Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки государства (характеристика сущности и социального назначения государства)

Содержание:

Введение

Дискуссия о понятии, сущности и роли государства в обществе идет полным ходом в научном сообществе на протяжении тысячелетий, с античных времен. На это есть ряд причин. Во-первых, обозначенная тема не теряет актуальности в разных слоях общества, от политических и научных элит до низшей социальной прослойки. Во-вторых, государство играет определяющую роль в жизни людей с рождения и до смерти, на протяжении всей их жизни. В-третьих, повышенный интерес вызывает сложное устройство государственного аппарата, а также зависимость изменений в обществе от изменений разной степени радикальности в этом самом аппарате.

Актуальность темы исследования определяется отсутствием окончательных выводов касательно предпочтительной модели государственного устройства, отвечающей запросам непрерывно развивающегося и видоизменяющегося гражданского общества. Кроме этого, в мире существует множество разных по организации, урегулированности и упорядоченности моделей общественных отношений. Для каждой из этих моделей характерны определенные системы управления обществом — социальная власть — и определенные системы регулирования межличностных отношений между людьми, — социальные нормы.

Постоянное развитие общества, научный и социальный прогресс требуют своевременного пересмотра этих систем для того, чтобы они продолжали отвечать своей первоначальной цели, — работать на общественное благо, а не препятствовать социальному взаимодействию. Для этого и необходимо государство, обеспечивающее исполнение существующих социальных норм и своевременную корректировку или внедрение новых через систему институтов управления обществом, — аппарата государственной власти.

Объект исследования — понятие и сущность государства, исторические сложившиеся типы и формы государства.

Целью данной курсовой работы является общая характеристика сущности и социального назначения государства.

Обозначенные цели предопределили постановку и решение следующих задач:

  • раскрыть понятие, сущность и социальное назначение государства;
  • рассмотреть основные признаки государства;
  • определить типологию и форму российского государства.

Объектом исследования является государство как социально-правовой институт.

Предметом исследования является социальное назначение государства.

Теоретическую основу данной курсовой работы составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также учебная и научная юридическая литература.

Методологическая основа работы представлена системой общенаучных и частнонаучных методов познания исследуемого вопроса.

Для достижения обозначенной цели и реализации поставленных задач в данной курсовой работе использовались такие научные методы исследования, как формально-логический, а также специально-юридические методы исследования: сравнительно-правовой, документальный, метод анализа и толкования правовых актов.

Глава 1. Понятие государства

1.1. Понятие и сущность государства

Государство есть достояние народа, а народ… соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов.

Цицерон.

Как только общество пришло к формированию государств, лучшие умы стали задаваться вопросом о понятии и сущности явления, скрывающегося за этим термином. Философы Древней Греции, Рима, Китая, — все выдвигали свои концепции и строили теории, объясняющие модель общественного регулирования. Споры на эту тему в научных кругах продолжались тысячелетиями и не утихают по сегодняшний день.

«Что такое государство? — вопрошал в начале ХХ века российский государствовед А. Паршин, — вот вопрос, который до сих пор стоит открытым перед человеческим умом». И далее: «Правильный ответ на этот вопрос должен иметь большое значение для жизни народов. Правда, многие практические деятели общества и государства полагают, что они всегда имеют достаточно данных для разрешения проблем наличной общественно-государственной жизни независимо от того, имеется ли правильное определение государства или не имеется. В этом случае практические деятели говорят, что теоретическим определением природы государства могут заниматься только любители философы, а не люди, которые находятся в горниле общественной и государственной жизни и своими деяниями фактически обязаны творить общественную и государственную жизнь. Действительная жизнь государства не может остановиться и ждать точных определений ее философией».[1]

«Практические деятели» правы, рассуждая о том, что общественную государственную жизнь невозможно рассматривать отдельно от метаморфоз времени, вне постоянно меняющегося контекста. Отсутствие четкого понимания структуры государства не мешает его существованию и функционированию на протяжении определенного времени, пока не начнет заметно снижаться уровень государственной слаженности и эффективности.

Примеры подобного управления имели место быть на протяжении всей истории развития человеческой цивилизации, один из последних и ярчайших по своей наглядности и плачевности для общества и государственного аппарата, как такового, — СССР, прекративший свое существование почти тридцать лет назад. Последствия мы наблюдаем по сей день как в России, так и, особенно остро, на территории бывших союзных республик.

Это подтверждает высказывание упомянутого выше А. Паршина о том, что без глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства практически невозможно грамотное, квалифицированное им управление. Объективная необходимость и практическая потребность в знаниях о государстве по мере развития общества неизбежно берут верх над эмпирическим подходом к нему и знаниям о нем.

Сложность и многогранность государственного устройства, а также разница в восприятии одних и тех же государственно-правовых явлений разными социальными группами и отдельными индивидами являются серьезной преградой для точного и простого определения понятия государства.

Кроме того, стоит обратить внимание на замечание австралийского юриста Г. Кельзена: «Трудности в определении понятия «государства» усугубляются еще и тем, что данным термином обычно обозначаются самые разнообразные предметы и явления». [2]

Во-первых, сущность государства может быть рассмотрена с юридической точки зрения. Государство может быть представлено как юридическое лицо, правовой феномен или своеобразная корпорация. При этом, от коммерческих корпораций государство отличается «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком».

Во-вторых, понятие государство может употребляться в социологическом смысле. В данном аспекте его следует рассматривать как «социологическую общность», «социальную реальность, существующую независимо от ее правого порядка и правовой реальности».

Фактически, замечает Кельзен, «не существует таких государств, где все акты и действия (команды, подаваемые от имени государства) исходили бы первоначально от одного правителя. В обществе всегда существовало и существует несколько командных структур. В результате их деятельности всегда возникало значительное число доминирующих в обществе отношений, а также бесчисленное количество всякого рода актов управления и подчинения, совокупность которых отражало то, что называется социологическим государством».

В-третьих, государство может рассматриваться как живой, «естественный организм». Этот подход подразумевает восприятие его как некую «форму социальной биологии».

Кельзен — не первый, кто придерживается такого взгляда относительно понятия государства. И до него подобные выводы делали сторонники так называемой «органической теории государства», — Платон и Аристотель — в античности, Гоббс, Спиноза, Руссо — в дальнейшем.

И, в-четвертых, понятие государства определяется Кельзеном и его сторонниками-нормативистами как «система права», как «нормативный порядок» или же как «политически организованное общество», как «государство-власть».

Как отмечал австралийский юрист, государство представляет собой политическую организацию в первую очередь потому, что оно определяет «порядок использования силы, потому, что оно обладает монополией на применение силы».

Таким образом, множественность интерпретации и субъективность восприятия термина «государство» учеными и авторами разных эпох обусловлены прежде всего сложностью и неоднозначностью природы государства как социального явления.

Научные деятели, обобщая вышесказанное, сходятся во мнении, что государство — это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть и регулирование в обществе.[3]

Тысячелетиями оставаясь важнейшим компонентом общественно-политической жизни, государство отличалось от других социальных институтов и организаций своими специфическими признаками. Именно через их изучение возможно наиболее полное и объективное понимание государственного устройства в разных странах мира.

Важнейший из таких признаков — это наличие у государства публичной политической власти.

Безусловно, механизм власти существовал и в догосударственном обществе, однако та власть была непосредственно общественной, то есть исходила из конкретной действующей ячейки общества, например, рода или племени. Властными полномочиями были наделены не стоящие над обществом люди, а его полноправные члены, наравне с другими участвующие в его повседневной жизни, их нельзя назвать профессиональными политиками.

Можно выделить следующие отличительные черты публичной государственной власти:

  • публичная политическая власть представляет общественные интересы и выступает от имени общества, находясь «над» ним.
  • Чиновники, профессиональные управленцы, состоящие на государственной службе — реальное воплощение публичной государственной власти. Их общественная роль — не производство материальных и духовных благ, а создание наилучших условий для этого путем управления социальными и политическими процессами. Они могут быть избраны или назначены на свою должность, получить ее путем наследования или замещения.
  • Государственные органы власти имеют в своем распоряжении экономические, организационные и прочие ресурсы, используемые для достижения поставленных целей.
  • Авторитет государственной власти в глазах общества, политическое и правовое сознание населения, управленческие технологии, государственное принуждение — неотъемлемые механизмы реализации государственной власти.

Упомянутый в последнем пункте аппарат принуждения также относится к основным признакам государства. В него входят силовые структуры, вооруженные силы, службы разведки и безопасности, службы приставов и исполнения наказаний.

Понятия «государство» и «право» неразрывно связаны между собой. Их объединяет социальная среда, территория, экономическая основа и политическая природа, социальное назначение, равнозначное нравственно-духовное содержание. Эта взаимосвязь проявляется как на сущностно-понятийном уровне, так и в системно-структурном аспекте.

Исторически сложилось таким образом, что государство и право стали неотделимыми друг от друга понятиями. При любых режимах, любых формах государственного устройства, общественные отношения регулируются через устанавливаемые правовые нормы. Характер взаимодействия права и государства постоянен и многогранен.

Государство принимает непосредственное участие в правотворческом процессе, оформляет волю населения в правовые акты, обеспечивает правоприменение вплоть до принуждения.

Право же оформляет государство в юридическом аспекте, устанавливает систему органов государственной власти, очерчивает их компетенцию, обеспечивает права и свободы граждан, то есть легитимизирует власть.

Кельзен считает, что государство как юридический феномен предполагает, что «отношения между ним и правом должны рассматриваться по аналогии с отношениями между правом и индивидуумом». А значит, государство, как и индивидуум, «в своем поведении и действиях связано правом».

Государственный суверенитет — независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних, неотъемлемый политико-правовой признак государства.

Независимость государственной власти выражается в исключительном и монопольном его праве на любую установленную законом деятельность как внутри самого государства, так и на международной арене.

Верховенство государственной власти во внутренней политике означает:

  • Универсальность государственной власти, распространяющейся на все население, политические и общественные организации и иные учреждения, функционирующие на его территории.
  • Наличие у государственной власти особых механизмов воздействия, ставящих ее над прочими организациями и учреждениями внутри страны.
  • Уникальность властных полномочий государственной власти, позволяющую ее органам ограничивать любое другое проявление общественной власти, нарушающей законы государства.

Разделение населения по территориальным единицам также стоит отнести к основным признакам государства. Это отличает его от первобытного общественного порядка, где власть распределялась по кровнородственному признаку, в зависимости от принадлежности к тому или иному роду, племени или племенному союзу, за которыми зачастую не была закреплена какая-либо определенная территория. Государственная же власть распространяется в строгой зависимости от территориального признака, то есть, области проживания группы людей. Само государство имеет четко обозначенную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а проживающее там население идентифицируется особым образом, в зависимости от государственной модели. Так, при монархическом строе, население идентифицируется как подданные, а при республиканском, — как граждане.

Государство защищает свою территорию и граждан, вне зависимости от того, находятся они в его пределах или нет. Принципы целостности и неприкосновенности территории гарантируют ее целостность и предотвращают насильственную аннексию или отторжение ее части. Посягательство на территориальную целостность государства извне квалифицируются как акты прямой агрессии, от кого бы они ни исходили. Каждое государство имеет право на защиту своей территории и обязуется оберегать проживающих на ней граждан.

Именно организация населения по территориальному признаку положила начало не только возникновению государств, но и формированию отдельных стран. Поэтому с этой точки зрения понятия «государство» и «страна» во многом можно назвать тождественными.

К основополагающим признакам государства необходимо также отнести встроенные финансовые институты. Система налогов и займов позволяет содержать растущий государственный аппарат и выполнять социальные функции. Для этого государством, не производящим самим по себе материальных благ, вводятся различные налоги, пошлины и другие денежные сборы, формируется бюджет.

Изначально бюджет существовал в виде казны и использовался для обеспечения армии, чиновников, зависимой от государства части торгового сектора. В последствии на него легли другие нагрузки в виде социальной политики: образовательные, культурные, медицинские, спортивные и другие программы, осуществляемые на государственные деньги.

Налоги, собираемые с физических и юридических лиц, и сейчас остаются важнейшим звеном формирования государственного бюджета.

Порядок взимания налогов и пошлин устанавливается законом и закрепляется в нормативно-правовых актах. Налоговое право, представляющее на сегодняшний день отдельную ветвь, представлено отдельным сводом законов. Так, в Российской Федерации это — налоговый кодекс. Своевременная и полная уплата налогов преподносится как неотъемлемая конституционная обязанность граждан, а уклонение от их уплаты — жестко преследуется по закону.

«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», — это закреплено, в статье 57 Конституции Российской Федерации[4].

Сбором налогов и организацией государственных займов в каждом государстве занимаются специальные органы. Законодательная база регулирует их деятельность и определяет размеры, вид и порядок взимания налогов.

Отдельная категория признаков государства — символика и атрибутика. В каждом государстве есть свои памятные даты, гимн, флаг, закрепленные нормы официального поведения, формы приветствия и общения людей друг с другом и другие традиции. Они обычно наглядны, кратко изложены, экспрессивны и легко воспроизводимы. Вместе с вышеуказанными признаками они позволяют провести ощутимую грань между государственной организацией с одной стороны и негосударственными с другой.

Сущность государства — один из фундаментальных вопросов юридической науки. Ответ на него требует глубокого изучения широкого спектра вопросов: проблемы понимания государства и права, взаимоотношений человека, общества и государства и других.

Раскрытие сущности государства требуется производить поэтапно: сначала — как самостоятельного политико-правового явления, затем — как сложной социально-обусловленной конструкции.

Власть — это сущность государства как самостоятельного явления, она прежде и устойчивее всего определяет его содержание, назначение и функционирование. Государственная власть не абстрактна, в ней сочетаются сила и воля населения. Сила выражается через государственные институты, а воля населения — в правовых нормах, устанавливаемых государством. Таким образом, сущность государства — это легитимная и подкрепленная органами государственного аппарата власть.

Парадокс государства заключается в том, что оно является одновременно и производной общества, и его регулятором, оставаясь его частью. Такой сложный социальный механизм подразумевает множество подходов к изучению его сущности, в зависимости от тех или иных аспектов.

Проживающие в государстве люди могут быть сгруппированы по разным признакам. Выделим общество как социальную организацию, население как совокупность граждан, а также отдельного человека. У каждой из этих групп к государству особые требования.

Для общества важна сила и стабильность государственной власти, ее возможность обеспечить социальное равновесие. Это позволит развиваться гражданским институтам, а значит, и всему обществу.

Население же требует от власти экономического роста, надежного правопорядка, охраны общественной безопасности. Ему важно четко знать, кому принадлежит власть, чьи интересы она отстаивает, какие механизмы воздействия на нее есть. Демократический строй предполагает прямое участие население в формировании государственного аппарата через институт выборов, референдумов, опросов и других форм общественного волеизъявления. Также население наделено правом объединения в политические партии, профсоюзы. Это объединяет людей с общими интересами и целями, упрощая их достижение.

Индивидууму важно соблюдение социальных условий, в которых он за счет самореализации сможет достичь личного и семейного благополучия. Ему важны личная безопасность и наличие социальной перспективы. Чем лучше развито общество, чем выше его общее благосостояние, тем сильнее потребность человека в защите его прав и свобод.

В развитых странах государство работает с общественными конфликтами не через насилие и подавление, как это было раньше, а через нахождение и достижение социального компромисса. Защита общесоциальных интересов, пришедших на смену классовой борьбе прошлых столетий, предполагает тесное взаимодействие зачастую противоборствующих ранее сил.

1.2. Понятие государства как конституционно-правового института

В принципе государство – институт политический. Термин «государство» достаточно многозначен в русском языке, а если принять во внимание языки других стран (это приходится принимать во внимание, коль скоро мы имеем дело с иностранным правом), то многозначность его еще более возрастает, ибо, например, английское слово «state», французское «Etat», немецкое «Staat», испанское «Estado», румынское «stat», польское «panstwo», венгерское «allam» и др., переводимые в словарях как «государство», не всегда в точности совпадают с соответствующим значением русского термина. Выше мы уже приводили пример с термином «нация», который в ряде случаев означает по-русски именно «государство».

В обыденной речи, да и в некоторых специальных контекстах (например, в международном праве) «государство» часто выступает синонимом понятию «страна». Марксисты понимают «государство» как машину власти над обществом, как аппарат классового принуждения. По-разному понимается «государство» и в конституциях зарубежных стран.

Так, ч. 1 ст. 1 Испанской конституции 1978 года гласит: «Испания конституируется в социальное и демократическое правовое государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка свободу, справедливость, равенство и политический плюрализм».

В данном случае «государство» представляет собой не что иное, как определенную форму (или определенный способ) организации общества, которая характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления политической власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются или устанавливаются аппаратом власти и во всяком случае обеспечиваются им.

В ст. 97 той же Конституции, между прочим, сказано, что «Правительство руководит... обороной государства». Очевидно, что в данном контексте речь идет о государстве как стране, хотя не исключается и понимание данного термина, изложенное выше. Этот термин может обозначать и систему высших органов власти в совокупности со всем избирательным корпусом, как, например, в ст. 149, определяющей исключительную компетенцию государства, в которую не могут вторгаться, в частности, органы региональных автономных сообществ, составляющих Испанию.

Очевидно, что в данном случае компетенция государства – это полномочия, осуществляемые высшими (центральными) органами государства и их агентами на местах, а также избирательным корпусом путем референдума.

Как отмечалось, в тех случаях, когда Испанская конституция говорит о всей системе органов власти, включая и местное самоуправление, она пользуется термином «публичные власти».

Политическая конституция Мексиканских Соединенных Штатов 1917 года определяет государство как федерацию, штаты и муниципии (ст. 3, часть первая), то есть имеет в виду всю систему власти, включая ее территориальную структуру. Само же государственно организованное общество обозначается как нация (см., например, ст. 26, части первую и вторую).

А вот Федеральный конституционный закон Австрии 1920 года в редакции 1929 года, за исключением первых двух статей, где Австрия определяется как демократическая республика и как федеративное государство, далее повсеместно пользуется терминами «Федерация», «земля», «община».

Все эти примеры, число коих можно было бы значительно умножить, свидетельствуют, что когда мы говорим о государстве как субъекте конституционного права, то очень ясно должны представлять себе, что имеем в виду, – значение данного термина в конкретном случае.[5]

Поэтому оговорим, что в настоящей главе под государством понимаем совокупность органов власти, действующих в масштабе страны или субъекта федерации либо пользующегося законодательной автономией территориального сообщества (например, область в Италии), с местными агентами этих органов (префектами, комиссарами и т.п.) вкупе с избирательным корпусом страны или субъекта федерации либо территориального сообщества с законодательной автономией. Строго говоря, субъекты федерации, как правило, даже когда называются государствами (штат – в переводе «государство»), и автономные территориальные сообщества, которые никогда не являются государствами, – все они суть государственные, точнее – государствоподобные, образования.

Принудительный характер власти государства, его монополия на применение насилия принципиально отличают его от других политических институтов, делают его основой политической системы. При этом государство обладает относительной самостоятельностью в обществе. Выражая в условиях демократии интересы основных социальных групп и слоев, защищая совокупные интересы всего общества, государство в лице своих органов стремится поставить предел групповому эгоизму, могущему подвергнуть опасности существование и должное функционирование самой общественной системы.

Так, деятельность государственных органов в сфере регулирования экономики неизбежно затрагивает интересы конкретных корпораций и иных частных лиц, которые в результате выполнения государственных предписаний могут нести существенные материальные потери, однако в целом государственное регулирование имеет целью создание наиболее благоприятных условий для деятельности хозяйствующих субъектов по удовлетворению социальных потребностей, по крайней мере, для ограждения общества от возможного вреда от этой деятельности.

Государство выполняет свою роль в политической системе через посредство функций, которые выступают одновременно как способы разрешения тех или иных общественных проблем и как направления деятельности государственных органов и учреждений. Современному демократическому государству присущи следующие основные функции.

Политическая функция заключается в обеспечении единства нации и должных условий деятельности политических и иных общественных институтов. Реализуя эту функцию, государственные органы стремятся в рамках закона предотвратить возникновение деструктивных общественных явлений или максимально нейтрализовать их последствия.

Эти явления могут выступать в качестве социального протеста или защиты групповых интересов (забастовки, беспорядки и т.п.) и как акты преступного характера, связанные с насилием и нанесением ущерба интересам общества, государства и отдельных лиц (общеуголовная преступность, политический терроризм и т.п.). Регулируя политическую сферу общественной жизни, государство определяет «правила игры» политических сил и обеспечивает соблюдение таких правил. Политическими средствами государство обеспечивает внешнюю безопасность общества.

Возрастает значение и усложняется содержание экономической функции государства. Обычно данная функция выступает в форме регулирования экономических отношений, но порой включает и структурные воздействия (например, национализацию и приватизацию). Государство стремится создать благоприятные условия для хозяйствующих субъектов на внешнем рынке.

Расширяется социальная функция государства. Практически во всех развитых и очень многих развивающихся странах осуществляются широкие государственные программы образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки и развития культуры и др. Большое внимание государство уделяет регулированию отношений между трудом и капиталом, между этническими, религиозными и подобными общностями в целях избежания разрушительных для общества конфликтов.

Весьма важна идеологическая функция государства, имеющая целью воспитание общества в духе гуманных ценностей морально-этического, культурного, гражданского характера. Государство осуществляет эту функцию как через систему государственного образования, так и через специализированные пропагандистские службы.

Указанные функции все более усложняются, формы их осуществления становятся все более многообразными. При этом особенно усиливается значение экономической и социальной функций.

В развивающихся странах особенности государственных функций в конечном счете связаны с экономической отсталостью, незавершенностью формирования социальных структур и сохранением традиционных институтов. Это обусловливает повышенную активность государства в различных сферах общественной жизни. Поскольку местный частный капитал слаб, именно государство берет на себя решение наиболее крупных проблем экономического развития, формирование социальных отношений. Монопольный государственный контроль над средствами массовой информации позволяет направленно формировать общественное мнение и воспитание граждан.

В социалистических странах государство практически поглощает всю общественную жизнь. Человек во всех сферах своей жизнедеятельности зависит от государства, любое стремление к самостоятельности подавляется, добросовестное исполнение государственных велений становится главной гражданской добродетелью. При этом государство всецело подчинено так называемой марксистско-ленинской партии, которая представляет собой сверхгосударство и всячески обожествляется.

Нередко партийно-государственная пропаганда всемерно внедряет в общественное сознание культ лидера партии-государства; ныне характерным примером может служить культ скончавшегося в 1994 году Ким Ир Сена и унаследовавшего власть его сына Ким Чхон Ира в Северной Корее. Этот «опыт» был заимствован и рядом стран Тропической Африки независимо от того, какой ориентации – капиталистической или социалистической – они придерживались. Культ личности лидера характерен и для таких стран, как Ливия, Ирак.

Демократические конституции последнего времени обычно содержат такие характеристики государства, как социальное, демократическое, правовое, светское. Выше приведен пример из Испанской конституции. Основной закон для Федеративной Республики Германии 1949 года (ч. 1 ст. 20) определяет ее как демократическое и социальное государство, Конституция Французской Республики 1958 года (ст. 1) характеризует Францию как светскую, социальную, демократическую республику, Конституция Румынии 1991 года (ч. 3 ст. 1) называет ее правовым, социальным и демократическим государством. Перечень таких характеристик можно продолжать еще долго.

Глава 2. Признаки государства

Признаки любой вещи являются свойствами данной вещи, образующими ее качественную, а не количественную сторону. Признак вещи не может существовать вне и помимо самой вещи. Признаки позволяют не только отличить вещь от иных, сходных с нею или не сходных, вещей. Они помогают более наглядно, предметно-вещественно, осязаемо раскрыть содержательную, сущностную и функциональную стороны вещи. Эти общие методологические положения вполне применимы и к государству.
Традиционно в юридической литературе чаще всего выделяют следующие признаки государства - публичная власть, административно-территориальная организация населения, суверенитет. Эти признаки нередко включаются и в содержание самих понятий или определений государства.
Публичная власть как признак раскрывает государство прежде всего как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.

Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение, нетождественность государства и общества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. Одновременно сохраняет свою научную и практическую значимость деление элементов структуры общества по имущественным, идеологическим, религиозным, половозрастным, национальным, классовым, сословным, групповым основаниям.

Деление общества в связи с публичной властью на властвующих и властных, управляющих и управляемых не следует рассматривать как недостаток, дефект, болезнь общества, от которых необходимо поскорее избавиться. Этот признак не подводит к тому, чтобы понимать государство только и исключительно как добро или зло. И теоретически, и практически он раскрывает, насколько сложным, неоднозначным, противоречивым и даже трагическим может быть соотношение государства и общества. Общество может испытывать доверие или недоверие к институтам публичной власти. Более того, отношение общества к власти может принять самые радикальные революционные формы. И этому история дает немало примеров. Другими словами, государство, публичная власть могут отделить себя, например, от церкви, но никогда не сумеют отделить себя от общества, человека даже в состоянии крайнего отчуждения от своей социальной основы.
Публичная власть как признак государства называется публичной по следующим основаниям. Во-первых, она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве. Во-вторых, она выступает и действует всегда (даже на официальном уровне - монарх, президент, парламент, правительство, суд, армия, даже в случаях ошибки) от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать в интересах общества. В-четвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).
В своем содержании, институциональном составе, структуре и системе государственного аппарата, соотношении государственных органов, принципах и организации их деятельности публичная власть зависит от степени развитости государства и общества в целом, их исторического типа, цивилизационной принадлежности, конкретной стадии их исторического движения.

Административно-территориальная организация населения как признак государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий и реальностей, как власть, население (общество), территория. Данный признак показывает, что государство, каким бы оно ни было (большим или малым, сильным или слабым, развитым или слаборазвитым), всегда существует и функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население, общество, нация, народ) границах. Поэтому нет мирового государства, мировой публичной власти (мирового правительства).

Для общества свойственны разнообразные, разносодержательные, равнозначимые отношения и связи - экономические, имущественные, религиозные, нравственные, психо-эмоциональные, ценностные, кровнородственные и др. Собственно, эти связи и отношения и делают общество обществом. Если же в обществе есть государство, то к данным отношениям с необходимостью добавляются властеотношения, государственные управленческие отношения, административно-территориальные связи. Данный признак (конечно, не только он) естественно и не случайно порождает такие институты и явления, как "гражданство", "гражданин", юрисдикция", "действие государства и его законов в пространстве и по кругу лиц". Государство наряду с иными видами социальных связей выполняет функцию своего рода политико-правовой скрепы общества, его формы, способа организации жизнедеятельности и существования общества.

Суверенитет как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. Как политико-правовое явление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, - например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье.

За последние несколько сот лет сложились различные теории суверенитета - доктрины "государственного суверенитета", "суверенитета народа", "суверенитета нации", "ограниченного суверенитета", "абсолютного суверенитета" вплоть до современных авангардистских теоретических версий об утрате суверенитетом в условиях глобализационных процессов своего научного и политико-практического значения.

Как признак государства суверенитет фиксирует уникальное и единственно возможное место, которое занимает государство в обществе. Он есть непосредственное выражение самостоятельности (пусть и относительной) государства по отношению к обществу в целом, составляющим его социальным классам, группам, сословиям, нациям, этносам, политическим партиям, общественным организациям, отдельной личности. Без самостоятельности, без суверенитета государство не смогло бы сколько-нибудь эффективно и даже просто реально реализовать свое назначение, свои функции. Правда, такие теоретические и политико-правовые конструкции, как "суверенитет народа", "народ - единственный источник власти", "право нации на самоопределение", "государственное образование" показывают сложную и противоречивую природу государственного суверенитета, которая реально зависит от формы правления государства, формы государственного устройства, социально-экономических, политических, национальных процессов и движений в обществе, от конкретно-исторического типа общества.

Суверенитет государства стремится быть абсолютным, т.е. неограниченным. Однако в реальной жизни он ограничивается факторами различного свойства - внешними, внутренними, объективными, субъективными. Среди них можно назвать мировую систему государств, военный захват всей территории или части территории государства другими государствами, объективные экономические законы, нравственный и духовный мир человека.

В качестве признаков государства в юридической литературе называются также налоги, займы, иногда - даже право и государственный язык. Несомненно, именно государство устанавливает, взимает налоги, формирует или изменяет налоговую систему. Однако налоги по своей природе, прежде всего, экономический, а точнее, социально-экономический институт, который возникает в результате действий сложнейших социально-экономических механизмов и процессов. Здесь же наряду с налогами возникают и такие институты, как "деньги", "прибыль", "проценты", "заработная плата" и т.п. С такого рода оговорками налоги можно считать одним из признаков государства.

Право возникает в силу одних и тех же объективных причин и потребностей одновременно с государством. В своем взаимодействии они образуют своеобразное единое целое - "государство-право", существуя и функционируя в этом взаимодействии неразрывно друг от друга. Однако это еще не означает, что государство и право являются друг для друга признаком, причиной своего возникновения. Теоретические конструкции "государство ничто без права" или "праве ничто без государства" крайне упрощенно толкуют проблему. Все-таки государство и право - не отрицая их теснейшего и необходимейшего взаимодействия - в своем содержании, организации, историческом движении, формах - достаточно самостоятельные явления. Тот же факт, что бытие одного явления невозможно без другого явления, еще не означает, что они представляют собою признак друг для друга. Например, государство невозможно во всех смыслах без общества, экономики, природной окружающей среды. Но при этом ни общество, ни экономическую систему, ни воздух, ни солнце нельзя считать признаками государства.

Примерно то же самое можно сказать и о понимании государственного языка как признака государства. Язык как средство коммуникации, знаковая система, инструмент мышления и передачи информации рождается долгим историческим опытом (в том числе и государственно-правовым) данного общества, народа. Он развивается по свойственным ему логике и закономерностям, испытывая при этом на себе воздействие и со стороны общества, государства. Государство "разговаривает" с обществом, личностью, общественными институтами на том языке, который объективно сложился и функционирует в данном обществе, народе. Государственный язык - теоретико-практически, политико-юридически важное, значительное, но самостоятельное понятие.

В своем предметно-вещественном, организационном содержании признаки существовавших и существующих государств, естественно, неодинаковы. Известны различные варианты института монархии, парламента, правительства, судебной системы, полицейской системы, армии (истории известны примеры отсутствия армии), административно-территориальной организации (области, края, районы, провинции, губернии, земли, штаты и др.), налоговой системы (история знает случаи отсутствия налогов вообще).

Государство существует в обществе всегда в единственном числе. Его трудно и даже невозможно спутать с другими политическими и неполитическими институтами (партии, профсоюзы, церковь и др.) данного общества. Это верно и в той ситуации, когда какой-либо государственный орган образно называют "государством в государстве". Поэтому еще раз подчеркнем мысль о том, что признаки, прежде всего, показывают, раскрывают содержательные, сущностные, институциональные стороны государства.

Кроме названных признаков в теории выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.

2.1 Территориальная организация населения и публичная (государственная) власть

В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство.

С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают. От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

Публичной власть называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение[6]. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она — важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.

Необходимость социальной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути «присвоения» чужой воли, многообразны, в связи с чем различаются множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д. Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть»[7]. Согласно одной точке зрения, государственная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, согласно ст. 3 и 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в государственный аппарат, хотя и осуществляют власть. Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая — как правило, от какой либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от политической государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви — законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами. В соответствии с другой точкой зрения понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.

Таким образом, государственная власть — это публично политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

•она распространяется на все общество;

•носит публично политический характер;

•опирается на государственное принуждение;

•осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

•действует система налогов;

•население делится по территориальному признаку;

•ей присущи легитимность, легальность и т.п.

2.2 Государственный суверенитет

Государственный суверенитет (фр. souveraineté — верховная власть) — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права. Иными словами, суверенитет означает, что все правила на территории данного государства устанавливаются им самим, и только им самим. Государство без суверенитета является не государством, а колонией либо составной частью другого государства. Носителем суверенитета (сувереном) может быть или народ, осуществляющий свою суверенную власть через выборное представительство и главу государства (президента республики или монарха в конституционных монархиях) или монарх-самодержец в силу «божественного права и завоевания».

Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Оно было введено французским юристом XVI в. Жаном Бодэном и первоначально сохраняло связь с феодальным правом, обозначая прежде всего власть верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно его определению, суверенитет - это абсолютная и незыблемая власть монарха в государстве. Однако Вестфальский мир 1648 года признал суверенные права за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи), таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства[8]. В 1933 году на конференции в Монтевидео (Уругвай) была разработана концепция суверенитета. Согласно ей, государство для признания суверенным должно обладать следующими признаками: наличие определенной территории; проживающее на этой территории более или менее постоянное население; наличие эффективно действующего правительства; суверенитет должен быть подтвержден другими государствами[9]. В последнее время, однако, все громче говорится о «размывании» понятия национального суверенитета, связанном с процессом глобализации и усиления взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В современной политологии термин (государственный) суверенитет употребляется почти как синоним слова «независимость». Необходимо отметить, что с государственным суверенитетом не следует смешивать понятие народного суверенитета, предполагающее, что народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п., является высшей властью и источником всякой власти в государстве. Доктрина народного суверенитета возникла в XVIII в. в противоположность средневековой доктрине «божественного права», предполагавшей носителем суверенитета монарха, получившего свою власть непосредственно от Бога; в настоящее время она является практически общепринятой, при этом не только в демократических государствах, но и в государствах с тоталитарной формой правления, также апеллирующих для своей легитимации к «воле народа»[10]. В конце ХХ и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализции и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» и т. п. национального суверенитета. В политической науке в определенной мере осознается, что необходимы «комплексное переосмысление и переоценка понятия «суверенитет» как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии». Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой — большинство государств добровольно и сознательно идет на его ограничение.

2.3 Неразрывная связь государства и права и взимание налогов

Государство – это не просто союз людей, объединенных территориально, но и правовой союз, организованный и действующий по правовым нормам. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы – юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. Система права определяет юридические рамки и формы осуществления функций и задач государства. Все субъекты права (в том числе и государство) функционируют в рамках правовых норм. Таким образом, государство – это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата. Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство – это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений[11]. В публичном смысле государство – универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка[12]. В функциональном смысле государство – способ регулирования и упорядочения общественных отношений[13]. Таким образом, без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций. Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, налоги, как отмечено выше, - один из признаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание. В основе налогов лежат экономические и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве. Любая концепция налога неизбежно приводит к определенным политическим шагам и выработке определенной тактики в политической и социальной сферах. Налог непосредственно влияет на политический порядок, но он испытывает и обратное воздействие политической среды, так как налоговая система (при установлении и формировании) не может от нее абстрагироваться.

Подобные подходы, например, подробно разработаны во французской налоговой (фискальной) доктрине. Так, современные французские исследователи Г. Жест и Ж. Тиксье подчеркивают, что "власть облагать налогами и политическая власть взаимосвязаны". "Налог всегда был важнейшим проявлением государственного суверенитета. Обладать властью облагать налогами - значит управлять государством"[14]. Французский ученый П.-М. Годме подчеркивал, что налог — одно из проявлений суверенитета государства. «Этим он отличается от доходов с государственных имуществ и займов, которые представляют собой средства, получаемые государством из деятельности такой же, как и деятельность частных граждан. Возможности налогообложения являются существенным выражением суверенитета. Право взыскивать налоги всегда было частью суверенных прав, так же как чеканка монеты и отправление правосудия»[15].

Таким образом, можно сказать, что налог, с одной стороны являясь политической категорией, с другой, в системе иных категорий, формирует такие основополагающие категории политической науки, как политическая власть, субъекты политики, политическая жизнь общества, политический процесс и т.д., что является в целом формированием и государства.

Заключение

По итогам исследования могут быть сделаны следующие выводы.

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство — это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества.

Любое определение государства, кто бы его ни давал, всегда будет неполным, односторонним и потому абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом, абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он — их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самым началом процесса познания и осмысления природы государства.

Проблема формулировки и выбора понятия государства связана с еще одним познавательным моментом. Помимо предельно общего понятия государства вообще (без его «привязки» к определенной исторической эпохе, общественной формации, цивилизации, партийно-идеологической системе, географическим координатам, религии и др.) можно и нужно давать, например, понятие национально-конкретного государства (русского, французского, китайского) или рабовладельческого, фашистского, теократического. Таким образом, складывается широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые позволяют увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств.

Общее понятие государства важно при решении еще одной методологической проблемы. Мировой опыт развития государств, государственного строительства нередко давал такие в этой области результаты, которые невозможно "подогнать" под понятие государства. Это имело место и в исторически давние времена (например, при переходе от первобытного к государственно-организованному обществу), и в средние века, и во времена новой и новейшей истории. Особенно это заметно на фоне наблюдаемых нами мировых интеграционных и глобализационных процессов. Поэтому не случайно в наши дни теория государства стремится более основательно разрабатывать такие понятия, как "протогосударство", "государствоподобное образование", "государственное образование", "государственность". В связи с этим необходимо отметить, что понятие государства не только позволяет верно сориентироваться в современных процессах распада и образования государств, но и критически (в лучшем смысле этого слова) оценить и осмыслить проекты идеального государства (например, у Платона или Т. Мора) или идеи о "полугосударстве", "отмирающем государстве" (К. Маркс, В.И. Ленин).

Что касается признаков государства, то обобщая вышеизложенное, можно сказать, что государство характеризуется следующими признаками:

*наличием публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть -- это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);

*системой налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

*территориальным делением населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому- либо роду или племени);

*связью с правом (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легальной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

*суверенитетом (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

В заключении хотелось бы отметить, что кроме названных признаков выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.

Список используемых источников и литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
  2. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" // Российская газета. -1993.- 04 мая. - N 84.

Литература

  1. Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. 2004. - 410с.
  2. Бошно С.В. Теория государства и права. Учебное пособие. 2007. -400 с.
  3. Верещагин С.Г. Налог как категория и как политика // Гражданин и право", декабрь 2007. - N 12.
  4. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-метод. Пособие. ВСГТУ, 2005. - 345с.
  5. Елеонский В.О. Страницы истории: права граждан и теория советского права // Гражданин и право, июнь 2008. - N 6.
  6. Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. Учебное пособие. 2007. - 303с.
  7. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л.В. Лазарева. - ООО "Новая правовая культура", 2009.
  8. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - "Эксмо", 2009.
  9. Левакин И.В., Юртаева Е.А. Государство и его свойства в условиях глобализации: проблемы единства и целостности России // "Гражданин и право", январь 2007. - N 1.
  10. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. 2004. - 640с.
  11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. 2004. - 512с.
  12. Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. 2007. - 640с.
  13. Проблемы общей теории права и государства. Учебник // Под ред. Нерсесянца В.С., 2004. - 832с.
  14. Теория государства и права. 100 экзаменационных ответов. Колюшкина Л.Ю. и др. 2004. - 304с.
  15. Теория государства и права. Тезисы лекций. Цыганов В.И. 2007. - 201с.
  16. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник.2008, - 384с.
  1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник.2008, - 384с.

  2. Kelsen H. General Theory of Law and State. — N.-Y., 1961. — P. 181.

  3. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. 2004. - 512с.

  4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

  5. Левакин И.В., Юртаева Е.А. Государство и его свойства в условиях глобализации: проблемы единства и целостности России // "Гражданин и право", январь 2007. - N 1.

  6. Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. Учебное пособие. 2007. – С. 116.

  7. Иванов А.А., Иванов В.П. Указ. соч.. –С .117.

  8. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. 2000. – С. 184.

  9. Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org.

  10. Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org.

  11. Верещагин С.Г. Налог как категория и как политика // Гражданин и право", декабрь 2007. - N 12. – С. 15.

  12. Там же.

  13. Там же.

  14. Верещагин С.Г. Указ. соч. – С. 16.

  15. Верещагин С.Г. Указ. соч. – С. 16.