Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Современные политические режимы

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

С древних времен вопросы, которые касаются политической жизни государства, остаются актуальными. С появлением государства вопросы о том, какими методами, средствами и приемами должна осуществляться власть не теряют своей значимости. Более того, вопросы о том, какие механизмы являются результатом совмещения методов, средств и приемов относятся к категории преобладающих в числе вопросов, исследуемых отраслями науки, предмет которых составляет дефиницию о сущности государства.

Тема нашего исследования актуальна в связи с тем, что на сегодняшний день в России происходят структурные и системные изменения. В мировом сообществе наша страна является государством, чем исторический опыт представляется достаточно показательным и бесспорно уникальным. В настоящее время наше государство пришло к необходимости установления демократического режима, вследствие чего оно находится в поиске наиболее эффективных путей своего движения от одних политических идеалов к противоположным.

Исследованием политических режимов занимались такие отечественные ученые как С.В. Бошно, С.А. Комаров, Б.А. Стародубский и др. Они изучали понятие политического режима, его основные признаки, а также рассматривали виды политического режима.

Цель исследования – анализ теоретических представлений современных ученых о понятии, сущности политических режимов, а также общественные отношения, складывающиеся между властью государства и обществом в странах с демократическими и антидемократическими политическими режимами.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие, признаки и дать общую характеристику политического режима;
  • рассмотреть принципы политического режима: понятие, виды, характеристика;
  • дать общую теоретико-правовую характеристику демократического политического режима;
  • рассмотреть авторитарный и тоталитарный политические режимы.
  • рассмотреть развитие демократии в России.

Объектом данного исследования являются общественные отношения в сфере приемов и методов осуществления власти в разных видах политических режимах.

Предмет исследования – политический режим в разных государствах.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы (диалектический, формально-логический, структурно-функциональный, анализа, синтеза, дедукции, индукции) и специальные (историко-правовой, сравнительно-правовой) методы познания.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть также использованы в качестве основы дальнейшей научной разработки как общих проблем политического режима в России.

Структура работы состоит из двух глав, объединяющих 5 параграфов, заключения и библиографического списка.

1. Теоретические аспекты

1.1. Понятие и признаки политического режима

Одним из значимых понятий политологии является понятие «политический режим», не тождественное юридической категории «государственный режим» (хотя в ряде исследований данные категории используются как синонимичные).

Политический режим – правила политического взаимодействия; приемы, средства и способы осуществления политической власти; система политических отношений и институтов, характерных для конкретного государства [19., c. 102].

К числу элементов политического режима относят [5., c. 79]:

  • политические отношения по согласованию интересов и управлению обществом;
  • господствующие формы идеологии;
  • отношения между различными социальными группами и классами;
  • политическую культуру.

. В отличие от политического режима, государственный режим позволяет раскрыть средства и методы осуществления именно государственной власти.

Различия между данными явлениями проявляются в различных источниках образования (политическая система и механизм государства), которые в свою очередь имеют существенные отличия [15., c. 124]:

  • в субъектном составе (органы государства и субъекты политической деятельности);
  • в сфере действия (деятельность государства и деятельность гражданского общества);
  • по используемым методам (легальное принуждение может осуществлять только государство);
  • по объему полномочий (государство имеет исключительное право издавать законы).

Любой политический режим может быть охарактеризован сквозь призму совокупность следующих признаков [9., c. 137]:

  • реальное участие населения в формировании и осуществлении политической власти;
  • соотношение прав и обязанностей рядовых граждан с полномочиями государства;
  • уровень гарантий соблюдения и защиты прав и свобод;
  • существующие механизмы властвования и соотношение методов реализации политической власти;
  • положение средств массовой информации, в том числе сети Интернет;
  • наличие гласности (или установление цензуры);
  • транспарентность деятельности государства;
  • роль государства в политической системе;
  • учет интересов меньшинств при принятии политических решений;
  • принципы, на которых строятся взаимоотношения общества и власти;
  • уровень политического плюрализма (в том числе многопартийности);
  • реальность механизмов политической ответственности.

.С учетом вышеназванных признаков выделяют три основных политических режима (рис.1) [13., c. 117].

Рис. 1 Виды политического режима

В юридической литературе принято выделять два государственных режима – демократический и авторитарный (тоталитарный режим как его разновидность) [2., c. 226]. Таким образом, политический и государственный режим, несмотря на различные источники формирования, имеют немало общего.

1.2. Значение политического режима

Исходя от раннее сказанного, можно сделать вывод о том, что политический режим – характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы.

Рассмотрим значение политического режима.

Во-первых, понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества [7., c. 94].

Политический режим создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание государственной властью [10., c. 164].

Во-вторых, политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.

В-третьих, политический режим дает возможность определить, кто является действительным властителем в стране, каков набор средств и методов, с помощью которых они властвуют над умами и поступками людей.

В-третьих, олицетворяя особую публичную власть, государство представляет общество о обеспечивает его политическую и экономическую общность. Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые нормы. Реализация управленческих решений проводится с помощью особого (в том числе и карательного) государственного механизма. Принятием правовых актов государство может разрешать, стимулировать либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий, организаций и движений.

Таким образом, значение политического режима в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием [17., c. 210].

В России наблюдаются демократические тенденции ее развития. В государстве не только в законодательстве, но и на практике обеспечивается политический плюрализм. На первый план выходит задача построение гражданского общества и правового государства, в котором личность чувствует себя защищенной правом от произвола государственной власти. В России права человека приобретают массовую ценность, что служит более весомой гарантией от произвола [20., c. 380].

У населения сформировалась устойчивая привычка к выборам на альтернативной основе, а также к свободе слова. Выборы на региональном уровне производятся не только с предсказуемым результатом, но и в полной мере конкурентные.

В условиях социально-экономической и политической конъюнктуры многие из провозглашенных демократических принципов, прав, норм, методов политического управления не получают пока адекватной реализации.

В президентской республике России при разделении власти полномочия отдельных ее ветвей, институтов еще не достаточно хорошо сбалансированы, что влияет на процесс взаимоотношений между ними, ведет к спорам и конфронтации разного рода. Нет четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, что размывает принцип разделения властей в вопросах организации структур и механизмов функционирования государства [20., c. 389].

Парламент отходит на задний план, так как президент зарезервировано действует через голову парламента при принятии законов, решений или оказывает давление на представительные органы.

Проводятся социально-экономические реформы, которые были названы самой властью непопулярными, привели к расколу общества. При отсутствии среднего класса как такового такой раскол ведет к росту авторитарных настроений, конфликты между различными группами населения и властью, вызывают массовое нарушение прав человека, их права на жизнь, на удовлетворение элементарных потребностей. 40% населения России живет за чертой бедности [20., c. 390].

Обнищание населения, задолженность по выплате зарплаты, безработица, коррупция, преступность не совместимы с утверждением гражданского общества, с личными и политическими правами.

Сложный и противоречивый характер процесса становления демократии в России не прямолинеен, обусловлен многими обстоятельствами объективного и субъективного характера.

Наша страна не имела исторических, политических традиций демократии, конституционализма, парламентаризма, и в то же время обладала достаточно сильным господством тоталитарного и авторитарного политического режима.

Переход к демократии осуществлялся от тоталитарного режима десятилетиями господствовавшего в стране в условиях кризиса российского общества.

В процессе реформ руководство страны неоднократно нарушало принципы демократического режима правового и социального государства. Например: расстрел здания парламента 1993 года, война в Чечне, которая унесла множество жизней невинных людей, дефолт, невыплаты зарплаты, социальные реформы, противоречащие конституции [6., c. 458].

В менталитете российского народа до сих пор сохраняются утопические идеи того, что кто-то придет и изменит их жизнь и порядок в стране навсегда.

Россия обладает признаками демократии, но таковой не является. Существуют различные противоречия в нормах Конституции РФ и действительностью. В государстве присутствует консерватизм и общественное согласие, пожалуй, только это и будет критерием демократического политического режима в России.

Чтобы в России усиливались демократические направления необходимо проведение реформ, которые положительно скажутся на обществе: реформы административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионной реформы, реформы местного самоуправления, реформы здравоохранения и образования [6., c. 459].

В современной России еще сохранились некоторые тоталитарные традиции, имеющие свою специфику. В России промышленная революция была осуществлена за счет превращения всей массы населения в наемных рабочих и тотальной экономии на оплате труда. Эта экономия привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого делопроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям государства.

Неустойчивость сложившейся ситуации затрудняет процессы демократизации России и создает условия в стране авторитаризма.

Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены конституцией, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. В ней распределение полномочий смещено в сторону исполнительной власти, а особенно президента. Усилению недемократических тенденций способствуют такие факторы как: распространение терроризма, рост преступности, этнорегиональные и конфессиональные конфликты, нестабильность ситуации внутри правящих элит, нестабильность политической системы, военные действия в Чечне [8., c. 54].

Тенденции к авторитаризму усиливаются, когда перед обществом стоят новые задачи, требующие времени и большего напряжения всех социальных ресурсов.

Таким образом изучив понятие политического режима мы пришли к выводу, что под политическим режимом следует понимать правила политического взаимодействия; приемы, средства и способы осуществления политической власти; система политических отношений и институтов, характерных для конкретного государства.

С одной стороны политический режим является жизнью политической системы, а с другой – это сложная, многоплановая категория, которая охватывает целый ряд аспектов государственной жизнедеятельности общества. В связи с этим и появляется возможность классификации политических режимов по различным критериям.

2. Классификация политических режимов

2.1. Демократический политический режим

При демократическом политическом режиме гражданам государства гарантируются права и свободы, государство имеет не только права, но и обязанности по отношению к подвластному населению, может быть привлечено к ответственности. Деятельность различных политических сил строится на поиске компромисса, гласности, идеологическом и политическом многообразии.

Демократия – буквально в переводе с греческого языка означает власть народа [8., c. 75].

Под демократией также понимается [4., c. 65]:

  • особенности устройства организации, основанной на равноправной роли всех ее участников в осуществлении деятельности данной организации. Так выделяют партийную, профсоюзную и т. п. демократии.
  • некий политический идеал, основанный на мировоззрении и идеях равноправия и свободного участия в политической и общественной жизни страны.
  • политическое движение, целью которого является установление демократического режима и соответствующих ему правовых и общественных норм поведения.

Демократический способ правления известен со времен античности и Древней Греции. Символом и родиной демократических традиций часто называют город Афины. В современном мире в значительной части государств провозглашены демократические политические режимы [13., c. 135].

Основные признаки демократии это [5., c. 104]:

  • закрепленное законодательно, и отраженное в главном законе страны – в Конституции, признанное народовластие;
  • сменяемость представителей главных органов власти на основе проведения свободных выборов. Демократическим может считаться то государство, где происходит периодическая смена руководителей;
  • все граждане государства имеют равное право на свое участие политической жизни страны. Соблюдение данного признака обязывает иметь в стране равные избирательные права для всех граждан, возможность создавать политические партии и общественные организации. Целью таких организаций будет участие и борьба в рамках закона за власть и проведение собственной политики;
  • решения принимаются большинством голосов, после этого меньшинство обязано подчиняться победившему большинству.

Основным принципом демократического правления является возможность участия граждан в управлении собственной страной, участие в формировании различных государственных властных органов, а также применение полученной власти в необходимых и одобренных законом целях [15., c. 173].

Помимо вышеназванного, можно выделить и иные принципы демократического режима. Перечислим их [17., c. 257].

  1. Единственным источником власти в стране является народ данного государства. Именно народ участвует в политических и общественны делах, участвует в выборах и выбирает своих представителей, которые проводят необходимую внутреннею и внешнею политику.
  2. Граждане принимают участие в выборах основных государственных органов своей страны, могут принимать различные решения на основе выработанного законодательства и следить за исполнением принятых решений и постановлений.
  3. Неким идеалом участия граждан в политической жизни страны является прямая выборная демократия. В таком случае все жители страны получают возможность осуществить свое право на непосредственное участие в решении различных политических и общественных проблем. В таком случае орган представительной власти пришлось бы сократить до минимально необходимого уровня. Однако, в современных странах с демократическим политическим режимом установлен принцип представительства граждан.
  4. Представительную власть осуществляют такие государственные органы как парламент страны, законодательные которые представлены в центре и в регионах. Также носителями представительной власти являются люди, которые осуществляют исполнительную и судебную власть.

Данные представители выражают интересы заинтересованных в проведении определенной внутренней и внешней политики экономических классов (буржуазия, пролетариат), общественных групп (движение «зеленые»), этнических групп (русские, евреи), религиозных организаций (христиане, мусульмане), профессиональных групп (учителя, шахтеры) и т. д.

  1. Права и свободы любого человека имеют превосходство над интересами государства. Государство в лице своих действующих органов должно и обязано заботиться о соблюдении интересов граждан, их защиты, а также оказания им помощи в той или иной ситуации.

Также с рождения человек обладает такими правами как право на [16., c. 291]:

  • жизнь;
  • свободу;
  • безопасность;
  • равенство;
  • участие в политической жизни;
  • тайну семейной и личной жизни и т. д.

В демократических странах граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые позволяют населению страны активно участвовать в политической и общественной жизни страны. В таких странах действует принцип означающий, что все, что не запрещено законом, разрешено к исполнению [19., c. 142].

Граждане все равны в своих политических правах. То есть любой из граждан государства имеет право избирать и быть избранным на ту или иную должность. При этом права таких граждан не должны быть ограничены соответствующим решением суда данного государства.

Свободное изъявление своей поли народом на выборах в государстве, сменяемость и выборность органов государственной власти в стране.

Ключевым основанием считать режим в стране демократическим является свободное ничем не ограниченное участие граждан в выборном процессе и в целом в политической жизни в стране. Такие свободные выборы предполагают отсутствия принуждения и подтасовок на выборах.

  1. Только на основе принятых законов, возможно, избирать и назначать определенных людей на ту или иную должность. Также данные представители должны быть сменяемы через определенное время и их, возможно, снять в случае такого волеизъявления граждан.

Главным регулятором взаимоотношений в обществе и государстве является только закон. Демократическим государством может быть лишь страна, где присутствует верховенство закона. Государство и общество должно ограничить себя определенными рамками, что бы только право и закон имел приоритет перед государством [2., c. 253].

  1. Ясное и логичное разделение ветвей власти на исполнительную, законодательную и судебную. Каждая из данных ветвей власти имеет независимый друг от друга характер. При этом судебная власть в праве, отменить решения судебной и исполнительной ветви власти.
  2. Политические и общественные организации работают без какого – либо вмешательства со стороны государства. Существование системы многопартийности и идеологическое разнообразие позволяющее существовать различным идеологиям не нарушающие законы [11., c. 185].
  3. Свобода слова как возможность выражать свое мнение по поводу того или иного вопроса внутренней и внешней политики.
  4. Полиция, спецслужбы и армия выполняют охрану суверенитета и общественного порядка в стране.

Истории известны различные формы демократических режимов, различающихся по степени участия населения в осуществлении государственной власти.

Существует несколько теорий демократии [7., c. 126]:

  1. Демократия участия, которая основной своей целью ставит максимальное участие населения в политике.
  2. Элитарная демократия, в которой процесс принятия решений происходит путем взаимодействия демократически выбранных элит и политических лидеров, а за народом остаются только контролирующие функции.
  3. Мажоритарная демократия, основанная на соблюдении принципа большинства при принятии решений, на обеспечении возможности высказать свое мнение, на открытость политического дискурса.
  4. Консоциативная демократия характеризует взаимодействие различных экономических и культурных групп в поликультурных обществах.

Демократический режим свойственен странам, практически обеспечивающим правовой статус населения на основе стабильного правопорядка и консолидирования политико-экономических и иных гарантий конституционного строя государства.

Составлением рейтинга стран мира по уровню демократии занимается исследовательская компания The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британского журнала Economist) [21.]. Как указывается в докладе, в этом году «глобальная демократия зашла в тупик», в том смысле, что не было отмечено ни значительного прогресса, ни регресса в уровне демократии во всем мире. Однако в целом за последние годы во многих государствах отмечена общая тенденция к снижению демократических процессов. Глобальный экономический кризис акцентировал многие ранее существующие негативные тенденции в политическом развитии, особенно в Европе, а также усилил мощь авторитарных режимов по всему миру. Нынешний рейтинг-за 2018 год (опубликован в 2019 году).

Индекс демократии (Democracy Index) измеряет уровень демократии внутри государства и основан на методологии экспертных оценок и результатах опросов общественного мнения из соответствующих стран, характеризующих состояние 60 ключевых показателей, сгруппированных в пять основных категорий [21.]:

  • избирательный процесс и плюрализ;
  • деятельность правительства;
  • политическое участие;
  • политическая культура;
  • гражданские свободы.

В таблице 1 представлен рейтинг стран по уровню демократии. Как видно из данной таблицы, наиболее высокий рейтинг в таких странах как Норвегия, Исландия, Швеция, Новая Зеландий, Дания, Канада и др. [21.].

Таблица 1

Рейтинг стран по уровню демократии

№№

Страна

Уровень демократии

Рейтинг

11

Норвегия

Полная демократия

9.87

22

Исландия

Полная демократия

9.58

33

Швеция

Полная демократия

9.39

4

Новая Зеландия

Полная демократия

9.26

35

Дания

Полная демократия

9.22

76

Канада

Полная демократия

9.15

77

Ирландия

Полная демократия

9.15

88

Финляндия

Полная демократия

9.14

99

Австралия

Полная демократия

9.09

110

Швейцария

Полная демократия

9.03

2.2. Авторитарный политический режим

Авторитарный (военный, корпоративный, дототалитарный, постколониальный, этническая квазидемократия). Данным термином обозначаются многочисленные режимы, основанные на подчинении населения неограниченной власти определенной немногочисленной группы лиц [5., c. 111].

Авторитаризм – это разновидность политического режима, при котором политическая власть сосредоточена в руках конкретного лица в одном политическом институте (партия, класс, элитная группа); реальное участие народа в политической жизни авторитарного государства минимально; для данного политического режима свойственны командно-бюрократические методы управления [14., c. 316].

При авторитарном режиме допустим ограниченный, жестко контролируемый плюрализм в политических действиях и мнениях. От социальных масс, в целом, не требуется особой демонстративной преданности властным структурам, но в то же время широкое участие общества в принятии политических решений отсутствует. Авторитарная власть беспощадна к реальным политическим конкурентам действующему режиму.

У авторитарного режима весьма богатая история. Так авторитарный режим, включает [19., c. 163]:

  • древние тирании;
  • абсолютные монархии;
  • олигархии;
  • деспотизм;
  • постколониализм;
  • посттоталитаризм и др.

Признаками авторитарного политического режима являются [18., с. 79]:

  • монополия на государственную власть со стороны какой-либо партии или группы;
  • частичный, либо полный запрет оппозиционных политических партий и движений;
  • жесткая централизация структуры государственной власти;
  • недемократические способы формирования органов власти (кооптация, наследование и др.);
  • активное использование силовых структур (в том числе, для подавления оппозиции);
  • исключение возможности сколь-либо существенного участия гражданского общества в политической жизни.

Как известно, авторитаризм и многие его элементы достаточно широко распространены даже в современном мире. К основным причинам его «живучести» можно отнести [6., c. 498]:

  • консерватизм основной массы населения и ее ориентация на «сильных лидеров», авторитеты и традиционные формы общественного бытия;
  • устойчивый патриархальный тип политической культуры;
  • отсталость экономической системы, а также таких сфер, как наука и образование;
  • мощное влияние религиозных традиций и норм на основную массу населения, в том числе и на ее политические взгляды и убеждения (очень часто церковь, хоть и в несколько скрытой форме, но, по сути, выступает в роли «защитницы» действующего режима);
  • высокий уровень социального напряжения, характерный для развивающихся обществ.

Сам термин «авторитаризм» введен был в научное обращение специалистами Франкфуртской школы. Данный термин означал определенный набор социальных характеристик, которые присущи как массовому сознанию в целом, так и политической культуре в частности [9., c. 152].

Во-первых, авторитаризм представляет собой социально-политическую систему, которая основывается на подчинении государству, а также его лидерам.

Во-вторых, авторитаризм означает черту личности или социальную установку, которая характеризуется уверенностью в том, что в обществе должна иметь место безусловная преданность государю, неукоснительное подчинение масс властям и т. д. Таким образом, авторитаризм подразумевает подчинение авторитету.

Политический режим, который соответствует принципам авторитарности, подразумевает отсутствие подлинной демократии, как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах государственного управления. Авторитарный политический режим очень часто сочетается с диктатурой отдельной личности (или группы личностей-олигархов).

Выделяют следующие разновидности авторитаризма [3., c. 219]:

  • традиционные абсолютные монархии (Непал до 2007 г., Эфиопия до 1974 г., Саудовская Аравия, Марокко, и др.);
  • традиционные авторитарно-олигархические режимы (Куба до 1959 г., Никарагуа до 1979 г., Гватемала);
  • постколониальные авторитарные режимы (Тунис, Камерун, Филиппины, и в целом, почти все африканские страны);
  • страны «социалистической ориентации» с характерными особенностями восприятия социализма, которые обусловлены национальными традициями (Гвинея, Бирма, Мозамбик, Танзания, Венесуэла);
  • посттоталитарные олигархические режимы (республики бывшего СССР (за исключением Латвии, Литвы, Эстонии);
  • военные режимы (режим Х. Перона в Аргентине, Г. А. Насера в Египте, авторитарные режимы в Перу, Ираке и др.).

2.3. Тоталитарный политический режим

Тоталитаризм – это политический режим, при котором государство стремится к полному, тотальному контролю за всеми сферами жизни общества. Государственная власть сосредоточена в руках одного человека или небольшой группы лиц. «Вождь» опирается на господствующую партию и карательные структуры [7., c. 135].

При тоталитарном политическом режиме права и свободы фактически отсутствуют. Демократические институты вроде парламента могут существовать на бумаге, но в реальности полностью подчиняются верховной власти.

Примеры тоталитарных режимов: национал-социализм в Германии при Адольфе Гитлере, итальянский фашизм при Бенито Муссолини, режим Ким Ир Сена в Северной Корее [17., c. 262].

Согласно одной из трактовок, тоталитаризм - это форма авторитарного государства. И все же в обществознании принято разделять эти понятия, говорить о трех разных политических режимах: демократическом, авторитарном и тоталитарном.

В отличие от авторитарных режимов, тоталитарные государства стремятся контролировать не только политическую сферу, но и прочие области жизни – экономику, культуру, социальные отношения, частную жизнь граждан.

Термин «тоталитарное государство» появился в 1920-е годы для обозначения диктаторского режима Бенито Муссолини – создателя итальянского фашизма. Первым эти слова употребил Джованни Амендола в 1923 году, критикуя фашистов [15., c. 184].

Однако сам Муссолини считал выражение «тоталитарное государство» (stato totalitario) положительным. Он утверждал, что обществу необходимо сплочение за счет единой идеологии, и выдвигал лозунг: «Все в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства» [15., c. 185].

С 1930-х годов слово «тоталитаризм» вошло в научную литературу и было включено в словари.

После победы над нацизмом и фашизмом в ходе Второй Мировой войны слово «тоталитаризм» носит исключительно отрицательную окраску. Поэтому не все ученые считают, что его можно использовать как строго научный термин. Критики отмечают, что ярлык «тоталитарный режим» зачастую употребляют произвольно, как оскорбление. Кроме того, этот термин уравнивает такие разные явления, как немецкий нацизм, сталинизм в СССР или франкизм в Испании.

Немецкие национал-социалисты тоже употребляли слова «тоталитарное государство» в положительном контексте.

Обычно выделяются следующие признаки тоталитарного общества [13., c. 157]:

  1. Государство осуществляет тотальный контроль всех сторон частной и общественной жизни. Происходит огосударствление и бюрократизация всех сторон жизни.
  2. Власть монополизирована одной политической партией, а в ней – одним лидером, харизматическим «вождем» либо политическим кланом. Например – семьей Кимов в Северной Корее.
  3. Руководство страны имеет неограниченные полномочия. Отсутствует разделение властей. Суды и парламент полностью подчинены верховной вождю и партии.
  4. Оппозиция запрещена, многопартийности не существует. Инакомыслящих сурово преследуют.
  5. Права и свободы человека декларируются, в действительности граждане беззащитны перед произволом властей.
  6. Отсутствуют плюрализм мнений, свобода слова и собраний.
  7. Карательные органы пронизывают все сферы, осуществляют политический сыск и репрессии. Режим опирается на тайную полицию, насилие и террор как универсальные средства внутренней и внешней политики
  8. Централизованная экономика, государственное планирование, милитаризация производства, жесткая трудовая дисциплина.
  9. Единая обязательная для всех официальная идеология - обычно утопическая, подменяющая собой религию. Зачастую это вера в построение «нового мира» и уничтожение старого. Позитивная роль гражданского общества и его институтов отрицается.
  10. Милитаризация общественной жизни.
  11. Тоталитарный режим опирается на массовые движения люмпенизированных слоев населения. Например, Мао Цзэдун в Китае осуществлял «культурную революцию» с опорой на хунвэйбинов (банды погромщиков из числа школьников и студентов) и цзаофаней (погромщиков из молодых рабочих).
  12. Агрессивная внешняя политика, экспансионизм.

К государствам тоталитарного типа традиционно относят Германию эпохи нацизма, фашистскую Италию, милитаристскую Японию накануне и в годы Второй Мировой, Китай при Мао Цзедуне, СССР при Сталине, Северную Корею [2., c. 276].

Пример жестокого тоталитарного режима – режим «красных кхмеров» в Кампучии (Камбодже) в 1975-1979. В ходе массовых репрессий диктатор Пол Пот, мечтавший построить коммунистическое общество, истребил от 1,7 до 3 млн соотечественников. Погибли от четверти до трети населения страны, что делает геноцид в Камбодже одним из самых кровавых в истории человечества.

Тоталитарным называли также режим Сапармурата Ниязова в Туркменистане (1991-2006). Президент, принявший титул Туркменбаши («отец всех туркмен») установил в стране личную диктатуру, общеобязательную официальную идеологию и культ личности. Ниязов активно вмешивался во все сферы жизни общества: поставил под свой контроль экономику, установил новый календарь, отменил пенсии, урезал школьное образование, запретил балет, оперу и цирк и т.п.

Отдельная дискуссия ведется по поводу того, можно ли называть тоталитарным государством Советский Союз. В 1930-е годы многие сравнивали репрессивный режим Иосифа Сталина с режимами Гитлера и Муссолини, приходя к выводу, что все три страны погрузились в тоталитаризм.

В ходе Второй Мировой войны, когда СССР сражался против нацизма в союзе с Великобританией, США и другими странами Запада, разговоры о советском тоталитаризме затихли.

С началом Холодной войны, обвинения в тоталитаризме зазвучали с новой силой. Так, в 1947 году президент США Гарри Трумэн заявил: «Нет никакой разницы между тоталитарными государствами. Мне все равно, как вы их называете: нацистскими, коммунистическими или фашистскими».

Политологи Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в 1956 году строили свою теорию тоталитаризма, исходя из того, что тоталитарными считаются фашистские режимы и СССР сталинской эпохи [18., c. 117].

Однако уже при Н.С. Хрущеве Советский Союз перестал соответствовать многим критериям тоталитарного государства: закончились массовые репрессии, начались идеологические послабления и некоторые отступления от жесткой плановой экономики. Это позволяет говорить, что после смерти Сталина в 1953 году СССР отошел от тоталитарной модели и стал превращаться в авторитарное государство не самого жесткого образца. Уже в 1960-70-е годы западные советологи стали отказываться от термина «тоталитаризм» и употреблять вместо него понятие «сталинизм».

В самом Советском Союзе термин «тоталитаризм» употребляли в отношении фашистской Италии и нацистской Германии, режима Пол Пота в Кампучии, во время конфликта с Югославией - в отношении режима Иосипа Броз Тито [6., c. 503].

Таким образом, изучив основные виды политического режима, можно говорить о том, что каждый имеет свои отличительные черты и признаки. На сегодняшний день преобладает демократический режим, который характерен высоко развитой экономикой, наукой, медициной, армией и т.д.

3. Становление демократического политического режима в России

3.1. Зарождение демократии в России

История нашей страны насчитывает многовековую историю развития, на протяжении которой происходило изменение форм правления, политических режимов, изменялись границы государства, различные внешние и внутренние факторы, и т.д. При этом учеными отмечается, что во всем многообразии форм политической организации в России имеются демократические традиции, развитие которых, к сожалению, не было поступательным, а сменялось чередой подъемов и спадов.

В общем виде, историю отечественной демократии можно рассматривать по трем периодам [16., c. 269]:

  1. До XX в.: демократические основы обнаруживаются уже при анализе времен ранней стадии феодализма. Так, во многих городах Новгородской земли распространялись механизмы непосредственной демократии, а именно – непосредственного принятия важнейших решений местным населением на вече. Впоследствии, соответствующая традиция видоизменилась, однако русские цари по-прежнему искали поддержки со стороны различных сословий, для чего функционировала боярская дума, и созывались земские соборы;
  2. в XX в., большая часть которого прошла в условиях функционирования советской власти, демократические начала несмотря на их частичное провозглашение фактически не применялись, а политический режим России того периода правильнее характеризовать как авторитарный;
  3. конец XX-начало XXI вв.: период масштабных социально-политических и экономических реформ, направленных на демократизацию российского государства. 

При этом для формирования целостного понимания отечественной демократии представляется целесообразным подробнее остановиться на характеристике упомянутых исторических периодов.

Как было отмечено ранее, уже в период возникновения первых русских городов, прежде всего тех из них, которые были расположены на Новгородский земле (Новгород, Ладога, Ростов, Смоленск, Суздаль) высшим органом власти нередко становилось общегородское вече, в рамках которого происходило решение вопросов местного значения и избрание должностных лиц городской общины.

Так, например, в XII-XV вв. высшими должностными лицами выступали [12., c. 461]:

  • посадник, избираемый из бояр;
  • тысяцкий, избираемый из числа представителей различных сословий.

Таким образом, на заре российского государства уже обнаруживаются институты прямой и представительной демократии, что по праву признается в науке зарождением отечественных демократических традиций.

В XVI веке был завершен процесс формирования целостного Русского государства, политической основой которого стала сословно-представительная монархия. Отличительной особенностью данной формы правления выступало то, что в ее рамках предполагался периодический созыв земских соборов, на которых представители различных сословий обсуждали важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.

Роль представительных органов в России резко снизилась в связи с тенденциями абсолютизма, обозначившимися на рубеже XVII-XVIII вв., и окончательно утвердившимися со становлением абсолютной монархии при Петре I. Это, безусловно, негативно отразилось на обозначенных выше демократических процессах, и привело, к фактическому угасанию соответствующих демократических начал.

Постепенное восстановление российской демократии, в той степени, в которой это было возможно в условиях абсолютной монархии, произошло во второй половине XIX в., в связи с проведением при Александре II земской реформы, положившей начало созданию представительных губернских, уездных и городских учреждений.

Кроме того, отмена крепостного права поспособствовала организации крестьянской общины, высшим органом власти в которой был сельский сход, выбиравший старосту. В свою очередь, в волостях, как объединениях крестьянских общин также формировался собственных представительный орган – крепостной сход [20., c. 390].

Своего рода кульминацией развития демократических институтов в России можно считать революцию 1905 г., побудившую царя не только продолжить демократические реформы, но и легализовать политические партии, учредив полноценный орган законодательной власти – государственную думу.

Таким образом, во второй половине XIX в – начале XX вв. в нашей стране постепенно формировались как институты прямой, так и представительной демократии.

3.2. Демократия в XX –XXI вв.

Установившийся в первой половине XX в. Советский режим провозглашал собственную демократичность, подтверждая данный тезис, в том числе, существованием письменной Конституции, претерпевшей несколько редакций. При этом определенные признаки, характерные для демократического государства действительно могут быть обнаружены при анализе государственной организации в Советское время, однако все из них относились к социальной, и частично экономической сфере. Политические принципы демократического государства – политический плюрализм, свобода слова, состязательные выборы, и т.д. на самом деле отсутствовали [10., c. 196].

Этот факт позволяет многим отечественным исследователям утверждать обоснованный тезис о фактическом формировании в СССР авторитарного политического режима, тяготеющего на определенных этапах исторического развития к тоталитаризму.

В Советском Союзе были провозглашены многие демократические права и свободы. Однако с их исполнением и реальным положением дел были проблемы связанные со следующими причинами [22.]:

  • идеология, правящая в стране не предусматривала простого копирования буржуазно-демократических свобод и прав из Западной Европы.
  • в реалиях Советского Союза, особенно на первых порах существования советского государства, невозможно было воплотить заявленных обещания и постановления.

Большинство населения страны в то время составляло крестьянство, рабочий класс не был единым и в основной массе являлся потомками крестьян.

Крестьянство в Российской империи развивалось в специфических условиях, и было в лучшем случае малограмотно или вовсе не умели читать и писать. Образ жизни основной массы населения – крестьянства отражал пережитки патриархального строя, когда общественной единицей являлась сельская община. При этом крестьяне в пределах своей общины могли руководствоваться не писаными законами Российской империи, а обычным правом, и судили исходя из собственных представлений о правде и справедливости.

Одним из главных критериев справедливости у крестьян был связан с аграрным земельным вопросом. Крестьяне, особенно в Центральной части Европейской России страдали от малоземелья и голода вследствие роста населения и дробления и без того небольших крестьянских наделов. Решение своих проблем крестьяне рассматривали с изъятием помещичьих земель переделом их между членами крестьянских общин. Поскольку земля, по мнению крестьян, считалась «божьей», то принадлежать она должна тем, кто её обрабатывает, то есть самим крестьянам. Продажа земель и институт частной собственности не пользовался у подавляющей массы крестьянства уважением. Отсюда симпатии крестьян к идеям левых революционных партий, таких эсеры и большевики, которые заявляли о передаче всех помещичьих и церковных земель в пользование крестьян.

Аграрные беспорядки, связанные с самовольным захватом помещичьих земель активно усилились с 1902 года и достигли пика в период революции 1905 1907 года. Государственная власть силой подавляла такие выступления, что приводило и привело к значительному росту противоречий и насилия, что не способствовало росту демократических традиций.

В результате к решающим, революционным события 1917 года большинство населения не имело каких-либо действительных демократических традиций, что было связано с особенностями политического и цивилизационного развития страны.

В результате в советском государстве и обществе были представлены следующие демократические принципы [22.]:

  • были созданы и приняты 3 советские Конституции – 1924, 1936 и 1977 года;
  • гражданам Советского Союза в реальности были обеспечены социальные и экономические права. А именно право на бесплатное среднее и высшее образование, бесплатное медицинское обеспечение, социальное страхование, заработную плату, пенсионные выплаты. Также обеспечивалось всем гражданам право на труд, равноправие мужчин и женщин, равноправие вне зависимости от национальной принадлежности.
  • одними из главных преимуществ советской политической и общественной системы, были следующие принципы: высокая социальная мобильность, стремление к равноправию возможностей сглаживание социального неравенства в доходах практическое воплощение равенства мужчин и женщин.

По этим признакам демократического общества, Советский Союз был одни из мировых лидеров. Однако в сфере политических и личных прав демократические принципы советских Конституций были лишь в теории. Так, согласно Конституции 1924 года были ограничены в правах представители прежних имущих классов и сословий – дворянства, духовенства, буржуазии. Конституция 1936 года отменила эти ограничения.

Также советской властью проводились целенаправленные репрессии против реальных и потенциальных противников советского государства. Были запрещены любые политические партии кроме коммунистической. Граждане не имели права свободно обсуждать и выносить решения по тому или иному вопросу. Не существовало законов, которые бы заставляли государство защищать и осуществлять права граждан. Сама коммунистическая партия срослась с государственным аппаратом Советского Союза и представляла собой одну структуру. Была признана единственно верной и правильной коммунистическая идеология, все прочие идейные течения были запрещены. Права верующих в Советском Союзе не были защищены, поскольку официальной идеологией был утверждён атеизм, неверие в бога, как основа мировоззрения советского гражданина.

В результате политического и экономического кризиса Советского Союза в 1980 гг. не без влияния грубых ошибок во внутренней и внешней политике советского руководства во главе Горбачевым, Советский Союз распался в 1991 году.

Новый этап развития отечественной демократии связан с событиями конца прошлого века, а именно – с распадом Советского союза, и последовавшими за этим социально-экономическими и политическими преобразованиями [19., c. ].

В том числе, важным событием в развитии нашего государства в соответствующей сфере выступает принятие в 1993 г. ныне действующей Конституции РФ, провозгласившей политические, экономические, социальные и духовные права и свободы российских граждан, политические ценности – разделение властей, политический плюрализм, выборность Президента и органов законодательной власти, и т.д.

Говоря о современном политическом режиме в России следует отметить, что в нашей стране политический режим является достаточно неоднозначным и противоречивым, т.к. наблюдается формирование демократического политического режима с чертами авторитарного и тоталитарного режима. В связи с этим, нельзя утверждать, что политический режим в нашей стране является демократическим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования нами была изучена научная и учебная литература по теме исследования. Под политическим режимом следует понимать правила политического взаимодействия; приемы, средства и способы осуществления политической власти; система политических отношений и институтов, характерных для конкретного государства.

С одной стороны политический режим является жизнью политической системы, а с другой – это сложная, многоплановая категория, которая охватывает целый ряд аспектов государственной жизнедеятельности общества. В связи с этим и появляется возможность классификации политических режимов по различным критериям.

К числу элементов политического режима относят:

  • политические отношения по согласованию интересов и управлению обществом;
  • господствующие формы идеологии;
  • отношения между различными социальными группами и классами;
  • политическую культуру.

В отличие от формы правления либо формы государственного устройства, политический режим выражен в конституционных и законодательных актах не полно.

Роль политического режима в жизнедеятельности любой страны исключительна велика. Так, например, в случае изменения политического режима происходит резкое изменение внутренней и внешней политики государства. Это обоснованно тем, что он связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Проведя анализ политической обстановки на современном этапе, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день преобладает демократический режим. В странах, в которых установлен данные режим имеют высокое развитие в экономике, армии, науке и других сферах.

В России политический режим является достаточно неоднозначным и противоречивым, т.к. наблюдается формирование демократического политического режима с чертами авторитарного и тоталитарного режима. В связи с этим, нельзя утверждать, что политический режим в нашей стране является демократическим.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // «Российская газета», 25.12.1993, №273.

Монографии, научные сборники, учебники, энциклопедии, словари:

  1. Бошно, С.В. Теория государства и права: учебник / С. В. Бошно. - 3-е изд., переработанное. – М.: Юстиция, 2016. - 406 с.
  2. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2015. - 608 c.
  3. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 226 c.
  4. Воткин, В.А. Теория государства и права. – М.: Норма-инфра-М. – 2016. – с. 320.
  5. Головистикова, А.В. Проблемы теории государства и права. Учебник / А.В. Головистикова, Ю. Г. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2018. - 832 c.
  6. Иванников, И.А. Теория государства и права / И.А. Иванников. - М.: Юрлитинформ, 2015. - 392 c.
  7. Киреева, С.А. Политический режим как элемент формы государства / С.А. Киреева. - Саратов, 2016. - 345с.
  8. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. - М.: Издательство Юридического института, 2015. - 608 c.
  9. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. - М.: Норма, 2018. - 442 c.
  10. Лазарев, В.В. Липень С.В. Теория государства и права. Учебник. Рек. УМО по юрид. образ. вузов РФ в кач. учеб. для студ.вузов. - 4е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015 – 256 с.
  11. Марченко, М.Н. Источник права /М.Н. Марченко. – М: Проспект, 2015. – 773 с.
  12. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко – М.: Проспект, Издательство Московского университета, 2018. - 636 с.
  13. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. - 528 c.
  14. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2015. – 335 с.
  15. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Перевалов. – М.: Юрайт, 2015. – 428 с.
  16. Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько. – М.: Проспект, 2016. - 495 с.
  17. Стародубский, Б.А. Политические режимы европейских стран. / Б.А. Стародубский. - Свердловск., 2016. – 324 с.
  18. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. - М.: Интерстиль, 2018. - 384 c.

Научные статьи и другие публикации периодических изданий:

  1. Хоритонова, О.Г. Политические режимы и режимные изменения в зеркале научного дискурса // Вестник РУДН. – Москва, 2017. – С. 379-391

Интернет-ресурсы

  1. Рейтинг стран по уровню демократии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nonews.co/directory/lists/countries/democracy
  2. Проблемы функциональности демократии: методологические подходы к изучению [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-funktsionalnosti-demokratii-metodologicheskie-podhody-k-izucheniyu