Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Морфологический субстрат эмоциональных реакций человека, модели эмоций)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Эмоции человека – это сложный психофизиологический феномен, который связан с переживаемыми эмоциями, висцеральными процессами, которые сопровождают эти эмоции, выразительными характеристиками эмоций[1].

Эмоции сегодня являются центров внимания целого ряда специалистов, этот как нейрофизиологи, так и медики (психологи, психиатры), специалисты в области безопасности, игровой индустрии, продавцы, актеры и т.д. Все эти специалисты, так или иначе, нуждаются в информации об эмоциях человека с целью достижения своего профессионального роста, повышения эффективности своей работы, увеличения качества производимых ими продуктов.

Одним из средств определения эмоционального состояния человека может являться анализ невербальных проявлений эмоций. Невербальные проявления эмоций, такие как жесты, мимика, походка, смех и т.д. являются генетически детерминированными с одной стороны и проявляются как следствие воздействия на человека социальной среды с другой стороны. В результате формируется индивидуальный набор эмоций, которые позволяет получать массу информации о человеке, обществе, нации.

Иными словами, изучение невербальных проявлений человеческих эмоций имеет как общенаучную ценность, так и обладает прикладным значением, что и определяет актуальность исследования.

Цель исследования состоит в том, чтобы обобщить данные о невербальных средствах выражения эмоций у человека.

Задачи исследования вытекают из его цели и могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Дать определение эмоций, охарактеризовать их виды и функции.
  2. Выявить морфологический субстрат, модели эмоций человека.
  3. Охарактеризовать невербальные проявления эмоций.
  4. Обобщить знания о возможности применения знаний о невербальных проявлениях эмоций на практике.

В рамках исследования использовался библиографический метод в форме анализа литературы по теме исследования.

ГЛАВА 1. Эмоции с точки зрения психофизиологии

1.1. Эмоции – определение, виды, функции

Эмоциями называется особый вид психических процессов, выражающий переживания человека, его отношение к окружающему миру, самому себе.

Все эмоции можно разделить на такие группы как:

  • Эмоциональные чувства. Сюда относятся такие эмоционально окрашенные чувства как жажда, голод, любопытство, привязанность, ненависть. Эти чувства характеризуются жесткой связью с социальными, культурными, биологическими потребностями, а также с комплексом эмоций, которые переживаются в процессе формирования и удовлетворения этих потребностей. Так, любопытство сопровождается такими эмоциями как страх, тревога, удивление, удовольствие.
  • Собственно эмоции. Собственно эмоции можно разделить на врожденные или фундаментальные и приобретенные.

Большая часть исследователей в той или иной мере соглашается с тем, что эмоции имеют две наиболее важных характеристики:

  • Эмоциональная оппонентность. Так, Изард К. Писал, что «...Характеристика эмоций, которая входит в их организацию как систему, - очевидная полярность между некоторыми парами эмоций... Радость и печаль, гнев и страх часто рассматриваются как противоположности. Другие возможные полярные эмоции – удивление и отвращение, стыд и презрение...»
  • Градиентная связь между эмоциями. Между отдельными эмоциями существует градиентная связь. Например, Томкинс С.. показал, что градиент звуковой стимуляции вызывает у ребенка интерес, страх и ужас, этот градиент упорядочен по величине[2].

Эмоции исключительно важны для человека, они несут целый ряд функций. В частности, Данилов Н.Н. предложил следующие функции эмоций:

  • Отражательная функция. Данная функция выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции в данном случае служат интегральной оценкой поведения в целом, позволяют мгновенно оценить положительные и отрицательные качества факторов, воздействующих на человека. Иными словами, эмоции, будучи особым внутренним состоянием, субъективным переживанием, выполняют функцию оценки тех или иных обстоятельств. Такая оценка отличается от сознательной оценочной операции, она выполняется на уровне чувств.
  • Побуждающая функция. Эмоции – это проявление потребности человека в чем либо, они позволяют выявить зону описка, найти решение задачи, удовлетворяющей эту потребность. В этой связи Вилюнас В.К. выделил два класса эмоций – ведущие (ситуативные) и производные. Ведущие эмоциональные переживания направлены на предмет, который является целью поведения, удовлетворяющего ту или иную потребность. Ситуативное эмоциональное переживание возникает как следствие оценки результатов отдельных этапов поведения, оно также побуждает субъект действовать в определенном направлении, либо менять тактику поведения.
  • Подкрепительная функция. Данная функция была выделена Симоновым П.В. Суть подкрепляющей функции эмоциональных переживаний состоит в том, что они принимают непосредственное участие в формировании памяти, в обучении. Наиболее значимые события вызывают эмоциональные реакции, запечатлеваются в памяти.
  • Переключательная функция. Эмоции – это одна из причин, побуждающих объект к смене поведения. Переключательная функция эмоций более всего проявляется в экстремальных условиях, когда возникает борьба между инстинктом самосохранения и социальной потребностью действовать в рамках этики и морали. Это конфликт между страхом и чувством долга, страхом и стыдом.
  • Коммуникативная функция. Мимика, жесты, эмоции носят также коммуникативную функцию, являясь невербальными источниками общения, позволяют человеку передавать информацию о свое отношении к другим людям, явлениям, объектам. Не случайно Дарвин Ч., сравнивая проявления эмоций у человека и домашних животных, пришел к выводу, что движения мышц, при которых человек проявляет эмоции, имеют схожее происхождении и у животных. Современные исследователи согласны с ученым в том, что экспрессивные движения, особенно мимика, выполняют адаптивную функцию. В процессе эволюции мимика развилась в систему, которая позволяет передавать информацию о состоянии, намерениях индивида. Мало того, выявлены генетически заданные комплексы поведенческих реакций, с помощью которых человек и животные проявляют фундаментальные эмоции[3].

Бардецкая Я.В. и соавторы предложили несколько иной перечень функций, который выполняют эмоции, а именно:

  • Эмоции создают условия для удовлетворения различных потребностей, существует прямая связь между степенью эмоционального напряжения и степенью удовлетворения потребностей. Эмоции в этом случае служат средством оценки биологических и социальных потребностей, средством побуждения человека к действиям.
  • Эмоции играют существенную роль в умственной деятельности человека, обуславливая ее творческий и поисковый характер.
  • Эмоции имеют значение в процессе усвоения информации, т.е. в акте памяти. Так, доказано, что в центральной нервной системе есть эмоциональная система памяти. Эмоциональное окрашивание того или иного события, явления позволяет человеку быстро и надолго запомнить его.
  • Эмоции значимы и для формирования волевых реакций организма. Так, с одной стороны они способствуют воспитанию воли, с другой стороны – препятствуют чрезмерной генерализации эмоционального возбуждения.
  • Эмоции – это надежное средство общения, они окрашивают беседу в большое число тонов.
  • Эмоции – это средство оценки повреждения организма, их можно рассматривать как защитный фактор.
  • Эмоции придают человеку жизненный тонус, улучшают настроение, увеличивают работоспособность, интерес к жизни.
  • Эмоции имеют большое значение в поведении организма, способствуют приспособлению организма к меняющимся условиям окружающей среды[4].

Таким образом, эмоции – это сложный феномен, имеющий важнейшее значение для человека как социального существа. Эмоции являются как врожденными, так и приобретенными, т.е. продуктами взаимодействия психики человека с окружающей средой.

1.2. Морфологический субстрат эмоциональных реакций человека, модели эмоций

Понимание сущности психологических процессов невозможно представить без изучения морфологического субстрата этих процессов. В частности, если говорить об эмоциях, речь идет о таких аспектах как:

  • Центральные нейронные механизмы эмоций. Эмоции возможны только при определенной архитектуре нейронных сетей, связанных с тем или иным психическим процессом, а также благодаря электрической активности отдельных нервных клеток этих сетей.
  • Нейрохимические механизмы эмоций. Функционирование нейронных сетей невозможно без связи между нейронами, которая осуществляется с помощью синапсов, в которых важное значение имеют медиаторы[5].

Решающее значение в проявлении эмоций имеет лимбическая система человека. Лимбическая система представляет собой комплекс функционально связанных между собой филогенетических древних глубоких структур головного мозга, которые участвуют в регуляции вегетативно-висцеральных функций, поведенческих реакциях. Впервые термин лимбическая система был предложен Паулем Мак-Лином в 1952 году, однако еще раньше (в 1937 году) Пейпец Д. предположил, что в головном мозге человека существует «анатомическое» эмоциональное кольцо, в которое входит гиппокамп → свод → мамиллярное тело → передние ядра таламуса → поясная извилина → гиппокамп. Эту последовательность принято называть кольцом Пайпеца. Кроме кольца в лимбической системе также выделяются ядра гипоталамуса, миндалевидное тело, обонятельная луковицы, тракт и бугорок, неспецифические ядра таламуса, ретикулярная формация среднего мозга[6].

Представления об эмоциях все еще развиваются. Одна из первых пространственных моделей была построена Вудвортс Р. и Шлосберг Г.. в 1938 и 1941 годах соответственно. В экспериментах Шлосберг Г. ученые оценивали эмоциональное выражение лица человека по двум шкалам, каждая из которых имела по 9 баллов – шкала «удовольствие и неудовольствие» и шкала «принятие и отвержение». Результаты были переложены на плоскости, где основные эмоции, выделенные Вудвортс Р. представили образовали круговую траекторию (рисунок 1). В последующих работах Шлосберг Г. преобразовал свою модель в цилиндрическую, добавив третье измерение – «сон – возбуждение».

Трехмерной структуры эмоций придерживается большинство современных исследователей. Одной из часто применяемых сегодня можно назвать модель Плутчик Р., представленной на рисунке 2.

Один из самых основательных подходов в вопросе построения модели эмоций продемонстрировал Oсгуд Ч., который определил базисную размерность эмоций не путем комбинации выбранных феноменологический свойств, а посредством статистического метода, названного методом факторного анализа. В результате были получены три измерения, которые определились как удовольствие, активность и контроль. Эти измерения были соотнесены с семантическими шкалами «оценка», «активность», «интенсивность».

Рисунок 1 – Горизонтальная модель эмоций Вудвортс-Шлосберг

Рисунок 2 – Трехмерная модель эмоций Плутчик Р.[7].

Таким образом, эмоции – это сложный комплекс психических процессов, состояний, которые связаны с потребностями и мотивами индивида. Функциональный механизм эмоционального поведения связан с филогенетически древней областью мозга – лимбической системой. Без эмоций человека не может существовать, они исключительно важны, имеют колоссальную функциональную нагрузку. В этой связи эмоции имеют как вербальное, так и невербальное проявление. Последнее, по мнению ряда исследователей, в процессе коммуникации имеет наибольшее значение, что делает его объектом пристального изучения.

ГЛАВА 2. Особенности невербальных проявлений эмоций человека

2.1. Характеристика невербальных проявлений эмоций человека

Невербальные проявления эмоций человека широко известны, крайне разнообразны. На примере анализа современных публикаций в периодической печати, изучим отдельные примеры таких проявлений.

Смех целый ряд исследователей считает одним из центральных невербальных проявлений эмоций человека. Так, доказано, что смех является проявлением социального контакта[8].

Не случайно мы наиболее «подвержены» смеху в обществе, что говорит о смехе как о коммуникативном акте. Мало того, для смеха не обязательная даже его звуковая интерпретация. Так, Провайн Р. и Эммори K. показали, что глухонемые также смеются, т.е. акустическое восприятие звука, который возникает вследствие смеха, не является обязательным для его функционирования[9].

Иными словами, существует два вида смеха:

  • Непроизвольный смех обладает реактивной природой, вызывается внешними факторами.
  • Преднамеренный (или социальный) смех развивается в процессе акта коммуникации, является нарочитым, контролируемым[10].

Мозг также различает эти два вида смеха. В частности при преднамеренном смехе происходит резкая активация вентромедиальной префронтальной коры головного мозга, а непроизвольный смех активирует слуховую кору головного мозга, что показано на рисунке 3.

Рисунок 3 – Особенности реакции головного мозга на различные виды смеха[11]

Таким образом, смех – это одно из важных невербальных проявлений эмоций.

Наряду со смехом, схожие характеристики в структуре невербальных проявлений эмоций имеет улыбка. Как и в случае со смехом, существует несколько видов улыбки:

  • Настоящая улыбка (улыбка Дюшена).
  • Социальная улыбка (рисунок 4).

Рисунок 4 – Виды улыбки. А – расслабленное лица, Б – Социальная улыбка. В – улыбка Дюшена

Как и в случае смеха, указанные виды улыбки несут разную функцию, в частности социальная улыбка предназначена для общения[12].

Иными словами, смех и улыбка – это один из факторов невербального общения, важность которого сложно недооценить.

Мимика – одно из самых важных невербальных проявлений эмоций у человека, изучению которого посвящено большое число работ. Так, отмечается, что лицо человека – это важнейший канал невербальной коммуникации, который служит регулятором процесса общения[13]. Мнение о высокой значимости мимики с позиции невербального общения поддерживается такими учеными как Барабанщикова В.А., Гулевский В.Я., Немировский А.Б., Равенский Н.Н. и т.д.[14].

Специалисты полагают, что формирование и совершенствующие мимики является важным компонентом психики человека с младенчества. Доказательством врожденности ряда эмоций служит тот факт, что как слепые, так и зрячие дети имеют одинаковую мимику, что говорит о мимике как о генетической детерминанте[15].

Мало того, проявления эмоций свойственны человеку еще до рождения. Так, Запорожан В.Н., Галчи С.Р., Долгошина Е.В. провели ультразвуковую оценку эмоциональных реакций у 80 внутриутробных детей в 21-24, 28-30 и 38-39 недель гестации. Полученные данные были сопоставлены с эмоциональными реакциями детей в период новорожденности. Было выделено 4 типа эмоциональной реакции внутриутробных детей – улыбчивый, хмурый, подвижный, лабильный (рисунок5). Было выявлено, что мимические и двигательные реакции детей являлись адекватными происходящим событиям, а особенности эмоциональной реакции в пренатальный период соответствовал таковому в последующий период новорожденности, в грудном возрасте[16].

Рисунок 5 – Мимическая реакция «нахмуривания» (слева) и «недовольства» (справа)

Мимические выражения столь характерны для конкретного индивида, что Экман П.. и Фризен в 1976 году предложили систему кодирования лицевых действий или «Система кодирования лицевых движений» (СКЛД). Авторы выделили настоящие и поддельные, непроизвольные и произвольные выражения лица. Так, исследования показали, что большая часть людей не могут достоверно имитировать такие эмоции как горе, страх. В частности признаками печали, расстройства, горя, вины являются поднятые внутренние уголки бровей, что в свою очередь делает треугольными верхние веки. Приподнятые и сдвинутые брови являются признаками страха, беспокойства, ужаса[17].

Ряд исследователей отмечает, что мимика имеет гендерные отличия. Так, социальное поведение мужчин характеризуется более высоким уровнем агрессии, доминирования, женщины же склонны к эмоциональной поддержке, теплоте чувств. В процессе коммуникации и мужчины и женщины используют одинаковые невербальные средства – движения руками, головой, плечами, мимика, улыбка. Вместе с тем в поведении наблюдаются различия. Так, по частоте использования мужские жесты располагаются (в порядке убывания) следующим образом: движения руками → мимика → движения плечами → движения головой. В случае с женщинами в силу эмоциональности последних последовательность будет следующей: мимика → движение головой → движение руками → движение плечами[18].

Мимика и взгляд часто являются статусными маркерами. Так, Лебедко М.Г. отмечает, что мимика может указывать на статус человека, на позицию власти. Образцами власти являются суровое лицо, нахмуренные брови, неподвижный взгляд. Знаками доминирования и агрессии являются опущенные брови[19].

Мимика настолько важна, что существуют профессии, в которых она используется как рабочий инструмент. В частности актеры, танцоры, дирижеры, учителя осознанно владеют мимикой, доводят управление мимикой до совершенства. Так, Скрипкина Э.А. выделяет однозначные и неоднозначные невербальные знаки со стороны дирижера. К однозначным автор относит:

  • Поднятие головы, которое характеризует уверенность, открытость, внутреннюю собранность.
  • Поворот головы, либо наклон головы вперед, которые свидетельствуют о внутреннем принятии, готовности вступить в общение.
  • Отворачивание головы, которого позволяет судить о переключении внимания.
  • Кивок головы, которые говорит о принятии, согласии.

Большая часть невербальных знаков со точки зрения автора имеют неоднозначное значение, т.е. отражают сразу несколько эмоций. Так, широко открытые глаза говорят об удивлении и, одновременно, о высокой степени заинтересованности, а прямой взгляд свидетельствует об открытости и позитивности. При прищуривании можно говорить о сосредоточенности и предельной концентрации, а также о неодобрении чего-либо или кого-либо. В профессиональном коллективе, в том числе в музыкальном, часть мимических знаков воспринимается интуитивно, на основании жизненного опыта, а часть отрабатывается на репетициях. При этом в мимическом комплексе лица учитываются веки, брови, лоб, глаза, губы и т.д.

Так, взгляд человека имеет существенную нагрузку с точки зрения невербального общения. Эмоциональное воздействие взгляда чрезвычайно высоко, зависит от его продолжительности, величина раскрытия век, блеска. Взгляд человека позволяет получить информацию о его отношении к чему-либо, позволяет обеспечить обратную связь. Так, кратковременное закрытие глаз обозначает согласие, а широко открытые глаза – стремление к получению максимального объема информации. Одновременно этот же знак позволяет говорить об удивлении, неожиданной радости, восхищении. О ценности взгляда как невербального средства общения говорили Куприянов В.В., Стовичек Г.В., Равенский Н.Н., Рюкле Х. и т.д.

Брови – это очень выразительное средство мимики. В частности сдвинутые к переносице брови говорят о напряжении, неудовольствии, а поднятые брови – о недоумении, удивлении. Брови, направленные вниз, образующие треугольник говорят о горе человека.

Рот и губы – еще одни инструмент, который часто используется в невербальном общении посредством мимики. В частности, подчеркнуто закрытые рот говорит о твердости, сильной воле, решимости, желании действовать быстро, настойчивости, а сжатые губы позволяют судить о внутреннем напряжении[20].

Талыбина Е.В. в рамках семантики наиболее употребляемых мимических выражений выделяет следующие:

  • Частоту и длительность взгляда. Автор говорит о том, что взгляд можно разделить на деловой (концентрируется на области лба, глаз), социальный (концентрируется на уровне глаз, рта), интимный (концентрируется на уровне глаз и ниже). Важна как длительность взгляда, так и его частота.
  • Размер зрачков. Данный показатель не может контролироваться человеком, большинство людей воспринимают жест-адаптер «расширенные зрачки» как привлекательный признак, свидетельствующий о доброжелательности, отзывчивости собеседника. Тот же человек, но с суженными зрачками описывается испытуемыми как холодный, эгоистичный, неконтактный.
  • Мигание одним или двумя глазами. Подмигивая друг другу, люди достигают определенного уровня договоренности. Одновременно в американской и европейской культуре подмигивание двумя глазами – это согласие, одобрение, а в азиатских странах – знак оскорбления, неуважения.
  • Оскал. Обнаженные зубы в большинстве культур – это сигнал агрессии.
  • Квадратный рот. Данный вид напряженной мимики говорит об отрицательных эмоциях, является одним из спонтанных знаков невербального общения.
  • Плотно сжатые губы. Такая мимика говорит об угрозе, агрессии, в сочетании с бровями, сведенными к переносице, создает угрожающее лицо.
  • Нахмуренные брови. Это инстинктивная реакция, которая направлена на защиту глаз от удара, говорит о собранности, осторожности, ожидании опасности.
  • Сморщенный нос. Данный жест является одним из наиболее древних, возникает при ощущении неприятного запаха, выражает отвращение к объекту, явлению[21].

Чушкина А.В. рассматривает мимику как основу культурного кода. Являясь движением мышц, выражающим духовное состояние, мимика позволяет оценить настроение человека, его отношение к явлениям, объектам. Ценность мимики состоит еще и в том, что она не может тотально контролироваться. Так, спокойный взгляд и поднятые уголки губ говорят о хорошем, радостном настроении. Грустные глаза, опущенные уголки губ, немного сведенные брови признаки печали. Приподнятые брови, слегка расширенные глаза, говорят о непритворной заинтересованности, если прибавить к этому приоткрытый рот, то человек удивлен. Когда губы плотно сжаты, брови нахмурены, ноздри расширяются – человек зол[22].

Взгляд и сопутствующие ему движения как средство невербального общения в деловой среде также являются объектами внимания ряда исследователей. Так, Афонин Д.В. и Ерофеева Е.Е. изучили виды взглядов, их трактовки и возможные действия в процессе делового общения. Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия[23]

Взгляд и сопутствующие движения

Трактовка

Необходимые действия

Подъем головы и взгляд вверх

Подожди минуту, подумаю

Контакт прервать

Движение головой и насупленные брови

Не понял, повтори

Контакт усилить

Улыбка. Возможно, легкий наклон головы

Понимаю, мне нечего добавить

Контакт продолжить

Ритмичное кивание головой

Ясно, понял, что тебе нужно

Контакт продолжить

Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседника

Хочу подчинить себе

Действовать по обстановке

Взгляд в сторону

Выражение пренебрежения

Уйти от контакта

Взгляд в пол

Испытывают страх и желание уйти

Уйти от контакта

Таким образом, мимика – это центральный фактор невербального общения, который способен передать весь спектр эмоций человека, крайне часто используется человеком в его деятельности.

Жесты являются невербальным сигналом человека, которые дополняют речь. Так, об открытости человека говорят демонстрирование открытых ладоней, расстегнутые верхние пуговицы, наклон к собеседнику, выпрямленные ноги. При чувстве дискомфорта, опасности, недоверия, человек скрещивает руки на груди, закладывает ноги на ноги, устанавливает между собой и собеседником щит из окружающих предметов, например папки, бумаги, книги. Признаками закрытости являются также руки в карманах, наклон корпуса назад, застегивание верхней одежды на все пуговицы и т.д. О скуке говорят ладони, подпирающие голову, пустой, невидящий взгляд, перебирание посторонних предметов, монотонные, одинаковые действия, например постукивание. О неуверенности, нерешительности свидетельствуют такие знаки как переплетение пальцев рук, потирание носа, глаз, рук, шеи, покусывание карандаша, ручки, пощипывание кожи. Ложь можно выявить, если человек отводит взгляд, потирает нос, подбородок, рот. Желание доминировать выдается расправленными плечами, поднятым подбородком, попытками казаться выше, руками, соединенными за спиной. Готовность к подчинению можно выявить по сутулости, желанию казаться ниже ростом, по тому, что человек прячет руки, поворачивает ступни ног вовнутрь. Прихорашивающийся человек, человек, который поправляет одежду, прическу с высокой долей вероятности интересуется представителем противоположного пола и т.д.[24].

Таким образом, жесты, мимика, поза, выражение лица, интонация, расположение собеседников в пространстве друг относительно друга – это все факторы повседневного поведения, которые составляют область невербальной коммуникации, являются добавочными факторами к языку[25].

Интересно, что невербальные проявления эмоций отличаются у представителей разных рас. В частности, у чернокожих жителей из Нового Орлеана во время похорон на лице появляется особое выражение печали, которое очень похоже на нашу улыбку, и этот мимический жест можно было бы и именовать улыбкой, если бы мы не знали, в какой ситуации данное выражение лица появилось. На самом деле это особая разновидность улыбки, которая есть, по сути, невербальная реакция этих людей на смерть. Второй пример – это высунутый язык между зубами, который как проявление удивления свойственен китайцам[26]. Нередко, одни и те же жесты имеют совершенно противоположный смысл. Так, болгары в знак согласия качают головой, а в знак несогласия кивают.

Лингвисты отмечают, что язык жестов у восточных и латиноамериканских народов намного богаче. Внутри европейских народов отличия также существенны. Так, норвежцы мало жестикулируют, а итальянцы бурно используют данный вид невербального общения. Рукопожатие в Германии применяется шире, чем в Норвегии[27].

Знаменитая американская улыбка с одной стороны является неотъемлемым компонентом обслуживания, с другой стороны – социальным признаком преуспевания. Одновременно, русские граждане улыбаются реже, лишь в том случае, когда действительно испытывают положительные эмоции, улыбаться прохожим на улице в России не принято[28].

Подводя итоги, важно отметить, что нами обобщены данные лишь об основных и наиболее широко применяемых средствах невербальной коммуникации. В целом таких средств очень много, они комбинируются, взаимодействуют друг с другом, что создает неповторимый «портрет» каждого индивида, общества, нации.

2.2. Применение знаний о невербальных проявлениях эмоций человека в современном мире

Знания о невербальных проявлениях эмоций человека сегодня широко применяются на практике. Так, указанные знания применяются в профессиональной деятельности, т.е. являются частью профессионально-важных качеств для учителей, актеров, музыкантов, агентов по продажам. В частности, Канцлер К.А. и Кисилева Е.С. провели маркетинговое исследование в торговых точка г. Томска. Авторы выделили такие нежелательные для продавца элементы мимики и жесты как:

  • Руки, свисающие вдоль тела как признак пассивности, недостатка воли.
  • Касание лица руками, прикосновение к рту, лбу, глазам, носу как попытки ввести собеседника в заблуждение.
  • Раскачивание с пятки на носок как признак нетерпения, беспокойства.
  • Опущенные вниз брови, морщины на лбу, сжатые губы как признак гнева.
  • Скрещенные на груди руки как признак закрытости.

Авторы отмечают, что для выстраивания, поддержания, развития эффективным отношений с покупателем необходимо использовать жесты и элементы мимики, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

Жесты и элементы мимики, которые необходимо использовать с целью достижения эффективного контакта с покупателем[29]

Рекомендации

Значение

Наклон корпуса в сторону клиента

Интерес к своему собеседнику

Использование наклона головы

Жест уважения

Направленность жестов в сторону собеседника

Доверительные отношения

Кивание

Интерес, согласие

Вставание, выпрямление

Обращение внимания на себя

Выдерживание дистанции

Уважение

Использование открытых жестов

Расположение к себе

Зрительный контакт

Интерес

Улыбка

Благоприятное впечатление

Показ ладоней

Открытость

Расправление плеч

Решимость, ответственность

Определение эмоционального состояния человека при его проверке в различных системах безопасности, в психиатрии, судебной практике и т.д. – это еще одно направление, в рамках которого активно используются знания о невербальной коммуникации. Все чаще для этого применяется компьютерная техника. Для каждого вида эмоций свойственны свои особенности движения лица, рук. Так, Розалиев В.Л. и соавторы предлагают методику определения эмоций человека с помощью сенсора LeapMotion. Данный сенсор используется для считывания данных о динамике движения кистей рук человека в пространстве, а также определения жестов. Например, на рисунке 6 можно видеть примеры жестов, проявляемых при различных эмоциях.

Рисунок 6 – Жесты, характерны для различных эмоций: удивление (слева), гнев (в центре), нейтральность (справа)[30]

Лемешевская З.П. и соавторы предлагают проводить диагностику психического состояния человека по мимике лица на основании методики «Система кодирования лицевых движений» (СКЛД), автором которой является Экман П. Данная методика располагает альбомом фотоэталонов лицевой экспрессии для таких эмоций как гнев, страх, печаль, отвращение, удивление, радость. Также упоминается метод Система кодирования лицевых движений (СКЛД), который основан на детальном изучении анатомии лицевых мышц. Авторы методики – Экман П.. и Фризен В. В системе СКЛД выделена 41 двигательная единица, из которых составлено 24 паттерна реакций отдельных мышц лица и 20 паттернов, отражающих работу группы мышц, например, вовлеченных в кусание губ. Каждая единица имеет свой номер и описание не только в статистических, но и в динамических показателях. Авторы отмечают, что данные методики позволяют собирать уникальные анамнестические данные, используя фотографии испытуемого более ранних лет, оценивая динамика его психического состояния[31].

Драматические события 11 сентября 2001 года в США привели к тому, что в мире стремительно стали развиваться технологии идентификации личности. Этому способствовало и развитие такого направления как биометрия. Биометрия представляет собой науку, которая учитывает статические (отпечатки пальцев, геометрия лица, рук, радужная оболочка глаза, сетчатка глаза, структура ДНК) и динамические (речь, подпись, почерк, в том числе клавиатурный, походка, жесты, мимика) различия между людьми[32].

Так, Воронин В.В. и Сорокин Р.С. показывает методику идентификации личности путем распознавания черт лица. Авторы предлагают автоматическую системы распознавания лиц. Система обнаруживает черты лица (всего 19 черт), затем изучает расположение черт лица, извлекает их формы, затем изучает расположение рта, бровей, глаз, формы рта[33].

Сергеева А.А. рассказывает о программном пакете OKAO Vision, работающего на аппаратной платформе встраиваемого модуля HumanVision Components (HVC) и применяемого в сфере визуального распознавания лиц, мимики и жестов. Система может распознавать лица, присутствие человека, распознавать части лица, узнавать людей, оценивать пол, возраст, эмоциональное состояние, распознавать движения, жесты[34].

Использование знаний в области невербальных проявлений эмоций возможно и в индустрии компьютерных игр. В частности Кармадонов В.Ю. говорит о том, что в современные компьютерные игры с целью приближения их к реальности стали применяться такие технологии как распознавание эмоций. Например, разработчики MindMaze's MASK изучают возможность использования дополнительных датчиков внутри игровых гарнитуры, которые позволили бы замерять активность лицевых мышц, тем самым распознавая эмоции. Одновременно разработчики Veeso оснастили гарнитуру дополнительной камерой, позволяющей отслеживать движения мышц щек, челюстей и губ[35].

Не секрет, что в мире несколько миллионов человек не могут слышать и говорить, что заставляет их пользоваться вспомогательными средствами общения, в частности языком жестов. Шаповал Ж.Я. показывает, что разработаны подходы к автоматического распознаванию языка жестов на основании распознавания эмоций человека[36].

О программе MS KINECT, которая позволяет выявлять эмоциональное состояние человека по походке сообщает коллектив авторов под руководством Розалиева В.Л. Авторы отмечают, что с помощью сложных математических алгоритмов и ключевых точек скелета, выделенных на рисунке 7, программа может оценить эмоциональное состояние человека, а также выявить обычная ли это походка или испытуемые пытается обмануть программу. При этом создатели программы отмечают, что выявление всех эмоций с помощью походки сложно реализовать, но для целей безопасности достаточно двух ее типов – возбужденной и спокойной.

Огромное значение оценке эмоциональной экспрессии по биометрическим данным придается в области информационной безопасности, а точнее в области ограничения доступа к тем или иным сфера деятельности, информации для отдельных групп лиц. Так, Брагина Е.К. и соавторы показывают схему работы биометрического метчера, который является одним из вариантов автоматической системы защиты информации. Идентификация эмоций человека в данном контексте применяется с целью создания биометрического ключа (рисунок 8).

Рисунок 7 – Ключевые узлы скелета, используемые при оценке походки[37].

Биометрический ключ, в свою очередь, применяется как средство достижения максимально точной идентификации объекта.

Рисунок 8 – Биометрический метчер[38]

Таким образом, изучение невербальных проявлений эмоций человека сегодня является не только общенаучной задачей, но и несет прикладную нагрузку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе анализа литературных данных по проблеме невербальных проявлений эмоциональных состояний человека мы получили ряд данных, которые позволяют сделать следующие выводы:

  1. Эмоции – это класс психических процессов и состояний, связанных с мотивами, потребностями человека, отраженными в виде субъективных переживаний – страхе, радости, волнении и т.д. Эмоции в целом можно разделить на эмоциональные состояния и собственно эмоции. Функции эмоций разнообразны. Это отражательная, побуждающая, подкрепительная, переключательная, коммуникативная функции.
  2. Эмоции основаны на процессах, проходящих в древней области головного мозга – в лимбической системе, имеют как анатомическую, так и нейро-химическую основу.
  3. Эмоции крайне разнообразны, они с одной стороны противоположны друг другу, с другой стороны представляют градиентную последовательность, что делает возможным построение модели эмоций. Сегодня большая часть исследователей придерживается трехмерной модели эмоций.
  4. Эмоции проявляются как вербально, так и невербально. Невербальные проявления эмоций имеют большое значение и отражаются в мимике, улыбке, походке, взгляде, жестах.
  5. Невербальные проявления эмоций чрезвычайно важны при общении, имеют социальную природу, применяются человеком как при взаимодействии в социуме, так и для достижения практических целей, в частности идентификации личности, психического состояния индивида, ограничения доступа к закрытым данным, улучшении технологии виртуальной реальности и т.д.
  6. Невербальное проявление эмоций сегодня – является широко разрабатываемым направлением в нейрофизиологии, медицине, кибернетике, технике, науке о безопасности жизнедеятельности. Перспективы открытий в данном направлении – это создание роботов, совершенствование виртуальной среды, создание и внедрение системы безопасности на основании идентификации личности, оценки психического состояния индивида.
  7. Таким образом, цель и задачи работы достигнуты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Афонин Д.В., Ерофеева Е.Е. Мимика и жесты в деловом общении// Актуальные вопросы современности глазами молодых исследователей. Материалы II Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 231-236.

Бардецкая Я.В., Кулакова Т.И., Потылицина В.Ю. Основы общей и возрастной психофизиологии: учебное пособие. – Красноярск, 2018. – 270 с.

Брагина Е.К., Зайцева С.И., егоров И.Э., Ильченко Л.М. Разработка общей структуры алгоритмического обеспечения сбора и анализа данных для оценки эмоциональной экспрессии при биометрической аутентификации субъектов// Вестник астраханского государственного технического университета. Серия: управление, вычислительная техника и информатика, 2018. – №1. – С. 37-48.

Власова Т.М., Дюжева М.Б. мимика и взгляд как статусные маркеры// Апробация, 2015. – №7 (34). – С. 59-60.

Воронин В.В., Сорокин Р.С. Аутентификация с выявлением лиц без эмоций и анализом мимики// Информационные технологии XXI века, 2014. – С. 198-207.

Данилов Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов/ Н.Н. Данилова. - М.: АспктрПресс, 2012. – 368 с.

Запорожан В.Н., Галчи С.Р., Долгошина Е.В. Двигательные и мимические реакции внутриутробного ребенка – рефлексы или эмоции?// Репродуктивное здоровье. Восточная Европа, 2012. – №1 (19). – С. 13-22.

Златковская М.В. Как распознать ложь по мимике людей// Наука и современность, 2010. – №4-1. – С. 294-297.

Канцлер К.А., Кисилева Е.С. Умение демонстрировать мимику и жесты как компонент коммуникативной компетенции личных агентов// Экономика России в XXI веке. Сборник научных трудов XII Всероссийской научно-практической конференции «Экономические науки и прикладные исследования», 2015. – С. 207-213.

Кармадонов В.Ю. Совмещение технологий отслеживания взгляда, распознавания эмоций и VR// ACADEMY, 2018. – №7 (34). – С. 41-43.

Касаткина Н.В. Важность личностных особенностей при восприятии эмоций человека по голосу и мимике// Новое слово в науке: стратегии развития. Сборник материалов IX Международной конференции, 2019. – С. 121-124.

Кательникова А.С. Мимика и жест, Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сбоник материалов XI Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 27-28.

Кириллов А.А. Я милую узнаю по походке...// Мир измерений, 2009. – №3. - С. 7.

Кириллова О.В. Мужские и женские жесты и мимика: общее и различное// Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки, 2007. – №12-1 (56). – С. 241-244.

Куличенко Ю.Н. Мимика как невербальный компонент коммуникативного поведения// Вестник гуманитарного научного образования, 2011. – №4. – С. 23-24.

Ламешевская З.П., Михальчик С.В., Водоевич В.П. Диагностика психического состояния человека по мимике лица// Журнал Гродненского государственного медицинского института, 2010. – №1 (29). – С. 62-67.

Мисюрак Я.В. О выражении чувств и эмоций в разных культурах и языках// Вестник московского государственного открытого университета. Москва. Серия: общественно-политические и гуманитарные науки, 2011. – №1. – С.70-73.

Подело Й. Смайлики, улфбки и смех как социальный сигнал и индикатор эмоционального состояния в процессе коммуникации (сопоставительный анализ)// Вестник Новосибирского университета. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация, 2016. – Т. 14. – №2. – С. 80-90.

Подтеченская Н.В. Эмоции, мимические жесты и позы как жестовые знаки// Язык. Культура. Общество. Актуальные проблемы, методы исследования и проблемы преподавания. Сборник статей, 2017. – С. 159-168.

Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю.И. Алексаднрова. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.

Розалиев В.Л., Заболеева-Зотова А.В., Орлова Ю.А., Гусынин О.С., Ражева А.В., Недоступов Д.О. Разработка методов определения эмоциональности человека по мимике, тексту, движения рук и глаз// Известия Волгоградского государственного технического университета, 2018. – № 8(218). – С. 54-62.

Розалиев В.Л., Орлова Ю.А., Константинова В.М., Бирюков Н.А., Островский Д.С. Метод определения эмоционального состояния человека по походке с помощью MS KINECТ// Инновационные, информационные и коммуникационные технологии, 2018. – №1. – С. 359-364.

Сергеева А.А. Встраиваемые системы распознавания лиц, мимики и жестов от компании OMRON// Компоненты и технологии, 2015. – №10 (171). – С. 40-42.

Скрипкина Э.А. Мимика как средство невербального общения дирижера-хоровика и пути ее развития в классе дирижирования// Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование, 2016. – №1 (13). – С. 109-121.

Скрипкина Э.А. Мимика как средство невербального общения дирижера-хоровика и пути ее развития в классе дирижирования// Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование, 2016. – №1 (13). – С. 109-121.

Талыбина Е.В. Язык мимика как элемент знаковой системы невербальной коммуникации// Вестник Российского университета дружбы народов, 2012. – №2. – С. 73-79.

Филимонова И.С., чигина Н.В. Невербальные коммуникации в межкультурном общении// Инновационная наука, 2016. – №11-2. – С. 133-135.

Чушкина А.В. Жестикуляция и мимика как культурный код в общении людей// Человек, общество и государство в современном мире. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции (в 2 томах), 2016. – С. 271-273.

Чушкина А.В. Жестикуляция и мимика как культурный код в общении людей// Человек, общество и государство в современном мире. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции (в 2 томах), 2016. – С. 271-273.

Шаповал Э.Я. Распознавание эмоций человека по изображению как часть автоматизированного переводчика языка жестов// Молодежный научно-технический вестник, 2017. – №7. – С. 55.

Шмульская Л.С. Смех как невербальное Данилова проявление эмоций// Взаимодействие языка и культуры в коммуникации и тексте: сборник научных статей, 2012. – Т.3. – № 3. – С. 56-59.

Gervais M., Wilson D. S. The evolution and functions of laughter and humor: a synthetic approach // The Quarterly review of biology, 2005. – №80 (4). – P. 395–430.

Provine R.R., Emmorey K. Laughter Among Deaf Signers// Journal of Deaf Studies and Deaf Education, 2006. – №11 (4). – P. 403–409.

Scott S. K., Lavan N., Chen S., McGettigan C. The social life of laughter // Trends in Cognitive Sciences, 2014. –№ 8 (12). – P. 618–620.

  1.  Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю.И. Алексаднрова. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.

  2. Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю.И. Алексаднрова. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.

  3.  Данилов Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов/ Н.Н. Данилова. - М.: АспктрПресс, 2012. – 368 с.

  4.  Бардецкая Я.В., Кулакова Т.И., Потылицина В.Ю. Основы общей и возрастной психофизиологии: учебное пособие. – Красноярск, 2018. – 270 с.

  5. Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю.И. Алексаднрова. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.

  6.  Бардецкая Я.В., Кулакова Т.И., Потылицина В.Ю. Основы общей и возрастной психофизиологии: учебное пособие. – Красноярск, 2018. – 270 с.

  7. Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю.И. Алексаднрова. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.

  8.  Шмульская Л.С. Смех как невербальное Данилова проявление эмоций// Взаимодействие языка и культуры в коммуникации и тексте: сборник научных статей, 2012. – Т.3. – № 3. – С. 56-59.

  9. Provine R.R., Emmorey K. Laughter Among Deaf Signers// Journal of Deaf Studies and Deaf Education, 2006. – №11 (4). – P. 403–409.

  10. Gervais M., Wilson D. S. The evolution and functions of laughter and humor: a synthetic approach // The Quarterly review of biology, 2005. – №80 (4). – P. 395–430.

  11. Scott S. K., Lavan N., Chen S., McGettigan C. The social life of laughter // Trends in Cognitive Sciences, 2014. –№ 8 (12). – P. 618–620.

  12.  Подело Й. Смайлики, улфбки и смех как социальный сигнал и индикатор эмоционального состояния в процессе коммуникации (сопоставительный анализ)// Вестник Новосибирского университета. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация, 2016. – Т. 14. – №2. – С. 80-90.

  13.  Куличенко Ю.Н. Мимика как невербальный компонент коммуникативного поведения// Вестник гуманитарного научного образования, 2011. – №4. – С. 23-24.

  14.  Скрипкина Э.А. Мимика как средство невербального общения дирижера-хоровика и пути ее развития в классе дирижирования// Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование, 2016. – №1 (13). – С. 109-121.

  15.  Касаткина Н.В. Важность личностных особенностей при восприятии эмоций человека по голосу и мимике// Новое слово в науке: стратегии развития. Сборник материалов IX Международной конференции, 2019. – С. 121-124.

  16.  Запорожан В.Н., Галчи С.Р., Долгошина Е.В. Двигательные и мимические реакции внутриутробного ребенка – рефлексы или эмоции?// Репродуктивное здоровье. Восточная Европа, 2012. – №1 (19). – С. 13-22.

  17.  Златковская М.В. Как распознать ложь по мимике людей// Наука и современность, 2010. – №4-1. – С. 294-297.

  18.  Кириллова О.В. Мужские и женские жесты и мимика: общее и различное// Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки, 2007. – №12-1 (56). – С. 241-244.

  19.  Власова Т.М., Дюжева М.Б. мимика и взгляд как статусные маркеры// Апробация, 2015. – №7 (34). – С. 59-60.

  20.  Скрипкина Э.А. Мимика как средство невербального общения дирижера-хоровика и пути ее развития в классе дирижирования// Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование, 2016. – №1 (13). – С. 109-121.

  21.  Талыбина Е.В. Язык мимика как элемент знаковой системы невербальной коммуникации// Вестник Российского университета дружбы народов, 2012. – №2. – С. 73-79.

  22.  Чушкина А.В. Жестикуляция и мимика как культурный код в общении людей// Человек, общество и государство в современном мире. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции (в 2 томах), 2016. – С. 271-273.

  23.  Афонин Д.В., Ерофеева Е.Е. Мимика и жесты в деловом общении// Актуальные вопросы современности глазами молодых исследователей. Материалы II Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 231-236.

  24.  Чушкина А.В. Жестикуляция и мимика как культурный код в общении людей// Человек, общество и государство в современном мире. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции (в 2 томах), 2016. – С. 271-273.

  25.  Кательникова А.С. Мимика и жест, Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сбоник материалов XI Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 27-28.

  26.  Подтеченская Н.В. Эмоции, мимические жесты и позы как жестовые знаки// Язык. Культура. Общество. Актуальные проблемы, методы исследования и проблемы преподавания. Сборник статей, 2017. – С. 159-168.

  27. Филимонова И.С., чигина Н.В. Невербальные коммуникации в межкультурном общении// Инновационная наука, 2016. – №11-2. – С. 133-135.

  28.  Мисюрак Я.В. О выражении чувств и эмоций в разных культурах и языках// Вестник московского государственного открытого университета. Москва. Серия: общественно-политические и гуманитарные науки, 2011. – №1. – С.70-73.

  29.  Канцлер К.А., Кисилева Е.С. Умение демонстрировать мимику и жесты как компонент коммуникативной компетенции личных агентов// Экономика России в XXI веке. Сборник научных трудов XII Всероссийской научно-практической конференции «Экономические науки и прикладные исследования», 2015. – С. 207-213.

  30.  Розалиев В.Л., Заболеева-Зотова А.В., Орлова Ю.А., Гусынин О.С., Ражева А.В., Недоступов Д.О. Разработка методов определения эмоциональности человека по мимике, тексту, движения рук и глаз// Известия Волгоградского государственного технического университета, 2018. – № 8(218). – С. 54-62.

  31.  Ламешевская З.П., Михальчик С.В., Водоевич В.П. Диагностика психического состояния человека по мимике лица// Журнал Гродненского государственного медицинского института, 2010. – №1 (29). – С. 62-67.

  32.  Кириллов А.А. Я милую узнаю по походке...// Мир измерений, 2009. – №3. - С. 7.

  33.  Воронин В.В., Сорокин Р.С. Аутентификация с выявлением лиц без эмоций и анализом мимики// Информационные технологии XXI века, 2014. – С. 198-207.

  34.  Сергеева А.А. Встраиваемые системы распознавания лиц, мимики и жестов от компании OMRON// Компоненты и технологии, 2015. – №10 (171). – С. 40-42.

  35.  Кармадонов В.Ю. Совмещение технологий отслеживания взгляда, распознавания эмоций и VR// ACADEMY, 2018. – №7 (34). – С. 41-43.

  36.  Шаповал Э.Я. Распознавание эмоций человека по изображению как часть автоматизированного переводчика языка жестов// Молодежный научно-технический вестник, 2017. – №7. – С. 55.

  37.  Розалиев В.Л., Орлова Ю.А., Константинова В.М., Бирюков Н.А., Островский Д.С. Метод определения эмоционального состояния человека по походке с помощью MS KINECТ// Инновационные, информационные и коммуникационные технологии, 2018. – №1. – С. 359-364.

  38.  Брагина Е.К., Зайцева С.И., егоров И.Э., Ильченко Л.М. Разработка общей структуры алгоритмического обеспечения сбора и анализа данных для оценки эмоциональной экспрессии при биометрической аутентификации субъектов// Вестник астраханского государственного технического университета. Серия: управление, вычислительная техника и информатика, 2018. – №1. – С. 37-48.