Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства (ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Одной из старейших проблем теории государства и права является вопрос об его генезисе, однако споры на этот счет не утихают до сих пор. И вопрос здесь стоит не только в научном интересе, тема происхождения государственности носит так же политический окрас, дает понимание социальной основы государства, его принципы и основы, объясняет причины возникновения и его предпосылки. Дает понятие его функциям, их роли в жизни современного социума и политической системы. Современная действительность тесно и неразрывно связана с прошлым и будущим, в мировой истории она выглядит лишь одной из важных ступеней, настоящее, воплощая собой, лучшие достижения прошлого в тоже время отсекает отжившее свое архаизмы, порождает новые тенденции и течения, закладывая тем самым фундамент для будущего. Исходя из этого, для того чтобы глубже понять тенденции современного государств и права, нужно знать их историю, этапы становления и развития.

Я, думаю, что изучения государства и права надлежит начать с вопроса о его происхождении, существовал ли институт государства с начала времен или он возник на определенном этапе развития? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо изучить строение и основы первобытного общества, достижения истории, антропологии, социологии.

Изучение процесса возникновения государства имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции – основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и государства в целом. В работе я использовала идеи и разработки, содержащиеся в работах следующих исследователей: С.С. Алексеева, А. Б. Венгерова, В. Г. Стрекозова, А. С. Пиголкина , Р. З. Лившиц , А. В. Малько, С. А. Комарова, Т.В. Кашаниной .

Цель работы: изучение происхождения государства, анализ основных теорий происхождения государства.

Для выполнения поставленных целей исследования потребовалось решить следующие задачи:

1. Изучить понятия «государство» и «право».

2. Выявить, причины и принципы генезиса государства.

3. Рассмотреть основные теории происхождения государства.

Объектом исследования являются существующие в юридической литературе теории происхождения государства.

Предметом курсовой работы является комплексный анализ основных теорий происхождения государства, их особенности и значение.

Методы исследования. В процессе выполнения курсовой работы использовались следующие методы исследования: общетеоретические и специальные. Основу составил диалектический метод познания правовых явлений.

Структура работы. Данная курсовая работа включает введение, два основных раздела, которые состоят из двух подразделов, заключение и список использованных материалов и источников.

Общий объем курсовой работы составляет 34 страницы, без литературы.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

1.1. Основные условия и закономерности возникновения государства

Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же оно появилось на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества.

Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, т.е. того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной действительности. Без выяснения причин приведших к возникновению этих социальных институтов невозможно понять их сущность и предназначение в обществе.

Необходимо отметить, что государство и право существовали не всегда, им предшествовал длительный период до государственного существования человеческого общества. Исторически первой формой организации человеческого общества было первобытное стадо. С появлением человека общество перешло к родоплеменной организации.

Род (родовая община) – исторически сложившаяся общность людей, основанная на действительном или предполагаемом кровном родстве и совместном ведении хозяйства. Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - "первобытнообщинный строй", а его социальная организация - родоплеменной.

Исходя из этого, можно утверждать, что когда–то существовало общество, живущие без государства. Человеческое общество зародилось на Земле около сорока тысяч лет назад, первые же государства начали появляться в IV-III тысячелетиях до н. э.

Как же выглядело это протогосударственное общество? Что оно из себя представляло? Как жили люди в таком обществе, не знающем правового регулирования и государственных основ? Каким было его устройство? Не выяснив ответа на эти вопросы нельзя представить процесс генезиса государства.

Протогосударственное общество, за которым закрепилось название первобытного, а сам строй такого государства – первобытнообщинным, занимает внушительный период истории, в тридцать тысяч лет и делится на несколько периодов. В современной историографии до сих пор нет четкого решения периодизации первобытного общества. Обычно историки выделяют два крупных периода – матриархат и патриархат. Матриархат – это общество, в котором женщина занимала господствующее положение, власть и родство передавались по женской линии. Вот что говорит о матриархальном устройстве общества Википедия: «Современной науке известны общества, содержащие в себе многие признаки матрицентричного порядка. Общества могут быть признаны матрицентричными по некоторым признакам, таким как: матрилинейность, матрилокальность и авункулизм (такое устройство семейной иерархии, при котором роль главы семейства берет на себя дядя по материнской линии); иногда в качестве признаков матрилинейных обществ рассматриваются групповой брак, гостевой брак и даже полиандрия.»1 Неоспоримым признаком матриархата также является материнское право

____________________

1 1https://ru.wikipedia.org/wiki/ Стелла Джоргуди. Создание мифа о матриархате /

(неоспоримое право матери на детей, которое вступает в силу после распада

брака — дети остаются в семье матери), и порядок распределения и наследования собственности, при котором имуществом семьи распоряжаются женщины, и передается оно только по женской линии. Мужчина, с которым женщина состоит в длительных отношениях, не имеет право распоряжаться собственностью женщины и её семьи.

На смену матриархальному обществу в главе с материнским началом пришел патриархат – общество с главой-мужчиной, pater familias, как говорили римские юристы. Родство стало вестись по мужской линии, собственность и власть передавались от отца к сыну. Патриархальный строй заложил основы зарождения государственности, начался процесс социального расслоения и разложения первобытнообщинного строя.

Такую периодизацию первобытных обществ можно встретить в учебниках по теории государства и права до сих пор. Однако не все исследователи считают ее правильной, взамен ей предлагая свои варианты периодизации. В 1865 году британский энциклопедист Джон Леббок в своей работе: «Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества»2 выделяет первый исторический период – палеолит и делит его на три периода – ранний, средний и поздний, в которых в раннем периоде формируется первобытнообщинный строй, в среднем он достигает зрелости и, наконец, в поздний распадается.

По другой точке зрения процесс разложения первобытнообщинного строя послужила экономическая сторона вопроса. Сторонники этой теории выделяют два периода – присваивающий и производящий, связывая этот процесс и процессом генезиса государства.

_________________

2 Леббок Дж. Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества. М.: Либроком, 2011.

Исходя из полученных сведений, можно сделать вывод, что вся история первобытнообщинного строя делится на два периода – период зрелого первобытного общества, то есть первобытнообщинный строй в чистом виде и периода распада первобытнообщинного строя и постепенного зарождения государства.

Поднимая вопрос социального устройства, структуры власти и управления первобытного общества, нужно иметь в виду, что речь идет о периоде зрелого первобытного общества, так как в период его разложения, первобытнообщинный строй, его власть и структура подвергаются известным метаморфозам.

Общественное устройство первобытных обществ знало две формы консолидации людей – родовые и племенные отношения. Через эти стадии прошли все народы населяющие земной шар и поэтому первобытнообщинный строй нередко ассоциируют с родоплеменной организацией общества.

Родовая община, род – это первая исторически сложившаяся форма социального объединения. Это своеобразный семейный «кооператив», объединенный кровным родством, общественном труде, совместной проживании, потреблении, всеобщей собственности, социальном равенстве. Несмотря на похожесть понятий «род» и «семья», их отожествление не совсем верно. В первобытном обществе, род не был семьей в том понимании каким ее видим мы. Род – это консолидация населения в группу связанную кровным родством, хотя в определенном смысле род можно назвать семьей.

Еще одной формой социальной консолидации первобытных людей послужило племя. В отличии от рода, это более крупное общественное объединение, образовавшееся в поздние периоды. Племя возникает в связи с развитием первобытного общества, родовые общины умножаются, разрастаясь в племена. Племя можно назвать союзом родовых общин, основанный снова на кровном родстве, занимающий определенную территорию, имеющий свое имя, язык, религиозные представления, традиции, обычаи, верования. Объединению родовых общин в племена послужило множество факторов, таких как совместная охота, отражение нападок агрессивных соседей, расширение своих территорий за счет земель соседа.

История первобытных обществ так же знает такие крупные объединения как фратрии и союзы племен. Фратрия, это термин введенный Льюисом Морганом. Согласно его теории, фратрии сформировались под давлением разлагающегося первобытного общества и распада родовых общин. Фратрии представляли из себя связку родов, связанных кровным родством. Они занимали промежуточную ступень между родовой общиной и племенем, у некоторых народов, например, в Доклассической Греции.

Племенные союзы – это довольно крупные первобытные объединения, возникшие в период распада первобытнообщинного строя. Основной их задачей было ведение боевых действий, оборонительного либо наступательного характера. Позже племенные союзы послужили основой для государств, таким образом их можно назвать протогосударственным объединением, построенном уже не на кровном родстве, а на общих интересах.

Все вышеперечисленные формы объединения первобытных людей, однако, мало отличались друг от друга. Их рознит лишь размер, каждое из этих объединений более крупное и сложное по сравнению с предыдущим, но в то же время строясь на кровном родстве, они остаются однотипными и мало отличаются друг от друга, за исключением союзов племен, объединение в которых строилось не только на кровном родстве, но и на общих интересах, таких как защита своей территории и захват новых владений. Что же представляла из себя власть в первобытных обществах? Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос, а что же такое власть?

Власть — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью таких инструментов, как авторитет, право, насилие, даже вопреки сопротивлению, и независимо от того, на чем такие способность и возможность основаны3.

Власть в первобытном обществе выглядела так – основополагающей общественного управления служило родовое собрание, состоящее из всех взрослых членов родовой общины. Такое собрание разрешало главные вопросы жизни рода. Собрание возглавлял старейшина, либо вождь, который избирался из числа самых уважаемых членов рода. Однако несмотря на свой статус, по сравнению с остальными членами рода, он не обладал никаким особыми привилегиями. Так же как и остальные члены общины, он работал на производстве и получал такую же долю как остальные. Его власть строилась исключительно на доверии и уважении к нему остальных членов общества, в любой момент он мог быть снят с должности и на нее назначался другой. Кроме вождя родовое собрание избирало военачальника, во время боевых действий, а также других ответственных лиц, курирующих дела культа – жрецов, шаманов и др., которые также никакими привилегиями не обладали.

Структура власти в племени совпадала со структурой родовой общины, но естественно в более крупном масштабе. То есть органом власти здесь служил вождей, часто наряду с ним существовало также народное собрание.

________________

3 Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрид. лит., 2002. — 432 с./

Совет вождей составляли старейшины, вожди, военачальники и представители родов входивших в племя. Однако народ не был оторван от власти и принимал широкое участие в жизни племени. Правовой статус вождя племени в таком обществе ничем не отличался от статуса остальных его членов, он был первым среди равных.

Организация власти во фратриях и союзах племен мало чем отличалась от племенной, те же народные собрание, советы старейшин, военачальники и прочие представители власти, служившие своеобразными «светочами первобытной демократии». Лишь с началом разложения первобытнообщинного строя начинается неравенство, предводители племен и общин получают привилегии.

Исходя из всего вышесказанного, первобытное общество представляется довольно простым обществом, основывающемся на совместном труде, совместной собственности, общественном равенстве и само собой кровном родстве. Власть в таком объединении носила чисто номинальный характер и строилась на самоуправлении, все вопросы решались сообща, самими членами общества, не существовало никакого аппарата принуждения и управления. Если же вставала необходимость принуждение, то оно исходило от самого общества, особо провинившись, например, могли изгнать из племени. Говоря научным языком, общество служило одновременно правительством, парламентом и судебной инстанцией.

Фридрих Энгельс, в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» писал: «И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов - все идет своим установленным порядком. Всякие споры и распри разрешаются сообща теми, кого они касаются, - родом или племенем, или отдельными родами между собой... Нет и следа нашего раздутого и сложного аппарата управления. Все вопросы решают сами заинтересованные лица, и в большинстве случаев вековой обычай уже все урегулировал.»4

На мой взгляд, довольно точная оценка первобытному обществу и нравам, царившим в то время.

Таким образом, именно в период родоплеменной организации зарождаются предпосылки, которые привели к возникновению государства и права.

Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Как мы выяснили, этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы,

регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия.

В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались народом. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.

Появлению государства и права предшествовало накопление в недрах самого общества определенной совокупности предпосылок, т. е тех условий, которые вызвали переход общества на новый уровень социальной организации. Определяющую роль в возникновении и развитии государства играет классовая борьба.

___________________

4Фридрих Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства» 1986 г.

К. Маркс, Ф. Энгельс соч. т. 21 с. 97

Следует различать две группы предпосылок возникновения государства:

Экономические – это те изменения в сфере производства материальных благ, которые позволили создать материальную основу существования государства, т.е. переход присваивающего хозяйства к экономике производящего характера.

Социальные - выразились в дифференциации общества и появлении групп с различными интересами, т.е. появление разделения труда: возникновение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, выделение особой социальной группы людей – купцов.

На рубеже 10-12 тыс. лет назад произошла неолитическая революция, причина лежала в изменении климата, началось вымирание мегафауны, бывшей основным источником питания человека в некоторых районах. Суть неолитической революции заключалась в переходе от присваивающего типа хозяйства к производящему. Человек сам стал производить те продукты которые ему необходимы. Как следствие возникновение земледелия, животноводства, гончарного производства, металлургии и т.д. Это стимулировало процесс специализации производства, выражением которого стало общественное разделение труда:

- отделение скотоводства от земледелия;

- появление самостоятельного ремесленного производства.

Специализация производства приводит к накоплению знаний и умений, как следствие повышается производительность труда, что приводит к появлению избыточного продукта (который не является уже жизненно необходимым) и появлению регулярного обмена (торговли). Процесс обмена представлял целую отрасль общественно-полезной деятельности, которым занималась весьма значительная часть населения-купцы. Индивидуализация труда и получение избыточного продукта привели к возникновению частной собственности на продукты труда и орудия производства, что приводило к социально-классовому расслоению общества и созданию материальной основы существования государства.

Сложные задачи управления обществом вызвали появление нового особого социального слоя профессиональных управленцев, которые стали социальной основой развития государства.

Вывод: Совершенствование технологии производства приводит к изменению хозяйства от коллективного к семейному. Род распадается на семьи. Наряду с родной матерью появился родной отец, ставший главой семьи и собственником основной массы имущества, которое затем наследовалось его детьми. На смену матриархата пришел патриархат и патриархальная семья.

Общественное разделение труда порождает деление населения по профессиональному признаку. Накопление богатства и появление частной собственности приводит к разделению на богатых и бедных. В результате произошедших изменений в экономической и социальной сферах общество из примитивного образования превращается в сложноорганизованную социальную систему.

Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества, что приводило к социально-классовому расслоению общества.

1.2. Характерные стороны государства и социальное предназначение современного государства

Государство — единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения.

В догосударственный период развития общества люди делились по признаку родства, а с возникновением государства стали делиться по признаку нахождения на определенной территории. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой – право на покровительство и защиту государства.

Государство обладает суверенитетом, как внешним, т.е. не зависимостью от других, государств в международных отношениях, так и внутренним — независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.

Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами. Люди в этом аппарате не производят материальных и духовных благ, а профессионально занимаются управлением деятельностью других людей.

Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, постановления и т.п..

Характерными сторонами государства являются:

- наличие публичной власти

- организация управления определенными территориями

- становления системы принуждения

- становление налоговой системы

- внутренние и внешние суверенитеты

Социальное предназначение современного государства целесообразно определить через следующие, наиболее точно характеризующие качества:

1. Государство - универсальная организация;

2. Государство - социальный арбитр;

3. Государство - легализованное принуждение.

Многие государства характеризуют себя социальными, они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Вывод: Для существования государства необходимо:

- единое руководство;

-потребность в масштабных работах;

- иметь возможность поддержания общественного порядка;

- ведения военных действий и организации защиты

Социальное государство – институт, направленный на организацию нормальной жизни и развитие всего общества в целом, защиту прав, свобод человека и гражданина, достойных условий его жизни.

2. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

1.2. Формы и причины возникновения государства

Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями. На развитие той или иной формы возникновения государства оказывали влияние различные факторы, такие как: возникновение частной собственности, классов, разделение труда, ирригационные работы, завоевание обширных территорий.

В соответствии с этим принято выделять несколько основных форм возникновения государства.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как азиатский способ производства (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). В странах Древнего Востока и Азии на форму возникновения государства повлияли климатические условия. Подобный путь возникновения государства во многом связан с необходимостью проведения в данных обществах масштабных социальных работ (строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия и т.п.). Поэтому здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность и другие, которые в наибольшей мере соответствовали характеру данных задач.

Таким образом, древневосточное государство выступает как инструмент обеспечения потребности в организации общественного производства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

Древнеафинская - это пример классической формы возникновения государства, поскольку государство появилось непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.

Этапами данного процесса являлись последовательные реформы: Тезея Солона, Клисфена. Главная идея реформы Тезея состояла в разделении всего населения на классы по роду их трудовой деятельности независимо от родовой принадлежности, а именно: на земледельцев (геоморов), людей, занимавшихся каким-нибудь видом ремесла (демиургов), а также благородных (эвпатридов). А также Тезей учредил в Афинах центральную власть. Две революции, происшедшие на протяжении одного столетия и закрепленные реформами Солона (594 до н.э.) и Клисфена (509 до н.э.), привели к окончательному разрушению старого родового устройства, существовавших форм правления, к территориальному разделению населения и образованию политической власти с ее законодательными, законосовещательными, исполнительными органами, постоянным войском, полицией и таможенной стражей, тюрьмами и другими государственными учреждениями.

Древнеримская - процесс создания Римского государства был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью - патрициями. Плебеи были лично свободными людьми из населения покоренных территорий, но стояли вне римских родов и не являлись частью римского народа. Владея земельной собственностью, плебеи должны были платить налоги и отбывать военную службу, они были лишены права занимать какие-либо должности, не могли пользоваться и распоряжаться римскими землями. Борьба плебеев как основной революционной силы против привилегий патрициев была главным образом борьбой против древнего общественного строя, покоившегося на кровных узах. Победа плебеев в этой борьбе взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.

Древнегерманская - появление государства вызвано необходимостью организации управления завоеванными территориями. Завоеванием германскими племенами обширных чужих территорий - западной части Римской империи. Эти племена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью своих организаций управлять римскими провинциями, поскольку для господства над ними родовая организация не была приспособлена. Понадобился специальный аппарат принуждения и насилия. Верховный военачальник превращался в монарха, а народное достояние - в королевское имущество; органы родового строя были быстро преобразованы в государственные органы.

Восточно-славянская - возникновение государства было обусловлено необходимостью организации борьбы с внешним врагом.

Основными причинами появления государства были следующие:

– необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;

– необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;

– необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых.

Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем – к появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергалась эксплуатации;

– необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;

– необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств, приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства. В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях.

Вывод: Таким образом, формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями. Возникновение государства происходит в конкретно-климатических, географических и иных условиях, которые определяют особенности данного процесса, что позволяет выделить такие формы возникновения государства.

Можно выделить так же общие причины возникновения государства:

1) переход присваивающего хозяйства к экономике производящего характера;

2) появление разделения труда: возникновение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, выделение особой социальной группы людей – купцов;

3) появление в хозяйстве избыточного продукта, а вместе с ним имущественного расслоения общества;

4) возникновение частной собственности на продукты труда и орудия производства, что приводило к социально-классовому расслоению общества.

2.2. Характеристика основных теорий происхождения государства

На протяжении тысячелетий человечество живет при условиях государственно-правовой действительности.

Сотни учений и трактатов по-своему трактует причины возникновения государственности и генезиса права. Этому способствуют различные идеологии, экономические отношения, официальная политика, принятое вероисповедание и другие факторы. Найти консенсус в сложившейся ситуации довольно непросто. Основные теории происхождения государства - ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

К основным теориям происхождения государства и права следует отнести: теологическую, патриархальную, договорную, насилия, органическую, материалистическую (классовую), психологическую, патримониальную и ирригационную.

Остановимся на их характеристиках:

Теологическая теория – одна из первых сформировавшийся теорий, объяснявшая появление государства как результат божественной воли. Эта теория берет истоки в древнем Египте и Вавилоне, Духовенство в то время занимало довольно высокое положение в обществе и полностью владело умами людей.

Главными идеологами данной теории стали Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Фома Аквинский, например, утверждал, что процесс появления и развития государства и права в точности повторяет процесс сотворения богом мира. Это теория также называется креационистической. Креационисты считают, что Земля – плод божественного творения. Креационистическая теория полностью отрицает эволюции и Дарвиновскую теорию.

Теологическая теория строится на догматах, поэтому она недоказуема, однако и опровергнуть ее тоже нельзя. Эта теория идет рука об руку с вопросом о существовании Бога, в конечном счете это вопрос веры.

Патриархальная теория – одна из древнейших теорий. Основателем ее был Аристотель, но идеи подобные высказывали и Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н.К. Михайловским.

Суть этой теории в том, что государство представляет из себя разросшуюся семью, в которой отец становится монархом.

Таким образом, государство являлось не только закономерным достижением человеческого общества, но и высшей формой человеческого командования. В Средневековье эта теория служила подтверждением полной власти монарха.

По мнению Аристотеля, государство — это большая семья, где монарх — это отец, а подданные – дети. В такой семье дети должны неукоснительно выполнять распоряжения отца-монарха.

Эта теория привлекает внимание к семье. Семья – мельчайшая частица общества, и само ее существование, ее форма влияют на развитие общества, создают определенные предпосылки для возникновения государства.

Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII - XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.

Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью - расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя вплоть до восстания.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе субъективных начал.

Еще одной древнейшей теорией является органическая теория, она возникла в древности, но окончательно сформировалась в XIX в. Ее представителями были Г. Спенсер, Вормс, Прейс.

Представители этой теории видели в государстве живой организм. Платон сравнивал строение государства с человеческой душой. Исходя из этого, он считал невозможным раздельное существование человека и государства, только вместе они представляют собой единый организм.

Исходя из органической теории, само человечество — это продукт эволюции, переход от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборона, нападение).

Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества. Однако некоторые положения органической теории могут быть использованы в качестве аналогов для понимания процессов, связанных с возникновением государства.

Теория насилия – это одна из относительно новых теорий, однако предпосылки для ее появления были заложены еще в эпоху рабовладения. Она окончательно оформилась в девятнадцатом веке. Основными ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг.

Само формирование государства теоретики насилия обуславливают военно-политическим характером, то есть государство, исходя из этой теории, появилось в следствии захвата одного племени другим, само же государство создается для того чтобы подавить порабощенное племя.

Насилие в рамках этой теории рассматривается не как что-то ограниченное и локальное, а как нечто естественное и глобальное.

Насилие тут возводится в абсолютный культ, несмотря на то что не все государства возникали в ходе войн. Теоретики выделяют три вида насилия - революционное, либеральное и реакционное. Развитие общества в условиях государства, стоит на пути демократии. Вслед за насилием по мнению Гумпловича следует либерализация. Постепенно появляется парламент и образуется государство в современном его виде. Но достичь этого можно лишь через насилие.

Психологическую теорию, возникшую в середине XIX в., представили Г. Тард, Л.И. Петражицкий. По их мнению, государство — это плод человеческой психики, а государственную структуру они видели в человеческой потребности подчиняться. Народ в этой системе рассматривался как инертная масса.

Петражицкий в своих работах разделял право на интуитивное и гетерономное. Под автономным правом он подразумевает переживания. Под гетерономным подразумевается мнение которое основывается на точке зрения авторитетного деятеля либо на нормативном акте.

Право же он наделяет двумя функциями – распределительную и организационную.

Догматы материалистической (классовой) теории описали в своих трудах Ф. Энгельс "О происхождении семьи, частной собственности и государства" и К. Маркс. У этой теории два основных постулата:

- государственные объединения возникают в результате непримиримой борьбы эксплуататоров и эксплуатируемых;

- с развитием экономики производительная и распределительные функции усложняются;

Классовая теория насчитывает три формы государственного генезиса:

- афинская – государство вырастает из внутригосударственных противоречий;

- римская – родовая община в течении времени изолируется и превращается в элиту, отстраненную от плебейской массы;

- германская - государство возникает на завоеванных территориях, управлять которыми без государственного аппарата не представляется возможным;

Материалистическая теория выделяет два основных тезиса – классовое строение общества и экономическая подоплека права. Само право здесь рассматривается как плод развития классового общества. К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, к специальной категории управляющих. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру - государство, которое служит прежде всего как инструмент проведения воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Наиболее ярким представителем патримониальной теории происхождения государства выступает К.Л. Галлер. Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя. Патримониальная теория объясняет происхождение государства земельной собственностью. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего "исконного" права на собственность. В такой ситуации народ представлен в качестве арендаторов земли собственника, а чиновники - в виде приказчиков правителей.

В соотношении понятий "власть-собственность" представители данной теории отдают приоритет праву собственности. Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства.

Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. К тому же в эпоху становления того или иного государства его территория во многом определялась пространством, в котором господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и т.п. постепенно преобразуются из частного хозяйства государя, князя. Однако в период своего возникновения государственные институты далеко не всегда реально находятся в полном распоряжении правителя. К тому же в ту эпоху существовало не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей. В рамках данной теории в процессе происхождения государственности преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военно-политических, этнических, религиозных и иных факторов.

Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый К.А. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан.

Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

Ирригационные проблемы, по мнению К.А.Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию "менеджерско-бюрократического класса", порабощающего общество, к формированию "агроменеджерской" цивилизации.

Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и др. Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания и обеспечивающих по ним судоходство, и т.п. (А.Б. Венгеров). К тому же практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на становление государственности. В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, "доводили" даже режим конкретного государства до крайних деспотических форм.

Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как главные, базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности.

Помимо описанных мною концепций, в современном мире существуют еще три. Исходя из кризисной теории авторство которой принадлежит профессору Венгерову, генезис государства — это итог перехода от присваивающего к производящему хозяйству. По мнению А.Б. Венгерова, он, этот переход был вызван экологическим кризисом, произошедший десять-двенадцать тысяч лет назад.

Дуалистическая теория, ее авторами являются проф. В. С. Афанасьев и проф. А. Я. Малыгин. Вслед за кризисной теорией она также объединяет процесс возникновения государства с переходом от присваивающего к производящему хозяйству. Однако вместо вопроса экологического кризиса она поднимает вопрос разделения государственного генезиса на западный и восточный. Где восточный путь считается универсальным, так как им пошли страны Азии, Африки и Америки, а западный специфичный, так как им последовали лишь европейцы.

Теория специализации (ее автор – проф. Т. В. Кашанина), тоже подтверждающая влияние неолитической революции, абстрагируя, однако государственную специализацию управленческого характера.

Разделение труда и социальное расслоение Кашанина считает частной формой данного положения, возникшее сначала в экономической, а потом уже и в управленческой и административной сфере. Материальная основа положила фундамент для последующего административного становления общества

Вывод: Таким образом, основные теории происхождения государства - ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объем курсовой работы не позволяет полностью рассмотреть все многообразие современных взглядов и теорий о происхождении государства.

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

Изучив и проведя анализ вышеизложенных теорий происхождения государства, делаю вывод: к наиболее известным относятся следующие теории:

1. Теологическая (Ф. Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является результатам проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли, как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная (Аристотель). По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть, монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

3. Органическая (Галлер). Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.

4. Договорная (Спиноза, Т. Гоббс, Д, Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев), По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.-Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора, нарушаются, то народ приобретает право на революцию

5. Теория насилия (Дюринг, Л.Гумплович, Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л.Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, — в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству»5.

_______________

5 Гумплович Л. Общее учение о государстве. СП б., 1910г. Стр.47, 120-.121

Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими

По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться.

Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров

7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.

Так же из изученного материала я делаю вывод, что большинство современных теоретиков государства и права стоят на том что государство – это не дар небес, а плод общественного договора или предмет результата завоевания одних племен другими. Неоспоримо, что некоторые факты, такие как насилие или договор сыграли свою положительную роль в формировании государства и права, однако они не являются основополагающим фактором. По мнению современных исследователей генезис государства не что иное как закономерный процесс развития первобытного общества, которое послужило фундаментом для будущего государства.

Говоря о процессе происхождения государства, современные учение придают немаловажное значение неолитической революции, которая послужила катализатором для появления государства. Присваивающее хозяйство уже не в силах было обеспечить нужды протогосударственных объединений.

Переход к производящему труду произвел фурор в жизни первобытного общества. Вслед за неолитической революцией последовали социальное расслоение и возникновение государства.

При всем плюрализме мнений, существующем на этот счет, современные исследователи сходятся во мнении, что вопрос о генезисе государства ключевой для всей теории государства и права. До сих пор юридическая наука находится в поисках новой и единственно верной теории происхождения государственности, а вопрос происхождения государства по-прежнему в центре внимания ученого сообщества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная

1. Алексеев, Н. Н. Предмет и метод науки о государстве / Н. Н. Алексеев. -

М., 1998.

2. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник / А. Б. Венгеров. -

8-е изд., стереотип. - М.: Омега-Л, 2011.

3. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или начала политического права. М., 1906 (переиздана в 2000 г.).

4. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006

5. . Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: МГТУ, 1996. – 318 с. 8. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. – М.: Норма, 2000. – 184 с.

6. Теория государства и права / Хропанюк В.Н.; Под ред.: Стрекозов В.Г.. - 2-е изд., доп. и испр. - М. 1995. - 384 c.

7. Теория государства и права. Курс лекций: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. О.В. Старкова. М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 320 с.

8. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные

трактовки и новые подходы / Т. В. Кашанина. - М., 1999.

9. Лившиц Р.З.. Теория права. Учебник. М., Юристъ., - 219 с.. 2004

Источники цитат

11https://ru.wikipedia.org/wiki/ Стелла Джоргуди. Создание мифа о матриархате

2Леббок Дж. Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества. М.: Либроком, 2011

3 Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрид. лит., 2002. — 432 с./

4Фридрих Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства» 1986 г. / К. Маркс, Ф. Энгельс соч. т. 21 стр. 97 /

5 Гумплович Л. Общее учение о государстве. СП б., 1910г. Стр.47, 120-.121

Дополнительная

Марченко, М. Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

Теория государства и права: учебное пособие: в 2 ч. Ч. II : Теория права кол. авт.: Ю. С. Кожевникова, Р. А. Кузнецов, В. И. Леушин и др. - Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России,

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права – М.: Инфра-М, 2002. – 482 с.

Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева.– М.: Юристъ, 2000. – 573 с.

Чиркин В.Е. Государство и право.1993. №8. С.107-116.