Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Промышленная Революция 19 века. Газеты журналы и реклама

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Потребность в новых формах восприятия информации рождается в период промышленной революции, прогремевшей более двухсот лет назад. Типографика, как отрасль этого прогресса вызывала и до сих пор вызывает большое количество споров. Относится ли она к науке или же к искусству, степень ее влияния на информацию. Так же от этой сферы деятельности зависят и многие другие, как например рекламное и издательское дела. Причем они практически не разделимы и их развитие идет параллельно друг другу. В то время все начало обновляться очень активно, стали появляться новые изобретения во всех видах промышленности, а инновационные методики только помогали процессу перехода к новому типу общества, где не было месту ручному труду. Слишком быстрый темп формирования и развития новых технологий и механизация всего производства в конечном итоге образовали хаос, который привел к деградации типографики и наверно культуры в целом.

Так технологический прогресс это хорошо или плохо?

Глава 1. ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 19 ВЕКА

Промышленная революция — это процесс перехода аграрной экономики (ручной труд и ремесленное производство) к индустриальному обществу, где на производстве преобладают машины. Все началось с Англии в 1740-1780-х годах и только к началу девятнадцатого века распространилось дальше по Европе и США. Но сам термин «Промышленная революция» появился гораздо позднее, а начал широко употребляться только к концу века. Самые первые признаки перемен это увеличение населения в европейских странах, а так же рост грамотности всего населения. Но в России эти процессы не были настолько быстрыми, и урбанизация проходила намного спокойнее.

В Англии выросший спрос на продукты питания поспособствовал сельскохозяйственной революции, а именно изменил систему землепользования, технологию обработки земли, селекцию семян и скота. Теперь вместо крестьян-держателей были арендаторы и наемные рабочие. Именно эти изменения помогли сельскому хозяйству в Англии стать более продуктивным, а деньги, получившиеся в результате увеличения доходов, вызвали массовый спрос на промышленные товары. Ручной труд в это время проигрывал машинному производству, потому что не мог в полной мере выполнить все необходимые запросы.

Сельскохозяйственная революция так же помогла решить одну из актуальных проблем того времени − финансирование строительства заводов и фабрик не только популярных отраслей, но и там где промышленного производства вообще не было. Фабрики стоили в несколько раз дороже, чем мануфактуры и капиталы, заработанные с помощью сельского хозяйства, были направлены в промышленное производство. После Англии это распространилось и на остальные страны Европы.

1.1 История развития типографики

Сфера типографики значительно увеличилась в период промышленной революции и включала теперь в себя рекламу и периодику. Шрифтовой рисунок начал развиваться из-за потребности в создании новых акцидентных и заголовочных шрифтах. В первой половине 19 века усилиями английских разработчиков вводятся в обиход шрифты жирных начертаний (Р. Тори), египетские шрифты (В. Фиггинс), гротески (У. Кезлон), шрифты типа кларендон (У. Тароугуд) и др.

Происходит дальнейшее развитие иллюстрации и книжного орнамента в оформлении печатных изданий, которые начинают терять всю типографическую строгость и ценность из-за большого количества декора: вычурные линии, рамки, и свободного направления.

1.2 Деятели

Большинство типографов активно работали в 18 веке. Одно из главных событий в типографики того века была работа Пьера Симона Фурнье Младшего. Его издания отличали изысканность вытянутых пропорций, плотность набора строки, большой интерлиньяж, насыщенность наборной орнаментацией. Он так же самый первый сделал шаг к систематизации типоразмеров и занялся выпуском книг с шрифтовыми образцами.

Не только П.С. Фурнье занимался типографикой. Джон Баскервил (1706-1775гг) работавший над созданием идеальных литер. В сравнении с шрифтами 15-17вв. его шрифты более контрастны, а оси овалов почти вертикальны, засечки стали более различимы и плавно переходят в основной штрих. (рис.5) «Чистая» типографика была основана Баскервиллом, когда он полностью отказался от книжного орнамента, оставив все только на шрифтовом оформлении.

Среди лучших создателей типографских шрифтов типа новой антиквы следует в первую очередь учесть итальянца Джамбатису Бодони (1740-1813гг), которого называли королем печатников и печаником королей, а так же француза Фирмена Дидо (1764—1836гг), которые в какой-то степени смогли превзойти Баскервилла.

Отточенная архитектоника знаков, геометрическая строгость шрифтового рисунка, выявление композиционной значимости незапечатанного пространства книжного листа, разработка сотен шрифтов, 80 из которых были кириллическими ⎯ все это работа Бодони.

Дидо усовершенствовал пунктовую типометрическую систему, изобретённую в 1737 году Пьером Симоном Фурнье и ввёл её в обиход полиграфии. Изобретенная Пьером Симоном Фурнье пунктовая типометрическая система была доработана и улучшена Дидо. Эта система распространилась по всей Европе и России. Она так же связана с двенадцатеричной системой футов и дюймов, которая была широко распространена в то время. Дидо взял за основу королевскую стопу (фут) размером 32,48 см. По этому эталону дюйм (1⁄12 фута) равен 2,706 см, и отсюда пункт 1⁄72 дюйма равен 0,3759 мм.

В 19 веке появляется новая антиква. Отличалась она сильным контрастом основного штриха и соединительных элементов. Для печати и рекламы в это же время из курсива антиквы образовались так называемые рукописные шрифты. Эти шрифты напрямую зависели от вкуса той эпохи, индивидуальности и фантазии мастера.

В то же время рождается египетский шрифт(брусковый). Особенность эого шрифта заключается одной толщине всех штриха не исключая и засечки.

На заре этого века один человек посмел противостоять машинной продукции. Уильям Моррис (1834-1896) пытался ремесла и ручной труд, основав движение Arts and Crafts Movement( Искусств и ремесел ). Моррис первый повторил исторический оригинал шрифта(сейчас он известен под названием Моррис-готиш). Этот деятель без помощи машин печатал и издавал свои книги с собственными шрифтами. Так он поспособствовал возрождению типографики.

1.3 История развития полиграфии

В 1811 году немецкий печатник Фридрих Кениг, воспользовавшись заброшенной в начале семнадцатого века идеей применения печатных цилиндров, создал первую механическую плоскопечатную машину. Цилиндр в этой машине приводился в движение паром. Такой, принципиально новый способ печати позволил увеличить производительность печатного дела в 10 раз.

Первый завод полиграфического машиностроения Фридрих Кениг и его помощник, Андреас Бауэр основали в 1817 году в помещении монастыря Оберцелль в Германии. На основе этого завода позже появилась фирма «Шнельпрессен-фабрик Кёниг унд Бауэр».

В 1818 году Кених и Бауэр запатентовали двухцилиндровую печатную машину для двусторонней печати.

Глава 2. ГАЗЕТЫ, ЖУРНАЛЫ И РЕКЛАМА 18 – 19 ВЕКА

2.1 Газеты и журналы за рубежом

Печатная продукция не ограничивается только книгами. Значительную ее часть составляют журналы, газеты, реклама и т. д. Возникнув как простейший и во многом стихийный «листок информации », газета постепенно превращается в средство организованного удовлетворения информационных интересов. Вследствие развития социально-экономических процессов, приведших к разделению труда и усиливающемуся расслоению общества, газета начинает служить разным целям, которые в издательской практике то сменяли друг друга, то использовались одновременно. Газета - многогранный источник, заключающий в себе разнообразные сведения о социальном и политическом развитии страны, экономической истории сообщения о научных и культурных событиях, информацию о повседневной жизни и бытовом укладе. Несмотря на все разнообразие жанров и материалов газет, существует определенный аспект объединяющий всю эту информацию, а именно - оперативное получение и создание информации к моменту выпуска, а так же предела этой информации как можно более широкому кругу людей.

Только после того как книга и газета заняли определенное место в жизни, людей, появляется новый тип издания - журнал. Он появился из-за общественной потребности, являясь промежуточным типом издания между книгой и газетой, сочетая в себе качества первого и второго. Это было чем-то новым для того времени. Сначала задача журналов заключалась в регистрации опубликованных материалов или деятельности учреждений науки, культура и образования. Но параллельное развитие с газетой поставило новую задачу перед журналом, и теперь данный тип издания расширял свои функции, делясь на новые жанры и взаимодействуя на общественную мысль.

19 век является «золотым веком» в газетно-издательском деле, конкретно а Америке, где в это время зарождались крупные фирмы средств массовой информации и печатной рекламы.

Джеймс Гордон Беннетт (старший) (рис.1) положил начала газетному «буму», основав в 1835 году газету «New York Herald». Такие статьи в его газете как убийство проститутки Хелен Джуит не просто шокировали, но и вызывали интерес у читателей. Так же в этой статье впервые в газетной истории было организованно интервью. «New York Herald» первым обязал рекламодателей выплачивать стопроцентный аванс, и первыми начали добавлять в статьи иллюстрации.

С 1830 года в Америке выпускалось более 3000 различных газет и более 2000 журналов. Спрос на них рос постоянно, поэтому издателей становилось все больше, и количество их продукции увеличивалось с каждым годом.

Экономика была одной из причин столь разных темпов развития рекламы и СМИ в Америке и Европе. Рост уровня образования и культурных запросов населения, расширение транспортной сети, введение конгрессом США в 1879 г. специально сниженных почтовых тарифов, создание системы бесплатной доставки посылок в сельские местности — все это во взаимодействии с возрастающим стремлением промышленников к сбыту своей продукции в общенациональном масштабе привело к более чем двукратному росту числа наименований журналов за десятилетие.

Уже тогда рекламные агентства выполняли функции и услуги современных: писали тексты рекламных объявлений, создавали иллюстрации, выбирали типографию, делали анализ условий рынка, планирование(маркетинговый анализ и медиа планирование), а так же проведение рекламных кампаний. Именно из-за быстрой реализации изобретений и усовершенствования управленческого дела Америка была впереди всех в середине 19 века. А война в 1861-1865г ускорила процесс промышленной революции в США. Паровая машина Д. Уатта (Англия) широко применялась на производствах в США.

В странах Европы начали вводить государственные налоги на печать и публикацию рекламы в газетах и журналах. Но просуществовал он не долго. В Англии ⎯ до 1853 года. Правительство США даже не вводило таких налогов. Для большей выручки издатели снизили подписные цены, так как доходы от рекламы приносили большую прибыль, и теперь начали пропагандировать издания в качестве распространителей рекламы.

2.2 Реклама за рубежом

Во второй половине 19 века началось активное развитие рекламного дела. Промышленная революция помогла открыться новым фабрикам с паровыми двигателями и крупным фирмам и компаниям. Примерно четверть населения ведущих европейских стран таких как Англия, Франция и Германия проживало в городах, оставив деревни и сельское хозяйство. Именно это послужило толчком к развитию крупной фабричной промышленности.

Со временем появились и начали развиваться рекламные агентства и фирмы. Они начинали покупать земельные участки и продавать их, получая большую выручку.

Волни Палмер (1799-1864гг) был первым рекламным агентом, который в 1841 году в Филадельфии покупал у издателей газет и журналов рекламные площади, а потом перепродавал их другим рекламодателям за большую цену. В те времена рекламодатели сами делали рекламу, намного позже это стали делать уже сами агенты.

Первое рекламное агентство было создано в Филадельфии в 1869 году. «N. W. Ayer & Son» не только первое агентство по планировке и производству рекламных объявлений, но и первое начало разрабатывать методологию планирования рекламы и консультирование рекламодателей. Фрэнсис Уэйленд Эр (рис.2) (основатель «N. W. Ayer & Son») понимал, что обычный текст в рекламном объявлении не может привлечь достаточное количество покупателей. К концу XIX века завершилось формирование стратегии рекламного агентства Эра, в американской специальной литературе оно известно как три «P»: Planning, Preparing, Placing. Так «N. W. Ayer & Son» стало прообразом современной рекламной службы, предлагая клиенту полное обслуживание его рекламного объявления.

Из-за быстрого развития производства реклама становится основным способом продажи. И как ни странно именно шрифт без засечек широко применялся для написания заголовков. В это время типографика расширилась до нового уровня коммерции и охватила весь мир.

На сегодняшний день в Нью-Йорке находятся несколько самых крупных рекламных агентств, в которых работает более тридцати тысяч сотрудников, при это это даже не все Рекламные агентства США. А самое крупное рекламное агентство находится в Японии. Dentsu Incorporated — японский рекламно-коммуникационный холдинг. Отличается от других монстров мирового рекламного мира тем, что его операции на 70 % сосредоточенны на родине — то есть в Японии. Был основан в 1901году Хоширо Мицунага.

2.3 Летучие листки и афиши

Изначально на афишах изображали только то что будет происходить в выступлении, а так же текстовая информация о содержании представления. Отсюда и произошло название «Перечневые». В Нюрберском музее храниться одна из ранних цирковых афиш под заголовком «Чудесное, никогда не виданное представление английской лошади». Далее там перечисляются все 25 эпизодов представления, вот некоторые из них:

«Она приветсвует зрителя реверансами,хозяину дарит поцелуй.

Хозяин показывает ей часы и спрашивает, который час, и она совершенно правильно отвечает.

Она снимает шляму для своего хозяина, подвешанную на высоте 10 футов, и вручает ее с поклоном.

Она медленно садится отдохнуть на подушку и пр этом касается пола только одной ногой.

Она стучит копытом, чтобы ей принесли вино, склоняется на колено и пьет за здоровье зрителей, не пролив ни капли.

А затем демонстрирует пьяную походку.

Она берет ртом заряженный пистолет и стреляет из него.

Она кланяется каждому, кто склоняет перед ней шляпу.

Она благодарит и расстается со зрителями

Все эти удивительные действия можно увидеть 3 дня – в пондельник, вторник и среду в Манеже в 2 часа пополудни»

Изобразительная часть афиши выполнена типографским способом. Изображенная «чудесная лошадь» стреляла из пистолата

Летучий листок - печатный листок с текстом (изображением)(рис.3) агитационно-политического или информационного характера. Листки отличают актуальность содержания, сравнительно большой тираж, оперативность выпуска и распространения, кратковременность использования. В основном написанием афиш и текстов к ним занимались в славяно-греко-латинской академии.

На протяжении XVII-XVIII веков лидирующее положение в российской рекламе занимали устные и зрелищные жанры. Это и понят­но: грамотность «простого народа» была весьма ограничена. Петр I все же начал вводить для массового употребления печатные летучие листки, распространявшиеся по трактирам и рынкам. Среди них были, как мы уже упоминали, афиши, разъяснявшие смысл праздничных зрелищ. Но не только. Они посвящались очередным царским указам, манифестам, историческим и календарным сведениям, порядку проведения петровских ассамблей.

Театральные шрифтовые афиши появляются в это же время. В целом практически ни чем не отличается от перечневых афиш. Но пересекались с лубком, которые оставались неотъемлемой частью праздничных балаганов.

Появляются новые сюжеты а с ними и социальная реклама, которая побуждала к благотворительности и что не менее важно рассказывала о базовых медицинских знаниях. Для предотаращения и уменьшения эпидемии оспы были созданы лубки и летучие листки в которых рассказывали о необходимости прививок от оспы при помощи иллюстраций и стихов. Некоторые примеры текстов из данных листков :

«Не благоугодно ли что-либо пожертвовать на украшение обители?»

«Какой позор рябым уродливым мальчишкам, Смотрите, как они хорошим ребятишкам Дурными кажутся; и как от них бегут, Товарищами их в игрушку не зовут. С уродами ж играть как будто все боятся И так спешат от них скорее прочь убраться»

2.4 Газеты и журналы в России

Газеты не просто включалась в вечную цепочку воспроизводства знаний, воспроизводства культуры, они становились социокультурным катализатором технологического обновления всего российского сообщества

. С самого начала правительства Петра I стало заметно его стремление обеспечить Россию всем необходимым для ее развития. Широко распахнутое «окно в Европу» привнесло в страну большое количество нововведений, как хороших, так и не очень. Практически через сто лет после Европы в России начали выходить первые печатные газеты. В 17 веке произошло зарождение и развитие газетной рекламы в России. Поднимался объем объявлений, произошло усовершенствование языка, путем замены церковно-славянской азбуки на «гражданский» шрифт, и появилось разнообразие тем рекламных текстов. В 1701 году вышел первый номер газеты «Ведомости» под руководством Петра I. Газета сообщала о новостях в военном деле, международных связях, открытиях полезных ископаемых, торговле, строительстве кораблей, праздниках и т.д.

Особенность «Ведомостей» по сравнению со многими европейскими изданиями состояла в том, что они стали государственным органом информации. Газета имела штатную редакцию состоящую из трех постоянных сотрудников во главе с директором Печатного двора Ф. Поликарповым. Яков Синявич был первым репортером в газете «Ведомости». В его обязанности входила подготовка сообщений о российской экономике, об ассамблеях, а так же гуляниях и празднований. Так же газете был необходим переводчик для перевода иностранных материалов, и им стал Б. Волков.

С начала 19 века газета являлась основным средством массовой коммуникации, а «Санкт-Петербургские ведомости» были одним из главных изданий того времени, которое размещало информационную рекламу от лица государственных органов, а иногда и от лица самого императора. Одно из главных мест занимали две постоянные информационно-рекламные рубрики, первая освещала печатные новинки того времени, вторая - посвящала статьи въезжающим и отъезжающим из Петербурга дворянам и официальным лицам.

«В 30 день Царица Прасковья Федоровна отсюду путь воприять изволила к новообретенным Марциальным Олонецким водам, и другие многие знатные особы, также и его светлость князь Меньшиков, туда поедет. Понеже оные воды исцеляют различные жестокие болезни, а именно: цинготную, ипохондрию, желчь, бессильство желудка, рвоту, понос, чечунную, каменную, ежели песок или малые камни, и оные из почек гонит.… Оные воды через многих болящих освидетельствованы, и Пирамондских, и Шпаданских вод в действии сильнее признаны»

(«Ведомости» 1719 год №2).

В то время так же существовала рубрика, где император отвечал на письма в свой адрес как от дворян, так и от простых мещан.

«Капитане Марье Полянкой, утруждающей ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА просьбой о скорейшем решении дела ее о недвижимом имении, после дяди оставшемся, которым неправильно якобы владеет дядя ее, Иван Красно-Милошевич, объявляется, что Смоленскому Гражданскому губернатору и Губернскому прокурору сделаны надлежащие предписания, чтобы они содействовали скорейшему дела ее окончанию и защитили ее от всех объясняемых ею утешений, чего и должна ожидать с терпением»

(«Санкт-Петербургские ведомости» 1801г., №1, 1 января)

«Девице Гулиц, просившей об определении ее ко двору в прачки, отказывается по неимению места»

(«Санкт-Петербургские ведомости» 1801г., №1, 1 января)

За счет этого газета управляемая государством поддерживала связь с народом используя коммуникационный канал «сверху вниз», показывая гражданам заботу о них и тем самым повышая имидж царской власти.

«Московские ведомости» вышли под руководством Московского университета в 1756 году по инициативе М. В. Ломоносова, и она в целом была похожа на «Санкт-Петербургские ведомости». Но в скоре она начала менятся благодаря знаменитому просвятителю Н. И. Новикову. Он помог арендовать в Москве типографию и приступил к редакции «Московских ведомостей». Ключевым новвоведением был библиографический раздел «О российских книгах», где он описывал все новинки в книжном деле производимые московской университетской типографией. Так же ввел бесплатное приложение к газете «Детское чтение» Все издания Николая Ивановича оставили след в истории русского издательского дела

Именно при Новикове газета стала продаваться в большем объеме, ее тираж составлял рекордные для газеты 4 тысячи экземпляров. Поменялась так же структура газеты и колическво страниц увеличилос с 4 до 16. Кроме государственных объявлеий появились и обычные сообщения «о продажах с публичных торгов имущества должников, сообщений о розыске беглых крепостных».

Первенство среди объявлений разделяли купцы, работадатели, медики и гувернеры. Так, медик Иосиф Мадже в 1780 году трижды через небольшие промежутки сообщает об эффективности сво­его лечения и ссылается в доказательство этого на свидетельства полу­тора десятков излечившихся больных. Это — новый тип аргументации для российской газетной рекламы, успешно перенесенный с западных образцов.

В 1762 году Г.Ф. Миллер предпринял попытку создать первый журнал в России, который должен был быть на латинском языке. Но все-таки первым русским журналом являются издававшиеся с января 1755 по декабрь 1764 года «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие». Редактором его был все тот же Г.Ф. Миллер. Выглядел журнал как книжка маленького формата, но не смотря на это данная периодика старалась освятить различные тематические направления: научно-популярные материалы, историография, экономика, география,, биология и другие науки.

«Трудолюбивая пчела» - первый литературно-художественный частный журнал, который начал издавать Сумароков Александр Петрович. Этот журнал включал в себя многие популярные разделы того времени: Поэзия, Проза, Сатира, Письма и Критика. Журнал просуществовал всего год.

Н. И. Новиков так же начал выпускать свои сатирические журналы которые пользовались особенной популярностью: «Трутень», «Живописец», «Кошелек», «Пустомеля».

Волею Императрицы Екатерины II было созданно «Вольное экономическое общество к поощрению в России земледелия и домостроительства», благодаря которому появился первый сельскохозяйственный журнал. Он выпускался 150 лет. Задача журнала была выражена в «Предуведомлении» первого выпуска следующим образом: «Земледелие, соблюдение и размножение скота, приращение в Государстве нужных продуктов и поощрение к большему оных разведению, полезнейшее упражнение сельского жителя, удобнейшее строение для него дворов и хозяйственных служб и вообще все, что способствовать может к тому, дабы труд его, как ему самому, так и Отечеству был полезен».

И только с начала 19 века журналы начали делиться не только по тематике, но и по целевому назначению - массовые, научные и профессиональные.

В 1871 г. в России выходило 14 журналов разного содержания и 36 газет общественно-политического характера, то в 1890 г. было 29 журналов и 79 газет. Позже газеты почти вытеснили журналы с рынка и были лидерами продаж, оставив журналы далеко позади.

В середине XVIII века отдел объявлений по объему сравнялся с основной информационной частью газеты. И, как справедливо отмечает А. П. Киселев, «объявление становилось если не единственной, то основной формой информации об экономической и культурной жизни».

Это уже не сухие строки официальных реестров и реляций, а живой оттиск времени со всеми его противоречиями и парадоксами. Происходило динамичное развитие и укрепление российской экономики ценой ужесточения крепостнических порядков.

Прогресс газетного дела в России вызвал к жизни первые крупные органы информации: Русское (1866), Международное (1872) и Северное (1882) телеграфные агентства. Телеграфные агентства распространяли информацию и новости не только на провинциальные издательства, но и столичные.

Крупное издательство принадлежало московским фабрикантам братьям Михаилу Васильевичу Сабашникову и Сергею Васильевичу Сабашникову. Оно существовало с 1880х годов, при этом их издательство не контролировалось советской властью Издавали книги великих российских ученых по естествознанию, ботанике, физике и математике. Сабашниковы специализировались на издании серий, например, «Памятники мировой литературы», которые стали наиболее популярны во всех слоях общества и вошли в золотой фонд отечественной научной литературы, издавали русские былины, скандинавский народный эпос «Эдда», карело-финский народный эпос «Калевала» и многие другие произведения; особенное внимание уделялось античным авторам. Именно в издательстве Сабашниковых присутсвовала высокая филологическая культура книг.

Издательство П. П. Сойкина выпускало естественно-научную и научно-популярную литературу. Выпускало журналы: «Мир приключений», «Журнал для усовершенствования врачей», «Природа и люди». С 1922 по 1930 издательством было выпущено свыше 100 книг по различным отраслям науки.

К прогрессивным издателям начала XX века относится А.М.Калмыкова, участница российского революционного движения с 80-х годов XIX века, народница; учительница. Ее книжный склад в Петербурге был лавкой социал-демократов. Оказывала денежную помощь «Искре», большевикам. Ею были выпущены серии книг «Люди и природа», «Жизнь прежде и теперь», некоторые работы Ленина.

Прогрессивные издатели начала века являли миру первоклассную продукцию и выполняли роль приближения книги к народу.

В конце 19 века и начале 20 века газеты издавали все кто могли: правительство, государственные учереждения, общественные организации и частные лица, а периодичность таких изданий состаляла от одного до семи раз в неделю. Произашло деление газет на многие жанры, в частности на рекламные, юмористические, спортивные и профессиональные, которые содержали информацию и статьи исключительно по узкой направленности. Так как газеты издавались по всей России, то требовалось переводить их на разные языки народов нашей страны. Но так же повысились цены на открытие нового издательства, в особенности — новой газеты. Первопроходцы в этом деле вкладывали около 40-50 тысяч, а издатели 20 столетия — 250–300 тысяч рублей. Такой высокий рост развития издательского дела говорит о том, что государсву и населению требуется как можно больше информации в кратчайшие сроки. А значит и уровень образованности народа повышается.

3.2 Реклама в России

Успешное развитие рекламы в России пришлось на 19 век, благодаря размещению объявлений в газетах, которые предлагали разные товары и услуги. Реклама в России была своеобразным инструментом в руках экономики, и это понимали многие, в том числе и предприниматель Л. Х. Метцель, который организовал первую в России контору по приему рекламы и объявлений. Понимание было выражено в лозунге Метцеля:

«Реклама - двигатель торговли».

Государство влияло на развитие рекламного рынка в России за счет регулировки поступления рекламных бюджетов в разные СМИ того времени. В Санкт-Петербурге в 1728 году начала выходить газета «Санкт-Петербургские ведомости», в которой начали присутствовать самые настоящие рекламные объявления. Так же государство выставляло рекламу собственных организаций, проводя аукционы на требующиеся им работы и товары, а иногда и людей. Несколько примеров приведу ниже:

«Если кто желает принять постройку в Кронштадте каменных винных магазинов, чтобы явились с подлежащими залогами в С.-Петербургскую Казенную Палату в течении сего марта месяца»

(«Санкт-Петербургские ведомости» 1801г., №24, 15 марта)

«Ежели кто из господ содержателей суконных фабрик в России желает изготовить и выставить к Декабрю сего 1809 года потребное для одежды воспитанников Горного кадетского корпуса количество сукна серого, синего и белого, а для амуниции служителей оного солдатского сукна синего и серого; то благоволит для заключения условий отнести его в Комитет Горного кадетского корпуса»

(«Известия к Санкт-Петербургским ведомостям» 1809г., №23, 19 марта)

«Желающие купить дворовую девку 13 лет могут спро­сить в Семеновском полку в офицерской линии»

(«Санкт-Петербургские ведомости» 1801г., №24, 15 марта)

«От Вологодского губернского правления объявляется, дабы желающие ку­пить с аукционного торгу опасные помещика Аркадия Левашова Гразовецкой округи сельца Захарова мужеска пола — 3, женска пола — 3 же души без земли, оцененные: Никиту Васильева, 70 лет — в 10 рублей, жену его Авдотью Григорьевну 50 лет — в 5руб., Григория Игнатьева 70 лет — в 3 рубля, жену его Авдотью Ивановну 60 лет — в 3 ж рубля, Григория Максимова 40 лет — в 30 рублей, жену его Авдотью Максимову 30 лет — в 20 рублей явились в правление в назначенные для продажи сроки: генваря 2 и 30 числа с. г.»

(«Санкт-Петербургские ведомости» 1801г., №24, 15 марта)

После реформы было снято государственное ограничение на публикацию частных объявлений, что привело к сверхинтенсивному притоку рекламы. Со временем стали появляться и новые рекламные объявления. Домашние питомцы - одна из популярнейших рубрик того времени. Все началось с продажи канареек. Из-за большого количества продавцов их рекламные предложения конкурировали между собой. И если изначально заморские канарейки были популярнее, то к концу первого десятилетия 19 века ситуация изменилась в пользу отечественных канареек. А сама мода на канареек угасла в нашей стране только в 50-е годы 19 столетия.

Так же было много рекламных предложений о продаже домашней скотины и питомцев. А раз были домашние питомцы, то они обладали способностью теряться, соответственно, появлялись и рекламные объявления о пропаже с обращением к нашедшему потерю. Так же появлялись и объявления о найденных животных от лица нашедших и желающих получить награду.

«На сих днях в Санкт-Петербургский Воспитательный дом зашли три свиньи, по-видимому, блуждающие. У кого они пропали, тот благоволил бы для получения явиться в сей дом»

(«Известия к Санкт-Петербургским ведомостям» 1808г., №34, 28 апреля)

Затем купцы начали подавать свои объявления в газету, а их рекламные тексты содержали достаточно сжатую и необходимую информацию.

«У купца Якова Далмена на большой улице против Зимнего дворца продаются самые свежие устерсы, цитроны и каштаны повальною ценою, о чем через сие объявляется»

(«Ведомости» 1737 год №5).

Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Промышленная революция значительно поспособствовала распространению газетного дела по всей России. Новые технологии увеличили производства бумаги, а более мощные станки печати и телеграфа ускорили процесс распространения печатной продукции. Газеты распространяются настолько широко, что их выпуском занимаются не только в столице, но и в губернских городах России. И после всего этого газетное дело становится достаточно выгодным коммерческим предприятием, поэтому в него начинают входить люди далекие от литературы — купцы и банкиры. Все большая популярность печатной продукции привела к регрессу. Все больше дешевых издательств выпускали макулатуру ради мизерной выгоды, содержание подобной печатной продукции было безыдейным, но российские обыватели с радостью покупали такого рода газеты и журналы. Чтобы еще больше нажиться на этом ремесле начинают печатать коммерческие объявления, что помогает им в разы поднять доход.

В конце я бы хотела сказать о том, что все что любой прогресс, как в Англии в конце 18 века, когда слившиеся в единое целое благоприятные для промышленной революции факторы, в конечном итоге превратили технический процесс в какой-то степени в регресс. Эта промышленная революция бесспорно подарила нам множество полезных изобретений и знаний, помогла повысить качество образования не только в крупных городах, но и за их пределами. Любой технический прогресс, обернется регрессом человеческим. Люди в погоне за материальными благами и большими доходами начали использовать развитие технологий в своих целях. Реклама, как один из таких способов, очень влиятельна. Я считаю, что ее изобретение подарило очень много хорошего, но уже начиная с того времени она несет в себе и очень много негативного, за счет лжи и манипуляции. Мой отец однажды сказал:

«Любая реклама — ложь. Хорошая реклама плохая, потому что она будет показывать и рассказывать так, что ты не сможешь не клюнуть на нее. Она манипулирует тобой и твоим сознанием и сознанием всех остальных, заменяя жизненные ценности, на материальные.»

В наши дни уже не существует той отрасли где бы не было рекламы. Массовая реклама сейчас настроена именно на изменение сознания. Мы уже стали не людьми, а потребителями, которые настолько разучились видеть и слышать, что создаются все новые методики для привлечения внимания. И все это распространяется очень быстро, все-таки технический прогресс. С точки зрения промышленного развития, то тут все прогрессирует и даже очень и все внимание и силы направлено сюда, соответственно никто даже и не смотрит на развитие человека.

(Многие журналисты, которые по роду своей профессии должны отображать действительность, оказываются намного больше отдалены от реальной жизни, чем их публика. В гонке за высокими тиражами кучка идеалистов в средствах массовой информации, стремившихся изменить мир, уступила натиску армии беспринципных циников, которых интересует только эффектность. Если раньше свободе печати угрожало государство, то теперь это делают сами даже средства массовой информации. Следует ли во имя свободы прессы защищать телеперадачу типа "Большой брат", в которой группа людей на протяжении многих недель остается в заточении в контейнере и за которыми круглосуточно, даже в туалете, наблюдают камеры? Розничная распродажа человеческого достоинства во имя свободы, за которую боролись Гейне и Бюхнер?

В стремлении привлечь к себе еще больше внимания средств массовой информации, которые так охотно играют роль моралистов, нарушают одну границу за другой. Они позволяют себе все, что не влечет за собой уголовной ответственности, и ссылаются при этом на дарованные конституцией привилегии. Однако Основной закон утрачивает свою легитимность, если его начинают толковать в корыстных интересах. Самоконтроль, осуществляемый Советом прессы и другими органами недостаточен, редакции и медиаконцерны должны укреплять его. Самокритика средства массовой информации в самих средствах информации звучит все громче, и это зарождает слабую надежду. Или же вслед за "Большим братом" нас ожидает еще что-то более гротескное? средства массовой информации призваны предотвратить это.) рерайт

ИСТОЧНИКИ

1. О. В. Снарский. Шрифт в наглядной агитации; издательство «Плакат»; 1978г.

2. Э. Рудер. Типографика. Руководство по оформлению; издательство «книга»; 1982г.

3. Биография Френсиса Уейленда Эра http://adindustry.ru/personnels/1200;

4. Компания Dentsu https://en.wikipedia.org/wiki/Dentsu (eng), http://www.dentsu.com/whoweare/summary/corporatehistory.html (eng);

5. Биография Джеймса Гордона Беннета https://en.wikipedia.org/wiki/James_Gordon_Bennett_Sr. (eng);

6. Газета «Advertising Age» https://ru.wikipedia.org/wiki/Advertising_Age;

7. Русский литературный быт XVIII-XIX вв. (кружки и салоны, литературные общества, цензура) http://studall.org/all-85795.html;

8. Поговорим о типографике http://studall.org/all4-52542.html;

9. Зарубежная пресса конца 19 – начало 20 века http://studall.org/all3-20520.html;

10. Развитие газетного дела в России XIX века. 1870 – 1890 гг. Типология газет http://studall.org/all-7529.html;

11. Рекламные летучие листки и начало печатной газеты в России. Реклама в российских газетах 18 в http://studall.org/all4-18669.html

12. История рекламы - от древности и до настоящего момента https://znaytovar.ru/s/Istoriya-reklamy--ot-drevnosti.html;

13. К. В. Антипов. Основы рекламы; Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; 2009г.

14. Ян Чихольд. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера.; издательство студии Артемия Лебедева; 2011г.

ПРОВЕРКА НА АНТИПЛАГИАТ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рис.1 Джеймс Гордон Беннетт (источник: Биография Джеймса Гордона Беннета https://en.wikipedia.org/wiki/James_Gordon_Bennett_Sr. (eng))

Рис.2 Фрэнсис Уэйленд Эр (источник: Биография Френсиса Уейленда Эра http://adindustry.ru/personnels/1200;)

Рис.3 Летучий листок (источник:http://expositions.nlr.ru/fond/paper/paper_spb.php)