Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

История советской типографики. Обзор работ советских художников шрифтовиков

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: история советской типографики внесла значительный вклад в развитие современных шрифтов. Благодаря истории советских художников шрифтовиков типографика и само изучение шрифта имеет особую актуальность на данный момент.

Предмет исследования - шрифты, используемые в советской печати ХХ века.

Объектом исследования являются шрифты, а в частности используемые в советской печати ХХ века. Примеры в полиграфии и изобразительном искусстве.

Целью работы, стал анализ работ советских художников шрифтовиков и сама история советской типографики в период с 1922 по 1991 годы.

Поставленная цель определила следующие задачи:

  1. Изучить историю советской типографики;
  2. Составить обзор шрифтов, созданных шрифтовиками того времени;
  3. Выявить особенности данных шрифтов;
  4. Описать использование определенного шрифта в сфере ее деятельности.

Методы исследования: В процессе работы были использованы следующие методы: наблюдение, описание, сравнение и аналогия.

Теоретическая разработанность темы исследования: Уточнение теоретических аспектов можно найти в работах – 1. Барышников Г.М., Бизяев А.Ю., Ефимов В.В., Моисеев А.А., Почтарь Э.И., Ярмола Ю.А.

Структура работы: включает в себя введение, две теоретические главы, заключение, глоссарий и список литературы.

ГЛАВА 1. ПЕРВЫЕ ШАГИ К НОВОЙ ТИПОГРАФИКЕ В СССР

Введение стандартов по шрифтам в современном искусстве как одной из форм современной системы визуальных коммуникаций

Шрифт состоит из определенных символов и знаков, поэтому они являются носителями знакосимволических средств мышления. Символ частично представляет собой содержание и выражает эмоции касательного какого-либо содержания, в то время как знак является значением. Именно по этой причине происходит информационный обмен между людьми.

Существует осознанное и подсознательное восприятие шрифта. Данные функции служат в этом случае проводников в восприятии, после чего и характеристикой личности. Например, шрифт, который был выбран для электронного сообщения и, собственно, визитной карточки типографики, объявления или авторского плаката. На данном этапе можно провести параллель с теорией К. Г. Юнга, которая включала в себя теорию бессознательного. Один человек может иметь несколько типографических архетипов в зависимости от ситуации и ее контекста. Он может быть как строгим, так и детским, как классическим, так и модным и т.д.

На примере рассмотрим практическое применение шрифтовых гарнитур в определенных ситуациях.

Во-первых, большую роль играет размер самого шрифта, его восприятие и то, как его позиционирует автор. «… относительно мелкий шрифт, например, 11р, создает ощущение большей доверительности и важной информации…» (А. Сигман).

Во-вторых, существуют как мужские, так и женские версии шрифтов, которые используются в визитках. В большинстве строгие прямолинейные шрифты читаются «машинными», поэтому привлекают мужскую сторону, в то время как у женщин большое внимание вызывают пластичные и округлые шрифты с выраженным выносным элементом. Золотой серединой данных версий является антиквенный шрифт. Его примеры: Times New Roman, Lazurski, Bodoni (см. рис. 1), Palatino и др.

sheriff-4-02

Рис. 1. Шрифтовая гарнитура Bodoni

В большой классификации шрифтов есть и такие, которые принято называть универсальными из-за их многофункциональности. Примерами таких шрифтов являются: Officina, Lucida, Meta, Tornado (см. рис. 2) и т.д.

загруженное

Рис. 2. Шрифтовая гарнитура Tornado

Стильные шрифты находят свое применение в определенных случаях. В большинстве они бывают нечитабельны при использовании в большом объеме. Примеры таких шрифтов: LetterGotic, Europe, Perfo, Magistral и т.п.

Безликими и неоднозначными могут считаться угловатые шрифты, такие как Rodchenko, если они не соответствуют информационному контексту. «…в характеристике психоанализа их можно определить как «эмоционально зажатые» (А. Сигман).

Моноширинные шрифты ассоциируются со временем копирок и печатных машин. Как правило именно такие шрифты вызывают ностальгию. Примерами являются: Optimus, Trixie, Courier, Секретарь и т.д. Они популярны среди графических дизайнеров и широко используются административными работниками.

Классические шрифты, которые представляют собой четкость и простоту формы, вызывают доверие и чувство стабильности. Примерами являются: Times New Roman (см. рис. 3), Palatino, Garamond, Bannikovskaja и др. Чаще всего используются бизнесменами и адвокатами по статистике последних времен.

i4utuzscgkjvfi8jamxs

Рис. 3. Шрифтовая гарнитура Times New Roman

Гротески были созданы для нейтрального использования. «…ассоциируются с практичностью и здравомыслием…» (Сигман). Примерами таких шрифтов считаются: Arial, который используется в электронной переписке, Modern, Helios, Pragmatica и т.п.

Рукописные шрифты оцифрованы под почерк, которые несут в себе цель передать близкие отношения. Примеры: Olga, Nina, Minusman, Mistral и т.п. «…раньше эти шрифты использовались банками, желающими избежать ощущения «казенности» путем имитации в письмах «персонально подписи». (А. Сигман). Такие шрифты популярны благодаря своему дружелюбному характеру, но при длительном чтении возможен дискомфорт. Поэтому Э. Шпикерман советует не набирать целые страницы, тем более книги, данным шрифтом.

Акцидентные шрифты, которые иногда считаются модными или рукописными, считаются неудобными для восприятия при длительном чтении, поэтому используются для заголовков. Примеры данных шрифтов: Lithos Pro, FaRer, Bermuda, Giddyuo и др.

Для деловой переписки используются шрифты, характерные для данного контекста. Хорошо подойдут такие шрифты как: Times New Roman, Helvetica (см. рис. 4), Zapf, Adonis и т.п. Э. Шпикерман считает этот вид шрифтов серьезным и холодным, которые должен быть спроектирован строго. Для более традиционного контекста применяется такой шрифт, как Bodoni. Именно этим набором пользуются банковские работники.

helvetica_promoworx

Рис. 4. Шрифтовая гарнитура Helvetica

При выборе шрифта для оформления заявления о приеме на работу или написания автобиографии, нужно учитывать характер профессии, иначе неправильно подобранный шрифт вызовет недоверие. Для этого нужно придерживаться простых правил: читабельность и простота восприятия. Антиквы, которые были описаны выше, подойдут для претендентов традиционных должностей, а гротески используются для впечатления современности, которые так необходимы молодым фирмам.

Выбор шрифтовой гарнитуры осуществляется с учетом ассоциаций, где печатный текст помогает дополнить их. Само восприятие происходит подсознательно, поэтому при большом количестве читателей будет использоваться стандартное, менее неоднозначное шрифтовое решение. Баланс между этическими и психологическими задачами необходим, поэтому его также стоит учитывать.

. Задачи и этапы проведения анализа шрифтов советского периода

Культурная революция СССР была описана в постановлении ЦУ ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», который был принял 23 апреля 1932 года. В связи с этим постановлением, произошла реорганизация творческих объединений на базе социального реализма. Общенародным, в скором времени, должно было стать искусство, которые вдохновлялось идеями социализма. В нем не было места для различных формалистических течений. Складывались противоречия духовной культуры нового исторического времени. Это означало тесную связь искусства оформления книг с ее назначением и содержанием; появление новых приемов оформления классического наследия; удобочитаемость, удобства в использовании и учет в книге об художественных явлениях.

Подобные требования относились и к рисункам типографских шрифтов, ассортимент которых был ограничен. Для набора использовались 3-4 гарнитуры, например: академическая, обыкновенная, латинская, елизаветинская. Все это сказалось на внешнем оформлении книг, для которых был необходим большой выбор шрифтов. Для улучшения оформления, издательства начали использовать художников, рисованных оригиналов шрифтов. Уже в начале 30-х годов были выпущены роскошные оформления сочинения классиков, где использовались рисованные шрифты издательства «Академия». Молодые художники данного издательства прошли большую школу, где изучали классическое наследие. Новейшие приемы стали все чаще использоваться, и выпускаться в большинстве в политической и художественной литературе.

Переход к рисованным шрифтам происходил постепенно. Происходило создание комбинированных оригиналов, объединяющих в себе одновременно наборные и рисованные шрифты. Примером такой работы является титульный лист к «Евгению Онегину» Пушкина, выполненный Н. Кузьминым (см. рис. 5). Комбинированным внешним оформлением изданий занимались такие художники, как: Г.Д Епифанов, Н.В. Ильин, С.Б. Телингатер, Н.А. Седельников, Л.С. Хижинский. Использование рисованного шрифта привело к тому, что внешнее оформление книг происходило не только в центральных, но и в периферийных издательствах.

Рис. 5. Титульный лист книги Л. С. Пушкина

«Евгении Онегин». М., «Acidemia», 1933

Первая советская трехмагазинная наборная машина была создана в 1932 году в Ленинграде, а именно на заводе имени Макса Гельца. Данная машина была типа «Линотип». Выпуск с каждым годом постепенно совершенствовался. На данный момент выпускаются буквоотливные машины, исключая основные марки строкоотливных наборных. Такие машины приспособлены для крупнокегельного набора типа СК и фотонабора.

До самой середины 30-х годов в СССР не создавались новые рисунки шрифтов, т.к. нужно было доукомплектовать шрифты, которые имелись, дополнительными знаками и машинными к ним матрицами для интернациональных алфавитов, которые населяли советский союз. Значительно улучшились старые рисунки шрифтов в производстве линотипных матриц, которые импортировались из зарубежных стран. Освобождение от них в СССР было важных этапом в создании новых рисунков шрифта. Одна из первых гарнитур для набора определенных изданий была создана в 1936 году в Научно-исследовательском институте Наркомместпрома РСФСР, под руководством которого стоял М.И. Щелкунов за компанию с Н.Н. Кудряшовым. Данная гарнитура разрабатывалась на основе изучения шрифтов США, которая по-другому называлась как «леджибилити тайпс», обозначающий легкочитаемый шрифт. Но несмотря на это, через какое-то время линотипные матрицы нового шрифта были сняты с производства из-за нахождения в них недостатков.

Что касается старых гарнитур, наиболее значительно переработанными были литературная и обыкновенная новая, которые были созданы для 4-го издания Сочинений В.И. Ленина. Она является улучшенным вариантов обыкновенной монотипной гарнитуры под номером 27, которая имеет более широкое очко и строгое построение, в отличие от обыкновенной (см. рис. 6). Достойного внимания заслуживают титульные образцы обыкновенной новой гарнитуры.

Рис. 6. Построение отдельных букв обыкновенной

новой гарнитуры

Старые гарнитуры улучшались и совершенствовались из-за полного комплекта каждого кегля этих гарнитур. Включалось около 250-300 знаков, вместо ранее 90-100. Набор текста осуществлялся на 70 языках народов СССР, также на русской и латинской основах.

В 1939 году была разработана так называемая школьная гарнитура. Создателем является Е. Б. Черневский, который взял за основу шрифты группы «сенчери». Для нее характерна строгость построения широкого очка, а также мнимым контрастом между основными и соединительными щтрихами, в соотношении 2:1. Происходит перевалирование круглых элементов и приближение к квадрату прямоугольных букв. Данная форма дает удобочитаемость в издания для детей, учащихся по школьной программе. Гарнитуры имеет 4 начертания и предусмотрена для всех видов набора.

В 1940 году художников А. В. Щукиным были созданы первоначальные рисунки журнальной рубленой гарнитуры. За основу брался шрифт эрбар-гротеск, созданный Якобом Эрбаров в Германии, который также применялся в газете «Правда» гарнитуры «Метро». Использование данного шрифта происходит в периодических изданиях глубокой и плоской печати, примером которых является журнал «Огонек».

Большую роль в проектировании рисунков шрифтов НИИ ОГИЗа играла удобочитаемость, исследования по которым проводил Институт психологии МГУ и его группа сотрудников под руководством В. А. Артемова. Благодаря его трудам была разработана методика сравнительной удобочитаемости гарнитур шрифтов, оценивая квалификацию читателя.

Во время Великой Отечественной войны в Научно-исследовательский институт полиграфического машиностроения была передана лаборатория шрифта НИИ ОГИЗа.

Переход к новому этапу создания рисунков шрифтов связан с окончанием Великой Отечественной войны. В 1946 году был создан отдел новых шрифтов в Научно-исследовательском институте полиграфического машиностроения. Главное задачей было создать рисунок типографского шрифта, который будет использоваться не только в печати на языках народа СССР, но и западноевропейских и восточных стран. В данной работе мы рассматриваем только рисунки латинских и русских графических основ.

Разработка новых рисунков шрифтов была связана с производством матриц для выпуска строкоотливных и буквоотливных машин типа СК.

Уже на то время большое количество гарнитур шрифтов создавалось с учетом особенностей оформления разных типов изданий. При создании использовалось русское наследие и лучшие рисованные образцы современной советской и иностранной графики.

Около 40 оригинальных гарнитур было создано отделом в течении 25 лет.

Школьная гарнитура. ППервоначальные рисунки были разработаны в 1939 году. Более широкая разработка проводилась в 1939-1961 года коллективом художников НИИполиграфмаша под руководством Е.Н. Царегородцевой. Данная гарнитура не только имела свое основное назначение, но и часто применялась в наборе разного рода книжных изданий, журналах и газетах (см. рис. 7).

Буквенная гарнитура. Данный шрифт представляет собой более усовершенствованный вариант рубленой гарнитуры, а именно – акцидент гротеска. По сравнение с ним, в шрифте превалируют круглые элементы, которые дают удобочитаемость, поэтому и использовались чаще в изданиях, предназначенных для детей. Гарнитура разработана в 1965 году художников Е.Н. Царегородцевой (см. рис. 8).

Рис. 7. Школьная гарнитура (коллектив художников,

1949— 1961)

Рис. 8. Букварная гарнитура (Е. Н. Царегородцева, 1965)

Банниковская гарнитура. Была создана в 1946-1952 годах Г. А. Банниковой на основе изучения русского гражданского шрифта 18 века, а также антиквы эпохи Возрождения. Банниковский шрифт похож на петровский декоративным характером, внешний вид которого приближен в московскому гражданскому письму начала 18 века. Но при этом сохраняются индивидуальные черты современного русского шрифта. Благодаря этому данный шрифт может применяться как в историческом, так и в современном наборе. Банниковская гарнитура используется в наборе зарубежных стран до сих пор.

Гарнитура Лазурского. Создана В. В. Лазурским в 1959 году. Данный шрифт был создан благодаря изучение на протяжении многих лет ряда материалов по построению шрифта эпохи Возрождения (особенно работ Дюрера, Пачоли, Альда Мануция, Франческо Гриффо, Таглиенте). Лазурский был удостоен золотой медали на международной выставке в Лейпциге в 1959 году. В отличие от банниковского, данный шрифт более строгий. Его качество объясняется объединением в одной композиции классической строгости шрифтов Возрождения с декоративными элементами, которые характерны для русского гражданского шрифта начала 18 века. Наиболее отмечается это в буквах «к», «ж» и “я».

Гарнитура байконур. Разработана в 1960 году Г. А. Банниковой. Этот шрифта типа бодони, является оригинальным по начертанию, но более строгим по построению (см. рис. 9).

Гарнитура Хоменко. Создана украинским художником В. И. Хоменко в 1965 году. В данном шрифте отражаются особенности полуустава киевских рукописей. Также он является малоконтрастным, приближенным к египетскому и применяется не только в книжных, но и в периодических изданиях (см. рис. 10).

Гарнитура ладога. Разработана художником А. В. Щукиным в 1968 году. Рисунок шрифта является умеренно контрастным, имитирующим технику рукописного письма, который выполнен пером. Применяется также и в акцидентном наборе (см. рис. 11).

Пискаревская гарнитура. Создана в 1938 — 1956 годах художником Н. И. Пискаревым (1892—1959). Он ставил перед собой задачу создать экономичный шрифт, который также будет удобочитаем и устойчив в производстве. Такой шрифт относится к ряду малоконтрастных гарнитур. Отличается особенным характером рисунка, при этом не теряя свою удобочитаемость печатноспособность при разных способах многотиражной печати. Рассчитан на многотиражные литературно-художественные издания типажа «роман-газета»; широко применяется в периодических изданиях с экономичным оформлением (см. рис. 12).

Рис. 9. Гарнитура байконур (Г. А. Банникова, 1960)

Рис. 10. Гарнитура Хоменко (В. И. Хоменко, 1965)

Рис. 11. Гарнитура ладога (Л. В. Щукин, 1968)

Рис. 12. Пискаревская гарнитура (Н. И. Пискарев, 1938-1956)

Политиздатовская гарнитура. Разработана по заказу Политиздата художником В. Г. Чиминовой в 1965 году. Создан на основе изучения одного из самых лучших рисунков эпохи Возрождения – Клода Гармона и современных шрифтов гарамон (см. рис. 13). К сожалению, гарнитура не внедрена в производство.

Рис. 13. Политиздатовская гарнитура (В. Г. Чиминова, 1965)

Разработана художником Н. Н. Кудряшовым в 1963 году. Он имеет достаточную удобочитаемость рисунка шрифта, несмотря на мелкий кегль. Энциклопедической гарнитурой набирается третье издание Большой советской энциклопедии в кегле 7, вместо применяемого во втором кегля под номером 8. Это уменьшает объем издания на 20% и дает экономию без ущерба для удобочитаемости.

Кудряшевская словарная гарнитура. Создана художником Н. Н. Кудряшовым в 1953 году. В мелких кеглях, особенно в кегле 6, имеет достаточно удобочитаемый рисунок шрифта и рекомендуется для набора словарей и справочных изданий (см. рис. 14). Словарная и энциклопедическая гарнитуры соответствуют требованиям многотиражной печати и широкие по пропорциям и малоконтрастные по рисунку.

Рис. 14. Кудряшовская словарная гарнитура (Н. Н. Кудряшов, 1953)

Гарнитура Баченаса. Создана в 1958 году в русском начертаниях деятелем В. И. Баченасом. Данный шрифт является малоконтрастным и применяется в наборе различных видов изданий (см. рис. 15).

Рис. 15. Гарнитура Баченаса (В. И. Баченас, 1958)

Гарнитура бодони книжная. Разработана в 1954—1956 годах художниками В. В. Куликовым и Л. И. Степановой. Является модернизированным вариантом рисунка шрифта итальянского мастера Джамбатиста Бодони. Предназначена для набора книжных и журнальных изданий (см. рис. 16).

Рис. 16. Гарнитура бодони книжная (В. В. Кульков и Л. И. Степанова, 1954-1956)

Гарнитура северная. Создана в 1953-1955 годах коллективом художников под руководством 3. А. Масленниковой на основе зарубежного контрастного образца нордиш. Рекомендуется для набора книжных и журнальных изданий (см. рис. 17).

Рис. 17. Гарнитура северная (3. А. Масленникова, 1953-1955)

Рубленая тонкая гарнитура. Разработана в 1950 году художником Н. Н. Кудряшовым по заказу издательства «Правда». Рисунок этого шрифта менее геометризирован и имеет скелетное изображение при сравнении с журнальной рубленой гарнитурой. Набор текста в журналах осуществляется мелким кеглем с большим количеством иллюстраций и мелким текстом, печатается офсетным способом или глубокой печатью. На данный момент набирается светлым начертанием рубленой тонкой в журнале «Советский Союз», а также выпуском издательстве «Правда» и «Литературная газета» (см. рис. 18).

Рис. 18. Рубленая тонкая гарнитура (Н. Н. Кудряшов, 1950)

Гарнитура октябрьская. Создана в прописном начертании художником И. Н. Чепиль в 1966 году. Относится к шрифту с малозаметными засечками и приближается к Телингатерской гарнитуре, но отличая более строгим построением. Предназначена для набора заголовков и других титульных элементов журналов (см. рис. 19).

Рис. 19. Гарнитура октябрьская (И. Н. Чепиль, 1966)

К декоративным начертания относятся журнальная рубленая декоративная и журнальная рубленая оттененная гарнитуры, которые разработаны к журнальной гарнитуре, первая из которых создана в 1957 году В. И. Демидовым (см. рис. 20), а вторая – А. З. Щуров в 1957 году. Данные шрифты предназначены для акцидентного набора, где в 1953 году были созданы две рукописные гарнитуры: рукописная Жихарева (см. рис. 22 а) и рукописная Коробковой (см. рис. 22 б).

Рис. 20. Журнальная рубленая декоративная (В. И. Демидов, 1957)

Рис. 21. Журнальная рубленая оттененная (А. 3. Щур, 1957)

Рис. 22 а. Рукописная гарнитура Жихарева (И. С. Жихарев, 1953)

Рис. 22 б. Рукописная гарнитура Коробковой (А. Н. Коробкова, 1953)

ГЛАВА 2. СТИЛЕВЫЕ И ОБРАЗНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШРИФТОВЫХ ГАРНИТУР В ПОЛИГРАФИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

2.1. Особенности применения шрифта в различных сферах визуальных коммуникаций

Одной из важных составляющих при выборе шрифтовой гарнитуры является тип восприятия, которого вы хотите добиться. Для мужской аудитории характерны прямолинейные, строгие шрифты, которые также называются «машинными». Женской аудиторией воспринимаются округлые и пластичные шрифтовые гарнитуры с выраженным выносным элементом. Средними между мужскими и женскими шрифтами являются антиквы, такие как Times New Roman, Bodoni, Lazurski и др.

В классификации шрифтов есть и такие, которые принято называть универсальными из-за своей многофункциональности. В качестве примера подойдут такие, как: Meta, Tornado, Lucida и т.п.

Среди графических дизайнеров и административных работников популярны моноширинные шрифты (Optimus, Trixie, Секретарь).

Адвокатами и бизнесменами по статистике используются такие шрифты, как: Times New Roman, Palatino, Garamond и т.п. Гротески используются в нейтральных случаях. «…ассоциируются с практичностью и здравомыслием…» (Сигмсан). Примерами таких шрифтов считаются: Arial, который используется в электронной переписке, Modern, Helios, Pragmatica и т.п.

Для заголовков применяются акцидентные шрифты, которые считаются модными, но неудобными при длительном чтении. Примеры данных шрифтов: Lithos Pro, FaRer, Bermuda, Giddyuo и др.

Для деловой переписки используются шрифты, характерные для данного контекста. Хорошо подойдут такие шрифты как: Times New Roman, Helvetica, Zapf, Adonis и т.п. Э. Шпикерман считает этот вид шрифтов серьезным и холодным, которые должен быть спроектирован строго. Для более традиционного контекста применяется такой шрифт, как Bodoni. Именно этим набором пользуются банковские работники.

При выборе шрифта для оформления заявления о приеме на работу или написания автобиографии, нужно учитывать характер профессии, иначе неправильно подобранный шрифт вызовет недоверие. Для этого нужно придерживаться простых правил: читабельность и простота восприятия. Антиквы, которые были описаны выше, подойдут для претендентов традиционных должностей, а гротески используются для впечатления современности, которые так необходимы молодым фирмам. Выбор шрифтовой гарнитуры осуществляется с учетом ассоциаций, где печатный текст помогает дополнить их. Само восприятие происходит подсознательно, поэтому при большом количестве читателей будет использоваться стандартное, менее неоднозначное шрифтовое решение.

Баланс между этическими и психологическими задачами необходим, поэтому его также стоит учитывать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Шрифт – это важный компонент книжного оформления. Можно представить книгу, на переплете или титульном листе, у которой нет рисунка, но нельзя увидеть книгу с оформлением без шрифта. Искусство оформления книги – это в значительной мере и искусство шрифта. Успех художника здесь определяется прежде всего тем, гармонирует ли нарисованный им шрифт с содержанием, литературной формой, стилем произведения, с индивидуальностью автора, с видом издания и типом литературы. А такая гармония требует от художника особенно большого мастерства, высокой художественной и общей культуры, постоянных творческих поисков, обязывает художников хорошо знать эпохи, стили.

За годы Советской власти вырос большой отряд художников, которыми было создано немало интересного и нового в области шрифтовой графики. Значительное место среди них занимают московские мастера. Нет сомнения, что знания тех времен будут полезными для дальнейшего роста творчества художников и в целом искусства шрифта.

ГЛОССАРИЙ

Антиква – шрифт с засечками. Первый наборный шрифт этого класса был вырезан в 1470 году. Удобочитаемы.

Глиф - элемент письма, конкретное графическое представление графемы, иногда нескольких связанных графем — составной глиф, — или только части графемы, например — диакритический знак.

Графика - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

Графический дизайн - процесс визуального общения и решения проблем с использованием типографики, фотографии и иллюстрации.

Гротески - шрифт без засечек. Первый наборный шрифт этого класса был создан в 1816 году. Он применяется для привлечения внимания в рекламе и заголовках.

Засечки - короткий, обычно перпендикулярный штрих на конце буквы, с которого начинается и которым заканчивается основной штрих знака.

Линотип - вид полиграфического оборудования, строкоотливной наборный аппарат, изобретённый в 1884 году (патент получен 26 августа 1884 года) американским инженером Отмаром Мергенталером.

Литера - другое название буквы, устаревшее.

Типографика - искусство оформления печатного текста, базирующееся на определённых, присущих конкретному языку правилах, посредством набора и вёрстки.

Типографическая литера - брусок с рельефным изображением буквы для переноса на бумагу.

Шаблон – образец, по которому изготавливаются изделия, одинаковые по форме и размеру.

Шрифт - графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определённого размера и рисунка.

Эскиз - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Пресс-служба Роспечати. Российская полиграфия. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. 2016. [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/poligrafiya.html (дата обращения 21.12.17 г.).Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. Пер. с англ. М., 2006.
  2. Информационно-правовой портал «Гарант». Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 3 декабря 2015 г. [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71165528/

(дата обращения 21.12.17 г).

  1. Головко С. Б. Дизайн деловых периодических изданий: учебное пособие – Изд-во: Юнити-Дана, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  2. Дрозд А. Н. Декоративная графика: учебное наглядное пособие – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  3. Клещев О. И. Типографика: учебное пособие. Архитектон, 2016. – 172 с.– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  4. Колосенцева А.Н. Учебный рисунок: учебное пособие. - Минск: Вышэйшая школа, 2013 – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  5. Кравчук В. П. Типографика и художественно-техническое редактирование: учебное наглядное пособие. – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  6. Леонидова Г.Ф. Настольные издательские системы: практикум / Г.Ф. Леонидова; Министерство культуры Российской Федерации, Кемеровский государственный институт культуры, Институт информационных и библиотечных технологий, Кафедра технологии автоматизированной обработки информации. - Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2016. - 64 с. : ил. - Библиогр.: с. 58. - ISBN 978-5-8154-0332-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472669 (04.01.2018).
  7. Нестеренко В. Е. Рисунок головы человека: учебное пособие. Издательство: Вышэйшая школа, 2014. – То же [Электронный ресурс]. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  8. Осмоловская О.В., Мусатов А.А., Рисунок по представлению. Учебное пособие. / – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  9. Савинов А.М. Критерии оценки учебных рисунков у студентов дизайнеров / А. М. Савинов // European Social Science Journal. – 2014. – № 6. Т.1. – С. 178-181
  10. Техническая эстетика и дизайн: словарь / авторы-составители М. М. Калиничева, М. В. Решетова. - М.: Академический Проект, Культура, 2015. – 389 с. – То же [Электронный ресурс]. – http://e-biblio.ru
  11. Черноруков Е. Графические средства изображения [Электронный ресурс] / Е. Черноруков. - режим доступа: http://www.chernorukov.ru/articles/?article=508 (дата обращения: 17.03.2016)
  12. Шаповал А.В. Анализ в теории формальной композиции. Признаки элементов: методические указания к занятиям по дисциплине «Пропедевтика» для студентов направления «Дизайн» / сост. А.В. Шаповал. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. – 26 с., ил. http://biblioclub.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

sheriff-4-02

Рис. 1. Шрифтовая гарнитура Bodoni

загруженное

Рис. 2. Шрифтовая гарнитура Tornado

i4utuzscgkjvfi8jamxs

Рис. 3. Шрифтовая гарнитура Times New Roman

helvetica_promoworx

Рис. 4. Шрифтовая гарнитура Helvetica

Рис. 5. Титульный лист книги Л. С. Пушкина

«Евгении Онегин». М., «Acidemia», 1933

Рис. 6. Построение отдельных букв обыкновенной

новой гарнитуры

Рис. 7. Школьная гарнитура (коллектив художников,

1949— 1961)

Рис. 8. Букварная гарнитура (Е. Н. Царегородцева, 1965)

Рис. 9. Гарнитура байконур (Г. А. Банникова, 1960)

Рис. 10. Гарнитура Хоменко (В. И. Хоменко, 1965)

Рис. 11. Гарнитура ладога (Л. В. Щукин, 1968)

Рис. 12. Пискаревская гарнитура (Н. И. Пискарев, 1938-1956)

Рис. 13. Политиздатовская гарнитура (В. Г. Чиминова, 1965)

Рис. 14. Кудряшовская словарная гарнитура (Н. Н. Кудряшов, 1953)

Рис. 15. Гарнитура Баченаса (В. И. Баченас, 1958)

Рис. 16. Гарнитура бодони книжная (В. В. Кульков и Л. И. Степанова, 1954-1956)

Рис. 17. Гарнитура северная (3. А. Масленникова, 1953-1955)

Рис. 18. Рубленая тонкая гарнитура (Н. Н. Кудряшов, 1950)

Рис. 19. Гарнитура октябрьская (И. Н. Чепиль, 1966)

Рис. 20. Журнальная рубленая декоративная (В. И. Демидов, 1957)

Рис. 21. Журнальная рубленая оттененная (А. 3. Щур, 1957)

Рис. 22 а. Рукописная гарнитура Жихарева (И. С. Жихарев, 1953)

Рис. 22 б. Рукописная гарнитура Коробковой (А. Н. Коробкова, 1953)