Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Роль совместной работы заказчика и дизайнера при создании фирменного стиля

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Дизайнер – это специалист, который благодаря специальным графическим инструментам и профессиональным навыкам, может вывести любой бренд на новый уровень, достичь несхожести с конкурентами при помощи уникального фирменного стиля, который разрабатывается исключительно для определенного заказчика.

Работа, над созданием фирменного стиля, представляет из себя целый комплекс определенных этапов.

Фирменный стиль – это образ, который идентифицирует бренд среди конкурентов, передает настроение и рассказывает его историю.

В современном мире существует такое понятие, как заказчик, оно активно внедрилось в жизнь дизайнеров и уже невозможно представить одного без другого, они слились в полезный симбиоз.

Заказчик – это лицо, заинтересованное в разработке фирменного стиля дизайнером.

Чтобы заказчику добиться желаемого результата и привлечения потребителей, ему необходима помощь дизайнера, который детально изучит бренд, его историю, сильные и слабые стороны, конкурентоспособность и после этого, соберет все элементы в общую картину под названием – «фирменный стиль».

Дизайнер помогает проникать бренду в массы и вызывать у потребителей определенные чувства и эмоции.

Для того, чтобы дизайнеру понять заказчика, разрабатывается специальный документ – бриф.

Бриф – это краткая письменная форма, которая составляется заказчиком для исполнителя. В нем описываются основные задачи и требования для будущего проекта.

Он необходим для того, чтобы дизайнер имел четкое представление не только того, что необходимо получить, но и для того, чтобы проанализировать заказчика и понять его сферу деятельности.

Соответственно бриф необходим не только для описания будущего проекта, но и для характеристики заказчика.

Актуальность – данная тема очень актуальна, поскольку существует большая конкуренция среди брендов, компаний и иных организаций, работающих с потребителями, поэтому существует необходимость в профессионале – дизайнере, который сделает анализ конкурентов и создает выигрышный фирменный стиль и выведет бренд в топ.

Так как в наше время появляется все больше брендов, организаций и компаний, возрастает конкуренция. Для того, чтобы новый бренд мог успешно конкурировать с другими и зайти на рынок потребителей, заказчику необходимо обратиться к опытному дизайнеру, который решит этот вопрос при помощи создания фирменного стиля.

Предмет исследования – работа дизайнера над созданием фирменного стиля совместно с заказчиком.

Объект исследования – бриф.

Цель – выявить основную роль совместной работы дизайнера с заказчиком

Задачи:

– составить структуру брифов;

– рассмотреть различные варианты составления брифов;

– изучить психологию заказчика;

– проследить за тем, как выстраивается коммуникация;

– исследовать форумы и тренинги, которые помогут в работе дизайнеру.

ГЛАВА 1. БРИФ

Бриф – это документ для дизайн-проекта, который составляется дизайнером, а заполняется заказчиком.

В нем указываются основные задачи, объемы, бюджет и структура для будущего фирменного стиля.

Бриф – это важнейшая и неотъемлемая часть любого дизайн-проекта, поскольку именно он предоставляет дизайнеру всю необходимую информацию для работы.

Он должен быть сосредоточен на конечных результатах и на коммерческих целях фирменного стиля.

Также необязательно, чтобы бриф содержал иллюстрационный материал, художественные и эстетические аспекты, все это будет определено дизайнеров в процессе работы.

Заполнение брифа дает возможность определиться с конкретными задачами еще до начала работы над проектом.

Грамотно составленный бриф дизайнером, позволит развернуто и структурировано ответить заказчику для того, чтобы клиент не растерялся, а по итогу получил тот результат, к которому он стремился.

Дизайнеры, крупные корпорации и агентства разрабатывают свою форму брифа, но все они имеют одну основу и незначительно отличаются друг от друга.

Основные разделы брифа:

  • Background. В этой части содержится описание бренда, анализ ситуации на рынке, а также обоснование кампании. Важно указать, какие усилия предпринимались раньше и каковы результаты этих усилий. Рациональные и уникальные преимущества бренда;
  • Target Audience (описание целевой аудитории). Это самый важный раздел брифа, т.к. именно он определяет, на кого должна быть направлена кампания. Основные параметры целевой аудитории: социально-демографические показатели (пол, возраст, доход, семейное положение и т.д.) и психографические показатели (стиль жизни, поведение в точках продаж);
  • Objectives (цели и задачи). Этот раздел дает четкий ответ на вопрос: «Какой результат должен быть достигнут при реализации проекта?» Необходимо также указать условия, при которых постановка целей корректна;
  • Insight. Инсайтом называют осознанное или неосознанное неудовлетворенное желание потребителей. Опираясь на эту ценную информацию, дизайнер сможет реализовать эффективный проект;
  • Budget (бюджет). Заказчик должен представлять, за какие деньги он хочет получить поставленные результаты. Так как дизайнер фактически выступает советником по инвестициям, он также должен иметь представление, какими средствами придется оперировать;
  • Period (сроки). Заказчик, как правило, указывает примерный срок проекта. Дизайнер, основываясь на своем опыте, должен определить и рекомендовать четкие временные рамки для его реализации.

1.1. Структура брифа

Основная задача брифа – это собрать в себе все важную информацию от заказчика, которая позволит дизайнеру качественно и в соответствующие сроки выполнить задачу.

Для того, чтобы создать бриф и не упустить ничего важного рекомендуется следовать неким структурам.

Например, на (рис. 1) можно увидеть основные темы, на которые дизайнеру необходимо составить вопросы, чтобы получить более развернутую и понятную информацию для создания фирменного стиля.

Как составить бриф

Рис. 1. Структура брифа

Профессионально составленный бриф должен содержать в себе следующие вопросы:

  • описание задачи/проекта;
  • желаемый результат: описать видение конечного результата; при желании, заказчик может приложить эскизы или примеры – референсы;
  • дедлайны: количество времени, которое отводится на выполнение задачи;
  • целевая аудитория: выяснить для кого предназначена задача/проект и кто будет использовать конечный продукт;
  • бюджет: размер бюджета, на который рассчитывает заказчик;
  • метрики: благодаря чему будет подводиться результат – фокус-группа, тестирование, опрос и др;
  • дополнительная информация: дополнительные пожелания к задаче от заказчика.

Описанные этапы деятельности можно варьировать и применять к любому проекту. Работа может видоизменяться, а структура правильного брифа остается та же.

Основные задачи брифа:

  • вводит в контекст всех участников
  • содержит ключевую информацию для реализации задачи
  • экономит время
  • синхронизирует ожидания заказчика и исполнителя
  • определяет ключевые метрики

Бриф должен содержать в себе вопросы ознакомительного и уточняющего характера.

Дизайнеру необходимо понять, что заказчику нужно и какой бренд или компанию он представляет.

Если необходимо составить более подробный и сложный бриф, который требует детального описания, то он должен однозначно содержать в себе все вопросы, касающиеся позиционирования, целей, задач, УТП, ЦА, ожиданий (см. Таблица 1).

Пример брифа:

Таблица 1.

Бриф на разработку логотипа и фирменного стиля

строительной компании:

Наименование компании

Местоположение офиса

ФИО контактного лица

Телефон (рабочий)

Электронная почта (рабочая)

Сайт компании (ссылка)

Описание сферы деятельности компании

Цель нового фирменного стиля

Конкуренты (названия компаний 2-3), их плюсы и минусы

Ваше УТП (уникальное торговое предложение)

Востребовательность компании

Высокая, средняя, низкая (подчеркнуть)

Ценовая категория (прайс)

ЦА (целевая аудитория – средние значения)

пол;

возраст;

место работы;

доход;

место проживания

Портрет потребителя: (описать конкретного человека)

  1. Пол
  2. Возраст
  3. Где проживает
  4. Семейное положение
  5. Образование
  6. Доход
  7. Место работы
  8. Должность
  9. Хобби, интересы
  10. Образ жизни
  11. Страх (риски)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

3 основные характеристики компании (например: цена, качество, сервис и тп)

Логотипы, которые Вам нравятся (4-5 шт). Описать почему:

Логотипы, которые Вам не нравятся (4-5 шт).

Описать почему:

Использование сочетания нескольких цветов или одного цвета

Корпоративная документация

Да / Нет

Пожелания

Визитка (личная)

Визитка (корпоративная)

Фирменный бланк

Конверт

Папка

Бейдж

Другое

Полиграфическая продукция

Да / Нет

Пожелания

Блокнот

Буклет

Листовка

Календарь

Плакат

Брендбук, гайдбук (руководство по использованию фирменного стиля внутри компании)

Другое

Сувенирная продукция

Да / Нет

Пожелания

Ручка

Флешка

Пакет

Кружка

Портфель (пластиковый)

Портфель (кожаный брендированный)

Флажок

Футболка

Кепка

Другое

Электронные носители

Да / Нет

Пожелания

Верстка сайта

Презентация

Другое

Наружная реклама

Да / Нет

Пожелания

Баннер

Лайтбокс – подсвечивающийся короб для афиши или постера

(на остановке, в метро, в переходе и т.д.)

Униформа (каска, футболка, комбинезон и т.д.)

*добавить спец одежду, на которой требуется логотип

Другое

На основе этого брифа, можно сделать вывод, что в нем присутствуют только конкретные вопросы без наводящих и отвлекающих моментов.

Правильно составленный бриф – залог успешной работы.

Заказчику понятны пункты брифа и у него не возникает вопросов и не вызывает сложности заполнить его, а для дизайнера выгодно иметь такой бриф, так как ему тоже все довольно просто и ясно, ведь составлен он именно так, как необходимо для его понимания.

1.2. Варианты составления брифов

Бриф – краткая письменная форма, которая заполняется заказчиком для предоставления всей необходимой информации дизайнеру.

Изначально бриф появился в области рекламного бизнеса, поэтому первые его виды существовали только среди рекламы:

  • для запуска рекламных кампаний – медиа бриф для планирования и проведения рекламной кампании (охват, частота, циклы, качество контакта);
  • для создания рекламных материалов (интернет, аудио, видео, тексты и пр.) – креативный бриф, в нем прописываются тон, стиль коммуникаций, ограничения, образы;
  • для проведения маркетинговых исследований – экспертный бриф, описывает отношение к рынку и конкурентам, стратегию и цели кампании;
  • коммуникационный бриф – это описание ожидаемого коммуникационного эффекта от потребителя.

Немного позже практика работы с брифами стала настолько популярной и удобной, что она перешла и в другие области, например, бриф на:

  • креативные услуги
  • создание сайта
  • фирменный стиль
  • разработку рекламной кампании
  • дизайн сайта
  • доработку функционала сайта
  • создание мобильных приложений

1.3. Ошибки и нюансы при составлении брифа

Как в любой документации и структурировании определенной информации, есть свои нюансы.

Один из минусов брифа – это время. Затрачивается много времени как со стороны дизайнера – на создание брифа, так и со стороны заказчика – на заполнение, однако так происходит только первое время.

С опытом работы и состоявшимся брифом работать становится намного быстрее и качественнее.

Следующий нюанс в том, что необходимо сразу понять какой необходимо внедрять: одиночный или системный.

Если дизайнер планирует работать на разные категории клиентов, то необходимо разработать подход к каждому заказчику из определенной группы, например, фирменный стиль для ресторанов, магазинов, строительных компаний и др.

Внедряя единичный бриф, существует риск того, что его необходимо будет править под определенного клиента, а это занимает время.

Помимо нюансов существуют и ошибки при общении с клиентом, например, дизайнер не должен перекладывать всю ответственность на заказчика, тем самым пугая его, ведь он приходит за помощью от организации.

Дизайнер должен сам воспитать своего клиента и не давать ему возможность подстроить фирменный стиль конкретно под него, необходимо учитывать пожелания

Помимо всего перечисленного существует некоторые рекомендации:

  • бриф – это прежде всего инструмент сбора необходимой информации, однако он должен быть удобным для дизайнера и непосредственно заказчика;
  • бриф должен быть в удобном формате, т. е. документ должен открываться на любых электронных носителях без особых проблем;
  • бриф рекомендуется составлять и хранить в формате doc. или excel;
  • в облачном хранилище, например, Google Docs (один из самых удобных способов, так как можно дать доступ нескольким лицам и вносить правки одновременно с заказчиком в онлайн режиме);
  • дизайнер может разместить бриф на собственном сайте, с возможностью заполнения и отправки формы;
  • также классический вариант: в печатном виде, т. к. существуют клиенты, которым проще воспринимать печатный лист, с возможностью быстро записать свои мысли и вычеркнуть лишнее.

Однако, как бы ни хорошо был составлен бриф, все равно возникает проблема того, что заказчик не хочет его заполнять.

Происходит это, потому что клиент не хочет затрачивать лишние интеллектуальные усилия и время.

Такой тип клиентов рассказывают идею для фирменного стиля устно, например, «я расскажу в двух словах...».

Дизайнер не должен попадаться на такие уловки со стороны заказчика и должен донести ему необходимость работы через бриф.

Нужно заинтересовать клиента, рассказать о том, что в брифе составлены грамотные вопросы, ответы на которые дадут качественный результат, а дедлайн поможет отслеживать стадию проекта.

Как правило, после убеждения дизайнера, клиент начинает понимать, что это экономит время, распределяет бюджет и выдает желаемый результат.

Если же дизайнеру не удается убедить заказчика в необходимости заполнения брифа, то можно деликатно распрощаться с клиентом.

Дизайнеру проще работать с людьми, которые привыкли к брифам, потому что вся система работы становится сбалансированной. Задачи выполняются гораздо быстрее, неточности и доработки становятся почти незаметными, а система становится эффективнее.

Наглядный пример того, как происходит работа дизайнера и заказчика с наличием брифа (рис. 2). Есть заказчик, дизайнер, бриф и механизм, который запускается от взаимодействия этих элементов коммуникации.

Бриф как процесс

Рис. 2. Бриф как процесс

Благодаря системе брифов можно оптимизировать процессы и получить хороший результат от работы, поэтому не стоит пренебрегать брифом.

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ЗАКАЗЧИКА

Дизайнер должен обладать эмпатией, то есть уметь выслушать и пережить то, о чем говорит заказчик.

Дизайнеру необходимо дать возможность поговорить заказчику, он сам расскажет чего он хочет.

Психология человека устроена таким образом, что люди привыкли к тому, что обращаясь к кому-то, они должны быстро, четко и кратко описать чего они хотят.

На подсознательном уровне человек ждет, что сейчас его будут атаковать вопросами, поэтому он не может сконцентрироваться на одной мысли и концепции и начинает сомневаться и впадать в состояние апатии.

Например, приходя в магазин, можно наблюдать такое взаимоотношение: консультант – клиент. У консультанта существуют определенные задачи: консультирование клиентов и продажа товара, согласно плану.

Однако, такая работа – это прежде всего умение выслушать клиента, расположить его к себе, а не навязывать, убеждать и тем более не осуждать его.

Так и во взаимоотношении заказчика и дизайнера.

Дизайнеру необходимо дать волю заказчику, чтобы он почувствовал себя свободно и смог адаптироваться в новой для него атмосфере.

К тому же, если заказчик «новичок» в бизнесе, то наверняка он не работал ранее с дизайнерами и не имеет представления о системе и этапности работы.

Если возникла такая ситуация, что вкусы заказчика и дизайнера не совпали, нельзя прерывать, говорить что это неправильно, осуждать, грубить, повышать голос и т. п.

Дизайнер должен предложить заказчику свои варианты и показать приблизительный итог, для того, чтобы неопытный человек мог понимать, что его идея не такая уж и плохая, и что ее можно переиграть по-другому. То есть более выгодно и выигрышно, что на руку заказчику для его бизнеса.

Заказчику нужно позволить заполнить бриф на столько, на сколько он может это сделать.

У каждого человека есть свои видения и представления о своем бренде, в этом случае дизайнер становится звеном в системе для исполнения и направления собранного материала в нужное русло, чтобы по итогу не разочаровать, а наоборот приятно удивить заказчика.

Основные выводы:

  • Дизайнер не должен делать предположений о том, чего хотят клиенты. Они сами в состоянии сообщить это исполнителю.
  • У заказчика должна быть возможность высказаться. Дизайнер может составить небольшую анкету – не больше 3-5 вопросов – сфокусированную на наиболее важных аспектах общения с клиентом.
  • Простой способ получить 100% ответов – дать эту анкету в тот момент, когда клиент расплачивается. Тогда он сможет заполнить ее за то время, пока исполнитель ведет расчеты.
  • Нельзя надоедать клиентам. Если клиенты не хотят заполнять анкеты – ничего страшного. Не надо заставлять их. Не стоит звонить им по вечерам или приставать к ним, пока они не определились.
  • Главная идея опроса – это сделать так, чтобы люди были счастливы вести дела с дизайнером. Если надоедать, у клиентов не получится быть счастливыми.

2.1. Выстраивание коммуникации

Бывает так, что отношения между клиентом и исполнителем не партнерские, а сопернические.

Недоверие, нежелание брать на себя риски и ответственность, страх «а вдруг обманут» и с той, и с другой стороны порождают непонимание.

А значит, сотрудничество складывается неэффективно. Партнерство в бизнесе подобно отношениям в браке.

Перед вступлением в сотрудничество:

  • Адекватная оценка того, что дизайнер и клиент могут дать друг другу и в чем на данный интерес.
  • Определение ожиданий и желаний от партнера.
  • Донесение своих ожиданий четко и ясно.
  • Соотношение выгоды
  • Готовность договариваться и уважать партнера
  • Готовность к командной работе, то есть сообща для дальнейшего развития взаимоотношений.

Над отношениями нужно работать, причем, кто бы кем не являлся – заказчиком или исполнителем.

Рассматривая коммуникации, можно выявить отношения заказчик – дизайнер и дизайнер – заказчик.

Казалось бы разницы от перестановки ролей нет, однако она есть.

Анализируя отношения заказчик – дизайнер, можно выявить следующие пункты:

  1. Согласование результатов

Перед тем, как утвердить тот или иной вариант фирменного стиля, необходимо продумать все до начала работы.

Дизайнер может предоставить несколько хороших логотипов, но уже без внесения правок, или можно договориться заранее о внесении правок в ходе работы.

Поэтому, если заказчик желает получить гарантированно качественный результат, необходимо обозначать намерения заранее.

  1. Оплата работы

Каждый заказчик хочет получить проект в надлежащем состоянии, поэтому, чтобы обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств и сократить нежелательные расходы, можно оплатить работу заранее.

В этом случае, дизайнер, который взялся за исполнение проекта, будет обязан предоставить работу в том виде, о котором он договаривался с заказчиком.

  1. Проверка

Говоря слово – проверка необходимо понимать, что не нужно дергать дизайнера по каждой мелочи.

Это значит, что заказчик и дизайнер договариваются на определенные даты, в которые будет удобно вести переговоры и вносить правки.

Каждый проект требует тех или иных правок, прежде чем он будет полностью закончен, поэтому заказчик должен понимать и уважать дизайнера за его работу и составлять вопросы и указания на недочеты заранее, то есть перед плановой встречей.

  1. Открытость

Зачастую заказчики забывают о мнении дизайнера, так как сильно привязаны к своей идее.

Дизайнеров нередко критикуют, но все проходят через ошибки, поэтому не стоит зацикливаться и переубеждать людей, необходимо научиться доверять мнению профессионала и быть с ним открытым, чтобы максимально повысить свои шансы на удачное завершение проекта.

  1. Часовые пояса

Встречаются такие ситуации, когда дизайнер и заказчик находятся в разных городах или странах и имеют разные часовые пояса.

Технологии позволяют сотрудничать из любой точки мира с помощью e-mail или телефона, но надо иметь в виду, что заказчик не всегда может получить ответ в удобное ему время, так как необходимо учитывать разницу во времени.

Для того, чтобы не возникало подобных казусов и клиент не думал, что дизайнер с ним больше не работает, нужно составить временной график, который будет удобен и для заказчика и для дизайнера.

  1. Примеры и ссылки

Заказывая проект, заказчик имеет представление о результате у себя в голове и порой словесно не всегда можно выразить полноту своей идеи, поэтому на помощь приходит метод визуализации, например, картинки с приблизительным стилем или шрифтом и многое другое.

Заказчик может предоставить визуальный материал дизайнеру, описать почему именно эти примеры, что нравится, а что не нравится и т. д.

  1. Уточнение деталей

Для того, чтобы избежать конфузов, заказчик должен убедиться, что его задача была принята и понятна дизайнеру. Если же клиент понимает, что дизайнер не понимает его, ему необходимо уточнить детали для того, чтобы сохранить деньги и время.

  1. Дополнительные приложения

При работе с дизайнером, заказчик будет получать большие файлы, и чтобы не возникало неудобств с открытием, отправкой и хранением файлов, лучше использовать бесплатные инструменты: Dropbox.com, Google Drive, Amazon Cloud Drive, ICloud.

Также можно попросить дизайнера разделить файлы, т. к. их будет проще отправлять и получать.

  1. Выбор дизайнера

Если дизайнер знает свою работу, имеет цели и умеет ставить задачи правильно, то заказчик в надежных руках и он гарантированно получить качественный результат.

Дизайнер, который будет сосредоточен именно на цели проектирования и конечном результате, а не на конструкции, будет чувствовать, что ему доверяют и выдаст хороший результат.

Дизайнер – это человек, который готов помочь и сделать свою работу качественно и достойно, если его уважают и дают право высказать свое мнение по поводу того или иного проекта, дают свободу мысли и дела.

Как правило дизайнер имеет чуткую душевную организацию и не все могут принять критику в свой адрес, поэтому клиенту необходимо уважительно относиться к дизайнеру, ведь это тот человек, без которого у клиента вряд ли что-то получится.

Коммуникация дизайнер – заказчик:

  1. Выстраивание отношений

Залог успеха любого дизайн-проекта служит доверие и понимание между заказчиком и исполнителем.

Качественный результат зависит от того, как быстро они смогут договориться, ведь зачастую заказчики – это взрослые, сформировавшиеся личности, которые имеют свою точку зрения и картину мира, поэтому выстраивание взаимоотношений стоит за дизайнером.

  1. Клиент, кто он и что из себя представляет?

Даже не приобретая специальное образование, рано или поздно, для достижения максимальной эффективности, дизайнеру приходится стать хорошим психологом. Дипломатичность, толерантность и терпимость – три качества, на которых держится общение с клиентами. Это база, необходимая дизайнеру для комфортных взаимоотношений с любым заказчиком.

Дизайнеру нужно распознать тип личности клиента, прощупать реакции, применить различные стратегии поведения и ,наконец, взять все в свои руки и начать «игру» по своим правилам.

Каждому клиенту нужен свой подход, с кем-то лучше придерживаться официальности, кого-то вдохновлять и заинтересовывать идеями, с другими флиртовать, шутить, на кого-то даже можно слегка надавить, убедить, а последнего успокоить и согласиться с ним.

  1. Ценность дизайнера

Первое и основополагающее для успешной работы дизайнера – определить свои границы и четко обозначить их клиенту.

В начале профессионального пути, в борьбе за каждого заказчика, поддавшись легкой неуверенности в себе, есть риск занять пассивную, исполнительную позицию и смотреть на клиента снизу вверх, выполняя любую прихоть и соглашаясь на каждый каприз. Дизайнер должен знать себе цену и после каждой встречи с клиентом чувствовать воодушевление. В противном случае это означает, что он прогнулся, где не надо, или уступил вопреки профессиональному мнению.

  1. Типы заказчиков

«Я не знаю, что хочу»

Можно до бесконечности переделывать дизайн, но ему так ничего и не понравится. Таким клиентам нужно объяснить, что за результат несут ответственность оба – и заказчик, и дизайнер. Что получится в итоге – будет общим результатом для всех.

Дизайнер может попросить подготовить аналоги и примеры и рассказать, что именно нравится в выбранных картинках.

Также посоветовать клиенту ресурсы, где он найдет массу материалов, установить дедлайн и назначить встречу для обсуждения. Нельзя бояться давать заказчикам задания – это включит их в процесс и поможет понять, что идет командная работа.

«Хочу также, только дешево»

Распространенный тип. Они показывают картинки крупных и успешных компаний, а бюджет обозначают, как для невзрачного и неприбыльного проекта.

Таких клиентов необходимо предупреждать «на берегу» о том, что от размера бюджета зависит результат, и не допустить огромную работу, которая растянется на несколько месяцев и не принесет никаких результатов.

Но опуская стереотип дорого – значит хорошо, дизайнер должен войти в положение клиента и найти обходной путь с маленьким бюджетом, но более менее качественным проектом.

  • определить ответственных лиц с обеих сторон;
  • четко обозначьте их зоны ответственности;
  • обсудить комфортные способы и каналы связи.
  • обсудить вид и частоту отчетов;
  • запросить и предоставить все необходимые доступы;
  • подписать договор;
  • согласовать сроки и этапы работы на начальный период.
  • согласовать график оплат и обмен документами;
  • договор о плановых встречах, звонках и др.

«Потеряшки»

Заказчики, которым свойственно исчезать на несколько месяцев, а то и на год. Причин может быть масса.

Нужно помнить о границах, если сроки проектирования и авторского надзора давно прошли, у дизайнера есть два варианта. Отказаться от дальнейшей работы, опираясь на договор, либо предложить клиенту новые условия – например, заключить новый договор на авторский надзор или попросить подождать, пока вы закончите текущие проекты – все зависит от того, на каком этапе был приостановлен.

Дизайнер не должен давать клиенту думать, что он каждый день ждет только его и готов продолжить проект, даже если прошло очень много времени. За проект ответственны оба.

«Если мне понравится, я заплачу»

Клиенты, которые не имеют совести и совершенно не уважают чужой труд.

Дизайнер может делать что-то бесплатно ровно столько, сколько он может себе это позволить.

Не должно быть таких моментов, как: «по-дружески; по- родственному, по знакомству и т. п.», это все очень затягивает и у дизайнера может произойти профессиональное и эмоциональное выгорание.

Каждый проект должен быть оценен исключительно по степени профессионального интереса.

Если уже вначале разговора с заказчиком, он не заинтересован, есть вероятность, что проект обречен на провал.

Существует еще множество типов трудных клиентов, с каждым свои нюансы.

Дизайнер должен действовать в своих интересах, с использованием собственно составленного брифа, количество вопросов зависит от профессионализма дизайнера и развитости его интуиции. Основные темы, требующие раскрытия – образ жизни, функциональность, стиль, бюджет и цветовая гамма.

Помимо всего этого, каким бы ни был трудным клиент, он выбрал именно этого исполнителя, поэтому все в руках и интересах дизайнера и от него зависит сделает ли он достойную работу, которая принесет радость клиенту, а гордость ему или нет.

2.2. Форумы и тренинги для дизайнеров

Дизайн  –  это метод осознанного влияния на пользователя для достижения определенной цели. Другими словами, целенаправленное воздействие на людей, которое заставляет людей чувствовать, думать и делать нужные вещи.

Следовательно, чем лучше дизайнер понимаете чувства, мысли и действия пользователей, тем профессиональнее он становится.

Чтобы эффективно выполнять свою работу, профессионалы должны не только владеть искусством дизайна, но и применять множество принципов из разных сфер деятельности.

Психология – одна из базовых наук, которая помогает дизайнерам лучше понимать пользователей и анализировать их поведение.

Психология играет немаловажную роль в дизайне. Из-за тенденции пользователь-ориентированного дизайна эксперты стали пересматривать подходы к работе, стараясь глубже понять целевую аудиторию.

Дональд Норман в своей книге «Дизайн привычных вещей» определил понятие дизайна как акт коммуникации, предполагающий глубокое понимание человека, с которым дизайнер коммуницирует.

Чтобы вникнуть в требования пользователей, дизайнерам рекомендуют обратиться к психологическим принципам, которые формируют человеческое поведение, стремления и мотивацию.

Применяя психологические принципы при создании дизайна, можно улучшить результат, ведь продукт становится гораздо ближе к актуальным требованиям его пользователей.

К тому же, знания психологии помогают создавать дизайн, располагающий людей совершать действия, которые от них ожидают, к примеру, купить товар или связаться с компанией.

Психология может показаться довольно сложной и скучной наукой для дизайнера, поэтому иногда они пропускают этап анализа целевой аудитории, решая положиться на интуицию. Но для того, чтобы эффективно применять принципы психологии, не обязательно быть доктором наук в этой сфере. Для позитивного результата важно изучить основные позиции, влияющие на показатели взаимодействия.

Основываясь на практическом опыте и исследовании данного вопроса, можно выделить шесть эффективных психологических принципов, которые часто применяются при создании дизайна:

Принципы Гештальта

Этой теории из области психологии более ста лет, но она не теряет своей актуальности.

Гештальт – это единое целое, а сама теория исследует визуальное восприятие элементов по отношению друг к другу. Иными словами, принципы гештальта показывают склонность людей объединять отдельные элементы в группы.

Принципы, по которым пользователи формируют группы включают:

Схожесть. Когда пользователи замечают некую схожесть между объектами, они автоматически воспринимают их как элементы, относящиеся к одной группе. Схожесть предметов обычно определяется по их форме, цвету, размеру, или текстуре. Принцип схожести дает пользователям чувство слаженности между элементами дизайна.

Непрерывность. Люди склонны интерпретировать визуальные элементы как непрерывную цепочку информации. Даже когда элементы расположены по ломаной линии, глаза естественным образом следуют от одного объекта к другому.

Замыкание. Этот закон основан на тенденции человеческого глаза завершать незаконченные фигуры. Когда человек видит незавершенную фигуру, он автоматически воспринимает ее как цельную. Принцип нашел частое применение в дизайне логотипов.

Близость. Когда объекты расположены рядом, люди чаще воспринимают их как группу, нежели отдельные предметы, даже если они совершенно непохожи.

Фигура и фон. Этот принцип демонстрирует тенденцию человеческих глаз отделять объекты от фона. Существует много примеров картинок, которые воспринимаются иначе в зависимости от

объекта, на котором сфокусирован взгляд.

Принципы гештальта на практике подтверждают, что человеческий мозг склонен играть с нашим визуальным восприятием. Поэтому дизайнерам нужно учитывать эти факторы при создании тех или иных проектов во избежание возможных недоразумений.

Висцеральная реакция

Такой вид реакций исходит из части головного мозга, которая называется «старый мозг». Он отвечает за инстинкты и реагирует быстрее, чем наше сознание. Висцеральные реакции коренятся в человеческом ДНК, и их довольно легко предугадать.

Дизайнеры используют эти знания и стремятся вызвать положительные эстетические ощущения. Не так уж и сложно предугадать, что выглядит приятно, если ты знаешь свою целевую аудиторию и ее потребности.

Поэтому тенденция использования высококачественных красивых фото или приятных цветных картинок на различных носителях не случайна.

Психология цвета

Наука, которая изучает влияние цвета на человеческое сознание, поведение и реакции.

Главная идея в том, что цвета имеют значительное влияние на восприятие пользователей. По этой причине дизайнерам необходимо осознанно подходить к выбору цвета для своих проектов, чтобы правильно передавать посыл и настроение каждого из них (рис. 3).

Рис. 3. Популярные цвета по отраслям

Закон Хика

Закон утверждает: чем больше вариантов получает человек, тем дольше он будет принимать решение. Это значит, чем больше опций предоставляется пользователям, тем больше времени и энергии они потратят на то, чтобы сделать следующий шаг.

В конечном итоге может выйти, что пользователи сделали выбор, но получили неприятный опыт использования вашего продукта из-за того, что потратили слишком много времени на это или испытали напряжение.

Дизайнерам рекомендуется оставлять минимальное количество вариантов выбора для клиента.

Психология – это эффективный инструмент для дизайнера, способный сделать творческий процесс более продуктивным, а результаты более ориентированными на заказчика.

Поэтому для дизайнеров существует огромное множество тренингов и форумов, на которых они узнаю, как взаимодействовать с клиентом, как понять к какому типу личности он относится, чего он хочет и как его расположить к сотрудничеству в работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог можно сказать, что сегодня тема взаимоотношений и работы заказчика и исполнителя очень актуальна и она требует особого внимания.

Все потому что рынок дошел до той точки развития, когда трудно конкурировать только на уровне продукта или услуги, многое решает внедрение дизайнерского подхода.

Одна из приоритетных задач отношений – умение выстраивать эффективные коммуникации для получения качественного результата.

Если обобщить навыки и сложить в одно идеальное представление о коммуникации, то стремится стоит вот к чему:

– обе стороны смотрят в одном направлении и работают на один результат;

– партнеры держат в фокусе одни и те же цели;

– умеют договариваются о зонах ответственности;

– дополняют усилия друг друга.

Для того, чтобы обеспечить совместную работу, у сторон должны совпадать мнения и цели. Также должно быть доверие, однако в современном мире люди не склонны доверять друг другу и везде ищут подвох.

С этим можно бороться благодаря риску и смелости, сделав выводы и работу над ошибками. Но обретая доверие, нельзя забывать про контроль, так как профессионал адекватно отнесется к стремлению клиента проконтролировать ситуацию.

Дизайнеры и клиенты не должны клеить ярлыки, к каждому человек существует свой подход и просто надо прощупать контактные точки, которые позволять зацепиться друг за друга и действовать сообща.

Нерешенные проблемы имеют свойство давать о себе знать в будущем, такое случается у всех заказчиков и исполнителей, от подобных случаев не удается застраховаться полностью, и единственное, что можно сделать – это максимально предотвратить конфликтные ситуации.

Изначально принять: открытость конструктивность, нацеленность на взаимодействие, уважение к партнеру и соблюдение делового этикета.

В заключении надо отметить то, что только следуя своим принципам и обладая эмпатией, можно добиться успеха и научиться ценить себя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Научная и учебная литература

Клиент на всю жизнь. Сьюэлл Карл. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 232 с. - режим доступа

https://ru.pdfdrive.com/Клиенты-на-всю-жизнь-e60756071.html

Фидбэк. Игорь Манн. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 220 с. - режим доступа

https://www.litres.ru/igor-mann/fidbek/

Электронные ресурсы

Премиум сервис – рекламное агенство – ошибки при составлении брифа [электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL:

https://premservice.ru/spec/30-oshibki-pri-sostavlenii-brifa (дата обращения 07.01.21 г.).

Харб – ошибки брифов [электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: https://habr.com/ru/post/213965/ (дата обращения 07.01.21 г.).

Alexcouncil – бриф: оружие или руководство в действию [электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: http://www.alexcouncil.com/brif/ (дата обращения 07.01.21 г.).

Brand типография – графический дизайн фирменного стиля [электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL:

https://moscowbrand.ru/vse-pro-firmennyy-stil/graficheskiy-dizayn-firmennogo-stilya (дата обращения 07.01.21 г.).

Design studio – бриф на разработку фирменного стиля, брендбука [электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: https://e-shutova.com/brief/firmstil (дата обращения 18.12.20 г.).

D4U – психология и дизайн [электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: https://design4users.com/ru/psychology-principles-for-designers/

(дата обращения 09.01.21 г.).

Livejournal – что такое бриф? Виды брифов [электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: https://pr-4-kymu.livejournal.com/1101.html (дата обращения 09.01.21 г.).

Mango office – Cossa – выстраивание эффективной коммуникации «клиент – агенство» [электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: https://www.cossa.ru/airvelas/173003/ (дата обращения 09.01.21 г.).

Sayhi – 11 шагов к продуктивной коммуникации [электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL:

https://say-hi.me/design/11-shagov-k-produktivnoj-kommunikacii-mezhdu-klientom-i-dizajnerom.html (дата обращения 07.01.21 г.).

Vc.ru – организация взаимодействия между клиентом и дизайнером [электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL:

https://vc.ru/design/80035-organizaciya-vzaimodeystviya-mezhdu-klientom-i-dizaynerom (дата обращения 09.01.21 г.).

Workspace – бриф на создание фирменного стиля [электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: https://workspace.ru/brif/corporate-style/ (дата обращения 18.12.20 г.).