Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства (Предпосылки, пути и формы возникновения государства)

Содержание:

Введение

Вопросы о происхождении государства волнуют ученых и философов уже не одно столетие. И являются остро дискуссионными и до конца неизученными в юриспруденции.

Говоря о степени исследованности рассматриваемой темы, необходимо отметить, что данный вопрос на страницах специальной литературы довольно широко раскрыт. Однако, несмотря на это, единого мнения относительно общей теории происхождения государства нет. В связи с чем, необходимо постоянное переосмысление данного вопроса не только с теоретической точки зрения, но и с учетом сложившихся в конкретный период развития общества и государства общественных отношений.

Актуальность выбранной темы заключается в необходимости понять, изучить и по возможности раскрыть все теории происхождения государства.

К тому же, среди разнообразных форм человеческих взаимоотношений первенствующее значение признано за государством, как за постоянным арбитром и судьей. Было время, когда оно охватывало собою все без исключения стороны человеческой жизни, так что в античном мире человек совершенно поглощался гражданином государства. Да и в настоящее время, хотя наряду с государством существует немало других форм общественного единения людей, государство все-таки, так или иначе, распространяет свое влияние на все стороны общественной жизни. Во всяком случае, история человечества творится главным образом государственною деятельностью. Поэтому, изучая какое бы то ни было явление общественности, постоянно приходится встречаться с вопросами о формах организации и деятельности государства. Но для того, что бы ответить на такие вопросы, необходимо понять, как же появилось само государство и по каким причинам.

Объектом исследования данной работы является многообразие теорий происхождения государства.

Цель настоящей работы – рассмотреть самые известные теории происхождения государства с точки зрения современного подхода в юриспруденции, а также попытаться объективно обобщить полученный материал.

Исходя, из цели исследования поставлены следующие задачи курсовой работы:

  • рассмотреть причины появления государства;
  • определить закономерности и формы возникновения государства;
  • раскрыть сущность выбранных теорий происхождения государства;
  • обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.

В ходе написания курсовой работы применялись такие методы, как: общенаучный (анализ, синтез, сравнения, системный подход) и частноправовые (формально-юридический и частноправовой).

Теоретическую основу исследования составляет работы таких авторов как: Кашинина Т.В., Жинкин С.А., Марченко М.Н., Власов В.И., Власова Г.Б., Денисенко С.В., Абдулаев М.И., Комаров С.А., Алексеев С.С. и др.

Правовая основа работы - "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

Структура данной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Предпосылки, пути и формы возникновения государства

1.1 Предпосылки и причины происхождения государства

Процесс возникновения государства – одно из сложнейших проблем современной юридической науки. Во все эпохи существования государства появлялись и исчезали разные концепции происхождения государства. При этом одни полностью отрицают старое, не предлагая ничего взамен, другие настолько свыклись с марксистским подходом, что и не собираются от него отказываться. А кое-кто просто рассматривает существующие теории происхождения государства либо пути их формирования[1].

Очевидно, плодотворным является подход, при котором разумно, с учетом требований времени, грамотно используются все достижения правовой мысли. Только вобрав все лучшее, что сделано в науке до нас, можно четко либо с высокой степенью четкости ответить на вопрос: как, каким образом возникли государство?

Государство отнюдь не существовало извечно. Оно появляется лишь на определенной ступени развития общества. К тому же его появлению предшествовал ряд значимых событий, которые в юридической науке принято называть – предпосылками возникновения государства.

Процесс возникновения государства выражает переход человеческого общества от первобытной стадии (естественного состояния) к цивилизации[2], т.е. обретением социумом качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Для того чтобы государство получило свое практическое воплощение в качестве особой формы социально-политической организации общества, были необходимы определенные условия (предпосылки)[3].

К таким предпосылкам относятся:

    • три крупных разделения труда;
    • возникновение института частной собственности;
    • изменение социальной структуры общества;
    • выделение из общества аппарата публичной власти;
    • закрепление сообщества за определенной территорией.

Рассмотрим каждую из предпосылок более подробно.

Три крупных разделение труда

Первоначально люди поддерживали свое существование исключительно с помощью примитивных форм обеспечение жизнедеятельности - охоты, собирательства и рыболовства. При этом проблема выживания напрямую от благоприятных природных условий. Поэтому выделение в качестве важнейших форм жизнеобеспечения земледелия и скотоводства имело революционное значение. Приучение и одомашнивание человеком диких животных, а так же сознательное выращивание полезных растений, означало не только победу человека в борьбе за выживание, но и являлось причиной начавшегося расслоения общества, так как в результате единая социальная организация распалась на несколько относительно самостоятельных подгрупп: земледельцев, скотоводов, охотников и т.д. Процесс труда постепенно усложнялся, требовал больших физических и умственных нагрузок, а это, в свою очередь, привело к ускорению социального развития.

Значение данного этапа человеческой эволюции заключалось в том, что люди начали производить общественно полезного продукта больше, чем нужно непосредственно для поддержания жизнедеятельности. Возник так называемый избыточный продукт, правом на распоряжение которым обладали его производители. Следовательно, возникли предпосылки для возникновения права собственности, которое понимается, как право владеть, пользоваться и распоряжаться определенным имуществом и является одним из важнейших субъектов прав.

Следующим крупным разделением труда принято считать появление ремесел и разделение человеческого общества на тех, кто производит орудия труда, и тех, кто этими орудиями пользуется.

Переход от присваивающей системы жизнеобеспечения к производящему хозяйству интересен тем, что люди начали производить избыток продукта с единственной целью - обменять на другие предметы труда, необходимые в хозяйстве. При этом процесс обмена превращается из эпизодического акта в систематическое действо. В свою очередь, потребность людей обмениваться продуктами своего труда, с одной стороны, означала необходимость создания оценочного эквивалента, позволяющего осуществлять данную операцию в определенном пропорциональном состоянии. А с другой - привела к выделению из социальной среды особой группы людей, которые своим основным занятием избрали посредническую деятельность между производителями орудий труда и их пользователями. Процесс товарного обмена представлял целую отрасль общественно полезной деятельности, это было третье крупное разделение труда.

Возникновение частной собственности.

Постепенно на смену социальным отношениям, обусловленным кровным родством, приходят договорные отношения, характеризующиеся принятием участвующими в этих отношениях лицами определенных взаимных обязательств (прежде всего, в сфере производства и распределения, материальных благ). Основным предметом таких отношений являлась собственность, возникающая как результат человеческого труда по преобразованию природы.

Возникает и постепенно усиливается имущественное неравенство и, как следствие, - необходимость в специальных средствах принуждения. В этой связи следует признать в достаточной степени точным замечание Е.А. Суханова, согласно которому "право (и государство как особый аппарат принуждения к его соблюдению) возникает именно в связи с необходимостью охраны отношений собственности. Такая охрана, в сущности, составляет основное содержание правового регулирования экономических отношений, а право собственности, с данной точки зрения, становиться ядром, центром всей правовой системы"[4].

Изменение социальной структуры общества.

Наиболее яркое выражение процесс дифференциации общественных отношений получил в ходе замены полигамных отношений моногамными семьями - по сути, это означало возникновение супружеских связей (в их современном понимании). Запрет на кровосмешение близких сородичей (табу на инцест) имел двоякое значение. С одной стороны, род утрачивал свое значение в качестве замкнутой самодостаточной социальной структуры, а с другой - появлялась возможность установления новых общественных связей, формирования на основе качественно отличных от существовавших ранее социальных форм: племен, союзов племен и т.д.

Выделение из общества аппарата публичной власти

Социальное расслоение означало усиление социального неравенства. В первую очередь, это проявилось в порядке формирования управленческих структур и осуществления ими властных полномочий. Если в начальный период развития власть в равном соотношении принадлежала всем трудоспособным членам общины, а вождь осуществлял функции, связанные с оперативным руководством, не претендую на какие-либо льготы. То впоследствии верховная власть утрачивает непосредственный характер и практически полностью переходит к представителям властных структур, которые стали осуществлять только управленческие функции.

Для того чтобы поддержать свою жизнедеятельность, властители начинают изымать в виде налогов часть общественного продукта, произведенного рядовыми членами общества. В целях подавления возможного сопротивления создается специальный механизм принуждения, который необходим для обеспечения порядка при сборе податей, а так же для защиты самой власти.

Объединение членов общества по территориальному принципу.

Рассматривая характер связей, соединявших членов первобытного сообщества, что первоначально это были кровно родственные связи, а впоследствии семейные и производственные отношения. Однако возникновение товарообмена обусловило возникновение общих интересов между людьми, которые не были связаны ни родственными, ни семейными, ни производственными контактами. Для того чтобы осуществлять эффективное регулирование социальных процессов на данной стадии человеческого развития, необходимо было сформировать принципиально новые отношения. Такими отношениями стали отношения, возникающими между людьми, проживающими на одной территории.

Публичный аппарат, действующий на определенной, закрепленной за ним территорией, со временем приобретает суверенитет - верховенство государственной власти на своей территории и независимость в международной сфере. Это является важным признаком государства.[5]

Таким образом, на основании оговоренных ранее предпосылках – можно сформулировать причины возникновения государства:

  • три категории разделения труда (выделение племен скотни­ков; отделение ремесла от земледелия, возникновение и развитие торговли);
  • появление избыточного продукта, патриархальной семьи, частной собственности и имущественного неравенства;
  • образование классов как больших групп людей с разными интересами и возникновение межклассовых конфликтов;
  • несостоятельность общественной власти первобытного строя по регулированию классовых противоречий и конфликтов, возник­новение публичной власти.

Первые государства возникли там, где существовали наиболее благоприятные условия для земледелия (долины рек Нил, Тигр, Евфрат и др.). Первоначальной государственной формой стал город.

1.2 Закономерности происхождения государства

В научной литературе выделяют следующие закономерности, которые привели к возникновению государства:

  • Возникновение государства это длительный исторический процесс, требующий консолидации всех сфер общества;
  • Процесс формирования государства - это сложный процесс, который не зависит от желаний конкретных лиц;
  • Основная причина происхождения государства - это накал общественных противоречий, который не может урегулировать племенная организация общества.
  • Однажды возникнув государство уже не исчезает, т.е. народы не регрессируют.

Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения общественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.

Параллельно с указанными процессами идет процесс образования классов, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю - государственной или частной.

Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Поэтому не случайно, что первоначально государства возникают в эпоху бронзы, а в Южной Европе - позднее, в эпоху железа.

Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническая бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать следующий вывод:

Формирования государства - это объективно сложный и длительный исторический процесс, зависящий от многих факторов и неосуществимый без консолидации всех сфер жизни общества.

Глава 2. Пути и формы возникновения государства

2.1 Пути формирования государства

Государства формировались в различных условиях и на разных этапах исторического развития человечества. Различия были обусловлены историческим развитием конкретной страны, ее национальными традициями, культурой, религией, географическим положением.

Однако можно выделить три способа (пути) формирования государства в зависимости от способа разрушения родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и создания публичной политической власти.

Можно выделить группы стран, которые имели некоторые общие предпосылки формирования государства, что позволяет выделить три пути возникновения государства:

  • Восточный;
  • Западный;
  • Синтезный.

Различия между ними состоят в том, как происходил процесс слома органов родоплеменной организации и возникновения институтов государства.

Восточный путь

Такое направление развития государственного строя называют также азиатским. Основными предпосылками к реализации восточного сценария стали:

  • переход от кочевого образа жизни к оседлому образу;
  • необходимость организации крупномасштабных общественных работ (строительство поливных сооружений, земледельческие работы и пр.);
  • потребность объединить для осуществления вышеуказанных задач существенное количество людей (родоплеменное объединение) и территорий;
  • необходимость всестороннего контроля проведения работ и управления рабочими.

Все вышеописанные процессы происходили на фоне зарождающихся древних восточных деспотий. Очевидно, что целесообразным было централизовать руководство. Так начало проявляться социальное расслоение: появился управляющий слой, узурпирующий не столько само производство, сколько вопросы распределения ресурсов во время и после производства.

Также очевидно, что интересы самой структуры управления стали значительно отличаться от интересов прочей массы людей. Фактически это была сила, эксплуатирующая трудовые ресурсы остальных членов сообщества. Собственно, описываемый управляющий слой стал прародителем государственного аппарата.

С ростом числа вопросов, требующих решения, возникла потребность функционального разделения управляющей структуры. Так начал зарождаться бюрократический аппарат власти, представляемый различными подразделениями (ведомствами), в частности, финансовым, военным и ведомством публичных работ.

Для экономики этого периода развития характерна государственная форма собственности: фактически все блага принадлежали управляющей единице, основная часть населения не владела ничем.

Едиными для всех государств, развивающихся по восточному сценарию, являются следующие черты:

  • государственная форма собственности, единоличное владение всеми благами монархом;
  • сохранение такой первобытной формы уклада жизни как община, что, в том числе, исключало факт появления частной собственности;
  • отсутствие условий для развития орудий труда и крупного производства и в целом отсутствие в обществе возможностей для развития, модернизации;
  • расслоение общества, основанное на положении людей в структуре власти;
  • в отсутствие каких-либо иных собственников, кроме государства – ненаказуемое злоупотребление властью, превышение полномочий, коррупция;
  • неограниченная власть государственного аппарата, возглавляемого одним лицом, абсолютным монархом.

Таким образом, Восточный тип формирования присущ самым первым государственным структурам на Земле: как уже было отмечено выше, первичной формой стала древневосточная деспотия. Это были важные исторические шаги плавного перехода от первобытного общества к государству.

Западный путь

Западный вариант формирования государства также носит название европейского. Здесь зарождение государства также строилось на имущественном неравенстве, однако причина его происхождения была иной.

Следствием неолитической революции стало общественное разделение труда: определенным родом деятельности (ремеслом) занимались конкретные люди (ремесленники), на этом фоне активно развивалась торговля.

Отдельные семьи теперь могли позволить себе быть независимыми от общины, иметь свое средство заработка, свою собственность. Такие условия были благоприятны для модернизации орудий труда и всего производственного процесса в целом: ввиду наличия личной заинтересованности в получении благ прикладывались усилия по наращиванию производственных процессов.

Очевидно, что и усилия, и результат не могли быть равноценными для всех: у отдельных групп людей возникали излишки продукции, приводящие к накоплению благ, а, соответственно, происходило расслоение общества на классы (по признаку богатства и, соответственно, власти).

Отличием от азиатского пути возникновения государства является то, что здесь наиболее влиятельные лица не только занимали самые высокие должности в государственной структуре, но при этом были автономны, имели частную собственность и сами являлись источником власти.

Закономерно, что разделение на «богатых и бедных» спровоцировало неразрешимые противоречия и конфликты. При этом еще не существовало подходящих методов урегулирования данных споров. Собственно, создание государственной структуры и права изначально было направлено на создание законных условий для крупных собственников сохранения своего имущества, установление для них некого vip[6] - статуса.

На протяжении всей истории развития государства, идущие европейским путем, претерпевали эволюционные метаморфозы: в этом еще одно их отличие от неповоротливой восточной модели.

Базовыми чертами, присущими государственному устройству западного типа, являются:

  • фундамент государства – частная собственность;
  • главная задача государства – охрана частной собственности;
  • расслоение общества по признаку объема владения благами;
  • государство западного типа изначально представляло собой объединение частных собственников;
  • наличие плодотворной среды для развития технологий;
  • западному устройству государства присуща постоянная эволюция.

В ХХ веке практически каждый гражданин (или все граждане в некоторых государствах) являлся собственником, так или иначе; получили распространение основные положения о равноправии и демократии. Эти значительные перемены в обществе совокупно с постоянно развивающейся технологической сферой создали для западной модели достаточную устойчивость и потенциал[7].

Следовательно, государство на Западе стало результатом деления общества на классы, в основе которого лежал процесс развития частной собственности на орудия производства. Подобным путем формировалось государство в Древней Греции (Афины) и Риме.

Синтезный путь

Такие государства не знали рабства, в них сразу произошел переход от родоплеменных отношений к раннефеодальным. Причем свершилось это под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Поэтому они сохранили черты, как Востока, так и Запада[8]. С Востоком их объединяет существование - общины, но причина создания государства – постоянная внешняя угроза. Эти общества либо живут в постоянном враждебном окружении, либо сами стремятся увеличить владения. Они все время расширяются, развиваясь экстенсивным путем. Это является препятствием для их модернизации. С Западом их роднит наличие этапа феодального землевладения.

Синтезный путь формирования государства был свойствен тем народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к феодальным[9].

Для этого пути образования государства характерно:

  • длительное сохранение общинной организации, органов племенной демократии и одновременно имущественного неравенства и на этой основе появление институтов раннефеодального государства.
  • рабский труд здесь не получил распространения. Разорившиеся общинники попадали в экономическую зависимость от богатых, которые прибирали к своим рукам общинную землю и становились правящим классом феодалов.

Так формировалось государство у германских племен, в Древней Руси, Ирландии и т.п.

Таким образом, выделим основные черты синтезного пути:

  • огромная роль верхушки в лице вождя (на Руси – князя) и дружины, которые и становятся основными собственниками в стране;
  • преобладание государственной и недооценка частной собственности;
  • государство развивается экстенсивно (вширь), постоянно приобретая новые земли и присоединяя другие народы, что замедляет процесс модернизации, делает его сложно управляемым и приводит к авторитарным тенденциям;
  • господство общины и общинных отношений, что накладывает отпечаток на сознание и психологию населения;
  • активное заимствование государственности у других народов (Русь – у Византии, Германия – у Рима).

Из этого следует, что каким бы путем не шло формирование государства – все сводится к следующим действиям:

  • созданию аппарата управления – бюрократической системе государственного администрирования;
  • формирование армии для защиты своих территорий;
  • подчинение экономики государственным интересам.

2.2 Формы возникновения государства

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах и времени его возникновения.

Разложение первобытного общества с его родовой организацией и процесс образования государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями. Так, на Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства. В Афинах и Риме государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы. Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для управления которыми родовая организация не была приспособлена. На развитие той или иной формы возникновения государства оказывали влияние различные факторы, такие как: возникновение частной собственности, классов, разделение труда, ирригационные работы, завоевание обширных территорий.

Принято выделять несколько основных форм возникновения государства[10]:

1. Афинская. Процесс возникновения государства в Афинах шел классическим путем. Этапами данного процесса являлись последовательные реформы: Тезея[11], Солона[12], Клисфена[13]. Главная идея реформы Тезея состояла в разделении всего населения на классы по роду их трудовой деятельности независимо от родовой принадлежности, а именно: на земледельцев (геоморов); ремесленников (демиургов), а также благородных (эвпатридов). Тезей учредил в Афинах центральную власть. Реформа Солона была направлена на разделение всего общества по имущественному признаку (за основу был принят размер и доходность землевладения) на четыре класса. Реформа Клисфена состояла в разделении территории Аттики на 100 общин-округов (демов), каждая из которых была создана на принципе самоуправления, во главе нее стоял старейшина (демарх).

2. Древнеримская. Формирование государства в римском обществе было ускорено борьбой между плебеями, бесправным пришлым населением, которое не допускалось к участию в управлении государством и патрициями, которые составляли коренную римскую аристократию.

3. Древнегерманская. Для этой формы возникновения государства характерно то, что образование государственности в древнегерманском обществе шло вместе с процессом завоевания обширных территорий германскими племенами (варварами). Для управления огромной территорией Римской империи, завоеванной германцами, органы родовой власти не подходили, что ускорило процесс возникновения государства.

4. Азиатская. В странах Древнего Востока и Азии на форму возникновения государства повлияли климатические условия. Здесь органы государственной власти складывались в результате необходимости организации грандиозных ирригационных, строительных или других общественных работ.

Сегодня в мире насчитывается около двухсот государств. Однако процесс возникновения новых государств не завершился. Одни государства подчас могут распадаться (ССР, Югославия); другие объединяются в более крупные.

Таким образом, проблема появления новых государств не решена раз и навсегда. Могут зародиться новые причины и формы такого возникновения, что, несомненно, обогатит теорию государства и права.

Глава 3. Теории происхождения государства

3.1 Многообразие теорий происхождения государства

И в прошлом и в настоящем, ученые умы всегда стремились понять то, каким же образом шел процесс образования государства. Каким законам подчиняется генезис[14] государства? Что является основополагающим элементом в этом сложном и непростом процессе?

Говоря о теориях происхождения государства, теоретиками отмечается их естественный характер, которым объясняется процесс происхождения государства.

Естественный характер обуславливается тем, что государство сложное и многогранное явление, а также то, что каждая теория сочетает в себе различные подходы и суждения дифференцированных социальных общностей, различных групп, слоев и наций. В основе формирования таких разных позиций находятся экономические, политические, финансовые и иного рода факторы (Смотреть рисунок 1). То есть вся общность интересов и значимых противоречий, которые оказывают влияние на процесс становления и развития государства[15].

По мнению такого ученого, как Марченко Михаила Николаевича: «Речь идет не только о классовых интересах и связанных с ними противоречиях, как это длительное время утверждалось в нашей отечественной и зарубежной литературе. Вопрос ставится гораздо шире. Имеется в виду весь спектр существующих в обществе интересов и противоречий, оказывающий прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства».

Рисунок 1.

За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. А споры о природе государства продолжаются и в настоящее время. Такой плюрализм мнений обусловлен следующим:

  • на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы:
  • социально-экономические,
  • военно-политические,
  • природно-климатические,
  • информационно-управленческие,
  • нравственно-религиозные,
  • национально-исторические,
  • духовно-культурные,
  • экологические, психологические и т.п.;
  • мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи, и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний;
  • объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы Земли;
  • зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов;
  • нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия.

Итак, в каждой из теорий есть свои рациональные зерна, позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части. Вместе с тем в них есть и свои слабые стороны, за которые их можно критиковать.

Рассмотрим самые известные и научно обоснованные из них.

3.2 Основные теории происхождения государства

Органическая теория (Платон[16], Спенсер[17], Вормс[18])

Одной из самых древних теорий о происхождении государства является – Органическая теория. Отдельные элементы данной теории зародились еще в античности. Платон сравнивал государство с человеческим организмом, в котором душевные порывы человеческой души соответствуют трем направлениям государственной деятельности: разумное – совещательное, яростное – защитное, вожделеющее – деловому началу.

Широкое распространение данная теория получила в XIX веке в работах Г. Спенсера, Вормса и ряда других авторов.

Суть данной теории заключается в следующем:

  • Государство – продукт природы – это организм, возникающий и развивающийся согласно с законами природы;
  • Взаимоотношения между классами и социальными группами сравниваются с взаимодействием органов организма;
  • Государству приписывают возраст в соответствии с жизненным циклом живого организма – детство, юность, зрелость, старость и т.д.

Достоинствами  и недостатки органической теории изложены в Таблице 1:

Достоинства теории

Недостатки теории

  • восприятие государства как единого целого, целостно­го и взаимосвязанного организма;
  • прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;
  • признание конкуренции между государствами в совершенст­вовании их внутреннего механизма;
  •  сильное влияние дарвинизма;
  • оригинальность теории.
  • отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

Таблица 1.

 Так же, огромным минусом данной теории является то, что здесь не учитываются социальные факторы и законы, ибо люди – не только биологические, но и социальные организмы, а так как государство – существует для людей и только благодаря социуму, то к нему так же приемлемо применять социальные законы.

Патриархальная теория (Аристотель[19])

Патриархальная теория имеет давнюю историю. Еще Аристотель указывал на то, что государство – это разросшаяся патриархальная семья, состоящая из малых семей. Государственная власть вырастает из семейной власти – власти отца над женой и детьми.

Данную теорию так же поддерживал великий китайский философ - Конфуций, он рассматривал государственную власть как форму семейной власти. В его понимании верховный правитель – Император приходится отцом для всех своих подданных. Поэтому патриархальная теория исходит из необходимости подчинения государственной власти.

Основные характеристики данной теории:

  • человек не может без общения;
  • он создает вокруг себя ячейку (группу) - семью;
  • в семье начинают распределяться роли: главенствующие (отец) и подчиненные (дети);
  • глава общества – отец (патриарх), к нему следует относиться с почтением и уважением;
  • власть отца не оспаривается, как и его место.

По теории легко понять, почему существует неограниченная власть. Патриарх ассоциируется с отцом, которому народ обязан жизнью. Он обеспечивает порядок, заботу и условия быта[20]. Но, как и у любой другой теории у нее есть свои плюсы и минусы (смотреть Таблицу 2).

В настоящее время положения данной теории подвергаются сомнению, так как установлено, что патриархальная семья возникает в процессе разложения первобытного строя.

"+" теории

"-" теории

  • способствует сплочению общества; уважению, почита­нию государственной власти;
  • в семье существуют действительные родственные свя­зи, в то время как весь народ (несмотря на наличие опре­деленной общности) вряд ли правильно объявлять родст­венниками;
  • культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
  • монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляюще­ го большинства населения;
  • воспитание в обществе уважения к власти правителя - как к отцовской
  • зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородст­венной связи с управляемым государством;
  • власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществ­ляется опосредованно, через чиновников, бывает подкре­плена законами, хартиями, опирается на аппарат прину­ждения);
  • вряд ли можно считать государство прямым продолже­нием семьи еще и потому, что оба эти института зарож­дались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобыт­нообщинного строя.

Таблица 2.

Теологическая теория (Фома Аквинский[21])

Теологическая теория происхождения государства зародилась в глубокой древности. Основным постулатом этой концепции является тезис о происхождении государства из божественной воли.

Институт теоретических идей возник в древних государствах: Вавилон и Египет. Пик популярности теология имела в эпоху развития феодального строя[22]. Базис данной теории сформировали и развили в своих трудах два христианских теолога и философа - Фома Аквинский[23] и Аврелий Августин.

Государство – это то, что предложил людям Бог, его воля и создание. Это канон, фундамент теологической теории.

Сущность теории:

  • Власть, государственный порядок и устройство вечно и незыблемо;
  • Все, что предлагает государство и его представители, не обсуждается, так является святым (божественная суть науки);
  • Человек не имеет права вмешиваться в государственную власть, так как это не в его воли и власти. У него нет прав и на внесение изменений в дела государей, монархов и всех власть имущих;
  • Власть монарха дана выбранным свыше, пытаться убрать государевых мужей, значит идти против Бога.

Положительным в этой теории является то, что, придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

Однако вместе с тем данная теория слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо в основном построена на вере, но, как и у любого явления в юриспруденции, у нее так же есть как положительные стороны, как и отрицательные.

Положительные стороны

Отрицательные стороны

  • способствует укреплению гражданского согласия в об­ществе, усилению духовности;
  • она осно­вана на вере (в Бога), а не на проверенном научном зна­нии, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.
  • препятствует   насилию,   революциям   и   гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Таблица 3.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.

Договорная теория (Августин, Т. Гоббс[24], Д. Локк[25] и Ж.-Ж. Руссо[26])

Эту теорию так же называют Теорией общественного договора. Автором термина «общественный договор» считается Августин[27], а основными разработчиками теории общественного договора – Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо[28].

Хотя зачатки договорной теории встречаются в работах древнекитайского философа Мо-цзы, но основной вклад в разработку материальной базы данной теории внесли все же европейские философы и ученые.

Суть этой теории в том, что государство - это результат взаимовыгодного договора между людьми с целью обеспечения безопасности, это рациональное объединение людей на основе соглашения.  

Основные характеристики теории общественного договора:

  • По соглашению люди передают часть своей свободы, своей социальной власти государству для того, чтобы последнее обеспечивало общественный порядок, законность и безопасность.
  • По договору у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей. Обязанности государства - гарантировать порядок и безопасность в обществе, контролировать исполнение норм права, выступать их разработчиком.
  • Со своей стороны, общество соглашается на отдачу части своей власти, отдаёт право на применение насилия государству (как раз, в первую очередь, для принуждения к исполнению норм поведения уклоняющихся от них лиц), а также обязуется содержать государство и оплачивать его деятельность за счёт собираемых налогов.
  • По договорной теории стороны несут ответственность за невыполнение своих обязательств. 

Единственным источником государственной власти является народ, как инициатор договора (в отличие, к примеру, от теологической теории), а все государственные служащие, как слуги общества, обязаны отчитываться перед ним за использование переданных властных полномочий.

Конечно же, как и у любой другой теории у договорной теории есть, как и недостатки, так и достоинства:

Достоинства

Недостатки

  • были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного под­чинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;
  • "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали дру­гими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;
  • фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу;
  • ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;
  • государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
  • сам по себе общественный договор между всеми чле­нами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физиче­ски неспособных знать и учитывать интересы друг друга;
  • согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности;  государство регулирует отношения между людьми, наказывает пре­ступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;
  • общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделе­но на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.
  • в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выра­жать интересы народа.

Таблица 4.

Таким образом, эта концепция стала основой демократической идеологии, обосновывая, в том числе, естественное право народа на свержение правителя, отклоняющегося от обязанностей государства. Вместе с тем, часто указывается на недооценку данной теорией роли в происхождении института государства объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и проч.) факторов.

Теория насилия (Е. Дюринг[29], Л.Гумплович[30])

Теория насилия в своем завершенном виде окончательно сформировалась только в XIX в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича и К. Каутского[31]. Хотя еще философы древней Греции создали базис данной концепции.

Главную причину возникновения государства сторонники данной теории видели - в завоевании одних племен другими. Государство - инструмент поддержания власти на завоеванных территориях.

Основные аспекты этой теории:

  • Государство - аппарат принуждения, осуществляющий свою деятельность для поддержания власти завоевателей;
  • Победители - правящий класс, а побежденные - рабочие и служащие;
  • Войны и завоевания - причины рабства и появления частной собственности;
  • У государства полная монополия на применения принуждения по отношению к населению.

Из теории насилия следует, что государство является не итогом развития общества, а инородной силой навязанной извне, что в большинстве случаях неверно.

В пользу теории насилия говорит то, что оно (наси­лие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплекто­вание вооруженных сил.

 Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат. Если этого уровня не достичь, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возник­новении германских или венгерского государств.

Расовая теория (Жозеф Гобино[32])

Расовая теория возникновения государства была разработана французским социологом и писателем Жозефом Гобино. Именно эта теория легла в основу небезызвестной идеологии национал-социализма.

Сущность расовой теории происхождения государства заключается в утверждении о том, что человеческие расы не являются равными по своей природе. Расы различаются по физическим и интеллектуальным параметрам, при этом, согласно представлениям Ж. Гобино одни расы являются высшими – они и должны управлять низшими расами, которые не способны создать собственную цивилизацию.

Государство согласно воззрениям Ж. Гобино есть механизм обеспечения господства одних рас над другими. Политическую составляющую общественных отношений он воспринимает как противостояние воли сильных (элита) и воли слабы (массы).

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована фашизмом. Она не используется больше как официальная или полуофициальная идеология, а существует лишь как "научная", академическая доктрина[33].

Психологическая теория (Л.И. Петражицкий[34])

Это теория достаточно известна в юридическом мире. Основатель данной теории - Л.И. Петражицкий считал, что эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни в обществе, но и в образовании государства и права.

Так же данную теорию поддерживали видные европейские психологи и психоаналитики, такие как Эрих Фромм[35] и Зигмунд Фрейд[36].

Суть теории в том, что основной причиной возникновения государства она усматривает не в социальных или экономических факторах, а в особенностях психики человека.

Основные характеристики психологической теории:

  • Человеческой психике свойственна потребность жить в коллективе;
  • Каждый человек стремится к поиску авторитета, того, кому он хотел бы подчиняться или подражать, либо сам человек стремиться к власти;
  • Наделение вождей и шаманов сверхъестественной силой - их возвышение в первобытном обществе;
  • Наличие у некоторых индивидов ярко выраженной агрессии в поведение, а для их усмирения и создается государство.

Таким образом, государство - это продукт психологических противоречий в обществе, которые он призвано разрешить, либо смягчить.

Недостатком данной теории считается недооценка других факторов возникновения государства, таких как экономические или политические.

Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, под­чинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.

Марксистская теория (Карл Маркс[37], Фридрих Энгельс[38])

В литературе данная теория также называется материалистической. Основы указанной теории были изложены в работе Фридриха Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", опиравшегося на труд Льюиса Генри Моргана "Древнее общество", а затем развитых в работе Владимира Ильича Ленина[39] - "Государство и революция".

Это материалистическая - классовая теория: она гласит, что государство возникает в результате изменения социальных и экономических отношений в обществе. Это итог возникновения классов и результат классовой борьбы. То есть марксистская концепция рассматривает государство как средство подавления, после исчезновения угнетения государство также должно исчезнуть.

Материалистическая теория (К. Маркс, В. Ленин, Ф. Энгельс) основана на тезисе об экономических причинах - наличие частной собственности, возникновения государства, породившие раскол общества на классы с противоборствующими интересами. Карл Маркс полагал, что государство является органом господства, органом угнетения одного класса другим[40].

Владимир Ильич Ленин назвал государство - машиной поддержания господства одних классов над другими. В его обосновании государство помогает преобладающим интересам экономически влиятельного класса при помощи специальных средств подчинения и управления.

Сущность классовой теории:

  • Государство существовало не всегда - на определенном этапе экономического развития общество распалось на классы;
  • Скапливаются имущественные излишки - на их основе формируется частная собственность, которая принадлежит господствующему классу;
  • Для защиты прав собственников и поддержания господствующего класса - появляется государство.

Государственная власть сосредотачивается у экономически господствующего класса, следовательно, государство - присуще только классовому обществу.

Хотя, в современной литературе марксистская теория и подвергается критике, но в то же время она является самой проработанной из всех теорий. Кроме этого важно сказать, что экономический фактор, на который обратили внимание классики марксизма, является одним из важнейших в формировании и развитии государства.

Ирригационная  теория (К. Виттфогель[41])

Ещё в 1920-е годы, будучи одним из видных мыслителей Коммунистической партии Германии, Карл Виттфогель интересовался вопросами связи природной среды и общественного развития. 

По его мнению, Государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений.

Сущность ирригационной теории:

  • Государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффек­тивного использования их вод (ирригация);
  • Крестьянин-индивидуалист не могли использовать са­мостоятельно ресурсы крупных рек;
  • Для использования водных ресурсов необходи­ма была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.

     В пользу: говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янц­зы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

     Против теории: она не объясняет при­чину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.).

Инцестная (половая) теория (К. Леви-Стросс, Л. Васильев, А. Бутенко)

Эту теорию выдвинул и обосновал французский социолог, и этнограф Клод Леви-Стросс[42]. Сторонниками данной теории являются отечественные ученые Л. С. Васильев[43], А.П. Бутенко[44].

Сущность половой теории:

  • реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения;
  • Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов;
  • запрет вводился посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода;
  • развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами - это являлось прообразом будущей государственной структуры.

Против теории: Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной теории, вряд ли возможно в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета инцеста и создание внутри родового общества структур, обеспечивающих его реализацию. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств, а, следовательно, их появление связано не только с действием названной причины, но и иных фактов.

Спортивная теория (Ортега Х. Гассет)

Основатель теории Ортега Х. Гассет[45] испанский философ, социолог и эссеист. Он считал, что возникновение государства связано с появлением игр и физических упражнений, спорта в целом.

Сущность спортивной теории:

  • В древности физкультурно-тренировочный характер имели охотничьи и военные танцы, исполнявшиеся перед отправлением на охоту или в поход;
  • Первобытный человек стал осознавать важность физической силы и ее тренировки;
  • С появлением религиозных верований элементы физических упражнений связывались с религиозными обрядами.

В пользу теории: Когда наряду с земледелием и скотоводством все большую роль начинала играть военная организация племен, физическое воспитание выполняло функцию подготовки не только к трудовой, но и к военной деятельности. Кроме того, существовал обряд инициации (при переходе из одной возрастной группы в другую). В инициациях использовались физические упражнения, готовили к инициациям старейшины-организаторы, которые постепенно составили особую организацию со своей структурой. Здесь автор проводит параллель со структурой государства. В подтверждение приводится система физического воспитания в Спарте и Олимпийские игры, которые способствовали объединению греческих полисов.

Против теории: Минусы – Греция не единственный регион, где возникла государственность; материальные условия жизни в этой теории не рассматриваются.

Либертарно-юридическая теория (В. С. Нерсесянц[46])

Согласно теории В.С. Нерсесянца, право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют и действуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности их социальной жизни.

Сущность либертарно-юридической теории:

  • Исторически свобода проявляется как раз в процессе разложения и представляет собой всеобщую и необходимую форму нормативного и институционального признания;
  • Выражение и защита этой свободы в виде правосудия индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях.

Последующий всемирно-исторический прогресс свободы — это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы.

Патримониальная теория (К.Л. Галлер)

Наиболее ярким представителем патримониальной теории происхождения государства выступает К.Л. Галлер[47]. Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя. Патримониальная теория объясняет происхождение государства земельной собственностью. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего "исконного" права на собственность. В такой ситуации народ представлен в качестве арендаторов земли собственника, а чиновники - в виде приказчиков правителей.

В соотношении понятий "власть-собственность" представители данной теории отдают приоритет праву собственности. Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства.

Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. К тому же в эпоху становления того или иного государства его территория во многом определялась пространством, в котором господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и т.п. постепенно преобразуются из частного хозяйства государя, князя.

Однако в период своего возникновения государственные институты далеко не всегда реально находятся в полном распоряжении правителя. К тому же в ту эпоху существовало не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей.

В рамках данной теории в процессе происхождения государственности преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военно-политических, этнических, религиозных и иных факторов.

Теория специализации (Т.В. Кашанина[48])

По данной теории: государство  -   это  результат  возникновения   специализации   в  сфере управленческой (политической специализации),  которая  имело место наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией) 

Сущность теории:

  • Закон специализации – это всеобщий закон развития окружающего мира;
  • Сначала появляется экономическая специализация (отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, появление торговли);
  • Затем появляется политическая специализация. Тогда-то и появляется государство – результат специализации в производственной и управленческой сфере (разделение труда в политической сфере – законодательная, исполнительная, правоохранительная деятельность); 
  • Далее произошли идеологические специализации: религия, право, мораль;
  • Затем же наступили научные перемены: естественные, технические, гуманитарные науки;
  • Специализация труда – результат борьбы человечества за свое существование.

В своем развитии в соответствии с данной теорией государство проходит следующие этапы:

  • Неолитическая революция;
  • Специализация труда;
  • Появление излишка;
  • Появление экономической основы для содержания управленцев;
  • Появление государственного аппарата – появление государства.

Таким образом, одним из ее авторов - Т.В. Кашаниной была предпринята попытка синтезировать основные подходы к проблеме происхождения государства. Основой выдвигаемой теории происхождения государства является следующий тезис: закон специализации - это всеобщий закон развития окружающего мира.

Итак, подводя итог можно сделать упор на то, что ни одна из рассмотренных теорий не в состоянии дать единственно верный ответ на вопрос о причинах и процессе возникновения государства. Вместе с тем многие из них отражают отдельные аспекты существования и развития государства как общественного института. Как отмечал В.И. Ленин «чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения».

Таким образом, значение изучения различных теорий происхождения государства заключается, во-первых, в приобретении опыта использования достижений других наук в исследовании государственных и правовых явлений, во-вторых, в выявлении закономерностей развития социально-правовой мысли.

Заключение

Подводя итого по проделанной работе, я, проанализировав весь материал по теме, пришел к следующему выводу.

Государство — это сложная политическая организация общества, сформировавшаяся в процессе длительного исторического развития, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Причинами появления государства стали, следующие события в истории развития человечества:

  • три категории разделения труда (выделение племен скотни­ков; отделение ремесла от земледелия, возникновение и развитие торговли);
  • появление избыточного продукта, патриархальной семьи, частной собственности и имущественного неравенства;
  • образование классов как больших групп людей с разными интересами и возникновение межклассовых конфликтов;
  • несостоятельность общественной власти первобытного строя по регулированию классовых противоречий и конфликтов, возник­новение публичной власти.

Существует три способа возникновения и развития государства: Западный, Восточный и Синтезный. Различия между ними состоят в том, как происходил процесс слома органов родоплеменной организации и возникновения институтов государства. Но нужно всегда учитывать тот факт, что каким бы путем не шло формирование государства – все сводится к следующим манипуляциям:

  • созданию аппарата управления – бюрократической системе государственного администрирования;
  • формирование армии для защиты своих территорий;
  • подчинение экономики государственным интересам.

За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. А споры о природе государства продолжаются и в настоящее время.

Говоря о теориях происхождения государства, теоретиками отмечается их естественный характер, которым объясняется процесс происхождения государства.

Естественный характер обуславливается тем, что государство сложное и многогранное явление, а также то, что каждая теория сочетает в себе различные подходы и суждения дифференцированных социальных общностей, различных групп, слоев и наций. В основе формирования таких разных позиций находятся экономические, политические, финансовые и иного рода факторы. То есть вся общность интересов и значимых противоречий, которые оказывают влияние на процесс становления и развития государства.

Итак, в каждой из теорий есть свои рациональные зерна, позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части. Вместе с тем в них есть и свои слабые стороны, за которые их можно критиковать.

Таким образом, значение изучения различных теорий происхождения государства заключается, во-первых, в приобретении опыта использования достижений других наук в исследовании государственных и правовых явлений, во-вторых, в выявлении закономерностей развития социально-правовой мысли.

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

Специально-научная и учебная литература

  1. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2016. - 784 с.
  2. Теория государства и права: конспект лекций/ С.А. Жинкин. – Изд. 21-е – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 218 с.
  3. Теория государства и права: Учебник и практикум/Р.А. Ромашов. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 443 с. - (Серия: Профессиональное образование).
  4. Суханов Е. А. Лекции о праве собственности. М., 1991.
  5. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. - 2-е изд. перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2018. - 240 с.
  6. Теория государства и права. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Учебник для Вузов. Издательство: НОРМА, 2017 - 485 с.
  7. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – 410 с. (Серия «Учебники для вузов»)
  8. Теория государства и права: учебное пособие/В.И. Власов, Г.Б. Власова, С.В. Денисенко. - Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 332 с. - (Библиотека студента)
  9. Общая теория государства и права : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Комаров. — 9-е изд., испр. и доп. — М: Издательство Юрайт, 2018. — 506 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс).
  10. Теория государства и прав/М.Б. Смоленский. - Изд. 5-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 282 с.
  11. Теория государства и права. Учебно-практическое пособие к курсу "Теория государства и права"/ "Серия учебники и учебные пособия". - Ростов н/Д, Феникс, 2017. - 528 с.
  12. Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. М., 1993. С.- 241.
  13. Теория государства и права. Тезисы лекций. Цыганов В.И. 2014. - 201с.
  14. Теория государства и права. Учебник // под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д., 2015. - 616с.

Электронные ресурсы

  1. Статья "Марксистская теория происхождения государства"// Сайт Справочник. ру [Электронный ресурс] - Режим доступа spravochnick.ru
  2. Статья "Патриархальная теория происхождения государства"// Сайт Образовака [Электронный ресурс] - Режим доступа https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/patriarhalnaya-teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva-i-prava-kratko.html
  3. Статья "Теологическая теория происхождения государства"// Сайт Образовака [Электронный ресурс] - Режим доступа https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/patriarhalnaya-teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva-i-prava-kratko.html
  4. Статья "Пути формирования государства: восточный, западный путь"//Сайт Заочник [Электронный ресурс] - Режим доступа https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/puti-formirovanija-gosudarstva/
  5. Статья по правоведению Мардалиева Р.Т. "Основные пути возникновения государства"// Сайт Вики чтение [Электронный ресурс] - Режим доступа https://law.wikireading.ru/14889
  6. Статья "Причины возникновения государства"//Сайт Studme [Электронный ресурс] - Режим доступа https://studme.org/12800418/pravo/proishozhdenie_gosudarstva_teoriya_praktika

Приложение 1

Характеризуется отделением или выделением ремесла из земледелия (с появлением металлических орудий труда производство становиться сложным и требует особых материалов, технологий, знаний).

Связано с выделением торговли (или по-другому движением вокруг производства).

Связано с отделением от скотоводства (определялось географическими факторами и может быть названо как отраслевое).

Осуществлялось по полу и возрасту и было связано со способностью выполнять различные виды работ (мужчины - тяжелая физическая работа; женщины и подростки - более легкая работа).

Торговое

Производственное

Отраслевое

Физиологическое

Виды общественного разделения труда

Приложение 2

Три крупных разделения труда

1) Появление излишков - накопление богатств; 2) Разделение общества на классы; 3) Появление Государства.

3 тыс. лет назад

7 тыс. лет назад

10 тыс. лет назад

Появление Торговли

Появление Ремесел

Разделение Скотоводства и Земледелия

Приложение 3

Форма

Расположение

Особенности

Афинская

Греция, Греческие полисы

1) Классическая форма возникновения государства;

2) Развитие не осложнялось внешними завоеваниями или внутриклассовой борьбой;

3) Появление государства в результате возникновения частной собственности и разделения на классы;

4) Граждане пользовались равными правами;

5) Тяжелый труд выполнялся рабами;

6) Демократический строй;
7) Власть избиралась;

8) Отсутствие иерархии правящего аппарата.

Римская

Рим

1) Процесс формирования государства осложнялся внутриклассовой борьбой;

2) Появление военной демократии;

3) Республиканский строй власти;

4) Жесткое деление на классы;

5) Развитая система правового аппарата;

6) Четкая иерархия правящего аппарата;

7) Пожизненная власть.

Германская

Германия, Франция, Бельгия, Австрия

1) Связано с внешними завоеваниями;

2) Раннефеодальная форма правления;

3) Наследственная передача власти;

4) Деление на классы;

5) Жесткое подчинение вышестоящему классу;

6) Монархия;

  1. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2016. С. 5—6.

  2. Цивилизация - это одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточные общество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами.

  3. Теория государства и права: Учебник и практикум/Р.А. Ромашов. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 443 с. - (Серия: Профессиональное образование). - 38 С.

  4. Суханов Е. А. Лекции о праве собственности. М., 1991. С. 13.

  5. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) - статья 4 пункт 1.

  6. Very Important Person или VIP (в переводе с английского — «очень важная персона», «начальство», «высокопоставленное лицо», «большая шишка») — человек, имеющий персональные привилегии, льготы из-за своего высокого статуса, популярности или капитала.

  7. Статья "Пути формирования государства: восточный, западный путь"//Сайт Заочник [Электронный ресурс] - Режим доступа https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/puti-formirovanija-gosudarstva/

  8. Статья по правоведению Мардалиева Р.Т. "Основные пути возникновения государства"// Сайт Вики чтение [Электронный ресурс] - Режим доступа https://law.wikireading.ru/14889

  9. Статья "Причины возникновения государства"// Сайт Studme [Электронный ресурс] - Режим доступа https://studme.org/12800418/pravo/proishozhdenie_gosudarstva_teoriya_praktika

  10. Смотреть Приложение 3

  11. Тезей - древнегреческий политик и реформатор. Легендарный афинский царь (около 13 в. до н. э.). Ему приписываются синойкизм Аттики, разделение граждан на евпатридов, геоморов и демиургов. 

  12. Солон (между 640 и 635 до н. э., Афины — около 559 до н. э., Афины) — афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.

  13. Клисфена - в Афинах (Древняя Греция) законодатель 6 в. до н. э. Из рода Алкмеонидов. Возглавил движение против тирании.

  14. Генезис  — происхождение, возникновение, рождение, зарождение.

  15. Статья "Теории происхождения государства" // Сайт Справочник 24 - [Режим доступа] https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_gosudarstvo/teorii_proishozhdeniya_gosudarstva/

  16. Платон  — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

  17. Герберт Спенсер  — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма.

  18. Рене Вормс — французский социолог - органицист и политический деятель, аудитор Государственного совета Франции.

  19. Аристотель — древнегреческий философ. Ученик Платона. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики.

  20. Статья "Патриархальная теория происхождения государства"// Сайт Образовака [Электронный ресурс] - Режим доступа https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/patriarhalnaya-teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva-i-prava-kratko.html

  21. Фома Аквинский  — итальянский философ и теолог, канонизирован католической церковью как святой, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви.

  22. Статья "Теологическая теория происхождения государства"// Сайт Образовака [Электронный ресурс] - Режим доступа https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/patriarhalnaya-teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva-i-prava-kratko.html

  23. Фома Аквинский  — итальянский философ и теолог, канонизирован католической церковью как святой, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.

  24. Томас Гоббс — английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета.

  25. Джон Локк ) — английский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма.

  26. Жан-Жак Руссо — франко-швейцарский (родился в республике Женева) философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения. 

  27. Аврелий Августин Иппонийский или  Аврелий Августин Блаженный — христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ, один из Отцов христианской церкви.

  28. Теория государства и права: конспект лекций/ С.А. Жинкин. – Изд. 21-е – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – С. 15

  29. Карл Евгений Дюринг  — немецкий философ, профессор механики, занимался вопросами политэкономии и права.

  30. Людвиг Гумплович - польский социолог, экономист и юрист, представитель социального дарвинизма.

    30 Карл Иоганн Каутский - немецкий экономист, историк, публицист и социал-демократический политик.

  31. Граф Жозеф Артюр де Гобино — французский писатель-романист, социолог, автор «арийской» расовой теории, впоследствии взятой на вооружение национал-социалистами.

  32. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. - 2-е изд. перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2018. - С. 51.

  33. Лев Иосифович Петражицкий  — российский и польский учёный, правовед, социолог, философ, депутат первой Государственной думы.

  34. Эрих Зелигманн Фромм  — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик.

  35. Зигмунд Фрейд  - австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог.

  36. Карл Генрих Маркс - немецкий философ, социолог, писатель и общественный деятель.

  37. Фридрих Энгельс — немецкий политический деятель, философ, историк и предприниматель. Один из основоположников марксизма. Друг и единомышленник Карла Маркса, и соавтор его трудов.

  38. Владимир Ильич Ульянов  — российский революционер, крупный теоретик марксизма, советский политический и государственный деятель. Создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), главный организатор и руководитель РСФСР.

  39. Статья "Марксистская теория происхождения государства"// Сайт Справочник. ру [Электронный ресурс] - Режим доступа spravochnick.ru

  40. Карл Август Виттфогель — германо-американский социолог и синолог.

  41. Клод Леви-Стросс  — французский этнолог, социолог, этнограф, философ и культуролог, создатель собственного научного направления в этнологии — структурной антропологии и теории инцеста.

  42. Леонид Сергеевич Васильев — советский и российский историк, обществовед, религиовед и социолог.

  43. Анатолий Павлович Бутенко  — советский и российский философ, политолог, автор большого количества работ по проблемам развитого социализма и переходного периода. 

  44. Хосе Ортега-и-Гассет — испанский философ, социолог и эссеист.

  45. Владик Сумбатович Нерсесянц  — советский и российский учёный-правовед, специалист в области философии права, политических и правовых учений, автор фундаментальных трудов по философии права, ТГП, разработчик оригинальных философско-правовых концепций: либертарно-юридической и концепции цивилизации. 

  46. Карл Людвиг Галлер  — швейцарский государственный деятель.

  47. Кашанина Татьяна Васильевна - действующий преподаватель Московской государственной юридической академии. Автор книг по юриспруденции и правоведению.