Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Цветовая организация произведения Винсента Ван Гога "Хижины"

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Тема моей курсовой работы «Цветовая организация произведения Винсента Ван Гога «Хижины».

Объект исследования - описание репродукции картины Винсента Ван Гога «Хижины» (сюжет, стиль).

Предмет исследования - анализ цветовой организации живописного произведения Винсента Ван Гога «Хижины».

Научная и информационная база проделанной работы. Информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ

1.1 Краткий анализ творчества Винсента Ван Гога в контексте эпохи

Вaн Гог стал одним из великих художников-постимпрессионистов.

Винсент Вaн Гог показывал свое видение мира на холсте. На него оказали большое влияние некоторые художники, такие кaк Эдуард Мaне, Огюст Ренуар и Кaмиль Писсаро. Они привлекли его внимание тем, что отказались от привычных традиций того времени рисовать в душных мастерских и выходили со своими мольбертами на пленер.

К тому же, они запечатлевали жизнь такую какая она есть, без прикрас и роскоши. Ван Гог в своем творчестве продвинулся дальше. Он больше старался передать чувства на картине, чем точно копировать формы.

Он создавал трагические образы в болезненно-напряженной, максимально экспрессивной манере, построенной на контрасте цвета, нервного ритма, на легкой динамике пастозного мазка («Ночное кафе», 1888; «Пейзаж в Овере после дождя», 1890). Рисовать Ван Гог начал только в 27 лет и занимался творчеством всего лишь одно десятилетие[8].

Он одушевляет мир вещей, наделяя его собственной печальной безысходностью.

Эпоха импрессионизма стала заключительным этапом в живописи 19 века, и выпала на последнюю треть столетия. Художники импрессионисты подошли к изображению реальности куда более революционно. У них была цель передать не саму природу, и не образы в деталях, а то чувство, которое производит то или иное явление.

Подъем пейзажной живописи означало развитие пленерного пейзажа, связанного с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок. Художник мог работать в удалении от своей мастерской, на природе, при естественном освещении. Это заметно пополнило выбор мотивов, приблизило искусство к зрителю, дало возможность творцу воплотить свои непосредственные эмоциональные впечатления в своих картинах.

Если в былые времена, особенно при главенстве академизма, пейзаж относился к «второстепенному» жанру живописи, то, особенно начиная с импрессионистов (с их, несомненно, ведущим пейзажным приоритетом) как и прежде, это направление показано в творчестве многих художников и владеет вечным интересом почитателей живописи. При взгляде на выдающиеся пейзажные произведения можно едва ли не физически осязать дуновение ветра, запах моря, тишину снега или шум листвы.[11]

1.2 Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей

Оригинальностью техники, в которой работал Ван Гог, является ярко проявленная пастозность мазков. Это главный прием, которому нужно научиться в процессе работы над этой картиной. Чтобы задать правильный ритм этой композиции, сначала стоит внимательно приглядеться и понаблюдать за направлением течения мазков (рис.1.1).

Рисунок 1.1 Направление мазков краски в картине

Особенно это касается той части картины, где изображено небо и поле. Ван Гог достигает внутренней экспрессии при помощи особых приемов наложения краски резкими, иногда зигзагообразными, а чаще параллельными мазками, как в упоминаемых уже «Хижинах», где земля и хижины написаны мазками, идущими в одном направлении, а небо — в другом. Это умножает общее впечатление драматичности. Ван Гог по большей части писал с натуры, но даже его этюды имеют характер законченного произведения, ибо он не отдается до конца прямому впечатлению от натуры, а привносит в образ свой глубокий ансамбль идей и чувств, усиленную чувствительность к неприглядности и диссонанса жизни, многообразные ассоциации и прежде всего сильное сострадание к человеку, соединенное с обреченной трагичностью.[10]

Вывод по главе 1: Для Ван Гога цвет был приспособлением, позволяющим максимально полно выразить себя, своё отношение к людям и природе, своё представление жизни. Он, по его словам, желал «выразить мысль излучением светлого тона на тёмном фоне, надежду - звездой, горение - лучами заходящего солнца». Интересно то, что этот человек, чья жизнь была не самой лучшей, мастер, живший очень бедно и закончивший свою жизнь в лечебнице для душевнобольных, смог овладеть силой цвета, которой подвластно отражать чувства, влиять на них, дарить людям надежду и радость. Драматическая судьба Ван-Гога будто возродилась в его картинах. Художнику, которому было отказано в любви, дружбе, а то и просто в человеческом участии, проявлял все эти страдания в своем творчестве изменяя цвета красок он передавал более глубокий смысл своих картин.

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОРИГИНАЛА КАРТИНЫ

2.1 Общий колорит

В письмах к брату Тео живописец разъяснил изображаемое на картине «Хижины». Он писал, что выбрал для реализации на холсте старые домики, которые покрыты соломой. Для переднего плана картины выбрал хлеба и цветущий горох, а для дальнего – холмы и небо. Я вижу на полотне 1890 года реализацию замысла Ван Гога. Изображена динамичная картина природы. Несколько одноэтажных хижин скомпонованы в разных ракурсах. Маленькие дома выглядят уютными и освоенными. Из труб на крышах вздымается дым. Вдали возвышаются крутые холмы, заросшие травой и одиночными деревцами. Синеватое небо кое-где застлано приближающимися густыми облаками, а где-то превращается в яркий ультрамарин. Произведение «Хижины» выделяется спокойствием цветовой гаммы. Отличается на таком фоне красная крыша одной хижины.(рис.2.1)

Рисунок 2.1 Тон крыши

Содержимое картины клубится и играется, делая пейзаж воистину природным и живым. [7]

В «Хижинах», как и в других картинах того периода, царит спокойный колорит с преобладанием теплых бледно-жёлтых и холодных сине-зелёных оттенков(рис.2.2).

Рисунок 2.2 Основные цвета в картине

Однако художественная манера все еще неспокойна, земля и хижины написаны мазками, идущими в одном направлении, а небо — в противоположном. Это увеличивает общее впечатление драматичности. Тому же служит резко звонкий цвет: зелень травы на склоне(рис.2.2), где лепятся хижины, и яркая синева неба. В картине создано глубокое пространство за счет ярких хижин и более приглушенных полей. Также в произведении четко яркого неба.

Рисунок 2.2 Цвета которыми написан склон

Динамизм мазков, максимальная насыщенность красочных тонов помогают художнику передать всю сложность его мировосприятия. В данной картине присутствует дневное естественное освещение.

2.2 Анализ колористических решений

Цвет играет большую роль в картине. В произведении присутствует контраст по цвету, теплого и холодного. Контраст теплого и холодного передает ощущение воздушности. (рис.2.3)

Рисунок 2.3 Контраст теплого и холодного

Цветовых пятен несколько. Это небо, дома и поле. Объем создается за счет глубины цвета и линейной перспективы. Цветовой узел картины это крыши хижин, они выделяются самыми теплыми яркими цветами, которые контрастируют на фоне других цветов(рис.2.4).

Рисунок 2.4 Цвета которыми написаны крыши хижин

Пространство доминирует над предметом. При рассматривании картины первый взгляд падает на хижины, затем на поле и в последнюю очередь на задний план. Равновесие достигается за счет наклонной композиции, равновесия ярких и более приглушенных цветов. (рис.2.5)

Рисунок 2.5 Пример ярких и приглушенных цветов

Эмоциональное воздействие цвета очень сильное. Пейзаж тихий, обыденный и в то же время беспокойный. Художник отказался от локального цвета, то есть цвета, передаваемого как собственный цвет предметов, независимо от окружения и доминирующего ключа, он задается тоном неба. (рис. 2.6)

Рисунок 2.6 Тон неба

2.3 Цветовая и тональная организация

Самую большую роль в произведении Ван Гога играет цвет и тон. С помощью нее мы видим объемность, глубину картины. (рис.2.7)

Рисунок 2.7 Тональность картины

Фактура является определяющим фактором выразительности: мазок густой, свободный. (рис 2.8)

Рисунок 2.8 Мазок используемый в картине

Я думаю, что автору не составляло труда работать с маслом и в своей технике. Он делал это быстро и легко. Картина характеризуется открытым пейзажем.

Вывод по главе 2: Произведение не во многом отвечает критерию линейности, а скорее выражает как раз живописность. Спокойный колорит и динамичные неспокойные мазки – все так, как в душе самого Ван Гога в то время. Картина обоснована и скомпонована очень скрупулезно: она кажется уравновешенной благодаря наклонной композиции и гармоничному подбору палитры. Ее цветовая гамма не может не удивлять уникальным сочетанием насыщенного бледно-желтого, насыщенного изумрудного, до черноты зеленого и коричнево-шоколадного. Поля кажутся по-настоящему волнующими, домики навевают уют, а задний план бескрайним. Какое бы не было душевное состояние Ван Гога на тот момент, картина «Хижины» не оставит равнодушным человека, увидевшего хотя бы ее репродукцию.

ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА КОПИРОВАНИЯ КАРТИНЫ

Кисти: синтетические плоские, от №5, №10

Краски: белила, лазурь железная, красная, охра светлая, сажа газовая, фиолетовая светлая, зеленая темная, ультрамарин, кадмий желтый, сиена жженая.

Намечаю основные объекты картины: линию горизонта, холмы, кусты, домики, направление вихрей на небе. После того, как разметила все основные детали композиции, крашу всю картину основными цветами без деталей. Далее приступаю к «штриховке» кистью и гуашью, следя за направлением мазков. Под конец уточняю объекты, четкие контуры.

Вывод по главе 3: в этой курсовой работе я попробовала для себя что-то новое в живописи, в данном случае это стиль постимпрессионизм. Мне понравился этот эксперимент. Для меня это опыт, который поможет мне в будущем. Так же, изучая разные стили, это поможет найти свой собственный стиль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе была изучена цветовая организация, а также интерпретация картины Винсента Ван Гога «Хижины». Для выполнения данной работы изучена необходимая литература, проведен анализ и создана цветовая и графическая схема картины Ван Гога. Дана характеристика творческому методу и колористическому решению характерному живописным произведениям художников второй половины XIX века. Полно представлена жизнь и творческий путь художника.

Определяющее значение в восприятии художественных образов той или иной картины имеет характер и отношение художника к жизни. Тон работы и ее цветовая гамма интерпретирует внутреннее состояние или временное расположение духа автора и определяют настроение работы, влияя на ее понимание зрителем.

Цветовая гамма картин Ван Гога имеет в виду по большей части борьбу цветов: охра желтая, желтый крон, кадмий желтый, оранжевый крон, вермильон, прусский синий, ультрамарин, свинцовые и цинковые белила, изумрудный, краплак, охра красная, сиена и черный. Я считаю, что творчество Винсента Ван Гога это олицетворение гораздо большего, чем новое художественное направление. Возможности данной техники способны продемонстрировать особенные черты графических приемов и использования цвета. Цветовой контраст – это ясно выраженная разность между двумя цветами. В отличие от колорита, контраст существует в природе. Но в художественном произведении контраст употребляется осознанно.

Список использованных источников

Основная литература

  1. Дрозд, А. Н. Декоративная графика: учебное наглядное пособие – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  2. Смекалов, И. В. Изучение классических произведений живописи дизайнерами: учебно-методическое пособие. / И. В., Смекалов, С. Г.Шлеюк; Оренбургский гос. ун-т – Оренбург: ОГУ, 2014. – 97 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru

Дополнительная литература

  1. Кандинский В. В. О духовном в искусстве (живопись) . – 1989. –73– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  2. Омельяненко, Е.В. Основы цветоведения и колористики: учебное пособие / Е.В. Омельяненко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», Педагогический институт. – 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2010. – 183 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  3. Шиков, М.Г. Рисунок. Основы композиции и техническая акварель: учеб. пособие / М.Г. Шиков, Л.Ю. Дубовская. 2-е изд., стер. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 167 с., илл. http://biblioclub.ru/
  4. Шевелина, Н. Ю. Графическая и цветовая композиция. Пропедевтика: практикум. / Н. Ю. Шевелина. – Екатеринбург: Архитектон, 2015 – 33с. http://biblioclub.ru/
  5. Коллекция: мировая художественная культура. Российский образовательный портал [электронный ресурс] – URL: http://artclassic.edu.ru (дата обращения 20.12.2018).
  6. Известные картины мира [электронный ресурс] – URL: http://peresvetovgallery.ru (обращение 16.12.2018)
  7. Голландский период Ван Гога [электронный ресурс] – URL: https://artrue.ru (обращение 16.12.2018)
  8. Государственный Эрмитаж [электронный ресурс] – URL: http://edu.hermitage.ru (обращение 16.12.2018)
  9. Описание картин [электронный ресурс] – URL: http://opisanie-kartin.com (обращение 16.12.2018)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Копия картины «Хижины»

Приложение 2

Фотокопия репродукции картины

Приложение 4

Список используемых терминов

Аддитивные смеси — смеси цветов, основанные на их сложении и независимые от их спектрального состава.

Ахроматические цвета — цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте (белые, серые и черные цвета).

Выступающие (отступающие) цвета — цвета, субъективно кажущиеся ближе (дальше) своего фактического положения в пространстве.

Вычитание цветов — процесс образования цвета в результате поглощения части световых лучей.

Дополнительные цвета — два цвета, дающие третий — ахроматический, при оптическом смешении в определенных количественных соотношениях. дополнительные цвета антагонисты, находятся напротив, на прямо-противоположной стороне цветового круга.

Интенсивность цвета — качество цвета, зависящее от его светлоты и от его насыщенности.

Колориметрия — наука о способах измерения (определения) цветов, выражающая каждый цвет посредством трех величин: коэффициента отражения (доли падающего света, отражаемой данной цветной поверхностью), длины волны спектрального цвета (одинакового по оттенку) и процента чистоты (то есть доли участия чистого спектрального цвета в общей яркости цвета).

Контраст цветов — изменение цветов под влиянием других, окружающих их цветов (одновременный контраст) или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся (последовательный контраст).

Контрастные цвета — цвета, наблюдающиеся на ахроматических поверхностях в результате влияния окружающих или соседних хроматических цветов (несколько отличаются от дополнительных).

Локальный цвет — основной цвет объекта, не претерпевший изменений под воздействием освещения и окружающей среды.

Насыщенность цвета — степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического; степень цветности.

Независимые (бесфактурные) цвета — цвета, не локализующиеся в пространстве и не выявляющие поверхности, ее фактуры и рельефа.

Неизбирательное поглощение — поглощение, при котором различные спектральные лучи поглощаются в равной мере.

Объемные цвета, пространственные цвета — цвета, воспринимаемые в трех измерениях.

Основные свойства цветов — светлота (англ. Brightness), цветовой тон (англ. Hue) и насыщенность (англ. Saturation).

Основные цвета (цвета первого порядка) — три цвета (киноварно-красный, изумрудно-зеленый и ультрамариново-синий), которые нельзя получить путём смешивания. Но, путем оптического смешения этих основных цветов можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов.

Оттенок — градация цветового тона в пределах одного цвета.

Поверхностные цвета — цвета, выявляющие фактуру и рельеф поверхности.

Полутень — промежуточные градации яркости между тенью и освещенными участками поверхности объемного объекта.

Пространственное смешение цветов — один из видов оптического смешения цветов; слияние различных мелких цветовых образов на расстоянии, с образованием суммарного (общего) цвета.

Светлота (англ. Brightness) — качество цвета, в отношении которого его можно приравнять к одному из оттенков ахроматической (бело-серо-чёрной) шкалы; относительная яркость.

Светлотные (яркостные) отношения — относительные отличия цветов по светлоте (по яркости).

Светотень — распределение яркостей по поверхности освещенной объемной формы; совокупность яркостных градаций на объемной форме, обусловленная освещением.

Теплые цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, оранжевые желто-оранжевые, желто-зеленые цвета спектра.

Тон (в терминологии художников) — термин, употребляющийся в двух значениях: 1) для определения яркости цветов или поверхностей, 2) для определения цветности, то есть цветового тона.

Тональность — подчиненность всех цветов композиции условиям единства среды.

Трансформация цветов — нивелирование изменений в цвете, вызванных освещением, при осознании условий этого освещения.

Фактура — видимое строение (структура) поверхности.

Холодные цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: голубо-зеленые, голубые, голубо-синие, синие, сине-фиолетовые.

Хроматические цвета — цвета, обладающие цветовым тоном; все цвета, кроме ахроматических (белых, серых и черных).

Цветовой круг (спектр) — расположение всех цветовых тонов по окружностям: замкнутый ряд цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону, причем цветовой тон изменяется в последовательности спектра, замкнутого, через пурпурные цвета.

Цветовой тон (англ. Hue) — качество цвета, в отношении которого цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных; выражается словами: красный, оранжевый, желтый, зеленый и т. д.; качество, определяющее место цвета в цветовом круге.

Цветовые отношения (отношения цветов) — относительные отличия цветов, в основном по цветовому тону.

Яркость — количество света, отражаемого в определенном направлении и приходящееся на единицу площади поверхности, видимой с этого же направления.

Яркостные отношения цветов — отношения цветов по светлоте.

Приложение 5

Справка об антиплагиате