Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК ОБЪЕКТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Современному обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на насущные проблемы жизни общества, которые могли бы повести за собой других людей. К такому контингенту людей относится именно молодежь.

Молодежь – это самая активная, подвижная, мобильная, целеустремленная и энергичная часть людей современного, российского государства. Именно молодое поколение через некоторый промежуток времени будет являться основной частью общества. От молодежи будет зависеть будущее нашего государства.

Молодые люди будут руководить демографией и политикой, социальной и культурной сферой жизни общества. Уже сейчас необходимо подготавливать молодежь к «руководству будущим». Для формирования личностных качеств у молодых, для избрания молодежью «правильного» направления создаются молодежные общественные объединения. Стремление молодежи объединяться в неформальные организации - это, во многом, естественный процесс. Однако этим процессом нужно уметь управлять, в противном случае, неформальное движение может приобрести социально-опасную негативную направленность. Современная социально-политическая ситуация в России показывает, что неформальные молодежные объединения - это очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся «неформалами» не из-за каких-либо убеждений, целей, а только из-за того, что им нравится атрибутика «неформалов», относительная независимость и самостоятельность. В последнее время государство пыталось привести в жизнь федеральные законы и программы, которые помогли бы молодому поколению адаптироваться в обществе, но на современном этапе развития нашего государства экономические факторы наряду с политической обстановкой не дают возможности государству, и в том числе обществу, осуществлять все программы и федеральные законы о молодежи, а те законы и программы, которые все таки работают, не приносят позитивного результата для Росси в целом.

В условиях социальной нестабильности, когда в целом снижается эффективность управленческих воздействий на происходящие в обществе изменения, нашему обществу необходима современная концепция неформальных объединений молодежи как социальных групп, основанная на достоверных знаниях о неформалах, о неформальных группировках. Нужна концепция, мобильно отражающая изменения социума, социальные процессы в неформальных объединениях молодежи. Общество и органы управления должны иметь в своих руках эффективный инструмент постоянного слежения и контроля за происходящими в молодежной среде изменениями для научного анализа ситуации и последующей своевременной корректировки осуществляемых мер и программ в области интегральной молодежной политики.

Актуальность данной проблемы возрастает и в связи с тем, что молодежь легко воспринимает асоциальные идеи и взгляды, склонна к крайностям, подражанию, некритическому восприятию контркультур и девиантному поведению. Это может способствовать распространению в молодежной среде экстремистской идеологии и появлению неформальных объединений негативной направленности.

В связи с усилением конфликтогенных реалий возрастает потребность в деятельности сети государственных служб по оказанию социально-адаптационной помощи молодому населению и центров по научно-практическому изучению, прогнозированию социальной напряженности в молодежной среде. Тем более, что до сих пор не решены проблемы подготовки квалифицированных кадров по работе с молодежью, не созданы на уровне отдельного города или села сколько-нибудь дееспособные управленческие структуры, непосредственно воздействующие на неформальные молодежные объединения и их лидеров.

Необходимость обращения к данной теме связана и с недостаточной ее разработанностью в научной литературе. В имеющихся исследованиях эта актуальная проблема не получила достаточного внимания. Это затрудняет ее решение в деятельности органов местного самоуправления.

Рассматривая неформальные объединения, я попытаюсь определить роль и место неформальных объединений в жизни страны в настоящее время и ближайшие перспективы их развития с учетом возможных альтернативных вариантов.

Сегодня не смотря на активную деятельность неформальных объединений, известно о них не так много. Отдельные публикации в прессе не позволяют получить целостную картину, а иногда дают искаженные представление о тех или иных формированиях, поскольку рассматривают, как правило, лишь одну какую-то сторону их деятельности.

Объектом исследования являются неформальные объединения молодежи; предметом – причины появления неформальных объединений молодежи.

Цель работы заключается в выявлении причин появления неформальных объединений молодежи в современной России.

Для решения заявленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Разработать методологические подходы к изучению неформальных объединений;
  2. Определить сущность понятий «неформалы» и «неформальные объединения», их место в молодежной среде;
  3. Дать общую характеристику неформальных объединений в современной России: классификация, основные признаки;
  4. Изучить особенности субкультуры неформальных объединений молодежи;
  5. Выявить причины появления неформальных объединений молодежи на основе исследований и выводов отечественных исследователей.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК ОБЪЕКТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Виды и формы молодежных общественных объединений в российской федерации

В современном обществе сложилось несколько подходов к пониманию термина «общественное объединение». На первый взгляд кажется, что это понятие простое и ясное. Но на самом деле, словосочетание «общественное объединение» в естественном языке появились намного раньше, чем возникли научные понятия об общественном объединении, а значит, это словосочетание несет в себе множество значений, из которых исследователи пытаются выбрать только однозначно совпадающее с научным пониманием.

Если заглянуть в историю словосочетания «общественное объединение», то окажется, что оно возникло в Западной Европе в конце XIX – середине XX в.

Рассмотрим самые распространенные понятия словосочетания «общественное объединение»:

- это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения [4, с. 112];

- это некоммерческое самоуправляемое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации совместных целей. Обязательным условием создания и деятельности общественного объединения является добровольность участия в нем [21, с. 224];

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое формирование, созданное на основе интересов и по инициативе граждан, для реализации общих интересов и целей.

Основываясь на словосочетании «общественное объединение», нужно вывести определении «молодежное общественное объединение».

Молодежное общественное объединение – это зарегистрированное в установленном законодательством порядке объединение граждан в возрасте от 14 до 30 лет, созданные на основе общих интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод [3, с. 128].

Молодежное общественное объединение – это основа для развития навыков лидерства, самоуправления, для реализации интересов, потребностей в самореализации молодежи.

Жизнь молодых непосредственно зависит от молодежных объединений. Молодежные объединения помогают в решении возникающих проблем, содействуют становлению социальной, экономической, политической и духовной жизни молодежи.

Молодежные общественные объединения – это единство молодых людей, направленное на социально-культурное развитие собственных интересов и ценностей, осуществление собственных прав и свобод на основе принципов добровольности и самоуправления.

Таким образом, из всех вышеперечисленных определений можно выделить виды молодежных общественных объединений:

  • Молодежные общественные организации;
  • Молодежные общественные движения;
  • Молодежные общественные фонды;
  • Молодежные общественные учреждения;
  • Молодежные общественные союзы.

Молодежная общественная организация – это неправительственное или негосударственное добровольное объединение молодежи, основанное на совместных интересах и целях [2, с. 146ааааа].

Членами общественной организации в соответствии с её уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Наличием членства общественная организация отличается от общественного движения, в котором членство не обязательно.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации её постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Молодежное общественное движение – это совокупность действий и деятельности молодежных общественных объединений [4, с. 11311].

Молодежное общественное движение – это совместные действия молодых людей, объединившихся для того, чтобы изменить свое положение в обществе, чтобы изменить само общество, окружающих людей.

Молодежное общественное движение создается самой молодежью без участия старшего поколения. Оно представляет собой воспитательную систему, направленную на формирование позитивных социально-значимых качеств личности.

Молодежный общественный фонд – это фонд, не имеющий членства. Целью молодежного фонда является формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом средств молодыми людьми и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Управляющие имуществом молодежного общественного фонда не вправе использовать его в собственных интересах [4, с. 114].

Молодежное общественное учреждение – это общественное объединение молодых людей, не имеющее членства. Целью молодежного учреждения является оказание определенного вида услуг в соответствии с установленными целями и интересами молодых участников [4, с. 116].

Молодежный общественный союз – это объединение близких по духу и направлениям деятельности молодых людей. Целью молодежного союза является объединение усилий молодежи для решения актуальных проблем жизни молодежи и всего общества в целом [4, с. 117].

Рассмотрим формы молодежных общественных объединений:

  • Неформальные объединения;
  • Досугово-клубные объединения;
  • Религиозные объединения;
  • Политические объединения.

Неформальные общественные молодежные объединения – это своеобразное течение, включающее в себя большое количество молодых людей, существующее на протяжении нескольких десятилетий, часто имеющее международный характер. Неформальные объединения для молодежи – это способ свободного самовыражения, неограниченного проявления инициативы и бесконтрольного со стороны старшего поколения общения. Объединения могут принимать большие как большое, так и маленькое количество участников. Оно может иметь как социально значимые, так и асоциальные цели.

Направленность неформальных молодежных объединений представлено от явно асоциальных группировок до вполне безобидных и законопослушных группировок. Различные неформальные молодежные объединения имеют свою идеологию, специфику типичных видов деятельности, символику одежды, сленг, музыку.

Отличительной особенностью неформальных общественных объединений является отсутствие официальной регистрации, самоорганизации, стихийное возникновение.

Досугово-клубные общественные объединения молодежи – это добровольное объединение молодых, созданное для организационного досуга молодежи и массового привлечения к конкретному виду деятельности, основанной на общности интересов, запросов и потребностей. Они не ставят перед собой цель по реализации дополнительного образования молодых. К клубным досуговым объединениям не предъявляются лицензионные требования

Религиозные общественные объединения молодежи – это объединения молодых людей с целью совместного исповедания и распространения окружающим религиозного учения. Большинство религиозных объединений – это православные молодёжные объединения. Молодые представители иных вероисповеданий объединяются, как правило, в общественные объединения, создаваемые по национальному, а не по религиозному признаку, что в условиях подавляющего преобладания в России в основном православного русского населения, приводит к совпадению национального и религиозного начал в деятельности таких объединений.

Политические общественные молодёжные объединения – это объединение молодых людей с целью овладения политической властью или принятием непосредственного участия в политической жизни, участие в выборах в органы государственной власти и органов местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и проведение их предвыборной агитации [17, с. 94].

Таким образом, молодежные общественные объединения являются необходимым условием для позитивного развития молодежи в обществе. Спектр форм и видов молодежных общественных объединений очень велик. Это говорит о том, что каждый молодой человек может найти себя в той сфере, которая ему ближе по интересам и условиям. Так же, стоит отметить, что молодежные общественные объединения защищают интересы молодых граждан с той целью, чтобы молодые люди не чувствовали себя обделенными государством и ненужными обществу.

Понятие «неформалы» и история возникновения неформальных объединений молодежи

Понятие «неформалы» - неоднозначно и неоднородно, как и сами неформальные объединения. Со всей очевидностью, «бурная» политическая жизнь заставляет изменяться самодеятельные формирования, при этом изменения зачастую касаются не только форм и методов их деятельности, но и провозглашаемых целей.

Формальной обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. А неформальные объединения ничего этого не имеют.

Неформальные объединения - это явление массовое. Люди объединяются ради своих интересов независимо от возраста. Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников - миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений [17, с.24].

Люди ищут возможности для реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые «неформальные» группировки. Отношение к ним неоднозначное. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах, престарелых людях и детях, по-своему борются за здоровый образ жизни.

Самодеятельные объединения взаимосвязаны с государственными и общественными институтами в области:

1. Сотрудничество;

2. Оппонирование и критика;

3. Оппозиция и борьба;

Неформальные молодежные объединения - это группы, возникшие на основе субъективных потребностей, интересов и стремлений молодых людей вне зависимости от того, совпадают интересы этих групп с интересами общества или противоречат им. Причем неформальные молодежные объединения создаются добровольно и в свободное время. Желая сохранить себя, неформальные молодежные объединения замыкаются во внутренней жизни, отгораживаются от внешних посягательств [13, с.59].

Большинство молодых людей избирает традиционный путь социализации, свидетельствующий о том, что процесс социализации в их родительской семье и в формальной группе не дал сбоя. В разряд субкультурной молодежи в зависимости от исторической и социокультурной обстановки в том или ином обществе попадает не более 30% молодежи. С предпосылками вхождения в молодежную субкультуру мы имеем дело в основном при сбое в привычном течении дел:

- в семье (излишний контроль родителей или предоставление подростку сверхсвободы);

- в формальной группе – не сложившиеся отношения с одноклассниками, учителями;

- в результате участия в локальных войнах, когда молодой человек приобретает необычный для мирной жизни опыт (боли, убийства, разрушения, потери товарищей, страха) и уже не может вписываться в ту мирную жизнь, в которую возвращается;

- в среде безработных, временно (частично) занятых работой молодых людей (наличие свободного времени при одновременном отсутствии возможности самореализации);

- при несоответствии реального социального статуса уже приступившего к работе молодого человека его желаемому (воображаемому) статусу (к примеру, не признанные обществом музыканты, поэты, ученые, художники, философы, работающие дворниками, кочегарами, сторожами) [18, с.124].

Существуют и другие возможности попадания молодых людей в неформальные молодежные объединения (отсутствие доступных форм проведения досуга, приход «за компанию», избыток свободного времени). Однако базовыми причинами первого шага, сделанного в сторону молодежной субкультуры, считаются указанные выше предпосылки.

Неформальные объединения не является изобретением наших дней, они имеют богатую историю. Современные самодеятельные формирования существенно отличаются от своих предшественников, однако, чтобы понять природу сегодняшних неформалов, обратимся к истории их появления.

Различные объединения людей с общими взглядами на природу, искусство, с общим типом поведения известны с глубокой древности. Достаточно вспомнить многочисленные философские школы античности, рыцарские ордена, литературные и художественные школы средневековья, клубы нового времени и т.д. Людям всегда было свойственно стремление к объединению. «Только в коллективе, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода».

В дореволюционной России насчитывались сотни различных обществ, клубов, ассоциаций, созданных по различным признакам на основе добровольности участия. Однако подавляющее их большинство имело замкнутый, кастовый характер. В тоже время, например, появление и существование многочисленных рабочих кружков, создававшихся по инициативе самих рабочих, ярко свидетельствовало об их стремлении удовлетворить свои социальные и культурные запросы. Уже в первые годы советской власти появились принципиально новые общественные организации, собравшие в своих рядах миллионы сторонников нового строя и ставившие целью активное участие в строительстве социалистического государства.

В первые годы советской власти стали возникать многочисленные творческие объединения. В 1918 году были созданы Всероссийский союз рабочих писателей, Всероссийский союз писателей и Всероссийский союз поэтов. В 1919 году организовалась вольная философская ассоциация, среди членов-учредителей которой были А. Белый, А. Блок, В. Мейерхольд.

Этот процесс продолжался и в двадцатые годы. За период 1920-1925 гг. в стране возникали десятки литературных групп объединявших сотни и тысячи поэтов и писателей: "Октябрь", "Левый фронт искусства", "Перевал", "Молодая гвардия" и другие. Появилось множество футуристических группировок ("Искусство коммуны", Дальневосточное "Творчество", Украинский "Асканфут").

В послереволюционный период возникли благоприятные условия и для создания ряда новых художественных объединений. Самым крупным из них явилось Ассоциация художников революционной России, в которую вошли художники-реалисты. Кроме того, тогда же сформировались Общества станковистов, Общество московских художников и другие [22, с.138].

Среди музыкальных организаций и групп, образовавшихся в двадцатых годах, следует, прежде всего, отметить Ассоциацию современной музыки, в которую входили А. Александров, Д. Шостакович, Н. Мясковский и другие. В 1923 году была организована Российская Ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ), в 1925 году - Производственный коллектив студентов - композиторов Московской консерватории ("ПРОКОЛЛ") и ряд других. Быстрое расширение сети различных объединений впервые послереволюционные годы позволяло надеяться на их дальнейшее бурное развитие. Однако путь, который прошли самодеятельные общественные формирования, оказался отнюдь не безоблачным. Во второй половине двадцатых годов начался процесс консолидации деятелей искусства и литературы: группы и течения начали сливаться в более крупные формирования на принципах единой политической платформы. Так, например, возникли Федерация советских писателей (1925 год) и Федерация советских художников (1927 год). Одновременно происходил процесс распада многих литературно-художественных объединений. В 1929-1931 гг. из культурной жизни общества исчезли Литературный центр конструктивистов "ЛЦК", литературные группы "Октябрь", "Перевал" и другие.

Окончательно подобные объединения прекратили свое существование после принятия постановления ЦК ВКП(б) "О перестройке литературных организаций"(апрель 1932 г). в соответствии с которым были ликвидированы группировки и созданы единые творческие союзы писателей, архитекторов, художников. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 года было принято "Положение о добровольных обществах и их союзах", лишившие многие общественные организации их статуса и тем самым способствовавшие их ликвидации (этот документ и по сей день является единственным, в котором даны характеристики и признаки общественных организаций).

После принятия этих решений на протяжении более чем двух десятилетий новые общественные организации, не считая спортивных, в стране практически не создавались. Исключение составил лишь Советский комитет защиты мира (1949 год).

Затем наступил период так называемой "хрущевской оттепели". Так в 1956 году были созданы такие общественные организации, как Ассоциация содействия ООН в СССР, Комитет молодежных организаций СССР, Комитет советских женщин и т.д. Годы застоя были застойными и для общественных объединений. Тогда появились только три общественные организации:

Советский комитет за европейскую безопасность и сотрудничество 1971 год, Всесоюзное агентство по авторским правам 1973 год и Всесоюзное добровольное общество любителей книги 1974 год [23, с.129].

Существенное развитие различных объединений совпадает с периодами расширения демократии. Отсюда следует принципиальный вывод о том, что уровень демократизации общества в немалой степени определяется количеством добровольных формирований, степенью активности их участников. В свою очередь отсюда следует и другой вывод: появление современных неформалов не есть результат чьей-то злой воли, оно вполне закономерно. Более того, можно предположить, что по мере дальнейшего расширения демократии, число неформальных образований и их участников будут возрастать.

Общая характеристика неформальных объединений молодёжи: сущность, классификация и основные признаки

Поскольку любое неформальное молодежное объединение объединяет тех, кто «не попал» в нормальный ход социальной жизни, то, с одной стороны, культивируется протест против общества с целью создать иное (лучшее), а с другой, - именно пребывание в неформальном молодежном объединении призвано способствовать адаптации молодежи к тому же обществу. Молодежная субкультура выполняет целый ряд положительных функций: адаптация молодых людей к обществу, предоставление возможности молодому человеку выработать первичный статус, помощь молодым людям в освобождении от родительской зависимости и опеки, передача специфических для определенного социального слоя ценностных представлений. Как правило, многие молодые люди после выхода из движения уже не страдают подростковыми комплексами, не "бунтуют" по ничтожным поводам, не превращают жизнь в бесконечный поиск приключений.

Существует целый ряд типологий молодежных субкультур. Обстановку в России в конце ХХ в. достаточно точно отражает типология, предложенная казанским исследователем С.А. Сергеевым:

- романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, ролевики, толкиенисты, с известными оговорками байкеры);

- гедонистическо-развлекательные (мажоры, рейверы, рэперы);

- криминальные (гопники, люберы);

- анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры) [9, с.93].

Заслуживает внимания и типология, предложенная А. Тарасовым в начале XXI века:

- «золотая молодежь» в столицах;

- наркоманская субкультура;

- уголовная среда;

- «голубая» тусовка;

- неофашисты и скинхеды;

- «нацболы» (национал-большевики);

- футбольные фанаты;

- «попсовики»;

- «старая контркультура» (субкультура, развивающая традиции хиппи 60-х годов.);

- сатанисты;

- «новая контркультура» (оппозиционная молодежная субкультура, соединившая традиции старых хиппи, национал-большевизма и левацкого революционизма).

Наконец, типология, разработанная С.И. Левиковой и В.А. Бабахо в 1996 г.: [18, с.128].

- группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов

и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны);

- группы, ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, зеленые);

- группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди «системы»);

- эстетствующие группы (митьки);

- группировки, исповедующие культ мускулов (качки);

- криминогенные группировки, объединяющиеся по признакам агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности (стиляги, гопники, люберы).

Каждая из приведенных выше типологий имеет свои достоинства и недостатки. Однако любая модель и схема - это абстрагирование, реальная жизнь намного богаче любой схемы и не укладывается в нее, можно наметить лишь общий контур.

На практике между молодежными субкультурами не существует жестких разграничений. Принадлежность молодого человека к одной молодежной субкультуре не исключает его членства в других. Это возможно потому, что у молодежи есть нечто общее - возможность «тусоваться». В молодежных субкультурах необязательно разделять то или иное мировоззрение - здесь молодые люди должны разделять внешние формы поведения и символику.

И все же какая-нибудь типология, пусть даже самая простая, нужна. Такая типология уже была приведена выше – «гуманитарные» и «криминогенные» субкультуры. К первым можно отнести стиляг, КСП, хиппи, растаманов, толкиенистов, ролевиков, готов, эмокидов, мобберов, рейверов, хип-хоп (рэперов), роллеров и прочих экстремалов, стрейт-эджеров, большинство металлистов. Ко вторым - скинхедов, футбольных хулиганов, гопников, люберов, хакеров, панков, сатанистов.

Однако и это деление достаточно условное: среди первых нередко встречаются радикальные активисты, представляющие угрозу обществу, равно как среди вторых - законопослушные молодые люди.

Неформальные молодежные объединения различаются по характеру социальной направленности их сознания и поведения, типу групповых ценностей, особенностям проведения досуга. Наиболее популярными из них являются группы любителей современной музыки, танцев, различных видов спорта (футбольные болельщики, культуристы) - около 80%. Меньшее распространение у нас в стране получили группы, занятые общественно-полезной деятельностью, - охраной памятников культуры, защитой окружающей среды и т.д. - не более 4%. Есть группы, чье поведение может быть охарактеризовано как социально патогенное и даже преступное: наркоманы, токсикоманы и другие. Такие группы составляют примерно 9% всех неформальных молодежных групп [25].

Многие не совсем понимают понятие «неформальная группа» и это выражение ассоциируется у них с патлатыми парнями в кожаных куртках и цепях. Это не совсем верно, хотя в среде неформалов встречается и такой типаж.

Выделяют следующие основные признаки неформалов: [10, с.29].

1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.

2) Слабо выраженная внутренняя структура.

3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.

4) Слабые внутренние связи.

5) Очень сложно выделить лидера.

6) Не имеют программы деятельности.

7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.

8) Представляют альтернативу государственным структурам.

9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.

Выделю основные, на мой взгляд, черты неформальной среды:

- преобладание связей горизонтального характера (в отличие от демократическо - популистского движения и партийных структур более позднего времени);

- приверженность социальному творчеству, склонность к поиску новых социальных форм, альтернативизму, “конструктивному утопизму”;

- органический демократизм, стремление к самоуправлению, внутренней антиавторитарности, “коллективному руководству”;

- слабая артикулированность, “прописанность” формальных отношений, формирование внутренней структуры организаций под воздействием реальных личностных связей, стремление к созданию собственной микросреды, стиля жизни (как и диссиденты, но не демократы, в большинстве своем разделяющие жизнь и “общественную деятельность”);

- отсутствие жестких ограничений на сотрудничество, например, с властью (в отличие от диссидентов и, скажем, народовольцев);

- отсутствие четких идеологических “рамок” при высокой идеологизированности каждой группы в отдельности (в отличие от диссидентов);

- стремление “мыслить глобально, а действовать локально”, иметь конкретные социально - ориентированные (то есть направленные на получение социального эффекта, а не прибыли) проекты, подтверждающие идеи или способствующие их воплощению в жизнь.

ГЛАВА 2. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА, КАК ОСОБАЯ НЕФОРМАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

2.1 Особенности субкультуры неформальных объединений молодежи

Термин «молодежная субкультура» используется при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде. Разные исследователи неодинаково подходят к содержанию, пытаясь интерпретировать термин в зависимости от контекста. Но даже такое разнообразие в подходах позволяет увидеть некоторую общность взглядов применительно к отдельным элементам данного феномена.

Согласно выводам специалиста по молодежной культуре С.И. Левиковой, молодежная субкультура характеризуется следующими чертами:

- молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней; члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения;

- вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон);

- как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо "центра", выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям;

- значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы [3, с. 146ааааа].

Молодежная субкультура - это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это - частичная культурная подсистема внутри системы "официальной", базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.

Все эти и другие характеристики позволяют рассматривать молодежную культуру как явление субкультуры. Она отличается от официальной культуры и множества других субкультур знаниями, целями и ценностями, суждениями и оценками, нравами и вкусами, жаргоном и манерой поведения. Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений.

Это своеобразная культурная автономия, которая формирует внутренний мир личности. Однако молодежная субкультура не однородна, она состоит из множества субкультур, которые создают полифоничность и расширяют пространство для индивидуального и социального самоопределения и самореализации молодых людей.

2.2 Строение современной молодежной субкультуры в России

Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодёжная культура базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии. Рассмотрим их состояние на текущий момент и роль в формировании мировоззрения молодёжи, анализируя следующие специфические черты российской молодёжной субкультуры.

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность.

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге – «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов.

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами - образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, «американского образа жизни» в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек - героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей - непобедимые супергерои триллеров.

Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких «устаревших» ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая реклама.

3. Приоритет потребительских ориентаций над креативными.

Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов (1989-1991 гг.) потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.

4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.

Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами («принцип селёдки в бочке») достаточно жёсткого характера -несогласные сильно рискуют пополнить ряды «отверженных», «не интересных», «не престижных» людей с точки зрения «толпы», обычно равняющейся на некий идеал - иногда в лице лидера данной группы. Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые «команды» с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов.

5. Внеинституциональная культурная самореализация.

Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения - наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации.

Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не только в приобщении к одной, пусть даже самой массовой, конфессии.

«Участие в политической жизни» в шкале ценностных суждений, предложенных в ходе анкетного опроса учащимся старших классов петербургских школ, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 6,7% опрошенных). Только каждый четвертый из старшеклассников (25,5%) готов жить для других, даже если придется поступиться своими интересами, в то же время почти половина выборки (47,5%) полагает, что «в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде» [17, с.24].

«Политикой» интересуется лишь 16,7% опрошенных. Лишь треть из старшеклассников (34,4%) имеет сложившиеся политические убеждения (по самооценке), в то время как вдвое большее число либо вообще ими не обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно 29,5 и 37,1%). Известно, что молодежь - наиболее неустойчивая часть электората, реже других социально-демографических групп населения выступает в качестве реципиента политической информации, почти не читает ежедневных газет [4, с.104].

В наше время студенты быстро продвинулись в овладении новыми стереотипами, молодое поколение свободно от тоталитарного страха. Исследование показало, что понимание студентами, например, свободы, вполне соответствует «новому мышлению». Как правило, они рассматривают свободу не в соответствии с необходимостью, а в «связке» с принуждением и насилием. Невмешательство государства в частную жизнь человека молодые люди понимают в качестве важнейшего признака свободы.

Вопрос о понимании студентами социальной справедливости выявил темп обретения новым поколением ценностей демократического общества, а именно жизнь по закону. Молодёжная субкультура есть искаженное зеркало «взрослого» мира вещей, отношений и ценностей. Наиболее важной ценностью у многих признаётся необходимость вознаграждения за добро и возмездия за зло [8, с.306].

Молодые люди выбирают демократическую форму правления, учитывая даже негативные стороны современного социального развития общества. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более, что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постепенно снижается.

Усугубляется и межгенерационное отчуждение, включающее широкий спектр неприятии - от разрушения внутрисемейных контактов (по критериям взаимопонимания и взаимного доверия) до противопоставления "нас"(как ценностного, так и деятельностного) всем предшествующим, "советским" поколениям.

Противопоставление образа «мы» и «они» традиционно. Достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». В современном обществе противопоставление молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех «родительских» ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только групповых или корпоративных (сотрудничество) - для себя.

Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне собственно культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение. И здесь обнаруживается третий (наряду с социальным и межгенерационным) аспект отчуждения молодежной субкультуры - культурное отчуждение.

Многих людей беспокоят «разрушительные мотивы» в "молодёжной" музыке. Формируется поколенческая идеология с девиантными тенденциями.

С конца 80-х годов ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала резко изменяться, приобретая всё более негативный характер. В частности "идолы потребления" (поп-/рок- и т.п. музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи...) вытеснили собой на теле/кино/видеоэкранах "идолов производства"(рабочих-стахановцев, прогрессивных доярок...). По данным исследований, среди 100 фильмов, наиболее популярных в питерских салонах в 1989г. не было ни одного, отличающегося высокой художественно-эстетической ценностью. По данным сотрудника лаборатории социальной психологии НИИКСИ А.Т. Никифорова, репертуар кинотеатров по частоте демонстрации с конца 1991г. более, чем на 89% состоит из зарубежных фильмов, жанровый репертуар которых возглавляют боевик и эротика. Те фильмы, которые по каким-то соображениям не допускают до широкого эфира, стали доступны по кабельному телевидению и видео. Такое засилье "заморского" искусства, продолжающееся по сей день, во многом объясняется переходом к "русской вариации на тему демократии"(не знаю, как это по научному). При этом культурное наследие СССР сильно потеряло в ценности, а творения нового периода, носят, как правило, подражательный (с ориентацией на Голливуд) характер.

С социально-психологической точки зрения экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодёжь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов.

Таким образом, переход нашего государства (от сущности которого зависит экономика, политика, идеология...) к "русской демократии"(очень близкой к "плутократии" Платона) возложил проблему социализации на плечи собственно социализирующихся.

Российскими студентами современный этап развития общества определён как кризисный. Отрицательные оценки кризиса сопровождались обозначением спада в экономике, анархией в социальной структуре, судорожными действиями в политике и свободой в нравах. Некоторые представители молодёжи утверждают, что развал преобладает во всём: "начиная с души и кончая экономикой". Отмечается ожесточение людей из-за отсутствия возможности удовлетворить свои основные потребности. Меняются отношения в кругу родственников, идёт более осторожное планирование семьи.

В нейтральных оценках формировалось: "Идёт смена красных знамён на красные пиджаки". Период характеризуется как "демократизованная анархия". В качестве положительного отмечается уход от догм и то, что "в нравах стало посвободнее".

Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых В.Т. Лисовскому наиболее значимыми представляются следующие.

1. Молодёжь живёт в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодёжной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка специально молодёжных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество - такова и молодёжь.

2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей "взрослого" мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь, самими взрослыми приготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, а не подавляемых агентами социализации.

3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определённый "образ" субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации - семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением - наиболее распространённые виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодёжная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного (читай: выгодного) зрителя.

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.

ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ МОЛОДЕЖИ

3.1 Эволюция неформальных объединений России

Историю неформальных организаций России можно разделить на три своеобразных «волны». Все началось с появления в 1950-е годы «стиляг» - эпатажной и городской молодежи, ставшей своеобразным символом первой волны «неформалов». Одевались и танцевали они «cтильно», за что и получили презрительную кличку «cтиляги». Основное обвинение, которое предъявлялось им, - «преклонение перед Западом». Музыкальные пристрастия «стиляг» - джаз, а затем рок-н-ролл. Жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования «стиляги» довольно быстро исчезли.

С «первой волной» неформального молодежного движения связано и появление в конце 1950-х годов клубов самодеятельной песни. КСП - это клубы, объединяющие людей, любящих песни под гитару и стихи. Всем известны такие авторы-исполнители, как Окуджава, Высоцкий, Городницкий и другие. Эти люди тоже посещали КСП, но они не участвовали в непосредственной жизни какого-то клуба, что и является границей между авторской песней и клубами самодеятельной песни.

«Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями. Именно в этот период (конец 60-х - начало 80-х годов) большинство молодежных объединений начинало приобретать черты «классического неформалитета»: аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. В молодежную среду проникали наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. На них не оказывалось столь серьезного давления, как на «стиляг», но неприятности с государственными органами на идейной почве у них все же были. Именно в 1970-е годы возникает так называемая «система» - советская хипповская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновляясь через каждые два-три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов.

Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 г. Существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией. Стихийно возникающие молодежные группы называли то неформальными, то любительскими, то самодеятельными. Эти объединения можно назвать и «альтернативными», так как они часто являются нетрадиционными и выступают с оппозиционной точки зрения по отношению к «академическим» формам культурной жизни. Российские «неформалы» стремились копировать характер течений западной молодежной субкультуры.

3.2 Отечественные ученые о причинах возникновения, специфике и типологии молодежных субкультур

Отечественные социологи культуры начали изучение феномена молодежной культуры значительно позже. Первые работы, в которых ставились вопросы о том, что такое молодежная культура и ее характерные особенности, какое воздействие она оказывает на культуру того или иного общества, появились в нашей стране в середине 80-х гг. Это было связано с целым рядом объективных и субъективных обстоятельств, и прежде всего с тем, что в условиях, когда был взят курс на построение социально однородного общества, а высшим типом культуры призналась социалистическая культура, любые проявления молодежной творческой активности воспринимались как девиации. Поэтому данными проблемами занимались в основном не культурологи и не социологи культуры, а те, кто изучал различные формы отклоняющегося поведения.

Сказывалось и то обстоятельство, что различие между нормами и ценностями различных поколений в советском обществе до определенного времени не приобретало поколенческого конфликта, который стал реальностью в странах Запада уже в 50-е годы.

Свою роль сыграло и то, что молодежные субкультуры в своем классическом варианте были слабо представлены СССР. Сообщества битников, хиппи, рокеров и т.д. практически до середины 80-х годов были весьма малочисленны и не оказывали, влияния на те процессы, которые протекали в культуре советского общества.

Интерес к феномену молодежной субкультуры отечественными исследователями начал проявляться с начала так называемой «перестройки», когда был провозглашен лозунг «Больше демократии - больше социализма» и когда были сняты запреты на проявления несанкционированной активности масс. Именно тогда, с 1985 по 1990 г., появилось огромное количество молодежных объединений, как чисто политического, так и культурно-творческого плана.

В годы «перестройки» на улицах Москвы, Ленинграда и других городов появились группы хиппи, кришнаитов, панков, люберов, байкеров и т.д., организационно оформились сообщества футбольных фанатов таких спортивных клубов, как «Спартак», «ЦСКА», «Динамо», и произошли первые массовые побоища на ряде стадионов Москвы и других мегаполисов. В тоже время была осуществлена легализация художественного, театрального, литературного андеграунда, были организованы первые всесоюзные выставки молодых художников-авангардистов. В этот период возникли политические дискуссионные клубы в МГУ им. М В. Ломоносова, Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина и др. Именно тогда конституировалось движение клубов самодеятельной песни (КСП) и начали регулярно проводиться Грушинские фестивали, на которые со всех концов СССР съезжались десятки тысяч молодых людей, чтобы услышать знаменитых бардов.

Первые труды, посвященные феноменам молодежной культуры, были написаны И.В. Бестужевым-Ладой, П.С. Гуревичем, Ю.Н. Давыдовым, Ю.А. Замошкиным, И.С. Коном, В.Т. Лисовским, В.Ф. Левичевой, В.Б. Чурбановым, которых с полным основанием можно отнести к числу первооткрывателей нового для отечественной социологии научного направления.

Если рассматривать наработки российских авторов, занимавшихся проблемой молодежных субкультур в последние годы, то можно утверждать, что есть основание говорить об отечественной концепции молодежной культуры, которая по целому ряду моментов отличается от взглядов на эту проблему западных социологов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, следует отметить, что общественные объединения молодежи в Российской Федерации играют значимую роль в жизни большинства заинтересованных молодых людей. Молодежь, которая принадлежит к общественному объединению, чувствует себя более защищенной и нужной современному обществу, государству.

Современная действительность, предъявляет очень большие требования к молодому поколению касающиеся дальнейшего развития политической, экономической, духовной жизни. Молодые люди – это будущее России. Именно от молодых будет зависеть дальнейшее развитие нашей Родины, жизнь всего общества.

Молодежные общественные объединения связаны с возникновением в обществе определенных потребностей молодежи, ценностных ориентаций и неблагоприятных ситуаций.

Молодежные общественные объединения в Российской Федерации – это неотъемлемая часть жизни молодых людей. Именно молодежные общественные объединения защищают права и свободы молодежи, помогают найти себя и адаптироваться в этом огромном мире. Молодежные объединения помогают молодым людям в реализации задуманных целей, потребностей и интересов.

Законодательная основа деятельности молодежных общественных объединений указывает на то, что государственная поддержка оказывается зарегистрированным в установленном порядке и обратившимися за помощью молодежным объединениям.

Наиболее серьезную проблему представляют молодежные неформальные объединения экстремистской направленности («криминальные» субкультуры). В западных странах, в частности в Германии, накоплен богатый опыт по предотвращению увеличения числа экстремистских неформальных объединений молодежи и снижению числа их участников.

Подводя итоги работы, необходимо отметить, что в обществе происходят бурные процессы изменения, которые соответственно влияют на социализацию подростков. Современному обществу требуются такие его члены, которые способны жить в этом обществе. Неформальные объединения молодежи – это реальная и достаточно мощная сила, которая может способствовать, и препятствовать развитию общества или государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации «Основные положения об общественных организациях» / [Электронный ресурс]. URL: http://www.gk-rf.ru/statia123_4 (Дата обращения 14. 11. 2019 г.).
  2. Доклад о положении детей в Омской области в 2011 году : Информационно-аналитический бюллетень. – Омск, 2012. – 250 с.
  3. Завадская, Ж.Е., Артеменко, З.В. Формы воспитательной работы с учащейся молодежью: методика подготовки и проведения : учебно-методическое пособие / Ж. Е. Завадская, З. В. Артеменко. – Минск : Современная школа, 2010. – 352 с.
  4. Переверзев, М.П., Калинина З.Н. Экономические основы работы с молодежью : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью» / М. П. Перезверев, З. Н. Калинина. – М. : Инфра-М, 2010. – 208 с.
  5. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 года / [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/103544/ (Дата обращения: 11. 11. 2019 г.).
  6. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года / [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/10105879/ (Дата обращения: 11. 11. 2019 г.).
  7. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года / [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/10164186/ (Дата обращения: 11.11. 2019 г.).
  8. Чупров, В.И., Зубок, Ю.А. Социология молодежи : учебник / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок . – М. : Инфра-М, 2011 . – 335 с.
  9. Якименко, Р. Молодежь и общество // Психология спорта. – 2012. – № 3. – С. 93-97.

Дополнительная литература

  1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебник для студентов технических вузов. - М.:Высшая школа, 2009;
  2. Волков Ю.Г. Социология. – М.: Гардарики, 2008;
  3. Жиганов, Г.А. Правовой статус общественных объединений в Российской Федерации : справочник / Г. А. Жиганов. – М. : ИВЦ «Маркетинг», 2000. – 448 с.
  4. Жуховицкий Л., Что же делать с этой молодежью?// Юность, 2007
  5. Жуховицкий Л.А. Всё, в чём вы нуждаетесь М.:2008
  6. Запесоцкий А.С., Файн А.П. Эта непонятная молодёжь: проблемы неформальных молодёжных объединений.– М.: Профиздат, 2007
  7. Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.– М.:Просвещение,2008
  8. Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009
  9. Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М.:, 2008
  10. Лисовский В.Т. Социология молодёжи. М.:2008
  11. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2008
  12. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. - 4-е изд., доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2008. - 396 с
  13. Морозов В.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодёжи в условиях реформ. //Социально-политический журнал. 2007. №1.
  14. Морозов В.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодёжи в условиях реформ. //Социально-политический журнал. 2008. №2
  15. Молодежь Омской области – 2008 : Аналитический отчет. – Омск, 2008. – 38 с.
  16. Санкин, Л.А. Социально-культурная деятельность : теория и методика организации деятельности общественных объединений. – СПб. : СПбГУП, 2006. – 336 с.