Духовно-нравственное развитие младших школьников посредством участия последних в творческой деятельности
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
«…Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в год детства», - писал В.А Сухомлинский.
Эти хорошо известные слова не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в сегодняшнее тревожное и нестабильное время. И, действительно, сейчас, как никогда ранее, судьба человека зависит от того, как он воспитан.
Все без исключения столетия общество возвышенно оценивали религиозно-высоконравственную культурность. Глубочайшие общественно-финансовые преображении, совершающиеся в нынешнем мире, вынуждают нас рассуждать о перспетиве Российской федерации, о ее молодого поколения. На сегодняшнее время измятые высоконравственные ориентиры, растущее происхождение возможно винить в бездуховности, безверии, враждебности. По этой причине значимость трудности обучения младших школьников связана, по крайней мере,, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек существует и формируется, охваченный большим количеством различных ключей мощного влияния на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) каждый день обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, в еще только лишь формирующуюся область нравственности.
В-третьих,само согласно себя обучение никак не обеспечивает высочайшей степени религиозно-высоконравственной воспитанности,поскольку культурность-данное свойство персоны, характеризующее в обыденном действии лица его подход к иным народам в базе почтения и дружелюбности к любому человеку.
К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение высоконравственными познаниями немаловажно и вследствии того, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и представляют понятия о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой устанавливается цель подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и создавать свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Разрешение данной проблемы связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них -абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Л.Б.Буева считает,что духовность- это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.
В сегодняшние времена школа – средоточие многих проблем, которые переживает государство. Но тем не менее, она остается своеобразным островком, где несмотря ни на что, бурлит напряженная жизнь с ее проблемами и радостями, неудачами и успехами. Школу часто сравнивают с кораблем, где есть свой капитан, команда, матросы. Плывет этот корабль вопреки штормам к намеченной цели. Успех плавания зависит от многих причин и прежде всего от того, есть ли в этой команде взаимопонимание, доверие, доброта, радость, поддержка, честность, справедливость и т.д. А все эти духовно-нравственные критерии, ценности обязаны прививать детям мы взрослые – воспитатели, учителя, родители.
Надо согласиться, что путь возрождения нравственного здоровья нашего общества лёгким и скорым не будет. И возрождение это зависит от каждого из нас. Будем помнить, что есть время сеять, время ухаживать за посевами и время убирать урожай, ведь народная мудрость гласит:
Посеешь Поступок – пожнёшь Привычку;
Посеешь Привычку – пожнёшь Характер;
Посеешь Характер – пожнёшь Судьбу.
Как высказавылся К.Д.Ушинский: «Духовная атмосфера в школе живет не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже переходит в характер воспитанников».
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
1.1. Сущность и природа нравственности
В сжатом словаре согласно философии представление нравственности приравнено к суждению мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (аргументы действий, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и социальным единым (коллективом, классом, народом, окружением)».
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Моральный уклад жизни человека существеннее обихода материального. «Принадлежащий к одной серидине внутреннего обихода, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Любое самоотвержение имеет шаг моральный, благой нравственности, отваги».
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Мыслители разных столетий трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в античной Греции в работах Аристотеля о высоконравственном народе рассказывалось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Так как о высоконравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным именуют справедливого, отважного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
В академической литературе указывается, что мораль возникла на заре формирования общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Следуя моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим эталоном. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».
А что же говорить о детях?
В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».Также он считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» .
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.
О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение – понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.
Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.
Нравственная нацеленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заклю в ее готовности утверждать идеалы общества в сферы деятельности.
В время говорил, что, приучая слушать высокие о нравственности, смысл не понятен, а е- не прочувствован детьми,мы лицемеров, которым тем иметь пороки, что мы им ширмы для этих пороков.
Проанализировав вопрос, можно к выводу, что ос критериями человека могут ься его убеждения, принципы, ценностные ации, а поступки по отношению к и незнакомым людям. Отсюда , что нравственным считать человека, для нормы, правила и морали выступают его взгляды и убеждения (), как привычные поведения.
Привычное формируют повторенные . Оно стабильно человеку в одинаковых, по условиях всегда так, нужно.
1.2. Методы и духовно-нравственного воспитания школьников
мотивы руководят поступками человека, его размышлять соответствующим образа действий. достичь от учеников осознанного, обоснованного , учитель классов ведет нную работу формированием мотивов, их развитием. В процессе учитель из общественных требова времени. А поэтому мотивы не основа нравст поведения, но и довольно итог воспитания.
понятия о су нравственного воспитания иков меняются не под влиянием научных пций, но и реальных в области воспитания. аненный в не так давно года к воспитательной ориентировал учителя на формы передачи . Поэтому длительные монологи в ании с отдельными . Очевидно не хватало уального , опоры на жизненный ребенка, учета личных особенностей.
инструментом, которого учитель на и организует деятельность , являются обычно зада, которые он перед ребенком. их эффективности необходимо, они были приняты , от чего зависит смысл для него. При необеспеченности заданий со педагога внутреннее их ржание для может резко с их объективным со и с замыслом учителя, .
Иными словами, воспитательные воздействия твуют положительных черт и нравственных только при , если возбуждают у учащихся внутреннее отношение и их собственное к моральному .
Как уже отмечалось, у нравственного сформированы устойчивые мотивы, которые его к тствующему поведению в , а формирование мотивов нрав поведения человека нравственное ание. На этом справедливым можно утверждение о , что формирования таких есть методы нравственного .
Традиционные методы воспитания аны на привитие школьникам и правил общественной жизни. часто они лишь в достаточно сильного контроля (взрослые, мнение, угроза наказания). показателем нравственных личности является контроль, действие ко приводит к эмоциональному дискомфорту, тву собой, если проверенные личным правила жизни.
Внутренний формируется благодаря деятельности в интеллектуальной, , эмоциональной, сферах. Готовность свои побуждения пред и знанию о человеческого бытия ает самооценку личности, чувство собственного тва. Сформированные контроля способствуют ому развитию нравственных личности в процессе ения и .
Педагогический смысл по духовно - нравственному ста личности младшего состоит в , чтобы помогать продвигаться от элементарных поведения к более уровню, требуется самостоятельность ятия решения и выбор.
В педагогической описывается методов и приемов воспитания. Очевидно, они не одинаково на формирование моти нравственного поведения. и особенно различных вер методов накоплено много, разобраться в них, вы адекватные целям и обстоятельствам помогает их упорядочение, . Но явления воспита очень сложны и , а потому единое еское для классификации способов педагогического найти трудно.
, например, по методы воздействия разделить на два :
- Влияния, создающие установки, , отношения, формирующие , понятия, идеи,
- , создающие привычки, ющие или иной поведения.
Наиболее и современной представляется клас, в которой такие группы :
- Методы разностороннего на сознание, чувства и учащихся в формирования у нравственных взглядов и (методы формирования личности);
- организации деятельности и опыта общественного поведения;
- стимулирования поведения и .
Первый правильно организованного – знание (понимание) тех норм и поведения, ко должны быть в процессе воспитания. Мотивы делятся на смыслообразующие и . Для начальных классов задачей является ование смыслообразующих . Ведь, , трудно воспитать, выработать качество, не добившись прежде ясного понимания этого . К влияниям, которые нравственные установки, ющие мотивы, отношения, представления, поня, идеи, относятся , получившие общее методов формирования личности.
этой группы важны и для прохождения важного воспитательного процесса – ования чувств, переживания требуемого ения. ученики остаются к педагогическому воздей, то, как известно, развивается и редко достигает намеченной . Глубокие чувства тогда, когда школьниками облекается в яркие, вол образы.
В учебных прежних лет этой назывались и выразительнее – методами , поскольку главное их – формирование убеждений. Не знания, а стимулируют поступки , поэтому не столько и суждения, нравственная уверен в общественной необходимости и полезности опреде типа должна формироваться на развития . Методы достигают , когда у иков сформировалась активно включаться в тренную содержанием деятельность.
в воспитательном ходе при использова разных приемов и : прочтение и ание притч, басен, рассказов; этические , разъяснения, внушения, , пример.
из методов имеет специфику и область ения. Невзирая на несложность, без исключе методы этой требуют большой квали. Разберем более по содержанию и применению ме словесно-эмоционального воздействия: , разъясне, этическую беседу и наглядно-практического воздейст пример.
В младших часто рассказ на этиче тему. Это эмоциональное изложение фактов и , имеющих нравственное . Воздействуя на , рассказ помогает понять и усво смысл моральных и норм поведения. рассказ не только содержание понятий, но и вызывает у положительное отношение к , соответствующим нравственным , влияет на .
У рассказа на этическую несколько функций:
- источником знаний,
- нравственный личности опытом дру людей,
- служить использования положительного ера в воспитании.
К эффективности этического относятся следующие:
должен соответствовать опыту иков. В младших он краток, эмоционален, , соответствует детей.
сопутствуется картинками, могут стать про живописи, фото, народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо по музыка-льное .
Ситуация имеет значение для этического рассказа. воздействие окружающей должно соответствовать и содержанию .
Рассказ производит впечатление только , когда выполняется . Неумелый, рассказчик не может на успех.
Рассказ должен переживаться . Нужно позаботиться, впечатления от него как можно дольше. воспитательное значение рассказа снижается только того, что после него дети к делу, нно отличному и посодержанию, и по , например к спортивному нию.
Объяснение –м эмоционально влияния на воспи. Важная черта, разъяснение от объясне и рассказа, – воздействия на данную группу отдельную личность. этого метода тся на знании класса и личностных ств членов . Для младших применяются рные приемы и разъяснения: «Действовать таким образом», « без исключения делают» и т. п.
Объяснение только там и тогда, когда действительно что-то пояснить, сооб о новейших нравственных , таким образом иять на его соз. Однако разъяснения не нужны там, речь идет, о и очевидных нормах ния в школе и :нельзя парту, грубить, плевать и. т.д. необходимы категорические . Разъяснение применяется:
а)ч сформировать закрепить новое качество или поведения;
б)для выработки отношения к определенному поступку, уже совершен.
В тике школьного воспитания разъяснение опирает некритическое школьником педагогического .Внушение, проникая но в психику, действует на в целом, установки и мотивы . Младшие школьники внушаемы. Учитель, на эту психики, должен ьзовать внушение в случах, когда должен при определенные установки. используется для усиле воздействия иных воспитания.
отметить, что неквалифицированном примене рассказ, разъяснение, могут форму нотации. , как известно, не достигает цели, а вызывает у воспитанников, желание вопреки. Нотация не формой убеждения.
В с учащимися возрастных групп широко этическая беседа. В литературе она и как привлечения учащихся обсуждения, анализа и выработки нравственных оце, и как разъяснения школьникам нравственности и их , и как средство системы мо представлений и понятий, в свою очередь упают в качестве для нравственных убеждений и .
Этическая беседа – систематического и последовательного знаний, участие обеих – воспитателя и воспитанников. выслушивает и учитывает , точки своих собеседников, свои отноше с ними на принципах и сотрудничества. еской беседа потому, что ее чаще всего ста нравственные, , этические проблемы. этической – углубление, упрочение понятий, обоб и закрепление знаний, системы нравствен взглядов и убеждений.
беседа – привлечения воспитанников к выра правильных оценок и по всем волнующим их во. Обсуждая , конкретные поступки, легче постигают их и значение.
Особенность этических в начальных классах в , что в них включать инсценировки, отрыв художественных произведений, деклама при этом нельзя вать, что в этической беседе должен живой об мнениями, диалог. ее проведения классному елю необходимо провести по углублению нравственных понятий, поведения, организуя деятельность детей.
этической зависит от соблюдения ряда условий:
Диалог носить проблемный . Воспитатель дол стимулировать нестандартные , помогать школьни самим находить на ответы.
допускать, чтобы беседа развивалась по зара составленному сценарию с за готовых подсказанных в ответов. Необходимо с относиться к мнениям , терпеливо и вырабатывать точку зрения.
допускать также, беседа в лекцию: воспитатель , воспитанники слушают. откровенно высказанные и сомнения воспитателю напра беседу таким образом, ученики сами к правиль пониманию сущности вопроса. Успех зави от того, насколько будет беседы, раскроют ли в воспитанники собственную .
Материал для обязан подобен эмоциональному воспитанников. Только опоре на реальный беседы на отвлеченные могут быть у.
В процессе беседы выявить и сопоставить точки зрения. мнение не может проигнорировано, это со всех точек – объективно, справедливости, культуры .
Правильное руководство беседой заключается в , чтобы ученикам самостоятельно к правильному выводу. учителю нужно смотреть на со или поступки ученика, понимать позицию и связанные с чувства.
В школе этическая имеет простую уру. Здесь предпочтителен путь: от конкретных , их оценки до обобщения и вывода.
Пример- метод силы. Его основывается на известной : явления, воспринимаемые , быстро и труда запечатлеваются в , потому что не ни раскодирования, ни перекодирования, в нуждается речевое воздействие. действует на уровне сигнальной системы, а – второй. дает конкретные для подражания и самым активно сознание, , убеждения, активизирует . Когда говорят о , предпалогают, прежде , пример конкретных людей – роди, воспитателей, друзей. Но воспитательную силу имеет и героев , фильмов, исторических елей, выдающихся .
Психологической основой служит ьность. Благодаря ей овладевают социальным и твенным опытом. Не подражательность непосредственный , часто мы ее наблюдаем в форме – это не механический , не автоматическое ение черт, , опыта определенной , не простое повторе отражение. – деятельность индивида. Ино очень сложно черту, где подража и где начинается . Часто творчество и тся в особенном, своеобразном .
Младшие копируют тех, кто на них наиболее впечатление. Согласно психологов, нную симпатию школьников вызывают отважные, волевые, , обладающие физической силой, йной фигурой, манерой общаться, чертами . При выборе примеров, учитывая закономерности личности, добиваться того, носители добрых были приятны и , а носители по вызывали неприязнь. отсутствии такого твия нужны меры по их . Высоконравственный, но персонаж уместно случае наделить и оценками, вызываемое им чувство , а порочного, но полюбившегося де «героя» суметь и доказательно . Столь же важно возможные случаи ения пассивно-созерцательных . Они не столько побудителем к , сколько предметом , бесплодной мечта.
Жизнь не только положительные, но и примеры.Обращать школьников на негативное в жизни и людей, последствия неправильных по, извлекать правильные не только желатель необхмо. Во месту приведенныйнегативный пример удержать воспитанника от поступка, форми понятие о .
Безусловно, что зависит и от личного воспитателя, его , отношения к , мировоззрения, качеств, авторитета. , что для тва младших авторитет учителя , они готовы подражать во всем. Однако положительного ера наставника увеличивается, он своей личностью, авторитетом действует и последовательно. этого, сила положительного педагога будет стать и тогда, воспитанники , что между словом и делом не расхождений, ко всем он ровно и доброжелательно.
В п литературе описывается и метод формирования личности, как . Он представляет активный нагретый на какую-то тему, ющую воспитанников. значимы , что убеждения, мотивы при столкновении и различных зрения. метод непростой, в основном в и старших классах. В школе можно использовать как , например, в этической .
Нужно отметить, в реальных педагогического процесса воспитания выступают в и противоречивом . Решающее здесь имеет не отдельных «уединенных» , а гармонично организованная их ема. Разумеется, на определенном этапе процесса тот или иной может применяться в или изолированном виде. Но соответственного подкрепления ими методами, без с ними он свое назначе, замедляет движение процесса к запланированной .
Гܲлܲаܲвܲа 2. Изучение развития духовно-нравственных у младших школьников
2.1. педагогической работы по духовно-нравственных у детей младшнго возраста
Вопрос воспитания детей одной из проблем, стоящих каждым родителем, и страной в целом. В сложилась ситуация в вопросе воспитания юного . Характерными причинами ситуации : недостаток четких ьных жизненных ориентиров для поколения, внезапное морально-нравственной в обществе, спад работы с детьми и ; резкое снижение подготовки , подмена физического и заботы о здоровом формировании детей.
Из детства все мы в большую жизнь, радостью и страданием, счастья и горя. радоваться и умение мужественно трудности закладывается в детстве. Дети и восприимчивы ко , что их окружает, а достичь им очень многое. Для чтобы стать к людям, надо понимать других, сочувствие, честно свои ошибки, трудолюбивыми, красоте окружающей , бережно относиться к ней. , сложно перечислить все качества будущего общества, но самое , что все эти качества должны сегодня. Взгля на детские ри,там всегда нарисовано оранжевое солнце, небо, густая трава. У удивительное восприятие !
Педагоги, изучают все , что было наработано до люции и ,стараются воспитать здоровую душу, нную духовной энергией, развитую . Применяемые в учебные авторские и разработки уроков, мероприятий особую значимость, так как со частицы опыта преподователей по формированию инте учеников к ценностям родного .
Содержательность и осознанность "образа — Я" у второклассников в их высказываниях-самоопределениях (" — не очень хороший") не различаются. Характеристики и гражданской принадлеж считаются для школьников маловажными. микросредой недостаточно сознательное вырабатывание нравственных , включая взаимоотношения со (это значение жизни было всего 6% : "быть доброй, дружбой", "нельзя маленьких"). Слабеет школьного на выбор нравственных : учителя, литературные , знаменитые в истории прекращают образцами для подражания. В , стремятся быть в жизни на учителя 9% школьников, а на героев — 4% (мальчиков в привлекают былинные , а девочек — сказочные ). Зато для 40% выпу начальной школы становятся эстрадные , манекенщицы, герои кинобоевиков: "Я быть таким, как Белый. ". Только у 14% образа их будущей к связи с определенной профессией смыслы бескорыстного блага другим, обществу. прослеживается меркантилизация ориентаций: "Я хочу банкиром, потому что он и хорошая ".
В представлениях детей о человеческих ценностях вные ценности вытесняются , и соответственно, желаний детей узколичные, "продовольственно-вещевые" по . В оценках окружающего у 1,2% школьников их религиозные воззрения. отношение к Родине, родному выражают в своих всего 3% . Вместе с тем имеются негативного отношения к Отечеству ("хочу жить в ").
В высоконравственном учеников начальных весьма актуальным формирование отношений между , воспитание у них действенных чувств.
В этом в школе с проводится много мероприятий: беседы на темы, чтение литературы, положительных и отрицательных детей. Но для того вся эта система воспитательных была эф, необходимо, чтобы воздействие педагога силу создающего.
устройством, успешное вступление детей в жизнедеятельность, считается ическая подготов, что и содержит степень умственного и тного развития , в том числе и коммуникативные готовности к обучению.
Значимым формирования нравственной ребенка делается коллективной детей, содействующая общения и взаимоотношений друг с другом, в которых усваивает общественно- опыт, получает о другом человеке и о себе, о с возможностях и потенциалах.
процесс планируется и во взаимосвязи духовного и направлений, а деятельность является продолжением начатой на работы. Ведущим на является воспитание, причем при планов, содержания воспитательной учитывается возраст , прослеживается в развитии личности .
Патриотическое воспитание частью духовного . Классные , праздники посвященные “ Победы”, литературные , “Дни духовности и ” предполагают с интересными .
В школе могут праздники:
сентябрь ( знаний);
(Посвящение в ученики-первоклассники);
(Дни духовности и );
декабрь (Крещенские );
январь ( Христово);
февраль ( патриотической песни);
(Неделя малышей);
(Пасха);
май ( славянской письменности).
поделиться опытом классного часа, проходил в 4 СОШ №3. Его тема «Мир отношений». его проведения переняли у клуба «Что? Где? ?». Классный час проходил в викторины и назывался « — нельзя?».
На доске помещен с изображением совы — сим мудрости. К нему разноцветные бумаги, на обороте написаны правильные на вопросы, а сами во прикреплены совы в конвертах тех же . Вопросы даны в ситуаций, на которые , подумав, коллективно . Конвертов семь, они в порядке радужного — символа радости, счастья.
Уч садятся за столы группами и решают кто будет команды. По капитаны выходят к , берут один из и читают всему вопрос-ситуацию. коллективно находят . Первыми высказывают точку зрения ка, а потом или поправляют остальные . В конвертах находятся такого типа:
на палочку, старый человек. Он , чтобы отдохнуть. И бредет. Мальчики, за ним, начали его походку, сгорбились, еле ноги — дети смеются.
Что вы можете о таких ?
В автобусе очень , все едут с работы. занимает освобо место и с смотрит на тех, кто стоит.
Как была поступить ?
После того как выскажут мнение, приведут примеры, педагог листочек с ответом, прикреплен к , и читаю “мнение” СОВЫ.
В из конвертов было три вопроса — это означало . В другом была команда музыкальную паузу, мы с удовольствием провели, вальс ( приглашали девочек).
А в викторины была статья Л. Н. Толстого “еды с детьми по вопросам”.
Такая проведения разнообразила классные часы и активность у пассивных ребят.
проводятся посиделки с , учащимися, конкурсы “, мама и я – семья”.
Веселые , соревнования, игры и прогулки на свежем оказывают помощь в оздоровлении не тела, но и души. работу по природоведению, устной и речи на уроках и русского языка, т.е. основных предметов, к выводу, что уч мало знают о родине, своем крае, не знакомы в степени с его и настоящим. Но даже небольшой объем ала носит абстрактный . Неточность к трудности восприятия и данного материала. повысить познавательный к истории , его прошлого, настоящего и , к природе родного , следует обратиться к данной и поиску путей ее .
Для чего же следует свой край? Что ? Как препода краеведческий материал?
важным этапом по краеведению является аправленная и внешкольная воспитательная . Большое значение связь с социосредой( , учреждениями , способными помочь в социальной, культурной, среды родного ). Такая краеведческой работы бствует осознанию места в окружающем (“Я — мой город”), (“Я мой , мой край, мое Отечество”). Она не скатиться на позиции при изучении края и в то же содействует гражданственности.
Для чего же свой край в школе? Остановимся на более . Именно в начальной закладываются основы интереса к изучению как окружающего микроклимата, создаются для формирования нравст чувств. Ребенок на для него осознает важность и лично для него микроклимата; в привычном он открывает стороны, учится с ним взаимодействовать и т.д.
Краеведение п комплексное изучение края. поле деятельности изучение предмета “оведение”. Тут, необходимо и расширять ения учащихся о своем , природных условиях и , об особенностях человека и . Основными направлениями геологическое строение, условия, растительный и мир... Осозновая, что на основе знаний убедить учащихся в заботливо относиться к , выбираются раз формы и методы : экскурсии, беседы, творческие , встречи с людьми профессий и т.п.
родители уже привыкли к безответственности, которую в нас на протяжении последних .
Но не стоит согласие на эту разрушительную . Для этого надо свои учебные , делать все, помогать людям и в очередь детям к Богу, чтобы рдиться на верном фундаменте.
– это не система, это жизнь в . И православным наше получается тогда, когда мы совершать его в . Здесь речь не только о , но и о других религиях, так как они несут и людям человеческие ориентиры.
Благочестивая и жена, , нежная, твердая и в жизненных невзгодах, семье и Отечеству – это и русской и наша история, это , тревога и забота дней. Как воспитать такой? , это немыслимо без восстановления памяти, возрождения национальной традиции. В каждого года учителя итоги, было ли жить ребятам в . Для этого детям анкету. вопрос был такой: “ наши общие тебе интересными и больше запомнились? Дети много мероприятий, за год, а те ученики, пришли вновь, на: “Я узнал(а), что в школе не скучать, а жить и весело”. На “Чему научили наши дела?” написали, что они научились Родину, город, научились природу, добросовестно , узнали цену и доброты, ости, научились помогать другу и не оставлять в беде.
Наблюдения , что у ребят дружеские отношения, они быстро договориться, редко ругаются, и спорят по вопросам. Единое выполняют дружно, , кому нужна , стремительно помочь друг , слушаются старосту и . Детские коллективы согласно хороших манер. немаловажно воспитывать в доброту, щедрость , уверенность в , умение наслаждаться окру миром. Это подготовит к вступлению во “взрослую , с ее нормами и , привьёт им оптимистическое вос жизни, сделает их , стремящимися сделать нашу еще лучше.
ачественное образование это в очередь, становление , обретение им себя, образа, индивидуальности, , творческого начала. сформировать человека – помочь ему в мире и согласии с , природой, культурой, .
2.2. Диагностика уровня -нравственной младших школьников
Для чтобы выявитьу школьников уровнь ования – нравственных качеств узнать категориальную нравственности.Поэтой в самом работы предстояло на вопрос: какие в нравственном сознании базовыми? У , Сократа, Аристотеля такие категории, как добро, зло, , мужество, умеренность, спра, счастье, , В средние века понятие «мило», в более позднюю эпоху - «» (И. Кант), «вина» (Гегель). образом, было десять категорий.
мы попросили учеников разъ, как они понимают им слова. Из опрошенных 24 первоклассника (11 и 13 мальчика), Опрос дился индивидуально.
ответов первоклассников в табл. 1. Объ все понятия 8 человек (4 и 4 мальчика), отказались это 3 человека (1 девочка и 2 ).
Итак, легче всего объяснить, что такое «», «зло», «добро», ,« », и сложнее, «дие», «мудрость».
значение смысла «дружба», дети , что это «люди дружат собой». Очень в ответах звучали оп проявления дружбы, как «никогда не ссо, уважают друг », «понимают друг », «помогают друг другу», «когда не дерутся и вместе». Часто давали только эмо оценку: «это шо», «это ».
В толковании зла следует три группы ответов. , наиболее многочисленная, с действием -«это бьют», «когда убивают», « человек делает плохое», «когда все де». Вторая па ответов связана с другого человека (« злой человек») или себя (« я, когда плохой»). Третья вновь представ только эмоциональную явления: « плохо».
Слово д, в представлении отвечающих -« делают добрые », «всем по», «всех защищаешь», « не дерутся», «когда всем », «когда ты добрый». При существуют ительные различия в девочек и мальчиков. Для добро связано всего с («это когда хочет помочь в », «это когда »), для вторых - с внешних конфликтов (« когда никто не », «никого не обижают»). первоки включили «добро» в : «добро - это когда нет ». Ответов, связанных с эмоциональной предъявленной категории, не .
Несмотря на то что категории «бода» и «долг» преоб большинство учащихся, их мание далеко от ьного.
Статистика первоклассников виде таблицы:
Объяснили |
Не объяснили |
|||||||
мальчики |
девочки |
|||||||
Кол-во |
% |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
||
1. |
9 |
67,7 |
10 |
72 |
1 |
32,3 |
3 |
27,9 |
2. Свобода |
4 |
77,4 |
7 |
86 |
7 |
22,6 |
4 |
13,95 |
3. |
9 |
35,5 |
9 |
58,1 |
2 |
64,5 |
4 |
41,9 |
4.Мужество |
11 |
54,8 |
10 |
53,5 |
1 |
45,2 |
3 |
46,5 |
5.Умеренность |
10 |
32,3 |
5 |
11,6 |
5 |
67,7 |
4 |
88,4 |
6.c |
10 |
61,3 |
8 |
65,1 |
2 |
38,7 |
2 |
34,9 |
7 Дружба |
10 |
96,8 |
11 |
95,3 |
1 |
3,2 |
2 |
4,7 |
8. |
11 |
93,5 |
13 |
79,1 |
0 |
6,5 |
0 |
20,9 |
9. Зло |
11 |
90,3 |
10 |
88,4 |
1 |
9,7 |
3 |
11,6 |
10. Милосердие |
5 |
22,6 |
4 |
37,2 |
8 |
77,4 |
8 |
62,8 |
11. Долг |
1 |
67,7 |
3 |
76,7 |
10 |
32,3 |
10 |
23,3 |
12. |
5 |
48,4 |
13 |
69,8 |
6 |
51,6 |
0 |
30,2 |
2.ܲ3. Работа по духовно-нравственному в начальной школе
В с данными можно сделать , что необходимо создать , направленную на воспитание – нравственных младших школьников, можно придержи в течение всего ребенка в звене.
Программы нравственного воспитания с 1 –го по 4-
1-ый класс
общения.
1. слово что ясный .
2.Ежели вы вежливы,
3. идешь по улице.
4. себя.
5. счастья не сулит чья-то.
Отношения к .
1 .Путешествие в волшебную .
2-Я могу волшебником.
3.Маленькое лучше большого .
4.Любимый уголок отчизны.
5.У народа свои .
6.Мы соберём большой .
7.Я люблю маму мою.
8.Поздравляем мам: коллективный праздник.
9. все живое.
Отношения в .
1.Если радость на одна.
2. класс - мои друзья.
3. никому не люб.
4.Поиграем и .
5.0 дружбе мальчиков и .
6.Путешествие в мир мыслей.
7. Доброта что (итоговое заня).
2-ой класс.
общения.
1. песни петь, с веселей.
2.Добрым на белом свете .
3. Добро - себя веселить.
4- о других.
5.Подарок .
6.Делу - время, - час.
7.Чего в не любишь, того и сам не .
Отношения с окру.
1 .Подари другому .
2.0т зависит настроение.
3.Не доброты своей.
4. дом - моя семья.
5.В труде хорошеет
6. на белом свете дети.
7.Поздравляем мам.
8.Со взрослыми и сверстниками.
9. доверие .
Отношения в коллек.
1 .Как хорошо, что все мы здесь собрались.
2.Советуем другу.
3. и особенное для маль и девочек.
4.Поговорил бы кто со .
5.Подарок коллективу ( деятельность).
6. газету (итоговое тие).
3-ий .
Форма общения.
1. все.
2.Будем друг друга.
3. с добрыми словами.
4. добрые поступки.
5. учителю и слово доброе.
6. общаться.
7.Каждый .
8.Подарок коллективу (тивная ).
Человеческие отношения.
1. - это наше творение.
2. волшебные двери и доверия.
3. песни к добру .
4-Вглядись в себя - с другими.
5. Помоги себя.
6.0 и поддельном.
7.Тепло дома.
8.Поздравляем мам.
9.Цветы, цветы - в них душа.
10. солнце тебе (праздник песни).
в коллективе.
1 .Чтобы коллективом.
2. начинается с меня.
3. коллективу.
4.Секретные мальчикам и девочкам.
5- себе сам.
6. и стали добрей и .
7.Школе посвящается (ный праздник).
Воспитание - души и ца ребенка возвышенным, ородным, прекрасным. Образование - ваяние, образа. Следова, образовательно-воспитательный про заключается в создании путем питания красотой.
Подлинным красоты национальная культура.
Там где не народных песен, где забвению обряды, не сказок, прошлого, истоки к сожалению высыхают.Нам праздники, события, понять себя, найти и вспомнить то, что нас объединяет и делает на.
В поиске путей содер воспитательного процесса гоги нашей пришли к решению внеурочную дея 1-ой ступени, как учащихся с традициями дной культуры.
Общенародный культуры в доступных для младших формах: играх, , сказках, загадках. Это мир яркий и зительный, а значит он для детей. Также в нем и то, что предмет изучения ребенку активным участником . Ребята могут себя в различных ролях и деятельности. , плясать, мастерить, участие в театральных постановках, вать загадки - все эти жности изучение народной , тем самым способствуя развитию личности .
Изучение русской народной в нашей школе ется в форме фольклорной .Фольклорная мастерская как из способов развития .
Мастерская - это новый орга деятельности учащихся. Она из ряда заданий, игр, направляют работу, твор ребят в русло, но внутри задания, игры ьники абсолютно .
Цель мастерской - ввести в мир русской народной туры, сопутствовать ими нравственных русского народа ( человека и природы, к родной земле, , трудолюбие).
творческой мастерской на 4 года. В течение процесса ребята с тем, как наши понимали окружающий мир и место в этом .
1-й класс. « Зачин красит» -п ступень.
Программа года вводит ка в круг вопросов, будут обсуждаться на последующих лет: человек и природа; че и семья; человек и земля.
В внимания:
- загадки, , скороговорки,
- хороводы,
- куклы,
- праздники,
- игры.
2-й . «С русским задором по просторам».Знакомство:
- и небылицами,
- плясовыми и припев,
- частушками,
- народными ,
- календарно-обрядовыми праздни.
3-й класс. «Праздник , торжество ». Предметы изучения:
- и поговорки,
- частушки,
- лирические и исторические,
- на шумовых (организация ансамбля),
- праздники. 4-й класс. « ты, Русь моя родная!»
В внимания:
- уклад, обряды, , сопровождающие человека от ния до смерти;
- народный ;
- история в произведениях древнерусской , устного народного ;
- история родного ;
- работа шумовых инстру;
- связь со школьным «Играй, гармонь!».
Системообразующим деятельности, освоению традиций и русской народной , является позна коллективная ность.
Подобным , изучение народной не только содействует раз личности , его познавательного, вного, нрав, физического, эстетического , но и формирует межличностного общения, классному руководителю работу по сплочению коллектива, в воспитательный процесс телей.В концепцию деятельности включены классные , цель которых - у младших школь нравственных качеств. из таких часов.
Классный час « добра»
Задачи:
- у детей чувство бы и товарищества;
- коммуникативные навыки, ;
- учить отличать от плохого. Форма занятия: с элементами игры.
Ход .
Ребята рассаживаются . У каждого из ребят набор фигурок из бумаги: , капля воды, , цветок.
- Сегодня мы на тему, важную для всех нас, а вот на какую - вы ответите сами, про песенку (звучит «Пе кота »).
- Итак, кто назовет нашего занятия? (.)
- Правильно. Но мы с вами не то будем о доброте, а совершим по дороге добра. ( открывает рисунок на .)
- Что изображено на ? (Пустыню.)
- Давайте п эту безжизненную знойную превратить в пре, цветущий и сад. Итак, отправимся в !
- Хоть я и сказала «», но на самом деле мы уже идем по дороге. Кто ответит, мы начали это путешествие? ( родились.)
- Верно. , пожалуйста, как вас называли родители по , когда вы были . (Катенька, Саше)
- А что вы при этом ?
- А если бы вас точно так же и посторонние люди, тно бы вам было? (Да.)
- , прежде чем к человеку, мы должны , как лучше это сделать. А - это обратиться по ... (.)
- Ребята,з на минутку глаза и , как вы обращаетесь к . Откройте глаза. вы обращаетесь к по имени, то найдите у в наборе семечко и его к рисунку, т.е. посадите его в .
- Семечко мы , а будет ли оно прорастать? ? (Не будет, так как в пустыне нет .)
- Значит, нам необходимо ь родник, из мы бы могли бы брать и поливать наши . А помогут нам ребята, рые приготовили для вас ку рассказа В.А. Осеевой « слово».
Дети инсценировку.
- Давайте порассуждаем. По, когда Павлик что-либо в первый раз, ему все ? (Он был грубый, дерзкий,)
- же все изменилось встречи со старичком? ( понял, что надо приветливым, вежливым, .)
вывод: с людьми нужно так, как вы бы, чтобы люди с вами также. Одним словом, как аукнется... (так и откликнется).
- Закройте глаза и подумайте, а так ли вы часто поступаете в жизни? Если да, то возьмите из своего набора капельку воды и «полейте» свое семечко.
- Когда есть солнечный свет, тепло и вода, что будет происходить с семечком? (Оно будет прорастать.)
- Вот так и в жизни: если мы совершили что-то хорошее, то это не пройдет бесследно. Давайте с вами вспомним, что каждый из вас сделал хорошего для одноклассников (игра «Комплименты» с передачей мягкой игрушки; игрушку можно передавать любому человеку, но дважды одному и тому же нельзя).
- Итак, мы сейчас еще раз убедились в том, что хорошее не забывается и всегда возвращается добром. Я считаю, что после этой игры каждый из вас достоин выйти к доске и «посадить» свое дерево.
- Еще минуту назад мы здесь видели один песок, а сейчас перед нами предстали красавцы-деревья. Посмотришь на них, и кажется, что все они одинаковые. Однако, если приглядеться, то мы увидим, что все деревья разные, не похожие друг на друга. Точно так же и люди: у каждого свои привычки, свой характер.
- У вас еще остались цветочки. Напишите в центре цветка свое имя, а на каждом лепесточке - черту своего характера.
- А теперь переверните цветочки и с обратной стороны на каждом лепестке напишите такую черту характера, какую вы хотели бы в себе видеть.
- Кто не постесняется назвать эти качества?
- А что нужно делать для того, чтобы стать таким человеком?
- Прикрепите эти цветочки на деревья.
- У нас получился красивый цветущий сад. Такой преакрасный, цветущиц сад будет приносить людям не только радость, но и пользу. Вот так с мы с вами сегодня еще раз убедились в том, что человек своими добрыми поступками, добрым отношением к людям способен даже знойную и безжизненную пустыню превратить в чудесный сад.
- А закончить наш классный час мне хочется старой доброй детской песенкой, которая также будет и моим пожеланием всем вам, - «Дорогою добра».
2.ܲ4. Анализ и обсуждение результатов
После целенаправленной проведенной работы по духовно – нравственному воспитанию провели такой же опрос второклассников.
Объяснили все понятия 24 человек. Учащихся, которые совсем отказались выполнять задание, не было.
Второклассники, в отличие от первоклассников, без труда объясняют не только понятия «дружба», «зло», «добро», «свобода», но и «счастье», «мудрость». По-прежнему трудными для истолкования оказались «умеренность» и «милосердие».
Счастье связывается школьниками второго года обучения с праздником, с радостью, везением: «это когда человек радуется и ему очень хорошо», «это когда много подарков в день рождение», «когда кому-то все время везет» . Часто по содержанию эта категория приближается к такой, как «умеренность»: «это когда человек думает, что ему всего хватает», «что у него есть, то ему больше и не надо». Некоторые дети связали понятие «счастье» с пережитым: «это когда в деревне с друзьями играешь», «когда уроков не задали», «когда из школы отпустили». Появляются ответы достаточно высокой для данного возраста степени абстрагированности: «на душе хорошо, ничего плохого, и так каждый день».
Мудрость для второклассников олицетворяется в человеке, который «все знаете умный», «сильный», «умеющий принять правильное решение» и при этом он часто «очень старый». Некоторые отвечающие охарактеризовали «мудрость» как «хвастунство».
Существуют ли различия в объяснениях первоклассников и второклассников понятий «дружба», «зло», «добро», «свобода»? В отношении дружбы в ответах начинают дифференцироваться конкретные признаки: «это когда доверяешь другому», «когда общаешься часто с кем-то и веришь ему», «это союз единомышленников», «это такая связь с человеком, когда хоть иногда ссоришься, но все равно дружишь».
Зло толкуется с точки зрения причинения вреда: «делают плохое», «обижают маленьких», «отобрали мяч», т.е. сохраняется связь с конкретным действием. Сохраняется связь и с плохим (злым) человеком, и исчезают ответы, связанные только с эмоциональной оценкой данной категории.
В понимании добра существовавшая между девочками и мальчиками разница нивелируется. Второклассники связывают данную категорию прежде всего с помощью другому человеку.
Появляются ответы типа: «это когда человек умеет воспринимать чужую боль» и «это богатство». Любопытно, что Л.С. Выготский в работе «Педология подростка», решая задачу объяснения недиалектичности в мышлении подростка, просит испытуемых 13-14 лет определить абстрактные понятия, одно из которых - «добро». Анализ высказываний позволил ученому сделать вывод о том, что они «чаще определяют житейское, практическое значение данного термина: "Добро - это есть нажитое, например хорошие серьги, часы, брюки и т.д."... или наконец, "Ценные вещи"». В нашем случае возраст испытуемых составил 8-9 лет. Но тем не менее толкование добра как богатства встретилось в ответах второклассников только в единственном случае.
Как и первоклассники, учащиеся 2-х классов затруднились в объяснении категорий «умеренность» и «милосердие».
Динамика содержания этих представлений заключается в том, что в начале младшего школьного возраста наблюдается постепенное оформление интереса к другу, возникает представление об исключительности дружеских отношений, а в конце данного возрастного периода дружба выступает как взаимоприятное и бесконфликтное взаимодействие в совместной деятельности. От 1-го к 2-му классу прослеживается переход от внешних описаний проявления дружбы («это когда два человека ходят вместе») к внутреннему содержанию отношений («когда делятся впечатлениями», «это когда люди доверяют друг другу», «когда есть общие интересы»).
Счастье все реже связывается с подарками и праздниками и чаще - только с радостным, веселым настроением: «это значит веселый от чего-то», «когда у человека все хорошо», «жизненная радость», «когда все удается».
Милосердие большинство ответивших связали с «добрым сердцем» и «желанием делать добрые дела», с «человеком, который всех жалеет».
Статистика ответов второклассников представлена виде таблице
Понятия |
Объяснили |
Не объяснили |
||||||
девочки |
мальчики |
девочки |
мальчики |
|||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
1. Счастье |
13 |
100 |
11 |
97,95 |
Нет |
0 |
0 |
2,05 |
2. Свобода |
6 |
88,9 |
4 |
89,8 |
7 |
11,1 |
7 |
10,2 |
3.Мудрость |
6 |
95,2 |
6 |
93,9 |
6 |
4,8 |
6 |
6,1 |
4.мужество |
9 |
93,7 |
9 |
91,8 |
2 |
6,3 |
2 |
,2 |
5.Умеренность |
8 |
12,7 |
11 |
83,7 |
3 |
87,3 |
2 |
16,3 |
6. справедливость |
10 |
76,2 |
12 |
73,5 |
1 |
23,8 |
1 |
26,5 |
7 Дружба |
13 |
98,4 |
11 |
93,9 |
0 |
1,6 |
0 |
6,1 |
8. Добро |
13 |
98,4 |
11 |
89,8 |
0 |
1,6 |
0 |
10,2 |
9. Зло |
13 |
93,7 |
11 |
95,9 |
0 |
6,3 |
0 |
4,1 |
10. милосердие |
8 |
60,3 |
9 |
53,1 |
3 |
39,7 |
2 |
46,9 |
11. Долг |
7 |
85,7 |
6 |
81,6 |
4 |
14,3 |
7 |
18,4 |
12. Вина |
7 |
85,7 |
5 |
91,8 |
6 |
14,3 |
6 |
8,2 |
Приступая к анализу категориальной структуры этического сознания младших школьников, учитывались данные исследований педагогической психологии о закономерностях формирования понятий у детей. По итогам проведенной работы можно сделать ряд выводов.
Первый - в процессе жизнедеятельности ребенка обязательно формируется категориальная структура духовно – нравственного сознания.
Второй - в целом, в процессе систематического школьного обучения и под его влиянием, существует тенденция к «выравниванию» этой структуры.
Третий - существует закономерность в развитии нравственного сознания, которая может быть обозначена как гетерохронность, т.е. разновременность формирования основных понятий.
Четвертый - наличествует противоречие между провозглашением курса на строительство демократического государства и отсутствием реальных действий, способствующих воспитанию и формированию граждан, уважающих ценности такого государства (и имеющих верное представление о них)
Зܲаܲкܲлܲючеܲнܲие
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Последнее предполагает:
1. Выработку понимания жизненной важности морали;
2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
5. Милосердие и любовь к людям.
Средствами нравственного воспитания являются:
1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.
2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.
Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.
Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.
Сܲпܲисоܲк исܲпоܲлܲьзоܲвܲаܲнܲнܲыܲх источܲнܲиܲкоܲв
1. Педагогика. / Под редакцией Ю.К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1983-384 с.
2. Педагогика школы. / Под редакцией Г.И.Щукиной.- М.: Просвещение, 1977-387 с
3. Рындак В.Г. Педагогика: Учебное пособие. /В.Г.Рындак-М., БЕК,2006
4. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии.-М.: Просвещение, 1975-254 с.
5. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с школьниками. –М., 1997г.
6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. –М.: Просвещение, 1979
7. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации/Ом.гос.пед. ин-т им.Горького – Омск:ОГПИ,1991
8. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников.А-а,1998;
9. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А.Каирова, О.С.Богдановой.-М.:Просвещение, 1997
10. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -–: Просвещение,1980 -258с
11. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С.Леднев// Стандарты и мониторинг в образовании -2002-№6-С.3-6
12. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъект учебной деятельности и нравственного поведении./Л.И. Матвеева - Ленинград,1989-265 с.
13. О.С. Богланова, В.И. Петрова Методика воспитательной работы в начальных классах.-3-изд.,дораб.-М.: Просвещение, 1986.-192с.-(Б-ка учителя нач.классов).99,106с.
14. Немов Р.С. Психология.В трех книгах. Кн.1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов-М.: Владос, 2000;-436с.
15. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А.Мудрик // Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.: Инноватор, 1996.- Вып.6.- С.56-70.
16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М:-Прсвещение, 1995.-478с.
17. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн.для учителя./М.Г.Яновская – М.: Просвещение, 1986.-371с.
18. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А.Каирова, О.С. Богдановой – М.: Педагогика, 1979-461с.
19. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я.И. – Калуга, 1969-126с.
20. Зазнобина Л.С.: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С. Зазнобина Медиаобразование в школе- 1999-№3 – С.23-26.
21. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976.-231с.
22. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
23. Бабаян А.В. О нрпвственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68
24. Дробницкий О.Г. Проблемы нрпвственности./О.Г.Дробницкий – М.: Просвещение,1977.-376с.
25. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание.- М.: Просвещение,1979.-534с.
- Одаренные дети: проблемы, поиски, пути воспитания и обучения (Определение понятий способность, одаренность)
- Метод тестирования в психологии и педагогике: надежность, валидность, стандартизация (Стандартизация, надежность и валидность теста)
- Домашняя учебная работа для учащихся начальных классов
- Особенности общения взрослых с детьми раннего возраста
- Методология исследования особенностей внимания (Физиологическая основа внимания, основные свойства внимания)
- Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности
- Метод тестов: история, возможности, перспективы (Возможности метода тестирования как средства контроля качества усвоения учебного материала учащимися)
- Мотивация и ее теории (Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского разносторонне и многопланово)
- Роль игровой деятельности в развитии межличностных отношений дошкольников (Особенности развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста )
- Метод эксперимента и особенности его использования в психологическим исследовании
- ВЛИЯНИЕ СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (История возникновения ролевой игры)
- Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников (Организация игры в старшей и подготовительной группах)