Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятия и содержание эмоциональной сферы)

Содержание:

Введение

Эмоции – наполняют жизнь каждого человека и его жизнь, раскрашивают её различными красками и впечатлениями. Они способны дать человеку позитивные впечатления, счастье или отравить всю его жизнь страданиями. Хорошо когда много хороших и позитивных эмоций, таких как радость.  И очень не просто и больно, когда преобладают в основном эмоции негативные — страх, гнев, обида, депрессия. У психологов, так же как у философов и педагогов, много точек зрения относительно роли, которую играют в жизни человека эмоции.

В любой жизненной ситуации именно эмоции, чувства движут нами. Эмоции и разум иногда воздействуют на нас согласованно, в одном направлении, а иногда - порознь. Эмоции могут быть нашими союзниками в достижении целей, а могут быть противниками или помехой.

В эволюции сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий – эмоции. Один и тот же объект или событие рождает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого из них свое, специфическое отношение к данному объекту. Естественно, что каждая эмоция будет по разному проявляться у человека. Одной из этих проявлений будет являться невербальные проявления эмоций.

Невербальный язык был известен и использовался еще с древних времен. Один из ярких примеров – древнегреческий театр масок, в котором внешнему выражению внутренних состояний придавалось большое значение. Актеры во время пьесы меняли маски, которые изображали различные застывшие эмоциональные состояния: радость, страх, гнев. Знания о невербальном выражении эмоций описывались в древних трактатах по ораторскому мастерству. Большую роль позы, жесты и мимика играли и в античной скульптуре.

Среди признаков, по которым, по мнению Аристотеля, можно распознать характер человека, преобладают: тип тела, фигура, цвет, волосатость, гладкость, мясистость и т.п. Он же писал, что “искусство физиогномиста требует тонкой наблюдательности и глубокого ума, умения анализировать и помощи всевышнего.

Проблема внешнего выражения внутреннего состояния, а точнее, проблема понимания того, что скрывается за теми или иными динамическими невербальными проявлениями человеческого поведения привлекала внимание немалого количества исследователей.

Целью нашего исследования является изучение невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Объект исследования эмоциональные состояния человека.

Предмет невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Задачи исследования:

1. проанализировать понятия и содержание эмоциональной сферы;

2. изучить невербальные проявления эмоциональных состояний человека;

3. описать депрессивное состояние;

4. охарактеризовать невербальные проявления депрессии.

1 Особенности эмоциональной сферы человека и её невербальные проявления 

1.1 Понятия и содержание эмоциональной сферы

Эмоция (от лат. emovere - возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение. Начиная с первой половины XX века говорили об аффектах как эмоциональных реакциях, направленных на разрядку возникшего эмоционального возбуждения. Так С. Л. Рубинштейн употреблял термины «эмоциональные» и «аффективные» как равнозначные: «...трехчленное деление психических явлений на интеллектуальные, эмоциональные и волевые не может быть удержано. Первичным, основным является двухчленное деление психических процессов на интеллектуальные и аффективные...» [1, с. 84].

Эмоция – это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

Каждый аспект данного определения весьма важен для понимания природы эмоции. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция управляет мыслительной и физической активностью индивида, ведёт ее в определенное русло. Если человек охвачен гневом, то не бросится наутек, а если перепуган, вряд ли решится на агрессию. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые розовые очки: умиляться самым обыденным вещам, вроде запаха полевого цветка и парения птицы на закате, и идти по жизни легкой, пружинистой походкой [5, с. 15].

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Можно даже предположить, что у человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы можем лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Интересно, например, является тот факт, что люди, которые принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Данный факт не только веско доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что всевысшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга, а также способоны их придугадывать [5, c. 17].

Жизнь без эмоций так же неосуществима, как и без ощущений. Эмоции, как говорил знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, возникли в процессе нашей эволюции как средство, при помощи которого все живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Доказано, что эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит. А также функцию воздействия – оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

До сих пор имеются большие трудности в выделении разных видов эмоционального реагирования, чему во многом способствует терминологическая неразбериха. По мнению В. К. Вилюнаса, это является свидетельством того, что «феноменологический материал, объяснить который призвана теория эмоций, не обладает отчетливо различимыми признаками, которые могли бы обеспечить некоторую единую изначальную его группировку и упорядочивание».

Вилюнас отмечает, что можно выделить два основных подхода во взглядах на эмоциональное реагирование. В одном случае оно не является чем-то особенным и, сопутствуя всякому психическому процессу, выполняет универсальную роль. В другом случае эмоциональное реагирование рассматривается как самостоятельный и индивидуальный феномен, частный механизм реагирования и регуляции, означающий, что в нормальном протекании существования животного и человека произошли какие-то отклонения. Близка к этому и точка зрения А. В. Вальдмана и др., отмечающими, что внутренние сигналы всего организма вызывают сдвиги эмоциональности в положительном или отрицательном направлениях в том случае, если они выходят за пределы обычных значений. В результате чего, нарушение внутреннего гомеостаза приводит к появлению эмоционального реагирования. А это свидетельствует в пользу того, что эмоциональное реагирование является самостоятельным феноменом.

Таким образом, с учетом приведенных выше характеристик эмоциональных реакций в отечественной психологии традиционно выделяют следующие их классы: эмоциональный тон ощущений, эмоции (включая аффекты), настроения [1].

Конечно же имеются и другие подходы.

Рисунок 1 – Виды эмоционального реагирования

Эмоциональный тон ощущений является филогенетически наиболее древней эмоциональной реакцией. Он связан с переживанием удовольствия или неудовольствия в процессе ощущения. Поэтому Н. Н. Ланге относил их к элементарным физическим чувствам. Он писал, что «...чувство удовольствия и страдания является критерием лишь наличного в данный момент соответствия между впечатлением и требованием организма. Оно есть свидетель, а не пророк». Следовательно, как подчеркивает П. В. Симонов, это контактный вид эмоционального реагирования. Именно это отличает, по его мнению, эмоциональный тон ощущений от других эмоциональных реакций. При отвращении, страдании, удовольствии взаимодействие всегда уже имеет место. Его не удалось предотвратить, поэтому его можно только ослабить, прекратить или усилить.

Для эмоционального тона ощущений характерно реагирование на некоторые отдельные свойства объектов или явлений: приятный или даже неприятный запах химических веществ или вкус продуктов; приятный или неприятный звук, раздражающее или радующее глаз сочетание цветов и т. д [6, c. 50].

Извествный польский психолог В. Витвицкий, утверждал что эмоциональный тон - это особый вид психического ощущения. Н. Н. Ланге написал, что «обычная речь и даже недостаточно точное психологическое наблюдение... постоянно смешивают эти два ряда явлений. Их деление оказывается особенно трудным в случае органических ощущений и кожных. Если чувство приятности или неприятности цвета или запаха сравнительно нетрудно отличается нами от самого цвета или запаха, то в кожной боли, в щекотке, а особенно в органических ощущениях пищеварительного тракта и вообще физическом самочувствии ощущения тесно сливаются для наблюдателя с соответствующими чувствами.

Поэтому даже некоторые учёные-психологи, например К. Штумпф, говорят в этом случае о чувствах – ощущениях, а это ведет их затем к резкому противоположению таких низших чувств высшим, как совершенно от первых отличным. Но именно это-то следствие и является для нас критерием неприемлемости смешения чувств с ощущениями. Тот, кто видит, что высшие чувства по существу подобны физическим, будет остерегаться поэтому самому отождествлять эти последние с соответственными ощущениями. Если бы физические чувства были ощущениями, то высшие должны бы оказаться таковыми же, что, однако, уже явно неприемлемо.

Очевидно, следовательно, и при органических ощущениях должно провести границу между собственно ощущениями и вызываемыми ими физическими удовольствием и страданием, хотя это не всегда легко». В связи с этим Н. Н. Ланге сделал сравнительный анализ многих характеристик ощущений и эмоционального тона ощущений.

Таблица –1 Сравнительные характеристики ощущения и эмоционального тона (По Н. Н. Ланге)

Ощущение

Эмоциональный тон

Нейтрально, безразлично

Зависит от строения периферического органа ощущения

Имеет объективный характер (сладкое для любого человека сладкое)

Является первичным и самостоятельным феноменом

Становится отчетливее и яснее, когда на него обращают внимание

Эмоционально окрашен: приятно-неприятно

Однороден, независим от строения органа ощущения

Имеет субъективный характер: то, что одному приятно, другому противно

Не возникает самостоятельно, а в его основе лежит ощущение, представление, вспоминание

Присуща неясность и расплывчатость, а при обращении на него внимания делается не яснее, а слабее и даже совсем исчезает

Функции эмоционального тона ощущений. Первая функция эмоционального тона ощущений, на которую в основном указывают многие авторы - ориентировочная, которая состоит в сообщении организму, опасно или нет то или иное воздействие, неплохо ли оно или от него надо избавиться. Как пишет П. К. Анохин, благодаря эмоциональному тону «...организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры тех или иных воздействий, может со спасительной быстротой отреагировать на них с помощью определенного качества эмоционального состояния, сведя их, так сказать, к общему биологическому знаменателю: полезно или вредно для него данное воздействие» [8].

Второй функцией эмоционального тона ощущений является обеспечение обратной связи, задача которой - сообщать человеку и животным, что имевшаяся биологическая потребность удовлетворена (и тогда возникает положительный тон - удовольствие) или не удовлетворена (и тогда возникает отрицательный эмоциональный тон - неудовольствие).

Третья функция эмоционального тона ощущений, на которую обычно не устремляют внимания и которая вытекает из второй функции, связана с необходимостью проявлять определенные виды поведения до тех пор, пока не будет, достигнут нужный организму результат [1].

Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами на­зывают интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить интенсивный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захва­тывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом [10, c. 89].

Возможно, одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональ­ная реакция неодолимо навязывает человеку нужду выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. В результате он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняет­ся тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбужденности чело­век совершает множество обильных и часто беспорядочных движений и действий. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет (костенеет), его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Данные явления можно наблюдать при различных стихийных бедствиях и технологических катастрофах. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических про­цессов. А именно, резко изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только именно те объекты, которые не­посредственно связаны с переживанием. На них внимание сконцентрировано на­столько, что переключиться на что-то другое человек совсем оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в по­ле внимания человека, не осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в таком состоянии как аффект. В состоянии аффекта человеку тяжело прогнозировать результаты своих действий, так как ме­няется характер протекания процессов мышления. Круто снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится не­возможным целесообразное поведение [12, c 156].

Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.» [3, c.14 ].

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, мешают нормальной организации поведения, его разумности. Они могут оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, скапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Например, одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние слишком сильного и длительного психологического напряжения, которое начинается у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует всю деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и продолжительны, оказывают негативное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье самого человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта [4, c.34].

Почти каждый аспект данного определения чрезвычайно важен для понимания природы эмоции. Эмоция мотивирует. Она мобилизует, активирует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит всей мыслительной и физической активностью индивида. Она направляет ее в определенное русло. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые розовые очки: умиляться самым обыденным вещам, вроде запаха полевого цветка и парения птицы на закате, и идти по жизни легкой, пружинистой походкой [15].

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше уясняем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Если представить жизнь без эмоций, она так же неосуществима, как и без ощущений. Эмоционально-выразительные движения человека – мимика, жесты, пантомимика – выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это – экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности'. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее [4, c.35].

Чувства – это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмо­ций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориен­тировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избыт­ке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осо­знаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, наоборот, в большинстве случаев предметны и конкретны. Такое явление, как «смутное чув­ство» (например, «смутное терзание»), говорит о неопределенности чувств и мо­жет рассматриваться как процесс перехода от эмоциональных ощущений к чув­ствам. Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей сте­пени связаны с биологическими процессами, а чувства — с социальной сферой. Еще одним существенным различием эмоций и чувств, на которое необходимо обратить внимание, является то, что эмоции в большей степени связаны с обла­стью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют.

Чувства — еще более продолжительные, чем эмоции, психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство нена­висти, если у него нет того, что он ненавидит [13, c.25].

Чувства возникли и формировались в процессе культурноисторического раз­вития человека. Способы выражения чувств менялись в зависимости от истори­ческой эпохи. В индивидуальном развитии человека чувства выступают как зна­чимый фактор в формировании мотивационной сферы. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности и тем трудом, которые ему нравятся и вызы­вают у него позитивные чувства.

Чувства играют значимую роль ив построении контактов с окружающими людьми. Человек всегда предпочитает находиться в комфортной обстановке, а не в условиях, вызывающих у него негативные чувства. Кроме этого, следует отме­тить, что чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, может вызы­вать негативные чувства у другого. Это объясняется тем, что чувства опосредуют­ся системой ценностных установок конкретного человека.

Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нрав­ственные, эстетические, интеллектуальные [4, c.36].

Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людь­ми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с норма­ми, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что чело­веком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в кото­ром он живет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, рели­гии, господствующей идеологии и т. д. Действия и поступки людей, которые соответствуют взглядам на нравственность в данном обществе, чаще всего считаются моральными, нравственными; поступки, не соответствующие этим взглядам, считаются амо­ральными, безнравственными. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость и т. д. Следует отме­тить, что в различных обществах эти чувства могут иметь некоторые различия в содержательном наполнении [1].

Отдельно можно выделить так называемые морально-политические чувства. Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным обще­ственным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. Одной из важнейших особенностей морально-политических чувств является их действен­ный характер. Они могут выступать как побудительные силы героических дел'и поступков. Поэтому одной из задач любого государственного строя всегда было и остается формирование таких морально-политических чувств, как патриотизм, любовь к Родине и др.

Следующая группа чувств — это интеллектуальные чувства. Интеллектуаль­ными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познаватель­ной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интел­лектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспеш­ность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний.

Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полу­ченных знаний. Существование интеллектуальных чувств — удивления, любопыт­ства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказа­тельства — является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмо­циональных процессов. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение челове­ка к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чув­ство восторга их красотой. Особенно крепкие переживания человек испыты­вает при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства. Это вызвано тем, что в них специфически переплетаются и моральные, и интеллектуальные чувства. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства — восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др [4].

Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны и многогран­ны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории.

К высшим проявлением чувств многие авторы относят страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмо­циональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или пред­мета. С. Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенно­сти, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в еди­ном направлении, сосредоточение их на единой цели» [12, c. 158].

Из всех эмоциональных феноменов настроение является самым неопределенным, туманным, почти что мистическим. Например, в обыденном сознании оно часто понимается как хорошее или плохое «расположение духа», как настрой (наличие или отсутствие желания) человека в данный момент общаться, чем-то заниматься, соглашаться или не соглашаться и т. д. (недаром подчиненные, идя на прием к начальнику, стараются узнать, в каком он находится настроении). Именно так С. И. Ожегов и определяет настроение: как внутреннее душевное состояние, как направление мыслей, чувств и как склонность что-либо делать. Рассматривает настроение, как настрой и Л. В. Куликов.

В большинстве учебников психологии настроение описывается как самостоятельный эмоциональный феномен, отличающийся от эмоций. Например, Н. Н. Данилова пишет, что одно и то же явление одновременно может вызвать как эмоцию, так и настроение, которые могут сосуществовать, влияя друг на друга.

Что психологи понимают под настроением. В. Ноулис, А. Весман и Дж. Рикс дают весьма неопределенное понимание настроения: это эмоциональная черта, тесно связанная с чувствами и поведением и являющаяся базовой функцией общих условий жизни индивида. По С. Л. Рубинштейну, «Настроение – не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние. Настроение отчасти более сложно и, главное, более переливчато-многообразно и по большей части расплывчато, более богато мало уловимыми оттенками, чем четко очерченное чувство». Рубинштейн подчеркивает, что настроение, в отличие от других эмоциональных переживаний, личностно [15, c.55].

Н. Д. Левитов считает, что настроение не только личностно, но и ситуативно. В одних случаях оно предметно (вызывается конкретными обстоятельствами), в других - беспредметно; в одних случаях оно более личностно, в других - менее личностно. Левитов понимает настроение как общее эмоциональное состояние, которое в течение определенного времени окрашивает переживания и деятельность человека. Л. В. Куликов, напротив, не считает настроение особым психическим (эмоциональным) состоянием. Он пишет: «Иногда настроение рассматривают как разновидность психического состояния. В большинстве случаев это встречается при попытке характеризовать состояние, выдвинув на первый план особенности настроения. По моему мнению, ошибочно считать настроение самостоятельным видом состояния - настроение является лишь частью психического состояния. Помимо него в состояние входят также физиологические, психофизиологические, социально-психологические и другие компоненты».

К. Прибрам рассматривает настроение как некий мониторинг окружающих жизненных обстоятельств.

Виды настроений. Выделяемые виды настроений лишь подчеркивают их тождественность эмоциям. Настроение может быть хорошим (стеническим) и плохим (астеническим). В первом случае при его устойчивом проявлении говорят о гипертимии, т. е. повышенном настроении. Оно характеризуется приподнятостью, веселостью, жизнерадостностью с приливами бодрости, оптимизма, счастья. Постоянное проявление гипертимии характеризуется как гипертимностъ. Это эмоциональный стереотип поведения, который при резкой выраженности может приводить к некритическому проявлению активности: человек претендует на большее, чем умеет и может сделать; он норовит за все взяться, всех поучать, старается привлечь к себе внимание любой ценой. Такого человека часто «заносит».

Вторым проявлением хорошего настроения является эйфория. Она обычно характеризуется беспечностью, веселостью, безмятежностью, благодушием и в то же время безразличным отношением к серьезным сторонам и явлениям жизни. Эйфорическое состояние обладает наркотическими свойствами - оно активизирует психику, и к нему человек привыкает. Чтобы вызвать его, человеку становятся нужны алкоголь, наркотики, а артисту или спортсмену – зрители [15, c.57].

В обыденной речи говорят: «быть в настроении», «он (она) не в настроении», а в одной научно-популярной книжке написано: «быть всегда в настроении не получается и тогда, когда все идет как надо». В этом случае настроение понимается как положительное переживание, а «не в настроении» - как отрицательное.

Следует отметить, что по поводу осознанности причины настроения в мнениях некоторых психологов имеется определенная путаница. Например, в книге «Общая психология. Курс лекций» автор пишет, что настроение - это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства; тут же автор пишет, что причины того или иного настроения не всегда ясны (следовательно, не осознаваемы), но они всегда есть и могут быть определены. «Все это позволяет отметить различную степень осознанности настроения», - пишет автор.

Что касается неясности во многих случаях причины настроения, то это может быть связано, на мой взгляд, с тем, что часто за настроение принимают след пережитой, часто мимолетной эмоции (например, как некоторое состояние, возникающее в результате автоматически протекающих когнитивных процессов сопровождающихся мимолетными ассоциациями воспоминаниями). То есть настроение может быть следовым эмоциональным состоянием (отсюда и наличие приписываемых только ему первых двух признаков). По этому поводу П. Б. Ганушкин пишет: «...настроение не меняется беспричинно, однако поводы для его изменений обыкновенно настолько незначительны, что со стороны эти изменения кажутся совершенно беспричинными: на эмотивно-лабильных может действовать и дурная погода, и резко сказанное слово, и воспоминание о каком-нибудь печальном событии, и мысль о предстоящем неприятном свидании, и, словом, такая масса совершенно неучитываемых мелочей, что иной раз даже сам (человек) не в состоянии понять, почему ему стало тоскливо и какая неприятность заставила его удалиться из веселого общества, в котором он только что беззаботно смеялся» (1998, с. 513). Не случайно К. Изард (2000) считает, что настроение - это пролонгированная эмоция. «Соматические реакции на умеренную эмоцию, - пишет он, - не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое переживание, но продолжительность воздействия подпороговой эмоции может быть очень долгой. То, что мы называем "настроением", обычно формируется под воздействием именно таких эмоций» [5, c. 89]

Как показывают клинические исследования, этот след остается, скорее всего, за счет биохимических и гормональных сдвигов в организме, вызванных возбуждением центров эмоции (например, хорошее настроение связывают с эндорфином).

1.2 Невербальные проявления эмоциональных состояний человека

Изучением невербальных средств выражения эмоционального и психического состояния человека занимаются такие научные дисциплины, как физиогномика и кинесика. Физиогномика связана с определением типа личности человека и его душевных качеств, исходя из анализа характерных особенностей строения лица и его выражения. Кинесика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), пространственный рисунок (зона, территория, собственность и перемещения человека), экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний), которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний [15, с. 60].

Наше лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Каждое выражение лица — это сокращения многих лицевых мышц. Таким образом, эмоциональные проявления человека складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций. Мимику можно анализировать не только по ее произвольным и непроизвольным компонентам, но и по физиологическим параметрам (силе, тонусу, динамике, симметрии-асимметрии), фрагментарно, т.е. по отдельным зонам — лоб, рот, глаза — и в целом. Мимическая характеристика личности может складываться из таких параметров как сильная — слабая мимика, неопределенная — красноречивая мимика, беспорядочная — гармоничная мимика, стереотипная — индивидуальная мимика, а также с учетом разнообразия мимических выражений, быстроты их смены, способности передавать нюансы. Перечислим типичные выражения лица при наиболее часто испытываемых эмоциях (сходных у представителей всех народов и культур) [15, c. 66].

1. Гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, придавая глазам угрожающее или нахмуренное выражение; глаза блестят, раскрыты или прищурены; ноздри расширены, крылья носа приподняты; губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы; лицо часто краснеет. Ярость есть высшая, животная форма гнева, а негодование есть наиболее смягченное и очеловеченное проявление этого чувства.

2. Презрение: бровь приподнята; лицо вытянуто; голова приподнята, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; рот закрыт, уголки губ опущены; глаза тусклые и сужены.

3. Страдание: брови сведены; глаза тусклы; а внешние углы губ несколько опущены; лицо застывшее.

4. Страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, и через лоб проходят горизонтальные морщи- ны; глаза без блеска и расширены, причем нижнее веко напряжено, а верх- нее слегка приподнято; рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами.

5. Удивление: поднятые брови образуют горизонтальные морщины на лбу; глаза широко открыты; приоткрытый рот имеет округленную форму.

6. Радость: губы искривлены, их уголки оттянуты назад, рот закрыт; вокруг глаз мелкие морщинки; сами глаза блестят, прищурены или раскрыты; на лбу горизонтальные складки.

7. Стыд: желание спрятать лицо, закрыв его руками или обратив его книзу или в сторону, глаза у стыдливого человека устремляяются в сторону или подвергаются беспокойному движению, чтобы избегнуть людского взгляда.

Весьма выразительны в мимической палитре губы и брови [8, c. 53]. Только они могут подтвердить или опровергнуть то или иное впечатление от собеседника. О защите в форме гнева или злобной ярости говорят щелеобразно в обе стороны растянутые губы, сжатые и обнаженные зубы, одновременно с этим шипящее дыхание ш-ш-ш. При сильном удивлении рот открывается максимально. Часто сопровождается выпученными глазами, которые, не понимая, смотрят на причину удивления. Если уголки рта оттянуты вниз с напряжением, то это активная поза отвращения, издевки, зависти, недоброжелательности. Если поджатые губы напряжены, сжаты, то так выражается бессильный гнев. Фиксировано скривленный в одну сторону рот говорит о склонности данного человека к издевательскому и презрительному отношению. Наморщивание носа усиливает выражение отвращения, недовольства, неприятного ощущения, противоречивости. По- разному можно интерпретировать смех человека. В смехе может выявиться глупость, пошлость, презрение, ненависть, насмешка, злорадство, смущение, фальшь и т.п. Чем свободнее и непринужденнее кажется улыбка, тем в большей степени она является выражением наивной, чистой радости.

Для выражения различных чувств человек активно использует брови. Наморщенные брови обычно выражают гнев, напряжение, критику, неудовольствие, бешенство и потрясение. Брови в виде выпуклого полумесяца выражают в определенных ситуациях удивление, недоумение, а в других, в сочетании с улыбкой — радость, удовольствие.

Язык жестов также богат на способы выражения человеком самых разнообразных эмоций и значений, например, оскорбления, враждебности, дружелюбия или одобрения по отношению к другим. Большинство людей используют в процессе общения жесты и язык тела в дополнение к словам. Многие жесты используются людьми подсознательно. По физической природе жесты делятся на головные и мануальные (ручные). Мануальные жесты подразделяются на жесты, которые выполняются одной рукой или двумя руками, и жесты, различающиеся по активно используемой части руки (кистевые, локтевые, пальцевые, плечевые, смешанные) [15, c. 62].

По характеру воздействия на адресата жесты делятся на визуальные, визуально-акустические, визуально-тактильные и визуально-акустически- тактильные жесты. Основными являются визуальные жесты, поскольку реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную. Например, кивок головой в знак согласия значительно опережает словесный утверди- тельный ответ [8, с. 46]. В языке жестов, употребляемом в повседневном общении, выделяются два типа жестовых семиотических систем — жесты- знаки и жесты-сигналы.

Жесты-знаки — это преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо восприятие и предназначенные для передачи информации. Жесты-сигналы непроизвольны, неосознанны и не рассчитаны на чье-либо восприятие (хотя и имеют значение для опытного наблюдателя [8, с. 43]. Например, в зависимости от положения рук изменяется значение жестов. Если кисть руки разжимается в бурном порыве и в окончательном положении пальцы растопырены, это выражает жесткое и презрительное отношение к адресату. Из-за чувства страха угрозы или беспомощности хочется за что-то ухватиться, следовательно, рука что-то берет или делает движение в этом направлении.

Сильный удар ладонями или костяшками пальцев по столу бывает при удивлении, нежелании, гневе. Лицо закрывают ладонями при чувстве смущения, либо стыда. Касание носа происходит преимущественно в стрессовых ситуациях, то есть когда мысли не соответствуют внешне сохраняемому спокойствию. Если взрослый человек кладет палец в рот или прикладывает его к уголку рта и если наблюдаются дополнительные симптомы концентрации внимания, то тем самым выражаются удивление, неожиданность, замешательство, растерянность. Когда рука подносится к глазам (к лицу), то этот жест означает отвращение, боль. Когда рука прикрывает рот — это жест удивления. Неопущенная голова — жест внимательного слушания. У радостного человека на лице улыбка, зрачки расширены, он искренен и открыт, его руки раскрыты ладонями вверх. «Закипающий» от гнева человек сжимает кулаки или пощипывает ладони. На лице выступают испарина, пот, иногда пятнами краснеет лицо.

Все жестовые средства общения делятся на натуральные, дактилологические и конвенционные. Натуральные жесты (естественные и потенциально естественные) употребляются в обыденном общении совместно с речью, усваиваются в контексте повседневного общения без специального обучения. Конвенционные жесты (условные, символические) относительно независимы от языка, они повторяют структуру языка и требуют специального обучения. К таким жестам относятся, например, тайный язык жестов кочевых народов, язык жестов американских индейцев, системы жестов глухонемых, ритуальные жесты монахов, системы профессиональных жестов (регулировщиков дорожного движения, спортивных судей, дирижеров, водолазов, строителей, военных и т.д.).

Дактилологические жесты — своеобразная форма речевого общения, воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку. Тем самым дактилология сочетает в себе признаки как устной речи, поскольку используется для оперативного общения, так и письменной, поскольку имеет форму последовательности знаков в соответствии с нормами орфографии [8, с. 43].

Выбор жеста (из принятых в определенной национальной культуре) обусловливается не только конкретной коммуникативной ситуацией, от- ношениями между коммуникантами (случайные, официальные, интимные, дружеские и др.), но и личностью исполнителя. Жесты могут многое рас- сказать о человеке. Они могут указать на национальность, темперамент, эмоциональное состояние, отношение к собеседнику. Жесты показывают внутреннее состояние, характер высшей нервной деятельности человека, склонность к логическому или художественному типу и т.д. Таким образом, каждой личности свойственна своя манера жестикуляции. Она характеризуется формально-динамическими особенностям (темп, амплитуда, плоскость выполнения, количество жестов) и содержанием (индивидуальный жестовый тезаурус личности, включающий типичные жесты человека). Все эти особенности более или менее устойчивы, но могут меняться при изменении эмоционального состояния человека. При сильных эмоциональных переживаниях количество жестов увеличивается, возникает ощущение жестовой чрезмерности (по сравнению с речью) и общей суетливости. Жесты как бы убыстряются, увеличивается их амплитуда, возникают отклонения от типичной манеры жестикуляции. При переходе от официального общения к неофициальному также меняются интенсивность и амплитуда жестов (они увеличиваются). При неформальном общении в большей степени проявляется индивидуальность жестового языка, при официальном — жестовый язык приближается к национально- культурному нормативу.

В каждой психологически конкретной ситуации общения отдельные невербальные компоненты могут нести свою смысловую нагрузку. Например, жест может быть основным, дополнительным или просто малозначительным нюансом коммуникации. Выбор основного коммуникативного компонента обусловливается задачей общения. Если нужно установить дружеский контакт, человек выбирает одни жесты, если отчитать кого- то — другие. В одном случае важна мимика, в другом — жест. Например, чтобы выразить недовольство, надувают губы, чтобы утешить в горе — обнимают за плечи. Зарубежные исследователи выделяют девять способов соотношения невербального поведения и речи [8, с. 42].

Жесты могут: 1) выражать то же, что и речь; 2) выражать нечто, что противоречит содержанию речи; 3) предвосхищать значения, переданные речью; 4) акцентировать ту или иную часть речевого сообщения; 5) быть связанными с более глобальными аспектами взаимодействия, чем данное вербальное высказывание; 6) сохранять контакт между собеседниками и регулировать поток речи; 7) заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерение адресанта продолжить свою реплику (например, поиск подходящего слова); 8) заменять отдельное слово или фразу; 9) с опозданием дублировать содержание вербального сообщения. Таким образом, при определении эмоционального состояния человека в процессе общения, при его психологическом анализе существенная роль должна отводиться всестороннему исследованию его внешнего облика, выраженного в мимике лица, жестах, телодвижениях и позах.

2 Особенности депрессивного состояния  и её невербальные проявления 

2.1 Депрессивное состояние

В наше время депрессия признана серьезным психологическим расстройством, которое приносит множество проблем не только самому больному, но и его окружению, членам семьи. В основном подобное состояние развивается на фоне стресса, или же его основой является длящаяся длительное время травмирующая ситуация. Иногда депрессивные расстройства бывают скрыты маской плохого настроения, или объясняются особенностями характера. Чтобы не возникло тяжелых последствий, важно определить, почему депрессия начинает свое развитие, заставляя человека страдать [7, c. 96]

Также следует отметить, что депрессивные расстройства возникают независимо от возраста, и им подвержены представители всех без исключения социальных групп. Чем подобное объясняется? В первую очередь, существенное давление оказывается ценностями человеческого общества. Постоянно имеется стремление к наибольшему финансовому достатку, внешней привлекательности, профессиональным успехам. Если при достижении подобных целей возникают неудачи, то их следствием становится депрессия. Кроме того, среди причин депрессии специалисты называют тяжелые заболевания, разрыв отношений, распад семьи, смерть кого-то из близких.

Депрессия — расстройство, широко распространенное во всех странах, слоях общества и культурах. Ею страдает примерно 5% населе­ния во всем мире. Женщины страдают депрессией примерно в два раза чаще, чем мужчины. Начало расстройства настро­ения чаще приходится на возраст 30—40 лет, у детей оно встречается значительно реже, а у пожилых — го­раздо чаще. Примерно 12% людей в течение своей жизни переживают хотя бы один эпизод депрессии, до­стигающей уровня, когда необходи­мо лечение.

К сожалению, даже в экономиче­ски развитых странах почти полови­на этих людей вообще не обращает­ся за медицинской помощью — часть из них считает, что происходящее яв­ляется психологической реакцией на жизненные трудности и поэтому врач здесь не поможет. Другая часть расценивает свое состояние как телес­ную болезнь, кто-то надеется, что "само пройдет", кто-то просто боит­ся контактов с психиатрической службой. Так или иначе, но более чем в 80% случаев депрессивные рас­стройства не распознаются и паци­енты страдают, не получая помощи. Такое положение дел выглядит неле­пым и обидным, потому что, если де­прессия вовремя обнаружена, боль­шинству этих людей может быть ока­зана быстрая и действенная помощь [11].

Депрессия – термин, который образованный от латинского слова «depressio» – подавление, подавление всех своих желаний, потребностей. Депрессия – это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения человека. (Когда лежишь на диване и ничего не хочешь.) В этом состоянии человек испытывает тяжёлые, мучительные, отрицательные эмоции и переживания – подавленность, тоску, отчаяние, безысходность. При этом все желания, потребности, влечения, мотивы, волевая активность очень снижены. Самыми характерными мыслями являются мысли о собственной ответственности за все неприятные, тяжёлые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого, настоящего и ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей сочетаются с чувством бесперспективности. Для поведения при депрессии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость.

Несмотря на то, что аффективные нарушения относятся к наиболее распространенным психическим расстройствам, круг собственно психологических работ, посвященных этой теме, достаточно мал.

Психологическое осмысление депрессии наталкивается на ряд трудностей уже при попытке определения основного дефекта. Начиная с Kraepelin симптомы депрессивных расстройств относят к различным сферам, объединяя феноменологически разнородные проявления: сниженное настроение; умственное и речевое торможение и моторную заторможенность. В связи с тем, что некоторые признаки имеют не абсолютное значение (например, депрессия может проявляться также в двигательном возбуждении, или даже тревоге, апатии), возникают серьезные проблему в однозначной квалификации основного дефекта. Как правило, крайние варианты решения этого вопроса связаны либо с развитием “типологического” направления, учитывающего различные варианты модальности доминирующего аффекта — тоскливая, тревожная, апатическая (хотя, строго говоря, апатия ни в одной классификации не относится к числу эмоций); формы проявления – ларвированная, «депрессия без депрессии»; выраженности – невротическая, психотическая; этиологии – психогенная, эндогенная; либо, напротив, с поиском универсальных механизмов депрессии и игнорированием ее типологической неоднородности [16, c.123].

Еще депрессия проявляется также це­лым рядом дополнительных (добавочных) симпто­мов. К наиболее частым относятся пониженную самооценку, неадекватное чувство вины и потеря уве­ренности в себе. Человек постоянно чувствует себя ненужным, неспособ­ным, никчемным, не оправдываю­щим возлагаемых на него надежд. Становится трудно принимать реше­ния — даже простая профессиональ­ная или бытовая задача вырастает в неразрешимую проблему. Человек постоянно ощущает себя измотан­ным, перегруженным, заваленным кучей дел и обязанностей, с которы­ми уже не в состоянии справиться.

Пониженная самооценка отчетливо проявляется в речи и невербальном поведении — например, человек говорит совсем неуве­ренно, совсем тихим голосом, невырази­тельно, боится привлекать к себе внимание окружающих людей, старается спрятаться в угол и занять как можно меньше места в пространстве (по­джатые ноги, взгляд на пол, избегание взгляда в глаза другим). Во сне он часто принимает эмбриональную позу, или так называемую «позу зародыша», — на бо­ку, согнувшись, сложив руки на гру­ди, с опущенным подбородком.

Еще одним характерным симпто­мом депрессии является замедлен­ное, совсем затрудненное мышление, сни­жение интеллектуальной продуктив­ности. Внимание человека рассеяно, ему трудно на чем-то сосредоточиться, проследить ход мысли, уло­вить смысл фильма, рассказа или то­го, что говорит собеседник. Мыслей в голове мало, они, как правило, не­приятного содержания и назойливо крутятся вокруг каких-то незначи­тельных мелочей.

Даже основные инстинкты в со­стоянии депрессии ослабевают — пропадают сексуальные чувства, ап­петит, удовольствие от еды, вслед­ствие этого снижается масса тела. Характерно расстройство сна в виде ранних вставаний — человек про­сыпается на 2—3 часа и более рань­ше обычного и больше не может ус­нуть. Эти ранние утренние часы очень тяжелы для него — сна нет, время тянется медленно и нет ощу­щения, что отдохнул. И даже не могут сниться сны. Иногда бывает, что во вто­рой половине дня или к вечеру на­строение несколько улучшается — возникает желание что-то сделать, возрастает активность, появляется аппетит и т.д.

Так человек в депрессии испытывает целый ряд неприятных ощущений со стороны внутренних органов — боль или сдавление в груди, сердцебие­ние, мышечную разбитость, ощуще­ние, что тело налито свинцовой тя­жестью, головные боли, тошноту, сухость во рту, с трудом поддающиеся описанию неприятные ощущения в голове, животе или конечностях. Многие телесные проявления де­прессии связаны с усилением тонуса симпатического отдела вегетатив­ной нервной системы. Иногда может быть что телес­ных проявлений депрессии так мно­го, что именно они становятся глав­ным содержанием жалоб пациента, и он обращается за помощью к кар­диологу, невропатологу, гастроэнте­рологу и другим специалистам, кото­рые не находят у него телесных забо­леваний, объясняющих жалобы [18]. Наконец, к числу характерных про­явлений депрессии относятся мысли о нежелании жить — от просто разо­чарования и усталости от жизни до отчетливых суицидальных планов.

2.2 Невербальные проявления депрессии

Невербальные признаки важны также и для диагностирования болезни практикующими врачами. Работа врача и психотерапевта требует специальных знаний и когнитивных навыков, приобретаемых в процессе обучения и тренинга; однако основная часть их работы приходится на межличностное общение. Клиницисты и пациенты преимущественно разговаривают друг с другом, и терапевтическое воздействие осуществляется именно посредством речи. Понятно, что невербальное поведение — критически важный компонент этого взаимодействия.

Обычно психотерапевт обращает внимание на невербальные признаки, которые способны пролить свет на проблемы больного и на течение болезни. Во время визита к психотерапевту его способность «читать» признаки эмоций, особенно тех эмоций, которые небыли выражены вербально, которые лишают пациента душевного покоя или отрицаются им, играет главную роль. Принимая больного, врач настроен на восприятие тех поступающих от него эмоциональных и психологических сигналов, которые могут быть причиной или следствием его физического стояния. Например, после инфаркта пациент может оказаться в состоянии депрессии [14, c.103].

Характерен и внешний вид чело­века в состоянии депрессии — блед­ное лицо, расширенные зрачки, померкший взгляд, сухая кожа, нагнутые плечи, превалирование в одежде серого и черного цветов, отсутствие косметики и украшений, неряшли­вый и безразличный вид. Чем тяжелее депрессия, тем выраженнее эти проявления [18].

G.E. Schwartz, P.L. Fair, M.E. Thase et al. при измерении картины движения мышц лица обнаружили отклонения у депрессивных больных, которые были обнаружены у здоровых лиц, когда они делают печальное лицо, о чем писал еще в 1872 г. Ч. Дарвин: «Во всех случаях печали, велика она или мала, на основе привычки наш мозг склоняется к тому, чтобы посылать приказ определенным мускулам, уменьшаться». J. Bowlby нашел, что ригидное выражение лица в области рта и глаз взаимосвязано с тяжестью депрессий, причем наиболее показательным является движения бровями.

Научные иследования H. Ellgring подтвердили общее ослабление мимики, редукцию взгляда, ограничение смеха. В меньшей степени изменялась речь и жестикуляция, плач наблюдался только у 50% больных. Не было найдено однообразного выражения лица, в которое могло бы включаться злость, гнев, страх – как выражения более слабых мотиваций, которые существуют при различных депрессивных расстройствах. Вообще, большинство пациентов показывают изменения, адекватные настроению. Даже с редуцированным репертуаром выражения, большинство пациентов могут правильно передать свое настроение мимически и жестами. Считается, что лицевых выражений является одним из важных средств передачи аффективных состояний. S.Jr. Nowicki, E. Carton, обнаружили, что выражение лица и голос наиболее информативно говорят о депрессивном состоянии. J.T. Schelde выделил признаки поведения для депрессии, включающие пристальность взгляда, отсутствие движений мышц рта, отсутствие движений в районе глаз и социальная пассивность. Другим объективным доказательством общей медлительности депрессивных больных является многократно проверенная замедленность речи. Голос у депрессивного больного более или менее немодулированный, монотонный и тихий, ответы всегда склонны к краткости. При этом заторможенность проявляется больше удлинением пауз, чем увеличением самого времени звучания, что позволило A. Nilsonne разработать необходимый диагностический критерий для депрессии. Ряд авторов сообщает об использовании характеристик акустического сигнала для диагностики эндогенных депрессий; расстройств настроения у больных с инсультами мозга; для дифференциальной диагностики между шизофренией и депрессией; между болезнью Паркинсона и большой депрессией; в процессе обратного развития депрессивного синдрома во время лечения [9, c.78].

М.М. Вялова, изучая аппаратными методами количественные значения экстралингвистических параметров речи депрессивных пациентов, выявила достоверные различия у пациентов с средней и выраженной степенью депрессивного аффекта по сравнению с контрольной группой. Характерным для депрессивного синдрома является снижение реакции и увеличение времени реакции на внешние раздражители.

Общепринятым считается, что состояния настроения, такие как депрессивное настроение и/или ангедония, являются основными определяющими признаками депрессивного синдрома. В то же время, несмотря на то, что НП больных влияет на оценку клинициста, присутствие их в депрессии часто неясно определено. Widlocher D.J. отметил, что ретардация оценивается как характеристика уныния, а, следовательно, является выражением психического состояния больше, чем симптомом самим по себе. Завершив серию исследований он подтвердил представление об единстве конструктивной системы ретардации, а также предположил относительную независимость ретардации от психологических аспектов депрессии, измеренной по шкале Гамильтона. В другой работе он приводит доводы в пользу центрального положения психомоторных симптомов при депрессии. Он отмечает, что психомоторная ретардация вместе с чувством вины наиболее общие симптомы депрессии, тогда как ретардация при раннем утреннем просыпании лучше, чем настроение, указывает на беспокойство и депрессивное состояние, и что психомоторные изменения симптома часто ассоциируются с эндогенной депрессией. H.U. Fisch et al., при анализе видеозаписей обнаружили, что пациенты в депрессивном состоянии меньше и медленнее двигаются, совершают более упрощенные формы движения, чем люди в недепрессивном состоянии [9, c. 80].

Самосозерцание, самопогружение и социальное удаление являются основными чертами бихевиоральных паттернов депрессивного расстройства. При улучшении депрессивного состояния обнаруживались явные изменения в поведении – движения, ассоциированные с социальной и коммуникативной активностью: взгляд в глаза, увеличение частоты и продолжительности улыбки; больные меньше находились в постели, охотнее шли на общение с другими больными, медицинским персоналом, могли посылать более сложные коммуникационные сигналы и реагировать на них.

J.T. Schelde с соавт. смогли определить, что самое большое изменение в невербальном поведении касалось социальных жестов, что позволило им выделить четыре фазы обратного развития социальной активности. J.T. Schelde выделил маркеры поведения для выздоровления включающие социальную заинтересованность, социальную улыбку, вербальную социальную инициативу, речь, кивание головой, поднятие бровей, сморщивание бровей, социальный смех, жестикуляцию, указывающие движения пальцами. H.U. Fisch с соавт., H. Ellgring, отметили, что как только наступает улучшение, увеличивается не только число и сложность движений, но и время, проведенное в движении, при этом комплекс паттернов становится более дифференцированным. И хотя движения при депрессии однообразны, возможно, благодаря их относительно обедненной природе при улучшении у индивидуума появляются характеристики «индивидуального» движения. Однако специфичность и размер изменений отличается среди разных пациентов. Некоторые пациенты даже будучи в депрессии проводили более 50% наблюдаемого времени в движении, тогда как другие субъекты даже при выздоровлении проводили менее 25% своего времени в движении. Один депрессивный пациент мог проявить улучшение увеличением частоты взгляда, у другого улучшались показатели речи [2].

Невербальное поведение психотерапевта может способствовать установлению хороших, добрых, доверительных отношений и полноценному обмену информацией, то есть так называемого «терапевтического альянса», но может и привести к тому, что пациент почувствует себя обделенным вниманием и непонятым. И пациенты, и врачи могут с определенной, хотя и не очень высокой, точностью судить о том, насколько они симпатичны друг другу, что может иметь далеко идущие последствия (Hall, Ногgan, Stein, & Roter). Согласно результатам этого исследования, пациенты, к которым врачи относились с меньшей симпатией, были меньше удовлетворены общением и чаще задумывались о том, чтобы сменить врача. Больные больше удовлетворены общением с докторами и считают, что те проявляют к ним симпатию, если они смотрят в глаза, наклоняются к ним, кивают головой, подходят близко и разговаривают участливым, энергичным голосом. Иногда наилучшие результаты приносят некоторые комбинации этих форм невербального поведения. Так, показано, что более всего пациенты были удовлетворены, когда негативные интонации врача сочетались с его позитивными словами.

Заключение

Таким образом, в нашей работе мы рассмотрели проблему невербальных проявления эмоциональных состояний человека.

Эмоция обычно понимается как переживание, душевное волнение. Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

В каждой психологически конкретной ситуации общения отдельные невербальные компоненты могут нести свою смысловую нагрузку.

Любое настроение имеет свою причину, хотя иногда кажется, что оно возникает само собой. Причиной настроения может быть положение человека в обществе, результаты деятельности, события в личной жизни, состояние здоровья и т.п. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям.

Переживаемые эмоции и чувства накладывают отпечаток на внешний и внутренний облик личности. У людей, склонных к переживанию отрицательных эмоций, печальное выражение лица, у лиц с преобладанием положительных эмоций – веселое выражение лица.

Длительные и трудно переносимые нагрузки, непреодолимые конфликты вызывают у человека состояние депрессии — отрицательное эмоционально-психическое состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно переживаемые подавленность, тоску, отчаяние, отрешенность от жизни; ощущает бесперспективность существования. В медицинской практике более чем у половины больных депрессия выражается через физические симптомы. 

Список использованной литературы

1 Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. – СПб. : Речь, 2006. – 384 с.

2Аркелов Г.Г. Стресс и его механизмы / Г.Г. Аркелов // Вестник МГУ, 1998. – № 4. – С. 18-26.

3Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций / В.К. Вилюнас // Психология эмоций. Тексты. – М. , 1984. – С. 14.

4 Дружинин, В.Е. Психология эмоций, чувств, воли / В.Е. Дружинин. – Москва: ТЦ Сфера, 2003. – 96 с.

5 Изард К. Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. — СПб. : Издательство «Питер», 1999. – 464 с.

6 Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2001. – 752 с.

7 Карвасарский Б.Д. Неврозы : руководство для врачей / Б.Д. Карвасарский. – М. : Медицина, 1980. – 447 с.

8 Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2001. – 592 с.

9 Кемпиньский А. Познание больного / А. Кемпиньский. – Минск : Вышэйшая школа, 1998. – 207 с.

10 Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.

11 Лакосина Н.Д. Медицинская психология / Н.Д. Лакосина, Г.К. Ушаков. – М., 1996.

12 Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 453 с.

13 Никифоров Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. – СПб. : Речь, 2002. – 256 с.

14 Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – Москва: Смысл, 1999. – 425 с.

15 Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. – М. : Прогресс, 1979. – 354 с.

16 Серидина Н.В. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология / Н.В. Серидина, Д.А. Шкуренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 512 с.

17 Хомская Е.Д. Мозг и эмоции / Е.Д. Хомская, Н.Я. Батова. – Москва: РОСПЕДАГЕНТСТВО, 1998. – 268 с.

18 Шаповал И.А. Специальная психология / И.А. Шаповал. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.