Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Правовое государство: понятие и принципы (Возникновение и развитие идеи правового государства)

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования: политико-правовые исследования правового государства имеют очень давние и очень богатые традиции. Проблема развития правового государства и гражданского общества все еще считается нерешенной в современной, политической и правовой науках, хотя время всего изучения правового государства насчитывает уже более сотен лет. Неполное изучение сказывается в том, что существуют еще миллионы другихпроблем, которые непосредственно также нерешены.

Идея создания правового государства формировалось большое количество времени философами, политиками, мыслителями. Эти термины широко распространены по всему миру. Они используются в законодательствах, доктринах не первый десяток лет.

Цель курсовой работы - анализ и обобщение идей становления и развития правового государства на разных этапах своего развития.

Задачи, которые раскрыты в курсовой работе:

-Раскрытие понятия, принципов правового государства

-Правовое государство в современном российском обществе

-Рассмотрение вопросов о правовом государстве и обществе, выяснение проблематики, ее решение и выяснение перспектив на будущее.

Объект исследования – правовое государство.

Методологической основой исследования являются: диалектический, логический, системный, формально–юридический, исторический и другие методы научного познания.

Глава I. Возникновение и развитие идеи правового государства

1.1 О правовом государстве

Правовое государство- это государство, где все люди имeют рaвные правa, где создаются равные условия для каждого человека и гражданина.

Также правовое государство - это государство, в котором государственная власть подчинена (праву). Правовое государство ограждает человека от злоупотребления со стороны власть имущих.

Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства. Представление о правовом государстве появляется почти с самого появления человеческой цивилизации. Ранее существовавшие мыслители, философы, ученые и т.д. выражали свое мнение о правовом государстве, помогая развить его понятие.

1.2. Возникновение правового государства

В период античной истории, когда велись поиски справедливого, рационального, разумного объяснения, что такое правовое государство, основным поисковиком этого ответа являлись:

Платон «Законы», «Государство» и «Политик»; Аристотель — «Политика», «Этика», а также Цицерон, Полибий и Гераклит, в рассуждениях которых присутствовала идея правления закона, повиновения ему как условие общего порядка.

Яковлев В.Ф. “правовое государство”

Ст.1 п.1 “ Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”.

Античные идеи послужили основой для дальнейшего развития учения о системе демократии, народном университете, естественных правах человека, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д.

В период буржуазных революций концепцию государства разрабатывали представители естественно-правовой теории – Г. Гроций, Б.Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др.

1.3 Развитие идеи правового государства

Развитие правового государства можно разделить на такие пункты:

Античный период;

Эпоха возрождения;

Создание концепции правового государства, которая имеет хронологические рамки с 18 по 20 век включительно;

Современные исследования в области развития теории правового государства, с начала 21 века по сегодняшний день.

Правовое государство развилось от людей, которые его изучали. Каждый раскрывал это понятие все более и более масштабно. Знаменитые античные деятели как Цицерон, Аристотель, Сократ и многие другие рассматривали понятия права и государственной власти во взаимосвязи. Связь этих двух понятий, по мнению обозначенных мыслителей, могла привести к гармоничному функционированию общества. Они полагали, что наиболее разумной и справедливой будет модель отношений, при котором закон будет одинаково обязателен для всех граждан государства и для самого государства.

Крашенинников П.В. Зарождение права. - М.: Статут, 2016.

Исследователи-гуманисты развили идеи мыслителей античности, касающиеся правового государства. Активно развивались идеи прав и свобод личности, прорабатывались вопросы разделения властей, особое внимание уделялось независимости судебной системы. Исследования Б.Спинозы, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегеля и многих других позволили в 19 веке ввести в научный оборот новый термин «правовое государство». Впервые его использовал в своих научных трудах К.Т. Волькнер.

Глава II. Понятие и принципы правового государства

2.1 Понятие правового государства

Правовое государство рассчитано для всех людей, не имея исключений. Оно было создано для того, чтобы людей судили одинаково, например одного человека осуждали за то, что он сделал, а другого в той же ситуации оставили неповинным к закону, это не правильно. Здесь можно сделать вывод, что правовое государство – это государство, деятельность которого подчинена праву и в котором признаются, уважаются и защищаются права и свободы человека и гражданина.

В России, как и в любом другом правовом государстве, обеспечивается правовая осведомленность граждан и других субъектов правовых отношений о действующем законодательстве. Государство проявляет специальную заботу о формировании развитого правосознания.

Не только гражданин, отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами. Личность соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства, а государство несет ответственность за соблюдение прав личности, гарантирует ей достойные условия жизнедеятельности. В основе правового государства лежит стремление оградить человека от государственного террора, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу.

Проблемы теории права и правореализации: Учебник / Отв. ред. Л.Т. Бакулина. - М.: Статут, 2017.

В современном мире проблематика прав человека относится как проблема международного уровня. Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и действовать подобные могут только в одной «связке».

Правовое государство – это демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом. Это государство где государственная власть гарантирует свободу и равенство граждан и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей).

Также из современного понятия демократическое правовое государства определяется как участие народа или отдельно взятого гражданина в осуществлении властных функций, посредством самостоятельного участия в политической жизни государства (участие в выборах, референдумах, проведение демонстраций и митингов).

2.2 Правовое государство в Конституции

Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст. 1 и 7) провозглашает Россию демократическим правовым социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого. Обязательными признаками, отличающими социальное государство от иных, являются конституционное закрепление основных социальных прав человека и гражданина, а также проведение политики, направленной на их обеспечение и защиту. И, как считает Е. Г. Лукьянова, права и свободы человека, их защиту необходимо обеспечить на этапе законодательствования. В противном случае работа иных звеньев механизма защиты и реализации прав и свобод граждан будет неэффективной либо вообще парализованной1 . Таким образом, чтобы обеспечить реализацию права, необходимо законодательно закрепить нормы, которые бы были направлены на его защиту.

Конституционными обязанностями государства в социальной сфере и одновременно основными направлениями социальной политики являются: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление гарантий социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ). В экономической сфере в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1. ст. 8 Конституции РФ), признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2. ст. 8 Конституции РФ), каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (ст. 35 Конституции РФ). В то же время на современном этапе реализация личных и социально-экономических прав человека в Российской Федерации представляет одну из актуальных и сложных проблем.

Гражданин вправе свободно выбирать способ реализации прав, соответствующий его интересам и возможностям, и непосредственно осуществлять принадлежащие ему права, если закон не требует правоприменительной деятельности компетентных органов. Между тем реализация права зависит от многих факторов, и в первую очередь от тех, кто творит право, в связи с этим реализация права в юридической науке определяется неоднозначно: как процесс, результат, воплощение правовых требований в поведении участников общественных отношений, форма правового воздействия, необходимый этап правового регулирования.

В нашем государстве сложилась ситуация, когда права и свободы человека и гражданина нарушаются во всех субъектах РФ. При этом многие подобные нарушения возникают в результате действий (бездействия) органов власти и их должностных лиц в компетенцию которых входит обязанность соблюдения и защиты прав и свобод граждан. Констатируется, что далеко не всегда граждане могут воспользоваться традиционными средствами государственной защиты их прав из-за недоступности отдельных государственных чиновников, материальных затрат на судебную защиту и других обстоятельств. Отмечается тот факт, что сами органы власти не всегда стремятся исправить допущенные ими нарушения прав человека. Зачастую человек оказывается в неравном положении с органами государственной власти в субъекте Федерации и не может восстановить самостоятельно свое нарушенное право.

2.3 Верховенство правового закона

В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его. Также недопустимо "обогащать" закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того, и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.

 Нужно максимально пытаться стремиться к тому, чтобы Конституция занимала одно из первичных мест в правовой системе и имела практичную ценность. Конституция закрепляет основные положения всех сторон государственной и общественной жизни, поэтому для практической реализации ее норм, как правило, необходимы вторичные законодательные акты, детализирующие конституционные установления в такой мере, в какой это необходимо для их претворения в жизнь. Однако в важнейших вопросах и сама Конституция должна быть в достаточной степени конкретной, чтобы выступать в качестве источника норм прямого действия, обязательных для государственных органов, должностных лиц. К числу таким норм, относятся те, которые закрепляют основные права, свободы и обязанности граждан, реальность которых не должна увязываться с наличием или отсутствием специального акта, касающегося механизма реализации указанной группы конституционных норм.

В настоящее время в нашей стране взят курс на формирование правового государства, что, несомненно, обуславливает необходимость повышения роли закона в государственной и общественной жизни страны. Закон, отражая в концентрированном виде социальные интересы, выступает главным регулятором общественных отношений, своего рода гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в правовой системе.

Верховенство права предполагает, прежде всего, наличие законов с правовым содержанием, а также связанность государственной власти с правовыми законами, то есть право правом. Главное в идее правового государства – связанность государства правом. Верховенство права – это в первую очередь верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения регулируются законами.

Превращение права в себе закон путем законодательства придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.

Однако истории известны неплохие по литературному оформлению законы, тексты которых возвещают свободу, равенство и справедливость для того, чтобы замаскировать бесправие, террор, нарушение элементарных прав и свобод человека. Таким ярким примером может служить Конституция СССР 1936 года демократические положения которой носили декларативный характер и являлись формой коммунистической пропаганды в годы массовых репрессий.

Статья 3. Обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства

Морозов Д.Г. “о верховенстве права и правового закона”

Сторонники разлечения права и закона, которые знают законодательство и практику его реализации, справедливо отмечали, что на практике отличить правовой закон от неправового очень трудно: “Для одних групп той или иной закон олицетворяет равенство и справедливость, он правовой - писал Р.З.Лившиц, - а для других групп – нет. Поэтому общего и однозначного критерия отличия правового закона от неправового не существует. Один и тот же закон может правовым и неправовым на равных этапах развития общества. Если право – средство общественного компромисса, то чем больше людей удовлетворены содержанием закона, тем более оснований считать такой закон правовым”.

Но при всем притом глубокая связь закона (в широком понимании этой категории, т.е. как знака всех правовых источников) и права – жесткая юридическая логика. Эта связь остается крайне необходимой, высокозначимой, характеризующей процесс становления, формирования и развития права.

2.4 Права и свободы человека в правовом государстве

Права человека неотчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прирожденных прав – на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности,

свободу совести, мнений, убеждений, автономию в сфере частной жизни и других прав. Современный мир невозможно представить без прав человека, которые основаны на принципах свободы, равенства, справедливости и носят универсальный характер.

Демин А.В. «Мягкое право»: практика применения в контексте российского и международного права. 2018.

Права человека как явление знаковое, всеохватывающее изучаются всей наукой о государстве и праве. И это понятно, так как человек является предметом исследования гуманитарных наук в различных аспектах его сущности и деятельности. Юридическая наука призвана изучать человека в его государственно-правовых связях и опосредованиях. И в этом смысле юристы изучают не просто абстрактные государственные и правовые формы, а явления и процессы, прочно вплетенные в человеческую жизнь, в которых раскрываются свойства индивида, его связи и зависимости и которые составляют суть бытия человека. Все сложнейшие государственно-правовые явления в конечном счете кристаллизуются в правах человека, выступающих основой, центральным звеном государственной и правовой жизни.

Становление и развитие прав человека позволяют раскрыть тип цивилизации, ее этап, поскольку отношения человека и государства – важнейший признак, характеризующий природу той или иной цивилизации, а государство – как правовое или не правовое.

Политико-правовая мысль, возникшая в условиях тех уникальных регионов мира, где зародилась демократия и высокая духовная культура (Афины, Рим), и объявившая человека "мерилом всех вещей",дала толчок европейской цивилизации, основанной на персоноцентристской парадигме: от человека к государству. Наряду с этим в традиционных обществах (древнекитайской, индусской, азиатской цивилизациях) господствовал системоцентристский подход, где государство подчиняло своей воле всех подданных, превратив человека в послушного исполнителя.

Гл. 2 ст. 17 “Права и свободы человека и гражданина”

Лукашева Е.А. “Права человека”

Поэтому права человека возникают и развиваются в различных регионах мира разновременно в соответствии с характером культуры, философии, религии, общественным мировоззрением, моралью, определяющими характер той или иной цивилизации. Универсальный характер они приобретают в развитых странах европейского региона, в которых в XVII–XVIII вв. свершились буржуазные революции под лозунгами свободы, равенства, справедливости. Однако и в таких странах права человека утверждались и утверждаются непросто, поскольку каждый период общественного развития создает свои проблемы и человечеству еще неизвестна ситуация, не требующая усилий для поддержания и защиты прав человека.

Один из самых ярких исследователей человеческих потребностей, Абрахам Маслоу, спроектировал так называемую пирамиду потребностей. В основе ее лежат физиологические потребности (потребность в пище, отдыхе, тепле и т. д.), которые являются врожденными и присущи всем людям. На втором месте находятся потребности в безопасности жизни человека: защита от внешних и внутренних угроз, постоянство условий жизни. При удовлетворении этих двух видов потребностей хотя бы на 60–70% возникают социальные потребности — в дружбе, любви, уважении, совместной деятельности, заботе о других людях. Потребность в самоуважении возникает как желание адекватной оценки собственных усилий со стороны других людей или государства, достижение особого социального статуса. На вершине пирамиды потребностей человека стоит его желание достичь духовного совершенства, реализации своего творческого потенциала, наиболее полного самовыражения как одного их самобытных представителей человеческого рода. При этом, по общему правилу, потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены только после полного или частичного удовлетворения потребностей более низкого уровня. Однако

примеры из жизни могут свидетельствовать и об исключении из этого правила, когда человек, не имеющий возможности удовлетворить свои минимальные жизненные потребности, тем не менее достигает высокого уровня самосовершенствования.

Признавая и обеспечивая права человека, современное демократическое и социальное государство стремится к наиболее полному и эффективному удовлетворению всех потребностей человека. При этом следует учитывать, что на характер и содержание потребностей человека существенное влияние оказывают как внутренние, так и внешние факторы. Например, в настоящее время на первый план выходят информационные потребности человека, его желание иметь коммуникации с другими людьми, в том числе и посредством сети Интернет. Этим обуславливается необходимость в закреплении новых прав человека, которых не было несколько десятилетий назад. Для реализации потребностей человека необходимо создание определенных условий, формирование которых является долгом государства и его структур. Правам человека, определяемым как его возможности осуществить свои потребности различного уровня, корреспондирует обязанность современного государства гарантировать их осуществление. Кроме того, удовлетворение потребностей человека должно быть ограничено дозволенными государством рамками, учитывающими как уровень развития самого государства, так и законопослушное поведение человека, претендующего только на то, на что он имеет право. Ложно понятое понимание собственных потребностей и неуважение к потребностям других людей может привести к преступному поведению индивида.

Сулейменов М. Право как система. - М.: Статут, 2016.

Таким образом, сущностью прав человека является гарантированная государством возможность индивида удовлетворять свои потребности различного уровня в установленных законом рамках. Права человека находятся в области абстрактных возможностей индивида и являются только основой для приобретения им своих субъективных прав. Причем права человека выступают в качестве критерия его собственной свободы как основного способа самореализации в современном мире.

2.5 Принципы правового государства

1. Обеспечение прав и свобод человека

Права человека – это утвердившееся к двадцатому веку в межгосударственном правовом пространстве новое политическое понятие, которое означает принципиальную возможность личности как члена общечеловеческого сообщества пользоваться определенными социальными благами независимо от их конкретного признания каким-то национальным государством. Таковыми, например, являются: право на жизнь, право на имя и индивидуальность, право на равенство перед законом и т.д.

Отношение государства к правам человека и гражданина является главным показателем справедливости государства в современном мире.

Проблема взаимоотношений между государством и человеком - одна из наиважнейших и в понимании сути правового государства. Достаточно сказать, что с момента появления и до сих пор государства «грешат» отрывом от общества, от людей, стремясь, возвысится над ними. Государства стремятся к обеспечению свободы действий своих органов, должностных лиц, что, естественно, ведет к ограничению свободы человека. Человек же, в свою очередь, в своих взаимоотношениях с государством всегда стремиться к большей свободе. Поэтому жизнь человека в значительной мере сводится к борьбе за свободу, а государство при этом зачастую выступает посредником между человеком и его свободой. Отсюда и степень демократичности конкретного режима, в конечном счете, всегда измеряется отношением государства к правам и свободам человека.

Права человека – категория общечеловеческая, она формируется благодаря обобщению различных представлений о том, какими правами человек как субъект общечеловеческих отношений должен непременно обладать. Категория «права человека» формировалась как общечеловеческий критерий для оценки правовой системы конкретных государств. Права человека опираются на общечеловеческие ценности, на достижения более передовых, цивилизованных государств в области их взаимоотношения с личностью. Поэтому права человека- это права людей безотносительно к конкретному государству.

2. Верховенство закона

Верховенство легитимного закона в обществе – важнейший принцип правового государства. Слово верховенство в данном контексте означает, что все юридически значимые действия людей, предприятий, организаций, должностных лиц сверяются с требованиями законов: требование законов превыше всего! В правовом государстве господствуют не лица, а общие правила или правовые нормы: преодолевается страх перед начальником, чиновником, которые правы не всегда, а только тогда, когда повелевают, приказывают сообразно законам.

Чтобы разобраться в проблеме верховенства легитимного закона, необходимо вникнуть в суть самих законов. В частности, какие требования предъявляются в правовом государстве к законам? Ведь не любое государство, в котором законы принимаются и точно исполняются, отвечает требованиям правового государства. Вообще, в мире нет государства, в котором не принимались бы законы и не устанавливались правовые требования, однако, далеко не все отвечают стандартам правового государства. Для того, чтобы правильно понять сущность такого государства, необходимо учитывать, что бывают разные законы. Одни разрабатываются кабинетным способом, принимаются и навязываются обществу. Это происходит тогда, когда государство отрывается от народа, становится над ним и через свои законы диктует условия гражданам. Другие законы выражают волю народа, соответствуют конституции правового государства и являются продолжением заложенных в ней идей и принципов. Такие законы называются легитимными. Против этого названия принципиальных возражений не должно быть. По нашему мнению, законы правового государства следует называть легитимными, а не правовыми, потому что легитимный закон это и есть правовой, то есть справедливый закон. К тому же легитимность закона установить легче, чем принадлежность к правовому закону: она (легитимность) определяется соответствием закона конституции государства, выражением в нем воли интересов государствообразующего народа. Последнее проверяется не только прямым участием народа в обсуждении и принятии закона путем обнародования и всенародного голосования, но и легитимностью законодательной власти. В реальной жизни только проверкой соответствия принятого закона требованиям конституции и правомочия органа, который принял закон, можно определить легитимность закона.

Теория государства и права : учебник / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А.А. Клишаса. – М.: Статут, 2019.

3. Правовое государство как важнейший институт общества

Долгое время в историческом прошлом государство обосновалось и возрождалось над обществом. Были времена, когда государство и общество отождествлялись. Лишь в Новейшее время появились представления о народе как источнике государственной власти и носителе суверенитета. В этих условиях появилось представление о государствоообразующем обществе. С появлением идей правового государства и развитием этих идей во взаимосвязи с представлениями о народе как единственном источнике государственной власти в научной сфере окончательно утвердилось представление о приоритетности общества перед государством, более того, появилось представление о государстве как институте общества.

Думается, в настоящее время правовое государство является важнейшим институтом общества.

4. Разделение властей

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную является основным принципом организации государственной власти в современном демократическом государстве. Концепция разделения властей сформировалась в Европе 18 веке, в период буржуазных революций. В ее основе — идея ограничения абсолютизма, когда вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха. Основоположники теории разделения властей — Джон Локк (1632-1704) и Шарль-Луи Монтескье (1689-1755). Сущность данного принципа Ш. Монтескье выразил в фундаментальном труде «О духе законов» (1748) следующим образом: «Свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга».

Система разделения властей включает:

- четкое разграничение полномочий и предметов ведения между ветвями власти;

- взаимный контроль, систему сдержек и противовесов;

- взаимодействие, координацию деятельности всех ветвей власти.

Каждой ветви власти соответствуют своя система государственных органов, специфические признаки, принципы организации, нормативно-правовая база.

Законодательная власть осуществляется парламентами, региональными и местными представительными органами. Главная задача законодательной власти — сформировать законодательство как систему норм, обладающих высшей юридической силой. Законодательные органы обладают монополией на законотворчество. Кроме того, они устанавливают налоги, утверждают бюджет, контролируют его исполнение.

Депутаты законодательных органов избираются населением на определенный срок. Основными принципами функционирования органов законодательной власти являются:

- коллегиальность деятельности;

- отсутствие соподчиненности законодательных органов всех уровней.

Исполнительная власть осуществляется президентом, правительством, министерствами, иными органами исполнительной власти. В их ведении — исполнение законов, повседневное управление, непосредственная организация жизни общества. Исполнительную деятельность характеризуют:

- организационный характер;

- ориентация на практическую реализацию законодательства;

- непрерывный характер управляющего воздействия во времени и в пространстве.

Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.

Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

5. Принцип политического и идеологического плюрализма

Предполагает наличие неограниченного количества партий и политических движений в обществе, отсутствие единой господствующей, официальной идеологии. При этом допускаются различные идеологии, связанные с определенным мировоззрением. Идеология взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, выражаются основные интересы социальных групп.

В обществе существуют разные группы и классы, и наряду с общими интересами каждая социальная группа имеет свои специфические интересы, что и порождает идеологическое и политическое многообразие. Каждый социальный слой, группа создают организации для выражения и защиты своих интересов и с их помощью пытаются воздействовать на государственные органы для принятия ими решений в свою пользу.

Ореховский А.А. Философия ответственности – М.: Статус, 2015

Политический плюрализм — это определенная форма самоорганизации гражданского общества и средство его воздействия на государство, можно сказать, вид самоорганизации граждан — непременное условие демократии и один из важнейших принципов правового государства (ст. 13 Конституции РФ). Наиболее важен политический плюрализм в период избирательных кампаний. Политические партии и объединения позволяют наиболее оптимально представить срез мнений в обществе, конкуренцию идеологических подходов и мировоззрений по тем или иным жизненно важным вопросам. Именно идеологический плюрализм как многообразие взглядов, идей, в которых выражаются различные интересы социальных групп, движений, позволяет в полной мере представить мнения людей и создать условия для компромиссов.

6. Принцип легитимности государственной власти

Заключается в том, что формирование, полномочия, пределы государственной власти, ее содержание, создание, компетенция, функционирование государственного механизма, всех составляющих его органов предусматриваются и регламентируются правом, основываются на Конституции РФ и ее законах.

Формирование правового государства в России предполагает укрепление механизмов властвования в рамках права, обеспечение легитимности всех институтов государственной власти, что напрямую связано с повышением их действенности, эффективности.

Глава III. Формирование правового государства

3.1 Обеспечение населения государством

(Социальное) Обеспечение граждан – это одно из экономических прав, которое закреплено за каждый человеком.

Под социальным обеспечением следует понимать одну из особых форм распределительных отношений, которая возникает тогда, когда человек начинает ощущать нужду в некоторых материальных и иных ресурсах, но при этом не имеет возможности самостоятельно обеспечить себя ими

Социальное обеспечение граждан можно рассматривать как одну из самых важных государственных систем. А также как одну из форм социального материального обеспечения граждан, которые утратили возможность самостоятельно обеспечить себя.

Такими гражданами являются:

Пенсионеры;

Лица с ограниченными возможностями здоровья;

Семьи, которые потеряли кормильца;

Дети-сироты;

Многодетные семьи;

Нетрудоспособные;

Безработные граждане.

Актуальные проблемы правотворчества: учебное пособие / Н.Н. Черногор, М.В. Залоило. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ», 2018.

3.2 Высокий уровень культуры

В этом случае можно сказать, что речь идет о духовной культуре населения, так и о пoлитической, правовой культуре, как элементах культуры демократии. Помимо общей и профессиональной культуры невозможно воспринять функционирование институтов демократии, нормальную деятельность партий, цивилизованное законодательство, исполнение законов и авторитeтное правосудие.

Главное состоит по сути в том, что без культуры ϲʙᴏбода превращается во вседозволенность, митинги и демонстрации - в погромы и массовые беспорядки, нравственность и религиозные убеждения - в фанатизм и предрассудки, трудовая деятельность - в крепостной труд из-под палки, в отбывание повинности или безделье.

Проблема стадий роста культуры сложна и противоречива. Стоит заметить, что она связана с историческими корнями духовной жизни народов, природными и социальными условиями их существования, этническими особенностями и хозяйственными укладами, нравами и обычаями, психологическими чертами характера, даже с образом мышления. Сравнивать уровни культуры народов очень трудно, поскольку каждый из них имеет ϲʙᴏи достижения и, вероятно, пробелы. При этом именно в разнообразии духовной культуры разных народов и регионов, наций и национальностей, во взаимообогащении культур заключается животворный плюрализм духовного развития человечества.

3.3 Формирование правового государства

Формирующееся на пике современной цивилизации и культуры качественно новое общество характеризуется рядом черт, кᴏᴛᴏᴩые прогнозировались для будущей формации еще марксизмом: огромный рост производительных сил на бaзе достижений НТП, постепeнное обобществление производства, стирание граней между городом и деревней, умственным и физическим трудом, классовых противоречий, социальная защищенность трдящихся, ϲʙᴏбода и справедливость, рaзвитие личности, распределение по труду, личному вкладу в материальное и духовное производство.

В разных регионах планеты такое общество, безусловно, будет иметь ϲʙᴏи отличия не только в области культуры, мировоззрения, духовных начал, темпах исторического роста цивилизации, но и по преобладанию в рамках экономического плюрализма тех или иных форм собственности на средства производства и его продукты. Важно заметить, что однако, при всем этом нельзя не учитывать тенденции, особенно в развитых странах, к национализации производства, науки, техники и технологии, к сближению и взаимообогащению культур, к установлению непосредственных связей между людьми и народами разных регионов, стран, континентов, к совместному решению коренных глобальных проблем на нашей планете, к торжеству нового мышления, проистекающего из упрочения мирового сообщества, наличия его общих задач сохранения и развития земной цивилизации и характеризуемого приоритетом общечеловеческих ценностей перед классовыми и национальными интересами. По всей видимости, постиндустриальное общество вне специфики тех или иных стран имеет общие черты, которые предопределяют следующие основные социальные предпосылки формирования правового государства.

Заключение

На основании всего изложенного выше, можно сделать следующие выводы:

Идея правового государства заключается в справедливости в обществе. В том что правовое государство – это государство где все люди имеют равные права, где создаются равные условия для каждого человека и гражданина.

За все столетия существования правового государства выработались основные признаки, позволяющие при их реализации в жизни общества оградить личность от произволa государствa, достичь оптимального соотношения интересов государства и личности. Теория правового государства изначально закладывалась древними мыслителями и была продолжена философами современности. В России эта идея возникла в противовес абсолютизму и разрабатывалась многими известными учёными-юристами.

Мы живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. В России общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реaлизующие свои разнообразные потребности и интересы.

Идеи правового государства необходимы. Они позволяют высказать прогнозы о будущем развитии нашего государства. И эти прогнозы, несмотря на то, что они могут сбыться не скоро, как бы организуют настоящее, ориентируют на правильные практические действия. С точки зрения теории правового государства можно провести переоценку прошлого политико-правового опыта, оценить настоящее. Многие государственные деятели не имея четкого понятия говорят, что Россия уверенно может называться правовым государством просто опираясь на Конституцию и говоря, что это там прописано.

Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным, актом (даже если этот акт является демократической Конституцией) и не может стать результатом «чистого» законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

К сожалению, Россию в настоящее время трудно назвать правовым государством, не смотря на провозглашение Конституцией Российской Федерации всех принципов правового государства.

Чтобы в России произошли коренные изменения и возможность построения действительно правового государства и чтобы была подчиненность государства к стоящему над ним праву нужно только одно: политическая воля всех ветвей власти. Нужно не рассуждать о правовом государстве, а строить его.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Авакьян С. А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь / С. А. Авакьян — М.: Юстицинформ, 2015.

2. Демин А.В. «Мягкое право»: практика применения в контексте российского и международного права. 2018.

3. Крашенинников П.В. Зарождение права. - М.: Статут, 2016.

4. Проблемы теории права и правореализации: Учебник / Отв. ред. Л.Т. Бакулина. - М.: Статут, 2017.

5. Сулейменов М. Право как система. - М.: Статут, 2016.

6. Актуальные проблемы правотворчества: учебное пособие / Н.Н. Черногор, М.В. Залоило. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ», 2018.

7. Абдуллаев М.И. «Правоведение» Магистр-Пресс. М, 2016

8. Теория государства и права : учебник / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А.А. Клишаса. – М.: Статут, 2019.

9. Яковлев В.Ф. Правовое государство: вопросы формирования. — М.: Статут, 2015

10. Гилязутдинов Р.К. Правовой нигилизм как часть российской ментальности. Закон и право – М.: Статус, 2015.

11. Ореховский А.А. Философия ответственности – М.: Статус, 2015

12. Дмитриев Ю.А. Теория государства и права – М .: Статус, 2017 антропология права и взгляды Н.И. Матузова. Государство и право. – М.: 2015.


13. Поройко М.С. Понятие законности в свете проблем российского правового идеализма // История государства и права. – М.: 2015

14. Семенова О.В. Правомерное поведение и правонарушение как виды правового поведения // Вестник Самарского юридического института. – М.: 2015

15. Титова Е.В. Конституционно-правомерное поведение как объект научного исследования // Конституционное и муниципальное право. – М.: 2018