Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Соотношение государства и гражданского общества»

Содержание:

Введение

В последней трети XX в. понятие гражданского общества наряду с понятием демократии приобрело в мировой политической науке широкое употребление. Гражданское общество - это уникальное в своём роде явление, которое основано на уважении и защите прав и свобод личности. У истоков концепции гражданского общества лежат идеи свободы, обеспечение потребностей и интересов личности.

В течение многих веков проблема гражданского общества и государства затрагивала и беспокоила лучших учёных мирового сообщества. Она появилась с зарождением самого государства и разграничением общества на государственную и негосударственную области деятельности. Поэтому отношениям между обществом и государством уделяется большое внимание, они становятся причиной многих социальных размолвок, политических переворотов и революций. Эта проблема является основополагающей во всеобщих общественных изменениях, происходящих практически во всех государствах мира и определяющих развитие мирового сообщества. Стоит отметить, что на сегодняшний день происходят изменения в соотношении общества и государства, личности и государства. Чаще всего признаётся вспомогательная роль государства по отношению к человеку. Государство, которое полностью основано на праве, становится правовым государством.

Следовательно, гражданское общество является важной предпосылкой для гарантирования уважения прав человека и необходимых свобод. Поэтому проблема является актуальной, а её значение чрезвычайно важным. Объектом исследования курсовой работы определяется деятельность институтов гражданского общества в их взаимодействии с органами государства.

Предметом исследования является проблема взаимоотношений и связи государства с гражданским обществом в целом.

В рамках изучения данной проблемы были определены следующие задачи:

- исследовать понятие, признаки и структуру гражданского общества;

- сделать выводы о взаимодействии гражданского общества с государствами, имеющими разные политические режимы;

- определить проблемы становления и развития гражданского общества в России.

Глава 1. Различные подходы к пониманию гражданского общества

Большое внимание уделяется изучению идей гражданского общества, но до сих пор в современной литературе нельзя найти определённого значения этого социального явления, а предложенные трактовки весьма разнообразны. Так что же такое гражданское общество?

Трудно сказать, когда понятие «гражданское общество» впервые появляется в науке, но без сомнения, можно судить о том, что оно имеет долгую и сложную историю.

Важно знать, что образцы гражданского общества возникли уже в античности. Обретение же основных характеристик происходило в течение всей европейской истории: отделение экономики в самостоятельную область деятельности, сословные институты светского общества, дуализм светской и религиозной власти, развитие договорных отношений. Становятся важными прямые связи членов городских коммун и власти, независимые от государства университеты.

Гражданское общество является областью экономических, семейных и производственных отношений, неподконтрольных государству. Индивиды в этих отношениях являются сторонними лицами, но не противоборствующими, потому что гражданское общество — приспособление, которое позволяет разным людям сосуществовать и взаимодействовать.

Поэтому, под «гражданским обществом» понимались далеко не одинаковые, а противоположные явления. С одной стороны, гражданское общество равнялось с обществом, а с другой - с существующим государством. Это показано в социально-философской традиции, хотя возникало оно как распространяющееся на внегосударственную деятельность человека.

К идее гражданского общества большой интерес был проявлен в XIX в., когда появились основные труды по указанным проблемам. В научных исследованиях, направленных на изучение гражданского общества, можно отметить некоторые приёмы рассмотрения гражданского общества и его сущности, а также и трактовки данного понятия.

Как считают отечественные исследователи, в западной науке выделяют два основных понятия гражданского общества и различные социально-философские теории, так называемые Л- и М-традиции[1].

Л-традиция, предложенная к Дж. Локком, изучает гражданское общество как этическое сообщество, которое живёт по естественным законам до и вне политики. Важнейшая составляющая Л-традиции даёт не представление о «гражданском обществе», так как Дж. Локк зачастую использовал это понятие как синоним терминов «политическое сообщество» или «государство». Для Л-традиции на главном месте стоит концепция естественного состояния, в ней заложены важные черты совокупности различных форм жизни. Позднее эту совокупность англо-американские учёные станут называть «гражданским обществом».

В современном толковании определение гражданского общества можно объяснить как общественное устройство или «государство особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности»[2].

В роли главных показателей гражданского общества определяется важность защиты либеральных ценностей, это является одним ведущих феноменов. Таким образом, понятие «гражданское общество» полно обрисовывало общественное устройство, в котором гражданин виделся как полноправный член общества.

М-традиция, основанная Шарлем Монтескье, раскрывает иной аспект: она рассматривает гражданское общество как сочетание самостоятельных объединений граждан, определяющих отношения между индивидом и государством, защищающих свободу индивида. Понимание «гражданского общества» в М-традиции заключается в идее «промежуточных тел» (властей).

К этой традиции относится известнейшее истолкование гражданского общества как сферы социума - сферы внегосударственных отношений, структур и институтов. Стоит отметить, что в этом случае гражданское общество рассматривается методом исключения: оно - это все, что не является государством. Но чаще всего гражданское общество - это сочетание самостоятельных гражданских объединений[3].

Но первая чёткая формулировка принадлежит Г.В. Гегелю, который обобщил в своей теории Л- и М-традиции. Английские, французские и немецкие идеи гражданского общества примыкают к западной концепции гражданского общества, хотя между ними можно увидеть различия. Это единство объясняется тем, что западное гражданское общество возникло как общая для государств форма общественной жизни, как вид практик самоуправления, экономического обмена и публичных дебатов.

Именно в этот период английская, французская и немецкая социальные теории провозглашали идею гражданского общества.

Следовательно, основная проблема понятия «гражданское общество» связана со сложной историей возникновения и последующего применения. Сначала оно рассматривало общество, организованное в государство, но после исследований Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ф. Гегеля гражданское общество и государство стали означать различные институциональные области социальной жизни. Государство представлялось как политическая организация, которая осуществляла власть и устанавливала некоторый порядок на территории страны. Под гражданским обществом понималась совокупность сформированных на добровольных началах общественных организаций и неполитических отношений, которые отражали интересы граждан. В ХIХ-ХХ вв. значение этих понятий увеличилось, не нарушая пределов исторических представлений.

Указанные ранее трактовки гражданского общества не определяют всё разнообразие его значений. Ввиду этого стоит отметить более известные толкования гражданского общества, которые можно обнаружить в отечественной и зарубежной литературе ХIХ-ХХ века. Гражданское общество - это:

1) «формальная всеобщность индивидуумов» (Гегель); «форма общения на всех существовавших до сих пор исторических ступенях» (Маркс) (философско-социологический аспект);

2) «мир частной собственности, потребности и труда» (Гегель); «совокупность материальных жизненных отношений», «форма общения, порожденная данным способом производства и связанная с ним» (Маркс) (социально-экономический аспект гражданского общества);

3) «отношения различных классов и слоев лиц, состав общества» (Гизо); «организация семьи, сословий или классов» (Маркс) (социально-классовый аспект);

4) «совокупность частных отношений между лицами, управляемых гражданским или частным правом» (Чичерин); «совокупность всех лиц, которые в данное время и в данном месте участвуют в образовании гражданского права» (Муромцев) (правовой аспект гражданского общества)[4].

Из приведённых толкований можно заметить, что в ХIХ-ХХ веках многие стали выделять гражданское общество как просто человеческое сообщество.

Такой подход стал часто использоваться и в современной отечественной литературе, например, И. Кравченко, В. Ступишин признают одинаковыми «общество» и «гражданское общество», а Б. Замбровский и А. Мигранян выделяют «гражданское общество» как «буржуазное общество».

Понятие «общество» считается более расширенным по сравнению с содержанием понятия «гражданское общество», сопоставляется с понятием «гражданское общество» как общее и частное. Поэтому приравнивание этих понятий с точки зрения философских позиций не является верным. Иными словами, гражданское общество есть тип, элемент общества.

Целостность и разделенность, самодостаточность и базовый элемент, способность к историческому преобразованию — основные нормы общества. Иначе, общество является обществом в том случае, когда отличается целостностью и самодостаточностью, поделено на области деятельности с автономной логикой, базовой ячейкой является суверенно-автономный индивид, а общество наделено способностью к историческим изменениям.

Ведущими признаками являются целостность и самодостаточность, а самодеятельность, самоорганизация и саморазвитие относятся и к обществу в целом, и к его элементам.

Самодостаточность и целостность для гражданского общества не представляются обязательными признаками, и то и другое ему обеспечивает государство. Таким образом, в понятии «гражданское общество» общество является некоторым качеством. Проявляется это в степени развития системы человеческих отношений и ценностей жизни, в разнообразных типах взаимоотношений с государством и его институтами. Словом, в гражданском обществе наблюдается особенность определенного уровня развития общества в необходимой соотнесенности с государством[5].

Стоит отметить, что понятие «общество» и «гражданское общество» не тождественны по своему содержанию. Гражданское общество формируется на конкретном этапе развития общества, когда возникает государство и гражданин с правами и обязанностями. Оформление гражданского общества учитывает условия для его деятельности и выстраивания социальных отношений с позиции государства. Наличие же гражданского общества гарантирует согласование интересов, обязательного посредничества между личностью и государством. С уверенностью можно сказать, что гражданское общество формируется совместно с государством, так как их самостоятельное существование невозможно. На сегодняшний день общество, находящееся вне воздействия права, государства, не может существовать. Идея отдельного гражданского общества - это философская абстракция, делающая упор на современное свободное плюралистическое общество.

Говоря о природе гражданского общества, можно определить две точки зрения. Некоторые учёные представляют его как общественную систему или социальное сообщество, которое достигло определенной степени социально-экономического и культурного развития и наделено признаками цивилизованности (рыночная экономика, демократия, соблюдение прав и свобод и т. д.). По мнению других исследователей, оно характеризуется как особая область социума, которая противостоит государству и общественным подразделениям. Стоит отметить, что первый подход не поддержался в научных кругах, а второй, напротив, закрепился в обществе. Остановимся подробнее на рассмотрении данного подхода.

Как говорилось ранее, гражданское общество представляет собой сферу социума, поэтому возможно определение трёх вариантов разделения в структуре содержания этого понятия:

1) Гражданское общество как внегосударственная общественная реальность, противостоящая государству;

2) Гражданское общество как частная сфера жизни людей, их ассоциаций, отличная от государственной и общественной сферы;

3) Гражданское общество как общественная (публичная) сфера, опосредующая отношения между частной сферой и государством.

Чаще всего с точки зрения данной интерпретации гражданское общество отождествляется с негосударственной областью социума, которая обладает определёнными признаками (личностной самостоятельностью, свободой выбора, плюрализмом и т. д.).

В науке определение гражданского общества как частной сферы социума, которая находится вне зависимости от государства, от общественных подразделений, не было единогласно поддержано. Стоит полагать, что гражданское общество развивается в пределах частной сферы социума, а государство держит под контролем его политическую сферу. Обилие личностных и групповых интересов, пути их реализации вмещаются в содержание понятия «частная сфера».

Существует мнение, что гражданское общество является общественной сферой, занимает промежуточное место между личностью и государством, как коммуникативный процесс между гражданином и государством.

Проанализировав этот подход, можно сделать вывод, что возникновение гражданского общества было связано с объективными потребностями развития мировой цивилизации, поэтому, данную форму организации общественной жизни нельзя считать вымыслом. Гражданское общество - это реальность, которая имеет продолжительные этапы своей деятельности.

Таким образом, на основе анализа отдельно взятых концептуальных подходов к определению «гражданского общества», можно сделать следующие выводы:

1) На сегодняшний день в науке нет единой концепции «гражданского общества», потому дискуссии, которые ведутся вокруг содержания понятия «гражданское общество», будут продолжаться и в будущем;

2) Для создания адекватной теоретической модели гражданского общества обязательно сочетание различных концепций и подходов, позволяющих выстроить полную картину данного явления. Чтобы решить эту задачу, необходима логичность развития социально-философских концепций гражданского общества в зависимости от исторического периода их формирования.

Глава 2. Отличительные признаки гражданского общества

Для понимания гражданского общества стоит отметить наличие ряда отличительных признаков. Рассмотрим некоторые из них.

1. Гражданское общество – саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, осуществляют свои интересы. Они способствуют планомерному развитию общества без вмешательства государства. Гражданское общество обладает внутренними ресурсами саморазвития, самостоятельными от государства. Стоит отметить, что благодаря этому оно может сдерживать властную деятельность государства. Гражданская инициатива - одна из главных характеристик роста общества. Это активная деятельность, которая направлена на благополучие общества. В комбинации с такими понятиями как гражданский долг, гражданская совесть она является важным средством дальнейшего гармоничного развития гражданского общества[6].

2. Гражданское общество есть открытое социальное образование. В нем предоставляется свобода слова, а также свобода критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, способствование деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Оно склонно к общегуманистическим принципам и свободно для взаимодействия с подобными образованиями в мировом масштабе.

3. Гражданское общество – это сообщество свободных индивидов. Политический аспект свободы индивида как гражданина определяется в его независимости от государства. Он имеет право быть членом политической партии, объединения, выступать с критикой, а также принимать или не принимать участие в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. В экономическом аспекте каждый индивид наделён правами собственника. Стоит помнить, что он имеет все средства, которые нужны человеку для его нормального существования. Индивид независим в выборе форм собственности, а также в избрании профессии и вида труда, реализации результатов своей деятельности. В социальном аспекте отношение индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не всегда можно считать полным. Он может быть независимым, самоорганизовываться для удовлетворения своих потребностей и интересов. С помощью определённых механизмов индивид имеет возможность ограничивать власть государственных или других структур в отношении себя. Только в этом случае свободу индивида принято считать обеспеченной.

4. Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система. Социальный организм наделён конкретным набором системных качеств. Гражданскому обществу присущи их полнота, прочность и воссоздаваемость. Существование различных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т.п.) помогает обозначить и осуществить разные потребности и интересы индивидов. Плюрализм выражается во всех сферах общества: в экономической – различные формы собственности; в социальной и политической – многообразие общественных образований, где индивид может реализовать и отстоять себя; в духовной – предоставление мировоззренческой свободы, исключение дискриминации в идеологических вопросах, толерантное отношение к религиям, взглядам.

Глава 3. Структура гражданского общества

В гражданском обществе главным действующим субъектом выступает человек с его системой интересов и потребностей. Основными компонентами структуры являются различные общности и объединения, определяются прочные взаимосвязи между ними.

Современное российское гражданское общество представляет собой совокупность основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Можно выделить пять ведущих систем: социальную, экономическую, политическую, духовную и информационную.

Социальная система является основополагающим пластом гражданского общества, определяющим влияние на жизнедеятельность его структур. В этой системе можно выделить институт семьи; личность и её физические и интеллектуальные способности. А также значимым компонентом определяется уровень развития сознания и культуры человека.

Институт собственности, интеллектуальная собственность - основные составляющие экономической системы гражданского общества. Стоит отметить, что особую ценность имеет для гражданского общества не только право частной собственности, но и гарантированная государством свобода предпринимательской, трудовой и потребительской деятельности.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними являются основными составляющими политического элемента структуры. Главенствующим фактором определяются отношения в сфере власти, они же и сопровождают политическую систему на всех этапах её развития. Если говорить о властных отношениях, то можно выделить достаточное количество их видов: это отношения между государством и другими структурными элементами, между государственными органами и учреждениями и т.д. В этой системе индивид имеет право принимать участие в политической жизни общества в роли гражданина, депутата, члена политической партии, а также другой организации.

Основным политическим институтом являются политические партии. Это добровольные объединения граждан, которые наделены выполнением определённых функций. Это формирование общественного мнения, выражение социальных интересов, идеологической, политической социализации и т.д. Политические партии, являясь основным элементом, объединяют гражданское общество с государством. Стоит отметить важность того факта, что именно с их помощью различные социальные интересы представлены на государственном уровне. Если же партия получает государственную власть, то она становится субъектом государственно-политических отношений и не выступает институтом гражданского общества. Это относится не только к ведущей партии, но и ко всем другим в той мере, в какой они являются носителями государственной власти.

Общественные организации являются элементами структуры гражданского общества. Политическими институтами можно считать те, которые оказывают непосредственное влияние на осуществление государственной власти. Они же выступают как группы интересов. Группы интересов - это общественно-политические организации: профессиональные, молодёжные, женские и т.д. Некоторые общественные организации как группы интересов проявляют себя в зависимости от определённой ситуации - в случае прямого или опосредованного взаимодействия с политическими институтами.

Выделяют два вида управленческой деятельности в административно-территориальных единицах государства (областях, районах, городах и т.д.). Это местное управление и местное самоуправление. Нужно отметить, что местное управление является государственным управлением, которое осуществляется центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления через административные органы. Местное самоуправление - это деятельность самого населения территориальной единицы - территориальной общины - и ее выборных органов по управлению местными делами. Местное самоуправление является деятельностью самого населения по управлению собственными делами. Именно в этой сфере местное самоуправление можно считать институтом гражданского общества.

Особым политическим институтом являются средства массовой информации. Посредством деятельности данной структуры гражданское общество влияет на государство. Выполняя политическую функцию, негосударственные средства информации являются политическим институтом и взаимодействуют с государством, политической властью.

В роли составляющих духовной системы гражданского общества выступают школа, церковь, художественно-культурные заведения. Они относятся к негосударственным образованиям. Данные элементы структуры направлены на развитие духовных отношений между личностями, на укрепление общности между ними.

Основой развития человеческой личности является образование. От его состояния зависит развитие определённого общества. Из-за отсутствия образования не будет развиваться ни духовно-культурная, ни общественная система в целом.

Ведущее значение для человека и общества имеют такие отношения, которые определяют появление и развитие науки, культуры, религии.

Эти отношения по-разному могут формироваться, а также неоднозначно влиять на личность. Но стоит отметить, что объединяющими параметрами можно назвать их ориентацию на сохранение исторического прошлого, общегуманистических традиций, приобретение и развитие научных, нравственно-духовных, а также культурных ценностей.

Информационная система формируется в результате взаимодействия людей друг с другом, чаще всего это происходит через средства массовой информации. Основными её структурными компонентами можно определить общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, также граждан и их объединения, которые осуществляют производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения охватывают все области гражданского общества.

Стоит помнить, что данное разграничение на структуры достаточно абстрактно. В реальности выделенные компоненты тесно взаимодействуют между собой, а точкой их соприкосновения является человек.

Глава 4. Взаимодействие государства и гражданского общества

С помощью сопоставительного анализа государственно-политических режимов можно определить их роль в развитии общества, а также регулирование общества на конкретном этапе развития отдельного государства. Без плодотворной роли государства нельзя добиться правильного функционирования гражданского общества «в качестве самоорганизующейся и саморегулирующейся инстанции»[7].

Либерализм и этатизм - основные формы взаимодействия гражданского общества и государства. Либерализм основывается на наименьшем вмешательстве государства в гражданское общество, это считается благом для гражданского общества. С точки зрения этатизма возможно разумное вмешательство государства в гражданское общество. Можно выделить авторитарный и демократический этатизм. Авторитарный этатизм предполагает, что вмешательство государством в гражданское общество производится в большем объеме. Авторитарный этатизм характерен в наивысшем своём проявлении для тоталитарных систем. Стоит отметить, что в условиях демократического этатизма рамки вмешательства государства устанавливаются потребностями гражданского общества.

В ходе развития выделились три формы взаимоотношений гражданского общества и государства. Тоталитарный государственно-политический режим возникает в том случае, если гражданское общество угнетается государством. Демократический государственно-политический режим устанавливается, когда государство выполняет волю гражданского общества. Баланс между гражданским обществом и государством определяет появление авторитарного государственно-политического режима.

Авторитарные и тоталитарные государственно-политические режимы зарождались в существующей реальности, а также и на гражданском обществе. Их называют режимами первой волны.

То, что не имело ценности, запрещалось, но некоторые элементы гражданского общества, важные для политического режима, всё же сохранялись. Стоит заметить, что семья, группы по интересам имеют некоторую независимость в период тоталитарного государственно-политического режима. Явного влияния они не оказывают на власть, но могут в определённых случаях способствовать появлению иных форм самоорганизации. Современные государственно-политические режимы второй волны содержат различные элементы гражданского общества в интересах политической системы.

Демократический государственно-политический режим существует в условиях развитого общества, которое призвано защищать интересы и права людей. Если же гражданское общество менее развито, то возникновение авторитарных и тоталитарных режимов имеет место быть.

В крайних формах тоталитарный режим не соответствует принципам гражданского общества, фактически прекращая его существование. Тоталитарный государственно-политический режим можно представить как политическую реакцию, которая задерживает развитие общества.

В момент слияния правящей партии с государственным аппаратом происходит огосударствление гражданского общества, которое выражается в разрушении независимой от государства общественной жизни. Это ведёт к уничтожению гражданского общества. Возникает неправовое государство, так как нарушается закон и право, наблюдается безграничность полномочий власти. Роль гражданского общества настолько мала, что тоталитарный государственно-политический режим не принимает такого понятия, отсутствует и обратная связь между индивидом и государством.

Роль индивида в государстве чаще всего определена в абсолютной подчинённости власти при отсутствии возможности на социальное самовыражение. В тоталитарном государстве власть предоставляет гражданину единственное право – «право публичного выражения солидарности с правящим режимом»[8].

Прекращение существования демократического гражданского общества зависит от тотального вмешательства государства в общество.

При авторитарном государственно-политическом режиме экономика становится областью общественных отношений, где свобода желательна. Рыночное саморегулирование активно развивается. Государство не препятствует гражданскому обществу добиваться материального благополучия, благоприятствуя этому стремлению. Однако государство не допускает возможности нанести ущерб его интересам в стремлении народа к личному благополучию, оставляя за собой право вмешиваться при необходимости в сферу частных интересов.

В режиме социально-экономического и политического кризиса на конкретном этапе развития авторитарный государственно-политический режим может обеспечить определенный экономический рост. Диктаторы могут подавлять антиправительственные и оппозиционные настроения, руководствуясь данными режимами. А также имеют возможность вести социальную политику, при этом не уничтожая рыночные отношения. Переход авторитарного политического режима к гражданскому обществу и впоследствии к правовому государству обусловлен созданием необходимых условий данной демократизацией общественно-политической жизни.

Государственная власть может изменить гражданское общество, нарушить процесс работы его элементов, привести к минимальной независимости индивидов и социальных групп. Стоит отметить, что она не может уничтожить духовную и материальную жизнь людей, социальные группы, важнейшие формы организации человеческой жизни, духовной культуры.

Следовательно, можно сделать вывод, что гражданское общество может существовать при любом режиме. Тоталитарный государственно-политический режим не является исключением, хотя общество в нём представлено в неразвитом виде и в искажённых формах. Таким образом, стоит отметить, что гражданское общество существует в любой культуре. Но в одних условиях оно создаётся и развивается намного быстрее, чем в других, где этому процессу отводится больше времени. Гражданское общество – это объективная реальность. Никакой государственно-политический режим не может ликвидировать его.

Воздействие демократических государственно-политических режимов на гражданское общество незначительное, но в будущем оно станет более сложным. Причина этому кроется в развитии научно-технического компонента, где ведущая роль отводится населению.

На стабильность и стремительное развитие гражданского общества благоприятно влияет демократический государственно-политический режим. От потребностей гражданского общества напрямую зависят степень и объёмы оказываемого государственного влияния.

Таким образом, положение действующего гражданского общества и его запросы выделяют ведущие черты и социальную функцию любого государства, а также и демократического. Различные демократические институты могут воздействовать стимулирующе на гражданскую активность, которая становится «мотором развития демократии»[9]. Представления, активизирующие гражданскую активность, могут формироваться в обществе с развитым гражданским сознанием. Эти процессы неразрывны. Они настаивают на привлечении в общественное сознание новых концептуальных знаний о демократических принципах и нормах общественной жизни.

Права человека гарантируются гражданским обществом, а права гражданина – правовым государством. Речь идёт о правах личности, хотя в первой ситуации - это право отдельного человека, во второй же – право политическое. В роли ведущего условия существования как гражданского общества, так и правового государства, становится личность, которая имеет право на самореализацию как экономических, так и культурных, духовных и политических возможностей.

Важными направлениями деятельности демократического государства в укреплении правового характера и общении с гражданским обществом выделяются развитие негосударственных СМИ, создание налоговых и других условий для малого и среднего бизнеса, дальнейшая поддержка многопартийной системы[10].

Демократический государственно-политический режим подразумевает непосредственное сотрудничество государства и гражданского общества как фундамент политической и экономической стабильности. Могут наблюдаться случаи противоборства государства и гражданского общества, но его вероятность значительно мала, либо противоборство будет непродолжительно.

От политического состояния общества зависит любой государственно-политический режим. Невозможно и осуществление задач, на достижение которых нацелены политические интересы государства. Такое состояние общества является важным условием для реализации политической власти при определённом государственно-политическом режиме. Поэтому недопустима деятельность демократического государственно-политического режима без институтов гражданского общества.

В гражданском обществе наиболее результативно оказывать влияние на развитие социально-политических процессов, на массовое сознание могут демократические институты, диалектические сочетающие в себе индивидуальные, мотивированные желания граждан с правом их публичного, коллективного обсуждения и благоприятствующие их выполнению посредством представительной демократии.

Демократический государственно-политический режим имеет право изменять общественные отношения, когда может рассчитывать на общественную поддержку, взаимодействие с гражданским обществом. Важно, чтобы институты и структуры общества выражали интерес в решении социальных задач. Во многих современных государствах с демократическим государственно-политическим режимом в системе власти разработаны и действуют специальные органы, поддерживающие связь с организациями гражданского общества. Данные органы обеспечивают благоприятные условия для деятельности организаций.

Гражданское общество - явление, характерное для современного демократического по характеру государства.

Таким образом, гражданское общество существует и действует в разноречивом диалектическом единстве с государством[11]. Гражданское общество пребывает в оппозиции - пассивной или активной - по отношению к государству в условиях тоталитарного государственно-политического режиме.

При демократическом государственно-политическом режиме сотрудничество гражданского общества и государства реализуется в рамках совместной деятельности, причём позитивной. Правовое стабилизирование отношений в гражданском обществе осуществляется и по инициативе государства, и в результате влияния на него институтов гражданского общества.

Глава 5. Тенденции развития гражданского общества в России

В развитии Российского государства гражданское общество играет важнейшую роль. Оно необходимо и для достижения экономических целей, и для реализации мер социальной политики.

Наше гражданское общество возникло в разных событиях последних нескольких десятилетий. Бессомненно, это важная часть политической жизни. Мы можем наблюдать структурированное гражданское общество, которое совершенствуется. Это должно стать результатом нашего цивилизованного развития.

Следует отметить, что в социологической практике термин «гражданское общество» используется тогда, когда определяется оппозиционная роль общества по отношению к государству. С этой точки зрения общества рассматривается своеобразно, что ведёт к появлению мифа о «независимости общества от государства». Этот опасно тем, что независимость общества видится как противостояние государству, что искажает понимания смысла государства нового вида. Государство из «угнетателя» свободы превращается в «защитника», направляя свою деятельность на потребности общества и Закон.

Ход конструирования гражданского общества получил существенный толчок и некоторое юридическое сопровождение в связи с принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ. Конституционно были определены основные идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства[12]. Произошло разграничение властей на законодательную, исполнительную и судебную, определено обеспечение органов местного самоуправления.

Совершены серьёзные шаги по разработке условий для появления новых и укреплению уже существующих общественных и общественно-политических институтов. Функционирует Совет при Президенте России по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека, общественные советы при органах исполнительной власти. Существует Общественная палата России и подобные региональные подразделения. Большое количество общественных предложений связано с вопросами развития телевидения, радио, прессы, Интернета, защиты прав журналистов.

Одним из рычагов влияния граждан на власть выступает такой институт гражданского общества, как Общественная палата РФ. Впервые В.В. Путин упомянул об этом на заседании правительства РФ в сентябре 2004 г. после теракта в Беслане.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 4 апреля 2005 года №32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»[13] деятельность Общественной палаты определяется решением важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации. Она функционирует путем осуществления полномочий: привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики; выдвижения и поддержки гражданских инициатив, которые имеют общероссийское значение и направлены на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений; проведения общественной экспертизы проектов правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления; осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, соблюдения свободы слова в средствах массовой информации; выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и других объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации и других полномочий.

Стоит отметить, что ведущей функцией палаты определяется деятельность по усилению позиций гражданского общества , поэтому члены Общественной палаты обязаны предоставлять каждый год доклад о состоянии гражданского общества в РФ. В России возникает система эффективного «гражданского контроля за работой госаппарата, включая правоохранительные органы и специальные службы». Этому способствует появление Общественной палаты. Закон представляет основные правовые и организационные вопросы формирования и деятельности палаты.

Согласно пункту 3 статьи 16 данного федерального закона Общественная палата имеет право вести слушания по общественно важным проблемам, давать заключения о нарушениях законодательства Российской Федерации органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, о нарушениях свободы слова в средствах массовой информации; осуществлять экспертизу проектов правовых актов; участвовать в деятельности комитетов и комиссий обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти; содействовать в формировании и организации деятельности общественных наблюдательных комиссий.

Данный общественно-политический институт обладает значительным потенциалом. Бессомненно, институт общественной палаты может стать ведущим субъектом развития гражданского общества в России, однако ему нужно пережить ряд важных изменений.

Они должны указывать на уход общественной палаты от политической зависимости с необходимым отказом от назначения его членов со стороны действующей власти, а также на передачу полномочий в организации его состава крупным неправительственным (некоммерческим) организациям и профсоюзам. Наконец, общественная палата должна превратиться в своеобразный регулятором отношений власти и общества, который имеет право участвовать в создании нормотворческой базы деятельности институтов гражданского общества.

Институт общественной палаты - важный демократический инструмент, который выполняет функцию по доведению проблем и предложений по их разрешению до сведения государственных и муниципальных органов и должностных лиц, являясь информационной площадкой. И этим определяется его ведущее значение во взаимосвязи государственного и общественного начала, что даёт гражданским институтам возможность усиливать влияние на принятие решений органами государственной власти, а государству получать в их лице серьезного и равноправного партнера. Всё это готовит фундамент для более полного и точного исполнения правовых актов самими государственными и муниципальными органами, а также главы государства, не позволяет гражданским общественным инициативам, которые имеют большую степень общественной значимости, быть нереализованными.

Развитие гражданского общества в России обуславливается правильным и логичным разгосударствлением собственности, сокращением и нейтрализацией бюрократического аппарата, созданием многопартийной системы, формированием системы стимулов для развития производства, подготовкой приемлемых социальных программ и т.д. Движущей силой в этом ключе определяется правовое регулирование основных отношений гражданского общества, заключённое в решении посредством права трёх основных целей:

  • Поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина;
  • Зафиксировать обязанности государства перед гражданским обществом;
  • Обеспечить реализацию конституционных положений о социальном и правовом государстве.

Заключение

В заключение можно сказать, что рассмотрение теоретических концепций гражданского общества обширно. Из всего сказанного мы видим, что ученые, философы, юристы никак не определят общее значение данной категории. Каждый период развития отличался своим отношением к гражданскому обществу. Современное общество по-другому относится к гражданскому обществу, изучает с новых ракурсов, указывает на его важное значение во взаимодействии с государством.

Гражданское общество имеет прочную связь с государством, оно обращено на сдерживание и контроль деятельности государственно-властных структур, а также направлено на обеспечение и реализацию прав и свобод, которые принадлежат человеку и гражданину. Этим и определяется тесная связь гражданского общества и государства, роль гражданского общества для государства. Важно сказать, что возникновение и развитие правового государства имеет место быть только при развитом гражданском обществе.

Можно утверждать, что без настроенного механизма правового управления институтов гражданского общества теория гражданского общества не получит развития в рамках общественной практики. Без развития благоустроенного гражданского общества в современной России демократические реформы не смогут добиться определённых результатов. Теория гражданского общества приобрела новое толкование в современной России, этому содействовали идеи отечественного либерализма. Вопреки неоднозначной социально-политической обстановке, бессилию общественных подразделений, большому количеству мнений, основные идеи правового государства и гражданского общества прокладывали себе дорогу в российской политико-правовой мысли.

Список использованных источников:

  1. Белокурова Е.В. Концепция гражданского общества в российском прочтении: обзор публикаций последних лет // Граждане и власть: проблемы и подходы. М., Спб., 2001.
  2. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социальная структура и стратификация в условиях формирования гражданского общества в России / Под ред. З.М. Голенковой. М., 1995.
  3. Андронова И.В. Концепция гражданского общества в западных теориях // Вестник ОГУ. - 2004. - №12.
  4. Резник Ю.М. Гражданское общество как понятие // Социально-гуманитарное знание. 2002. №2
  5. Опейкина Т.В. О соотношении понятий «общество» и «гражданское общество» // Интеллигенция и проблемы формирования гражданского общества в России. Екатеринбург, 2000.
  6. «Политология»: учебник / отв. Ред. В. Д. Перевалов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Норма, 2009. – 512 с.
  7. Кузьмин, А.В. Некоторые проблемы реализации законотворческой функции политической партии как института гражданского общества / А.В. Кузьмин // История государства и права. — 2008. - № 12.
  8. Любашиц, В.Я. Гражданское общество и личность: проблемы теории/ В.Я. Любашиц // Науч. тр. Рос. акад. наук. Вып. 3. В 3 т. Т. 1. — М.: Юрист, 2003.
  9. Снетков, В.Н. СМИ и правовая реализация свободы: слова в условиях гражданского общества / В.Н. Снетков. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2002.
  10. Влазнев, В.Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования: автореф. дис. .канд. юр. наук. Специальность 12.00.02 - конституционное право; муниципальное право / В.Н. Влазнев. - М., 2002.
  11. Хмара, Ю.Н. Власть и гражданское общество: проблемы взаимосвязи и взаимодействия/ Ю.Н. Хмара. - Челябинск, 2007.
  12. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// СПС «Консультант Плюс»
  13. Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" от 04.04.2005 N 32-ФЗ (последняя редакция)// СПС «Консультант Плюс»
  1. Белокурова Е.В. Концепция гражданского общества в российском прочтении: обзор публикаций последних лет // Граждане и власть: проблемы и подходы. М., Спб., 2001. С. 29.

  2. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социальная структура и стратификация в условиях формирования гражданского общества в России / Под ред. З.М. Голенковой. М., 1995. С. 13.

  3. Андронова И.В. Концепция гражданского общества в западных теориях // Вестник ОГУ. - 2004. - №12. с. 40-46.

  4. Резник Ю.М. Гражданское общество как понятие // Социально-гуманитарное знание. 2002. №2. С. 145.

  5. Опейкина Т.В. О соотношении понятий «общество» и «гражданское общество» // Интеллигенция и проблемы формирования гражданского общества в России. Екатеринбург, 2000. С. 81.

  6. «Политология»: учебник / отв. Ред. В. Д. Перевалов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Норма, 2009. – с.225-227

  7. Кузьмин, А.В. Некоторые проблемы реализации законотворческой функции политической партии как института гражданского общества / А.В. Кузьмин // История государства и права. — 2008. - № 12. - С. 2-3.

  8. Любашиц, В.Я. Гражданское общество и личность: проблемы теории / В.Я. Любашиц // Науч. тр. Рос. акад. наук. Вып. 3. В 3 т. Т. 1. — М.: Юрист, 2003. С.184

  9. Снетков, В.Н. СМИ и правовая реализация свободы: слова в условиях гражданского общества/ В.Н. Снетков. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2002. С.86

  10. Влазнев, В.Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Специальность 12.00.02 - конституционное право; муниципальное право / В.Н. Влазнев. - М., 2002. С.25

  11. Хмара, Ю.Н. Власть и гражданское общество: проблемы взаимосвязи и взаимодействия / Ю.Н. Хмара. - Челябинск, 2007. С.64

  12. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// СПС «Консультант Плюс»

  13. ? Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" от 04.04.2005 N 32-ФЗ (последняя редакция)// СПС «Консультант Плюс»