Основные термины типографики
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы – Заголовочные и текстовые шрифты. Современные тенденции использования.
Сложно представить современный мир без использования текста, будь то реклама на улице, текст в книге или газете, или же статьи на информационных ресурсах. В каждом из этих видов передачи информации используются различные шрифты. Глазу обывателя не заметна специфика подбор шрифта, пока это не мешает восприятию текста. Хорошо подобранный шрифт, удобочитаемый, наоборот является незаметным, чего и желают добиться дизайнеры. С появлением компьютеров, все широко используемые шрифты были компьютеризированы. По сравнению с латинскими шрифтами ассортимент кириллических был довольно беден. Российская полиграфия страдала от их недостатка. И хотя разрабатывались и оригинальные русские шрифты, до сих пор еще ощущается их недостаток для реализации многообразных графических проектов.
Весь текст, который мы видим играет определенную роль. Какой-то призван привлечь внимание, какой-то проинформировать нас о важном. Но то, как будет восприниматься текст, и будет ли он выполнять свои задачи во многом зависит от дизайнера, ведь именно он делает так, чтобы буквы перестали быть просто символами. Чтобы их не только читали, но и смотрели.
Объект исследования: правила с помощью которых подбирают шрифтовые пары.
Предмет исследования: шрифты, используемые в заголовке и тексте.
Цель исследования:
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить основные определения в области шрифта.
- Разобраться в истории возникновения шрифта и типографики как науки.
- Узнать как типографика используется в графическом дизайне в наши дни.
Курсовая работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованных источников.
ГЛАВА I.Типографика: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Основные термины типографики
Прежде чем приступать к изучению темы – разберем основные типографские термины. Типографика включает сотни терминов и принципов, но сегодня мы разберем ее основы.
Типографика — искусство оформления печатного текста, базирующееся на определённых, присущих конкретному языку правилах, посредством набора и вёрстки.
Гарнитура — это семейство начертаний шрифта, имеющих общие стилевые особенности. Есть множество известных гарнитур: Helvetica, Futura, Roboto и другие.
Шрифты – Графически упорядоченное изображение знаков определенной системы письма. Комплект литер, воспроизводящий какой-либо алфавит, а также цифры, знаки препинания и другие символы, необходимые для набора текста на одном или нескольких языках. Шрифт — это комплект строчных и прописных символов, знаков препинания, цифр и спецсимволов одного размера и начертания для отдельной гарнитуры.
Кегль – в цифровом шрифте кегль задается при верстке с клавиатуры и измеряется в типографских пунктах. Кегль от нем. Kegel – размер.
Начертание — это внешний вид шрифта. Большинство гарнитур предполагают стандартный набор начертаний: Regular (обычное), Italic (курсивное), Semibold (полужирное) и Bold (жирное).
Капитель – вариант прописных букв уменьшенного роста и чуть расширенных пропорций, несколько выше роста строчных. Появилась в XVI в. До сих пор в России бытует ошибочное представление о том, что капитель – это прописные буквы в рост строчных. Капитель применяется в латинском наборе для шрифтовых выделений в тексте, для набора определенных имен, названий и аббревиатур, а также для набора заголовков и первых строк разделов после крупного инициала. В кириллическом металлическом наборе капитель практически не использовалась, поскольку большинство русских строчных букв прямого начертания (за исключением семи: «а», «б», «е», «р», «с», «у», «ф») и так повторяют рисунок прописных.
В связи с этим в советский период капительные знаки практически не изготовлялись. Однако, применение капители в кириллическом наборе может быть полезно практически в тех же случаях, что и в латинице, за исключением шрифтовых выделений. Поэтому сейчас во многих цифровых кириллических шрифтах разрабатывается капитель. Замена истинной капители прописными меньшего кегля в хорошей типографике не допускается, поскольку в результате получается более светлый набор.
1.2 История возникновения шрифта
Сложно представить современный мир без использования текста, будь то реклама на улице, текст в книге или газете, или же статьи на информационных ресурсах. В каждом из этих видов передачи информации используются различные шрифты. Глазу обывателя не заметна специфика подбор шрифта, пока это не мешает восприятию текста. Хорошо подобранный шрифт, удобочитаемый, наоборот является незаметным, чего и желают добиться дизайнеры.
Чтобы лучше понять, как использовать шрифты, обратимся к истории возникновения типографики. История типографики как науки начинается с изобретения книгопечатания. Первые наборные формы были изобретены в Китае в 1040-х годах человеком по имени Би Шэн. Они были сделаны из фаянса, поэтому был непрочными и служили недолго. Со временем эта технология появилась в Корее, а после и в Европе. Иоганн Гутенберг – родоначальник книгопечатания. Он создал металлическую наборную форму и печатный станок, благодаря которым появилась возможность не единожды использовать отдельные свинцовые литеры, а многократно. Так появилась технология разборного (наборного) шрифта. В то время одной из главных форм шрифта был готический, поэтому Иоганн Гутенберг выбрал его для отливки литер.[1]
С течением времени Европейцы стали чаще использовать более утонченные, удобочитаемые антиквы (Roman). Антиквенные шрифты – самые многочисленные. У данного вида шрифтов есть характерная особенность – засечки. Эти шрифты делятся на три группы: старинная антиква, переходная антиква и новая антиква. Первые шрифты старинной антиквы были навеяны древнеримскими символами, найденными на памятниках. Примерами шрифтов старинной антиквы являются такие современные шрифты, как Garamond, Minion, Palatino, Century Schoolbook.(рисунок 1)
Рисунок 1. Шрифты Garamond, Minion, Palatino, Century Schoolbook
Крупнейшей фигурой в истории типографики переходного стиля был Джон Баскервилл, который стал основоположником «чистой типографии», без книжных орнаментов, лишь шрифтовое оформление. Гарнитура, созданная им – восхитительный пример переходного стиля. К данной стилистике относятся современные шрифты Gaslon, Time New Roman, Bookman. Джамбаттист Бодони работавшего в 1760—1800 гг. в Парме. Его произведения отличаются геометрической строгостью шрифтового рисунка. В 1773 году Бодони ввел так называемую новую антикву (Modern). Она обладала достаточной элегантностью, но более жестким характером по сравнению со старинной антиквой. Наиболее известным шрифтом этого периода был шрифт Bodoni.(рисунок_)
Рисунок 1. Шрифт Bodoni
Промышленная революция расширила сферу применения типографики. Потребность в заголовочных шрифтах способствовала интенсивной разработке новых видов и разновидностей шрифтового рисунка. В первой половине XIX века усилиями английских разработчиков вводятся в обиход шрифты жирных начертаний, египетские шрифты, гротески и др. Активно развивается книжный орнамент, заметно возрастает значение иллюстрации. Вместе с тем книга все больше утрачивает типографическую строгость и цельность, ее характерными чертами становятся перегруженность декором с элементами разных исторических стилей.
В условиях быстрого роста производства основным способом маркетинга и продажи становится реклама. И в ней особое место занял шрифт без засечек. Его многочисленные варианты стали широко применяться для написания заголовков. Шрифт вышел за пределы книг, и типографика включилась в сферу коммерции как новая форма коммуникации, охватившая весь мир. Примеры шрифта без засечек: Arial, Helvetica, Futura.
В конце XIX — начале XX века арт-нуво оказало большое влияние на книжный дизайн и рекламу. Контрастное сочетание растительного орнамента и декоративно-силуэтных иллюстраций во многом определяло специфику облика книжной полосы в изданиях тех лет. В России это был период больших изменений в искусстве книжного оформления. Многие известные художники занялись разработкой оригинальных шрифтов. Среди них были: М.Врубель, А.Бенуа, Н.Рерих и др. Их шрифты были далеки от классических образцов и чрезвычайно декоративны. Конечно, такие шрифты использовались только для заголовков и рекламы.
Развитие типографики неоклассического стиля началось в 1930 году. Здесь отдавалось предпочтение удобочитаемости знаков и текста в целом, уравновешенности пропорций шрифта и наборной полосы, отсутствию типографической вычурности и экстравагантности. Лидерами неоклассической типографики были: Я.Чихольд, работавший в Швейцарии и Великобритании; С.Морисон, Г.Цапф.
К 1960-м годам весь шрифтовой набор перешел от горячего свинцового литья к холодному фотоспособу. Такая технология была названа фотонабором. Американский экспрессионизма 1970−80 гг дал импульс развитию фигуративной типографики, в которой буква может оказаться изображением предмета, а изображение — буквой.[2]
С появлением компьютеров, все широко используемые шрифты были компьютеризированы. По сравнению с латинскими шрифтами ассортимент кириллических был довольно беден. Российская полиграфия страдала от их недостатка. В конце 90-х годов появились компании, производящие русские компьютерные шрифты. И хотя разрабатывались и оригинальные русские шрифты, до сих пор еще ощущается их недостаток для реализации многообразных графических проектов.
1.3 Типографика в графическом дизайне
Типографика в дизайне развивается и изменяется. Шрифт, как в прошлом, больше не должен быть незаметным — сегодня он может быть любым: забавным, витиеватым, неаккуратным, дерзким, нелогичным, а в лучших образцах — изящным.
Человек воспринимает почти 90% информации глазами, то есть зрительным путем. Точную цифру привести сложно, но ясно, что визуальный способ зачастую доминирует, если сравнивать его с аудиальным и тактильным восприятием. Именно поэтому почти вся информация вокруг нас представлена в виде текста. Шрифт — это элемент типографики, который помогает донести ее правильно и быстро. Не обладая достаточными знаниями о нем, дизайнер упускает изящные, а иногда и единственно верные способы решения задач.
До того, как мы начинаем читать текст, мы получаем общее впечатление о странице, воспринимаем какой-то образ. Задача типографа состоит в том, чтобы сделать этот образ гармоничным. Нет единственно верного решения. Но есть определенные правила, которые дизайнер должен понимать. Весь текст, который мы видим играет определенную роль. Какой-то призван привлечь внимание, какой-то проинформировать нас о важном. Но то, как будет восприниматься текст, и будет ли он выполнять свои задачи во многом зависит от дизайнера. Ведь именно он делает так, чтобы буквы перестали быть просто символами. Чтобы их не только читали, но и смотрели. Это и есть живая типографика.[3]
С появлением персональных компьютеров и первых настольных издательских систем в типографике произошел тектонический сдвиг, последствия которого становятся заметными только сейчас. Это далеко не первое глобальное изменение в типографике, были и другие. Достаточно вспомнить время, когда машины индустриального мира одержали победу над ремесленниками. Массовое производство и прибыль стали важнее красоты шрифтов. Количество значило больше чем качество.
Великие мастера перестали создавать новые шрифты – для печати книг годились и те, что уже существовали. Ремесленники, какими бы профессионалами ни были, остались без дела и стали частью технологического процесса.
Однако победа индустриализма вовсе не означала, что великие мастера исчезли с появлением печатных станков. Эти два мира продолжали существовать независимо друг от друга – печатники признавали талант ремесленников, а те в свою очередь, понимали, что прогресс не остановить. Это было второе изменение в типографике, в результате которого оно лишилось части своей «души» или, если так можно выразиться, человечности. Но чтобы понять, что произошло совсем недавно, придется переместиться во времени на 500 лет назад и узнать, с чего все началось.
Типографика как наука прошла огромный путь и перенесла большое количество изменений. Даже в настоящее время развитие не останавливается, а мчится вперед. Появляются новые тенденции, шрифты, методы применения. Но как бы мы не мчались вперед, обязательно нужно изучить и понимать прошлое, знать откуда появился тот или иной шрифт, чтобы осознавать правила его применения. В наше время выходит такое количество печатных материалов, что обесценивается значимость отдельных работ. Мы просто не можем перечитать все, что издается сегодня. Задача типографики — разделить, организовать и растолковать эту массу печатных материалов таким образом, чтобы читатель имел шанс найти то, что интересно ему.
Почти вся информация вокруг нас представлена в виде текста. Шрифт — это элемент типографики, который помогает донести ее правильно и быстро. Не обладая достаточными знаниями о нем, дизайнер упускает изящные, а иногда и единственно верные способы решения задач. До того, как мы начинаем читать текст, мы получаем общее впечатление о странице, воспринимаем какой-то образ. Задача типографа состоит в том, чтобы сделать этот образ гармоничным. Нет единственно верного решения. Но есть определенные правила, которые дизайнер должен понимать. Весь текст, который мы видим играет определенную роль.[4]
Время, в котором мы живем, не зря называют «веком информации». И большая часть этой информации существует в текстовом виде — книги, журналы, сайты. Не секрет, что в большинстве случаев авторы не занимаются оформлением своих текстов должным образом. Поэтому огромное количество полезной информации невозможно быстро найти или просто понять из-за отсутствия всяких правил оформления и представления этой информации.
ГЛАВА II. ШРИФТ, ЕГО ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТТКИ
2.1 Гарнитура и начертание шрифта
Начертание - вариант рисунка наборного шрифта одной гарнитуры. Начертания шрифта характеризуются едиными стилевыми особенностями рисунка, определенными пропорциями (узкое, нормальное, широкое и др.), насыщенностью (Светлое, Полужирное, Жирное и др.), постановкой очка, или наклоном знаков (Прямое, Курсивное или Наклонное), декоративной обработкой контура знаков (Контурное, оконтуренное, Оттененное и др.).
Курсив и наклонный шрифт часто путают, считая их одним и тем же, но это разные стили. Наклонный шрифт (Oblique), исходя из названия, представляет собой механически или программно наклоненный шрифт и не отличается строением букв от прямого начертания. Вы сами можете создать подобный стиль, нажав на нужную кнопку в Фотошопе, хотя иногда уже готовый вариант присутствует внутри гарнитуры. Курсив (Italic) также наклонный, но со своим собственным уникальным набором знаков, значительно отличающимися от прямого начертания более рукописной формой строчных букв. Английское название Italic указывает на то, что впервые подобный шрифт появился в 1501 г. в Италии, в типографии Альда Мануция в Венеции. Он был нарезан болонским гравером на основе рукописных курсивов папской канцелярии и не имел прописных. Как правило, сейчас применяется вместе с прямым начертанием как выделительное. Курсив – от лат. cursivus – бегущий.
2.2 Классификация шрифтов
Существует несколько классификаций гарнитур. Самая общая – классификация по техническому стилю: антиква, гротески, рукописные, акцидентные и так далее. Гарнитуры можно классифицировать и по другим техническим особенностям, например, пропорциональные шрифты и моноширинные, и даже по более тонким критериям – например, по настроению, которое они отражают. В нашем случае рассмотрим более общую классификацию по техническому стилю:
Собирательное название шрифтов с засечками - Антиква (Serif) . Засечки – это короткие штрихи, обрамляющие основные штрихи знаков. Засечки бывают односторонними и двусторонними. Их форма может быть разнообразной: треугольной, прямоугольной, закругленной, декоративной, в виде тонкой горизонтальной линии и так далее. Антикву с одинаковым успехом используют и для набора основных текстов в печатных документах, и для оформления текстов и заголовков в Интернете. Удобочитаемость антиквы с экрана монитора до сих пор спорный вопрос, и некоторые дизайнеры предпочитают не использовать данный тип гарнитур для больших блоков текста.
Антиква старого стиля (Old Serifs) представляет собой первый этап развития антиквенных шрифтов (с конца XV по начало XVIII века). Форма знаков этого шрифта основана на дуктальном (рукописном) принципе, она характеризуется умеренной контрастностью, скруглением засечек в местах примыкания к основному штриху и наклоном осей овальных элементов. В ранних образцах хорошо прослеживается зависимость форм наборного шрифта от рукописного книжного почерка – гуманистического минускула, выполненного ширококонечным пером. С течением времени контраст увеличивается, засечки становятся острее, а оси овалов становятся почти вертикальными.[9]
Переходная антиква (Transitional Serifs) –шрифты начала и середины XVIII века, сочетающие черты шрифтов старого стиля, характерные для письма широким пером, и элементы шрифтов нового стиля, форма которых связана с особенностями процесса гравировки по металлу. До сих пор остается в ходу и пользуется большим спросом. К этому типу относятся такие гарнитуры, как Times New Roman, Baskerville, Caslon, Georgia и Bookman. Разница между основными и соединительными линиями в переходной антикве более явная, чем в старом стиле, но менее четкая, чем в антикве нового стиля.[2]
Антиква нового стиля (Modern Serifs), к которой можно причислить такие гарнитуры, как Didot и Bodoni, отличается более сильным контрастом между основными и соединительными линиями, строго вертикальными овалами, тонкими и длинными засечками. Гарнитуры нового стиля появились в конце восемнадцатого века и на протяжении всего девятнадцатого служили для набора текста. Только в двадцатом веке их сменила в этом качестве антиква старого и переходного стиля.
И последний значимый подтип антиквы – брусковая. В брусковой разница между основными и соединительными линиями либо малозаметна, либо ее нет совсем, засечки мощные, прямоугольной формы. Эти шрифты впервые возникли в начале девятнадцатого века в Англии и применялись сначала как титульные, но в двадцатом веке они завоевали популярность как текстовые шрифты машинного (особенно газетного) набора. В зависимости от формы овалов и засечек, контраста и разноширинности брусковые шрифты делятся на следующие подгруппы: египетские шрифты, геометрические шрифты, гуманистические шрифты и шрифты типа Кларендон.
Рисунок 2. Брусковая антиква
Гротески – это шрифты без засечек(рисунок 3). Они гораздо моложе антиквы, и впервые появились в конце восемнадцатого века. Вначале применялись исключительно как акцидентные, но в двадцатом веке стали использоваться для набора текста. Существует четыре подтипа гротесковых гарнитур: старые гротески, новые гротески, гуманистические и геометрические.
Рисунок 3. Гротеск
Старые гротески (Grotesque) – самые первые из появившихся гротексков. К ним относятся Franklin Gothic и Akzidenze Grotesk. По форме букв они очень близки к гарнитурам антиквы, за вычетом засечек. Это шрифты с небольшим контрастом, одноширинные, полузакрытые и открытые. Знаки имеют простую и даже грубую геометрическую форму. Шрифты в целом оставляют впечатление сурового грубого реализма.
Примерами новых гротесков являются всем известные гарнитуры: MS Sans Serif, Arial, Helvetica и Univers. Новые гротески гораздо изящнее своих предшественников и почти не имеют отличительных черт, что позволяет характеризовать эти шрифты как стандартные и незаметные. Это одноширинные шрифты почти без контраста, с крупным очком строчных знаков, сильно развитые по начертаниям.
Рисунок 4. Новый гротеск
К гуманистическим гротескам можно отнести гарнитуры Gill Sans, Frutiger, Tahoma, Verdana, Optima, и Lucide Grande. Они гораздо «каллиграфичнее» остальных гротесков, и самые удобочитаемые (отсюда и их популярность в качестве шрифтов для основных текстов на сайтах). Под каллиграфичностью подразумевается большая контрастность в толщине штрихов.
Рисунок 5. Гуманистический гротеск
Геометрические гротески принципиально строятся на основе простейших геометрических форм – окружности, квадрата, равностороннего треугольника. Обычно, «О» повторяет форму круга, а буква «а» – круг с хвостиком. Геометрические гротески почти никогда не используют для набора основных текстов.
Рукописные гарнитуры, исходя из названия, имитируют чей-то почерк или каллиграфический стиль. Различают два подтипа: форменные и неформальные.
Формальные часто напоминают стиль рукописных букв 17-го и 18-го веков. Некоторые рукописные шрифты основываются на почерках таких известных мастеров как Джордж Шелл и Джордж Бикам. Существуют и современные шрифты этого типа, например, Kuenstler sсript. У всех них есть нечто общее – элегантный, благородный типографический дизайн. Такие гарнитуры не подходят для набора основных текстов.
Неформальные рукописные шрифты больше напоминают современные почерки, и появились в середине 20 века. Они не такие строгие по форме, с широкими штрихами и часто напоминают имитацию письма мягкой кистью. Пример подобных шрифтов – Mistral и Brush sсript.
Акцидентные (декоративные) шрифты – пожалуй, самая большая по количеству шрифтов категория. Главная их отличительная черта – они не годятся для набора основного текста и предназначены для заголовков и других небольших отрывков текста с целью привлечения и акцентирования внимания. Акцидентные шрифты могут быть формальными или неформальными, и отражать любое настроение. Чаще всего их используют в полиграфии, но с недавних пор благодаря новой технологии подключения веб-шрифтов акцидентные шрифты быстро набирают популярность в Интернете. К акцидентным можно отнести и готические гарнитуры, по рисунку имитирующие средневековые рукописные почерки ширококонечным пером.
Неалфавитные и символьные шрифты. К этой группе относятся комплекты специальных знаков (математические, лингвистические, фонетические, химические, нотные, шахматные, клавиатурные и т.д.), линейки, бордюры, орнаменты, виньетки и другие наборные украшения. Wingdings, пожалуй, самый известный символьный шрифт, но помимо него существуют тысячи других.
В пропорциональных шрифтах ширина знака варьируется в зависимости от конструкции букв. Например, буква «i» по ширине гораздо меньше чем буква «m». Times New Roman – пропорциональный шрифт. В моноширинных шрифтах каждый знак занимает одну и ту же ширину. Более узкие знаки просто получают больше пустого пространства вокруг себя, чтобы нивелировать разницу по ширине. Courier New – пример как раз такого моноширинного шрифта.
Рисунок 6. Различие шрифтов
При выборе шрифта важно помнить о его настроении. Разные шрифты производят разное впечатление: одни кажутся строгими, другие – неформальными, одни таят в себе дух современности и будут отлично смотреться на обложке модного журнала, другие, классические, будут уместны на страницах старых документов. Например, Times New Roman всегда считался классическим шрифтом, поэтому он так часто используется в деловой переписке. Verdana же, с другой стороны, более современный шрифт и используется соответственно. Некоторые шрифты более гибкие, «безликие», и могут отражать любое настроение, в зависимости от содержания текста и сочетания с другими шрифтами. Например, такой считается Helvetica.
Шрифты одной гарнитуры(Рисунок 7) могут различаться по характеристикам начертания, например, по стилю и насыщенности. Насыщенность (Weight) – отношение толщины основных штрихов к высоте прямого знака. Изменения этого отношения образуют сверхсветлое (Ultra Light, Extra Light, Thin), светлое (Light), нормальное (Book, Regular, Roman), полужирное (Medium, Demi Bold, Semibold), жирное (Bold, Heavy), сверхжирное (Extra Bold, Black, Ultra Bold) начертания. Количество степеней насыщенности может быть еще большим, а их названия могут варьироваться. Многим шрифтам присущи три общих стиля: курсив, наклонный шрифт и капитель.
Рисунок 7. Шрифты одной гарнитуры
2.2 Основные принципы сочетания шрифтов
Подбор шрифтовых пар обычно субъективен и зависит от индивидуального вкуса и желаемого результата. Любые рекомендации, в особенности без привязки к конкретной задаче, тоже субъективны и приблизительны. Тем не менее общим правилом может стать формула: в сочетаемых шрифтах должны одновременно присутствовать контраст и единство. Мера контраста и мера единства, также как и способы их достижения, определяются отдельно для каждого конкретного случая. Если требуется всего лишь выделить слово в строке книжного текста серьезного содержания, то целесообразно сделать только одно минимальное движение — поменять прямое начертание на курсив без изменения насыщенности. Использование в таких случаях жирного начертания или, того хуже, жирного курсива, будет выглядеть чрезмерно и неделикатно. Ту же задачу в другом издании — детской литературе, развлекательной периодике или рекламе — можно решить более радикально: поменять гарнитуру, кегль, цвет. При этом следует сохранять единство и помнить о том, что громче всего должны звучать заголовки, а не выделения в строке.
Внутригарнитурные сочетания
Хорошая типографика, как правило, обходится малыми средствами. Большинство типографских полос, особенно книжных, можно вполне успешно набрать одной единственной гарнитурой шрифта, используя при необходимости курсив и капитель. Прямое начертание, курсив и капитель — это классическая гармоничная триада. Не так давно кириллические шрифты с капительными начертаниями были редкостью, но в последние годы в библиотеке ПараТайп появилось множество таких гарнитур: ITC Нью Баскервиль (ITC New Baskerville), ITC Бодони 72 (ITC Bodoni 72), ITC Чартер (ITC Charter), ITC Франклин Готик (ITC Franklin Gothic), Ориджинал Гарамон (Original Garamond), Октава (Octava), Киш (Kis), FF Mета (FF Мeta), ITC Официна (ITC Оfficina) и другие. Ограничением одной гарнитурой автоматически достигается единство, разнообразием начертаний — контраст. Даже в сложноструктурированных изданиях с многоступенчатой системой рубрикации, несколькими параллельно идущими текстами, множеством примечаний, подписей и сносок можно ограничиться одной расширенной шрифтовой гарнитурой с большим количеством начертаний. ITC Франклин Готик, к примеру, включает в себя двадцать два начертания, FF Mета — двадцать, ITC Официна Санс и ITC Официна Сериф — по пятнадцать, Прагматика — сорок два, ITC Чартер — восемь. Однако и здесь надо соблюдать меру и не использовать сразу все возможности шрифта. Соседние по насыщенности начертания, как правило, плохо работают вместе. Не хватает контраста.
Поэтому лучше «брать через одного» — к примеру, сочетать начертания Light и Medium, Normal и Bold. Курсивные и наклонные начертания должны быть той же насыщенности, что и прямые.
Помимо гарнитур, развитых по начертаниям, существуют супергарнитуры, в которых одновременно проектируются и гротеск, и антиква (иногда к ним прибавляются и другие вариации — промежуточные между антиквой и гротеском, моноширинные, брусковые, декоративные, для набора сносок и примечаний, титульные и проч.). Супергарнитура решает проблему сочетания шрифтов. С одной стороны, все её составляющие проектируются в едином стиле и имеют единый образ, их пропорции и насыщенность упорядочены. С другой стороны, соединения разных типов шрифтов — гротеска и антиквы — обеспечивает необходимый контраст.
Антиква плюс гротеск
Но не для всех текстов уместно сдержанное ограничение одной гарнитурой, очень часто возникает необходимость сопоставления шрифтов, рождающего новый пластический смысл. Наиболее распространенная практика в таких случаях — использование пары «антиква — гротеск» из разных гарнитур. Антиква обычно применяется для основного текста, гротеск —для дополнительного, заголовков и подписей. Но это вовсе не обязательное правило.
В парах «антиква — гротеск» контраст достигается одним соединением разных шрифтовых гарнитур, которые к тому же ещё и разные потипу. Проблема заключается в поиске единства между ними. Сочетать антикву и гротеск нужно, руководствуясь единством их внутренней структуры.
Главные структурные параметры шрифта — это пропорции, величина очка, размер выносных элементов, а также степень открытости, степень динамичности и степень разноширинности знаков. Последние параметры обычно находятся во взаимной зависимости: открытые шрифты, как правило, динамичны и разноширинны.
По мере увеличения закрытости знаков увеличиваются статичность и стремление к одноширинности. Для большинства антиквенных шрифтов можно найти место в ряду между открытой динамичной разноширинной венецианской антиквой старого стиля и закрытой статичной одноширинной антиквой нового стиля. Гротески так или иначе повторяют структуру антикв. Они тоже бывают открытыми и закрытыми, динамичными и статичными. Гармоничные пары получаются при сочетании антиквы и гротеска со схожими характеристиками.
Единство можно найти не только в структуре, но и в характере шрифта, его идеологии, которой руководствовался создатель. Например, кому-то может понравиться сочетание открытого геометрического гротеска Футура с закрытой антиквой нового стиля: их объединяет стремление к геометрической чистоте, а не к каллиграфическому движению.
Шрифты ITC Чартер и ITC Франклин Готик объединяет солидный и увесистый характер.
Единое авторство шрифтов тоже может дать необходимую близость стиля. Однако сочетать гарнитуры по этому признаку надо очень осторожно, поскольку не всегда шрифты одного дизайнера бывают близки по структуре и концепции. Но иногда получаются неплохие сочетания. Например, шрифт Балтика (Baltica), разработанный на основе шрифта Candida Якоба Эрбара, можно сочетать с Журнальной Рубленой (Journal Sans), основанной на шрифте Erbar Grotesk того же автора.
Комбинируя шрифты, нужно учитывать то обстоятельство, что в одинаковых кеглях они могут иметь разную высоту строчных знаков. Поэтому, если необходимо добиться ощущения, что тексты набраны шрифтами одного размера, надо подбирать кегль шрифтов в зависимости от роста строчных знаков, оставляя одинаковым интерлиньяж.
Подбирать к антикве каллиграфический шрифт нужно также по принципу подобия и исторического соответствия. К гуманистической антикве больше подойдет гуманистический курсив, написанный ширококонечным пером, с ярко выраженным дуктом. К антикве нового стиля — курсив в стиле английской каллиграфии, имитирующий движение тонкого остроконечного пера.
Сочетание двух текстовых антикв редко дает хорошие результаты. Но заголовочные антиквы очень хорошо сочетаются с близкими по духу текстовыми. Иногда текстовый и заголовочный шрифты проектируются специально друг для друга. Например, шрифт Светлана (Svetlana) был разработан как текстовая версия шрифта Бажановская Титульная (Bazhanov Display).
В качестве заголовочной можно применять и текстовую антикву, но она должна быть либо изящнее и контрастнее основного текста, либо иметь более яркий характер.
Шрифты из пар типа Бажановская Титульная — Светлана или Елизаветинская (Еlizabeth) — Бодони нельзя использовать в одном кегле. Они очень похожи друг на друга и контраста между ними можно добиться только через разницу размеров. Антиквы, структурно различные, лучше не использовать вместе вовсе. Исключение составляют гарнитуры с выраженной декоративностью.
В паре «гротеск — гротеск» один (заголовочный) должен играть соло, другой (текстовый) быть оркестром. Скажем, один гротеск может быть немного декоративным, другой строгим, один жирным, другой светлым. Сочетание гротесков похожей эстетики или близкого времени разработки дает более гарантированный результат.
На приведенных примерах (рис. ) Квадрат Гротеск (QuadratGrotesk) и ITC Франклин Готик, Реформа Гротеск (Reforma Grotesk) и Белл Готик (Bell Gothic), все они относятся к группе старых гротесков. Но и разные по духу гротески (Оливер и Прагматика) при умелом использовании могут хорошо работать вместе.
Ни при каких обстоятельствах не следует использовать пары типа ФриСет (Freeset) — Прагматика или Прагматика — ITC Франклин Готик. В первом случае два систематизированных шрифта совершенно разного стиля (один открытый, другой закрытый) имеют одинаковую силу выразительности и ни один из них не может уступить место другому. Во втором случае конфликт возникает из-за определенной близости, опять же в условиях равных прав. Прагматика относится к группе новых гротесков, ITC Франклин Готик — к группе старых гротесков. Новые гротески развивают принципы построения старых гротесков. Они похожи друг на друга, и сочетать их — все равно что подавать отварной картофель на гарнир к картофельным оладьям.
В заключение хочется напомнить о субъективности любых типографических рекомендаций. Например, известный канадский типограф Роберт Брингхерст (Robert Bringhurst) в книге «Основы стиля в типографике» («The Elements of Typographic Style») пишет: «Baskerville, Helvetica, Palatino и Times Roman, … — это шрифты, встреча которых обещает лишь публичный скандал. Ни один из этих шрифтов не сочетается с каким-либо другим, так как у каждого из них различная концепция шрифтовой формы». Однако же сочетание Helvetica (Прагматика) и Times Roman (Ньютон) стало типографической традицией. Кроме того, нужно помнить, что изменение параметров шрифтов приводит к появлению огромного количества вариаций. Поэтому работа дизайнера предполагает возможность самостоятельно найти правильное сочетание шрифтов, опираясь на собственный вкус, чувство меры и стиля.
2.3 Особенности использования заголовочных и текстовых шрифтов в современной типографике
Весь текст, который мы видим играет определенную роль. Какой-то призван привлечь внимание, какой-то проинформировать нас о важном. Но то, как будет восприниматься текст, и будет ли он выполнять свои задачи во многом зависит от дизайнера, ведь именно он делает так, чтобы буквы перестали быть просто символами. Чтобы их не только читали, но и смотрели. Это и есть живая типографика.
До того, как мы начинаем читать текст, мы получаем общее впечатление о странице, воспринимаем какой-то образ. Задача типографа состоит в том, чтобы сделать этот образ гармоничным. Нет единственно верного решения. Но есть определенные правила, которые дизайнер должен понимать.
Удобство чтения
Если говорить о длинных текстах, которые предназначены для сплошного чтения, нужно прежде всего думать будет ли удобно его читать. Текст не должен быть слишком мелким или, наоборот, слишком крупным. Пусть он будет максимально привычным для человека. При этом важна разрядка букв, важно не скучковывать их, но и не оставляйте между буквами большого расстояния.
С заголовками ситуация обстоит несколько иначе. Здесь фантазия дизайнеров в борьбе за внимание читателей и зрителей не знает границ. Но про удобочитаемость всё же забывать не стоит.
Интересно, такому дизайнерскому ходу как выравнивание ВСЕГО текста по центру учат на специальных курсах типографики? Убедительно просим вас не делать этого. Все объекты страницы, в том числе надписи, должны иметь своё место.
Много не всегда значит хорошо. И в типографике шрифт и количество разнообразных его типов особенно значимы для проекта. Не стоит использовать слишком много разных шрифтов в одном проекте. Два-три будет вполне достаточно.
При этом шрифты могут отличаться друг от друга. Пусть вас это не смущает. Если выбрать два очень похожих шрифта, то это не произведёт вообще никакого впечатления и может даже восприниматься как ошибка.
Для заголовков необходимо выбрать один шрифт и придерживаться его. При необходимости можно подзаголовки сделать отдельным шрифтом.
Текст, который написан одними только заглавными буквами очень сложно читать. Даже если речь идёт о заголовке. Можно выделять отдельные слова и короткие фразы, чтобы сделать на них акцент. Но не нужно печатать текст, предназначенный для длительного чтения, с постоянно включённым Caps Lock.
Черно-белая классика неизменна. Это самое идеальное сочетание цвета фона и текста на нём. Но если по тем или иным причинам этот вариант не подходит, то будьте внимательны при выборе оттенков. Грамотное сочетание цветов – это основы стиля в типографике. Не стоит использовать похожие цвета, например, светло-серый текст на тёмно-сером. Также будьте осторожны при использовании ярких цветов.
В типографике очень важна длина строк. Чтобы текст смотрелся отдельным полноценным блоком, а не размазанным по всей странице, соблюдайте в каждом абзаце оптимальную длину строк. Длина строки также влияет на удобство чтения.
Типографика начинается со шрифтов. И с каждым годом их использование и сочетание становится всё более смелым. У многих крупных брендов есть даже свои собственные уникальные шрифты(рисунок 8)
Рисунок 8. Шрифт компании «Nestle»
Узнаваемость шрифтов этих брендов говорит о том, что с помощью текста и креативного мышления дизайнера типографика может стать мощным оружием в борьбе за внимание людей.
В настоящее время существуют актуальные тенденции. Рассмотрим их. Рукописный шрифт смотрится естественно и добавляет индивидуальности как самому бренду, так и обращению к читателю. Он как бы детализирует всю ту картину, которая предстаёт перед зрителем. Но нужно понимать, что такой шрифт подойдет далеко не для всех. Рукописный текст придаёт толику несерьезности, легкомысленности. И вряд ли это будет уместный приём типографики в дизайне сайта юридической компании или строительной корпорации.
Акварельные шрифты довольно новые, но уже пришелся многим по душе и даже стал любимчиком. Текст, который как будто нарисован от руки выглядит эстетично. Для яркости и ещё большей индивидуальности можно добавить тексту градиент. Кстати, этот шрифт часто используется в сочетании с рукописным. Они смотрятся весьма гармонично.
Шрифт с засечками это возвращение из прошлого. Был период, когда шрифты с засечками считались трудночитаемыми. Сегодня же такие шрифты с тщательно проработанными деталями не остаются без внимания во многих дизайн-проектах. Они также добавляют индивидуальности и цепляют внимание в прямом и переносном смысле.
Анимированный текст – тренд, к которому типографика и вёрстка относятся по-разному. Дизайнеры любят его, потому что это смотрится эффектно и запоминается. Верстальщики относятся с некоторым сомнением, потому что анимация текста-процесс достаточно трудоемкий. В любом случае, такая типографика требует тщательного продумывания. Куда и как надпись должна перемещаться, реагировать на наведение и при этом оставаться информативным текстом для пользователя.
Нарушая фундаментальные правила типографики, многие дизайнеры используют такой приём, как сочетание большого и маленького шрифта. Но при грамотном подходе такая комбинация смотрится гармонично, позволяет расставить акценты и привлечь внимание.
Цветные шрифты становятся популярнее с каждым годом. При использовании этого приема важно помнить о грамотном сочетании цветов, чтобы работа получилась яркой и вызывающей. Но при этом не отталкивала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание какой-либо печатной или визуальной продукции в современном мире должно сопровождаться качественной типографикой. Чтобы зацепить взгляд «зрителя», покупателя, читателя, дизайнеры используют различные правила сочетания текста, но они не являются неоспоримой истиной. Правила можно нарушать при условии, если дизайнер знает эти правила. До того, как мы начинаем читать текст, мы получаем общее впечатление о странице, воспринимаем какой-то образ. Задача типографа состоит в том, чтобы сделать этот образ гармоничным. Нет единственно верного решения.
Практически вся информация вокруг нас представлена в виде текста. Шрифт — это элемент типографики, который помогает донести ее правильно и быстро. Не обладая достаточными знаниями о нем, дизайнер упускает изящные, а иногда и единственно верные способы решения задач.
Мы рассмотрели истоки типографики как науки. Знания о истоках гарнитур дает нам понимание о сочетании их между собой в заголовках и тексте. Заголовочные шрифты как правило являют собой сложные, нестандартно выглядящие гарнитуры, которые выглядят «нечитаемо» в условиях мелкого текста. Текстовые же шрифты наоборот необходимо использовать более упрощенные и нейтральные, чтобы читатель мог воспринимал текст и не ломал глаза. Существуют гарнитуры, которые подходят и для того и для другого, отлично выполняя роль как текстовых так и заголовочных шрифтов.
Так же заголовок и текст может использоваться как на печатной продукции вроде книг, журналов, так и на сайтах. От этих параметрах так же зависит выбор шрифтов для текстового блока и заголовка, ведь многие шрифты, предназначенные для печати, выглядят неподобающе и трудночитанемо на экране и наоборот.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Kapr Deutsche Schriftkunst (Немецкое искусство шрифта) / Kapr, Albert; Капр, Альберт. - М.: Verlag der Кunst. Дрезден, 1996. - 282 c.
- . Буковецкая Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет / Буковецкая, Ольга. - М.: ДМК, 1999. - 304 c.
- Буковецкая Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет / Буковецкая, Ольга. - М.: ДМК, 2000. - 304 c.
- Буторина Искусство шрифта. Работы московских художников книги / Буторина, Евгения. - М.: Книга, 1977. - 186 c.
- Бычков, А.Ф. Каталог хранящимся в Императорской Публичной библиотеке изданиям, напечатанным гражданским шрифтом при Петре Великом / А.Ф. Бычков. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 318 c.
- Декоративные шрифты для художественно-оформительских работ / ред. Г.Ф. Кликушин. - М.: Полымя, 1987. - 288 c.
- Декоративные шрифты для художественно-оформительских работ. - М.: Архитектура-С, 2007. - 288 c.
- Искусство шрифта. Работы московских художников книги. 1959-1974. - М.: Книга, 1977. - 186 c.
Интернет-источники:
- http://rus.paratype.ru/
- https://wayup.in/blog/osnovy-i-trendy-tipografiki-chto-dolzhen-znat-kazhdyj-dizajner#popap_question
- http://dmitriikuchev.ru/blog/all/graphic-styles/
- Благоустройство территории загородного дома
- Налоги с физических лиц и их экономическое значение(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ)
- Определение жизненного цикла и основные этапы
- Понятие контроля в менеджменте
- Собственная торговая марка как инструмент коммерческой деятельности(Собственные торговые марки: понятия и основные задачи их развития)
- Теоретические аспекты ценовых войн
- Корпоративная культура в организации
- Технология работы с постоянными гостями гостиницы. Программа «Постоянный гость»
- Характеристика групп потребителей гостиничных услуг
- Соотношение госудаᴘственного аппаᴘата и механизма госудаᴘства
- Исследования теоретических основ мотивации
- Классификация и основные свойства современных печатных красок