Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения Клода Моне стога сена в Живернии

Содержание:

Введение

Глава I
Обоснование выбранной темы

Моне вошел в сокровищницу мировой живописи, прежде всего, как новатор. Именно он первым развил новые живописные приемы письма, называемые импрессионизмом, первым использовал новую теорию цветовой гаммы, первым стал писать один и тот же объект или мотив по несколько раз при различном освещении и погодных условиях.

То огромнейшее наследие, оставленное Клодом Моне потомкам, считается бесценным достоянием всего человечества, лучшие экспонаты которого хранятся в ведущих музеях, галереях и частных собраниях коллекционеров по всему миру.

От подобных работ зависит ментальное развитие человека и человечества. Культурное развитие народа предполагает новаторские идеи, в плане идей, цвета, композиции и реализации. Это и хотели внести каждый художник своего времени, и поэтому обсуждение подобных идей и приносит актуальность в данный момент времени. Обсуждая их мысли, мы пополняем своё духовное богатство.

И поняв полностью картину как она влияет на зрителей и художников мы сможем полностью обогатится духовно и умом.

Прежде всего хотелось бы отметить, и обсудить актуальность выбранной темы, а именно: Общая организация и мотив произведения. Несомненно, она актуальна. И это одна из причин почему я её выбрала. Общий разбор картины в первую очередь помогает художникам, как и в понятии основ, так и в духовном развитии, что в то же время помогает при выстраивании методологических учебниках. Так же эта тема актуальна при выявлении неизвестных работ. Выявление основ работы художника в его картинах помогает распознать его основной почерк.

Узнавая художника через его технику, зритель больше проникается его мастерством и опытом, благодаря чему черпает из своего опыта новые знания. Культурное здоровье тоже обогащает человека, поэтому обсуждать подобное необходимо для процветания общества

Этот творческий диапазон обсуждаемой проблемы и стал толчком для выбора данной тематики. Так же хотелось бы добавить, что через работы мастера мы можем его познать сильнее, углубившись в создание этой работы, в её содержание и её смысл мы сможем пропустить опыт автора через самого себя.

Предметом анализа является Одна из картин Клода Моне серии “Стога”. Целью же работы является:

  • разобрать Картину с каждого угла и понять её организацию с точки зрения цвета и тона.
  • Понять стиль выполнения работы и её исполнение.
  • Понять мотивы работы и всей серии
  • Выявить как цветовой выбор автора влияет на восприятие работы зрителями

Глава II
Цель и задачи работы

Теперь плавно перейдём к проблемам, которые я затрону в данной работе. Эти проблемы уже упоминались чуть ранее, но нужно их снова проговорить для полного погружения в данную проблему, поиска её решения и к какому результату мы должны прийти.

Обсуждаемая проблема в работе: Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения Клода Моне стога сена в Живернии

Основные цели и задачи

Самая основная задача этой работы тщательный анализ заданной картины мастера, в моём случае, это одно произведение из серии “Стога”. Анализ состоится в подробном изучении стиля выполнения и техники написания, выбор цветов и цветовой гаммы, выбор освещения.

Как я упоминала ранее, прочувствовав работу автора на себе, мы сможем полностью понять его мысли, задумки и идеи, это даёт нам возможность понять и принять его навык и технику и это даёт нам новые знания посредством тактильной и зрительной памяти. И основная цель анализа картины и погружения в неё, чтобы извлечь из всего этого новый опыт.

Побочной же темой можно считать то, чем обусловлен выбор именно этой картины от основных. Ведь в этой серии картин было 25 работ, так что здесь мы и обсудим особенность именно этого полотна.

В итогах должен быть чётко указан ответ на поставленную задачу и к чему жто всё привело.

Глава III
История создания и краткое описание работы

 В работе «Стога сена в Живерни» достоинства зрелого импрессионизма выступают очень отчетливо, и, вероятно, не случайно через пять лет после написания этой картины Моне вернулся к мотиву стогов, написав свою знаменитую серию «Стога». Моне воспользовался не неопределёнными серовато-зеленовато-желтовато-буроватыми тонами, а чистыми красками, где перемежаются жёлтые, красные, изумрудно-зелёные мазки. Приём оптического смешения красок, который именно в это время начал принимать характер научной доктрины в зарождающемся неоимпрессионизме, применён в «Стоге сена…» без малейшей навязчивости, естественно, и, можно сказать, неприметно.

Картина “Стога сена в Живерни”. В 1883 году Моне переезжает в Живерни, которое становится не просто домом художника, но пространством, дающим бесконечную пищу его вдохновению. В то время как организация сада и пруда с кувшинками позволяет Моне преобразовать участок вокруг дома в своеобразную мастерскую на пленэре, окрестности Живерни привлекают прелестью естественных ландшафтов, лишь отчасти отмеченных следами крестьянской работы.

Художник решает попытаться отразить свои наблюдения с помощью кисти и красок. Так появляется цикл его картин, к которому относится и «Стог сена». Моне работал над картиной в местечке под названием Живерни. Полное название полотна, законченного в 1889 году, звучит так: «Стог сена в Живерни».

На картине изображены три стога сена на частично затенённом лугу. Все три стога сена расположены на трёх разных планах, на пережнем, среднем и задних планах. А позади самого дальнего стога сена находится лес деревьев, предположительно тополей. По горизонтали живописное полотно делится как бы на несколько слоев. На переднем плане мы видим полосу темно-зеленой травы. Справа на этой полосе находится огромный стог сена, сразу же привлекающий к себе внимание созерцателя картины. Конус стога немного неровный, что только усиливает достоверность картины. Прямо за стогом заканчивается зона тени с зеленой травой. Начинается область, освещенная ярким солнечным светом, трава становится ярко-салатовой, с желтым оттенком. Граница света и тени видна очень четко. Она проходит не прямо, а немного по горизонтали, что добавляет картине немного движения.

Клод Моне поселился в Живерни в 1883 году и написал там множество картин со стогами, включая знаменитую серию «Стога», исполненную в 1889—1891 годах. 

Самым интересным в этой работе является малое количество оттенков, из-за чего она во многом отличается от своих “собратьев”, которые перенасыщены яркими оттенками, и благодаря этим оттенкам работы принимает более ностальгический оттенок.

Живописец, как уже известно, написал целую серию работ со стогами сена, но почему же Моне написал именно серию работ с повторяющимся сюжетом? Что же отличает рассматриваемую работу в данной картине от схожих с ней в серии? Эти вопросы мы так же затронем здесь с главным, и на них мы постараемся ответить.

Теоретическая Часть

Глава I
Средства выразительности в работе и её организация

Сначала нужно разобрать самый главный вопрос данной исследовательской работы, а именно, на чём акцентирует внимание живописец.

Как я считаю основным выразительным средством, который Моне использует в своих картинах, можно смело назвать свет. Игра света и тени завораживала художника своей неуловимостью и изменчивостью. Клод Моне наблюдает за «поведением» света на натуре. Он видит, что одни и те же предметы, один и тот же пейзаж при разном освещении выглядят совершенно по-разному.

Ценность цикла работ Моне заключена в том, что художник изображал стога при различном освещении, в разное время года и под влиянием совершенно разных атмосферных явлений. И несмотря на один и тот же мотив, используемый мастером, все холсты кардинально отличаются один от другого: и по гамме цветовой палитры, и по технике исполнения, и по атмосферным эффектам, и по времени года.  Внимательно наблюдая за изменчивостью освещения, Клод Моне пришел к выводу, что в природе не существует постоянных, локальных тонов, цвет любого предмета изменчив и зависит от времени суток. С конца 1880-х художник начал работать над сериями, постоянно возвращаясь к одному и тому же пейзажному мотиву при разном освещении.

Рассматриваемое произведение поражает будничностью и даже некоторой случайностью выбранного живописцем мотива. Жаркое марево от раскаленного летнего солнца и тень бегущих по небу облаков изменяют привычные цвета предметов, заставляя стог сена казаться фиолетовым, а листву деревьев - синей.

Цветовое решение картины основано на тонких цветовых градациях. Этот приём же был создан для большего погружения в атмосферу картины и большей передачи жаркого летнего дня. Так же этот приём создаёт множество цветовых контрастов, из-за чего даёт живость данному произведению, и ничуть не отталкивает малым искажением оттенков.

Поскольку действия происходят летом, все цвета и оттенки тёплые, то даже в теневую часть поля добавлен тёплый жёлтый. Это еще раз подтверждает то, что мастер хотел создать ощущение лета.

Первоначально хотелось бы отметить то, что уже упоминалось, множество цветовых контрастов, и хотелось бы их сейчас перечислить.

Доминирует на данном полотне контраст по площади цветового пятна, что заметно во всей работе. Контрастирует, в данном случае, два цвета: средний жёлтый и тёмно-зелёный. Самое первое что бросается в глаза при упоминании этого контраста это “борьба” тёмно-зелёной тени и освещённой солнцем части поля, так же это “противостояние” заметно между светлым, нежным, тёплым полем и темноватым и грубоватым лесом. Раз уж зашла речь про то, что доминирует в полотне, то хотелось бы отметить, что доминирующий цвет на холсте это тёмно-зелёный и его оттенки. Данный приём даёт большее погружение в картину и происходящее. За счёт того, что доминируют оттенки зелёного, передаётся смотрящим суть картины, а именно время года – то есть лето. Конечно доминирующий цвет – зелёный, но второй контрастирующий цвет это жёлтый. Жёлтый создаёт “природный солнечный свет и тепло” полотну, что сильнее подкрепляет ощущение летнего тепла.

Дальше хотелось бы обсудить контраст теплохолодности в работе. Хотя это довольно сложно найти, поскольку Моне использует мягкие и тёплые цвета, что даже казалось-бы “холодный” голубой нежно переливается в желтовато-бирюзовый. Но этот контраст всё же присутствует, он больше всего выражен на заднем плане, а именно в дальних стогах сена. Эдакий приём был выполнен в целях привлечь внимание зрителей на главном герое пейзажа – передний стог. И этот контраст отдалят холодные и блеклые стога на второй план, и тем самым выдвигает вперёд наш главный стог. Так же на фоне малых стогов, главная фигура становится более теплее, чем сильнее акцентирует на себе внимание зрителя. Так же теплохолодность замечена лесу по сравнению с тёплым окружением, в частности с тёплым небом. Это же придаёт живости леса, то что не везде он однородный, создание глубины. Не стоит забывать и то что на тёмном и холодном лесу, тёплый и светлый низ ярче смотрится и выходит на передний план, а нежное и тёплое небо наоборот уходит назад, из-за чего мы постепенно уводим свой взгляд в глубину. Для создания холодного оттенка в этом контрасте были использованы холодный, лимонно-жёлтый смешанный с белым, для заднего плана луга, чтобы он не выбивался из общего плана живописной работы. У деревьев же заметны небольшие вкрапления кобальта, что создаёт холодный отблеск в деревьях.

Разность тоновых различий одних и тех же цветов перерастает в контраст по цвету, а это же тесно связано и в контраст светлого и тёмного. Контраст светлого и тёмного очень хорошо выражен в лесной части. А именно тёмный лес и к примеру теневая часть, вроде обе зелёных оттенков, обе части тёмные, только в теневую часть поля был добавлен жёлтый цвет, что делает тень более светлее леса, тем временем же в лес добавлен чёрный и синий усиливая эффект. Усиливая тьму на заднем плане позволяют смотрящем вникнуть в глубину картины и создаёт некую перспективу работы. Так же контраст тёмного леса и светлого неба создаёт некую перегородку между светлым небом и таким же по тону лугу, благодаря этому картина становиться выразительней.

Контраст светлого и тёмного в частности может быть связан и с насыщенностью. Если в принципе брать работы Моне, понятно, что большинство его работ пишутся в нежных оттенках. Поэтому данный контраст довольно слабо выражен. Но всё же он есть. В частности, тусклое небо и полностью яркий низ. Предположительно использован небесный цвет, смешанный с бежевым и белым. Из-за этого эффекта всё внимание приковывается в центр работы. Контраст насыщенности еще виден на заднем плане справа, а точнее самый дальний стог. Притом можно отметить и средний стог. Здесь работает самое простое правило пейзажа, чем дальше предмет – тем тускнее.

Очень сложно заметить симультанный эффект, а также контраст дополнительных цветов. Сначала хотелось бы обсудить симультанный эффект, хоть его очень тяжело заметить, он присутствует в небе и именно со стороны уголков. Там присутствует именно светло-серый цвет в окружении такого же тона голубого. А теперь можно коротко обсудить контраст дополнительных цветов. А именно рыжеватый оттенок стогов сена и голубоватые вкрапления синего оттенка. Дополнительные цвета, не смотря на то что они в каком-то смысле разные, они дополняют друг друга и поэтому усиливают друг друга и эти оттенки становятся ярче.

Мастер применил симультанный эффект не один раз. На дальних стогах Вы можете также его отметить при первом просмотре картины сложно увидеть в ней что-либо особенное. Зрителю трудно понять, почему художника заинтересовал данный пейзаж, быть может он вложил в него какой-то тайный смысл. Колористическая организация устроена довольно просто, все полотна в этом цикле работ выполнены в нежных, пастельных тонах. Будто навевает некую любовь к месту написания цикла работ. И потому все они такие нежные, они пытаются передать зрителю некое чувство любви. Основная идея произведения не передать красоту природу, основная идея - это передать красоту обыденности такого простого сюжета. Могу лишь предполагать, что писатель хотел передать смотрящим именно всю ту любовь к Живерни, которую он вложил во все работы, и именно из-за своей большой любви к этому месту он выбрал именно нежный цветовой ряд. Именно эта серия работ вызывает странные, тяжёлые глубокие эмоции в человеке, даже похлеще чем сюжетная композиция

Глава II
Вторичные вопросы курсового проекта

Художник решил использовать результаты своих наблюдений на практике, создавая множество одинаковых пейзажей в разное время дня, при разном освещении. Таким образом появлялись целые циклы похожих картин. Одним из таких циклов явился набор пейзажей с изображением стогов сена, в который и входит данное полотно. Художник создавал данную работу в Живерни, там же он создал множество других своих знаменитых картин, которые в последствии принесли ему немалую славу.

Сегодня, чтобы увидеть большую часть полотен из серии «Стога сена» Моне, нужно ехать именно в Америку, а вовсе не в Париж. Когда Поль Дюран-Рюэль представил серию стогов и серию тополей на выставке в своей галерее, они вызвали бурю платонического восторга у французов и настоящий коммерческий интерес у ценителей искусства из-за океана.

Перед Моне стояла невообразимо сложная задача, но от этого она не менее интересная. У него стояла цель: поймать «мимолетную переменчивость света, покрывающего всю растительность».

«Я корплю с усердием, я пристрастился к серии различных эффектов (со стогами), но в этот период солнце садится так быстро, что я не могу поспеть за ним… Я становлюсь медлительным в работе, что приводит меня в отчаяние, и чем дальше, тем больше я вижу, что нужно много трудиться, чтобы суметь передать то, что я ищу: мгновенность…»

Данная работа кое чем отличается от остальных работ из серии. Эта картина хоть и имеет нежный колорит, написан в светлых тонах, несмотря на это он по сравнению с другими стогами наполнен цветом и жизнью. Как я считаю именно эта работа из серии самая живая и больше подходит под настроения автора передать тот покой, ту умиротворённость, обычное летнее утро. Так же в отличии от остальных работ она не тусклая, она довольна яркая и контрастная, а остальные в основном описаны в пастельных тонах. Именно в этой работе Моне хотел показать реальность, хотел показать то яркое лето, которое видится и чувствуется, поскольку цвета максимально приближенны к реальности, чего в его соратниках можно заметить только с натяжкой, но не смотря на приближённость их к рельности они довольно ярки и будто насыщенны, даже блеклые цвета смотрятся ярко, однако другие работы были больше смуглые.

Практическая часть

Глава I
Подготовка к практике

Мы обсудили картину её историю и её особенности. Теперь переходим к практической части. В этой практической работе мы сможем понять мельчайшие особенности, на собственном опыте возможно понять характер мазков и значимость освещения и цветов.

Практическая часть состоит из трёх картин, благодаря которым можно прочувствовать работу и провести свою внутреннюю диагностику живописи. Первая работа - это линейная репродукция выбранного произведения. Вторая – тоновая версия в ахроматических цветах. И, наконец, третья работа - это полная репродукция данного произведения.

Первое что нужно сделать перед тем как сделать хоть одну репродукцию, это нужно отметить сеткой картину, репродукции которой мы будем делать.

Сетка же эта нужна для точного расположения фигур, точных размеров и расстояния, и чтобы, в принципе, репродукция не была искажена.

Предположительно, автор работал маслом. Для практического задания я возьму в качестве материала гуашь.

Судя по всему, автор использовал тычковый принцип работы, сочетая с мазковым. Мазки видны четко. Тычковый метод подчеркивает живость травы и листвы. Я постараюсь повторить.

Основные цвета: темно-зеленый, охра. Вторичные цвета: небесно-голубой, бирюза, средне-серый, черный, кирпичный.

Свет – акцентирован в двух местах. Стог – это самое главное. Небо и тень. На картине видно – это лето.

Глава II

Создание репродукций

Это что касается тоновой репродукции, ну хотелось бы и упомянуть про ахроматическую репродукцию, или же тоновую. Если в конечной, цветной репродукции мы бьёмся со всем сразу, с оттенками, тоном, и линейной конструкцией, то в двух остальных мы справляемся отдельно с конкретной задачей.

Тоновая репродукция как по мне оказалась одной из самых сложных репродукций, поскольку мы в этой работе работаем с тоном, а не играем цветом, как в цветовой репродукции. Но не смотря на то что как по мне оказалась по своему сложной, она же в свою очередь играет важную роль. В монохроме углядеть мазки гораздо проще, и они выразительней, так же в них заметна неоднородность мазка, в одном сочеталась множественные оттенки светлого и тёмных оттенков.

Выводы

Итоги курсовой работы: Мы здесь рассматривали работу Клода Моне, а точнее серию работ стога сена в Живерни. Мы узнали, что в эту серию входит 25 работ, и сделаны они были с целью выхвата мимолётного момента света и перенесения его на полотно. Выяснили всю его организацию на полотне, идею подборки цветов.

Мастер, чтобы приблизится к идеалу, создал серию из 25, подтвержденных работ.

Создавая репродукцию осознаешь мастерство и поиск идеала автором. Анализировать данную картину – практика ума. Репродукция – как попасть в мастер-класс к автору.

Заключение

Список литературы

  1. https://www.wm-painting.ru/shedevr_kajdyi_den_2013/p2_articleid/1187
  2. https://muzei-mira.com/kartini_francii/1828-stog-sena-v-zhiverni-klod-mone-1886-opisanie-kartiny.html