Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Психосемантика рекламы (Когнитивные аспекты рекламного воздействия)

Содержание:

Введение

В наше время актуальность проблемы психологического влияния и психосемантических методов рекламы, с каждым днем только увеличивается. Ежедневно человека окружает огромное количество рекламы: на улице, при просмотре телевизора, в интернете. И то воздействие которое она оказывает на сознание человека, препятствует его свободному, личному выбору. Хотя некоторые ученные и считают, что никакого свободного выбора не существует в принципе, так как люди зависимы друг от друга.

Цель работы: выяснить каким образом влияет реклама на человека.

Что бы выполнить цель необходимо решить задачи:

  1. что такое рекламная деятельность, как социально-психологическое явление;
  2. Психология влияния рекламы на сознание людей.

Объектом исследования является: психосемантика рекламной деятельности.

Предметом исследования является: психологическое влияние на сознание человека, рекламы.

Глава 1. Рекламная деятельность как социально-психологическое явление

1.1 Определение рекламы

Реклама появилась еще до нашей эры. Сначала она была более простой формы, с течением времени, и появлением новых технологий, она начала развиваться. Сейчас человечество уже настолько привыкло к ней, что теперь мы не можем представить себе жизнь без рекламы. С одной стороны, реклама доводит до сведения потребителей сведения необходимые для покупки, но с другой оказывает на человека эмоционально психическое воздействие. И сейчас реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, сознательно и бессознательно управляя им.

Реклама[1] – 1. Мероприятия, имеющие целью создать широкую известность чему-нибудь, привлечь потребителей к чему-нибудь. Торговая реклама. Капиталистические предприятия тратят огромные средства на рекламу.

2. Объявление, плакат, содержащие сведения о чем-нибудь для потребителя. Световая реклама. Художественная реклама. Отдел реклам (объявлений) в журнале.

Любая реклама в независимости от того где и как она представлена, кто является ее автором и что именно рекламируется, подразумевает под собой, казалось бы, незначительную, но на самом деле важную психологическую деталь. Обычно на ней не акцентируют особого внимания, потому что думают, что это само собой разумеющийся факт. Но на самом деле именно в этой маленькой детали и заложена вся психологическая сущность, любой рекламы. И если правильно понять ее, раскроются огромные возможности в изучении и психологическом исследовании данного феномена.

В структуре социально-психологического воздействия рекламы на потребителя выделяют три направления[2]:

  1. Когнитивное (познавательное)
  2. Эмоциональное (аффективное)
  3. Поведенческое (конативное)

1.2 Когнитивные аспекты рекламного воздействия

Этот компонент связан с тем как человек воспринимает рекламную информацию. Изучение когнитивного компонента включает в себя анализ ряда процессов переработки информации, таких как внимание, память, ощущения и тому подобные.

Самой главной задачей рекламного воздействия является привлечение внимания к рекламируемому товару, потому исследование когнитивных процессов психики очень важно в рекламной деятельности.

Ощущение. Это один из самых важных когнитивных действий в жизни человека. Чаще всего в рекламной деятельности используют зрительные, вкусовые, обонятельные, двигательные, осязательное и другие. Цель достигается с помощью измерения ощущений, которые испытывает человек используя рекламируемый товар. При этом используются субъективные шкалы что бы понять какой из рекламируемых продуктов нравится покупателям больше. Если возникшее у человека ощущение отличается от уже привычных, то производитель рекламы смог выделить этот товар среди остальных, и соответственно смог оказать влияние на покупателя. Иногда менее яркая, и громкая реклама воспринимается покупателями лучше, чем очень интенсивно воздействующая.

Восприятие. Является следующим по важности элементом когнитивной деятельности. Важная, при восприятии рекламы, роль, принадлежит формированию перцептивного образа. Именно он отвечает за существование влияния на поведение покупателей. Основная задача рекламы состоит в том, чтобы создавать в головах потребителей образы товаров, которые будут конкурентоспособны, и будут вызывать желание приобрести рекламируемое. Учитывая, что многие предметы потребления стандартизированы, эта проблема очень актуальна. Психологи установили, что момент осознания решения проблемы происходит мгновенно, за счет восприятия взаимосвязанных факторов, а не изучении элементов по отдельности. В итоге человек воспринимает рекламу по «закону краткости»[3] являющимся базовым в психологии восприятия. Он гласит, что все внешние ощущения сводятся человеком к самым простым и удобным формам: чтобы понять нечто, мозг че­ловека разбивает сложные внешние ощущения на массу основных, простейших образов и форм. Если они не полны или не идеальны, то человек старается угадать, какими они должны быть. Все это происходит в голове у человека автоматически. По мнению рекламистов, это означает что если предложить потребителю сильную рекламу, то потом представив всего лишь один элемент человек вспомнит все остальное сам.

Для простоты восприятия структура должна быть ясной и четкой. Психологи, изучающие восприятие окружения как единого целого, считают, что объект должен быть контрастным для того чтобы выделяться на основном фоне. Объект создается как центр и сила, объединяющие размер, форму, близость, сходство. Так же товар должен быть в доминирующем образе, выделяясь на более нейтральном фоне.

Внимание. Основные способы привлечения внимания:

Изменение;

Движение;

Контраст;

Выделение фигуры из фона и другие.

То есть если выделить рекламируемый товар, то это значит привлечь к нему внимание. Размещение рекламы на корешке журнала стало новым оригинальным способом привлечения внимания. Часто люди скручивают журнал в трубочку, страницы сдвигаются и таким образом создается дополнительно поле для рекламной информации. Внимание читателя привлекается за счет изменения границ зрительского поля, динамического изменения образа.

Память. Это один из важных психических процессов в жизни людей. Не менее важное положение она занимает и в рекламной деятельности и эффективности рекламы, в частности.

Память[4] – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.

Противоположностью памяти является забывание

Забывание[5] - один из процессов в системе памяти, проявляющийся в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании.

Через некоторое время, при отсутствии повторения и при наличии новой информации, происходит забывание. Поэтому очень важно, чтобы запомнился именно товар, а не сама реклама, фон. Хотя наиболее часто запоминается именно сама реклама.

Забывание естественный процесс, и именно это является главной проблемой в запоминании рекламы. Поэтому в рекламной практике используется единственный основной способ для запоминания – повторение. Только тогда реклама приведет к желаемому эффекту. К сожалению рекламодателей именно, с повторением связаны негативные эмоции у потребителей. Необходимо учитывать период запоминаемости рекламы в среднем он в зависимости от уровня креативности он составляет от одной, двух недель и до нескольких лет, так же необходимо удлинять постепенно интервалы между рекламными сообщениями, не больше чем на два месяца.

Мышление. Мыслительных операций существует огромное количество, например: сравнение, умозаключение, суждение, анализ, синтез, обобщение, ассоциирование и другие. Все они используются в рекламе. Объем и количество информации имеет большое влияние на восприятие информации и поведение потребителя. Переизбыток и недостаток информации в рекламе всегда отрицательно влияет на приобретение рекламируемого товара. Получается, что активизация познавательной потребности достаточно сильный психологический фактор в рекламе. Что бы реклама вызывала познавательную потребность, ей необходимо задавать вопрос, и тем самым создать незавершенный образ. И ответ всегда сообщает о достоинствах рекламируемого товара. По данным психологических исследований, около 80% людей начинают испытывать дискомфорт если возникший в их голове образ не завершён.

1.3 Эмоциональные аспекты рекламного воздействия

Эмоциональное отношение к объекту рекламы определяется аффективным компонентом рекламного воздействия. Как субъект относится к нему, с симпатией или антипатией, нейтрально или противоречиво. Исследование психологических аспектов рекламной деятельности предполагает анализ ее сторон, которые вызывают у человека эмоционально окрашенное отношение к рекламе, товару, и формирует желание его купить, или не покупать.

Эмоции[6] – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Реклама всегда создает неосознаваемые эмоциональные образы. Эмоциональный образ фирмы в соответствии с психосемантическими шкалами может быть представлен как свежий или черствый, новый или старый, гладкий или шершавый, быстрый или медленный, свой или чужой. Считается что запоминание, основанное на эмоциональном состоянии, одно из самых прочнейших. Именно эмоциональная память помогает принять решение, сильнее чем другие виды памяти. Если человека на эмоциональном уровне не заинтересовал данный товар, то и желания совершить покупку у человека не будет. Реклама, которая создана без учета эмоциональной реакции, скорее всего вызовет только негативные эмоции. Если при просмотре рекламы возникает чувство страха, брезгливости, стеснения то это затормозит сбыт товара, а если она будет наоборот избавлять ото таких чувств, то он начнет пользоваться спросом.

Часто отрицательные эмоции вызывают часто и везде повторяющиеся рекламы, очень тяжело слышать постоянно одно и тоже. Положительные эмоции же вызывает – юмор, хотя и использование его в рекламе дело тонкое, одних он может привлечь, а других же оттолкнуть.

Индивидуальное творчество в рекламе, эмоционально должно привлекать людей, и не должно противоречить задаче расширения рынка. Что бы привлечь потребителя и подтолкнуть его к покупке, необходимо представить продукт в самом выгодном свете, показать, как измениться жизнь после покупки данного товара.

По результатам исследований чаще всего в России рекламисты и СМИ не задумываются насчет эмоционального аспекта выпускаемой рекламы, она пестрит яркостью и однообразность, вызывая тем самым у смотрящего выключить ее, избежать ее негативного воздействия на себя. Часто в любой рекламе используются деформированные культурные символы и объекты реального мира. Проблема их негативного воздействия на психику людей и их моральные установки еще недостаточно изучена.

Часто между когнитивными и эмоциональными аспектами возникают противоречия, и в результате этого реклама, может стать психологически неэффективной. Поэтому необходимо проводить экспериментально – психологическое исследование по множеству критерий, а не только по одному.

1.4 Поведенческий аспект рекламного воздействия

В исследование механизма поведенческого аспекта рекламной деятельности, входит анализ поступков человека, которые определяются его поведением при воздействии на него рекламы. В поведенческий компонент входят, осознанные и бессознательные уровни поведения. На бессознательном уровне в покупательском поведении проявляются установки и интуиция человека. На осознанном уровне - потребности, воля человека, отражаются мотивации.

Нужно иметь ввиду одно важное обстоятельство, потребители не признают, что их покупательское поведение является результатом влияния рекламы на их психику. Они думают, что их потребность в товаре существовала еще задолго до того, как они увидели рекламу. Людей, которые признаются сами себе что им навязали данный товар, и вынудили купить его, очень мало. Хотя именно они и понимают на самом деле всю правду, смысла рекламы.

Когда говорят, что реклама всего лишь сообщает информацию о товаре и сама по себе не может создать потребности, и выбор всегда остается за покупателем, это не всегда является правдой. Конечно, когда человек купит товар и оценит его сам, он поймет удачная ли была покупка, все-таки в итоге товары приобретаются по требованию самого человека. Однако на определенных этапах реклама способна не только создать новую потребность в товаре, но и сформировать куда более сложные психические образования, например, мировоззрение стиль жизни, социальные ценности. И происходит все это совершенно не замеченным для человека, поэтому необходимо помнить о том, что в рекламе есть не только положительные, но и опасные стороны.

Эффективная реклама должна быть направлена сразу на все, на мысли, чувства, отношения, на бессознательное и сознательное. С таким подходом реклама начинает действовать на покупателя со всех сторон, убеждая, заставляя, и вынуждая изменять свое потребительское поведение. Ведь в итоге люди должны не просто узнать о товаре, но и купить его.

Мышление человека направленно на то что он верит больше той рекламе, где на первый взгляд происходит только информационное сообщение, чем той где явно видна попытка воздействия. Хорошая реклама всегда создает иллюзию, что этот выбор человек делает сам, и то что он единственный правильный.

Глава 2. Психология влияния рекламы на сознание людей

Самое важное условие в успехе рекламы, это психологическая эффективность.

Психологическая эффективность — это критерий, говорящий о том насколько успешно реклама воздействует на сознание человека и в конечном счете на его готовность приобрести рекламируемый продукт.

Для эффективной рекламы необходимо принимать во внимание 2 требования:

  1. Реклама недолжна вызывать негативные эмоции, иначе они будут перенесены на сам продукт;
  2. Образ продукта обязан соответствовать ожиданиям покупателя.

Во время создания рекламы перед создателем возникают задачи, и чаще всего эти задачи решаются качественными или количественными методами. Однако у них есть недостатки, и одним из них является определение поведения человека. Выше мы уже определили, что поведение человека определяется тремя компонентами, когнитивным, эмоциональным, и поведенческим. И исследователю необходимо принимать во внимание все три уровня для того что бы попытаться спрогнозировать поведение потребителей. В ходе качественного метода исследователь пытается погрузить испытуемых в ситуации их реального опыта, надеясь, что они смогут проанализировать мотивы своего поведения. Далее в интервью выясняются мотивы при помощи прямых вопросов. При анализе полученной информации, исследователь опирается на идею, что человек руководствуется именно теми мотивами в своем поведении, которые назвал. Однако в результате оказывается, что люди как правило руководствуются бессознательными мотивами и их невозможно выявить ни прямыми вопросами ни при погружении в конкретную ситуацию. Такие методы позволяют узнать информацию только с когнитивного и поведенческого уровня, даже при вопросе о том, что чувствует респондент можно узнать лишь о том, что он думает о своих чувствах, но не само отношение, которое как правило подсознательно.

Психосемантика предлагает возможное решение проблемы. Психосемантика [7]— область психологии, изучающая генезис, строение и функционирование индивидуальной системы значений, опосредующей процессы восприятия, мышления, памяти, принятия решений, и пр. Ее задачи:

1) исследование различных форм существования значений в индивидуальном сознании (образы, символы, символические действия, а также знаковые, вербальные формы);

2) анализ влияния мотивационных (-> мотивация) факторов и эмоциональных состояний (-> эмоция) субъекта на формирующуюся у него систему значений.

В рамках психосемантики разработан ряд исследовательских методов, с помощью которых возможно получить информацию с эмоционального уровня социальной установки. Самым популярным является метод семантического дифференциала.

2.1 Метод семантического дифференциала

Метод семантического дифференциала[8] — ассоциативная процедура - один из методов построения пространств семантических субъективных. Предложен американским психологом Ч. Осгудом в 1952 г. и применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом установок социальных и смыслов личностных — в психологии и социологии, в теории массовых коммуникаций и рекламе, а также в эстетике. Является комбинацией метода ассоциаций, контролируемых и процедур шкалирования; при этом измеряемые объекты — понятия, изображения, персонажи и прочие — оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал (трехбалльных, пятибалльных, семибалльных), полюса коих обычно задаются вербально и образованы антонимическими позициями, в качестве коих выступают прилагательные, графические изображения и пр.

Наряду с вербальными, разработаны невербальные дифференциалы семантические, где в качестве полюсов шкал используются графические оппозиции, живописные картины, фотопортреты.

В классическом варианте, Ч. Осгуд в качестве шкал использовал коннативные признаки, отражавшие субъективно значимые стороны предмета, а не их объективные свойства. В результате оценки 360 объектов Ч. Осгуд выделил 20 пар терминов[9]:

  1. Жесткий – добрый
  2. Кривой – прямой
  3. Мужской – женский
  4. Разболтанный – пунктуальный
  5. Активный – пассивный
  6. Вкусный – безвкусный
  7. Неудачный – удачный
  8. Твердый – мягкий
  9. Умный – глупый
  10. Новый – старый
  11. Хороший – плохой
  12. Слабый – сильный
  13. Важный – не имеющий значения
  14. Острый – округлый
  15. Хладнокровный – восторженный
  16. Ложный – правдивый
  17. Бесцветный – красочный
  18. Обычный – необычный
  19. Красивый – безобразный
  20. Медленный - быстрый

Факторный анализ данных позволил выделить три основных фактора:

  1. «оценки»,
  2. «силы»,
  3. «активности».

Реализация метода предполагает три этапа. На первом этапе исследователь разрабатывает систему полярных шкал, состоящую из пар анатомических прилагательных, описывающих объект. На данном этапе желательно проводить с независимыми людьми серию неформализованных интервью, предлагая им ответить на вопросы типа «Какими прилагательными вы описали бы этот объект?».

На втором этапе респондентам предлагают объекты и шкалы для их оценки. Каждый предмет необходимо оценить по всем шкалам. Предполагается что респондент, взглянув на объект способен соотнести с предложенными шкалами свои ощущения. В зависимости от исследовательских задач определяется размер выборки. В результате получается достаточно большая матрица, так как исследуется не сам респондент, а оценка объекта. Поэтому считается что выборки в 40-50 респондентов достаточно.

Третий этап – аналитический. При методе семантического дифференциала возможно использование разнообразные анализы, так же зависимые от поставленных исследователю задач. Часто используемыми методами анализа считаются:

  1. Анализ средних величин – позволяет выявить и сравнить усредненные оценки объектов по шкалам.
  2. Кластерный анализ – позволяет объединить респондентов, шкалы и объекты в однородные внутри и максимально удаленные друг от друга группы.
  3. Факторный анализ – позволяет выявить и построить типологию глубинных факторов, которые определяют восприятие человеком объекта.

Семантический дифференциал так же используется при разработке рекламы. И при разработке могут возникнуть такие задачи:

  1. Выявить основные факторы, влияющие на выбор и оценку продукции
  2. Понять ожидания целевой аудитории от «идеального» продукта и оценить соответствует ли продукт ожиданиям. Так же сравнить его с конкурентными продуктами.
  3. Выбрать группу с наиболее которой продукт подходит по ожиданиям.
  4. Выбрать способы рекламирования.

После выполнения задач, можно приступать к разработке рекламного сообщения. Разработав несколько видов рекламных сообщений, далее необходимо выбрать какое из них будет наиболее лучше восприниматься потребителями, потому их необходимо протестировать. В итоге выбирается та реклама, которая лучше всего подходит под ожидания потребителя.

Психологические приемы в рекламе

После того как придумана идея рекламы и сформированы задачи которые ей необходимо решить, начинается этап ее оформления. Именно оформление создает условия для достижения конечного результата и превращения потенциального клиента в реального покупателя.

Во время создания печатной рекламы необходимо уделить особое внимание психологическим приемам в выборе формы, текста, цвета, и изображения.

  1. Влияние цвета в рекламе

Психологи установили, что цвет существенно влияет на психологическое состояние человека. Если цветовое отношение среды уравновешенно, то это привлекает, успокаивает, улучшает общение, создает творческую атмосферу. В результате исследований, ученные сделали вывод что цвет влияет на восприятие человеком температуры помещения, веса тела, оценку удаленности предмета.

Восприятие цвета напрямую зависит от его эмоционального состояния. Именно это объясняет почему в зависимости от эмоций человек отвергает одни цвета и предпочитает другие. Так же цвет не только вызывает определенную реакцию в зависимости от эмоций, но и формирует эмоциональное состояние человека.

Поэтому с помощью правильных цветовых позиций можно управлять эмоциями потребителя, вызывая тем самым благоприятное представление и желание купить рекламируемый товар.

  1. Влияние формы в рекламе

Так же при исследовании было обнаружено что форма, как и цвет, эмоционально воздействует на человеческое сознание. Форма экрана на которой расположен объект, организует определенным образом процесс поиска слабозаметных сигналов. Таким же влиянием обладает и форма изобразительной поверхности.

Психологи установили насколько способов для привлечения людей за счет формы придаваемой объекту. Эффективным способом привлечения является выделение одного элемента среди других.

Так же воздействуют на восприятие и формы линий. Изогнутые линии – ассоциируются с непринужденностью и изящностью, а прямые со спокойствием, и ясностью. Зигзагообразные линии передают впечатление резкого изменения, быстрого высвобождения энергии, концентрации силы. Несбалансированные же фигуры могут вызвать чувство дискомфорта. Симметричные, простые – привлекают внимание.

  1. Влияние корпоративных символик

В наше время очень сильно возросла роль корпоративной символики товаропроизводителя, где важнейшим элементом является название фирмы, знак, торговая марка. Все человеческие замысли и желания материализуются в знаках и вещах, и крайне важен образ, который несут товарный знак и название фирмы.

Именно товарный знак, название фирмы, и торговая марка становятся объектами больших материальных вложений, символом качества и репутации. Из-за частого повторения они уже узнаваемы обществом, и могут уже сами посылать вторичные сообщения, когда продукт пользуется. Так же с помощью успешных и созидательных образов потребители могут рекламировать сами себя. Без эффективного размещения продукта в средствах рекламы — это будет невозможно.

  1. Стиль и содержание текста в рекламе

Когда потребитель уже откликнулся на призыв, и начал вникать в суть рекламы, начинает воздействовать информация. Для наиболее эффективного воздействия текст рекламы должен быть простым и лаконичным. Короткие фразы с содержанием одной простой мысли, гораздо убедительнее и прочнее запоминаются, чем сложные тексты.

  1. Изображение в рекламе

Роль изображения в рекламе весьма разнообразна, и часто первостепенна. Огромный объем информации может содержаться в иллюстрациях, с помощью чего возможно сократить текст до минимума. Информация в такой рекламе воспринимает лучше и быстрее. Так же текст не может быть настолько эффективен как изображение. Именно поэтому любая реклама начинается именно с изображения.

Заключение

Таким образом можно сказать что реклама — это явление социально-психологическое. Психологическое влияние рекламной информации проявляется во многих аспектах жизни человека, эмоциях, решениях, мыслях, которые влияют на конкретные поведенческие акты потребителя.

Реклама на столько прочно влилась в нашу жизнь, что по данным исследований человек в день просматривает около трехсот рекламных объявлений и около ста рекламных роликов. Однако очень редко реклама достигает главной цели, формирования желания приобрести рекламируемых товар. Причиной является некачественный уровень подготовки. Основной ошибкой является то что рекламодатели игнорируют психологию потребителя.

Так же мы выяснили что наиболее эффективные пути влияния рекламы на человека – это когнитивный и эмоциональный. причем влияние второго пути гораздо более заметно. И для того чтобы научится противодействовать рекламе необходимо обучится рациональной и критической фильтрации.

Список использованной литературы

  1. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко Большой психологический словарь М.:АСТ: АСТ МОСКВА;СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2009.-811, [5]с.
  2. Баранова Т.С. «Психосемантические методы в социологии»//Социология: 4М. 1993-94. № 3-4
  3. Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка М.: Аделант, 2013. — 800 с.
  4. Дэвис Д. Д. Исследования в рекламной деятельности. Теория и практика. – М.: Вильямс, 2003. -854 с.
  5. Головин С.Ю. - Словарь практического психолога. М.:АСТ, 2001
  6. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы 2-Е изд. – сПб.: Питер, 2006
  7. Лебедев А. Н. Исследование динамики эмоционального отношения российского потребителя к рекламе // Вопросы психологии. 1996 а. №4.
  8. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: Учеб. пособие/Науч. ред. М.В. Удальцова. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007. — 230 с. — (Высшее образование).
  9. Мануйлов М. А. Психология рекламы. — М.: ГТИ, 1925.
  10. Молодежная психологическая школа: сборник научно-методических материалов / под ред. О.И. Ключко. – СПб.: НИЦ АРТ, 2015.
  11. Музыкант В, Л. Теория и практика современной рекламы. Ч. 1,2. Монография. — М.: Евразийский регион, 1998.
  12. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.
  13. Ривз Р. Реальность в рекламе (дайджест) // Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. — Петрозаводск: Фолиум, 1994.
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2011. – 713с.
  15. Семиглазов А.М. Психологическая эффективность рекламы: Учебное пособие. – Томск: кафедра ТУ, ТУСУР, 2012. – 192 с.
  16. Серкин В. П. Методы психосемантики. Учебное пособие студентов вузов Издательство: Аспект-Пресс 2004.- 687 с.
  17. Толстова Ю.Н. «Измерение в социологии» — М.: «ИНФРА-М», 1998
  18. Уэллс У., Бернет Дж. Реклама: принципы и практика. Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1999. — 736 с.
  19. Хромов Л. Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Настольная книга делового человека — менеджера и бизнесмена. — Петрозаводск: АО «Фо-лиум», 1994.
  1. Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка М.: Аделант, 2013. — 800 с.

  2. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы 2-Е изд. – сПб.: Питер, 2006

  3. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: Учеб. пособие/Науч. ред. М.В. Удальцова. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007. — 230 с. — (Высшее образование).

  4. ,

  5. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко Большой психологический словарь М.:АСТ: АСТ МОСКВА;СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2009.-811, [5]с.

  6. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко Большой психологический словарь М.:АСТ: АСТ МОСКВА;СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2009.-811, [5]с.

  7. Головин С.Ю. - Словарь практического психолога. М.:АСТ, 2001

  8. Головин С.Ю. - Словарь практического психолога. М.:АСТ, 2001

  9. Молодежная психологическая школа: сборник научно-методических материалов / под ред. О.И. Ключко. – СПб.: НИЦ АРТ, 2015.