Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории возникновения государств

Содержание:

Введение

Актуальность темы. На первый взгляд, кажется, как может быть актуально исследование теорий происхождения государства, в третьем тысячелетии? Ведь как правовое явление государство существует уже очень давно и анализ обстоятельств, повлекших их возникновение, возможно сейчас и не является чрезвычайно актуальными для современной правовой науки? Тем более что на протяжении последних десятилетий причины происхождения государства не были предметом специальных научных исследований на диссертационном уровне в странах СНГ.

Действительно, появление государства, как и рождение ребенка, состоялось, скорее всего, не по воле людей. Именно с его возникновением люди связывали решение тех проблем, которые они не в состоянии были решить самостоятельно, без государства. Это дает основания утверждать, что если сторонники той или иной концепции происхождения государства связывают возникновение государства с определенными обстоятельствами, то, как раз именно для их решения государство и было создано. Иными словами, зная, что привело к возникновению государства, можно понять, какие задачи, в первую очередь, оно может решать, какова его сущность, для чего оно, в конце концов, существует.

Причины возникновения государства можно понять чего от него следует требовать и ожидать, кому и чем оно обязано возникновению, чьи соответствующие интересы оно исповедует и защищает, что оно может обеспечить тем гражданам, которые способствовали его образованию – т.е. на мой взгляд, благодаря исследованию теории возникновения государства можно глубже понять его суть и задачи как определенного социального и политического института. А поскольку из всего арсенала средств воздействия на общество, государство наделено, прежде всего, властно-правовыми полномочиями, то зная цель и задачи государства как определенного правового субъекта, можно понять цели и правомерность государственного воздействия на общественные отношения. А знание этого в свою очередь является важным не только для теории государства и права, но и для всех социальных наук.

Именно сейчас, в третьем тысячелетии, когда государство выступает самостоятельным, полноправным субъектом права, носителем собственных интересов (которые иногда не совпадают с интересами общества) следует вернуться к прошлому и вспомнить, из-за чего возник этот институт и к чему он, в конце концов, имеет тенденцию стремиться. Кроме того, несмотря на ряд конкретных исторических исследований этого процесса, пока не создана общая теория формирования государства, не говоря уже об отдельных моделях развития в различных историко-географических регионах.

Иными словами, отсутствует общая теория такого процесса, без которой невозможно и научное осмысление его отдельных форм, причин и механизма становления государства тех или иных народов. Поэтому разработка общетеоретического аспекта этой проблемы приобретает, сегодня особую актуальность.

Цель работы – изучить теории возникновения государства.

Задачи:

- изучить понятие и теории возникновения государства;

- проанализировать особенности восточного пути возникновения государства.

Степень научной разработанности. Данную тему рассматривали такие ученые, как: Алексеев С.С., Бабаев В.К., Венгеров А.Б. и др.

Методы исследования: сравнительно-правовой метод, метод анализа, метод классификации и др.

Предмет исследования – общественные отношения в процессе изучения теорий возникновения государства.

Объект исследования – нормативные и доктринальные источники по изучаемой теме.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

1. Теоретические и исторические основы происхождения государства

1.1 Понятие и признаки государства

Дискуссия о возникновении государства и права будет существовать в науке столько времени, сколько будут существовать государство и право. Во-первых, приверженцы различных идейных, философских воззрений по разному подходят к объяснению причин и закономерностей этого процесса. Во-вторых, историческая, этнографическая, археологическая науки открывают новые знания о причинах происхождения государства и права[1].

Материалистическое направление в современной науке связывает процесс возникновения государства и права с развитием производственного базиса, с переходом от присваивающей экономики к производящей. Такой подход получил название кризисной теории. Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления первобытных людей до возникновения права и государства, было первобытное общество. Человек занимался присвоением готовых животных и растительных форм, используя для этого орудия, изготовленные из природных материалов.

Социальной организацией его была семейная община, которой руководили самые опытные и властные люди. В основе этой общины лежали родственные отношения, то есть люди проживали вместе по причине наличия кровного родства. Община имела свои властные институты (власть вождя, совет старейшин, собрание взрослых членов общества, власть жрецов). Власть в первобытном обществе принадлежала всей родовой общине, ее высшим проявлением было общее собрание всех взрослых членов рода. Вождь осуществлял повседневное управление делами общины, участвуя при этом в производственной деятельности наравне с другими. Существовали выборность, сменяемость власти: вождя избирали обычно на собрании всеми членами рода и могли переизбрать. Власть базировалась не только на авторитете, уважении, обычаях, но и на принуждении (использовались наказания, в том числе смерть, изгнание из племени), однако никаких специальных органов для назначения и реализации наказаний не было.

Первобытное общество постепенно развивалось. В процессе эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присваивания готовых животных и растительных форм непосредственно к трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи. Английский археолог Чайлд в середине XX века назвал этот переход неолитической революцией. Она началась 12 тысяч лет назад и длилась несколько тысячелетий.

В этот период времени произошел экологический кризис, изменился климат, произошло вымирание некоторых видов животных и растений. Человечество ответило на этот кризис переходом к новому способу существования. Все это потребовало перестройки властных отношений и появления государственных образований. Возникли ранние земледельческие общества (Египет, Вавилон, Индия, Китай). Появилась необходимость нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общества и нормировать выдачу из общественных фондов[2].

Переход от присваивающей экономики к производящей стал толчком для трех крупных разделений общественного труда - отделению скотоводства от земледелия, выделению ремесла и появлению слоя людей, занятых в сфере обмена, торговли (купечества). В изменившихся условиях существенно возросла роль мужского труда. Он стал более приоритетным по сравнению с женским. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии.

Родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи начинается разложение родовой общины. Постепенно наступает очередь неизбежной при разделении труда специализации, повышается производительность труда.

Семья не может употребить всё, что производит, остаются излишки, называемые прибавочным продуктом. К тому же ассортимент достаточно однообразен, необходимо вести товарообмен для полноценного жизнеобеспечения. В результате присвоения излишков членами патриархальной семьи возникает частная собственность, происходит социальное расслоение первобытного общества, образование классов, зарождение государства и права. Еще одной важной причиной зарождения государства и права стала необходимость воспроизводства здорового и жизнеспособного потомства человека[3].

Браки внутри одного рода вели к его вырождению, запрещение же инцеста (кровосмешения) способствовало выживанию и укреплению рода человеческого. Однако мало было только осознания того, что инцест ведет к вырождению, ставит род на грань гибели, сложнее было искоренить его. Новое табу трудно приживалось в обществе, нужны были суровые меры пресечения отступлений от него. Поэтому историки и государствоведы полагают, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности[4]. Таким образом, родовая организация общества преобразовывалась в государство. Первые государства возникли примерно 5 тысяч лет назад в Египте, Месопотамии, Китае, Центральной Америке. Первоначально они возникли как города- государства. Эти поселки представляли собой уже не родовую общину, а соседскую, в которой живут земледельцы общинники, объединенные общими интересами, а не кровно-родственными связями.

В таком городе есть расслоение общества. Город делится на кварталы по ремеслу.

Формируется аппарат управления. Государство возникает объективно в процессе изменения материальных условий жизни. Оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов. Обобщая множество причин и закономерностей, повлиявших на происхождение государства, А.В. Малько выделяет следующие факторы: экономический, демографический, климатический, случайностный, интеллектуальный.

1.2 Причины и формы возникновение государства у разных народов

Длительный процесс формирования государства шел у различных народов разными путями. Основными являются два пути: восточный и западный. Сейчас преобладает мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, основанный на «азиатском способе производства». По этому пути шли государства Древнего Востока, Африки, Америки, Океании.

На восточный путь появления государства наибольшее влияние оказали географические условия: теплый климат благоприятствовал земледелию, однако плодородные орошаемые земли на побережьях крупных рек были быстро освоены и потребовалось сооружение ирригационных (оросительных) систем, их эксплуатация и защита. Ирригационные работы являлись сложными и трудоемкими, были под силу только всему роду и требовали умелой организации. Ее стали осуществлять члены общины, способные охватить своим умом весь ход ирригационного строительства, организовать выполнение работ, устранить возможные препятствия в ходе строительства. Кроме того, эти гигантские ирригационные сооружения необходимо было всегда держать в порядке, защищать каналы от заиливания, обеспечивать по ним судоходство. Это было под силу лишь специально поставленным людям, управленцам-чиновникам, которые в конечном итоге и поработили общество.[5]

Управление общественной (коллективной) собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества. Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.

Восточные государства во многом отличались друг от друга, хотя имели и общие черты. Все они функционировали в форме абсолютных, деспотических монархий, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. В таких государствах классовое расслоение не было ярким, отчетливым. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими.

Процесс возникновения государства на территории современной Европы шел другим путем. Здесь основным фактором, повлиявшим на его формирование, стало классовое расслоение общества. Активно формировалась частная собственности на землю, орудия производства, скот. Происходят захватнические войны, становится выгодно использовать рабов в качестве рабочей силы, поэтому первые государства на территории Европы становятся рабовладельческими[6]. Схематично происхождение государства можно описать так: появление прибавочного продукта – формирование частной собственности – появление классов – господствующий класс создает государство и подчиняет себе эксплуатируемый класс. Фридрих Энгельс полагал, что в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества – государственность. В то же время не следует понимать, что сначала возникли классы, а затем государство. Эти явления были взаимосвязаны и шли параллельно.

Можно сделать вывод о том, что раннеклассовое государство развивалось в государство азиатского способа производства (типично) или в рабовладельческое государство (уникально) с последующим развитием в феодальное государство.

При всем многообразии форм возникших государств, все они отличались от первобытной организации публичной власти следующими признаками:

- в первобытном обществе власть основывалась на кровном родстве членов племени, рода, общины, а в государстве базируется на территориальной общности граждан или подданных;

- государство, как особая организация публичной власти, не совпадает со всем населением, проявляется в структурах чиновничьего аппарата и носит политический характер;

- общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, власть большинства государств представляет главным образом интересы определенной части населения, социальной группы, класса;

- реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение; обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного аппарата насилия (армия, полиция, разведка, тюрьма).

Мифологические теории. Основатели этих теорий считали, что происхождение государства - именно божественное, это необычный дар от высших сил. Такое мировоззрение было популярно в первобытную эпоху и отчасти в Средневековье.

Можно выделить здесь четыре замечательных теории: Концепция Платона. Государства появились в эпоху олимпийских богов в результате раздела их «зон влияния» в человеческом мире.

Например, мудрая Афина была покровительницей демократических и философствующих Афин, Посейдон - Атлантиды с насильственным царским правлением. Древнеиндийская концепция. Земной государственный порядок был установлен ведическими вседержателями Варуной и Индрой.

Древнекитайская концепция. Государственный порядок Поднебесной - воля божественного неба. Теологическая концепция. Была развита Августином Блаженным и Фомой Аквинским.

Средневековые философы считали, что государство - симбиоз воли божественной и человеческой.

Суть патриархальных концепций проста: государство возникает из большой семьи, а государственная власть - из авторитета главы семейства. Отношения детей и родителей - это отношения подданных и правителя.

«Родитель» должен заботиться о своих «детях», а те - беспрекословно ему подчиняться. В свое время данную теорию доказывали: Конфуций. Аристотель. Филмер. Н. К. Михайловский и др. Органические теории В отличие от расовой теории происхождения государства и права, это универсальная, гуманная и не утратившая сегодня актуальности концепция.

Государство здесь - продукт социальной эволюции, живой организм, который растет и развивается. Проводится параллель с биологической эволюцией, естественным отбором (войны, эпидемии). Отметим здесь точки зрения следующих ученых: Концепция О. Конта.

Социология занимается эволюцией, строением и функционированием такого органического целого, как общество, государство. При этом наука в своем нелегком деле постоянно должна оглядываться к биологическим законам. Концепция Г. Спенсера.

Государство - часть природы, отчего животное, биологическое в нем порой берет верх над социальным. Как и в живом мире, здесь выживает только самый приспособленный.

Юридический позитивизм. Доказывающие данную концепцию утверждали, что государство – это продукт указа, властного веления правителя (суверена) своим подданным. Основой регулирования отношений в дальнейшем стало выступать право.

Теорию разделяли: Ш. Омос. Д. Остин. Г. Кельзен. С. А. Дробышевский. Г. Ф. Шершеневич. Договорные теории Государство - это продукт общественного договора о правилах совместного сосуществования, когда граждане часть своих прав уступают государству, которое, в свой черед, обязуется обеспечивать эти права. В отличие от представителей расовой теории происхождения государства, эту концепцию доказывали философы с гуманной точки зрения: Концепция Г. Гроция. Государство - волеизъявление его граждан. Концепция Т. Гоббса. Догосударственное время определяется как «естественное состояние»: ведутся непрекращающиеся войны, каждый имеет право на все.

Главный принцип: «нападение - лучшая защита». Государство же возникло из разумного побуждения человека установить мир, столь необходимый для его развития. Отсюда люди отказались от части своих прав в сторону государства для обеспечения процветания и безопасности. Концепция Д. Локка.

Цель социального договора о создании государства - обеспечение каждого неотчуждаемым естественным правом на свободу, жизнь и имущество. Концепция Ж.-Ж. Руссо. Государство – попытка преодоления социального неравенства: подчиняться власти должны все. Концепция А.Н. Радищева. Цель создания государства - «блаженство граждан».

Насильственные теории. Схожесть с расово-антропологической теорией происхождения государства - последнее возникло в результате подчинения слабых сильным, менее развитых более прогрессивным народам. Государство – принуждение, навязанная сила.

Разберем взгляды теоретиков: Концепция Е. Дюринга. Внутреннее насилие в первобытной общине является первым фактором зарождения государства.

Концепция Л. Гумпловича. Государство – способ достичь собственного благополучия, продемонстрировать свое могущество, расширить зону влияния за счет более слабых обществ.

Концепция К. Каутского. Государство – это следующий уровень отношений между победившими и побежденными.

Психологические теории. От достоинств и недостатков расовой теории происхождения государства эту концепцию опять же отличает гуманность. Возникновение государства связано с психологическим стремлением человека к коллективизму, совместной жизни и деятельности, направлением к поиску авторитета, естественным желанием повелевать или подчиняться.

1.3 Пути возникновения государства

Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.

Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплемен-ная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.

На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.

По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (сказанное относится прежде всего к Германии и России).

Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство — профеодальным.

Уже в древности люди стали задумываться над вопросами о причинах возникновения государства. Различными мыслителями в разные времена были созданы теории, по-разному освещающие эти вопросы. Рассмотрим наиболее известные из них.

Одной из первых возникла теологическая теория, представителем которой являлся Фома Аквинский (трактат «О правлении властителей», 1265-1266 гг.). По мнению авторов данной теории, государство является результатом «божественного промысла», оно будет существовать так же вечно, как и сам Бог. Государь получает от церкви право управлять людьми и должен реализовывать волю Бога на Земле, люди же должны безропотно подчиняться воле государя.

К числу наиболее ранних принадлежит и патриархальная теория, первые идеи которой принадлежат Аристотелю («Политика», 387-322 гг. до н.э.). Окончательное ее оформление произошло благодаря Филмору, описавшему теорию в своей книге «Патриарх или естественная власть королей», 1680 г. Согласно патриархальной теории, государство – это продукт разросшейся семьи. Как мы уже знаем, семья была первой формой цивилизованного общения. По мере разрастания семья делится под влиянием процесса специализации труда. Но, поскольку в людях заложена потребность в общении, а также под влиянием экономических условий, семьи, сохранившие генетическую память о своем общем происхождении, объединяются в племена, союзы племен, народности, объединенные уже общностью исторического происхождения. В этом ряду социальных превращений момент перехода к государственному образованию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы, государственная власть, власть патриарха.

Обратимся к теории договорного происхождения государства, корни которой уходят в древнюю Грецию. Эпикур полагал, что государство создается на основе добровольного соглашения между людьми. Расцвета Договорная теория достигла в XVII-XVIII веках. Её последователями в Англии были Дж. Локк, Т. Гоббс; во Франции - Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш.-Л. Монтескье; в Голландии - Г. Гроций, Б. Спиноза; в России - А.Н. Радищев, П.И. Пестель.

По мнению всех указанных мыслителей, государству предшествовало естественное состояние. Разумеется, никаких достоверных данных о его форме не существует, поэтому можно лишь предположить каким оно было. Т. Гоббс полагал, что естественное состояние представляло собой войну всех против всех, человек жил в постоянном страхе за свою жизнь, здоровье, имущество. По мнению Дж. Локка это был золотой век всеобщего мира, свободы и равенства. Первая точка зрения, на наш взгляд, более состоятельна, вряд ли человечество захотело бы что- то менять, живя в мире и комфорте. Затем люди вынуждены были заключить всеобщий договор с целью соблюдения ограничений, одинаковых для всех. Люди отказались от части своих прав во имя спокойствия и стабильности. Ограничив себя в правах, они ввели запрет делать то, что вредно для жизни[7]. Каждый отказался от той части свободы, которая позволяла причинить вред другому человеку, его имуществу. Понадобился гарант, обеспечивающий соблюдение нового запрета. Им стало государство, которое постепенно стало выполнять и иные функции. Сам по себе общественный договор нельзя понимать как исторический факт подписания людьми конкретного документа, который лег в основу появления конкретного государства. Теория общественного договора показывает, что люди добровольно признали необходимость учреждения некоего единого, объединяющего всех центра. Данная теория используется для обоснования народовластия в США.

В XIX веке появилась теория происхождения государства, которую именуют по-разному: классовая, историко-материалистическая, марксистская. Наиболее полно она изложена в книге Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Согласно марксистской концепции, государство возникло в силу экономических причин. В результате общественного разделения труда выросла производительность труда, человек стал производить больше, чем потреблять. Появился прибавочный продукт. Он накапливался у определённой группы людей, это привело к появлению частной собственности, а затем расколу общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как результат этого возникло государство, которое насилием и управлением сдерживает эти классы, обеспечивая превосходство господствующего класса. Представители классовой теории считали, что государство - явление временное, и оно перестанет существовать, когда не будет классов.

Во второй половине XIX века появилась теория насилия. Ее авторами выступили К. Каутский («Материалистическое понимание истории»), Л. Гумплович («Расы и государство), Е. Дюринг («Ценность жизни»). Авторы видели причины происхождения государства в применении внешнего и внутреннего насилия. К. Каутский и Л. Г умплович объясняли возникновение государства через завоевание одного племени другим (внешнее насилие). Для подавления порабощенного племени, управления им и использования в интересах эксплуататоров создается государственный аппарат.

В этот же период времени Ж. Гобино в труде «Опыт о неравенстве человеческих рас» создал расовую теорию. Предположив, что человеческие расы различаются, Ж. Гобино разделил их на высшие и низшие. Низшие расы не способны сами организовать свою жизнедеятельность. Они могут лишь выполнять конкретные указания. Высшие же расы, состоящие из своего рода элиты, образуют государство для управления низшими.

Французский этнограф и социолог XX века К. Леви-Стросс в работе «Структурная антропология» выдвинул инцестную (половую) теорию. Суть ее состояла в том, что особенности воспроизводства человека, а именно введение запрета инцеста, то есть кровосмешения, явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, приведшим к возникновению государства.

Поддержание запрета инцеста требовало наличия особой группы людей, которые бы занимались контролем за соблюдением запрета и применением принуждения за его неисполнение. В дальнейшем эта группа людей стала выполнять и другие общественные функции.

Таким образом, постепенно и происходило образование государственной структуры. Другой французский ученый первой половины XIX века К. Галлер в своем труде «Реставрация политической науки» предложил патримониальную теорию. Согласно ей государство выросло из права собственника на землю (патримониум).

В первобытном обществе земля принадлежала всему племени и находилась в коллективной собственности. Затем происходит сосредоточение власти в руках вождей, они же становятся собственниками земли племени. Постепенно власть вождей становится государственной и распространяется на всех людей, живущих на земле собственника.

Государственная территория выходит из государевой земли. Необходимые расходы долгое время покрываются только за счет частных средств государя. Налоговое обложение рассматривается не как государственная обязанность, а как знак личной подчиненности. Органы подчиненного управления формируются из его частных слуг[8].

На рубеже XIX-XX веков французским социологом Г. Тардом и русским юристом Л. Петражицкимбыла создала психологическая теория. Ее авторы исходили из того, что появление государства и права является результатом, проявлением свойств человеческой психики: у одних людей есть потребность подчиняться, подражать элите общества, у других - потребность властвовать, подчинять себе волю других лиц. В государстве и те и другие находят реализацию своих потребностей.

Органическая теория появилась в XIX веке. Её авторы (Г. Спенсер, Р. Вормс) законы развития живых существ переносили на государство.

Итак, государство - это произведение сил природы, общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Теория государства и права содержит и другие концепции происхождения государства, а современные ученые продолжают искать варианты возникновения этого сложного и многогранного явления.

2. Понятие и основные черты восточного пути возникновения государства

2.1 Особенности восточного пути происхождения государства

На сегодняшний день человечество достигло такого уровня развития, что найти ответы на какие-либо вопросы не составляет никакого труда. Мы добились успеха практически во всех существующих отраслях жизнедеятельности: строительстве, правоохранительной работе, медицине и т. п. Однако такое положение дел было далеко не всегда. Изначально люди существовали в небольших структурах, которые назывались семьями. Позднее стал очевиден вопрос неэффективности данных организационных систем в процессе управления большими массами людей[9].

Поэтому семьи начали разрастаться, что привело к появлению государств. Что касается внутреннего взаимодействия людей в странах, то оно осуществляется на основе права. Которое в свое время пришло на смену насилию и религии. Сегодня право – это ключевой регулятор общественных отношений в любой стране. Как мы видим, юриспруденция и государство являются взаимодополняющими категориями. Они развивались во все времена параллельно.

Тем не менее, различие национальных культур и ментальности всех народов привело к формированию двух типов развития государства и права: восточного и западного.

Прежде чем рассматривать западный и восточный пути развития государств и юриспруденции, необходимо разобраться с особенностями второй категории. Как уже указывалось ранее, право – это ключевой регулятор социальных отношений. Но в данном случае возникает логичный вопрос, что эта категория собой представляет? Из чего она непосредственно состоит? В данном случае нужно отметить тот факт, что право является совокупностью моральных норм, которые легализированы государством для непосредственного регулирования тех или иных аспектов жизни населения.

Выражением права являются законодательные акты. Они, как правило, имеют иерархичную систему построения и целевое назначение. При этом стоит отметить тот факт, что право существенно дополняет организационную структуру государства. По сути, без юриспруденции страны попросту не существовали бы.

Политики и мыслители во все времена задавались вопросом о том, что собой представляет каждая страна в отдельности? Является ли эта структура исключительно правовой или она исходит от людского гения?

На основе этой проблематики было выдвинуто множество различных теорий, каждая из которых характеризуется собственными особенностями. На сегодняшний день существует одно наиболее общее понятие категории.

Согласно его положениям, государство – это специфическая социальная организация, для которой характерно наличие политической власти, принудительного метода регулирования внутренних отношений и нормативной структуры, которая представляет собой форму выражения права. При этом любая страна является всецело самостоятельной и в какой-то степени «живой».

Восточный и западный пути возникновения государства, кратко рассмотренные в данной статье, позволяют наглядно увидеть становление держав определенного типа.

Как государство и право соотносятся между собой? Две представленные категории являются взаимодополняющими. Однако многие люди, в том числе и некоторые теоретики, не осознают важности подобного рода соотношения. Суть в том, что право является частью государства. Другими словами, первая категория создает специальные рамки и принципы деятельности, на основе которых любая страна существует.

Помимо этого, право является основным организационным фактором, благодаря которому люди группируются не просто в отдельные составляющие, а в целое общество. Но, как мы знаем, право и государство не появились в один момент. Их создание происходило путем многолетнего становления и теоретической разработки.

Восточный и западный пути возникновения государства, кратко рассмотренные в параграфе, являются лишь комплексными теориями. Они были выведены для пояснения некоторых особенностей исторической взаимосвязи стран и юриспруденции. Теории детально расписывают возникновение государств. Западные и восточные пути развития в данном случае - это исторический феномен. То есть их выделяют на основе территории существования конкретных стран и особенностей культуры их населения. Восточный и западный пути возникновения государства и права: сущность процесса. Каждая в отдельности страна и юридическая система в ней создавались на протяжении большого количества времени[10].

Другими словами, эти категории прошли значительный путь становления, прежде чем обрели современный вид. Что касается путей развития, а точнее теории об их существовании, то она образовалась вследствие очевидного различия народов Запада и Востока. На протяжении многих веков культуры этих социумов были изолированы друг от друга. Даже в XXI веке западные и восточные миры лишь начинают обмениваться опытом и взаимодействовать между собой в разных сферах деятельности. Но факт интеграции всех стран в мировое сообщество не исключает особенности государств с разной культурой. Поэтому восточный и западный пути возникновения государства и права активно изучаются историками и юристами-теоретиками на сегодняшний день.

Сегодня в мире существует огромное количество стран. Но все они когда-то прошли процесс зарождения и становления. Восточный и западный пути возникновения государства имеют некоторые общие черты. В данном случае мы рассматриваем именно особенности стран, ведь право появилось на основе внутренних моральных правил социальных семей намного раньше каких-либо общественных формаций.

Таким образом, сам факт создания государства был обусловлен несколькими взаимосвязанными факторами, а именно: значительную роль сыграли природные явления, которые далеко не всегда были благоприятными для людей; основным экономическим фактором является развитие производства и, конечно же, всеобщего рынка; психологический фактор обуславливает потребность людей консолидироваться в группы для более эффективного достижения определенных целей; общественные факторы говорят о том, что все без исключения правовые и государственные процессы развиваются лишь внутри социума и являются исходящими от него категориями.

На основе всех представленных особенностей можно сделать вывод о том, что государство и право – это явления, сотворенные непосредственно человеком в процессе его эволюции. Другими словами, развитость стран и нормативных правил в них свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне общества, что, безусловно, является позитивным фактором. Восточный и западный пути возникновения государства, права нужно рассматривать как комплексные категории, что дает возможность выделить их основополагающие черты.

Юриспруденция и страны Востока Восточный, или же «азиатский», путь развития государства и права – это совокупность связанных между собой процессов, которые обусловили появление данной категории на определенной территории. Основной отличительной чертой этой части света является доминирование деспотии, как одного из ключевых методов управления обществом. То есть каких-либо демократических процессов на Востоке искать не следует. Ведь в силу различных факторов, одним из которых являются суровые климатические условия, отношения между людьми в этой части света всегда отличались высоким уровнем доминирования одних индивидов над другими.

Наглядным индикатором восточных государств также является экономика. Она отличается наличием общественной формы собственности. Что касается непосредственно права, то эта категория также во многом обусловлена общими особенностями культуры и ментальности населения восточных государств.

Восточный и западный пути происхождения государства наделены собственными характерными моментами, отделяющими их друг от друга. Чтобы разобраться в особенностях каждого типа, необходимо проанализировать его признаки, которые касаются различных сфер человеческой деятельности: экономики, политики и т. д. В данном случае развитие государства и права на Востоке происходило путем постепенной эволюции социальных формаций от родовой общины к сформированному обществу, которое объединялось в страну. Юриспруденция также была подчинена социальным законам, сформированным путем жесткой централизации. Таким образом, главными причинами развития общества на Востоке были: Агрессивный климат, который вызывал потребность создания больших ирригационных систем, позволяющих заниматься земледелием даже посреди пустынь[11].

Необходимость подчинения и объединения огромных человеческих масс для более эффективного управления ими. Необходимость наличия общего, единого руководящего звена для контроля и регуляции поведения огромного количества людей. Помимо перечисленных причин появления восточных государств, достаточно весомой особенностью является существование в них сильного аппарата управления. Он характеризуется как бескомпромиссное управление, подчиняющее всех и вся своей воле. Обычно в его систему входили ведомства трех основных направлений: финансового, военного и публичного. Последняя ветвь отвечала за массовые работы. Таким образом, государства Востока характеризовались как мощные густонаселенные бюрократические структуры.

Конечно, помимо представленных аспектов, существуют и другие характерные моменты развития восточных стран и права в них, например: юридическая отрасль, как правило, касалась лишь наиболее официальных процедур, а повседневная жизнь человека регулировалась обычаями; право в большинстве случаев не было записанным и существовало в головах людей; правовой статус граждан не был равным в силу деления общества на отдельные группы; многие институты первобытного общества были заимствованы, например, общины земельного типа.

Таким образом, восточный путь развития государства и права имеет огромное количество интересных моментов. Однако не меньше теоретических споров возникает по поводу Западных стран и их организации. В данном случае населению РФ второй путь развития более близок, потому что наше государство эволюционировало на его основе.

2.2 Ключевые отличия восточного пути возникновения государства

Разнообразие путей возникновения государства позволяет сегодня ученым выделить ключевые культурные и ментальные отличия народов Востока и Запада. При этом нужно отметить тот факт, что формации обоих типов являются прямыми противоположностями друг другу. Ведь пути возникновения государства изначально подразумевают собой использование разных способов регулирования, управления, создания и потребления ресурсов. Поэтому при рассмотрении права и стран Запада, необходимо понимать, что это совершенно иные структуры, совершенно не похожие на восточные. Большое значение в данном случае имеет право.

Регулятор общественных отношений зародился на западных территориях достаточно рано. Суть в том, что люди осознавали пользу права в процессе взаимодействия друг с другом. Подобного рода разумность в организационном подходе повлекла быстрое формирование государств. Интересен тот факт, что западные страны появились раньше, чем общество разделилось на классы. Однако именно дифференциация социума позволила им эволюционировать.

Таким образом, можно выделить следующие характерные черты развития стран и права данного типа, например: классы появились значительно позже общей организации; право имело широкое применение во всех сферах государственной жизни: политике, экономике, торговли и т. п. юриспруденция позволила создать первые демократические институты, которые характерны для некоторых современных государств; политическая власть определялась имущественным богатством её членов; общество постепенно становится основным источником силы государственного аппарата. Но если восточные страны в большинстве случаев имели общие черты развития и функционирования, то на Западе было сформировано несколько путей эволюции, которые называются сегодня формами[12].

Восточный и западный пути возникновения государства ТГП рассматривает как взаимосвязанные и противоположные формы эволюции многих стран, которые существуют сегодня. Однако западная организация власти и права имеет несколько ответвлений. Одним из них является афинский путь развития государства и права. Это наиболее классическая форма развития стран. Она подразумевает существование классов и политической элиты. Что касается права, то оно уже в тот период разделялось на несколько отраслей, что позволяло регулировать большое количество внутренних отношений.

Совершенно противоположной является спартанская форма развития государства. Свое начало данный путь развития берет в Древней Спарте. Это государство постоянно находилось в состоянии боевой готовности, что сильно отразилось на многих внутренних делах. Практически вся жизнедеятельность была регламентирована общеобязательными нормами, которые не давали право выбора.

Основополагающим для многих стран является римский путь развития. Суть в том, что одноимённое государство разработало множество юридических институтов. Именно в Древнем Риме впервые начало осуществляться деление права на публичную и частную сферу. Что касается государственного аппарата, то он вобрал в себя как чисто бюрократические, так и некоторые демократические черты.

Конечно, представленные формы – это далеко не основные пути возникновения государства. Тем не менее, они также являются весомой частью многих современных политико-правовых систем. Поэтому игнорировать их существование попросту нельзя.

Итак, в сравнение форм показало, что различие народов обоих частей света обусловлено не только культурными, но еще и политико-правовыми особенностями их развития. Теория происхождения государств – один из самых обширных разделов теории государства и права. Это обоснованные объяснения об условиях, причине и смысле образования такого института, как государство.

Заключение

Таким образом, можно констатировать, что первопричиной создания государства явилось возникновение производящей экономики, которая создала предпосылки классового деления общества.

На первоначальном этапе это были еще не классовые структуры, а пока еще клановые сегменты: протокласс производителей (охотники, скотоводы, ремесленники, земледельцы); протокласс торгового люда (купцы, менялы); протокласс управленцев (вожди, советы старейшин, племенные советы); протокласс воинов (княжеская дружина, наемники, мореплаватели).

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существует более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства.

Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право». Наиболее ценные из них в дальнейшем были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

Теория происхождения государств - один из самых обширных разделов теории государства и права. Это обоснованные объяснения об условиях, причине и смысле образования такого института, как государство.

Концепций зарождения государственного строя масса. Расовая теория происхождения государства, плюсы и минусы которой разберем, - всего лишь островок в этом бескрайнем море. Многообразие объяснений, притом научно обоснованных, объясняется несколькими факторами. Это: Сложность самого предмета анализа. Исторические особенности общественного сознания эпохи, в которую работал ученый. Своеобразное мировоззрение этноса исследователя (это в дальнейшем и выльется в недостатки расовой теории происхождения государства). Идеологические и политические убеждения ученого. Задача, которую автор теории ставит перед собой.

Все теории разделены на большие группы: религиозные (мифологические); насильственные; юридический позитивизм; патриархальные; договорные (или же - естественно-правовые); органические; психологические; марксистские; волюнтаристские; иные.

Список источников и литературы

Нормативные и правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) [Текст] // Российская газета – 2009. – 21 января.

Учебная литература

  1. Алексеев, С. С. Теория права [Текст] : учебник для вузов / С. С. Алексеев. – М.: БЕК, 1994 . – 224 с.
  2. Бабаев, В.К. Общая теория права [Текст] : учебник для вузов / В.К. Бабаев. – М.: Юрайт, 2013 . – 406 с.
  3. Венгеров, А.Б. Теория государства и права [Текст] : учебник для вузов / А.Б. Венгеров. – М.: Кнорус, 2012. – 512 с.
  4. Жегутов Р.Т. Теория государства и права. М., Норам - 2013, 570с.
  5. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2012 – 560с.
  6. Комаров, С.А. Общая теория государства и права [Текст] : учебник для вузов / С.А. Комаров. - М.: Юрист, 2014. – 505 с.
  7. Лазарев, В.В., Липень, С.В. Теория государства и права [Текст] : учебник для вузов / В.В. Лазарев. - М.: Юрист, 2014. – 617 с.
  8. Любашиц, В.Я., Смоленский, М.Б., Шепелев, В.И. Теория государства и права [Текст] : учебник для вузов / В.Я. Любашиц. - М.: Книга, 2013. – 612 с.
  9. Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права [Текст] : учебник для вузов / Н.И. Малько. – М.: Юрайт, 2012. – 522 с.
  10. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права [Текст] : учебник для вузов / М.Н. Марченко. – М: Кнорус, 2013. – 489 с.
  11. Нагих С.И. Основные положения теории происхождения государства Р. Л. Карнейро // Правовая культура, 2013 – № 2(15) – С. 69-74
  12. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства [Текст] : учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - М.: Юрайт, 2012. – 506 с.
  13. Осипян, Б.А. Причины разнообразия форм государственного правления и устройства//Современное право. № 3. 2013.
  14. Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. СПб., 2015 – 680с.
  15. Спиридонов, Л.И. Теория государства и права [Текст] : учебник для вузов. – М.: Кнорус, 2013. – 421 с.
  16. Смоленский, М.Б. Учебник по теории государства и права [Текст] : учебник для вузов. – М.: Юрист, 2014. – 604 с.
  17. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права [Текст] : учебник для вузов / В.Н. Хропанюк. Хрестоматия. - М.: Юрайт, 2013. – 531 с.
  18. Шепелев, В.И. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: Норма, 2013. – 712 с.
  1. Жегутов Р.Т. Теория государства и права. М., 2013. С. 32.

  2. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2012. С. 112.

  3. Нагих С.И. Основные положения теории происхождения государства Р. Л. Карнейро // Правовая культура, 2013 – № 2(15) – С. 69-74

  4. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2012. С. 113.

  5. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2012. С. 114.

  6. Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. СПб., 2012. С. 99.

  7. Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. СПб., 2012

  8. Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. СПб., 2012. С. 101.

  9. Алексеев С.С. Государство и право. М., 2012. С. 126.

  10. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. М., 2013. С. 117.

  11. Жегутов Р.Т. Теория государства и права. М., 2013. С. 87

  12. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2012. С. 89.