Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Дидактическая игра как метод обучения ( Психологические особенности развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста)

Содержание:

Введение

Психологи утверждают: дошкольный возраст – период, который наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения.

Это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

Одно из таких средств – дидактическая игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся.

Они впервые были разработаны Ф. Фребелем и М. Монтесори, для начального обучения О. Декрали. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дети любят играть и даже к знакомым играм проявляют интерес. Дидактическая игра - незаменимое средство обучения детей преодоление различных затруднений в речи. Полноценное развитие сторон речи (звукопроизношение звуков, слов, фраз, речевой слух и так далее) - необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте. Игры и игровые упражнения оказывают большую помощь в этом. Но все это может сыграть положительно только при правильном подборе игр и их провидении. Если игры по своей сложности не соответствует возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

Таким образом, тема актуальна тем, что дидактические игры и игровые упражнения, дадут воспитателю возможность проводить занятия по звуковой культуре речи более живо и интересно. Вот в этом и видится основная проблема – как достичь эффективного использования дидактические игры, так как это самый эффективный метод воздействия на ребенка, ведь игра – основной вид его дельности.

Проблема определила тему курсовой работы: Дидактические игры с дошкольниками как средство развития их речи.

Предмет – использование дидактических игр как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Цель: изучение роли дидактической игры в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Дать понятие речи как психологического процесса.
  2. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
  3. Изучить средства и методы развития звуковой стороны речи детей 4 – 5 летнего возраста.

Глава 1. Психологические особенности развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста

1.1 Понятие речи как психологического процесса

Процесс общения людей между собой посредством языка называется речью. Речь и язык играют очень важную роль в нашей жизни Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем.

Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. В этом смысле данное понятие более широкое, чем речь, так как включает в себя помимо слов еще жесты, мимику, символы, знаки и пр. Если язык — объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки — языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемого психолингвистикой.

Человеческая речь — совершенно особый и необыкновенно богатый канал выра­зительности. Одно звучание голоса во многом характеризует текущие психические переживания говорящего. Еще большее значение для понимания человека имеет то, о чем он говорит, какие выбирает темы, насколько учитывает собеседника, умеет его убедить и увлечь, какие использует языковые формы и многое другое, что мы обычно называем содержанием речи. Именно эта сторона речи глубоко и в то же время динамично отражает текущую направленность сознания говорящего и многие другие сто­роны его психологии. Возможность речи выражать психический мир человека прак­тически безгранична. С позиции психологии речь — это вынесенная вовне психика субъекта и, соответственно, одна из важнейших психологических функций, дающая человеку возможность быть понятым окружающими.

Речь переводит психические феномены в доступный наблюдению процесс. И на­оборот, в случае понимания звучащей речи такой процесс превращается в мысль, пси­хологический продукт. Каким образом происходит переход от мысли к слову и от слова к мысли - составляет коренной вопрос научных исследований и является глу­бинным фундаментом многих исследований речи. Нельзя считать, что данная проблема исчерпывающе разработана в современной науке. Однако немало данных для ее разрешений содержится в фактах развития речевой способности у ребенка.[21]

1.2 Виды и функции речи

Речь выполняет определенные функции:

Таблица

Функции речи

Функция

Описание функции

выражения

заключается в том, что, с одной сторо­ны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а с другой — вырази­тельность речи, ее эмоциональность значительно расши­ряет возможности общения;

воздействия

заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию;

обозначения

состоит в способности человека посред­ством речи давать предметам и явлениям окружающей дейст­вительности присущие только им названия;

сообщения

состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.

Существуют определенные виды речи:

Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Внешней речи могут быть присущи такие особенности как

  • Жаргон – стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей;
  • Интонация – совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак – доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь.

Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, а прочтет написанное только через некоторое время. Пишущий лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменяют в полной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Кроме того, письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т.е. обработанной.

Но письменная речь обладает другим преимуществом: она допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. Письменная речь, как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико: именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению.

Итак, внешняя речь включает следующие виды:

  1. устную: диалогическую и монологическую;
  2. письменную.

Устная речь – это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.

Характеризуя эти два вида устной речи – разговорный (диалог) и монологический (монолог) – отмечают не их внешнее, а психологическое различие. Внешне они часто могут быть похожи друг на друга. Так, например, монолог может выглядеть как диалог если говорящий обращается периодически или к слушателям, или к воображаемому оппоненту.

Диалог (от греч. dialogos – разговор, беседа) – вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь – это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Эта форма речи психологически наиболее простая и естественная, она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.

Реплика – ответ, возражение, замечание на слова собеседника – отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса. В бытовом диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь литературно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь поддержанная. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер.[25]

Монолог и диалог могут быть как активными, так и пассивными. Активной называют такую форму речи, когда говорит один человек, а речь же слушателя выступает в пассивной форме. Дело в том, что когда мы слушаем, мы повторяем про себя слова говорящего. При этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. Очень часто бывает так, что человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передает свои собственные мысли. И наоборот, человек может достаточно хорошо говорить, но совершенно не умеет слушать другого.

Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полуслова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи – уметь выслушивать высказывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.

Основным исходным видом устной речи является речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Такую речь называют монологической, или монологом. Например, речь оратора. Монологическая речь психологически очень сложна и требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли. При этом оратор должен обладать способностью следить не только за своей речью, но и за аудиторией.

Для монологической речи характерны следующие признаки:

  • последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;
  • грамматически правильное оформление;
  • выразительность голосовых средств.

Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего. Монолог – это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен.

Устная речь сразу не была столь совершенной, какой является сейчас. Первоначально слова, как и жесты рук, имели весьма общие, расплывчатые значения. Одно и то же слово могло использоваться для обозначения разных по содержанию предметов.

Письменная речь – это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции. Речь устная по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, письменная речь – как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующего собеседника.

Внутренняя речь (речь «про себя») – это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью.

Внутренняя речь отличается от внешней не только тем внешним признаком, что она не сопровождается громкими звуками, что она – «речь минус звук».

Утверждение о том, что внутренняя речь – это речь с самим собой, не совсем точно: она по большей части обращена к собеседнику. Иногда это определенный, индивидуальный собеседник. Таким образом, внутренняя речь может быть внутренней беседой.

Тем не менее, она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутреннюю речь характеризуют как словесную оболочку мышления. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления.

Всякая реальная конкретная речь или высказывание человека является определённой специфической деятельностью или действием его, которое исходит из тех или иных мотивов и преследует определённую цель. Предметный текст оказывается снабжённым более или менее богатым и выразительным подтекстом. Образующийся таким образом личностный контекст определяет смысл речи, как высказывания данного человека.

Речь обычно должна разрешить какую-то более или менее осознанную говорящим задачу и являться действием, оказывающим то или иное воздействие на тех, к кому она обращена, хотя иногда речь является процессом, течение которого непроизвольно определяется не вполне осознанными побуждениями.

Для того чтобы речь стала вполне сознательным действием, необходимо прежде всего, чтобы говорящий четко осознал задачу, которую должна разрешить его речь, т.е. прежде всего ее основную цель.

Однако понимание задачи, которую должна разрешить речь, предполагает не только осознание цели, но и учет условий, в которых эта цель должна быть осуществлена. Эти условия определяются характером предмета, о котором идет речь, и особенностями аудитории, к которой она обращена. Лишь при учете цели и условий в их соотношении человек знает, что и как ему сказать, и может строить свою речь как сознательное действие, способное разрешить задачу, которую поставил себе говорящий.[6]

1.3 Звуковая сторона речи у детей дошкольного возраста

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.[8]

Составные компоненты звуковой культуры речи – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Воспитание звуковой культуры речи направлено на развитие фонетико-фонематического компонента речевой системы; полноценное его развитие; обеспечивает благоприятное протекание уровня моторного программирования речевой деятельности. Дошкольный возраст сензентивен для воспитания звуковой культуры. Это обусловлено рядом причин:

  • происходит активное созревание речевых центров в коре головного мозга, отвечающих за речь (центр Брока: артикуляция, моторика; центр Вернике: фонематический слух);
  • происходит анатомо-физиологическое созревание артикуляционного аппарата.

Значение воспитания звуковой культуры речи:

  • воспитание полноценной личности ребенка;
  • звуковая культура речи – основа благоприятных социальных контактов и общения;
  • полноценное формирование фонетики и фонематики составляет основу лексикограмматического компонента речи;
  • овладение фонетикой, фонематикой – условия успешной подготовки к школе.[16]

Звуковая сторона речи дошкольников изучалась в разных аспектах: как развитие восприятия речи и как формирование речедвигательного аппарата. Многие исследователи подчёркивают роль развитого осознания детьми фонетической стороны речи. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи. От понимания особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к формированию произвольности речи. От звукового оформления речи во многом зависит сила воздействия на слушателей, поэтому необходима специальная работа над звуковой стороной речи.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому работа должна вестись в двух направлениях:

  • развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, чёткой артикуляции;
  • развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи, так как самым трудным для ребёнка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических работах работа органов артикуляции описана детально. [23]

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребёнка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма. [25]

Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, детские сады не используют все возможности для того, чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. Примерно 15-20 % детей поступают в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков.

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.

Глава 2. Дидактические игры как средство развития звуковой стороны речи детей среднего дошкольного возраста

2.1 Понятие дидактических игр, дидактические игры как средство развития звуковой стороны речи

Современный словарь по педагогике [22] так определяет «дидактическую игру» - вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи; является формой обучения детей дошкольного возраста. 

 Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. В практике работы дошкольных образовательных учреждений они используются и на занятиях. Если во время занятия воспитатель осуществляет так называемое прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи (например, определение свойства и качества предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, соревноваться и др.), что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. Игра такой формы обучения соответствует ФГТ  и новой общей образовательной программе.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Например, для формирования грамматического строя речи, словаря, звукопроизношения, развития связной речи была создана система дидактических игр и упражнений по коммуникации и социализации  («Кто позвал?», «Куда что положить»,  «Помогите,  доктор!»,  «Какой?  Какая?  Какое?»). Из этого следует, что дидактическая игра носит полифункциональный характер.

В зависимости от цели её использования она может быть:

  • средством (как деятельность);
  • методом;
  • формой обучения и воспитания детей.

Речь ребенка развивается в общении с взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на взаимодействия и взаимообщения детей. Как подчеркивают ученые, игры снимают психологический барьер, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.[10]

Двухстороннюю связь между речью и игрой рассматривали Репина 3. А.. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – игра развивается в процессе развития речи. Игра сопровождается в процессе развития словами, с помощью которых ребенок создает образ, разыгрывает роль, подражания речи, поступкам и действиям изображаемых людей. По Выготскому Л. С., игра является движущей силой развития ребенка, а разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка-дошкольника

    Ведущая роль в развитии речи принадлежит игре. В игре развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы. Дидактическая игра широко используется и как средство нравственного воспитания. У дошкольников формируется нравственные представления о бережном отношении к предметам, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. Используя четкую, постепенно развивающуюся систему игр воспитатель повышает эффективность физического развития дошкольников. Он создает у детей радостное настроение через игру. А положительное эмоциональное состояние - это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка, и, вместе с тем, условие воспитания жизнерадостного характера. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к человеку- труженику, вызывает интерес к труду взрослых, желание трудиться самим. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Если дети сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачи: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.[15]

Таким образом, дидактическая игра   представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.[12]

2.2 Организация и проведение дидактических игр

Игра является важным средством воспитания и развития познавательной активности детей.

Игра содержит готовый замысел, который реализуется в игровых действиях и определяется целью игры, то есть для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:

  • познавательный, то есть то, чему, мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать.
  • воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.[9]

В обоих случаях цель игры должна формироваться не как передача конкретных знаний, умений, навыков, а как развитие опредёленных психических процессов таких, как мышление, память и внимание, или способностей ребенка. Она является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль. Её обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают им импульсивность.[5]

Ребенок-дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание педагогу следует уделять своей речи. Поскольку ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длительные слова. Живость и богатство интонаций тоже играет немаловажную роль – способствуют лучшему условию речи.[20]

Для проведения дидактических игр для детей дошкольного возраста можно выделить определенные правила:

  1. Необходимо вызвать интерес к игре у детей: создание сюрпризного момента, игровой ситуации, через использование каких-либо сказочных героев. В ходе проведения дидактических игр педагог должен сохранять игровое настроение у детей: интересный материал, шутки, смех, тон воспитателя. Дети не должны ощущать на себе обучающего характера игры. Каждая игра должна содержать элемент новизны.
  2. Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности. Особого внимания педагога требуют настольно-печатные игры, из которых легко теряются фишки, кубики, карточки и другие атрибуты.
  3. Проведение дидактической игры состоит в правильном определении дидактических задач - познавательного содержания; в определении игровых задач и реализации через них дидактических задач; в продумывании игровых действий и правил, в предвидении обучающих результатов. Педагогу необходимо добиваться активности всех детей, особенно в коллективных играх: каждый ребенок должен понять и принять дидактическую задачу
  4. Педагог должен следить за выполнением игровых правил, исправлять ошибки детей, напоминать о существовании правил, если ребята отклоняются от них. Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей
  5. Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют занятиям; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.
  6. Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: «В следующий раз будем играть еще лучше» или: «Новая игра будет еще интереснее». Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые - полезные и увлекательные.[27]

Воспитатель должен подготовиться к проведению обучающих игр. Подготовка педагога заключается в выборе цели игры, подборе самой игры, определение способа организации и места проведения, подготовке необходимого материала. Воспитатель продумывает ее структуру, тщательно и всесторонне разрабатывает план действий для достижения поставленной в игре задачи. В этом плане должны быть определены свои действия, действия группы, намечены дети, на которых нужно обратить внимание, подобран игровой материал и прикинут расчет времени. Отбирая игры, воспитатель исходит из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт. Соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на занятиях. [14]

Заботится о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время нe превращали игру в занятие или упражнение. Воспитатель детально продумывает, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий темп игры (старший дошкольный возраст) и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации. Так же руководя дидактической игрой, воспитатель должен помнить о добровольности участия в ней детей, нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать соответствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры. При проведении дидактических игр необходимо обратить особое внимание на тех детей, которые долго не ходили в детский сад. [17]

При проведении дидактических игр для отработки правильного звукопроизношения педагогу необходимо четко знать артикуляционный уклад каждого звука, то есть, в каком положении при произнесении того или иного звука находятся губы, зубы, язык и голосовые связки. Поэтому перед началом работы с детьми педагогу следует изучать положение всех органов артикуляционного аппарата, произнося изучаемый звук изолированно от других перед зеркалом. Если при этом возникают затруднения, педагогу следует воспользоваться учебными пособиями по логопедии.

Когда артикуляционный уклад звука будет педагогом усвоен, следует заняться подбором артикуляционных упражнений, дидактических игр необходимых для постановки звука.

Обучая детей, необходимо каждое упражнение, которое имеет название, соотнести с каким-либо визуальным предметом, изображенным на картинке (широкий кончик языка – лопаточка, узкий кончик языка - иголочка и т.п.). в последующей работе при показе картинки дети будут выполнять соответствующие упражнения без дополнительных объяснений со стороны педагога.[24]

В дошкольных учреждениях нужно проводить и артикуляционную гимнастику – систему упражнений для речевых органов. Ее цель – совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты еще слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционной гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.[19]

Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии – усвоению слов сложной конструкции.

Артикуляционная гимнастика с детьми среднего дошкольного возраста проводится ежедневно три раза:

В утренние часы, после занятий и после дневного сна, по инструкции педагога. Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом. Продолжительность гимнастики – 5минут.

Комплекс артикуляционной гимнастики предварительно разрабатывается педагогом в соответствии с разрабатываемым звуком.

В комплекс входят 4-5 упражнений: 2-3 статистических и 2-3 динамических.

Комплекс артикуляционной гимнастики планируется на неделю. На следующей неделе он частично меняется: одно из упражнений, хорошо освоенное детьми, заменяется новым, направленным на постановку того же звука.

В результате педагог каждую неделю знакомит детей с одним новым упражнением и отрабатывает его в артикуляционной гимнастике.

Знакомство с новым артикуляционным упражнением желательно начинать с небольшой сюжетной зарисовки, затем педагог предлагает выполнить упражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом он контролирует правильность его выполнения каждым ребенком.

После этого педагог показывает картинку, изображающую это упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, но уже не по показу, а по картинке. Педагог опять проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребенком. Сначала движения выполняются медленно, затем темп их удваивается.[18]

Артикуляционную гимнастику желательно проводить в зале, где имеются настенные зеркала. Дети выстраиваются перед ними – педагог встает за их спины. Все видят друг друга в зеркале. Общение, показ артикуляционных поз происходит через них. В таком положении дети видят, как они выполняют упражнения, как его показывает педагог; видят картинки, которые демонстрирует педагог. А педагогу видно, как дети выполняют предложенные артикуляции.[7]

2.3 Средства и методы развития звуковой стороны речи детей 4 – 5 летнего возраста

Содержание и методические приемы обучения опреде­ляются возрастными особенностями развития речи детей.

Четвертый год жизни

На специальных занятиях развивают моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и ре­чевое дыхание; уточняют и закрепляют артикуляцию звуков.

В обучении звукопроизношению наиболее эффективны следующие виды занятий: дидактические игры с игрушка­ми на звукоподражание типа «Чей домик?»; «Угадай, кто кричит»; рассказ-драматизация с игрушками; рассказ вос­питателя с включением высказываний детей; игры с элементами движений типа «Поезд», «Автомобили».

На этих занятиях необходимо обеспечивать четкий по­каз образца для подражания, показ артикуляции звука. Вос­приятие образца должно быть полноценным. Не следует отвлекать детей движениями,- игрушками и др.[3]

В основе обучения детей четвертого года жизни лежит подражание образцу — четкому, ясному произношению воспитателя. Нужный звук выделяется голосом, произно­сится несколько утрированно, более длительно и напря­женно, чем обычно. Внимание детей привлекают не только к звучанию, но и к артикуляции. Наиболее целесообразно такое построение занятий, где подача образца, обеспечи­вающая полноценное его восприятие (включая артикуля­цию), сочетается с последующими упражнениями.

Важным условием успешного обучения на занятиях яв­ляется также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражается в повторении одних и тех же звуков и звукосочетаний. Однако многократное однообразное повторение надоедает детям, быстро утом­ляет их. В связи с этим возникает вопрос об использова­нии таких приемов обучения, которые обеспечивали бы сочетание многократных повторений речевого материала с эмоциональной настроенностью детей. Таковыми явля­ются общепринятые в работе с младшими дошкольника­ми игровые приемы: использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания («Вдруг появляется кто-то, прислушались ... и услышали ...»); ими­тационные движения с элементами звукоподражания (дети изображают большие и маленькие колеса, деревья и подражают их стуку, шуму); чтение художественных произве­дений со звукоподражаниями (веселые песенки, потеш­ки, загадки); использование наглядного материала (иг­рушки, картинки, персонажи кукольного театра и др.). Важно умелое использование и правильное чередование этих приемов.[26]

В методических пособиях по обучению правильному про­изношению детей четырех летнего возраста реко­мендуются игры с элементами движений и звукоподража­нием: «Совушка-сова», «Поезд», «Автомобили» и др. Глав­ными в этих играх для детей являются движение, динами­ка, а речь (звукоподражание) отодвинута на второй план, и задача звукопроизношения не решается. Поэтому на на­чальном этапе обучения не следует использовать эти игры и ставить перед детьми одновременно две задачи — выпол­нения движений и звукопроизношения. Моторные прояв­ления тормозят речевую деятельность.[4]

Одновременный показ артикуляции и выполнение движе­ний не дает также ребенку возможности полноценно воспри­нимать произношение звука или звукосочетания на слух и зри­тельно. Таким образом, последующие упражнения не основы­ваются на подражании детей образцу воспитателя. Поэтому вышеназванные игры можно использовать в конце года, когда дети овладеют двигательными навыками, и выполнение дви­жений не будет вызывать никаких затруднений. Поскольку по­добные игры не способствуют сосредоточению внимания ре­бенка на звуковой стороне речи, а, наоборот, отвлекают его, необходимо выбирать приемы, содействующие полноценно­му восприятию звуков и создающие хорошие условия для уп­ражнения. В большей степени этим целям соответствуют ди­дактические игры и рассказы-драматизации с игрушками. Од­нако и здесь имеются отрицательные факторы.

Одновременное восприятие образца произношения и игрушек вызывает зрительное сосредоточение, зрительную доминанту. В результате возникает сопряженное торможе­ние речевых навыков, что задерживает процесс овладения произношением звуков.[7]

Полноценное восприятие образца произношения и ак­тивную подражательность обеспечивает такая методика проведения занятий, в основе которой лежит постепен­ность восприятия: вначале идет рассматривание игрушки, далее одновременно осуществляются восприятие слыши­мого образца и демонстрация артикуляции, затем проис­ходит воспроизведение образца, подкрепляемое повторным восприятием игрушки.

Такое расчлененное восприятие произношения и игру­шек сосредоточивает внимание детей на звуковой стороне речи, создает возможность для полноценного восприятия образца и дальнейшего подражания ему.

В дидактических играх показ правильного произноше­ния отдельных звуков и звукосочетаний проводится после рассматривания игрушки или при объяснении правил игры.[4]

Во второй части занятия дети упражняются в много­кратном повторении речевого материала на основе дей­ствий с игрушками и с опорой на речь (произношение) педагога. Динамика игровых действий способствует акти­визации детской речи.

Подведем итог сказанному выше. Наиболее целесооб­разно такое построение занятия по обучению звукопроизношению, когда в первой его части обеспечивается показ образца, во второй части — речевая активность детей, основанная на подражании образцу. Основной прием обуче­ния— вызывание звука на основе подражания.

Цель этих занятий — упражнять артикуляционный аппа­рата речевой слух, чтобы научить детей четко и внятно, без смягчения произносить звуки и правильно их воспринимать. На занятиях используются игровые упражнении для развития речевого дыхания, внимания, речевого слуха. Примером может служить игра «Что делает Петрушка». Петрушка перелистывает за ширмой странички книги, помешивает ложечкой в стакане, хлопает в ладоши, чиха­ет или кашляет, а дети отгадывают, что он делает (разви­тие слухового внимания). Петрушка может также шепотом давать детям задания типа «Найди на столе игрушку, назо­ви ее и покажи всем» (развитие речевого слуха) и т. п.

Специалисты-дефектологи рекомендуют задания на со­ставление детьми чистоговорок (бы-бы-бы — идет дым из трубы; за-за-за —к нам идет коза).[11]

Пятый год жизни

Обучение осуществляется на занятиях и вне их. Специ­альные занятия проводятся один и даже два раза в месяц. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей. Отдельные упражнения — звукоподражательные, интонационные и др. — входят в другие занятия по разви­тию речи.

Методика проведения занятий определяется не только особенностями произношения детей, но и предшествую­щей работой. Если с детьми на предыдущем этапе не про­водилась специальная работа и уровень их произношения низкий, необходимо несколько форсировать процесс обу­чения, по возможности восполняя имеющийся пробел. Поэтому с детьми пятого года при наличии большого ко­личества дефектов произношения в течение первых двух месяцев можно проводить занятия, которые рекомендуют­ся для дошкольников четвертого года жизни. При этом це­лесообразно усложнить методику подачи образца и сопро­вождать показ краткими пояснениями о положении орга­нов артикуляции.

Следующий этап — работа над трудными для произно­шения звуками — свистящими и шипящими. Показ артикуляции должен сопровождаться объяснением ее. Но этот прием не всегда доступен детям без соответствующей под­готовительной работы.

Переходной ступенью от использования игровых при­емов, направленных на вызывание звука на основе подра­жания, к специальным, более эффективным на данном этапе обучения приемам может быть подведение детей к восприятию объяснения артикуляции в образной форме в процессе рассказывания сказки или чтения рассказа.

Примером может служить сказка «О веселом ветре». Детям предлага­ют слушать сказку, внимательно смотреть, как говорит педагог, и помо­гать, когда потребуется. В сказке говорится о старом ветре, у которого было три сына. Каждый сын дул по-своему. Старший, например, дул так: вытянет губы вперед, как будто хочет потушить свечку, и подует и т. д. В образной, доступной детям форме сказка дает детям ясное представле­ние об артикуляционном укладе. Дети, подражая педагогу, вытягивают губы, растягивают их в улыбку.[8]

Систематические пояснения о положении органов артикуляционного аппарата вырабатывают у детей при­вычку не только слушать, но и смотреть, как произносит воспитатель, а затем следовать этому образцу. Поэтому при­мерно со второй половины учебного года при постановке и закреплении шипящих и сонорных (л, р) звуков вводит­ся объяснение артикуляции и усложняется структура за­нятия.[7]

При обучении звукопроизношению следует опираться на различные анализаторы: слуховой, зрительный, тактиль­ный, кинестетический. Слух дает ребенку возможность вос­принимать речь окружающих и контролировать собствен­ное произношение.[2]

Помимо слухового восприятия большое значение имеет зрительное восприятие артикуляции. Но движения голосо­вых связок, мягкого нёба и частично движения языка де­тям не видны. Здесь приходит на помощь объяснение. Объяс­нение артикуляции помогает ребенку осознать положение губ, зубов, языка при произнесении звука, а показ — увидеть положение органов артикуляции. Кроме того, показ дает детям возможность контролировать собственное про­изношение. Важно использовать также тактильно-вибраци­онные ощущения, которые возникают, если прикасаться к гортани, щеке, носу, груди говорящего или подносить руку ко рту (дрожание гортани при произнесении звука ж, наличие теплой и широкой струи воздуха при произнесении ш), а также кинестетический анализатор (ощущение вибрации кончика языка при произнесении р).

На занятиях используются показ и простое, доступное детям объяснение артикуляции звука. Дети активно вос­принимают показ и объяснение, реагируют вытягивани­ем губ, произнесением звука, стараясь придать нужное положение органам артикуляции. Объяснение артикуля­ции повышает активность детей на занятиях, вызывает интерес к артикуляции, стимулирует процесс овладения навыком.

Для успешного введения нового приема обучения необ­ходимы четкое выдвижение перед детьми учебной задачи («Будем учиться произносить звук ш») и мотивация дея­тельности, особенно на первоначальном этапе. Нужно под­черкнуть, что происходит перестройка деятельности ре­бенка. Если прежде детям предлагалось поиграть, то теперь ставится новая задача - учиться и научиться произносить звук. Постановка учебной задачи способствует более созна­тельному выполнению указаний воспитателя в процессе занятия. Этому же способствует мотивация учебной дея­тельности (для чего нужно учиться произносить звук).[1]

Структура занятия меняется. В нем условно можно выде­лить три части. В первой части перед детьми ставится учебная задача, даются показ и объяснение артикуляции звука. Затем дети упражняются в произнесении изолиро­ванного звука. Повторные упражнения на этот звук воз­можны и в форме звукоподражаний (шум ветра, жужжа­ние жука и др.).

В средней группе, в отличие от младшей, осуществляет­ся индивидуальная работа с детьми, имеющими дефекты в произношении звуков. В ней важны планомерность, систе­матичность, соответствие этапам обучения звукопроизношению, учет индивидуальных особенностей детей.[13]

Помимо обучения произношению звуков проводится работа по воспитанию умения пользоваться силой голоса, темпом речи, разнообразными интонациями в зависимос­ти от задач и условий общения. В методической литературе описаны интересные приемы работы с детьми.

Заключение

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Игра дошкольников:

- побуждает детей к общению друг с другом;

- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

- способствует совершенствованию разговорной речи;

- способствует обогащению словаря;

- оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Изучив литературу по теме исследования, мы выяснили, что:

  • Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
  • Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения и навыки, готовятся к обучению в школе.
  • Дидактическая игра является одним из средств обучения детей дошкольного возраста, имеет свои особенности и функции, выделяется из большого количества игр своей структурой.
  • Обучающие игры классифицируют по разнообразным направлениям. Классификация дидактических игр помогает педагогу сделать обучение детей с их помощью более интересным и увлекательным, не допускать в работе с детьми дублирования.
  • Дидактические игры весьма сложны для руководства. В каждой возрастной группе дошкольного учреждения свои особенности руководства.

Список использованных источников

    1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма обучения в детском саду. – М., 1972
    2. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
    3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1991.-160с.
    4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.,1977
    5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 1999.
    6. Гербова В.В. Конспекты занятий по развитию речи. – М., 2002
    7. Гризик Т., Тимощук Л. Артикуляционная гимнастика. // Ребенок в детском саду 2001, №3.
    8. Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет . // Ребенок в детском саду 2002, №2.
    9. Дидактические игры и занятия с детьми  дошкольного возраста. – М., 1985
    10. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975
    11. Занятия по развитию речи в детском саду. Под/ред. Ушаковой О.С. – М.: Просвещение, 1993.
    12. Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. - М.: Просвещение, 1989.
    13. Катаева А. А. Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004.
    14. Кухно Т. А. Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста - (http://www.adou.ru/categories/2/articles/216).
    15. Лопухина И.В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. - М.: Аквариум, 1995.
    16. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
    17. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982.
    18. Максаков А. И., Тумакова Г.Т. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.
    19. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./Под ред. Власовец Г. А. М.: Детство – Пресс, 2002.
    20. Павлова Л. Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 152 с.
    21. Рудик П. А. Психология Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955 г.
    22. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич.- М., 2001
    23. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом П/ред. Сохина Ф. А. - М.: Просвещение, 1991.
    24. Швайко Г. С Игры игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.
    25. Швецова И. формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи.//Дошкольное воспитание 2007, № 5
    26. Фесюкова Л.Б. От трёх до семи. – Харьков, СПб., 1996
    27. Фот Алёна Александровна Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе. – (http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/02/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-formirovaniya).