Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Внешнее оформление многополосных изданий (Внешнее оформление детской и взрослой литературы.)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Объект: многополосные издания;

Предмет: внешнее оформление детской и взрослой литературы;

Цель: получить информацию о способах полиграфического

исполнения и элементов отделки внешних элементов многополосной

продукции;

Задачи:

– описать виды внешнего оформления полиграфическими

материалами;

– изучить основные критерии выбора внешнего оформления;

– обозначить стандарты на внешнее оформление изданий;

– разобрать особенности оформления детской литературы;

– изучить наиболее популярные технологии и последовательность

процесса.

Многополосные издания – это книжно-журнальная продукция, которая состоит из нескольких элементов, основные из них: блок и обложка или переплет.

Для многополосной печатной продукции и любой другой должен быть индивидуальный подход к внешнему оформлению.

Как правило учитываются такие основные элементы как: шрифты, формат, тип верстки, бумага, обложка или переплет.

Художники и технические редакторы выполняют ряд процедур по выполнению качественного оформления того или иного вида полиграфической продукции.

Внешние элементы оформления книги — это лицо книги, которое определяется в соответствии с ГОСТами и общепринятыми стандартами.

От оформления зависит, какое первое впечатление произведет книга на читателя. Поэтому внешнему оформлению книги издательства уделяют много внимания.

К внешним элементам книги относятся: обложка, суперобложка, футляр, форзац, переплет.

Главными элементами книги являются: обложка и переплет. Они скрепляют листовой блок, защищают от внешнего воздействия, загрязнения и делают книгу более прочной. Также они дают первоначальную информацию и впечатление о книге.

Для того, чтобы сподвигнуть потенциального покупателя к приобретению той или иной книги, оформление должно соответствовать целевому назначению издания, привлекать внимание, вызывать интерес в прочтении книги.

Внешнее оформление должно быть хорошо декоративно оформлено. Оформление в свою очередь должно быть выполнено на основании содержания и назначения книги.

Глава 1. ЭЛЕМЕНТЫ ВНЕШНЕГО ОФОРМЛЕНИЯ МНОГОПОЛОСНОГО ИЗДАНИЯ

1.1. Внешнее оформление детской и взрослой литературы

Книга играет одну из важнейших ролей в жизни человека.

В типографии есть такое понятие как взрослая и детская литература.

Для того, чтобы спроектировать книгу, необходимо знать общие характеристики и требования.

Главными элементами внешнего оформления книги являются: обложка, суперобложка, переплет, форзац, футляр.

Эти элементы выполняют две функции: защитную, предохраняющую от повреждений и внешне-эстетическую с художественным оформлением.

Внешнее оформление определяется по содержанию произведения, по жанру, типу издания и самое главное целевое назначение для той или иной группы читателей.

Обложка и переплет книги – это прочное покрытие, которое защищает книжный блок и информирует читателя об основных сведениях (см. рис. 1.1; рис. 1.2).

В коммерческих целях, обложка должна быть более привлекательной, с правильным композиционным строем и гармоничной, чтобы повлиять на покупателя.

Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст (Ильяхов М., Сарычева ...

Рисунок 1.1. Обложка книги М. Ильяхов «Пиши сокращай»

В метре друг от друга • Рейчел Липпинкотт, Микки Дотри, Тобиас ...

Рисунок 1.2. Переплет книги Р. Липпинкотт «В метре друг от друга»

Суперобложка – дополнительная обложка издания, выполненная, чаще всего, из глянцевой или матовой бумаги (см. рис. 1.3). Суперобложки предохраняют переплет от загрязнения и повреждений, а также служат для дополнительного декорирования и оформления. Также суперобложка выполняет рекламную функцию.

Рисунок 1.3. Суперобложка книги

Форзац – скрепляет книжный блок с переплетной крышкой.

Форзац в большей степени остается либо белым, изготовленным из гладкой или фактурной бумаги, либо однотонным цветным, подобранным по цвету в сочетании с переплетом или в контрасте с ним для усиления впечатления, но бывают и с дизайнерским оформлением для того, чтобы передать читателю настроение сюжета (см. рис. 1.4).

Помимо художественного оформления на форзаце может быть справочная информация: карты, таблицы, исторические даты и т.п.

Рисунок 1.4. Форзац книги

Книга для детей должна быть яркой, с простыми формами в оформлении, понятным шрифтом, не перегружена орнаментальными декорациями и прочими стилистическими элементами (см. рис. 1.5).

Рисунок 1.5. Переплет детской книги А.Барто «Детям»

Иллюстрации – это неотъемлемая часть в детской книге, потому что они способны изображать слова.

Иллюстрирование детской литературы требует от художника и дизайнера большой ответственности, так как они должны соблюдать определенный свод правил, ГОСТов и стандартов.

В оформлении переплета или обложки детской книги особенно важно единство, так как информация должна передаваться без каких-либо проблем для восприятия ребенка.

Для того, чтобы оформить детскую литературу необходимо обязательно учитывать возрастные ограничения, от них зависит правильность подачи книги потенциальному читателю.

Для каждых возрастных категорий предусмотрены Стандарты и ГОСТы, от которых зависит конструкция книги, качество иллюстраций, шрифтовые композиции и прочее.

Среди детской литературы, как и в изданиях для взрослых, можно выделить три основных типа изданий: художественные, научно-популярные и справочно-энциклопедические.

Литературу делят на две категории:

первая категория:

- литературно-художественные;

- научно-популярные;

вторая категория:

- справочные (словари, энциклопедии, каталоги и т.п.);

- для досуга (стикерсы, альбомы с наклейками, кроссворды и т.п.).

Перед дизайнером и технологом стоит задача изучить все критерии для выбора оформления и выполнить его в соответствии с содержанием для придания информативности, что способствует выбору читателя той или иной книги.

Книга является источником вдохновения и новых идей, поэтому дизайнер должен стремиться к его принятию, чтобы передать,

в работе, читателю свой опыт общения с книгой.

Однако, чтобы до конца выразить тему произведения средствами дизайна практически невозможно.

На переплете или обложке можно лишь дать некоторую информацию, которая подтолкнет читателя к понимаю о чем ведется речь в книге.

Но для того, чтобы все-таки добиться успеха в оформлении, нужно правильно выбирать главные тематические структуры и формы выражения из содержания.

Книжная графика выполняется различными средствами: шрифтовыми, орнаментальными, сюжетными — все они широко применяются при оформлении обложек, переплетов и суперобложек.

Существует широкий диапазон форм и образных изображений, чтобы выяснить особенности тех или иных средств оформления, необходимо провести классификацию различных вариантов решений обложек, суперобложек и форзацев в зависимости от характера главного оформительского элемента.

Но существуют и такие издания, в которых используется несколько разнородных оформительских элементов.

Классификация выделяет пять основных групп изобразительного элемента:

– шрифт;

– орнамент;

– предметно-тематическое изображение;

– символическое или эмблематическое изображение;

– сюжетно­-тематическое изображение.

Шрифтовой тип оформления:

шрифт - это основа графического дизайна. Он представляет собой определенное начертание знаков, их общее изображение и размер.

Благодаря шрифту можно создать не только привычный набор слов, но и гармоничную композицию (см. рис. 1.6).

Рисунок 1.6. Шрифтовая композиция на переплете серии книг

Изучая построение каждой буквы, можно выявить ритм, который повторяется от буквы к букве, это и есть художественная задача, которая решается профессионалами и требует большого опыта.

Наборные шрифты были определены исторической закономерностью, буквы имеют пропорции, насыщенность, движение составляющих элементов (см. рис. 1.7).

Рисунок 1.7. Наборные шрифты

Наборные шрифты устойчивы по графической характеристике, поэтому при работе с ними дизайнер пытается выделить главное в композиции одним шрифтом, а второстепенное другим, находя идеальное соотношение, которое будет составлять систему соответствующую духу книги.

Рукописные или рисованные шрифты имеют индивидуальную выразительность композиционного решения, так как дизайнер может применять различные приемы образного воздействия на зрителя (см. рис. 1.8).

Рисунок 1.8. Рукописный шрифт

Орнаментальный тип оформления:

орнамент, как и шрифт, отражает содержание произведения, но в отличие от шрифтов ограничен в выражении смысловой связи

с произведением.

Область применения орнамента сокращена, так как она не может быть использована в полной мере как самостоятельное средство оформления.

На сегодняшний день орнамент практически не используется в книжной практике и мало применяется для декора переплетов и обложек.

Орнамент чаще всего используют при создании обложек и переплетов для книг с определенной спецификой (см. рис. 1.9).

Рисунок 1.9. Орнаментальное оформление подарочного издания

Как вспомогательный элемент орнамент применяется на сторонке, форзаце, корешке (см. рис. 1.10) и на прочих элементах, тогда он несет декоративный смысл.

Рисунок 1.10. Орнаментальное оформление на корешке книг

Орнамент создается на тематической основе, то есть на мотиве декоративного отображения реальных форм окружающего мира, например: перья, цветы, колосья, фрукты, листья, птицы и т.п.

Орнаментальный узор имеет глубокое содержание, традиционные смысловые элементы и пластику, которые используются в оформлении национальной литературы.

Также орнамент используют для оформления форзаца (см. рис. 1.11).

Рисунок 1.11. Орнаментальное оформление форзаца книги

Форзац — элемент, служащий для скрепления блока с переплетной крышкой. Чаще всего он однотонный и не содержит в себе изображения, но в отдельных случаях декорируется орнаментальным узором.

Орнамент может быть абстрактным и беспредметным, или же наоборот иметь в себе элементы содержания книги, но несмотря на это декоративный узор должен быть по теме связан с остальными книжными деталями.

Предметно-тематическое изображение:

рассматривая данную группу элементов, можно сказать о том, что художник пытается, на основе содержания, создать такую композицию, которая будет понятна читателю определенной возрастной группы.

В детских книгах, чаще всего в энциклопедиях, изображаются различные предметы, которые наталкивают маленького читателя на ассоциативное мышление. Ребенок должен понять и назвать те или иные предметы, опираясь только на реальные изображения (см. рис. 1.12).

Рисунок 1.12. Предметно-тематические изображения на переплете книги «Моя первая книга»

Символическое или эмблематическое изображение:

символы и эмблемы чаще всего используются в специальной литературе со своей терминологией и профессиональной лексикой.

При разработке переплета или обложки для таких изданий, художнику и технологу надо хорошо изучить содержание книги, так как по одному символу человек может легко ориентироваться среди множества книг.

Обычно символы и эмблемы очень часто встречаются в медицинской литературе (см. рис. 1.13), в правилах дорожного движения, библии, конституции (см. рис. 1.14) и другой специфической литературе.

Рисунок 1.13. Символ медицины – чаша со змеей

Рисунок 1.14. Символ Конституции РФ – герб

Сюжетно­-тематическое изображение:

изображение сюжета на переплете или обложке используется для того, чтобы привлечь и заинтересовать читателя.

Изображение дает представление одной из сторон сюжета или главного героя (см. рис. 1.15).

Для того, чтобы сюжет и герои соответствовали представлениям читателя, художнику необходимо выстроить композицию и персонажей так, чтобы было максимальное сходство.

Также в изображенном сюжете должна быть некая интрига, которая еще больше привлечет читателя.

Тематика изображенная на переплете или обложке помогает узнать жанр книги и облегчает поиски в магазине или библиотеке (см. рис. 1.16).

Рисунок 1.15. Изображение главного героя на переплете книги О.Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Рисунок 1.16. Тематическое изображение на корешках серии книг

1.2. Основные критерии выбора внешнего оформления

Критерии:

– экономический показатель;

– назначение;

– место использования;

– временной показатель;

– ЦА (целевая аудитория).

Экономический показатель книги зависит от производства, способа вида печати, материалов, сроков исполнения, тиража, дополнительных декоративных элементов, сегмента рынка и т.п.

Назначение книги определяется по следующим критериям:

– что производить (какую полиграфическую производить);

– как производить (с помощью каких технологий и ресурсов будет производиться полиграфическая продукция: виды и способы печати, материалы, сборка и т.п.);

– для кого производить (для кого предназначена продукция)

Место использования: транспорт, помещение, улица и т.п. (от места использования зависят материалы, форматы, кегли, оформление).

Временной показатель: указывает на время использования полиграфической продукции – срок службы книги. Для определенной среды или сегмента рынка, производители используют более прочные материалы и дорогие виды печати для сохранения внешнего вида как можно дольше.

Целевая аудитория: издания в зависимости от читательского адреса и в соответствии с возрастными физиологическими особенностями органов зрения читателя и принятой в гигиене детей и подростков возрастной периодизацией развития детского организма подразделяются на следующие четыре группы:

для первой возрастной группы - издания для детей старшего дошкольного возраста от 4 до 6 лет включительно;

для второй возрастной группы - издания для детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет включительно;

для третьей возрастной группы - издания для детей среднего школьного возраста от 11 до 14 лет включительно;

для четвертой возрастной группы - для детей старшего школьного возраста (подростков, в т.ч. абитуриентов) от 15 до 17 лет включительно. (См. СанПиН 2.4.7.960-00 Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков).

Детская литература – это особый вид изданий, который отличается от остальных жанров литературы.

Писатели, художники считают написание и оформление книг наиболее сложными в литературном творчестве, так как дети обладают особым восприятием.

Поэтому стоит задача создать такое оформление для переплета или обложки, которое порадует и привлечет внимание ребенка.

Кроме оформления и содержания необходимо проработать форму и формат книги. Благодаря этому ребенок хорошо адаптируется и воспринимает правильно литературу.

Самое главное, что привлекает ребенка – это обложка или переплет.

Оформление должно быть ярким, красивым, содержать сюжетное или предметное изображение, полностью соответствующее теме конкретного произведения (см. рис. 1.17).

Рисунок 1.17. Переплет книги для возрастной группы: от 4 до 6 лет.

«Большая книга лучших произведений»

Художник-иллюстратор придерживается к определенным требованиям и не перегружать изображениями и лишней информацией обложку или переплет.

Соответствуя ГОСТам и СанПиН, в книжном оформлении должно быть соблюдено правильное соотношение текста к иллюстрациям.

В книгах для самых маленьких текста должно быть меньше – от 3-х до 5-ти строк, все остальное пространство может быть иллюстрировано.

Шрифты используются также в соответствии с ГОСТами, стандартами и прочим.

Так как, чем младше возраст ребенка, тем более крупным должен быть текст. Чем меньше количество слов в строке, тем лучше, так как ребенок не устает при чтении.

Помимо этого существует правило на основе физиологических особенностей, маленьким детям легче воспринимать большие буквы, при том, что дети не всегда правильно используют книгу,крупный шрифт в отличие от обычного может испортить глаза ребенка.

Для детей младшего школьного возраста в книгах как правило соотношение 50% на 50%, так как ребенок уже может самостоятельно читать, но при этом ему по прежнему интересны картинки, которые дают возможность отдохнуть от текста (см. рис. 1.18).

Рисунок 1.18. Переплет книги для возрастной группы: от 7 до 10 лет.

«Развиваем мозг – как тренировать память у детей»

В книгах для детей среднего школьного возраста оставляют немного иллюстраций примерно по одной на каждый десяток печатного текста.

Иллюстрации имеют уже более реалистичный вид, детальную проработку, сюжет на обложке или переплете (см. рис. 1.19).

Шрифты используются на данную возрастную группу меньше, чем для прежних двух.

Рисунок 1.19. Переплет книги для возрастной группы: от 11 до 14 лет.

В. Крапивин «Гваделорка»

Для детей старшего возраста – подростки от 15 до 17 лет, используются обычные шрифты, иллюстрации практически отсутствуют (см. рис. 1.20)

В большинстве случаев сюжет построен на отношениях, первой любви и взаимоотношениях с родителями.

На переплетах и обложках можно встретить одну сцену из сюжета или главных героев, иллюстрации, в основном, используются полученные фотографическим методом.

Рисунок 1.20. Переплет книги для возрастной группы: от 15 до 17 лет.

Д. Грин «Бумажные города»

1.3. Внешнее оформление, как средство рекламы будущего издания

Внешнее оформление книги выполняет не только информационную функцию, но и рекламную.

Поэтому книга должна не только привлекать внимание читателя, но и вызывать у него желание совершить покупку.

Для того, чтобы сформировать концепцию рекламы книги, необходимо провести исследование современных тенденций рекламы среди книг.

Книга сама по себе представляет ценность содержания, она всегда будет актуальна и вызывать потребность не только в прочтении, но и в приобретении ее.

Реклама в многополосной продукции может быть в виде: репортажа, интервью, аннотации, рецензии, статьи критиков.

Также это могут быть списки рекомендуемой литературы или продолжение частей данной книги (см. рис. 1.21).

Рисунок 1.21. Реклама рекомендуемой литературы

В связи с небольшим бюджетом, издательства не могут себе позволить вложения в рекламу и работу с не популярными авторами и произведениями.

С использованием рекламы, повышается стоимость книги, но для активных покупателей книгоманов – это не является преградой. Поэтому в любом случае у той или иной книги есть своя аудитория, которая не зависит от повышения цены.

Так как сейчас книг издается много, они распределяются на множество магазинов, среди издателей возникает конкуренция за место, где наиболее активная аудитория.

Издательства заинтересованы в презентации новых книг читателям, но книжные магазины, в свою очередь, даже самые крупные, ограничивают демонстрацию книг рекламным оформлением витрин или указательных табличек по залу.

В итоге, для того, чтобы все-таки сделать хорошую рекламу, магазины снова общаются к издательствам для получения рекламной стратегии.

Принципы рекламы книги :

– торговая реклама – выполняет функцию продвижения продукции в магазины и библиотеки. Основные элементы торговой рекламы: автор, название, дата выхода, цена. Далее приводятся характеристики издания, которые способны привлечь покупателя

– потребительская реклама – направлена на достижения заинтересованности потребителя.

– кооперативная реклама – издательство и магазины работают на убеждение читателя купить именно эту книгу и в этом магазине.

– фирменная реклама – для поднятия репутации предприятия и бренда. Можно использовать для серии изданий.

– реклама определенного товара – только определенное издание рекламируется на протяжении всего периода выпуска

– реклама для расширения сбыта – реклама конкретного издания в период стимулирования сбыта.

1.4. Стандарты, распространяющиеся на внешнее оформление издания

Говоря о стандартах, можно выявить основные, которые распространяются на внешнее оформление издания.

Учитывая рассмотрение детской литературы, необходимо выделить ОСТ 29.127-96 «Издания книжные для детей», в котором указана классификация на возрастные группы, технические требования и таблицы с кеглями шрифтов и размеры полей на странице (см. таб. 1)

Таблица 1. Размер поля на странице

Также существует СанПиН 2.4.7.960-00 «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков», который содержит требования к шрифтовым оформлениям для разных возрастных групп и классификация изданий.

Оформление книги должно соответствовать шрифтовым и размерным стандартам, по биологической безопасности.

О безопасности издательской книжно-журнальной продукции изложено в следующем ТР ТС 007/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».

Один из пунктов Технического регламента гласит:

«1. Биологическая безопасность издательской продукции определяется параметрами шрифтового оформления и приемами оформления текстов в зависимости от вида издания, объема текста единовременного прочтения, возраста пользователя и в соответствии с физиологическими особенностями органов зрения детей и подростков».

Глава 2. ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВНЕШНЕГО ОФОРМЛЕНИЯ

2.1. Виды обложек

Обложка книги – это оболочка, которая выполняет множество функций, она должна быть красивой, привлекательной, прочной и износостойкой.

На сегодняшний день существует целая автоматизированная система по сборке книг.

Виды обложек:

1) для крытья внакидку (1);

2) для обыкновенного крытья (2);

3) для крытья вроспуск (3);

4) составная с окантовкой (4) (см. рис. 2.1).

печать книг обложки

Рисунок 2.1. Виды обложек

  1. Обложка для крытья внакидку применяется для изданий, где не не более 64 страницы и скомплектованы в тетрадочки – «лист в лист», такие издания рассчитаны на интенсивное использование и малый срок службы. Такие обложки крепятся к блоку проволочными скобами или нитками (см. рис. 2.2).

Рисунок 2.2. Обложка внакидку, скрепленная скобами

  1. Обложки для обыкновенного крытья: книжный блок прошивается нитками потетрадно, проклеивается по корешку, далее накидывается обложка, затем книжный блок с обложкой обрезается с 3-х сторон.
  2. Обложки для крытья вроспуск применяются для журналов, каталогов и других изданий, которые не превышают 40 мм толщины. Обложку к корешку и корешковому полю. Такое крытье прочнее, так как для лучшего открывания обложку по линиям сгиба бигуют.
  3. Обложка составная с окантовкой: состоит из двух сторонок, которые соединены материалом для окантовки корешка книжного блока. Такая обложка применяется для изданий большого объема.

2.2. Виды переплетов

Виды переплетов:

1) составные (1);

2) состоящие из одной детали (2);

3) цельнокрытые (3);

4) состоящие из накладных сторонок и окантовочного корешка (4);

5) состоящие из накладных сторонок и накладного корешка (5)

(см. рис. 2.3).

печать книг обложки

Рисунок 2.3. Виды переплетов

  1. Составной переплет: для покрытия корешка и крышки используются разные материалы, а затем соединяются с отставом тканым материалом (см. рис. 2.4).

Рисунок 2.4. Составной переплет

  1. Переплет состоящий из одной детали: крышка состоит из плотного картона. Известен, как интегральный используется для учебной литературы, потому что он надежный, легкий и тонкий

(см. рис. 2.5).

Рисунок 2.5. Переплет из интегрального картона

  1. Переплет цельнокрытый: представляет собой картонные сторонки и отстав, соединенные покрывным материалом. Чаще всего используются следующие материалы: бумвинил, ткань наподобие льна, которые хорошо выдерживают тиснение фольгой, прочные, не склеиваются, имеют однородное окрашивание, рисунок распределяется равномерно по поверхности, также используют мелованную матовую или глянцевую бумагу, реже офсетную бумагу, ледерин и кожу.

Отстав – внутренний картонный корешок для формирования прочности. Ширина отстава равна толщине книжного блока.

Сторонки располагают на покрывном материале и между ними кладут отстав в соответствии с размерами расстава.

Покрывной материал раскраивают с припусками 15-17 мм с каждой стороны, припуски загибают, образуется рамка, далее в эту рамку вклеивают форзац.

Рисунок 2.6. Переплет цельнокрытый

  1. Переплет с накладными сторонками и окантовочным корешком: сторонки и корешок покрывается по отдельности: на сторонках покрывной материал загибается с 4-х сторон, а на корешке сверху и снизу (см. рис. 2.7).

Переплетная крышка, прямой корешок

Рисунок 2.7. Переплет с накладными сторонками и окантовочным корешком

  1. Переплет с составной крышкой и окантованным корешком: сторонки и корешок покрываются разными материалами, при этом корешок имеет окантовку (см. рис. 2.8).

Рисунок 2.8. Переплет с составной крышкой и окантовочным корешком

Выбор того или иного вида оформления обуславливается замыслом художника-оформителя. Внешнее оформление оказывает влияние на стоимость полиграфических услуг и затраты на материалы.

Книги большого формата, как правило, оформлены переплетной крышкой с накладными сторонками и корешком.

Так как книга предполагает частое использование, выполняется, в основном, с применением составной переплетной крышки, она имеет высокую прочность и небольшую стоимость материалов.

2.3. Полиграфические материалы, используемые для внешнего оформления книжных изданий

Виды отделки обложек и переплетов:

  • Лакирование: защитная функция от истирания, придает дополнительный глянец или эффект матовой поверхности

(см. рис. 2.9).

Виды лаков:

– офсетные: наносятся через красочный аппарат печатной секции;

– вд-лаки (водно-дисперсионные): глянцевые, матовые, с

добавлением металлизированной крошки, глитерные, полное или

частичное лакирование. Лаки не желтеют, сходны с офсетными

лаками, лак наносится в линию.

– уф-лаки (ультрафиолетовые): раствор акриловых смол и жидких

полимеров, более эффективен для создания контраста между

залакированными и незалакированными участками изделия.

Рисунок 2.9. Лакирование полиграфической продукции

  • Ламинирование: заключается в нанесении (прикатке) к запечатанному листу различных пленок, для придания презентабельности изделию и защиты его от внешних воздействий.

Виды пленок:

– матовые (см. рис. 2.10);

– глянцевые (см. рис. 2.11);

– текстурные;

– яркие и др.

Виды ламинирования:

– холодное: винил, пленка;

– горячее: клеящий слой разогревают с одной стороны пленки и прикатывают валиками ламинатора на лист.

Рисунок 2.10. Матовое ламинирование

Рисунок 2.11. Глянцевое ламинирование

  • Тиснение: припрессовка фольги. Фольга для тиснения: имеет цвет металлов (золото, серебро, бронза), пигментная (цветная), перламутровая, голографическая, глянцевая и матовая.

Виды тиснения:

– блинтовое (слепое): тиснение с помощью клише без фольги, оттиск получается вдавленный или гладкий (см. рис. 2.12);

– конгревное: с помощью клише получают выпуклое изображение (см. рис. 2.13);

– термоподъем: эффект рельефного изображения (см. рис. 2.14). На сырую краску насыпают специальный термографический порошок, а затем лист подвергается нагреву, порошок вспенивается, за счет этого достигается эффект выпуклого изображения.

Рисунок 2.12. Блинтовое тиснение

Рисунок 2.13. Конгревное тиснение

Технологический процесс термоподъема

Рисунок 2.14. Термоподъем

  • Вырубка (высечка): придает изданию форму отличную от прямоугольной и создает в изделии декоративные прорезные элементы. Производится изготовленным вырубным штампом (см. рис. 2.15).

Рисунок 2.15. Вырубка

  • Печать металлизированными красками: для создания эффекта золотых и серебряных надписей (см. рис. 2.16).

Рисунок 2.16. Металлизированные краски Pantone

  • Печать трафаретными красками: для создания эффекта более объемного изображения.

Рисунок 2.17. Трафаретные краски

  • Аппликация: способ создания орнаментов или художественных изображений путем наклеивания на ткань или бумагу разноцветных тканей или бумаг.
  • Инкрустация: оформление переплетной крышки книжного блока рисунком, выполненным из кусочков металла, дерева, кости, перламутра, врезанных в переплетную крышку (см. рис. 2.18).

Рисунок 2.18. Инкрустация кусочками металла

  • Украшение обрезов книжного блока: закраска обреза книжного блока, нанесение на обрез книжного блока специальной краски на основе латекса (см. рис. 2.19).

Рисунок 2.19. Украшение обрезов книжного блока

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сказать, что внешнее оформление – это одна из важнейших частей многополосного издания.

Для того, чтобы выполнить качественное оформление, необходимо изучить немало стандартов, критериев и классификаций.

Также перед оформителем и дизайнером должен быть хорошо сформированный замысел, чтобы создать индивидуальное и привлекательное издание.

Необходимо произвести тщательный подбор среди множества материалов, шрифтов, видов печати, форматов, чтобы избежать перегруженности и несоответствия элементов с сюжетом.

Все части оформления должны между собой сочетаться и перекликаться для целостности композиции.

Анализ показал, что детская литература требует еще более щепетильной работы, так как существуют возрастные группы и прочие условия по работе, для успешного внедрения продукции в различные категории детей.

Хорошая работа начинается с детального изучения темы, поэтому перед тем как создавать тот или иной дизайн, необходимо произвести множество манипуляций и шагов к успеху.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Книги.

  1. Добкин, С. Ф. Оформление книги. Редактору и автору. – 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Книга, 1985. – 208 с.

Стандарты.

  1. ТР ТС 007/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» ( с изменениями на 28 апреля 2017 года). – Техэксперт. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: http://docs.cntd.ru/document/902308641. (дата обращения: 28.05.2020)
  2. ГОСТ 22240-76 Обложки и крышки переплетные. Типы (с Изменениями N 1, 2). [Электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: http://docs.cntd.ru/document/1200015245. (дата обращения: 28.05.2020)
  3. ОСТ 29.127-96 «Издания книжные для детей». [Электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: https://www.sovsib.ru/docs/ost2912796.pdf. (дата обращения: 01.05.2020)
  4. СанПиН 2.4.7.960-00 Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков. [Электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: http://docs.cntd.ru/document/1200007047. (дата обращения: 02.05.2020)

Электронные ресурсы.

  1. Техэксперт. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: http://docs.cntd.ru/document/902308641. (дата обращения: 28.05.2020)
  2. Композиция изданий: Особенности проектирования различных типов изданий: Проектирование книг для детей. [Электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook095/01/part-005.htm. (дата обращения: 28.05.2020)
  3. КомпьюАрт. Николай Дубина. [Электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: https://compuart.ru/article/9085. (дата обращения: 28.05.2020)
  4. Внешнее оформление издания как средство привлечения внимания читателей. – LiveJournal [Электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: https://izdat-tela.livejournal.com/995.html. (дата обращения: 29.05.2020)
  5. Особенности оформления литературы для детей / Интересно о книгах и литературе. [Электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: https://blog-books.ru/articles/osobennosti-oformleniya-literatury-dlya-detej-1594.html. (дата обращения: 31.05.2020)
  6. Типы обложек и переплетных крышек.

[Электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: http://printservice.pro/tipy-oblozhek-i-perepljotnyh-k. (дата обращения: 01.05.2020)