Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Произведения, их виды и правовая охрана и их виды

Содержание:

Введение

В своей курсовой работе, я хочу рассмотреть все, что связано с произведениями, их специфику, интересные факты из истории, связанные с ними, а также виды их правовой охраны и виды этих самых произведений. Для начала, обратимся к понятию произведения в авторском праве, да и само авторское право в целом. Так что же из себя представляет данное право в Российском Законодательстве? Авторское право – это один из важных на мой взгляд институтов права интеллектуальной собственности на сегодняшний день. Это по общему понятию, а вот в отношении определенного лица, это совокупность исключительных прав на какие-либо определенные объекты. Этими объектами являются: произведения науки, литературы и искусства, которые являются результатом творческой деятельности и выраженные в любой объективной форме. Авторским правом регулируются отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием, как я уже говорил ранее, произведений науки, литературы и искусства, а также фонограмм, исполнений, постановок передач эфирного и кабельного вещания и многое другое. В отличие от патентного права, авторское право охраняет форму произведения, а не содержание. Оно распространяется в независимости от назначения и достоинства произведения и даже от способа выражения. Правовая охрана авторского права возникает в силу самого факта создания произведения и самое главное – не требуется выполнения каких-нибудь формальностей. Еще одним примечательным фактом является то, что авторское право полностью изолировано от других институтов интеллектуальной собственности. В практике этого права встречались случаи, когда произведением являлся коммерческий продукт, главной задачей которого является использования извлечения прибыли. Несмотря на то, что законодательство РФ не может содержать определения произведения, можно сказать, что произведение должно иметь свои признаки и черты, которыми оно должно обладать, которому предоставляется Авторско- правовая охрана. Как я уже говорил ранее, авторское право распространяется на все произведения. Это может означать только одно: Охрану может получить и очень качественно сделанное произведение и ни кем не принимаемое всеми произведение искусства и достижение культуры. Я могу лишь согласиться с этим аргументом, и на это есть причина. Это решение обеспечило субъективное мнение насчет предоставления охраны, а каких- либо критериев насчет определения достоинств произведения не должно быть. Несмотря на то, что достоинства произведения могут быть невысоки, оно всегда останется оригинальным. Поэтому, когда мы задаемся вопросом, является ли черта ли результат творческой деятельности объектом авторского права, следует помнить и понимать, а может ли данный объект достигнут разным кругом лиц при параллельном обществе? Данный принцип очень важен, потому что независимость от достоинств может означать, что этими объектами могут являться, например, логотипы или высказывания. Очень сложно сейчас определить, а распространяется ли на какое-нибудь творческое решение нормы авторского права вообще? Хотелось привести пример на этот счет: Есть название произведения или строчка. Я считаю полным абсурдом наложение запрета на использование любого названия произведения в любой форме и абсолютно любыми доступными способами без разрешения автора. Чтобы стать объектом авторского права, название должно отображать творческую натуру и самобытность автора и являться оригинальным. И этот факт относиться ко всем произведениям ко всем произведениям и их элементам. Авторское право должно распространяться на обнародованные и необнародованные произведения. А это как? Эти произведения должны быть доступными для восприятия людьми и не должно быть в виде замысла автора. Хочу отметить, что в Российском законодательстве не указано то, что нужно наличие возможности произведения, связанная с формой выражения этого самого произведения. Из всего этого, можно сделать вывод, что законодатель признался в том, что авторским правом охраняются любые произведения, даже те, у которых объективная форма не связана с материальным носителем. Конечно, защита музыки или речей, которые не записаны, вызовет трудности.

Глава 1

Признаки, принципы и виды произведений

В этой главе рассмотрим признаки произведений, их принципы и виды. Хочу начать с того, что выявление признаков авторского произведения таких как новизна, оригинальность и творческий характер – это одна из важных разновидностей автороведческой экспертизы. Для меня важно то,что понятие авторства определяет принадлежность произведения какому-то конкретному человеку. Принадлежность может проявляться в двух аспектах: во-первых, это означает, что автор самолично создал данное произведение, а, во-вторых, он может распоряжаться им по своему усмотрению и получать за это различные блага – материального и нематериального характера. Автор может создать произведение искусства, науки и техники. Авторство защищено законом об авторских правах и патентным законодательством. Автороведческая экспертиза по выявлению признаков авторского произведения покоится на трех китах: принципе новизны, принципе оригинальности и творческом характере произведения. Принцип новизны работает в патентном праве. Принцип оригинальности – в авторском праве. Понятия эти схожи, интуитивно они кажутся синонимичными, однако обозначают разные явления. Принцип новизны диктует наличие у объекта совершенно новых характеристик, которых ранее не было ни у одного подобного объекта, либо подобных объектов не существовало вообще. Принцип новизны защищает саму суть нового произведения, при этом форма, в которой это произведение подано, не имеет принципиального значения. Новизна подразумевает, что никто никогда до того не создавал ничего подобного, поэтому при определении новизны огромную роль имеет временной фактор. Один и тот же объект патентного права мог быть создан двумя разными людьми параллельно, независимо друг от друга. В таком случае правда будет на стороне того, кто зарегистрировал свое произведение раньше. В авторском же праве все с точностью до наоборот. Принцип оригинальности подразумевает уникальность формы изложения, не беря в расчет содержание произведения. Например, два художника вышли на пленэр и написали пейзажи. На картинах – один и тот же вид, те же пальмы и то же море. Однако результатом творческого труда в данном случае стали два совершенно разных художественных произведения.

У меня есть один маленький вопросик ко всему этому: А обладает ли авторское произведение признаком оригинальности, возникает в ходе самых разнообразных судебных разбирательств, касающихся споров о принадлежности авторских прав на художественное определение? Признак оригинальности устанавливается по сравнению с остальными произведениями. Автороведческая экспертиза может установить, является ли произведение авторским или заимствованным, подражающим им и так далее.

И, наконец, третьим признаком, подлежащим исследованию в ходе экспертизы по выявлению признаков авторского произведения, является творческий характер произведения. Согласно ныне существующему законодательству, произведение имеет творческий характер, если оно является результатом творческой деятельности. Творческая деятельность подразумевает процесс создания. Популярный в наше время термин «креативность», заимствованный из английского языка, обозначает особое свойство личности – способность к творчеству. Творчество – есть порождение новых объектов, уникальных, не похожих на другие. Креативность – редкий дар, свойственный не многим. Креативность, творческий подход в сочетании с работоспособностью порождают на свет порой ценнейшие жемчужины культурной деятельности человека. Подчиняясь глобальному постулату экономики – об ограниченных ресурсах, – творческая деятельность порождает особые права автора на использование результатов своей деятельности. Так как не всякий способен создать уникальное произведение и получить соответствующие блага, появились воры, присваивающие себе авторство чужих работ. Особенно это актуально в наше время, когда Интернет и общее развитие технологий сделали общедоступными многие произведения творческого труда. В случае совпадения – полностью или частично – произведения с каким-либо другим объектом возникает спор об авторстве. В таком случае надо определить, имеет ли спорный труд творческий характер, или он является заимствованием из чужого, содержит признаки плагиата и так далее. В Гражданском Кодексе РФ приводится неисчерпывающий перечень видов произведений - объектов авторских прав. Это литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения, хореографические произведения и пантомимы, музыкальные произведения с текстом или без текста, аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы, произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, фотографические произведения, географические и другие любые произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам и другие произведения. Данный перечень призван, с одной стороны, иллюстрировать понятие объекта авторских прав, а с другой стороны, исключить на практике попытки уклонения от признания объектами авторских прав отдельных результатов творческой деятельности, таких как фотографические произведения, произведения дизайна, пантомимы, географические карты и т.д. По мере развития новых способов представления и использования произведений появляются и новые их виды, которые, как ожидается, будут в дальнейшем включаться в этот перечень. Однако охрана им должна предоставляться независимо от того, упоминаются они в данном перечне в настоящее время или нет. Наряду с указанными в перечне видами произведений упоминаются также такие объекты авторских прав, как программы для ЭВМ, базы данных, производные произведения, представляющие собой переводы или иные переработки других произведений, составные произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору и расположению материала и такого объекта авторских прав, как компьютерные программы побудила законодателей специально оговорить предоставления им охраны, условно приравняв их с законодательной точки зрения к литературным произведениям, а также предусмотрев действие в отношении них ряда специальных положений. Производными произведениями признаются любые переводы, переделки и иные переработки любых произведений, в том числе обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки, а также любые другие произведения, при создании которых осуществлялась переработка других произведений. К составным произведениям относятся любые сборники, в том числе энциклопедии, словари, газеты, периодические издания, антологии и др., но только при том условии, что они представляют отвечают сборники, составляемые по какому-либо известному алгоритму, например, телефонные справочники, собрания сочинений писателей, ограниченные по объему либо расположенные в хронологическом порядке и представляющим собой результат творческой деятельности по подбору и расположению включенных в них материалов. Обычно считается, что таким условиям не отвечают сборники, составляемые по какому-либо известному алгоритму, например, телефонные справочники, собрания сочинений писателей, ограниченные по объему либо расположенные в историческом, алфавитном или ином известном порядке, и так далее. Также,существуют некоторые особенности реализации авторских прав в отношении как производных, так и составных произведений, обусловленные необходимостью соблюдения авторских прав на произведения, использованные при создании таких производных и составных произведений. Однако охрана производным и составным произведениям предоставляется даже в том случае, если использованные при их создании произведения по каким-либо причинам не охраняются авторским правом, например, в связи с тем, что истек срок действия авторских прав на них или они вообще не признаются объектами авторских прав. Так, авторскими правами будут охраняться литературные обработки произведений народного творчества, в том числе былин, частушек, сказаний и т.д., даже несмотря на исключение таких не имеющих конкретного авторства объектов из числа охраняемых авторским правом произведений в силу прямого указания ГК РФ. Хочется также сказать, что авторским правом будут охраняться также сборники, состоящие из материалов, не охраняемых авторским правом, но подобранных или расположенных таким образом, что работа по их подбору или расположению может быть признана творческой деятельностью. Базы данных, охраняемые в качестве объектов авторских прав, рассматриваются в качестве составных произведений, т.е. их охрана ставится в зависимость от наличия творческой деятельности по подбору и расположению включенных в них материалов. Мне показались интересными 4 вида произведений, которые я хотел разобрать в своей работе. Литература, драма, музыка и сценарий. Литературное произведение — форма существования литературы как искусства слова. Что же делает его художественным? С философской точки зрения, мы всегда ощущаем особую жизненную конкретность литературного произведения. Оно всегда связано с реальной действительностью и в то же время не тождественна ей, является ее изображением, претворением, художественным отражением. Но отражением «в форме жизни», отражением таким, которое не просто рассказывает про жизнь, но само предстает как особая жизнь. Хочется процитировать фразу знаменитого писателя В. Г. Белинского на этот счёт: «Искусство есть воспроизведение действительности, повторенный, как бы вновь созданный мир». Здесь великолепно уловлена динамика содержания художественного произведения. Чтобы «повторить» неповторимый в своем развитии и постоянном самообновлении мир, его надо «как бы вновь создать», воспроизвести такое индивидуальное явление, которое, не будучи тождественным реальной действительности, в то же время с полнотой выразит ее глубинную сущность и ценность жизни.(1)Важная вещь здесь, это то, как великолепно уловлена динамика содержания художественного произведения. Чтобы «повторить» неповторимый в своем развитии и постоянном самообновлении мир, его надо «как бы вновь создать», воспроизвести такое индивидуальное явление, которое, не будучи тождественным реальной действительности, в то же время с полнотой выразит ее глубинную сущность и ценность жизни. По моему мнению, Жизнь - это не только материальная действительность, но и жизнь человеческого духа, это не только то, что есть, что реализовалось в действительности, но и то, что было и будет, и то, что «возможно в силу вероятности или необходимости» (2). «Овладеть всем миром и найти ему выражение» - такова сверхзадача художника, по прекрасному определению И. В. Гёте. Потому и размышления о природе произведения искусства неразрывно связаны с глубочайшим философским вопросом о том, что такое «весь мир», представляет ли он собою единство и целостность и можно ли «найти ему выражение», воссоздать его в конкретном индивидуальном явлении. Произведение должно быть создано автором и воспринято читателем. И опять-таки это не просто разные, внешне обоснованные, обособленные, внутренне взаимосвязанные процессы. Сливается с художником, что ему кажется, что воспринимаемый им предмет сделан не кем- либо другим, а им самим» Автор же выступает здесь, как писал М. М. Пришвин, в роли «человека, заставляющего и на море, и на луну смотреть собственным личным глазом, отчего каждый, будучи личностью неповторимой, являясь в мир единственный раз, привносил бы в мировое хранилище человеческого сознания, в культуру что-нибудь от себя самого». Жизнь произведения должна осуществляться лишь на основе гармонии автора. Теперь перейдем к самому важному подвиду литературных произведений. Сейчас речь пойдет о драматических произведениях. Они представляют собой один из трёх родов литературных произведений, принадлежащие одновременно к двум видам искусства: литературе и театру, предназначенные для игры на сцене. От эпоса и лирики персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления. К драме относится любой литературный жанр, построенный в диалогической форме, такие как комедия, трагедия, драма, фарс, водевиль и т. д. Трагедия является жанром художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу. Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа. Большинство трагедий написано стихами. Произведения часто наполнены пафосом. Драма – это литературный, сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовой сюжет и более приближенную к обыденной реальности стилистику. С возникновением кинематографа перешёл также и в этот вид искусства, став одним из самых распространённых его жанров. Водевиль - комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами, а также жанр драматического искусства. Название появилось в XVII веке как контаминация двух песенных жанров. В конце XV века появились песни, называемые val de Vire. Их приписывали легендарным народным поэтам — Оливье Басселену и Ле-Гу. Это были одноголосные песни локального нормандского содержания. В XVI веке они получили распространение и за пределами Нормандии. В XVI веке в Париже развиваются voix de ville (3), строфические песни преимущественно любовного содержания. В XVII веке возникают городские простонародные песни сатирического содержания, исполнявшиеся с несложным инструментальным сопровождением или без него. Следующий вид произведений, который я хотел рассмотреть-это музыкальные произведения. Что они из себя представляют? Музыкальные произведения- всякая музыкальная пьеса, в том числе, народная песня или инструментальная импровизация. Также музыкальное произведение есть категория музыкальной эстетики, обозначающая ограниченный историческими и культурными рамками результат композиторской деятельности. Музыкальным произведениям свойственны внутренняя завершённость и мотивация целого, индивидуализация содержания и формы, за которыми стоит личность автора, детальная фиксация нотной (записи, предполагающая искусство исполнительской интерпретации. Музыкальное произведение как понятие и как способ существования музыки откристаллизовалось сравнительно поздно. И. Г. Гердер и В. Гумбольдт считали законченность не свойственной музыке, определяя сущность последней понятием «деятельность», а не «произведение». За подобным воззрением стояла длительная традиция осознания процессуальности искусства звуков. Адама из Фульды «превосходность» музыкального времени заставила назвать музыку «размышлением о смерти». А. Бонавентура считал, что музыкальный опус может быть «красивым и полезным»,(4)но не «законченным». Позднее, когда нотный текст в общественном сознании был отождествлён с результатом композиторской деятельности, появилось представление о завершённости звукового целого. Для музыкального авангардизма характерен разрыв с традицией музыкальных произведений; оно заменяется «открытой формой», «событием», «акцией». В наши дни музыкальное произведение как индивидуальная целостность зачастую распадается в стереотипном, «конвейерном» производстве опусов, представляющих массовую музыкальную культуру. Практика нумерации опусов известна с 2-й половины 17 века. До конца 18 века опусы использовали издатели для инструментальных произведений одного жанра, обычно по три, шесть или двенадцать штук. Также, такие композиторы как Лист, Дебюсси, Барток и Стравинский вначале использовали, но потом прекращали практику нумерации своих изданий. А, например, Прокофьев назначал новые номера опусов даже к новым редакциям произведений и неоконченным произведениям. Всего бывает очень много музыкальных произведений. А видов всего несколько. Вот эти виды: Песни и Танцы. Разберем их. Песня- наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией.

Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения. Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и другим признакам. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением, так и без него. Такой формат называется Акапелла. Поговорим теперь о танцах. Танцы это ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец, возможно — древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: Будь это рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного и другое (5).Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па ведут свое происхождение от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания этих движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются ритм(относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений),(рисунок — сочетание движений в композиции), динамика — варьирование размаха и напряжённости движений; техника — степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук. Танец имеет разные средства выразительности: гармонические движения и позы, пластика и мимика, динамика — «варьирование размаха и напряжённости движений», темп и ритм движения, пространственный рисунок, композиция, костюм и реквизит. Большое значение имеет техника — «степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций». Темп — это простейшая форма танцевального движения, различные танцевальные сочетания образуют па. Танец измеряется теми же длительностями, что и музыка, и подчинён законам определённой музыкальной системы. В танце движения определены заранее, в отличие от пляски, которая импровизируется. Всего бывают много видов танцев, но рассмотрим некоторые из них: Менуэт-старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких шажков на низких полупальцах, па меню. Произошел от медленного вальса танца провинции Пуату. Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере. С середины XVII века — бальный. С XVII века широко распространился по всей Европе. Сарабанда- старинный испанский народный танец с акцентом на второй или третьей доле, исполняется с роялем и струнными инструментами, реже — с духовыми. Известен с XVI века, этимология названия не установлена. Из подвижного и карнавального перешёл, сохранив мелодико-гармоническую формулу, в род торжественного танца-шествия, став неотъемлемой часть сюит. Благодаря испанским инструменталистам XVI века, раскрывшим в своих сочинениях мелодическое и ритмическое богатство иберо-американской народной музыки, музыкальная тема сарабанды оказала воздействие на общеевропейскую композиторскую практику. Также, что я еще хотел рассмотреть и сказать насчет видов танцев – это полонез, вальс и полька. Полонез представляет собой торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение.. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом. Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса. В основном танцевали на балах. Полька-быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки — 2/4. Полька появилась в середине XIX века в Богемии, что находиться в современной Чехии. И последний вид произведений, который мне показался интересным для разбора –это сценарные произведения. Среди объектов интеллектуальной собственности охраняемых авторским правом названы сценарии, по которым ставятся фильмы, балетные спектакли, массовые представления и т.п. В зависимости от вида ставящихся произведений различаются и сами сценарии, по которым ставятся фильмы, балетные спектакли, массовые представления и т.п. В зависимости от вида ставящихся произведений различаются и сами сценарии. Кроме всего, независимо от жанра, формы и стилистических особенностей сценарий должен отвечать производственно-экономическим требованиям, в частности в кинематографе, театре, массовых шоу. Сценарий, независимо от того, является ли он оригинальным или созданным в результате переработки чужого повествовательного или драматического произведения, должен считаться объектом интеллектуальной собственности, охраняемым законом. Какова роль сценария в работе над произведением? Процесс этой роли делится на 4 этапа: Сценарий как обязательное условие подготовки произведения, генезис сценарного произведения, виды сценарного решения произведения и, собственно, сам сценарий. Любое произведение начинается и определяется литературной основой. Сценарий есть литературная запись изображения и звукового решения будущего произведения. Это предварительный этап творческой обработки жизненного материала, изученного автором. Он предусматривает возможность воссоздания замысла, с помощью драматических, пластических и словесных средств выразительности. Так как поиск и соединение разных образов несет многовариантный характер, то письменная фиксация обязательная. Наличие хорошего сценария может привести к плохой постановке, но плохой сценарий никогда не приведет к хорошей постановке. Следующий этап при создании сценария - это ход развития. Термин, «сценарий» перешел из театра. Поначалу он представлял собой лист бумаги с записью выходов актеров. Позже сценарию стали придавать характер описания будущего произведения. Поиски наиболее совершенной формы записи сценария продолжаются и по сей день. Третий этап создания сценария –виды сценарного решения произведения. Что он под собой подразумевает? Различают 3 вида сценарного решения произведения: сценарная заявка, план и литературный сценарий. Сценарная заявка – это обоснованная идея будущего произведения, содержит тему, основную проблему, характеристики главных героев и предполагает описание сквозного действия. Сценарный план – это краткое изложение будущего произведения. Обязательно: заявка, перепитий сюжета и развязки. Основные требования к плану- элемент драматургии. Литературный сценарий – это образное изложение будущего произведения, готовую форму которого можно опубликовать и читать как повесть или рассказ. Включает в себя: описание места и атмосферы действия, характеристики героев, детали. Так же я думаю, что многим может показаться интересным способ записи из специфики кино и тв. Над этим можно поэксперементировать, что поможет развить технику и выявить что-нибудь интересное. Еще эту форму удобно будет использовать, когда сюжет изобилует деталями, которые нельзя упускать из вида. Например, можно выписывать вещи, события, характеры героев и т.д. а затем совмещать их. Благодаря фиксации в произведении после его завершения не окажется что бывшие в первой главе зелеными глаза героя в последней главе вдруг станут загадочными карими или более масштабных ляпов. Хочу, по этому мнению сделать небольшой интересный факт из истории России: В словаре Ожегова сценарий толкуется как драматическое произведение с подробным описанием действия и реплик, предназначенное для создания кино- или телефильма, а также краткая сюжетная схема театрального представления, спектакля. В словаре литературных терминов сценарий толкуется как основа сценического представления или фильма в кратком изложении либо детально выписанная драматургическая форма, в которой с прямой речью персонажей сосуществует и тесно взаимодействует описательно-повествовательная речь. Таким образом, до сих пор в специализированной литературе по искусству иногда происходит некоторое смешение понятий в толковании термина «сценарное произведение Между тем, в четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации отдельно выделены драматическое, музыкально-драматическое и сценарное произведения. Можно сказать, что сценарные произведения в русском праве появились 3 мая 1825 года, когда были изданы Постановления и Правила о внутреннем управлении Императорской Театральной Дирекцией, в которых говорилось о правах сочинителей пьес на вознаграждение. Понятия сценарий тогда не существовало. Автор пьес мог получить по тем временам не малую сумму в 500 рублей. Пьеса в то время считалась театральным литературным сочинением и с изданием 22 апреля 1828 года положения о правах сочинителей, автор мог пользоваться собственностью на свое сочинение. Данное право им утрачивалось с отчуждением рукописи издателю или театру.(6) Таким образом, в то время авторское право было неотделимо от вещи, в которой выражено сочинение. Данное положение было издано в качестве приложения к Уставу о цензуре. Соответственно ни одно произведение не могло быть издано или исполнено без дозволения цензуры.9 января 1845 года Высочайшее утвержденным мнением Государственного Совета о ограждении прав Русских и прибывающих в России сочинителей музыкальных произведений было утверждено подобное право авторов музыкальных произведений. С принятием Закона «Об авторском праве» 20 марта 1911 года, в Положении об авторском праве появилась норма об праве на публичное исполнение драматических, музыкально-драматических и музыкальных произведений. И именно тогда заговорили о правах авторов на литературные произведения, которые ложились в основу кинолент, поскольку авторами произведений кинематографии считались в то время фотографы. Декретом от 19 декабря 1918 года были национализированы нотные, музыкальные магазины и склады, нотопечатни и нотоиздательства. С театрами долго не могли определиться. Сначала 6 января 1918 года ввели налог на публичные зрелища и увеселения, в дальнейшем данный налог отменили. Потом с февраля 1918 года была начата национализация музыкальной промышленности с промышленного предприятия «Дека», в дальнейшем национализация продолжилась. И только 19 сентября 1918 года было издано Положение о центральном Театральном отделе Народного Комиссариата Просвещения, согласно которому на данный театральный отдел было возложено руководство театральным делом в стране и выдача рекомендаций по постановке определенных произведений. 26 ноября 1918 года был издан декрет о признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений общественным достоянием, согласно которому всякое как опубликованное, так и неопубликованное научное, литературное, музыкальное или художественное произведение, в чьих бы руках оно не находилось, по постановлению Народного Комиссариата Просвещения могло быть признано достоянием РСФСР. Произведения, объявленные государственным достоянием, в том числе драматические, музыкальные и т. п, могли исполняться и использоваться только с разрешения Народного Комиссариата Просвещения. Не объявленные государственным достоянием произведения могли использоваться только с разрешения автора. Таким образом, фактически все каналы распространения сценарных произведений были сосредоточены в руках государства. Дальнейшая регламентация в советских законах была исключительно производственной. Хотя авторское право на драматическое, музыкально-драматическое и сценарное произведения существовало, но без прохождения особых процедур утверждения данных произведений они не могли быть изданы или публично представлены. Только именно в этот момент понятие сценарий использовалось относительно киносценариев. При этом за автором сценария сохранялось право на получение вознаграждения за публичную демонстрацию киноленты.

Глава 2

Правоохрана произведений и ее виды

В этой главе хочу поговорить и разобрать правовую охрану вышеупомянутых произведений и ее виды. Хочу начать с правовой охраны литературных произведений. Как она производиться? Хочу начать свое рассуждение с того, как проходит правовая охрана литературных и драматических произведений через призму охраны авторского права: Из Гражданского Кодекса РФ следует отметить, что Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Автору произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения. В случаях, предусмотренных Кодексом, автору произведения наряду с указанными выше правами, принадлежат другие права: право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования и право доступа к произведениям изобразительного искусства. Автором произведения является человек, творческим трудом которого произведение создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. С момента создания произведения у автора возникает совокупность личных неимущественных и имущественных прав на созданное произведение. Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы "C" в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования произведения. Следует проводить различие между такими понятиями, как охрана авторских прав и их защита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита - это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения. Нарушение авторских прав может происходить как в рамках договора, заключенного между автором или иным правообладателем с пользователем произведения, так и в случае так называемого внедоговорного использования произведения, когда при этом отсутствует согласие автора или иного правообладателя на произведения и не уплачивается соответствующее вознаграждение. Когда речь идет о защите авторских прав, то подразумевается защита прав не только авторов, но и их правопреемников. Это обусловлено тем, что имущественные и неимущественные права авторов могут нарушаться как при жизни авторов, так и после их смерти. Кроме того, сами исключительные права авторов могут переходить другим лицам. Авторские права от нарушений могут защищаться с помощью норм различных отраслей права. Принятые недавно Федеральным законом поправки предусматривают усиление уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав. Хочу здесь отметить одну деталь. Дело в том, что авторские права защищаются способами, предусмотренными Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права. Способы защиты авторских прав могут применяться по требованию правообладателей, организаций по управлению правами на коллективной основе, а также иных лиц в случаях, установленных законом. И с этим можно согласиться. Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение авторских прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав. Для того, чтобы защитить интересы авторов научных, литературных, художественных и других произведений, практическая реализация которых может быть осуществлена третьими лицами без участия автора, и обеспечить охрану содержания этих произведений, необходимо практическую реализацию указанных произведений третьими лицами осуществлять только с разрешения авторов этих произведений и/или с непосредственным участием авторов в реализации своих произведений, и/или с осуществлением ими авторского надзора. Возможность охраны содержания вышеуказанных произведений, выраженная в предоставлении автором разрешения третьим лицам на использование своего произведения, равно как и участие автора в реализации произведения или осуществление им авторского надзора, обеспечивает соблюдение авторских неимущественных и имущественных прав, которые должны быть конкретизированы в договоре между автором и третьими лицами, а также приводит национальное законодательство в соответствие с международными соглашениями, в которых участвует Российская Федерация. Охрана авторского права не зависит от каких-либо формальностей. Считается, что охрана творческой продукции начинается с момента создания произведения. Однако, во многих странах имеются национальные ведомства по авторскому праву, а законодательство некоторых стран предусматривает возможность регистрации произведений с целью, например, идентификации их названий и установления различий между ними. У многих владельцев творческой продукции не имеется достаточных средств для защиты авторских прав в административном или судебном порядке, в особенности с учетом все более широкого использования прав на литературные и музыкальные произведения, а также прав на исполнения. В результате, во многих странах появились и находят все более широкое распространение организации или общества по коллективному управлению правами. Эти общества, опирающиеся на значительный опыт в административной и юридической деятельности, способны предоставлять своим членам услуги по сбору, управлению и распределению роялти, полученных за международное использование произведений кого-либо из авторов-членов общества.

ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности. Следует проводить различие между такими понятиями, как охрана авторских прав и их защита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита - это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения. Защите подлежат как нарушенные личные неимущественные, так и исключительные права. Авторские права могут нарушаться как в рамках договора, заключенного между автором или иным правообладателем с другим лицом на отчуждение исключительного права либо лицензионного договора - с лицензиатом - пользователем произведения, так и в случае так называемого внедоговорного использования произведения, когда оно используется без согласия автора или иного правообладателя на произведения и без уплаты соответствующего вознаграждения. При этом следует иметь в виду, что когда речь идет о защите авторских прав, то речь идет о защите прав не только авторов, но и их правопреемников. Это обусловлено тем, что исключительные и личные права авторов могут нарушаться как при жизни авторов, так и после их смерти. Кроме того, сами исключительные права авторов могут переходить другим лицам еще при жизни автора. Нарушенные авторские права могут защищаться с помощью норм различных отраслей права. Так, за наиболее серьезные нарушения авторских прав (например, за плагиат) предусмотрена уголовно-правовая ответственность, хотя на практике она почти не применяется. При этом следует различать понятия плагиата и заимствования, под последним нужно понимать цитирование отрывков произведений других авторов. В некоторых странах принимают специальные законы, направленные на защиту авторских прав с помощью норм уголовного права в связи с применением новых цифровых технологий, а также в связи с использованием в сети Интернет. Достаточно упомянуть принятый в США Закон об авторском праве в цифровом тысячелетии. В случае нарушения авторских прав государственными организациями возможен и административный порядок защиты, то есть путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации-нарушителю. В данном случае речь идет об обращении авторов и их правопреемников в государственные органы, в ведении которых находятся учреждения, использующие произведения. Указанные органы могут осуществить защиту авторских прав и по собственной инициативе или по просьбе творческих союзов. Кроме того, потерпевший может обратиться в антимонопольный орган или творческий союз. Однако основным способом защиты нарушенных авторских прав всегда являлся и будет являться применение норм гражданского права. Это обусловлено тем, что административная и уголовная ответственность предусмотрена не за все виды правонарушений в области авторского права. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что авторское право является частью гражданского права. В этом случае защита осуществляется с помощью предъявления иска в суд. Такой способ защиты, как признание прав, применительно к авторским правоотношениям предполагает прежде всего признание права авторства на произведение. Однако, как известно, для возникновения авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей или регистрации произведения. Вместе с тем на практике, как уже отмечалось, иногда авторы сами регистрируют свое авторство в нотариальном порядке. Дела о признании авторства рассматриваются в порядке особого производства, поскольку они относятся к делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение. При этом суд устанавливает факт авторства лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке документов, удостоверяющих этот факт, либо при невозможности восстановления утраченных документов. Если было нарушено право на авторство, то автор может потребовать признания авторства путем совершения специальных действий. Например, такое признание может быть осуществлено с помощью специального сообщения в печати. В публикации о допущенном нарушении должно быть указано, где и когда было допущено нарушение и каким образом. Нарушение личных неимущественных прав авторов не всегда затрагивает их имущественные права, и наоборот, соблюдение личных неимущественных прав может не препятствовать нарушению имущественных прав Защита личных неимущественных правомочий автора произведения осуществляется независимо от вины нарушителя. Так, если издательство не знало и не должно было знать о том, что издаваемое произведение было создано одним лицом, но авторство было присвоено другим лицом, то это издательство все равно должно совершить действия, направленные на восстановление нарушенного права авторства. Требование о защите нарушенных неимущественных прав автора предъявляет сам автор, а после его смерти и в случаях, установленных в законе, это могут делать его наследники. Способы защиты нарушенных личных неимущественных правомочий автора весьма специфичны. Например, при нарушении права на неприкосновенность произведения автор может потребовать восстановления нарушенного права. Однако если искажение было допущено в процессе издания, но до его распространения, то автор может потребовать внесения соответствующих изменений в тираж произведения. Если же этот тираж уже разошелся, то автор имеет право требовать соответствующей публикации о допущенном нарушении в печати или иным способом. При необходимости автор может требовать запрещения выпуска произведения в свет. Восстановление нарушенного права может также включать в себя внесения исправлений в произведение. В случае нарушения личных неимущественных прав автор также может потребовать компенсации морального вреда. Ч. 4 ГК не содержит специальных норм, посвященных компенсации морального вреда за нарушение личных неимущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности. На требования о защите личных неимущественных прав не распространяется исковая давность. Личные неимущественные права авторов могут защищать не только сами авторы, но и другие лица. Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами Законодатель не уточняет, кто имеется в виду под заинтересованными лицами. Обычно таковыми являются лица, к которым перешли права на произведение, однако сюда же могут быть отнесены государственные органы в области культуры, фонда культурного наследия того или иного автора и т.д. Что касается имущественных прав, то речь идет о нарушении исключительного права на использование произведения и распоряжения им. При этом следует иметь в виду, что право требовать защиты нарушенного права имеют не только авторы, но и другие правообладатели. Наиболее распространенными случаями нарушения исключительных прав на произведение являются: использование произведения без согласия автора или иного правообладателя и без уплаты авторского вознаграждения, отказ в выплате авторского вознаграждения, нарушения исключительных прав правообладателей, в тех случаях, когда лицензиат вышел за рамки использования произведения. В случае невыплаты авторского вознаграждения автор или иной правообладатель имеют право на взыскание такого вознаграждения, т.е. на возмещение убытков, имеющих форму неполученных доходов. Произвести возмещение доходов обязано лицо, нарушившее права автора. Право на взыскание гонорара не зависит от вины лица, нарушившего это право. Следует различать несколько возможных случаев нарушения права на вознаграждение. Во-первых, это невыплата вознаграждения при заключенном договоре или при допустимости использования произведения без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения. Во-вторых, если произведение неправомерно использовано без согласия автора. В этом случае размер вознаграждения должен определяться, исходя из размера вознаграждения, которое причиталось бы автору при правомерном использовании произведения. Особым образом регулируются охрана и защита прав российских авторов при использовании созданных ими произведений за рубежом. Как уже отмечалось, авторское право имеет территориальный принцип охраны международного соглашения. Охрана предоставляется в соответствии с нормами национального законодательства. Таким образом, в случае нарушения личных неимущественных и исключительных прав российских авторов и иных правообладателей за рубежом их защита будет осуществляться в соответствии с нормами национального законодательства в судебном порядке. Помимо правовых норм для защиты авторских прав применяются технические средства. В настоящее время в России отсутствует какой-либо государственный орган, который комплексно занимался бы вопросами авторско-правовой охраны и защиты авторских прав, хотя в определенной мере этим занимается Роспатент. Для борьбы с так называемыми "пиратами" созданы такие организации, как Московское бюро Международной федерации фонографической промышленности (МФФП) и Российская ассоциация борьбы с "пиратством" аудиовизуальной продукции (РАПО), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС). Борьба с нарушениями авторских и смежных прав приобретает особую актуальность в связи со вступлением России в ВТО. Попытки бороться с контрафактной продукцией делаются не только на федеральном, но и на местном уровне. Так, Постановлением Правительства Москвы от 19 января 1999 г. № 33 "О введении защитного знака на видео- и аудиокассеты, компьютерные информационные носители лазерные и компакт-диски" на государственное муниципальное унитарное предприятие "Информзащита" возложена функция по присвоению защитных идентификационных знаков на указанную продукцию, а также проверка законности их выпуска. Легальное определение контрафактной продукции дано в п. 4 ст. 1252 ГК, согласно которому в случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены настоящим Кодексом. Следует учитывать, что существуют две разные категории контрафактных экземпляров. изготовлены и существуют законно, но их использование является ограниченным. Существует три вида договора на драматическое, музыкально-драматическое и сценарное произведения.

1. Издательский договор

2. Постановочный договор с театрально-зрелищными предприятиями

3. Постановочный договор с кинопроизводственным предприятием.

В этом смысле интересны именно подзаконные акты регулирующие данные виды договоров и тексты самих договоров. В издание полного собрания своих произведений автор вправе включать и произведения, право на издание которых уступлено им другим лицам. Издательским договором должны быть точно определены характер и условия использования отчуждаемого авторского права, в частности, должны быть указаны: тираж первого издания, а если их предусмотрено несколько -- то и последующих, срок выпуска произведения в свет, размер авторского гонорара и срок издательского договора, с соблюдением ограничений, устанавливаемых в последующих статьях настоящего постановления. Если в издательском договоре не предусмотрено право издательства на переиздание произведения, то издательство может осуществлять переиздание не иначе, как с письменного согласия автора на каждое очередное повторное издание. Издатель был обязан напечатать произведение и не мог произвести отчуждение исключительного права другому издателю без согласия автора. Более демократично регулировалась передача прав по постановочному договору театрально-зрелищным предприятиям: «Отчуждение авторского права на постановку и публичное исполнение неизданного драматического, музыкально-драматического, музыкального, пантомимного, хореографического или кинематографического произведения допускается не иначе, как по постановочному договору. Постановочным договором признается договор, в силу которого автор уступает право на публичное исполнение своего произведения, а постановщик обязуется осуществить постановку в определенный срок. Я считаю главным плюсом то, что большую и жирную точку в правах автора сценария и их «кидаловах» организаторами поставила часть 4 ГК РФ. Она значительно усложнила жизнь кинопроизводственных предприятий. Почему я так считаю? Сейчас обосную свою точку мнения. Во-первых, исключительное право на сценарий стало абсолютным. Это означает, что по договору об отчуждении исключительного права, права использования произведения отчуждаются в полном объеме. Поэтому если в договоре написано, что права отчуждаются в полном объеме, то автор на свое произведение уже не имеет никаких имущественных прав и не имеет права использовать сценарий любым способом. Во-вторых, понятие договора об отчуждении неисключительных прав вообще исчезло из оборота, оно заменено лицензионным договором. По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации предоставляет или обязуется предоставить другой стороне право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. В-третьих, при отсутствии в договоре условия о размере вознаграждения или порядка его определения, или же при отсутствии в договорах условия об их безвозмездности, договоры об отчуждении исключительного права и лицензионный считаются не заключенными. В-четвертых, при отсутствии письменной формы договора, договоры об отчуждении исключительного права и лицензионный считаются недействительными. В-пятых, договор авторского заказа считается смешанным. Между тем, системное толкование говорит исключительно о том, что права должны приобретаться по двум видам договоров: об отчуждении исключительного права или лицензионному договору на использование произведения в составе сложного объекта. И только при соблюдении условия о приобретении, лицензионный договор, заключаемый вместе с договором авторского заказа, может считаться договором об отчуждении исключительного права. В-шестых, необходимо приобретать отдельно право на аудиовизуальное произведение. Хочу сделать итог своей мысли. На данный момент сценаристам нужно особо осторожно относиться к договорам об отчуждении исключительного права, поскольку после отчуждения исключительного права сам сценарист использовать никаким образом свой сценарий больше не может. Последующее использование самим сценаристом может считаться нарушением прав приобретателя исключительного права. А Организаторам создания аудиовизуальных произведений нужно особо осторожно относиться к составлению и заключению договоров со сценаристами, в противном случае велика вероятность признания договора недействительным.

Глава 3

Отдельные виды произведений

В этой главе хочу поговорить об отдельных видах произведений. Первое, о чем я хотел поговорить- это аудиовизуальные и художественные произведения. В соответствии с нормами гражданского законодательства, на аудиовизуальные произведения распространяется правовая охрана, в рамках авторского права. Аудиовизуальное произведение представляет собой систему изображений, которые связаны между собой со звуковым сопровождением, или без такового. Данное произведение предназначено для просмотра и прослушивания зрителем, слушателем, и воспроизводится с помощью специальных технических устройств. К ним относятся произведения кинематографа (например, фильмы). Авторами произведения, которые имеют на него исключительные права, являются режиссер, постановщик, автор сценария, композитор. В связи с этим, аудиовизуальное произведение является нетрадиционным объектом авторского права, из чего исходят и особенности его правовой охраны. Композитор, который написал музыку с текстом или без него для конкретного аудиовизуального произведения, имеет право получать вознаграждение за каждый факт исполнения такого музыкального произведения, или его части. С развитием технологий, появились новые объекты, относящиеся к аудиовизуальным произведениям - объекты мультимедиа. Пока нет четкого закона, регулирующего правовые отношения в сфере интеллектуальной собственности на данный вид объектов, потому к аудиовизуальным произведениям применяются правовые нормы и положения закона о произведениях и исключительных правах на эти произведения. Тем не менее, они относятся к сложным объектам, так как состоят из многих составляющих.Законодатель отнес аудиовизуальные произведения к сложным объектам, поскольку в состав одного произведения входят как графические, так и музыкальные произведения. В соответствие с этим, статьей 1240 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что исключительное право на сложный объект имеет то лицо, которое заключило договора об отчуждении исключительного права, или заключило лицензионные договоры с авторами и создателями каждой отдельной составляющей сложного произведения, в том числе аудиовизуального (кино, мультимедиа и т.п.). Поскольку как уже упоминалось выше, и автор сценария, и режиссер, и создатель графических объектов сложного произведения имеет на него исключительное право на основании своего авторства, они имеют право отчуждать, или передавать во временное пользование свои исключительные имущественные права на созданное ими произведение какому-то конкретному лицу. Автор же результата интеллектуальной деятельности не может отчуждать и сохраняет за собой право авторства и все личные неимущественные права, связанные с этим созданным объектом. Существуют особенности отчуждения исключительных прав на аудиовизуальное произведение. Так, то лицо, которое поспособствовало и организовало создание аудиовизуального произведения (собрало команду режиссеров, музыкантов, дизайнеров, заключило с ними определенные договора), впоследствии приобретает по договорам об отчуждении исключительных прав все эти права у лиц, участвовавших в создании данного произведения. Как правило, это сразу оговаривается сторонами до начала работы над созданием произведения, будь то фильм, или иное мультимедийное произведение. Лицензионный договор заключается на весь период действия исключительного права на всей территории его распространения, и касается объекта, входящего в состав сложного произведения мультимедиа или киноленты, иного аудиовизуального произведения. Законом охраняются и личные неимущественные права автора произведения или части сложного объекта аудиовизуального произведения. Так, автор имеет право требовать внесения указаний на объекте о его авторстве, или в процессе транслирования, другим способом публичного обнародования произведения, данных о том, что он является автором объекта.В соответствии со статьями 1250-1252 Гражданского кодекса РФ, интеллектуальные, неимущественные и исключительные права на аудиовизуальные произведения подлежат защите и правовой охране.

К мерам защиты относятся:

возможность обращения в суд для пресечения и недопущения нарушения прав интеллектуальной собственности;

признание авторства, признание исключительного права;

восстановление правового положения лица, пострадавшего от правонарушения и посягательства на его имущественные личные неимущественные права как автора произведения, или правообладателя, компенсация ущерба (прямого и непрямого).Также в случае рассмотрении дел о нарушении исключительных прав на аудиовизуальное произведение, могут изыматься образцы произведения у нарушителей, предметы материального мира - носители информации, копии произведений. Также суд имеет право публиковать решения, где указан факт нарушения и установлен настоящий правообладатель аудиовизуального произведения.Теперь поговорим о художественных произведениях. Термин «изобразительные искусства» относится к видам искусства, воплощающим художественные образы на плоскости и в пространстве. Это раздел пластических искусств, объединяющий живопись скульптуру, графику и монументальное искусство («окончательную образную завершенность» приобретают «в соответствующем ансамбле архитектурном или природном»: скульптурные монументы, памятники историческим событиям и лицам, мозаики, иконы, панно, фрески), декоративное искусство, фотоискусство. Произведения изобразительного искусства отражают замысел художника в наглядных, зрительно воспринимаемых статичных и динамичных образах, то есть имеют предметно-визуальную форму. В возможностях изобразительного искусства наличествует не только «чувственное воспроизведение идеи автора (передача объема, цвета, фактуры, протяженности пространства, световоздушной среды, но и выражение его духовной и социальной сущности. Анализ этих определений позволяет выделить «изобразительность» как специфический признак произведения изобразительного искусства в целях обособления этого объекта авторского права от других, например, литературных и музыкальных произведений. Изобразительные средства воссоздания замысла художника, составляющие основу художественного языка произведения изобразительного искусства - художественные формы: гармония, пропорции, ритм, композиция и др., по мнению И.Н. Лисаковского, «обеспечивают эмоционально-эстетическую выразительность образа через посредство конкретно-жизненной фактурности, наглядности, узнаваемости..., как в живописи, скульптуре или кино». Можно сделать вывод о том, что под произведением какого-либо вида изобразительных искусств следует понимать продукт художественного творчества и труда, который в чувственно-материальной форме воплощает духовно-содержательный замысел художника в наглядных, зрительно воспринимаемых образах на плоскости и в пространстве. Важно отметить, что воображение художника и избранные им методы обобщения, типизации, дают возможность ему воспроизвести временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, идеи общества и др. Согласно ст.1259 части четвертой ГК РФ произведение или его часть относится к объектам, охраняемым авторским правом, если отвечает обозначенным в данной статье требованиям: является результатом творческой деятельности и существует в какой-либо объективной форме (изображения, объемно-пространственной и др.). Эти признаки присутствуют в предложенном выше определении, но в качестве отличительного признака произведения изобразительного искусства, можно назвать особый способ отражения замысла художника в наглядных, зрительно воспринимаемых образах на плоскости и в пространстве. Как видно, эти требования к произведению искусства, как объекту авторских прав, сохранены в ст. 1252 и ст.1259 части четвертой ГК РФ, введенной в действие с 1 января 2008 г. Раскрывая содержание понятия произведения изобразительного искусства, надлежит выяснить, в чем заключается специфика объектов этой группы и отличие ее от других групп объектов авторского права и права интеллектуальной собственности в целом, что невозможно без тщательного анализа догмы, сложившейся относительно указанной проблемы. Так, в частности, известный цивилист В.И. Ссребровский утверждал: «Произведения изобразительного искусства отличаются от других произведений той особенностью, что они находят свое внешнее выражение в виде вещи на созданное им произведение, как вещь, художник, скульптор и т.д. имеет право личной собственности и может им распоряжаться как собственник (например, продать). Отсюда и та особенность авторского права на произведение изобразительного искусства, что переход права собственности на оригинал произведения не влечет за собою перехода к новому собственнику отдельных, вытекающих из авторского права правомочий, если иное не установлено договором». Эта позиция критиковалась Б.С. Аитимоновым, Е.А. Флейшиц, с рядом положений, с которыми нельзя не согласиться. Во-первых, не только произведение изобразительного искусства находит свое «внешнее выражение в виде вещи». Это не является его отличительной чертой, так как это относится и к любому изложенному в письменной форме литературному, научному произведению. Но, например, картина не только выражена в вещи, она является вещью, индивидуально-определенной причем всегда уникальной, так как копия этой вещи, сделанная другим лицом, не будет «адекватна и равноценна» ей. Такая копия, созданная с согласия автора подлинника, станет новым объектом авторского права автора копии. Повторение того же произведения самим автором приведет к появлению соответствующего числа объектов его авторского права. В этом заключается существенное отличие произведений изобразительного искусства от других авторских произведений. Так научное или литературное произведение, изложенное в рукописи, с которой снято любое число копий, является единым объектом одного авторского права автора произведения. Неверно и то утверждение, что автор произведения изобразительного искусства во всех случаях приобретает право личной собственности на созданное им произведение и может, как собственник им распоряжаться. Так, художники, изготовляющие в силу трудового договора рисунки для промышленных изделий, не становятся собственниками создаваемых ими вещей. В то же время автор научного или литературного произведения несомненно обладает правом собственности на единственный экземпляр рукописи. Не является особенностью, присущей только произведениям изобразительного искусства, тот факт, что переход права собственности, например на картину, другому лицу не создает для этого лица авторских правомочий; это положение распространяется и на права автора литературного произведения. Итак, вышесказанное позволяет установить, в чем отличия произведений изобразительного искусства от других произведений и в чем сходства с ними. Но нельзя забывать, что не только в результате художественного, но и технического творчества создаются объекты, которые охраняются правом. К таким объектам относятся промышленные образцы, которые во многом сходны с произведениями изобразительного искусства, в частности, с живописью, скульптурой, архитектурой, графикой, декоративно- прикладным искусством. Как и произведения изобразительного искусства промышленные образцы являются результатом творческой деятельности, имеют внешнюю форму выражения, которая позволяет их воспроизводить. Исходя из данного положения, нормы авторского права должны распространяться и на промышленные образцы, но специфика данного объекта препятствует этому. Так промышленным образцом законодатель признает новое, оригинальное промышленно применимое художественно- конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. В нем есть единство его технических и эстетических качеств. Другими словами, как справедливо отмечала С. А. Чернышева, это внешний вид изделия, его форма, в которой дано Произведение архитектуры объективно существует в форме двухмерного изображения или в трехмерной объемнопространственной форме. художественное решению Сравнивая признаки рассматриваемых объектов (произведения изобразительного искусства и промышленного образца), можно отметить существенные их различия. Произведениям изобразительного искусства свойственна уникальность, которой промышленные образцы не обладают. Так, промышленный образец есть внешний вид изделия, неразрывно связанный с утилитарным его назначением, что для произведения искусства не обязательно. И форма выполнения этих объектов различна. Образец, как правило, изготовляется промышленным путем, а произведения изобразительного искусства создаются в результате индивидуального творчества. Отличает их и порядок их признания правоохраняемыми объектами, и порядок использования, и выплаты вознаграждения авторам. Таким образом, сравнительный анализ произведений изобразительного искусства, других объектов авторского права, а также объектов патентного права позволяет установить существенные особенности этой группы объектов авторского права. Прежде всего, это уникальный характер произведений изобразительного искусства: как правило, они создаются в одном или нескольких экземплярах, полноценное воспроизведение их в большинстве случаев невозможно, так как ведет к утрате ценностных черт произведения. Но в то же время при воспроизведении этих объектов произведение приобретает новые черты, которые позволяют считать копии самостоятельными произведениями. Таким образом, важной особенностью произведений изобразительного искусства является их неразрывная связь с материальными носителями, в которых они воплощены. Эти носители существуют в большинстве случаев в единичном экземпляре, а потому важно, как полагал В. А. Чертков, разграничивать право собственности на конкретное произведение изобразительного искусства и авторское право на само произведение Основными объектами авторского права , в которых выражен результат творческой архитектурной деятельности, являются:1) архитектурный проект – комплекс изографических, текстовых и других материалов, архитектурная часть документации для строительства, содержащая авторские архитектурные объемно-пространственные и планировочные проектные решения в объеме, необходимом для разработки документации для строительства архитектурного объекта. В состав архитектурного проекта также могут входить трехмерные изображения: макет, модель, трехмерное компьютерное изображение;2) документация для строительства – комплекс чертежей, технических условий и других материалов, необходимых для ведения строительно-монтажных работ, разработанный на основе архитектурного проекта. Отдельные результаты творческой деятельности архитектора (эскизы, рисунки, чертежи, макеты и др.), не составляющие комплекса проектных материалов, обеспечивающего возможность использовать их для разработки документации для строительства и возведения объекта, в зависимости от их характера являются произведениями графического, изобразительного или декоративно-прикладного искусства и могут рассматриваться как произведения, относящиеся к архитектуре;3) архитектурный объект – объект творческой архитектурной деятельности, созданный на основе архитектурного проекта. Архитектурный объект в процессе строительства также является объектом авторского права. Основным способом использования архитектурного проекта является его практическая реализация в процессе разработки документации для строительства (возведения) архитектурного объекта. Личные неимущественные права в случае создания произведения архитектуры в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания принадлежат его автору. К «юридически значимым» (охраняемым) элементам произведения относят «образы и язык произведения», важные для произведений изобразительных искусств. Художественный образ - есть «специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мысли и чувств художника». Этот образ возникает в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в определенной материальной форме и воссоздается воображением лица, воспринимающего искусство. В теории авторского права образы, созданные художником, названы «внутренней формой произведения». Будучи результатом творческой деятельности, отражающем индивидуальность создателя, она охраняется нормами авторского права. В догме и нормах авторского права предполагается возможность заимствования образа произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения при условии придания ему новой внешней формы. В данном случае отечественный законодатель требует обязательного согласия автора первоначального произведения и указания источника заимствования. «Внешней же формой произведения» является язык произведения, а именно, «свойственные автору средства и приемы создания художественных образов». Это совокупность использованных автором изобразительно выразительных средств, заимствование которых невозможно, допустимо цитирование с указанием на источник. Можно сделать вывод о том, что, во-первых, авторским правом охраняются лишь те произведения изобразительных искусств, которые обладают всеми признаками произведений искусства. Например, если результат проделанной работы - технический, а не творческий, он не будет охраняться нормами авторского права. Во - вторых, согласно п. 5 ст. 1259 ч. 4 ГК РФ, авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, открытия, факты. Таким образом, нормами авторского права защищается лишь форма а не содержание произведения. Хотя некоторые из этих перечисленных результатов являются такими произведениями, которые обладают всеми необходимыми для охраны признаками, но не охраняются авторским правом в силу прямого указания закона.В рамках настоящего исследования интересны лишь две категории этих произведений из четырех существующих. В первом случае не пользуются правовой охраной произведения, срок охраны которых истек. При этом необходимо сказать, что истечение срока охраны не влияет на охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения. Во втором случае закон не охраняет произведения народного творчества (произведения народных художественных промыслов, традиционной архитектура и др.), что обусловлено невозможностью установления авторства на них, так как их автор - народ.

Заключение

Анализ исторического изменения понимания произведения как объекта правовой охраны показал, что результатом исторического развития авторского права стала индивидуализация защиты, регулирование прав каждого отдельного субъекта права в лице автора, гильдии и т.д., либо регулирование конкретного объекта собственности. Анализ становления авторского права в России свидетельствует о значительном своеобразии российской истории в сравнении с развитием авторского права в зарубежных странах. Российская история авторского права берет свой отсчет от первой половины XIX в. Причины такого позднего появления авторского права объективны и связаны с особенностями общественно-политического устройства России и своеобразием ее исторического развития. Происшедшая в 90-е годы ХХ в. реформа экономических отношений в России и формирование рыночных основ экономики выявили необходимость создания новой системы интеллектуальной собственности, определяющей права авторов результатов интеллектуального труда, охрану этих прав и стимулирование интеллектуальной деятельности в рыночных условиях хозяйствования. Остро встала необходимость кодификации сферы интеллектуальной собственности, основанной на общих принципах. Итоги такой работы нашли воплощение в четвертой части Гражданского кодекса, посвященного вопросам интеллектуальной собственности. Действующее законодательство не устанавливает легального понятия произведения. Законодательно устанавливаются только критерии для того, чтобы признаваться в качестве такового. Объективная форма выражения произведения зачастую предполагает и возможность воспроизведения произведения(8). Законодатель говорит об охране произведения в целом, независимо от формы и способа его выражения. При этом объективную форму выражения произведения следует отличать от формы произведения как литературного термина. Литературоведы различают формы содержания — внешнюю и внутреннюю — и его содержание. При этом признано, что охраной авторского права пользуется образы, язык произведения, иногда последовательность изложения. Художественным образом признается, в частности, специфическое для искусства отражение действительности, выражение мыслей и чувств автора. Образ рождается в воображении творца, воплощается в создаваемом им произведении и воссоздается воображением воспринимающего искусство зрителя, читателя, слушателя. Созданные образы составляют внутреннюю форму произведения. Внешнюю форму произведения, также охраняемую законом как элемент объекта авторских прав, составляет его язык, т.е. свойственные автору средства и приемы создания образов, совокупность использованных им средств. Созданные образы составляют внутреннюю форму произведения. Внешнюю форму произведения, также охраняемую законом как элемент объекта авторских прав, составляет его язык, т.е. свойственные автору средства и приемы создания образов, совокупность использованных им изобразительно-выразительных средств. Содержание произведения юридически безразлично. Одинаковые элементы содержания - тема, идея, сюжет и т.п. повторяются в разных произведениях, появляются у разных авторов. т.е их нельзя считать уникальными, оригинальными. По этой же причине авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Авторским правом охраняются любые произведения независимо от уровня духовного творчества, имени автора. Не должно приниматься во внимание, в какой области человеческой деятельности может быть использовано произведение, насколько эта область является актуальной и стоит ли вообще на это затрачивать усилия. Неважно также, может ли произведение соответствовать своему назначению либо вообще не иметь никакого реального назначения. Не допускается игнорирование прав автора на произведения утилитарного назначения, как, например, предметы обихода или архитектурные решения. Проведенный анализ позволил говорить о следующих проблемах правоприменительного характера в отношении охраны произведений как объектов авторских прав. Своего решения требуют следующие проблемы правоприменительного характера, а также проблемы законодательства.На данный момент, судебная практика также не дает ответов на вопрос о том, что же следует понимать под творчеством и творческой деятельностью. Не было раскрыто содержание понятия творчества, как не было сформулировано и признаков, на основании которых можно было бы это творчество определить. А потому до сих пор при наличии спора о предоставлении произведению авторско-правовой охраны суды в каждом конкретном случае вынуждены прибегать к помощи юристов – экспертов в сфере интеллектуальной собственности. Требуют своего ответа следующие вопросы: Является ли спорный объект произведением и, как следствие, подлежит ли он охране авторским правом? Какими признаками должен обладать результат интеллектуальной деятельности, чтобы его можно было отнести к произведению, и более того, к произведению, подлежащему охране авторским правом? Какие признаки могут идентифицировать произведение и его автора? Похоже, что на эти вопросы ответа мы получим еще не скоро.

Список Литературы:

Гражданский Кодекс РФ
Дашян М.С. Авторское право: абсурд и гениальность : монография. — М.: Волтерс Клувер, 2011. — 632 с. — ISBN 978-5-466-00531-8.

Дозорцев В. А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей/ Исследовательский центр частного права. — М.: Статут, 2005. — 416 с. — ISBN 5-8354-0168-X.

Калятин В. О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. — М.: Норма, 2000. — С. 14.

Копцева О. В. Где @ порылась?! Защита прав в Интернете. 2009

Моргунова Е. А. Авторское право: учебное пособие / Е. А. Моргунова; отв. ред. В. П. Мозолин. — М.: Норма, 2008. — 288 с. — ISBN 978-5-468-00205-6

Стремецкая Н. Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // Законодательство. — № 8. — август 2002. — С. 51.

Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. — М., 1982.

Чередниченко Т. В. Произведение музыкальное // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — С. 441. — 150 000 экз. — ISBN 5-85270-033-9.