Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания (Сущность и правовая природа правосознания)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность настоящей курсовой работы несомненна, поскольку правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием государства в раннеклассовых обществах. Существуют разные формы общественного сознания, посредством которых люди воспринимают окружающий мир: это политическое, моральное, национально-эстетическое и религиозное сознание.

Правовое сознание также является формой общественного сознания, посредством которого оценивается право, определяется ценность и значение существующего закона, определяются желаемые направления его развития. Сознание возникает в любой деятельности и поддерживается в ней.

На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. Правосознание есть отражение права в сознании общества, социальной группы, личности.

Правосознание – это совокупность правовых представлений, взглядов, идей и чувств, эмоций, установок и других проявлений, выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (к действующему или желаемому праву, юридической практике, правам и свободам гражданина и т.д.).

Правосознание представляет собой одну из форм общественного сознания, позитивную или негативную реакцию людей на правовую реальность.

Правосознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан.

Различным аспектам правосознания посвятили свои труды такие ученые и практики как, В.А. Чефранов, Н.Я. Соколов, Е.А. Лукашева, И.Е. Фарбер, О.Н. Мигущенко, А.В. Мелехин и другие.

Объект исследования - правовое сознание, его понятие и структура, правовая культура и правовое воспитание.

Предмет исследования - виды и уровни правосознания, его функции, способы и принципы воспитания правовой культуры, роль и особенности российского правосознания.

Цель работы состоит во всестороннем исследование понятия и видов правосознания. При этом задачами, решаемыми в ходе работы над курсовой работой, стали:

- выявление сущности правосознания, его понятия и видов;

- определение роли правосознания в жизни общества.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

1. Сущность и правовая природа правосознания

1.1. Понятие, элементы и функции правосознания

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретная личность, человек конкретной исторической эпохи с определенным образованием, кругозором и уровнем правовой культуры. Понимание права преломляется через призму личных качеств и взглядов индивида, иными словами, через сознание, проблемы которого уже не одно тысячелетие занимают умы ученых и мыслителей. Сознание является формой психического отражения действительности, в том числе и права. Высшей ступенью в развитии отражательных способностей материи является социальное отражение, которое присуще обществу на любой стадии его развития.

Социальное отражение обладает специфическими чертами, которые качественно отличают его от других видов отражения.

Во-первых, оно осуществляется человеком целенаправленно, так как люди, обладая сознанием, ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению посредством различной деятельности.[1]

Во-вторых, социальному отражению присущ упорядоченно-системный характер. Это обусловлено способностью отражающихся в сознании объектов в виде идеальных образов формироваться в определенном порядке, образуя тем самым системы, с целью решения поставленных перед обществом задач.

Таким образом, основой работы сознания является его уникальная способность отражать те или иные явления действительности. Очевидно, что право, будучи объективно сложившейся в обществе совокупностью принципов, норм и правил поведения, взаимодействует с сознанием индивида посредством его отражения. В результате этого формируется особая форма общественного сознания, именуемая в юридической науке правосознанием. В настоящем исследовании данное положение автор принимает за отправной пункт.

Правовое сознание объективно, поскольку отражает реальный мир, существующий независимо от сознания. Вместе с тем это исключительно субъективное явление, так как отражение - это творческий акт, который, так или иначе несет на себе отпечаток индивидуальности и неповторимости носителя правового сознания - уникального и единственного в своем роде индивида.[2]

Наличие объективного и субъективного позволяет утверждать, что между миром и его отражением не существует отношения тождества, но существует диалектическая связь, на основе которой происходит их развитие.

Ввиду того, что не представляется возможным точно указать предмет правосознания, в качестве критерия одного его недостаточно для выделения правосознания как особой формы общественного сознания. Поэтому следующим таким критерием служит форма закрепления правосознанием полученных знаний. Они находят свое выражение в свойственных только правосознанию понятиях и категориях. Трудно не согласиться с Н.Я. Соколовым, утверждающим, что "преломление потребностей общественного развития в категориях прав и обязанностей, соотнесенных с действующей системой права, и является способом отражения профессионально-юридического сознания, качественно отличным от способов отражения других форм общественного сознания"[3].

Основными среди них можно назвать следующие категории: право и обязанность, юридическая ответственность, правоотношение, законность и т.д. Только посредством юридических категорий правосознание может выразить отношение к какому-либо правовому явлению, будь то норма права или юридически значимое действие. На основе этих категорий правосознание оценивает поведение субъектов права как правомерное и неправомерное, осознает интересы и цели индивидов. Важно иметь в виду, что в зависимости от содержания категорий, которое постоянно изменяется в связи с развитием общества, меняется и оценка, которая в них выражается.

Цель правосознания «состоит в том, чтобы определенной системе политической организации общества соответствовал определенный порядок общественных отношений»[4]. Конкретизируя данное положение, Н.Я. Соколов считает, что основной целью правосознания является обеспечение правопорядка и законности[5].

Исходя из этого, можно прийти к выводу, что цель правосознания заключается в конечном счете в достижении определенного идеала в регулировании отношений между субъектами права, путем систематизации имеющихся и выработке новых правовых знаний и оценок.

В юридической науке нет единого определения правосознания. По мнению Е.А. Лукашевой, "правосознание - это взгляды, представления, мысли, чувства, настроения, выражающие понимание необходимости установления и функционирования определенного правового порядка в обществе"[6]. В.А. Чефранов пишет, что правосознание представляет собой "совокупность правовых идей и соответствующих им психологических форм, отражающих общественное бытие сквозь призму классовых отношений и воплощающихся в нормах права, выступающих как практическая сторона правового сознания, правовых теориях, правовых представлениях обыденного порядка, а также в групповых и индивидуальных правовых взглядах"[7].

Это далеко еще не полный перечень определений, однако этого достаточно, чтобы можно было выделить несколько основных характеристик правосознания. Во-первых, правосознание - это форма общественного сознания, а значит, продукт сознательной и целенаправленной деятельности человека. Во-вторых, это совокупность взглядов, представлений, понятий, идей, оценок, чувств и т.д., то есть всего того, что содержит субъективное отношение человека. В-третьих, предметом правосознания являются право и правовые явления, то есть правовая реальность в ее целостности и противоречивости. В-четвертых, правосознание проявляется в форме активных социально значимых действий в сфере общественных отношений, как урегулированных нормами права, так и требующих такого регулирования.

Таким образом, можно заключить, что правосознание - это форма общественного сознания, содержащая субъективное отношение индивида к правовой реальности и проявляющая себя в форме социально значимых действий и поступков человека.

Правосознание - одна из специфических форм общественного сознания. Оно состоит из трех элементов:

- правовой идеологии, т.е. систематизированного научного выражения правовых идей, взглядов, принципов, требований общества и населения;

- правовой психологии - совокупности правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний, переживаний, характерных для всего общества и населения;

- поведенческих элементов (привычки, установки, готовность к деятельности...).

Правосознание, взятое в качестве идеологии, представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воззрений, доктрин. Это часть идеологии вообще, как собирательного понятия. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях и проявлениях, чем и отличается от других видов идеологии. Понятно, что идеи способны оказывать существенное воздействие на сознание и поведение людей, их мироощущение, образ жизни.

Вторая - психологическая сторона правосознания, в сущности, питает первую и поэтому нередко рассматривается как исходное, корневое начало. Данный аспект правосознания - это не идеи, не взгляды, а чувства, эмоции, переживания, настроения индивида, связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Имеется в виду эмпирический срез правосознания, предполагающий познание объекта опытным путем. Причем психологический настрой может быть не только индивидуальным. Если определенные настроения получают массовое распространение, то говорят о социальных чувствах, которые могут иметь как всеобщий, так и групповой характер. Общественное недовольство людей чем-либо подчас играет определяющую роль для принятия тех или иных политико-правовых решений. Например, настроения большинства российских граждан (свыше 80%) склоняются сегодня, как и раньше, в пользу сохранения смертной казни, и это обстоятельство не может не учитывать законодатель.

Психологические моменты пронизывают собой весь процесс реализации права, механизм правового регулирования, юридическую практику и многое другое, ибо все это осуществляется, претворяется в жизнь через волевую деятельность людей с их не только взглядами, но и эмоциями. Субъекты права - живые люди и им свойственны все без исключения психологические состояния.

В известные периоды накаляются не только политические страсти, но и правовые. Впрочем, они тесно переплетаются и выступают, по сути, как политико-правовые (например, в избирательных кампаниях, при принятии того или иного закона в парламенте, проведении уличных акций, митингов и т.д.).[8] Словом, правосознание - это не только сфера рационального, но и эмоционального.

В уголовном праве при квалификации некоторых преступлений принимаются во внимание такие психологические состояния лица, как сильное душевное волнение (аффект), цинизм, жестокость, низменные побуждения, невменяемость и т.д. В соответствующих случаях назначаются психологические экспертизы. Вообще субъективная сторона правонарушения определяется в науке как психическое отношение правонарушителя к своему деянию и его последствиям.

Примерами сильных эмоциональных проявлений могут служить факты, когда люди возмущаются каким-либо особо тяжким преступлением, беззаконием, грубым произволом, негодуют по поводу того, что преступник не пойман и не осужден. Или, напротив, испытывают чувство удовлетворения тем, что зло наказано и справедливость восторжествовала, законность восстановлена. Все это - "работа" второй, психологической, стороны правосознания.

Следовательно, мыслительная (идеальная) и чувственная сферы правосознания не только не исключают, а предполагают друг друга, поскольку выступают органическими слагаемыми одного и того же явления. Реакция на право, другие юридические феномены может быть, как умственной, так и душевной, рациональной и эмоциональной.

Функции правосознания, их роль и значение в общественной жизни могут быть поняты исходя из последствий деятельности субъектов правосознания, которая подразумевается, как понимание законодательства, законности и справедливости правосудия. В правовосознании важны только те явления, которые составляют правовой аспект общественной жизни. Это предполагает процесс реализации своих требований в общественной жизни с правовой стороны.

В области правосознания можно точно выделить точки зрения в профессиональной литературе о том, что правосознание выполняет когнитивные, регулирующие, оценочные, прогностические, образовательные и основанные на информационный ассортимент функции. Хотя отдельные теоретики отстаивают теоретические утверждения, согласно которым закон касается трех функций – познавательной, оценочной, регулирующей.

Правосознание способствует изучению права и, следовательно, его знаний. Оценивая право, его положительное и отрицательное влияние, правосознание формирует особое отношение к праву.

В связи с познавательной функцией правосознания, у субъекта могут быть определенные знания по юридическим отраслям, разъяснением которых является интеллектуальная деятельность и выражается в терминах «юридическая готовность».

Оценочная функция определяется как особая эмоциональная установка субъекта юриспруденции на опыт и правовую практику, основанную на различных аспектах и явлениях правовой жизни. Оценка производится условно в результате оценки, ее общим объектом могут быть все правовые аспекты: право и законодательство, другие правовые акты, юридические лица и учреждения, их деятельность, их правовое поведение, государственно-правовые теории и претензии. В результате ценностно-ориентированного отношения к жизни и правовым явлениям у человека появляется новая концептуальная правовая позиция – интеллектуально-эмоциональная воля. Позиционирование как особый психологический феномен выражает предрассудки и склонность человека, то есть, в определенной степени, воспринимать и оценивать информацию, по-видимому, и готовность действовать в соответствии с этими внутренними ценностями и оценками. Правовая позиция уточняется как система самоопределения, ориентированная на юридические заключения.

Регулирующая функция правосознания осуществляется через правовые позиции и ценностную ориентацию, которая объединяет все источники. Результатом этого типа регулирования является поведенческое отражение в форме законного или антиправового поведения.

1.2. Историко-правовой анализ отечественного правосознания

Россия есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Именно так звучит первая статья Конституции, принятой в 1993г.[9] Однако общественные реалии не всегда совпадают с декларируемыми нормами, и сегодняшняя Россия – яркий тому пример. В чем причины сложившейся ситуации? Называют коррумпированность властей, личные амбиции политической элиты, приватизацию, резкое социальное расслоение общества и т.д. Однако, если взглянуть глубже, обнаруживается, что это не причины, а последствия – последствия низкого уровня правового сознания населения России, а также огромная пропасть между навязанной правовой идеологией и правовым менталитетом народа. Налицо наличие кризиса современного правосознания, причем этот кризис носит не циклический, а перманентный характер.

На формирование правосознания граждан оказывает влияние существенное количество факторов. Среди них: менталитет народа, религия, идеология, социально-экономическая политика государства, уровень развития образования в стране, материальное обеспечение населения и др. Только рассмотрев и проанализировав их роль в регулировании общественных отношений в разрезе исторического развития, можно выявить причины низкого уровня правосознания граждан.

С понятием правосознания тесно связано понятие правового менталитета. В отличие от правосознания в целом, правовая ментальность – его духовно-психологическая составляющая, имеющая консервативные формы воспроизводства присущих ей ценностей, выполняющая функцию упорядочения, стабилизации, консервации правосознания. [10]

Правовой менталитет в структуре правового сознания выполняет функцию его упорядочения, стабилизации, консервации.

Каждая национальная правовая система обладает только ей присущим правовым менталитетом, стилем юридического мышления, правовой традицией. Правовой менталитет существует объективно, вне зависимости от правовой идеологии. Соответственно, он может вступать в противоречие с правовой идеологией государства. К сожалению, правовой ментальности России присущ этатизм и отрицательное отношение к праву. При этом данные качества формировались у населения на протяжении тысячи лет. Они находятся на подсознательном, генетическом уровне.

Исходя из факторов, влияющих на формирование правосознания, обозначим основные причины этих негативных качеств правового менталитета граждан нашего отечества.

Прежде всего стоит обратить внимание на форму правления, существовавшую в России на протяжении многих столетий. Правосознание граждан и форма правления государства тесно связаны между собой, взаимообусловлены. Однако на форму правления, помимо правосознания, влияют и другие факторы, среди которых, по нашему мнению, одним из определяющих является размер территории государства. Чем больше территория, тем разнообразнее этносы, входящие в нее, тем сложнее функционирование представительного органа государства, тем невозможнее выражения мнения народа. Для управления такой территорией необходима жесткая централизация, что, в свою очередь, предполагает сильную власть. Децентрализация и организация территориального устройства на принципах федерализма в России, в силу полиэтничности, непременно вызовет сепаратистские настроения в субъектах, что и было продемонстрированно в конце прошлого столетия. Таким образом, размеры России не могли не сказаться на форме правления, которая, в свою очередь, сказалась на правовой ментальности граждан. [11]

Патерналистский подход, господствовавший на протяжении всей истории России, во взаимоотношениях "государство – личность" на первое место всегда ставил интересы государства, а личность рассматривал как не имеющий социальной ценности элемент в государственной системе.[12]

Размеры территории России, ее геополитическое положение явились причиной того, что на протяжении всей своей истории Россия вынуждена была вести войны с многочисленными врагами. Подчинить делу победы все ресурсы страны, потребовать от народа абсолютной жертвенности и самоотдачи могла только сильная, централизованная, авторитарная власть. Такие условия крайне ограничивали формирование гражданского общества и, соответственно, потребность народа в праве и законе, общем для всех.

Для российского традиционного общества одной из основополагающих исторических форм бытия была община. Община представляла собой общественно-производственное объединение крестьян на началах самоуправления, самоорганизации, взаимопомощи и совместного владения землей.

Коллективистские, общинные начала вместе с патерналистскими началами обусловливают отрицание права, личностных прав, личного достоинства. Существует приоритет идеи обязанности, идеи долга перед личностными правами. Это – основная черта русской правовой мысли, правосознания, правовой культуры. При таком понимании права говорить о развитии юридической науки не приходилось и не приходится.

Другой характерной чертой отечественной ментальности является чрезмерная, неоправданная ориентация на государственную власть. Дело заключается в том, что если в западной цивилизации личность больше полагается на собственные силы и возможности, а государство рассматривается в качестве некоего юридического "арбитра", строго охраняющего индивидуальную свободу, безопасность, собственность своих граждан и действующего в соответствии с предписанием права, то в российском обществе индивид не обладает тем чувством позитивной правовой ответственности и долга, которое характерно для граждан западноевропейских демократий. С этой психологической установкой связан и низкий уровень юридического образования граждан, низкий уровень развития самой системы юридического образования. Кроме того, это напрямую оказало влияние на экономические отношения. Рыночные отношения, конкуренция, и соответственно – повышение качества оказываемых услуг, товаров, работ в России до недавнего времени находились в стадии зародыша, а в советское время и вовсе отсутствовали. Медленное развитие отношений, основанных на частной собственности, тормозило развитие капиталистических отношений в России, стимулирующих укрепление права и правосознания.

Огромную роль в формировании менталитета граждан и их отношению к праву в России сыграла религия. Жизнь русского народа в течение последнего тысячелетия неотделима от православия.

В качестве смысложизненных ориентиров в русском религиозно-философском сознании выступают не материальные, а духовные приоритеты и устремления: к самосовершенствованию, к добропорядочной и достойной жизни по правде и справедливости, к преображению души на началах добра и лада.

Впервые на самобытность и самостоятельность российской цивилизации обратил внимание русский ученный Н. Данилевский. Цивилизации он называл культурно-историческими типами. Каждый из «культурно-исторических типов» проявляет себя в четырех основных социально-творческих сферах: религиозной, государственной, в сфере искусств и наук, в технической сфере. Заимствования, по мнению Н. Данилевского, одним культурно-историческим типом у другого в первых трех жизненных сферах бесполезны или вредны.[13]

О вредности и непригодности законов одного народа для другого незадолго до Н. Данилевского говорил и известный французский политический мыслитель Ш.Монтескье: «Законы должны находиться в тесном соответствии со свойствами народа, для которого они установлены. Только в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными и для другого народа… они должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату…ее положению, размерам, образу жизни ее народов – земледельцев, охотников или пастухов, - степени свободы, допускаемой устройством государства, религии населения, его склонностям, богатству, численности, торговле, нравам и обычаям».[14]

Сегодняшний кризис правосознания в первую очередь связан с несоответствием законодательства реальным общественным отношениям. Законодатель не учел дух народа, его правовую ментальность, отказался от преемственности и постепенности в развитии. Наверно нет ни одной страны в мире, которая так любит втаптывать в грязь свою собственную историю. Вместо того, чтобы принять ее, проанализировать, и с учетом этого выстраивать законодательную базу, мы критикуем ее, нашу историю, отказываемся от нее, пытаемся перекроить, слепо перенимаем законодательный опыт зарубежных стран, а затем удивляемся, почему он не прижился.

Народ, привыкший жить при социализме, совершенно с противоположенными капитализму принципами, не может в одночасье перестроиться на новый лад. Народ, не привыкший высказывать свое мнение, который разрешение всех своих проблем привык перекладывать на государство, не может и не сможет за несколько десятков лет обрести высокий уровень правового сознания. Поэтому сегодня мы видим кризис правосознания граждан России. То, что в западных государствах вырабатывалось столетиями, постепенно и опытным путем, в России было применено в условиях форсированного цивилизационного выбора, без учета своей истории, своей ментальности, своих обычаев. И сегодня Российская Федерация не есть демократическое государство.

Современная Россия – это олигархия, взявшая вектор развития в сторону монархии. И, судя по прошедшим выборам Президента РФ, народ поддерживает данную тенденцию. Народу нужен монарх, нужен опекун, нужен защитник, потому что по-другому мы не умеем и не хотим. Слишком резкое навязывание демократических принципов, резкий переход к рыночным отношениям и преступная, обманным путем проведенная приватизация, отбили у народа всякое влечение к демократии, которого у него, к сожалению, на генетическом и подсознательном уровне никогда и не было. Возможно нужно перестать пытаться соответствовать западным стандартам демократии и попытаться построить собственную? Сегодня, в условиях резкого противостояния России и Запада, этот вопрос приобретает особую актуальность и от его решения зависит будущее страны.

2. Виды правосознания и его роль в жизни общества

2.1. Виды правосознания

Известны особые типы правосознания:

1. Правовое сознание субъектов является индивидуальным, групповым и социальным, которые тесно связаны друг с другом.

2. Согласно праву, существует эмпирическая, научная и профессиональная юриспруденция на уровне понимания правовой реальности.

3. Эмпирическое правосознание формируется спонтанно под влиянием определенных условий жизни, привнося личный опыт и получая юридическое образование.

4. Научная правосознание формируется на основе глубоких правовых исследований и обобщений. Научная грамотность используется при легализации и способствует совершенствованию юридической практики.

5. Профессиональная правосознание - это правосознание юристов, с помощью которого мы можем оказывать качественные юридические услуги. [15]

Низкий уровень профессионального правосознания отрицательно сказывается на качестве восприятия законодательства, реализации права, а, следовательно, законности и правопорядка.

Элементы правосознания выражаются в его внутренней структуре и составляющих ее элементах, а в структурном отношении правовое сознание состоит из двух разделов: юридическая психология и правовая идеология.

Правовая психология выражает самый сдержанный момент познания и проявляется как совокупность эмоций в соотношении с правом, настроений, эмоциональности, восприятий, опыта, сочетание желаний. В этом смысле психологическое обращение представляется как правовые явления, закон, правопорядок и законность на элементарном уровне, хотя и через установленные законы.

Эмоциональное восприятие реальности сопровождается более высокими уровнями осознания окружающего мира. Несмотря на психологическое общение людей, их эмоциональное и психологическое состояние не теряет своих особенностей и не может быть решено в обыкновенности. По этой причине как для правоохранительных органов, так и для осуществления права важно знать психологические структуры восприятия государственно-правовых институтов и их реакционные соотношения. На уровне повседневного сознания разрабатываются концепции правовых ценностей, общения с эмпирической реальностью и в результате собственной практической деятельности человека.[16] Особую роль также имеет чувственность в данной структуре.

Идеологические элементы формируются на основе психологических элементов юриспруденции, а идеология, в свою очередь, влияет на психологическое оформление, обеспечивает духовную пищу. Правовая защита со стороны законодателей, разработка теоретических концепций основаны на специальных правовых психологических принципах, но их можно уточнить или отклонить. В любом случае рациональное познание выражается в сфере государственно-частных реалий как высшая степень признания правовых явлений. В частности, представители психологической школы права исходят из того положения, что истинное право укоренилось в человеческой природе, в переживаниях которой чувства и эмоции лежат в общей основе человеческого поведения. Но при интерпретации этой школы мы теряем главное различие между правом и правосознанием.

Чувство уважения к праву, закону и юрисдикции, являясь особым элементом содержания правовой совести сознательных людей, является прочной основой этой правоструктуры для стабильного законного процесса. Страх перед законом можно отнести к лицам определенной категории, которые знают о неизбежности наказания за совершенные преступления. Правовая психология сознания народа также может быть выражена в народном фольклоре, например, право на народные песни, поговорки и песни понимается как правда, справедливость, которая противоречит мошенничеству, произволу и привилегиям.

Правовая идеология может быть определена как система взглядов и восприятий, которая теоретически отражает правовые аспекты общественной жизни. Правовая идеология максимизирует результаты абстрактного мышления. Оно включает в себя идеи и понятия структур, а также понятия о необходимости права и специальные методы и формы его применения, совершенствования и реализации жизни. Прогрессивные правовые идеи находятся на переднем крае правовой идеологии.

Правовая идеология довольно давно развивается в тесной связи с политическими идеологиями. Однако цивилизационные процессы в обществе, демократическое развитие и общий прогресс привели к развитию чисто правовых универсальных ценностей и правовых концепций и концепций, основанных на них. Таким образом, можно сказать, что история правовой идеологии показывает, что она способна избавиться от социально-политических идеологий и не превратиться в политический, партийный элементарный инструмент.[17] Существует тесная взаимосвязь между правовой идеологией и правовой психологией. Чем выше правовая идеология, тем больше способность контролировать и сдерживать чувства и настроения.

Мы можем классифицировать правосознание с способствованием специальных элементов, исходя из того, кто обладает правосознанием или является субъектом правосознания, правосознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное.

Публично-правовое сознание включает в себя широкое понятие. Исходя из этого, можно различить национальное правосознание и правосознание населения страны, молодежи, пожилых людей, городского населения, групп образования и профессиональных особенностей, каждая из которых имеет свои характерные особенности. Подводя итог, можно сделать вывод, что публичное правосознание является отраслью общественного сознания, которая отражает различные явления общественной жизни, взаимодействие законных понятий права и верховенства права, взглядов и идей, определяет направленность правоохранительных механизмов. Другими словами, публично-правовое сознание представляет собой более широкую группу, в данном случае восприятие права общества. Индивидуальное и групповое правосознание носят публичный характер, но они не существуют вне индивидуального правосознания.

В отличие от публичного правосознания, групповое правосознание может быть упомянуто в ограниченных интересах, которые часто противоречат общественным интересам.

Групповое сознание также можно охарактеризовать и быть ассоциативным. Есть несколько случаев, когда формируются группы, интересы которых противоречат обществу, в котором они сформированы, исходя из их основных интересов и структурных идей. В данном случае их правосознание отчетливо отличается от публичного правосознания.

Индивидуальное правосознание характеризуется как индивидуальные и конкретизированные чувства и представления о праве. Нужно также отметить, что публично-правовое сознание развивается через правосознание личности субъекта. Но оно более обогащенное в структурном понятии, потому что оно в полной мере отражает правовую жизнь общества. Однако индивидуальное правосознание не может включать в себя многообразие правовых аспектов разных периодов жизни общества, оно отражает только индивидуальные, существенные черты.

Мы можем истолковать, что правосубъектность конкретного человека формируется в условиях, в которых он живет и работает. Поскольку эти условия не единообразны, то это оставляет отчетливый след в их правосознании. Таким образом, мы можем понять, почему правосознание одного человека может быть глубоким, содержать научную оценку правовых явлений, а у другого ограничиватся уровнем публичного правосознания.

Индивидуальное правосознание по структурному значению и принципиальности отличается от вышесказанного. Оно резко разделяет правовое сознание на более мелкие социальные группы, включая отдельных лиц. Другими словами, это узкая группа, поскольку здесь может действовать только один субъект. Однако индивидуальное правосознание не может включать в себя многообразие правовых явлений разных периодов общественной жизни, оно лишь отражает индивидуальные существенные черты.

Следует также отметить, что индивидуальное правосознание различается по разным этапам развития. Соответственно, мы можем различать две степени: элементарную и высокую степень индивидуального правосознания.

Элементарное правосознание может характеризоваться низкой степенью индивидуального правосознания, выражающей эмпирическое восприятие конкретно законных действий, согласованных с правовыми нормами поведения.

В отличие от более низкого уровня правосознания, более высокий уровень правосознания возникает, когда реализуется более сложная правовая ситуация - правовые институты, правовой статус человека в обществе.

Высокий уровень личностного правосознания характеризуется концептуализацией правовой системы, пониманием социальной значимости права, оценкой его размерности, концепцией правовой идеологии - это концептуализация правосознания.

Правосознание также тесно связано с правовой благопристойностью то есть правовой культурой.

Правовая культура - это вид общей культуры, которая включает в себя духовные и материальные ценности, связанные с правовым полем. [18]Правовая культура также является сочетанием мотивов и поведенческих стилей. Правильная правовая культура предполагает право закона и сознательную реализацию его требований. Как и самосознание, правовая культура является универсальной, групповой и индивидуальной. Но следует отметить, что правосознание нельзя рассматривать как отдельную психическую формацию.

Правосознание характеризуется отношением человека к социальным ценностям, оценкой его способности к самоуправлению. Образование, профессиональная принадлежность, отношение к религии, место жительства, в том числе контакты с лицами в местах лишения свободы, оказывают большое влияние на правосознание человека. В области права национальная интеллигенция имеет важную роль в развитии правосознания граждан, отношение которых тесно связано с законом, с его политическими идеалами и отношением к государству.

В нынешний период общественного развития, сознание несет большую ответственность за моральное благополучие людей, за воспитание граждан и молодежи. Особенно важна правовая интеллигеция как носитель профессионального правосознания. Лица с девиантным поведением или отбывающие наказание в местах лишения свободы, наделены определенными особенностями – правосознанием, правопониманием и чувствами. Социологические исследования показывают, что в некоторых случаях знания статей Уголовного кодекса обобщаются в связи с правом лиц, совершивших нигилистическое поведение.

Согласно глубине отражения правовой реальности, три уровня правосознания отделены от каждого аспекта: ежедневный, профессиональный и научный.

Ежедневное правосознание проявляется в результате личного опыта, конкретных жизненных обстоятельств и под влиянием правового «жизненного» образования.[19] Психологические элементы занимают важное место в ежедневном правосознании, оно существует на индивидуальном и групповом уровнях.

Научное правосознание, в отличие от обыденного правосознания, формируется на основе широких и глубоких правовых выводов, на основе знания законов права и специальных исследований социально-правовой реальности. Научная юриспруденция также должна быть выражена как прямой источник правовой грамотности, поскольку «лучшая практика – это успешная теория». Формами научного правосознания являются нормативные правовые акты, юриспруденция, обобщение юридической практики.

Профессиональное правосознание подчеркивается как правосознание юристов. Это надежная система научно обоснованных знаний, убеждений и эмоций, которыми специалист руководствуется в своей работе. Юридическая осведомленность юриста должна быть профессиональной и компетентной. Это формируется в результате изучения правовой системы общества, сущности и роли права, правопризнания, а также и изучения различных правовых систем. [20]

Профессиональное правосознание наряду с общими принципами права, системой теоретических знаний о правовой жизни общества, также включает в себя некоторые систематические знания из разных областей права. Юридическая подготовка юриста имеет большое значение в сфере их обязанностей. Очевидно, что оно должно быть выше правосознания граждан, отличаться высокой степенью знании принципов и норм закона, глубины и формы характера и, прежде всего, умения их правильно применять. Также важно отметить, что юриста следует обучать положительному отношению к закону, что подразумевает более высокую степень согласия с правовой нормой, ее полезностью, необходимостью и пониманием справедливости и привычки соблюдать закон. По этой причине профессиональные знания и навыки должны быть согласованы с основами уникальной правовой этики во время получения высшего образования.

Следует также отметить, что особенность юридических доводов и юридических чувств адвоката также выражается в профессиональном усмотрении, которое является источником предложений по правовому регулированию и отражается как источник разрешения или нейтрализации конфликта в правоохранительном процессе.

Профессиональная юриспруденция отличается от правосознания законопослушных граждан и преступников ее интенсивностью, степенью выраженности, точностью правовых знаний, правовым положением и ценностной ориентацией. Юридическая готовность физических лиц не может быть выражена в их формальных правовых знаниях. Субъект может обладать некоторыми знаниями, но это может выражаться в неправильном использовании или невозможности их применения вообще. Для юристов, помимо ценностно-позитивного отношения к закону, не менее важны юридические знания и умение их точно применять. В отличие от населения в целом, которому достаточно знать основные принципы права и базовые нормы, юристы должны владеть аксиомами и четкими нормами, в которых они работают. Также желательно иметь необходимые знания всех смежных отраслей прав, источников права, научной литературы и отраслей в практике юриспруденции. Они также должны быть готовы к получению новых знаний из любой отрасли права, включая научные, технические и другие области, которые важны для их трудовой деятельности.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что юриспруденция классифицируется как:

- Низкое, или нигилистическое правосознание.

- Среднее, или удовлетворительное правосознание.

- Высокое правосознание или правовая культура.

В целостности можно утверждать, что правосознание играет определяющую роль в оказании влияния на законотворчество и правоохранительную деятельность. Так как чем выше уровень правовой культуры, тем выше правовая грамотность и правопорядок. Определяется особая роль и значение правовых функций в правовом поле и его уточненная структура, с помощью которой можно анализировать элементы правосознания и четко применять законные нормы структур правосознания.

2.2. Роль правосознания в жизни общества

Правосознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости, сознание прав и обязанностей человека, дозволений и запретов — все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.

В массовом сознании в качестве важнейшего фактора жизни общества исторически утвердилось право собственности, которое выступает как право частной собственности, коллективной или долевой собственности. В «Декларации прав и свобод человека и гражданина» Российской Федерации говорится, что «каждый имеет право быть собственником, то есть имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Право наследования гарантируется законом»[21]. Никто не может быть противоправно, произвольно лишен своего имущества.

Фундаментальность идеи права собственности, стройная система перехода права собственности по закону, утверждение, что «собственность священна и неприкосновенна» не дали еще, к сожалению, возможности преодолеть такое социальное зло, как многообразные способы произвольного лишения человека собственности. Развитие в индивидуальном и массовом правосознании уважения к «чужому праву» собственности, создание необходимых социально-экономических и административных условий, исключающих не только хищения, но и саму мысль о произвольном присвоении чужого имущества, - важнейшие слагаемые по радикальному преобразованию общественных отношений и массового сознания.

К важнейшим идеям правосознания принадлежит принцип соблюдения договоров, принятых на себя обязанностей. Еще в Древнем Риме утверждали: «Договоры нужно соблюдать». К ряду основных представлений правосознания относится принцип законности. Этот принцип предполагает урегулированность общественных отношений законами государства, строгое соблюдение законов всеми субъектами права, ответственность за нарушение законов. Резюмируется, что закон справедлив, он обладает высшей юридической силой. Закон может быть суровым, но его необходимо соблюдать, «Суров закон, но закон». [22]Принцип законности имеет не только юридическое значение: в его содержание входят и политические, и нравственные элементы. Государство предписывает всем гражданам обязанность соблюдать законы, декларирует в то же время равенство всех перед законом: закон есть закон для всех.

Режим законности предполагает также, что граждане, которым адресован этот закон, знают о действующем законе. Конечно, формальная презумпция знания гражданами закона, вступившего в действие, в реальной жизни порождает определенные противоречия, преодоление которых связано с совершенствованием процесса опубликования законодательных актов, а также всей работы по правовому воспитанию граждан. Законы, понимание их содержания имеют особо важное значение применительно к законам, содержащим нормы уголовного права. Принцип «нет преступления, нет наказания без закона», выражает справедливые начала правосознания, действует во всех государствах. В условиях правопорядка, законности действует презумпция невиновности. Только суд может вынести решение о виновности человека в совершении преступления. Судебная защита нарушенных прав является важной идеей правового сознания. Защита прав требует соблюдения определенных процессуальных норм. Справедливой идеей правосознания является недопустимость злоупотребления правом.

Начала состязательности в процессуальном праве, судебная защита нарушенных прав, использование необходимых доказательств - все это и в содержательном и эмоциональном аспекте находит выражение в известном девизе: «В борьбе обретешь ты право свое». Пользование правами, защита прав, исполнение обязанностей предполагают развитие достоинства человека, его правовой активности. Обращение в суд за защитой нарушенного права, необходимые процессуальные действия не являются «сутяжничеством», а предстают в развитом правосознании общества и личности как справедливые правовые действия.

Развитое массовое правосознание, зрелое правосознание и правовая активность отдельных граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан – необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.

Актуальное значение имеет познание роли правосознания в правотворческой деятельности государства, в обеспечении правомерного поведения граждан, в применении права государственными органами и должностными лицами. Правовое сознание находит выражение в юридических актах, оказывает воздействие на сам процесс правотворчества. В соответствии с установками правосознания вырабатываются содержание и форма юридического акта, структурные особенности норм и правового акта в целом.

Вместе с идеологической частью правовая психология служит корректирующим началом в разработке правовых актов. Правовое сознание обязывает в доступных формах излагать юридические положения, своевременно публиковать принятые законы, другие правовые акты. Язык правового акта, его терминология должны отвечать сложившимся в обществе правовым представлениям, уровню развития правового сознания граждан.[23]

В разработке важнейших правовых актов большую роль играет массовое правосознание народа, которое находит выражение в общественном мнении. В процессе правоформирования, законодательной деятельности государства существенное значение имеет массовое обсуждение законопроектов или конкретных правовых положений, идей, затрагивающих интересы народа, его благо. Правосознание помогает дать справедливую оценку конкретному юридическому факту, определить правомерность или противоправность действий лица, оценить содержание конкретного юридического документа.

Всестороннее исследование обстоятельств дела, глубокое знание требований законности позволяют определить общественную опасность противоправного деяния, мотивы, которыми руководствовалось лицо, совершившее преступление, вести решительную борьбу за искоренение преступности. Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правосознания граждан, формирование обоснованных, справедливых суждений, представлений о правовых требованиях, правовых отношениях, субъективных правах, обязанностях, ответственности. Активная роль норм проявляется по отношению к индивидуальному и массовому сознанию, воздействует на нравственное сознание и политические представления граждан.

Воздействие норм права на общественное правосознание проявляется в том, что юридические акты государства придают обязательное значение тем правовым взглядам, которые зародились в общественном сознании, но еще не стали в нем доминирующими. Эти взгляды, идеи в процессе научной разработки юридического акта подвергаются всесторонней оценке, конкретизируются, совершенствуются. Получив выражение в государственном правовом акте, они обретают авторитет государственной воли, что и стимулирует их активную роль в развитии правосознания.[24]

Правовые нормы способствуют обогащению и конкретизации содержания правосознания, так как они не механически отражают тот или иной правовой взгляд, а конкретизируют его, определяют не только общие, но и специфические признаки юридического факта, варианты правомерного или неправомерного поведения субъектов правоотношений.

Учитывая социально-политические, экономические, духовные факторы общественной жизни, законодатель определяет границы правового вмешательства в регулирование общественных отношений, может дать правовую квалификацию тому действию, которое в общественном мнении до определенного периода рассматривалось как объект моральной оценки и не подлежало правовому воздействию. Таким образом, правовые акты способны расширять содержание правосознания, обогащать его связи с нравственностью. Значительное влияние на развитие правосознания оказывает юридическая наука.

Становление современного российского государства – дифференцированный продолжительный процесс, начавшийся в конце XX века и продолжающийся по настоящее время. Он представляет собой построение новой (с правовой точки зрения) страны. Изменяется законодательство страны, правосознание граждан и институт права в целом. Но поскольку правосознание поддается изменениям с большим трудом, стоит уделить особое внимание историческому аспекту данной проблемы.

Наша страна имеет очень богатую историю. Россия пережила различные этапы становления и формирования правосознания. Здесь можно выделить три этапа: царский (имперский), советский и современный (постсоветский). Первый направлен на понимание права в духе православия, самодержавия и народности.

У большинства населения страны представление о праве практически отсутствовали, право занимало незначительное место среди основных составляющих, необходимых для функционирования государства. На советском этапе происходит усовершенствование права, принимается первая конституция. Но правосознание населения по-прежнему остается на низком уровне.

На современном этапе происходит глубокое реформирование миропонимания, в основу которого закладываются общечеловеческие устои. Основой общества является право, а высшей ценностью – человек. В связи с этим перед государством встаёт задача осуществления защиты прав и свобод граждан. Но чтобы в полном объёме воспроизводить правоохранную функцию необходимо формирование у граждан позитивно ориентированного правового сознания.

Процессы изменения в правосознании на сегодняшний день достаточно заметны. Но можно ли назвать эти изменения деформацией? Ни в юриспруденции, ни в философии пока не сложилось единое трактование этого явления, отсутствует чёткое определение понятия деформации правосознания. Это объясняется тем, что единый подход к изучению данного феномена как сложного социально-правового явления отсутствует.

И. Ильин, Н. Новгородцев, Л. Петражицкий, В. Гойман, П. Баранов и множество других юристов и философов имеют собственное, отличное от других представление о деформации правового сознания. Общепринятого мнения о данном процессе пока не существует. Но всё же в трудах исследователей прослеживается одно общее: все они называют деформацию правосознания негативным и отрицательным явлением[25]. Данную точку зрения можно подвергнуть сомнению.

Само понятие «деформация» изначально употреблялось в физике. Оно означает физическое изменение внешних форм какого-либо объекта. Отталкиваясь от данного суждения, можно утверждать, что деформация – это изменение. Оно может быть, как положительным, так и отрицательным. Следовательно, понятие «деформация правосознания» можно определить, как изменение в правовом сознании, независимо от его характеристики.

В настоящее время одной из наиважнейших проблем в правосознании российских граждан является его несформированность. Об этом говорят различные процессы деформации, происходящие с правопониманием. Большое внимание на данный момент уделяется правосознанию отрицательному. Поэтому причины его формирования и виды проявления изучены достаточно глубоко.

Выделяют несколько видов деформации:

Во-первых, это правовой инфантилизм, который представляет собой несформированность правового сознания, обусловленная недостаточностью правовых знаний, отсутствием чётко определённых правовых установок. Это существенно затрудняет осуществление познавательной, оценочной и регулятивной функций правосознания.

Во-вторых, правовой негативизм. Он определяется как отрицание ценности права как универсального социо-нормативного регулятора общественных отношений. Субъект правоотношений стремится к игнорированию права. Он знает о предоставленных ему правах и свободах, но считает, что они в должной степени не гарантированы и неосуществимы на практике.

Наиболее существенным проявлением деформации является правовой нигилизм, то есть отрицание права как социального института в целом. Субъект чётко осознаёт противоправность своих действий, предвидит их негативный для общества результат. Образ права в данном случае предстаёт в виде некого социального ограничителя, которому не следует подчиняться, а необходимо противостоять.

Правовой нигилизм является одним из наиболее опасных видов деформации правового сознания, так как его распространение грозит разрушением правового государства. Правовой идеализм же рассматривается как возложение на право возвышенных надежд, вера в его всесильность. Субъект требует от права большего, чем оно объективно может ему дать.

Также одним из видов является правовой эгоцентризм, представляющий собой злоупотребление правом. В результате данного вида деформации личность начинает считать себя центром правовой системы. Осуществление права в противоречии с его назначением причиняет вред общественным отношениям[26].

Данные процессы безусловно занимают важное место при характеристике деформации правосознания. Но на наш взгляд на современном этапе развития права и правосознания на первый план выдвигаются процессы, связанные с изменением правосознания в положительную, позитивно ориентированную форму. Причинами этому служит активная политика государства в данной сфере. Стоит также упомянуть о новейших технологиях. Появляются новые, более удобные для восприятия электронные источники опубликования нормативно-правовых актов.

Ознакомление с законодательством стало намного проще, поэтому число людей, грамотных в правовой сфере, значительно увеличилось. Немаловажную роль (а скорее даже определяющую) играет правовое воспитание. Его осуществление свидетельствует о дальновидности проводимых изменений и направленности на создание уже в ближайшем будущем действительно правового государства.

Таким образом, правосознание современных российских граждан подвергается существенным изменениям. Наблюдаются как положительные, так и отрицательные факторы его изменения. Эта проблема является следствием многих исторических событий, неоднократно подвергавшим ещё формирующееся правовое сознание деформации. Тем не менее намечается и положительные сдвиги в правопонимании. Этому способствует активная политика государства в сфере развития права и правосознания. Граждане становятся более грамотными в данной сфере, внимательнее относятся к праву. Надеемся, что такие положительные перемены будут продолжаться и влиять на развитие страны только в позитивную сторону.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование по теме курсовой работы показало, что правосознание – это одна из форм общественного сознания наряду с политическим, нравственным, научным, художественным, философским и т.д. Перед нами те формы, в которых люди познают, осваивают окружающий их мир, объективную реальность, собственное бытие. У каждой формы свой предмет (область) отражения. У правосознания - это право, правовая действительность. Следовательно, правосознание - юридическая категория, подлежащая изучению юридической наукой.

В отечественной литературе правосознание определяется как совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают, каким хотели бы видеть право в идеале. Отсюда термин - "правосознание".

Каждый человек является носителем определенного правосознания. Неважно какого - высокого или низкого, развитого или незрелого, правильного или искаженного. Главное то, что гражданин имеет собственное мнение о праве, пусть и не вполне компетентное. Здесь уместно сказать: каждый судит о праве "со своей колокольни". Задача заключается в том, чтобы формировать у всех нужное, должное, желаемое правосознание.

И.А. Ильин в своей известной работе "О сущности правосознания" писал: "Нет человека без правосознания, но есть множество людей с пренебреженным, запущенным, уродливым или даже одичавшим правосознанием... Однако и слабое, продажное, рабское, преступное правосознание остается правосознанием, хотя его душевно-духовное строение оказывается неверным, а его содержание и мотивы ложными и дурными".

Верное, адекватное осознание права имеет важнейшее значение для жизнедеятельности индивида, его поведения, юридического мировоззрения, культуры, гражданской позиции. Не подготовленный в правовом отношении человек, как правило, социально пассивен, замкнут в узком мире личных интересов. Неразвитое или деформированное правосознание служит питательной средой многих правонарушений, других антиобщественных аномалий.

Правосознание выражает оценку права с точки зрения его справедливости или несправедливости, мягкости или строгости, совершенства или несовершенства, эффективности или неэффективности, достоинств или недостатков. Это - разнообразные, порой полярно противоположные суждения о праве, одобрительная или отрицательная реакция на его действие.

При этом оценивается не только право, законы, но и другие юридические феномены - законность, правопорядок, правотворчество, правосудие, акты правосудия, ход правовой реформы (если иметь в виду современную Россию), состояние преступности, деятельность правоохранительных органов и т.д., короче - все, что происходит в правовой сфере. Диапазон правосознания весьма широк, он охватывает все стороны и аспекты правовой жизни общества.

В заключение отметим, что правосознание в современном российском обществе крайне неоднородно, противоречиво, во многом деформировано. Процветает правовой нигилизм, неуважительное отношение к праву, законам. Растет преступность, другие противоправные деяния. Главная причина - кризисное состояние общества, низкая политическая, правовая и нравственная культура граждан, неэффективная работа правоохранительных органов.

Когда-то Ф. Энгельс писал, что есть два способа разложить нацию: наказывать невиновных и не наказывать виновных. У нас, к сожалению, встречается и то и другое. Когда люди видят, что есть преступление, но нет наказания или, наоборот, есть наказание, но нет преступления, то их правосознание серьезно деформируется, они перестают верить в закон, власть, правосудие, справедливость.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

  1. Декларация прав и свобод человека (Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года). //Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. №52. 1991. ст. 1865.
  2. Конституция Российской Федерации /принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ. – 2014. - №31. - Ст. 4398.

Научная и обзорная литература

  1. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2004.
  2. Затонский В.А. Правовой менталитет, правосознание и правовая активность граждан в контексте повышения российской государственности. //Право и политика. №6. 2017.
  3. Лукашева Е.А. Совершенствование деятельности государства - необходимое условие обеспечения прав человека // Государство и право. №5. 2015.
  4. Максимов С.И. Правовая реальность: опыт философского осмысления. – Харьков, 2002.
  5. Малиновский А.А. Правовой эгоцентризм // «Известия высших учебных заведений. Правоведение». Санкт-Петербургский государственный университет, 2008.
  6. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – М.:Норма, 2017.
  7. Мигущенко О. Н. Трансформация правосознания под влиянием изменений в политике, праве, морали: основные подходы. //История государства и права. №7. 2016.
  8. Монтескье Ш. О духе законов. – М.: РИПОЛ классик, 2018.
  9. Муромцев Г. И. Культура и право: аспекты соотношения // Право и культура, 2002.
  10. Пересадина О.В. Теоретико-правовые подходы к пониманию сущности и содержания в отечественной науке. //История государства и права. 2019. № 2.
  11. Петров В. Р. Деформация правосознания граждан России (проблемы теории и практики) : Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. - Н. Новгород, 2000.
  12. Птушенко А.В. Системная парадигма права. – М.: Статут, 2004.
  13. Свирин Ю.А. Особенности правосознания на современном этапе. //Юридическое образование и наука. №3. 2012.
  14. Смирнов А.И. Методологические аспекты исследования исторических вопросов формирования правосознания. //Журнал российского права. 2019. № 2 (266).
  15. Соколов Н.Я. Юридическая профессия: Понятие, сущность и содержание. // Государство и право. №9. 2014. .
  16. Тавадян А.Л. Роль функции правосознания: анализ структуры и видов. // Регион и мир. 2019. Т. 10. № 6.
  17. Теория государства и права / А.В. Евсеев, А.О. Лядов, И.В. Петров. – М.: Статут, 2015.
  18. Теория государства и права: учебник для вузов / Отв. ред. В. Д. Перевалов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2015.
  19. Теория государства и права. 3-е изд., расширен. и доп. / Под общ. ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало-М, 2001.
  20. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017.
  21. Чуйков Д. Понятие правосознания. //История государства и права. №21. 2017.
  22. Шалыгина С.В. Правосознание. // Аллея науки. 2019. Т. 3. № 5 (32).

Приложение 1

СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ

правовая психология

правовая идеология

поведенческие элементы

  1. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. - С.57.

  2. Чуйков Д. Понятие правосознания. //История государства и права. №21. 2017. - С.18.

  3. Соколов Н.Я. Юридическая профессия: Понятие, сущность и содержание. // Государство и право. №9. 2014. - С. 22.

  4. Лукашева Е.А. Совершенствование деятельности государства - необходимое условие обеспечения прав человека // Государство и право. №5. 2015. - С. 65.

  5. Соколов Н.Я. Указ. соч. С. 32.

  6. Лукашева Е.А. Указ. соч. С. 65.

  7. Чефранов В.А. Указ. соч. С.57.

  8. Мигущенко О. Н. Трансформация правосознания под влиянием изменений в политике, праве, морали: основные подходы. //История государства и права. №7. 2016. - С.46.

  9. Конституция Российской Федерации /принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ. – 2014. - №31. - Ст. 4398.

  10. Теория государства и права: учебник для вузов / Отв. ред. В. Д. Перевалов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2015. - С.89.

  11. Смирнов А.И. Методологические аспекты исследования исторических вопросов формирования правосознания. //Журнал российского права. 2019. № 2 (266). - С. 30.

  12. Пересадина О.В. Теоретико-правовые подходы к пониманию сущности и содержания в отечественной науке. //История государства и права. 2019. № 2. - С. 66.

  13. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2004. - С.38.

  14. Монтескье Ш. О духе законов. – М.: РИПОЛ классик, 2018. - С.47.

  15. Тавадян А.Л. Роль функции правосознания: анализ структуры и видов. // Регион и мир. 2019. Т. 10. № 6. - С. 44.

  16. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – М.:Норма, 2017. С. 376.

  17. Теория государства и права / А.В. Евсеев, А.О. Лядов, И.В. Петров. – М.: Статут, 2015. - С.186.

  18. Муромцев Г. И. Культура и право: аспекты соотношения // Право и культура, 2002. - С.48.

  19. Птушенко А.В. Системная парадигма права. – М.: Статут, 2004. - С.201.

  20. Шалыгина С.В. Правосознание. // Аллея науки. 2019. Т. 3. № 5 (32). - С. 481.

  21. Декларация прав и свобод человека (Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года). //Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. №52. 1991. ст. 1865

  22. Свирин Ю.А. Особенности правосознания на современном этапе. //Юридическое образование и наука. №3. 2012. - С.21.

  23. Затонский В.А. Правовой менталитет, правосознание и правовая активность граждан в контексте повышения российской государственности. //Право и политика. №6. 2017 г. - С. 39.

  24. Максимов С.И. Правовая реальность: опыт философского осмысления. – Харьков, 2002. - С. 70.

  25. Петров В. Р. Деформация правосознания граждан России (проблемы теории и практики) : Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. - Н. Новгород, 2000. С.46.

  26. Малиновский А.А. Правовой эгоцентризм //Санкт-Петербург// «Известия высших учебных заведений. Правоведение». //Санкт-Петербургский государственный университет, 2008. С. 171.