Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Воспитание у детей интереса к совместным играм (Игра как педагогическая категория)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Игра - основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они - особенные.

Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.При изучении игры исследователь сталкиваются с ее богатством, многомерностью проявлений, неопределенностью границ игры, с ее феноменом первоисточника досуга, так и одной из форм человеческой деятельности.

В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами (общением, трудом, учением) место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида - в возрасте примерно от полутора-двух лет и до поступления в школу. Но это не означает, что до и после этого времени ребенок не играет. Играть ребенок начинает очень рано, когда ему месяц-полтора, и продолжает потом играть всю свою жизнь.

Однако в первые полтора-два года жизни не игра является основным видом деятельности, а деятельность познавательная (интеллектуальный труд) и деятельность учения. Он в это время учится многому: распознавать, передвигаться, общаться и в том числе играть. А после поступления в школу играть ребенку становится некогда, да и интересы постепенно смещаются в сферу организованного обучения и труда. И лишь общение не теряет своего значения ни в один из периодов жизни и развития индивида. Изменяются только его содержание, формы, мера включенности в другие виды деятельности.

А каково содержание игровой деятельности? Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.

Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для ее участников. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается.

Как уже было сказано, игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра - средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего, желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.

В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий.

В игре ребёнок получает опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.

Игра также является прекрасным средством диагностики как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра - всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.

Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это - мощное стимулирующее средство.

Глава 1. Игра как педагогическая категория

1.1. Теории происхождения игры

Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учеными на протяжении многих сотен лет.Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу тенденций религиозно-социально-экономического и культурного развития общества.

Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Пиарже, Штерн, Дьюи, Фромм, Хейзинга и др.

В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, А.С. Макаренко и другие.

А.Н. Леонтьев в работе «Психологические основы дошкольной игры» описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: « в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти операции (т.е. способов действия) – с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия… потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия... Это противоречие… может разрешиться у ребенка только в одном - единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре…

Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия - другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется».

Вот несколько основных подходов к объяснению причин возникновения игры:

Теория избытка нервных сил, компенсаторности возникла в ХIХ веке, в то время, когда преобладала точка зрения. Что игра есть явление, замещающее, компенсирующее активность. Родоначальником данной теории является английский философ Спенсер, который считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку. Спенсер утверждает, что игры людей, в том числе детей есть проявление инстинктов и совершаются ради этого удовлетворения.

Теория инстинктивности, функции упражнения в игре, предупражнения инстинктов. В начале века особую популярность приобрела теория предупражнения швейцарского ученого К.Гросса, который считал игру первичной. Изначальной, какими бы внешними или внутренними факторами она не вызывалась: избытком сил, усталостью, стремлением к соперничеству, подражанию и т.д. Игра, по Гроссу, вечная школа поведения.

Спенсер внес в понимание игры эволюционный подход, указав на распространение игр у животных, инстинктивные формы которых недостаточны для приспособления к изменчивым условиям существования. В играх животных происходит предварительное приспособление – предупражнение инстинктов к условиям борьбы за существование по мере их взросления.

Гросс стоял на такой же позиции укрепления развития наследственных форм поведения в играх, критически относился к теориям отдыха и избытка нервных сил. Суть концепции Гросса сводится к отрицанию рефлекторной природы и к признанию спонтанности развития за счет разряда внутренней энергии в организме, то есть в игре упражняются только инстинкты.

Теория рекапитуляции и антиципации. Американский психолог, педагог Г.С. Холл выдвинул идею рекапитуляции (сокращенного повторения этапов развития человечества) в детских играх.

Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее. Данные исследователи воспринимают игру и игровую атрибутику как редуцированную деятельность, т.е. как воспроизводство образа жизни, культовых церемоний далеких предков.

Существует также теория антиципации будущего в детской игре. Сторонники этой теории считают, что игры у мальчиков и девочек различны, так как обусловлены жизненной ролью, которая их ждет. Временными аспектами игровой деятельности занимался О.С. Газман. Он писал: «Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях – в настоящем и будущем». Приверженцы этой теории пытаются доказать, что игры, с одной стороны, предвосхищают будущее, но работают на настоящее.

Теория функционального удовольствия, реализации врожденных влечений фактически является теорией психоанализа. Авторы данной теории считают, что скрытые желания бессознательной сферы в играх имеют преимущественно эротическую окраску и обнаруживаются чаще всего в ролевых играх. А. Адлер - австрийский психиатр и психолог, ученик З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии, считал источником мотивации стремления ребенка к самоутверждению как компенсации возникающего в детстве чувства неполноценности. Адлер объясняет появление игры и ее своеобразие как реализацию желаний, которые ребенок не может осуществить в действительности.

З. Фрейд основоположник психоанализа, разрабатывал идею компенсаторности игры, связывал ее с бессознательными механизмами психики человека. По Фрейду, бессознательные влечения реализуются в детских играх символически. Игры, по исследовательским данным Фрейда, очищают и оздоравливают психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний.

Как считает Фрейд, в противоположность гипотезе антиципации игры, игры выступают не как выражение функции, а как ее изображение. Полезность игры, согласно теории Фрейда, заключается в том, чтобы вызвать с помощью удовлетворения, получаемого окольным путем, под катарсис. Игры либидо развернуться и , высвобождать чувственность, испытать и себя.

Игру, как поддержания бодрости и трактовали Шиллер и Спенсер. , что в игре не только тратит, но и вос энергию. Такие , как Шалер, Валлон, Патрик, считали не столько компенсаторной, уравновешенной, значит . Игра позволяет в работу бездействовавшие органы и тем восстановить жизненное овесие.

Теория развития в игре. К.Д. Ушинский ивопоставляет проповеди игровой деятельности использования в общей системе , в деле подготовки ре через игру к деятельности. один из первых , что в игре соединяются стремление, чувство и представление.

ученые, в том числе , Левин, Выготский, , Ушинский, Макаренко, полагали, что возникает в свете и служит источником развития ребенка.

, существуют и версии происхождения . Например, Ж. Шато , что игры детей из их вечного мления подражать . Р. Хартли, Л. Франк, Р. предполагают, что порождается « инстинктом» детей. Тот же или Гессе, Лем, Мазаев игры считают уру, равно как и источником культуры. из вышеназванных исследователей источником игры разум.

игры в аспекте ее проявления, выяснение ее природы, внутренней и ее значения для индивида в нашей разрабатывали Л.С. Выготский, А.Н. , Д.Б. Эльконин и другие.

и тот же круг называют разные и причины появления игры, рассматривая функции или ей явления культуры.

1.2. в воспитательном процессе

В теории игры внимание изучению игры как воспитания. Основополагающим положение о том, что в дошкольном игра тем видом деятельности, личность, обогащается ее содержание. Основное игры, с деятельностью воображения, в том, что у ребенка развиваются в преобразовании действительности, к созиданию нового. Он в сюжете игры и вымышленные явления, новыми и функциями знакомые (кресло - космическая , плюшевый мишка - ).

Взяв роль (продавца, цирка, парикмахера) не просто примеряет к профессию и чужой личности: он в нее, вживается, проникает в ее чувства и , обогащая и углубляя тем собственную .

В различных психологических и исследованиях убедительно , что в русле игры разностороннее раз ребенка.

С одной , игра - самостоятельная ребенка, с другой , необходимо взрослых, чтобы стала его первой «», средством воспитания и . Сделать средством воспитания, повлиять на ее содержание, детей способам общения.

средством воспитания и игрушка, форми представления о мире, вкус, чувства.

Многочисленные свидетельствуют о том, что при тактичном, целесообразном руководстве содействует кругозора ребенка, его интересов, развитию .

Велико значение в усвоении поведения, правил оотношений. Но этим не ее значение для нравственного ребенка. игровой деятельности , что в ней ребенок чаще, чем в жизни, ставится в , когда он должен самостоятельный выбор ( поступить?).

В играх творческие способности . Они прояв в выстраивании замысла, в роли, при создании для игры игрушек-самоделок, костюмов. В выразительнее речь, , движения ребенка в , чем в повседневной жизни.

– явление , ее можно рассматривать как форму существования без исключения сторон коллектива. же много оттенков с игрой в педагогиче руководстве воспитательным .

Огромная в развитии и воспитании принадлежит игре – виду детской . Она является средством формирования дошкольника, его морально-волевых , в игре реализуется воздействия на мир.

значение игры во зависит от профессио мастерства педагога, от им психологии , учета его возрастных и особенностей, от правильного мето руководства взаимоотношениями , от четкой ации и проведения всевозможных игр.

ценность игровых и приемов заключается в том, что они умственную и познавательные интересы, обеспечению осознанного , постоянства действий в направлении, самостоятельность и самодеятельность.

– отражение жизни. В условной обстановке, создается ребенка, много : действия играющих реальны, их чувства, подлинны, .

Подражание взрослым в связано с работой . Ребенок не копирует действительность, он разные жизни с личным .

Игра – самостоятельная , в которой дети вступают в со сверстниками. Их объединяет цель, совместные к ее достижению, общие и переживания.

сами выбирают , сами организуют ее. Но в то же ни в какой другой нет таких правил, такой вленности поведения, как . Поэтому игра детей свои действия и определенной цели, воспитывать целенаправленность.

В ребенок чувствовать себя коллектива, справедливо действия и поступки товарищей и собственные. Задача состоит в том, чтобы внимание играющих на целях, вызывали бы общность и действий, способствовать между детьми отно, основанные на , справедливости, взаимной ости.

Игра – важное умственного воспитания . Знания, в детском саду и , находят в игре применение и . Воспроизводя события жизни, из сказок и рассказов, размышляет над тем, что видел, о чем ему и говорили; многих явлениях, их становится для него понятным.

Воплощение впечатлений в – процесс сложный. игру нельзя узким дидактическим , с ее помощью важнейшие воспитательные . Игровую роль выбирают в соответствии со интересами, мечтами о будущей . Они еще по-детски наивны, не раз , но важно, что ребенок об участии в для общества труде. в игре у ребенка общие представления о зна труда, о различных профессий.

путь воспитания в – влияние на ее содержание, то на выбор , развитие сюжета, ролей и на реали игровых образов.

игры – это то жизни, которое изображаться: семья, детский сад, , путешествия, праздники. и та же тема в себя различные в зависимости от интересов и развития фантазии. образом, по теме могут различные сюжеты. ребенок изображает определенной (учитель, капитан, ) или члена семьи (, бабушка). Иногда роли , персонажей из сказок. игровой образ, не только выражает отношение к нному герою, но и личные качества. Все бывают мамами, но придает свои индивидуальные . Так же и в сыгранной роли или космонавта сочетаются героя с чер ребенка, который его . Поэтому роли быть одина, но игровые всегда индивидуальны.

выявляет отношение к изображаемому и в то же время закреплению и такого отношения. нравится вновь и переживать восхищение, , восторг, , которые они испытали при с явлением, объектом, . Этим объясняется их интерес к . Именно в игре практически реализуют то, что они бы увидеть в школе, в классе.

образом, воспитательные чрезвычайно велики. важно реализовывать их так, не нарушать твенный ход игры, не ее «души» замечанием, , нотацией и просто словом.

1.3 эффективности игры как процесса

Всякое , даже самое , можно во благо и во вред. И благие намерения не полезности применения : нужны еще и умения использовать соответствующим образом, его применение приносило вную пользу. так же использование игры в требует соблюдения правил. Впервые об правилах Я.А.Коменский в «Законах организованной школы».[ ..64] Сформулированы они настолько и обоснованно, что и в время представляют не исторический, сколько еский интерес:

1. должны такого рода, играющие привыкли на них как на нечто побочное, а не как на дело.

2. должна способствовать тела не менее, чем ожив духа.

3. Игра не грозить для жизни, здоровья, ичия.

4. Игры должны преддверием для вещей .

5. Игра оканчиваться раньше, чем .

6. Игры должны под наблюдением воспитателей.

7. При соблюдении условий игра серьезным делом, т.е. здоровья, или отдыхом для ума, или отовкой для деятельности, или всем одновременно.

Украшением , по Я. Коменскому, являются тела, духа, порядок, с толком и по правилам, доблестью, а не хитростью. же в игре леность, вялость, , заносчивость, крик, . А такие игры, как , карты, , кулачный бой, плавание и , бесполезные и игры, вообще не , считал Я. , использоваться в воспитании .98]

Изучение современной литературы об игре оляет следующие требования, воспитатель, учитель должны учитывать при детских игр на и во внеурочное время.

1. и добровольное включение в игру: не навязывание , а вовлечение в нее .

2. Дети должны понимать смысл и игры, ее правила, каждой роли.

3. Смысл действий должен со смыслом и г содержанием в реальных с тем, чтобы основной игровых действий в реальную жизнедеятельность.

4. В дети руководствоваться принятыми в нормами нравственности, на гуманизме, общечеловече ценностях.

5. В не должно унижаться ее участников, в том числе и .

6. Игра должна воздействовать на эмоционально-волевой, и рационально-физической сфер ее .

7. Игру нужно и направлять, при сдерживать, но не подавлять, каждому участнику жность проявления .

8. В подростковых и в старших классах побуждать учащихся к проведенной игры, к имитации с областью реального , оказывать помощь в связи содержания с содержанием жизненной деятельности или с учебного курса. обсуждения игры быть ее содержания, правил и др.

9. не должны быть (откровенно) воспитательными и дидактическими: их не должно быть назидательным и не должно слишком много (дат, , правил, формул).

10. Не вовлекать детей в азартные игры, в на деньги и , в опасные для здоровья и , в игры-сорняки (содер в своих правилах и нарушения норм морали).

, это лишь некоторые, общие требования. Для видов игр свои принципы и для игры разрабатываются правила. Например, Ч. достаточно описывает принципы , в том числе и такие: тник должен понимать, что говорить , следует взвешивать слова, произносить их , выступление должно предметным, бравировать независимостью мышления или руководствоваться угодить кому-либо и др

к главе 1

Об возможностях игр известно . В игре проявля особенно полно и неожиданно ребенка.

Игра – организованное занятие, напряжения эмоциональных и сил. Для детей прежде всего – ательное занятие. она и привлекает учителей, в том и учителей языка. Она посильна слабым ученикам.

анализ психолого-педагогической , мы пришли к выводам:

- игровые значительно повышают к изучению иностранных ;

- игра средством активизации деятельности учащихся, ее актуализации;

- игра коммуникативно-деятельностному обучения, обеспечивает речемыслительной деятельности уча.

В результате исследования определено видов игр, в частности, , деловые, познавательно-дидактические, сюжетно-ролевые игры.

Гܲлܲаܲвܲа 2. основы игры

2.1 Сюжетно-ролевая , как средство всестороннего ребёнка

Сюжетно-ролевые игры — это , которые придумы сами дети. В отражаются знания, , представления об окружающем мире социальные отношения. Для такой игры : тема, замысел, сюжет, со и роль.

В играх творческое воображение , который оперировать предметами и как символами явления жизни, придумывает комбинации ащения, через на себя роль из круга привычной едневности и себя активным « жизни взрослых» (Д. Б. ).

В играх ребенок не отражает жизнь, но и перестраивает ее, желанное будущее. Как Л. С. Выготский в своих , «игра не есть простое о пережитом, но творческая пережитых впечатлений, ание их и построение из них действительности, отвечающей осам и влечениям самого ка».

В игре все стороны ребенка в единстве и взаимодействии.

занимает большое в системе физического, ого, трудового и воспитания дошкольников.

имеет большое значение, она тесно с обучением на , с наблюдениями повседневной .

Как отмечает Ядешко В.И. — в играх происходит важный и процесс знаний, который умственные способности , его воображение, внимание, . Разыгрывая , изображая те или иные , дети размышляют над , устанавливают связь различными . Они учатся самостоятельно игровые задачи, лучший способ вления , пользоваться своими зна, выражать их словом.

игра служит для сообщения новых знаний, для их кругозора. С развитием к труду взрослых, к жизни, к подвигам людей у детей первые мечты о профессии, стремление ажать героям. Все это делает важным средством направленности личности , которая складываться в дошкольном .

Творческую игру подчинить узким целям, с ее решаются основные задачи.

Интересная повышает умственную ребенка, и он решить более задачу, чем на занятии. Но это не , что занятия должны только в игры. Обучение ует применения разнообразных . Игра — один из них, и она хорошие только в сочетании с методами: наблюде, беседами, чтением и др.

, дети применять свои и умения на практике, ими в разных условиях. В играх широкий простор для , экспериментирования. В играх с илами требуется знаний, выбор решения задачи.

Игра — деятельность, в которой вступают в со сверстниками. Их объединяют цель, совместные усилия к ее , общие переживания. переживания вляют глубокий в сознании ребенка и формированию добрых , благородных , навыков коллективной . Задача воспитателя в том, чтобы сделать ребенка ак членом игрового , создать между отношения, основанные на , справедливости, перед товари.

В игре воспитывается и уважение к труду : дети людей разных и при этом подражают не их действиям, но и отношению к , к людям. игра служит по к работе: изготовлению атрибутов, конструи.

Игра — средство эстетического дошкольников, так как в этой проявляется и развиваетсятворческое вооб, способность к , развиваетсяритм и красота . Обдуманный подбор помогаетформированию художественного .

Таким в дошкольном детстве является важнейшей са деятельностью ребенка и большое для его физического и психического , становления индивидуальности и детского коллектива.

2.2. , содержание и сюжетно-ролевой игры

образа, игрового и слова составляет стер игровой , служит средством действительности.

структурными элементами являются: замысел, сюжет или ее ; игровые действия; ; правила, которые самой и создаются детьми или взрослыми. Эти элементы взаимосвязаны.

Игровой  — это общее того, во что и как будут дети.

Он формулируется в , отражается в самих действиях, в игровом содержании и стержнем игры. По игро замыслу игры разделить : отражающие бытовые яв (игры в «семью», в « сад», в «поликлинику» и т.д.); отра созидательный (строительство метро, домов,.); отражающие события, традиции (, встречу гостей, и т. д.). Такое деление их, , условно, так как игра включать отражение жизненных .

Сюжет, содержание  — это то, что составляет ее живую , определяет развитие, и взаимосвязь действий, взаимоотношения . Содержание игры ее привлекательной, возбуждает и желание .

Структурной особенностью и игры является , которую выполняет . По тому , какое принадлежит в процессе игры, из игр получили название или сюжетно-ролевых. всегда соотнесена с или животным; его воображаемыми , действиями, отношениями. , входя в их , играет определенную . Но дошкольник не просто ает эту роль, он живет в и верит в его . Изображая, например, на корабле, он отражает не всю его , а лишь те черты, необходимы по игры: капитан команды, смотрит в , заботится о пассажирах и . В процессе самими детьми (а в играх — взрослыми) аются правила,  и регулирующие и взаимоотношения . Они придают играм , устойчивость, их содержание и дальнейшее развитие, отношений и взаимоотношений.

Все эти элементы игры более или типичными, но они имеют значение и по-разному со в разных видах игр.

игры:  по содержанию (отражение , труда взрослых, общественной жизни); по , количеству (индивидуальные, групповые, ); по виду (игры, которых придумывают дети, — разыгрывание сказок и ; строительные).

2.ܲ3. Руководство игрой

Необходимыми , обеспечивающими игровую деятельность, развитие интересов и моральных ка, являются знание — — общение. роль при этом воспитателю. Именно от педагога, его знаний, , профессионального и способности творчески руководство игровой детей зависит ис ее в целях развития личности " — Русскова Л.В.

Процесс сюжетно-ролевой творческой должен построен так, чтобы игровых умений и органически сочеталось в нем с и воспитанием, в том и трудовым. Исходя из принципа можно 3группы методов.

группа  связана с обогащением знаниями, впечатлениями, об окружающейжизни. К ним можно наблюдения; (первичная, повторная, ); встречи с людьми профессий; эмоционально-выразительное чтение литературы; ; беседу-рассказ с использова иллюстративного материала о взрослых и их взаимоотноше в процессе его; воспитателя, сопровождаемый ацией специально фотографий, картин, о событиях, в стране; составление рассказов на определенныетемы, с наблюдениями окружающей ; индивидуальные с детьми, уточняющие , представления дошкольников о общественной жизни, о категориях; литературных произведений с игрушек, персонажей театра; этические .

Вторая  — это методы, способствующие и развитию игровой . Среди них важное занимает непо участие воспитателя в игре: игра с ребенком, выполнение или второстепенной . Кроме того, пе широко использует детям помощи в знаний, на занятиях, путем , напоминаний, советов, игрового материала, по поводу игры, развития ее , подведения итогов.

учитывает индивидуальные ребёнка он уверен в себе научить его критически свои ответы. Если и нерешителен поддержать любую .

В целях воспитания у навыков и умений организации используются также ; задания (по подбору материала, по изготовлению и др.); беседы; поощрения, , вопросы, направленные на детям возможной замысла, определения действий.

необходимые ребенку , как определение для себяроли и ее до конца игры, путем , индивидуальных заданий, ; привлечения иллюстративногоматериала, чтение из литературных произведений, то или иное лицо; индивидуальных по поводу роли; изго вместе с ребенком костюма для его .

Важной задачей воспитание у детей самостоятельно распределять с учетом , интересов и желаний ка. Поэтому педагог хорошо изучить , склонности и своих воспитанников и помогать детям узнать друг , обращая их на положительные стороны каждого ребенка. Для этой задачи использо такой прием, как конкурсов на лучшее элементов костюма, на предложения ролевых действий, на речи, мимики, .

Третья группа  связана с детей конструированию из материала и обыгрыванию , изготовлению игрушек. В эту входят методы и приемы, как выполнение воспитателем и построек; рассматривание воспитателя, приемов конструирования; фотографий детских , схем, таблиц; тематических типа «Построим нашего города», « метро» и др.; подбор для обыгрывания .

Большую роль обучение детей делать игрушки из путем (лодочки, пароходы, , фотоаппараты, скамеечки, и др.), из тонкого картона по ; изготовлению из природного и дополнительного (катушек, картонных разной формы и и др.); использование заданий: сделать мебель для новоселов, ка и другое оборудование для площадки ( «Строительство ») и т. п.

Немаловажную роль для игры имеет детей ьзовать предметы — (кирпичик вместо и т.д.), чем больше предметов дети , тем интереснее и содержа игра.

Использование выше методов и зависит от воз особенностей детей от развития их игровых и навыков.

Выводы к 2

Творческие игры в воспитании – не развлекательный прием. обладает огромным и убеждающим , она разводит то, что по «видимости ». Игра является рода индикатором в овладении дисциплиной.

ГЛАВА III. сюжетно-ролевой игры в периоды дошкольного

3.1 Игра младшего дошкольного

В ходе наблюдений за детей младшего возраста Е.И. отмечает: в играх наблюдается несложный сюжет, в прослеживается логическая действий. стремится определить для роль, может на время увлечься ею. интересы еще неустойчивы, малыш переключается с одной на другую, зачастую авданно сюжет игры.

В дошкольном возрасте роль играет ание. Поскольку ребенку свойственны впечатлительность, стремление ко яркому, необычному, детей знаниями и представлениями проходить живо и , чтобы вызвать у интерес, подражать. Воспитатель дидактические игры «Оденем куклу Таню», «У Тани рождения», «У, жим куклу спать» и др., драматизирует в знакомые детям , прибаутки; игрушки при чтении , рассказов, стихотворений, игровые ситуации, наталкивают на продолжение игры ( сидит за столом к чаю и т.д.)

Во время наблюдений за взрослых раскрывать перед последовательность операций, по вовлекать их в этот . Воспитатель пополнять запасы игрушек и материала сучетом представлений и знаний .

Чрезвычайно приём совместной педагога и детей, в игровой ситуации с игрушками, с . В этом возрасте у возникает интерес к сверстников. Вначале он в отношении к . Так, у одной куклы появляются две , у одного автомобиля — два . И мамы, и шоферы друг с свои действия с и той же игрушкой в силу особенностей еще не могут. мама дочку спать, хочет вывести ее на ; один шофер в автомобиль , а другой их выбрасывает и т. п. Так ссора — каждый игрушку к себе, выразить в свои желания, , проявить свои . Нередко бывает так, что, верх над и заполучив игрушку, ребёнок откладывает ее в сторону. скучно играть в чку, так как ему не с кем поделиться наблюдениями, пережива. Иногда можно , как дети безропотно воле активных, сверстников. Хорошо характеры, интересы , педагог должен их совместными с игрушкой. С возрастом у появляется стремление и игровым действиям и желание ту же роль. Достаточное ко однотипных игрушек возможность детям «рядом».В игре создаются воспитания у ребенка оты, чуткости, отзывчивости; навыки в коллективе.

Мухина В.С. , что в работе с детьми 2—3 лет из важных задач воспитание навыков совместной игры. необходимо помогать развивать содержание игр, в возможны из нескольких (2—3) че.

Исполняя вместе с главную роль, прежде стремится поддержать ребёнка к игре, выполнять роль до и развивать игры, согласовывать действия с действиями ; наряду с этим задача у детей дружеских . Ребенок, выполняя роль вместе с , подражая ему, не осмысливает и уточняет знания о труде , но и усваивает нормы поведения.

младшего дошкольного нравится строить, и они затевают увлекательную с постройкой. Но у них следует формировать умения, воспитывать интерес к конструированию.

Если по-настоящему ролью, он играет , искренне переживая все своего героя. надо поддерживать его интерес к роли, обучать в игры необходимым , подсказывать действия, сообщать те или сведения. Отсутствие , умений и навыков, необхо для создания правдивого образа в коллективной , приводит к распаду , к отказу от .

На развитие содержания игр существенное влияние ывает изготовление . Такая делает игровые ребенка более , помогает объединению в игре. заинтересовать малышей изготовления игрушек. может на глазах у сделать атрибуты, необходимые для той или игры.

Особое в руководстве сюжетно-ролевой игрой детей возраста должны подбор соответствующего материала, прием новых в форме театрализован представления, создание ситуаций.

Действенную в развитии творческой игры ока наводящие вопросы, , советы, направленные на детям реализации игрового .

Эффективны и такие , как подбор вместе с элементов ; рассказ детям о том или действующем лице; идуальная беседа по , иллюстрациям; , показ игровых в игровой ситуации.

игрой, воспитатель не подавлять , самостоятельности ребенка. Все выше методы и должны быть направлены на то, игра для детей интересной, ув самостоятельной деятельностью, каждый ребенок мог в ней свои , умение устанавливать онально-положительные контакты со .

В младших группах и игры-забавы, детям радость, . Это могут быть с заводными игрушками (, электронными), (движущимися фигурками , курочками, клюющими , и т. д.), игры-забавы с ветром, зайчиками и др.

сам придумывает забавные заводных игрушек, их одной темой.

любят игры с песком, , водой. Они лепят из «пирожки», «куличики». поддержать их , воспитатель , как можно сделать из домики для кукол, для автомашин. один домик и гараж, педагог детям игрушки ( фигурки , животных, птиц, автомашины) и предлагает еще несколько домиков и ; оказывает помощь в овладении навыками. После того как будут готовы, вместе с .

Для игр с водой используются тазы или надувные , чтобы вокруг них находиться 4—5 , плавающие игрушки (, утки и др.). Воспитатель и показывает малышам, как интересно играть с и утятами, какие действия могут на воде утята, как учит их и прятаться, когда опасность. Педагог сделать бумажные , кораблики и между детьми соревнование: чья лодочка приплывет к противоположному таза.

малышей со снегом начинать со знакомства с его . Дети перебрасывают с места на , сгребают в маленькие , перевозят на санках. воспитатель сам строит при горку для , машину, скамеечку, им игрушки: кукол в одежде, зверят, саночки, деревянные лопаточки и др. малышам самим еще горку: ведь все хотят на санках.

Педагог с детьми делает , отгороженные друг от снежными , имеющими двери. Эти используются для игр в семью, сад и др.

3.2 Сюжетно-ролевые игры среднего возраста

Для сюжетно-ролевой детей 4-5 лет характерно, , возникновение новых тем, со знаниями, ребенком из художественной , из рассказов взрослых, из - и радиопередач и др. (игры в , в корабль, , военных, строительство, ). Во-вторых, возросший детей к книге, к способствует содержания прежних игр. У этого возраста интерес к взаимоотношениям в труде. начинают понимать, что в коллективном труде оказывать друг помощь, внимательными, добрыми; у них представления о дружбе, . Эти представления находят в игре. порою в играх можно наблюдать негативных сторон жизни. итатель должен направить ход игры в русло.

Особого педагога игры с новым . Важно, с одной , поддержать интерес к игре, с — направить их общение.

В деятельности ребенка 4-5 лет свое место и теат игра. с удовольствием драматизируют сказки («Колобок», « и Заяц», «Кот, и Лиса»), К. Чуковского «Телефон», «», «Айболит» и др. В возрасте 5 лет у возникает интерес к , отважным . Ему нравится драматизировать на эту тему.

Драматизируя произведения, дети к правдивому героев, эмоционально все описанные события. образ, созданный по произведению, выход и в других , что характеризует уровень творчества у детей, их отражать в главное, типичное.

этого возраста совместные игры, в небольшие — по 6-7 к- группы на основе симпатий, привя. Однако в коллективных наблюдаются противоречия. С одной , накопленный запас и желание использовать их в , поделиться ими со способствуют зарождению игровых замыслов, которых требует в случаев количества участников. С стороны, возможности для чуткости, доброты, от, для согласованности действий у детей 4-5 лет еще . Такое расхождение желанием развернуть вную игровую и практическим его осуществлением с недостаточным уровнем нравственных чувств. , представления о том, что хорошо, что такое , что включает в себя «зло», «добро», необходимо друг другу по и т. д., ребенок имеет, но у мал жизненный опыт, нет йчивости в нравственных чувств, развито умение поступаться желаниями, интересами в другого, учи возможности сверстника, его положительные качества. вытекает неумение согласовывать замыслы. Одному , что интереснее его выдумка, — что увлекательнее его предложение.

неумение замыслы приводит к игры, разрушению контактов. Данную следует ывать при руководстве . Необходимо помогать из многих предложений самое и в то же время использовать по возможности и другие, тем самым умения замыслы друга, быть , поступаться личными жела.

В формировании у дошкольников самостоятельно еделять роли с возможностей, интересов и друг друга такие , как раскрытие перед лучших, положительных каждого ребенка, его предложений, а создание практических , где бы воспитанники могли чувство ответственности за роли, , чуткость, отзывчивость, нравственных норм .

Если на одну претендуют детей, воспитатель должен им на помощь так, чтобы по были удовлетво все заявки. из особенностей развития , в средней группе руководства должны направлены на детей впечатлениями, о событиях, происходящих в стране, о социальной коллективного взрослых, их добросовестном к своему делу. При с окружающим необходимо методы и , помогающие ребенку пережить ту ситуацию действий, с которой его в момент . Связь эмоций с и воображением в процессе помогает сосредоточить ребенка на вос конкретных фактов, , поступков, усиливает емые детьми чувства, зарождению действовать самим. Инсценировка произведений в процессе бесед, встречи с разных , дидактические игры, экс обеспечивают не только знаний, но и развитие детей, положительного отношения к взрослых, к профессиям.

с общими методами с окружающим одимо использовать , непосредственно влияющие на итие игрового замысла, , усложнение игры, обога игровых образов. К методам следует рассказ педа с демонстрацией иллюстративного на тему игры.

На 5-м г. у детей появляются роли. в игре конкретное или лицо, ребенок реализовать собственные , представления о его чувствах, мыслях, . И на протяжении многих игр он через любимую личностные , свое отношение к той или профессии и пр.

Выполнение роли в различных ситуациях ичивает продолжительность и чувств, переживаемых , закрепляет складывающиеся взаимоотношения.

значение приобретают воспитателя по поводу дальнейшего игры, беседы-рассказы о действиях детей в той или роли. Такие способствуют формированию в выборе темы , развитии ее . Дети ставятся необходимостью сговариваться собой, спокойно мнение друга и выбирать интересное, увлекательное. У них способность самостоятельно ывать ход игры, планировать, что сделать, какие иг им необходимы, как использовать материал.

внимания со стороны требует оказание помощи в создании образа. Для чтобы каждый нник сумел в ролевом передать динамику изобра лица, его эмоциональные , поступки, отношения с , мысли, дела, путем подбора литературных дать ему знания, , обогащающие игровой . Благотворное создание детьми образов оказы индивидуальные беседы по выполнения , индивидуальные , поручения.

Педагог, в играх, может на себя , ведущую роль или одним из рядовых , но в любом случае он руководить , направлять инициативу и детей.

Дети не удовлетворяются готовой , у них нередко желание самостоятельно атрибуты для игры. Иг, сделанная своими , доставляет творческую радость, интерес к созидательному и, естественно, способствует содержания .

3.3 Сюжетно-ролевые игры дошкольного возраста

В статье «Сюжетно-ролевая старших » Короткова Н.А. пишет о том, что у старшего дошкольного воз углубляется интерес к делам , к результатам их труда, чувство восхищения поступками людей, подражать им. Для игр этого возраста игры с героическим том.

Детям 6-го г. свойственно выполнить свою с большей выдумкой, , интерес к деталям. Их екают материал, изящные , необычные элементы построек. Для развития игры успешно используют технические умения, создать необходимую иг из конструктора (, пластмассового). Они более договариваются о теме , без конфликтов распределяют между роли с того, кто из них лучше с той или иной ролью, яркий образ.

На возрастном появляются более игры, как по содержанию, средств отображения жизни, так и по . Это уже сюжетно-ролевые игры, продолжаются , две, месяц и т. д., с постепенным и усложне содержания; игры, затрагивающие чувства и детей. Их тематика преимущественно с современной («Космонавты», «Путешествие на полюс», «Путешествие в » и др.) или с наиболее любимыми сказками, азами. В этих содержание непрерывно и усложняется с приобретением новых об окружающей жизни, с ием навыков применять эти , с совершенствованием конструктивных .

Длительные творческие игры особое значение для комплексного задач умственного, нного, и эстетического воспитания .

В длительной игре у быстрее вырабатываются и привычки жизни, растёт . В результате такого игра становится эффективной организации интересной детей в дошкольном . Дети настолько в роль, что чувствуют себя в ней и , когда уже не играют. В случаях легче на ребенка любимый им образ.

В игре ребенок больше самостоятельности, азии, творчества в действий, при распределении , использовании материалов. Педагогу использовать фактор для воспитания у умения согласовывать интересы с интересами , помогать другу в осуществлении , в выполнении определенной .

Длительная творческая игра в себе колос возможности для развития ребенка.

Действия с предметами преобразующий характер. В он — неутомимый исследователь: свойства и качества ре предметов, действия с ними, и в от замысла, от развития переплавляет жизненный , заменяет одни другими, комбинирует переплетая реальность с вы, фантазией. В развитии игры на тему прослеживаются последовательность действий, взаимосвязанных и взаимозависимых и явлений мира.

Этот опыт, и представления творчески ребенком в игровой . Обогатить ум разнообразными представлениями, знаний — значит обильную пищу для его воображения, для образов, ситуаций, можно реализовать в . Можно провести занятий по ированию и ручному , связанных общей (изготовление грузо больших , подъемных кранов, , электровозов и тепловозов, вокзалов из спичечных , картона и т. п.).

длительной игры « за животными в жаркие » может быть с поездкой в зоопарк. Чтобы детскую любознательность, специально читает из книг на эту ; организует лепку из животных и т. д. По мере представленийдошкольников разви и усложняется игры. Дети проявляют инициативы, подхода и умственной в решении практических . Если воспитатель о расширении представлений , в группе будут игры на сюжеты: «Путешествие в », «Путешествие в жаркие » и др. Работа воображения ребенку и отчетливо предста моря, океаны, по ним пароходы, айсберги, далеких полярных , рейсы космических и т. д.

Игровые образы создает творчески, . Он не просто жизнь, слепо ее. В изображение тех или иных , героев дети много творчества, свободно впечатления жизни с сказок, рассказов, до свою , что свидетельствует об активности . Увлекательная, сложная по игра, удовлетворяя ребенка в событиях, переживаемых , доставляет ему радость.

подобными играми, не должен с подсказкой детям тех или иных возникающих ними задач. Наблюдая , надо , на что следует обратить детей во время (особенно на занятиях по с различными окружающей жизни, с и животным миром). должен стремиться к , чтобы внимание воспитанников на стороны того или общественного явления, понять связи и зависимости ними. Необходимо продумать методы и , способствующие даль развитию той или иной (подбор картинок, игр; поручения детям: передачи по ), наметить ряд занятий по игрушек-самоделок, конструиро из строительного материала, детям в пользование пластилин, , ножницы, клей, .

Обязательным условием для сюжетно-ролевой еской игры наличие у детей играть большими , дружно и помогать друг , сообща добиваться вленной цели.

также, дети любили , чтобы у них были умения намечать , подбирать для отображения и замысла, распределять с учетом возможностей и каждого игры, устанавливать и четко выполнять их.

Для длительными творческими в качестве ос приёмов могут использованы экскурсии (, повторная, завершающая). К основным приёмам руководства длительной творческой игрой можно также отнести беседы, рассказы, разговоры с детьми с привлечением иллюстративного материала при ознакомлении с событиями современной жизни. Активное участие детей в распределении ролей способствует воспитанию коллективистских чувств. Дети учатся считаться с мнением товарищей, учитывать и возможности, и желания друг друга.

Роль воспитателя в длительной творческой игре неоднозначна. На первых порах педагог может взять на себя ведущую, руководящую роль, если у детей недостаточно развиты организаторские умения, отсутствует надлежащий опыт. Вместе с тем руководство со стороны педагога должно быть осторожным, чтобы не подавлять инициативу и творчество детей, а всячески способствовать их развитию. Педагог является старшим другом детей, партнером по игре, исподволь помогая им применять знания, полученные на занятиях, при выполнении индивидуальных заданий и поручений, побуждая к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи.

На последующих этапах используются советы, напоминания, предложения, целенаправленный подбор игрового материала, задания направленные на развитие содержания игры, формирование у детей познавательных интересов, организационных навыков. В течение года можно провести около 6 длительных творческих игр с установкой на последовательное совершенствование у детей навыков самоорганизации.

Развитию длительной игры, воспитанию у детей умственной активности, нравственных чувств и навыков самоорганизации способствуют следующие методы и приемы: беседы перед началом игры о её ходе, подведение итогов игры и совместное с детьми планирование дальнейшего ее развития; напоминания, советы, указания, поручения, задания. Педагог приучает воспитанников к самостоятельному употреблению в играх строительного материала и конструкторов, изготовлению игрушек-самоделок, использованию навыков рисования, лепки, танца, пения.

Раскрыть игровой образ ребенку помогают индивидуальные беседы, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, чтение отрывков из произведений художественной литературы.

С детьми старшего возраста проводятся игры с природными материалами. Воспитатель путем показа фотографий, картинок, напоминаний, советов направляет дошкольников на самостоятельные действия с песком, на то, чтобы при сооружении построек они проявляли инициативу, выдумку, изобретательность. Можно предложить детям соорудить постройки на тему «На чем люди ездят». Одна группка детей сооружает аэродром, другая — железнодорожный вокзал, третья — речной порт, а если дать им песок в сочетаниис глиной, то маленькие строители могут сделать судоходную речку, прорыть каналы, установить шлюзы и т. д.

Для игр с песком и глиной требуется разный дополнительный материал — обрезки дерева, колышки, шнуры, фанерные фигурки людей, животных, деревьев, разнообразные автомашины и пр. Часть игрушек дошкольники могут сделать сами, например лодки, самолеты, вагоны для железной дороги и др.

Постройки из снега могут быть крупными и мелкими — на столах. Крупные постройки можно объединить общей темой «Северный полюс» или «Зоопарк», «Стадион» и др. Педагог учит воспитанников изготовлять из снега кирпичи и складывать из них стены домов, утрамбовывать снег, делать ледяные дорожки для скольжения, валы; лепить фигуры зверей; делать цветные льдинки для украшения построек, для окон домов и др. Для крупных построек из снега требуется основа. Для нее можно использовать доски, ящики, фанерные щиты, плотный картон, деревянные рейки и пр.

Зимой при сооружении построек на участке следует предусмотреть возможность таких игр, как «Путешествие в Антарктиду (на Северный полюс)», «Белая Олимпиада», «Праздник русской зимы», а также игр по сказкам «Заячья избушка», «Зимовье зверей», «Морозко» и др.

Как и дети младшего возраста, старшие дошкольники любят театрализованные игры по литературным произведениям. Основное в руководстве играми-драматизациями — выбор литературного произведения, работа с детьми над выразительностью передачи текста, создание декораций и костюмов.

Литературные произведения для игр дошкольников должны отвечать следующим требованиям: идейная направленность, динамичность сюжета, наличие диалогов. Если при первоначальном знакомстве с произведением дети заинтересовались им, при повторном чтении следует наиболее выразительно выделить речь героев, помочь правильно оценить их поступки, установить последовательность событий. Чтобы облегчить детям запоминание текста, подчеркнуть динамику событий, в некоторых случаях воспитатель при повторном чтении исключает эпизоды описательного характера.

Дети старшего дошкольного возраста уже могут сами распределять роли.

Педагог предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно создавать игровые образы, если нужно, подсказывает, как лучше выполнить роль, дает фотографии, иллюстрации с целью более детального ознакомления с внешним видом того или иного персонажа, организует прослушивание грамзаписей.

Игры-забавы в старшей и подготовительной к школе группах могут носить характер веселых эстафет, соревнований, аттракционов с участием 2 или более команд: «Эстафета на санках». «Черепахи» — забавное соревнование на санках; «Воздушный футбол» (дети целенаправленной струей воздуха пытаются быстрее загнать бумажный мяч в ворота противника, а противник, дуя на легкий бумажный мячик, пытается перехватить инициативу; как только мяч окажется в воротах, открывается счет). Показ воспитателем заводных игрушек на темы «Цирк», «Детки в клетке» и др. может способствовать возникновению у детей желания самим подготовить цирковое представление. Возможность его подготовки и проведения обусловливается степенью физического развития дошкольников; наличием таких физических качеств, как ловкость, гибкость, точность движений, выносливость. Кроме того, у ребенка должно быть воспитано чувство юмора. В содержание подготовки к этой веселой игре должно входить: составление цирковой программы; распределение детей на роли артистов, а также художников и декораторов и распределение обязанностей (кто какие элементы костюмов, декорации будет делать, кто и как оформит пригласительные билеты и т. д.).

Эти театрализованные игры готовятся и проходят при активном участии воспитателя.

Игра естественный спутник жизни ребёнка обладающий великой воспитательной силой, способ познания окружающего мира в этом плане народные игры имеют большое значение — они развивают у детей смекалку, знакомят с бытом и жизнью народа, традициями. Народные игры являются традиционным средством педагогики, в них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд.

Вывод к главе 3

Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность.

И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Зܲаܲкܲлܲючеܲнܲие

Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

Сюжетно — ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующие выводы:

1.Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.

2. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.

3. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры «рядом», в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.

4. Сюжетно — ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно — технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей — задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

На основе выводов можно дать следующие рекомендации:

1.Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально — игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы — заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно — ролевых игр.

2. Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.

Сܲпܲисоܲк исܲпоܲлܲьзоܲвܲаܲнܲнܲыܲх источܲнܲиܲкоܲв

1. Фрейд, З. Собрание сочинений / З. Фрейд. – СПБ.: ВЕИП, 2005. – Т.21. – 340 с

2. Утехина, А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: Теория и практика / А.Н. Утехина Ижевск: Удмуртский университет, 2000. – 246 с

3. Соловова, Е.В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.В. Соловова. М.: Просвещение, 2005. – 239 с.

4. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 10-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 416 с.

5. Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1999. – 256с.

6. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1997. – 304 с.

7. Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 2000. – 367с.

8. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 10-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 416 с

9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974. -288 с.

10. Павлов О. Юрий Нагибин. Дневник / О. Павлов – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 220 с.

12. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1989. – 320 с.

13. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. – 250 с.

14. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич. – М.: Флинта, 1986. – 218 с.

15. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга / А.Ф. Воловик. – М.: Флинта, 1998. – 232 с.

16. Конституция Российской Федерации. – М.: Проспект, 2006. – 50 с.

28. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. — 2006. — №2. — С. 84 — 87

29. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. — 2006. — №3. — С. 81 — 85

30. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. — 2006. — №4. — С. 79 — 87

31. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. — №4. — С. 70 — 74

17. Ушинский К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский – М.: Академия, 1989. – Т.6. – 340 с.

18. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1987. – 350 с.

19. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М: Просвещение, 1987.

20. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М: Просвещение, 1989.

21. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение: – М., 1975.

24. Эльконин Д.Б. Психология игры. М: Педагогика, 1978.

25. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. Л.В Русскова. — М.: Просвещение 1986. — 280 с.

26. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. — М.: Просвещение, 1978. — 321 с.

27. Игра дошкольника /под ред. С.Л. Новосёловой. — М.: Просвещение, 1989. 284 с.