Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории обучения и воспитания. Дидактическая игра как метод обучения

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Дидактическая игра – коллективная учебная деятельность, у которой есть определенная цель, где каждый из участников и команда объединяются для решения какой – либо главной задачи.

В педагогическом процессе игра тесно взаимодействуют с обучением, во время которого усваиваются новые умения, навыки, знания, так же решаются задачи развития и воспитания личности. В процессе игры происходит освоение правил человеческого общения. Вне игры невозможно достичь полного нравственного и волевого развития ребенка.

Игра является для развития значимой. Наибольший интерес для детей представляют игры в процессе обучения. Игры, которые заставляют думать, предоставляют возможность проверить и развить свои способности.

Участие в подобных играх развивают настойчивость детей, стремление к успеху, мотивацию. В игре ребенку предоставляется возможность самостоятельно сделать открытие того, что давно известно взрослому. Развивается интерес к труду взрослых, к жизни общества, узнав о героических подвигах людей, у детей начинают появляться мечты о будущей профессии, наблюдается стремление в подражании понравившимся героям.

Со временем в психологии и педагогике предметом серьезных научных исследований стали такие простые вопросы, как:

- почему играют дети?

- когда изначально возникла игра?

- каково влияние игры на обучение детей?

Существование дидактических игр длится много веков. За всю историю у каждого народа сформировались своеобразные дидактические игры, игрушки. В основе дидактических игр отражаются особенности национального характера.

Автор одной из первой педагогической системы дошкольного воспитания Фридрих Фребель утверждал, что задачей первоначального образования является организация игры. В отечественной психологии поставленная задача создания теории игры Львом Семеновичем Выготским, получила конкретизацию в работах выдающихся отечественных психологов, таких как Алексей Николаевич Леонтьев, Александр Владимирович Запорожец, Даниил Борисович Эльконин, Петр Яковлевич Гальперина.

Таким образом, можно с остаточной определенностью сказать, что реальной проблемой процесса обучения является игровая деятельность.

Объектом исследования настоящей работы является: Дидактическая игра как метод обучения.

Предметом является: дидактическая игра и ее развитие.

Целью данной работы является: умение правильно преподнести занятие в форме игры и привлечь внимание детей.

Глава I. Основы дидактических систем

Предмет и задачи дидактики

На сегодняшний день, в современном мире происходят сильнейшие изменения и преобразования, отражающиеся на всех сферах человеческой жизни. Перед цивилизацией стоит выбор направленности дальнейшего пути развития, в связи с многочисленными катастрофами и катаклизмами, природного и социального характера.

Для педагогики стоит важнейшая задача прогрессивного развития общества, исходя из образовательных целей, которые отвечают нуждам человечества. Наиболее необходимые инвестиции – инвестиции в совершенствование человека, потому как добиться цивилизованного развития социума возможно лишь при повышении статуса и престижа образованности. Без образования не произойдет формирование личности человека, ее духовной и ценностной направленности.

Дидактика – сфера педагогики, исторически сложившаяся, логически и последовательно изучающая особенности процесса образования и обучения подрастающего поколения, определив его специфику и закономерности.

Термин «дидактика» имеет происхождение от греческих слов «didaktikos» - поучающий и «didasko» - изучающий. Данные понятия впервые ввел в педагогический арсенал известный немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) непосредственно для обозначения искусства обучения.

Дидактику как особую систему научных знаний считал чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), назвав ее «всеобщим искусством всех учить всему». Он придавал дидактике большое значение. Ян Амос считал, что дидактика является искусством не только в процессе обучения, но и воспитания.

И.Ф. Гербарт (1762-1841) при разработке теоретических основ дидактики, утверждал, что она является внутренней, целостной, непротиворечивой теорией «воспитывающего обучения», объединяя при этом процесс преподавания и учения.

К.Д. Ушинский (1824-1870) выявил проблему необходимости установления связей между теорией и практикой обучения, психологией и педагогикой на основе единства чувственного и рационального в познании.

Данные концепции в их историческом развитии оказали безусловное влияние на понимание дидактики как научной дисциплины, изучающей теории преподавания и учения.

Дидактику можно рассматривать как исторически сложившуюся научную дисциплину, создание которой тесно связано с необходимостью систематически и организованной передачи обобщенного опыта последующим поколениям. Исходя из этого, известный педагог и философ Болгарии И. Марев – условно выделяет исторические этапы развития дидактики, такие как:

-первый период, охарактеризован как донаучное «педагогическое и дидактическое творчество», в условиях господства средневековой схоластики;

-второй период, выделяется плодотворным развитием теорий дидактики и педагогики;

-третий период является переломным этапом, когда была намечена тенденция на решение назревших научных и социальных задач, по созданию количественных и качественных теорий в педагогике и дидактике

Но в работах исследователей нашего времени: М.А.Данилова, В.Оконя, М.Н.Скаткина, Г.И.Щукиной классическим считается подход, в соответствии с которым дидактика будет рассматриваться как часть педагогики. Но однозначного подхода для определения взаимосвязи данных научных сфер (педагогики и дидактики) в данный момент не выработано, что связано с разным толкованием непосредственно самого термина «дидактика».

Если анализировать дидактику, как особенный педагогический метод теоретического понимания мира, считается научной сферой педагогики, которая исследует принципы, основы, ценности, закономерности функционирования и формирования процесса образования и обучения. Отсюда следует, что предметом изучения дидактики как науки представляет собою связь непосредственно процесса образования и обучения как явлений объективной педагогической действительности, где обучение является образовательным средством.

Встречаются различные точки зрения по поводу взаимосвязи определений «образование» и «обучение». Таким образом, образование является более широкой группой, которая имеет целостную, полифункциональную и полисмысловую структуру. Данное понятие можно рассмотреть, как процесс внешнего влияния на овладение индивидуумом такого опыта как: обобщенный, объективированный, общественный, процесс трансформации важного общественного опыта, норм, ценностей и т.д. в субъективный мир формирующейся личности индивида. Первоначальные этапы формирования человека связаны с формированием его биологической сущности, а в процессе образования, который происходит на ранних стадиях онтогенеза через педагогические воздействия и влияния, через процессы воспитания, происхождение имеет его «второе рождение», превращение в социальное, общественное существо, личность.

В нынешней дидактике под термином «образование» понимается специальная сфера социальной жизни, уникальная система, особое социокультурное явление, способствующее накапливанию знаний, умений и навыков и интеллектуальному развитию человека.

1.2 Педагогика игры

Одной из основных областей воспитания ребенка до школы является игра. По этой причине при разработке вопросов общественного дошкольного воспитания, безусловно, к ряду основных относятся воспитательные возможности игры.

Принимая во внимание данные возможности, необходимо рассматривать игру как форму воспитания, как средство для решения каких - либо определенных воспитательных вопросов, задач, по отношению к детям дошкольного возраста.

Игра как деятельность ребенка формируется по собственным законам. В зависимости от того, в какой степени исследованы закономерности игровой работы, получается в большей или меньшей мере применять их для педагогических целей.

Игры детей вовлечение имеют в системе организующих моментов и подчиняются их содержанию. Появляется методика "стимуляции" игр, то есть, влияние на направленность путей организованности игровой среды, исследования содержаний игр в соответствии с тем или иным организующим моментом.

Игра будет являться как могущественный воспитательный фактор, в случае если в процессе педагогики она будет применена с целью организации жизни ребенка и его деятельности. Данное означает, что главное проявление жизни детей дошкольного возраста, а непосредственно их интересы, запросы, общение и так далее, будут формироваться и удовлетворяться играми и в форме игры.

В жизни ребенка дошкольного возраста имеется достаточно сформированное общественное основание. Выражается оно в том, как дети контактируют друг с другом, какие совершают действия, какие активируются формы действия, круг интересов и т. д. Это общественное основание педагогика игр применяет от случая к случаю. Совместно с тем в играх мы имеем дело с окружением ребенка, таким образом, с общественным воспитанием. Предположить жизнь детей в игре, изолированным существованием отдельной личности попросту нереально. Соответственно, в игре невозможно обойтись только воспитанием отдельной личности ребенка за пределами играющего коллектива. Следовательно, речь здесь может идти только лишь об общественной жизни ребенка, о приобретении им навыков поведения в обществе, о придании играм подобного характера и направления, аналогичного содержания, для того, чтобы они побудили ребенка к положительным факторам поведения и взаимоотношения.

Рассматривая игру как форму организации жизни и деятельности детей в детском саду основывается на это общественное основание и применяет его. Непосредственно в данных условиях, т. е. по отношению к формированию жизни детей в дошкольном учреждении и их деятельности, появятся и настойчиво потребуют реализации широких воспитательных задач, связанных с обыденной жизнью детского коллектива, подобные, как воспитание общепринятых норм поведения, привычек жизни в коллективе, развитие особенности и т. д.

Существует проблема в том, что многочисленные из этих задач в педагогике детского сада решались на словах, внушая детям, не основываясь на процесс детской жизни. К примеру, хорошо известно обстоятельство, что педагогам зачастую требуется иметь дело с конфликтами, каковые появляются между детьми во время игр. Явление абсолютно объяснимо, так как игра для ребенка является полным проявлением его личности. Исходя из этого можно с уверенностью сказать, что столкновения и противоречия здесь вполне естественны. Неестественно иное- то, что данные явления зачастую рассматриваются как что - то случайное и воспитатели не считают, что в данных фактах отображены значительные особенности детской жизни.

При использовании игры как формы организации жизни ребенка, следует добиться того, чтобы данная жизнь была интересной, содержательной, легкой для коллектива детей и для каждого ребенка в отдельности, чтобы в ней существовали ситуации, которые будут побуждать детей к наиболее значительным формам общественного поведения и эмоциям. Воспитание станет при этом реализоваться систематически и в организованном порядке, не внушая детям требований - являться правдивым, делиться с другими и т. д., а в самой организации их игры.

Игры по правилам (подвижные и дидактические) также сформировывают у детей навыки поведения в обществе - единые действия и цели, личностные качества - решимость, правдивость и т. п.

Игры, какие придумывают сами дети, - ролевые, строительные, музыкальные, подвижные и другие - так же имеются эти общественные качества.

Глава II. Понятие и цель дидактической игры

2.1 Методы дидактической игры

В нынешней дидактике имеются разнообразные подходы и варианты систематизаций способов обучения. Одной из подобных классификаций считается наиболее распространенная классификация методов преподавания согласно источнику получения знаний (словесный, наглядный и практический методы).

Различают дидактику такую, как общая и частная.

Общая дидактика изучает процесс обучения совместно с условиями, каковые его порождают, критериями, в которых он проходит, а также итогами, к каковым он приводит. Она исследует закономерности, изучает зависимости, обусловливающие процесс и результаты процесса обучения, устанавливает методы, организационные формы и средства, которые обеспечивают осуществление задуманных целей и задач.

Частная дидактика изучает закономерности протекания процесса, сущность, формы и способы преподавания разных учебных предметов.

Частной дидактикой называют методику преподавания (соответствующего учебного предмета).

Как наука дидактика разрабатывает проблемы:

* Для какой цели учить?

* Кого обучать?

* Какие стратегии преподавания более результативны?

* Чему обучать?

* Как обучать, какими способами?

* Как организовывать обучение?

* Какие нужны средства для обучения?

* Каких показателей необходимо достичь в результате обучения?

* Как контролировать и оценивать итоги обучения?

2.2 Дидактические игры

Особенный вариант преподавательского общения предполагает собой дидактическую игру, в процессе которой цели преподавания достигаются с помощью и посредством решения игровых задач. Во время управления хода игры, педагог так же руководит учебно - познавательной деятельностью всех детей, объединяя ее с положительным эмоциональным фоном игры и мотивации, с увлеченностью соревнования. На уровне обучения дошкольников главной точкой дополнения дидактических игр считается непосредственно процесс игрового обучения, обучения посредством игры. При обучении правилам игры, дети познают окружающий мир, основы отношений между членами группы, учатся контролировать себя, обретают умения планирования своего поведения. При обучении ребенка дошкольного возраста дидактические игры, все без исключения, становятся формой для передачи вполне определенных знаний и умений. Особенное значение в данных занятиях имеют моменты на уроках в форме игры, которые связанны с упражнениями, закреплением изученного материала, со снятия напряжений и переутомления детей.

Не менее важную значимость имеет применение дидактических игр с целью активации интереса и внимания детей во время изучения естественнонаучных дисциплин. К примеру, при исследовании проблемы «Система декартовых координат на плоскости» преподавателю математики вполне разумно применять известную среди школьников игру «Морской бой». В процессе игры при верных комментариях учителя ученики естественным способом усваивают не только лишь поверхностно декартовые координаты, концепции отсчета, абсциссы, ординаты, но также и наиболее непростые понятия. Бесспорно, ребенок, включаясь в условия игры, легче убеждается в том, что расположение точки на плоскости обуславливается двумя, но не одной и не тремя координатами, по необходимости учителю проще ввести понятия абсолютного либо ортогонального базиса. При условии той же фактической игры легче ввести условие одинаковости «систем отсчета» для всех участников игры, понятие о траектории движения как функции перемещения местоположения и т.д.

Дидактическая база может проявляться имитационных, деловых играх, в ходе которых ученики в процессе соревнования предпочитают тот либо иной логичный подход решения задачи. При исследовании конкретных наук подобного рода игры имеют все шансы быть объединены практически с решением любого вида задач, которые связаны с измерением. К примеру, в проблеме по установлению площади многоугольников возможно использовать игры типа «проектировщик интерьера» либо «строитель загородного дома», во время изучения основ тригонометрии - игры типа определения дистанции до звездного неба или до подводной лодки врага. Особенное распространение получило применение деловых игр с целью практики профессионального, производственного обучения, в концепциях переквалификации и повышения квалификации специалистов.

В основном, в данных случаях учителю приходится иметь дело с ситуацией, в которой обучение ориентированно на получение определенных навыков и умений функционировать в конкретной роли, например, в роли инициатора производства, менеджера в торговле, управляющего делопроизводством и пр. В абсолютно всех этих ситуациях обучение логично проводить как ролевые игры, в каковых слушатели могут неоднократно исполнять варианты решения одной и той же проблемы, при этом каждый раз меняться ролями. Принципиальная значимость в ходе подобных деловых игр обретает послеигровой разбор итогов, вероятных стратегий, линий поведения, мотивацию.

Своеобразной разновидностью дидактических, деловых игр считаются педагогические игры, которые связаны с прогнозированием педагогических ситуаций, а также их ролевым разыгрыванием со слушателями педагогических учебных учреждений.

Еще одним сравнительно новым видом дидактических игр в практике повышения квалификации и профессиональной подготовки преподавателей и методистов можно рассматривать организационно-деятельностные игры. Главная сущность игр данного типа связана с «погружением» слушателей в общество личных рефлексий в сфере образования, преподавания и педагогических технологий. В случае если под рефлексией подразумевать способность человека к сознательному рассмотрению и осмыслению самого себя, а также к осознанию того, как он будет выглядеть в глазах других людей, то в профессиональном плане рефлексирование сопряжено с неоднократным и многосторонним самоопределением учителя, формированием его отношения к себе как к профессионалу. Отличительной особенностью организационно-деятельностных игр считается их поисковый вид и условная «раскованность» участников, которая позволяет, им выражать свои личные, индивидуальные убеждения и взгляды на суть обсуждаемых вопросов.

Одним из стандартных методов внедрения участников игр в положение рефлексивного поведения считается намеренно создаваемое, достаточно жесткое и нервирующее поведение ведущего в данное игре, когда он регулярно стремится вывести участников игры из состояния покоя. В результате всем участникам игры навязывается режим оппозиционного и практически конфликтного обсуждения, в котором они должны придумать, вспомнить и заново сформулировать новые и новые подтверждения точности собственных взглядов на суть педагогического процесса, способы, методики обучения и воспитания. По итогам данных игр, в принципе, участник игры постепенно объективно оценивает собственные профессиональные качества, достижения, цели и способности, зачастую нелицеприятное мнение о себе со стороны и, соответственно, осознавая пути самосовершенствования и повышения своей квалификации.

На данный момент особое бурное развитие наблюдается в направлении компьютерных дидактических игр. Компьютерные игры используются как средство обучения почти во всех сферах нынешнего образования, но, со стороны образовательной практики, значительная их часть является достаточно ненужной. Проблема в том, что подобные программы носят исключительно игровой характер и никак не могут помочь приобрести теоретические либо практические знания в области среднего или высшего образования. Тем не менее изучая игровые программы, которые основаны на комплексе мотиваций интереса, познать новое, соревновательность, приобретают наибольшее распространение. Быстродействие, значительная емкость памяти, простота применения образных способов предоставления данных делают компьютерные, либо, информационные технологии безупречным средством для дидактических игр.

Главные виды подобных игр связаны со абсолютно всем комплексом современных научных и гуманитарных дисциплин. В принципе по сути компьютерные средства в обучение и игре в том числе, обладают такими качествами как: индивидуальная ориентированность и подстраиваемость под психологические, психофизические и психофизиологические характеристики пользователя. Переменными критериями игры являются такие параметры, как скорость при предъявлении цели, продолжительность периода их показа, масштабы, цветовые решения. С помощью меню самому играющему предлагается подобрать условия, вплоть до подобных максимальных ситуаций, как участие в игре в роли сценариста.

В крайнем случае играющий способен согласно своему усмотрению, к примеру, подобрать один из вероятных вариантов для продолжения игры либо построить сам таковой вариант. В простом, обычным для нынешней степени формирования игр случае обучающийся способен менять параметры хода игры в режиме «on line». К примеру, в такой дидактической компьютерной игре как «Космический полет» обучающийся способен сам изменить исходную скорость ракеты, ракурс ее подъема, массу, объем горючего и тут же увидеть, к каковым итогам это приведет по истечении того или иного количества периода. В игре такого типа как «Распределение напряжений в цепи постоянного тока» обучающийся сам способен расставлять характеристики, к примеру, в цепочке бытового устройства, и наблюдать результаты собственной деятельности. Подобного рода образцы демонстрируют принципиальную продуктивность компьютерных процессов для творческой педагогической деятельности.

Цели дидактических игр вовремя обучении в средней школе связываются активно с применением приобретенных познаний, к примеру, соревнуясь при написании изложений, решая кроссворды, «путешествуя» по географической карте. Перспективным считается применение дидактических игр в обстоятельствах интенсивного исследования зарубежного языка, когда при применении способов «погружения» в языковую сферу ученики приобретают разнообразные ролевые функции. Сочетание основ соревновательности, общественного сотрудничества и взаимодействия, интереса как в ходе, так и в итоге создает допустимым значительный рост в темпах и преуспевании учащихся. Причем данный успех настолько огромен и общепризван, что правило ролевых функций во время «погружения» может расцениваться визитной карточкой нынешних дидактических игр.

«Погружение» в языковую сферу предполагает собою типичный образец применения дидактических игр с двуединой целью: обучению определенной дисциплине в условиях прогнозирования конкретных общественных ситуаций. В свойстве иных образцов допустимо привести ролевые игры-конференции, ролевые игры-обсуждения на важные для общества проблемы, такие, как вопросы экологии, демографии, межнациональных взаимоотношений и т.д. Игровой момент, который связан с разными ролями, поручаемыми одному и тому же ученику, делает допустимым фактическое осваивание им разных сторон действия, разных точек зрения, которые имеют возникновение в дискуссиях, при довольно углубленном исследовании каждой проблемы. Совершенная актуальность такового применения дидактических игр в особенности наглядна при анализе проблематичных вопросов, а в конечном счете для осмысленного, многостороннего развития взгляда на мир молодого человека.

Стандартным образцом подобного подхода в сфере научных дисциплин считается способ «мозгового штурма», когда команде людей (экспертов либо обучающихся, приветствуется содействие разновозрастных обществ) предполагается играть в игру особенного типа. Относительно её возможно охарактеризовать дидактической игрой «открой закон». Участникам предлагают вести себя совершенно непринужденно в интеллектуальном значении, не стыдиться выражать всевозможные, на первый взгляд, «бредовые» мысли по поводу решения предварительно установленной проблемы. Ролевые функции в такой ситуации выбираются естественным образом самими участниками в согласии с их темпераментом, авторитетом, социальным положением и привычками. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие. -М. Высшая школа,2004. -С.262-267

Существенная составная часть и в тоже время указатель индивидуального формирования школьника - его действия. Всевозможные нарушения в формировании личности учащегося (самооценка не адекватна, слабовыраженный самоконтроль, искривленные понятия о себе и своих способностях) обоснованно выражаются в его поведении. В учебной работе развитие общественно одобряемого, т.е. свободного, поведения свершается в ходе преодоления учеником проблем при выполнении усугубляющихся учебных заданий (классные и домашние).

Проанализируем, как игры (виды игр) учитель может применять.

Игры по правилам, игры в виде соревнований, общие игры со ровесниками в работе с импульсивными и неблаговоспитанными подростками.

Игры по правилам имеют плюс в том, что в них отчетливо учтены требования к поведению учеников. Дети вынуждены подчиниться данным условиям (не нарушая правил), если он хочет играть и не желает разрушать игру.

В играх в виде соревнований правила различаются не только лишь четкостью, понятностью, однако также и открытостью: соблюдает ребенок правила игры или выполняет их - это в тоже же время начинают замечать и другие ученики, данное влечет за собой создание наилучших условий для самоконтроля за своим поведением и одновременно за выполнением правил игры. Игры в виде соревнований - более сильное испытание для импульсивного, торопливого ребенка. Распространенная настольная игра лото - это образец игры по правилам и одновременно игра - соревнование. Простая игра, но это только на первый взгляд, она несет много пользы для школьников младших классов с импульсивным поведением. От ребенка требуется внимательность и собранность, для того, чтобы не пропустить у себя на карточке названные цифры; сдержанность и не выражая бурно свои эмоции, если объявленная цифра имеется на карточке; терпеливость и не указывая другому игроку на существующие или пропущенные им цифры; выдержанность и в случае проигрыша не выражать свою обиду слезами.

Продолжительные игры совместно со сверстниками представлены ребятам. Вступление детей в роль на продолжительный период содействует становлению его целеустремленности, но потребность координировать собственные действия с другими игроками может помочь ребенку освободиться от отрицательных качеств, стать наиболее сконцентрированным и внимательным.

Совместная игра «Разведчики». Класс делят на несколько групп, на отряды разведчиков. Каждым отрядом выбирается командир. Задачей разведчиков является в какого - либо времени суметь отыскать в помещении предметы, которые издают звуки (к примеру, дверь шкафа - скрипит, деревянный стул - издает писк, раздается щелчок от замка на ранце). При обнаружении «звучащих» предметов, ученик незаметно для других записывает его или изображает и также отдает «донесение» своему командиру. Подразделения разведчиков состязаются между собой. По завершению дня подводятся результаты. Командиры информируют выявленные отрядом объекты. Выигрывает тот, отряд у которого их больше.

В дидактических играх в коллективе компоненты сотрудничества и направленность на напарника считаются не второстепенной, а основной составляющей частью процесса игры.

К примеру, такая игра как «Собери кораблик». Дети играют в паре (пары подбираются чтобы с конфликтными детьми были уравновешенные или застенчивые сверстники). Играющим предлагают образец: вырезанные из цветной бумаги кораблики. Все ученики должны сформировать такой же из выданного ему комплекта частей - «деталей» кораблика. Причем комплект собран таким образом, что, только поменявшись с партнером не хватающими деталями, любой участник игры способен четко повторить кораблик. Для увеличения игровой мотивации учеников предупреждают, что данная игра с секретом, который им предстоит отгадать, чтобы у них всё получилось. Т. е. игра строится так, что без обращения к своему партнеру и без установления контактов с ним задание в игре не может быть осуществлено. Со временем, путем проб и ошибок, ученики начинают понимать, что «нам нужно с тобой поменяться деталями, и тогда у нас обоих всё должно получиться».

При участии в аналогичных играх, ранее упрямые и эгоистичные ребята со временем начинают понимать, что приобрести удовлетворенность времени, проведенного в игре можно только лишь при содействии с партнером. Обнаруженная в процессе игры атмосфера сотрудничества, взаимопонимания станет со временем личностно важной для ребенка и в его дальнейшей жизни.

Глава III. Дидактическая игра в обучении детей старшего дошкольного возраста (ознакомление с окружающим миром)

Изучая психолого-педагогическую литературу и опыт деятельности преподавателей можно сделать вывод, что понятия о предметном мире возможно выработать у детей различными способами, чаще всего при помощи дидактических игр. Их насыщенность является информационной, эмоциональной и регуляторной, полагая, обуславливается содержанием и структурными компонентами. Традиционным основанием дидактических игр считается установка проблемы посредством мотивации, которую возможно анализировать как своеобразный метод решения задач. Данный вопрос актуален тем, что дидактическая игра в единой системе концепции и способов, стимулирует усиленную интеллектуальную работу детей. Удачное решение образовательных и воспитательных вопросов дошкольников в ходе обучения допустимо лишь при умелом применении разных дидактических игр. Посредством дидактических игр педагог благополучно реализовывает не только лишь задачи интеллектуального развития детей, но и формирование: умения доводить начатое дело до конца, подчинение своих действий достигать поставленные цели. Воспитатель применяет дидактические игры для закрепления, активизирования и приведение в концепцию знания детей, также для овладения способами познавательной деятельности и усвоения программного материала.

Воспитателю необходимо ставить детей в условия, требующие от детей умения играть в коллективе, регулировать собственное поведение, обладать такими качествами, как справедливость, уступчивость, честность и требовательность. Дидактические игры должны быть направлены на развитие и поощрение познавательной активности детей, самостоятельности и инициативы, применения различных способов решения задач в игре, обеспечение доброжелательных отношений между детьми, готовность в любой момент прийти на помощь свои товарищам.

Развитие игровой деятельности у старших дошкольников более осознанное, в большей мере направляется на результат, а не на процесс. Но также в старших группах игра должна быть такой, чтобы у детей сохранялись соответствующие эмоции, непринужденность, для ощущения радости от участия в игре и чувства удовлетворения от решения поставленной задачи.

Абсолютно в каждой группе воспитателем намечается последовательность игр, которые усложняются содержанием, дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Если использовать игры по отдельности (даже если они очень интересные), т.е. вне системы, невозможно достигнуть обучающего и развивающего результата. Для этого и следует четкое определение взаимодействия обучения на занятиях и в дидактической игре. Словесными пояснениями, указаниями воспитатель направляет внимание детей, благодаря этому происходит упорядочение, уточнение их представлений, расширение опыта. Не допускаются подробные и многословные объяснения, постоянные замечания и указания на ошибки, даже если это происходит на улучшение игры. Подобные замечания рвут ткань игровой деятельности детей, что может послужить потерей интереса к игре.

Суть опыта: освоение различных умений и навыков в сфере организации дидактических игр, освоение игровых действий, которые необходимы для полноценного интеллектуального и индивидуального развития детей. Формирование подходящих условий для максимального развития баз основной культуры личности, многостороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и личными отличительными чертами детей.

Мною была проведена работа с младшими школьниками в детском приюте «Ковчег», находящемся по адресу Московская область, Клинский район, деревня Высоково, дом 30, 141651.

Условия появления и развития опыта: при работе с детьми, было выявлено, что дети не постоянно понимают значение действий, которые они выполняют. Не поняв на занятиях значимости совершаемых действий, дети выполняют их подсознательно. Приниженная степень знаний и представлений детей определен не их психолого-физическими способностями, а в существенной мере разъясняется несовершенством форм и способов обучения. Изучая теорию по данному вопросу; проводилась диагностика умственных способностей у детей; подбиралась литература, игры, упражнения согласно теме опыта, составление комплекса дидактических игр для ознакомления с окружающим миром.

При работе с детьми, большое внимание было уделено дидактическим играм, они использовались как на занятиях, так и в самостоятельной работе детей. Дидактические игры являются своеобразным средством обучения, которое отвечает особенностям ребёнка, включаясь во все системы воспитания.

Суть дидактической игры состояла в том, чтобы дети учились решать интеллектуальные задачи, которые предлагались им в форе игры, дети сами находили решение, преодолевали при этом какие - либо трудности. Детьми воспринималась умственная задача, как практическая, игровая, как итог вела за собой повышение их умственной активности.

Захватывающие дидактические игры формировали у детей заинтересованность к решению интеллектуальных вопросов: эффективный результат умственной работы, а преодоление трудностей приносили удовлетворенность. Увлеченность игрой увеличивала способности к произвольному вниманию, обостряла внимательность, способствовала стремительному запоминанию. Всё без исключения превращало дидактическую игру в важное средство подготовки детей к школе.

Дидактическую игру необходимо применять как элемент в учебной и самостоятельной игровой работе. Возникая на основании организационного либо естественного обучения, дидактические игры по сути продолжают его в игровой форме. Совместно с тем во время дидактической игры дети овладевали характерными методами игровой работы - игровым поведением, игровым отношением, игровыми ролями, которые позволяют самостоятельно осуществить собственные представления об окружающем предметном мире, работы и отношениях людей. Условия в игре, которые существуют в каждой дидактической игре, служат образцом формирования вымышленных ситуаций с самими детьми.

При выполнении функции средства обучения, дидактическая игра являлась главной составляющей обучения. Она помогла усвоить, закрепить знания, овладеть способами познавательной деятельности. Дети освоили свойства предметов, учились систематизировать, подводить итог, сопоставлять. Применение дидактической игры как способа обучения повысила заинтересованность детей к занятиям, стремительно развивалась сосредоточенность. Гарантированно наилучшее овладение программного материала. В дидактической игре происходит взаимосвязь учебных задач с игровыми и познавательными, по этой причине при организации игры необходимо особое внимание уделить на наличие в занятиях компонентов занимательности: поиск, сюрприз, отгадывание.

Следовав единым дидактическим требованиям, можно подвести итог: одним из требуемых условий считается системность, то есть необходима концепция игр поочередно развивающие и усложняющие содержание, с дидактическими задачами, игровым действиями и правилами. В отдельности взятые игры могут быть увлекательными, но если использовать их за пределами системы, то невозможно достичь ожидаемого обучающего итога. Благодаря большому распространению средств информации (телевизор, радио, интернет), дети уже в младшем возрасте накапливают довольное большое количество эмоций, взглядов, знаний об окружающей среде. Они проявляют колоссальное влияние на эмоции, разговор, отношения и поведения ребенка. Но данный объем информации, который приобретается в младшем возрасте в детском саду, дома, в ближайшем обществе, не может перерабатываться детьми самостоятельно. Поэтому для активного влияния на развитие ребенка, необходимо принимать во внимание все источники информации и впечатления, которые ребенок получает. Разработана совокупность дидактических игр для знакомства с окружающим миром:

  1. Игры для знакомства с флорой и фауной, которые направлены на ознакомление детей с жизнью растений и животных.
  2. Игры для знакомства с окружающей средой, которые направлены на знакомство как взаимодействуют живые объекты и окружающая среда.
  3. Игры для знакомства, с образованной человеком сферой обитания людей и животных, нацеленные на знакомство детей с разными профессиями и различной деятельностью человека в окружающем нас мире.

При знакомстве ребенка с природой, создавалось понимание живого и неживого мира, о связи объектов и явлений природы. Особое внимание необходимо было направить на взаимозависимость жизнедеятельности человека от условий природы в регулярно меняющейся сфере - дети обучались наблюдать, подразумевать настоящие причины зависимости. К примеру: на занятии во время знакомства с окружающим миром с жителями леса, для того, чтобы закрепить полученные знания детям была предложена игра "Давайте поселим зверей в наш лес" дети знакомились со средой обитания разных животных, закрепили знания о диких животных.

Знакомство действиями в социальной жизни внедряет ребенка в общество социальных отношений, также создает понятие о человеке, как построено его тело, какие основные функции выполняет организм, чувства и взаимоотношения в социуме. В процессе знакомства с предметным миром, который создал человек своими руками, у ребенка развивалось понятие о функциональном направлении основных предметов, которые окружают ребенка, а также о методах действия с ними.

Игры включаются в познавательную деятельность детей, «превращаются» в компонент развивающей среды. К примеру, такая дидактическая игра, как «Угадай, какой предмет загадан» проводилась индивидуально с каждым из детей, в два варианта. Ее задача состояла в том, чтобы научить детей самостоятельному загадыванию загадок о предметах описывая их признаки. Ребенку необходимо было описать предмет и свойственные ему характерные черты, не называя его. В случае, если ребенку сложно составить загадку, то предлагалось другим детям помочь ему посредством задав вопросы: "Где возможно применить?", "Имеются ли колесики?", "В каком положении находится?", "Какого размера?", "Какая польза от этого предмета?" либо предложить подсказку.

Нет необходимости доказывать, что дети во время игры учатся, и что во время игры за короткое время могут усвоить столько, сколько другими способами не смогут усвоить и за час. Детям нравится, когда взрослые активно участвуют в играх с ними, в те моменты они чувствуют себя наравне со взрослыми, от этого их поведение становится наиболее серьезным и осмысленным. В игровых ситуациях дети раскрепощаются, он начинает ощущать себя личностью, становится уверенным что волнующие его проблемы заслуживают внимания, развивается наблюдательность и внимательность ко всему происходящему.

Ситуации в игре воспринимаются детьми наиболее естественно, нежели серьезные обсуждения. Игры могут помочь ребенку в расслаблении, раскрепощении и обрести чувство комфорта. Данные условия весьма значимы для обучения детей.

В ходе деятельности у ребенка практически сформировались такие целевые ориентиры, как: стремление быть самостоятельным; проявление познавательного интереса во время общения со взрослыми и ровесниками; умение задавать вопросы поискового вида; контролирование собственную деятельность и действия своего партнера; использование элементов планирования в познавательной работе; умение построить деловой диалог при коллективном выполнении задания, в случаях появления конфликтов; самостоятельное применение полученных знаний, чтобы решить новые задачи; умение контролировать негативные эмоций, радоваться успехам сверстников.

Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра - разностороннее, непростое педагогическое явление, которое включает с себя: это и метод обучения в игре детей, и форму обучения, самостоятельную игровую деятельность, средство для полноценного развития ребенка как личности. При использовании различных дидактических игр при работе с детьми необходимо добиваться, чтобы положительные эмоции приносила не только игровая деятельность, но учение. Обучение должно приносить радость!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С целью эффективного обучение детей нужна системность, которая включает в себя: концепцию игр с поочередно развивающимися и усложняющими содержаниями, задачи дидактики, игровые правила и действия. Если взять игры по отдельности, они могут быть очень интересными и занимательными, но, если использовать их вне системы, невозможно достижение желаемого результата. Для этого в приложении находится картотека дидактических игр для детей, для знакомства с окружающим миром. В дидактической игре происходит взаимосвязь учебных задач с познавательными и игровыми, для этого во время организации игры необходимо особое внимание уделить присутствию на занятиях компонентов занимательности: поиск, сюрприз, отгадывание.

Играя и общаясь со своими учениками, это бесценная способность педагога стать на один уровень с детьми, вознаграждается сиянием любознательных глаз, активно воспринимая, неподдельной любовью к педагогу.

Можно с уверенностью предполагать, что проведенная работа даст положительные результаты.

Список использованной литературы

  1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова. М. : Просвещение, 1972. 176 с.
  2. Афонькина, Ю. Спецкурс «Психолого-педагогические проблемы дидактической игры» / Ю. Афонькина // Дошкольное воспитание. 1998. № 9.
  3. Белкин Е.Л. Дидактические основы управле-ния познавательной деятельностью в условиях приме-нения технических средств обучения. -- Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1982.
  4. Вайнер М.Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры//Начальная школа.-2004.-№1.-С.9-14
  5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6.
  6. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология.-М.:Гардарики,2003.-С.129-132
  7. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. 7-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 416 с.
  8. Названова Л. Давайте играть вместе.// Дошкольное образование.,2002,- №1,- С.22
  9. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) / сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; под ред. М. А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986. 112 с.
  10. Симонова Л.П. Дидактические игры как элемент воспитания / Л.П. Симонова // Дополнительное образование. – 2004. - №1. – С. 97 - 101с.
  11. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры / А. А. Смоленцева. М. : Просвещение, 1987. 182 с.
  12. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение, 2000. 264 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Тема: «Какая жизнь зарождается в семенах»

Цель: знакомство ребят с разнообразием семян овощей. Развивать умение сопоставить семена и взрослое растение одного вида, уметь отличить семена овощей по признакам (форма, цвет, величина).

Материал: семена овощных культур (томаты, перцы, огурцы, фасоль и т.д.), карточки, с изображением этапов развития овощных культур, специальные чашки и крышки, влажный фильтр.

Правила:

1. Количество играющих может зависеть от числа заготовленных наборов; количество детей возможно увеличить, если проводить игру командами.

2. Победившим считается тот, кто смог рассказать и сделать все хорошо и правильно.

Тема: «Давайте поселим зверей в наш лес»

Цель: познакомить ребят со средой обитания разных животных. Заняться выяснением, как связаны между собой образы животного и среда его обитания. Развивать способность детей, ориентироваться на внешний вид животного, соотнести его со средой его обитания (на суще, в воде, в воздухе).

Материал: дидактическая картина, где изображен лесной массив, где имеется река, различные виды жилищ лесных животных, карточки с изображением животных.

Задания.

1. Необходимо выбрать любого зверя, подумав рассказать, где ему лучше всего удобно было бы жить, объяснить почему.

2. Поселить животное в выбранный дом и постараться объяснить свой выбор (почему он может жить только в определенном доме).

Правила.

1. Игра по командам.

2. Победившей командой считается та, которая быстрее остальных справилась с заданием.

Тема: «Город и село»

Цель: выявление знаний детей о людях, которые живут в городах и селах, о том, чем они занимаются. Выяснить, в чем отличия. Развитие умений логического мышления, обобщение уже известных сведений об окружающем мире. Воспитывать уважать труд людей.

Материал: карточки, где изображены различные объекты городов и сёл (лес, поле, ферма, супермаркет, парк, завод, городские постройки и сельские дома, людей разных профессий (комбайнер, птичница, доярки, рабочий, врач, директор, учитель, продавец, парикмахер).

Задание. Одной команде предлагается составить картину города, другой – картину села.

Правила.

1. Игра в командах.

2. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее справилась с заданием.