Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Соотношение государства и гражданского общества (Сущность государства)

Содержание:

Введение

С каждым годом в России возникают все новые проблемы взаимодействия общества и права, которые приобретают свою актуальность в связи с формированием правового государства, становлением системы народовластия, рыночной экономики. Взаимодействие гражданского общества, государства и права является сегодня одной из наиболее актуальных и довольно сложных проблем в юриспруденции.

Данная проблема активно обсуждается в научной юридической литературе, но точного ее решения на сегодняшний день не выработано. Вопросы об отношении личности и государства, о характере их взаимодействия, о соотношении правовых, политических, экономических и других сфер общества требуют четких и ориентированных на практику решений, тем самым ставя исследователей перед необходимостью обращаться в проблеме гражданского общества. Большинство исследователей полагают, что под гражданским обществом понимается способ социального сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии. Только в условиях господства права гражданское общество может гарантировать возможности для самореализации личности, установления оптимальной меры государственного воздействия на социальный, экономический и духовный процессы, воплощения в жизнь прав и свобод человека, обеспечения правового порядка. Только в правовом государстве возможен реальный переход от жестких методов осуществления власти к действенному общественному договору между личностью, обществом и государством в целом. Человек с его правами и свободами являются высшей ценностью, а право составляет основу взаимосвязей государства и гражданского общества.

Гражданское общество находится в состоянии динамичного движения, поиска совершенных гражданских отношений, формирования рациональных и цивилизованных властных структур, свободной и развитой личности. Следовательно, концепция гражданского общества является не только правовой и философской, но и управленческой.

Изучение гражданского общества с точки зрения права неразрывно связано с вопросом о государстве и его непосредственном воздействии на само общество. Здесь следует говорить не о противопоставлении гражданского общества государству, а о вытеснении бюрократии, при которой интересы общества и его членов, подменяются либо искажаются действиями управленческого аппарата. Развитое гражданское общество должно обеспечивать свободу и защищенность частных сфер жизни человека от жестких действий со стороны государства, т.е. социальную защищенность в целом.

Объектом исследования курсовой работы является деятельность институтов гражданского общества в их взаимоотношении с органами государства.

Предмет исследования - проблемы правового взаимодействия государства и гражданского общества.

Цель данного исследования заключаются в обобщении опыта теоретического исследования гражданского общества и права, отношений общества, права и государства как единого процесса.

Поставленные цели определяют и комплекс задач, посредством которых она реализуется:

- рассмотреть сущность государства;

- раскрыть вопросы соотношения государства и гражданского общества.

Теоретико-методологической основой и методами исследования являются диалектический метод познания, конкретно-исторический и системный.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Сущность государства

1.1. Понятие и назначение государства

Понятие государства неразрывно связано с историей его возникновения и развития. Прежде всего, необходимо учитывать цели, ради которых оно создавалось, и те функции, которые оно призвано осуществлять. Первоначально оно создавалось для защиты от внешних врагов, регулирования экономических отношений между населением, удовлетворения потребностей определенных социальных слоев, а также для закрепления власти над покоренными народами. В последующем его функции и стоящие перед ним цели значительно расширились. К примеру, стала оказываться социальная поддержка малоимущим людям, обеспечиваться культурное развитие населения.

До настоящего времени нет единого определения. Практически во всех источниках содержатся различные трактовки. Общим для них является то, что они содержат характеристики государства: территорию, народ и публичную власть. С учетом того, что последняя, как правило, направлена преимущественно на защиту интересов определенных классов, национальностей, слоев и элит, можно вывести следующее обобщенное понятие государства. Это организация властвования, возникшая и развивающаяся в результате экономических, социальных, культурных, духовных, политических и иных преобразований, содействующая осуществлению национальных, классовых, религиозных и иных интересов на определенной территории[1].

Государство является управляющей системой общества, которая обладает определенной структурой и механизмом взаимодействия входящих в него элементов.

Для того чтобы раскрыть понятие государства, необходимо установить признаки, которыми оно обладает. К ним можно отнести: наличие территории. Государство распространяет свою власть и обеспечивает защиту всех людей, являющихся его населением.

В связи с этим и возник институт гражданства, а также подданства; суверенитет, то есть независимость государства в международных отношениях и верховенство на всей его территории; наличие населения, то есть совокупности людей, проживающих на территории страны; наличие государственных символов: флага, герба и гимна; наличие публичной власти.

Для управления страной создается госаппарат, в который входят: полиция, армия, суды и т.д.; законодательство, которое необходимо для регулирования существующих отношений; монополию на легальное применение физического принуждения и силы; систему налогов, которые формируют госбюджет, необходимый для материального обеспечения страны; монополию на представительство интересов населения на международной арене.

Существуют внутренние и внешние функции государства. К первым можно отнести образовательную, экономическую, культурно-воспитательную, социальную и иные. Ко вторым – оборону страны, функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами в культурной, политической, экономической и иных сферах. Образовательная функция направлена на предоставление гражданам возможности получения научных знаний и овладения профессиями. Экономическая - выражается в регулировании существующих в стране товарно-денежных отношений, в обеспечении финансовой стабильности.

Культурно-воспитательная - заключается в создании условий для удовлетворения потребностей людей в сфере духовного развития. Социальная функция выражается в поддержке незащищенных групп населения, обеспечении нуждающихся жильем, работой, предоставлении бесплатного образования и медицины и т.д. В конституциях множества стран закреплено понятие социального государства (в том числе и РФ), политика которого направлена на создание и обеспечение условий для достойной жизни и свободного развития человека.

Государство - это особый политический институт, форма социальной организации людей, созданная в процессе развития общества. Кроме того, оно обладает суверенитетом, в его компетенции официальная политическая власть, то есть среди его возможностей и обязанностей принуждение и управление.

Понятие и социальное назначение государства раскрывают сущность данного политического института, его цели и функции. Свидетельствует о том, что это явление общественное, порождение социума.

Как уже было упомянуто, государство произошло вследствие развития социума, на определенном этапе происходящих в нем процессов. Как предпосылки к его созданию, так и социальное назначение государства долгое время являлись предметом многочисленных дискуссий и обсуждений. По этому поводу существует огромное разнообразие мнений - цепочка, тянущаяся еще со времен Античности[2].

Наиболее известные теории создания государства такие:

- результат общественного разделения труда (по Платону);

- следствие естественного развития института семьи (по Аристотелю);

- божественная теория создания государства (развивалась теологами);

- результат общественного договора между людьми (представлена классической политической мыслью, Локком, Гоббсом и так далее);

- продукт акта насилия (из принципа "всякая власть есть насилие над людьми", поддерживалась Гумпловичем и Дюрингом);

- теория Маркса, где большая часть внимания уделена влиянию частной собственности и взаимоотношению классов, а точнее угнетения одного другим.

Так, государству дают такую дефиницию: инструмент общественных сил, который призван сохранять их баланс в обществе. Из этого следует, что в нынешнее время именно оно ответственно за социальное, экономическое и духовное развитие, а также интеграцию различных групп и объединение их вокруг совместных общезначимых целей и ценностей.

Сущность определяет социальное назначение и задачи государства, то есть является основным (главным, центральным) в нем. Таким центром становится принадлежность государственной власти.

Сущность государства всегда двойственна: с одной стороны, оно есть организатор всех общих дел, с другой - всегда выражает интересы политической элиты, главенствующей на определенный период времени части общества, социальной группы. Эта двойственность выражает два основных подхода к сущности государства: общесоциальный и классовый, причем последний напрямую связан с идеей Маркса о возникновении этого института.

Государство как эффективное средство организации жизни общества Социальное назначение и функции государства взаимосвязанные, хотя не взаимозаменяемые понятия. Первое включает в себя широкий спектр терминов, таких как сущность, смысл и стремления рассматриваемого политического института, второе представляет собой классификацию обязанностей, возложенных на этот институт.

Сущность и социальное назначение государства заключается в том, что государство обязано поддерживать существующий общественный порядок, оно управляет общими делами членов социума, организовывает и контролирует деятельность, необходимую для развития социума, являясь одновременно и силой, стоящей над обществом, и его слугой. Государство можно считать социальным судьей: оно разрешает общественные споры, конфликты, возникающие на национальной, религиозной или классовой почве. На плечи политической элиты ложится ответственность в виде обеспечения социального баланса, поиска компромиссов в ходе не только внутренних, но и внешних конфликтов. Государство вправе применять насилие в рамках, установленных законом, что делает его легализованным и легитимным.

Назначение государства - осуществлять социальную поддержку населения. Кроме уже названного баланса в обществе и решения общих дел, на его плечи ложится обеспечение прав и свобод человека. Это один из пунктов перечня задач социальной защиты населения. В него также входит обеспечение:

- безопасности экологии;

- развития науки и техники;

- здоровья нации;

- отсутствия социальных конфликтов;

- должного уровня жизни населения; поддержки культуры, образования, то есть духовного уровня нации;

- защиты материнства и детства.

Кроме того, легализированное насилие, описанное выше, также помогает обеспечить порядок в государстве, соответствующий нормам и законам, принятым в нем.

Под социальным государством понимают не просто политический институт, способный обеспечивать равенство, а организацию, готовую оказать помощь населению, защитить его и распределить блага и тяготы между всеми. Россия - социальное государство?

1.2. Признаки и функции государства

А.Б. Венгеров понимает под функциями государства рассматриваемые в комплексе предмет и содержание его деятельности в определенном направлении и обеспечивающие ее средства и способы. В.Н. Хропанюк отмечает, что «функции государства – это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом»[3].

С точки зрения известного государствоведа В.Е. Чиркина, государственное управление характеризуется той стороной жизни государства, которая выражает деятельность государства. Наиболее обобщенно это отражается в функциях государства, т. е. основных направлениях его деятельности по решению главных задач, которые зависят от этапа развития общества. Причем функции государства следует отличать от функций его органов, которые имеют более конкретный характер, зависят от задач и назначения этих органов.

М.И. Пискотин придерживается мнения, что функции государства не могут быть сведены к его сущности и задачам. Они представляют собой конкретные проявления сущности государства, направления его деятельности по осуществлению стоящих перед ним задач, по выполнению его социального назначения. «Функции государства – это направления необходимой деятельности государства, предопределенной объективными факторами, потребностями сложившейся общественной жизни, с точки зрения ее внутренних и внешних условий».

Поскольку сферы государственной деятельности многообразны, как и общественные отношения, то перед теорией государства встала проблема определения основных направлений его внутренней и внешней деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное значение, подчеркивает М.И. Байтин. Он под функциями государства понимает направления (и стороны) его деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его классовая сущность, служебная роль, задачи и цели, закономерности развития.

В данном определении ценным является не только рассмотрение основных «направлений», но также и сторон государственной деятельности. В то же время неверно думать, что в функциях государства отражается только его сущность, ибо у него возникают задачи и цели, продиктованные особенностями переживаемого момента, ситуацией политического властвования, спецификой управления государственно - организованным обществом.

2. Предметно-политический. Функции государства – предмет и содержание деятельности государства, а также обеспечивающие ее средства и способы, т. е. механизмы. В литературе были сделаны предложения иначе взглянуть на природу и сущность этого сложного и многогранного явления. Например, А.И. Денисов предложил понимать под функциями государства его предметно-политическую характеристику.

В.С. Петров – содержание деятельности государства в определенных направлениях. И.С. Самощенко – его социальное назначение внутри и вне страны. Т.Н. Радько отмечает, что в современных государствах общесоциальные и классовые задачи бывают довольно тесно взаимосвязаны и не всегда противопоставлены друг другу.

Например, еще в 1960-е гг. в рамках отечественной юридической науки получило довольно широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности. Л.А. Морозова определяет функции государства как особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления его деятельности по управлению обществом[4].

Представляется, что включение механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов в понятие функции государства не совсем верно, так как тем самым делается попытка свести функции государства в целом к функционированию его механизма, а также подменить функционирование государства различными способами правового воздействия, хотя в науке существует такое самостоятельное понятие, как правовые формы осуществления функций государства.

3. Социально-телеологический. Функции государства – это его цели и социальное назначение.

В начале 1970-х гг. Л.И. Каск и Л.В. Николаева рассмотрели категорию «функция государства» с философско-правовой, социологической и кибернетической точек зрения и предложили понимать под ними цель государства. А.П. Глебов сформулировал ряд методологических принципов функционального исследования государственно-правовых явлений и предложил понимать под функциями государства социально-классовое назначение государства, реализующееся в целенаправленном воздействии государства на общественные отношения (объекты функций).

Л.И. Каск рассмотрел стороны содержания его деятельности (государства), которые характеризуют его классовое и общесоциальное назначение.

4. Интегративный. Функции государства – основные направления его деятельности, а также цели, методы, формы и средства ее осуществления. В.К. Бабаев и С.В. Бабаев определяют функции государства как «особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом».

В юридической науке понятие «функция» употребляется для характеристики содержания деятельности, социальной роли, социального назначения государства и пава.

Функции – основные направления и стороны деятельности государства, в которых отражаются и конкретизуются его суть, цели и задачи.

Функции государства – особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом. Функции государства тесно связаны с характеристиками государства; его типом и формой. С эволюцией государства эволюционируют и его функции.

1.3. Особенности государства

Прежде всего, первое является основой последнего. Одним из проявлений вторичности государства и первичности общества является приоритет ценностей и интересов населения по отношению к ценностям и интересам государства. Это отражено в Конституции (в нашей стране, например, в ст. 2 Конституции РФ), где сказано, что человек, его свободы и права являются высшей ценностью. А государство обязано соблюдать и защищать их. Во-вторых, это соотношение также проявляется в единстве правового государства и гражданского общества как "социального целого". В основе этого целого лежат преследуемые ими общие цели (политические, экономические и другие). Данное единство основывается на тезисе о немыслимости государства и общества друг без друга. При этом отношения между ними являются социально-политическими. Это значит, что государство обусловлено социально, а общество носит политический характер.

Таким образом, они не могут развиваться и даже просто существовать друг без друга. Государство и общество непременно должны взаимодействовать между собой. Следовательно, между ними существует обоюдная зависимость в виде взаимной обусловленности. Теснейшим образом оказываются переплетены результаты их функционирования и сказываются непосредственно на каждом из них. Таким образом, и правовое государство, и гражданское общество являются необходимыми сторонами социума. С другой стороны, несмотря на наличие общих целей, конфликты и противоречия между ними неизбежны. Но не только между ними, а даже внутри самого гражданского общества. Это связано с несовпадением публичных и частных интересов.

Государство, к примеру, не всегда в своих действиях руководствуется приоритетом ценностей и интересов общества. Иногда оно отдает предпочтение собственным геополитическим[5].

А порой его действиями могут руководить и интересы надгосударственные. Например, присоединение государств Европы к политическим и экономическим ограничительным мерам в отношении РФ привело впоследствии к сокращению производства, разорению фермерских хозяйств и увеличению количества безработных в самой Европе. Приведем еще один пример. Коррумпированный государственный аппарат порой пренебрегает интересами общества. Он может использовать свою власть для удовлетворения корпоративных или личных интересов или же интересов каких-то отдельных социальных групп. Кроме того, правовое государство и гражданское общество являются сдерживающими факторами друг для друга. Отсутствие взаимного контроля, а также юридической ответственности за принимаемые решения и осуществляемые действия создают большую опасность. Поэтому в государстве правовом осуществляется контроль за гражданским обществом в формах, предусмотренных законом. Тем самым обеспечивается правопорядок и законность. Также в соответствующих формах гражданское общество контролирует деятельность государства.

Почему правовое государство не оправдало связанных с ним надежд? Провозглашение принципов равенства перед законом, индивидуальной свободы в правовых государствах не оправдало надежд. Оно не остановило роста конфликтности и нищеты в обществе, и до всеобщего благоденствия по-прежнему далеко. Не сбылись надежды на то, что в условиях рыночного хозяйства данные принципы автоматически приведут человечество к процветанию. Почему же до сих пор актуальны проблемы соотношения общества и государства? Прежде всего, потому, что правовое государство стало исполнять функции "ночного сторожа", то есть взяло на себя обеспечение правопорядка, физической безопасности и индивидуальной свободы, а в социальную и экономическую сферу не вмешивалось. Однако рынок, на котором установилась свободная конкуренция, привел к тому, что богатства и ресурсы стали сосредоточены у имущих классов.

А для большей части общества не были созданы достойные условия существования. Это вызвало необходимость сглаживания неравенства с помощью проведения активной социальной политики. Вновь было переосмыслено соотношение государства, общества и права. За ним последовали новые изменения. Появилось государство социальное[6].

Оно означало переход от декларативности свобод и прав к их практической гарантированности. Особенность социального государства заключается в том, что оно нацелено на предоставление каждому индивиду достойных условий жизни с помощью перераспределения различных благ. При этом распределении соблюдаются принципы социальной справедливости. Государство в данном случае берет на себя ответственность за развитие общества и заботу о нем. Оно поощряет индивидуальную ответственность, повышение эффективности производства, конкуренцию, частную собственность. В заключение отметим, что достойные условия существования человека, а также равные для всех возможности участия в управлении производством только в 60-е годы 20 века могло реально гарантировать государство, да и то лишь в развитых странах.

Общество как сложная система и государство как его политическая организация представляют большой интерес для многих исследователей. А их соотношение - это важная проблема, от решения которой зависит будущее каждого из нас. Поэтому многие исследователи изучают вопрос о том, в какой взаимосвязи должны находиться государство и общество. Характер соотношения их - тема, которая имеет не только большое теоретическое значение, но и практическое. Этим и другими смежными вопросами занимается теория государства и права.

2. Соотношение государства и общества

Настоящее гражданское общество и государство, кратко говоря, не могут сосуществовать без плюрализма мнений. Свобода слова является важным атрибутом этой взаимосвязи. В то же время между гражданским обществом и государством есть множество различий. Фундаментальной характеристикой властного аппарата является субординация – правило подчинения чиновников друг другу согласно номенклатурной лестнице. Свободное общество же основывается на принципе вольной координации. Люди внутри этой системы находятся на равных позициях. Их сотрудничество начинается благодаря одинаковым устремлениям и собственному желанию. Общая природа Государство не может существовать без общества, из которого и выделяется. Люди, живущие вместе, нуждаются в определенной политической организации и суверенной власти. Она необходима для защиты общих интересов. Именно на этом принципе основывается взаимосвязь между такими структурами, как гражданское общество и государство. Кратко об их «соседстве» рассуждали еще античные философы.

Например, мыслители Древней Греции строили разные теории о природе политической власти. В первую очередь государство состоит из населения, то есть человеческого общества. Его также можно назвать народом. Однако между этими двумя терминами есть некоторая разница. Народ – это крупная социальная группа, у членов которой есть общие культурные черты и историческое сознание. Люди одной нации, как правило, противопоставляют себя представителям других этносов. Сегодня на территории многих государств проживает по несколько народов. При всех их различиях на них в одинаковой степени распространяется политическая власть. Взаимосвязь гражданского общества и государства, кратко говоря, должна исключать возможность возникновения конфликтов между народами, живущими в одном «доме». Зарождение гражданского общества На протяжении многих столетий параллельно развивались гражданское общество и государство. Кратко описать эту эволюцию можно следующим образом. На начальном этапе происходило складывание предпосылок для появления гражданского общества.

Сперва в виде теоретической идеи. Термин «гражданское общество» появился в XVIII веке. Причем исследователи того времени использовали данную формулировку в несколько ином, чем сегодня, смысле. Например, в 1767 году шотландский философ Адам Фергюсон называл гражданское общество основным признаком европейской цивилизации вообще. Этот пример показывает важную характеристику сознания жителей Старого Света той эпохи. В античности, Средневековье и вплоть до XIX века люди считали, что нет таких отличий, которые бы имели между собой гражданское общество и государство. Кратко объяснить эту логику можно мыслью о том, что население не признавалось самостоятельным. Еще не было сформировано демократических институтов, инструментов саморегулирования. Люди всегда смотрели на власть как на богом данное естественное и ничем неограниченное право монархов. Пойти против этого принципа и оспаривать его считалось если не преступлением, то глупостью.

Сегодняшнее понятие гражданского общества появилось благодаря трудам Фрэнсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Шарля Монтескье и некоторых других мыслителей. В XVIII веке начался этап зарождения первых современных демократий. Именно борьба с абсолютными монархиями дала толчок к осмыслению перемен в европейском социуме. Постепенно гуманитарная наука смогла сформулировать принцип, согласно которому взаимодействуют гражданское общество и правовое государство (кратко описать его можно как «общественный договор»). Власть и люди нуждаются в неких установках, «правилах игры», регулирующих их отношения. Гражданское общество появляется в тот момент, когда политическая система признает право человека на свободу, подчеркивает важность его частной собственности, экономической самостоятельности.

Независимая личность – вот вокруг чего строится самый прогрессивный социум. Без нее невозможен рост благополучия и стабильность.

В каких еще сферах проявляется взаимодействие гражданского общества и государства? Кратко говоря о точках их пересечения, нельзя не упомянуть законодательную сторону этого вопроса. Основы общественной и государственной жизни зафиксированы в Конституции. Этот главный закон является правовой моделью социума. С помощью конституции граждане могут защищать свои интересы в случае конфликтов и спорных ситуаций. Исполнение установленных норм помогает утвердить в обществе твердый и эффективный правовой порядок. Конституция – главный закон, однако помимо нее есть еще множество других законов. Все вместе они делятся на несколько групп, регулирующих определенную сферу жизни общества. Также существуют подзаконные акты, помогающие внести ясность в каждом конкретном случае их правоприменения.

Судебный фактор. Независимый суд – еще один инструмент, который определяет соотношение правового государства и гражданского общества. Кратко о его влиянии необходимо упомянуть хотя бы потому, что именно с его помощью люди могут добиться исполнения законов. Суд – главный проводник Конституции. И если сам ее документ является лишь декларацией, то с помощью состязательного процесса общество претворяет эти писаные принципы в жизнь. Защита общественных интересов Для функционирования эффективной политической модели необходима взаимная ответственность, с которой друг к другу должны относиться гражданское общество и государство. Философия кратко и вместе с тем емко ответила на вопрос о том, в каком формате должны существовать эти отношения. Государство берет на себя ответственность защищать всех своих граждан.

Главным инструментом, корректирующим поведение власти, является закон. Он исключает административный произвол и не дает государству уничтожить независимое гражданское общество.

Государственная деятельность делится на несколько видов: исполнительную, судебную и законодательную. Автором этой концепции стал Монтескье. Формулируя свою эпохальную теорию в книге «О духе законов», он опирался на изыскания своих не менее знаменитых предшественников: Аристотеля, Платона и Локка. Принцип разделения властей стал фундаментом для Декларации прав человека, принятой во Франции в 1879 году. Применение этой модели – лучший пример того, как вместе уживаются государство, право и гражданское общество. Кратко описать эту взаимосвязь можно на примере парламента – органа законодательной власти. В правовом государстве он независим от президента и принимает самостоятельные решения. Таким образом, эти два института представляют собой противовес друг для друга. Также к ним прилагается независимый суд. Данная триада рождает баланс интересов. Ни одна сила не сможет установить диктатуру и навязать свое мнение остальным. Так соблюдаются права и свободы всех жителей страны, ведь и президент, и парламент избираются людьми.

Таким образом осуществляется принцип народного представительства. Принимая решения, депутаты на самом деле лишь претворяют в жизнь чаяния своих избирателей. Так гражданское общество влияет на жизнь в стране, делает ее лучше и удобнее. Если же парламент или президент нарушают права людей, те могут обратиться в суд и, опять-таки, защитить свои интересы с помощью легитимного инструментария. Равенство властей Традиционно считается, что законодательная власть является высшей, потому что законы непреложны для всех. Но и она не абсолютна. Исполнительная власть имеет немало прав, в частности может вносить инициативы законодательного характера, а также использовать право вето.

При всем этом она обязана соблюдать Конституцию и другие официально принятые нормы. Что касается суда, то он одинаково важен как для одной личности, так и для целого государства. Этот институт должен быть независимым от политических склок, интриг и индивидуальных симпатий. Только так он сможет поддерживать справедливое соотношение гражданского общества и государства. Кратко разобрав принципы работы всех ветвей власти, также нельзя не отметить, что их разделение ни в коем случае не означает коренного противоречия. В случае возникновения борьбы между государственными институтами в качестве логичного продолжения начинается усиление коррупции, за которой следует экономический спад и снижение благосостояния людей.

Права и свободы граждан можно разделить на три основные группы. Первая – политическая. Сюда входит свобода мирных собраний, право на участие в выборах (быть избранным и избирать) и в управлении государством. Гораздо основательнее гражданская группа. Она состоит из фундаментальных сторон человеческой свободы: на передвижение, жизнь, свобода слова, мысли и т. п. Если государство не защищает эти принципы, оно встает на путь диктатуры и тоталитаризма. Также важна третья группа свобод и прав, затрагивающая экономическую, культурную и социальную сторону жизни людей. К примеру, сюда входит важнейший принцип неприкосновенности частной собственности.

Заключение

Государство представляет собой территориально организованную публично-правовую общность населения, построенную на началах власти и осуществляющую свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата. Государство за счет установления системы общеобязательных правил поведения, выполняет функцию регуляции и упорядочивания существующей системы отношений в обществе. Государственная власть свободно решает свои задачи и выполняет функции в рамках права. Право выступает в качестве основы власти, основы деятельности государства, иными словами, организацию государственной власти следует осуществлять только на правовых началах, а ее деятельность заключать в рамки права (правового закона). Государство должно законодательно гарантировать основные права и свободы человека и гражданина.

Проблема происхождения государства является очень древней и отражена в трудах мыслителей всех эпох. Уже древние мыслители Сократ, Платон и Аристотель размышляли не только о самих причинах и предпосылках образования, но также и о справедливом государстве, о том, на каких принципах это справедливое государство строится. Появление тех или иных теорий происхождения государства было связано с социальными и политическими реалиями эпохи.

На сегодняшний день очевидно, что в сущности государства общечеловеческое и классовое начала играют одинаково важную роль, поскольку само государство является сложным и многофункциональным образованием.

на первый план все более выдвигается задача тесного соединения теоретических представлений о том, каким должно быть правовое государство, с повседневной практической деятельностью государственных органов и муниципальных учреждений, общественных объединений, должностных лиц и граждан по его реальному созданию. В связи с этим важно иметь в виду, что демократия, правовое государство ничего общего не имеют с анархистским своеволием, правовым нигилизмом, распущенностью, вседозволенностью. Напротив, они предполагают необходимые для всего общества законность и правопорядок, при которых все равны перед законом и судом, закон обязателен для всех без исключения, и никто из тех, кто нарушит его, не сможет уйти от ответственности. Последовательное обеспечение законности и правопорядка - основа жизнеспособности и прочности демократии и правового государства.

Подводя итог вышесказанному о двуединой общечеловеческой и классовой природе сущности и социального назначения государства, можно предложить один из возможных вариантов его краткого общего определения. Государство - это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества. При этом достаточно исходить из его наиболее общих начал - общечеловеческого и классового.

Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно достигнуть научной объективности в его изучении, рассматривать его таким, каково оно есть в действительности. Поэтому нельзя согласиться с теми, кто стремится к иной односторонности, предлагая полностью отказаться от классового подхода, ограничившись лишь общечеловеческим. Следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым в государстве в разные эпохи не одинаково, это не застывшее состояние, а динамично отражающее реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократии.

Соответственно в определенных условиях, например, в рабовладельческих и феодальных государствах, в буржуазных государствах периода промышленного капитализма, в некоторых буржуазных государствах эпохи монополистического капитала, особенно с тоталитарным режимом, а также в государствах диктатуры пролетариата, в характеристике сущности и социального назначения государства на первый план выступает классовое господство, насилие, подавление.

В науке существует три основных подхода о происхождении права и государства:

1) право возникло раньше государства;

2) государство возникло раньше права;

3) право и государство возникли одновременно.

По вопросу о соотношении государства и права также существует три основных подхода:

1) этатистский (государство обладает большей социальной ценностью, чем право, т.к. право создается государством);

2) либеральный (право обладает большей ценностью, чем государство, т.к. право возникает до государства и независимо от него. При этом государство обеспечивает реализацию и защиту права);

3) прогматический (государство и право обладают одинаково высокой социальной ценностью, они не существуют по отдельности, они тесно взаимосвязаны и взаимодействуют, выполняя свое социальное назначение.

Принципы правового государства исходят из понимания и признания того, что это такое государство, которое законодательно ограничено в своей деятельности относительно человека. При этом признается, что единственным и высшим источником любой власти в государстве является гражданин, а потому правовое государство обязано подчинятся его воле. Современная политико-правовая наука и практика называет следующие принципы правового государства:

- формирование и наличие достаточно развитой формы гражданского общества;

- правовое ограничение диапазона действий государства в отношении человека;

- признание мировоззренческого индивидуализма в качестве неотъемлемой идеологии каждого, обеспечивающей свободу при личной ответственности индивида за свое собственное благополучие;

- гарантия правового равенства при законодательном оформлении принципа главенства прав человека над полномочиями государства;

- признание за правом его свойства всеобщности и равнораспространенности на всех граждан и само государство;

- признание приоритета суверенитета народа над суверенитетом государства;

- реальное разделение властей государства, при сохранении целостности политической системы и единства действий властей во благо народа в пределах, разрешенных конституцией;

- признание принципа ограничения свободы только в том случае, если она нарушает свободы другого человека.

Взаимоотношения между индивидом и властными структурами определяются конституцией. Правовое государство, как право-идея, формировалось в течение длительного времени на базе самых ранних представлений людей о свободе, власти и государственности, которые сложились в глубокой древности.

О власти единого и нерушимого закона, говорил в 6 в. До н.э. древнегреческий царь-реформатор Солон. О принципах соотношения и взаимодействия прав человека и государственных законов писали в своих трудах Аристотель и Цицерон. Концептуально, как цельная доктрина, признаки и принципы правового государства в основополагающих были сформулированы в 18 – 19 веках в работах теоретиков раннего либерализма. Окончательно в своем значении, дефиниция «правовое государство» утвердилась в работах юристов из Германии — К. Велькера и Р. фон Моля в середине 19 века. Принципы правового государства находятся в постоянном развитии, еще и поэтому фиксация «правового состояния» государства практически невозможна по определению и предполагает под собой постоянное совершенствование политико-правовых систем.

Список использованной литературы

  1. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. — М.: Норма: Инфра-М, 2013. – 230 с.
  2. Алексеев С.С. Государство и право: Учебник. М.: Проспект, 2015. – 356 с.
  3. Баренбойм П.Д. Концепция Зорькина - Танчева о соотношении современных доктрин верховенства права и правового государства // Законодательство и экономика. 2011. № 10. С. 17 - 25.
  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. — М.: Омега-Л, 2014. - 607 с.
  5. Власенко Н.А. Теория государства и права. Учебное пособие. 2-е изд., перераб., доп. и испр. — М.: Проспект, 2011. – 289 с.
  6. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. СПб.: Издательство юридического института, 2012. – 423 с.
  7. Кулапов В.Л. Теория государства и права. Учебник. — М.: КноРус, 2014. – 307 с.
  8. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрайт, 2015. – 198 с.
  9. Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. — М.: КноРус, 2014. – 208 с.
  10. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. — М.: Проспект, 2015. – 274 с.
  11. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права. — М.: Проспект, 2013. – 238 с.
  12. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. — М.: Дело, 2014. – 456 с.
  13. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. – 587 с.
  14. Морозова Л.А. Теория государства и права. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2013. – 209 с.
  15. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства [Текст]/ В.С. Нерсесянц - М.: Норма, Инфра-М; 2010 - 560 с.
  16. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.: Норма, Инфра-М,2012. – 340 с.
  17. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права. Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2013. – 196 с.
  18. Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2013. – 237 с.
  19. Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник. М.: Юрайт, 2015. – 230 с.
  20. Рассказов Л.П. Теория государства и права. Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. - 558 с.
  21. Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. — М.: Проспект, 2014. – 458 с.
  22. Романенкова Е.Н. Теория государства и права. Конспект лекций. — М.: Проспект, 2015. – 347 с.
  23. Суслина И.А. Философско-правовой анализ соотношения понятий «право», «государство», «власть» и «принуждение» // История государства и права. 2014. № 6. С. 3 - 5.
  24. Теория государства и права: Учебное пособие/ В.М. Корельский, В.Д. Перевалова - М.: Норма, Инфра-М, 2010. - 564 с
  25. Хропанюк В. Н. Теория государства и права [Текст]: Учебное пособие/ В. А. Стрекозов - М.: Омега-Л, 2012 - 536 с.
  26. Явич Л.С. Право: сущность и принципы [Текст]/ Л.С. Явич - М.: ГарантЪ, 2010. - 401 с.
  1. Алексеев С.С. Государство и право: Учебник. М.: Проспект, 2015.

  2. Алексеев С.С. Государство и право: Учебник. М.: Проспект, 2015.

  3. Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. — М.: КноРус, 2014.

  4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. — М.: Дело, 2014.

  5. Морозова Л.А. Теория государства и права. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2013.

  6. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права. Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2013.