Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Цветовая организация произведения Андре Дерена «Портрет Анри Матисса»

Содержание:

Введение

Тема моей курсовой работы «Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения Андре Дерена «Портрет Анри Матисса».

Объект исследования – описание репродукции картины Андре Дерена «Портрет Анри Матисса»

Предмет исследования – анализ колористической, цветовой и тональной организации живописного произведения Андре Дерена «Портрет Анри Матисса».

Научная и информационная база проделанной работы. Информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.

В процессе выбора темы для курсовой работы я обратила внимание на картину Андре Дерена «Портрет Анри Матисса». Проанализировав эту картину и вникнув в характер исполнения Андре Дерена его произведений, я получила большое количество полезной и актуальной информации, которая позволит мне улучшить свои художественные навыки и расширить круг знаний в сфере изобразительного искусства.

Также я захотела выбрать эту картину из-за того, что очень люблю портреты. Рисую их с самого детства и очень бы хотела узнать новые техники написания, приобрести опыт в выборе красок, правила постановки натурщиков и многое другое.

Данные знания очень помогут в моей будущей профессии дизайнера, так как в дальнейшем мне предстоит работать с цветом, тоном и композицией, организацией объектов и их составляющих.

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ

1.1 Краткий анализ творчества Андре Дерена в контексте эпохи.

Андре Дерен (;родился 10 июня 1880 г. — умер 8 сентября 1954 г.) был выдающимся французским живописцем, графиком, декоратором театральных постановок, скульптором, испытавшим многообразные модернистские течения в живописи. Творчеству Дерена характерна виртуозная работа с контрастами цветовых пятен и геометрических форм. Он рисовал картины в стиле фовизма, пуантилизма, затем примкнул к кубистам, позже — к классике. Живописец впервые обратил на себя внимание ценителей прекрасного на Осеннем Салоне 1905 года и на Салоне независимых в 1907 году. В тот период в его художественных произведениях присутствовала экзальтация цвета, доминирующая над очертаниями реальных предметов. Андре Дерен, обладая обширными историко-художественными познаниями, считал искусство «памятью поколений» В 1908 году стилистика шедевров Дерена меняется под влиянием кубизма. Появился консерватизм по отношению к цвету, рационалистическая четкость композиций и упрощённая геометрия.
После долгой службы в армии (1900—1904) художник на два года (1905—1906) уехал в Великобританию, где создал свои знаменитые виды Гайд-Парка и набережных Темзы. Эти пейзажи, выполненные в духе фовизма, проникнуты стремлением передать напряжённость жизни природы; их декоративный эффект основан на предельно интенсивном звучании крупных пятен чистых контрастных цветов («Лондонская гавань», 1906, Галерея Тейт, Лондон). Картины Дерена сразу же привлекли внимание публики на Осеннем Салоне 1905. Мощные работы Дерена по заявленной чистоте, ярким цветам представляли движение фаувизма. Его портрет Матисса (1905, музей искусств Филадельфии) является характерным для фаувистов. Не смотря на это, рано в своей биографии Андре Дерен открыл тенденцию грядущих архитектурных расположений и форм. Творчество Дерена понемногу переходило к более консервативным выражениям. Около 1909 г. стиль Дерена меняется под влиянием П. Сезанна и раннего кубизма; его картинам становятся присущи рационалистическая чёткость композиций, геометрическая упрощённость и весомость форм. Сдержанный и хмурый колорит картин этого периода строится на зеленоватых, бурых и свинцово-серых оттенках. В 1910-е гг. в творчестве художника появляются сумрачность и застылость образов, темы тоскливого однообразия провинциальных будней («Субботний день», 1911-14, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), а с 1920-х гг. он обращается к строгому, классическому рисунку, часто прибегая к стилизации творчества своих предшественников. Несмотря на это, сохранив в лучших своих произведениях глубоко индивидуальный стиль, Дерен по праву считается одним из ведущих художников XX века.

1.2 Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей

Картина «Портрет Анри Матисса» нарисована в 1905 году. Размер картины: 46,5×34 см. Выполнена на холсте маслом. Дерен написал портрет Анри Матисса, а Матисс написал портрет Андре Дерена. Всё это произошло в предшествующее рождению фовизма лето 1905 года. Дерен по приглашению старшего товарища гостил у Матиссов в Коллиуре – маленьком рыбацком городке на побережье Средиземного моря. В разговорах, в работе, в неистовстве природы и цвета рождалось «искусство диких»

.Под чутким руководством Матисса Дерен открывал мир цвета и был настолько вдохновлён перспективами, что называл все свои прошлые опыты смешными.

Матисс на этом портрете кажется не написанным, он словно вылеплен цветом, словно Дерен ваял его лицо и фон красками. Плотные, густые теплые оранжевые, сине-зеленые и розовые пятна формирует лицо художника. Контраст освещенной яркой стороны лица и затененной сине-зеленой придает образу монументальность.

Черные и коричневые плотно положенные мазки создают волосы и бороду, рубашка написана прохладными синим и голубым цветами. Трубка – полоска яркого кармина, фон – широкие желто-зеленые мазки. На портрете почти нет линий – разве что ухо и плечо справа слегка очерчены контуром, прочее создано исключительно цветом.


На глазах Матисса очки, тонкие дужки заметны на висках. Взгляд его спокойный, углубленный в себя. Трубка и очки – своеобразные символы особого положения Матисса, его статуса мэтра среди более молодых соратников по фовизму. Матисс занимает всё пространство портрета, макушка даже частично срезана, что символизирует масштаб фигуры не в смысле ее физических размеров. Поместить изображаемого на холст Дерену вполне по силам, но Матисс выходит за пределы холста.

«Портрет Матисса» реалистическим уж точно не назовешь. Но удивительное дело – не узнать на нем маэстро невозможно

Вывод по главе 1: Благодаря анализу творчества и жизни Андре Дерена я узнала об авторе моей курсовой работы очень многое. Без удивления, оно оказалось достаточно интересным и познавательным. Его история начала творчества нестандартна, благодаря чему, вызывает еще больший интерес к его твореству

Хоть у Андре Дерена было много нестандартных художественных техник, которыми он владел, как фовизм, в котором выполнена рассматриваемая мной картина, на мой взгляд, во всех его работах проглядывается свой собственный стиль.

Даже несмотря на то, что его работы были написаны около 100 лет тому назад они все равно являются актуальными и к тому же интересными для нынешнего поколения. Также потрясающая игра с цветом и превосходная передача фактуры, которая не может оставить равнодушным зрителей.

Его творчество наверно актуально из-за того, что картины того времени имеют свою историю и свою какую-либо определенную технику написания, которую сложно встретить в 21 веке.

Вывод к главе 1: бесспорно, творчество Андре Дерена является незабываемым. За техникой его работ можно наблюдать очень долго, разглядывая каждые мазки краски и движения кисти. Непринужденность в работах и чувства легкости то, чем можно вдохновляться. Каждая его работа имеет свою историю и несмотря на то, что его картины были написаны более 100 лет назад они все равно считаются красивыми, неповторимыми и пользуются спросом. Именно такими работами хочется вдохновляться, любоваться и черпать из них новые идеи для своего творчества.

Дерен впечатлял своим необычным подходом к выполнению своих работ. Каждый мазок настолько пластичен, что выглядит, как пластилин. У него было видение черт лица четким и резким, но предельно понятным и предельно правильным.

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОРИГИНАЛА КАРТИНЫ

2.1. Общий колорит

Колорит изображения— это общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков. гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом.

До сих пор четкого определения колорита нет. Под колоритом принято подразумевать систему цветов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении (искусства или дизайна), образующих эстетическое единство и выражающее какую-либо мысль, чувство, состояние природы или человека.

Для общего характера колорита чрезвычайно важно преобладание в нем холодных или теплых тонов. Теплыми называются такие тона, которые близки к желтому, красному. Они как бы согревают, радуют глаз, в то время как тона, близкие к синему или зеленому, успокаивают живописную поверхность, нейтрализуют ее. Могут ассоциироваться с чем-то холодным или темным.

Колорит данной картины Андре Дерена выдержан в теплых и в холодных тонах: фон картины –теплый. Лицо примерно симметрично разделено на теплую и холодную стороны, поэтому сочетание тонов приятно глазу и создает гармоничное сочетание.

Сама картина имеет открытые базовые цвета цветового круга, такие как желтый, красный и синий. Все другие цвета можно считать сложными. В целом общий колорит картины удивляет разнообразием мазков смешанных цветов.

Синим цветом Дерен изобразил одежду Матисса, Этот цвет добавляет статности и уверенности Матиссу.

Красным цветом написаны многие детали портрета, которые создают общую массу бороде, подчеркивают черты лица и делают некий акцент на мундштуке.

Желтым цветом изображены части фона и стаммель.

2.2 Анализ композиционных решений

Картина Андре Дерена– является портретом. Размер оригинала картины А.Дерена составляет 46,5 на 34см, холст прямоугольной формы.

Композиция картины является открытой. Ощущение простора передается открытой композицией. Основные направления линий – от центра. Как правило, строится несколько композиционных узлов, используется ритм.

В этой композиции присутствует фокусирование взгляда на центре композиции из-за темного акцента в виде бороды и акцентировано-светлом лице. Сама композиция настолько правильная, что нет необходимости додумывать детали, как фон или продолжение одежды. Главным является именно-лицо.

Основные композиционные линии и последовательность рассматривания: На притягивающем внимание «Портрете Анри Матисса» передним планом картины является сам главный герой, так как -это портрет, нет необходимости дробить картину на планы. Персонаж настолько яркий, что забирает на себя все внимание. Несмотря на это есть интересные моменты в картине, помимо грамотно изображенного лица. Вторым делом взгляд падает на курительный аппарат. У персонажа изо рта видна крупная курительная трубка, располагаемая в нижней центральной части картины. Она также подчеркивает статность и вальяжность Матисса. Борода изображена прерывистыми мазками, благодаря чему, создается такая ее легкость и объем. Изображена она в холодных оттенках, таких как: бордовый, темно-синий, болотный и др. Поэтому только потом рассматривается рубашка нейтрального голубоватого цвета. Последним глаз привлекает спокойный, но в то же время нескучный фон.

1

2

3

4

Рис.2.1. Что это за рисунок.

Композиционная схема и ее функции: представленная картина в моей курсовой работе –портрет. Размер этого художественного произведения является 46,5 на 34см.По моему мнению в этой картине присутствуют круговые схемы в построении. Главный действующий объект обычно размещается на картине вблизи его оптического центра. Это позволяет зрительно охватывать взором всю картину сразу и воспринимать содержание на большом расстоянии.

У меня было очень много раздумий над схемой в этой картине, поэтому я решила сделать три окружные схемы.

Основные композиционные линии и последовательность рассмотрения: 1 круг – это центральный круг, который является на этой картине лицом, 2 круг –это лобовая часть, 3 круг –это туловище и самая массивная часть картины. Выполнено статично.

Анализ композиции картины: в данном художественном произведении соединяются цветом, который гармонирует с цветами других объектов, благодаря схеме сочетания цветов по кругу Иттена. Они соединяются размером, каждый размер рассчитан под определенную часть композиции и идеально туда вписывается.

Благодаря центральной композиции объекты соединяются друг с другом. Это происходит из-за того, что центр композиции акцентое темное пятно. Оно создает переходы в верхнюю и нижнюю части картины.

1 переход – от бороды к лицу.

2 спуск – от бороды к рубашке.

Рисунок 2.2 Анализ колористических решений

2.3. Цветовая и тональная организация.

В выше, сказанном я проводила общий анализ темы курсовой работы, так как это тоже было не менее важным заданием (как говорят: от общего к частному). Далее я раскрою основную задачу темы курсовой работы, то есть анализ цветовой и тональной организации картины.

Первым делом я опишу конкретно каждый из основных цветов картины, их здесь три (синий, красный, неявно выраженный желтый), но помимо этих цветов есть и еще некоторые основные цвета, которые представлены на портрете. (рис.2.3)

Рисунок 2.3. Цвета картины.

В этом художественном произведении присутствуют как хроматические, так и ахроматические цвета.

Их ахроматических цветов присутствует белый и черный, а же из хроматических оттенков зеленый, желтый, красный и др.

По правилам живописи художественное произведение стоит рисовать с краев, значит и рассматривать, и описывать цвет следует с краев.

Основная тема- теплые цвета, акцентами являются холодные цвета: темно-бордовые, синие оттенки и другие.

Далее проанализировав цветовую организацию, я решила перевести картину в ахроматический тоновой эффект и показать в ахроматической шкале преобладание оттенков и тонов от белого к черному в процентах(рис.2.3), а еще показала преобладание в таблице, так как там можно увидеть преобладание темных оттенков.

Рис.2.4Ахроматический эффект.

2.4. Символика цвета

В истории искусств всегда существовала символика цвета и она имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях.

В картине Дерена преобладают охристые, белые и желтые цвета. А акцентными являются оттенки бордового, синего и болотного.

На картине больше всего охристого, а точнее телесного оттенка, который занимает около 3/4 картины. Фон же просто желтовато-охристый.

Фону он придает некую воздушность, легкость, свежесть и яркость, а лицу объемность.

Цвет на этой картине символизирует точность, заманчивость.

Следующий цвет на картине – это красный. Этот цвет является акцентным на этой картине и используется в подчеркивании черт лица и и объема в бороде.

Цвет на этой картине обозначает резкость и властность.

Синий цвет представлен на картине как акцентный цвет.

Сам цвет символизирует уверенность, устойчивость. Это можно понять по тяжелому взгляду Матисса.

Далее на этой картине присутствует зеленый. Зеленый здесь – не чистый, а смешанный из других цветов. Им выполнены детали для создания общей массы, а также он есть на фоне для разнообразия оттенков. Сам цвет на картине символизирует унылость, так как этим цветом написаны самые не привлекающие внимания детали.

Зеленый цвет на этом натюрморте создает некую глубину, благодаря своему глубокому и достаточно насыщенному цвету.

На картине очень много смешанных цветов и даже в единичном использовании, но большинство из них играют огромную роль, потому что без них не было этой точности. Поэтому, я считаю, что они символизируют свежесть. Еще на этой картине присутствует черный цвет. Который предает строгость и силу.

Он использовался в написании теней картины.

Вывод по главе 2: Подводя итоги по второй главе можно выделить некоторые характеристики цветовой и тональной организации.

Итак, в этом художественном произведении объекты соединяются цветом, который гармонирует с цветом другого объекта. Ещё можно полагать, что объекты соединяются акцентными пятнами, каждый размер рассчитан под определенную часть композиции и идеально туда вписывается.

В этом художественном произведении присутствует присутствует статичность и это явно отображается в постановке взгляда.

Из-за точной передачи цвета художником, композиция как бы задействует внешние связи, поэтому картина кажется реальной, художественные функции написания данной картины соблюдены гармонично друг другу.

Если воспринимать картину с точки зрения нашего воображения и того, что мы видим, то композиция построения этой картины аналоговая, сочетание цветов и полное согласие тонов

Объект доминирует над пространством, так как с помощью них создается объемность изображения.

Светотень в этой картине придает теневая ярко-выраженная сторона лица.

Каждая деталь работы наполнена определенным смыслом и определенной схемой написания. Можно наблюдать в разнообразие мазков. Дерен, как будто подбирал недостающие кусочки к мозаике.

После этого анализа можно считать художников учеными, потому что рисование — это огромный труд, который сопровождается огромным багажом знаний в технике рисования, подбор и обдумывание каждой детали. Сочетание цветов и получения любого тона и оттенка путем смешивания баночных красок является большой работой.

Для меня это большой опыт познакомиться с такой работой и проанализировать ее начиная с композиции и заканчивая цветов. Еще вторая глава научила меня ценить творчество художников и разглядывать каждую маленькую деталь на картинах.

ГЛАВА 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ КАРТИНЫ

При написании картины по теме курсовой работы, я использовала прием живописи гуашью на плотной бумаге. Я выбрала гуашь «Сонет», так как она является основой написания картины, а также она имеет более густую текстуру что позволяет картине выглядеть более естественно и более привлекательно.

Каждая композиция в картине строится из различных приемов работы с композицией. Приемами композиции являются: (симметрия, асимметрия, динамичность, ритм, контрастность, цвет, иллюзорное восприятие и равновесие композиции.

Практическая часть: для написания художественного произведения по теме курсовой работы было использовано :(бумага формата А3, гуашевые краски «Сонет», кисти (Синтетика 18, синтетика 12, щетина 8 плоская.

Я начала писать картину с того, что наметила общую массу портрета. После этого я начала рисовать каждые части картины по отдельности от объекта к объекту с сохранением пропорций.

Цвет моей картины в основном в телесно-охристых цветах, поэтому далее я начала проходить похожими цветами в местах, где они были нужны. Дальше прошлась самыми темными цветами в местах, где тени и самые темные пятна. Далее сравнила по тону цвет кожи и тени. Уже после этого путем смешивания на палитре красок подбирала недостающие цвета и делала мазки, ориентируясь на оригинал.

.

Вывод по главе 3: в выводе к главе три могу сказать, что написание картины — это очень трудоемкая работа.

На написание картины Андре Дерена «Портрет Анри Матисса» я потратила около трех часов домашнего написания. Это моя не первая работа такого рода, но мне безумно понравился процесс, как и сама картина. Мне близок жанр и техника. Поэтому я получила удовольствия от процесса повторения этой красочной картины.

Заключение

В заключение могу сказать, что анализ картины, это весьма интересная, но продолжительная работа. Вопреки сложности, эта работа очень познавательная, а также могу сказать, что она научная, так как требует большого анализа.

Этот анализ научил меня различать технику написания различных картин, научил определять направление света, теней, мазка и как понимать построенную перспективу на картине. Анализ цвета и композиции в данном произведении, был проведен мной в разных направлениях. Хоть для меня само выполнение рисунка и не составила большого труда, текстовая часть мне показалась очень сложной, но очень полезной. Теперь всегда буду проводить анализ работ и вникать в них еще глубже, чем раньше. Надеюсь, что мои навыки в этом будут только улучшаться.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwi2rtHn0dHtAhXJlosKHVwQAmYQFjAXegQIGhAC&url=http%3A%2F%2Fru.artsviewer.com%2Fmatisse-116.html&usg=AOvVaw3F19z0JU-yXQcgMRWlMf2P

2https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwi2rtHn0dHtAhXJlosKHVwQAmYQFjAaegQIGRAC&url=https%3A%2F%2Fgallerix.ru%2Fstoreroom%2F1258822127%2FN%2F1463399380%2F&usg=AOvVaw2tw7aCod20L5fHlPsdxm03

3https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwj5_sbA0tHtAhWQCBAIHc0HA_4QFjADegQIBBAC&url=https%3A%2F%2Fwww.masterovoi.ru%2Fmaster-class%2Fxromaticheskie-i-axromaticheskie-cveta.html&usg=AOvVaw2NgeI8nMssrX-i5yypdQbB

4https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwj8jKXY0tHtAhVrs4sKHTy5A6wQFjARegQIARAC&url=https%3A%2F%2Farch-risunok.ru%2Fosnovy-risovaniya%2Fosnovy-kompozicii&usg=AOvVaw0aDcCqINBMmim4EksbugsU

5https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwiF0YeA09HtAhWsAhAIHYmGDCcQFjABegQIBRAC&url=https%3A%2F%2F24smi.org%2Fcelebrity%2F6878-anri-matiss.html&usg=AOvVaw2q4InzuBXQ9_jszHi2-tqJ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Копия картины «Портрет Анри Матисса»

Приложение 2.

Этапы выполнения копии графического источника.

Рис.1. Разметка картины.

Рис 2. Заполнение краской.

Рис.3 Постепенное заполнение.

Рис.4. Окончательный этап работы.

Приложение 3.

.

Репродукция картины Андре Дерена «Портрет Анри Матисса».

Приложение 4.

Список используемых терминов

Ахроматические цвета — цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте (белые, серые и черные цвета).

Дополнительные цвета — два цвета, дающие третий — ахроматический, при оптическом смешении в определенных количественных соотношениях. дополнительные цвета антагонисты, находятся напротив, на прямо-противоположной стороне цветового круга.

Контраст цветов — изменение цветов под влиянием других, окружающих их цветов (одновременный контраст) или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся (последовательный контраст).

Контрастные цвета — цвета, наблюдающиеся на ахроматических поверхностях в результате влияния окружающих или соседних хроматических цветов (несколько отличаются от дополнительных)..

Насыщенность цвета — степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического; степень цветности.

Основные цвета (цвета первого порядка) — три цвета (киноварно-красный, изумрудно-зеленый и ультрамариново-синий), которые нельзя получить путём смешивания. Но, путем оптического смешения этих основных цветов можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов.

Оттенок — градация цветового тона в пределах одного цвета.

Полутень — промежуточные градации яркости между тенью и освещенными участками поверхности объемного объекта.

Светотень — распределение яркостей по поверхности освещенной объемной формы; совокупность яркостных градаций на объемной форме, обусловленная освещением.

Теплые цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, оранжевые желто-оранжевые, желто-зеленые цвета спектра.

Тон (в терминологии художников) — термин, употребляющийся в двух значениях: 1) для определения яркости цветов или поверхностей, 2) для определения цветности, то есть цветового тона.

Тональность — подчиненность всех цветов композиции условиям единства среды..

Фактура — видимое строение (структура) поверхности.

Холодные цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: голубо-зеленые, голубые, голубо-синие, синие, сине-фиолетовые.

Хроматические цвета — цвета, обладающие цветовым тоном; все цвета, кроме ахроматических (белых, серых и черных).

Цветовой круг (спектр) — расположение всех цветовых тонов по окружностям: замкнутый ряд цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону, причем цветовой тон изменяется в последовательности спектра, замкнутого, через пурпурные цвета..

Яркость — количество света, отражаемого в определенном направлении и приходящееся на единицу площади поверхности, видимой с этого же направления..

Приложение 5.

Справка об антиплагиате

У меня компьютер не поддерживает эту программу, к сожалению. Я не могу узнать %