Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Характерные особенности шрифтового оформления книжных изданий

Содержание:

Введение

Типографика - это система оформления текстов, верстки печатного издания в целом и отдельных его элементов. Другими словами, типография - это отдельная наука, набор правил, которые учат нас, как правильно составлять текст при печати книги, газеты, журнала, листовки - любого печатного продукта с текстом.

Актуальность исследования курсовой работы:

Поскольку невозможно представить себе ни одну книгу - даже простую рекламу без текста, наука о типографии становится обязательной для любого дизайнера. Независимо от того, является ли ваша основная деятельность макетом газеты с рекламой или высокохудожественным оформлением имиджевых рекламных буклетов, дизайнер должен знать основные правила оформления текста.

К сожалению, быстрое развитие компьютерных технологий привело к тому, что многие дизайнеры, занимающиеся версткой и макетированием и даже являющиеся специалистами по работе с проектными программами, в то же время не имеют достаточных знаний о типографике, и многие публикации выходят с ошибками в дизайне.

Степень изученности типографики:

Строение букв весьма сложно, но все же существуют общие закономерности, позволяющие отличить один шрифт от другого. В современной типографики сложилась четкая терминология, позволяющая охарактеризовать каждый шрифт по всем его параметрам. Шрифты различаются по:

  • гарнитуре;
  • начертанию;
  • насыщенности;
  • плотности;
  • пропорциональности;
  • контрастности.

Для каждого начертания шрифта характерна также своя емкость и удобочитаемость. Кроме того, компьютерные шрифты по форме представления шрифтового файла делятся на три группы: контурные, векторные и растровые

Цель этой работы — понять характерные особенности шрифтового оформления книжных изданий, на основе изучения параметров классификация шрифта, и понять какую роль играет наука о типографике в мире дизайна.

Объектом исследования является шрифт. Графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определённого размера и рисунка.

Предметом исследования является классификация шрифтов. Классификация шрифтов (Classification of fonts) — шрифты делятся: 1) по своему назначению и области применения на книжные, газетные, плакатно — афишные, картографические, декоративные, рекламные и имитационные шрифты, например рисунок которых близок к каллиграфическому письму; 2) по насыщенности различаются шрифты светлые, полужирные и жирные; 3) по наклону основных штрихов (по положению очка) различаются шрифты прямые, курсивные и наклонные; 4) по относительным размерам ширины и высоты.

Задачи курсовой работы:

С помощью шрифтовых гарнитур можно значительно усилить воздействие книги на человека, сделать ее содержание более понятным и доступным, привлечь к ней внимание еще до того, как она попадет в руки читателя, поэтому одной из задач этой работы является анализ классификации шрифтов. Также в работе будут поставлены задачи:

  • исследовать история появления и развития шрифта.
  • изучить общие принципы классификации шрифтов:
  • исследовать строение шрифтов,
  • рассмотреть особенности шрифтовых гарнитур,
  • проанализировать виды шрифтовых выделений в тексте;
  • рассмотреть характерные особенности шрифтового оформления книжных изданий;
  • исследовать основные составляющие шрифта, используемых для внешнего оформления книжных изданий;
  • рассмотреть стандарты, шрифтового оформления многополосных изданий;
  • Роль типографики в многополосном издании

Глава 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШРИФТА

История появления и развития шрифта

Слово шрифт пришло к нам из немецкого языка, произошло оно от слова Schrift, а оно в свою очередь, от слова schreiben, которое означало – писать. Сейчас шрифт имеет следующее определение – это графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста .

А гарнитурой называется группа шрифтов разных видов и кеглей, которые имеют одинаковое начертание, оформление и единый стиль.

Термин «типографика» пришел к нам из греческого: typos — "отпечаток" и grapho — "пишу, черчу". Определяется типографика так: это графические произведения, предназначенные для тиражирования полиграфическим способом .

Типографикой называют рисунки, выполненные художниками, в качестве оригиналов для типографского воспроизведения в буклете, книге, афише, плакате, проспекте.

Сформировалась эта разновидность графического искусства только в начале XX в., и она тесно связана с развитием книжного и журнального дела. Типографические оригиналы делают с учетом типографской верстки, способа воспроизведения, соединения с наборным и оригинальным (рисованным) шрифтом, политипажами.

Литографированные издания также относят к типографике, в них художник рисует на литографском камне иллюстрацию, а рядом он же пишет текст.

Если обратится в историю письма, то к первым его проявлениям можно отнести пиктографию - рисунки на стенах пещер и на скалах. Уже тогда древний человек пытался записать, запечатлеть события, происходившие вокруг него и с ним.

Так же, к письму можно отнести и узелковое письмо, как вид проявления письменности, и идеографию, которая считается следующим этапом после пиктограмм.

Предшественниками современного письма можно считать знаки-символы иероглифы Древнего Египта. Хотя полного перехода на фонетическое письмо не произошло, иероглифы использовались для передачи начального звука, названия предмета, явления или события.

Создателями первого алфавита литеро-фонетического письма считаются финикийцы. Именно этот алфавит был первоисточником для многих алфавитов мира, например для латинского, греческого, кириллического и прочих.

Финикийский алфавит был усовершенствован греками, которые ввели в него гласные звуки-литеры. Его знаки литеры очень просты, они имеют чёткие линии одной толщины, и состоят из простых геометрических форм — треугольника, круга, отрезка. В Европе древнегреческий алфавит стал первым алфавитом.

Латинский и русский алфавит возникли с древнегреческих надписей — капиталов, и были построены на единой графической основе.

Отдельно выделим такой стиль письма как маюскул, который высекался на колоннах, каменных плитах, триумфальных арках в Риме. Существовал и рукописный вид маюскула - квадрата. Литеры такого письма характерны своими плавными утолщениями и засечками. Рустика – это более узкие и декоративные литеры. Ещё один интересный вариант рукописного римского письма — это курсив, отличавшийся наклоном букв и их тонкими линиями.

Унциал, появившийся в VI веке, был характерен выступом концов за пределы верхних и нижних линий ряда. Этот шрифт развился и превратился в полуунциал. Данный период считается переходным от маюскульного письма к минускульному.

Каролингский минускул, который получил широкое распространение в IX, стал шрифтом, литеры которого используются и в настоящее время.

Готическое письмо, которое стало развиваться в XI—XII веках, имеет множество разновидностей по характеру начертания: текстура, декоративный, ротунда, бастарда, ломбардские версалы и фрактура.

Швабский, круглоготический шрифт был переходной формой к письму эпохи Возрождения. Возрастающее внимание ко всему античному, рождает копирование античных текстов, которые переписывают шрифтом, получившем позже название «антиква». Появляются первые трактаты Лука Пачоли, о строение литер на основе квадрата, его диагоналей и вписанного в квадрат круга.

В трактате Жоффруа Тори «Цветущий луг», литеры построены в квадрате, со сторонами, поделенными на 10 частей.

Альбрехт Дюрер так же разработал свой шрифт, в котором литеры тоже вписывались в квадрат .

Новые печатные шрифты были изготовлены в XV веке. Шрифт Гарамона стал основой для множества современных шрифтов. В нём гармонично объединились невысокая контрастность, плавный переход от основного штриха к причёске, округлость и уклон осей в литерах О, С, Ю.

Дальнейшее развитие искусство шрифта получило во второй половине XVIII — начале XIX веков в шрифтах Дидо.

В XVIII веке начинают развиваться и русские шрифты, развивавшиеся самостоятельно, имели греческую основу и назывались кириллица и глаголица.

Устав и полуустав – это одни из древнейших русских шрифтов, которые выполнялись строго и чётко, по правилу — уставу — откуда и пошли их названия. Развитие письменности породило скоропись, отличавшуюся быстрым, свободным стилем, с петлями, с росчерками, которые выходили далеко за границы рядов. В XVII веке скоропись становится этаким искусством каллиграфии, которым пишутся грамоты и официальные документы.

Формами рукописного русского шрифта стали устав, полуустав, скоропись и вязь. В 1708 году был утверждён и введён Петром I новый книжный гражданский шрифт. Он был чёткий, округлый и рациональный — некий синтез традиционных шрифтов и антиквы.

На рубеже XVIII—XIX веков был разработан новый шрифт — египетский, отличавшийся одинаковой толщиной всех линий и засечек. Позже появился шрифтгротеск (рубленый), линии литер которого были одинаковой толщины, но засечек не имели. Новые гротескные и рубленые шрифты породил ХХ век. Они следовали новому стилю в архитектуре и искусстве - конструктивизму.

Классификация шрифтов по группам

Шрифты разных гарнитур могут сильно отличаться друг от друга с точки зрения стиля. На самом деле они должны быть очень разными, но некоторые гарнитуры фактически дублируют друг друга: одна и та же идея может быть реализована разными производителями шрифтов под разными именами, иногда с небольшими изменениями, иногда с максимальной точностью.

И дело в том, что ни производитель, ни художник, который разработал шрифт, не имеют авторских прав на внешний вид шрифта (в противном случае кто-то запатентовал бы букву «А», и нам пришлось бы платить ему за каждое использование ).

Авторское право распространяется только на программный код и название шрифта, поэтому вполне законно (хотя, возможно, не слишком этично) снова нарисовать шрифт на модели и выпустить его в мир под другим именем. Не удивляйтесь, если вы не сможете отличить шрифт Courier от шрифтов Courier New, CourierC, CourierCTT, Courtier и других - это просто разные версии одного и того же шрифта от разных компаний (см. рис. 1.1).

В зависимости от того, как выглядят буквы и знаки, гарнитуры делятся на отдельные группы, что дает представление о внешнем виде гарнитуры и ее возможном использовании.

В первом приближении следующие группы или подвиды шрифтов можно назвать основными:

• с засечками или с засечками;

• без засечек или рубленый;

• случайный или декоративный;

• рукописный;

• символические и декоративные.

https://studfiles.net/html/2706/1015/html_C8z6B3ow0J.lCmG/img-EeC5TP.png

Рис. 1.1. Разные гарнитуры, совпадающие по внешнему виду

У шрифтов с засечками (serif) на концах буквенных штрихов есть засечки (или засечки), из которых они берут свое название. Можно сказать, что засечки визуально уравновешивают буквы, создают своего рода поддержку для каждого символа.

Для набора основного текста чаще всего используется какой-то засечный шрифт. Более того, многие дизайнеры считают, что для книг и журналов приемлемыми являются шрифты с засечками.

Различные шрифты с засечками имеют свои особенности, которые ограничивают их использование.

Например, наиболее распространенный шрифт с засечками Times New Roman, поставляемый с операционной системой Windows, используется очень часто. В то же время некоторые дизайнеры считают, что использовать его в печати нежелательно, поскольку при разработке шрифта предполагалось, что его основное назначение - отображать его на экране. Последняя версия операционной системы Windows включает гарнитуру Georgia, которая очень похожа на Times New Roman (см. рис. 1.2), но ориентирована в основном на воспроизведение при печати.

https://studfiles.net/html/2706/1015/html_C8z6B3ow0J.lCmG/img-v_um5J.png

Рис. 1.2. Гарнитуры с засечками

Такие шрифты, как Lazursky или Garamond,, имеют более тонкие линии, более элегантные и изысканные формы. Это, конечно, делает их внешне более привлекательными, но ограничивает использование: сфера применения таких шрифтов - в основном журналы, брошюры, высокохудожественные публикации. Для таких шрифтов вам нужна первоклассная печать на высококачественной (например, мелованной) бумаге; Нежелательно использовать эти шрифты в газете или книге с небольшим бюджетом и обычной печатью.

Шрифт OfficinaSerif, показанный на рис. 1.2, разработан сравнительно недавно, но уже имеет специальную область для использования. Благодаря своей компактности и краткости этот шрифт часто используется для публикации научно-технической литературы, где информация имеет наибольшее значение. Шрифт OfficinaSerif легко читается даже при небольшом размере символов.

Шрифты без засечек (рубленые), как следует из названия, не имеют засечек на концах штрихов. Это делает их внешний вид несколько «упрощенным», но в то же время позволяет им избавиться от мелких деталей символа и упростить его форму.

Такие шрифты часто используются для печати небольшого размера, и их основное применение - газеты, где часто приходится жертвовать эстетическим аспектом текста, чтобы вместить необходимое количество информации в пространство, предоставленное на странице.

На рис. 1.3 показывает примеры нескольких распространенных рубленых гарнитур.

https://studfiles.net/html/2706/1015/html_C8z6B3ow0J.lCmG/img-0qpzXQ.png

Рис. 1.3. Рубленые гарнитуры

Например, шрифт Arial также поставляется с операционной системой Windows, что само по себе определяет легкость его использования. Однако к нему применимы те же претензии, что и к шрифту Times New Roman - прежде всего, Arial был разработан для отображения на экране. Дважды это касается шрифтов Tahoma и Verdana, которые также присутствуют в комплекте Windows и являются наиболее часто используемыми шрифтами в веб-дизайне.

Такие шрифты, как Helvetica, Pragmatica, Universe, развивают те же дизайнерские идеи, которые были включены в шрифт Arial, однако сфера их использования - полиграфия. Чрезвычайно упрощенная форма символов также позволяет использовать их при наборе мелкого текста.

Гарнитура Futuris и ее аналогичный учебник часто используются для печати литературных журналов и коллекций, которые не имеют особой отделки и привлекают читателя прежде всего содержанием, а не производительностью. Отдельно следует отметить, что шрифт Futuris включает жирные и очень жирные контуры, которые нельзя использовать при наборе шрифта обычного размера, но можно использовать для оформления заголовков.

Некоторые расколотые гарнитуры, подобные показанным на рис. 1.2 и 1.3 OfficinaSerif и OfficinaSans спарены: одна и та же идея дизайна реализована в гарнитурах с засечками и без засечек. Такие парные гарнитуры удобно использовать для набора технической или научной литературы - разработчик может использовать вторую версию гарнитуры для выделения цитат, примеров программного кода и т. Д.

Декоративные (акцидентные) гарнитуры используются в художественных целях.

Прежде всего, они используются дизайнерами, работающими с рекламой, поскольку такие шрифты привлекают внимание читателя, заставляя его обратить внимание на объявление или объявление.

В отличие от шрифтов с засечками и рубленых шрифтов, в которых эксперты различают группы и подгруппы, декоративные шрифты не подлежат какой-либо классификации - разнообразие их форм и стилей так велико (см. рис. 1.4).

https://studfiles.net/html/2706/1015/html_C8z6B3ow0J.lCmG/img-ULwU6t.png

Рис. 1.4. Декоративные гарнитуры

По традиции рукописные шрифты, имитирующие рукописный текст, выделяются в отдельную группу (см. рис. 1.5). Некоторые классификации также различают шрифты, которые соответствуют определенным историческим эпохам, например, готическим или старославянским. Однако, независимо от того, сколько мы вводим дополнительных классификаций, все равно будут декоративные шрифты, которые не похожи ни на какие другие, поэтому эта классификация довольно условна.

https://studfiles.net/html/2706/1015/html_C8z6B3ow0J.lCmG/img-qBuWD5.png

Рис. 1.5. Рукописные гарнитуры

Символьные и орнаментальные шрифты специалисты выносят в отдельную группу. Эти шрифты не подходят для набора связанного текста, потому что вместо символов латинского и кириллического алфавита они содержат разные наборы символов.

В некоторых случаях это могут быть специальные типографские символы или рисунки, виньетки и штрихи, которые используются при оформлении книг. Примерами таких декоративных шрифтов являются PRT_Ornament1 и PRT_Vignette1, показанные на рис. 1.6.

https://studfiles.net/html/2706/1015/html_C8z6B3ow0J.lCmG/img-jEz7Po.png

Рис. 1.6. Символьные и орнаментальные шрифты

Строго говоря, с одинаковым успехом все эти символы можно расположить не в виде шрифта, а в виде набора изображений, так называемой «картинки». Однако многие дизайнеры считают более удобным работать с такими декоративными шрифтами, чем искать нужный дизайн среди десятков файлов и затем вставлять его на страницу. Согласно правилу «спрос создает предложение», на рынке компьютерных шрифтов появилось множество шрифтов со специальными рисунками вместо букв и цифр.

Наборы символов позволяют вставлять в текст специальные научные, математические символы, часто используемые буквы других языков (например, греческий, как видно из шрифта Symbol на рисунке 1.6). Сфера применения таких шрифтов - это, конечно же, специализированные научные публикации, хотя некоторые шрифты, такие как Wingdings, содержат самые разные символы, от символов гороскопа до значков компьютерных изображений, мониторов и клавиатур.

Классификация шрифтов по начертанию

Одна гарнитура может включать символы разных типов - наклонный, курсив, полужирный и т. Д. Гарнитуры для ввода большого количества текста должны включать символы разных типов, в противном случае вы не сможете создать выделение.

В то же время декоративные и рукописные гарнитуры часто не имеют возможности для написания: они составляют заголовки и рекламные объявления, где использование такого шрифта уже предусматривает выбор.

При создании стилей для гарнитуры используются изменение содержания жира (толщина линии) и наклон. Обычно создают жирный шрифт (жирный или полужирный). При использовании наклонного типа форма букв может не изменяться (стиль называется наклонным или наклонным) или приближаться к рукописной версии (стиль называется курсивом). Наконец, оба эти изменения могут быть объединены.

Стандартом де-факто было наличие четырех начертаний для каждого шрифта: обычный, курсив, полужирный и полужирный курсив. Большинство компьютерных шрифтов имеют эти четыре стиля (см. рис. 1.7).

https://studfiles.net/html/2706/1015/html_C8z6B3ow0J.lCmG/img-lCcyeu.png

Рис. 1.7. Различные начертания в гарнитурах

Некоторые шрифты имеют три (без полужирного курсивного) или два (без курсивных или полужирных вариантов вообще) начертания (см. рис. 1.8).

https://studfiles.net/html/2706/1015/html_C8z6B3ow0J.lCmG/img-5WzwVg.png

Рис. 1.8. Неполные наборы начертаний в гарнитурах

Некоторые шрифты имеют более четырех начертаний, например, шрифт может иметь как наклонный, так и курсивный типы, несколько различных уровней жирности, стили с уменьшенной или увеличенной шириной, специальные типы с предварительно созданными эффектами символов (например, контурный вариант) и т. д. Один из шрифтов с такими дополнительными контурами показан на рис. 1.9.

https://studfiles.net/html/2706/1015/html_C8z6B3ow0J.lCmG/img-RxLaMe.png

Рис. 1.9. Многочисленные начертания в гарнитуре

В зависимости от того, как шрифт реализован на компьютере, может быть ограничение: не более четырех стилей на гарнитуре. В этом случае производитель может создать несколько шрифтов с похожими названиями, которые фактически будут представлять одну гарнитуру. Об этом поговорим подробнее в подразделе «Технические тонкости».

Ширина символа

Изменение ширины символов используется в декоративных целях или в качестве одного из способов корректировки объема текста (хотя это нежелательно).

Большинство программ компьютерной графики позволяют изменять ширину шрифта (и некоторые его высоты). Таким образом, для любого шрифта мы можем получить символы любой ширины.

Тем не менее, есть несколько шрифтов, которые содержат узкие или широкие шрифты в качестве варианта стиля. Это связано с тем, что при изменении ширины шрифта соотношение толщины вертикальных и горизонтальных линий нарушается, и это искажает внешний вид гарнитуры, нарушает пропорции, рассчитанные дизайнером.

На рис. 1.10. Вы можете видеть, как изменяется форма букв при «программном» сжатии шрифта, и если он практически незаметен при обычном размере шрифта, то при больших знаках искажение форм символов хорошо видно.

https://studfiles.net/html/2706/1015/html_C8z6B3ow0J.lCmG/img-KE839_.png

Рис. 1.10. Узкое начертание гарнитуры и искусственное сжатие программными средствами (внизу – увеличенный фрагмент)

Если вы измените ширину шрифта на несколько процентов (чтобы увеличить или уменьшить пространство, занимаемое текстом), вы можете использовать функции программы. Однако, если вы планируете использовать узкий или широкий шрифт в качестве основного шрифта для оформления текста или заголовков, то лучше найти специально разработанную версию этой гарнитуры с измененной шириной.

Элементы буквенных знаков

Для любого дизайнера, который часто работает с текстом и стремится улучшить свою работу, будет не лишним узнать, как работает шрифт. Нет, речь не идет о том, как создаются электронные шрифтовые файлы - следующий подраздел будет посвящен техническим деталям.

Речь идет о том, как шрифты разработаны художниками и как они отличаются друг от друга. В конце концов, ни для кого не секрет, что, хотя существует множество декоративных, рукописных, символических шрифтов самых разных стилей, в то же самое время, большое количество наборов с засечками и рубленых букв распространено.

Непосвященным может показаться, что они почти неразличимы, однако дизайнеры, которые имеют значительный опыт работы, легко различают разные гарнитуры и знают, что практически нет универсальных. Любой шрифт имеет свои особенности: он может подходить для оформления одного текста и быть неуместным в другом.

У наиболее распространенных гарнитур есть довольно четко определенные области использования, и о некоторых из них мы говорили в разделе «Гарнитура». Однако, встретив новый или малоиспользуемый шрифт, дизайнер должен самостоятельно оценить, для чего он подходит и для какой цели лучше выбрать другую гарнитуру. В этом решении дизайнер должен опираться как на свой художественный вкус, так и на основные параметры дизайна шрифта, которые мы сейчас обсудим.

Отдельные символы, составляющие гарнитуру, в свою очередь, можно разделить на элементы. Каждый штрих, каждая линия, составляющая букву, нарисована художником, а не потому, что «он так хотел». Скорее, как мы увидим, буквы собраны из типичных элементов, как из деталей дизайнера.

Конечно, это правило не распространяется на многие рукописные и декоративные шрифты, в которых почерк или стилизованные элементы взяты за основу. При работе со случайными шрифтами художник обладает большей свободой творчества, что позволяет им быть легко узнаваемыми и иметь уникальную индивидуальность.

Также бессмысленно искать типичные элементы в символьных шрифтах и в некоторых знаках стандартных шрифтов - например, в знаках препинания и специальных типографских символах.

Основными элементами символов и букв являются основные и соединительные штрихи, показанные на рис. 1,11. В некоторых письмах эти элементы легко узнаваемы, а в некоторых (прежде всего в круглых буквах) они не так заметны, но все же присутствуют.

https://studfiles.net/html/2706/1015/html_C8z6B3ow0J.lCmG/img-mSSQpG.png

Рис. 1.11. Основные (1) и соединительные (2) штрихи в буквах

В большинстве случаев основные штрихи толще соединительных, но традиция рисования шрифтов оставляет свой отпечаток, и, используя в качестве примера букву «М», можно ясно видеть, что толщина штриха не всегда зависит от его роль в формировании письма.

Некоторые художники считают, что округлые буквы состоят из двух штрихов (основного и дополнительного), соединенных вместе. Другие художники выделяют округлые штрихи в особой категории.

Как вы могли заметить, горизонтальные и вертикальные линии букв имеют неравную толщину; таким же образом закругленные штрихи в буквах меняют толщину в зависимости от направления штриха. Разница в толщине штрихов, идущих в разных направлениях, называется контрастом шрифта.

Если разница в толщине отчетливо видна и вертикальные штрихи намного толще, чем горизонтальные, то шрифт считается контрастным (см. рис. 1.12, слева); если разница не очень выражена, шрифт считается малоконтрастным (см. рис. 1.12, справа).

https://studfiles.net/html/2706/1015/html_C8z6B3ow0J.lCmG/img-mTkpqO.png

Рис. 1.12. Контрастная (слева) и малоконтрастная (справа) гарнитуры

Штрихи некоторых шрифтов не отличаются по толщине, и такие шрифты называются неконтрастными (см. рис. 1.13, слева и в центре). Наконец, иногда встречаются шрифты с обратным контрастом, в которых вертикальные штрихи тоньше горизонтальных (см. рис. 1.13, справа). Такие шрифты встречаются довольно редко и, как правило, выполняют декоративные функции..

https://studfiles.net/html/2706/1015/html_C8z6B3ow0J.lCmG/img-Z_fc70.png

Рис. 1.13. Неконтрастные гарнитуры (слева, в центре) 

и декоративная гарнитура с обратной контрастностью (справа)

Как правило, шрифты с засечками контрастные, а среди неконтрастных почти все рубятся; хотя, конечно, всегда можно найти исключения из правил.

На закругленных штрихах, у которых нет резкого перехода от вертикального к горизонтальному, утолщение линии называется притоком (рис. 1.14). Вы можете заметить, что в некоторых шрифтах ось вертикальных букв как бы наклонена по диагонали (см. рис. 1.14, справа). Такие контуры букв визуально облегчают шрифт, но в то же время он становится менее строгим и официальным. Эти психологические особенности восприятия необходимо учитывать при выборе шрифта для публикации.

https://studfiles.net/html/2706/1015/html_C8z6B3ow0J.lCmG/img-SWTZ3o.png

Рис. 1.14. Гарнитуры с вертикальной (слева) и диагональной (справа) постановкой наплыва

Дополнительные элементы символов – выносные элементы, диакритические знаки и засечки (см. рис. 1.15).

https://studfiles.net/html/2706/1015/html_C8z6B3ow0J.lCmG/img-E3WzPM.png

Рис. 1.15. Выносные элементы (1), диакритические знаки (2)

 и засечки (3)

Выносные элементы могут различаться по размеру, а акцентированные символы могут располагаться на разных расстояниях от самого символа. Эти факторы влияют на минимальное расстояние между строками - если оно слишком мало, удаленные элементы в соседних строках могут «цепляться» друг за друга, что затрудняет быстрое чтение, потому что форму буквы сложнее распознать. В зависимости от формы и размера выносных элементов и диакритических знаков иногда необходимо увеличить расстояние между линиями.

Хотя может показаться, что такой маленький элемент, как засечки, не играет особой роли в восприятии шрифта, на самом деле это одна из его самых важных особенностей. С засечками определяется тип засечек или рубленый. Художники даже различают шрифты с засечками по форме и степени выступа. Мы не пойдем так далеко; отметим только, что засечки могут быть хорошо видны или едва украшены; в этом случае шрифт как бы занимает промежуточное положение между шрифтами с засечками и рублеными шрифтами.

Также есть линии шрифта: они находятся на нижней границе символов и отдельно на верхних границах строчных и прописных букв (см. рис. 1.16); удаленные элементы и диакритические знаки обычно выходят за пределы этих линий. Такие воображаемые линии используются при расчете расстояния между линиями, при составлении текста и иллюстраций или других элементов дизайна.

https://studfiles.net/html/2706/1015/html_C8z6B3ow0J.lCmG/img-OIDi7U.png

Рис. 1.16. Основные линии шрифта: верхняя линия прописных букв (1) и базовая линия (2) определяют высоту заглавных букв (3), верхняя линия строчных букв (4) и базовая линия определяют высоту строчных букв (5)

Кроме того, в каждом символе есть так называемое пространство букв (рис. 1.17, слева). При наборе символы не сливаются друг с другом не потому, что программа их раздвигает, а потому, что небольшие промежутки с обеих сторон символа закладываются художником даже при создании шрифта (см. рис. 1.17, справа). Хотя можно дополнительно влиять на расстояние между символами с помощью программы компоновки, между буквами определяется «нормальное» расстояние между символами.

https://studfiles.net/html/2706/1015/html_C8z6B3ow0J.lCmG/img-vaqA85.png

Рис. 1.17. Межбуквенный просвет (слева) образуется из-за небольшого расстояния, закладываемого художником между буквой и границами символа шрифта (справа)

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШРИФТА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В МНОГОПОЛОСНЫХ ИЗДАНИЯХ

2.1. Понятие кегля и гарнитуры шрифта

Когда-то, когда еще не было компьютеров, людям все же удавалось печатать книги. И они сделали это с помощью шрифта для набора текста - отдельные буквы и знаки, отлитые из металла, из которых были сделаны строки, 16 из строк - страницы и т. Д. Этот процесс был долгим и трудоемким, и композиторы делали это теперь люди которые просто набирают текст в текстовом редакторе.

В настоящее время, когда текст набирается на компьютере, а существующие в компьютере электронные шрифты снова служат материалом для макета, макет становится проще, проще и более гибким. Тем не менее, как мы увидим, терминология и основные понятия при работе со шрифтами несут отпечаток этого «металлического» времени.

Основными параметрами шрифта как сейчас, так и много лет назад являются:

• гарнитура, то есть фактический вид шрифта;

• гарнитура, то есть версия шрифта (наклонная и т. Д.);

• размер, то есть размер букв и символов.

Во время реальной работы в конкретном тексте неизбежно появляются дополнительные параметры: ширина символа шрифта, расстояние между символами и строками и т. Д. Об этих настройках имеет смысл говорить только в связи с их использованием, и глава 2 будет посвящена Об этом говорит дизайн текста.

Попробуем рассмотреть основные параметры.

Гарнитура - это набор шрифтов разных стилей и размеров, объединенных общим стилем исполнения. Другими словами, весь основной текст этой книги (не считая заголовков) набирается одним шрифтом, хотя часть текста выделена жирным шрифтом или курсивом.

Гарнитура - это наиболее общее описание типа используемого шрифта, потому что в зависимости от выбранного размера и типа стиля восприятие текста может сильно различаться. Шрифт выбранной гарнитуры можно использовать для основного текста книги, для выделения текста, для заголовков и оформления названия книги - и все это только путем изменения размера и формы символов (рис. 2.1. ).

https://studfiles.net/html/2706/1015/html_C8z6B3ow0J.lCmG/img-ieVpyv.png

Рис. 2.1. Варианты одной гарнитуры

Слово «кегль» первоначально означало размер металлического штампа с выгравированной (отлитой) буквой, которая соответственно определяла размер буквы. С появлением компьютерных технологий слово «размер» использовалось для обозначения размера шрифта.

Традиционно размер измеряется в пунктах - типографских единицах измерения, о которых мы говорили выше, но часто используемые размеры получили свои названия (рис. 2.2).

https://studfiles.net/html/2706/1015/html_C8z6B3ow0J.lCmG/img-THfXuK.png

Рис. 2.2. Текст, набранный одной гарнитурой, но разным кеглем

В старые времена значения кегля не могли быть изменены, и наборщики могли выбирать только один из существующих наборов - в конце концов, металлические стержни с буквами не могли быть растянуты или сжаты. В компьютерные времена стало возможным изменять размер шрифта произвольно гибко, и никто не запрещает вам устанавливать любое значение точки, даже дробное - например, 12,124 пункта. Это иногда делается во время макета, так что текст занимает немного больше или меньше места на странице, другими словами, для точной настройки текста до требуемого объема.

Однако, по традиции, в большинстве случаев дизайнеры работают со стандартными значениями выводов, и, как мы увидим позже, программы верстки сразу предлагают список стандартных размеров. Со временем (и на практике) появляется возможность довольно точно распознать размер размера «на глаз», и от дизайнеров часто можно услышать фразу атаки: «здесь лучше поставить шрифт 12-го кегля»; и особенно увлеченные натуры даже запоминают названия традиционных шрифтов разных размеров, которые показаны на рис. 1 для справочных целей. 2.2, хотя их не нужно запоминать.

Размер кегля относится в первую очередь к высоте шрифта; ширина символов зависит от того, как они нарисованы и какую версию контура (нормальную, узкую, широкую) мы выбрали. Важно понимать, что разные буквы одного размера могут различаться по размеру. Буква «Ё» занимает больше места по высоте, чем буква «Е», из-за точек выше. Буква «Щ» занимает больше места, чем буква «Ш» из-за свисающего хвоста.

Поэтому, если мы измерим высоту одной буквы линейкой и пересчитаем ее в точках, то полученные числа не будут совпадать с размером. Значение, установленное при выборе размера, определяет не только высоту шрифта, но и определенные границы по высоте, в которые должны помещаться все буквы и символы (рис. 2.3).

https://studfiles.net/html/2706/1015/html_C8z6B3ow0J.lCmG/img-vUK6al.png

Рис. 2.3. Схематичное изображение расчета кегля

Это правило не распространяется на символические и декоративные шрифты, в которых некоторые символы могут «выползать» из границ.

И, наконец, самое главное: значение кегль не обязательно напрямую связано с размером букв. Основную роль играет видимый размер символов, который во многом зависит от дизайна шрифта. Если взять несколько разных гарнитур, будет ясно видно, что при одном размере они различаются по размеру (рис. 2.4). Это обусловлено разным подходом дизайнеров, разным соотношением размеров прописных и строчных букв. Это неприятно, но факт - размер точки нужно регулировать в зависимости от выбранной гарнитуры.

https://studfiles.net/html/2706/1015/html_C8z6B3ow0J.lCmG/img-ow6f7E.png

Рис. 2.4. Текст, набранный одним кеглем, но разными гарнитурами

2.2. Интерлиньяж шрифта

Интерлиньяж (leading) - это расстояние в пунктах от линии шрифта любой строки до линии шрифта предыдущей строки (см. рис. 2.5). Английское название происходит от слова «lead», что означает «свинцовый шпон». В период ручной вербовки свинец использовался для отливки букв, а для увеличения расстояния между линиями помещалась полоса свинца. Большинство компьютерных программ используют термин межстрочный интервал (пробел между строками).

Текст, набранный «без шпон» 9 (solid), означает непрерывный набор, начальный размер которого равен размеру кегля.

Рис. 2.5. Интерлиньяж (leading)

2.3. Использование книжных шрифтов

Дизайн текста определяют многие его элементы. Основным из них является шрифт, который есть средство передачи текста в книге.

Шрифт может быть наборным и рисованным. Последний используется главным образом для оформления таких элементов издания, как обложка, переплет, титульный лист, внутренние заголовки и формируют его индивидуальный облик. Для основной же части книги используется наборный шрифт. Выбирая шрифт, необходимо учитывать три его характеристики: гарнитуру, начертание и кегль.

Гарнитура - это комплект шрифтов одного рисунка, но разных размеров (кеглей) и начертаний. Каждая гарнитура имеет свое название.

Для наборных текстов желательно в выбранной гарнитуре использовать обычные, курсивные, полужирные и курсивные полужирные шрифты. Достичь эффективного дизайна можно с помощью всего нескольких шрифтов.

При выборе шрифта необходимо учитывать и тип используемой для печати бумаги. Так, на газетной бумаге, например, плохо будут выглядеть тонкие, изящные шрифты, а тяжелые, контрастные шрифты выглядят слишком "ослепительно" на мелованной бумаге.

Для обеспечения удобочитаемости издания важен правильный выбор шрифтового кегля. Размер кегля определяется в пунктах (1 пункт = 0,376мм). Поскольку понятия эти складывались во времена металлического набора, кеглем считается величина площадки, на которой размещается буква или знак. Шрифты каждого кегля получили свое название: бриллиант (кегль 3 пункта); диамант (кегль 4 пункта); нонпарель (кегль 6 пунктов); миньон (кегль 7 пунктов); петит (кегль 8 пунктов); боргес (кегль 9 пунктов); корпус (кегль 10 пунктов); цицеро (кегль 12 пунктов); миттель (кегль 14 пунктов).

Оптимальная читаемость набора колеблется от 9-го до 14-го кегля, а для художественной литературы предпочтительны 10-12-й кегль. Комфортность чтения зависит и от формата наборной строки, оптимальной считается строка, в которой содержится 50-55 знаков.

Когда определены параметры основного текста, необходимо выбрать стиль для заголовков внутри текста, решить вопрос об использовании постоянного или переменного колонтитула, определить место размещения колонцифры на полосе, выбрать стиль оформления вспомогательных текстов (таблиц, цитат, сносок, стихотворных строк и др.) и подписей к иллюстрациям. Как правило, в последнюю очередь определяется стиль вступительной и заключительной частей книги, обращая при этом особое внимание титульному листу, который должен отражать общий стиль заголовков и основного текста книги

В процессе чтения глаз привыкнет к основному шрифту книги, поэтому он испытывает усталость, если заголовки, заметки, оглавление, предисловие, титульный лист написаны шрифтами другого типа, которые не соответствуют основному шрифту, Поэтому - во всей книге, от лицевой стороны до задней обложки, используйте шрифт только одного типа. Основой является один шрифт, меняется лишь начертание.

Это правило должно быть принято как абсолютное; как например, в Германии и Англии. Исключения допускаются только для периодических изданий, где по коммерческим причинам иногда разрешается рекламировать каждое объявление с разными шрифтами, но, конечно, с схожими гарнитурами.

Лучше всего не большое разнообразие шрифтов. Большая коллекция с тысячами разных шрифтов гораздо беднее, чем маленькая, но с хорошо представленной гарнитурой из нескольких начертаний и языков, например, кириллической или латинской. Достаточно иметь три хороших шрифта - например, обычный, хороший медиевал или эльзевир, хороший академик.

Основой композиции книги является шрифт. Есть две категории лучших шрифтов: это либо антиква, усовершенствованный шрифтами Баскервиля, Бодони и Дидоны, либо шрифты типа Эльзевир, созданные Гарамоном и Ван Дейком, либо средний тип между ними. До сих пор человечество не могло придумать ничего лучшего, и многие другие шрифты, с их вычурностью, сложностью рисунка и декоративным дизайном, утомляют взгляд и вовсе не украшают книгу.

Однако избегайте шрифтов антиква с слишком тонкими верхними, нижними и средними соединительными штрихами: резкий контраст между черными основными и соединительными штрихами режет и утомляет глаза. В связи с этим некоторые шрифты с рисунком Дидоны, отходя от старого типа антиква, доходят до крайностей.

Также избегайте шрифтов готического, углового, фрактального типа, близких к славянским и немецким: их угловатость гораздо сложнее воспринимается глазом, чем округлость антиквы.

Рисунок классической антиквы, особенно в стиле «Дидона», особенно черного шрифта, кажется старомодным, несмотря на свою красоту; Не используйте его при наборе современных произведений.

Тщательно проработанные, в гарнитуре, шрифты Elsevir больше подходят для поэзии, а плотные шрифты простого дизайна подходят для газеты.

Наименее хорошие шрифты для долгого чтения, средняя буква которых построена примерно по правилам золотого сечения. А именно, его высота относится к ширине как 1,61: 1, а средняя линия идет либо посередине буквы, разделяя ее на еще верхнюю и нижнюю части, либо выше середины. Причем соотношение верхнего сегмента к нижнему близко к золотому сечению.

Верхний и нижний края шрифтов должны, конечно, содержать строку с математической точностью, иначе линии выглядят как неровные канавки, и чтение очень затруднительно.

2.4. Шрифтовое оформление многополосных изданий

Слово «солдаты», написанное обычным, «нейтральным» шрифтом, мы воспринимаем как часть заголовка какой-то информационной газеты, слова «солдаты революции» - как оно изображено на обложке драматического по характеру сюжета, и слова «оловянные солдатики» - как написано в «Шкатулке» - это название веселой детской игры.

- в газетах (см. рис. 2.6)

Газеты - легкий материал для чтения. Поэтому они используют относительно небольшие шрифты. Буквы не могут быть разных цветов, только черные. При написании важных моментов размер шрифта можно увеличить. Шрифт должен быть разборчивым и легким для чтения.

Работая над дизайном газеты, необходимо помнить, что все - от названия публикации до шрифта текста - должно служить понятию читабельности, иначе работа журналиста будет напрасной: интересной, но трудной для понимания. прочитайте материал, отложите в сторону.

https://content-2.foto.my.mail.ru/community/onlinekp.ru/_groupsphoto/h-1478.jpg

Рис 2.6. Газеты

Наличие шрифта в газете хорошо изучено. О том, что большое внимание было уделено эстетике медиа шрифтов в Советском Союзе, свидетельствует тот факт, что Полиграфмаш специально разработал текстовые и наборные гарнитуры для многих центральных публикаций, проводил исследования по гигиене чтения и читабельности. Специалисты по типографии выделяют следующие критерии оценки читабельности: индивидуальность графем каждой буквы, пропорциональность толщины основной строки и внутри буквенного промежутка, оптимальность буквенных пространств, пропорциональность ширины буквы его высота, контраст основных и дополнительных штрихов. Кроме того, на удобочитаемость влияет ряд условий, связанных со спецификой оформления печатного материала, например, расположение на странице, цвет бумаги, способ печати и т. Д.

- в журналах (см.рис.2,7)

Правильно подобранный шрифт может усилить образное восприятие рекламного текста: ведь буквы воспринимаются визуально, а слоган, например, набранный гарнитурой Gothic или Izhitsa, может проинформировать получателя о национальности рекламируемого продукта перед прочтением словесного текст.

http://solopress.ru/wp-content/uploads/pechat_zhurnalov_1.jpg

Рис.2.7. Журналы

Несколько других принципов руководствуются дизайнерами - рекламодателями. В рекламе принцип читабельности не всегда доминирует. Игра со шрифтами должна, прежде всего, учитывать тематику, дизайн, объект рекламы и создавать эмоциональный антураж, связанный со всем этим, воплощенный в приемах дизайна.

- В художественной литературе:

Здесь, помимо всего сказанного, связь между размером надписи и площадью листа и ее расположением на нем точно в центре, выше или ниже, строго по горизонтали, по диагонали и т. Д. Искусство книги дизайн дает много примеров различного использования всех этих инструментов. Приведем четыре примера, интересных резкими различиями, созданными художниками: замечательные обложки М. Добужинского для «Белых ночей» Ф. Достоевского и «Три толстяка» Ю. Олеши, обложка С. Телингатера для Буре И. Эренбурга и К. Владимирский суперобложка для альбома «Ленинградские художники на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов». Эти работы имеют разную художественную ценность, но их сравнение достаточно убедительно показывает, насколько разнообразны эмоциональные и выразительные возможности шрифта. В каждой из этих обложек все средства орнаментальной выразительности надписи используются по-своему: контур букв и их окраска, ритм построения слов, их расположение на плоскости. В сочетании с графическими инструментами, привлеченными для помощи, они помогают читателю, который берет книгу в руки, получить яркое представление о ее характере и почувствовать настроение, соответствующее ее содержанию (см. рис. 2.9).

https://images.pexels.com/photos/207636/pexels-photo-207636.jpeg?auto=compress&cs=tinysrgb&fit=crop&h=627&w=1200

Рис.2.8. Книги

Набор различных шрифтов использовался при публикации трагедии В. В. Маяковского «Владимир Маяковский», где выделение текста шрифтом подчеркивало декларативное начало стиха. Эксперименты с выразительным набором продолжались в 1910 - 1920 гг. В Тифлисе группой художников и поэтов, где И. Зданевич был центральной фигурой. Он выделил гласные прописными или жирными буквами. Кроме того, Зданевич пытался разрушить линейный поток слова, строя сложные системы набора текста. Художники-конструктивисты стали прямыми наследниками футуристической школы, в творчестве которой развивалась активная связь с наборным материалом, свобода выразительных плакатов, композиций, использование больших плакатных шрифтов, предпочтение гротескам с их простотой шрифтового дизайна, отказ от орнаментирования, повышенная активность заголовков, широкое использование жирных линий с целью изложения и выделения текста, нарушение традиционной симметрии с использованием флагового набора.

-В рекламе:

Применительно к рекламным сообщениям термин «чтение» имеет немного другое значение, чем в отношении печатной страницы. Если иметь в виду печатную текстовую страницу, определенные впечатления и атмосфера создаются всем набором страниц и усиливаются впечатлениями от макета и сочетания шрифтов (см. рис.2.9). В рекламе все элементы, которые могут придать изображению формальную или внутреннюю ценность, сосредоточены в нескольких словах. Задача дизайнера - выразить в форме и содержании рекламного сообщения положительную ассоциативную ценность. Таким образом, шрифт является тем же визуальным компонентом, который перед прочтением рекламного сообщения может предоставить получателю определенную информацию.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0434/000b625b-141f4e2f/img14.jpg

Рис.2.9. Виды шрифтов

Цвет играет важную роль в дизайне шрифтов рекламы. Даже в рукописях инициалы и заставки были выполнены с киноварью и красным свинцом. Русская книга (в отличие от западноевропейской) была «цветущей». Цвет использовался не только в иллюстрациях, заставках, окончаниях и инициалах; красная краска широко использовалась в тексте.

Цвет имеет психологический язык и создает определенное настроение, влияя тем самым на эмоции человека. Рекламодатели сегодня активно используют возможности цвета, потому что для современного человека он несет огромный заряд эмоциональной, политической, социальной, эстетической и «моральной информации».

Использование цвета в рекламе должно подчиняться следующим принципам. Во-первых, необходимо учитывать цветовую культуру людей. Во-вторых, окраска рекламного текста и фона должна соответствовать требованиям читабельности. В-третьих, необходимо учитывать сочетание цвета и шрифта, его формы, пластичности и исторического значения.

Шрифт как основной инструмент отражения речи является одним из важнейших и древнейших средств коммуникации; он обязательно выполняет коммуникативную функцию - функцию передачи информации от одного человека к другому. Для реализации коммуникативной функции цвет гарнитуры и шрифта практически не важен, но важен размер. Шрифт небольшого размера трудно читать, а это значит, что сам коммуникативный акт затруднен, равно как и чтение текста затруднено из-за неразборчивого почерка. Другим фактором отсутствия чтения печатного текста может быть типографский брак: «малыши», непечатка текста и т. Д. Таким образом, для реализации коммуникативной функции достаточно набрать текст по адресу как минимум три точки передаются получателю (такого размера шрифта достаточно, чтобы прочитать напечатанное хотя бы с помощью увеличительного стекла). Небольшой размер замедляет и усложняет коммуникативный акт, и, в конечном итоге, последний может стать односторонним: получатель не сможет (или не захочет) усвоить информацию, отправленную каким-либо автором. Коммуникативная функция является наиболее универсальной, поскольку любая буква является носителем информации: как вербальной, так и визуальной.

Примером этого являются две буквы М, обозначающие совершенно разные понятия: московское метро и макдональдс. Графемы заглавных букв «М» на кириллице и латинице выглядят одинаково, более того, на русском и английском языках эти графемы обозначают одну и ту же фонему. И только благодаря разным буквам с их историческим и социокультурным слоями эти знаки (уже ставшие знаковыми) означают диаметрально разные понятия. Таким образом, красная буква «М» (метро) и желтая буква «М» («Макдональдс») абсолютно идентичны обычным знакам, но противоположны знаковым знакам. Они несут другой эмоциональный и психологический импульс и имеют другое значение.

Эффект выразительности произведения искусства достигается с помощью тропов (фигур, рожденных на стыке двух языков). Следы шрифта могут увеличить следы и словесные числа. Эффект метафоры является результатом контраста между обычным и необычным, где первое является фоном для второго. Влияние метафоры достигается умелым применением стратегии такого столкновения. Чтобы вызвать волнение или сосредоточить внимание получателя, рекламодателю необходимо попытаться создать яркое визуальное изображение, которое можно сделать с помощью шрифта, добавив визуальные ассоциации к словесному тексту. «Изображение шрифта, по определению С. Б. Телингатера, также является мыслью, выражаемой только особыми художественными средствами». Поэтому художники, иллюстрирующие текст о войне, воссоздают надпись в виде пламени красно-оранжевого цвета. цвет, а название поэтического сборника о природе украшено зелеными листьями, словно растущими из букв.

Заключение

Рассмотренные в курсовой работе материалы содержат сведения о шрифте, классификации шрифта, важности знания строения шрифтов, роль типографики в многополосном издании и т.д.

В процессе исследования были рассмотрены основные характеристики шрифта. Особое внимание было уделено науке типографике. Типографика - это система оформления текстов, верстки печатного издания в целом и отдельных его элементов. Другими словами, типография - это отдельная наука, набор правил, которые учат нас, как правильно составлять текст при печати книги, газеты, журнала, листовки - любого печатного продукта с текстом.

Поэтапное ознакомление с историей появления и развития шрифта дало возможность понять основные характерные особенности нынешних шрифтов, также узнать какую роль они играют на оформление издания. Хорошо выполненный визуальный дизайн должен четко отражать содержание публикации, суть продаваемого бренда, а в корпоративном издании подчеркивать ценности компании. Удачно подобранные шрифты- это передача точного сообщения своей аудитории.

В оформительском искусстве шрифт занимает значительное, порой доминирующее место. Надо разбираться в художественных и конструктивных особенностях гарнитур шрифтов, знать правила написания, построения и применения вариантов шрифтов, включая методы композиции. Шрифт – это не просто набор букв алфавита, составляющий текст. Это предмет искусства, вызывающий у зрителя эмоциональные ассоциации, как любой вид искусства. Поэтому главное научиться писать шрифт красивый, гармоничный, на основе классических образцов древних римлян, художников эпохи Возрождения, внимательно изучить графические особенности типографских шрифтов. Это основа мастерства, именно в этих образцах собралось всё лучшее, что было создано в области искусства шрифта.

Можно сделать вывод, что только тщательно подобранная шрифтовая гарнитура для многостраничного издания привлекает потребителя. Также выбор шрифта зависит от оформляемого объекта и содержания надписи. Содержание текста часто подсказывает, какой необходимо выбрать шрифт. В зависимости от рисунка и композиционного расположения букв можно получить самые различные образы. Шрифт может быть торжественным и праздничным, спокойным и напряжённым, динамичным и статичным, может отображать различные исторические эпохи и черты национальной культуры. Если решение соединения образа шрифта и содержания текста найдено верно, то зритель, даже не прочитав текста, будет знать, о чём пишется в нём. Например, шрифт построенный по мотивам кириллицы, сразу даёт понять, что речь идёт о древней истории нашей страны. Шрифт может отражать национальные и специфические черты. Так, угловатый готический шрифт рождает образ средневековой Германии, а лёгкие перекрёстные штрихи иероглифов ассоциируются с культурой Китая или Японии. Таким образом в шрифтовой композиции надписи, помимо её содержания, большое значение имеет выразительность шрифта, его эмоциональное воздействие на зрителя.

В результате проделанной работы, можно сказать, что поставленная цель достигнута, поставленные задачи решены. Курсовая работа представляет собой законченный целостный продукт.

Список использованной литературы

Научная и учебная литература

  1. Бхаскаран Лакшми Анатомия дизайна: реклама, книги, газеты, журналы. — М.: «Издательство астрель», 2006. 256с.
  2. Голубева О.Л. Основы композиции — М.: Изд. Дом «Искусство», 2004. 120с.
  3. Иттен Иоханнес Искусство цвета— М.: Изд. Д. Аронов, 2015. 96с.
  4. Лаптев В. Модульные сетки. Проектирование многополосных изданий— М.: «Рип-холдинг», 2007. 204с.
  5. Ньюарк Квентин Что такое графический дизайн? — М.: «АСТ: Астрель», 2008. 255с.
  6. Робертс Люсьен Сетки. Креативные решения для графических дизайнеров — М.: «Рип-холдинг», 2009. 224с.
  7. Рожнова О.И. История журнального дизайна — М.: ИД «Университетская книга», 2009. 272с.
  8. Риверс Шарлотта Magart. Лучший дизайн журналов. — М.: «Рипхолдинг», 2006. 160с.
  9. Рудер Эмиль Типографика Руководство по оформлению — М.: «Москва. Книга», 1982. 286с.
  10. Салтыкова Г.М. Знаковые формы. Серия дизайн.— М.: «ДПК ПРЕСС», 2014. 56с.
  11. Салтыкова Г.М. Проектирование в графическом дизайне. Краткий курс. — М.: «ДПК ПРЕСС», 2014. 180с.
  12. Салтыкова Г.М. Шрифт.— М.: «ДПК ПРЕСС», 2014. 112с.
  13. Самара Тимоти Типографика цвета. Практикум— М.: «Рип-холдинг», 2009. 255с.