Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальное проявление эмоциональных состояний человека ( НАО «Свеза» )

Содержание:

Введение

Люди могут обмениваться информацией разного типа на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе от 60 до 80 % коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20 – 40 % информации передается с помощью вербальных. Полученные психологами данные заставляют задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, не осознавая этого.

Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

Успех любого контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позу и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует.

Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, вы осуществляете обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Вы сможете понять, как воспринято то, что вы говорите: с одобрением или же враждебно, открыт собеседник к диалогу, или замкнут, занят самоконтролем или скучает.

Актуальность исследования: с момента рождения и до самой смерти эмоции занимают одно из ведущих мест в человеческой деятельности.

Они оказывают огромное влияние на принятие или отвержение важнейших для человека решений, таких как свадьба, выбор профессии, дальнейшее устройство на работу или решение на рождение ребенка. Часто из-за испытываемых отрицательных эмоций, таких как страх, отвращение или ненависть человек принимает решения, которые не принесут ему пользы и выгоды, он прекращает общение с людьми, чьи связи ему были бы полезны, уходит из дома в неизвестность только бы лишиться ненавистного и непонятного ему чувства. Порою эмоции толкают на непонятные необдуманные поступки: насилие, ложь или же самоубийство, которые можно было бы избежать сумей кто-то понять, что этот человек испытывает.

Эмоциональные проявления слабо контролируемы, что делает возможным изучение эмоционального состояния человека путём их анализа. В перспективе это может позволить лучше понять мотивационную и познавательную деятельность человека. Также это поможет в определении искренности человека, что очень важно в судебной практике. Это уменьшит недопонимание среди людей, улучшив восприятие эмоциональной сферы собеседника. Такое восприятие поможет более своевременно оказать психологическую помощь эмоционально подавленного человека.

Теоретическая разработанность: на протяжении длительного этапа развития отечественной психологии многими исследователями недооценивалась невербальное общение, как в плане коммуникации, так и в плане психодиагностического средства, способа управления общением, влияния на его модальность, на появление затрудненного и незатрудненного общения.

Проблема, сформировавшаяся в результате не совсем успешных попыток формализовать невербальное общение - это замена терминов «невербальные коммуникации», «невербальное поведение» на термины «невербальные намеки», «невербальные ключи», «невербальные события», «язык тела», это сведение понятия невербальное общение к кинетике либо к отдельным его функциям.

Существует тенденция сведения его к комплексу разнообразных движений тела, что выносит за пределы средств невербального общения такие явления, как среда, костюм, музыка и т. д. В действительности термин «невербальный» может означать значительно больше, чем «не слово - движение тела». Достаточно ссылки на то, что в самой психологии существует класс методов, получивших название «невербальные», «экспрессивные», что подразумевает не изучение движений тела, а использование с целью диагностики личности цвета, формы, пространства, рисунка, танца и т. д. Но если попытаться свести невербальное общение к комплексу движений тела, то и в этом случае появляется необходимость определиться в том, о каких движениях идет речь.

В работе будут рассматриваться особенности проявления эмоциональной сферы работников НАО «Свеза», а также их умение невербально проявлять свои эмоции и адекватно понимать невербальное проявление эмоций у других людей.

Нельзя отнести интерес психологов к социально-психологическим аспектам экспрессивного невербального общения к сиюминутным, прагматическим интересам, возникшим в последнее время. Данная область психологии всегда привлекала внимание, как теоретиков, так и практиков [14]. Изучение экспрессии как внешнего Я личности есть в работах В. Классовского, И. М. Сеченова, И. А. Сикорского, Д. Авербуха, С. Л. Рубинштейна. Имеется целый ряд исследований, посвященных изучению невербальной коммуникации Ю.А. Алферов, М. Аргайл, Ж.Э. Амбарцумова, В.А. Барабанщиков, A.А. Бодалев, А.А Брудный, И.Н. Горелов, В.Ф. Енгалычев, B.А. Лабунская, А.А. Капнадзе, X. Миккин, Е.А. Петрова, В. П. Панферов, А. Пиз, Д. А. Рамишвили, Р. Хорст. О невербальной коммуникации и эмоциональной экспрессии подробно рассказывается в работах В.А. Лабунской. Эмоциональный интеллект и его диагностика описаны и проанализированы в работах Д.В. Ушакова.

Каждому человеку кроме знаний мимики, жестов, движений и поз необходимо знать некоторые сигналы языка телодвижений. Об этом рассказывается в книге Хорста Рюкле [30]. Подробную информацию о позах можно найти в учебном пособии для вузов.

Объект: невербальные эмоции работников предприятия НАО «Свеза».

Предмет: невербальное проявление эмоций работников НАО «Свеза».

Цель: изучение невербального проявления эмоций работников предприятия НАО «Свеза».

Задачи:

1. Анализ теоретической основы невербальных проявлений эмоций.

2. Проведение диагностического мероприятия на распознание эмоциональных состояний по невербальным характеристикам.

Практическое значение. Данная работа может быть практическим пособием для психологов в управлении организации, руководителей предприятий при изучении проявления и понимания невербальных эмоций работников.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, посвященных рассмотрению проявлению невербальных эмоций работников предприятия, а именно невербального общения, как проявление эмоционального интеллекта, особенностей невербального общения работников предприятия и методов изучения и развития эмоционального интеллекта, заключения, списка литературы и приложений.

1.Теоретические основы невербальных проявлений эмоциональных состояний

1.1 Понятия об эмоциях и механизмах их возникновения

Группа психических явлений, описанных такими понятиями, как «аффект», «чувство» и «переживание», несмотря на различные значения, обладают определёнными общими свойствами, что позволяет определить таким термином как «эмоции» или «эмоциональные явления».

Первая трактовка понятия эмоций и механизма их возникновения принадлежит Чарльзу Дарвину. В своей работе «Выражение эмоций у человека и животных» он показал эволюционный путь развития и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Эмоции в его понимании представляют собой лишь различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции.

В интроспективной психологии эмоции - это явления сознания располагающие двумя основными проявлениями: удовольствие и неудовольствие. Также интроспекционисты указывали на взаимосвязь эмоций с внутреорганизменными изменениями, что в последствие привело к изменению взглядов на природу эмоциональных явлений.

Так в теории Джеймса-Ланге эмоции - это производные физиологических процессов. Американский психолог Уильям Джеймс выдвинул «периферическую» теорию эмоций, в которой он связывал их с определёнными физиологическими реакциями. Независимо от него Карл Георг Ланге опубликовал работу, в которой высказывал сходные мысли, однако в отличие от Уильяма Джеймса под органическими изменениями он описывал преимущественно вазомоторные, а не висцеральные изменения. С позиции теории Джеймса-Ланге возникновение самой эмоции происходит после появления физиологического изменения в ответ на раздражитель. То есть изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции.

Гюго Мюнстерберг понимал механизм возникновения эмоций схоже. По его мысли эмоциональный тон, сопровождающий действия и деятельность человека - это реакция личности на получаемое впечатление, которая продлевается или прерывается посредством движений. Однако взгляд Гюго Мюнтерсберга не были радикальными, он писал: «Мы можем испытывать эмоцию печали даже если улыбаемся, чтобы скрыть её…» или «Еще меньше мы должны рисовать себе карикатуру на изложений взгляд, воображая, будто чисто внешнее поведение может совершенно изменить глубоко заложенную эмоцию или чувствование».

Эдуард Клапаред в своей работе предпринял попытку примирить «классическую» теорию, в которой органическая реакция является следствием переживания эмоции, с «переферической», где наоборот переживание эмоции является следствием органической реакции. Для данного примирения он считал достаточным отказаться от отношения к эмоциям как к процессам, протекающим по некоторому единому образцу. Сделав это, один класс эмоций можно будет объяснить с позиции «классической» теории, а другой класс - с позиции «периферической» теории.

П. Бард в своих поздних исследованиях показал, что эмоциональные переживания и физиологические сдвиги возникают почти одновременно (последние возникают несколько позже).

Резко критиковал теорию Джеймса-Ланге Уолтер Бредфорд Кенон. Проведя рассечение нервных путей от внутренних органов до головного мозга, он исключил в своем эксперименте все физиологические проявления, однако у испытуемого сохранялось субъективное переживание. Также он отмечал, что физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, схожи и не отражают их своеобразие, и эти изменения развертываются медленно в отличие от самих эмоциональных переживаний. Таким образом он утверждал, что эмоциональное переживание предшествует физиологической реакции.

В представлении психоаналитиков «эмоциональная экспрессия» и «эмоциональное переживание» являются разновидностями непроизвольной активности, направленной на разрядку напряжения, вызванного невозможностью применения инстинктивной энергии во внешней активности человека, эмоционального, физиологического реагирования.

В концепции эмоций отечественной (рефлексивной) психологии эмоции - это один из видов функционального состояния мозга, форма отражающей и регулирующей деятельности мозга.

Сергей Леонидович Рубинштейн понимал под эмоциями отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Таким образом, отечественная психология подчеркивала два аспекта основных аспекта эмоций: аспект отражения и аспект отношения.

В биологической теории Анохина Петра Кузьмича эмоции рассматриваются как биологический продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животных. Возникновение же эмоции связано с возникновением потребности. Здесь отрицательная эмоция играет мобилизующую роль, способствующую наиболее быстрому удовлетворению потребности, а положительная подтверждает, о том, что потребность была удовлетворена. Таким образом, закрепившись в памяти, она в будущем будет учувствовать в мотивационных процессах.

Когнитивные теории развития отражают точку зрения, согласно которой основным механизмом появления эмоций являются когнитивные процессы. Так в когнитивно-физиологической теории Стенли Шехтера на возникновение эмоции, наряду с воспринимаемыми стимулами и порождаемыми ими физиологическими изменениями оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов.

М. Арнольд в качестве постоянной детерминанты эмоций взял интуитивную оценку объекта. То есть, как только человек непосредственным или интуитивным способом придет к выводу о том, что представляет собой объект и как он может подействовать на него, он сразу ощущает привлекающий или отталкивающий характер этого предмета.

Проанализировав вышеописанные теории можно сделать вывод, что эмоции - это особый класс психических явлений, которые отражают в форме непосредственного переживания значимость для субъекта внешних и внутренних событий его жизни и регулирующих в соответствии с ними его деятельность и поведение. Эмоции связаны с физиологическими изменениями. Они подобно познавательным процессам несут информацию об окружающем мире, но в отличие от них относятся к одному субъекту, в связи, с чем носят субъективный характер. Эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они меньше опосредованы речью, хуже управляемы и менее произвольно контролируемы, чем познавательные процессы.

1.2 Формы эмоционального реагирования

Под эмоциональным реагированием понимаются реакции, направленные на разрядку возникшего эмоционального возбуждения. К его основным характеристикам относятся:

- знак, который определяется положительным или отрицательным переживанием;

- влияние на поведение и деятельность;

- интенсивность, то есть глубина переживания;

- величина физиологических сдвигов, длительность протекания и предметностью, под которой понимается степень осознанности и связи с конкретным объектом.

Е. Д. Хомская выделяла также их реактивность, степень контроля и качество, то есть связь с потребностью.

Учитывая эти характеристики в отечественной психологии выделяют следующие их классы:

- эмоциональный тон ощущений;

- эмоции (включая аффекты);

- настроения.

Эмоциональные реакции, такие как гнев, радость, тоска, страх подразделяются на:

- эмоциональный отклик;

- эмоциональную вспышку;

- эмоциональный взрыв (аффект) [31;с. 67].

Эмоциональный отклик является самым динамичным и постоянным явлением эмоциональной жизни человека. Его интенсивность и продолжительность невелики, поэтому он мало влияет на существенное изменение эмоционального состояния. В связи с этим тяжело выявить его внешние проявления, однако наличие таких реакций было зафиксировано Е. Хаггардом и К. Айзексом. Они открыли существование «кратковременных выражений» лица, заключающихся в сильном изменении выражения лица при предъявлении в разговоре затруднительных для испытуемого вопросов.

Более выраженной интенсивностью, напряженностью и продолжительностью переживания характеризуется эмоциональная вспышкакоторая способна изменить эмоциональное состояние, но не связана с утратой самообладания. Такая напряженность и интенсивность делает их внешнее проявление более заметным.

Самое же заметное проявление, которое замечают и легко описывают большинство людей, является эмоциональный взрыв. Он характеризуется бурно развивающейся эмоциональной реакцией большой интенсивности с ослаблением волевого контроля над поведением и облегченным переходом в действие.

1.3 Связь эмоции с деятельностью

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос о связи эмоциональной сферы человека с деятельностью, в которую она включена. Осницким А.К., Филипповой Е.В. отмечалась необходимость рассмотрения специфики протекания эмоциональных процессов в разных видах активности человека. Было выделено три основных вида активности, характеризующиеся разной степенью сложности и осознанности [16; с. 123].

Первый вид активности - это реактивное поведение человека, для его описания можно использовать известную формулу S > R. В основе реактивности лежат ответные реакции человека на внешние воздействия; действия человека в этом случае зависят от силы воздействия и отчасти от его внутреннего состояния. Сознание, если и фиксирует данное поведение, то только после того как воздействие оказало влияние, и в меру его интенсивности или значимости для человека. Особенности данного вида активности откладывают отпечаток на эмоциональные проявления. В реактивном поведении более представлены те модальности эмоций, которые В. Вундтом были охарактеризованы одним из двухполюсных параметров: удовольствием - неудовольствием.

Другой вид активности человека - это импульсивное поведение, которое определяется формирующимися в организме и психике напряженностями. Если средство, необходимое для снятия напряжения, является легкодоступным для человека, тогда поведение мало чем отличается от реактивного. Сознанием также фиксируется данное поведение в меру интенсивности проявления. Если же при возникновении напряженности для ее разрядки нужно прилагать дополнительные усилия, тогда поведение человека существенно усложняется и в большинстве случаев приобретает форму деятельности. В эмоциональной сфере при импульсивном поведении обнаруживают себя два других двухполюсных параметра эмоций: возбуждение - успокоение, напряжение - разрешение.

И последний вид активности, выделенный А.К. Осницким, - деятельно организованное поведение. Здесь мы имеем дело с принципиально другим видом активности, который не укладывается в формулу S > R, то есть не может рассматриваться как реактивное, не совпадает оно и с инстинктивным поведением. Деятельно организованное поведение является целенаправленным, осознанным, регулируемым человеком и, что самое главное, исходно проектируемым даже при повторении. Феноменология сознания в этом случае уподобляется экспериментальной площадке, на которой проигрываются возможности реализации замысла человека. Эмоции, возникающие непосредственно или хранящиеся в памяти, в деятельно организованном поведении выполняют функцию информационного обеспечения процесса принятия решения, принимают участие в регуляции действий, приводящих в совокупности к проектируемым преобразованиям. Эмоции участвуют также в формировании преднастроек к тем или иным действиям, составляющим более сложную деятельность [16; с. 125].

Таким образом, следует учитывать возможные изменения в эмоциональных проявлениях при переходе от одного вида активности к другому. Практически не изученной является область эмоциональных проявлений, возникающих как конфликт между разными уровнями организации поведения: реактивной, импульсивной и деятельностной.

По мнению Осницкого и Филиповой, приблизиться к решению проблемы вклада эмоций в регуляцию активности человека поможет, во-первых, разграничение анализа эмоциональных проявлений в реактивном, импульсивном и деятельно организованном поведении и, во-вторых, изучение взаимосвязи эмоциональных проявлений с особенностями осознанной регуляции активности, связанной с регуляцией деятельности и тех видов импульсивно порождаемого поведения, которое по ходу реализации переходит в деятельно организованное.

Они писали, что: «эмоция в системе психических процессов представляет собой реакцию человека на значимые события во взаимодействии с окружением, участвует в организации, регуляции и осуществлении деятельности и поведения» [16; с. 158]. Это влияние эмоций на деятельность и поведение заметнее, потому что сразу же обнаруживается отношение человека к происходящему. Иными словами: за эмоциями всегда стоит отношение человека к тому, что происходит с ним и к тому, что ему делать в следующий момент.

Таким образом, можно заключить, что эмоции обнаруживают себя в самых разных видах активности, являясь ее составляющими. Они определяет согласование общей направленности активности субъекта с теми значениями и смыслами, которые для него приобретают воспринимаемые объекты и ситуации.

1.4 Компоненты эмоционального реагирования

Традиционно выделяется три компонента эмоционального реагирования:

- импрессивный;

- физиологический;

- экспрессивный внутреннее переживание

Роль эмоционального реагирования в процессе общения многообразна. Она включает в себя создание первого впечатления о человеке, оказание определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоций, таким образом, выделяется связь с сигнальной функцией эмоций. Эмоции в процессе общения выполняют также регулирующую функцию, которая состоит, например, в координации очередности озвучивания тех или иных экспрессивных высказываний.

Для изучения эмоциональной составляющей невербальной коммуникации у работников предприятий используется методика В.А. Лабунской «Экспериментальная оценка невербального поведения личности» [14].

Под импрессивным компонентом эмоционального реагирования понимается лишь внутреннее переживание, без его внешне наблюдаемого и регистрируемого проявления. В связи с этим мы опускаем его рассмотрение и переходим к двум внешне регистрируемым компонентам: физиологическому и экспрессивному.

Физиологический компонент эмоционального реагирования

О возникновении переживания человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения вегетативных показателей, таким как, например частота сердечных сокращений, артериальное давление и частота дыхания, а также и психомоторики: мимике, пантомимике, двигательным реакциям и голосу. Так пульс разгневанного или испуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный. Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям.

Такая связь была замечена разными народами и применялась в практических целях. В наше время эта связь используется для проверки подозреваемого с помощью полиграфа, называемого «детектором лжи». К сожалению, данный прибор не даёт точного ответа на вопрос об искренности человека, так как разные эмоции способны вызывать схожие реакции. Так, например сексуальное влечение схоже с гневом и страхом. Также данный прибор не способен дать ответ о причине лжи, что является весьма важным фактором.

Эмоции связаны с возбуждением. Мы живо ощущаем изменения в частоте сердечных сокращений, артериальном давлении и активности потовых желез, свидетельствующие о нашем эмоциональном возбуждении. Эти изменения в периферической физиологии связаны с деятельностью автономной нервной системы.

Эмоция активирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело требуют действия. Если же адекватное эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические расстройства. Но не обязательно переживать психосоматический криз, чтобы почувствовать, насколько мощное влияние оказывают эмоции практически на все соматические и физиологические функции организма. Разные эмоции предрасполагают к разным видам действия, поэтому паттерны возбуждения также эмоционально специфичны.

Как мы уже писали выше в своей теории У. Джеймс и Г. Ланге считали, что эмоция невозможна без физиологического изменения. Уильям Джеймс особый упор делал на интенсивность физиологического эмоционального реагирования, ставя чуть ли не в прямо пропорциональную зависимость переживание самой эмоции.

Девид Лайкен писал об изменении вегетатики, в том числе и гормонов в крови, при различных эмоциональных состояниях. Так при эмоциях стенического типа выделяется адреналин, а при эмоциях астенического типа - норадреналин.

А.К. Попов показал. Что физиологические проявления при предъявлении приятного звука, в отличие от их проявления при предъявлении неприятного звука, были менее четки и понятны. Аналогичные закономерности были выявлены и при внушении человеку под гипнозом приятных и неприятных сновидений. К такому выводу также пришли Р. Левинсон и данным Н.М. Труновой.

Как уже отмечалось, эмоции субъективны и способны вызывать разные физиологические реакции. Так у одного человека стресс вызывает увеличение ЧСС, у другого повышение давления, а у ребенка аффективные респираторные судороги.

Направленность изменения электрических потенциалов мозга также зависит от знака эмоционального реагирования.

Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать.

Экспрессивный компонент эмоционального реагирования

В порыве гнева или отвращения, радости и счастья, раздражения и безразличия человек ведет себя по-разному, его лицо, осанка, положения тела и жестикуляция отличаются, также как тональность и тембр голосаК экспрессивному компоненту эмоционального реагирования относят:

- речевые средства;

- мимические средства;

- пантомимические средства;

- жестикуляционные средства

- внимание к своей внешности;

Гросс и Джон обнаружили, что существует несколько аспектов эмоциональной экспрессивности. С помощью факторного анализа данных самоотчетов об экспрессивных тенденциях удалось установить три аспекта:

- силу внутренних эмоциональных реакций,

- степень выражения позитивных эмоций,

- степень выражения негативных эмоций.

В зависимости от характеристик эмоций, а также ряда факторов, описанных ниже, определяются и характеристики выраженности экспрессии.

Экспрессивный компонент эмоций проявляет себя еще во внутриутробном развитии.

Невербальные проявления регулируют и во многом определяют взаимопонимание между людьми.

Мимические средства экспрессии

Человеческое лицо обладает наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки. В этом Леонардо да Винчи особую роль придавал бровям и рту. Лев Николаевич Толстой описывал около сотни оттенков улыбки и чуть меньше выражений глаз, раскрывающих эмоциональное состояние человека.

Мимика человека занимает особое место среди средств коммуникации место, так как изменение лицевых мышц несет в себе эмоциональную нагрузку, отражая чувства говорящего. Так создается эмоциональный фон общения.

На формирование мимического выражения эмоций, по мнению Януша Рейковского оказывают влияние такие факторы как:

- врожденные мимические схемы, которые соответствуют определённым эмоциональным состояниям;

- приобретённые способы заучивания, которые произвольно контролируемы;

- индивидуальные экспрессивные особенности, присущие только данному индивиду [26; с. 218].

Уже у десятимесячного ребёнка появляются различия в улыбках. С возрастом это различие увеличивается.

Как отмечают Г. Остер и П. Экман, человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики. Все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15-18-й недели утробного развития, а изменения «выражения лица» имеют место, начиная с 20-й недели. Поэтому многие ученые считают главным каналом выражения и опознания эмоций лицевую экспрессию [20].

П. Экман вместе с К. Изардом описали мимические признаки первичных эмоций, таких как радость, горе, отвращение, презрение, удивление, гнев и страх. В результате они выделили три автономные зоны лица:

- область лба и бровей,

- область глаз (глаза, веки, основание носа),

- нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок) [22].

Их исследования позволили разработать своеобразные «формулы» мимических выражений, которые фиксируют характерные изменения в каждой из трех зон лица, а также сконструировали фотоэталоны мимических выражений эмоций.

В. А. Барабанщиков и Т.Н. Малкова отмечали то, что наиболее выразительные мимические проявления локализуются преимущественно в нижней части. Вопреки общему мнению ведущие признаки не локализуются в области глаз. Барабанщиков и Малкова объясняют это тем, что глаза представляют собой смысловой центр лица, в котором аккумулируется влияние сильных мимических изменений верхней и нижней частей лица [2].

Следует учитывать, что внешние проявления эмоций, которые представляют собой синтез произвольных и непроизвольных способов реагирования, зависят также от культурных особенностей данного народа. У разных народов одни и те же выразительные средства обозначают разные эмоции, что и описал О. Клайнбер, изучая эмоциональную экспрессию в китайской литературе.

Психомоторные средства экспрессии

Под психомоторными средствами экспрессии понимаются выразительные движения. Помимо жестикуляции при сильно выраженных эмоциях наблюдаются также целостные двигательные акты, которые называются эмоциональными действиями, такие как подпрыгивания при радости, поглаживания и целования закрывания лица, плач и тому подобные. Очевидно, что эти психомоторные средства используются для разрядки возникающего эмоционального напряжения, на что указывал еще Ч. Дарвин. Они используются также для того, чтобы показать свое отношение, чувство к тому или иному существу, выразить свою эмоциональную оценку происходящего.

В последнее время предпринимаются попытки создания метода чтения «языка тела», основанного на распознавании эмоций по выразительным движениям, которые наиболее типичны для данной эмоции. Однако стоит помнить, что для адекватного восприятия эмоционального состояния необходимо учитывать весь комплекс экспрессии в целом.

Чтение экспрессивных движений - сложный процесс, требующий значительной тренировки и опыта. Он осложняется не только тем, что внешние признаки содержат далеко не полную информацию о человеке, но и тем, что одни и те, же внешние проявления могут быть вызваны разными внутренними переживаниями.

П. Экман выделяет следующие виды жестов:

- адаптеры,

- регуляторы,

- иллюстраторы,

- эмблемы.

К адаптерам относится, например, почесывание носа, которое при напряженном обдумывании может быть пережитком ковыряния. Регуляторы - это жесты, связанные с положением головы, позы, расположением рук и тела, поддерживающие человека в ходе коммуникации. Иллюстраторы непосредственно связаны с речью и представляют эмоциональные «добавки» для вербальной коммуникации. Эмблемы имеют когнитивное значение и предназначены для передачи сообщения.

П. Экман и У. Фризен разработали концепцию «невербальной утечки информации». Они проранжировали части тела в отношении их способности передачи информации об эмоциях человека. Эту способность они определили на основании трех параметров:

- среднее время передачи;

- количество невербальных паттернов, которые могут быть представлены данной частью тела;

- степень доступности для наблюдений за данной частью тела, «представленность другому» [22].

Учитывая эти критерии самым информативным является лицо человека, так как лицевые мышцы быстро изменяются в соответствии с переживаниями человека, так как они могут создавать значительное число выразительных паттернов и так как лицо является видимой частью тела. Последнее же место занимают движения ног и ступней. Однако, зная способность лица выдавать переживаемые эмоции, люди чаще всего обращают внимание на его произвольное контролирование своей мимики и не обращают внимания на движения своих ног, что позволяет лучше понять эмоциональное состояние по ним, а не по лицу.

Звуковые и речевые средства экспрессии

К характеристикам, по которым судят об изменении речи, относятся:

- интонационное оформление,

- четкость дикции,

- логическое ударение,

- чистота звучания голоса,

- лексическое богатство,

- свободное и точное выражение мыслей и эмоций.

Установлено, что различные эмоциональные состояния отражаются в интонации, интенсивности и частоте основного тона голоса, темпе артикулирования и паузации, лингвистических особенностях построения фраз: их структуре, выборе лексики, наличии или отсутствии переформулировок, ошибках, самокоррекции, семантически нерелевантных повторениях.

По данным В.X. Манерова, наиболее информативными являются параметры, связанные с частотой основного тона.

Н.П. Фетискин выявил признаки неэкспрессивной, монотонной речи. К ним он отнес безразличное изложение материала, автономность его изложения, редкое использование вопросительной интонации, лирических ударений, ускорения и замедления речи, отсутствие стремления вызвать у учащихся эмоциональный отклик, меньшая громкость речи, теноровый тембр голоса и более высокая частота основного тона.

По данным У. Хеллса, разные каналы обладают разной возможностью в передаче информации об эмоциях: 45 % информации передается зрительными сигналами и только 17,6 % - слуховыми. Так же следует учитывать, что у разных людей эмоции могут выражаться через различные экспрессивные каналы.

Л.М. Аболин отмечал, что у доминирующей эмоционально-выразительной характеристикой является двигательный канал, к которому относятся направленность движений, их скорость, темп, амплитуда и слитность.

А.Е. Ольшанникова указывала, что различия между людьми могут наблюдаться и в пределах одного канала экспрессии. Так, при наличии в качестве ведущего канала речи для одного человека основным и типичным является интонационное разнообразие и обилие речевых реакций, а для другого человека - быстрый темп речи и повышенная громкость голоса.

Различия в эмоциональной экспрессивности

В повседневной жизни мы замечаем, что на одни и те же события люди реагируют по-разному. Так при удивлении одни замирают на месте, а другие наоборот начинают активно действовать.

Эмоции не побуждают человека вести себя каким-то определенным образом, хотя эмоциональные состояния связаны с экспрессивными и мотивационными тенденциями. Люди способны подавлять поведенческие реакции, обычно сопровождающие какое-либо эмоциональное состояние. Таким образом, можно заключить, что даем ли мы волю своим эмоциональным импульсам, частично зависит от социальных условий и целей. Однако тенденции выражать, подавлять или изменять эмоции могут быть и устойчивыми личностными характеристиками, а также зависит от ряда факторов, в том числе и от национального.

О кросс-культурном различии в невербальном выражении эмоций писал А.И. Приходько. Он писал, что усвоение социального опыта, который связан с выражением эмоций, начинается с опознавания и впоследствии воспроизведения лицевой экспрессии. Приходько указывает на наличие кросс-культурных различий эмоциональной экспрессии и ссылается на исследования Пола Экмана. Тот указывал на наличие правил выражения. Он считал, что эти правила предписывают, какое выражение лица должно быть в разные моменты общения. Эти правила культурно обусловлены и усваиваются в ходе социализации. Иллюстрацией этих правил могут служить результаты эксперимента проведенного в 1973 году Экманом и Фризеном. Суть данного эксперимента заключалась в том, что американцам и японцам показывался фильм. Первый раз в изоляции от других, в другой раз нет. Эксперимент показал разнице в мимической экспрессии наций, а также зависимости её от социума [19].

Жесты также формируются в ходе социализации. Пол Экман писал: «Воспитание детей накладывает определенный отпечаток на то, какие жесты будут ими использоваться в дальнейшем, а какие будут считаться неприличными».

А. И. Приходько отметил, что в настоящее время мало известны механизмы усвоения и передачи норм выражения эмоций с помощью невербального поведения. Он предполагает, что этот процесс осуществляется за счет механизмов подражания и идентификации, с последующей интериоризацией нормативных канонов, принятых в данной культуре [19].

Как я уже отмечал эмоциональная система, по сравнению с двигательной, труднее поддается контролю со стороны сознания. Эмоциональный контроль может успешнее достигаться с помощью мимики и двигательного компонента эмоции в сочетании с такими когнитивными процессами, как воображение и фантазия. Память о прошлом эмоциональном опыте также накладывает ограничение на эмоциональную свободу. Яркие эмоциональные переживания прошлого, представленные в памяти и в мыслях, могут сдерживать или, наоборот, побуждать человека. Еще один фактор, ограничивающий эмоциональное общение, - это сложные взаимоотношения между языком и опциональной системой. Люди, с точки зрения С. Томкинса, не научены точно демонстрировать собственные эмоциональные переживания.

Существует и иной взгляд на данную проблему, согласно которому не каждый человек хочет и может усвоить индивидуальные особенности выражения эмоций. Это обусловлено рядом причин:

- чрезмерной сосредоточенностью на собственной личности,

- неспособностью замечать и правильно оценивать состояние других

людей;

- невниманием к окружающим, связанным с чувством собственного превосходства;

- чувством тревоги (связанной с эмоциями других людей с собственными эмоциями), побуждающим конкретного человека избегать всего того, что могло бы вызвать у него эмоции.

Также Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина в своей работе «Восприятие человека человеком» указывали также, что восприятие чужой экспрессии зависит от личности самого воспринимающего [18].

Внутренний конфликт в отношении выражения эмоций создает риск психического дистресса.

А.В. Дегтярев при описании эмоционального интеллекта указывал, что способность к пониманию эмоций означает, что человек:

1. Может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия

эмоционального переживания у себя или у другого человека;

2. Может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для нее словесное выражение;

3. Понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет.

Так же он писал о том, что способность к управлению эмоциями означает, что человек:

1. Может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции;

2. Может контролировать внешнее выражение эмоций;

3. Может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию [9].

Вывод

На протяжении всей своей жизни человек испытывает разного рода эмоции, которые несут с собой разные ощущения. Эмоции способны оказывать сильное влияние на деятельность и активность человека, так же они связаны с потребностями личности. Они информативны и почти не контролируемы. Эмоции носят субъективный характер. Они находят свое отражение в физиологических функциях организма. Эта особенность приспосабливает организм к дальнейшим событиям, а порой и вредит ему.

Эмоции проявляются также в экспрессии, которые включает: мимические, речевые, пантомимические и жестикуляционные средства. Экспрессия, в отличие от физиологического компонента, более контролируема сознанием, а также зависит от различных факторов, в том числе и национального. Она является одним из важнейших компонентов в коммуникации людей. Мимические средства наиболее выражают эмоциональное состояние человека. Некоторая часть эмоциональной экспрессии, является врожденной, другая часть приобретается при воспитании и общении и окрашивается индивидуальными особенностями. Судить об эмоциональном состоянии можно лишь учитывая все факторы его проявления, воспринимающей личности и самого наблюдаемого.

2. Анализ невербальных проявлений эмоций в фирме НАО «Свеза»

2.1 Анализ коммуникативной политики фирмы

НАО «Свеза» — российская компания, являющаяся мировым лидером на рынке березовой фанеры. Продукция СВЕЗА завоевала доверие потребителей в 70 странах мира на 5 континентах. Она используется в строительстве небоскребов и олимпийских объектов, производстве магистральных автоприцепов и высокоскоростных поездов, создании экологичной мебели и стильных интерьеров. Группа "СВЕЗА" – поставщик №1 в России для монолитного строительства.

Группа "Свеза" выпускает 102 млн м2 (1,3 млн м3) высококачественной продукции ежегодно.

Компания работает в России с 1998 г. За это время "СВЕЗА" провела модернизацию и масштабное увеличение производства с использованием новейших технологий и оборудования. "СВЕЗА" создает в российских регионах современные рабочие места, на которых трудятся династии опытных мастеров.

"СВЕЗА" ответственно подходит к использованию лесных ресурсов, что подтверждено международными сертификатами

Чтобы проводить эффективную коммуникативную политику, фирме необходимо прибегнуть к использованию одного из четырёх средств коммуникации: рекламы, связей с общественностью, стимулированию сбыта либо к личным продажам.

Заказчиками на таком производстве в основном являются крупные компании занимающиеся строительством. Так как выпускаемая продукция является высококачественной и варьирует по цене, по желанию заказчика. Исходя из этого следует отметить, что для таких организаций, прежде всего, важно качество и надежность, а также квалифицированное и быстрое сервисное обслуживание.

Кроме того, в процессе принятия решений о закупках для нужд организации обычно принимает участие не менее двух человек (руководитель и специалист по техническому обслуживанию). При этом участники решения выполняют разные обязанности в рамках организации и подходят к решению о закупке с разными критериями. Если для технического специалиста основными критериями для выбора поставщика являются качество и надежность предлагаемой техники, ее характеристики и наличие сервисного обслуживания, то руководитель при принятии решения руководствуется, прежде всего, своими представлениями о данной фирме, то есть, о ее надежности, компетентности и так далее. Поэтому для привлечения максимального числа заказчиков фирма НАО «Свеза» проводит коммуникативную политику одновременно в двух направлениях:

1. Создание благоприятного образа фирмы у руководителей предприятий-заказчиков;

2.Привлечение внимания и ознакомление технических специалистов данных предприятий с продукцией фирмы.

Выявив целевую аудиторию и изучив ее потребности и возможности, фирма приступает к разработке эффективного обращения, которое должно привлечь внимание фирмы-заказчика и побудить ее к совершению покупки.

Формулируя обращение к потенциальным заказчикам, фирма НАО «Свеза» делает акцент на рациональных мотивах, то есть убеждает заказчика в качестве и надежности выпускаемой продукции, ссылаясь на известность, на потенциальный заказчиков, на новейшие инновации в производстве выпускаемой продукции. При этом фирма ссылается на огромный опыт, наличие собственного высококвалифицированного конструкторского отдела и развитой производственной базы позволяющей внедрять в производство уникальное, не имеющее аналогов оборудование. Также, предприятие имеет опыт комплексного решения индивидуальных задач, поставленных заказчиком. Готово адаптировать выпускаемую продукцию под конкретный запрос. Например, фирма выпускает ламинированную фанеру, покрытую специальным износостойким материалом или же березовую фанеру с верхним слоем, который готов к покраске, что в свое время снижает или повышает цену на продукцию.

Исходя из естественного желания заказчика потратить деньги, фирма НАО «Свеза» сделала вывод, что при выборе фирмы-поставщика таких технологий, к последней будут предъявляться повышенные требования и самое пристальное внимание будет уделяться ее деятельности, опыту работы и квалификации сотрудников, успешно завершенным проектам. Поэтому, для удовлетворения желаний заказчика фирма предоставляет ему для ознакомления корпоративную легенду, оформленную в виде альбома с фотовыставок, видео при эксплуатации данного оборудования, экскурсий по цехам и представленной готовой продукции, или, если встреча с заказчиком проходит в неформальной обстановке, устно. 

Корпоративная легенда фирмы демонстрирует большой опыт ее работы на рынке выпускаемой продукции, показывает высокую квалификацию персонала фирмы и делает упор на наличии статуса авторизованного дилера.

Корпоративная легенда способствует привлечению фирм-заказчиков, хотя основывается в основном на психологии корпоративного заказчика. Обычно корпоративной легендой интересуется руководитель фирмы и поручает техническому специалисту ознакомиться с деятельностью фирмы-поставщика. Но так как технический специалист, в отличие от руководителя фирмы, склонен доверять информации полученной от сотрудников фирмы, то предоставление ему эффектной корпоративной легенды иногда становится решающим фактором для заключения сделки.

Обычно вместе с корпоративной легендой специалист по продажам предоставляет заказчику свидетельства в пользу своей фирмы и производимого ею товара. Он называет ряд довольно известных и авторитетных организаций, которые были заказчиками фирмы. Которые оставили прекрасные отзывы о износостойкости выпускаемой продукции данным предприятием, и довольство персоналом, работающим с данными заказчиками.

Компания НАО «Свеза» показывает свою заинтересованность в клиентской базе, в поисках новых решений проблем и новых разработках. Для этого руководитель старается поддерживать коллектив, в прежнем составе заинтересовывая его стабильной, достойной заработной платой. Коммуникативный подход руководителя и есть залог работы и счастливого будущего всего предприятия. Немаловажным, повторимся, является климат в коллективе, в связи с этим мы проведем диагностическое мероприятие методом наблюдения на распознание невербальных проявлений эмоции в процессе диалога с сотрудниками и работы.

    1. 2.2 Проведение психологической диагностики методом вопросника по эмоциональной экспрессии (ВЭЭ) Л.Е. Богиной и А.Е. Ольшанниковой 

Руководителю необходимо знать и практически уметь применять основные методы психологической диагностики, психологического воздействия, психологической коррекции, психологического сопровождения, психологического прогнозирования для качественного и надежного управления.

Соблюдение этических норм и правил управленческого поведения.

Знание и соблюдение этических норм и правил поведения руководителем играет огромную роль в формировании морального и эмоционального климата в организации и в конечном итоге в достижении устойчивой управляемости организации. Культурный и грамотный руководитель, знающий этические нормы и правила поведения, сможет гораздо легче достичь управленческих целей, стоящих перед ним.

Основными этическими нормами, которыми должен обладать всякий руководитель, на наш взгляд, являются: умение выслушать собеседника, понять его не только по устной речи, но и по его жестам, мимике, то есть по невербальным средствам проявления той или иной эмоции.

Изучение собеседника по его позам, мимике, жестам относятся к области кинесики. Наиболее распространенным жестом является прикосновение или тактильный контакт. Оно считается знаком, выражающим чувства по отношению к партнеру по общению. Непременным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Много сведений о человеке передают движения рук и тела, в них проявляются состояние организма человека и непосредственно эмоциональные реакции.

Нами был использован в процессе работы вопросник по эмоциональной экспрессии (ВЭЭ), в опроснике участвовало 30 человек.

Термин «экспрессия» используется для описания того компонента эмоций, который проявляется в основном в мимических комплексах, а также в позе речи. Число исследований, в которых используются экспериментальные приёмы, направленные на регистрацию выразительного поведения, быстро увеличиваются в последние десятилетия.

Эта методика разработана Л. Е. Богиной в лаборатории А. Е. Ольшанниковой и представляет собой вопросник из 48 предложений. Первоначально она предназначалась и для выявления склонности к проявлению эмоций той или иной модальности, но затем эта идея была отброшена, так как получавшиеся результаты не совпадали с другими методиками. За этим тестом осталась задача выявлять предпочитаемые средства (каналы) выражения тех или иных эмоций, а также интегральные характеристики: интенсивность экспрессии, двигательная активность при эмоциональных переживаниях и нарушения речи и поведения при эмоциональных переживаниях.

Методикой выявляются 8 экспрессивных каналов выражения эмоций: громкость голоса, темп речи, образность речи, речевые ошибки («сбой» речи), интонационная выразительность речи, двигательная активность, лишние движения, мимика. Кроме того, путем комбинации вопросов выделяются три фактора экспрессивности, о которых говорилось выше: внешняя выразительность эмоций, активность поведения под влиянием эмоций и нарушения речи и поведения под влиянием эмоций.

Недостатком методики является неодинаковое количество вопросов, относящихся к названным трем факторам, что затрудняет их сравнение. Ряд вопросов в методике характеризует экспрессивность, не дифференцированную по каналам. В связи с этим не ясна роль этих вопросов как самостоятельного критерия оценки эмоциональной экспрессивности, в какой связи эта экспрессивность находится с каналами экспрессии.

Инструкция. Напишите на выданном вам бланке свою фамилию, имя, возраст и дату проведения эксперимента.

Начинайте отвечать на вопросы. Отвечая на каждый вопрос, вы должны выбрать один из трех предложенных вариантов ответа: «а», «б» или «в», отражающий ваше мнение. Поставьте крестик в соответствующей клеточке в листке для ответа. Левая клеточка («а») соответствует ответу «безусловно, да», средняя («б») - ответу «иногда», а клеточка «в» - ответу «нет».

Отвечая на вопрос, каждый раз проверяйте, чтобы номер вопроса совпадал с таким же номером в листке для ответов.

Ответы должны быть даны на все вопросы без исключения.

Старайтесь, чтобы промежуточный вариант ответа «б» встречался не чаще 1 раза на 6-7 ответов.

Отвечайте на вопросы, исходя из того, что для вас характерно в настоящий период времени.

Помните, что к своим ответам нужно отнестись ответственно и серьезно. Отвечать нужно только искренне!

Если вам непонятна инструкция, прочтите ее еще раз.

Текст опросника:

1. Можно ли по вашему голосу догадаться, что вам грустно, тоскливо?

2. Когда вы злитесь, появляются ли в вашей речи сравнения, крепкие выражения, прозвища и т. д.?

3. Бывает ли так, что когда вы боитесь чего-то, то совершаете действия, без которых можно было бы обойтись (крутите в руках предмет, чешете в затылке, одергиваете одежду и т. п.)?

4. Когда у вас веселое настроение, становится ли Ваша речь более образной, т. е. употребляете ли вы красочные эпитеты, сравнения и т. п.?

5. Когда у Вас веселое настроение, сказывается ли оно на ваших движениях и жестикуляции, делает ли оно их более активными?

6. Есть ли у вас склонность говорить быстрее, чем обычно, если вы чем-то взволнованы?

7. Свойственна ли вам в состоянии печали замедленность движений и некоторая скованность?

8. Легко ли можно по интонации вашей речи догадаться, что вы рассержены?

9. Если вам тоскливо, заметно ли меняется интонация вашего голоса?

10. Когда вы рассказываете что-нибудь веселое, употребляете ли вы лишние слова («ну», «значит» и т. п.)?

11. Если вы чем-то обрадованы, говорите ли вы громче, чем обычно?

12. Если какое-либо событие выводит вас из равновесия, заметно ли это для окружающих?

13. Когда вы рассказываете друзьям, родным что-нибудь веселое, становится ли ваша речь более выразительной, богатой интонациями?

14. Бывают ли случаи, когда вы, испугавшись чего-то, начинаете говорить медленнее, чем обычно?

15. Заметно ли для окружающих, что вам грустно?

16. Если вы услышали радостную новость, появляются ли у вас лишние движения, без которых можно было бы обойтись?

17. Если вы говорите с человеком, на которого рассердились, говорите ли вы быстрее, чем обычно?

18. Остается ли ваше лицо бесстрастным, когда вы сильно разозлитесь?

19. Меняется ли интонация вашей речи в моменты, когда вы сильно взволнованы?

20. Становитесь ли вы непоседливы, активны, если чем-то сильно взволнованы (т.е. больше, чем обычно двигаетесь, вертитесь, жестикулируете)?

21. Свойственны ли вам в периоды волнений, переживаний движения, без которых можно было бы обойтись (поглаживание волос, одергивание одежды, манипуляции с ручкой, бумажкой и т. п.)?

22. Считаете ли вы, что чаще всего ничем не проявляете своих чувств?

23. Когда у вас грустное настроение, возникают ли у вас лишние движения, которые в обычном состоянии не наблюдаются (например, бесцельное движение по комнате, заламывание рук, необычная жестикуляция и др.)?

24. Свойственно ли вам в возбужденном состоянии говорить сбивчиво, «проглатывать» слова, употреблять лишние слова типа «э-э>>, «ну» и т. п. - так, что слушателю приходится задавать уточняющие вопросы?

25. Когда вам приходится рассказывать о каком-то случае, который рассмешил вас, говорите ли вы быстрее обычного?

26. Если вы сильно испугались, говорите ли вы тише, чем обычно?

27. Можно ли догадаться по вашему лицу, что вы получили печальное известие?

28. Повышаете ли вы голос, когда говорите с человеком, который вас сильно разозлил?

29. Когда у вас отличное настроение, можно ли догадаться об этом по вашему лицу?

30. Если у вас резко изменилось настроение, заметно ли это для окружающих?

31. Если вы раздражены человеком из-за того, что он помешал вам работать, проявляется ли это в ваших жестах, движениях?

32. Можно ли сказать, что о вашем настроении красноречиво говорит ваше лицо?

33. Остается ли ваша речь ясной и понятной для окружающих, когда вы испытываете страх?

34. Когда вы рассержены, удается ли вам скрыть свое чувство от окружающих?

35. Понятна, связна ли ваша речь, когда вами овладевает печаль?

36. Делал ли вам кто-нибудь замечание, что вы слишком громко говорите?

37. Можно ли по интонации вашего голоса догадаться, что вы чем-то испуганы?

38. Бывает ли так, что от волнения вы не можете произнести ни слова?

39. Считаете ли вы, что слишком проявляете свой страх?

40. Когда у вас хорошее настроение, заметно ли это для окружающих?

41. Меняется ли темп вашей речи, если вы рассказываете о каком-то печальном для Вас событии?

42. Если вы получили испугавшее вас известие, можно ли догадаться об этом по вашему лицу?

43. Если вы рассердились на вашего собеседника, влияет ли это на связность вашей речи: появляются в ней паузы, лишние слова или неточности?

44. Бывает ли так, что ваше раздражение или злость проявляются в движениях, не направленных ни к какой определенной цели (крутите что-то в руках, притрагиваетесь к лицу и т. п.)?

45. Становится ли ваша речь менее красочной (отсутствие эпитетов, сравнений и т. п.), если вы чем-то расстроены?

46. Можно ли сказать, что страх делает вашу речь менее образной?

47. Становитесь ли вы более подвижным, непоседливым, чем обычно, в моменты, когда вы чем-то напуганы?

48. Ваша речь отличается образностью, т. е. свойственно ли вам употреблять красочные эпитеты, сравнения, меткие выражения?

Ключ к методике

Каналы экспрессии

Номера вопросов

Громкость голоса

«да»- 1,11,26,28,36

Темп речи

«да»-6, 14,17,25,41

Образность речи

«да» - 2, 4, 45, 46, 48

Сбой речи

«да» - 10, 24, 43,

«нет» - 33, 35

Интонация

«да» - 8, 9, 13, 19, 37

Двигательная активность

«да»-5, 7, 20, 31,39

Лишние движения

«да»»-3, 16, 21,23,44

Мимика

«да» - 27, 29, 32, 42,

«нет» - 18

Недифференцированная по каналам экспрессия

«да» - 12, 15, 30, 38, 40, 47,

Количество баллов за каждый ответ: «безусловно, да» - 3, «иногда» - 2, «нет» - 0. «а» - безусловно, да; «б» - иногда; «в» - нет

Вывод

Несмотря на то, что невербальное общение зачастую остается незамеченным, оно отражает истинную сущность человека и является одним из главных способов взаимодействия с собеседником и передачи большого количества информации, но для ее принятия и понимания нужно учиться ее «раскодировать».

Эмоциональная система, по сравнению с двигательной, труднее поддается контролю со стороны сознания. Эмоциональный контроль может успешнее достигаться с помощью мимики и двигательного компонента эмоции в сочетании с такими когнитивными процессами, как воображение и фантазия. Память о прошлом эмоциональном опыте также накладывает ограничение на эмоциональную свободу. Яркие эмоциональные переживания прошлого, представленные в памяти и в мыслях, могут сдерживать или, наоборот, побуждать человека. Еще один фактор, ограничивающий эмоциональное общение, - это сложные взаимоотношения между языком и опциональной системой. Люди не научены точно демонстрировать собственные эмоциональные переживания, поэтому это все происходит на подсознательном уровне.

Заключение

В процессе работы мы проанализировали теоретические основы исследователей на проявление невербальных эмоций человека, так же провели диагностическое мероприятие методом наблюдения, тем самым мы достигли поставленных задач.

Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессловесную основу, так как свидетельствует о действительных эмоциях участника коммуникационного процесса, и являются надежным индикатором проявляемых чувств. Невербальной информацией трудно манипулировать и ее трудно скрывать, но все, же для усиления своего воздействия на других людей психологу в управлении производством необходимо контролировать следующее: 

1. Следить за своей осанкой; 

2. Сохранять темп движения, соответствующий своему имиджу; 

3. Избегать нелепых позиций; 

4.Использовать краткое и крепкое рукопожатие, как верное установление конструктивного контакта; 

5.  Контактировать глазами; 

В условиях значительного расширения деловых контактов на международном уровне, адекватное восприятие языка тела, знание культурных особенностей страны и делового этикета своего иностранного партнера зачастую зависит и сам успех международного сотрудничества. 

Интерпретация невербальных посланий — творческий процесс, который требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям.

Итак, подводя итоги данной работы, следует отметить, что невербальная коммуникация играет далеко не последнюю роль в процессе взаимодействия людей. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов. Среди таких средств выделяют внешность, мимику, взгляды, позы, жесты, прикосновения, поведение человека в окружающем его пространстве, запахи и др. Все эти виды невербальных сообщений находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда противореча друг другу. 

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.М. Андреева // Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003;

2. Барабанщиков, В.А. Восприятие выражений лица / В.А. Барабанщиков.- Москва: Институт психологии РАН, 2009.- 448 с.;

3. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - М., 2004. - 534 с.;

4. Барабанщиков, В.А., Малкова, Т. Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лила от локализации мимических проявлений // Вопр. Психологии. 1988 №54. С. 131-140.;

5. Вилюнас, В.К. Митивация и эмоции. СПб., 2004. С.292.;

6. Вилюнас, В.К. Психология эмоций / В.К. Вилюнас. - СПб., 2006. - 496с.;

7. Витт, Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения /Н.В. Витт.- Вопросы психологии, 1981;

8. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов.- Книжный дом «Университет», 1999.- 461 с.;

9. Дегтярёв, А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии/А.В. Дегтярёв.- Психологическая наука и образование (электронный журнал), 2012, №2;

10. Защиринская, О.В. Эмоции в контексте невербальной коммуникации нормально развивающихся подростков и их сверстников с нарушением интеллекта / И.А. Горбунов.- Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, 2009, №3-2;

11. Знак, Е.К. Читать человека — как книгу. - Минск; М., 1995;

12. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб., 2001. - 749 с.;

13. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - СПб., 2000. - 464 с.;

14. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Эмоциональные и познавательные характеристики общения/ под ред. В.А. Лабунской.- Ростов-на-Дону, 1990;

15. Методика самооценки эмоциональных состояний (А.Уэссман и Д.Рикс) / Сонин, В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – СПб., 2004. С.94-96. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2001.

16. Осницкий, А.К. Особенности эмоциональных проявлений в системе осознанной саморегуляции деятельности / Е.В.Филипова.- Психологические исследования, 2010, №6;

17. Подпругина, В.В. Ментальные репрезентации эмоций у учащихся общеобразовательной школы и школы искусств / И.В. Блинникова.-Психологический журнал, 2002, №3;

18. Предвечного, Г.П. Восприятие человека человеком / Ю.А. Шерковина.- Москва: Политиздат, 1975;

19. Прихидько, А.И. Эмоциональная социализация: содержание и механизмы/А. И. Приходько.- Психологические исследования, 2009, №4;

20. Пол, Э.«Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь»: Питер; СПб; 2010;

21. Поваляева, В.М., Рутер, О.А. "Невербальные средства общения " /Серия «Высшее образование». – Ростов н /д: Феникс, 2004. -352 с.;

22. П. Экман, У. Фризен. Узнай лжеца по выражению лица. СПб.: Питер, 2010;

23. Психология: Учебник / Под ред. А.А.Крылова.- М., Проспект, 1998. – 486 с.;

24.  Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А.Сосновского.- М.: Юрайт - Издат,2005.- 660 с.;

25. Пиз, А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). [Текст] / А. Пиз // Изд-во «Эксмо», 2007;

26. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций/Я. Рейковский.- Москва., 1979;

27. Тхостов, А. Ш. Феноменология эмоциональных явлений / И. Г. Колымба.- Вестник оск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 2;

28. Фаст, Дж. Язык тела. М.,1997.;

29. Фрейджер, Р., Фрейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб., 2004.;

30. Хорст, Р. «Язык телодвижений для менеджеров» / Изд-во: «Интерэксперт»., 2012. – 480 с.;

31. Хомская, Е.Д., «Нейропсихология» / под ред. Хомская Е.Д./ 4-е изд., Изд. «Питер», 2005. – 496 с.;

32. Эмоциональные и познавательные характеристики общения / под ред. В.А. Лабунской. Ростов-на-Дону, 1990. С. 150-153.

Приложение №1

При общении с работниками компании НАО «Свеза» и в процессе диагностирования 30 испытуемых по проявлению невербальных эмоций, можем сделать следующие выводы.

Бланк для ответов к методике

ФИО.___________________

возраст______дата_________

Номер п/п

а

б

в

Номер п/п

а

б

в

1

25

2

26

3

27

4

28

5

29

6

30

7

31

8

32

9

33

10

34

11

35

12

36

13

37

14

38

15

39

16

40

17

41

18

42

19

43

20

44

21

45

22

46

23

47

24

48

Изучение каналов экспрессии

громкость голоса

темп речи

образность речи

сбой речи

интонация

двигательная активность

лишние движения

мимика

недифферецированность по каналам экспрессии

испытуемый 1

12

9

12

3

9

10

6

3

13

испытуемый №2

10

5

7

6

15

6

5

14

18

испытуемый №3

9

0

6

6

6

0

6

6

6

испытуемый №4

8

9

8

5

6

8

3

6

14

испытуемый №5

5

6

9

6

9

12

5

9

12

испытуемый №6

5

3

7

9

6

6

5

12

10

испытуемый №7

9

6

3

6

14

6

5

3

18

испытуемый №8

8

5

12

5

10

6

9

6

10

испытуемый №9

3

7

5

0

5

6

8

9

14

испытуемый №10

5

6

3

6

0

10

6

10

10

испытуемый №11

9

9

6

6

6

3

6

6

14

испытуемый №12

5

6

12

3

15

6

10

8

12

испытуемый №13

8

5

10

6

9

6

6

8

18

испытуемый №14

5

6

3

6

6

6

0

6

6

испытуемый №15

9

3

3

6

5

14

6

10

18

испытуемый №16

12

9

12

3

9

6

10

6

13

испытуемый №17

9

0

6

6

6

3

6

6

6

испытуемый №18

8

5

12

5

10

9

6

3

10

испытуемый №19

10

10

6

6

9

9

6

3

14

испытуемый №20

5

6

3

6

0

10

6

10

14

испытуемый №21

8

9

8

5

6

6

0

6

6

испытуемый №22

5

3

7

9

6

3

10

12

10

испытуемый №23

6

5

7

9

6

3

12

14

18

испытуемый №24

9

6

3

6

14

6

5

3

12

испытуемый №25

9

12

12

3

15

6

10

8

12

испытуемый №26

5

5

3

6

0

10

6

10

10

испытуемый №27

9

6

3

6

14

6

5

3

18

испытуемый №28

8

9

8

5

6

9

6

10

10

испытуемый №29

5

3

3

6

0

3

6

6

6

испытуемый №30

12

9

3

6

15

10

6

10

18

NN испытуемого

наиболее выраженные экспрессивные каналы

уровень речевой тревожности

испытуемый 1

громкость речи, образность речи, двигательная активность

средний

испытуемый №2

интонация, мимика

средний

испытуемый №3

недифференцирован

высокий

испытуемый №4

темп речи

средний

испытуемый №5

лишние движения, интонация, образность речи

средний

испытуемый №6

мимика, сбой речи

высокий

испытуемый №7

интонация, громкость речи

средний

испытуемый №8

образность речи, интонация

средний

испытуемый №9

мимика

высокий

испытуемый №10

двигательная активность, мимика

средний

испытуемый №11

темп речи, громкость речи

средний

испытуемый №12

интонация, образность речи

высокий

испытуемый №13

образность речи, интонация

средний

испытуемый №14

недифференцирован

средний

испытуемый №15

мимика, двигательная активность

высокий

испытуемый №16

громкость речи, образность речи, лишние движения

средний

испытуемый №17

громкость речи

высокий

испытуемый №18

интонация, лишние движения

средний

испытуемый №19

громкость речи, темп речи

средний

испытуемый №20

мимика, лишние движения

средний

испытуемый №21

темп речи

средний

испытуемый №22

лишние движения, сбой речи

высокий

испытуемый №23

лишние движения, мимика

высокий

испытуемый №24

громкость речи, интонация

средний

испытуемый №25

темп речи, интонация

средний

испытуемый №26

двигательная активность, мимика

средний

испытуемый №27

громкость речи, интонация

средний

испытуемый №28

темп речи, двигательная активность, мимика

средний

испытуемый №29

сбой речи, мимика, лишние движения

высокий

испытуемый №30

мимика, двигательная активность

высокий

Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний. Сильно подвижная мимика свидетельствует о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достичь маниакальных размеров. По очень сильной мимической игре мы можем судить о быстро сменяющих друг друга внутренних переживаниях, а также об оживленном, эмоциональном многогранном и активном восприятии происходящего. Наблюдается также беспрерывная жестикуляция и речь, неустойчивая эйфория и поверхностная деловитость, а также беспорядочность мыслей.