Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Оптико-кинетический вид невербального общения)

Содержание:

Введение

«[1]Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей.»

Один из главных процессов в жизни человека, являющимся самостоятельной функцией – это общение. Без него люди не смогли бы контактировать друг с другом, делиться опытом, знаниями. Без общения невозможно было бы воспитывать детей, развивать свою личность, работать.

Общение изучается многими естественными науками, философами, психологами, филологами, социологами. Но не смотря на огромное количество исследований, нет единого мнения по характеристике этого процесса.

Выделяют два вида общения:

  1. Вербальное общение – общение словами, речью, процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств.
  2. Невербальное общение, которое мы и будем рассматривать подробнее далее.

Цель работы – узнать какие невербальные проявления происходят в эмоциональном состоянии человека

Задачи работы:

  1. Выяснить что такое невербальное общение
  2. Узнать какие бывают виды невербального общения
  3. Разобрать как проявляет себя невербальное общение в эмоциональном состоянии.

Глава 1: Невербальное общение

Невербальное общение –то, что мы говорим друг другу без слов. Не словесное, внеречевое общение, передача информации и влияние друг на друга через интонации, выражение лица, позу, жесты, изменение мизансцены общения.

Многие люди, даже не задумываются о том, что в момент общения, их тело подает определенные сигналы собеседнику. Жесты, мимика, позы, прикосновения – иногда таким образом, можно сказать гораздо больше, чем словами. С помощью слов мы передаем только логическую информацию, а с помощью языка тела бессознательно дополняем ее. По мнению ученых, 55% информации передается с помощью мимики и жестов, а 38% - через тембр и интонацию голоса и всего лишь 7% передается с помощью слов[2]. При общении между животными, а также между хозяином и его питомцем, используется около от 60% до 95% невербальное общение.

Маленькие дети, которые еще не умеют говорить, общаются со взрослыми с помощью невербального языка. Сначала при помощи крика, и по его интонации родителям не сложно понять, проголодался их ребенок, хочет спать или у него что-нибудь болит. Это помогает развиваться личности еще до того, как человек научился обращаться правильно с речью.

Домашние питомцы понимают своих хозяев в основном только по языку тела, когда их хотят покормить или наказать. Собака понимает, когда хозяин собирается выгулять ее, а когда ее с собой не возьмут. Совсем по-другому дело обстоит с дикими, животными. Из-за неразвитого невербального общения, невозможно понять, что в данную минуту совершит зверь. Особенно тяжело дрессировать медведей, из-за слабого зрения, мимика им просто не нужна, и именно поэтому неизвестно послушается он тебя или даст оплеуху. Поэтому для того что бы дрессировать животных с неразвитым невербальным языком необходимо быть храбрым и осторожным дрессировщиком.

Невербальное общение - это древняя форма контактирования между людьми. Которая возникла еще до слов. Наши предки общались между собой при помощи мимики, жестов, взгляда, тембра голоса. В наше время, и мы часто понимаем друг друга без слов.

Часто при помощи языка тела, мы выражаем свои чувства: любви и ненависти, и многие другие. Эмоции лучше всего передаются не вербально, а логическая информация – при помощи слов.

Невербальное общение, в основном спонтанное, и контролировать мы можем, только его часть. Профессиональные артисты учатся контролировать свои мимику и жесты, но и им дается это с огромным трудом. Именно поэтому им необходимо войти в образ, перевоплотится чтобы передать все чувства своего персонажа. Люди, которые выучили язык тела могут прочитать многое по человеку, именно из-за спонтанности и неконтролируемости невербалики.

Самым сложным является контролирование положения тела, плеч, головы, рук. О напряжении в разговоре говорят поднятые плечи. Если человек открыт и решителен, то его голова поднята, а плечи опущены. При любопытстве голова наклонена в бок, у женщин этот жест так же может означать заигрывание.

Невербальное общение – более эффективно и компактно. Помахав рукой, или кивнув головой, мы быстрее чем словами, донесем информацию до собеседника.

При словесном общении, используя невербальный язык мы:

  1. Подтверждаем и отрицаем информацию
  2. Передаем информацию (бессознательно или сознательно)
  3. Выражаем свои чувства и эмоции
  4. Контролируем ход разговора
  5. Воздействуем на других людей
  6. Восполняем недостаток слов

Правильное понимание невербального языка — это важное условие эффективного общения. Если научится управлять языком тела, то можно научится показывать, тот образ, который вам нужен.

Эффективностью общения является не только понимание слов, но и правильная оценка поведения собеседника. С помощью невербального общения можно выяснить, искренен ли человек с тобой или нет.

С помощью невербального общения можно понять психологическое состояние собеседника, раскрыть внутренний мир его личности.

Невербальное общение в деловом мире играет важную роль. Допустим собирая ворсинки на костюме человек выказывает свое неодобрение. Понять какой собеседник, можно по тому как он курит. Если человек амбициозен, то он выдыхает через нос с поднятой головой вверх, а если сердит, то делает тоже самое нос опущенной головой.

Успех делового разговора зависит от умения предстать в образе уверенного в своих словах человека. Так же очень важен внешний вид, чаще всего именно оценка внешних атрибутов: опрятность, грамотность речи, умение правильно реагировать на похвалу и критику, играет первоначальную роль для построения доверительных отношений. Так же для этого необходимо смотреть в глаза собеседника большую половину времени общения. Если человек неопрятен, скован и его речь не внятна, то как бы он прав не был, его словам не поверят.

При помощи невербального общения можно понять только по интонации голоса, какой характер носит предложение, вопросительный или восклицательный. По тону можно выяснить насколько сказанное важно человеку. Окружающие могут многое сказать о человека, по его одежде или разговору, используемым жестам.

Происхождение некоторых невербальных жестов можно проследить еще из древности. Например, при нападении на противника наши предки оскаливали зубы. Сейчас же современные люди выказывают свою враждебность злобно усмехаясь, либо другим похожим образом.

Глава 2: Виды невербального общения[3]

Ученые различают три основных вида невербальных средств общения (паралингвистические средства общения):

  1. Фонационные – к ним относится тембр и интонация голоса, громкость речи, особенности произнесения звуков, заполнение пауз звуками.
  2. Оптико-кинетические – это жесты, позы, мимика, походка, осанка, визуальный контакт.
  3. Тактильный – прикосновения, объятия

Каждое из этих видов невербальный средств общения разделяется на более узкие подвиды.

2.1 Фонационный вид невербального общения

ФОНА́ЦИЯ[4] - Произношение, произносительный процесс человеческой речи.

Из определения можно сделать вывод, что к фонационному виду невербального общения, относится все что связанно с произношением в человеческой речи.

Голос является главным средством в устной речи людей. Именно с помощью голоса мы передаем информацию о своем физическом и эмоциональном состоянии, показываем свое мнение по поводу вопроса или собеседника, свою образованность и воспитание, воздействуем на собеседника.

Фонационное невербальное общение делится на два вида:

  1. экстралингвистика
  2. просодика

Экстралингвистическая знаковая система- это включение в речь пауз, других нелингвистических компонентов (покашливание, смех), темп речи.

Просодика[5] – это общее название таких ритмика-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, а также акцентуационно-ритмического оформления речи (фразового и логического ударения, его силы).

С помощью просодики и экстралингвистики можно отрегулировать поток речи, выразить свое эмоциональное состояние.

С помощью скорости речи показываются чувства. Медленная речь говорит о горе, усталости, быстрая речь же наоборот показывает волнительность или обеспокоенность.

Особенности тембра и интонации голоса:

Волнение – речь обрывиста, тон низкий

Энтузиазм – речь четкая и уверенная, тон высокий

Усталость – к концу предложения интонация понижается, тон низкий

Высокомерие – монотонная интонация, речь медленная

Неуверенность – нервный кашель, ошибки в словах, частые паузы.

2.2. Оптико-кинетический вид невербального общения

Кинесика[6] представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения.

Оптико – кинетический вид невербального общения делится на:

  1. Выразительные движения
  2. Визуальный контакт

В число выразительный движений входят:

  1. Мимика
  2. Жесты
  3. Позы
  4. Осанка
  5. Походка

Мимика – это выражение лица, при котором человек выдаёт свои внутренние ощущения, переживания, чувства, настроение, эмоции и другие душевные качества.

Лучше всего о человеке может рассказать только его лицо. Все эмоции сразу же отражаются на нем, будь то радость или удивление, гнев или счастье. Язык мимики очень богат и разнообразен.

Жесты[7] - движения рук, используемые для передачи информации, невербальной коммуникации и выражения своего отношения к сказанному. Значение жестов неразрывно связано с манерами поведения, которые говорят об отношении кого-то к кому-то.

Поза[8] — определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него.

Если следить за движением плеч, головы и рук, то можно выяснить важную информацию, и лучше понимать своего собеседника.

Например, поднятая голова и опущенные плечи означают открытость или интерес. Опущенная голова и плечи говорят о замкнутости страхе и неуверенности. Обычно человек поднимает плечи при напряженности, а опускает при расслаблении.

Выразительные движения тесно связаны с эмоциями и общим состоянием человека. С помощью выразительный движений, маленький ребенок показывает свои эмоции своими родителями. Женщины используют свои эмоции для того чтобы с подвигнуть мужчину реализовать ее идеи. С помощью жестов можно определить лжет ли человек.

Визуальный контакт является ключевым элементом в общении. Во время беседы, смотреть на говорящего нам помогает сосредоточится на получаемой информации. В начале беседы, как говорящий, так и слушающий смотрят друг другу в глаза не более 10 секунд, боясь сбить собеседника с мысли. В течении разговора периодически взгляд людей еще несколько раз встречаются, но занимает это уже гораздо меньше времени чем в начале. Гораздо легче выдерживать визуальный контакт если тема является для человека приятной. Так же женщины больше чем мужчины склонный к визуальным контактам. Обычно если человек еще не закончил говорить, то его взгляд не задерживается на собеседнике, но в конце своей речи человек останавливает свой взгляд на собеседнике, сообщая взглядом о том, что его речь завершена.

Особенности визуального контакта:

Восхищение – долгий зрительный контакт, спокойный взгляд,

Возмущение – пристальный, тревожный, навязчивый взгляд, длительный без пауз зрительный контакт,

Расположение – внимательный взгляд, зрительный контакт с паузами каждые десять секунд,

Неприязнь – «закатывание» глаз, избегание зрительного контакта,

Ожидание – резкий взгляд в глаза, приподнятые брови.

2.3 Тактильный вид невербального общения

Тактильное общение — это способ общения и взаимодействия людей посредством чувства осязания. Оно делиться на подвиды:

  1. Объятия
  2. Прикосновения
  3. Поцелуи
  4. Рукопожатия

Объятия. По силе и длительности объятия можно определить значение чувств человека. При долгожданной встрече друзья, чуть ли не душат друг друга в объятиях. Влюбленные обнимаются более нежно и продолжительно.

Прикосновения могут быть нежными и грубыми, легкими и сильными, нести определенный смысл и не иметь его вовсе. Наиболее часто используются прикосновения между близкими людьми. Они используются что бы привлечь внимание, когда собеседник вас не слышит, чтобы остановить хулиганящего ребенка, показать близкому человеку свою любовь и заботу.

Если взять человека за локоть, то подсознательно можно заставить человека довериться вам. Таким способом часто пользуются мошенники, внушая человеку ощущение безопасности.

Поцелуи. Большое значение в нашей жизни отдается поцелуям, они применяются по всей жизни человека. К каждому определенному человеку используется особый вид поцелуев. Мать целует ребенка нежно и с любовью. Между влюбленными используются виды поцелуев от легких до безумных. Поцелуи могут быть как искренними, так и формальными.

Рукопожатия. Как и объятия, данный вид движения, можно различать по длительности и силе. Энергичное и крепкое рукопожатие вместе с радостными возгласами говорит о желании продолжать беседу. Вялое же рукопожатие говорит о нежелании общаться. Если человек нервничает или волнуется – его ладони потеют, или мерзнут.

Глава 3 Невербальные проявления в эмоциональном состоянии человека

3.1 Определение эмоций

Эмоции[9] (от лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Базовой форма эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые. Другой формой эмоций являются аффекты, представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе.

Эмоции делятся на 2 группы:

  1. Простые эмоции
  2. Сложные эмоции

Простые эмоции – это эмоции, действующие непосредственно на организм, удовлетворяющие первичные его потребности. Запахи, вкусы, цвет и подобное могут вызывать как положительные, так и негативные реакции. Эмоции, связанные с чувствами, называются эмоциональным тоном ощущений. Переживания удовольствие и неудовольствие называются основными качествами элементарных ощущений.

Эмоциональный тон и восприятие ощущений играют важную роль в жизни человека, регулируя его деятельность, побуждая искать одна и защищаться от другого.

Сложные эмоции – это эмоции которые образовались в результате переживаний человека, и связаны с пониманием их жизненного значения. К сложным эмоциям относятся – интерес, горе, страдание, отвращение, презрение, удивление, страдание, радость, депрессия, стыд, тревога, страх и тому подобные. К. Изард называл их «фундаментальными эмоциями» имеющими свой спектр психологических характеристик

По К. Изарду выделяют 11 фундаментальных (базовых) эмоций:

  1. Радость
  2. Удивление
  3. Печаль
  4. Гнев
  5. Отвращение
  6. Презрение
  7. Горе-страдание
  8. Стыд
  9. Интерес-волнение
  10. Вина
  11. Смущение

3.2 Эмоции и мимика

Как было сказано ранее, больше всего эмоции отражаются именно на лице. И человеку, знающему язык невербального общения, хватит и промелькнувшей в долю секунды эмоции, чтобы определить какой подтекст она имеет.

Фотографы и художники уже давно выявили, что лицо человека не симметрично, и разные стороны нашего лица отражают наши эмоции совершенно по-разному. По мнению ученых это связанно с тем что левая и правая сторона лица контролируется разными полушариями мозга. Левое полушарие отвечает за интеллектуальные функции и речь. Правое же контролирует эмоции и сенсорную деятельность, воображение. Но работа полушарий постоянно скрещивается, левое полушарие отражается на правой стороне и влияет на выражение лица с этой стороны, которое поддается большему контролю чем левое. Именно поэтому все чувства, которые хочет показать человек отображается на правой стороне лица, а те чувства, которые он на самом деле чувствует можно увидеть на левой.

Положительные эмоции на лице отражаются равномерно, а вот отрицательные эмоции больше выражены именно на левой стороне.

Об искренних эмоциях говорит симметричность в выраженных чувствах на лице. Но чем больше фальши, тем больше выражается асимметричность на лице.

Поэтому если человек скрывает свою правую сторону лица, с определенной долей вероятности можно сказать что он лжет.

Неподдельные эмоции можно разглядеть на лице человека не более одной секунды. И если человек выражает свой страх, удивление, радость дольше 10 секунд, это ложь.

Эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

Удивление – приоткрытый рот, опущенные вниз уголки губ, широко открытые глаза, поднятые брови

Страх – уголки губ опущены и отведены назад, губы растянуты в стороны, глаза широко раскрыты, брови сведены и приподняты в переносице.

Гнев – брови опущены вниз, глаза прищурены, зубы сжаты, рот замкнут, на лбу вырисовываются изогнутые морщины.

Отвращение – нос сморщен, брови опущены, нижняя губа сомкнута с верхней либо выпячена.

Печаль – глаза потухшие, брови сведены, уголки губ слегка опущены

Счастье – глаза спокойные, уголки губ приподняты.

Протест – уголки губ приподняты, рот немного приоткрыт, часто широко открытые глаза.

Озабоченность – взгляд направлен в пустоту, губы вытянуты в трубочку, оценивающий взгляд

Оценивание – губы вытянуты вперед, или слегка приоткрыты либо неплотно закрыты.

Непроизвольные реакции обычно плохо контролируются, и именно поэтому они очень информативны. Некоторые из них можно выявить с помощью известного всем «детектора лжи» или как его еще называют «полиграф»

«Детектор лжи»[10] - условное название для комплекса аппаратов объективной регистрации физиологических показателей КГР, ЭЭГ, тремора, плетизмограммы и т.п. У мужчин подобные реакции выявить легче, чем у женщин.

Стандартное прочтение этих реакций таково[11]:

- покраснение лица (иной раз пятнами) – стыд, гнев;

- побеление лица – страх, признак виновности;

- расширение зрачков – неудовольствие, отвергание;

- усиление биения пульса на венах рук или артериях шеи (подёргивание галстука на шее из-за активного сердцебиения) – тревога, страх, стыд, обман;

- снижение частоты пульса – повышенное внимание;

- быстрое или поверхностное дыхание – внутреннее напряжение;

- короткое дыхание через нос – злость;

- пересыхание рта (сглатывания, облизывание губ, жажда.) – страх, обман;

- внезапное обнажение зубов – признак ярости, агрессивность;

- испарина, пот – гнев, смущение, нервозность, обман;

- дрожь (в пальцах рук и ног, мышцах лица.) – внутреннее напряжение;

- частое моргание – возбуждение, обман;

- урчание в животе – страх (не всегда, разумеется.);

- скрип зубами – сильнейшая нервозность, стресс, отсутствие возможности осуществить задуманное.

3.3 Жесты

В процессе общения жесты играют не менее важную роль в языке невербалики. По ним можно сделать определенные выводы об отношении человека к какому – либо событию, его состояние и желания.

Классификация жестов:

- жесты - иллюстраторы – используются для пояснения сказанного

- жесты - регуляторы –играют важную роль в начале и конце беседы.

- жесты - адапторы –сопровождают наши чувства и эмоции

- жесты - символы – ограничены рамками культуры или местности.

Для определения эмоций человека по жестам, необходимо замечать только непроизвольную жестикуляцию

Демонстрация открытых ладоней — признак откровенности;

Сжатие кулаков — внутреннее возбуждение, злость (чем крепче сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция);

Прикрывание рта рукой (или стаканом в руке) в момент речи — удивление, колебание и нерешительность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам;

Прикосновения к носу или легкие почесывания его — сомнение в сообщаемом (как собой, так и собеседником), обман, поиск в ходе беседы нового контраргумента;

Почесывание пальцем века — обман, но иногда — ощущение подозрительности и лжи со стороны собеседника;

Поглаживание подбородка — момент принятия решения;

суетливость рук (теребление чего-либо, игра с авторучкой, и раскручивание авторучки, троганье частей одежды…) — настороженность, беспокойность, смущение;

Щипание ладони — готовность к агрессии;

Кусание ногтей — внутреннее волнение;

Различные движения руки поперек тела (дотронуться к запонке, поправить часы, потеребить пуговицу на рубашке…) — маскируемая нервозность;

Собирание «ворсинок» с одежды — жест неодобрения;

Оттягивание от шеи явно мешающего воротника — объект подозревает, что остальные распознали его ложь, недостаток воздуха во время гнева;

Помещение дужки очков в рот или протирание стекол — пауза для обдумывания действий или фразы, просьба подождать;

Снятие очков и кидание их на стол — чрезвычайно острый разговор, тяжелая и неприятная для объекта тема разговора;

Откладывание сигареты в сторону или ее полное гашение — момент максимального напряжения;

Постоянное сбивание пепла с сигареты — тягостное внутреннее состояние, повышенная нервозность;

Наклон головы в сторону — пробуждение заинтересованности;

Стремительный наклон или поворот головы в сторону — желание высказаться;

Непрерывное отбрасывание якобы «мешающих» волос со лба — волнение;

Явное желание опереться на что-либо или прислониться к чему-либо — чувство сложности и неприятности момента, неразумение того, как выйти из создавшегося положения

Сосредоточенность – глаза закрыты, постоянное потирание подбородка, пощипывание переносицы

Критичность – одна рука поддерживает локоть, другая с вытянутым вдоль щеки пальцем поддерживает подбородок

Позитивность – голова и корпус тела наклонены вперед, рука касается щеки

Недоверие – ладонь прикрывает рот выражая несогласие

Скука – рука подпирает голову, корпус согнут и расслаблен

Превосходство – сидя, одна нога на другой, руки за головой, веки прикрыты

Неодобрение – неспокойные движения, стряхивание ворсинок, одергивание брюк или юбки

Неуверенность – потирание ушей, обхватывание руками локтей

Открытость – руки раскинуты ладонями вверх, плечи расправлены, корпус расслаблен, голова смотрит прямо.

3.4 Походка

«Походка — лицо тела», — сказал О. Бальзак. Ему принадлежит один из первых трактатов, посвященных психологии походки человека, — «Теория походки».[12]

В составляющую походки входят:

  1. Ритм
  2. Динамика шага
  3. Амплитуда переноса тела
  4. Масса тела

У каждого человека эти показатели проявляются по-разному. По походке можно выяснить как себя чувствует человек, его характер, возраст.

Характерные виды походок:

Озабоченный человек – поза «мыслителя» руки сцеплены за спиной, голова опущена.

В угнетенном состоянии – руки либо находятся в кармане, либо постоянно в движении, смотрит под ноги, и при этом их волочет.

Уверенный – шаги быстрые, при ходьбе размахивает руками, его цель определенна, и он уверен, что достигнет ее, так же уверенные в себе люди часто закладывают руки себе за спину.

Заносчивый – подбородок высоко поднят, двигает руками энергично, ноги как будто деревянные.

Для создания приятного впечатления, осанка должна быть прямая, походка легкая и пружинистая, плечи расправлены, а голова приподнята.

3.5 Рукопожатие

По рукопожатию определяют настрой человека по отношению к вам.

Равноправное или дружеское рукопожатие - рука двигается вертикально

Долгое рукопожатие – захват лидерства, выиграл тот кто отпустил руку последним

Слабое рукопожатие – человека готового быть жертвой.

Мертва хватка – стремление к победам

Если человек избегает рукопожатий, то он робок и замкнут.

Подозрительный человек – быстро забирает свою руку

Левая рука чаще всего выдает неискреннего человека, так как она наименее развита и управляется правым полушарием мозга. Если человек жестикулирует левой рукой больше чем правой, то скорее всего он неискренен или недружелюбен.

Заключение

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что изучение невербального языка общения, очень важно и полезно для понимания чувств и эмоций своих собеседников. Язык тела помогает улучшить и упростить отношения между людьми. Так же можно научиться манипулировать и заводить в заблуждение окружающих. Только нужно иметь представление, в каком образе вы хотите предстать перед окружающими.

Невербальное общение имеет очень глубокие корни в нашей истории. Перед тем как научиться использовать в своей речи слова, наши предки общались с помощью именно языка тела. Хотя сейчас вербальное общение и заменило в основном невербальное, но оно до сих пор является главным рассказчиком наших эмоций и чувств.

Библиография

  1. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко Большой психологический словарь М.:АСТ: АСТ МОСКВА;СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2009.-811, [5]с.
  2. Головин С.Ю. - Словарь практического психолога. М.:АСТ, 2001
  3. Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка М.: Аделант, 2013. — 800 с.
  4. Психология и педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов / А. К. Луковцева.»: КДУ; Москва; 2008.
  5. Горянина В. А. Психология общения. — М.: Издательский центр «Академия», 2002
  6. Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. — С.-П.: «Питер», 1997.
  7. Лабунская В. А.: Невербальное поведение— Ростов-на-Дону: «Феникс», 1988.
  8. Пиз А. " Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам". М., 1995.
  9. http://www.elitarium.ru/pozy-pohodka-ponimanie-proksemika-neverbalnoe-obshhenie-psihologija-kommunikacija/
  10. http://www.mindpsyhology.ru/mindps-1487-1.html
  11. «Социальная психология личности в вопросах и ответах» Под ред. В.А. Лабунской, М.: Гардарика, 1999
  1. Психология и педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов / А. К. Луковцева.»: КДУ; Москва; 2008.

  2. Пиз А. " Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам". М., 1995.

  3. Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. — С.-П.: «Питер», 1997.

  4. Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка М.: Аделант, 2013. — 800 с.

  5. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник, 2008.

  6. .Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. — С.-П.: «Питер», 1997.

    8 Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. — С.-П.: «Питер», 1997.

  7. http://www.elitarium.ru/pozy-pohodka-ponimanie-proksemika-neverbalnoe-obshhenie-psihologija-kommunikacija/

  8. Головин С.Ю. - Словарь практического психолога. М.:АСТ, 2001

  9. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко Большой психологический словарь М.:АСТ: АСТ МОСКВА;СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2009.-811, [5]с.

  10. http://www.mindpsyhology.ru/mindps-1487-1.html

  11. «Социальная психология личности в вопросах и ответах» Под ред. В.А. Лабунской, М.: Гардарика, 1999