Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения Пётра Кончаловского «Корзина с рябиной»

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Петр Петрович Кончаловский – уникальное явление в советской живописи тех кровавых лет. Он умудрялся оставаться «чистым» живописцем, избежав изображения на картинах экстаза советских рабочих от советской же действительности и обойдя портреты вождей. Кончаловский явно предпочитал писать Пушкина и Лермонтова , пейзажи и своих внуков. Велика заслуга Луначарского в том, что Дадочке было позволено всё это делать. Он пояснял удивленным и жаждущим пролетарского кумача критикам, что Кончаловский «воспевает поэзию наших будней».

Цель работы – анализ цветовой, тональной, композиционной организации натюрморта «Корзина с рябиной» Петра Кончаловского.

Задачи работы:

− Изучить творчество Петра Кончаловского

− Провести анализ натюрморта «Корзина с рябиной»

Объект исследование – Творчество Пётра Кончаловского

Методы исследования – Метод искизирования, метод системного подхода, искусствоведческий анализ

Предмет исследования – Натюрморт «Корзина с рябиной»

Структура работы – Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАТЬ

1.1 БИОГРАФИЯ ПЕТРА ПЕТРОВИЧА КОНЧАЛОВСКОГО

Петр Кончаловский — выходец из интеллигентной семьи с дворянскими корнями. Появился на свет 9 февраля 1876 года в небольшом провинциальном местечке Славянск Харьковской губернии.

Учился в Третьей Харьковской рисовальной школе, после посещал вечерние курсы Строгановского художественно-промышленного училища и учился в 1-й гимназии.
В 1897-1898 годах учился в Парижской академии Р.Жюлиана, а с 1898 по 1905 годы — в художественном училище при Академии художеств Петербурга.

Петр Кончаловский по настоянию отца стал студентом факультета естественных наук при Московском университете. Но вскоре бросил учебу и отправился изучать искусство в парижскую Академию Жюлиана (Académie Julian), где окончательно понял, что хочет посвятить свою жизнь живописи. По возвращении домой поступил в Петербургскую Академию, вышел оттуда со званием художника за работу «Рыбаки тянут сети» (он уничтожил ее в 1935 г.) и записался на частные занятия в мастерскую Константина Коровина. А потом снова поехал в Париж.

Петр Кончаловский был прекрасно образован, свободно говорил по-французски и вообще испытывал сильное влечение к Европе. Его тестем был знаменитый художник Василий Суриков, и его влияние на формирование Кончаловского как художника было заметным. Именно с Суриковым Петр впервые выезжал на этюды в Испанию, позже они работали по всей Европе.

Во Франции попал под влияние постимпрессионизма. Особое впечатление на Петра Кончаловского произвел Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh), работы которого помогли ему полностью переосмыслить собственную философию. Кончаловский испробовал себя в разных направлениях и использовал неожиданные цветовые решения и формы. Присмотревшись к произведениям мастера, созданным в эти годы, можно также обнаружить сходство с творчеством Анри Матисса (Henri Matisse) и Поля Сезанна (Paul Cézanne).

1.2 ТВОРЧЕСТВО КОНЧАЛОВСКОГО

Расцвет творчества Кончаловского пришелся на начало двадцатого века, когда художественные традиции стремительно менялись и пересматривались.

Кончаловский стал одним из основателей общества «Бубновый валет» и его председателем впоследствии. Это объединение стремилось к воплощению живых, натуральных, осязаемых форм на холсте. Эти художники обращались к непрофессиональной и народной живописи.
Кончаловский в раннем своем творчестве стремится сделать каждую вещь как бы крепкой и плотной. Его натюрморты часто посвящены рыночному подносу, который неизменно отличается яркими красками («Красный поднос»). При этом цвет призван подать саму вещь, придать ей массу и форму. Ранние натюрморты выполнены в духе фовизма и кубизма. То же относится и к изображению человека. Он показан мощно и цельно («Потрет матадора», «Семейный портрет», «Портрет художника Г.Б. Якулова»).

1.3 КАК ПЕТР КОНЧАЛОВСКИЙ СУМЕЛ ИЗБЕЖАТЬ РЕПРЕССИИ И ПОЧЕМУ ХУДОЖНИКА НАЗЫВАЛИ СОВЕТСКИМ СЕЗАННОМ


Не многим живописцам, оказавшим неповиновение социалистическому режиму во времена кровавых репрессий, удалось избежать наказания. Сегодня хотелось бы припомнить имя одного из них - Петра Петровича Кончаловского. Художник в те страшные годы умудрился остаться «чистым» живописцем, избежавшим воплощения в своих творениях социалистической действительности и портретов ее вождей. Да еще при том взять за основу своего творчества направление враждебного западного искусства, из-за чего и был наречен в свое время - советским Сезанном.
Нужно отметить, что велика заслуга Анатолия Луначарского, первого наркома просвещения РСФСР в том, что Петру Петровичу было позволено свободно творить, невзирая на нападки критиков, жаждущих пролетарского кумача и экстаза социалистического труда в работах художника. Анатолий Васильевич убеждал блюстителей догм соцреализма, что Кончаловский по-современному «воспевает поэзию наших будней» и, по-видимому, это у наркома получалось неплохо.
В действительности же Петру Петровичу Кончаловскому удалось прожить удивительную жизнь, полную парадоксов и трепетной любви... Весь жизненный путь с ним прошла одна единственная женщина, мать его детей, которым он был не только отцом, но и верным другом, и требовательным воспитателем. И в то время, когда многие творческие люди, не сумевшие принять революцию - эмигрировали, а оставшиеся - пытались подстроиться под реалии советской действительности, он, Петр Кончаловский продолжал жить в России и писать свои знаменитые натюрморты с сиренью, портреты своих близких, друзей и просто симпатичных ему людей, не углубляясь в суровые реалии будней современной ему жизни.
В свое время ходила даже легенда, что Кончаловский отказался писать портрет Сталина, обосновав свой отказ тем, что он - реалист, и не пишет портреты с фотографий. На самом же деле Петр Кончаловский не отказался, а лишь поинтересовался у партийного работника: «Когда я смогу встретиться с Иосифом Виссарионовичем для первого сеанса?» Тот ему тут же доходчиво объяснил, что о личной встрече с вождем и речи быть не может и, что "отца народа" нужно будет писать по фотографии. На что Кончаловский искренне развел руками и посетовал, что он, увы, может писать только с натуры, а по фото, к сожалению, не обучен.
Этот ответ был не только смелым, но и дерзким. Но все обошлось, и со временем Петр Петрович станет лауреатом Сталинской премии. Парадокс. Скажете… и будете правы.

1.4 В ПОИСКАХ СЕБЯ


Понятно, что после гигантов русского реализма – Репина, Серова – сказать в этой сфере на тот момент было нечего. В поисках собственного пути художник Петр Петрович Кончаловский снова путешествует по Европе, посещает Францию, Италию, вместе с тестем Суриковым едет в Испанию. Это турне оказалось решающим. Он открывает для себя картины постимпрессионистов. Его до слез трогают Ван Гог, Сезанн, Матисс. Их влияние очевидно в картинах Петра Кончаловского того периода. «В самом деле, если проанализировать как следует мои пальмы 1908 г., писанные в Сен-Максиме, там, наверное, найдутся, рядом с бесспорными ван-гоговскими элементами, и "куски" от Сезанна, потому что так я увидал эти куски на натуре и так должен был передать их», - признает родство с постимпрессионистами Кончаловский.
Кончаловский как самобытный художник, по сути, родился в Испании. «Бой быков» – это уже не чье-то, не под кого-то, это уверенный голос нового таланта, нашедшего свой путь.
Вернувшись в Россию, он близко сходится с авангардистами – Ильей Машковым, Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой, Давидом Бурлюком. В 1910 году принимает участие в выставке картин авангардного объединения «Бубновый валет».

1.5 ИСТОРИЯ ЛЮБВИ ПЕТРА КОНЧАЛОВСКОГО И ОЛЬГИ СУРИКОВОЙ.

Их первая встреча состоялась еще в детстве, но ее никак нельзя было назвать дружелюбной. Чувства, вспыхнувшие через десять лет, определили весь ход их дальнейшей жизни. Петр Кончаловский и Ольга Сурикова не просто дали друг другу обещание создать необыкновенную семью, а сделали все, чтоб это обещание сдержать.

Петру Кончаловскому было 14 лет, когда он впервые увидел Ольгу в доме ее отца, художника Василия Сурикова. Увидел даже не ее саму, а ее глаза – черные, глубокие. Позже они встречались на молодежных вечерах, но никогда толком не общались. Через 12 лет после первой встречи Оля получила письмо с признанием в любви. Он обратил на нее внимание, когда девушка с подругой разучивала Моцарта. Петр назначил ей свидание через три дня.

Однако Ольга решила, что ждать три дня вовсе ни к чему. Она тут же написала ему ответ, который сама и отправилась вручать адресату. А уже через три дня они клялись друг другу в вечной верности. И в том, что они создадут необыкновенную семью. Они обещали никогда ни в чем не упрекать друг друга, чтобы ничто не мешало творчеству.

Отец Петра, Петр Петрович, обрадовался выбору сына, а вот Василий Иванович устроил дома форменный скандал. Он разбрасывал мебель, бил посуду и даже плакал. И дело было не в том, что он считал семью избранника дочери неблагонадежной. Он знал, что Петя хочет быть художником, а из художника никогда не может получиться хороший муж.

Ольга была непреклонна в своем решении, 10 февраля 1902 года Петр и Ольга стали мужем и женой.

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

РАБОТА ВЫПОЛНЯЕТСЯ НА ОСНОВЕ НАТЮРМОРТА ПЕТРА КОНЧАЛОВСКОГО 1947Г. “КОРЗИНА С РЯБИНОЙ”.

ОРИГИНАЛ КАРТИНЫ

Вид искусства: Живопись

Сюжет и объекты: Натюрморт

Стиль: Постимпрессионизм

Техника: Масло

Материалы: Холст

Дата создания: 1947

Размер: 79×95 см

Местонахождение: Национальная картинная галерея Армении, Ереван

На переднем плане видна прямоугольная корзина сплетенная из соломы. В корзине лежит собранная рябина и ткань. Так же, на переднем плане присутствует тарелка с рябиной и оливки. На заднем плане изображено окно на котором сидит бабочка и драпировка.

В данном натюрморте используются теплые оттенки. Основные цвета в палитре это: охра, сиена, марс коричневый, сепия, зеленый, алый, белый, черный

Типы контрастов в натюрморте: По цвету, по светлоте, дополнительных цветов, по насыщенности, цветового распространения, контраст теплого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После Октябрьской революции Петр Петрович перешел к более реалистической манере живописи. Во многих известных его работах буйство красок, передающее радость жизни, сочетается с драматизмом и комизмом ситуации, времени и личности, участвующей в создании портрета (например, портреты Мейерхольда, Алексея Толстого).

В натюрмортах Кончаловского заметно влияние кубизма и фовизма, в пейзажах очевиднее всего влияние Сезанна, а в портретах - фирменная ирония и проницательность самого Кончаловского; художник придавал одинаково большое значение как цвету, так и форме в своих произведениях.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ОСНОВНОЙ ШАБЛОН ДЛЯ ПОВТОРА КАРТИНЫ

ГОТОВАЯ ЛИНЕЙНАЯ РАБОТА

ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ АРОХМАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ГОТОВАЯ АРОХМАТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПРОЦЕСС РАБОТЫ В ЦВЕТЕ


ГОТОВАЯ РАБОТА В ЦВЕТЕ

КНИГИ:

  • «Петр Кончаловский. Альбом» Барабанова Н.А. 1974г.
  • «Петр Кончаловский. Альбом» Егоров И.М. 1974г.
  • Аудиокнига: Творческий коллектив программы «Хочу всё знать» «Почему это шедевр? Петр Кончаловский» Автор: Творческий коллектив программы «Хочу всё знать» 2018г.
  • Петр Петрович Кончаловский В. А. Никольского 1936г.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:

  • https://allpainters.ru/konchalovskij-pjotr.html
  • https://artchive.ru/pyotrkonchalovsky/biography
  • https://kulturologia.ru/blogs/290719/43771/?utm_referrer=mirtesen.ru
  • https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/petr-konchalovskij-tvorchestvo-i-karotny
  • https://www.liveinternet.ru/users/ada_peters/post378997585/
  • https://www.liveinternet.ru/users/feigele/post423144677