Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Формулирование и обоснование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. С рождения человек попадает в мир, полный различных вещей и явлений. Благодаря своим органам чувств он получает ощущения.

Восприятие формирует образы окружающего мира. Мышление позволяет установить связи между различными предметами и явлениями. Образы и связи фиксируются в нашей памяти, и приобретённый опыт сохраняется на долгое время.

Эти познавательные процессы позволяют не только выжить, но и познать окружающий нас мир.

Рождаясь, человек попадает также и в мир людей. С первых дней жизни он взаимодействует с ними. Сначала круг этого взаимодействия мал и включает в себя небольшое количество людей, но постепенно с развитием ребенка он увеличивается и усложняется.

В первый год жизни ребенок еще не усвоил речь и общается с другими при помощи примитивных жестов, мимики, пантомимики и звуковых сигналов, таких как смех и плач. Заботящиеся о нем люди понимают этот примитивный язык.

Развиваясь, ребенок усваивает речь, но предыдущий способ общения не исчезает, а усложняется и занимает хотя о не ведущею позицию в коммуникации, но весьма значительную.

Понимание других людей позволяет человеку более выгодно с ними взаимодействовать. Но чтобы понять недостаточно лишь осознать, что было сказано другим.

Имеет место также интонация сказанного, скорость произношения, выражение лица собеседника, положение его тела, жестикуляция, которую тот применял и многое другое. Целостность восприятия ситуации позволяет осознать смысл того что хотел нам передать другой человек.

С рождения и до момента смерти эмоции занимают одно из ведущих мест в деятельности человека. Они влияют на принятие или отвержение важнейших для человека решений, таких как свадьба, устройство на работу или решение завести ребенка. Нередко из-за испытываемых отрицательных эмоций, таких как отвращение, страх или ненависть человек принимает решения, которые как он знает не сулят ему выгоды, он перестает общаться с людьми, чью связи ему были бы полезны, уходит из дома на холод и голод в неизвестность только бы лишиться ненавистного ему чувства. Порою эмоции толкают на ложь, насилие и самоубийство, которые можно было бы избежать сумей кто-то понять, что этот человек испытывает. Эмоциональные проявления слабо контролируемы, что делает возможным изучение эмоционального состояния человека путём их анализа. В перспективе это может позволить лучше понять мотивационную и познавательную деятельность человека. Также это поможет в определении искренности человека, что очень важно в судебной области. Это уменьшит недопонимание среди людей, улучшив восприятие эмоциональной сферы своего собеседника. Такое восприятие поможет более своевременно оказать психологическую помощь эмоционально подавленного человека.

Разработанность в науке. В настоящее время существует довольно небольшое количество работ, посвященных невербальным проявлениям эмоциональных состояний человека – это научные и научно-практические статьи, монографии, диссертационные исследования.

Объектом исследования являются отношения, возникающие в ходе изучения невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Предметом исследования является невербальное проявление эмоциональных состояний человека.

Целью исследования является:

- Формулирование и обоснование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Руководствуясь основными целями исследования, были поставлены следующие задачи, раскрыть:

- Общее понятие эмоций,

- Формы эмоционального реагирования. Связь эмоций с деятельностью,

- Физиологический компонент эмоционального реагирования,

- Экспрессивный компонент эмоционального реагирования. Мимические средства экспрессии,

- Звуковые и речевые средства экспрессии. Различия в эмоциональной экспрессивности.

Гипотеза. Предполагается, что явление невербальное проявление эмоциональных состояний человека представляет с собой особый проявления чувств, переживаний и т.д.

Методологическую основу работы составляют как общенаучный диалектический метод познания, так и частно - научные методы: исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, статистический и другие.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты и основанные на них выводы могут способствовать совершенствованию невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников.

1. Общая характеристика невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

1.1. Общее понятие эмоций

Донести до других свои чувства и мысли человеку помогает устная или письменная речь. В первом случае используется не только голосовая передача текста, но и невербальные средства общения, такие как жесты или мимика. Они оживляют речь, придавая ей более эмоциональную окраску. Умение правильно считывать невербальные сигналы позволяет понять истинные мотивы собеседника, поскольку именно мимика в общении выражает непосредственное отношение к происходящему[1].

Невербальное общение не предполагает использования речи, только сенсорные или телесные контакты: мимика, прикосновение, жесты, взгляд. Именно они помогают людям достигнуть взаимопонимания на уровне эмоций. Исследованиями установлено, что лишь 35% информации мы передаем друг другу посредством речи. Остальное 65% приходится на долю невербальных сигналов: движения тела, жестов, взгляда, мимики. Они дополняют произносимые фразы, усиливая их значимость.

Фактически, невербальные средства общения вполне способны заменить собой речь. Так происходит с глухо — немыми людьми. Для них безречевое общение посредством жестов и мимики – обычный способ коммуникации с окружающими. То же самое можно сказать о детях, которые еще не научились говорить. Приёмами невербального общения люди пользуются, чтобы установить коммуникативные связи с представителями животного мира.

Нельзя недооценивать значение мимики в процессе общения. Ведь порой выражение лица, вкупе с другими невербальными сигналами, несет в себе больше информации о чувствах или настроении собеседника, чем слова. Люди привыкли контролировать то, что говорят. Однако невербальные проявления скрыть сложно. Многие движения происходят рефлекторно, до того как эмоция будет оценена мозгом. Научившись улавливать и трактовать мимику и другие невербальные сигналы, можно понять не только то, что хочет сказать собеседник, но и то, что он пытается скрыть.

Проявления чувств и эмоций посредством невербальных сигналов

Жесты, пантомимика и мимика — средства общения, которые относятся к оптико — кинетическим. Эта система невербальных сигналов включает внешний вид, тембр голоса, движения рук или головы, положение тела в пространстве. Успешное установление контакта зависит не только от того, что собеседник говорит, но и насколько уверена его мимика, поза, голос, взгляд. Именно этим обусловлен интерес к изучению значения невербальных сигналов со стороны психологов, бизнесменов и людей, которые хотят построить карьеру.

Важнейшим элементом невербальной коммуникации является мимика. Американский психолог Пол Экман разработал методику «Facial Affect Scoring Technique» или, сокращенно, FAST, которая позволяет определить эмоциональное состояние пациента визуально. Профессор предложил условно разделить лицо человека на три зоны:

  • лоб и глаза,
  • нос и область вокруг него,
  • рот и подбородок.

Согласно методике FAST значение невербальной мимики рассматривается только в совокупности изменений хотя бы двух из этих участков. Такой несложный анализ невербального сигнала позволяет, к примеру, отличить притворную улыбку от искренней радости.

Существует шесть основных эмоций, наиболее ярко выражаемых посредством мимики:

  • радость,
  • гнев,
  • удивление,
  • отвращение,
  • ужас,
  • печаль.

Непроизвольная или рефлекторная мимика это невербальные проявления, которые сам человек не контролирует. Именно она отражает истинное эмоциональное состояние.

Предлагаем рассмотреть самые значимые невербальные проявления чувств, отражающихся в мимике лица, которые схематически изображены на картинке:

  1. Эмоция радости отражается на зоне лба и рта. Уголки губ приподняты, зубы приоткрыты. Вокруг глаз обозначаются легкие морщинки. Брови тоже слегка приподнимаются по отношению к переносице.
  2. Лицо человека, который испытывает счастье, расслаблено. Это выражается полуприкрытыми верхними веками, брови при этом слегка приподняты, взгляд сияющий. Уголки губ оттянуты к ушным раковинам.
  3. Для удивления характерны приподнятые кверху брови, округленные глаза, слегка приоткрытый рот.
  4. Сомнение выражается во взгляде человека, смещенном влево. Именно левое полушарие мозга отвечает за анализ ситуации. Положение губ напоминает саркастическую ухмылку, то есть, приподнят только один краешек губ.
  5. Угрюмость или уныние выражают опущенные брови и уголки рта. Взгляд потухший, безразличный.
  6. Лицо испуганного человека напряжено. Страх выражается в приподнятых бровях, широко распахнутых глазах. Через приоткрытые губы частично видны зубы.
  7. Округлившиеся глаза, приоткрытый рот, поднятые брови – так мимикой лица выражается шок.
  8. Однобокая ухмылка, скошенный в сторону взгляд, прищуренные глаза и приподнятая бровь – так выглядит недоверие.
  9. Взгляд человека, размышляющего над проблемой, направлен вверх. Уголки губ немного опущены.
  10. Широко распахнутые, азартно блестящие глаза, приподнятые «домиком» брови и приоткрытый рот, выражают радость по поводу пришедшей в голову гениальной идеи.
  11. Человек, довольный собой, выглядит расслабленным. Его брови и веки опущены, а губы сложены в полуулыбку.
  12. О коварных замыслах поведает взгляд с прищуром, приподнятые внешние уголки бровей, сжатые в ниточку губы, складывающиеся в натянутую улыбку.
  13. Хитрец прищуривает глаза, отводит взгляд в сторону. Левый или правый уголок его рта приподнимается.
  14. Демонстрируя решимость, человек сжимает губы, крепко стискивает челюсти, смотрит исподлобья. Его зрачки могут резко сужаться, взгляд становится угрожающим.
  15. Смущаясь, люди устремляют глаза вниз, улыбаются сомкнутыми губами так, что один краешек рта приподнимается. Внутренние кончики бровей ползут вверх.
  16. Обида выражается в поджатых губах, низко опущенных бровях и веках. Взгляд отводится в сторону от собеседника.
  17. Сосредоточенно думая, большинство людей сдвигают брови так, что образуется складка на переносице. Взгляд при этом будто устремлен в себя, подбородок напряжен, рот неподвижен.
  18. Неуверенность выражается в немного растерянном, блуждающем взгляде, приподнятых «домиком» бровях. Уголки губ при этом опускаются.
  19. Выражение мечтательности на лице характеризуется высоко поднятыми внутренними уголками бровей. Взгляд устремлен вверх, уголки рта располагаются ассиметрично.
  20. Утомление выражается в полном расслаблении лицевых мышц, в том числе век. Губы приобретают форму подковы, обращенную кончиками книзу.

Для точного определения эмоционального состояния по мимике или по совокупности невербальных признаков, необходимо принимать во внимание такие детали, как направление взгляда, состояние зрачков. Если человек испытывает сильную антипатию к собеседнику, он непроизвольно щуриться. Лжец отводит глаза в еще сторону, его оно выдает частое он моргание или, еще напротив, немигающий еще взгляд. О неискренности свидетельствует он асимметрия лица, он слишком подвижная еще мимика[2].

Группа еще психических явлений, еще описанных такими еще понятиями, как "он аффект", "чувство" и "он переживание", несмотря он на различные он значения обладают он определёнными общими оно свойствами, что оно позволяет определить он таким термином оно как "эмоции" он или " эмоциональные еще явления".

Первая он трактовка понятия он эмоций и механизма еще их возникновения еще принадлежит Чарльзу еще Дарвину. В своей работе "оно Выражение эмоций у он человека и животных" он он показал он эволюционный путь еще развития и обосновал оно происхождение их оно физиологических проявлений. Эмоции в его еще понимании представляют оно собой лишь он различных целесообразных оно реакций, которые еще были выработаны в оно процессе эволюции.

В интроспективной психологии он эмоции- это оно явления сознания оно располагающие двумя оно основными проявлениями: оно удовольствие и неудовольствие. Также интроспекционисты еще указывали на еще взаимосвязь эмоций с он внутреорганизменными изменениями, оно что в последствие он привело к изменению еще взглядов на он природу эмоциональных он явлений.

Так в теории оно Джеймса- Ланге еще эмоции- это он производные физиологических он процессов. Американский психолог он Уильям Джеймс еще выдвинул "периферическую" он теорию эмоций, в он которой он оно связывал их с еще определёнными физиологическими оно реакциями. Независимо от оно него Карл еще Георг Ланге еще опубликовал работу, в оно которой высказывал оно сходные мысли, еще однако в отличие еще от Уильяма еще Джеймса под еще органическими изменениями еще он описывал он преимущественно вазомоторные, а еще не висцеральные он изменения. С позиции теории оно Джеймса- Ланге оно возникновение самой он эмоции происходит еще после появления еще физиологического изменения в он ответ на еще раздражитель. То есть он изменение мимики и еще пантомимики приводит к еще непроизвольному появлению еще соответствующей эмоции.

Гюго Мюнстерберг еще понимал механизм оно возникновения эмоций он схоже. По его он мысли эмоциональный оно тон, сопровождающий оно действия и деятельность он человека - это еще реакция личности оно на получаемое он впечатление, которая он продлевается или оно прерывается посредством еще движений. Однако взгляд оно Гюго Мюнтерсберга еще не были оно радикальными, он оно писал: " Мы еще можем испытывать оно эмоцию печали он даже если оно улыбаемся, чтобы еще скрыть её…" или " Еще еще меньше мы оно должны рисовать оно себе карикатуру еще на изложений оно взгляд, воображая, оно будто чисто оно внешнее поведение еще может совершенно он изменить глубоко оно заложенную эмоцию он или чувствование".

он Эдуард Клапаред в еще своей работе еще предпринял попытку оно примирить "классическую" оно теорию, в которой оно органическая реакция оно является следствием еще переживания эмоции, с " оно переферической", где он наоборот переживание он эмоции является оно следствием органической еще реакции. Для данного он примирения он оно считал достаточным еще отказаться от еще отношения к эмоциям оно как к процессам, он протекающим по оно некоторому единому оно образцу. Сделав это, оно один класс он эмоций можно еще будет объяснить с оно позиции "классической" еще теории, а другой еще класс- с позиции " еще периферической" теории.

П . Бард в своих оно поздних исследованиях он показал, что еще эмоциональные переживания и еще физиологические сдвиги оно возникают почти оно одновременно( последние еще возникают несколько оно позже).

Резко еще критиковал теорию еще Джеймса- Ланге еще Уолтер Бредфорд оно Кенон. Проведя рассечение он нервных путей оно от внутренних еще органов до оно головного мозга, еще он исключил в еще своем эксперименте оно все физиологические оно проявления, однако у он испытуемого сохранялось еще субъективное переживание. Также он еще отмечал, что он физиологические сдвиги, еще возникающие при он разных эмоциях, еще схожи и не еще отражают их еще своеобразие, и эти он изменения развертываются еще медленно в отличие еще от самих еще эмоциональных переживаний. Таким образом, оно он утверждал, оно что эмоциональное он переживание предшествует оно физиологической реакции.

В представлении психоаналитиков "оно эмоциональная экспрессия" и "он эмоциональное переживание" оно являются разновидностями оно непроизвольной активности, еще направленной на еще разрядку напряжения, еще вызванного невозможностью еще применения инстинктивной еще энергии во оно внешней активности он человека[3].

В концепции оно эмоций отечественной (оно рефлексивной) психологии еще эмоции- это еще один из оно видов функционального он состояния мозга, еще форма отражающей и еще регулирующей деятельности оно мозга.

Сергей Леонидович оно Рубинштейн понимал еще под эмоциями оно отношение человека к оно миру, к тому, он что он еще испытывает и делает, в еще форме непосредственного еще переживания.

Таким образом, еще отечественная психология еще подчеркивала два еще аспекта основных он аспекта эмоций: оно аспект отражения и еще аспект отношения.

В биологической теории оно Анохина Петра еще Кузьмича эмоции еще рассматриваются как он биологический продукт он эволюции, как еще приспособительный фактор в еще жизни животных. Возникновение же оно эмоции связано с он возникновением потребности. Здесь отрицательная оно эмоция играет еще мобилизующую роль, он способствующую наиболее он быстрому удовлетворению он потребности, а положительная он подтверждает, о том, он что потребность еще была удовлетворена. Таким образом, оно закрепившись в памяти, еще она в будущем еще будет учувствовать в он мотивационных процессах.

Когнитивные теории оно развития отражают еще точку зрения, еще согласно которой оно основным механизмом он появления эмоций он являются когнитивные еще процессы. Так в когнитивно- еще физиологической теории еще Стенли Шехтера оно на возникновение он эмоции, наряду с он воспринимаемыми стимулами и оно порождаемыми ими оно физиологическими изменениями еще оказывают влияние оно прошлый опыт еще человека и оценка оно им наличной еще ситуации с точки еще зрения имеющихся в еще данный момент оно потребностей и интересов.

М. Арнольд в качестве еще постоянной детерминанты еще эмоций взял еще интуитивную оценку оно объекта. То есть, оно как только еще человек непосредственным оно или интуитивным он способом придет к он выводу о том, оно что представляет еще собой объект и еще как он еще может подействовать еще на него, он он сразу еще ощущает привлекающий он или отталкивающий еще характер этого он предмета[4].

Проанализировав еще вышеописанные теории оно можно сделать еще вывод, что оно эмоции - это еще особый класс еще психических явлений, оно которые отражают в оно форме непосредственного еще переживания значимость еще для субъекта еще внешних и внутренних еще событий его он жизни и регулирующих в он соответствии с ними еще его деятельность и он поведение. Эмоции связаны с еще физиологическими изменениями. Они подобно оно познавательным процессам оно несут информацию оно об окружающем он мире, но в он отличие от еще них относятся к оно одному субъекту, в еще связи с чем оно носят субъективный еще характер. Эмоции тесно еще связаны с потребностями еще человека. Они меньше оно опосредованы речью, еще хуже управляемы и оно менее произвольно он контролируемы, чем оно познавательные процессы.

1.2. Формы эмоционального он реагирования. Связь эмоций с он деятельностью

Под еще эмоциональным реагированием оно понимаются реакции, еще направленные на оно разрядку возникшего он эмоционального возбуждения. К эго основным оно характеристикам относятся:

· еще знак, который он определяется положительным оно или отрицательным оно переживанием;

· влияние оно на поведение и оно деятельность;

· интенсивность, он то есть еще глубина переживания;

· и он величина физиологических оно сдвигов, длительность оно протекания и предметностью, он под которой еще понимается степень оно осознанности и связи с оно конкретным объектом[5].

Е. Д. Хомская выделяла оно также их еще реактивность, степень оно контроля и качество, он то есть еще связь с потребностью.

Учитывая эти оно характеристики в отечественной он психологии выделяют он следующие их оно классы:

· эмоциональный еще тон ощущений;

· оно эмоции (включая он аффекты);

· и настроения.

Эмоциональные реакции, оно такие как оно гнев, радость, оно тоска, страх оно подразделяются на:

· эмоциональный он отклик,

· эмоциональную оно вспышку

· и эмоциональный еще взрыв (аффект).

он Эмоциональный отклик оно является самым еще динамичным и постоянным он явлением эмоциональной еще жизни человека. Его интенсивность и он продолжительность невелики, еще поэтому он он мало влияет оно на существенное он изменение эмоционального еще состояния. В связи с этим еще тяжело выявить еще его внешние еще проявления, однако еще наличие таких он реакций было оно зафиксировано Е. Хаггардом и К. Айзексом. Они открыли оно существование "кратковременных оно выражений" лица, он заключающихся в сильном еще изменении выражения оно лица при он предъявлении в разговоре еще затруднительных для еще испытуемого вопросов.

Более выраженной он интенсивностью, напряженностью и оно продолжительностью переживания оно характеризуется эмоциональная оно вспышка, которая оно способна изменить он эмоциональное состояние, оно но не еще связана с утратой он самообладания. Такая напряженность и он интенсивность делает он их внешнее еще проявление более оно заметным.

Самое же еще заметное проявление, он которое замечают и он легко описывают он большинство людей, еще является эмоциональный еще взрыв. Он характеризуется оно бурно развивающейся еще эмоциональной реакцией еще большой интенсивности с оно ослаблением волевого еще контроля над оно поведением и облегченным он переходом в действие[6].

В еще настоящее время оно все большую он актуальность приобретает еще вопрос о связи еще эмоциональной сферы оно человека с деятельностью, в еще которую она оно включена. Осницким А.К., Филипповой Е.В. отмечалась необходимость оно рассмотрения специфики оно протекания эмоциональных он процессов в разных еще видах активности еще человека. Было выделено он три основных оно вида активности, еще характеризующиеся разной оно степенью сложности и оно осознанности.

Первый вид еще активности - это оно реактивное поведение еще человека, для еще его описания оно можно использовать он известную формулу S > R. В основе реактивности оно лежат ответные еще реакции человека оно на внешние он воздействия; действия еще человека в этом оно случае зависят он от силы еще воздействия и отчасти он от его оно внутреннего состояния. Сознание, если и он фиксирует данное еще поведение, то еще только после он того как оно воздействие оказало оно влияние, и в меру еще его интенсивности он или значимости он для человека. Особенности данного оно вида активности еще откладывают отпечаток оно на эмоциональные еще проявления. В реактивном поведении оно более представлены он те модальности еще эмоций, которые В. Вундтом были он охарактеризованы одним еще из двухполюсных он параметров: удовольствием-еще неудовольствием.

Другой вид он активности человека - он это импульсивное он поведение, которое он определяется формирующимися в он организме и психике он напряженностями. Если средство, еще необходимое для еще снятия напряжения, оно является легкодоступным он для человека, оно тогда поведение оно мало чем оно отличается от оно реактивного. Сознанием также он фиксируется данное оно поведение в меру он интенсивности проявления. Если же он при возникновении он напряженности для он ее разрядки еще нужно прилагать еще дополнительные усилия, еще тогда поведение еще человека существенно он усложняется и в большинстве он случаев приобретает еще форму деятельности. В эмоциональной сфере еще при импульсивном он поведении обнаруживают еще себя два он других двухполюсных оно параметра эмоций: оно возбуждение-успокоение, он напряжение-разрешение.

И последний вид оно активности, выделенный А.К. Осницким, - деятельно он организованное поведение. Здесь мы оно имеем дело с оно принципиально другим он видом активности, оно который не еще укладывается в формулу S > R, он то есть еще не может еще рассматриваться как он реактивное, не оно совпадает оно и с еще инстинктивным поведением. Деятельно организованное оно поведение является оно целенаправленным, осознанным, еще регулируемым человеком и, еще что самое еще главное, исходно еще проектируемым даже он при повторении. Феноменология сознания в он этом случае оно уподобляется экспериментальной оно площадке, на он которой проигрываются еще возможности реализации он замысла человека. Эмоции, возникающие оно непосредственно или еще хранящиеся в памяти, в оно деятельно организованном оно поведении выполняют еще функцию информационного он обеспечения процесса еще принятия решения, оно принимают участие в еще регуляции действий, он приводящих в совокупности к еще проектируемым преобразованиям. Эмоции участвуют оно также в формировании он преднастроек к тем еще или иным он действиям, составляющим оно более сложную еще деятельность[7].

Таким еще образом, следует еще учитывать возможные еще изменения в эмоциональных он проявлениях при он переходе от оно одного вида он активности к другому. Практически не он изученной является оно область эмоциональных оно проявлений, возникающих оно как конфликт еще между разными он уровнями организации оно поведения: реактивной, оно импульсивной и деятельностной.

По мнению еще Осницкого и Филиповой, еще приблизиться к решению он проблемы вклада еще эмоций в регуляцию оно активности человека он поможет, во-первых, он разграничение анализа он эмоциональных проявлений в оно реактивном, импульсивном и оно деятельно организованном оно поведении и, во-вторых, оно изучение взаимосвязи еще эмоциональных проявлений с он особенностями осознанной еще регуляции активности, он связанной с регуляцией еще деятельности и тех оно видов импульсивно оно порождаемого поведения, еще которое по оно ходу реализации он переходит в деятельно он организованное.

Они писали, он что: "эмоция в оно системе психических он процессов представляет он собой реакцию оно человека на оно значимые события оно во взаимодействии с еще окружением, участвует в еще организации, регуляции и оно осуществлении деятельности и оно поведения". Это еще влияние эмоций он на деятельность и еще поведение заметнее, оно потому что он сразу же еще обнаруживается отношение еще человека к происходящему. Иными словами: еще за эмоциями он всегда стоит еще отношение человека к оно тому, что он происходит с ним и к оно тому, что он ему делать в оно следующий момент.

Таким образом, оно можно заключить, оно что эмоции он обнаруживают себя в еще самых разных еще видах активности, еще являясь ее оно составляющими. Они определяет еще согласование общей еще направленности активности оно субъекта с теми он значениями и смыслами, еще которые для оно него приобретают оно воспринимаемые объекты и еще ситуации.

Традиционно выделяется оно три компонента еще эмоционального реагирования:

· еще импрессивный;

· физиологический;

· оно экспрессивный внутреннее оно переживание

Роль оно эмоционального реагирования в оно процессе общения оно многообразна. Она включает в оно себя создание оно первого впечатления о еще человеке, оказание оно определенного влияния он на того, оно кто является еще субъектом восприятия он эмоций, таким еще образом, выделяется он связь с сигнальной еще функцией эмоций. Эмоции в процессе еще общения выполняют он также регулирующую оно функцию, которая он состоит, например, в оно координации очередности оно озвучивания тех он или иных оно экспрессивных высказываний.

Для изучения еще эмоциональной составляющей еще невербальной

коммуникации у он детей подросткового еще возраста используется

он методика В.А. Лабунской "Экспериментальная он оценка невербального

он поведения личности".

он Под импрессивным еще компонентом эмоционального он реагирования понимается он лишь внутреннее еще переживание, без он его внешне он наблюдаемого и регистрируемого он проявления.

Выводы по еще главе 1:

Таким он образом, важнейшим еще элементом невербальной он коммуникации является оно мимика. Американский психолог он Пол Экман он разработал методику «оно Facial Affect он Scoring Technique» еще или, сокращенно, еще FAST, которая оно позволяет определить еще эмоциональное состояние еще пациента визуально. Профессор предложил еще условно разделить он лицо человека еще на три он зоны:

  • лоб и еще глаза,
  • нос и оно область вокруг оно него,
  • рот и он подбородок.

Согласно методике еще FAST значение еще невербальной мимики оно рассматривается только в еще совокупности изменений оно хотя бы еще двух из еще этих участков. Такой несложный еще анализ невербального оно сигнала позволяет, к оно примеру, отличить еще притворную улыбку еще от искренней еще радости.

2. Особенности компонентов еще эмоционального реагирования еще при невербальном оно проявлении эмоциональных еще состояний человека

2.1. Физиологический компонент оно эмоционального реагирования

О еще возникновении переживания оно человека можно еще судить как еще по самоотчету оно человека о переживаемом еще им состоянии, оно так и по он характеру изменения еще вегетативных показателей, он таким как он например частота оно сердечных сокращений, оно артериальное давление и оно частота дыхания, а оно также и психомоторики: оно мимике, пантомимике, он двигательным реакциям и он голосу. Так пульс еще разгневанного или еще испуганного человека еще может на 40-60 он ударов в минуту оно превышать нормальный. Столь резкие оно изменения соматических оно показателей при он переживании человеком еще сильной эмоции еще указывают на то, еще что в этом еще процессе задействованы оно практически все оно нейрофизиологические и соматические он системы организма. Эти изменения оно неизбежно сказываются еще на восприятии, еще мышлении и поведении оно индивида, и в крайних еще случаях могут оно приводить к соматическим и оно психическим нарушениям.

Такая связь оно была замечена он разными народами и он применялась в практических еще целях. В наше время оно эта связь еще используется для он проверки подозреваемого с он помощью полиграфа, он называемого "детектором оно лжи". К сожалению еще данный прибор оно не даёт оно точного ответа он на вопрос оно об искренности оно человека, так еще как разные оно эмоции способны оно вызывать схожие он реакции. Так например еще сексуальное влечение оно схоже с гневом и он страхом. Также данный он прибор не оно способен дать еще ответ о причине оно лжи, что он является весьма еще важным фактором[8].

еще Эмоции связаны с еще возбуждением. Мы живо он ощущаем изменения в оно частоте сердечных он сокращений, артериальном он давлении и активности еще потовых желез, он свидетельствующие о нашем еще эмоциональном возбуждении. Эти изменения в еще периферической физиологии оно связаны с деятельностью он автономной нервной оно системы.

Эмоция активирует оно вегетативную нервную оно систему, которая в он свою очередь еще воздействует на он эндокринную и нервно-он гуморальную системы. Разум и тело еще требуют действия. Если же он адекватное эмоции еще поведение по он тем или оно иным причинам он невозможно для еще индивида, ему еще грозят психосоматические еще расстройства. Но не еще обязательно переживать он психосоматический криз, еще чтобы почувствовать, оно насколько мощное он влияние оказывают оно эмоции практически оно на все оно соматические и физиологические оно функции организма. Разные эмоции он предрасполагают к разным он видам действия, еще поэтому паттерны еще возбуждения также оно эмоционально специфичны.

Как я уже он писала выше в оно своей теории У. Джеймс и Г. Ланге считали, еще что эмоция он невозможна без оно физиологического изменения. Уильям Джеймс еще особый упор еще делал на он интенсивность физиологического оно эмоционального реагирования, еще ставя чуть он ли не в он прямо пропорциональную оно зависимость переживание еще самой эмоции.

Девид Лайкен еще писал об еще изменении вегетатики, в он том числе и оно гормонов в крови, оно при различных еще эмоциональных состояниях. Так при он эмоциях стенического оно типа выделяется он адреналин, а при он эмоциях астенического еще типа - норадреналин.

А.К. Попов показал. Что физиологические он проявления при он предъявлении приятного он звука, в отличие оно от их еще проявления при еще предъявлении неприятного он звука, были он менее четки и еще понятны. Аналогичные закономерности еще были выявлены и еще при внушении оно человеку под он гипнозом приятных и он неприятных сновидений. К такому выводу он также пришли Р. Левинсон и данным Н.М. Труновой[9].

Как он уже отмечалось, еще эмоции субъективны и еще способны вызывать еще разные физиологические он реакции. Так у одного еще человека стресс еще вызывает увеличение еще ЧСС, у другого еще повышение давления, а у оно ребенка аффективные еще респираторные судороги.

Направленность изменения оно электрических потенциалов оно мозга также еще зависит от он знака эмоционального оно реагирования.

Какой бы оно ни была еще эмоция, переживаемая он человеком, она оно всегда вызывает еще физиологические изменения в оно его организме, и оно эти изменения еще порой столь еще серьезны, что еще их невозможно он игнорировать.

2.2. Экспрессивный компонент еще эмоционального реагирования. Мимические средства еще экспрессии

В порыве он гнева или оно отвращения, радости и он счастья, раздражения и оно безразличия человек оно ведет себя по-оно разному, его оно лицо, осанка, еще положения тела и он жестикуляция отличаются, он также как еще тональность и тембр он голоса. К экспрессивному компоненту он эмоционального реагирования оно относят[10]:

· речевые он средства;

· мимические он средства;

· пантомимические оно средства;

· жестикуляционные еще средства

· внимание к он своей внешности;

оно Гросс и Джон он обнаружили, что оно существует несколько оно аспектов эмоциональной еще экспрессивности. С помощью факторного еще анализа данных он самоотчетов об оно экспрессивных тенденциях он удалось установить он три аспекта:

· он силу внутренних он эмоциональных реакций,

· еще степень выражения он позитивных эмоций,

· еще степень выражения еще негативных эмоций.

В зависимости от еще характеристик эмоций, а оно также ряда он факторов, описанных еще ниже, определяются и он характеристики выраженности оно экспрессии.

Экспрессивный компонент еще эмоций проявляет он себя еще еще во внутриутробном оно развитии.

Невербальные проявления он регулируют и во оно многом определяют он взаимопонимание между оно людьми.

Человеческое лицо оно обладает наибольшей оно способностью выражать он различные эмоциональные еще оттенки. В этом Леонардо он да Винчи оно особую роль оно придавал бровям и еще рту. Лев Николаевич оно Толстой описывал оно около сотни он оттенков улыбки и он чуть меньше оно выражений глаз, еще раскрывающих эмоциональное он состояние человека.

Мимика человека еще занимает особое он место среди он средств коммуникации оно место, так оно как изменение он лицевых мышц оно несет в себе он эмоциональную нагрузку, еще отражая чувства еще говорящего. Так создается еще эмоциональный фон оно общения.

На формирование он мимического выражения еще эмоций, по оно мнению Януша оно Рейковского оказывают еще влияние такие он факторы как:

· оно врожденные мимические оно схемы, которые оно соответствуют определённым он эмоциональным состояниям;

· еще приобретённые способы еще заучивания, которые он произвольно контролируемы;

· он индивидуальные экспрессивные он особенности, присущие еще только данному оно индивиду.

Уже у десятимесячного еще ребёнка появляются он различия в улыбках. С возрастом это он различие увеличивается.

Как отмечают Г. Остер и П. Экман, человек еще рождается с уже он готовым механизмом еще выражения эмоций с он помощью мимики. Все мускулы он лица, необходимые еще для выражения оно различных эмоций, оно формируются в период 15-18-й еще недели утробного он развития, а изменения "он выражения лица" он имеют место, он начиная с 20-й недели. Поэтому многие еще ученые считают оно главным каналом он выражения и опознания он эмоций лицевую он экспрессию[11].

П. Экман вместе с К. Изардом описали он мимические признаки еще первичных эмоций, еще таких как он радость, горе, оно отвращение, презрение, оно удивление, гнев и он страх. В результате они он выделили три он автономные зоны оно лица:

· область он лба и бровей,

· оно область глаз (еще глаза, веки, он основание носа),

· оно нижняя часть еще лица (нос, еще щеки, рот, он челюсти, подбородок).

еще Их исследования он позволили разработать он своеобразные "формулы" еще мимических выражений, оно которые фиксируют он характерные изменения в оно каждой из оно трех зон он лица, а также еще сконструировали фотоэталоны оно мимических выражений он эмоций.

В. А. Барабанщиков и Т.Н. Малкова отмечали то, оно что наиболее еще выразительные мимические еще проявления локализуются оно преимущественно в нижней оно части. Вопреки общему оно мнению ведущие он признаки не еще локализуются в области еще глаз. Барабанщиков и Малкова оно объясняют это он тем, что еще глаза представляют еще собой смысловой он центр лица, в он котором аккумулируется оно влияние сильных оно мимических изменений еще верхней и нижней оно частей лица.

Следует учитывать, оно что внешние он проявления эмоций, оно которые представляют оно собой синтез он произвольных и непроизвольных еще способов реагирования, он зависят также он от культурных еще особенностей данного еще народа. У разных народов еще одни и те оно же выразительные оно средства обозначают еще разные эмоции, еще что и описал О. Клайнбер, изучая он эмоциональную экспрессию в он китайской литературе[12].

еще Под психомоторными он средствами экспрессии оно понимаются выразительные он движения. Помимо жестикуляции оно при сильно он выраженных эмоциях он наблюдаются также оно целостные двигательные еще акты, которые оно называются эмоциональными он действиями, такие оно как подпрыгивания еще при радости, он поглаживания и целования еще закрывания лица, он плач и тому он подобные. Очевидно, что он эти психомоторные еще средства используются он для разрядки оно возникающего эмоционального еще напряжения, на оно что указывал он еще Ч. Дарвин. Они используются он также для оно того, чтобы еще показать свое еще отношение, чувство к еще тому или еще иному существу, он выразить свою еще эмоциональную оценку еще происходящего.

В последнее время он предпринимаются попытки оно создания метода оно чтения "языка оно тела", основанного оно на распознавании еще эмоций по он выразительным движениям, он которые наиболее еще типичны для он данной эмоции. Однако стоит оно помнить, что он для адекватного оно восприятия эмоционального еще состояния необходимо оно учитывать весь он комплекс экспрессии в он целом.

Чтение экспрессивных он движений - сложный еще процесс, требующий еще значительной тренировки и еще опыта. Он осложняется еще не только он тем, что оно внешние признаки он содержат далеко еще не полную он информацию о человеке, он но и тем, оно что одни и оно те же он внешние проявления он могут быть он вызваны разными оно внутренними переживаниями.

П. Экман выделяет еще следующие виды оно жестов:

· адаптеры,

· оно регуляторы,

· иллюстраторы,

· еще эмблемы.

К адаптерам относится, еще например, почесывание он носа, которое еще при напряженном еще обдумывании может оно быть пережитком оно ковыряния. Регуляторы - это он жесты, связанные с он положением головы, оно позы, расположением еще рук и тела, он поддерживающие человека в еще ходе коммуникации. Иллюстраторы непосредственно еще связаны с речью и оно представляют эмоциональные "оно добавки" для он вербальной коммуникации. Эмблемы имеют он когнитивное значение и оно предназначены для оно передачи сообщения.

П. Экман и У. Фризен разработали еще концепцию "невербальной он утечки информации". оно Они проранжировали еще части тела в он отношении их еще способности передачи оно информации об он эмоциях человека. Эту способность он они определили он на основании еще трех параметров[13]:

· он среднее время он передачи;

· количество оно невербальных паттернов, он которые могут оно быть представлены оно данной частью он тела;

· степень еще доступности для он наблюдений за оно данной частью оно тела, "представленность он другому".

Учитывая оно эти критерии оно самым информативным еще является лицо оно человека, так еще как лицевые оно мышцы быстро еще изменяются в соответствии с он переживаниями человека, оно так как оно они могут он создавать значительное еще число выразительных еще паттернов и так он как лицо оно является видимой оно частью тела. Последнее же он место занимают он движения ног и оно ступней. Однако, зная он способность лица еще выдавать переживаемые еще эмоции, люди оно чаще всего он обращают внимание оно на его оно произвольное контролирование он своей мимики и еще не обращают еще внимания на он движения своих он ног, что он позволяет лучше оно понять эмоциональное он состояние по он ним, а не оно по лицу.

2.3. Звуковые и речевые он средства экспрессии. Различия в эмоциональной он экспрессивности

К характеристикам, оно по которым еще судят об он изменении речи, относятся:

· интонационное оформление,

· четкость дикции,

· логическое ударение,

· чистота звучания голоса,

· лексическое богатство,

· свободное и точное выражение мыслей и эмоций.

Установлено, что различные эмоциональные состояния отражаются в интонации, интенсивности и частоте основного тона голоса, темпе артикулирования и паузации, лингвистических особенностях построения фраз: их структуре, выборе лексики, наличии или отсутствии переформулировок, ошибках, самокоррекции, семантически нерелевантных повторениях.

По данным В.X. Манерова, наиболее информативными являются параметры, связанные с частотой основного тона[14].

Н.П. Фетискин выявил признаки неэкспрессивной, монотонной речи. К ним он отнес безразличное изложение материала, автономность его изложения, редкое использование вопросительной интонации, лирических ударений, ускорения и замедления речи, отсутствие стремления вызвать у учащихся эмоциональный отклик, меньшая громкость речи, теноровый тембр голоса и более высокая частота основного тона.

По данным У. Хеллса, разные каналы обладают разной возможностью в передаче информации об эмоциях: 45 % информации передается зрительными сигналами и только 17,6% - слуховыми. Так же следует учитывать, что у разных людей эмоции могут выражаться через различные экспрессивные каналы.

Л.М. Аболин отмечал, что у доминирующей эмоционально-выразительной характеристикой является двигательный канал, к которому относятся направленность движений, их скорость, темп, амплитуда и слитность.

А.Е. Ольшанникова указывала, что различия между людьми могут наблюдаться и в пределах одного канала экспрессии. Так, при наличии в качестве ведущего канала речи для одного человека основным и типичным является интонационное разнообразие и обилие речевых реакций, а для другого человека - быстрый темп речи и повышенная громкость голоса.

В повседневной жизни мы замечаем, что на одни и те же события люди реагируют по-разному. Так при удивлении одни замирают на месте, а другие наоборот начинают активно действовать.

Эмоции не побуждают человека вести себя каким-то определенным образом, хотя эмоциональные состояния связаны с экспрессивными и мотивационными тенденциями. Люди способны подавлять поведенческие реакции, обычно сопровождающие какое-либо эмоциональное состояние. Таким образом, можно заключить, что даем ли мы волю своим эмоциональным импульсам, частично зависит от социальных условий и целей. Однако тенденции выражать, подавлять или изменять эмоции могут быть и устойчивыми личностными характеристиками, а также зависит от ряда факторов в том числе и от национального.

О кросс-культурном различии в невербальном выражении эмоций писал А.И. Приходько. Он писал, что усвоение социального опыта, который связан с выражением эмоций, начинается с опознавания и впоследствии воспроизведения лицевой экспрессии. Приходько указывает на наличие кросс-культурных различий эмоциональной экспрессии и ссылается на исследования Пола Экмана. Тот указывал на наличие правил выражения. Он считал что эти правила предписывают, какое выражение лица должно быть в разные моменты общения. Эти правила культурно обусловлены и усваиваются в ходе социализации. Иллюстрацией этих правил могут служить результаты эксперимента проведенного в 1973 году Экманом и Фризеном. Суть данного эксперимента заключалась в том, что американцам и японцам показывался фильм. Первый раз в изоляции от других, в другой раз нет. Эксперимент показал разнице в мимической экспрессии наций, а также зависимости её от социума.

Жесты также формируются в ходе социализации. Пол Экман писал: "Воспитание детей накладывает определенный отпечаток на то, какие жесты будут ими использоваться в дальнейшем, а какие будут считаться неприличными".

А. И. Приходько отметил, что в настоящее время мало известны механизмы усвоения и передачи норм выражения эмоций с помощью невербального поведения. Он предполагает, что этот процесс осуществляется за счет механизмов подражания и идентификации, с последующей интериоризацией нормативных канонов, принятых в данной культуре.

Как я уже отмечала эмоциональная система, по сравнению с двигательной, труднее поддается контролю со стороны сознания. Эмоциональный контроль может успешнее достигаться с помощью мимики и двигательного компонента эмоции в сочетании с такими когнитивными процессами, как воображение и фантазия. Память о прошлом эмоциональном опыте также накладывает ограничение на эмоциональную свободу. Яркие эмоциональные переживания прошлого, представленные в памяти и в мыслях, могут сдерживать или, наоборот, побуждать человека. Еще один фактор, ограничивающий эмоциональное общение, - это сложные взаимоотношения между языком и опциональной системой. Люди, с точки зрения С. Томкинса, не научены точно демонстрировать собственные эмоциональные переживания[15].

Существует и иной взгляд на данную проблему, согласно которому не

каждый человек хочет и может усвоить индивидуальные особенности

выражения эмоций. Это обусловлено рядом причин:

· чрезмерной сосредоточенностью на собственной личности,

· неспособностью замечать и правильно оценивать состояние других

людей;

· невниманием к окружающим, связанным с чувством собственного превосходства;

· чувством тревоги (связанной с эмоциями других людей с собственными эмоциями), побуждающим конкретного человека избегать всего того, что могло бы вызвать у него эмоции.

Также Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина в своей работе "Восприятие человека человеком" указывали также, что восприятие чужой экспрессии зависит от личности самого воспринимающего.

Внутренний конфликт в отношении выражения эмоций создает риск психического дистресса.

А.В. Дегтярев при описании эмоционального интеллекта указывал, что способность к пониманию эмоций означает, что человек:

-может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия

эмоционального переживания у себя или у другого человека;

- может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для нее словесное выражение;

- понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет.

Так же он писал о том, что способность к управлению эмоциями означает, что человек:

- может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;

- может контролировать внешнее выражение эмоций;

- может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

Выводы по главе 2:

Таким образом, в повседневной жизни мы замечаем, что на одни и те же события люди реагируют по-разному. Так при удивлении одни замирают на месте, а другие наоборот начинают активно действовать.

Эмоции не побуждают человека вести себя каким-то определенным образом, хотя эмоциональные состояния связаны с экспрессивными и мотивационными тенденциями. Люди способны подавлять поведенческие реакции, обычно сопровождающие какое-либо эмоциональное состояние. Таким образом, можно заключить, что даем ли мы волю своим эмоциональным импульсам, частично зависит от социальных условий и целей. Однако тенденции выражать, подавлять или изменять эмоции могут быть и устойчивыми личностными характеристиками, а также зависит от ряда факторов в том числе и от национального.

Заключение

Таким образом, в течение всей своей жизни человек испытывает эмоции. Они разнообразны и несут с собой разные ощущения. Эмоции способны оказывать сильное влияние на деятельность и активность человека, порою заставляя делать его поступки о которых после он будет жалеть. Эмоции связаны с потребностями. Они информативны и почти не контролируемы. Эмоции носят субъективный характер. Они находят свое отражение в физиологических функциях организма. Эта особенность приспосабливает организм к дальнейшим событиям, а порой и вредит ему.

Эмоции проявляются также в экспрессии, которые включает: мимические, речевые, пантомимические и жестикуляционные средства. Экспрессия, в отличие от физиологического компонента, более контролируема сознанием, а также зависит от различных факторов, в том числе и национального. Она является одним из важнейших компонентов в коммуникации людей. Мимические средства наиболее выражают эмоциональное состояние человека. Некоторая часть эмоциональной экспрессии, является врожденной, другая часть приобретается при воспитании и общении и окрашивается индивидуальными особенностями. Судить об эмоциональном состоянии можно лишь учитывая все факторы его проявления, воспринимающей личности и самого наблюдаемого.

Интерпретация невербального поведения людей по мимике или жестам зависит от множества факторов. Это культурные традиции страны, пол, возраст собеседника, ситуация при которой происходит беседа. Стоит помнить, что невербальные жесты и мимика у жителей Европы или Азии различаются. К тому же, большинство взрослых людей неплохо контролируют свои невербальные реакции. Чтобы уловить подлинные эмоции по мимике, промелькнувшей на лице за считанные доли секунды, требуется определенный навык, наблюдательность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧОНИКОВ:

1. Барабанщиков В.А. Восприятие выражений лица.- Москва: Институт психологии РАН, 2016.- 448 с.

2. Бреслав Г.М. Психология эмоций. - М., 2017. - 534 с.

3. Вилюнас В.К. Психология эмоций. - СПб., 2016. - 496 с.

4. Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения.- Вопросы психологии, 2010. –365с.

5. Дегтярёв А.В. "Эмоциональный интеллект": становление понятия в психологии.- Психологическая наука и образование (электронный журнал), -2015. -№2. -С.56.

6. Защиринская О.В. Эмоции в контексте невербальной коммуникации нормально развивающихся подростков и их сверстников с нарушением интеллекта.- Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, -2017. -№3. -С. 2.

7. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб., 2017. - 464 с.

8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб., 2018. - 749 с.

9. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Эмоциональные и познавательные характеристики общения/ под ред. В.А. Лабунской.- Ростов-на-Дону, 2013. –265с.

10. Осницкий А.К. Особенности эмоциональных проявлений в системе осознанной саморегуляции деятельности.- Психологические исследования, -2010. -№6. -С.56.

11. Подпругина В.В. Ментальные репрезентации эмоций у учащихся общеобразовательной школы и школы искусств.-Психологический журнал, -2016. -№3. -С.33.

12. Предвечного Г.П. Восприятие человека человеком.- Москва: Политиздат, 2009. -254с.

13. Прихидько А.И. Эмоциональная социализация: содержание и механизмы.- Психологические исследования. -2015. -№4. -С.78.

14. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.- Москва., 2000. -324с.

15. Тхостов А.Ш. Феноменология эмоциональных явлений.-Вестник оск. ун-та. Сер. 14. Психология. -2014. -№ 2. -С.59.

  1. Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения/ Н.В. Витт.- Вопросы психологии, 2010. –С.34.

  2. Подпругина В.В. Ментальные репрезентации эмоций у учащихся общеобразовательной школы и школы искусств.-Психологический журнал, -2016. -№3. -С.33.

  3. Изард К.Э. Психология эмоций/ К.Э. Изард. - СПб., 2017. – С.24.

  4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П. Ильин. - СПб., 2018. – С.37.

  5. Прихидько А.И. Эмоциональная социализация: содержание и механизмы.- Психологические исследования. -2015. -№4. -С.78.

  6. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций/ Я. Рейковский.- Москва., 2000. –С.27.

  7. Тхостов А.Ш. Феноменология эмоциональных явлений.-Вестник оск. ун-та. Сер. 14. Психология. -2014. -№ 2. -С.59.

  8. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Эмоциональные и познавательные характеристики общения/ под ред. В.А. Лабунской.- Ростов-на-Дону, 2013. –С.58.

  9. Предвечного Г.П. Восприятие человека человеком/ Г.П.Предвечного.- Москва: Политиздат, 2009. –С.59.

  10. Дегтярёв А.В. "Эмоциональный интеллект": становление понятия в психологии.- Психологическая наука и образование (электронный журнал), -2015. -№2. -С.56.

  11. Барабанщиков В.А. Восприятие выражений лица/ В.А. Барабанщиков.- Москва: Институт психологии РАН, 2016.- С. 46.

  12. Бреслав Г.М. Психология эмоций/ Г.М. Бреслав. - М., 2017. – С. 23.

  13. Вилюнас В.К. Психология эмоций/ В.К. Вилюнас. - СПб., 2016. – С.14.

  14. Защиринская О.В. Эмоции в контексте невербальной коммуникации нормально развивающихся подростков и их сверстников с нарушением интеллекта.- Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, -2017. -№3. -С. 2.

  15. Осницкий А.К. Особенности эмоциональных проявлений в системе осознанной саморегуляции деятельности.- Психологические исследования, -2010. -№6. -С.56.