Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Личность в социальной среде: условия ее формирования и поведения.

Содержание:

Введение

В психологии личность до сих пор является главным объектом исследования, понятию «личность» посвящен большой раздел общей психологии, который носит название «психология личности». На сегодняшний день, понятие личности, ее основные характеристики и свойства привлекают все большее внимание профессиональных психологов и даже простых людей.

Внимание этих людей к этому разделу понятно, потому что все заинтересованы в вопросах, связанных с тем, как общаться с другими людьми, понимать их, понимать себя, ориентироваться в обществе, состоящем из совершенно разных людей, каждый из которых является человеком с неотъемлемыми характеристики.

В научных кругах давно изучается проблема влияния наследственности и среды. Факторы среды, очевидно, распознавать и изучать сложнее, чем наследственные, ведь проследить взаимосвязь, которая не жестко детерминирована сложно и велика вероятность ошибки. К средовым влияниям часто относят социальные и культурные, однако стоит учитывать и географические, экономические и т.п.

Более частный вопрос – личность и её нахождение в среде – изучается с самых разных сторон. Однако такое тщательное исследование всё равно на данном этапе не является полноценным. Учёным трудно в полной мере объяснить все средовые факторы, которые окружают личность, то насколько они с ней связаны и то, какие последствия может иметь эта связь в будущем для человека.

Актуальность данной работы заключается в том, что на данный момент существует ещё много малоизученных или вообще не изученных факторов, которые взаимосвязаны с развитием личности. А для более эффективного процесса этого развития необходимо знать как можно больше таких факторов.

Объект исследования – личность.

Предмет – личность в социальной среде, условия её формирования и поведения.

Цель – изучить личность в социальной среде, условия её формирования и поведения.

Задачи:

  1. проанализировать понятие личности;
  2. изучить некоторые теории личности;
  3. проанализировать влияние среды на личность;
  4. изучить особенности формирования поведения личности посредством средовых факторов.

В работе использовался библиографический метод исследования.

Данная работа состоит из введения, двух теоретических глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Феномен личности

1.1. Понятие личности в психологии

На сегодняшний день существуют разные подходы к изучению человека, и нужно понять, что именно подразумевается под термином «личность». Английское понятие «личность» происходит от латинского слова «персона», которым была названа театральная маска. Такие маски носили актеры, чтобы выполнять разные роли или скрывать свою личность. Кстати, здесь мы можем провести аналогию между русской концепцией «личность» и древнерусским словом «личина». Это означало маску, которую носили скоморохи во время выступлений [3].

Личность – это невероятно сложное понятие, что в области психологии действительно нет конкретного определения. В целом, личность – это уникальный набор характеристик человека, которые воздействуют на его убеждения, мотивацию, эмоции, поведение и даже на окружающую среду. Личность также может ссылаться на устоявшиеся модели мыслей, поведения и факторов мотивации, которые развиваются в течение всего жизненного цикла человека, чтобы повлиять на то, как человек воспринимает окружающий его мир, а также на его убеждения, отношение к миру и самовосприятие.

Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е. создает человека природа, а формирует его общество. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ. Личность находится также в сфере политических отношений. От того, свободна она или угнетена, имеет политические права или нет, может реально избирать или быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или быть исполнительницей воли господствующего класса, зависит психология личности.

В настоящее время в рамках академической психологии существует множество определений понятия «личность». При этом сами теоретики психологии уверенно утверждают, что ясности с этим понятием нет. Среди этих определений можно выделить три основных: личность – это

1) психофизиологическое – тело, организм, мозг;

2) философское – индивидуум как нечто особое, выделенное из всей остальной массы людей и от них отличное;

3) социологическое – набор социальных ролей и стратегий.

Первое позволяет вести нейрофизиологические исследования человека и даёт возможность различать людей по телесным особенностям и возможностям. В работе прикладника может быть использовано лишь для составления психологического портрета, где указаны мины и подводные камни, которые надо учитывать.

Второе исходит из теологических корней понятия «неделимое». Декарт, определяя местоположение души, пишет о ней как о своего рода математической точке, находящейся в шишковидной железе. Исходно это понятие рождалось из вполне математического допущения, сделанного ещё первыми греческими философами: бессмертно то, что далее не разлагаемо на составные части. Следовательно, если душа бессмертна, она неделима [17].

Таким образом, через определение личности как индивидуума, мы можем вернуться к психологии, как науке о душе. Однако это мало поможет в работе прикладника, поскольку душа не есть личность. Личностного в ней не больше, чем в теле, а точнее, она точно так же имеет отличия от других душ. Однако это не есть личность в собственном смысле этого слова.

Собственный смысл слова «личность», если мы исходим из русского языка, ещё необходимо определять. Однако очевидно, что если мы говорим о прикладной психологии как орудии, которым можно помогать в жизненных сложностях, мы говорим о том, что управляет поведением и поступками людей. И тут определенно надо исходить из того, что все устремления человека, заставляющие его совершать поступки, исходят из души, а исполняются разумом. Поэтому суть действий человека должна рассматриваться как воплощение душевных желаний разумом, то есть как разумная. В таком случае все способы достижения целей оказываются решениями задач, стоящих перед разумом. С их помощью он преодолевает те препятствия, которые жизнь и общество ставят на пути к целям. И если общество требует вести себя при этом определённым образом, разум создаёт не только образы действия, но и образы поведения, которые и воспринимаются нами как общественные роли. Таким образом, третье определение личности, как набора социальных ролей, естественно вытекает из второго, как осознанной потребности, и учитывает первое, как помехи и возможности, предоставляемые телом [17].

Личность находится в сфере действия идеологических отношений. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки. На психологию личности вместе с тем влияют и отношения людей в группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения люди взаимно воздействуют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли. Личность не только объект общественных отношений, но и их субъект, т.е. активное звено. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом [18].

Таким образом, личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т.д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней и занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социальнопсихологическими особенностями

Личность характеризуется многообразием свойств, и это многообразие закономерно. В связи с этим особо значимой становится задача исследования организации свойств личности в единую структуру, и прежде всего выявления свойств, которые выступают в роли системообразующих. Как бы детально ни регистрировал исследователь внешнюю структуру поведения человека, ему всегда трудно определить, какие внутренние характеристики диктуют именно такую, а не другую структуру поведения [5].

В науке есть тенденция представлять личность, как единство каких-то свойств, характеристик. Она двоякого рода:

1. чтобы все в данный момент существующие переживания были объединены (представляли единство) – это статическое единство личности и

2. чтобы человек (вообще индивидуум) не изменял своим убеждениям, чтобы личность в процессе жизни оставалась единою – это динамическое единство личности.

В современной психологической литературе встречается отрицание единства личности. С точки зрения французского психолога Рибо и русских (некоторых) психологов, например, Бехтерева, в единицу времени в человеке существуют не одна, а две личности: 1) сознательная и 2) подсознательная. Обе эти личности могут одновременно проявляться в сознании и быть источником стремлений [16].

Личность остается устойчивым образованием на протяжении всей жизни. Это то, что у каждого есть. У некоторых людей личность более развита, у других менее. Одной из основных потребностей любого человека является участие в саморазвитии и самосовершенствовании, чтобы проявить себя в полной мере. Психологи разных направлений дают различные определения этому термину, но все они согласны с тем, что личность является образцом в отношении постоянных признаков, атрибутов и уникальных характеристик, которые делают поведение человека индивидуальным и последовательным.

Основные личные характеристики также включают:

– согласованность. Личность устанавливает определенный порядок и закономерность поведения. В той же ситуации разные люди часто действуют аналогичным образом;

– физиологические и психологические признаки и свойства. Личность – это, прежде всего, психологическая структура, но она сильно зависит от физиологических процессов и потребностей;

– регулятор человеческого поведения. Личность влияет не только на то, как мы действуем и реагируем на окружающую среду. Это также заставляет человека действовать определенным образом, формируя его ориентацию;

– многомерность. Человек – это нечто большее, чем просто социальное поведение. Личная многомерность проявляется во всех наших мыслях, чувствах, близких отношениях и других взаимодействиях [3].

Личность характеризуется полной духовной внешностью, определенным темпераментом (структурой природных свойств), способностями (волевыми, эмоциональными и интеллектуальными свойствами) и направлением (интересами, идеалами, потребностями). Эти особенности зависят от психических свойств человека, характеризующих уровень активности и обеспечения адаптации человека к воздействию стимулов. Психология личности уделяет особое внимание такому понятию, как темперамент, поскольку именно он является основой личности. Темперамент – это набор индивидуальных характеристик человека, который определяется динамикой его поведения под влиянием текущих психических процессов. Динамика – это темп, ритм, интенсивность, продолжительность психических процессов и некоторые внешние поведенческие характеристики (мобильность, быстрота реакций, активность и т. д.).

Темперамент не характеризует взгляды, убеждения, интересы, не определяет возможности, не отражает ценность личности, а только отражает ее динамизм. Знание типологии и специфики определенного типа темперамента необходимо для понимания специфики личности человека, с которой он общается, вступает в переговоры, поскольку психофизиологические особенности определяют поведение человека не менее и, возможно, даже больше, чем разум.

Не менее важным аспектом личной психологии является характер, который представляет собой набор постоянных, преобладающих человеческих свойств, которые определяют его поведение и отношения с другими. Каждый человек в своей речи постоянно использует данное слово, говоря о характере того или иного человека, определяя характер как «трудный», «сложный», «приятный», но очень мало людей думают о научной классификации, о глубине изучения этого вопроса [3].

В психологии характер как элемент личности изучается достаточно серьезно, здесь есть серьезные концепции, разработаны научно обоснованные классификации, определены норма и патология. Более того, это не только теоретические концепции, но и четкие прикладные методы, позволяющие идентифицировать патологию характера, выполнять коррекцию, отсекать людей с патологическим характером от действий, связанных с повышенным риском для других (например, при принятии решения о том, выдавать лицензию на хранение и ношение оружия, призыв в армию и т. д.).

Существует много описаний личности. Психологи разных школ придают этой концепции разные определения. Это связано с различиями в их взглядах. Разногласия возникают на уровне личностного развития, механизмов развития и других характеристик. В самых разных психологических теориях личность является центральной концепцией. У каждого психологического подхода есть своя теория. Наиболее значимыми теориями личности в зарубежной психологии являются психодинамические, диспозитивные, поведенческие, феноменологические, познавательные.

В отличие от западной, отечественная позиция ученых-философов и психологов заключалась в едином мнении в отношении индивида как всякого человека в онтогенезе. Становление его как личности происходит только за счет приобретения индивидуальности в результате каких-либо биолого-социальных преобразований и по достижении определенных результатов в ходе интеллектуального и социального развития. Так, уже на этапе новорожденности и раннего детства ребенок переходит от «индивидности» к индивидуальности, выраженной в познавательном интересе к миру и активном освоении собственного «Я» [10].

Личность – это набор таких свойств человека, как психологические, биологические и социальные. Именно в этих аспектах каждый человек проявляет себя [3].

Н.Д. Наумов, определяя процесс формирования личности в плане социально-психологическом и философском, считает, что можно утверждать, что данный процесс проходит в три этапа:

– появление индивида как первоосновы личности, когда происходит «врастание» в эволюционные физиологические особенности человека;

– развитие индивидуальности, «культурного животного» (З. Фрейд), когда на основу биогенетических задатков накладываются «общие» законы общества, преломленные через сознание индивида, его психосоциальную основу, его внутреннее «Я»;

– возникновение личности как результата некоего процесса душевной внутренней сознательной деятельности во внешних условиях социума, социальной среды. Проблема раскрытия понятия человека, его сущности, системы его личностных качеств, перспектив его индивидуального и социального развития в рамках таких наук как философия и психология является в наше время наиболее актуальной. Без понимания самой сущности человека, всей сложности его поведения невозможно объективно истолковать и разрешить такие проблемы человечества, являющиеся прямым следствием поведения людей, как расовые предрассудки, загрязнение окружающей среды, терроризм, наркомания, нищета и другие [10].

Таким образом, личность – это широкая тема, затрагивающая почти все аспекты того, что делает людей такими, какие они есть. Психологи не просто заинтересованы в понимании нормальной человеческой личности, но и в признании потенциальных нарушений личности, которые могут привести к бедствиям или трудностям. Будучи в состоянии идентифицировать такие проблемы, психологи смогут помочь людям развить навыки, чтобы лучше справляться и управлять симптомами расстройств личности [1].

1.2. Теории личности

Теория о психосексуальном развитии Фрейда – одна из самых известных теорий личности, но также одна из самых противоречивых. По словам Фрейда, дети продвигаются через ряд этапов развития личности. На каждом этапе сила, которая ведет все человеческое поведение, фокусируется на определенных эрогенных зонах. Успешное завершение каждого этапа приводит к переходу к следующему этапу развития, но неудача на любой конкретной стадии может привести к фиксации, которые могут повлиять на личность взрослых.

Также З. Фрейд создал структуру личности:

1. «Оно» (Id) – биологическая сфера влечений, которая включает в себя субъективные бессознательные чисто биологические или аффективные потребности;

2. «Сверх-Я» (Superego) – социальная установка, своеобразная морально-нравственная оценка со стороны социума, содержанием которой являются нормы, законы, запреты (табу), обычаи, традиции, религиозные установки общества, принятые (или отвергаемые) личностью;

3. «Я» (Ego) – сознательное «Я», наше сознание, ответственное за глубинную переработку и регуляцию всех внешних ощущений, за организацию личного опыта. «Я» находится под влиянием социального окружения и, в отличие от «Оно», руководствуется принципом реальности.

З. Фрейд впервые попытался понять психологические процессы, лежащие в основе формирования отклонений в самосознании личности.

В когнитивном подходе личностное «Я» рассматривается в рамках морального самосознания. Л. Колберг предлагает теорию стадиального развития, происходящего в процессе спонтанного когнитивного созревания ребенка, в котором воспитанию и вообще социальным факторам уделяется самая незначительная роль. Становление «Я-концепции», по Л.Колбергу включает в себя три последовательных когнитивных процесса [16]:

1. «Я-концепция» индивида определяется через гендерное представление о себе через социальные роли, социальный статус, национальность, вероисповедание и др.;

2. Индивид впитывает в свой образ общие черты, нормы и стереотипы поведения членов собственной группы;

3. Усвоенные нормы и стереотипы своих социальных групп становятся внутренними регуляторами социального поведения человека и ориентиром для определения конкретного места человека в обществе

Понимая сущность личности, Франкл придерживается целостной позиции; для него личность – это то, что встроено в себя, существует для себя, не поддается разделению или дополнению. Человек уникален и уникален, «уникальность существенной ценности каждого отдельного человека означает не что иное, как тот факт, что он просто другой, отличный от всех других людей».

В психологической структуре личности Франкл выделяет особое «ноэтическое измерение», в котором значения локализованы. Это измерение не сводится ни к органическому, ни к ментальному измерению и не может быть изучено биологическими или психологическими методами. Значения уникальны и уникальны для каждого человека. Однако Франкл пытается найти несколько обобщенных возможных способов, которыми человек может сделать свою жизнь осмысленной: во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле творческой деятельности); во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); и в-третьих, через позицию, которую мы занимаем в отношении того, что мы не можем изменить. Соответственно, Франкл выделяет три группы ценностей: ценности творчества, ценности опыта и ценности отношения. Его приоритет принадлежит ценностям творчества. Из ценностей переживаний Франкл выделяет любовь как отношения на духовном, семантическом уровне. Но он фокусируется на ценностях отношений. По словам Франкла, человеку приходится прибегать к этим ценностям, когда он находится во власти обстоятельств, которые он не может изменить.

Жизненный путь конкретного человека столь же уникален и уникален, как и его личность: «каждый человек во всех жизненных ситуациях имеет единственный в своем роде путь, предназначенный для него, следуя которому он может реализовать свой собственный потенциал». Чтобы оправдать Уникальность жизни и уникальность человеческого существования, Франкл использует понятие «судьба». Он пишет, что у каждого отдельного человека своя уникальная и уникальная судьба. Человек в определенный момент своей жизни имеет свой индивидуальный набор альтернатив. Человек не может изменить то, что предписывает ему судьба, он должен реализовать себя в этих индивидуально преобладающих условиях [12].

Теория К. Роджерса в своей основе – феноменологическая теория. Он считает стремление к самореализации (самоактуализации) врожденным и описывает его в понятиях «организм», «Я», «идеальное Я», «реальное Я», «конгруэнтность – неконгруэнтность», а также вводит важнейшие качественные характеристики самореализации: «осознание», «адекватность», «активность».

Поведение личности определяется не прошлыми событиями его жизни, а только тем, как человек воспринимает свое окружение здесь и сейчас. Конечно, прошлый опыт влияет на восприятие настоящего, но человеческие действия определяют, как это прошлое воспринимается сейчас, в настоящем. Более того, К. Роджерс полагал, что на поведение больше влияет не история прошлого человека, а то, как он видит свое будущее. И наконец, он подчеркнул, что личность должна рассматриваться не только в контексте «настоящее – будущее», но и как единый целостный организм, и это единство нельзя сводить к составным частям личности.

Тенденция актуализации человека берет свое начало в физиологических процессах организма - это не психологическая тенденция, а биологический факт. Он, с одной стороны, направлен на снижение напряженности, сохранение жизненных процессов и поиск утешения и мира, а с другой – на повышение напряженности, поскольку поведение человека мотивируется его необходимостью развиваться и совершенствоваться. Наиболее важным аспектом этой тенденции, с точки зрения личности, является стремление человека к самореализации [4].

Диспозиционное направление в исследовании личности основано на двух общих идеях. Во-первых, люди имеют широкий круг предрасположенности реагировать определенным образом в разных ситуациях. Вторая основная идея диспозиционного направления связана с тем, что нет двух абсолютно одинаковых людей. Г. Оллпорт, один из самых влиятельных сторонников диспозиционного тренда, сосредоточился на уникальности личности. Он также уделил большое внимание тому, как когнитивные и мотивационные процессы влияют на поведение человека [15].

Г. Оллпорт является автором одного из тех понятий, которые в полной мере описывают структуру психологической зрелости человека. Он считал, что созревание человека – это непрерывный процесс становления и развития, который продолжается на протяжении всей жизни. В процессе изучения психологической зрелости ученый уделял особое внимание уникальности каждого человека, каждого человека. По его мнению, нет единых критериев для описания абсолютно зрелой личности, поскольку существует столько же путей развития, сколько и самих развивающихся: «В поисках универсальных критериев для зрелой личности мы никогда не должны забывать о широком разнообразии индивидуальные паттерны» [16].

Р. Мэй одним из важнейших условий существования личности считает духовное напряжение. Сущностно изменения личности в процессе консультирования предстают как понимание человеком двойственности своей природы и принятие ответственности за свое существование, за свои жизненные выборы. Стратегической целью психологической помощи становится восстановление целостности человека (исцеление). Исцелить предполагается не только душу, но и отношения человека с миром [15].

Важными структурными составляющими личности, по данным Мэя, являются:

1. Свобода. Это отличает человека от животного. Только человек, считает Мэй, может разорвать «сильную цепь стимулов и реакций», подчинить свои импульсы. Свобода является фактором развития человека, его психического здоровья, которые прямо пропорциональны: «Чем здоровее человек становится психически, тем свободнее он или она создает себя из жизненного материала и тем больше у него возможностей для свободы». Таким образом, получается процесс взаимодополнения человеком своей свободы через развитие и наоборот.

2. Индивидуальность. Это рассматривается как уникальность, с которой человек должен жить и взаимодействовать с внешним миром. Этот мир является отражением, которое позволяет человеку не только определить свою «уникальную роль в обществе», но и узнать свою индивидуальность как форму жизни, «соединяющую сознательное« Я »с различными уровнями подсознания».

3. Социальная интеграция. Это свойство, сформированное в процессе эволюции человека, действует как коллективное бессознательное. Согласно Мэй, индивидуальность и социальная интеграция образуют единое целое, потому что «благодаря коллективному подсознанию мы уже внутри себя, чтобы сформировать единое целое с другими людьми». Можно сказать, что здесь речь идёт о некоем внутреннем чувстве себя в контексте других, какой-то общности.

4. Религиозность или духовность рассматривается как внутреннее напряжение личности. Бинарное противопоставление жизни между оболочкой тела и духовным миром заставляет человека «поддерживать внутреннюю напряженную связь» между этими двумя противоположностями, эта связь приводит человека к духовности. «На пересечении вертикальной и горизонтальной плоскостей возникает понимание моральных заповедей».

Мэй анализирует личность как существующую в системе бытия – небытия. Он считает, что каждый человек может и даже должен заниматься рефлексией своего собственного опыта. По справедливому замечанию Р. Мэя, человек должен найти свое «Я» и иметь мужество ему следовать. В этом проявляется позитивная трактовка индивидуализма как способности человека сочетать собственные интересы с личной ответственностью и интересами других. В каком-то смысле это можно назвать стоицизмом – признать себя, признать других и адаптироваться к этому, если вдруг с этим признанием возникли трудности, внутренние конфликты [15].

Резюмируя вышесказанное, отметим, что на такой феномен как личность имеется множество точек зрения, как достаточно абстрактных, так и весьма конкретных, жёстко обусловленных.

Глава 2. Факторы развития личности

2.1. Влияние среды на личность

В психологии среда обычно рассматривается в контексте развития личности, изучения индивидуальных и групповых различий, соотношения и влияния наследственности и среды на свойства и поведение личности. Сегодня значительная часть исследований за рубежом проводится в рамках области психологии, именуемой как генетика поведения (behavioral genetics). В России эту область психологии называют психогенетикой. Несмотря на многочисленные исследования в области генетики поведения, среде изначально отводилась второстепенная роль. Хотя эти исследования предполагали, что среда существенно влияет на индивидуальные различия, бихевиористы-генетики обычно выводили средовые влияния из остатков после получения оценки генетического вклада [8].

Кроме того, среду часто рассматривают как нечто внешнее по отношению к индивиду, тем самым неявно отделяя среду от него. Такое «биологическое» понимание среды индивида критиковал Л.С. Выготский в начале 1930-х гг.: «Одна из величайших помех для теоретического и практического изучения детского развития – неправильное решение проблемы среды и ее роли в динамике возраста, когда среда рассматривается как нечто внешнее по отношению к ребенку, как обстановка развития, как совокупность объективных, безотносительно к ребенку существующих и влияющих на него самим фактом своего существования условий» [8]. И далее: «…Мы недостаточно изучаем внутреннее отношение ребенка к окружающим людям, мы не рассматриваем его как активного участника социальной ситуации. На словах мы признаем, что надо изучать личность и среду ребенка в единстве. Но нельзя же представить себе дело так, что на одной стороне находится влияние личности, а на другой – средовое влияние, что и то и другое действует на манер внешних сил. Однако на деле очень часто поступают именно так: желая изучить единство, предварительно разрывают его, потом пытаются связать одно с другим». Говоря о количественной оценке влияния среды на процесс развития личности, Харрис и Лоелин отмечают примерно 50 % вклада среды в дисперсию признака, другая половина дисперсии относится на счет влияния генов [8].

Воздействия среды в модели ДикенсаФлинна не дифференцированы на межсемейные и внутрисемейные компоненты, как у некоторых других исследователей, поскольку авторы не верят, что эта дихотомия совпадает с дихотомией групповых различий, относящихся к среде, и групповых различий, не относящихся к среде [8].

Человек в процессе жизнедеятельности меняется, развивается, как физиологически, так и психологически. В процессе развития человек становится личностью. Он в состоянии осмысливать, осознавать и нести ответственность за свои действия и поступки. Можно ли считать человека – представителя родового строя, личностью. Конечно же, нет. В родовом строе жизнь человека была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, его личные интересы не обладали должной самостоятельностью.

Прежде чем стать личностью, человек должен пройти необходимые этапы социализации. Социализация представляет собой процесс усвоения, накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, традициях, нормах, знаниях. Общение, обучение, средства массовой информации, системы социального контроля, воспитание обуславливают процесс социализации. Среди основных факторов социализации следует выделить такие как семья, среда, дошкольные образовательные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив. На каждом из этих этапов процесс формирования претерпевает трансформации в зависимости от социокультурной ситуации. Структура личности в процессе социализации меняется, усваивая обыденные, житейские взгляды и представления, трудовые навыки, моральные нормы и установки, религиозные ценности и социальные идеалы. Таким образом, в процессе социализации происходит формирование мировоззрения, мировосприятия личности. В сознании человека создается своя собственная картина мира.

Путь социализации у каждого человека индивидуальный, он проходит его сам, с момента рождения и до конца жизни. Человек не рождается личностью, ею он становится в процессе социализации [2].

Если рассмотреть влияние социально-культурной среды на личность человека, то критериями полезности влияния можно назвать общечеловеческие ценности и интересы общества. Если рассматривать влияние среды, можно выделить направленное и ненаправленное влияние, различают также:

1. влияние прямое – когда социум открыто предъявляет субъекту воздействия свои притязания и требования в виде общественных и культурных ценностей, норм и правил;

2. влияние косвенное – непосредственно направленное не на субъект общества, а на социальные институты.

Социальное влияние (так называемые принципы социального доказательства, благорасположения, авторитета, дефицита) подразумевает склонность индивида следовать убеждениям и поведенческим моделям, разделяемым другими людьми. Существенно важно при этом, что означенные «другие» сами по себе совершенно не обязательно являются авторитетными или референтными фигурами для данного индивида. По сути дела, речь здесь идет о конформности – склонности подчиняться давлению группы [7].

Интересным представляется мнение А. Адлера на счёт сочетания личностных свойств человека и условий среды, которые формируют его характер. Хотя А. Адлер не уделял разработке собственной характерологии столь большого внимания, как К. Юнг и Э. Фромм, все же в его теории прослеживается весьма яркая тенденция типизации личности. Любое проявление характера, присущего данной личности, олицетворяет направление, в котором ее психика развивалась с раннего детства. Это развитие может быть прямолинейным либо идти по множеству обходных путей. «В первом случае ребенок стремится к реализации своей цели напрямую, и у него развивается агрессивный, мужественный характер. В начале развития характеру обычно присущи именно такие активные, агрессивные черты. Однако эта линия легко искривляется или меняется»4. Совершенно ясно, что подобное развитие неизбежно сталкивается с множеством препятствий. Ребенок попытается каким-то образом обойти эти трудности. В результате подобного отклонения от прямого пути также возникнут специфические черты характера. Физические недостатки, неудачи и поражения, нанесенные окружающими, оказывают сходное влияние. Безусловно, огромное значение имеет влияние всей макросреды, взаимодействие с которой происходит посредством механизмов идентификации и обособления. Принципы нашей культуры, в конечном счете, оказывают влияние на характер ребенка. Препятствия любого вида имеют роковое значение для развития характера. Там, где они появляются, путь, выбранный ребенком для достижения своей цели – власти, – станет, в большей или меньшей степени, отклоняться от нормы. Там, где препятствий нет, мешать усилиям ребенка ничто не будет, и он будет подходить к своим проблемам прямо. А. Адлер отмечает, что оба этих типа могут сосуществовать в одной и той же личности. Это происходит тогда, когда характер ребенка не полностью сформировался, а сохраняет достаточную гибкость, чтобы искать другой подход. Очевидно, что второй тип характера, который А. Адлер называет женским, соотнося его при этом не с женским полом, а с традиционными социокультурными стереотипами о «женской слабости и нерешительности», в большей степени способствует деструктивной социализации, хотя и излишняя прямолинейность легко может привести к дезадаптации [13].

А. Адлер в своей теории уделяет много внимания восприятию личностью тех сложностей, барьеров и препятствий, которые неизбежно возникают в жизни любого человека. Именно их преломление в индивидуальном сознании и формирование на его основе собственной стратегии реализации психической активности, по его мнению, в значительной степени определяют функционирование компенсаторных механизмов личности. Согласно теории Адлера, личность, стремящаяся к власти над окружающей средой, наталкивается на препятствия, одним из типичных видов которых является физическая или личностная неполноценность, что дает толчок своеобразной компенсационной, самоорганизующей деятельности психики, направленной на стяжание такой социальной роли, которая давала бы возможность сделать фиктивную личность действительной [13].

На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги и психологи говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую – к ближайшему.

В понятие социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда – это семья, родственники, друзья.

Единства в оценке влияния среды среди психологов и педагогов, стоящих на различных методологических платформах, нет. Точнее говоря, огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает – ь более высокого уровня развития там, где близкое далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентации. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растет число разводов, неполных семей, растет и число социально обездоленных детей. Кризис семьи, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности в Узбекистане достигла угрожающих размеров. Значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет [6].

Таким образом, можно заключить, что среда – это сложное и многофакторное пространство, которое неизбежно влияет на формирование личности.

2.2. Формирование поведения личности посредством средовых факторов

Уместным будет упомянуть бихевиоральный подход при рассмотрении поведения. В основе данного направления выделяют три классических психологических направления:

1. Работы Д. Вольпе, А. Лазаруса, основанные на идеях И.П. Павлова и С. Халла.

2. Теория оперантного научения Б. Скиннера.

3. Теория когнитивного научения.

В настоящее время в бихевиоральной психокоррекции сосуществуют три основные тенденции:

1. Классическое обусловливание, восходящее к экспериментальным традициям И.П. Павлова.

2. Оперантное обусловливание, связанное с именем Б. Скиннера и его модификациями поведения.

3. Мультимодальное программирование.

1. Классическая теория условных рефлексов И.П. Павлова явилась фундаментом, на котором было построено современное здание поведенческой коррекции. На основе принципов классического обусловливания созданы такие методики коррекции поведения, как методика аверсивного обусловливания, методика контроля стимула и т.д. [11].

И.П. Павлов впервые ответил на вопрос, каким образом нейтральный стимул может стать условным раздражителем и вызывать такую же реакцию, как и безусловный рефлекс, который протекает автоматически. И.П. Павлов показал, что формирование условного рефлекса подчиняется ряду требований [12]:

– смежности – совпадению по времени индифферентного и безусловного раздражителей с некоторым опережением первого;

– повторение – многократное сочетание индифферентного и безусловного раздражителей.

Таким образом, один из путей управления поведением - управление предъявлением стимулов, вызывающих определенную реакцию, а также организация внешнего окружения и контроля за ним. Организуя внешнее окружение, определенным образом можно формировать определенное поведение человека.

2. Теория оперантного обусловливания связана с именами Э. Торндайка и Б. Скиннера. В отличие от принципа классического обусловливания «стимул – реакция» (S→R) ученые разработали принцип оперантного обусловливания «реакция – стимул» (R→S), согласно которому поведение контролируется его результатами и последствиями. Отсюда следует возможный способ влияния на поведение через воздействие на его результаты.

При использовании оперантных методов управление результатами поведения осуществляется для воздействия на само поведение. Поэтому особое значение придается этапу функционального анализа, или поведенческой диагностики. Задача этого этапа состоит в определении подкрепляющей значимости окружающих клиента объектов, установлении иерархии их подкрепляющей силы. Осуществить это возможно с помощью прямого наблюдения за поведением человека и установлением связи между частотой и интенсивностью проявляемого поведения (зависимая переменная) и имеющимися в это время объектами и событиями, происходящими в окружении (независимая переменная) [11].

Оперантные методы могут быть использованы для решения следующих задач:

– формирование нового стереотипа поведения, которого ранее не было в поведенческом репертуаре человека (например, поведение самоутверждающего типа у пассивного ребенка, элементы совместной игры у застенчивого ребенка и др.), для формирования такого поведения используют различные стратегии – «шейпинг», «сцепление», «фединг» и др.;

– закрепление (усиление) уже имеющегося в репертуаре клиента социально желательного стереотипа поведения. Для решения этой задачи используются контроль стимула, положительное и отрицательное подкрепление;

– уменьшение или угашение нежелательного поведения. Достигается с помощью методик наказания, угашения, насыщения, лишения всех положительных подкреплений, оценки ответа;

– поддержание желательного стереотипа поведения в обычных (естественных) условиях.

3. Мультимодальное программирование, или мультимодальная поведенческая коррекция. В этом направлении центральное место отводится воздействию на целостную организацию личности. В пределах этого новейшего направления (А. Лазарус, А. Бандура, Т. Нейланс и др.), включающего в себя когнитивно-ориентированные техники моделирования, формирования поведения, получили развитие программы саморегуляции, когнитивного саморегулирования, когнитивной модификации поведения.

В последние годы это течение находит все больше сторонников. Одно из последних достижений поведенческой психотерапии – снятие посттравматического синдрома при помощи билатеральных саккодических движений глаз. Открытый в 1987 г. (Ф. Шапиро), этот метод хорошо зарекомендовал себя в работе с ветеранами войны во Вьетнаме, жертвами насилия и т.д.

Во главе современных бихевиориальных теорий человека находится представление о том, что человек – продукт и одновременно производитель своей окружающей среды. Существенным отличием от традиционного бихевиоризма является его ориентированность на реальные действия. То есть человек трактуется как деятель, своими действиями изменяющий действительность. Не реакция, а ее акция - таково отличие современной бихевиориальной концепции в ее трактовке человека.

В рамках этого подхода разработан ряд методик моделирования поведения, с помощью которых решаются следующие задачи:

– построение новых стереотипов поведения;

– угашение имеющихся неадаптивных стереотипов;

– облегчение проявления слабо представленных в репертуаре клиента стереотипов [11].

Для теории научения характерно выделение двух фаз: приобретение какого-либо стереотипа поведения и исполнение данного стереотипа. А. Бандура установил, что подкрепление играет существенную роль не в фазе приобретения стереотипа, а в фазе исполнения.

При научении с помощью модели наблюдатель приобретает новый стереотип поведения, который ранее отсутствовал в его репертуаре. Наблюдение за моделью укрепляет или усиливает определенные стереотипы поведения (наблюдение позитивных следствий определенного поведения укрепляет этот стереотип и наоборот); повышает функцию дискриминации раздражителя, имеющего характер положительного или отрицательного подкрепления.

В бихевиориальном направлении понятие личности не только не разработано, но попросту отсутствует. Основные понятия, применяющиеся к личности, относятся к ее поведению. Поэтому основные реакции, на которые направлены воздействия психолога, – реальное поведение человека в реальном мире [11].

Проблема регуляции поведения и связанных с ней процессов, условий ее развития, факторов, модифицирующих эти процессы, занимает сейчас одно из центральных мест в психологических исследованиях. В основе социальной дезадаптации, в том числе ранних ее проявлений, чаще всего лежит дисбаланс или недостаточное развитие регуляции. Именно в раннем возрасте складываются индивидуальные паттерны адаптации к среде, формируются индивидуальные паттерны реагирования, намечаются пути развития саморегуляции и ее индивидуальные вариации/

Семья – мощнейший фактор, обуславливающий поведение человека. В исследовании И.С. Цыбульской и Е.В. Бахадовой было выявлено, что у детей из трудных семей проявляется девиантное поведение.

психологические проблемы и признаки социальной дезадаптации обнаруживаются у обследованных детей уже на первом году жизни.

В возрасте 2-4 лет, по сравнению с аналогичными данными на первом году жизни, психологические проблемы и проявления социальной дезадаптации наблюдаются у большего числа детей (увеличение составляет соответственно 30,1% и 2,5 раза). Наряду с этим появляются новые виды девиантного поведения – агрессивность и конфликтные отношения со сверстниками, обнаруживающие высокую степень достоверности. Формирование девиаций у детей 2-4 лет в наибольшей степени зависит от любой девиации отца и особенно матери (главным образом, от их алкоголизации, отстранения от воспитания ребенка, половой распущенности). Неблагоприятно действуют на ребенка раннего возраста, как и на младенца, конфликтная ситуация в семье или безразличное отношение к нему, отсутствие родителей по любой причине, наличие среди ближайшего окружения алкоголиков. Все названные факторы обнаруживают высокую степень достоверности.

У детей 5-7 лет спектр показателей девиантного поведения расширяется за счет побегов из дома, бродяжничества, табакокурения и аморального поведения. Однако и в этом возрасте все частоты девиаций ниже средневозрастных показателей, особенно в отношении табакокурения, агрессивности и конфликтных отношений со сверстниками, которые встречаются у 5-7-летних детей реже, чем в более старших возрастах. В возрасте 5-7 лет, как и в более ранних возрастных периодах, любая девиация матери (мачехи, опекунши) и отца (отчима, сожителя, опекуна) является достоверно высоким фактором негативного воздействия на ребенка. Материнский алкоголизм, пренебрежение воспитанием ребенка, половая распущенность оказывают в этом возрасте на него большее воздействие, чем те же девиации у отца.

Среди детей 8-12 лет выраженность девиантного поведения и его частота возрастают. Наиболее часто оно выражается социальной дезадаптацией, психологическими проблемами и плохой успеваемостью, аморальным поведением и конфликтными отношениями со сверстниками, побегами из дома и бродяжничеством. Соответственно целый ряд девиаций у 8-12-летних превышает аналогичные среднегодовые показатели, особенно часто это проявляется в отношении аморального поведения (в 2,2 раза).

У подростков 13-17 лет частота и спектр девиаций возрастают максимально. По сравнению с предшествующим возрастным периодом, в возрасте 8-12 лет пьянство и наркомания детей увеличивается в 16,5 раза, правонарушения – в 7,7 раза, токсикомания – в 5,2 раза, табакокурение в 3,3 раза, физическое и психологическое насилие над другими – в 3,0 и 2,2 раза, соответственно. Увеличиваются также агрессивность, в т.ч. эмоциональное насилие, число психологических проблем и суицидальных попыток, конфликтные отношения со сверстниками, школьная неуспеваемость. Неизменным остается число детей с аморальным поведением и уменьшается число детей, совершающих побеги из дома и занимающихся попрошайничеством и бродяжничеством. Большинство показателей достоверно, кроме психического насилия, бродяжничества, суицидальных попыток и попрошайничества [14].

Таким образом, можно заключить, что средовые факторы во многом определяют поведение личности как на текущий момент, так и на перспективу.

Заключение

Таким образом, видно, что личность имеет сложную структуру и интерпретацию. Многие ученые – философы, психологи, религиозные мыслители пытались определить ее общий смысл, построить различные теории и концепции личности.

Проблема сущности и динамики становления человека как социального и активного существа имеет давнюю традицию, однако можно констатировать, что основным водоразделом были не различия между понятиями «личность» и «субъект», но отличия по степени активности и роли врожденных/социально заданных качеств в развитии человека как личности/субъекта. Дискурсом анализа также были степень индивидуализации человека и его взаимоотношения с другими людьми, с обществом в целом.

Существует множество подходов и теорий к определению личности, её сущности, свойств. Выделено много критериев личности в разных аспектах: зрелая личность, самоактуализирующаяся и т.п. Однако существуют и общие точки зрения учёных на этот феномен. Например, личность – это свойство, способствующее развитию и адаптации человека в окружающей среде.

Среда – это поле развития личности. В ней присутствует множество факторов этого развития, причём как положительных, так и отрицательных. Среда представлена разными социальными институтами: семьёй, школой и пр. По мере взросления человек приобретает способность самостоятельно выбирать те факторы, которые будут влиять на него в большей или меньшей степени. Однако стоит понимать, что есть и такие, которые могут не осознаваться им, но оказывать при этом значительное влияние на личность.

Кейс № 3

  1. Потребности объединяться в группы характерна для всех людей, независимо от возраста, пола, национальной принадлежности и профессионального статуса. Дайте объяснение этому феномену с точки зрения групповой динамики, мотивационных потребностей, социальных целей.

С точки зрения групповой динамики объединение в группы можно рассматривать через другой феномен – референтных групп. В них люди объединяются по симпатиям спустя некоторое время образования общей группы. Узнав интересы, ценности, характеры друг друга, люди начинают создавать между собой личные отношения, формирую эти референтные группы.

С точки зрения мотивационных потребностей образование групп можно объяснить желанием иметь более высокую эффективность в какой-либо деятельности, защищённость, статусность. Члены группы помогают друг другу посредством разных ресурсов, кто-то делает в основном интеллектуальный вклад в общее дело, кто-то эмоциональный, кто-то заботится о представительности и статусе группы.

С точки зрения социальных целей объединение в группы можно рассмотреть через призму различий мужских и женских групп. Например, у мужчин есть выраженный лидер, а лидера, как известно без группы не бывает. Ему нужны люди, чтобы ими управлять, раскрывая свой потенциал, а им нужен лидер, чтобы их вести. В женских группах чёткого лидера выделить сложно. Здесь более выражена тенденция разбиваться на маленькие референтные группки. Это происходит потому, что для женщин более важна эмоциональная близость в группе, чем цель, а у мужчин наоборот, цель стоит на первом месте.

  1. Чем обусловлены цели формальных организаций? Так ли уж важны в организации неформальные объединения? Обоснуйте с точки зрения социально-психологических факторов. Приведите в качестве примера типы организаций, в которых неформальные связи являются частью формальных отношений.

Цели формальных организаций обусловлены чёткой иерархией и наоборот: есть цель, для неё нужны люди, есть люди, нужно распределить между ними обязанности в соответствии с их иерархией. В формальных организацией распределение роле происходит проще, а поэтому быстрее.

Неформальные объединения важны для формальной оганизации. Они поддерживают эмоциональный компонент организации и повышают уровень сплочённости между её членами. В качестве примера организации, в которой неформальные связи являются частью формальных отношений можно назвать индивидуалистическую организацию. В ней члены группы находятся добровольно, но находятся в формальных отношениях для достижения общих целей организации.

  1. Существует ли разница между ролью, статусом, внутренней установкой и позицией? Приведите примеры, когда эти позиции вступают в рассогласование и даже деформируют личность.

Статус – обозначение положения в обществе. Роль – категория, имеющая функциональный характер. Внутренняя установка отражает личную установку человека по отношению к своему месту в группе и других членов группы, в частности по отношению к нему. Позиция – фактическое положение человека в группе. Примером деформации личности из-за конфликта данных позиций может быть следующий: начальник организации по факту имеет самый высокий статус, но находится по отношению к подчинённым в роли опекающего родителя. Со временем он снижает свои позиции в коллективе, так как сотрудники уже не воспринимают его как главу и авторитет, а пользуются его отношением к ним. Или другой пример конфликта: есть неформальная группа, в которой имеется человек-аутсайдер. Однако его внутренняя установка такова, что он считает, что к нему должны прислушиваться более чем к другим. Из-за такой установки он весьма высокомерен, что ещё больше отталкивает от его остальных членов группы.

Список литературы

  1. Байнов А.М. Психология личности: теории личности / А.М. Байнов // Аллея науки. – 2018. – Т. 5. № 10 (26). – С. 52-55.
  2. Гатаев А.С. Воспитание личности в педагогическом ВУЗе: теория и практика / А.С. Гатаев, И.В. Мусханова // Махачкала, 2018.
  3. Горшкова Д.А. Понятие личности в психологии / Д.А. Горшкова // Актуальные проблемы современной психологии и педагогики Сборник научных статей. Под общей редакцией К.Г. Караханян. Нефтекамск, – 2017. – С. 33-39.
  4. Денисова И.В. Феноменологическая теория личности / И.В. Денисова // Наука и культура России. Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. – 2011. – С. 327-330.
  5. Иванов Ф.Е. Понятие бренда личности в психологии / Ф.Е. Иванов, Россоха Л.М. // Знание. Понимание. Умение. – 2012. № 3. – С. 265-269.
  6. Каримова С.М. Влияние среды на процессе развитии личности человека / С.М. Каримова / Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения. – 2013. – С. 233-236.
  7. Кривых С.В. Изучение влияния социальнокультурной среды на личность / С.В. Кривых, Л.А. Касиманова // Мир науки, культуры, образования. – 2013. № 6 (43). – С. 179-181.
  8. Малышева Л.В. О влиянии среды на развитие личности в контексте исследования интеллекта / Л.В. Малышева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. № 5 (61). – С. 362-364.
  9. Мироненко И.А. Понятия «субъект» и «личность» в современной российской психологии / И.А. Мироненко //Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2010. – Т. 5. № 3. – С. 5-14.
  10. Мироненко И.А. Отечественная психологическая наука и вызов современности / И.А. Мироненко. – СПб.: Издво Тукакора, 2017.
  11. Наумов Н.Д. Личность как социально-психологическая и философская категория / Н.Д. Наумов // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. – 2009. № 3. – С. 52-58.
  12. Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТУ «Сфера», 2016. 512 с.
  13. Рукин А.В. Жизненный путь личности в гуманистической психологии / А.В. Рукин // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. – 2015. № 1. – С. 209-218.
  14. Храпов С.А. Деструктивные аспекты социализации личности в теории А. Адлера / С.А. Храпов // Гуманитарные исследования. – 2015. № 1 (13). – С. 24-28.
  15. Цыбульская И.С. Роль неблагоприятных средовых факторов в формировании девиантного поведения детей. Меры предупреждения и коррекции / И.С. Цыбульская, Е.В. Бахадова // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения», 2016. – С. 1-17.
  16. Чемякина А.В. Проблема личности в русле некоторых психологических теорий / А.В. Чемякина // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2013. № 2 (24). – С. 86-91.
  17. Четвериков И.П. Понятие личности (из лекций по общей психологии) / И.П. Четверяков // История российской психологии в лицах: Дайджест. – 2017. № 1. – С. 215-224.
  18. Шевцов А.А. Понятие личности в культурно-исторической психологии / А.А. Швецов // Мир науки, культуры, образования. – 2016. № 3 (58). – С. 242-246.
  19. Шевцов А.А. Личность и культура / А.А. Швецов // Мир науки, культуры, образования. – 2017. № 2 (58). – С. 212-218.
  20. Шмаров В.А. Подходы к понятию личности в психологии и теологии / В.А. Шмаров // Новое слово в науке и практике Сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 124-128.