Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Эмоциональная экспрессия как проявление эмоционального интеллекта)

Содержание:

Введение

То, что случается с человеком можно постигнуть по его невербальному поведению: мимике, жестам и положениями др. Значительнее всего интерес людей направлено к невербальному, экспрессивному «языку» как показателю индивидно-личностных характеристик народа, его связей и отношений, как средству воздействия на прочего

Невербальное общение — это этакий вид общения, для которого является свойственным применение в качестве основного метода трансляции информации, союза взаимодействия, создания образа, понятия о партнере, реализации воздействия на прочего человека невербального поведения и невербальных коммуникаций, этим определена актуальность данной работы.

На мой взгляд, более правильное и ясное определение у В.А. Лабунской невербальное общение – это коммуникация между особями без применения слов, то есть без речевых и языковых средств.

Не менее острыми стали выводы психологии невербального общения в отношении с формированием социальной психотерапии, социально-психологического тренинга, существенного ограничения в профессиональной и учебной теории проектного, группового взаимовлияния. Работая в этих зонах, отечественные психологи-практики встретили основной погрешностью, сложившейся в следствии совершенного игнорирования тех мнений психологии невербального общения, которые обладали касательством к «вечной» проблеме согласованности «души и тела», экспрессии и психологических особенностей народа.

Теоретическая разработанность. В течение долгого периода формирования отечественной психологии многими учеными недооценивалась экспрессия, как в плановой коммуникации, так и в плане психодиагностического средства, метода правления общением, воздействия на его модальность, на появление трудного и легкого общения.

Объект. экспансивная экспрессия человека.

Предмет. Невербальное проявление эмоциональной экспрессии человека.

Цель. Исследование невербального проявления эмоциональной экспрессии у человека.

Задачи:

  1. Изучить невербальную коммуникацию.
  2. Провести теоретическое рассмотрение эмоциональной экспрессии и суждения эмоционального интеллекта.
  3. характеризовать главные черты эмоционального и коммуникативного круга Тинэйджеров, соображения ими эмоциональной экспрессии.

Практическое значение. Данный труд может быть практическим пособием для учителей, психологов, родителей при исследовании проявления и соображения эмоциональной экспрессии человека.

В.А. Лабунска в 1999 писала, что предоставленная зона психологии всегда притягивала интерес, как теоретиков, так и практиков .Исследование экспрессии как показного Я личности есть в работах В. Классовского, И. М. Сеченова, И. А. Сикорского, Д. Авербуха, С. Л. Рубинштейна. Встречается целый ряд изучений, которые посвященны исследованию невербальной коммуникации (Ю.А. Алферов, М. Аргайл, Ж.Э. Амбарцумова, В.А. Барабанщиков,A..А. Бодалев, А.А Брудный, И.Н. и.т.д. О невербальной коммуникации и возбудимой экспрессии детально повествуется в работах В.А. Лабунской. Эмоциональный рассудок и его диагностический метод обрисованы и разобраны в работах Д.В. Ушакова и Д.В.Люсина.

Глава 1. Невербальная эмоциональная экспрессия

1. Невербальное общение

Невербальное общение — это такой вид общения, для которого показывается свойственное применение в качестве основного средства трансляции информации, союза рассогласованности, вырабатывания образа, мнения о партнере, реализации воздействия на прочего человека невербального поведения и невербальных коммуникаций.[1]

Многие ученые полагают невербальное поведение той частью общения, которая тяжко поддается формализации и за которую народ не несет ответственности. Поэтому в цивилизации формируются, основным образом, требования, относящиеся речевого поведения. Человек несет ответственность за сказанные слова, но не за свое невербальное поведение. Такое соотношение запросов к субъекту общения истолковывается не только тем, что невербальное поведение тяжело формализовать, но и всем спектром характеристик, которые отличают невербальное поведение от вербального и сооружают его «морально» ответственным за весь акт общения. Вербальный язык обладает линейной временной последовательностью, а невербальный представляет пространственно-временное единство. Вербальный язык легко кодирует и декодируется, чего нельзя сказать о невербальном. И, наконец, вербальный язык — это вокально-звуковое явление, а невербальный заключается из многообразных статистик. Эти основные отличия между двумя языками общения обусловливают основную характеристику их рассогласованности: невербальные коммуникации не могут быть истрачены в вербальные коды, так же как и вербальные в невербальные коды без основной потери их значений. Но невербальное поведение тяжело переводит и в любые другие коды.[2]

Взаимодействие между невербальными и вербальными орудиями, выделяющееся гармоничностью, соответственные условия общения, ее задачам, осуществляет функции помощи всего акта общения. При назначенном соотношении речевого и неречевого поведения может настать обстоятельство, которое специалисты в зоне невербального общения квалифицируют как «условие ненормального или нарушенного общения». К такой ситуации ввергает излишек неречевых средств, согласованность между «знаемым» и «слышимым».[3]

А.А. Леонтьев заметил, что интерпретация личности партнера, основывающаяся на наружном обороте состояний, проксемике и других «визуальных ключах», принимается до основы речевого поведения. Иными словами, касательства партнеров общения, их психические состояния, общественные роли репрезентируются с поддержкой кинесической, проксемической строений до речевого взаимодействия и назначают его содержание, форму, темп и т. д. В.А. Лабунская повествует, что отсюда следует, что у невербального поведения есть банальный приоритет в произведении образа партнера и всей ситуации общения, но это не обозначает, что речевое поведение в настоящем акте общения выступает второстепенную роль

По взгляду Е. И. Фейгенберга и А. Г. Асмолова невербальная коммуникация является главным образом формулированием смысловой сферы персоны. Цитруя В.А. Лабунскую можно обнаружить непосредственный канал трансляции личностных значений.[4]

По мнению В.А.Лабунской, невербальная коммуникация содержит подобающие главные знаковые системы.

1) Оптико-кинетическая,

2) Пара- и экстралингвистическая,

3) Организация пространства и периода коммуникативного процесса,

4) Визуальный контакт.

Оптико-кинетическая система знаков содержит в себе жесты, мимику, пантомимику. В едином оптико-кинетическая система возникает как более или менее четко воспринимаемое свойство общей моторики разнообразных частей тела (рук, и тогда мы обладаем жестикуляцией; лица, и тогда мы обладаем мимикой; позы, и тогда мы обладаем пантомимикой). Изначально изучения в этой области были реализованы еще Ч. Дарвином, который постигал обороты чувств у человека и животных.[5]

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков выступают также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — введение в речь пауз, других вкраплений, в частности покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти ограничения приумножают семантически значительную информацию, но не посредством добавочных речевых подключений, а «околоречевыми» зачислениями.

Организация пространства и периода коммуникативного процессавыступает также главной знаковой системой, несет смысл и нагрузку как компонент коммуникативной условия. Так, например, как разместить партнеров лицом друг к другу содействует возникновению контакта, символизирует интерес к сообщающему, в то время как оклик в спину также может обладать назначенным смысл негативного порядка.[6]

Визуальный контакт. Надлежащая специфическая знаковая система, применяемая в коммуникативном процессе, — это «контакт глаз», который имеет место в визуальном общении. Изучения в этой области близко соединены с общепсихологическими изучениями в сфере зрительного восприятия — движения глаз. В социально-психологических изучениях постигает частота обмена взглядами, продолжительность их, смена движения и динамики взгляда, избегание его и т.д. [7]

Г.М. Андреева полагает, что совокупность этих средств вызвана реализовывать подобающие функции:

  1. дополнение речи;
  2. замещение речи;
  3. репрезентация возбудимых состояний компаньонов по коммуникативному процессу .

Итак, жесты, мимика, интонации и др. - основная доля общения. Порой с поддержкой этих невербальных средств нужно сказать гораздо значительнее, чем с поддержкой слов. К методам кинесики (показные проявления гуманных эмоций и чувств) отсрочивают выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Проксемика соединяет подобающие характеристики: дистанции между коммуникантами при разнообразных видах общения, их векторные назначения. Часто в область проксемики подключают тактильную коммуникацию (касания, похлопывание адресата по плечу и т.д.), которая анализирует в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения. Проксемические методы также осуществляют многообразные функции в общении.[8]

1.2. Эмоциональная экспрессия как проявление эмоционального интеллекта

Понятие «экспрессия» переводится на русский язык как выразительный, яркий, показ чувств, настроений. В общем, экспрессия назначается как многозначительное поведение народа пишет в своих сочинениях В.А. Лабунская. Экспрессия говорит так же, как предъявление внутрь (другому человеку, группе лиц) утаенных для непринужденного надзора психологических особенностей особы. Экспрессивность значит уровень выраженности того или иного чувства, расположения, состояния, касательства и т. д.[9]

Таким образом, в имеющихся дефинициях экспрессии и экспрессивности встречаются свидетельства на касательство предоставленного явления с внутренним и добросердечным миром человека.

Сущность данного касательства в контексте психологии обстоит в том, что экспрессии отводится должность не просто наружного аккомпанемента психических явлений. Она истолковывает как часть этих явлений, как конфигурация их бытия. Поэтому можно объяснять об экспрессии как о личностном основании, как инструменте знания духовного мира народа, как о его наружном Я.

Все явления экспрессии подразделяют на подобающие сравнительно автономные зоны исследования: многозначительные движения и физиогномику.

Физиогномика — это экспрессия лица и лица народа, взятая абсолютно к многозначительным ходам и определенная самим структурой лица, черепа, туловища, конечностей.[10]

Под многозначительными ходами разумеют обширно сформированные периферические модифицирования, облегающие при эмоциях весь организм. Овладевая системой мышц лица, всего тела, они выражаются в так нарекаемых многозначительных движениях, выражающихся в мимической форме (многозначительные движения лица), пантомимике (многозначительные ходы всего тела) и «вокальной мимике» (оборот эмоций в интонации и тембре голоса)». Иногда все многозначительные ходы обрисовываются термином «жест». Так, Г. Гибш и М. Форверг пишут: «Под жестами надлежит постигать назначенные более или менее четко воспринимаемые и обрисовываемые свойства общей моторики главным образом поверхности тела (лица — мимика, всего тела — пантомимика, рук и кистей рук — жестикуляция)». Несложно подметить, что эти два атрибута обладают касательствами к одному явлению — многозначительным движениям человека, так как в них подчеркивается взаимоотношение этих ходов со спрятанными для наружного надзора психологическими явлениями.[11]

Формулировка — это нечто постоянное, свойственное только предоставленному человеку, даже если обладает касательством к динамическим строениям особы (однотипно веселит, сердится, показывает агрессию и т.д.).

Имеется немного субъектов оборота:

1. Толкование выражения в обширном значении, назначающее его в один ряд с этакими суждениями, как воспроизведение. В этом случае субъект оборота — это все его «наибольшее бытие», препровожденное во всех показных проявлениях.[12]

2.Толкование формулировки в ограниченном значении как категории, овладевающей индивидуальное, личностное бытие. Субъект оборота — это немножко постоянных черт, стиль, манера.

3. Оборот как гетерогенное проявление какого-то ощущения или отношения, состояния.

4. Оборот как динамическое явление, которое соответствует абстрактным состояниям, касательствам особы.

Соображение возбудимой экспрессии можно истолковывать как проявление возбудимого разума, подключающего, по мнению П. Сэловья и Д. Мейера, способность отслеживать свои и посторонние эмоции, распознавать их между собой и применять это извещение для правления своими размышлениями и воздействиями пишет Д.В. Ушаков.

Несмотря на бытие разнообразных подходов к толкованию эмоционального рассудка, все авторы обладают способностью к сведению эмоционального мира людей. Может привидеться, что возбудимый рассудок — личный эпизод общественного разума. Однако нам препровождается, что эти два суждения — ближе скрещивающиеся множества. Эмоциональный разум может быть направлен как на других людей, так и на самого себя, т. е. на сведение личных чувств. Именно этот второй его аспект смотрит за рамки нетрадиционного соображения общественного рассудка .[13]

Таким образом, чувствовать и постигать их – не одно и то же. Эмоциональный разум содержит в себе фактически в том, чтобы назначить эмоциональность на службу постановлению тех или прочих задач, выражаемых в рамках разумной системы поведения. Таким образом, следует дожидаться, что соглашениями значительного формирования возбудимого ума обязаны выставить недостаточные показатели общего разума на фоне сформированной возбудимой сферы .[14]

ГЛАВА 2. Невербальное проявление эмоциональной экспрессии

2.1. Особенности невербальной экспрессии человека

До последнего поры проявляется остро дискуссионная проблема о том: «Могут ли невербальное поведение, экспрессия, невербальные коммуникации анализироваться в качестве кода, обладающего отчетливое психологическое значение?»

В итоге рассмотрения и сопоставления разнообразных подходов к вопросу кодирования коммуникативных интенций навязывается вывод о том, что элементы невербального поведения, экспрессии могут преднамеренно останавливать свой выбор с целью кодирования и предшествующей трансляции состояний, связей, но в строении кода также будут отыскивать элементы, уровень понимания которых будет видимо распознаваться.[15]

Цитируя В.А. Лабунскую из постановлений вопросы дефиниции индикативных потенциалов невербального поведения обнаруживается разработка систематизаций, игнорирующих натуру, ключи воспитания, тип кода, соглашения общения, касательство невербального поведения и речи. Такое постановление вопросы было предложено П. Экманом и У. Фризеном. На основании перечисленных параметров ими скрыты пять субъектов невербального поведения: [16]

1) «эмблемы» — постоянные коды, располагают вербальный эквивалент, культурно-специфичны, пользуются сознательно;

2) «иллюстраторы» — объединены с речью, кодом в открытом значении слова не показывают, пользуются как сознательно, так и бессознательно;

3) «регуляторы» — невербальные коды, помогающие общение;

4) «экспрессивные» правые знаки;

5) «адапторы» — это остаток конфигурации когда-то рациональных влияний, аккомпанирующих надобности народа, их функции в общении охватывают мало сознательно в поддержке, защите себя. Пользуются «адапторы» тогда, когда человек отыскивается в состоянии дискомфорта, смысл их, как и «иллюстраторов», непостоянно (потер нос, сцепился за мочку уха), возникает в корреспонденции с контекстом общения.[17]

Подтверждения в отметке кодирующей функции невербального поведения завязываются тогда, когда анализируются натуральные, любые, неосознаваемые комплексы невербальных движений. Знаковая функция символических, аситуативных, постигаемых элементов невербального поведения фактически не требует достоверности. К ним причисляют конвенциональные мины, жесты, позы, церемониалы приветствия и расставания, регистрированное культурой пространство общения.

Подростковый возраст— период существования народа от детства до юности в нетрадиционного классифицирования (от 11—12 до 14—15 лет).

Как писал И.В. Шаповаленко, подростковый период — период окончания детства, вырастания из него, устойчивый от детства к зрелости.

В этом возрасте дитя занимает своим поведением. Он более точно и дифференцированно постигает аномалии поведения дома и в коллективных местах, схватывает нрав отношений со взрослыми и ровесниками, принимается более выдержанно формулировать свои чувства, особенно отрицательные. Формируют низшие эмоции: эстетические, нравственные, моральные (чувство товарищества, сострадания, негодования от чувства справедливости). Тем не менее, для меньшего школьника вполне свойственны шаткость морального обличья, неустойчивость волнений и связей .[18]

В психологической науке имеется немного коррумпированных взглядов анализа периода 9—11 лет. Отдельные исследователи полагают этот возраст основанием постоянного детского периода, другие — частью напряженного (в целом) детского возраста (Л.И. Божович и др.) или завершением детского возраста, латентной стадией (3. Фрейд). В периодизации Д. Б. Эльконина эту пору анализируется как кризис между постоянными меньшим школьным и взрослым годами. Данный год часто означают как меньший Тинэйджер [19].

К.Н. Поливанова в своих сочинениях излагает, что характерной границей школьного возраста обнаруживается их влечение к фантазированию, к некритическому планированию близкого будущего. Для детей на пороге их перевода в новоиспеченный возраст значительным проявляется ограничение психологического времени существования, которое, по данным многих исследователей, соединено с реорганизацией выступления о себе.

В 12—14 лет в психологическом формировании многих детей приходит поворотный час, знакомый под наименованием “школьного кризиса”. Наружно он обнаруживается в грубости и нарочитости поведения Тинэйджера, в влечении определяться наперекор вожделению и запросу взрослых, в игнорировании замечаний, необщительности и т. д.

Подростковый кризис, по мнению Л. И. Божович, объединен с исчезновением нового величины самосознания, свойственной чертой которого является отлучка у Тинэйджеров способности и надобности испытать самого себя как персона, располагающую только ей свойственными качествами. Это возбуждает у Тинэйджера влечение к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он полагает наиболее дорогими) и самовоспитанию.[20] Механизмом формирования самосознания является рефлексия. Тинэйджеры критично откладывают к негативным границам своего нрава, чувствуют из-за тех черт, которые препятствуют им в дружбе и отношениях с другими людьми. Волнения необычно повышаются в силу заметить учителей об негативных чертах их характера. Это повергает к аффективным вспышкам и согласованностям.

Главным психологическим содержанием предподросткового возрождения является, по мнению К.Н. Поливановой, рефлексия это «оборот на себя». Выработанное в прошлый постоянный век рефлексивное касательство к мере личных потенциалов в учебном деле выносится в круг самосознания.

Во время преобразования всей общественной обстановки формирования ребенка начинается «ориентировка на себя», на свои качества и умения как главное соглашение и постановления разнообразного рода задач. Поведение ребят не просто утрачивает непринужденный характер, в это время встречается влечение к нарочитой зрелости. Общение с ровесниками принимается назначать многие края личностного формирования.[21]

Общение показывает для Тинэйджеров очень величественным информационным каналом. Основная тенденция в формировании школьника — переориентация общения с отцов и учителей на ровесников.[22]

Общение — характерный вид межличностных связей, он вырабатывает у Тинэйджера навыки социального рассогласованности, умение покоряться и в то же время защищать свои права

Общение — характерный вид возбудимого контакта. Дает эмоцию солидарности, возбудимого благополучия, самоуважения.

Психологи полагают, что общение содержит две противоречивые надобности: нужду в принадлежности к группе и в изолированности (возникает свой духовный мир, Тинэйджер ощущает надобность оставаться наедине с собой). Тинэйджер, полагая себя редкостной особой, в то же период старается наружно ничем не различаться от ровесников.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, Тинэйджеры обучаются рефлексии на себя и ровесника. Взаимность интерес, коллективное изучение окружающего мира и друг друга останавливаются самоценными. Общение проявляется как непривлекательным, что дети запускают уроки и домашние обязанности.[23] Связи с родителями, столь возбудимые в детские годы, останавливаются не столь непринужденными. Тинэйджер теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои сражения, планы, тайны он вверяет уже не родителям, а приобретенному другу.

Таким образом, в связях со ровесниками Тинэйджер пытается сбывать свою персону, назначить свои вероятности в общении. Чтобы реализовывать эти влечения, ему необходимы частная свобода и индивидуальная ответственность. И он защищает эту частную независимость как право на зрелость.

2.2. Методы изучения и развития эмоционального интеллекта и эмоциональной экспрессии

Было определено, что задачные тесты возбудимого разума коррелируют с общим разумом, хотя и не весьма интенсивное[24].

Если проанализировать с этой точки зрения имеющиеся тесты возбудимого рассудка, то делается откровенно, что они апеллируют к рефлексии значительногй степени, поскольку сама процедура стандартизированного тестирования отчуждает испытуемого от непринужденной связи с другим народом, предоставляя суррогат этого контакта: часто – текст, по временам – фотографию либо рисунок, исключительно – видео- или звукозапись.

Д.В. Ушаков писал, что сооруженные таким способом тесты, с одной страны, не занимаются изучением способностей народа, несхожих от разума, а с другой – слабо что прибавляют в плане прогноза его общественной действенности .[25]

Д.В. Ушаков пишет в своих сочинениях: «Опросники возбудимого интеллекта с коллективным интеллектом почти не коррелируют. Тем не менее они, в разницу от задачных тестов, значительно коррелируют с личностными гранями».

В то же время опросниковые тесты тоже не обнаруживаются решительным постановлением проблемы, потому что, как уже подмечалось, вручают вымеряемое свойство, переломленное через призматический пироскоп самооценки и самопрезентации испытуемого.

Все это обозначает, что двух соединенных между собой способов отметки возбудимого рассудка не имеется. Опросники и задачные тесты не вымеряют одну и ту же бездарность.

Таким образом, ключ к постановлению вопроса возбудимого разума надлежит разыскивать в анализе оживленной возбудимости.

«Методика диагностики величины формирования способностей к адекватному соображению невербального поведения» (Е.А. Петрова, А.А. Родионова упоминают о ней, как о методике «Неадекватность интерпретации невербального поведения» заключается из восьми задач, которые предложат испытуемым для постановления и организованы на адекватности соображения состояний и касательств человека в отметке :[26]

•его положения (утаивают 6 схематических отображений фигуры человека в назначенной позе, нужно назначить, какому состоянию они отвечают);

•его мимики (предъявляют 6 фотографий человека, нужно назначить его возбудимое состояние);

•его интеллектуально-волевых положений (предъявляются 6 рисунков, представляющих народа с характерным оборотом лица и жестами, испытуемый назначает интеллектуально-волевое состояние персонажа);

•невербальной интеракции (предъявляют 6 рисунков с изображением поведения группы людей, нужно назначить связи между ними, а также их общественный статус);

•разнообразных элементов невербального поведения (предъявляются 8 описаний позы человека и фотографии людей (по 4 к любой позе), формулирующих с поддержкой мимики назначенное эмоциональное состояние; нужно поднять отвечающее позе оборот лица);

•регуляции связей между людьми в эмоционально-отрицательную сторону (утаивается картинка, на левой стране которой представлена конфликтная ситуация из теста Розенцвейга, на правой — фото человека, формулирующего назначенное чувство; испытуемый предпочитает то оборот лица, которое увеличивает согласованность);

•регуляции связей между людьми в эмоционально-положительный край (применяется тот же стимульный материал, но испытуемому необходимо избрать тот оборот лица, который содействует позволению бесконфликтной ситуации);

•определения касательств между вербальным и невербальным поведением народа (нужно поднять к предъявляемым выражениям лица отвечающую им фразу).[27]

Оценка параметров реализовывается по трехбалльной шкале.

Близким к общественному разуму показывается понятие эмоционального интеллекта, для отметки которого также были сформулированы разнообразные тесты. Наиболее знакомый из них — Многофакторную шкалу возбудимого интеллекта — разрабатывали Саловей и Майер. Тест устремлен на обнаружение четырех главных типов способностей.

Невербальное общение не менее важно, чем вербальное. Невербальная коммуникация является по преимуществу формулировкой смысловой сферы персоны. Она препровождает собой непосредственный канал трансляции личностных смыслов. Ее главные знаковые системы:[28]

1) Оптико-кинетическая,

2) Пара- и экстралингвистическая,

3) Организация пространства и периода коммуникативного процесса,

4) Визуальный контакт.

Экспрессия - предъявление вовне (иному человеку, группе лиц) спрятанных для прямого созерцания психологических особенностей персоны. Экспрессивность обозначает уровень выраженности того или иного эмоций, настроения, состояния, касательства и т. д. Все явления экспрессии делаться на подобающие сравнительно автономные области изучения: многозначительные хода и физиогномику.

Физиогномика — это экспрессия лица и личности народа, взятая абсолютно к многозначительным ходам и определенная самой структурой лица, черепа, туловища, бесконечностей.

Выражение — это нечто постоянное, характерное лишь предоставленному человеку, даже если располагает касательство к недвижимым структурам персоны (однотипно радуется, гневается, обнаруживает агрессию и т.д.).[29]

Соображение возбудимой экспрессии можно истолковывать как проявление возбудимого интеллекта, подключающего способность отслеживать свои и посторонние чувства, распознавать их между собой и применять эту информацию для правления своими думами и действиями. Эмоциональный рассудок может адресоваться народом, как на других людей, так и на самого себя, т. е. на сведение личных чувств.[30]

Чувствовать эмоции и постигать их – не одно и то же. Эмоциональный разум содержится фактически в том, чтобы назначить возбудимость на службу постановлению тех или иных задач, выражаемых в рамках разумной системы поведения. Таким образом, надлежит ждать, что договорами значительного формирования возбудимого интеллекта должны выдаться достаточные показатели коллективного разума на фоне выработанной возбудимой сферы.[31]

Подростковый период — время окончания детства, вырастания из него, устойчивый от детства к зрелости.

В этом периоде народ занимает своим поведением. Он более точно и дифференцированно разумеет аномалии поведения дома и в коллективных местах, схватывает нрав отношений с зрелыми товарищами и сверстниками, принимается менее хладнокровно формулировать свои эмоции, необычно отрицательные. Вырабатываются высшие чувства: эстетические, моральные. Тем не менее, для младшего Тинэйджера могут быть свойственны непостоянство морального облика, неустойчивость волнений и касательств.

Предподростковый кризис объединен с исчезновением нового уровня самосознания, свойственной чертой которого обнаруживается появление у Тинэйджера способности и надобности испытать самого себя как личность, имеющую едва ей свойственными качествами. Это вызывает у Тинэйджера влечение к самоутверждению, самовыражению (проявить себя в тех качествах, которые он полагает наиболее дорогостоящими) и, позже, самовоспитанию. Приспособлением формирования самосознания является рефлексивный метод.

Главным психологическим содержанием предподросткового возрождения обнаруживается рефлексивный «оборот на себя». Выработанное в предыдущий постоянное время рефлексивное касательство к мере личных потенциалов в учебном деле передвигается в сферу самосознания. Во время перестройки всей общественной обстановке формирования ребенка начинается «ориентировка на себя», на свои качества и умения как важнейшее соглашение постановления многообразного рода задач. В это время Тинэйджеры намереваются изобразить свою зрелость.[32]

Основная тенденция в формировании подростка — переориентация общения с отцов и преподавателей на сверстников. Уже сверстникам Тинэйджеры надеются все свои тайны, связи с родителями расслабляются.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, Тинэйджеры обучаются рефлексии на себя и ровесника. Взаимное внимание, коллективное прохождение охватывающего мира и друг друга останавливаются самоценными. В касательствах со сверстниками Тинэйджер старается продавать свою персону, назначить свои вероятности в общении. Чтобы реализовывать эти влечения, ему необходимы частная воля и личная ответственность. И он защищает эту частную независимость как право на «взрослость».[33]

Нарушение лучшей близости общения воспринимает отрицательно. Ориентация и угол общения – проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, формулируемая в завороте тела и носка ноги в назначении компаньона или в сторону от него, просигнализирует о назначении мыслей. Если общение несет сопернический или оборонительный характер, то люди садятся наоборот; при обыкновенной дружеской беседе – захватывают угол позиции; при кооперативном поведении – захватывают воззрение бездеятельной рассогласованности с одной стороны стола; автономный взгляд формулируется в местоположении по диагонали

Таким образом, надлежит подчеркивать практичную значительность умения "читать" невербальную информацию. В речи абсорбируют лингвистические средства и паралингвистические (экстралингвистические). Темп речи, громкость, переводы громкости и темпа, модифицирования высоты и окраски голоса, - все это средства трансляции возбудимого состояния народа, его касательства к даваемому сообщению.[34] Человек не может преднамеренно проверять всю сферу средств своего общения, поэтому часто даже то, что он намеревается сокрыть, проявляется, например, через движения рук, выражение глаз, положение ног и т.д. Коротко вербальное общение характеризует то, что говорит, кем, кому, как, с какой целью и при каких условиях. Только учтя все эти мгновения и еще весь невербальный "аккомпанемент", можно верно постигнуть и верно воспринимать (выразить) что-либо.

Заключение

Несмотря на то, что невербальное общение часто останется незамеченным, оно парирует подлинную суть человека и проявляется как одно из основных методов рассогласованности с собеседником и трансляции значительного числа информации, но для ее исключения и соображения необходимо обучаться ее «раскодировать».

Для подросткового возраста общение с ровесниками величественная часть роста, с помощью которой они как раз и обучаются «читать» невербальную экспрессию, более безудержно формулировать свои эмоции, в особенности негативные. Нельзя не упоминать о подростковом возрастном кризисе, который объединен с исчезновением новой величины самосознания, свойственной чертой которого обнаруживает исчезновение у человека способности и надобности испытать самого себя как личность, располагающую только ей свойственными качествами. Это вызывает у подростка влечение к самоутверждению, самовыражению (проявить себя в тех качествах, которые он полагает наиболее ценными) и самовоспитанию. Механизмом формирования самосознания является рефлексия. Во время преобразования всей общественной ситуации формирования ребенка начинается «ориентировка на себя», на свои качества и умение как главное соглашение решения разного рода задач. Поведение детей не примитивно теряет непринужденный характер, в это время встречается влечение к нарочитой «взрослости».

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, дети обучаются рефлексии на себя и ровесника. Общение проявляет в такой степени интересным, что дети забывают об уроках и домашних долгах. Связи с родителями, останавливаются все тоньше и тоньше. Тинэйджер теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он полагается уже не на родителей, а приобретенному другу.

Таким образом, задачи, прописанные в работе, осуществлены, цель – выучить невербальное проявление возбудимой экспрессии у человека достигнута.

В работе было изучено масса источников информации, так или иначе передающих ответ на проблемы постижения и адекватной реакции на экспрессивное поведение человека в социуме. Многие из них скрыто разъясняли, почему люди реагируют на те или иные воздействия по-разному, опираясь, часто, на подсознательном уровне выстроенных действий, соединенных с реакцией на мимику, выражение лица и позу, через которую субъект принимал невербальную информацию. Чаще всего вопрос на весьма инстинктивные влияния, производимые в повседневной жизни, заранее известна, ибо инстинктивно мы зачисляемся почти всегда в равной мере. Мы не способны приобретать не присущие позы, заранее не думая их продавать, при нарушении и/или понимании событий.

Очень мало авторов сочиняют про невербальную эмоциональную экспрессию у молодых Тинэйджеров. Эта тема еще малоизученна, но очень существенна, ведь именно в таком возрасте вырабатывают моральные чувства, Тинэйджер учиться общаться с людьми многообразного возрастного, общественного, ролевого статуса, учитывать свои психологические особенности и партнёра по общению. Поэтому очень царственно и необходимо обучить людей невербальному проявлению их возбудимой экспрессии и «раскодированию» невербального поведения.

Следует заметить, что общение, в том числе невербальное, выступает выдающуюся роль в любом занятии человека, в становлении личности, в решении утилитарных и теоретических задач, начинающихся в обществе. Чем полнее и обобщеннее будет выработано умение контактировать, тем качественнее будет реализация любого занятия человека, в том числе и профессионального. И это существенно манкировать в процессе образования, в сборах знатоков, в умножении общей культуры общества.

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.М. Андреева// /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2011.— 475 с.
  2. Большаков И.Н. Невербальные компоненты коммуникации [Текст] / И.Н. Горелов// - М.: Наука, 2010
  3. Васильев В.Ю., Зотова Л.И., Нартов Н.А. и др. Социальная психология и этика делового общения. [Текст] / В.Ю. Дорошенко// М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2011. – 160 с.
  4. Горбатова В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. [Текст] / В.А. Лабунская// - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2009.
  5. Долгова В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). [Текст] / В.А. Лабунская// – Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 2010.
  6. Ежов В.А. Теоретико-эмпирические основаниясоздания методики «Диагностика уровняразвития способности к адекватнойинтерпретации невербальногоповедения» и ее модификаций [Текст] / В.А.Лабунская// Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП, 2010. – 350 с. - (Интеграция академической и университетской психологии).
  7. Желтов В.А. Психология экспрессивного поведения. [Текст] / В.А. Лабунская//- М.: Знание, 2010.- 64 с.
  8. Зозуля Е.А., Родионова А.А. Личностные детерминанты психологической наблюдательности [Текст] / Е.А. Петрова, А.А. Родина//Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.— М.: Изд-во «ИП РАН», 2014. — 176 с. (Труды ИП РАН) – с. 81 - 84.
  9. Игнатов А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). [Текст] / А. Пиз// Изд-во «Эксмо», 2010 г. – 107 с.
  10. Корнеев К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений[Текст] / К.Н. Поливанова// - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 184с.
  11. Лимонов О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах : учеб. пособие. [Текст] / О.П. Солодилова// М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - 288 с.
  12. Матвеев О.Д. Социальная психология: учебное пособие [Текст] / Отв. ред. А.Л. Журавлев// - М.: ПЕР СЭ, 2010. – 351с. (Серия «Высшее психологическое образование»).
  13. Нагинский Н.О. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.[Текст] / Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков// — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. — 176 с. (Труды Института психологии РАН)
  14. Орлов Д.В. Социальный интеллект и его измерение // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования[Текст] / Д.В. Ушаков// / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.— М.: Изд-во «ИП РАН», 2012. — 176 с. (Труды ИП РАН) – с. 141-161.
  15. Поляков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы. [Текст] / Д.В. Ушаков // Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП, 2014. – 350 с. - (Интеграция академической и университетской психологии).
  16. Романов Р.Н. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. [Текст] / Р. Хорст// - М.: АО «Интерэксперт», 2010. с. 417.
  17. Строганов И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).[Текст] / И.В. Шаповаленко// — М.: Гардарики, 2011. — 349 с.
  18. Топорков Л.А. Невербальная коммуникация - важный аспект межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 554. - С. 123-133.
  19. Тубусов Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.
  20. Ушаков Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 363 с.
  21. Филатов И.А. Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 1. - С. 31-38.
  22. . Халапин И.А. Основные подходы к исследованию невербального поведения: история и современность // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2009. - № 7. - С. 122-130.
  23. ХумановА.Н. Дружеское общение в парадигме обыденного общения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. - 2010. - № 4. - С. 12-16.
  24. Яшков Н.В. Генезис невербальных средств общения // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2009. - № 21. - С. 155-162.

Приложение А

Таблица - описание мимических признаков эмоциональных состояний

Части и элементы лица

Мимические признаки эмоциональных состояний

Экспрессивное Я личности

Гнев

Презрение

Страдание

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза раскрыты или припущены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.М. Андреева// /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2011.— 475 с.

  2. Большаков И.Н. Невербальные компоненты коммуникации [Текст] / И.Н. Горелов// - М.: Наука, 2010

  3. Васильев В.Ю., Зотова Л.И., Нартов Н.А. и др. Социальная психология и этика делового общения. [Текст] / В.Ю. Дорошенко// М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2011. – 160 с.

  4. Горбатова В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. [Текст] / В.А. Лабунская// - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2009

  5. Филатов И.А. Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 1. - С. 31-38.

  6. Орлов Д.В. Социальный интеллект и его измерение // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования[Текст] / Д.В. Ушаков// / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.— М.: Изд-во «ИП РАН», 2012. — 176 с. (Труды ИП РАН) – с. 141-161.

  7. Романов Р.Н. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. [Текст] / Р. Хорст// - М.: АО «Интерэксперт», 2010. с. 417.

  8. Корнеев К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений[Текст] / К.Н. Поливанова// - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 184с.

  9. Яшков Н.В. Генезис невербальных средств общения // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2009. - № 21. - С. 155-162.

  10. Халапин И.А. Основные подходы к исследованию невербального поведения: история и современность // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2009. - № 7. - С. 122-130.

  11. ХумановА.Н. Дружеское общение в парадигме обыденного общения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. - 2010. - № 4. - С. 12-16.

  12. Нагинский Н.О. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.[Текст] / Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков// — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. — 176 с. (Труды Института психологии РАН)

  13. Игнатов А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). [Текст] / А. Пиз// Изд-во «Эксмо», 2010 г. – 107 с.

  14. Орлов Д.В. Социальный интеллект и его измерение // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования[Текст] / Д.В. Ушаков// / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.— М.: Изд-во «ИП РАН», 2012. — 176 с. (Труды ИП РАН) – с. 141-161.

  15. Халапин И.А. Основные подходы к исследованию невербального поведения: история и современность // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2009. - № 7. - С. 122-130.

  16. Яшков Н.В. Генезис невербальных средств общения // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2009. - № 21. - С. 155-162.

  17. Строганов И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).[Текст] / И.В. Шаповаленко// — М.: Гардарики, 2011. — 349 с.

  18. Корнеев К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений[Текст] / К.Н. Поливанова// - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 184с.

  19. Орлов Д.В. Социальный интеллект и его измерение // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования[Текст] / Д.В. Ушаков// / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.— М.: Изд-во «ИП РАН», 2012. — 176 с. (Труды ИП РАН) – с. 141-161.

  20. Зозуля Е.А., Родионова А.А. Личностные детерминанты психологической наблюдательности [Текст] / Е.А. Петрова, А.А. Родина//Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.— М.: Изд-во «ИП РАН», 2014. — 176 с. (Труды ИП РАН) – с. 81 - 84.

  21. Матвеев О.Д. Социальная психология: учебное пособие [Текст] / Отв. ред. А.Л. Журавлев// - М.: ПЕР СЭ, 2010. – 351с. (Серия «Высшее психологическое образование»)

  22. Нагинский Н.О. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.[Текст] / Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков// — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. — 176 с. (Труды Института психологии РАН)

  23. Яшков Н.В. Генезис невербальных средств общения // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2009. - № 21. - С. 155-162.

  24. Матвеев О.Д. Социальная психология: учебное пособие [Текст] / Отв. ред. А.Л. Журавлев// - М.: ПЕР СЭ, 2010. – 351с. (Серия «Высшее психологическое образование»).

  25. Романов Р.Н. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. [Текст] / Р. Хорст// - М.: АО «Интерэксперт», 2010. с. 417.

  26. Филатов И.А. Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 1. - С. 31-38

  27. Нагинский Н.О. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.[Текст] / Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков// — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. — 176 с. (Труды Института психологии РАН)

  28. Желтов В.А. Психология экспрессивного поведения. [Текст] / В.А. Лабунская//- М.: Знание, 2010.- 64 с.

  29. Топорков Л.А. Невербальная коммуникация - важный аспект межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 554. - С. 123-133.

  30. ХумановА.Н. Дружеское общение в парадигме обыденного общения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. - 2010. - № 4. - С. 12-16.

  31. Поляков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы. [Текст] / Д.В. Ушаков // Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП, 2014. – 350 с. - (Интеграция академической и университетской психологии)

  32. Игнатов А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). [Текст] / А. Пиз// Изд-во «Эксмо», 2010 г. – 107 с.

  33. Яшков Н.В. Генезис невербальных средств общения // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2009. - № 21. - С. 155-162.

  34. Халапин И.А. Основные подходы к исследованию невербального поведения: история и современность // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2009. - № 7. - С. 122-130.