Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Анализ методов исследования воображения

Содержание:

Введение

Актуальность. В каждый период детского развития воображение функционирует особенным образом, что характерно именно для данной ступени развития. В ряде научных исследований младший школьный возраст обозначается как наиболее благоприятный, сенситивный для развития фантазии и творческого воображения. Период младшего школьного возраста продолжается от 6-7 до 10-11 лет, ведущей становится учебная деятельность. Поступление в школу завершает этап дошкольного детства и обеспечивает переход в младший школьный возраст, который является серьезным периодом школьного детства и обуславливает результативность дальнейшего интеллектуального развития личности, желания и умения учиться, уверенности в собственных силах[1]

Многие исследователями занимались изучением воображения у младших школьников: А.С. Зырянова, Е.Е. Кравцова, О.М. Дьяченко, В.С. Мухина, Е.В. Пронина, Е.А. Волгуснова.

В условиях учебной деятельности к воображению младшего школьника предъявляются особые требования, побуждающие его к произвольным действиям воображения. Чтобы понять и качественно усвоить учебный материал, школьнику необходимо уметь воссоздавать образы на основе сообщаемых учителем описательных сведений, следовательно, с самого начала обучения воссоздающее воображение должно быть включено в целенаправленную деятельность ребенка, которая способствует его психическому развитию. Некоторые исследователи считают, что в младшем школьном возрасте творческое воображение отличается тенденцией к постепенному угасанию, что объясняется установкой обучения на усвоение системы образцов, использование стереотипных и однообразных действий. В то же время, анализ особенностей ведущей деятельности и возрастных психологических новообразований свидетельствует о наличии возможностей для развития воображения в условиях организации учебной деятельности.

Больше всего, как показывает практика, воображение ребенка данного возраста проявляется в рисовании и сочинении сказок, придумывании игр. У них так же, как и у дошкольников, может проявляться разноплановость творчества: воссоздание реальной действительности одними и создание фантастических образов другими. По этому критерию дети могут быть разделены на две группы: реалисты и фантазеры. Особый интерес вызывает у ребенка фантастический, пугающий и привлекающий мир сказки.

Наряду с этим младший школьный возраст обладает большими возможностями для развития творческих способностей и воображения. В первую очередь, эти возможности реализуются в учебной деятельности.

Младший школьный возраст – наиболее благоприятный, сензитивный период в развитии воображения и творчества, что доказывает необходимость организации и осуществления целенаправленной работы по развитию воображения и творческих способностей детей, поиска оптимальных методов и приемов развития творческого воображения обучающихся, как в рамках учебной деятельности, так и вне ее.

Объектом настоящего исследования является воображение как психический процесс.

Предметом исследования выступают методики изучения воображения.

Целью исследования является выявление роли воображения у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: при анализе данных трех различных методик мы сможем выявить связь между ними, и найти наиболее информативную методику.

В соответствии с целью выделены следующие задачи исследования:

1. Определить теоретические основы исследования процесса воображения.

2. Изучить понятие и сущность процесса воображения.

3. Выделить основные виды и особенности воображения.

4 Провести сравнительный анализ методик диагностики процесса воображения.

5. Провести исследования воображения в детском возрасте.

6. Проанализировать результаты проведенного исследования и их интерпретация.

Глава 1. Теоретические основы исследования процесса воображения в психологии

1.1. Понятие и сущность процесса воображения

В общей психологии под воображением понимается умение представить отсутствующий или ранее не существующий в действительности предмет, а потом удерживать его в сознании и далее совершать интеллектуальные манипуляции с ним.[2] При помощи развитого воображения, человек способен перемещаться в пространстве, что не дано никакому другому животному на земле. В отличие от памяти, в котором зафиксированы образы прошлого, которые усилием воли произвольно воспроизводятся, воображение ориентировано на будущее, опираясь при этом на прошлый опыт, и представлено в мечтах и фантазиях.[3]

Воображение основывается на наглядно образном мышлении, которое позволяет людям ориентироваться в жизненных ситуациях и преодолевать трудности без непосредственного вмешательства практических действий. Воображение приходит на помощь людям в случаях найти способ решений каких-либо проблем, чаще всего, где требуются нестандартный подход. Также воображение отличается и от восприятия. Под восприятием понимается процесс приема и последующей переработки человеком разной информации, которая поступает в мозг через органы чувств и впоследствии заканчивается образным формированием. Образы же воображения не всегда могут соответствовать действительности, и в них всегда присутствует фантазия и вымысел. Однако если вдруг воображение полностью отрывается от реальности, и те образы, которые возникают в сознании, не имеют аналогов в действительном мире, то тогда речь идет о фантазии. А если воображение ориентировано на будущее, то речь идет о мечте.[4]

Воображение в жизни человека выполняет ряд, свойственных только этому психическому процессу, функций:

Во-первых, воображение представляет реальность в образах, и давать человеку посредством воображения этими образами при решении задач.[5]

Во-вторых, воображение регулирует эмоциональные состояния.

В-третьих, воображение связано с произвольной регуляцией когнитивных процессов и состояний.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.

А.С. Зырянова утверждает, что в жизни ребенка воображение играет огромную роль, нежели в жизни взрослого человека. Творческие способности и воображение в младшем школьном возрасте приобретают самостоятельный, продуктивный характер и характеризуется особенно интенсивным развитием.

В условиях учебной деятельности к воображению младшего школьника предъявляются особые требования, побуждающие его к произвольным действиям воображения. Чтобы понять и качественно усвоить учебный материал, школьнику необходимо уметь воссоздавать образы на основе сообщаемых учителем описательных сведений, следовательно, с самого начала обучения воссоздающее воображение должно быть включено в целенаправленную деятельность ребенка, которая способствует его психическому развитию. Некоторые исследователи (Е.Е. Кравцова, О.М. Дьяченко, др.) считают, что в младшем школьном возрасте творческое воображение отличается тенденцией к постепенному угасанию, что объясняется установкой обучения на усвоение системы образцов, использование стереотипных и однообразных действий. В то же время, анализ особенностей ведущей деятельности и возрастных психологических новообразований свидетельствует о наличии возможностей для развития воображения в условиях организации учебной деятельности.

Так, В.С. Мухина [6]Е.В. Пронина [7]и др. исследователи считают, что в младшем школьном возрасте творческое воображение развивается особенно интенсивно, что проявляется в детских играх и разговорах, в которых реальность часто смешивается с фантазией, а образы воображения, в силу закона эмоциональной реальности воображения, переживаются детьми как реальные

Занятие, направленное на развитие творческого воображения, включает в себя, как правило, четыре основных этапа: разминка, «развитие творческих механизмов», выполнение частично-поисковых проблемных задач и, наконец, решение творческих задач

Е.А. Волгуснова [8]справедливо отмечает, что воображение школьников развивается на уроках чтения, изобразительного искусства, русского языка, технологии и музыки. В связи с этим, уроки не должны быть скучными и однообразными. Следует больше использовать нетрадиционные уроки: уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-викторины, уроки-праздники.

Урок может проходить в форме сказки, где главными действующими лицами будут герои сказок. И.Ю. Амосова пришла к выводу, что развитию творческого воображения учащихся способствуют специальные приемы изложения учебного материала: занимательность; эмоциональность речи; оригинальная форма преподнесения материала, что вызывает удивление учащихся, стимулирует ситуацию спора или дискуссии; дидактические и сюжетноролевые игры, нестандартные уроки и т.д. Таким образом, воображение представляет собой один из наиболее важных психических процессов. Доказано, что уровень развития творческого воображения младших школьников в значительной степени влияет на успешность усвоения образовательной программы.

Воображение – свойство психики, которое доступно только человеку, это создание новых представлений.

Воображение – это высшая психическая функция, которая отражает действительность.[9]

Стоит отметить, что благодаря воображению идет мысленный отход за пределы воспринимаемого. Главной задачей воображения является представление ожидаемого результата до его полной реализации.

Каждый человек умеет фантазировать и воображать, но в большей степени это качество доступно детям.

С самого детства, у ребенка откладывается возможность придумывать что-то интересное и необычное, выходящее за грани реальности.

Воображение развивается полным ходом примерно с пяти до двенадцати лет. Именно в этом возрасте необходимо уделять воображению как можно больше времени. Ученые называют данный период сензитивным, он является самым благоприятным для развития данной функции у детей.

Воображение является неотъемлемой и важной стороной жизни человека.

Человечество лишилось бы практически всех научных открытий, если бы люди не обладали функцией воображения. Дети бы остались без сказок, стихов, рассказов, интересных и необычных историй, не смогли бы играть во многие игры, не услышали бы песен, музыки, не увидели бы картин, не смогли бы учиться и усваивать школьную программу. Ведь при любом обучении нужно что-либо представить, придумать, вообразить. Вся художественная деятельность строится на активном воображении. Воображение дает ребенку новый, интересный взгляд на мир. С помощью воображения обогащается жизненный опыт человека, развивается абстрактно-логическое мышление.

Таким образом, воображение является умением представить отсутствующий или ранее не существующий в действительности предмет, а потом удерживать его в сознании и далее совершать интеллектуальные манипуляции с ним. Существуют следующие виды воображения: активное, пассивное продуктивное, репродуктивное.

Воображение развивается полным ходом примерно с пяти до двенадцати лет. Именно в этом возрасте необходимо уделять воображению как можно больше времени

1.2. Виды и особенности воображения

В общей психологии выделяется такие виды воображения, как:

  • Активное воображение
  • Пассивное воображение
  • Продуктивное воображение
  • Репродуктивное воображение

Итак, проанализируем более подробно каждый вид воображения:

1. Активное воображение – это такой вид воображения, при котором возникают образы посредством волевого усилия.[10]

2. Пассивное воображение – это такой вид воображения, при котором образы возникают спонтанно, т.е. без усилия и желания человека.

3. Продуктивное воображение характеризуется тем, что в нем реальность не просто копируется или воссоздается, а создается человеком посредством включения сознания и далее творчески преображается.

4. Репродуктивное воображение характеризуется действительностью которая воспроизводится в своем объективном виде. Здесь тоже имеется компонент фантазии, но она скорее схожа с памятью и восприятием, чем с творческим процессом.

Можно также выделить и иные виды воображения:

1) Сновидения относятся к типу непроизвольного воображения. До сих пор не известно, какие функции выполняют сновидения в жизни человека, но точно, можно сказать, в сновидениях выполняют положительную функцию, удовлетворяя какие-либо потребности человека, но по ряду причин не получают воплощения в действительности.

2) Галлюцинации – это такие выдуманные видения, которые не имеют отношения к окружающей действительности. Галлюцинации возникают при различных психосоматических и психических расстройствах и сопутствуют различные болезненные состояния.

3) Грезы отличаются от галлюцинаций тем, что грезы – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой такую фантазию, которая сильно связанна с желаниями и обычно очень желаемо в будущим.

4) Мечта в отличается от вышеописанных видов воображений тем, что имеет реалистический характер и связана, в большей степени, с действительностью и может быть в ней реализована.

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью, но взаимосвязанной с ними. Оно дает возможность создавать что-то новое из обычных вещей и закладывается еще в детстве. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения.

Существует несколько видов воображения – пассивное и активное воображение. Активное воображение включает в себя воссоздающее и творческое воображение, а пассивное включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение. Значение воображения для человека огромно. Почти все разновидности культуры являются продуктом воображения. Но в дошкольном и младшем школьном возрасте воображение имеет особое значение для ребенка, оно помогает лучше понять мир, расширить его границы, погружаясь в условную реальность, так как воображение оказывает влияние на становление ведущего вида деятельности детей данного возраста, а именно игры. С течением времени и взрослением ребенка его воображение перерастает в фантазирование. Дошкольник осваивает различные формы построения новой действительности и учится их использовать, при этом постепенно отпадает необходимость в наличии реальных вещей, за основу для фантазирования которыми они были взяты.

Воображение развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период его специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации, даже при отсутствии нужной полноты знаний.

Проблема изучения и развития воображения у детей дошкольного возраста является актуальной, так как ее исследовали многие ученые, такие как А.В. Петровский, Р.Г. Натадзе, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и другие. В своих трудах они пытались дать ответ на вопрос, что же такое воображение, какие свойства, характеристики и виды оно имеет, а также как развивать данный психический процесс на каждом возрастном этапе.

Воображение ребенка значительно отличается от воображения взрослого и является важной составляющей его дальнейшего развития. Хорошо развитое воображение является залогом успешного обучения в будущем.

Первые образы воображения у ребенка связаны с процессами восприятия и его игровой деятельностью. Маленькому, только что родившемуся ребенку пока что неинтересно слушать сказки, истории от родителей и взрослых, потому что у него еще отсутствует процесс восприятия.

Когда ребенок подрастает мы можем наблюдать такие картины, например, как у ребенка стул превращается в машину, кукла в ребенка, покрывало на стуле в дом, пол в океан и многое другое. Когда у ребенка формируется речь, он начинает активнее применят в своих играх воображение, так как, его жизненный опыт начинает расширяться и обогащаться. Все это происходит само по себе, непреднамеренно.

Предмет деятельности учения - знания и действия как элементы культуры, науки, существующие сначала объективно по отношению к обучающемуся. После учения эти знания становятся его достоянием, происходит, таким образом, преобразование самого субъекта деятельности. Продуктом, результатом деятельности учения являются изменения самого обучающегося. Учебная деятельность - это деятельность саморазвития, самоизменения (в уровне знаний, умений, навыков, в уровне общего и умственного развития).

Для эффективной организации обучения важно, чтобы мотив имел внутренний характер, т.е. чтобы содержание деятельности и мотив соответствовали бы друг другу. Такова, например, учебно-познавательная мотивация, отвечающая познавательной потребности, потребности в интеллектуальной активности («хочу все знать», «люблю узнавать интересное»). [11]

Произвольное воображение начинает появляться в возрасте от трех до пяти лет.

Ребенок может придумывать новые образы по просьбе окружающих, либо придумывать их для своих целей, чаще всего эти образы носят целенаправленный характер, который имеет конечную цель и заранее придуманный ход событий.

В школьном периоде идет бурное развитие воображения, так как ребенок начинает приобретать разносторонние знания об окружающем мире и использует полученные знания на практике.

В творческом процессе наиболее ярко проявляются индивидуальные особенности воображения. В школьном возрасте воображение встает на одну ступень значимости с мышлением.

Для того, что бы воображение развивалось, просто необходимо создавать человеку необходимые условия, в которых проявляется возможность свободных действий, инициативность, самостоятельность, раскованность.

Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным для развития воображения.

Наблюдая за детской игрой, можно увидеть, насколько сильно развиты у них воображение и фантазия. В рассказах и разговорах детей сильно смешивается реальность и фантазия, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Дети забывают о реальности и начинают переживать свои фантазии. У ребенка появляется необходимость поделиться своим впечатлением, рассказать о нем, поговорить об этом со взрослым. Зачастую, подобные воображения, которые так же встречаются и у подростков, воспринимаются взрослыми как ложь.

В таких ситуациях, взрослому необходимо включиться в игру детей, показать, что им нравятся эти истории, но именно как проявления фантазии, своеобразная игра. При участии в такой игре, взрослый просто обязан обозначать границы, и конкретно показать ребенку грань между фантазией и реальностью.

Кроме того, в младшем школьном возрасте, происходит активное развитие воссоздающего воображения.

Большую часть своей деятельности, дети начальных классов осуществляют с помощью воображения.

Их игры плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение.

Следовательно, воображение имеет огромную роль в психическом развитии ребенка.

Ученные доказали, что между воображением и другими психическими процессами, такими как память, мышление, внимание, восприятие, существует тесная связь, которая обслуживает учебную деятельность. Получается, что если не уделять нужное количество времени на развитие воображения, снизится качественный уровень обучения.

Но стоит отметить, что фантазия школьников все-таки хорошо развивается с детства, и больших проблем, связанных с воображением обычно у младших школьников не возникает. Многие дети, которые придумывают с детства различные интересные игры и увлечения, имеют достаточно богатое воображение и фантазия.

Учебная деятельность, идущая в начальных классах, должна отталкиваться от развития познавательных процессов, таких как восприятие, память, наблюдение, мышление, воображение, внимание. Если вовремя начать развивать и преобразовывать воображение, то это приведет к расширению познавательных возможностей ученика, обогащению его представлений об окружающем мире.

Таким образом, можно сделать вывод, что что воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы. Первые образы воображения у ребенка связаны с процессами восприятия и его игровой деятельностью. Маленькому, только что родившемуся ребенку пока что неинтересно слушать сказки, истории от родителей и взрослых, потому что у него еще отсутствует процесс восприятия.

Таким образом, нельзя не согласиться с выводами ученых-психологов, таких как А.С. Зырянова, Е.Е. Кравцова, О.М. Дьяченко, В.С. Мухина, Е.В. Пронина, Е.А. Волгуснова, о том, что воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.

Воображение- это свойство психики, которое доступно только человеку, это создание абсолютно новых представлений, это высшая психическая функция, которая отражает действительность.

Проблема изучения и развития воображения у детей дошкольного возраста является актуальной, так как ее исследовали многие ученые, такие как А.В. Петровский, Р.Г. Натадзе, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и другие.

Можно отметить, что именно благодаря воображению происходит мысленный отход за пределы того, что человек может воспринимать.

Под воображением в общей психологии понимается умение представить отсутствующий или ранее не существующий в действительности предмет.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.

Анализ литературы показал, что на данном этапе развития выделяют множество методов диагностики, на выявление такого процесса, как воображение.

Итак, можно сделать некоторые выводы: Изучение такого процесса, как воображение расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль в жизни каждого человека. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Исследование уровня воображения у младших школьников может быть полезно, так как оно может понять насколько ребенок может быстро переключаться с одной работы на другую, так же может помочь родителям лучше понимать детей. Определение уровня воображения и его свойства дают такую возможность, как вообразить и представить то, чего в природе может и не быть.

Глава 2. Сравнительный анализ методик диагностики процесса воображения

2.1. Программа исследования воображения в детском возрасте

Объектом настоящего исследования является воображение как психический процесс.

Предметом исследования выступают методики изучения воображения. Гипотеза исследования: при корреляции данных трех различных методик мы сможем выявить одну наиболее информативную методику.

Выборку составили дети младшего школьного возраста 11-12 лет. В эксперименте участвовало 20 (N=20) детей младшего школьного возраста: Школы №1357 «Многопрофильный комплекс «Братиславский», Школьное подразделение №7, 5 «О» класса. Возраст участников эксперимента от 11 до 12 лет.

Выбор обоснован тем, что образовательный и воспитательный процесс в младшем школьном возрасте организован на хорошем уровне, что в итоге поможет определить индивидуальные особенности воображения у детей.

Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование, с применением следующих психологических методик:

Невербальный «Тест Креативности Э. Торренса», «20 кругов Э. Вартега», «Методика исследования индивидуальных особенностей воображения».

Для проведения диагностики были созданы все благоприятные условия. В ходе самого исследования никто из испытуемых не подавал каких-либо жалоб. Поиск значимых взаимосвязей между показателями различных методик был осуществлен применением корреляционного анализа на основе ранговой корреляции Спирмена (rs)

Исследование проводилось с детьми младшего школьного возраста от 11 до 12 лет. В исследовании учувствовало 20 детей (10 девочек и 10 мальчиков). Для выявления исходного уровня развития воображения младших школьников были использованы следующие методики:

«Тест креативности Э. Торренса», «20 кругов Э. Вартега» и «Методика исследования индивидуальных особенностей воображения».

2.2. Невербальный «Тест креативности Э. Торренса»

Автором методики является Торренс, Элис Пол. Год создания 1966 год. Фигурный тест Э. Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий.

Инструкция - описание к тесту Э. Торренса, стимульный материал:

Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисовать картинку, при этом в качестве основы рисунка нужно взять овальное пятно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисовать десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. 


Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

Интерпретация результатов теста Э. Торренса:

<30 — плохо

30—34 — ниже нормы

35—39 — несколько ниже нормы

40—60 — норма

61—65 — несколько выше нормы

66—70 — выше нормы

>70 — отлично

Результаты тестирования представлены в ранговой шкале. Перевод в стандартные баллы осуществлялся самостоятельно (см. Приложение 1)

2.3. «20 кругов Э. Вартега»

Автором методики является Эрик Вартег. Год создания 1963 год.

Инструкция: На бланке представлено 20 кругов. Задача состоит в том, чтобы нарисовать предметы и явления, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один круг для рисунка. Подумайте, как использовать круги, чтобы получились оригинальные рисунки. Под каждым рисунком напишите, что нарисовано. Время для выполнения данного задания -5 минут.

1. Подсчитывается показатель беглости мышления – общее количество рисунков, за каждый рисунок дается 1 балл.

2. Гибкость мышления – количество классов рисунков, за каждый класс – 1 балл.

3. Оригинальность мышления – за каждый редко встречающийся рисунок – 2 балла.

Результаты тестирования представлены в ранговой шкале. Перевод в стандартные баллы осуществлялся самостоятельно (см. Приложение 2)

«Психологическая безопасность»: учебное пособие

Соломин В. П., Шатровой О. В., Михайлов Л. А., Маликова Т. В.

Цель: определение уровня сложности воображения, степени гибкости и степени его стереотипности.

Материал и оборудование: три листа бумаги с изображениями; на первом – контур круга диаметром 2,5 см, на втором – контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см, на третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см карандаш и секундомер. Время для каждого рисунка (60 сек)

Обработка результатов: Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени гибкости и стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, дающей возможность устанавливать 5 уровней сложности. А также гибкость и стереотипность.

Результаты тестирования представлены в ранговой шкале. Перевод в стандартные баллы осуществлялся самостоятельно (см. Приложение 3)

2.4. Результаты проведенного исследования и их интерпретация

Здесь приведены результаты, полученные в ходе проведенного диагностического исследования и последующей статистической обработки. Сырые данные по отдельным методикам размещены в Приложениях.

По методике «Тест Креативности Э. Торренса» большинство результатов испытуемых находится в диапазоне от 5 до 10 стэнов (см. Приложение 1). Такие результаты могут говорить о средних показателях в разных шкалах представленных в этой методике.

По методике «20 кругов Э. Вартега» большинство результатов испытуемых находится в диапазоне от 4 до 8 стэнов (см. Приложение 2). Полученные данные могут говорить, о нормальном уровне воображения для данного возраста.

По методике «Методика исследования индивидуальных особенностей воображения» большинство результатов испытуемых находится в промежутке от 4 до 10 стэнов (см. Приложение 3). Данные результаты могут говорить о средних показателях к анализу процесса воображения.

После проведения исследования мы имеем сырые баллы испытуемых по трем методикам на изучение процесса воображения (См. Приложение). Так как три методики подразумевают разные варианты ответов и отличаются стимульным материалом, то, чтобы мы смогли произвести корреляционный анализ на основе ранговой корреляции Спирмена, мы должны перевести сырые баллы в стэны (стандартные баллы) (См. Приложение). Только после перевода мы можем производить корреляцию Спирмена на данной выборке из 20-и человек.

Результаты расчетов корреляции между методиками «Тест креативности Э. Торренса», «20 кругов Э. Вартега» и «Методика исследования индивидуальных особенностей воображения» с применением корреляционного анализа на основе ранговой корреляции Спирмена.

Таблица 1. Расчет корреляции между методиками на основе ранговой корреляции Спирмена (rs).

Бег(Т)

Ориг(Т)

Гиб(Т)

Раз(Т)

Наз(Т)

Итог(Т)

Бег(В)

Гиб(В)

Ориг(В)

Итог(В)

Уров(3)

Стер(3)

Гиб(3)

Бег(Т)

0,615**

0,783**

0,591**

Ориг(Т)

0,499*

Гиб(Т)

0,658**

Раз(Т)

0,589**

0,555*

Наз(Т)

0,53*

Итог(Т)

0,477*

Бег(В)

0,592**

0,664**

0,602**

Гиб(В)

Ориг(В)

0,58**

Итог(В)

Уров(3)

Стер(3)

Гиб(3)

rs≥ 0,45 (p≤0,05)*; rs≥0,57 (p≤0,001)**

После проведения корреляционного анализа, как видно из Таблицы 1, мы можем сделать вывод о том, что выбранная нами методика «Тест Креативности Э. Торренса» имеет значительную корреляцию между показателями этой же методики, и методика «20 кругов Э. Вартега» имеет высокую корреляцию между собой. Также значимую корреляцию между собой имеет методика «20 кругов Э. Вартега» и «Методика исследования индивидуальных особенностей воображения» по шкале Беглости Э. Вартега и по шкале Гибкости исследования индивидуальных особенностей воображения в результате =0,602**. Таким образом, можно сделать вывод о том, что методика «Тест Креативности Э. Торренса» и «20 кругов Э. Вартега» согласованы между собой, из этого можно сделать вывод о том, что данные методики взаимозаменяемы. «Методика исследования индивидуальных особенностей воображения» не имеет значительной корреляции между двумя другими методиками, и может проводится как дополнительная методика для определения уровня и стереотипности воображения. Но для наиболее точного получения результатов такого процесса, как воображение можно использовать все три методики вместе «Тест Креативности Э. Торренса», «20 кругов Э. Вартега» и «Методика исследования индивидуальных особенностей воображения». Таким образом мы можем сделать вывод о том, что данные методики взаимозаменяемые. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что выбранная нами гипотеза исследования подтвердилась.

В эмпирическом исследовании Выборку составили дети младшего школьного возраста 11-12 лет. В эксперименте участвовало 20 (N=20) детей младшего школьного возраста: Школы №1357 «Многопрофильный комплекс «Братиславский», Школьное подразделение №7, 5 «О» класса. Возраст участников эксперимента от 11 до 12 лет. Испытуемым было предложенном пройти три методики «Тест Креативности Э. Торренса», «20 кругов Э. Вартега» и «Методика исследования индивидуальных особенностей воображения» для диагностики выявления уровня воображения у детей младшего школьного возраста.

После проведения данных методик мы имеем «сырые» баллы. Так как три методики подразумевают разные варианты ответов и отличаются стимульным материалом, то, чтобы мы смогли произвести корреляционный анализ на основе ранговой корреляции Спирмена, мы должны перевести «сырые» баллы в стэны (стандартные баллы)

Для выявления связи между методиками мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs).

После проведения корреляционного анализа, можно сделать вывод, что методики согласованны между собой, это дает возможность понять, что выбранные нами методики взаимосвязаны между собой.

Заключение

В данной курсовой работе мы рассмотрели такой процесс, как воображение и провели анализ методик, изучающих данный процесс.

Целью исследования является выявление роли воображения у детей младшего школьного возраста.

Для проведения эмпирического исследования на выборке из 20-и человек были выбраны три методики «Тест Креативности Э. Торренса», «20 кругов Э. Вартега» и «Методика исследования индивидуальных особенностей воображения».

Было проведено эмпирическое исследование, в котором участвовало 20 детей младшего школьного возраста: Школы №1357 «Многопрофильный комплекс «Братиславский», Школьное подразделение №7, 5 «О» класса. Возраст участников эксперимента от 11 до 12 лет.

Гипотеза состояла в том, чтобы определить взаимозаменяемость методик. Но так как, после проведения корреляционного анализа методики оказались согласованны между собой, это говорит о том, что методики могут быть взаимозаменяемы. Отсюда следует вывод о том, что выбранная нами гипотеза подтвердилась.

Значимость проведения данного исследования поможет в дальнейшем понимать, что методики могут быть взаимозаменяемы, и таким образом при дальнейших исследованиях мы будем знать, что есть вероятность того, что есть методика, которая способна дать точные результаты на выявления данного процесса.

Список литературы

  1. Беркинблинт М. Б., Фантазия и реальность. [Текст] / М. Б. Беркинблинт, А. В. Петровский, М. : Политиздат, 2014. 26 с.
  2. Боровик О. В. Развитие воображения [Текст] // О. В. Боровик Методические рекомендации. М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2013. 112 с.
  3. Ванник М. Э. Развиваем творческое воображение у детей [Текст] // М. Э. Ванник, Наши дети. 2013. № 4. С. 20-22.
  4. Ванник М. Э. Творческое воображение на уроках [Текст] // М. Э. Ванник, Учитель. Учебно-методическое издание. 2014. № 5-6. С. 14-15.
  5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л. С. Выготский, СПб.: СОЮЗ, 2016. 14 с.
  6. Гамезо М. В., Домашенко И. Я. Атлас по психологии. [Текст] / М. В. Гамезо, М. : Педагогическое общество России, 2017. 276 с.
  7. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества [Текст] // Л. Б. Ермолаева-Томина, Учебное пособие М. : Академический проект, 2013. 34 с.
  8. Ильенков Э. В. О воображении [Текст] // Э. В. Ильенков, Народное образование. 2016. №3. с. 42.
  9. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей [Текст] // Г. Д. Кириллова, Дошкольное воспитание. 2013. 15 с.
  10. Лаптева О.И. Педагогика и психология: учебно-методическое пособие / О.И. Лаптева, И.Н. Семенов, С.Г. Куликова. - Новосибирск: ИЦ НГАУ «Золотой колос», 2015. - 438 с. 
  11. Ступницкий В.П. Психология: учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 519 с.
  12. Утемов В.В. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества : учебное пособие / В.В. Утемов, М.М. Зиновкина, П.М. Горев. - Киров : АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с. 
  13. Проблема воображения в эволюционной эпистемологии /отв. ред. Е. Князева. – М.: Институт философии РАН, 2013. - 208 с. 
  14. Общая психология: Тексты: учебное пособие / под ред. Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина, В.В. Петухова. - 3-е изд., доп. и испр. – М.: Когито-Центр, 2013. - Т. 3, Кн. 4. Субъект познания. - 640 с.
  15. Чуприкова Н.И. Воображение и творчество / Психика и психические процессы (система понятий общей психологии). – М.: Языки славянской культуры, 2015. – С.565-582.

Приложения

Приложение 1

«Тест Креативности Э. Торренса»

Стимульный материал методики

Субтест 1

Субтест 2

Субтест 3

Результаты по данной методике

Возраст

Пол

Беглость

Оригинальность

Гибкость

Разработанность

Название

Итог

1

11

М

25

9

2

10

3

49

2

11

Ж

26

9

2

5

3

45

3

12

Ж

28

6

2

7

3

46

4

11

Ж

25

5

2

8

1

41

5

12

М

30

7

2

6

3

48

6

12

М

40

4

2

8

2

55

7

12

Ж

25

8

1

4

3

41

8

11

М

32

6

2

5

2

47

9

12

М

25

6

1

10

3

45

10

11

Ж

28

6

2

3

3

42

11

11

М

25

5

1

1

2

34

12

12

Ж

25

6

1

5

1

38

13

11

Ж

25

5

1

5

3

39

14

11

Ж

25

7

1

5

3

41

15

12

М

25

5

1

9

1

41

16

11

Ж

25

8

2

6

3

44

17

12

Ж

22

8

1

7

1

39

18

12

М

20

6

2

3

3

34

19

11

М

21

8

1

7

3

40

20

11

М

31

9

2

8

2

52

Среднее

26,4

6,65

1,55

6,1

2,35

43,05

Станд. Отклон

4,4

1,53

0,51

2,4

0,9

5,4

Перевод «сырых» баллов в стэны (стандартные баллы)

Беглость

Оригинальность

Гибкость

Разработанность

Название

Итог

5

9

10

9

7

8

5

9

10

5

7

6

6

5

10

6

7

7

5

4

10

7

3

5

7

6

10

6

7

7

10

2

10

7

3

10

5

8

5

4

7

5

8

5

10

5

5

7

5

5

5

9

7

6

6

5

10

3

7

5

5

4

5

1

5

2

5

5

5

5

3

4

5

4

5

5

7

4

5

6

5

5

7

5

5

4

5

8

3

5

5

8

10

6

7

6

3

8

5

6

3

4

3

5

10

3

7

2

3

8

5

6

7

4

8

9

10

7

5

9

Приложение 2

«20 кругов Э. Вартега»

Стимульный материал

Результат по данной методике

Пол

Возраст

Беглость

Гибкость

Оригинал

Итог

М

11

20

3

4

27

Ж

11

16

2

4

22

Ж

12

20

3

6

29

Ж

11

20

4

4

28

М

12

20

4

4

28

М

12

20

4

3

27

Ж

12

20

3

1

29

М

11

20

3

4

27

М

12

20

2

4

26

Ж

11

20

4

4

28

М

11

20

4

4

28

М

12

20

4

6

30

М

11

20

4

4

28

М

11

20

4

1

24

Ж

12

20

4

2

26

М

11

20

3

4

27

Ж

12

20

4

2

26

Ж

12

16

4

4

24

М

11

20

4

6

30

М

11

20

4

6

30

Среднее

19,6

3,55

3,85

27,2

Станд. Отклон

1,23

0,7

1,5

2,1

Перевод «сырых» баллов в стэны (стандартные баллы)

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Итог

6

4

6

5

4

1

6

3

6

4

8

7

6

7

6

6

6

7

6

6

6

7

4

5

6

4

2

7

6

4

6

5

6

1

6

5

6

7

6

6

6

7

6

6

6

7

8

7

6

7

6

6

6

7

2

4

6

7

3

5

6

4

6

5

6

7

3

5

4

7

6

4

6

7

8

7

6

7

8

7

Приложение 3

«Методика исследования индивидуальных особенностей воображения».

Стимульный материал

Результат по данной методике

Пол

Возраст

Уровень

Стереотипность

Гибкость

М

11

5

1

1

Ж

11

2

3

1

Ж

12

3

3

1

Ж

11

3

3

2

М

12

5

1

1

М

12

2

3

1

Ж

12

2

2

1

М

11

3

3

2

М

12

1

3

3

Ж

11

3

3

2

М

11

2

2

1

Ж

12

2

2

2

Ж

11

5

3

3

Ж

11

5

2

1

М

12

2

2

2

Ж

11

4

3

3

Ж

12

3

1

1

М

12

4

3

1

М

11

5

1

1

М

11

3

1

1

Среднее

3,2

2,25

1,55

Станд. Отклон

1,3

0,9

0,8

Перевод «сырых» баллов в стэны (стандартные баллы)

Уровень

Стереотипность

Гибкость

10

2

4

5

7

4

6

7

4

6

7

7

10

2

4

5

7

4

5

5

4

6

7

7

2

7

10

6

7

7

5

5

4

5

5

7

10

7

10

10

5

4

5

5

7

8

7

10

6

2

4

8

7

4

10

2

4

6

2

4

  1. Боровик О. В. Развитие воображения [Текст] // О. В. Боровик Методические рекомендации. М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2013. 112 с.

  2. Беркинблинт М. Б., Фантазия и реальность. [Текст] / М. Б. Беркинблинт, А. В. Петровский, М. : Политиздат, 2014. 26 с.

  3. Боровик О. В. Развитие воображения [Текст] // О. В. Боровик Методические рекомендации. М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2013. 112 с.

  4. Ванник М. Э. Развиваем творческое воображение у детей [Текст] // М. Э. Ванник, Наши дети. 2013. № 4. С. 20-22.

  5. Ванник М. Э. Творческое воображение на уроках [Текст] // М. Э. Ванник, Учитель. Учебно-методическое издание. 2014. № 5-6. С. 14-15.

  6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л. С. Выготский, СПб.: СОЮЗ, 2016. 14 с.

  7. Гамезо М. В., Домашенко И. Я. Атлас по психологии. [Текст] / М. В. Гамезо, М. : Педагогическое общество России, 2017. 276 с.

  8. Ванник М. Э. Развиваем творческое воображение у детей [Текст] // М. Э. Ванник, Наши дети. 2013. № 4. С. 20-22.

  9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л. С. Выготский, СПб.: СОЮЗ, 2016. 14 с.

  10. Ванник М. Э. Творческое воображение на уроках [Текст] // М. Э. Ванник, Учитель. Учебно-методическое издание. 2014. № 5-6. С. 14-15.

  11. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества [Текст] // Л. Б. Ермолаева-Томина, Учебное пособие М. : Академический проект, 2013. 34 с.