Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Роль воображения в творческой деятельности (Функции и виды воображения)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Психологи различают продуктивную и репродуктивную деятельность. В формировании первой участвует память и комбинирующая функция. Творческую деятельность на основе комбинирующей способности мозга психология называет воображением. Не будь этого свойства, человек не мог бы создать ничего нового. Ведь прежде чем что-то осуществить фактически, его нужно сначала вообразить.

Такая творческая способность развивается вместе с развитием производительных сил, которые в свою очередь являются результатом творческой деятельности.

В этом случае мы имеем дело с превращением идеального в материальное - воображение становится действительностью, будь то технические решения или художественные творения. Воображение — это продуктивная деятельность психики, при которой новые образы создаются на основе преобразования реалистических представлений, полученных ранее в опыте человека. Он не видел живых динозавров или машину времени, мог не слышать морской прибой и не вдыхать аромат пустыни, но он может вообразить это, оперируя знакомыми образами.

Объект исследования - воображение как психический процесс,

Предметом являются виды, приёмы создания образов воображения, влияние воображения на жизнь и творчество человека.

Целью данной работы является выявление роли воображения в творческой деятельности и ее проявлениях.

Задачи:

  1. Изучить сущность и механизмы воображения, его функции и виды.
  2. Рассмотреть связь творчества с воображением.
  3. Проанализировать роль воображения в научном и художественном творчестве.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВООБРАЖЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ТВОРЧЕСТВЕ

1.1. Функции и виды воображения

К функциям воображения относят: побуждение деятельности при помощи яркого, привлекательного образа ее результата, средств и способов осуществления, обобщенных замыслов и конкретных планов; регуляция поведения в неопределенной, проблемной ситуации при помощи образов альтернативных поступков и их последствий; иллюзорное удовлетворение потребностей. С этой функцией связан риск уйти от реальности. Замещение реальности игровыми образами — одно из следствий игромании; организация познания — воссоздание объекта по описанию, достраивание недостающих элементов, моделирование. Виды воображения:

  • Активное воображение усиливает мотивацию деятельности и человек преобразует реальность — изобретает, воплощает художественный замысел, приближает будущее, о котором мечтает.
  • Активное воссоздающее воображение строит образ по описанию.
  • Активное творческое воображение строит образ того, чего еще не существовало.
  • Вся культура создана творческим воображением. Пассивное воображение подрывает мотивацию реального поведения, образы воспроизводят сами себя. Пассивное преднамеренное воображение управляется человеком, который сам вызывает воспоминания, грезы, фантазии. Пассивное непреднамеренное управляет человеком, когда он принимает за реальность бредовые, сновидные образы.

Таким образом, воображение является сферой психики человека, которую часто недооценивают, но именно она может оказать значительное влияние на реальную жизнь — обогатить ее, истощить, подменить бесплодной фантазией. Воображение поможет планировать, предвидеть риски, воодушевляться на действия, находить нестандартные пути решения, сопереживать, созидать.

1.2. Творчество и его связь с воображением

Возникая и развиваясь в практической деятельности человека, воображение играет огромную роль во всех сферах духовной деятельности, в том числе и в науке. Включение воображения в процесс творческой деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации. Если исходные данные известны, то ход решения проблемы идет строго по законам мышления, если же эти данные с трудом поддаются анализу, то в этом случае подключаются механизмы воображения. Значение воображения в процессе научного познания состоит в том, что оно выступает как средство увидеть новое, когда это новое даже не выражено в понятии. Воображение – это способность создавать мысленные образы. Для того чтобы построить воображаемый образ, надо знать то явление, на основании которого формируется образ. В воображении мышление преобразует наглядную ситуацию творческого решения научной задачи.

Роль воображения в творческом процессе невозможно переоценить. Творчество не просто тесно связано с воображением, оно без него невозможно.

Творчество в исходном смысле этого слова - сотворение нового. Этот смысл слово "творчество" сохранило и в науке. В обиходе часто творчеством называют то, что связано с искусством: рисованием, музыкой, архитектурой и т.д. Но следует учесть, например, что игра на музыкальных инструментах далеко не всегда несет в себе хоть какой-то элемент новизны. Соответственно видам деятельности человека выделяют, например, такие виды творчества:

- изобретательское,

- техническое,

- научное,

- литературное,

- художественное,

- артистическое,

- музыкальное,

- политическое,

- военное и т.д.

В каждом из указанных видов творчества видна и понятна роль воображения. Для изобретательского или технического творчества важно представить работу уже имеющихся механизмов, устройств, компьютерных программ, а потом представить то, как можно улучшить работу имеющихся механизмов или устройств или же создать что-то принципиально новое. Для научного творчества важно представить во всех деталях объект и исследования, представить возможные эксперименты, их последствия. Для литературного творчества важно представить описываемых персонажей и среду их обитания, коммуникативные и прочие ситуации. В художественном творчестве художник сначала старается увидеть, почувствовать то, что ему предстоит нарисовать. Артист создает у себя в голове образ будущей роли. Музыкант - образ нового музыкального опуса. Политик живет в густом переплетении человеческих отношений, все эти толстые и тонкие нити тоже надо уметь представить у себя в голове, а также продумывать в деталях разного рода политические операции, интриги.

Г. С. Альтшуллер разработал целую теорию решения творческих задач. Он выделял пять уровней творчества (от легких к сложным):

1. Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решения. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности. Понятно, что объем творчества здесь - минимален.

2. Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. При этом средства решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.

3. Задачи третьего уровня еще сложнее, здесь правильное решение скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний.

4. На четвертом уровне совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск решений ведется, как правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений.

5. На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает многократно, а средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами возможностей сегодняшней науки и даже человеческого разума. Поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творческую задачу.

Соответственно этим уровням меняется и нагрузка на воображение. Решая задачи первого уровня, воображение можно вообще не напрягать. На пятом же уровне могут потребоваться десятилетия размышлений и воображения.

В общем и целом процесс творчества состоит из большой цепочки анализа и синтеза: структуры разбиваются на части, части потом опять собираются в структуры. Анализ и синтез требует активной работы мышления, но и воображения тоже, поскольку здесь воображение выступает предметной опорой для мышления.

1.3. Воображение и его роль в научном творчестве

Научным творчеством является когнитивная деятельность, направленная на получение нового знания и его внедрение в систему науки. Наука, устремленная к точному, объективному и непротиворечивому знанию, как правило, ориентирована на использование совокупности приемов и средств, нацеленных на исключение субъективных моментов из исследовательского процесса. Однако научное творчество нельзя свести только к четким формулировкам проблем, целей и задач, строгому соблюдению методик исследования и точным расчетам. Чтобы сделать в науке открытие, ученым порой необходимо нестандартно рассмотреть изучаемые объекты и прийти к нетривиальным выводам, и в исследовательский процесс включаются выходящие за рамки рациональности и не соответствующие критериям научности моменты. Поэтому к совершению великих открытий гениев науки часто подталкивали их воображение, интуиция, внезапные озарения, подсознательные догадки и т.д. Значимость этих человеческих способностей в научном творчестве подчеркивали и сами ученые.

Одной из таких важных способностей человека, позволяющей достичь положительного результата в научном творчестве, является его воображение. Воображением является способность, направленная на создание образов и связанная с осуществлением над ними дальнейших операций поддержания существования, оперирования или трансформации. Воображение выступает неотъемлемым элементом познавательной и творческой деятельности людей в науке потому, что обладает двумя важными чертами. Первая черта состоит в том, что в воображении создаются образы, которые способствуют получению целостного понимания изучаемого предмета, дают возможность его одновременного рассмотрения с разных сторон. Воображая, люди могут сразу проникнуть в сущность, в основание интересующего их предмета или проблемы еще до того момента, когда в их сознании сформируется отчетливое представление о них. Содержание будущей абстрактной мысли, до которой только предстоит додуматься и провести ее детальный анализ, мгновенно раскрывается сознанию в форме наглядного образа.

По сравнению с мышлением, оперирующим понятиями предмет для внимательного анализа отдельных его сторон, в воображении дается синтетический образ, т.е. целостное впечатление от этого предмета. Поэтому в творческом мышлении такие образы могут быть важней абстрактных понятий.

Вторая важная черта воображения заключается в том, что оно имеет сложную, синтетическую природу, что в формируемых благодаря этой способности образах одновременно переплетаются чувственный, эмоциональный, интеллектуальный и бессознательный компоненты знания.

Поэтому воображение может выступать связующим звеном, обеспечивать взаимодействие между уровнями научного познания, между разными познавательными способностями человека. С одной стороны, историки на эмпирическом уровне могут вообразить события из прошлого, которые недоступны для восприятия, мало или противоречиво описаны в исторических источниках, мысленно поставить себя на место очевидцев и т.д., т.е. подготовить фактический материал для его дальнейшей теоретической обработки.

С другой стороны, на теоретическом уровне они в своем воображении могут подготовить замысел повествования описываемых событий, осуществить процедуры их объяснения и т.д., т.е. обработать эмпирические данные и сделать из них единую картину. Когда историк, исследуя прошлое, исходит из некоторых подробных описаний прошлых событий глазами очевидцев или самих участников или исходит из изображений этих событий в дневниковых или символьных записях, – он использует воображение, необходимое для понимания и описания этих событий.

Следовательно, благодаря своим особенностям создавать синтетические образы изучаемого предмета и объединять разные уровни познания воображение может иметь большое значение в процессе получения нового знания в науке. Поэтому важно проанализировать ту роль, которую оно играет в научном творчестве. Если внимательно рассмотреть процесс творческой деятельности ученых, то можно увидеть, как эта когнитивная способность выполняет в нем целый ряд важных функций. В первую очередь следует выделить мотивационную функцию воображения в научном творчестве. Эта функция заключается в том, что способность воображать, наряду с удивлением, любопытностью и прочими эмоциями, может активизировать ученых и стимулировать их дальнейшую заинтересованность в продолжении научно-исследовательской деятельности. Захватывающие человека эмоции (такие как волнение, удивление, любопытство и т.д.) часто выступают в качестве побуждающего импульса, подталкивающего его к развитию творческой мысли. Воображение также относится к ряду этих эмоциональных сил, способных послужить толчком к творчеству в науке. Возникновение энергии, которую мы называем творческим вдохновением и эйфорией, является результатом действия нашего воображения.

Воображаемые образы, возникая в сознании, изначально хотя и могут представлять собой смутные картины с неясным смыслом, но они при этом начинают увлекать разум ученых, стимулируют их изобретательность и подталкивают к исследовательской деятельности.

Воображение может мотивировать ученых к творчеству, создавая не только образы, связанные с изучаемым ими предметом, но и формируя идеализированные образы самого научного творчества и людей, посвятивших ей свою жизнь. В качестве основы для формирования этого образа для людей, решивших связать свою жизнь с наукой, как правило, выступает эмоциональная привлекательность личности их научного руководителя. Следовательно, значение воображения для научного творчества в первую очередь может заключаться в том, что эта способность может мотивировать ученых, создать в их сознании необходимый настрой и желание заниматься научно-исследовательской деятельностью. Второй важной функцией, которую выполняет воображение в научном творчестве, является конституирующая. Эта функция заключается в участии воображения в процессе формирования абстракций и идеальных объектов, служащих для описания предметной области науки. В процессе научного познания, как и в любой другой разновидности познавательной деятельности человека, происходит отвлечение от многих свойств и связей изучаемого фрагмента реальности, так как эти свойства учеными в исследовательских целях признаются несущественными. Созданные в науке абстрактные, идеальные, теоретические объекты принципиально отличаются от замещаемых ими эмпирических объектов, т.к. они отражают только часть характерных свойств реальности, не могут быть воплощены в реальном мире и существуют только в сфере деятельности разума. По этой причине иногда научное познание подвергается критике, поскольку оно, опираясь на абстракции, дает неполное, одностороннее описание действительности. Но, только создав идеальные объекты, ученые имеют возможность для осуществления над ними мыслительных операций и тем самым для создания и развития научного знания на теоретическом уровне. Примерами идеальных объектов в математических науках являются точка, линия, треугольник и т.д., сфера, в физике – идеальный газ, абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело и т.д., в социально-гуманитарном знании – традиционное общество, идеальные товары, религия, средний класс и т.д. Воображение способствует образованию идеальных объектов и абстракций, из которых формируется предмет науки.

Роль воображения в конструировании предмета познания заключается в том, что, как считал И. Кант, эта познавательная способность выступает связующим звеном между опытом и рассудком. В отношении идеальных объектов в воображении формируются обладающие схематичной наглядностью образы, способствующие образованию в мышлении этих идеальных объектов. Например, И. Кант, характеризуя деятельность воображения применительно к такому идеальному объекту, как треугольник, писал: «Схема треугольника не может существовать нигде, кроме как в мысли, и означает правило синтеза воображения в отношении чистых фигур в пространстве».

Аналогично тому, как работа воображения сказывается на формировании в мышлении ученых идеальных объектов, эта способность влияет на процесс образования научных понятий.

Таким образом, одним из важных воздействий воображения на процесс научного творчества является то, что эта познавательная способность ученых принимает участие в формировании идеальных объектов и абстракций, служащих для описания предметной области науки. С конституирующей функцией воображения в научном познании тесно связана другая – методологическая, которая предполагает, что посредством этой творческой способности не только происходит процесс конструирования идеальных объектов, но и осуществляется проведение различных исследовательских операций и процедур над изучаемым предметом.

Следующей функцией, выполняемой воображением в научном творчестве, является генерализирующая. Содержание этой функции заключается в том, что способность воображать содействует формулировке и выдвижению учеными предположений и идей, служащих основой для формирования новых гипотез, научных открытий, воплощения оригинальных продуктов технической деятельности и т.д. Возникающие у ученых в ходе исследования идеи вносят упорядоченность в процесс познания, придают ему точную направленность и стимулируют дальнейший научный поиск.

Ученые, используя в исследовательской деятельности продукты творческого воображения, могут прийти к идее, составляющей основу, своеобразное ядро нового знания. С точки зрения Г. Бонди, можно утверждать, что «процесс создания теории состоит главным образом в работе воображения».

Такой эффект работы воображения на процесс научного познания объясняется тем, что, воображая, ученые имеют возможность свободно конструировать, комбинировать имеющимися у них данными и приходить к продуктивным идеям и предположениям о сущности изучаемого предмета. В таких случаях можно говорить о проявлении глубинных, бессознательных механизмов воображения, которые сближают эту способность с интуицией.

Однако, в отличие от последней, предполагающей получение в результате озарения готовой информации, идеи, основываемые на воображаемых образах, предусматривают возможность их дальнейшего осмысления и преобразования и получения на этой основе нового знания.

Следовательно, воображение, подобно интуиции, может подтолкнуть ученых в процессе познавательной деятельности к замыслу или идее, на основе которых впоследствии формируются гипотезы, совершаются научные открытия, создаются оригинальные продукты технической деятельности и т.д.

Следующей важной функцией, которую может выполнять воображение в научном творчестве, является эвристическая. Ее сущность состоит в том, что способность воображать подталкивает ученых к нахождению способов решения научных проблем и задач, проверки или опровержения ранее выдвинутых гипотез и идей. Получение нового знания в науке, как правило, начинается с постановки вопроса, с осознания проблемы, которую необходимо решить в процессе исследования. Одним из условий правильной постановки проблемы, ее неординарного решения или определения способа, с помощью которого ученые могут ее решить, является подключение воображения к обработке исследуемого материала.

Это происходит потому, что, воображая, человек обладает возможностью создавать и преобразовывать по своим собственным законам абсолютно новые представления об изучаемом предмете. В результате воплощения исследуемого объекта в образной форме появляется возможность целостного охвата противоречивых его сторон, уточняется исходная проблема и открываются новые пути ее решения.

Воображение начинает проявлять творческую, конструктивную деятельность, начиная со стадии чувственного восприятия исследуемого предмета. В процессе восприятия из поступающих ощущений и впечатлений формируется целостный образ предмета, который не только сочетает и синтезирует эти отдельные данные, но и содержит приданный ему смысл, не всегда находящийся в однозначном соответствии с исходной сенсорной информацией.

Эта роль воображения возрастает, поскольку в науке существуют ситуации, когда доступ ученых к непосредственному изучению предметной области на эмпирическом уровне может быть ограничен или невозможен. В подобных случаях ученые, воображая, могут создавать в своем сознании образы предметов и явлений, не встраиваемых в чувственную ткань, и получать необходимый материал для проведения своих исследований. Эта функциональная способность воображения ярко проявляется в науках, изучающих прошлое: в археологии, в истории и т.д.

Воображение может осуществлять не только положительное воздействие, но и приводить ученых к бесплодным фантазиям и заблуждениям.

Воображая, субъект познания имеет возможность создавать образы, способствующие целостному пониманию изучаемого предмета, проникновению в его сущность и рассмотрению с разных сторон. В воображении также возможны координация и объединение сведений, получаемых от разных уровней познания для обретения нового знания в науке. Благодаря этим особенностям данная когнитивная способность может существенно повлиять на творческую деятельность ученых, выполняя целый ряд важных функций, таких как: мотивационная, конституирующая, методологическая, генерализирующая, эвристическая. Выполнение этих функций позволяет воображению выступать одной из определяющих способностей, которые могут подтолкнуть ученых к совершению в науке творческого акта.

2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ВООБРАЖЕНИЯ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬОСТИ

2.1. Эмпирическое исследование воображения в творческой деятельности

В экспериментальном исследовании приняли участие 10 человек чья работа так или иначе связанна с творчеством. В эту категорию людей входили учителя музыки и рисования, визажисты и дизайнеры интерьера и хореографы. Возрастной диапазон от 20 до 50 лет. Эти люди имеют разный социальный статус, интерес, и цели в жизни.

Для удобства испытуемых экспериментальной площадкой были непосредственно их места работы, т.е. Школа, студия красоты и т.д.

Для реализации поставленных целей и задач в настоящем исследовании были использованы психологические методы исследования.

В основу исследования легла Методика исследования индивидуальных особенностей творческого воображения.

Автором этой методики является Соломин Валерий Павлович

Данная методика применяется для обследования подростков и взрослых.

Целью данного исследования является: определение уровня сложности воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности воображения и степени его оригинальности.

Для данной методики нам потребовалось: бланки с напечатанными на них любыми тремя словами (например, шляпа, дорога, дождь), стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.

Описание и инструкция к данной методике:

Описание. Данное исследование можно проводить с одним человеком и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы. Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки можно раздать в конвертах или положить на стол обратной стороной, чтобы до получения инструкции нельзя было прочесть напечатанные на них слова. При тестировании группы каждому даются одинаковые бланки для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 5 мин составить из трех слов как можно большее количество предложений.

Инструкция. Прочитайте слова, написанные на бланке, и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу вам отводится 5мин. Заканчиваем работу по команде: «Стоп! Работу прекратить!»

Интерпретация результатов. Показателями творчества в данном исследовании являются:

• величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;

• сумма баллов за все предложения, придуманные испытуемым в течение 5 мин.

Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.

Шкала оценки творчества

Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в соответствии с предлагаемыми ниже критериями. Баллы оценки каждого предложения сводятся затем к коэффициенту творческого воображения - сумма баллов делится на количество предложений.

К=П/М

где К - коэффициент творческого воображения,

П - сумма баллов по всем предложениям,

М - количество предложений.

Оценка результатов: При подсчете коэффициента творческого воображения каждая фраза оценивается по пятибалльной системе:

5 - остроумная, оригинальная комбинация;

4 - правильное логическое сочетание слов;

3 - пожалуй, и так можно;

2 - два слова связаны, а третье - нелогично;

1 - бессмысленное сочетание слов

В случае, если все предложения объединены между собой обоснованными, а не случайными связями и получился оригинальный рассказ, то к коэффициенту творческого воображения можно добавить один балл. Кроме того, по этой методике можно оценить скорость протекания процессов мышления и широту активного словаря.

На практике бывает трудно разграничить оценки "4" и "5". Обычно оценка "5" ставится за сложносочиненные, сложноподчиненные предложения, предложения с прямой речью. Часто встречающиеся в выборке предложения оцениваются в три балла.

Выводы: На основе сравнения индивидуальных результатов с результатами группы делается вывод об уровне развития творческого воображения.

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования

По результатам исследования выяснилось, что у людей связанных с творческой деятельностью, воображение имеет особенное значение.

В выполнении данного задания ни у одного и испытуемых не было особого затруднения. Из 10 человек (100%) от 1 до 2 баллов набрали 3 человека (30%), от 2 до 3 баллов набрали 4 человека (40%), от 3 до 4 баллов набрали 3 человека (30%). Максимальное количество баллов по формуле было набрано 4 балла. Самые высокие баллы получили визажист и хореограф от 3 до 4 баллов. Объясняя это тем, что для них создание чего-то нового и оригинального задача каждого дня, и для них не составило особого труда «включить» свое воображение для составления данных предложений. Средние показатели получили дизайнеры интерьера от 2 до 3 баллов. Это связанно с тем, что у них хорошо развита фантазия и задумки, т.к. они придумывают новые оригинальные интерьеры для различных помещений, но у них есть определенные рамки допустимых возможностей. И самые низкие значения от 1 до 2 баллов набрали учителя музыки и рисования. Объясняя это тем, что из года в год у них одна и та же программа изучения данных предметов. Однажды, возможно, что этот результат мог повлиять из-за возраста испытуемых. Учителя - предметники были в возрасте от 35-45 лет.

В данном исследовании не было никаких ограничений в гендерном плане, по случайности все испытуемые были женского пола. Можно предположить, что результаты могли быть другими если были бы испытуемые-мужчины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Людям дана удивительная способность предвидения результатов своих действий. 

В основе этой способности, формирующей осмысленную деятельность человечества, лежит воображение.   Источником образов является окружающий людей материальный мир, объективная реальность, однако, воображение всегда предполагает преодоление реальности, прорыв за пределы существующего.

Это процесс создания совершенно новых идей или образов с помощью переработки, мысленной реконструкции уже имеющихся представлений. Образы не рождаются из ничего, они появляются на основе уже существующих воспоминаний, впечатлений и знаний.

Память предполагает прошлое, внимание – настоящее, а воображение – будущее, создающееся на основе прошлого в настоящем. Единицей воображения является образ, который строится благодаря аналитико-синтетической работе мозга.

Уже существующие образы в ходе анализа разделяются на части, затем объединяются в другом порядке.

В результате появляются новые образы. Функциями воображения можно назвать представления окружающего мира в образах, участие в программировании и планировании действий человека, преображение действительности и построение внутреннего плана действий.

Творческим воображением называют создание новых идей и образов, ценных для других. Строятся они путем анализа и синтеза уже существующих, либо создания идеальных, не существовавших ранее фигур. Мечта – процесс создания образов будущего. Может быть бесплодной и действенной. Действенность – важное качество для воплощения творческих замыслов.

Список литературы

  1. Бонди Г. Гипотезы и мифы в физической теории. М.: Мир, 1972. 104 с.
  2. Бородина Ю. А. Воображение в процессе познания: Диалектика прерывного и непрерывного: Дис. ... канд. филос. наук: СПб., 2005. 176 c.
  3. Бройль Л. де. По тропам науки. М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. 408 с.
  4. Дармограй Е. В. Свобода и научное творчество: дисс. ... к. филос. н. Саратов, 2010. 161 c.
  5. Ельчанинов В. А. Роль воображения и фантазии в творческой деятельности ученого // Инновационное образование и экономика. 2011. № 9. С. 55-59.
  6. Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. Лосского. М.: Мысль, 1994. 591 с.
  7. Кобелева Л. С. Роль воображения в истории и историографии: дисс. ... к. филос. н. СПб., 2000. 134 c.
  8. Колингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография / пер с англ. Ю. А. Асеева. М.: Наука, 1980. 488 с.
  9. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
  10. Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. М.: Издание С. Скирмунта, 1909. 467 с.
  11. Мошкова Г. Ю. Личностно-психологические предпосылки научного творчества и их формирование // Грани научного творчества / под ред. А. С. Майданова. М.: ИФ РАН, 1999. С. 134-173.
  12. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М.: Наука, 1973. 660 с.
  13. Пармон Э. А. Роль фантазии в научном познании. Мн.: Издательство «Университетское», 1984. 176 с.
  14. Пилюгина М. А. Воображение как способ познавательной деятельности // Проблема воображения в эволюционной эпистемологии / отв. ред. Е. Н. Князева. М.: ИФ РАН, 2013. С. 195-20 Пилюгина М. А. Воображение как способ познавательной деятельности // Проблема воображения в эволюционной эпистемологии / отв. ред. Е. Н. Князева. М.: ИФ РАН, 2013. С. 195-205.
  15. Планк М. Единство физической картины мира. М.: Наука, 1966. 288 с. 15. Финогентов В. Н. Логика и методология науки: учебное пособие для магистрантов. Орел: Картуш, 2016. 192 с.
  16. Чудинов Э. M. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977. 312 с.
  17. Эйнштейн А. Физика и реальность. М.: Наука, 1965. 359 с.
  18. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики // Эйнштейн А. Собрание научных трудов: в 4-х т. М.: Наука, 1967. Т. 4. С. 357-544.
  19. Юревич А. В. Психологические механизмы научного мышления // Грани научного творчества / под ред. А. С. Майданова. М.: ИФ РАН, 1999. С. 79-113.