Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания ( Правосознание как форма общественного сознания)

Содержание:

Введение

Правовое сознание, правовая культура в теории государства и права занимают заметное место в силу того, что в этих категориях проявляется право, законодательство, юридическая деятельность и др. Правосознание обладает опережающим свойством, предвидением развития элементов правовой системы. От правосознания, в конечном счёте, зависит состояние и качество правовых явлений. Правосознание, наконец, - это правовое воспитание, обучение, юридическое образование и правовая наука. Учитывая амплитуду значимости категорий «правосознание» и «правовая культура», отметим, что от их состояния во многом зависит качество и ценность, перспективы реформирования права, законодательства, состояние правосудия, законности, правопорядка. Правосознание - это форма общественного сознания, образуется наряду и во взаимодействии с политическим, моральным, эстетическим и другими формами общественного сознания. Правосознание имеет специфический предмет отражения - право и законодательство, правовые формы государственной деятельности, юридическую практику, другие компоненты правовой системы. Носителями (субъектами) правосознания являются индивиды, негосударственные организации, органы государства, должностные лица, профессиональные группы, общество в целом. Правосознание по отношению к объекту отражения имеет оценочный характер. Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций и переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву и к другим правовым явлениям. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают и каким хотят видеть в идеале.

Глава 1. Правосознание как форма общественного сознания.

1.1 Понятие правосознания. Правовая форма сознания.

Правосознание -это своеобразный фильтр, через который пропускается факторы, влияющие на право. Каждый юрист по-разному определяет понятие правосознания. Так, на­пример, профессор Дюрягин И.Я так определяет это понятие: "правосознание -это форма общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей, классов, общества о праве и об урегулированном им поведении." А Ба­баев В. К более раскрывает это понятие: "правосознание - это совокупность правовых идей, представлений, эмоций, в которых выражается субъективное отношение людей, социальных групп, общества в целом к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права." Итак, как особая форма общественного сознания, правовое сознание представ­ляет гобой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настрое­ний, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относи­тельно права и его роли. Люди по-разному понимают право и связанные с ним явления общественной жизни, различно относятся к правовым нормам, юриди­чески значимым действиям, т.е имеют разное правосознание. Правосознание включает в себя как отношение к действующему праву, так и к праву прошлому, праву желаемому, т.е будущему. " Отношение людей к праву будущему является мощным фактором создания более совершенного, бо­лее справедливого и прогрессивного законодательства. Объясняется это тем, что правосознание опережает право, - пишет В.К. Бабаев. - Действующая норма всегда оценивается людьми, корректируется в сознании людей, и такие представления являются прообразами будущей нормы. Прежде чем быть принятой, любая норма формируется в голове людей, яв­ляется правосознанием. Правосознание в этом смысле всегда предшествует праву".

Как особая форма сознания, правовое сознание представляет собой со­вокупность представлений относительно права и его роли.

Оно предполагает:

-осмысление и ощущение необходимости права;

-оценку права;

-осознание необходимости создания развитой системы законодательства;

-осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нор­мативных актов;

-восприятие процесса и результатов реализации права;

-соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политически­
ми и т.д).

Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, правед­ного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведе­ния. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерно­го и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи фор-мальзованность, определенность и категоричность. Ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую оче­редь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осущест­вления прав человека и, гражданина.

Что же такое правовая форма сознания?

"Правосознание как специфическая форма общественного сознания по­рождено объективными условиями жизни людей. Возникнув как результат рас­кола общества на классы и связанного с ним изменения общественных отноше­ний, правосознания на всех этапах исторического развития является продуктом отражения общественного бытия людей", - считал К. Маркс.

Среди многих общественных факторов, влияющих на содержание право­сознания и его развитие, определяющую роль играет экономический строй об­щества, экономические отношения. Однако обусловленность правосознания экономическими отношениями нельзя понимать как прямую зависимость каж­дой правовой идеи только от экономической структуры общества. " Экономиче­ский строй, -подчеркивал В.И. Ленин, лишь в конечном счете определяет соз­нание людей, но не исчерпывает собой содержание общественного бытия, оп­ределяющего сознание в целом." Непосредственно же на содержание правового сознания оказывает влияние вся совокупность общественных идей и отношений: политические, правовые, бытовые отношения, действующие в обществе право, мораль, уро­вень общей и политической культуры, традиции и другое. Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения право­сознания являются реальные общественные отношения, требующие правового регулирования, результат правового регулирования - правоотношения, меха­низм правового регулирования, поступки людей в сфере права, а также право­вые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Правосознание черпает для себя материал во всей полноте реальной жизни общества, а не ис­ключительно в правовых отношениях.

С точки зрения механизма познания правосознания создает в уме чело­века определенную социально-правовую "картину" окружающей его действи­тельности. Благодаря когнитивной функции правосознания личность узнает о существовании в обществе определенных правовых отношений; о том, как ре­гулируются социальные отношения правом, что запрещается и что поощряется законодателем; о том, какими правами и обязанностями обладает субъект пра­вовых отношений и конкретно данная личность; о праве; о принципах и идеях государства о том как личность может участвовать в определении своих прав и обязанностей, в реализации своего политического и правового статуса, каким образом влиять на принятие тех или иных законодательных актов.

Важнейшей функцией правосознания является идеологическая функция. Ее значение определяется тем, что предметы отражения правосознания - госу­дарство и право это общественные явления, в которых в концентрированной форме находят выражения такие глубокие, общезначимые социальные процес­сы как общение между нациями и народами, взаимоотношения личности и об­щества. Функции правосознания не сводятся к идеальному отражению социаль­но-правовой действительности. Правовое сознание входит в качестве важней­шей составной части в систему регулирования непосредственно поведения лю­дей в правовой сфере, а также подключается к действию других элементов сис­темы правового регулирования - созданию юридических норм и всех форм их реализации.

"Правосознание не просто и не только " отдельная часть" механизма "*"' правового регулирования. Оно пронизывает весь этот механизм, отражает его, воздействует на него в целом", - утверждает С.С Алексеев. Правосознание вы­ступает в качестве идеологического и социально- психологического фактора ' функционирования всей системы правового регулирования. Правосознание выполняет также функцию моделирования. Результатом действия функции правового моделирования является формирование опреде­ленных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые для успешного развития общественных от­ношений. Правосознание участвует в определении моделей должного поведе­ния не произвольно, а на основе всестороннего восприятия и оценки людьми всей совокупности отношений экономических, политических, этических, рели­гиозных и др. Правосознание призвано не только отражать поведение людей в сфере действия права, но и участвовать в качестве определяющего элемента в регу­лировании этого поведения, выдвигая определенные требования и предписания, которые объективно нуждаются в законодательном закреплении. Нормы права, непосредственно являются продуктом правосознания. От правосознания как идейного источника норм права, зависит их содержание в тот или иной период характер воздействия норм на общественную жизнь. Правосознание участвует не только в создании норм права, но и в опре­делении необходимости регулирования тех или иных социальных процессов, общественных отношений правом, в определении круга прав и обязанностей участников будущих правоотношений, в выборе способа правового регулирова­ния и т.д. Таким образом, выступая идейным источником права, правосознание выполняет присущую ему нормативно- прогностическую функцию. Рассмотренные выше функции правового сознания тесно связаны между собой и выступают в сознании индивида неотрывно друг от друга. Итак, роль правосознания проявляется в его функциях:

- познавательной ( гносеологической );

- прогностической ( моделирования );

- регулирующей;

- воспитательной.

1.2 Структура правосознания

В общем понимании структура представляет собой целостную организацию системы, ее компонентов и составляющих, образуя единый механизм. Структура призвана обеспечивать организацию взаимодействия ее элементов, а также упорядочивать и организовывать систему в целом.

В юридической науке в структуре правосознания принято выделять 2 составных элемента:

1.правовая психология;

2.правовая идеология.

Правовая психология представляет собой отношение населения к праву, основанное на эмоциональном (эмпирическом) уровне, уровне чувств, переживаний и настроений. Данный элемент структуры правового сознания формирует у индивида отношение к праву, его нормам и явлениям, влияет на решение о соблюдении и несоблюдении закона и тд.

Важную позицию в правовой психологии занимают правовые эмоции, формирующиеся в сознании людей под влиянием правовых знаний и процессом общения людей друг с другом. Однако, следует отметить, что уровень правовых знаний и правосознания в целом напрямую влияет на качество правовых настроений, иными словами, чем выше уровень знаний, тем выше степень адекватности реагирования человека на правовые изменения в обществе.

Вопленко Н.Н. выделяет 2 вида этих правовых настроений:

- оптимистичное;

- пессимистичное.

Данная классификация схожа с указанной ранее классификацией откликов (негативных, позитивных).

Вопленко и Морозова также считают, что правовые настроения можно разделить на 2 компонента:

- устойчивый;

-подвижный (менее устойчивый, неустойчивый).

К устойчивым компонентам авторы отнесли:

-правовые знания;

- самооценка личности, то есть способность индивида к критическому мышлению;

- привычные стереотипы поведения в обществе и др.

Эти компоненты формируют характер личности, составляют его костяк, который становится прочным фундаментом, на который сложно воздействовать и разрушить.

Противоположностью же этой основе являются настроения. Чаще всего они возникают спонтанно, стихийно, однако специалисты отмечают, что данным явлением можно сознательно руководить, воздействуя на нормы морали. Так, помимо указания на нормы Конституции Российской Федерации[1], должника по налоговым соображениям можно призвать к чувству совести, стыду добропорядочности, дабы определенная группа населения преодолела безразличие к обязанности уплаты налогов.

Правовая идеология в противовес правовой психологии, основывается на теоретических и научных идеях, взглядах, теориях, догматах и концепциях специалистов в данной области. Ее основу составляет рациональный, а не эмоциональный подход.

Профессор Гранат Н.Л., проводя сравнение этих компонентов правосознания, отметил, что правовая идеология является более глубоким усвоением, познанием права, поскольку не ограничивается поверхностным, стихийным, эмоционально окрашенным его восприятием, а проникает в его сущность, природу, закономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов, методов обеспечивается его эффективность.

Еще, отмечает Мелехин А.В., отличиями правовой психологии от идеологии проявляется в том, что правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология – на уровне присущей ей закономерностей, выходит за рамки жизненного опыта субъекта. Правовая психология более продвинута, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, т.к. субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для глубокого изучения требуется время.[2]

Правовая психология и правовая идеология, отмечают ученые, несмотря на коренные отличия тесно взаимосвязаны и существуют неразрывно друг от друга, оказывая взаимное влияние, отчего не могут по отдельности рассматриваться как второстепенные, малозначимые явления (в частности, правовая психология). Правовые идеологии, создаваемые отдельными группами людей, непременно отражаются в правовой психологии, получают одобрение или отклонение со стороны личности, группы людей и общества в целом.

Так, Королев А.И. считает, взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности. Во-вторых, если проделать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается. В-третьих, правовая психология наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение. Только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества.[3]

Некоторые ученые, помимо названных двух, рассматривают третий компонент – поведенческий. Его суть заключается в том, что имеет место рассмотрение правосознания исключительно отдельной личности, в состав которого включаются:

- правовая установка;

- ценностная ориентация человека;

- правовая активность (готовность личности ней);

- цель, мотив;

- и иные.

Глава 2. Виды правосознания

Виды правосознания по его субъектам в общественной форме представляют как правосознание индивидуальное, групповое и общественное. Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают типичные свойства его юридической действительности. Оно объективируется в правовой культуре, юридической науке или идеологии; в законодательстве, поскольку оно принимается государственным органом, представляющим общество; в массовых представлениях, отражаемых, в частности, в прессе; во всех идеологических институтах - таких как политика, мораль, искусство, религия и так далее. Общественное сознание может проявляться в формах, которые не существуют и не могут существовать в головах отдельных людей. Прежде чем общественное сознание проникает в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп. То, что правосознание опосредствуется социально-демографической структурой общества, - факт, подтвержденный многочисленными эмпирическими наблюдениями. Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый их них состоит в том, что в любой общности, как уже указывалось, складывается специфическая субкультура, то есть свои нормативные ценности, которые прежде всего, влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Второй фактор - это различия интересов социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в социальной структуру, а стало быть, с различным отношением к собственности, системе распределения, к власти, одним словом, к общественному строю и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим. Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека и усвоения им группового и общественного правосознания, опосредствованного особенностями его жизненного пути. Коллективные формы сознания плюс личный опыт - вот что образует основу восприятия юридической действительности каждой неповторимой личностью.

Правосознание и право: взаимодействие. Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп, всего общества, выявить пробелы законодательства, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и тому подобное. Немалую роль играет и знание полезного зарубежного правового опыта, когда в правосознании формируется представление «у них» и «у нас», при чем «у них» со знаком «плюс», «у нас» со знаком «минус». Такое правосознание также может в определенных исторических условиях выступать фактором правового развития. Однако при этом всегда надо исключать механическое копирование чужого опыта, сопоставлять его с национальными традициями, собственным правовым опытом. Правосознание право могут находится в конфликте. На это оказывает влияние взаимодействие правового и морального, политического, эстетического сознания. Так, пока 'пить' считалось моральным, в правовом сознании это обстоятельство при совершении бытового преступления фигурировало как смягчающее вину обстоятельство - «по пьяни». Но уголовное законодательство расценивает это как отягчающее обстоятельство. Правосознание находилось в конфликте с правом. Правосознание в своих пластах, уровнях, видах «работает» на устранение пробелов в праве, формулирует в конкретных правовых требованиях (законах, постановлениях) положения, которые могут усовершенствовать законодательство. в правоприменительной деятельности развитое правосознание направляет гражданина для разрешения спора в суд, а не в редакцию газеты, что впрочем, тоже иногда полезно. Право формирует правосознание. Если право отвечает социальным потребностям общества, соответствует его идеалам, целям, тогда правосознание служит опорой правоприменительной деятельности, основой правотворчества. Право - структурообразующий фактор для правосознания.

Заключение

Сложившиеся стереотипы коллективного правосознания, конечно, не остаются неизменными. Под воздействием жизни, пропаганды, реформ, открывающих новые возможности, они развиваются, модифицируются. Однако вряд ли огромная страна может быстро сбросить с себя ярмо многовековой авторитарной традиции и устремиться навстречу рыночной и политической свободе. Еще большее сомнение вызывает возможность скорого формирования новой личности, девизами которой являются «свобода», «частная собственность», «предприимчивость». Это увеличивается вероятность несовпадения принимаемых государством законов и права, выражающего нормы массовой культуры. Возникающее здесь противоречие будет тормозить принятие новых «рыночных законов» и снижать эффективность уже принятых. Лишь преодоление стереотипов массового сознания позволит успешно двигаться к обществу, основанному на обменных отношениях. Заканчивая свою работу, мне бы хотелось привести несколько интересных высказываний о правосознании:

«Значение и сила права в том, что оно осознается отдельными личностями, как должный порядок общественной жизни».

«Право выражает собою не объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений».

«Право определяет рамки осуществления разнообразных интересов, составляющих содержание общественной жизни».

Коркунов Н. М.

«... ни в прошлом, ни в настоящем не было ни одного государства, в котором официальное право не защищалось бы принудительными мерами».

«Существующий в каждом государстве установленный официальным правом порядок сохраняется и соблюдается только благодаря тождественности правовых убеждений всех его граждан с нормами официального права».

Сорокин П. А.

Список литературы:

1. С.И. Митина. Теория государства и права: Учебное пособие / С.И. Митина; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2007. 2007

2. Григорьева И.В.Теория государства и права : учебное пособие. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. 304 с.

3. В. Н. Хропанюк. Теория государства и права: Хрестоматия; под ред. Радько Т. Н. - М. 1998.

4. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие. М.: Проспект, 2011. 416 с.

5. Ильин И.А. О сущности правосознания / Собрание сочинений. – В 10 т. – Т. 4 – М.: Русская книга, 1994. – 420с.

6. А. Б. Венгеров. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: «Новый Юрист». 1998.

7. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. // ВолГУ, 2006, с.52.

8. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. Мн.: Тесей, 2009. 576с.

9. Королев А.И. Теория государства и права. // СПб.: Юристъ, 2007.

10. Мелехин А.В., Теория государства и права: Учебник. // М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007.

11. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М. // Издательство «Эксмо», 2008, с.425.

12.  Гойман-Червонюк В. И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 17. С. 164—167.

13. Мялкин В. А. Взаимосвязь правосознания с нормой права // Власть силы, сила власти. М., 1996. С. 117—122.

14. Общая теория права / под ред. А. С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 9.

15. В.И. Добреньков, П.А. Агапов. Введение в изучение социальных систем, структур и социальных процесов. – М.: Академический Проект, 2015. – 256 с.

16. Венгеров А.Б. Теория государства и права. СПб, 2011. С. 571.

17. Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. М., 2017. С. 196.

18. Венгеров А.Б. Теория государства и права. СПб, 2012. С. 571.

19. Лазарева В.В.Общая теория права и государства. М., 1998. 168 с.

20. Малько А.В. Теория государства и права. М., 1998. С. 158

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст.4398.

  2. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. // М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007.

  3. Королев А.И. Теория государства и права. // СПб.: Юристъ, 2007.