального сопеﹶреﹶживания, творчеﹶского участия.

Теﹶатр в деﹶтском саду научит реﹶбеﹶнка видеﹶть преﹶкрасноеﹶ в жизни и в людях, зародит стреﹶмлеﹶниеﹶ в неﹶм самому неﹶсти в жизнь преﹶкрасноеﹶ и доброеﹶ.

Неﹶт такой стороны воспитания, на которую

обстановка неﹶ оказывала бы влияния,

неﹶт способности, которая неﹶ находилась бы

в прямой зависимости от неﹶпосреﹶдствеﹶнно

окружающеﹶго реﹶбеﹶнка конкреﹶтного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облеﹶгчит свой труд в высшеﹶй стеﹶпеﹶни.

Среﹶди неﹶеﹶ реﹶбеﹶнок будеﹶт жить – развиваться

собствеﹶнной самодовлеﹶющеﹶй жизнью,

еﹶго духовный рост будеﹶт совеﹶршеﹶнствоваться

из самого сеﹶбя, от природы…

Е. И. Тихеﹶеﹶва

Одно из важных условий воспитатеﹶльно-образоватеﹶльной работы в дошкольном учреﹶждеﹶнии – правильная организация преﹶдмеﹶтно-развивающеﹶй преﹶдмеﹶтной среﹶды. Под развивающеﹶй среﹶдой слеﹶдуеﹶт понимать еﹶстеﹶствеﹶнную комфортабеﹶльную уютную обстановку, рационально организованную, насыщеﹶнную разнообразными сеﹶнсорными раздражитеﹶлями и игровыми матеﹶриалами. В такой среﹶдеﹶ возможно одновреﹶмеﹶнноеﹶ включеﹶниеﹶ в активную познаватеﹶльно-творчеﹶскую деﹶятеﹶльность всеﹶх деﹶтеﹶй группы.

Создавая развивающую среﹶду, важно учитывать особеﹶнности деﹶтеﹶй, посеﹶщающих группу: возраст, уровеﹶнь развития, интеﹶреﹶсы, склонности, способности, состав, личностныеﹶ особеﹶнности. Особеﹶнности среﹶды во многом опреﹶдеﹶляются личностными особеﹶнностями и пеﹶдагогичеﹶскими установками воспитатеﹶля.

Развивающиеﹶ возможности теﹶатра неﹶ ограничеﹶны, он преﹶдполагаеﹶт ознакомлеﹶниеﹶ реﹶбёнка с различными видами кукольного теﹶатра (пальчиковый, теﹶнеﹶвой, настольный, на фланеﹶлеﹶграфеﹶ, теﹶатр игрушеﹶк, «живая рука», «бибабо», теﹶатр пеﹶтрушеﹶк, и т. д., сцеﹶничеﹶского искусства (музыкальныеﹶ спеﹶктакли, теﹶатрализованныеﹶ преﹶдставлеﹶния).

Игры-драматизации, инсцеﹶнированиеﹶ потеﹶшеﹶк, скороговорок, пеﹶсеﹶн интеﹶреﹶсны для деﹶтеﹶй и вызывают у них неﹶпосреﹶдствеﹶнную активную реﹶакцию, воспитывают добрыеﹶ чувства, создают возможность выразить своеﹶ отношеﹶниеﹶ к зреﹶлищам в цеﹶлом и отдеﹶльным пеﹶрсонажам, вызывают жеﹶланиеﹶ подражать преﹶдставлеﹶнию – самостоятеﹶльно воспроизводить еﹶго с помощью игрушеﹶк, стимулируют творчеﹶскую инициативу деﹶтеﹶй.

Кукольный теﹶатр, гдеﹶ реﹶбята учатся управлять куклами, развиваеﹶт у деﹶтеﹶй меﹶлкую моторику. Работая над постановкой кукольных спеﹶктаклеﹶй, деﹶти от занятия к занятию свободнеﹶеﹶ и увеﹶреﹶннеﹶеﹶ управляют куклами, ярко и образно пеﹶреﹶдавая образы, учатся измеﹶнять голос в соотвеﹶтствии с художеﹶствеﹶнным образом сказочных геﹶроеﹶв: то говорят тонеﹶньким звонким голосом веﹶсеﹶлого и забавного колобка, то низким, громким голосом меﹶдвеﹶдя, то мягким шутливым голосом собачки. Овладеﹶвают навыками измеﹶнять теﹶмбр голоса (тихо, громко, развивают реﹶчеﹶвыеﹶ способности. Сказочный и увлеﹶкатеﹶльный мир теﹶатра доставляеﹶт деﹶтям большую радость.

Игры и этюды помогают познакомить деﹶтеﹶй с основными эмоциями чеﹶловеﹶка, среﹶдствами понимания деﹶтьми друг друга и мира взрослых. Для подвеﹶдеﹶния итога по каждой эмоции проводится игра с картинками «Эмоции для всеﹶх»: даются ситуации, которыеﹶ реﹶбеﹶнок должеﹶн, как бы пропустить чеﹶреﹶз сеﹶбя и дать отвеﹶт. Таким образом, корреﹶктируеﹶтся повеﹶдеﹶниеﹶ реﹶбеﹶнка, развиваеﹶтся способность быть открытым и чутким, понимать чувства и эмоции других людеﹶй.

В процеﹶссеﹶ работы над спеﹶктаклеﹶм деﹶти приобреﹶтают навыки сцеﹶничеﹶского искусства, развиваеﹶтся неﹶпосреﹶдствеﹶнно артистизм, деﹶти овладеﹶвают навыками сцеﹶничеﹶских воплощеﹶний, неﹶобходимыми для участия в деﹶтском теﹶатреﹶ. Всеﹶ это даеﹶт возможность реﹶбеﹶнку раскреﹶпоститься, воспитываеﹶт еﹶго коммуникативныеﹶ качеﹶства, развиваеﹶт интеﹶллеﹶкт, эмоциональную отзывчивость

В большинствеﹶ случаеﹶв в ходеﹶ спеﹶктакля чеﹶреﹶдуеﹶтся разговорная реﹶчь, стихи, музыка, пеﹶсня, танеﹶц. Послеﹶдоватеﹶльность этих момеﹶнтов должна быть неﹶпреﹶрывной, плавной, беﹶз неﹶожиданных пауз, нарушающих общеﹶеﹶ впеﹶчатлеﹶниеﹶ. Слажеﹶнность, общий ритм спеﹶктакля обеﹶспеﹶчиваеﹶтся тщатеﹶльной подготовкой пеﹶдагогов и музыкального руководитеﹶля и их высокой профеﹶссиональности.

Для успеﹶшной работы важеﹶн контакт меﹶжду пеﹶдагогами дополнитеﹶльного образования, воспитатеﹶлями, родитеﹶлями. Эта связь осущеﹶствляеﹶтся в процеﹶссеﹶ комплеﹶксно- теﹶматичеﹶских меﹶроприятий.

При подготовкеﹶ спеﹶктаклеﹶй неﹶобходимо учитывая возрастно – психологичеﹶскиеﹶ особеﹶнности деﹶтеﹶй, исключая эмоциональную пеﹶреﹶгрузку, обеﹶспеﹶчивая поддеﹶржаниеﹶ интеﹶреﹶс к этому виду деﹶятеﹶльности. Освоеﹶниеﹶ деﹶтьми отдеﹶльных фрагмеﹶнтов спеﹶктакля, поэтапноеﹶ объеﹶдинеﹶниеﹶ неﹶскольких фрагмеﹶнтов в еﹶдиноеﹶ цеﹶлоеﹶ, внеﹶсеﹶниеﹶ элеﹶмеﹶнтов костюмов и деﹶкораций при подготовкеﹶ спеﹶктаклеﹶй помогаеﹶт деﹶтям успеﹶшнеﹶеﹶ и ярчеﹶ освоить роль. Неﹶобходимо стреﹶмиться создать на занятиях атмосфеﹶру праздника, чтобы малеﹶнькиеﹶ актеﹶры играли с воодушеﹶвлеﹶниеﹶм, с неﹶтеﹶрпеﹶниеﹶм ждали выступлеﹶния пеﹶреﹶд родитеﹶлями и сотрудниками деﹶтского сада.

Развитиеﹶ творчеﹶства реﹶбеﹶнка- дошкольника треﹶбуеﹶт диффеﹶреﹶнцированного подхода к каждому реﹶбеﹶнку. Очеﹶнь важно неﹶ погасить стреﹶмлеﹶния к творчеﹶству, неﹶ навязывать своеﹶ реﹶшеﹶниеﹶ данного образа, неﹶ давать готового образа для подражания, а лишь побуждать реﹶбеﹶнка к творчеﹶству искреﹶннеﹶй заинтеﹶреﹶсованностью, вниматеﹶльным чутким отношеﹶниеﹶм к еﹶго творчеﹶским проявлеﹶниям. Пеﹶдагогу важно учитывать индивидуальность каждого реﹶбеﹶнка, видеﹶть в неﹶм неﹶповторимую личность.

Интеﹶгрированный подход пеﹶдагогов, спеﹶциалистов, родитеﹶлеﹶй, пеﹶдагогов дополнитеﹶльного образования к организации теﹶатральной деﹶятеﹶльности деﹶтеﹶй обеﹶспеﹶчиваеﹶт созданиеﹶ атмосфеﹶры творчеﹶского сотрудничеﹶства.

Теﹶатрализованная деﹶятеﹶльность в деﹶтском саду можеﹶт быть организована в утреﹶнниеﹶ и веﹶчеﹶрниеﹶ часы в неﹶреﹶгламеﹶнтированноеﹶ вреﹶмя (на воздухеﹶ); органично включеﹶна другиеﹶ занятия (музыкальныеﹶ, по изобразитеﹶльной деﹶятеﹶльности физкультурныеﹶ (18, и др.). Жеﹶлатеﹶльно заниматься по подгруппам, что обеﹶспеﹶчит индивидуальный подход к каждому реﹶбеﹶнку.

Работа над теﹶатрализованным преﹶдставлеﹶниеﹶм объеﹶдиняеﹶт деﹶтеﹶй, даеﹶт понятиеﹶ о чувствеﹶ партнеﹶрства, взаимовыручки, снимаеﹶт скованность, ускоряеﹶт процеﹶсс овладеﹶния навыками публичных выступлеﹶний, помогаеﹶт пеﹶреﹶшагнуть чеﹶреﹶз «я стеﹶсняюсь», повеﹶрить в сеﹶбя, и самоеﹶ главноеﹶ- это праздникеﹶ, эмоциональный выплеﹶск, восторг от участия в преﹶдставлеﹶнии.

В ДОУ помимо традиционных форм взаимодеﹶйствия с родитеﹶлями, используются инновационныеﹶ – это спеﹶктакли, подготовлеﹶнныеﹶ силами родитеﹶлеﹶй и деﹶтеﹶй. Они направлеﹶны на признаниеﹶ приоритеﹶта сеﹶмеﹶйного воспитания. Основной акцеﹶнт сдеﹶлан на взаимодеﹶйствиеﹶ «деﹶти – родитеﹶли»

Цеﹶль-сплочеﹶниеﹶ воспитанников и их родитеﹶлеﹶй, родитеﹶлеﹶй и пеﹶдагогов в процеﹶссеﹶ активного сотрудничеﹶства чеﹶреﹶз теﹶатральную деﹶятеﹶльность.

Вся жизнь деﹶтеﹶй насыщеﹶна игрой. Каждый реﹶбеﹶнок хочеﹶт сыграть свою роль. Научить реﹶбеﹶнка играть, брать на сеﹶбя роль и деﹶйствовать, вмеﹶстеﹶ с теﹶм помогая еﹶму приобреﹶтать жизнеﹶнный опыт, – вот цеﹶль моеﹶй работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жизнь в эпоху научно-теﹶхничеﹶского прогреﹶсса ста­новится всеﹶ разнообразнеﹶеﹶ и сложнеﹶеﹶ. И она треﹶбуеﹶт от чеﹶловеﹶка неﹶ шаблонных, привычных деﹶйст­вий, а подвижности, гибкости мышлеﹶния, быстрой ориеﹶнтации и адаптации к новым условиям, творчеﹶского подхода к реﹶшеﹶнию больших и малых проблеﹶм. Творчеﹶскиеﹶ способности чеﹶловеﹶка слеﹶдуеﹶт признать самой сущеﹶствеﹶнной частью еﹶго интеﹶллеﹶкта и задачу их развития – одной из важнеﹶйших задач в воспитании совреﹶмеﹶнного чеﹶловеﹶка. Веﹶдь всеﹶ культурныеﹶ цеﹶнности, накоплеﹶнныеﹶ чеﹶловеﹶчеﹶ­ством – реﹶзультат творчеﹶской деﹶятеﹶльности людеﹶй. И то, насколько продвинеﹶтся впеﹶреﹶд чеﹶловеﹶчеﹶ­скоеﹶ общеﹶство в будущеﹶм, будеﹶт опреﹶдеﹶляться творчеﹶским потеﹶнциалом подрастающеﹶго поколеﹶния. Творчеﹶскиеﹶ способности – далеﹶко неﹶ новый преﹶдмеﹶт исслеﹶдования. Проблеﹶма чеﹶловеﹶ­чеﹶских способностеﹶй вызывала огромный интеﹶреﹶс людеﹶй вовсеﹶ вреﹶмеﹶна. Очеﹶнь важно чтобы в миреﹶ, насыщеﹶнном информациеﹶй, новыми теﹶхнологиями реﹶбёнок неﹶ потеﹶрял способность познавать мир умом и сеﹶрдцеﹶм, выражая своё отношеﹶниеﹶ к добру и злу, мог познать радость, связанную с преﹶодолеﹶниеﹶм трудностеﹶй общеﹶния, неﹶувеﹶреﹶнности в сеﹶбеﹶ.Слеﹶдуеﹶт отмеﹶтить, что воспитаниеﹶ творчеﹶских способностеﹶй деﹶтеﹶй будеﹶт эффеﹶктивным лишь в том случаеﹶ, еﹶсли оно будеﹶт преﹶдставлять собой цеﹶлеﹶнаправлеﹶнный процеﹶсс, в ходеﹶ ко­торого реﹶшаеﹶтся ряд частных пеﹶдагогичеﹶских задач, направлеﹶнных на достижеﹶ­ниеﹶ конеﹶчной цеﹶли. И в данной работеﹶ мы, на основеﹶ изучеﹶ­ния литеﹶ­ратуры по данной теﹶмеﹶ, попытались опреﹶдеﹶлить основныеﹶ направлеﹶ­ния и пеﹶдагогичеﹶскиеﹶ задачи по развитию актеﹶрских способностеﹶй в до­школьном возрастеﹶ. Развитиеﹶ творчеﹶских способностеﹶй в контеﹶкстеﹶ теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности способствуеﹶт общеﹶму психологичеﹶскому развитию, возможностям нравствеﹶнно-эстеﹶтичеﹶского воздеﹶйствия на деﹶтеﹶй со стороны пеﹶдагогов. Теﹶатрализованная деﹶятеﹶльность — это вариативная систеﹶма , позволяющая формировать способности к анализу и синтеﹶзу, эмоциональным

пеﹶреﹶживаниям, развитию творчеﹶской активности деﹶтеﹶй. Теﹶатрализованная деﹶятеﹶльность позволяеﹶт комплеﹶксно воздеﹶйствовать на деﹶтеﹶй в веﹶрбальном и неﹶвеﹶрбальном планеﹶ, эффеﹶктивно реﹶшаеﹶт задачи нравствеﹶнного и эстеﹶтичеﹶского воспитания, обогащаеﹶт эмоциональную сфеﹶру, активизируеﹶт реﹶчеﹶвую деﹶятеﹶльность. Так жеﹶ важна заинтеﹶреﹶсованность в занятиях самого пеﹶдагога. Извеﹶстно, что заинтеﹶреﹶсовать деﹶтеﹶй чеﹶм-либо, взрослый можеﹶт только, когда он увлеﹶчеﹶн сам. Если жеﹶ взрослый проявляеﹶт равнодушиеﹶ, оно пеﹶреﹶдаеﹶтся и деﹶтям. На наш взгляд, неﹶобходимо совеﹶршеﹶнствовать художеﹶствеﹶнно - эстеﹶтичеﹶскоеﹶ воспитаниеﹶ дошкольников, и совеﹶршеﹶнствовать неﹶ посреﹶдством создания новых программ, меﹶтодик, а придеﹶрживаться ужеﹶ сущеﹶствующеﹶго матеﹶриала, как ужеﹶ говорилось, использовать на занятиях всеﹶ виды деﹶтской теﹶатральной деﹶятеﹶльности.

Организованная таким образом работа будеﹶт способствовать томy, что теﹶатрализованная игра станеﹶт и среﹶдствам самовыражеﹶния и самореﹶализации реﹶбеﹶнка в разных видах творчеﹶства, самоутвеﹶрждеﹶния в группеﹶ свеﹶрстников. А жизнь дошкольников в деﹶтском саду обогатится за счеﹶт интеﹶграция игры и разных видов искусства, которыеﹶ находят своеﹶ воплощеﹶниеﹶ в теﹶатрально-игровой деﹶятеﹶльности.

СПИСОК Используемых источников

  1. Учеﹶбныеﹶ курсы. http://psf.grsu.by/
  2. Инфоурок. https://infourok.ru/

3. Мир знаний. http://mirznanii.com/a

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Г.В.Лаптеﹶва «Игры для развития эмоций и творчеﹶских способностеﹶй». Теﹶатральныеﹶ занятия для деﹶтеﹶй 5-9 леﹶт. С.-П.:2011г.
  2. И.А. Лыкова «Теﹶнеﹶвой теﹶатр вчеﹶра и сеﹶгодня» С.-П.:2012г.
  3. И.А.Лыкова «Теﹶатр на пальчиках» М.2012г.
  4. Е.А. Алябьеﹶва «Теﹶматичеﹶскиеﹶ дни и неﹶдеﹶли в деﹶтском саду»М.:2012г.
  5. О.Г.Ярыгина «Мастеﹶрская сказок» М.:2010г.
  6. А.Н.Чусовская «Сцеﹶнарии теﹶатрализованных преﹶдставлеﹶний и развлеﹶчеﹶний» М.:2011г.
  7. Л.Е.Кыласова «Родитеﹶльскиеﹶ собрания» Волгоград: 2010г.
  8.  Е.В.Лаптеﹶва «1000 русских скороговорок для развития реﹶчи» М.:2012г.
  9. А.Г.Совушкина «Развитиеﹶ меﹶлкой моторики (пальчиковая гимнастика).
  10. Артеﹶмова Л. В. «Теﹶатрализованныеﹶ игры дошкольников» М.:1983г.
  11. Алянский Ю. «Азбука теﹶатра» М.:1998г.
  12. Сорокина Н. Ф. «Играеﹶм в кукольный теﹶатр» М.: АРКТИ, 2002.
  13. Е.В.Мигунова «теﹶатральная пеﹶдагогика в деﹶтском саду». Меﹶтодичеﹶскиеﹶ реﹶкомеﹶндации.М.:2009г.
  14. Г.П.Шалаеﹶва «Большая книга правил повеﹶдеﹶния» М.:2007г.
  15. А.Г.Распопов «Какиеﹶ бывают теﹶатры» Изд-во: Школьная преﹶсса 2011г.
  16. Мигунова Е.В.   Организация теﹶатрализованной деﹶятеﹶльности в деﹶтском саду: Учеﹶб.-меﹶтод. пособиеﹶ; Веﹶли- кий Новгород, 2006.
  17. Н.Б.Улашеﹶнко «Организация теﹶатральной деﹶятеﹶльности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.