Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Особенности организации коллективной творческой деятельности младших школьников (Сущность и виды коллективной творческой деятельности)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящий момент в обществе происходят серьезные изменения. Для того чтобы человек мог адекватно реагировать на эти изменения, он должен активизировать свои творческие возможности, развивать в себе творческость. Как справедливо отмечает Е.Л. Яковлева, «именно творческость открывает безграничные возможности для личностного роста. Быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире есть проявление своей неповторимости и уникальности, то есть творческости» [17].

Неправильно организованный процесс обучения приводит к угасанию творческих способностей детей, к нежеланию мыслить творчески, воображать, фантазировать. Таким образом, ни о каком дальнейшем творческом развитии личности не может идти и речи. Именно поэтому перед нами встает необходимость разрешения проблемы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте, так как они формируют умение произвольно и продуктивно использовать полученные знания, помогают научиться не готовым понятиям, а способам решения сложных задач, формируют установку на потенциальные знания, на научение «учиться», а не пользоваться готовыми схемами. В сложном и быстро меняющемся современном мире такие способности чрезвычайно важны, они помогают не только адаптироваться в самых разнообразных ситуациях, но и самореализоваться в них. Этому способствует организация коллективной творческой деятельности младших школьников. Её особенности организации и проведения мы и будем рассматривать в нашей курсовой работе, а также нами будет проведено коллективное творческое дело «Путешествие по материкам» на базе школы №508 по ЮАО г. Москвы.

Актуальность становления творческой личности вызывается определенным социальным заказом общества, характерным на данный период, внутренней потребностью личности с учетом ее защищенности в жизни. Одной из эффективных технологий воспитания признана коллективная творческая деятельность.

Проблема формирования и развития творческой коллективной деятельности решается с помощью ряда основных и вспомогательных подходов. Основные подходы - деятельностный подход (В. В. Давыдов [5], Л. С. Выготский [3], П. Я. Гальперин [4] и др.), личностный подход (В. В. Краевский[8], Л. В. Занков [6] и др.), системный подход (А. Д. Холл [11], Р. Е. Фейджин [10] и др.).

Цель курсовой работы - изучение коллективной творческой деятельности как средство формирования и развития личностных качеств младших школьников.

В соответствии с этой целью нами были выдвинуты задачи:

1. Определить сущность и основные виды коллективно-творческой деятельности;

2. Рассмотреть организацию коллективной творческой деятельности;

3. Определить значение коллективной творческой деятельности в формировании и развитии личностных качеств личности.

Объект исследования — коллективная творческая деятельность.

Предмет исследования – влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личностных качеств младших школьников.

Методы исследования.

- теоретический анализ педагогической, методической литературы по рассматриваемой теме;

- реферирование, цитирование.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Коллективная творческая деятельность и теоретический анализ проблемы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте

Сущность и виды коллективной творческой деятельности

Коллективная творческая деятельность – это, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время – это их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, о друзьях, об окружающих людях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям - вот что сплачивает воспитателей и воспитанников [18].

Коллективная творческая деятельность - это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) методики.

Коллективная творческая деятельность по И.П. Иванову - это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. Суть каждого дела - забота о своём коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далёких друзьях [7].

Дело это творческое, коллективное, потому что представляет совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи.

Поэтому оно творится сообща - не только выполняется, но и организуется, задумывается, планируется и оценивается также совместно.

Рассмотрим виды творческой деятельности.

В настоящее время существует несколько видов коллективных творческих дел:

· Общественно – политические: Дети - часть общества и должны соучаствовать в решении его социальных проблем, но без принуждения. И у детей должен быть свой политический голос. Цели и задачи воспитателя - получение соответствующих знаний, умений и навыков. Коллективное творческое дело политического толка способствуют обогащению общественно - политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, учат плюрализму мнений и суждений. Например: агитбригада, агитпоход, аукцион идей, беседа за "круглым столом", брифинг, вечер поколений, вечер военной поэзии и песен, полит. викторина, диалог, пресс-конференция и т.д.

· Трудовые: детям нужно поручать настоящие, серьезные дела, в которых они имели бы возможность проявить свои хозяйственные способности, предприимчивость, умение преодолевать трудности. Главное в том, что, трудясь на благо людей, ребенок растет гражданином своей страны. Трудовое и экономическое воспитание детей и подростков - это то, без чего нигде не может быть нормального воспитания. Цели и задачи трудового воспитания - достижение конкретных трудовых задач. Например: аукцион трудовых сюрпризов, благоустройство лагеря, встречи с людьми труда, выставка трудовых достижение, гайдаровский рейд, город веселых мастеров, дежурство, дело по "секрету" и т.д.

· Познавательные: даже пассивное участие в познавательных делах влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гибкость ума, т.е. дети получают и проверяют свои знания. Например: академия веселых наук, аукцион знаний, вечер веселых задач, встреча с интересными людьми, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, викторина и т.д.

· Экологические: природа - лучший учитель ребенка. Необходимо приобщать детей к миру природы, включать в экологическую заботу о живом мире природы. Операции "Родничок", "Муравейник", "Малая речка", "Озеро", "Поляна" - экологические КТД. Учить ребят "видеть Землю", помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края - вот программы этой работы. Например: академия лесных наук, аукцион цветов (ягод, орехов), бал цветов, выставка лесных даров, встречи с работниками лесных хозяйств, день леса, профессиональный праздник (день рыбака, птиц), научно-исследовательская экспедиция по родному краю и т.д.

· Спортивные: двигательная деятельность должна быть ежедневной и разнообразной. Например: веселые старты, спортивная спартакиада, встречи с мастерами спорта, день здоровья, запуск моделей (планеров, бумажных змеев), зарядка, игры на воде, спортивные, подвижные, на местности, конкурс знатоков спорта, конкурс пирамид, лагерь Робинзонов, малые олимпийские игры, купание и т.д.

· Художественные: дела этого плана важны для воспитания у ребят гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, народов других стран, своего народа как составной части мировой культуры. Художественные КТД развивают различные творческие способности ребенка - сочинительские, актерские, режиссерские и др., помогают познать мир изобразительного, театрального, музыкального, циркового искусства, мир народного фольклора. Дети получают практические навыки. Например: авторский вечер, ателье карнавальных мод, спектакли, ансамбль, вечер поэзии, вечер сказок "Жили-были", выставка картин, выпуск рукописных сборников, картинная галерея, кружки эстетического профиля, карнавал и т.д.

· Досуговые: многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все "внешние" требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным. Например: аукцион забав, академия веселых наук, бал (новогодний, летний, ситцевый, литературный, осенний, цветов), бал Терпсихоры, базар головоломок, вечер легенд, вечер веселых вопросов, вечер-путешествие, взятие песочного городка, день "рекордов Гиннеса " и т.д.

· Коллективные творческие дела с целенаправленным нравственным содержанием: все модели работы с детьми имеют нравственный аспект. Однако существуют просвещенческие и тренинговые формы деятельности, несущие этическую направленность. Например: вечер этикета, откровения, гостевой день, гайдаровская разведка, день рождения коллектива, день рождения лагеря, день этикета, диспут, "камертон доброго настроения", комплексная игра, "огонек знакомств" и т.д.

· Коллективные творческие дела в работе с активом: все дети, находятся ли они в лагере или в школе, должны находиться в "самочувствии актива". Будет ли он сменным или постоянным, мы выбираем сами. И работать с ним надо: учить, консультировать, инструктировать, помогать осваивать сферу организаторской работы. Можно использовать коллективные творческие дела - тренинги. Вот примеры некоторых творческих дел - тренингов:

"Геометрическая фигура". Длинные веревки связываются в два больших кольца (веревочных колец столько, сколько создается групп; длина веревки зависит от количества участников). Дети становятся в круг, держась за кольцо веревки обеими руками. Вожатый предлагает ребятам построить квадрат, треугольник, пирамиду, звезду, ромб, закрыв глаза, не выпуская из рук веревку. Участники тренинга имеют право советоваться, разговаривать вслух, искать решение в точно отведенное время. Сначала у ребят может быть растерянность, затем они начинают путь решения, спорить. Кто-то обязательно будет руководить всеми. Эти "кто-то" и есть лидеры.

"Номера". Ребята делятся на группы, например, на три команды. Всем ребятам на спины прикалываются номера, от цифры 1 до цифры 10. По команде вожатого группы перемешиваются. По второй команде надо прибежать к "своим" и выстроиться спиной к вожатому от первой до последней цифры по порядку. Условия можно менять: дети строятся от цифры 10 до цифры 1, т.е. наоборот. Дети строятся так: сначала нечетные цифры, затем четные.

Могут быть и такие варианты: надо построиться по росту; надо построиться в алфавитном порядке, учитывая первую букву, с которой начинается фамилия. Понаблюдайте, как группа выполняет задание. Кто лидирует, кто выполняет задание пассивно. [19]

1.2 Влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личностных качеств и творческих способностей младших школьников

В современном мире в социально-педагогической теории и практике огромное внимание уделяется применению активных форм воспитания и обучения, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. Особенно это актуально для младшего школьника.

Современные дети младшего школьного возраста способны проявить активность, инициативу, творчество, однако реальная практика говорит о том, что в начальной школе в подавляющем большинстве случаев учащиеся пассивно выполняют поручения педагога, тогда как ребёнок способен активно участвовать в общественной жизни, самостоятельно принимать решения в различных ситуациях.

Начальное обучение закладывает фундамент всего дальнейшего учения и развития личности. Формирование личностных качеств ребенка. Особенность воспитания и обучения данной ступени состоит в том, что они осуществляются, как правило, одним педагогом [7].

От умелого руководства, сочетания различных форм работы, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников, зависит социальная успешность детей в будущей, учебной, личной, профессиональной деятельности.

Необходимо обратить внимание на то, что реализация данных подходов должна осуществляться при выполнении совместной деятельности всеми членами коллектива, а значит и развитие лидерских качеств младших школьников должно проходить в коллективной деятельности.

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя роль, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, распределять грамотно обязанности, делить успех и ответственность с другими, дети узнают друг о друге много нового [9].

Развитие всех познавательных процессов, а также творческих способностей осуществляется во время коллективной творческой деятельности. Таким образом, осуществляются два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов, что помогает ребенку преобрсти оыт в общении со взрослыми людьми. Во время планирования и организации КТД его участники приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, по мнению Т.А.Стефановской [9], обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД состоит в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты. В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая психологию, действительно способна творить чудеса. У каждого, кто погружался в чарующую атмосферу коммунарского сбора, участвовал в КТД, магическим образом пробуждался творческий потенциал, возникали самые добрые чувства к своим товарищам [9].

При организации внеучебной деятельности (КТД) взрослый использует такие приёмы, как перевоплощение (фантазирование), экспериментирование (художественно-поисковая деятельность), совмещения (синтез искусств), также эти приемы могут быть использованы на уроках в учебной деятельности.

Эти приёмы дают детям возможность свободно оперировать представлениями, получаемыми на обычных занятиях, активизировать творческое воображение и творческое мышление, вызывают эмоциональный отклик на зрительные и слуховые впечатления, пробуждают желание заниматься творчеством [14].

Чтобы раскрыть особенности развития творческих способностей младших школьников как в учебной, так и во внеучебной деятельности, необходимо обратиться к психологическим особенностям данного возраста [5].

Поступление в школу — переломный момент в, жизни ребёнка. Ведущим видом деятельности для него становится учебная, которая способствует обогащению индивидуального опыта младшего школьника, формированию у него знаний об окружающем мире и о самом себе. [2].

В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов младших школьников, однако среди них особое значение придаётся развитию мышления, которое становится доминирующим и начинает определять работу других познавательных процессов.

В школьном возрасте начинает формироваться новый тип мышления - теоретический, что позволяет младшему школьнику решать задачи, ориентируясь на внутренние существенные свойства и состояния. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение ребёнком отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций. Интеллект стимулирует качественные-изменения всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Понятия учащегося о пространстве и времени становятся более адекватными, обобщёнными в связи с включением операций сравнения, то есть становятся опосредованными. [12].

Мышление младшего школьника неразрывно связано с другими психическими процессами, и прежде всего с воображением.

На начальном этапе школьного обучения воссоздающее воображение детей характеризуется главным образом неустойчивостью и спонтанностью. В ходе учебной деятельности школьники осваивают «совокупность средств внешнего, предметного выражения продуктивного воображения», и чем больше они накапливают знаний, чем богаче их опыт и разнообразнее впечатления, тем более интересные и необычные образы возникают в их воображении. [13].

Особое значение приобретает импровизация, где творческий замысел ребёнка реализуется без предварительной подготовки и сразу в законченном виде. Детям интересно импровизировать и проявлять себя в роли, сочинять и исполнять музыку, создавать рисунок одновременно под влиянием возникающих эмоциональных состояний и мыслей [11].

Рассмотрим особенности развития каждого из компонентов творческих способностей и их показатели.

Когнитивный компонент включает в себя знания (результаты познания), умения (способность успешно выполнять определённые действия), и навыки (выполнение; деятельности без контроля: со стороны сознания и с успешным результатом), помогающие младшему школьнику реализоваться в различных видах деятельности.

В процессе внеучебной деятельности у младшего школьника активизируется« творческое мышление, воображение и образное мышление», а также данные процессы активизируются и в учебной деятельности, например, на уроках технологии, литературного чтения, музыки. Опираясь на имеющиеся знания и культурный опыт, ученики генерируют нестандартные решения предложенных задач, которые отличаются новизной, неповторимостью, что свидетельствует о развитии их творческих способностей [17].

Рассмотрим показатели когнитивного компонента:

1) творческое мышление

2) наглядно-образное мышление

Представленные выше показатели соотносятся с когнитивным компонентом творческих способностей младших школьников.

Эмоциональный компонент творческих способностей представлен позитивным отношением младшего школьника к творческому учителю, к выполняемой деятельности и его собственными эмоциональными переживаниями в процессе вне учебной деятельности [16].

Другим показателем эмоционального компонента творческих способностей, являются - эмоциональные переживания ребёнка в творческой деятельности, возникающие у него в процессе выполнения таких видов деятельности, как музыкальная, изобразительная и игровая.

Следующий компонент творческих способностей — мотивационный представленный системой побудителей, включающей мотивы, интересы, потребности учащегося. Данный компонент позволяет определить личностную значимость для младшего школьника и развития творческих способностей в процессе вне учебной деятельности.

Таким образом, выбор показателей развития творческих способностей соотносится с основными структурными компонентами последних, а изменение каждого из компонентов возможно в рамках специально разработанной программы. Все структурные компоненты взаимосвязаны между собой и их изменение свидетельствует об изменении творческих способностей в целом [16].

Данный вид деятельности позволяет учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. Повторить чью - то авторскую идею КТД невозможно, но “схватить” эту идею, почувствовать её и разработать с детьми в обновленном варианте - уже творчество. Существуют множество моделей работы с детьми. У каждой свой индивидуальный сценарий, своя композиция, своё содержание, свой набор творческих ролей. Здесь очень важен замысел коллективно творческого дела. Сам потенциал коллективной деятельности богат коллективными мыслями самих ребят. Детская импровизация - высшее достижение КТД. И у каждого всё получается по-разному. Любую модель можно насытить содержанием разных направлений воспитательной деятельности. Главное, чтобы дети нашли себя, реализовались в деле, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством.

В работе с КТД педагог постоянно опирается на микроколлективы: команды, группы, звенья, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах то есть их можно менять местами и делегировать обязанности. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Разбить ребят на “группы действия” помогут такие приемы, как жеребьевка, считалка, добровольное желание, заявка на участие. Ребят можно “мешать” по группам, по игровым и даже шуточным приметам: по цвету волос, глаз, росту, именам, по дню рождения, месту жительства и т.д. Можно назвать трех - четырёх первых членов группы, те выберут по одному партнёру, выбранные назовут следующих, так быстро укомплектуется команда. Можно разложить цветные кружочки, эмблемы и другие “амулеты”, дети выберут их произвольно, создав группу [7].

Группа - главный элемент КТД. Учеников надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Если все хотят делать что-то, надо использовать конкурс, если никто не хочет жеребьевку. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности.

КТД позволяет создать широкое игровое творческое поле, результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры и т.д. Выставки, организуемые почти всегда во время поведения КТД, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера.

Большие выставки прикладного и письменного творчества, а так же публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, часто не просто перед ровесниками из параллели, а перед младшими и старшими, создают ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других [18].

КТД - это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

Коллективная творческая деятельность предоставляет возможность ученику:

  • реализовать и развивать свои способности
  • приобретать организаторские навыки
  • развивать творческие способности
  • расширить знания об окружающем мире
  • научиться делегировать
  • приобрести навыки проектирования
  • проявить фантазию
  • закрепить коммуникативные навыки
  • формировать способности к рефлексии (анализу)

Педагогу, родителям и взрослым:

  • развивать творческий потенциал;
  • совершенствовать организаторские возможности;
  • изучить детский коллектив;
  • объединить учащихся, педагогов, родителей;
  • управлять процессом развития личности ребенка;
  • развивать рефлексивные возможности.

КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством. В коллективной творческой деятельности любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества. [14]

Подводя итог, следует отметить, что, формирование личностных качеств и творческих способностей зависят от грамотной организации и проведения коллективной творческой деятельности младших школьников.

В отечественной психологии творческие способности изучаются преимущественно в рамках личностно-деятельностного подхода и определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые обеспечивают успешность осуществления творческой деятельности.

Развитие творческих способностей и личностных качеств в младшем школьном возрасте возможно в специально организованной взрослыми внеучебной деятельности и предполагает изменение структурных компонентов изучаемого феномена. Благоприятными условиями для развития творческих способностей младших школьников являются использование на развивающих занятиях свободной импровизации, синтеза искусств, открытость детей для всего нового, их любознательность, положительное отношение к учителю и ориентация на его творчество, эмоциональная окрашенность выполняемой деятельности.

Коллективная творческая деятельность позволяет создать широкое игровое творческое поле, результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры и т.д. Выставки, организуемые почти всегда во время поведения КТД, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера.

КТД - это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

Глава 2. Организация коллективной творческой деятельности в начальных классах

2.1 Структура коллективных творческих дел

В современной литературе выделяются следующие структуры организации коллективных творческих дел: простая линейная структура, сложная линейная структура и взаимосвязанная структура. Работа по каждой из структур охватывает достаточно большой временной период организации коллективных творческих дел (от одного месяца до четверти и более). Рассмотрим ниже подробнее каждую из структур:

1. Простая линейная структура

Простая линейная структура включает в себя несколько мероприятий (цепь дел), объединенных общей темой или целью.

Рис. 1. Схема простейшей структуры коллективных творческих дел.

https://vuzlit.ru/imag_/16/52455/image001.jpg

На начальном этапе происходит ввод в игровое действие, объясняются правила игры, условия, цепь мероприятий. Учащиеся знают, из чего нужно исходить, через какие промежуточные результаты пройти (какие задачи решить на каждом из мероприятий). Воспитатель помогает детям ставить задачи и находить пути достижения промежуточных результатов каждого дела. Результаты могут быть представлены в виде выступления, творческого альбома и других формах. Подведение итогов изначально поставленной цели всей деятельности проводится на ключевом мероприятии, которое можно провести как праздник, фестиваль. Таким образом, организованное коллективное творческое дело позволяет привлечь к активному действию большее количество участников, заинтересованных общей значимой деятельностью. Коллективно творческое дело этой структуры может охватывать временной период около полугода.

Организовывая деятельность по данной структуре, делают следующим образом: один раз в четверть все участники собираются на коллективное творческое дело, где каждая группа учащихся представила в творческой форме результаты промежуточной работы. Такая организация игровой деятельности учащихся позволяет строить обмен опытом, коллективно открывать мир в живой, увлекательной форме, развивать любознательность, товарищескую взаимопомощь, привлекать родителей в образовательный процесс.

Конечным результатом коллективной творческой деятельности является ключевое дело. На нем подводятся итоги работы, оценивается деятельность каждой группы участников, (могут быть выбраны разные направления работы) и, таким образом, получается общее дело, общий результат, так как каждый из участников продемонстрировал свои достижения и получил еще и новую дополнительную информацию.

Структура называется простой линейной потому, что деятельность учащихся осуществляется в разных формах последовательно: от задания к заданию, от этапа к этапу во всех параллелях классов начальной школы одновременно.

Одновременное начало коллективных творческих дел и подведение итогов в процессе проведения игры, создают элементы соревнования между классами, что поддерживает интерес участников, активизирует их деятельность, формирует потребность в познании окружающего мира.

2. Сложная линейная структура

Рис. 2. Схема сложной структуры коллективных творческих дел.

https://vuzlit.ru/imag_/16/52455/image002.jpg

Организация совместной деятельности согласно этой структуре предполагает совмещение простой линейной структуры и разветвленной. Ключевое основное мероприятие находиться не в конце, при подведении итогов дела, а в середине.

Сложная линейная структура (рис.2) включает в себя начальное мероприятие, основное мероприятие, цепь дел, итоговое дело. На начальном этапе происходит ввод в игровое действие, объясняются правила игры, условия. До основного (ключевого) мероприятия деятельность учащихся организуется по простой линейной структуре. На основном мероприятии участники в творческой форме представляют отчет о проделанной работе. Далее учащимся напоминается цель и планируемый результат коллективного творческого дела. Участникам предлагается посоветоваться и выбрать дальнейший путь деятельности. На выбор им предлагается три пути, три варианта, различающиеся по степени сложности (отражающих количество шагов до достижения главной цели коллективных творческих дел; чем сложнее, тем меньше шагов) и степени самостоятельности. Каждый из вариантов достижения цели может быть представлен детям как карта путешествия или маршрутный лист. Рассмотрим эти варианты.

А) Линейный - отражает простую линейную структуру, учащиеся, передвигаясь по карте путешествия на каждой “станции” выполняют задания последовательно, поочередно.

Б) Проблемный - где известны начальные условия и конечный результат; учащиеся должны открыть для себя промежуточные результаты, то есть найти пути достижения конечного результата. Таким образом, разрешается противоречие между тем, что учащиеся знают и что должны узнать.

В) Программированный - когда учащиеся знают, из чего нужно исходить и что делать для достижения конечного результата, но промежуточные результаты не доводятся, что позволяет учащимся проявить творческую активность.

Таким образом, вторую часть творческого дела каждый класс проходит по разному, в зависимости от параллели классов варьируются задания по степени трудности; варьируются формы деятельности учащихся; на выполнение задания затрачивается необходимое количество времени.

Подведение итогов коллективных творческих дел проводится на завершающем цепь мероприятий заключительном деле (итоговом мероприятии), обобщаются полученные знания, результаты совместной деятельности.

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны сложной линейной структуры организации творческой совместной деятельности:

1)в итоге все участники достигают конечного результата; все становятся победителями, так как каждый проделал большую, выбранную им работу;

2)поддерживается дух соревнования; не обостряется соперничество;

3)повышается интерес творческая активность участников;

4)игра способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательного интереса, сплочению классного и школьного коллектива. К отрицательным сторонам можно отнести только большую трудоемкую организацию работы по этой структуре. Игровая деятельность учащихся, организованная по сложной линейной структуре способствует проведению разнообразной внеурочной воспитательной деятельности.

3. Взаимосвязанная структура

Особенностью взаимосвязанной структуры (рис.3) является то, что при работе над темой творческого дела могут объединяться классы из разных параллелей, но эти объединения не постоянны и существую во времени столько, сколько нужно для выполнения отдельного этапа или задания. Такая организация деятельности способствует сплочению школьного коллектива. [12]

Рис. 3. Схема взаимосвязанной структуры коллективных творческих дел.

https://vuzlit.ru/imag_/16/52455/image003.jpg

На основе коллективного творческого дела строится взаимодействие классов разных параллелей. Каждая параллель классов получает свое творческое задание. В классах проходит работа по поиску информации, ее обработка, обмен полученной информацией с соседями. Таким образом, осуществляется взаимодействие учащихся всей начальной школы. На итоговом коллективном творческом деле представляются самые лучшие моменты, эпизоды той деятельности, которая проходила в классах и между классами, при участии взрослых. Особая, важная роль отводится воспитателям групп продленного дня.

2.2. Организация и проведение коллективной творческой деятельности

В настоящее время принято выделять несколько этапов подготовки и проведения коллективной творческой деятельности (КТД) младших школьников.

Предлагаем рассмотреть эти этапы:

1 этап: этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником - детьми и подростками и взрослыми. При этом используются самые разнообразные приёмы: коллективное общение, «продажа идей», «мозговой штурм» (атака), когда предлагается много невероятных идей.

2 этап: этап начальной организации (коллективное планирование): отбор идей к осуществлению, выборы «совета дела», определение задач и функций каждого члена совета, всех участников, приглашённых, гостей.

3 этап: этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей. Приёмы: различного рода необычные афиши, другие формы оповещения - театрализация, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с предложениями об участии. Создание атмосферы ожидания.

4 этап: этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания): жеребьёвка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи. Подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального кино, видео-оформления [7].

5 этап: этап проведения самого дела.

Здесь выделяются несколько важных шагов:

- Сбор гостей, различные действия в преддверии события (представление гостей, тематические выставки, театрализованные и музыкальные эпиграфы, шуточные испытания, аттракционы, сюрпризы, символические сувениры).

- Торжественное начало, «зачин» - песенное, театрализованное, музыкальное, видеофильм, постановка проблемных вопросов и задач, произнесение вступительных слов, чтение стихов и другое.

- Основная часть - содержание и методика определяются основным видом деятельности, жанром избранной формы, возрастом участников, отобранным и подготовленным содержанием, избранными коллективно приёмами.

- Финальная, завершающая часть - творческое подведение итогов, принятие решения или обращения, награждение победителей, общая ритуальная часть - линейка, итоговая объединяющая песня, театрализованное действие, трогательное прощание и так далее.

6 этап: этап подведения итогов. Сначала - среди всех участников: по кругу или избранно все высказывают своё мнение о том, что было хорошо, что - не очень, и как надо было делать. После этого следует психолого-педагогический анализ проведённого дела, осуществляемый педагогами. Проектируется деятельность на будущее [7].

Каждый из этапов организации КТД оснащен своими методическими приемами. "Финишная" рефлексия – коллективный анализ свершенного – тоже имеет свое методическое обеспечение. По И.П.Иванову на общем сборе обсуждаются три основных вопроса:

1. Что было хорошего, что удалось и почему?

2. Что не получилось и почему?

3. Что предлагаем на будущее?

Принципиальное значение имеет также их последовательность.

Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с "негатива", а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем.

Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, когда "финишная" рефлексия становится "стартовой", у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать.

Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты [7].

Коллективная творческая деятельность будет проходить успешнее тогда, когда ее девизами будут: «Наша цель – счастье людей!» и «Все – творчески, иначе – зачем!»

Перед проведением коллективного творческого дела необходимо создать его план. Планирование КТД должно отвечать на вопросы: кто, почему, когда, где, зачем, что, как.

  • Кто? Участники, зрители, жюри.
  • Почему? Определение актуальности, необходимости.
  • Когда? Определение временных рамок (сроки, продолжительность).
  • Где? Определение возможного места проведения мероприятия.
  • Зачем? Определение целей и задач.
  • Что? План дела, его краткое описание.
  • Как? Подробное описание дела.

Условия проведения КТД

1. Нельзя нарушать последовательность действий при подготовке и проведении любого КТД.

2. Нельзя допускать изменение позиции, роли, которая заранее определена взрослому.

3. Необходимо опираться на свой прошлый опыт, а также знания ребят.

4. Настоящие КТД — это дела, в которых детей и взрослых объединяют общие цели, общие жизненно важные заботы; отношения участников строятся на принципах сотрудничества и сотворчества.

Область действия и содержания КТД сегодня должны отвечать тем процессам обновления, которые происходят во всех областях жизни страны. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли бы общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились бы на принципах сотрудничества и сотворчества [10].

В подготовке и проведении КТД главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения стоились на принципах сотрудничества и сотворчества.

При организации любого творческого конкурса всегда необходимо помнить о десяти главных компонентах успеха:

  • Определить примерные сроки проведения КТД, от чего, и от кого они могут зависеть.
  • Определить место проведения КТД, от чего, и от кого оно будет зависеть.
  • Уточнить место и время КТД, согласовать их с участниками.
  • Разбить подготовку дела на задачи, определить критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них.

Наиболее часто встречающиеся задачи.

  1. Реклама дела.
  2. Поиск ведущего мероприятия.
  3. Подготовка материалов для участников дела (к примеру: в конкурсе шарад участникам понадобится листок и ручка, для конкурса инсценированной - записи песен).
  4. Подготовка материалов для организаторов дела (к примеру: костюмы для концерта, распечатки пропусков и погон для "Зарницы").
  5. Оформление места проведения дела.
  6. Подготовка жури, критериев судейства и подручных материалов для жюри (например, таблички с оценками на КВН).
  7. Подготовка призов победителям.
  8. Подготовка формы дела (к примеру: театральная завязка, подготовка ведущих, подготовка станций, продумывание вопросов к диспуту). Как правило, подготовку формы дела можно разбить на несколько подзадач, которые не обязательно решать сообща.
  9. Согласование с людьми, от которых будет зависеть проведение дела.
  10. Организация прессы: фото, видео, статьи.

Определить методы контроля подготовки дела (назначить время следующего сбора, назначить координатора дела, определить способы общения организаторов КТД между собой).

Определить вероятные препятствия, разработать способы их предотвращения и преодоления. (Пример: на праздничный концерт младшие классы могут прийти в повседневной одежде - необходимо предупредить их заранее, на туристическом слёте может идти дождь - взять с собой плащи).

Определить критические факторы успеха организовать их достижение. Критический фактор успеха - то без чего дело пройти не сможет. (Например: для проведения новогодней сказки нужен актовый зал - если его не откроют, новогодней сказки не будет). Продумать запасные варианты отдельных задач и всего дела в целом.[13]

2.3 Типы, приемы и условия проведения коллективной творческой деятельности

Приемы проведения коллективной творческой деятельности. Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые примеры, использующиеся на всех стадиях подготовки и проведения КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. При этом та или иная проблема обозначается школьниками в результате создания специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна воспитанникам. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.

Один из эффективных приёмов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, - это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки или жребия).

Другим необходимым приёмом этой методики является «мозговая атака», когда ученики в группах путем обмена индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных предложений по решению какой - либо проблемы или задачи.

Часто используется ещё один приём - отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два - три. Выбор этих идей может осуществляется с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска определяют характер, форму своего участия реальным добровольным действием. Когда выбор осуществить сложно, используется ещё один приём - защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив аргументируют свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.[16]

Условия проведения коллективной творческой деятельности. Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определённые условия.

В - первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать извращение позиций, роли, которая определена педагогу, как старшему товарищу.

Во - вторых, подготовка и проведение КТД требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел.

В - третьих необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе; ранее используемые формы КТД - лишь один из компонентов общей системы средств воспитания.

В - четвёртых, важнейшим условием является реализация и развитие идей заботы о себе, друг друге, родителях, близких и далёких людях, окружающем мире. [14] коллективных творческих дел.

Существует три основных типа:

  1. Представление;
  2. Малое творческое дело;
  3. Большое творческое дело.

Большое творческое дело требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам.

Малое Творческое Дело не требует предварительной подготовки от участников -все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.

Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.

Таким образом, малое творческое дело и представление будет являться коллективно творческими делами только для его организаторов.

Стоит особо подчеркнуть, что представление -- это тип коллективно творческих дел, а не его форма.

Примеры типов коллективных творческих дел:

  1. Представление
  2. Коллективные песни;
  3. Игры;
  4. Концерт;
  5. Концертные номера + игры с залом;
  6. Беседы с залом (разновидности диспутов, лекции).
  7. Малое Творческое Дело
  8. Телевизионные игры;
  9. Перемещение по станциям;
  10. Конкурсы;
  11. Несценарные ролевые игры.
  12. Большое Творческое Дело
  13. Конкурс или набор постановок;
  14. Сценарные ролевые игры;
  15. Разновидности диспутов.[15]

В современной литературе выделяются следующие структуры организации коллективных творческих дел: простая линейная структура, сложная линейная структура и взаимосвязанная структура. Работа по каждой из структур охватывает достаточно большой временной период организации коллективных творческих дел (от одного месяца до четверти и более).

Простая линейная структура включает в себя несколько мероприятий (цепь дел), объединенных общей темой или целью. Сложная линейная структура. Организация совместной деятельности согласно этой структуре предполагает совмещение простой линейной структуры и разветвленной. Ключевое основное мероприятие находиться не в конце, при подведении итогов дела, а в середине.

Особенностью взаимосвязанной структуры является то, что при работе над темой творческого дела могут объединяться классы из разных параллелей. Такая организация деятельности способствует сплочению школьного коллектива.

Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества.

  • Первая стадия - предварительная работа.
  • Вторая стадия - коллективное планирование КТД.
  • Третья стадия - коллективная подготовка КТД.
  • Четвертая стадия - проведение КТД.
  • Пятая стадия - подведение итогов КТД.
  • Шестая стадия - последействие.

Существует несколько приемов проведения КТД. Один из эффективных приёмов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, - это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. Другим необходимым приёмом этой методики является «мозговая атака», когда ученики в группах путем обмена индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. Часто используется ещё один приём - отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два - три. Существует три основных типа КТД:

Большое творческое дело (конкурс или набор постановок и т.д.) требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам.

Малое творческое дело (телевизионные игры, перемещение по станциям и др.) не требует предварительной подготовки от участников -- все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.

Представление (игры, концерт, игры с залом и т.д.) вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.

Из всего вышеизложенного мы можем сделать вывод, что коллективная творческая деятельность – является неотъемлемой частью жизни младших школьников, ведь благодаря ей у ребят формируются определенные личностные качества и творческие способности. Они учатся работать в коллективе, принимать общие решения, выслушивать и прислушиваться не только к своей точке зрения, но и к мнению других ребят, приобретают навыки делегирования обязанностей, самостоятельного поиска информации, овладевают организаторскими умениями и навыками, совершенствуют коммуникативные качества, учатся общаться не только с ровесниками , но и со взрослыми людьми, преподавателями.

Следовательно, все перечисленные знания, умения и навыки младших школьников несомненно им пригодятся в дальнейшей жизни и сформируют их мировоззрение, поэтому мы можем сделать вывод, что коллективная творческая деятельность младших школьников – это важное звено обучения.

Глава 3. Организация взаимодействия учащихся в жизнедеятельности класса

Описание практического опыта работы по организации коллективного творческого дела младших школьников

В практической части мы представляем опыт учителя начальных классов, школы №508 по ЮАО, г. Москва, Крикуновой В.Д., было спланировано, организовано и проведено КТД «Путешествие по материкам» в 2 «Б» классе.

Наш 2 «Б» класс – это активный и творческий коллектив детей. В классе 25 человек (12 девочек и 13 мальчиков), чьи способности нужно узнать, проявить и развить; это личности, в которых следует воспитать трудолюбие, товарищество, уважение к людям, ответственность. Этому способствует система коллективных творческих дел, разработанная И.П. Ивановым, профессором, академиком, замечательным педагогом.

Тематика «путешествие по материкам» была выбрана в соответствии с темой учебного процесса, на данный период времени ребята проходили материки.

Предлагаем рассмотреть план КТД.

Таблица 1. План КТД «Путешествие по материкам»

компоненты

⇩проекта

⇩ содержание компонентов проекта ⇩

1

Тема

«Путешествие по материкам».

2

Актуальность

Тема проекта является актуальной так, как она направлена на

формирование у младших школьников основ экологического воспитания, соответствует

школьной программе, имеет важное значение для всего общества.

3

Конечный продукт

Создание творческой карты с материками, животными

и основными достопримечательностями.

4

Цели

1)Создание представления о материках, животных и птиц, которые там обитают, а также об основных достопримечательностях.

2)Развитие у детей творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления, фантазии.

3)Развитие коммуникативной и информативной компетентности, умения работать в командах.

4)Создание положительной мотивации учения.

5)Воспитание любви к природе.

6)Научиться делегировать обязанности.

7) Расширение знаний ребенка о растительном и животном мире, о разнообразии погодных явлений и состояний природы в период весны.

5

Задачи

1) расширить представления о материках, животных и птиц, которые там обитают, а также об основных достопримечательностях.;

2) создать творческую карту;

3) способствовать приобретению детьми навыков самостоятельной поисковой деятельности;

4) расширить словарный запас детей (названия насекомых, растений, природных и погодных явлений);

5) развивать наблюдательность, умение делать самостоятельные открытия.

6

План работы

Кратко опишите формы работы над проектом, укажите сроки и ответственных.

1

Формы работы

Сроки

Ответственные

Индивидуальная форма работы (сбор информации по теме проекта).

27.04.18 – 30.04.18

Все учащиеся класса

2

Работа в команде (создание творческой карты) – 6 команд.

05.05.18, 07.05.18, 13.05.18

Все учащиеся класса

3

Защита проекта

15.05.18

Все учащиеся класса

7

Форма представления проекта

Кратко опишите в какой форме проект будет представлен и где? (презентация, доклад, реферат, конференция, конкурс и т. д.)

1

Демонстрация, созданного в группах, творческой карты материков с животными, птицами и

основными достопримечательностями. Выступление команды с докладом о каждом материке.

8

Наглядное представление проектных данных

Наглядно представьте две возможных версии результатов проекта:

а) положительный результат

б) отрицательный результат

  1. Выполнение в назначенный срок всех заданий.
  2. Создание достойной актуальной творческой карты материков.
  3. Демонстрация проекта проведена в виде устной защиты проекта.

Нет.

Условные обозначения и комментарии

9

Выводы

Сформулируйте выводы, допуская, что результат работы положительный

1

Начиная работу над проектом мы ставили перед собой следующие цели 1)Создание представления о материках, животных и птиц, которые там обитают, а также об основных достопримечательностях.

2)Развитие у детей творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления, фантазии.

3)Развитие коммуникативной и информативной компетентности, умения работать в командах.

4)Создание положительной мотивации учения.

5)Воспитание любви к природе.

6)Научиться делегировать обязанности.

Все цели и задачи мы достигли, учащиеся работа индивидуально, самостоятельно добывали и перерабатывали информацию в рамках темы. Учащиеся были очень активны. Работать над

Проектом было очень интересно и увлекательно. В результате у нас получился красивый и интересный творческий проект о материках. Защита проекта прошла успешна.

Цели достигнуты.

Теперь, предлагаем рассмотреть организацию КТД.

На первой стадии (предварительная работа коллектива) мы определили воспитательные задачи КТД.

Это:

1) расширить представления о материках, животных и птиц, которые там обитают, а также об основных достопримечательностях.;

2) создать творческую карту;

3) способствовать приобретению детьми навыков самостоятельной поисковой деятельности;

4) расширить словарный запас детей (названия насекомых, растений, природных и погодных явлений);

5) развивать наблюдательность, умение делать самостоятельные открытия.Во время стартовой беседы с девочками мы решили, что лучшие стихи, рассказы, сказки будут прочитаны подшефном классе малышам, на родительских собраниях и на классных сборах.

Работа будет продолжаться в течение 1 месяца и на уроках творчества в ней будет принимать участие весь класс. Возглавить коллективное творческое дело должен был классный руководитель.

На второй стадии (коллективное планирование) класс был разделён на 6 команд по принципу (6 материков – 6 команд). Команды были смешенные и разделены с помощью жеребьевки.

Это следующие группы:

    • Евразия,
    • Австралия,
    • Южная Америка,
    • Северная Америка,
    • Африка,
    • Антарктида.

Каждой команде была предоставлена памятка, с тем, что они должны делать и как они должны распределить обязанности внутри группы.

Затем внутри команды были распределены обязанности между участниками (1 ученик ищет информацию о животных, 2 о самом материке, 3 о птицах, 4 о достопримечательностях, 5 о климате).

На третьей стадии (коллективная подготовка КТД) были установлены временные рамки проекта (1 месяц). Все были увлечены делом, радостно и с удовольствием взялись за него, так что такие советы И.П. Иванова на этой стадии КТД, как товарищеский контроль и товарищеское требование, применять не приходилось. Использовалось лишь товарищеское поощрение. Ребята были готовы к творчеству и убеждены в его необходимости и важности. Все были вовлечены в процесс. Активно в течение нескольких занятий создавали творческую карту проекта.

Четвертая стадия – подготовка к проведению. Оформление кабинета, расстановка парт и стульев.

Пятая стадия КТД – это проведение коллективного творческого дела. Защита и презентация КТД проходила в формате устной защиты. Каждая команда представляла свой материк. Результатом коллективного дела стала творческая карта материков. Приложение 1.

Шестая стадия КТД (коллективное подведение итогов). На коллективном подведении итогов мы сделали выводы, что получилось, что нет. С какими проблемами столкнулись. Какие выводы стоит сделать. На общем сборе мы пришли к выводу, что КТД сплотило ребят, заставило их требовательно относиться к себе и другим, интереснее стала классная жизнь.

На основании, проведенного нами КТД, мы можем сделать вывод, что совместная работа крайне положительно отразилась на ребятах. Они научились работать вместе, научились делегировать полномочия, грамотно распределять обязанности, выслушивать чужую точку зрения, овладели навыками самостоятельного поиска информации по определённой теме, а также овладели организаторскими способностями.

Заключение

Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при активной роли взрослых. Взрослые создают условия для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Организовывая творческую деятельность по рассмотренным выше структурам, можно выявить, что это дает хорошие возможности для плодотворного сотрудничества детей, детей и взрослых. Позволяет расширить поле позитивного общения, вовлечь в совместную творческую, социально значимую деятельность большее количество детей и взрослых. Работа над темой по данной структуре делает жизнь общешкольного коллектива насыщенной, яркой, интересной. Становления творческой личности вызывается определенным социальным заказом общества, характерным на данный период, внутренней потребностью личности с учетом ее защищенности в жизни. Одной из эффективных технологий воспитания признана коллективная творческая деятельность.

Подводя итог, следует отметить, что, формирование личностных качеств и творческих способностей зависят от грамотной организации и проведения коллективной творческой деятельности младших школьников.

В отечественной психологии творческие способности изучаются преимущественно в рамках личностно-деятельностного подхода и определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые обеспечивают успешность осуществления творческой деятельности.

Развитие творческих способностей и личностных качеств в младшем школьном возрасте возможно в специально организованной взрослыми внеучебной деятельности и предполагает изменение структурных компонентов изучаемого феномена. Благоприятными условиями для развития творческих способностей младших школьников являются использование на развивающих занятиях свободной импровизации, синтеза искусств, открытость детей для всего нового, их любознательность, положительное отношение к учителю и ориентация на его творчество, эмоциональная окрашенность выполняемой деятельности.

Коллективная творческая деятельность позволяет создать широкое игровое творческое поле, результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры и т.д. Выставки, организуемые почти всегда во время поведения КТД, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера.

КТД - это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

Мы можем сделать вывод, что коллективная творческая деятельность – является неотъемлемой частью жизни младших школьников, ведь благодаря ей у ребят формируются определенные личностные качества и творческие способности. Они учатся работать в коллективе, принимать общие решения, выслушивать и прислушиваться не только к своей точке зрения, но и к мнению других ребят, приобретают навыки делегирования обязанностей, самостоятельного поиска информации, овладевают организаторскими умениями и навыками, совершенствуют коммуникативные качества, учатся общаться не только с ровесниками , но и со взрослыми людьми, преподавателями.

Следовательно, все перечисленные знания, умения и навыки младших школьников несомненно им пригодятся в дальнейшей жизни и сформируют их мировоззрение, поэтому мы можем сделать вывод, что коллективная творческая деятельность младших школьников – это важное звено обучения.

В ходе теоретического анализа по теме было исследовано, что коллективная творческая деятельность является эффективным средством формирования и развития личностных качеств младших школьников. Это мы смогли проверить в ходе проведения КТД в школе № 508 по ЮАО г. Москвы.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в введении, подтверждена. Поставленные цели и задачи достигнуты.

Библиографические ссылки

Описание книг одного – трёх авторов

  1. Артемьева Т. И. Развитие личности и её способностей Проблемы психологии личности. Сборник. М.: Наука, С.2003. -243.
  2. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей М.: Наука, 2006. - 184с.
  3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М, 1960, с. 224--234.
  4. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии: Сборник научных трудов. - М.: Наука, 1966. - С. 236-278.
  5. Давыдов В.В. Проблема деятельности как способа человеческого бытия и принцип монизма // Деятельность: теория, методология, проблемы. М.,1990.
  6. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М., 1968.
  7. Иванов И.П. Методика Коммунарского воспитания./ И.П. Иванов Просвещение 1990. - с. 59-63.
  8. Краевский В. В. Методология педагогики: анализ с позиции практики // Советская педагогика.1989. № 7. С. 33.
  9. Стефановская Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности /Т.А.Стефановская. - М., 2005. - С. 55-78.
  10. А.Д., Фейджин Р.Е. Определение понятия системы // Исследования по общей теории систем. М., 1966, с. 252.
  11. Холл А. Опыт методологии для системотехники. -- М.: Советское радио, 1975. -- 448 с.
  12. Платонов К. К. Проблемы способностей - М.: Наука, 2003. С. - 312.
  13. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. – Екатеринбург: У - Фактория, 2006. – С. 192.
  14. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Педагогический поиск, 2001. – С.14

Описание учебников и учебных пособий

  1. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие по курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, С. 2006. – 276.
  2. Душина И.В., Методика обучения в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов М.Дрофа, 2007.
  3. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Вопросы психологии. 2014. – № 5. – С. 37.

Ссылки на интернет ресурсы

  1. http://pedtech.narod.ru/uchebnik/lec3-1.htm
  2. http://www.infovolga.ru/school/pioner/shpa/ktd.htm

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/83/297/83297963_large_rastfr082.pngПриложение 1.

Памятка

  1. Животный мир материка
  2. Климат материка
  3. Население
  4. Растительный мир материка
  5. Самые крупные реки, озёра, водопады материка
  6. Самые известные достопримечательности материка

D:\ВЕРА\РАБОТЫ\для работы\практика УРОКИ\проект материки\подготовка проекта\ueOOeu4GCu0.jpg

D:\ВЕРА\РАБОТЫ\для работы\практика УРОКИ\проект материки\подготовка проекта\YymytC7kvTc.jpg

D:\ВЕРА\РАБОТЫ\для работы\практика УРОКИ\проект материки\подготовка проекта\dRNbMLO5nug (1).jpgD:\ВЕРА\РАБОТЫ\для работы\практика УРОКИ\проект материки\подготовка проекта\rCN_oQkiIoI.jpg

D:\ВЕРА\РАБОТЫ\для работы\практика УРОКИ\проект материки\подготовка проекта\ombui17oEvQ.jpg D:\ВЕРА\РАБОТЫ\для работы\практика УРОКИ\проект материки\подготовка проекта\GuZ_jlrKvkA.jpgD:\ВЕРА\РАБОТЫ\для работы\практика УРОКИ\проект материки\подготовка проекта\GQ_zkHsIag0.jpg