Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания (Правовая культура и её роль)

Содержание:

Введение

Правовое сознание и правовая культура, являясь частью системы общественного сознания, несут огромную смысловую нагрузку для формирования и развития правового государства его первостепенным субъектом – обществом. Это связано с тем, что в современный период, когда многие правовые постулаты и принципы подвергаются пересмотру и переоценке в виду изменчивости и непостоянства устоев, законодатели призваны усилить защиту гражданских, социально-экономических, политических и иных прав личности, а также обеспечить возможность обществу развиваться дальше в рамках правового поля. В целом, правовое сознание и правовая культура способствуют объединению граждан, и активно воздействуют на регулирование разнообразных процессов в обществе и государстве, укреплению правопорядка.

В этой связи, особую актуальность приобретает тема исследования «Правовое сознание и правовая культура. Профессиональное сознание и профессиональная культура юриста». Также тема настоящей работы актуальна и по причине потребности в разработке рекомендаций по применению общеизвестных в науке теоретических подходов о правовом сознании и правовой культуре на практике, поскольку проведение систематических реформ в правовой сфере оказывают непосредственное влияние не только на общество, но и на профессиональную юридическую деятельность. Так, высшее юридическое образование выступает в качестве одной из основных форм воспроизводства правовой культуры и правового сознания общества. С его помощью происходит передача необходимых профессиональных знаний, навыков и правового опыта, а также правовых ценностей и идеалов обществу (студентам – юристам, в процессе обучения преподавателями, а в последующем выпускниками обществу при осуществлении трудовой деятельности). Отсюда, модификация юридического образования определяет новое качество профессионального правого сознания и правовой культуры юриста, а через него правового сознания и правовой культуры общества в целом.

Целью представленной работы выступает комплексное теоретико-правовое исследование правового сознания и правовой культуры, в том числе профессионального сознания и профессиональной культуры юриста с последующим формулированием выводов о практической значимости указанных явлений.

Цель настоящей курсовой работы предопределила постановку следующих задач:

– исследовать понятие «правовое сознание», его функции и сущность;

– рассмотреть структуру и виды правового сознания;

– описать понятие «правовая культура», её структуру и виды;

– проанализировать роль правовой культуры в формировании правового государства;

– выявить соотношение понятий «правовая культура» и «правовое сознание»;

– сформулировать особенности профессионального сознания и профессиональной культуры юриста.

Объектом исследования в данной работе выступают общественные отношения, складывающиеся в обществе при проявлении правовой культуры и правовом сознании, а также в ходе проявления профессионального сознания и профессиональной культуры у юристов.

Предметом исследования являются труды современных учёных и практиков в области правового сознания и правовой культуры, а также профессионального сознания и профессиональной культуры юриста.

Для достижения обозначенной в настоящей работе цели были применены научные методы познания, такие как обобщение, анализ, синтез, гипотетико-дедуктивный методы познания. Также применялись специальные методы познания: логический, формально-юридический и другие методы.

Структурно работа состоит из введения, трёх глав, объединяющих семь параграфов (в первой главе два параграфа, во второй главе три параграфа, в третьей главе два параграфа), заключения и списка нормативно-правовых актов, специальной литературы и материалов судебной практики, состоящих из 28 источников в общем.

Глава I. Правовое сознание как часть общественного сознания

§ 1. Понятие «правовое сознание», его функции и сущность

Общество, как основной двигатель прогресса, в своём существовании ориентируется на так называемое «общественное бытие», и его осознание, причём характерной особенностью такого осознания является взаимозависимость окружающей действительности. Это означает, что порождаемые общественным бытием нравы, традиции, знания, взгляды, идеологические системы и заблуждения влияют на общество и его осознание реальности, а общество непосредственно влияет на формирование таких порождений. При этом осознание обществом перечисленных факторов является «общественным сознанием», которое состоит из нескольких частей: политическое сознание, правовое сознание, моральное сознание, духовное сознание и религиозное сознание (то есть по виду частей общественной жизни). Отсюда видится, что правовое сознание является неотъемлемой частью общественного сознания, без которого не существует общей системы ценностей и морали.

В общей теории государства и права существует несколько подходов к определению понятия «правового сознания», разработанных учёными-публицистами.

Так, по мнению В.Б. Исакова, под «правовым сознанием» принято понимать: «систему мнений, оценок, взглядов, идей, убеждений, настроений и чувств людей в отношении права, правовых институтов, поведения людей в правовой сфере, особую форму общественного сознания» [15, с.160].

Т.Н. Радько пишет, что «правосознание – это одна из форм общественного сознания, органично входящая в правовую систему общества и представляющая собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств, эмоций и установок людей в отношении всей юридической действительности» [26, с.301].

Д.А. Липнинский отмечает, что правосознание «есть понимание права, совокупность представлений, чувств, эмоций, волевых и интеллектуальных процессов, через которые выражается отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву» [10, с.280].

М.Ю. Осипов в своих трудах указывает, что «правовое сознание – это форма человеческого сознания, представляющая отражение правовой реальности, совокупность знаний, представлений, мыслей, убеждений и чувств, возникающих у индивида, группы лиц или всего общества по отношению к действующему праву и к правовой реальности» [21, с.34].

Таким образом, можно сделать вывод, что приведённые доктринальные дефиниции общим для правового сознания выделяют возникновение у индивида системных процессов эмоционально-интеллектуальных действий с целью познания права и правовой реальности и формирования отношения к ним.

Что касается легального определения правового сознания и отношения к нему законодателя, то, к сожалению, в современном российском праве, а также в международном праве, не существует официально закреплённого понятия «правового сознания». При этом в виду мирового и внутригосударственного понимания необходимости повышения общего уровня правового сознания, а также того, что правовое сознание во многом влияет на реализацию человеком и гражданином своих прав, свобод и законных интересов, полагается, что следовало бы подготовить единый нормативно-правовой акт, способствующий реализации практических рекомендаций по повышению уровня правового сознания. Думается, что в такой нормативно-правовой акт следовало бы включить определение понятия правового сознания, его функции и роли, рекомендации о практической реализации для общественности, а также и других важных аспектов.

Обнаружив понятийный аппарат «правового сознания» необходимо выделить и его функции, которые, по причине тесной взаимосвязи с общественным сознанием, имеют непосредственное влияние на его формирование. Так к функциям правового сознания относятся:

а) познавательная функция. Указанная функция связана с отражением в правовом сознании правовых явлений и процессов, их понимании, объяснении и описании, а также направлена на процессы повышения информированности лица в правовой сфере, на освоение правового наследия человечества.

б) оценочная функция. Данная функция заключается в формировании отношения к явлениям правовой действительности. Это связано с необходимостью воспитания у индивида собственного представления о сущности права и правовых явлений (процессов), что вызывает потребность их понять, оценить и адаптировать к уже имеющимся правовым представлениям. На основе оценочной функции формируется общая позиция человека по отношению к праву и правопорядку как общественному, так и собственному, её правильность (правомерность), то есть позитивная или неправильность (неправомерность) то есть негативная [20, с.216].

в) регулятивная функция. Приведённая функция предполагает управление правовой активностью человека, определяет её направления и формы, а также процессы согласования на основе внутренней мотивации поступков лица с требуемыми правом стандартами (образцами) правомерного поведения.

г) прогностическая (проектная) функция. Последняя, но не по значению, функция даёт возможность лицу участвовать в процессе правового развития на основе собственного видения будущих моделей права и его институционных воплощений. По сути, она означает формулировку идей, принципов и норм, которые могли бы служить развитию правопорядка, формированию на его основе новых, более совершенных правовых отношений. Эта функция правосознания базируется на человеческом качестве, редком даже среди юристов, - проективном мышлении [20, с. 217].

Таким образом, функции правового сознания направлены на понимание и прохождение через себя и своё сознание у индивида права и его проявлений, а также последующего формирования выводов и предложений новых правовых отношений.

Отчасти, в указанном постулате и определяется сущность правового сознания. Однако, помимо этого, сущность правового сознания проявляется и в том, что право само по себе обнаруживается неотъемлемой частью государственной и общественной жизни. Без его существования невозможно управление общественностью и отдельными сферами жизнедеятельности. В виду этого, понимание права, его сознание и формирование необходимо каждому индивиду, не зависимо от наличия или отсутствия у него юридического образования.

Также правовое сознание позволяет осуществлять право выбора модели поведения индивида, поскольку неосознанность может привести к некоторым видам деформации правосознания, а, следовательно, к правонарушениям, связанным с незнанием или неосознанием закона и ограничений, им предусмотренным. Имеется в виду, что при должном понимании права, индивид не будет подвержен желанию пренебречь установленными правилами, не будет игнорировать своим права и права окружающих, а также идеализировать право, не понимая механизм его действия или вовсе отрицать социальную ценность права.

Однако, по мнению автора, особо важной ролью правового сознания в жизни человека и общества является знание своих прав и умение их отстаивать, что невозможно без правового сознания. Так, в качестве критического вопроса, требующего осмысления не только учёными, но и непосредственно законодателем, следует выделить статистические данные Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, который подготавливая доклад о своей деятельности за предыдущий год указал, что «люди часто попадают в трудное жизненное положение, вступают в конфликт с законом либо проигрывают в споре с органами власти из-за элементарного незнания закона и своих прав». Думается, что указанный факт является существенной проблемой современности и во многом зависит от нежелания государства оказывать помощь обществу в осознании закона, и прав, предоставленных этим законом (поскольку на данный момент, единственным НПА, имеющим непосредственное отношение к повышению уровня правосознания является Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [2], который в ч. 3 ст. 1 указывает на оказание помощи в правовом просвещении по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты). В том числе, такая помощь должна обнаруживаться и в издании нормативно-правовых актов различного уровня, способствующих повышению правового сознания, проводится общедоступные семинары, лекции, видеоблоги от ведущих специалистов и применяться иные меры, закреплённые на законодательном уровне. Предлагается также проводить курсы и открытые лекции в учебных заведениях юридической направленности для людей иных профессий, поощрения со стороны государства для работодателей, организовывающих для своих работников семинары по повышению уровня правосознания и т.д. Отсюда также полагается, что было бы целесообразно и в дальнейшем продолжать научно-практические исследования по вопросу повышения уровня правового сознания общественности.

Подводя итог вышесказанному, следует вывод, что правовое сознание, как часть общественного сознания, представляет собой осмысленное осознание права и его составных частей индивидуумом, путём «пропуска» его через себя, своё сознание, выражения чувствами, эмоциями, идеями и концепциями понимания права. Правосознание, как и любая другая часть общественного сознания, имеет свои признаки, функции, роль и значение, и является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. В то же время, современный уровень правового сознания в Российской Федерации едва ли достигает среднего, что представляется существенной проблемой, требующей разработки рекомендаций со стороны законодателя к изменению уровня правового сознания, в том числе тех, на которые было обращено внимание выше.

§ 2. Структура и виды правового сознания

Правосознание, как и любой другой институт теории права, разделён на некие структурные элементы, которые позволяют понять, как оно устроено и что лежит в его основе.

Традиционным для юридической науки является выделение в правосознании правовой идеологии и правовой психологии. Правовая идеология представляет собой упорядоченное, систематизированное знание, представление, взгляды, понятия, убеждения, теории о правовой действительности, нацеленные на выполнение в обществе идеологической и воспитательной функции [24]. Правовая идеология не возникает самопроизвольно, она вырабатывается специалистами и только потом усваивается (или не усваивается по причине сложности и оторванности от повседневности) населением. Глубокое постижение правовой идеологии достигается в процессе получения юридического образования и целенаправленным самообразованием при знакомстве с литературными и нормативно-правовыми источниками [19, с.79]. Это наиболее видимая, активная часть правосознания.

Данный постулат подтверждается и различными программами государственных документов и государственной политики, в том числе в области образования и работы с молодёжью. Так, например, в 2015 году, при поддержке государства, был проведён Всероссийский конкурс молодежи образовательных и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива», целью которого помимо прочего было мониторинг уровня правового сознания, интересов на краткосрочную и долговременную перспективу, качества юридической подготовки обучающейся и работающей молодежи [5].

Отсюда мы видим, что благодаря вмешательству государства, а также разработки различных стандартов образования, привлечения к законотворческой инициативе общества, и проведения конкурсов, целью которых выступает повышение правосознания, происходит непосредственное влияние на такое явление как правосознание.

Правовая психология – это стихия массового сознания, подверженного случайностям, изменчивого и эмоционально неустойчивого. Правовая психология, состоит преимущественно из созерцательных моментов познания, психологического восприятия правовых реалий: чувств, эмоций и переживаний людей, связанных с правовой действительностью. То есть, по сути, это отношение к знанию о правовых явлениях, их эмоциональное восприятие, поскольку правовая действительность фиксируется не только на уровне знаний, но и на уровне эмоций, переживаний («правильное» или «не правильное», «справедливое» или «несправедливое», «радует» или «огорчает», «привлекает» или «отталкивает», «нужно» «не нужно» и т.д.). Данный структурный элемент является менее заметным, но более устойчивым, консервативной частью правосознания.

Важно также отметить и тот факт, что правовая идеология, как часть правового сознания, является константой, по отношению к иной части правового сознания – правовой идеологии. Проявляясь через образовательную деятельность, научные исследования в области права, а также ряда политических и социально-экономических факторов, влияющих на изменение структуры права и понимания права в переносе на общество, она по-прежнему остаётся неизменной как внутри государства, так и за его пределами (в международных правовых стандартах и правосознании за рубежом). Таким образом, можно сделать вывод, что изменения политических и социально-экономических условий оказывают влияние на изменение правосознания, но только в части правовой психологии, поскольку данная часть правового сознания подвержена случайностям изменчивого, и всегда зависит от эмоционально-волевых качеств (а они, как известно, варьируются в зависимости от политической, экономической и социальной ситуации в стране).

Наконец, для практических целей внутри структуры правосознания важно видеть различные элементы психологической структуры сознания – правовые знания, состояния, оценки, ценности, мотивы, цели, установки, ориентации и т.д. Исходя из их правовой природы, такие элементы также принято называть «поведенческие факторы». В их основе «закладываются» интеллектуальные, идеологические и психологические элементы. Эти факторы, выражаясь в мотивах, целях, внутренних установках и конкретных волеизъявлениях в регулируемых правоотношениях, во многом определяют правомерность поведения субъектов права[24].

Что касается видов правосознания, то необходимо сказать, что структура правосознания с точки зрения различных классификаций, приведённых научными деятелями, подразделяется на виды, в зависимости от содержания, от личного восприятия, от социальной структуры и иных факторов, которые будут приведены ниже.

Так, например, точки зрения социальной структуры восприятия права и его составных частей, правосознание подразделяется на: индивидуальное, групповое и массовое. То есть, в зависимости от физического носителя, осуществляющего осознание права правосознание, выделяют случаи, когда субъект имеется только у индивидуального правосознания, а групповое и массовое правосознание представляют собой результат коммуникации между индивидуальными субъектами. Данное деление позволяет разграничивать и изучать особенности правосознания различных социальных групп – руководителей, чиновников, предпринимателей, юристов, артистов, молодежи и других [15, с. 166].

С точки зрения социального содержания правосознание подразделяется на: научное, профессиональное и обыденное. Первый уровень – обыденное правосознание. Оно характерно для большинства членов общества и формируется в повседневной жизни граждан. Граждане, так или иначе, сталкиваются с правовыми предписаниями, так как правовую информацию получают ещё на школьном уровне, по телевидению, при обращении в компетентные органы или в результате самообразования и т.д. Для людей с обыденным уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, основных положений Конституции Российской Федерации [1], а их правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.

Следующий уровень – профессиональное правосознание, которое формируется в процессе специальной подготовки, например, при обучении в юридическом вузе, в процессе осуществления юридической деятельности. Субъекты этого уровня правосознания наделены специальными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Например, профессиональным правосознанием обладают судьи, нотариусы, юристы различных предприятий, прокурорские работники и т.д. Занятие многих государственных должностей действующее законодательство связывает с наличием специальной юридической подготовки, а иногда и практического стажа. Иными словами, для законодателя небезразлично, каким правосознанием обладает субъект, претендующий на право осуществлять практическую юридическую деятельность. В рамках указанного уровня зачастую происходит правоприменительная практика, на основе анализа которой делаются выводы по улучшению законодательства, а также соответственно правового сознания; изучается мировой опыт по тем или иным правовым вопросам.

Полагается, что с целью повышения уровня правового сознания, общество и государство должно стремиться именно к данному виду правового сознания, поскольку именно здесь происходит его практическая реализация. Отсюда возникает потребность в обобщении российского и мирового опыта развития профессионального сознания, обмена таким опытом, и соответственно подготовкой кадров. Думается, что было бы неплохо на государственном уровне закрепить возможность обмена студентами юридических ВУЗов с европейскими государствами, а также уже работающих специалистов, причём чтобы такая возможность была осуществлена за счёт государства. Это помогло бы повысить общий уровень знаний, а также апробации указанных знаний на практике, увеличить судейский опыт и потенциально развить направление правового сознания в рамках «общей доступности».

Третий уровень – научное правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся проблемами правового регулирования. Научное правосознание отличается глубоким восприятием сущностных закономерностей возникновения, развития и функционирования права. Именно в данном виде происходит написание различного рода научных трудов, которые впоследствии ложатся в основу становления правового сознания у молодёжи.

Каждая из перечисленных форм имеет свои сильные и слабые стороны. Научное правосознание, безусловно, наиболее развито и глубоко проработано, но его развитие порой односторонне, наука и учёные в своих изысканиях нередко отрываются от жизни, от практики. Профессиональное правосознание, напротив, в эту практику погружено, но ему подчас не хватает масштабности, широты взгляда на правовую действительность. В среде юристов можно столкнуться и с таким распространенным дефектом профессионального правосознания, как профессиональный цинизм. Обыденное правосознание свойственно обычному человеку, поэтому страдает поверхностностью, односторонностью, бессистемностью. Но у него есть и своя сильная сторона - непосредственное эмоциональное восприятие правовых явлений, оценка их с позиций здравого смысла [15, с.167].

По мнению Андрианова М.С. структура правового сознания состоит из:

- отношения к праву (его принципам, институтам и нормам);

- оценочных отношений к правовому поведению людей;

- отношений к правоохранительным органам и их деятельности;

- оценочного отношения к собственному правовому поведению (правовая самооценка) [6, с. 29].

По мнению Е.В. Змановской правовое сознание может включать:

- знание законов и их понимание;

- принятие правил как личностно значимых, убежденность в их полезности и справедливости;

- готовность, умение и привычку действовать в соответствии с законами и правилами [14, с.36].

Таким образом, схематично структуру и виды правосознания можно представить следующим образом: в элементы структуры правосознания входят правовая идеология (теории, концепции, идеи, понятия), правовая психология (чувства, эмоции, мотивы) и поведенческие элементы (привычки, установки, ориентиры). Виды правосознания расходятся в зависимости от субъектов (индивидуальное, групповое и массовое) и в зависимости от уровня (обыденное, профессиональное (специализированное) и научное (теоретическое)). Однако для фактического повышения уровня правового сознания, и последующей тенденции такого увеличения, необходимо провести законодательные реформы, связанные с обобщением и имплементацией международного опыта по продвижению правового сознания в массы.

Глава II. Правовая культура и её роль

§ 1. Понятие «правовая культура», её структура и виды

Как и правовое сознание, термин «правовой культуры» имеет свои деменции, что, как правило, связано с различным пониманием смысла «культура» человеком. Так, одни понимают лишь ценности духовной жизни, другие ещё более сужают это понятие, относя к нему лишь явления искусства, литературы, архитектуры, третьи вообще понимают определённую идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать трудовые и иные отношения. Отсюда предлагается привести для сравнения несколько вариантов определения «правовая культура», с целью формирования общего представления о нём.

В.Б. Исаков считает, что «правовая культура – это часть культуры общества, охватывающая способы правотворчества и реализации права, опосредующая государственно-правовые институты, социально-правовую практику и сложившееся в обществе правосознание. Применительно к личности под правовой культурой понимают характерные для данной личности взгляды, убеждения, ориентации, образцы правового поведения, отражающие состояние индивидуального правосознания» [15, с. 169].

А.А. Мусаткина указывает, что «в юридической литературе существуют два основных подхода к определению правовой культуры. В узком смысле правовую культуру рассматривают как знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний. В широком смысле правовая культура – это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, деятельности государственных органов, должностных лиц. При этом правовая культура предполагает определённый уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности, качественное состояние процессов правотворчества, судебного и административного рассмотрения дел, высокий уровень правопорядка и законности» [10, с.283].

По мнению А.В. Полякова «правовая культура есть правовая среда обитания людей. Это совокупность текстов, отражающих правовую реальность, а также деятельность по их созданию, хранению и распространению» [23, с.370]. Полагается, что в данном случае под правовой культурой понимается объединённый процесс распространения правовых норм и предписаний данных норм, а также создания реальных условий для такого распространения.

Таким образом, под правовой культурой следует понимать поведение индивида, и общества, а также индивида в обществе, при полном осознании им права и его значимости, обусловленное установлением государством тех правовых основ, которые обязательны к исполнению, а также реализацией всеми категориями лиц таких предписаний.

Что касается структуры правовой культуры, то здесь стоит отметить, что правовая культура общества включает в себя целый ряд элементов, в том числе следующие.

Правовые знания – по сути, это знания людей о праве, его возможностях и ценности, а также знание правовой истории, которая представляет собой «поучительную» часть права, основанную на правовых достижениях, сформулированных на методе проб и ошибок, а также заблуждений, нередко приводивших к весьма тяжким последствиям.

Правовые нормы – закреплённые в различного рода нормативно-правовых актах правила поведения, многие из которых вполне обоснованно считаются «бриллиантами» законотворческого искусства [8, с.14].

Правовые институты – государственные и негосударственные организации и структуры, участвующие в формировании и реализации норм права. Данная часть структуры безусловно важна, поскольку общество и государство должны постоянно работать над развитием своих правовых норм, вкладывать в них необходимые силы и средства, для последующей организации правового государства.

Правовые процедуры – по своей сути, это детально продуманный, апробированный на практике порядок рассмотрения любых юридических вопросов, который должен неукоснительно соблюдаться всеми участниками правоотношений в рамках соблюдения ими правовой культуры.

Правовые отношения (правовая практика) – реализация права в реальной жизни, в отношениях между людьми. Может ли считаться культурным общество, в котором написаны и опубликованы замечательные правила дорожного движения, но на практике редко кто их выполняет? Такое же отношение и к праву в целом [8, с.14].

Правовые традиции – исключительно важный элемент структуры правовой культуры, придающий ей целостность, и завершённость, поскольку без закрепления и сохранения правовых традиций невозможно воспитать уважение граждан к праву и закону.

Последним, но не по значению элементом структуры правовой культуры является правовое образование и воспитание как источник правовой культуры, потому что правосознание личности и позитивное отношение к правовым ценностям формируются именно в этой сфере.

Говоря о видах правовой культуры, стоит сказать, что в общепринятой наукой классификации, виды правовой культуры подразделяют в зависимости от её носителя. Так, согласно указанному критерию выделяют:

- правовую культуру государства;

- правовую культуру общества;

- правовую культуру личности;

- правовую культуру семьи;

- правовую культуру группы [18, с.124].

Правовая культура государства представляет собой систему ценностей, норм и правил, а также режима правопорядка и законности, разработанных государством, и призванных обеспечивать защиту прав, свобод и интересов общества.

Правовая культура общества, как наиболее крупный вид, представляет собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества (уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состоянию правовой системы, состоянию юридической практики и т.д.) [18, с. 126].

Правовая культура личности представляет собой знание законодательства (интеллектуальный срез), убеждённость в его необходимости и социальной полезности (эмоционально-психологический срез), а также умение пользоваться правом (поведенческий срез) индивидуумом. Правовая культура личности характеризует уровень её правовой социализации как члена общества, степень усвоения и использования ею правовых начал государственной и социальной жизни [27, с.101].

Правовая культура семьи в свою очередь связана с пониманием семьи как ячейки общества, а значит, представляет собой систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание и психологию лиц внутри групповой ячейки – семьи, путём правового воспитания наряду с иными воспитательными процессами.

Правовая культура группы по своей сути представляет тот же элемент, что и правовая культура общества, однако в отличие от последнего, группа является меньшей общностью, в результате чего требует специальных знаний и подготовки, а также ей присуща более высокая степень сосредоточенности и понимания основ правового поведения и деятельности.

Таким образом, правовая культура представляет собой некие устойчивые состояния общественного сознания и социальной практики, сложившиеся на основе неоднократного повторения деятельности, связанной с правом и его практической реализацией, а также систематического функционирования различных структурных элементов правовой системы – права, морали, традиций и т.д. И именно из этих состояний сознания вытекают виды правовой культуры и элементы её структуры, как взаимосвязанные формы её составляющие.

§ 2. Роль правовой культуры в формировании правового государства

Проблемы формирования правового государства были известны ещё с древних времён, поскольку многие учёные и по сей день ищут, и спорят о лучшей форме государственного устройства, которая отвечала бы интересам абсолютного большинства гражданского общества, и имела при этом правовые основы таких интересов.

В виду того, что основная идея правового государства базируется на принципе верховенства закона, по отношению к государству, обществу, личности, то, как видно из ранее сказанного, правовая культура государства, общества и личности обнаруживаются первостепенными основами в его формировании.

Так А.С. Ахметов по данному вопросу пишет: «предпосылкой изучения правовой культуры является осознание потребности социума в качественной разработке теоретических и практических вопросов становления системы прав и обязанностей человека, в условиях постоянно меняющихся экономических, социально-политических условий жизни общества и государства. На сегодняшний день мы наблюдаем необходимость создания моделей и концепций в области повышения уровня правовой культуры, развития правового сознания, правового образования и, как следствие, повышения активности населения в реализации проводимой правовой политики государства по построению правового государства. Если рассматривать правовую культуру с сущностной стороны, то видно, что она аккумулирует в себе те правовые явления и процессы, которые соответствуют правовой действительности и правовой зрелости общества, а значит и формированию принципа верховенства закона в государстве и в обществе» [7, с.18].

Указанную позицию разделяет и законодатель, отмечая в инструктивном письме Минобразования РФ 30 сентября 2002 г. № 3 «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи» [4], что одной из основных функций деятельности государства является изучение правового сознания молодежи, оказание необходимой юридической помощи молодежи, формирование её правовой культуры, воспитание правосознания. Таким образом, можно судить, что одной из тенденций повышения роли правовой культуры является взаимодействие государства с молодёжью, что также влияет на формирование правового государства. Отсюда полагается, что необходимыми профилактическими мерами по повышению правовой культуры могут служить создание обширной нормативно-правовой базы по взаимодействию с молодёжью, вручение грантов на развитие собственных проектов по разработке рекомендаций внедрения правовой культуры в массы, а также проведение различных всероссийских конкурсов и форумов.

Специфика правовой культуры заключается в том, что она зависит не только от знания норм права, и беспрекословного их исполнения, но и от нравственного, материального и экономического благосостояния общества. Только при должном уровне развития общественных интересов (во всех сферах жизнедеятельности), правовая культура граждан будет отвечать уважительным отношением к праву, а значит и формировать правовое государство. Отсюда полагается, что роль правовой культуры в формировании правового государства заключается именно во взаимной отдаче ожидаемых предпосылок (государством благ обществу, а обществом необходимого уровня правовой культуры государству) государством и обществом друг другу.

Также, необходимо отметить, что правовая культура – это единство правовых знаний, оценок и поведения, а иметь правовую культуру означает не только самому выполнять требования юридических норм, но и добиваться того, чтобы и другие субъекты следовали им [6, с.36]. Указанный постулат означает, что построение правового государства основано на принципе выполнения требований нормативно-правовых предписаний не только индивидом, или группой лиц, но и обществом в целом, а, как известно, правовая культура будет эффективна лишь при полноценной общественной реализации права. Ту же позицию можно наблюдать при анализе положений ряда нормативно-правовых актов, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, а также укреплению законности и правопорядка, в которых одним из направлений деятельности по противодействию нарушениям закона, коррупции, и т.д. является «выработка правового сознания и правовой культуры». Таким образом, при формировании правового государства, разработка законодателем нормативной базы, направленной на увеличение правовой культуры, а также непосредственное осознание всеми субъектами права правовых норм, и их соблюдение есть неоспоримый элемент роли правовой культуры.

Право должно быть реализовано, поставлено на защиту. Именно этот постулат, при должном его исполнении формирует правовое государство. Только право, основанное на высоких духовно-нравственных принципах, позволит гармонизировать сознание человека и окружающее его пространство. Отсюда правовое воспитание, посредством вырабатывания правовой культуры, прочно свяжет жизнь общества с правом, а, следовательно, сформирует правовое государство.

Отсюда, с целью повышения роли правовой культуры при формировании правового государства можно предложить следующие аспекты, приведённые в научном труде Н.А. Клевцовой:

1. В основополагающих началах и принципах правовой системы государства важно обеспечить необходимую правовую ориентацию. Здесь необходимо выделить разделение принципов правовой системы на отраслевые, межотраслевые и конституционные. Знание этих принципов позволит каждому индивиду понимать сущность и содержание права, формировать собственные правовые знания и убеждения, участвовать в правовых реформах, быть инициатором новых идей и концепций.

2. Для расширения объёма и повышения уровня правового поведения адресатов права необходимо создать «социально-правовую базу». Это необходимо для формирования социальной зрелости граждан и правовой грамотности, что будет характеризовать их правовое поведение и осознание правовой ответственности. Это станет предпосылкой для нормального функционирования государства с высоким уровнем правовой культуры, причём не только работников юридической сферы, но и каждого индивида.

3. Важно обеспечить непосредственным носителям прав и обязанностей условия для борьбы за свои законные интересы. Это означает создание условий для исключения правовой пассивности, нетерпимости к правовому нигилизму, воспитания чувства законности и справедливости у каждого гражданина.

4. Необходимо на постоянной основе проводить работу по профилактике правонарушений. Здесь важно вести борьбу с правовым нигилизмом, слабой информированностью населения о существующих законах, постоянную работу по совершенствованию законодательства, организации открытых встреч по разъяснению нового законодательства и т.д.

5. Важно осуществлять правовую активизацию населения. От активности и результативности действий каждого индивида зависит стабильный правопорядок и соблюдение законности в обществе. Это поможет формировать у каждого гражданина чувство гражданского долга и ответственности [16, с. 36-37].

По мнению автора, стоит согласиться с приведённым перечнем мер, повышающих общий уровень правовой культуры населения, поскольку исключительно в совокупности, они смогут привнести должное развитие правовой культуры и правового государства в общество, а также разрешить современным проблемы исследуемого явления.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что проявление законности в обществе напрямую зависит и от уровня правовой культуры граждан. Одной из причин нарушения законности является низкий уровень правовой культуры в обществе. Кризис правового государства во многом обусловлен положением, сложившимся в правовой сфере, существенным разрывом между нормами и реальными общественными отношениями, включая непосредственные отношения граждан к нормам права, отсутствием эффективного процесса правотворчества, деятельности государственных органов и должностных лиц.

§ 3. Соотношение понятий «правовая культура» и «правовое сознание»

В современной науке и литературе существуют различные подходы к соотношению понятий «правовая культура» и «правовое сознание» в виду разнополярности позиций по вопросу определения данных явлений правовой жизни и их роли в процессе социализации личности и эволюции всего общества.

Так, по мнению Е.А. Певцовой «правовое сознание есть относительно самостоятельное явление, которое определяет духовную основу правовой системы». В формировании правовой культуры, по мнению указанного автора, большую роль играют правовые эмоции, так как такие категории как духовность и философия не свойственны для вырабатывания правового поведения личности [22, с.14]. Таким образом, Е.А. Певцова отмечает, что «правовое сознание» и «правовая культура» есть две различные категории, не связанные между собой напрямую, а лишь в виду того, что несмотря на различие структур, они обладают внутренним и внешним содержанием, характеризующимся определённостью их составных элементов. В первом случае речь идёт о фиксации правового опыта общества, граждан, о правовых теориях и идеях, во втором – подразумевается процесс оформления этого опыта в практической правовой деятельности.

Ряд других авторов (например, А.П. Семитко, Н.Я. Соколов, З.Ч. Чикеева и другие) пишут о взаимовлиянии друг на друга понятий «правовой культуры» и «правового сознания» в виду их правовых установок в обществе. Так, с точки зрения перечисленных учёных, правовая культура рассматривается в соотношении с сознанием права личностью и её поведением при таком осознании, а правовое сознание рассматривается неотъемлемо от поведения, вызванного исполнением предписаний нормативно-правовых актов. Таким образом, данные категории оказывают влияние друг на друга, и не могут существовать одна без другой, поскольку структура правовой культуры без правового сознания не может быть полной, а правовое сознания без элементов правовой культуры не имеет под собой оснований к существованию.

В качестве ещё одного мнения, относительно соотношения «правовой культуры» и «правового сознания», выделяется суждение о том, что правовое сознание является необъемлемой частью правовой культуры. Так, по мнению А.Б. Венгерова, «правовая культура – это социально-экономический феномен, в составе которого определяется правосознание, юридические учреждения и прочее». С.С. Алексеев считает, что «правовая культура включает в себя уровни правового сознания, законность, совершенство законодательства и юридическую практику» [17, с.16].

Того же мнения придерживается и А.С. Бондарев, который пишет о том, что «понятие правовой культуры указывает на две формы её существования, «живую» и предметную. При этом «живая» часть правовой культуры подразумевает под собой, в том числе, и знания права субъектом, его правовые умения и навыки качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства для достижения своих правомерных целей, то есть правосознание» [9, с.15].

Думается, стоит согласиться с мнением авторов, которые судят о соотношении «правовой культуры» и «правового сознания» как неотъемлемой части, поскольку двухсторонняя структура правовой культуры, представленная выше, позволяет чётко определить место правового сознания в ней, а также увидеть, что оно занимает главенствующую роль. Более того, полагается, что вхождение правового сознания в состав правовой культуры объясняется и тем фактом, что правовая культура в понимании поведения субъекта при исполнении им правовых предписаний, проходит через осознание им таких предписаний. То есть, это значит, что для того, чтоб индивид и общество в целом соблюдали норму права, он должен её предварительно осознать, «провести» через себя, выявить своё отношение к ней, и только после этого исполнить.

То же касается и правовой культуры государства. Поскольку перед тем как издать норму права и требовать от общества её исполнения в том виде, в котором подразумевает законодатель, последний должен самостоятельно её осознать, выявить её полезность и целесообразность. И только после этого можно будет судить о правовой культуре государства, общества личности. То есть если мы хотим иметь качественные законы, то надо позаботиться о том, чтобы наш законодатель обладал высокой правотворческой культурой [8, с.87].

Исходя из вышеизложенного, можно выделить и такую закономерность, подтверждающую представленное мнение, а именно: в случае изменения политических и социально-экономических условий, государство изменяет законы, корректируя их под сложившуюся политико-правовую ситуацию. В тоже время, при изменении норм права, общество реагирует на них посредством правосознания, понимания изменений, чем они вызваны, и соответственно формирует для себя новую модель поведения в сложившихся реалиях, и соответственно правовую культуру, как метод реагирования на сформировавшиеся изменения.

Рассматривая соотношение правового сознания и правовой культуры, следует заметить, что при всём вышеизложенном, стоит придерживаться при этом той точки зрения, что в правовую культуру включается правосознание, понимаемое как позитивное правовое явление. Тогда как негативные правовые явления: правовой нигилизм, инфантилизм, идеализм, демагогия и т.д., образуют противоположное правосознанию правовое явление – антиправосознание, а, следовательно, и образуют антипод правовой культуры – правовую антикультуру. Данный постулат ещё раз доказывает, что правовое сознание входит в правовую культуру, как основополагающая её часть.

Из всего вышесказанного напрашивается вывод, что двусторонний подход к пониманию правовой культуры позволяет чётко определиться с путями её формирования и развития в стране через правовое сознание. Так, воздействовать на правовую культуру можно через правовое сознание путём правового воспитания и правового самовоспитания индивида, так как только после сознания норм права можно говорить о воспитании культуры.

Таким образом, правовая культура и правовое сознание соотносятся между собой как часть и целое. Правосознание является неотъемле­мым структурным элементом правовой культуры, её «живым» основанием, и некой константой, что при всём динамизме придаёт стабильность правовой культуре. Данное положение позволяет рассматри­вать правовую культуру как пространственное поле правосознания, и в то же время, как её явление, отражающее взаимосвязь двух данных категорий.

Глава III. Особенности профессионального сознания и профессиональной культуры юриста

§ 1. Особенности профессионального сознания юриста

Особенность профессионального правосознания составляет тот факт, что познания юриста в области права значительно полнее и детальнее, чем у прочих граждан, и достигают (должны достигать) экспертного уровня [11, с.47]. Как правило, они закладываются ещё в период обучения, при исследовании и анализе норм права в различных его областях.

В виду характерных особенностей трудовой деятельности, юристу необходимо обладать особыми навыками осознания норм права, их переработки и исполнения, чему и надлежит обучаться на протяжении всего периода образовательной деятельности.

Так, в период обучения, и непосредственно работы, юристу требуется развивать высокие деловые и личностные качества, вырабатывать иммунитет к правовому нигилизму, а также оттачивать знание законов, социальных норм. Помимо этого, для увеличения уровня правового сознания юриста необходимо повышение интеллекта (путём развития логики, памяти), пунктуальности, преданности делу, укрепление совести, чести и понимание всей полноты ответственности за совершаемые им действия. Полагается, что особенность профессионального сознания юриста подкрепляется и принципиальностью, жаждой справедливости и коммуникабельностью. И только в применении всех этих качеств в совокупности можно судить о высоком уровне профессионального сознания юриста. В то же время, следует отметить, что острой проблемой современности выступает именно отсутствие данных критериев у большинства юристов, что в свою очередь порождает низкий уровень профессионального сознания.

Так, основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [3] установлено, что основными факторами, влияющими на состояние правовой грамотности и правового сознания, обнаруживаются доступность для граждан квалифицированной юридической помощи; неукоснительное соблюдение адвокатами и нотариусами, иными частнопрактикующими юристами в их профессиональной деятельности норм закона и профессиональной этики. Таким образом, из указанного нормативно-правового акта видится, что основы профессионального сознания юристов являются определяющими факторами к правовому сознанию всего населения страны, что является не только его специфической чертой, но и первостепенной задачей по повышению уровня правосознания юриста. Это связано также и с тем, что юристы более осознанно, с учётом правовой идеологии и правовой психологии реализуют процесс правового сознания.

Следовательно, для повышения уровня правового сознания юриста предлагается на государственном уровне принимать всевозможные меры (как поощрительного, так и порицательного характера), в том числе меры при обучении будущих юристов. Механизмы выработки у них ранее перечисленных волевых качеств, а также тяге к знаниям закона, и надлежащего его исполнения и соответственно оказания помощи населению в законодательном просвещении и в правовом регулировании возникающих трудностей. Это поможет повысить уровень правосознания не только юристов, но и общества в целом.

Таким образом, особенности профессионального сознания юриста заключается в выработке им на протяжении периода обучения и укрепления в ходе трудовой деятельности совершенствования личностных и деловых качеств, способствующих оттачиванию знание законов и социальных норм путём пропуска их через собственное восприятие, и как следствие, организации помощи населению защите своих законных прав, свобод и интересов.

§ 2. Особенности профессиональной культуры юриста

Правовая культура юриста, будучи профессиональной, является одной из форм культуры в целом и содержит в себе систему правовых взглядов, знаний и других структурных образований.

На содержание профессиональной культуры юриста особенно активно воздействует нравственное сознание, так как нравственные требования и категории, предъявляемые в результате специфики работы юриста (например, такие как «добро», «зло», «честь», «долг», «справедливость») пронизывают все сферы жизни и деятельности. Свидетельство этому – постоянно обсуждаемая тема о профессиональной этике юриста.

Особенностями профессиональной культуры юриста, также как и профессионального сознания, является и тот факт, что они закладываются ещё в период получения юридического образования. Исключительно благодаря получению высшего образования по юридической специальности юрист может сформировать свою правовую культуру, поскольку имеет несколько отличную от простого обывателя призму понимания права.

Подтверждая вышеуказанное, хотелось бы акцентировать внимание именно на данной особенности, поскольку отличие профессиональной культуры юристов от специалистов иных профессий, заключается именно в качественной характеристике – глубине и объёме познания права, а также в более хорошей способности к реализации права на практике. Так, представители юридической профессии являются носителями культурных ценностей в сфере права, из чего следует, что одновременно они являются и непосредственными субъектами реализации правовой культуры. Отсюда, своими действиями, решениями, и манерой поведения в целом юристы обязаны внедрять в жизнь не просто правовую культуру поведения, а целый ряд правовых ценностей, находящихся под охраной права: жизнь человека, его честь, достоинство, неприкосновенность, свободу, справедливость и т.д., в том числе, осуществлять правоприменительную практику в соответствии с нормами материального и процессуального права. Таким образом, для представителей юридической профессии наличие высокого уровня профессиональной правовой культуры и понимание необходимости и важности её распространения (приведение в массы личного примера) является обязательным моментом и необходимым условием качественного выполнения профессионального долга [25].

Также, особенностью является и то, что в процессе обучения, и в последующем трудовой деятельности, юрист получает так называемую «профессиональную деформацию», под которой понимается переориентация правовой культуры юриста, на реальную помощь населению и работу с профессиональной юридической деятельностью с целью совершенствования личности в узконаправленной специальности [13, с.107]. Получая подобную деформацию, профессиональное сознание юриста улучшается путём неоднократного штудирования нормативно-правовой базы, формирования новых выводов и получения новых знаний, а, следовательно, и повышается правовая культура.

Из указанного постулата вытекает ещё одна особенность профессиональной культуры юриста, а именно её развитие не только в рамках одной личности – юриста, но и группы лиц (союз юристов, адвокатов и т.д.), а также общества в целом (путём оказания юридической помощи лицам, или непосредственно выполнения трудовой деятельности в юридических сферах неопределённому кругу лиц). Так, юристы могут доносить правовую информацию до людей, а, следовательно, повышать правовую культуру масс.

Важно отметить, что высокий уровень и профессиональной культуры юриста предопределяет эффективность функционирования права, и стабильность правопорядка, а также стабильность во многих сферах социальной жизни в обществе и государстве в целом. То есть, от уровня формирования на начальных этапах (этапах обучения) и в последующем при должном развитии профессионализма юриста зависит эффективность реализации правовых норм, издаваемых законодателем.

Между тем, одной из проблем правовой культуры юриста видится тот обстоятельство, что в последнее время выражается большая озабоченность состоянием юридического образования в стране в связи со значительным снижением морально-нравственного стандарта подготовки лиц юридической профессии. Полагается, что это связано с тем, что из юридического образования уходит моральная идея «служения обществу», присутствующая ранее, в то время как сейчас господствует идея «лёгкого» заработка. Между тем обучение по специальности юриспруденция предполагает моральную зрелость человека, достаточно сформированную личность, так как сами по себе владение юридическими технологиями и информированность о юридических нормах не являются фундаментальным знанием и не формируют профессиональную культуру [28, с.98]. Таким образом, видится, что на сегодняшний день, основную массу юристов составляют лица, которые действуют, руководствуясь принципом поиска заработка, но никак не желающими бороться за законность и справедливость. Отсюда полагается, что общество испытывает острую потребность не только в издании законов, но и в заметном повышении уровня профессиональной культуры юристов. С данной целью предлагается повысить учебно-воспитательную работу со студентами-юристами, а также с уже практикующими юридическими кадрами, формирование у них качеств стремления к законности, правопорядку и защите прав и законных интересов граждан на добровольных началах.

Таким образом, особенности профессионального сознания и профессиональной культуры юриста заключаются не только в личностном профессиональном развитии юриста, но и в его профессиональной деформации, оказывающей влияние и на юриста, и на группы лиц, и на общество в целом.

Заключение

Подводя итоги проведённому исследованию необходимо, в первую очередь, отметить, что правовое сознание и правовая культура, а также профессиональное сознание и профессиональная культура юриста являются достаточно дискуссионными вопросами в юриспруденции. По данной тематике написано множество научных трудов, а также приведена масса предложений по улучшению действенности для индивида, общества и государства, что сделало возможным проведение полноценного исследования указанных аспектов, и как следствие выполнение поставленных в работе цели и задач.

На основании таких научных трудов, а также в виду всего вышеизложенного в работе, можно сделать следующие выводы и предложения по повышению правового сознания и правовой культуры, в том числе у юриста.

Правовое сознание, как часть общественного сознания, представляет собой осмысленное осознание права и его составных частей индивидуумом, путём «пропуска» его через себя, своё сознание, выражения чувствами, эмоциями, идеями и концепциями понимания права. Правосознание, как и любая другая часть общественного сознания, имеет свои признаки, функции, роль и значение, и является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. В то же время, полагается, что критически следует оценивать современный уровень правового сознания в Российской Федерации, который как видится, едва ли достигает среднего, что представляется существенной проблемой, требующей разработки рекомендаций со стороны законодателя к изменению уровня правового сознания. Думается, что указанный факт во многом зависит от нежелания государства оказывать помощь обществу в осознании закона, и прав, предоставленных этим законом. В данном случае, в качестве рекомендаций по повышению уровня правосознания, предлагаются следующие меры, выведенные на основе анализа действующего законодательства: издание нормативно-правовых актов различного уровня, способствующих повышению правового сознания, проведение общедоступных семинаров, лекций, видеоблогов от ведущих специалистов и применение иных мер, закреплённых на законодательном уровне. Предлагается также проводить курсы и открытые лекции в учебных заведениях юридической направленности для людей иных профессий, поощрения со стороны государства для работодателей, организовывающих для своих работников семинары по повышению уровня правосознания и т.д. Отсюда также полагается, что было бы целесообразно и в дальнейшем продолжать научно-практические исследования по вопросу повышения уровня правового сознания общественности.

Также, особый интерес в ходе написания работы вызвало теоретическое положение о делении правового сознания на виды, в частности на обыденное, профессиональное и научное. Это объясняется тем, что данная классификация видится наиболее целесообразной с точки зрения её распространённости в практической жизнедеятельности. В тоже время, в работе выделен и недостаток, проявляющийся в уточнении данной классификации, а именно: анализ существующей практики апробации правового сознания в каждом из видов показал, что, к сожалению, во многом не учитывается мировой опыт правового сознания. Полагается, что с целью устранения данного недостатка необходимо обобщить российский и мировой опыт развития профессионального сознания, провести обмен таким опытом, и соответственно осуществить возможность подготовить высококвалифицированные кадры, способные в последующем передавать правосознание в массы. Думается, что также было бы неплохо на государственном уровне закрепить возможность обмена студентами юридических ВУЗов с европейскими государствами, а также уже работающих специалистов, причём чтобы такая возможность была осуществлена за счёт государства.

Отдельно в ходе проведения исследования было определено, что на современном этапе развития теории государства и права в области изучения правового сознания и правовой культуры нет правоприменительной практики в том виде, в котором её можно наблюдать более известных сферах (например, гражданском праве или трудовом праве). Однако, с целью обеспечения прав человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка правоохранительными органами проводится соответствующая политика в области повышения правового сознания и правовой культуры, в том числе путём борьбы и противодействию коррупции.

В качестве практической значимости, в работе также был выделен момент, выделяющий функции государства по повышению уровня правового сознания и правовой культуры. Так, одной из основных функций деятельности государства является изучение правового сознания молодежи, оказание необходимой юридической помощи молодёжи, формирование её правовой культуры, воспитание правосознания. Отсюда был сделан вывод, что необходимыми профилактическими мерами по повышению правовой культуры могут служить создание обширной нормативно-правовой базы по взаимодействию с молодёжью, вручение грантов на развитие собственных проектов по разработке рекомендаций внедрения правовой культуры в массы, а также проведение различных всероссийских конкурсов и форумов.

Таким образом, при выполнении поставленных в начале работы цели и задач, были не только рассмотрены вопросы, подвергающие критическому осмыслению современной ситуации российской действительности, но и разработаны выводы, а также приведены конструктивные предложения по повышению уровня правового сознания и правовой культуры, в том числе у юристов. В результате чего, автор приходит к мнению о необходимости продолжения научно-практического исследования по выбранной тематике.

Список использованной литературы

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 дек.
  2. Федеральный конституционной закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ // Российская газета. – 1997. – 04 март.
  3. Приказ Президента РФ от 28 апреля 2011 г. № 1168-пр «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» // Российская газета. – 2011. – 14 июля.
  4. Инструктивное письмо Минобразования РФ 30 сентября 2002 г. № 3 «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи» // Официальные документы в образовании. – 2002. – № 29.
  5. Положение о Всероссийском конкурсе молодежи образовательных и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива» (утв. Государственной Думой Федерального Собрания РФ и Общероссийской общественной организацией «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция» 22 октября 2015 г.) [Электронный ресурс] // ГАРАНТ: справ. правовая система. – Доступ с локального компьютера.
  6. Андрианов М.С., Боголюбов С.А., Бут Н.Д., Добрецов Д.Г., Ермакова К.П. Законность: теория и практика: Монография [и др.] / Под ред. Ю.А. Тихомирова, Н.В. Субанова. – М.: Юридическая фирма Контракт, 2017. – 170 с.
  7. Ахметов А.С. Проблемы формирования правовой культуры современного общества // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2017. – № 3. – С. 18-22.
  8. Бондарев А.С. Правовая культура - фактор жизни права: Монография. – М.: Проспект, 2012. – 248 с.
  9. Бондарев А.С. Правосознание – неотъемлемая и ведущая часть правовой культуры // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2016. – № 1. – С. 13-16.
  10. Гогин А.А., Липнинский Д.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник [и др.] / Под ред. А.В. Малько, Д.А. Липнинского. – М.: Проспект, 2016. – 328 с.
  11. Голубева Л.А. Право, мораль, справедливость // Справедливость и равенство в уголовном судопроизводстве: сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 20-21 марта 2015 года; в двух частях, часть вторая). – ИД «Петрополис», 2016. – С. 44-51.
  12. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год от 17 мая 2017 г. / Российская газета. – 2017. – 17 мая. – № 104.
  13. Жалинский А.Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 300 с.
  14. Змановская Е.В. Девиантология: Учебное пособие. – М.: Норма, 2012. – 288 с.
  15. Исаков В.Б. Основы права: Учебник для неюридических вузов и факультетов (под ред. В.Б. Исакова). – М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. – 480 с.
  16. Клевцова Н.А. Теоретические подходы к исследованию правовой культуры // Территория науки. – 2016. – № 1. – С. 35-40.
  17. Кожевников С.Н. Общая теория права: Учебное пособие. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2010. – 261 с.
  18. Краснов Ю.К., Надвикова В.В., Шкатулла В.И. Юридическая техника: Учебник. – М.: Юстицинформ, 2014. – 210 с.
  19. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: Учебник: в 2 т. Т. 1. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2016. – 744 с.
  20. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 300 с.
  21. Осипов М.Ю. О российской правовой ментальности в свете социоестественной истории и коммуникативной концепции права // Журнал российского права. – 2017. – № 6. – С. 33-37.
  22. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. – 2014. – № 3. – С. 14-18.
  23. Поляков А.В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Учебник. – 2-е изд., исправл. и доп. – М.: Проспект, 2016. – 832 с.
  24. Правосознание / [Электронный ресурс] URL: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/pravosoznanie.html (дата обращения 23.04.2018 г.).
  25. Профессиональное сознание и профессиональная культура юристов / [Электронный ресурс] URL: http://kursak.net/tema-professionalnoe-soznanie-yuristov/ (дата обращения 01.05.2018 г.).
  26. Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2016. – 568 с.
  27. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 173 с.
  28. Рыбаков В.А. Теория функций гражданского права (методологические и воспитательные аспекты): Монография. - М.: Статут, 2015. – 136 с.