Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Сходство и отличие требований права и морали (Понятие права)

Содержание:

Введение:

  Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности. Среди них — моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные обычаи, обряды, ритуалы, требования этикета и др. Нормы — это определенные стандарты, образцы, эталоны поведения участников социального общения. Без них невозможно функционирование таких сложных образований, как государство, общество В учебных и практических целях очень важно выявить как тесную взаимосвязь всех видов социальных норм, так и их специфику. Особенно это касается права и морали, представляющих для юридической науки приоритетный интерес. Они являются главными регуляторами человеческого поведения, обладают наибольшим значением и эффектом. Правовые и моральные нормы являются фундаментальными историческими ценностями, показателями социального и культурного прогресса.

Понятие права:

Право - система общеобязательных, формально определённых правил поведения, установленных и обеспечиваемых государством с целью урегулирования общественных отношений.

Право привлекает к себе большое внимание, тем что затрагивает интересы каждого человека, и различных социальных групп населения. Право – это сложное общественное явление. Именно поэтому право является предметом изучения многих общественных наук, прежде всего философии, общей теории государства и права. Будучи наполнено конкретным нормативным содержанием, право выполняет инструментальную, регулятивную роль в государственно-организованном обществе и в силу этого выступает также предметом изучения отраслевых юридических наук .

Основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором, определителем возможного и обязательного поведения индивидов и их коллективных образований. Обязательность права обеспечивается возможностью государственного принуждения, правовые положения становятся общеобязательным правилом поведения.

Эти основные характеристики права и составляют сущность права, его устойчивое ядро, каким бы ни были эти правила у тех или иных народов, в те или иные времена.

Зная сущность права, можно всегда в практической деятельности определять те или иные регулятивные правовые системы и обеспечивать их соответствующими свойствами и, наоборот. Не требовать правовых характеристик от регуляторов, имеющих совершенно иное происхождение, назначение, содержание.

Пытаясь выяснить, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо смыслом. Право, как писал Павел, употребляется по меньшей мере в двух смыслах. Во-первых, оно “ всегда является справедливым и добрым”, т.е. естественное право. Во-вторых, право - это то, что “полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право”. По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество правовых идей, теорий, суждений. Однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли право, как гражданское право, хотя и в модернизированном виде, но сохранились.

Важную роль в формировании представления о сущности и содержании права, а также в его определении играют и такие факты, которые связаны со служебной ролью и социальным назначением права в жизни общества и государства.

Общепризнан факт, что в социальном плане право никогда не бывает абстрактным. Оно всегда выражает и закрепляет прежде всего волю и интересы стоящих у власти социальных классов, слоев, групп. Оно всегда конкретно и реально.

Понятие морали:

Мораль-система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения, определенного класса либо социальной группы.

В морали “выражены представления людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, трудолюбии, милосердии”.

Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Мораль включает: моральные отношения, моральное сознание, нравственное поведение.

Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как бы прародительницей и государства и права, и что отвечать народным чаяниям может только то государственное устройство, в котором и право и мораль находятся в теснейшем взаимодействии.

Мораль, как и право, всегда имела и имеет социальный характер. С помощью ее норм регулируются такие отношения и связи, которые возникают между людьми, а также между человеком и обществом.

Общечеловеческие ценности и элементы морали закрепляются нормами права как в международных, так и в национальных правовых актах. Многочисленные подтверждения тому можно видеть на примере не только современных, но и многих ранее изданных, в том числе древних правовых актов. Так, даже в Законах Ману, можно найти отражение общечеловеческой морали в статьях. Такова, в частности, ст. 51 (гл. 3), в которой записано: « Разумному отцу не следует брать даже самого незначительно вознаграждения за дочь; ибо человек, берущий по жадности вознаграждение, является продавцом потомства». Или ст. 55 той же главы: « Девушки должны быть почитаемы и украшаемы отцами, братьями, мужами, а также деверьями, желающими много благополучия».

Сходство и отличие права и морали:

Главные общие черты права и морали состоят в следующем:

  • право и мораль представляют собой разновидности социаль­ных норм, образующих в совокупности целостную систему нор­мативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;
  • право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование об­щественной жизни, внесение в нее организующих начал, разви­тие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;
  • у права и морали один и тот же объект регулирова­ния – общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллекти­вам; их требования во многом совпадают;
  • право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъек­тов. Служат средством выражения и гармонизации личных и об­щественных интересов;
  • право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные, прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;
  • право и мораль выступают в качестве фундамен­тальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисцип­линирующих начал.

Главные отличительные черты права и морали заключаются:

  • по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право – вместе с государством),
  • по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право – в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму),
  • по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право – наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить),
  • по времени введения в действие(если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые – в конкретно установленный срок),
  • по способу обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, но нормы права – мерами государственного принуждения),
  • по критериям оценки (если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливо и несправедливо, то номы права – с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).

Противоречия между правом и моралью

Между правом и нравственностью могут быть и противоречия, отражающие отсутствие их должной согласованности. Вопрос о порождающих их причинах решается по-разному. Одни объясняют это изменениями в экономической жизни, другие - влиянием иных частей надстройки, формальной определенностью правовых норм. Противоречия эти устранимы.

Эти противоречия преодолеваются, как путем выработки новых нравственных принципов и норм в ходе развития общества, так и путем внесения корректив в действующее законодательство.

Право должно рано или поздно выработать для себя такие формы, которые ставит его в известное противоречие с началом нравственной свободы, и способствуют его обособлению от нравственности. Первым шагом к этому обособлению является установление правил, точно и подробно определяющих отношения отдельных лиц друг к другу и к обществу. И нравственность имеет свои законы и свои правила, но эти правила и законы указывают лишь общее направление человеческой воли, предоставляя нравственному чувству каждого отдельного человека определить подробности и избрать меру исполнения нравственных велений. Высказывая заповедь любви к ближним, нравственность не определяет точно способов и размеров проявления этой любви. Все это предоставляется нашей нравственной свободе. Отсюда постоянные и вполне допустимые колебания в исполнении нравственного закона, который у одних вызывает лишь слабую дань признания к его требованиям, у других - пожертвование всех своих сил и средств на служение нравственным целям.

Совершенно обратно с этим, право, как только оно достигнет известного развития, должно усвоить для себя твердые и определенные нормы, принудительно господствующие в жизни. Будучи призвано к тому, чтобы устранять споры, возникающие в обществе, оно должно выработать точные и подробные правила, определяющие устои общественной жизни. В то время, когда судебные приговоры постановляются по свободному усмотрению судей, они находятся в полной зависимости от всех колебаний их нравственного чувства.

Не связанные в своих решениях ничем, кроме своей совести и своих нравственных воззрений, судьи могут постановлять различные приговоры в сходных случаях в зависимости от своего настроения и чувства. Но именно этого не может допускать развитый юридический оборот. Предназначенное для того, чтобы создавать надежную почву для разрешения споров, право само должно быть бесспорным. Имея своей целью охранять отдельных лиц от произвола, оно не может зависеть от субъективного усмотрения судей. Оно должно быть свободным от изменчивых и временных колебаний личного чувства, ибо только в этом случае может оно служить задаче установления общественного мира. Оно должно установить определенные нормы, наделенные авторитетом непререкаемостью и с неизменной последовательностью применяющиеся ко всем случаям, которые под них подходят.

Разграничивая нравственность и право, утверждая практическую необходимость разделения их сфер, мы не можем, однако, отрицать несомненной и не превращающейся связи их между собой. Жизнь приводит к их обособлению, но она не может устранить их взаимодействия.

Как сказал Гегель: «Право и мораль отличаются друг от друга. Нечто вполне позволительное с точки зрения права быть чем-то таким, что моралью запрещается. Право, например, мне разрешает распоряжаться своим имуществом, совершенно не определяя пределов этого распоряжения, и только мораль содержит определения, которые его ограничивают».

«Общество не может не высказываться относительно поведения своих членов, и чем сильнее говорит в нем голос нравственного чувства, тем резче и решительнее будет оно осуждать отдельных лиц за отступление от заветов морали». Общественное мнение воздействует, поэтому с неизбежной необходимостью на нравственное настроение отдельных лиц, и устранить подобное воздействие не представляется возможным.

Право, например, разрешает согнать с квартиры бедняка, не уплатившего вовремя деньги, ибо оно позволяет требовать своего, допуская в известных пределах эгоизм. Напротив, мораль при всех условиях, требует сострадания к ближнему, она зиждется на любви, а любовь, по известному изречению, тем и отличается, что «не ищет своего». Во многих случаях то, что дозволяется правом, запрещается моралью, которая обращается к человеку с заповедями высшими и более строгими.

Заключение:

Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типич­ные, массовые отношения. Случайные связи, поступки, действия не могут отразиться в норме. Норма – это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и на внешних детерминантах. Действуя в системе социального нормативного регулирования, юридические нормы являются только одним из элементов этой системы. В условиях правово­го общества, демократического государства гармоничес­кое взаимодействие права с иными социальными норма­ми – необходимое условие его эффективности.

Таким образом, право активно содействует утверждению прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений нравственными идеалами. В таком случае выполнение требований норм права воспринимается гражданами как долг перед обществом и государством, расширяется и углубляется взаимодействие права и морали. Соединенное действие права и нравственности обусловлива­ется единством целей, преследуемых нормами того и другого вида, - воздействия на поведение индивида с социальной точки зрения. Поэтому в значительной части право и нравственность совпадают в своем содержании. С другой стороны сближение нормативно регулятивных систем, прежде всего, религии, морали и права, скорее, желаемый процесс, чем научно прогнозируемая перспектива. В настоящее время современные культуры и общемировые цивилизации, переживают кризис авторитетов, упадок императивов, разложение фундаментальных ценностей. Поиски средств спасению, должны вестись в организационной и регулятивной сферах при условии обращения к новым духовно-нравственным приоритетам вместо прежних, которые довели человечество до его нынешнего состояния. Если люди не расстанутся с идеалами безудержного экономического роста и потребительства, коммерциализации, не откажутся от «языческого» культа денег, тогда о спасении человечества нечего и говорить. Но, если придет понимание необходимости культурного оздоровления, если оно станет достоянием не только отдельных провидцев, но всех либо большинства людей, живущих на Земле, то значение права в союзе с моралью и религией, может стать решающим фактором. Это сближение может осуществиться на уровнях отдельных культур и мировой цивилизации, причем в первом случае – это может быть процесс культурной модернизации, во втором – процесс глобализации. На этом пути окажется необходимым усиление духовных ценностей христианства, ислама, буддизма и других мировых и национальных религий. Глобализация, пока еще не определившаяся тенденция, обсуждаемая сегодня, как правило, в экономических категориях капиталистического и пост капиталистического общества, вряд ли состоится, если она будет связана с попытками возвести на мировой пьедестал какую то одну из существующих ныне систем моральных или правовых норм. Мировой правопорядок, универсальная мораль и соответствующая им религиозность, должны образовывать в самом процессе глобализации как итог совместного поиска и солидарных усилий множества народов и культур.

В завершении следует отметить, что анализируя соотношение права и морали можно сделать следующий вывод: выполнение правовых норм в значительной мере обуславливаются тем, в какой мере они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Однако жизнь приводит к обособлению данных норм, но она не может устранить их взаимодействия. Право и мораль, взаимодействуя с остальными социальными регуляторами, способствуют подавлению скрытых в человеке биологических инстинктов, «окультуривают» человека, помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.

Литература:

Специальная научная литература:

  1. Аренс Г. Юридическая энциклопедия или Органическое изложение науки о праве и государстве, на основании принципов этической философии права: Перевод с немецкого – М.: Тип. А. Семена, 1863,
  2. Грудцына Л.Ю. Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством в России. Адвокат. -2007. -№9,
  3. Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права: Учебник для вузов.- М.: Юристъ, 1995,
  4. Лукашева. Право. Мораль. Личность. М., ¨наука¨. 1986. 264 с.,
  5. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2010,
  6. Мальцев Г.В. Нравственные основания права. Изд. 2-е. М.: Изд-во СГУ, 2009,
  7. Масюкевич О.П. Теория государства и права: Учебное пособие. 3-е изд. - "Дашков и К", 2007г.,
  8. Матузов Н.И. О праве в объективном и субъективном смысле: гносеологический аспект. Журнал "Правоведение"/1999/№ 4,
  9. Новгородцев Π. И. Нравственный идеализм в философии права// Проблемы идеализма. Μ., 1902,

11.законы Мануhttp://bharatiya.ru/india/zak_manu/zak_manu03.html