Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Произведения, их виды и правовая охрана и их виды (Признаки и виды произведений)

Содержание:

Введение

В своей курсовой работе, я хочу рассмотреть все, что связано с произведениями, их специфику, интересные факты из истории, связанные с ними, а также виды их правовой охраны и виды этих самых произведений, которые будут главным объектом и главной целью в этой работе.

Целью работы станет то, что сейчас происходит с защитой различных видов произведений и как их пытаются защитить в нынешнее время. И хочется задать самый главный вопрос во время исследования своей работы: Почему сейчас это так важно? Почему стоит изучить виды защиты произведений авторского права.

Для начала, обратимся к понятию произведения в авторском праве, да и само авторское право в целом. Так что же из себя представляет данное право в Российском Законодательстве? Авторское право – это один из важных на мой взгляд институтов права интеллектуальной собственности на сегодняшний день. Это по общему понятию, а вот в отношении определенного лица, это совокупность исключительных прав на какие-либо определенные объекты. Этими объектами являются: произведения науки, литературы и искусства, которые являются результатом творческой деятельности и выраженные в любой объективной форме.

Авторским правом регулируются отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием, как я уже говорил ранее, произведений науки, литературы и искусства, а также фонограмм, исполнений, постановок передач эфирного и кабельного вещания и многое другое.

В отличие от патентного права, авторское право охраняет форму произведения, а не содержание. Оно распространяется в независимости от назначения и достоинства произведения и даже от способа выражения. Правовая охрана авторского права возникает в силу самого факта создания произведения и самое главное – не требуется выполнения каких-нибудь формальностей.

Еще одним примечательным фактом является то, что авторское право полностью изолировано от других институтов интеллектуальной собственности. В практике этого права встречались случаи, когда произведением являлся коммерческий продукт, главной задачей которого является использования извлечения прибыли. Несмотря на то, что законодательство РФ не может содержать определения произведения, можно сказать, что произведение должно иметь свои признаки и черты, которыми оно должно обладать, которому предоставляется Авторско- правовая охрана.

Как я уже говорил ранее, авторское право распространяется на все произведения. Это может означать только одно: Охрану может получить и очень качественно сделанное произведение и никем не принимаемое всеми произведение искусства и достижение культуры. Я могу лишь согласиться с этим аргументом, и на это есть причина. Это решение обеспечило субъективное мнение насчет предоставления охраны, а каких- либо критериев насчет определения достоинств произведения не должно быть.

Несмотря на то, что достоинства произведения могут быть невысоки, оно всегда останется оригинальным. Поэтому, когда мы задаемся вопросом, является ли черта ли результат творческой деятельности объектом авторского права, следует помнить и понимать, а может ли данный объект достигнут разным кругом лиц при параллельном обществе? Данный принцип очень важен, потому что независимость от достоинств может означать, что этими объектами могут являться, например, логотипы или высказывания. Очень сложно сейчас определить, а распространяется ли на какое-нибудь творческое решение нормы авторского права вообще?

Хотелось привести пример на этот счет: Есть название произведения или строчка. Я считаю полным абсурдом наложение запрета на использование любого названия произведения в любой форме и абсолютно любыми доступными способами без разрешения автора. Чтобы стать объектом авторского права, название должно отображать творческую натуру и самобытность автора и являться оригинальным. И этот факт относиться ко всем произведениям ко всем произведениям и их элементам.

Авторское право должно распространяться на обнародованные и необнародованные произведения. А это как? Эти произведения должны быть доступными для восприятия людьми и не должно быть в виде замысла автора.

Хочу отметить, что в Российском законодательстве не указано то, что нужно наличие возможности произведения, связанная с формой выражения этого самого произведения. Из всего этого, можно сделать вывод, что законодатель признался в том, что авторским правом охраняются любые произведения, даже те, у которых объективная форма не связана с материальным носителем. Конечно, защита музыки или речей, которые не записаны, вызовет трудности.

Глава 1. Признаки, принципы и виды произведений

В этой главе рассмотрим признаки произведений, их принципы и виды. Хочу начать с того, что выявление признаков авторского произведения таких как новизна, оригинальность и творческий характер – это одна из важных разновидностей автороведческой экспертизы.

Для меня важно то, что понятие авторства определяет принадлежность произведения какому-то конкретному человеку. Принадлежность может проявляться в двух аспектах: во-первых, это означает, что автор самолично создал данное произведение, а, во-вторых, он может распоряжаться им по своему усмотрению и получать за это различные блага – материального и нематериального характера. Автор может создать произведение искусства, науки и техники. Авторство защищено законом об авторских правах и патентным законодательством.

Автороведческая экспертиза по выявлению признаков авторского произведения покоится на трех китах: принципе новизны, принципе оригинальности и творческом характере произведения. Принцип новизны работает в патентном праве. Принцип оригинальности – в авторском праве.

Эти понятия, по моему мнению, хорошо сходятся, ведь они, по сути, должны стать интуитивными. Принцип новизны диктует наличие у объекта совершенно новых характеристик, которых ранее не были реализованы в истории. Принцип новизны защищает саму суть нового произведения, при этом форма, в которой это произведение подано, не имеет принципиального значения. Новизна подразумевает, что никто никогда до того не создавал ничего подобного, поэтому при определении новизны огромную роль имеет временной фактор.

Один и тот же объект патентного права мог быть создан двумя разными людьми параллельно, независимо друг от друга. В таком случае правда будет на стороне того, кто зарегистрировал свое произведение раньше. В авторском же праве все с точностью до наоборот. Например, два художника вышли на пленэр и написали пейзажи. На картинах – один и тот же вид, те же пальмы и то же море. Однако результатом творческого труда в данном случае стали два совершенно разных художественных произведений.

У меня есть один маленький вопросик ко всему этому: А обладает ли авторское произведение признаком оригинальности, возникает в ходе самых разнообразных судебных разбирательств, касающихся споров о принадлежности авторских прав на художественное определение? Признак оригинальности устанавливается по сравнению с остальными произведениями.

Автороведческая экспертиза может установить, является ли произведение авторским или заимствованным, подражающим им и так далее. И, наконец, третьим признаком, подлежащим исследованию в ходе экспертизы по выявлению признаков авторского произведения, является творческий характер произведения.

Согласно ныне существующему законодательству, произведение имеет творческий характер, если оно является результатом творческой деятельности. Творческая деятельность подразумевает процесс создания. Творчество – есть порождение новых объектов, уникальных, не похожих на другие.

Креативность – редкий дар, свойственный не многим. Креативность, по моему мнению, должна иметь свободный путь в пользовании работоспособности и имеет право быть самым главным наследием нашей культурной деятельности в человеческой истории . Так как не всякий способен создать уникальное произведение и получить соответствующие блага, появились воры, присваивающие себе авторство чужих работ.

Особенно это актуально в наше время, когда Интернет и общее развитие технологий сделали общедоступными многие произведения творческого труда. В случае совпадения – полностью или частично – произведения с каким-либо другим объектом возникает спор об авторстве. В таком случае надо определить, имеет ли спорный труд творческий характер, или он является заимствованием из чужого, содержит признаки плагиата и так далее.

В Гражданском Кодексе РФ приводится неисчерпывающий перечень видов произведений - объектов авторских прав. Это литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения, хореографические произведения и пантомимы и другие виды произведений. Данный перечень призван, с одной стороны, иллюстрировать понятие объекта авторских прав, а с другой стороны, исключить на практике попытки уклонения от признания объектами авторских прав отдельных результатов творческой деятельности, таких как фотографические произведения, произведения дизайна, пантомимы, географические карты и т.д.

По мере развития новых способов представления и использования произведений появляются и новые их виды, которые, как ожидается, будут в дальнейшем включаться в этот перечень. Однако охрана им должна предоставляться независимо от того, упоминаются они в данном перечне в настоящее время или нет.

Наряду с указанными в перечне видами произведений упоминаются также такие объекты авторских прав, как программы для ЭВМ, базы данных, произведения, и такого объекта авторских прав, как компьютерные программы побудила законодателей специально оговорить предоставления им охраны, условно приравняв их с законодательной точки зрения к литературным произведениям, а также предусмотрев действие в отношении них ряда специальных положений.

Производными произведениями признаются любые переводы, переделки и иные переработки любых произведений, в том числе обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки, а также любые другие произведения, при создании которых осуществлялась переработка других произведений. К составным произведениям относятся любые сборники, в том числе энциклопедии, но при том условии, что они представляют отвечают сборники, составляемые и ограниченные по объему либо расположенные в хронологическом порядке и представляющим собой результат творческой деятельности по подбору и расположению включенных в них материалов. Обычно считается, что таким условиям не отвечают сборники, составляемые по какому-либо известному алгоритму, например, телефонные справочники, собрания сочинений писателей, ограниченные по объему либо расположенные в историческом, алфавитном или ином известном порядке, и так далее.

Также, существуют некоторые особенности реализации авторских прав в отношении как производных, так и составных произведений, обусловленные необходимостью соблюдения авторских прав, однако охрана производным и составным произведениям предоставляется по различным причинам и не охраняются авторским правом, например, в связи с тем, что истек срок действия авторских прав на них или они вообще не признаются объектами авторских прав.

Так, авторскими правами будут охраняться литературные обработки произведений народного творчества, в том числе былин, частушек, сказаний и т.д., даже несмотря на исключение таких не имеющих конкретного авторства объектов из числа охраняемых авторским правом произведений в силу прямого указания ГК РФ. Хочется также сказать, что авторским правом будут охраняться также сборники, состоящие из материалов, не охраняемых авторским правом. Базы данных, охраняемые в качестве объектов авторских прав, рассматриваются в качестве составных произведений.

Мне показались интересными 4 вида произведений, которые я хотел разобрать в своей работе. Литература, драма, музыка и сценарий. Литературное произведение — форма существования литературы как искусства слова. Что же делает его художественным? С философской точки зрения, мы всегда ощущаем особую жизненную конкретность литературного произведения. Оно всегда связано с реальной действительностью и в то же время не тождественна ей, является ее изображением, претворением, художественным отражением.

Но отражением «в форме жизни», отражением таким, которое не просто рассказывает про жизнь, но само предстает как особая жизнь. Хочется процитировать фразу знаменитого писателя В. Г. Белинского на этот счёт: «Искусство есть воспроизведение действительности, повторенный, как бы вновь созданный мир». Здесь великолепно уловлена динамика содержания художественного произведения. Чтобы сделать свой творческий мир и сделать его лучше, его надо сначала воспроизвести в голове, каким он будет, и сопутствующей действительности, в то же время с полнотой выразит ее глубинную сущность и ценность жизни.(1)

Важная вещь здесь, это то, как великолепно уловлена динамика содержания художественного произведения. Чтобы «повторить» неповторимый в своем развитии и постоянном самообновлении мир, его надо «как бы вновь создать», воспроизвести такое индивидуальное явление, которое, не будучи тождественным реальной действительности, в то же время с полнотой выразит ее глубинную сущность и ценность жизни.

По моему мнению, Жизнь - это не только материальная действительность, но и жизнь человеческого духа, это не только то, что есть, что реализовалось в действительности, но и то, что было, станет результатом твоей успешной и кропотливой работы. Потому и размышления о природе произведения искусства неразрывно связаны с глубочайшим философским вопросом о том, что такое «весь мир», представляет ли он собою единство и целостность и можно ли «найти ему выражение», воссоздать его в конкретном индивидуальном явлении. Произведение должно быть создано автором и воспринято читателем. И опять-таки это не просто разные, внешне обоснованные, обособленные, внутренне взаимосвязанные процессы. Сливается с художником, что ему кажется, что воспринимаемый им предмет сделан не кем- либо другим, а им самим» Автор же выступает здесь, как писал М. М. Пришвин, в роли «человека, понимающего и видящего мир единственный раз, который подарил бы миру частичку своей творческой души и дал бы много идей для творчества».

Жизнь произведения должна осуществляться лишь на основе гармонии автора. Теперь перейдем к самому важному подвиду литературных произведений. Сейчас речь пойдет о драматических произведениях. Они представляют собой один из трёх родов литературных произведений, принадлежащие одновременно к двум видам искусства: литературе и театру, предназначенные для игры на сцене. От эпоса и лирики персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления. К драме относится любой литературный жанр, построенный в диалогической форме, такие как комедия, трагедия, драма, фарс, водевиль и т.д.

Трагедия является жанром художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу. Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа. Большинство трагедий написано стихами. Произведения часто наполнены пафосом.

Драма – это литературный, сценический и кинематографический жанр. Существует и другой жанр драматургии — трагедия, противопоставив ему преимущественно бытовой сюжет и более приближенную к обыденной реальности стилистику. С возникновением кинематографа перешёл также и в этот вид искусства, став одним из самых распространённых его жанров. Водевиль - комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами, а также жанр драматического искусства. Название появилось в XVII веке как контаминация двух песенных жанров. В конце XV века появились песни, называемые val de Vire. Их приписывали легендарным народным поэтам — Оливье Басселену и Ле-Гу. Это были одноголосные песни локального нормандского содержания. В XVI веке они получили распространение и за пределами Нормандии. В XVI веке в Париже развиваются voix de ville (3), строфические песни преимущественно любовного содержания.

Следующий вид произведений, который я хотел рассмотреть-это музыкальные произведения. Что они из себя представляют? Музыкальные произведения- всякая музыкальная пьеса, в том числе, народная песня или инструментальная импровизация. Также музыкальное произведение есть категория музыкальной эстетики, обозначающая ограниченный историческими и культурными рамками результат композиторской деятельности.

Музыкальным произведениям свойственны внутренняя завершённость и мотивация целого, индивидуализация содержания и формы, за которыми стоит личность автора, детальная фиксация нотной (записи, предполагающая искусство исполнительской интерпретации. Музыкальное произведение как понятие и как способ существования музыки откристаллизовалось сравнительно поздно. И. Г. Гердер и В. Гумбольдт считали законченность не свойственной музыке, определяя сущность последней понятием «деятельность», а не «произведение». За подобным воззрением стояла длительная традиция осознания процессуальности искусства звуков. Адама из Фульды «превосходность» музыкального времени заставила назвать музыку «размышлением о смерти». А. Бонавентура считал, что музыкальный опус может быть «красивым и полезным», (4)но не «законченным». Позднее, когда нотный текст в общественном сознании был отождествлён с результатом композиторской деятельности, появилось представление о завершённости звукового целого.

Для музыкального авангардизма характерен разрыв с традицией музыкальных произведений; оно заменяется «открытой формой», «событием», «акцией». В наши дни музыкальное произведение как индивидуальная целостность зачастую распадается в стереотипном, «конвейерном» производстве опусов, представляющих массовую музыкальную культуру. Практика нумерации опусов известна с 2-й половины 17 века. До конца 18 века опусы использовали издатели для инструментальных произведений одного жанра, обычно по три, шесть или двенадцать штук. Например, Прокофьев назначал новые номера опусов даже к новым редакциям произведений и неоконченным произведениям. Всего бывает очень много музыкальных произведений. А видов всего несколько. Вот эти виды: Песни и Танцы. Разберем их. Начнем с песни - самого любимого многими вида произведения.

Песня является одновременным сочетанием слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения.

Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и другим признакам. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни могут быть с музыкой и без нее. Такой формат называется Акапелла. Поговорим теперь о танцах. Танцы-это ритмичные телодвижения. Танец - самое древнее из искусств. С помощью танцев,древние люди обращались к духам и танцы тогда еще когда они были нужны для самых важных событий .

Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: Будь это рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного и другое (5).

Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.Танцевальные движения представляют собой различные телодвижения руками,телом и ногами . Сочетания этих движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются ритм (относительно быстрое или относительно медленное повторение одних и тех же действий . Танец должен иметь пластику и позы, а также ритмичность и мимику, динамика — «варьирование размаха и напряжённости движений», темп и ритм движения, пространственный рисунок, композиция, костюм и реквизит. Большое значение имеет техника — «степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций».

Все движения в танце определенны заранее. Всего бывают много видов танцев, но рассмотрим некоторые из них: Менуэт. Он произошел от медленного вальса танца провинции Пуату. Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере. С середины XVII века — бальный. С XVII века широко распространился по всей Европе. Саранбада является испанским танцем и исполняется с роялем и струнными инструментами, реже — с духовыми. Известен с XVI века, этимология названия не установлена. Из подвижного и карнавального перешёл, сохранив мелодико-гармоническую формулу, в род торжественного танца-шествия, став неотъемлемой часть сюит.

Благодаря испанским инструменталистам XVI века, раскрывшим в своих сочинениях мелодическое богатство в душе каждого танцора. Также, что я еще хотел рассмотреть и сказать насчет видов танцев – это полонез, вальс и полька. Полонез представляет собой торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев.

Позже были созданы многие разновидности вальса. В основном танцевали на балах. Теперь речь пойдет о польке. Музыкальный размер польки — 2/4. Полька появилась в середине XIX века в Богемии, что находиться в современной Чехии. И последний вид произведений, который мне показался интересным для разбора –это сценарные произведения.

Существуют сценарии, по которым ставятся известные фильмы, спектакли, театральные постановки и многое другое. В зависимости от вида ставящихся произведений различаются и сами сценарии. Кроме всего, независимо от жанра, формы и стилистических особенностей сценарий должен иметь чистую оригинальность и не иметь ошибок.

Сценарий, независимо от того, является ли он оригинальным или созданным в результате чужого произведения, но немного измененные темы. Какова роль сценария в работе над произведением? Процесс этой роли делится на 4 этапа: Сценарий как обязательное условие подготовки произведения, генезис сценарного произведения, виды сценарного решения произведения и, собственно, сам сценарий. Любое произведение начинается и определяется литературной основой. Это предварительный этап творческой обработки жизненного материала, изученного автором.

Так как поиск и соединение разных образов несет многовариантный характер, то письменная фиксация обязательная. Наличие хорошего сценария может привести к плохой постановке, но плохой сценарий никогда не приведет к хорошей постановке.

Следующий этап при создании сценария - это ход развития. Термин, «сценарий» перешел из театра. Поначалу он представлял собой лист бумаги с записью выходов актеров. Позже сценарию стали придавать характер описания будущего произведения. Третий этап создания сценария –виды сценарного решения произведения. Что он под собой подразумевает? Различаются 3 вида данного понятия: Сценарная заявка – это обоснованная идея будущего произведения. Сценарный план – это краткое изложение будущего произведения. Обязательно: заявка, перепитий сюжета и развязки.

Основные требования к плану- элемент драматургии. Над этим можно поэксперементировать, что поможет развить технику и выявить что-нибудь интересное. Еще эту форму удобно будет использовать, когда сюжет изобилует деталями, которые нельзя упускать из вида. Например, можно выписывать вещи, события, характеры героев и т.д. а затем совмещать их. Благодаря фиксации в произведении после его завершения не окажется никаких существенных изменений в следующей части.

Хочу, по этому мнению, сделать небольшой интересный факт из истории России: В словаре Ожегова сценарий толкуется как драматическое произведение с подробным описанием действия и реплик, предназначенное для создания кино- или телефильма, а также краткая сюжетная схема театрального представления, спектакля. В словаре литературных терминов сценарий толкуется как основа сценического представления или фильма в кратком изложении либо детально выписанная драматургическая форма, в которой должны быть повествование, диалоги и продвижение сюжета.

Глава 2. Правоохрана произведений и ее виды

В этой главе хочу поговорить и разобрать правовую охрану вышеупомянутых произведений и ее виды. Хочу начать с правовой охраны литературных произведений. Как она производиться?

Хочу начать свое рассуждение с того, как проходит правовая охрана литературных и драматических произведений через призму охраны авторского права: Из Гражданского Кодекса РФ следует отметить, что Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

Автору произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение, право на имя пользования своим произведением и правом авторства. В случаях, предусмотренных российским законодательством, автору произведения принадлежат другие права: право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования и право доступа к произведениям изобразительного искусства. Автором произведения является человек, творческим трудом которого произведение создано.

Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. С момента создания произведения у автора возникает совокупность личных неимущественных и имущественных прав на созданное произведение. Каждый правообладатель вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы "C" в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования произведения.

Следует проводить различие между такими понятиями, как охрана авторских прав и их защита. Охрана - установление системы правовых норм, которые направлены только на одну задачу - соблюдение прав авторов и правопреемников. В данном случае, защита является совокупностью мер, которые должны восстановить и признать эти права, если они нарушены. Нарушение авторских прав может происходить как в рамках договора, заключенного между автором или иным правообладателем с пользователем произведения, так и в случае так называемого внедоговорного использования произведения, когда при этом отсутствует согласие автора или иного правообладателя на произведения и не уплачивается соответствующее вознаграждение.

Если речь идет о защите авторских прав, то здесь должно подразумеваться защита прав и авторов, и их правопреемников. Имущественные и личные неимущественные права авторов могут нарушаться как при жизни авторов, так и после их смерти. Кроме того, сами исключительные права авторов могут переходить другим лицам. Авторские права от нарушений могут защищаться с помощью норм различных отраслей права. Принятые недавно Федеральным законом поправки предусматривают усиление уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав.

Хочу здесь отметить одну деталь. Дело в том, что авторские права защищаются способами, предусмотренными Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права. Способы защиты авторских прав могут применяться по требованию правообладателей, организаций по управлению правами на коллективной основе, а также иных лиц в случаях, установленных законом. И с этим можно согласиться.

Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение данных прав и тут нет никаких исключений в плане применения мер в отношении нарушителя, которые в свою очередь направленны на защиту этих прав. Для того, чтобы защитить интересы авторов научных, литературных, художественных и других произведений, практическая реализация которых может быть осуществлена третьими лицами без участия автора, и обеспечить охрану содержания этих произведений, необходимо практическую реализацию указанных произведений третьими лицами осуществлять только с разрешения авторов этих произведений и/или с непосредственным участием авторов в осуществлении своих произведений.

Возможность охраны содержания вышеуказанных произведений, выраженная в предоставлении автором разрешения третьим лицам на использование своего произведения, равно как и участие автора в реализации произведения или осуществление им авторского надзора, обеспечивает соблюдение авторских неимущественных и имущественных прав, которые должны быть конкретизированы в договоре между автором и третьими лицами, а также приводит национальное законодательство в соответствие с международными соглашениями, в которых участвует Российская Федерация.

Охрана авторского права не зависит от каких-либо формальностей. Считается, что охрана творческой продукции начинается с момента создания произведения. Однако, во многих странах имеются национальные ведомства по авторскому праву, а законодательство некоторых стран предусматривает возможность регистрации произведений с целью, например, идентификации их названий и установления различий между ними. У владельцев творческой продукции не имеется средств для полной защиты авторских прав в судебном порядке с учетом все более широкого использования прав на литературные и музыкальные произведения, а также прав на исполнения.

В результате, во многих странах появились и находят все более широкое распространение организации или общества по коллективному управлению правами. Эти общества, опирающиеся на значительный опыт в административной и юридической деятельности, способны предоставлять своим членам услуги по оказанию помощи в борьбе с злоумышленниками. ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности. Следует проводить различие между такими понятиями, как охрана авторских прав и их защита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита - это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения.

Авторские права могут нарушиться из-за договора, заключенного между автором или правообладателем на отчуждение права либо лицензионного договора - с лицензиатом - пользователем произведения, так и в случае так называемого внедоговорного использования. При этом следует иметь в виду, что когда речь идет о защите авторских прав, то здесь подразумевается защита прав авторов и их правопреемников. Это обусловлено тем, что исключительные и личные права авторов могут подвергнуться нарушению вне зависимости от состояния автора.

Так, за наиболее серьезные нарушения авторства (например, за плагиат) подразумевается уголовная ответственность. При этом, важно помнить и знать, что нужно уметь понимать понятие плагиата и заимствования. Это два разных понятия. В некоторых странах принимают специальные законы, направленные на защиту авторских прав с помощью норм в связи с применением новых технологий, и даже всемирной сети Интернет.

Достаточно упомянуть принятый в США Закон об авторском праве в цифровом тысячелетии. В случае нарушения, порядок при защите .Авторы и их правопреемники должны обратится в государственные органы, в ведении которых находятся учреждения, использующие произведения.. Однако основным способом защиты нарушенных авторских прав всегда являлся и будет являться применение норм гражданского права. Это все обусловлено тем, что ответственность предусмотрена не за все виды правонарушений, связанные с нарушением авторства.

Дела о признании авторства относятся к делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Суд может установить факт о невозможности рассмотрения дела заявителем в ином порядке документов, удостоверяющих этот факт, либо при невозможности восстановления утраченных документов. Если право было нарушено, то автор должен его защитить путем специальных действий, ссылаясь на Российское законодательство. Нарушение личных неимущественных прав авторов не всегда затрагивает их имущественные нормы, ну или наоборот, может и затронуть имущественных прав. Защита личных неимущественных правомочий автора произведения осуществляется независимо от вины нарушителя.

Если издательство не знало о том, что авторство присвоило себе другое лицо и это издательство должно в любых случаях совершить действия, направленные на восстановление нарушенного права. Требование о защите нарушенных неимущественных прав автора предъявляет сам автор, а после его смерти, этим делом занимаются его наследники. Способы защиты нарушенных личных неимущественных правомочий автора весьма специфичны. Автор также может восстановить свое право.

Однако если искажение было допущено в процессе издания. Автор должен требовать соответствующей публикации о допущенном нарушении в печати или иным способом. При необходимости автор может требовать запрещения выпуска произведения в свет. Восстановление нарушенного права может также включать в себя внесения исправлений в произведение. В случае продолжительных нарушений, автор может потребовать компенсации морального вреда. Личные неимущественные права авторов могут защищать не только сами авторы, но и другие лица.

Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний или в случае отказа, назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий. Нужно знать, что соблюдать меры нарушенного права должны не только авторы, но и другие правообладатели. Если не выплатили вознаграждение, то автор вправе написать требование на возмещение убытков, имеющих форму не полученных доходов. Следует различать несколько возможных случаев нарушения права на вознаграждение. Во-вторых, если произведение неправомерно использовано без согласия автора. Особым образом регулируются охрана и защита прав российских авторов при использовании созданных ими произведений за рубежом. Как уже отмечалось, авторское право имеет территориальный принцип охраны международного соглашения.

Охрана предоставляется в соответствии с нормами национального законодательства. Следовательно, их защита должна осуществляться в соответствии с нормами национального законодательства в судебном порядке. Для защиты права, используются технические средства. В нашей стране нету такого органа, который комплексно занимался бы вопросами защиты авторских прав. Для борьбы с так называемыми "пиратами" созданы такие организации, как Московское бюро Международной федерации фонографической промышленности (МФФП) и Российская ассоциация по борьбе с пиратством. Попытки бороться с контрафактной продукцией делаются не только на федеральном, но и на местном уровне.

Государство должно следить за использованием регистрируемых знаков. Легальное определение контрафактной продукции дано иное использование, а также импорт интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы там ни было компенсации. Следует учитывать, что существуют две разные категории контрафактных экземпляров. изготовлены и существуют законно, но их использование является ограниченным. Ниже приведен перечень договоров на защиту музыкальных и драматических произведений:

1. Издательский договор

2. Постановочный договор с театрально-зрелищными предприятиями

3. Постановочный договор с кинопроизводственным предприятием.

Издательский договор определяет характер отчуждаемого авторского права, в частности, должны быть указаны: тираж первого издания, а если их предусмотрено несколько, то сроки выпуска гонорара и срок издательского договора с требованиями и ограничениями и их соблюдением. Ещё хочу отметить, что издательство может использовать права, но только с письменного согласия автора.

Более целенаправленно отнеслось это дело к театральным предприятиям: «Отчуждение авторского права на постановку и публичное исполнение неизданного драматического, музыкально-драматического, пантонимного и любого другого произведения должно быть целенаправленным. Постановочным договором признается договор, в силу которого автор уступает право на публичное пользование.

Я считаю главным плюсом то, что большую и жирную точку. Она значительно усложнила жизнь кинопроизводственных предприятий. Почему я так считаю? Сейчас обосную свою точку мнения. На данный момент, исключительное право на сценарий стало абсолютным. По данному договору одна сторона является обладателем исключительного права на предоставление другой стороне право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

При отсутствии в договоре условия о размере вознаграждения или порядка его определения, или же при отсутствии в договорах. Договор авторского заказа считается смешанным. Между тем, системное толкование говорит исключительно о том, что права приобретаются по договору отчуждении права или лицензионному договору на использование произведения в составе сложного объекта.

И только при соблюдении условия о приобретении, лицензионный договор, заключаемый с договором авторского заказа. В-шестых, необходимо приобретать отдельно право на аудиовизуальное произведение. Хочу сделать итог своей мысли. Сейчас авторы должны осторожнее относиться к таким договорам. Эти права сам сценарист использовать никаким образом свой сценарий больше не может.

Последующее использование самим сценаристом может считаться нарушением прав приобретателя исключительного права. А Организаторам создания аудиовизуальных произведений нужно особо осторожно относиться к составлению и заключению договоров со сценаристами, в противном случае велика вероятность признания договора недействительным.

Глава 3. Отдельные виды произведений

В этой главе хочу поговорить об отдельных классах. Первое, о чем я хотел поговорить- это аудиовизуальные и художественные произведения. В соответствии с нормами гражданского законодательства, распространяется правовая охрана, в рамках авторского права.

Аудиовизуальное произведение предназначено для просмотра и прослушивания и воспроизводиться с помощью технических устройств. К ним относятся произведения кинематографа (например, фильмы). Авторами являются режиссер, постановщик, автор сценария, композитор.

В связи с этим, оно является нетрадиционным объектом авторского права, из чего исходят и особенности его правовой охраны. Композитор, который написал музыку с текстом или без него для определенного аудиовизуального произведения, может получить вознаграждение за каждый факт исполнения такого произведения или его части. Нету сейчас такого закона, регулирующего нормы интеллектуальной собственности на этот самый вид объектов и к этим произведениям и применяются правовые нормы и положения закона о произведениях и исключительных правах.

Тем не менее, они относятся к сложным объектам. В соответствие с этим, статьей 1240 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что исключительное право на сложный объект имеет то лицо, которое заключило договор исключительного права Поскольку, как уже упоминалось выше, и автор сценария, и режиссер, и создатель графических объектов сложного произведения имеет на него исключительное право на основании своего авторства, они имеют право отчуждать и передавать конкретному лицу. Автор сохраняет за собой право авторства и все личные неимущественные права, связанные с этим созданным объектом.

Существуют особенности отчуждения исключительных прав на аудиовизуальное произведение. Данное лицо впоследствии приобретает по договорам об отчуждении исключительных прав. Всё это должно обговариваться сторонами перед созданием шедевра, будь то фильм, или иное мультимедийное произведение всей территории его распространения, и касается объекта, входящего в состав сложного мультимедиа или киноленты. Законом охраняются и личные неимущественные права автора или части сложного объекта.

Автор может внести изменения в его авторстве, или в процессе транслирования, другим способом публичного обнародования, данных о том, что он является автором объекта. В соответствии со статьями 1250-1252 Гражданского кодекса РФ, интеллектуальные, неимущественные и исключительные права подлежат защите и правовой охране.

К мерам защиты относятся: Возможность обращения в суд для пресечения и недопущения нарушения прав интеллектуальной собственности; признание авторства, признание исключительного права; Восстановление правового положения лица, пострадавшего от правонарушения и посягательства на его имущественные личные неимущественные права как автора произведения, или правообладателя, компенсация ущерба (прямого и непрямого). Также в случае рассмотрении дел о нарушении исключительных прав на аудиовизуальное произведение, могут изыматься образцы нарушителей и различные материальные копии.

Суд может публиковать решения, где имеются наличие доказательств, что установлен настоящий правообладатель аудиовизуального произведения. Теперь поговорим о художественных произведениях. Это раздел пластических искусств, объединяющий живопись скульптуру, графику и монументальное искусство («окончательную образную завершенность» приобретают «в соответствующем ансамбле архитектурном или природном»: скульптурные монументы, памятники историческим событиям и лицам, мозаики, иконы, панно, фрески), декоративное искусство, фотоискусство. Произведения изобразительного искусства отражают замысел художника в наглядных, зрительно воспринимаемых для произведения автора (передача объема, цвета, фактуры, протяженности пространства, световоздушной среды, но и выражение его духовной и социальной сущности.

Они составляют большую основу для изобразительного искусства - художественные формы: гармония, пропорции, ритм, композиция и др. Gо мнению И.Н. Лисаковского, «обеспечивают эмоционально-эстетическую выразительность образа через посредство конкретно-жизненной фактурности, наглядности, узнаваемости..., как в живописи, скульптуре или кино». Можно сделать вывод о том, что под произведением какого-либо определённого вида изобразительных искусств нужно понимать именно продукт художественного творчества и труда, в более красочных и ярких тонах для одного, и мрачностью и грустным настроением у другого художника.

Важно понимать, что воображение и другие отличительные признаки художника являются опорой отличительного признака произведения изобразительного искусства, можно назвать особый способ отражения замысла художника в красивых, красочных, зрительно воспринимаемых образах на плоскости и в пространстве.

Говоря об изобразительном искусстве, как о целом понятии, то здесь нужно понять, что здесь важна специфика объектов их художественного ремесла одних групп от других групп объектов авторского права и права интеллектуальной собственности в целом. Так, в частности, изобразительное искусство имеет лишь одну особенность особенностью на созданное им произведение, как вещь, художник, скульптор и т.д.

Может еще им распоряжаться, как тот же собственник, например. Отсюда нужно понимать, что переход права влечет за собою перехода к новому собственнику отдельных, вытекающих из авторского права и правомочий, если иное не установлено договором». Эта позиция критиковалась Б.С. Аитимоновым, Е.А. Флейшиц, с рядом положений, с которыми нельзя не согласиться. Это не является его отличительной чертой, и поэтому относится и к любому изложенному в письменной форме литературному, научному произведению. Например, картина не только выражена в вещи, она является самой ценной и великой вещью для творца и гения искусства индивидуально-определенной, причем всегда уникальной, так как копия этой вещи полностью противоречит оригиналу. Данная копия, с согласия автора, станет новой и значимой точкой авторского права автора копии. Повторение приводит к значительным чертам авторского права.

Так научное или литературное произведение, изложенное в рукописи, с которой снято абсолютно любое количество копий, является единственным объектом одного авторского права искусства. автора произведения. Неправильно и то утверждение, что во всех случаях и может, как собственник им распоряжаться. Не является особенностью тот факт, что переход права собственности создает для этого лица ряд авторских правомочий; это положение распространяется и на права автора литературного произведения.

Итак, из всего этого стоит сделать вывод о том, что я описал в своем рассуждении позволяет установить, в чем отличия произведений изобразительного искусства от других произведений и в чем сходства с ним. Промышленные образцы являются объектом патентного права.

В нем есть единство его технических и эстетических качеств. Другими словами, произведение архитектуры объективно существует в форме двухмерного изображения или в трехмерной объемнопространственной форме. художественное решению Сравнивая признаки рассматриваемых объектов (произведения изобразительного искусства и промышленного образца), можно отметить существенные их различия. Произведениям изобразительного искусства свойственна уникальность, которой промышленные образцы не обладают. Так, промышленный образец есть внешний вид изделия, неразрывно связанный с утилитарным его назначением, что для произведения искусства не обязательно. И форма выполнения этих объектов различна для права, а также иных объектов патентного права. Они создаются в одном или нескольких экземплярах, полноценное воспроизведение их в большинстве случаев невозможно, так как ведет к утрате ценностных черт произведения.

Но в то же время при воспроизведении этих объектов произведение приобретает новые черты, которые позволяют считать копии самостоятельными произведениями. Таким образом, важной особенностью произведений изобразительного искусства является их неразрывная связь с материальными носителями, в которых они воплощены. Эти носители существуют в большинстве случаев в единичном экземпляре, а потому сейчас, это очень важно. архитектуры в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания принадлежат его автору.

К «юридически значимым» (охраняемым) элементам данного определения относят «образы и язык произведения», важные для произведений изобразительных искусств. Я считаю, что художественный образ - это самая настоящая для искусства форма отражения действительности, а также выражения мысли и чувств художника. Данный образ возникает в воображении художника, воплощается в создаваемом им творении в определенной форме и нужно для воссоздания воображением лица, которое воспринимает искусство.

В авторском праве образы названы внутренней формой произведения. Являясь важным результатом творческой деятельности, которое отражает всяческую индивидуальность творца и она должна охраняться нормами авторского права. В нормах авторского права предлагается уникальная возможность заимствования образа творения для придумывания новых идей при условии создания важной формы. Из этого можно понять, что Российский законодатель имеет требование обязательного согласия автора первородного произведения и обязательного указания источника заимствования.

Внешней формой произведения является его язык, то есть, важные для автора приемы создания художественных образов. Это совокупность использованных автором изобразительно выразительных средств, заимствование которых невозможно, допустимо цитирование с указанием на источник. В итоге, я понял несколько вещей: , Авторским правом должны подлежать правовой охране те произведения изобразительных искусств, обладающими абсолютно всеми признаками произведений искусства. Если результат проделанной работы - технический, он не будет охраняться нормами авторского права. Во - вторых, согласно п. 5 ст. 1259 ч. 4 ГК РФ, авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, открытия, факты. Следовательно, данными нормами АП подвергается защите само творчество. Некоторые из этих результатов являются произведениями, обладающими всеми необходимыми для охраны признаками, но не охраняются авторским правом в силу закона.

В рамках исследования подвергаются интересам две категории этих произведений из выше перечисленных. В первом случае не пользуются правовой охраной произведения, срок охраны которых истек. При этом нужно знать, что истечение срока охраны никак не повлияет на охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения. Во втором случае закон не охраняет шедевры народного творчества.

3.1 Пародия и архитектура как произведения авторского права

Особенно сильно хотел затронуть тему пародий и архитектуры. Для начала, хочу рассказать, что из себя представляет пародия. Пародия, в свою очередь, представляет собой искусство, целью которого является насмешка над основными произведениями, в области литературы, музыки и так далее. Они могут создаваться в самых разнообразных жанрах и направлениях культуры.

Это я рассказал о пародии в прямом смысле. Что касается пародии в переносном смысле, то здесь оно является бездарным подражанием. Теперь поговорим об истории пародии. Зародилось данное творение ещё в эпоху Античности.

Первым творением стало Батрахомиомахия, или же в нашем переводе "Война мышей и лягушек". Всего бывает четыре вида пародий: Кинопародии, Песневые пародии, сайты-пародии и литературные пародии. А теперь, разберемся с пародией в области авторского права.

В соответствии с Российским законодательством, создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Несмотря на то, что с момента появления этой нормы прошло почти 9 лет, беглого взгляда достаточно, чтобы определить следующие: как судебной практике, так и доктрине недостаёт единства подходов к данному понятию и всяческой определённости и относительно степени её самостоятельности; соотношения прав создателя пародии или карикатуры и права на защиту чести, достоинства и деловой репутации автора оригинального произведения. И последнее, но самое важное: доктрине не хватает чётких и практически применимых критериев допустимости пародии или карикатуры. Рассмотрим данные вопросы с точки зрения российской и зарубежной теории и практики.

Из приведённых дефиниций практика и доктрина выводят признаки пародии. В частности: комический характер и узнаваемость воспринимающим лицом. Хочу отметить, что эти признаки очень спорны. Определение комического характера произведения возложено на суд, решение которого может разойтись как с восприятием публикой, так и с замыслом автора. Так, в США было признано, что комментарий, не несущий критического содержания ни по смыслу, ни по стилю, не является пародией.

Второй признак также нуждается в уточнении. Вполне возможна ситуация, когда лицо не поймёт, что перед ним пародия. Некоторые авторы заявляют, что данные случаи следует рассматривать как незаконное использование оригинального произведения. Считаем такую точку зрения неверной, ведь в противном случае авторы получили бы инструмент блокирования пародий — достаточно было бы представить в судебное заседание показания незнакомого с оригинальным произведением лица, которое, конечно, не могло бы опознать пародию. Более верным представляется утверждение, что пародия не перестаёт быть таковой, даже если не все в состоянии её понять.

По вопросу о том, является ли пародия самостоятельным или производным объектом, до сих продолжаются споры. Одни авторы считают, что создание пародии — создание нового, независимого произведения, а вовсе не переработка. Но если пародия независима от пародируемого произведения, то чем обусловлено предусмотренное законом изъятие из правовой охраны объектов авторского права, которое позволяет без разрешения и вознаграждения автора создавать пародии? Вероятно, что именно производный характер пародии требует указанного изъятия.

Стоит отметить, что общество высказывает противоположную точку зрения, ссылаясь на то, что пародия или карикатура обычно являются переработкой оригинального произведения. Вопросы, связанные с комическим характером, а также со степенью самостоятельности пародируемого произведения, тесно примыкают к проблеме соотношения авторских прав на пародию с правом на защиту чести, достоинства и деловой репутации автора.

Для преодоления дисбаланса интересов автора оригинала и автора пародии, нужно чётко и более точно определить рамки, придерживаясь которых, пародист не оскорбит автора, а также установить, что пародия — это все-таки самостоятельное произведение, которое требует творческого вклада пародиста. Существуют и подобные рамки: Например, если произведение не может достичь комического эффекта даже гипотетически, а носит характер обиды или издёвки, оно не может быть признано пародией. Сложность применения критерия в такой формулировке состоит в том, что одной из форм комического является сатира; установление же различия между злой насмешкой и обидой или издёвкой, представляется весьма затруднительным.

Нельзя не обратить внимание на судебную практику по данному вопросу. В частности, определением от 21 апреля 2015 г. № 4г/4-3894 Мосгорсуд отказал исполнителю в защите права на его изображение, поскольку использовалось не оригинальное изображение, что требовало бы согласия исполнителя, а пародия на его собирательный образ, включающий в том числе и манеру исполнения. Кроме того, суд пришёл к выводу, что этот самый пародийный характер произведения лишь исключает ответственность за причинённый чести, достоинству и деловой репутации вред.

Аналогичная позиция была занята Мосгорсудом в определении от 27 апреля 2015 г. № 4г/4-4420.Для того чтобы более полно ответить на вопрос, какое именно произведение может считаться пародией, требуется учитывать интересы сразу трёх сторон: автора оригинального произведения, автора пародии и общества, заинтересованного в творческом развитии идей.

Специалисты Исследовательского центра частного права отмечают, что «появление п. 3 ст. 1274 ГК РФ обусловлено намерением защитить интересы общества в целом и права авторов пародий и карикатур, произведения которых могут вызвать чувство обиды у авторов, чьи творения стали предметом подражания». Кроме того, именно в силу указанной специфики, по общему правилу, требуется, чтобы пародия была направлена на «комическое подражание первоисточнику и его пересмеивание».

При воплощении пародии в сложном произведении комической и критической оценке подвергается одно произведение (непосредственный объект пародии), другие же произведения могут являться второстепенными элементами, косвенной целью. В этой связи он предлагает расширить круг произведений, которые могут быть использованы при создании пародии без согласия их авторов. Иными словами, предлагается допускать использование в неизменном виде музыки оригинала при создании пародийного аудиовизуального произведения без согласия композитора или иного обладателя прав на музыку и без выплаты ему вознаграждения.

Прямо противоположный подход закреплён в Законе об авторском праве и смежных правах ФРГ: запрещается свободное использование музыкального произведения в другом произведении, если музыка оригинала и пародии совпадают. Существует ещё одна, уже упоминавшаяся ранее проблема, а точнее вопрос: А каким образом избежать недобросовестных действий авторов пародий? Изменение какого элемента или какой по объёму части произведения в этом понимании, следует считать достаточным, чтобы возникли основания для подобного случая свободного использования?

Для себя же, хочу отметить, что автор должен соблюдать «определённые границы, ибо под видом пародии может возникнуть несомненная угроза плагиата». В связи с этим возникает необходимость в выработке определённых критериев. Для этого, выделяются следующие параметры: произведение должно быть лишь в основе пародии, но не должно использоваться целиком или в значительной части, строго целевое использование, свободное использование не должно наносить ущерба нормальному использованию произведения и необоснованным образом ущемлять законные интересы автора. Если без потери ассоциативной связи с оригиналом и без ущерба содержанию, часть оригинала может быть полностью исключена из пародии целиком или частично, то напрашивается вывод о том, что допустимый объем заимствования превышен и имело место нарушение авторских прав на оригинальное произведение.

В заключение подчеркну, что вопросы не представляются неразрешимыми. Как я уже говорил ранее, отсутствие нормативного определения пародии компенсируется филологическими и литературоведческими изысканиями в этой области, коими юристам следует руководствоваться. Понимание производности пародии требует лишь разумного толкования. Соотношение права на создание и использование пародий и карикатур и права на защиту чести, достоинства и деловой репутации, равно как и критерии допустимости пародии или карикатуры остаются прерогативой судов.

Из изложенного следует сделать вывод, что при решении этих вопросов судам надлежит исходить из телеологии существенных признаков пародии и общих для гражданского права и принципов добросовестности и запрета злоупотребления правом.

Теперь, перейдем к теме архитектуры как объекта авторского права. Ну, само понятие Архитектура подразумевает строительство, проектирования всяческих зданий и сооружений. Оно очень важно для жизни и деятельности человечества. Архитектурные работы часто принимают за произведения искусства, как культурное наследие или политический символ. Архитектура есть различные свойства объектов, такие как функционал, эстетика техника. Специфика архитектурной деятельности состоит в том, что эти идеи и решения архитектора не сразу воплощаются в зданиях и сооружениях, а вначале объективируются (материализуются) в проекте.

Произведение архитектуры, именуемое архитектурным проектом, есть результат творческой самореализации личности в архитектурном искусстве, представляющий собой воплощенную в объектах материального мира оригинальную совокупность графических и текстовых знаков и символов, а также условных объемно-пространственных структур, которые отображают композиционное построение архитектурного объекта, художественное оформление его внешнего и внутреннего облика. С точкой зрения Х. А. Пизуке можно согласиться. Действительно, творческий характер имеет только та часть проекта, которую он называет архитектурной частью. «Практическая» его часть имеет техническое содержание и не требует при создании творческого подхода.

Эту точку зрения с некоторыми изменениями, продиктованными действующим законодательством, следует поддержать. А вот с определением понятия архитектурного проекта как объекта авторского права, данным А. А. Заславским, можно согласиться только с точки зрения теории архитектуры, но не как науки и практики авторского права. Определение не конкретизирует четко, что же является объектом авторского права: весь архитектурный проект или его часть. К тому же не понятно, что представляет собой архитектурный проект с правовой точки зрения.

Действующее законодательство по-разному определяет понятие архитектурного проекта. Статья 2 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» называет архитектурным проектом архитектурную часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащую архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные и иные требования к объекту в объеме, который необходим для разработки документации для строительства объектов и в проектировании необходимо участие самого архитектора. перечисляет разделы, из которых состоит проект на строительство. Это — общая пояснительная записка; генеральный план и транспорт; технологические решения; организация и условия труда работников; архитектурно-строительные решения; инженерное оборудование, сети и системы; организация строительства; охрана окружающей среды; инженерно-технические мероприятия гражданской обороны; сметная документация; эффективность инвестиций. Раздел «Архитектурно-строительные решения» в соответствии оно не является частью архитектурного проекта или архитектурного решения.

Задание на проектирование представляет собой всего лишь приложение к проекту и не имеет отношения к архитектурному проекту или архитектурному решению как объекту авторского права. Конечно, выдаваемое заказчиком задание на проектирование способно оказать существенное влияние на творческий процесс создания строительного проекта.

Заказчик исходя из экономических и иных интересов может установить достаточно узкие рамки для творческой деятельности архитектора. Но, даже если он выйдет за рамки задания на проектирование и заказчик откажется принять такой архитектурный проект, ничто не помешает признать этот проект объектом авторского права. Очевидно, что на основании одного и того же технического задания разные авторы своим творческим трудом создадут разные архитектурные произведения. Таким образом, техническое задание следует отнести к технической части проекта или его решения и не признавать его частью объекта авторского права.

Понятно, что абсолютно разные определение и наименование в действующем законодательстве одного и того же объекта авторского права — архитектурный проект по — не способствуют единообразному толкованию и применению норм права. В связи с этим, наверное, было бы целесообразно внести надлежащие изменения в законодательство, . Более логично и точно выделяются разделы в проекте на строительство, обосновывает содержание этих разделов и выделяет из всего содержания проекта именно творческую его часть.

Поэтому было бы правильнее обозначить один из объектов авторского права на произведение архитектуры как это самое решение. Тем более что определение понятия «архитектурное решение» уже дано Существует мнение, что документация для строительства, разработанная на основе данного проекта, является результатом реализации этого проекта и именно поэтому должна охраняться авторским правом. . Рабочий проект является сокращенным по объему и составу проектом на строительство, и в состав рабочего проекта включается рабочая документация. Какие разделы проекта на строительство исключены из рабочего проекта не указано. Представляется, что исключены следующие разделы — общая пояснительная записка, охрана окружающей среды, мероприятия по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций, сметная документация, эффективность инвестиций.

Несомненно, что в рабочем проекте оставлены такие разделы, как архитектурно-строительные решения, технологические решения, решения по инженерному оборудованию. Таким образом, составляющей частью рабочего проекта являются и архитектурные решения. Назначение рабочего проекта — способствовать практической реализации на строительство. Поэтому, понятие «документация для строительства разработана на основе этого самого строения. Архитектурная деятельность представляет собой сложный конгломерат многочисленных процессов, включающих в себя создание архитектурного проекта, разработку проектной и рабочей документации, конечной целью которых является создание архитектурного объекта в виде зданий, сооружений и т.п.

При этом некоторые объекты, созданные в процессе архитектурной деятельности, подлежат особой правовой защите нормами об авторском праве.В области архитектурной деятельности к объектам можно отнести: здания, сооружения, садово-парковые комплексы, интерьеры, архитектурные проекты; чертежи; изображения; макеты; карты. При этом они в любом случае должны носить потенциальный творческий характер и быть выраженными в объективном формате.

Отдельные идеи, концепции, архитектурные замыслы и решения, не воплощенные на материальном носителе, не подлежат правовой защите. Также важно отметить, что проектная документация на строительство сама по себе не является объектом авторского права. Правовой охране авторским правом будет подлежать только ее часть в виде архитектурного проекта как воплощение творческого замысла автора. Следует помнить, что все авторские права делятся на имущественные и на личные неимущественные права. Среди имущественных авторских прав выделяют использование произведения путем публичного показа, демонстрации и другими способами.

Они могут быть как переданы третьим лицам во временное пользование по модели лицензионного договора, так и отчуждены навсегда. На практике чаще всего заключаются смешанные договоры, которые сочетают в себе элементы договора подряда на выполнение проектно-изыскательских работ, а также лицензионного договора либо договора об отчуждении.

Особенно важно при заключении подобного рода договоров прямо предусмотреть, отчуждаются ли исключительные права раз и навсегда третьему лицу или просто передаются в пользование на определенное время. В случае, если исключительные права передаются в пользование без намерения отчуждения и целесообразное предусмотрение в договоре срок и способы данного использования.

Имеет смысл также детально урегулировать вопросы о том, разрешает ли автор впоследствии вносить изменения в архитектурный проект, а также созданный на основании него архитектурный объект. В отличие от них, личные неимущественные авторские права являются неотчуждаемыми и принадлежат только тому автору произведения, чьим непосредственно творческим трудом оно было создано.

Среди таких прав можно назвать право признаваться автором произведения , право на использование, давать доступ к использованию произведения под собственным именем (право автора на имя), право на неприкосновенность произведения, право авторского контроля и надзора. Как имущественные, так и неимущественные авторские права не зависят от права собственности на материальный носитель, в котором выражено соответствующие произведение. Это означает, что, по общему правилу, передача кому-либо экземпляра архитектурного проекта не влечет за собой автоматического перехода к приобретателю прав на само произведение.

Обладатель имеет полное право требовать от всех третьих лиц воздерживаться от внесения каких-либо изменений или дополнений в его произведение, реализуя при этом право на неприкосновенность произведения. Так, согласно статье 20 закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» изменение архитектурного проекта при разработке документации для строительства или при строительстве архитектурного объекта производится исключительно с согласия автора архитектурного проекта.

Проблема защиты прав автора на неприкосновенность произведения стоит в ситуациях, когда в процессе проектирования объектов строительства или разработки рабочей документации по тем или иным причинам принимается решение изменить или доработать уже имеющийся архитектурный проект, но уже без привлечения автора.

В таких ситуациях необходимо иметь в виду, что творческие концепции архитекторов, воплощенные в макетах, проектах, изображениях или чертежах, также относятся к объектам авторских прав и подлежат защите. Таким образом, внесение изменений в проекты, чертежи и макеты, их воспроизведение допустимо только в случае, если автор прямо выразил свое согласие.

Даже на стадии строительства объекта и сдачи его в эксплуатацию автор макетов, чертежей и проектов имеет право на защиту своих произведений от изменений. При этом использование в процессе строительства иных строительных материалов и техники, нежели те, которые были предусмотрены автором проекта, если это не отразится на внешнем облике архитектурного объекта, не будет являться нарушением прав архитектора.

Осуществление реконструкции, перепланировки или перестройки готовых зданий, которые изменяют задумку автора. Оно допускается, если иное не предусмотрено в договоре, только с согласия автора архитектурного проекта. В противном случае будет иметь место нарушение авторских прав на неприкосновенность произведения, что позволит автору заявить требование о приведении архитектурного объекта в первоначальный вид либо выплаты компенсации за нарушение права.

Если же собственник здания или иного архитектурного объекта выразит желание полностью его уничтожить, то автор уже не сможет этому воспрепятствовать, так как за собственником закреплена обязанность распоряжаться им как материальным носителем произведения любыми способами. Это объясняется тем, что существование авторских прав не зависит от материального носителя, в котором они выражены, в связи с чем уничтожение здания не влечет за собой уничтожение самого объекта авторского права.

Помимо авторской неприкосновенности на произведения, которое является неотчуждаемым, существует также исключительное право на переработку произведения. Оно может быть беспрепятственно передано по договору. В случае предоставления права на переработку третьему лицу, оно может без получения соотвествующего письменного согласия правообладателя на создание новых произведений.

Заключение

Анализ и исследование моей работы привели к нескольким выводам: Первое и самое важное. Результатом исторического развития авторского права стала индивидуализация защиты, регулирование прав каждого отдельного субъекта права в лице автора, гильдии и т.д., либо регулирование конкретного объекта собственности.

Результат становления авторского права в России свидетельствует о значительном своеобразии истории нашей страны, сравнивая развитие авторского права в зарубежных странах. Российская история авторского права берет свой отсчет от первой половины XIX в. Причины такого позднего появления авторского права объективны и связаны с особенностями общественно-политического устройства России и своеобразием ее исторического развития. Происшедшая в 90-е годы ХХ в. реформа экономических отношений в России и формирование рыночных основ экономики выявили необходимость создания новой системы интеллектуальной собственности, определяющей права авторов результатов интеллектуального труда, охрану этих прав и стимулирование интеллектуальной деятельности в рыночных условиях хозяйствования.

Остро встала необходимость кодификации сферы интеллектуальной собственности, основанной на общих принципах. Действующее законодательство не устанавливает легального понятия произведения. Законодательство устанавливает критерии для признания в качестве такового. Объективная форма выражения произведения зачастую предполагает и возможность воспроизведения произведения(8).

Законодатель говорит об охране произведения в целом, независимо от формы и способа его выражения. При всём этом объективную форму выражения произведения следует отличать от формы произведения как литературного термина. Гении в области литературы различают внешнюю и внутреннюю форму содержания.

При этом признано, что охраной авторского права пользуется образы, язык произведения, иногда последовательность изложения. Художественным образом признается, в частности, специфическое для искусства отражение действительности, выражение мыслей и чувств автора.

Образ рождается в воображении творца, воплощается в создаваемом им произведении и воссоздается воображением воспринимающего искусство зрителя, читателя, слушателя. Созданные образы составляют внутреннюю форму произведения. Внешнюю форму произведения составляет его язык, свойственные автору средства и приемы создания образов, совокупность использованных им средств. Созданные образы составляют внутреннюю форму произведения.

Внешнюю форму произведения, также охраняемую законом как элемент объекта авторских прав, составляет его язык, т.е. свойственные автору средства и приемы создания образов, совокупность использованных им изобразительно-выразительных средств. Содержание произведения юридически безразлично. Одинаковые элементы содержания - тема, идея, сюжет и т.п. повторяются в разных произведениях, появляются у разных авторов, следовательно, их нельзя считать уникальными, оригинальными. По этой же причине авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы и многое другое.

Авторским правом охраняются абсолютно любые произведения независимо от уровня духовного творчества, имени автора. Не должно приниматься во внимание, в какой области человеческой деятельности может быть использовано произведение, насколько эта область является актуальной и стоит ли вообще на это затрачивать усилия. Неважно, может ли произведение соответствовать своему назначению либо вообще не иметь никакого реального назначения. Не должно допускаться игнорирование прав автора на произведения утилитарного назначения, представляющие собой предметы обихода или архитектурные решения. Проведенный анализ позволил говорить о следующих проблемах правоприменительного характера в отношении охраны произведений как объектов авторских прав.

Своего решения требуют следующие проблемы правоприменительного характера, а также проблемы законодательства. Сейчас судебная практика также не дает ответов на вопрос: А следует ли вообще понимать под творчеством и творческой деятельностью. Не было раскрыто содержание понятия творчества, как не было сформулировано и признаков, на основании которых можно было бы это творчество определить. А потому до сих пор при наличии спора о предоставлении произведению авторской охраны, суды вынуждены прибегать к помощи юристов – экспертов в сфере интеллектуальной собственности.

Требуют своего ответа следующие вопросы: Является ли спорный объект произведением и, как следствие, подлежит ли он охране авторским правом? Какими признаками должен обладать результат интеллектуальной деятельности, чтобы его можно было отнести к произведению, и более того, к произведению, подлежащему охране авторским правом? Какие признаки могут идентифицировать произведение и его автора? Похоже, что на эти вопросы ответа мы получим еще не скоро.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1.Гражданский Кодекс РФ.Гл. 4

Литература

1. Jesse, Russell Авторское право / Jesse Russell. - М.: VSD, 2017. - 522 c.

2. Авторское право и плагиат. - М.: Комильфо, 2017. - 570 c.

3. Авторское право. Библиотеки, издательства и потребители информации в XXI веке. - М.: Российская национальная библиотека, 2016. - 148 c.

4. Арнольд, П. Луцкер Авторское право в цифровых технологиях и СМИ: моногр. / Арнольд П. Луцкер. - М.: КУДИЦ-Образ, 2017. - 416 c.

5. Баймуратов, М. А. Авторское право на литературные и художественные произведения. Компаративное исследование / М.А. Баймуратов, М.И. Стреля. - М.: ТрансЛит, 2016. - 238 c.

6. Бирюков, А. А. Авторское право в схемах. Учебное пособие / А.А. Бирюков. - М.: Проспект, 2016. - 598 c.

7. Близнец, И. А. Авторское право и смежные права / И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев. - М.: Проспект, 2017. - 416 c.

8. Близнец, И. А. Авторское право и смежные права. Учебник / И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев. - Москва: Машиностроение, 2016. - 416 c.

9. Займовский, С.Г. Авторское право / С.Г. Займовский. - М.: ЁЁ Медиа, 2016. - 666 c.

10. Земскова, С.И. Авторское право / С.И. Земскова. - М.: СТЭНСИ, 2017. - 264 c.

11. Иванов, Н. В. Авторские и смежные права в музыке / Н.В. Иванов. - М.: Проспект, 2016. - 933 c.

12. Иванов, Н. В. Авторские и смежные права в музыке. Учебно-практическое пособие / Н.В. Иванов. - М.: Проспект, 2016. - 176 c.

13. Иванов, Н. В. Авторские и смежные права в музыке. Учебно-практическое пособие / Н.В. Иванов. - Москва: СИНТЕГ, 2016. - 176 c.

14. Карелина, М.М. Авторское право XXI век / М.М. Карелина. - М.: ГОУ ВПО "Российская академия правосудия", 2016. - 684 c.