Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Место и роль общей теории права и государства в системе социальных и юридических наук (Предмет и объект изучения теории государства и права)

Содержание:

Введение

Актуальность темы: В системе юридических наук теория государства и права является фундаментом юридических знаний. Исторически правовые знания развивались в различных формах, вместе с развитием самого государства и права: вначале в форме мифологии, потом религии, а с появлением рационалистической философии – в философской форме. Этот этап развития еще нельзя назвать научным, хотя некоторые теории этого периода приобретают наукообразную форму. Появляется система доказательств, отрабатывается терминология, предпринимаются попытки проверить теоретические изыскания на практике. Однако наука становится таковой только тогда, когда у нее есть четкий предмет и объект исследования, методология, система закономерностей и верификация результатов исследования. С теорией государства и права это происходит, как и с большинством гуманитарных наук, в XIX в., когда она выделяется из правовой философии в самостоятельную науку. И именно с этого момента она становится краеугольным камнем юриспруденции.

Целью работы является определения места теории государства и права в системе юридических наук.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. раскрыть систему юридических наук;
  2. рассмотреть предмет и объект изучения теории государства и права;
  3. определить функции теории государства и права;
  4. проанализировать теорию государства и права как фундаментальную юридическую науку.

Объект исследования – система отношений связанных со значением теории государства и права.

Предметом исследования является непосредственно понятие, функции, и предмет теории государства и права.

Теоретические и практические основы исследования сущности теории государства и права разработаны такими учеными как: Кожевников В.В., Дамаскин О.В., Кожевников В.В., Болгова В.В., Марченко М. Н., Афанасьева М.В., Власенко Н.А., Головистикова А. Н., Пиголкин А. С., Дмитриев Ю. А., Радько Т. Н., Смоленский М. Б., Григорьева И.В., Петренко А.В., Шевчук Д.А., Малько А.В., Васильев А.В., Догадайло Е.Ю., Апсалямов Р.Г., Шамаров В.М. и другими.

Научная и практическая значимость исследования. Комплексное исследование институтов теории государства и права позволило разработать ряд теоретических аспектов, обеспечивающих углубление научных знаний в соответствующих разделах общей теории государства и права. Основные выводы исследования могут быть использованы в процессе преподавания курса теории государства и права. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности теории государства и права. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.

Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

1. Предмет, объект и метод общей теории государства и права

1.1. Предмет и объект изучения теории государства и права

Под теорией государства и права понимается совокупность связанных между собой правил, призванных обеспечивать нормальную деятельность политической власти. Эта юридическая наука имеет свой предмет и объект исследования, они переплетаются друг с другом, но не совпадают.

Существует несколько теорий, по одной объект и предмет имеет равное значение, по другой – объект представляет собой более широкое понятие. Предмет может быть только один, а объектов несколько. Они существуют в реальной жизни и могут изучаться многими науками[1].

Объектом ТГП представляются правовые и государственные отношения. Также под его определение подпадают: правовые права, законность, формы государственного строя, сам государственный аппарат и политический режим[2]. Государство не может нормально функционировать без правовой основы и определенных правил взаимодействия между гражданами. Оно, как и право, связано с определенной исторической эпохой, в которой был тот или иной строй. Еще с древности государство выступало своего рода институтом общественного поведения. С развитием общества менялось его понятие и положение[3].

Под предметом понимают возникновение, функционирование и развитие государства, а вместе с ним и права. Предметом считаются не только реальные отношения, явления и процессы, но также мысли и предположения граждан на этот счет. Государственная власть, правовые взаимоотношения и законодательство строится, учитывая мнение людей, их согласие на ограничение каких-то свобод во благо общества[4].

Предметом исследований ТГП являются три главных элемента:

- Основной – все функции и возникновение государства и правовой базы.

- Общие закономерности государственно-законодательных отношений. К ним относятся: законность тех или других норм, государственное управление, отношения граждан на правовой основе. Также здесь рассматривается взаимосвязь государства и права с политикой, экономикой, религией и другими явлениями, которые происходят в обществе.

- Проблемы методологии юриспруденции. Это наука о науке, изучающая общие вопросы. Сейчас ТГП изучает роль государства и права в масштабах всего мира[5].

Государство и право здесь изучаются в их наиболее общих проявлениях, с высокой степенью обобщения и абстрагирования от конкретных их образцов. Для исследования своего предмета данная наука обобщает достижения всех юридических наук, но и на этом не останавливается, а обращается к опыту других гуманитарных наук, изучающих общественные явления, с целью выявления факторов, определяющих эволюцию государственных и правовых институтов, в том числе, в отличие от остальных юридических наук, изучается не только объективная сторона предмета, но и субъективная. Поскольку предмет науки находится в постоянном движении, скорость которого неуклонно растет, теория государства и права является одной из самых динамичных юридических наук[6].

Предмет науки теории государства и права органически взаимосвязан с предметами других юридических наук и гуманитарных дисциплин в целом.

С незапамятных времен мыслители старались дать ответ на вопрос, что такое государство. Ещё древнеримский философ Цицерон спрашивал и одновременно давал ответ: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?». Несколько иного подхода придерживался известный российский правовед Н.М. Коркунов, утверждая, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»[7].

В Х1Х веке обширное распространение получило определение государства как совокупности людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный французский юрист Леон Дюги выдвинул четыре элемента, характеризующих государство:

  1. суверенную власть;
  2. определенную территорию;
  3. правительство;
  4. совокупность человеческих индивидов[8].

Русский юрист Г.Ф. Шершеневич, в свою очередь, писал: «Под именем государства понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти». Приведённое определение, на наш взгляд, достаточно точно отражающее отдельные признаки государства, стало поводом для разнообразных упрощений. Так, одни авторы, опираясь на данное понятие, приравнивали государство к стране, другие — к обществу, третьи — к кругу лиц, занимающихся осуществлением власти[9].

Юрист Ф.Ф. Кокошкин утверждал: «Государство не совокупность людей определенного рода, а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Тем не менее «форма общежития» — форма организации общества, является всего лишь одним из признаков, но не целым государством.

Большие сложности в формулировании определения государства привели к мнению о невозможности раскрытия содержания данного термина. К примеру, М. Вебер писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют «политическими», то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству»[10].

Ф. Энгельс, посвятив несколько лет соответствующим исследованиям, дал краткое, но достаточно конфронтационное толкование, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». Взяв данное определение, В.И. Ленин привнёс в него некоторые изменения, указав: «Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»[11].

Данные формулировки достаточно обширно использовались в научных работах, однако применять их можно только к таким государствам, где возникает значительная классовая напряженность, а продолжение политического противоборства может привести к разрушению общества. Другими словами, оба определения подходят к деспотическим и императивным государствам[12].

С опорой на современную учебную литературу, можно дать наиболее точное определение государству: «Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок»[13].

Характеризуя сущность государства, в первую очередь необходимо отметить, что сущность — это то главное, что определяет содержание, назначение и функционирование какого-либо института. Важнейшим и основополагающим элементом государства является власть, с её принадлежностью, назначением и функционированием в обществе. Другими словами, поднимая вопрос о сущности государства, нужно узнать о том, кому государственная власть принадлежит, кто её осуществляет и в интересах кого. Именно поэтому данный вопрос относится к довольно дискуссионным[14].

К примеру, приверженцы теории элит, которая получила своё распространение в ХХ веке, полагают, что народные массы неспособны осуществлять власть и заниматься делами общества, поэтому государственная власть должна принадлежать верхушке общества до той поры, пока существующую господствующую элиту не заменит иная. К теории элит примыкает и технократическая теория. Представители этой теории считают, что властвовать и управлять могут и должны профессионалы своего дела — управленцы и так называемые менеджеры. Только управленцы и менеджеры способны установить подлинные потребности общества и найти наилучшие пути для его развития. Приведённые теории не лишены смысла, однако они обе страдают антидемократизмом, отрывая власть от народа и считая её выше народа[15].

Многие сторонники многообразных разновидностей демократической доктрины отталкиваются от того, что первоначальным носителем власти является народ, а государственная власть, исходя из своей сути, обязана быть подлинно народной, осуществлять всю свою деятельность в интересах и под непосредственным контролем народа[16].

Политическая власть может принадлежать только экономически господствующему классу, осуществляя свою деятельность в его интересах - такую точку зрения отстаивает марксистская теория. Отсюда вытекает классовая сущность государства как машины или орудия, используя которую класс, господствующий в экономической сфере, становится политически господствующим, осуществляет свою власть, которая никак не ограниченна законом, опираясь на силу и принуждение[17].

Однако абсолютно любое государство занимается социальными делами и защищает общественные интересы, что выражается, например, в борьбе с последствиями стихийных бедствий, эпидемиями и преступностью. Любое государство служит одновременно и обществу в целом, и определенным социальным силам. Данное соотношение неодинаково, оно меняется в зависимости от исторического периода. Что касается конкретно современного демократического государства, то оно в первую очередь служит всему обществу[18].

Представление о государстве и его характеристике наиболее точно можно получить при раскрытии признаков государства, которые отличают его от первобытного общества и общественных организаций.

1) Правоспособность. Это важнейшая характеристика субъекта права. Более того, весьма распространено мнение о том, что правоспособность тождественна субъекту права, так что определить субъект права - значит описать его правоспособность. Именно это мнение разделяли многие дореволюционные юристы[19].

Оставаясь на почве догмы права, причем преимущественно догматики гражданского права, к другому мнению они и не могли прийти. Но дело в том и состоит, что, первоначально ориентируясь на догму частного права, на ее понятия и конструкции, как более давние и разработанные, догма государственного права с течением времени должна была произвести свой собственный взгляд на те предметы, которые подлежат исследованию в ее рамках[20].

Только на этом пути может быть утверждена окончательная автономия догмы государственного права и других отделов публичного права, их окончательное освобождение от патримониальных представлений.

Возможно, в гражданском праве характеристика субъекта права через его правоспособность является удовлетворительной. Е.А. Флейшиц, в частности, настаивала на том, что правоспособность вообще характерна для гражданского права и лишь в некоторой степени для трудового права. Но в государственном праве есть и другие характеристики, которые могут быть рассмотрены в качестве признаков государства как субъекта права, лица.

2) Территория. Это пространство, которое занимает государство. В неё входит суша, недра, воздушное пространство, а также водные ресурсы. На своей территории государство занимается осуществлением независимой власти и имеет право всеми разрешёнными способами защищать свою территорию от вторжения других государств.

3) Население. Население составляют люди, которые проживают на территории государства. Состав населения может складываться из людей одной национальности или же, напротив, быть многонациональным[21].

4) Публичная власть. Иначе публичную власть можно называть общественной властью, подразумевая то, что она способна организовать жизнь людей. Термин «власть» обозначает возможность воздействовать в нужном направлении и подчинять своей воле. Такая власть реализуется при помощи государственных органов и учреждений. Они все объединяются, образуя тем самым единую систему, которая называется государственным аппаратом. Власть такого аппарата распространяется на всех людей, живущих на территории государства постоянно или временно[22].

5) Право. Право — система общеобязательных правил поведения. Правовые нормы находятся под охраной государства. Для этого существуют специальные государственные органы. Формирование правовых норм также является обязанностью государственных органов.

6) Правоохранительные органы. Это особая система, в состав которой входят полиция, прокуратура, органы таможни и другие правоохранительные органы. Такие органы необходимы абсолютно любому государству, ведь государственная власть осуществляется при помощи норм права или распоряжений, носящих императивный характер. В случае, если по отношению к власти проявляется неуважение или же если правовые нормы не исполняются, то правоохранительные органы применяют меры принуждения — санкции, которые предусмотрены в самих правовых нормах.

7) Армия. Необходимость армии заключается в постоянной защите территорий государства и его целостности. По размеру армия должна быть настолько большой, чтобы была уверенность в пресечении любой агрессии. Однако армия требует значительных материальных затрат на своё содержание и поддержание постоянной боеготовности[23].

8) Налоги. Налогами являются обязательные выплаты с дохода, получаемого гражданами и (или) организациями. Размеры и сроки уплаты налогов устанавливает само государство, издавая соответствующие законы. Необходимость налогов заключается в содержании государственных органов, армии, своевременной выплаты пенсий и различных социальных пособий.

9) Суверенитет. Это самостоятельность государства в принятии решений относительно внутренних и внешних вопросов его существования. Иначе говоря, суверенитет — это независимость, неподчинённость и неподотчётность государства кому-либо. Суверенитет бывает внешним и внутренним[24].

Внешний суверенитет даёт возможность государству своими силами создавать взаимоотношения с иными государствами, руководствуясь лишь своими интересами. В международных отношениях сущность суверенитета фактически выражается в том, что власти одного государства юридически могут не подчиняться другим государствам[25].

Внутренний суверенитет отмечает, что государственная власть независима в решении всех вопросов касательно жизни страны, при этом такие решения имеют общеобязательный характер для населения страны[26].

Стоит отметить, что, несмотря на всё свое многообразие, признаки государства должны соответствовать особой «связке» - государство + право. Данное утверждение базируется на том, что народ, который фактически и является краеугольным камнем страны, не может функционировать без четко оговоренных рамок поведения, коими и становятся законы, правовые обычаи, подзаконные нормативные акты, судебные прецеденты и т.п. Правоведы, как правило, выделяют данное положение в особую черту, не относя её ни к основным, ни к второстепенным.

Современное общество немыслимо без государства, которое играет значительную роль в его жизни. Вместе с обществом развиваются и все его институты, одним из которых и является государство. Это развитие является естественным историческим процессом, происходит оно по объективным законам. Среди этих законов, а точнее, проявлений их действия, имеются и функции государства. Российское государство на современном этапе своего развития, как и другое государство любого исторического этапа развития, обладает набором функций, динамизм которых является основополагающим всей государственной деятельности[27].

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформилось в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений[28].

Значение права как регулятора общественных отношений в настоящее время не подлежит сомнению, однако вопрос что такое право, остается чрезвычайно спорным в науке о праве. Право, как элемент нашего сознания, может существовать и проявляться в двух видах: как психическое явление (известная совокупность представлений, чувствований, волевых побуждений индивида или группы лиц) и (или) как норма (правило поведения, предписывающее должное поведение). Под сущностью права, как правило, понимают выраженную в его предписаниях волю большинства людей или определенной группы людей. Сущность права, в зависимости от того, чьи интересы оно обслуживает можно рассматривать исходя из классового подхода (где право выражает возведенную в закон волю господствующего класса) или общесоциального подхода (где право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества)[29].

В юридической науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны оно выражает волю господствующего класса, на государственном уровне, а с другой – это социальный регулятор обеспечивающий порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества[30].

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях. Множественность подходов к понятию названного термина обусловлена тем, что именно в правовых явлениях принимается за главное самое существенное[31].

В юридическом энциклопедическом словаре даны следующие определения права: система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственно принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений; - императив, стоящий над государством и законом, защищающий справедливый порядок государства.

Для нашего государства на современном этапе его развития приоритетным является понимание права с позиций юридического позитивизма (нормативизма). Действующее право в обществе представляет собой систему юридически оформленных (признанных в установленном порядке государственными органами) отношений и норм, определяющих возможности существования и развития данных отношений. Право всегда оценивает (т.е. разрешает, предписывает, запрещает) волевые действия лиц и тем самым регулирует общественные отношения[32].

Чтобы понять сущность права, следует рассмотреть его основные признаки: сознательно-волевой характер; нормативность; формальную определенность; обеспеченность государством; системность.

Сущность сознательно-волевого характера права состоит в том, что право является проявлением сознания и воли людей. В нем отображаются потребности и интересы общества, организаций, социальных групп и отдельных лиц. Эти интересы и потребности зачастую носят противоречивый характер. Поэтому по своему содержанию право может выражать либо доминирующую волю социальных групп, либо выступать в роли социального компромисса. Эти две противоположные тенденции находятся в постоянной борьбе, в результате чего право становится более цивилизованным, защищая интересы личности, семьи, общества[33].

Право развивается и эффективно функционирует только в развитом обществе и правовом государстве, где граждане имеют политическую, экономическую и духовную свободу[34].

Право имеет нормативный характер выражения государственной воли общества, что роднит его с другими формами социального регулирования, такими как нравственность и обычай.

Права человека определяются и регулируются действующими законодательными нормами. Выбор правильного решения относительно поступков в разных жизненных ситуациях зависит от знания человеком установленных правил. Признак нормативности права – это гарантия осуществления субъективного права. И обладатель этого субъективного права свободен в своих действиях и защищен обязательностью нормы, установленной государством[35].

Право возведено в ранг закона, в чем и состоит специфика его нормативности. Нормативность права имеет своей целью регулировать общественные отношения и поведение людей. При помощи своих юридических норм право доводит до каждого гражданина или организации правила, которые возможны, необходимы либо запрещены. Человек, действующий в рамках права, чувствует себя спокойно и уверенно, потому что он находится под защитой общества и государства[36].

Итак, право регулирует поведение и сферу свободы человека. Преступник является самым несвободным человеком, потому что он игнорирует право[37].

Формальная определенность права заключается в том, что государство возводит право в закон, придавая ему тем самым официальную форму и общеобязательное значение. Официально правовые нормы закреплены в законах и нормативных актах. На основе нормативных предписаний определяются права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц. Право во всех своих проявлениях создается людьми, но для того, чтобы действовать и быть жизнеспособным, оно должно быть признано государством, потому что именно официальная власть в лице государства придает праву официальную форму[38].

Обеспеченность государством является специфическим признаком права, который отличает его от других форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Государство является монополистом в области принуждения, представляя тем самым необходимый фактор существования и функционирования права. Исторически сложилось так, что право возникло и развивалось совместно с государством, и изначально основной его функцией была правоохранительная. Именно благодаря государству право обладает такими ценными свойствами как стабильность, общеобязательность и строгая определенность. Итак, обеспеченность права государством состоит в государственном принуждении, которое в свою очередь реализовывается в двух направлениях[39].

Во-первых, целью государства является защита субъективного права и принуждение правонарушителя исполнить свои обязанности в интересах пострадавшей стороны. Примером исполнения данных обязанностей может служить взыскание долга, возмещение материального и морального вреда. Во-вторых, законом определены случаи, когда виновный может быть привлечен к ответственности и несет наказание в виде штрафа, конфискации имущества либо лишения свободы[40].

Государственное принуждение является фактором, который позволяет провести четкую грань между правом и обязанностью, а тем самым определить границы личной свободы. Считается, что человек, который нарушает обязанности, действует несвободно. В данном случае для права ценным является то, что государство с помощью мер принуждения устанавливает четкую грань между свободой и произволом. И эта грань определяется через юридическую обязанность. Государство при помощи мер принуждения ограничивает свободу человека вплоть до лишения его свободы. Поэтому необходимым является определение сферы и границ свободы и ее ограничений.

Признак системности заключается в том, что право является сложным системным образованием. В настоящее время принято делить право на три основных элемента: естественное право, позитивное и субъективное[41].

Естественное право состоит из обусловленных природой человека социально-правовых притязаний. Важнейшая часть этого права – права человека или, иначе говоря, возможности, гарантированные гражданину обществом и государством. Вторым элементом является право позитивное. Сюда входят законодательство и другие источники юридических норм, в которых официально закреплены социальные права граждан, организаций и социальных групп. Третий элемент – субъективное право. Сюда входят индивидуальные возможности, которые возникают на основе норм позитивного права и удовлетворяют потребности и интересы правообладателя[42].

Таким образом, право - это система общеобязательных формально определенных норм, установленных или санкционированных государством, регулирующих общественные отношения мерами государственного воздействия.

1.2. Методы теории государства и права

Методология теории государства и права является неотъемлемым элементом это основополагающей юридической дисциплины и представляет собой сочетание целей способов и методов познания развития общественных процессов[43].

Принципы теории государства и права:

- Принцип исторического рассмотрения процессов изменения общественных правоотношений. Данный принцип предполагает рассмотрения общественных процессов в ретроспективе исторических процессов прошлого. Данный принцип позволяет на основе знания о прошлом проецировать и предполагать развитие общества или отдельных его явлений. Основополагающими вопросами при изучении исторических процессов в науке государства и права является процесс возникновения и развития государственных институтов и общественных процессов становления государственности[44];

- Принцип полного и всестороннего рассмотрения вопросов появления и становления государства и права. Данный принцип предполагает рассмотрения данных явлений в общей совокупности с иными многочисленными факторами, то есть появление государства не как закрытый процесс а общее масштабное явление;

- Комплексный подход при изучении становления права. Процесс зарождения фундаментальных явлений как государство и право не может изучаться лишь с точки зрения юриспруденции, так как сопряжен со многими факторами, поэтому одним из принципов является изучение этих явлений комплексно в совокупности с другими фундаментальными науками[45].

В науке теории государства и права существует три базовых групп методов изучения появления государства и права:

1) Общие. Данные методы получили широкое распространение в других науках. В совокупности они в большой степени определяют сущность методологии, так как именно общие методы получили широкое распространение в практической деятельности при изучении фундаментальных вопросов. Они подразделяются на ряд категорий:

Анализ – прием мышления, применяемы в науке теории государства и права при выстраивании системы государственных институтов и правовых явлений. Данная категория (метод) позволяет сконцентрировать отдельные фрагменты (явления) в целостный образ путем формализации явлений;

Синтез – прием научного познания, используемый наукой для обобщения (систематизации) явлений, которые были получены в результате анализа. В результате синтеза данных возможно представление целостной картины государственного устройства и модели правоотношений[46];

Индукция способ мышления, при котором познанию подвергаются отдельные элементы (составные части) целого. В последующем же на основе сделанных выводов можно сделать выводы о более масштабном явлении (целом). Далее при изучении более масштабных явлений на основе частей целого можно получить исчерпывающее представление о целом. Такой метод представляется процессом познания частей целого объекта[47];

Дедукция. Способ познания, при котором происходит противоположный процесс индукции. В этом случае познание двигается от единого целого к более мелким явлениям (частному). Таким образом, также возможно сделать вывод о строении, происхождении и принципах устройства определенных общественных явлений;

Гипотеза. Предположение, выдвигаемое во имя обоснования какого либо процесса, не являющееся теорией, так как не обрело своего подтверждения на практике. Он считается эволюционным, так как позволяет исследователям применять различные новшества для подтверждения их практикой.

2) Философские методы. К ним относятся:

Диалектика. Познания разработанный в 19 веке и отвечающий за разработку новых идей и положений с помощью диалектического метода;

Метафизический метод.

3) Специальные методы науки теории государства и права подразделяются на несколько подкатегорий:

Юридические. Отличаются применением в области познания лишь со стороны юриспруденции как науки и в полной мере не могут отражать сущность процессов явлений и общественных отношений комплексно. Данная подкатегория подразделяется на несколько методов – сравнительный, формальный, метод моделирования и эксперимент. Данные методы носят юридический характер и позволяют рассмотреть общественные процессы под призмой правовых отношений[48].

Неюридические. К таковым относятся: исторический, социологический, информационный, метод структурного анализа. Данные подкатегории могут позволить более глубоко изучить вопросы появления государства и права, систему их становления и структуру, однако в отрыве от юридических методов не позволят представить целостной картины[49].

Вывод: Предметом теории государства и права в отечественной литературе традиционно является система закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права.

Метод – это система приемов, правил, требований, позволяющих исследовать предмет познания. Методы, используемые теорией государства и права, делятся на всеобщие (философские), общенаучные, специально-научные и конкретно-научные.

2. Функции теории государства и права и ее место в системе социальных и юридических наук

2.1. Функции науки теории государства и права

Задачи и функции государства – это соотносимые и взаимосвязанные явления, однако полностью они не совпадают.

В задачах государства отражается его социальное назначение и цель, на достижение которого направлена его деятельность.

Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их непосредственной предпосылкой. В задачах фокусируется и преломляется воздействие экономики и политики на формирование функций государства[50].

Задачами науки теории права на современном этапе развития российского государства являются:

— овладение сферой научного правового знания. Задача заключается в понимании сущности, целостности и системности, умении самостоятельно разбираться в ее тонкостях, сложностях и нюансах, умело использовать ее достижения в теоретической и практической правовой деятельности[51];

— критическое осмысление, обобщение, освоение и преобразование фактов правовой жизни. Данная задача состоит в постижении сложных правовых явлений и процессов, в творческом дерзании и смелых новациях, открывающих новые горизонты правовой теории и практики[52];

— глобальный синтез всех отраслей юридической науки. Задача заключается в том, что наука теории права обогащает себя универсальной концепцией права, на основе и в соответствии с которой каждая отраслевая юридическая наука исследует свой специфический предмет как часть правового целого[53];

— незамедлительное свободное творчество. Задача связана с высвобождением мысли из-под пресса давления господствующей государственной идеологии и политики. Предполагает разрыв с воинствующим догматизмом, стандартными формами мышления, осуществление научной деятельности в полной независимости и объективности. Такое преобразование научной мысли лишь на первый взгляд кажется простым и легким делом. Долгие годы насилия над мыслью закрепостили ее настолько глубоко, что выход из этого состояния потребует огромных усилий и продолжительного времени.

Современная наука теории права придает потускневшему блеск, ясность, заменяет старое новым.

Каждая наука выполняет определенные познавательные функции. Функции теории государства и права - это основные направления его познавательного интереса, в которых раскрываются ее сущность, содержание, социальное, научное и учебное назначение. Функции теории государства и права так же, как и других наук, определяются прежде всего особенностями ее предмета[54].

Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - философское учение о бытии, в котором исследуются основы и принципы бытия, его структура, закономерности.

Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, представляющие государство и право, как и почему они возникли, каково их будущее подобное.

Познания глубинной сущности государственно-правовых явлений происходит в пределах этой функции[55].

Гносеологическая функция. Гносеология - теория познания, наука о познании.

Эта функция нацелена на изучение его природы. Теория государства и права разрабатывает теоретические приемы научного познания государственно-правовых явлений, которые помогают достичь оптимального результата[56].

С развитием юридической науки связана эвристическая функция теории государства и права. Эвристика - искусство нахождения истины, искусство новых открытий.

Теория государства и права открывает новые закономерности развития государства и права. Важнейшей эвристической проблемой теории государства и права является решение тех вопросов, которые встают перед юридической наукой в процессе развития общества.

Как фундаментальная наука теория государства и права выполняет по отраслевых и специальных юридических дисциплин методологическую функцию.

Теория государства и права разрабатывает такие способы, подходы и приемы научного исследования, которые используются не только им самим, но и другими юридическими науками - отраслевыми и специальными[57].

Теория государства и права выполняет политическую функцию, которая определяется прежде всего тем, что объектом теоретического отражения являются политические явления - государство и право.

Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления[58].

Тесно связана с политической функцией идеологическая. Она отражает мировоззренческую сторону науки.

Эта функция закономерно выходит из самой природы теоретического мышления, которое в системе юридической науки производит новые духовные ценности, новые идеи, например идею правового государства, приоритета прав человека, демократии[59].

Практически-организаторская (практически-прикладная) функция. Греческая этимология термина "органон" - "орудие", "инструмент" - недвусмысленно заставляет рассматривать теорию государства и права как своеобразный инструмент преобразования, реформирования реальных процессов и явлений государственно-правовой жизни.

На основе разработанных этой наукой теоретических положений осуществляются реальные общественные преобразования (теории социально-правового государства, гражданского общества)[60].

Прогностическая функция теории государства и права выражается в выдвижении гипотез о будущем развитии государства и права.

Теории государства и права присуща системотворческая функция. Именно теория государства и права объединяет всю юридическую науку в четкую слаженную систему, определяет ее единство. Свойство системности в юридической науке обусловливается системным характером предмета познания этой науки - государства и права.

Тесно связана с системообразующей функцией теории государства и права функция, которая позволяет ей обеспечивать связь с другими юридическими науками, а также с общественными и техническими науками, их интеграцию и системность[61].

Обучающая функция теории государства и права состоит в том, что эта наука является первоосновой в овладении всех других юридических наук, это ключ к юридическим знаниям.

Теория государства и права выполняет аксиологическую функцию (аксиология - наука о ценностях), изучая государство и право как определенные общественные ценности, достояние человеческой цивилизации[62].

Развитие теоретической науки о государстве и праве предусматривает теснейшую связь всех функций между собой. Функции теории государства и права взаимосвязаны и дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.

2.2. Теория государства и права как фундаментальная юридическая наука

В XXI веке роль юриспруденции всё больше возрастает, потому что право касается практически всех отраслей общественной жизни. Этот факт во многом является позитивным, потому что посредством юридического регулирования государство осуществляет контроль не только за обществом в целом, но и отдельными гражданами[63]. Однако следует отметить тот факт, что для современной практической юриспруденции большое значение играют теоретические наработки в правовой области. Благодаря им юристы-практики имеют возможность намного шире и эффективнее применять нормы права в реальных жизненных ситуациях[64]. Помимо этого, теоретики права постоянно усовершенствуют сам механизм применения юриспруденции. Государственный механизм во многом выигрывает от высокой роли права. Благодаря высокой степени законности центральная власть оперативнее и намного точнее регулирует все происходящие в стране процессы. Большое количество теоретических знаний сформировало со временем науку, которая является фундаментальной в процессе подготовки профессиональных юристов[65].

Общая теория государства и права – это фундаментальная наука во многих юридических школах. По сути, эта научная отрасль образовалась вследствие накопления большого количества теорий и тенденций, которые связаны с развитием функционирования государственного механизма, права, постоянного взаимодействия этих элементов. Помимо этого, благодаря теории государства и права (далее – ТГП), формируются все остальные отрасли. Таким образом, ТГП – это «исходный материал», из которого «рождаются» известные на сегодняшний день функциональные и научные отрасли правовой науки. Что касается исследований в данной отрасли, то они проводятся с ориентацией на современные формы государственности и правового механизма с учётом всех особенностей исторической эпохи. Благодаря ТГП можно выработать перспективные пути развития любой правовой отрасли[66].

Необходимо отметить советские корни такой дисциплины, как теория государства и права. Наука была сформирована во времена существования СССР и её традиционных юридических школ путём объединения концепций, выработанных в смежных научных отраслях. По большей части ТГП – это дисциплина, которая была создана для наработки теоретических знаний у будущих юристов-практиков[67]. В странах Европы и Запада она не изучается. Концепции данной науки представлены другими отраслями. Этот факт не удивителен, ведь предмет теории государства и права содержит различные научные знания, а именно теорию о государстве (форма государственного устройства, причины возникновения государства, типы режимов и т.п.) и теорию права (структура и понятие правовых норм, источники права, юридическая ответственность и толкование права и т.п.). Интерес к предмету этой науки возрастает всё больше с каждым годом, так как он во многом расширил доктринальное изучение роли как права, так и государства[68].

Единство и целостность материального и духовного мира обуславливают единство всех наук. Особенно тесная взаимосвязь существует между гуманитарными науками. В центре гуманитарных наук находятся человек, его достоинство, права и свободы.

Философия имеет самое непосредственное отношение к ТГП, между данными науками можно наблюдать наиболее тесную взаимосвязь, чем между другими областями научного познания. Вершины, достигнутые в философии, во многом обусловливают общенаучный уровень учения о праве и государстве . Философское мировоззрение способствует более прочному усвоению теории государства и права как учебной дисциплины . Понимание мира на основе принципов диалектики помогает осознать внутренне противоречивый характер права и государства, понять суть их многостороннего воздействия на разные сферы общественной жизни[69].

Предметом изучения экономических наук являются способы производства материальных благ, формы собственности, жизнь человека и общества в различных условиях хозяйствования, распределительных отношений и т . д . Данные науки раскрывают влияние экономического базиса на социальные и политические институты[70].

Основным тезисом теории государства и права как науки, является: объективная экономическая основа государственно-правовых явлений проявляется главным образом в том, что каждому способу производства должны соответствовать определенные государственно-правовые механизмы, обличенные в форму государства, т.е . любой уровень экономических отношений, требует для себя как можно более адекватных государственных и правовых институтов . Государство и право непосредственно связаны с экономическими отношениями. Именно в них находят свое концентрирование выражение социально-экономические потребности и интересы[71].

Социология — одна из гуманитарных наук, изучающая движущие силы сознания и поведения людей как членов гражданского общества, которая занимается проблемами управления социальной жизнью и функционированием социальных систем.

Использование в ТГП достижений социологии существенно облегчает решение проблем социальной эффективности применения норм права, гарантий и способов совершенствования государственного аппарата.

Право и государство тесно взаимосвязаны с политологией и политической жизнью общества, их нельзя разделить друг от друга. Государственная власть, ее формы и содержание, а также методы деятельности оказывают существенное влияние на политическую жизнь в целом[72].

С политической властью косвенно или прямо сопряжены все политические партии и политические институты, следовательно, все они активно взаимодействуют с право и государством.

Теория государства и права не обходит вниманием социально-психологические особенности общественной жизни.

Социальная психология помогает науке о государстве и праве прогнозировать деятельность государственно-правовых институтов[73].

Теория государства и права в системе юридических наук. Следует понимать, что под юридической наукой (юриспруденцией, правоведением) понимают группу научных дисциплин, которые изучают закономерности государственно-правовой жизни.

В систему юридических наук следует относить:

1) теорию государства и права;

2) историко-правовые науки — исследуют конкретные исторические процессы и события, связанные с развитием правовой сферы;

3) правовые науки, связанные с отраслевыми, но имеющие свой самостоятельный предмет исследования;

4) отраслевые юридические науки — исследуют закономерности развития какой-либо отдельной отрасли права;

5) комплексные юридические науки — применяют данные прочих неправовых наук для решения практических правовых проблем;

6) науку международного права — изучает международное законодательство и практику его применения[74].

Взаимосвязь теории государства и права с другими юридическими науками является двусторонней, так как общая теория правоведения не только является базой для развития отраслевых, прикладных и прочих юридических наук, но и развивается сама, опираясь на конкретные наработки этих наук, анализируя и обобщая их данные[75].

Актуальные проблемы теории государства и права существовали еще в древней государственности. Так, римские юристы и греческие мыслители: Демокрит, Аристотель, Платон, Цицерон и другие - задумывались над вопросом взаимодействия права, закона и государства. Данная проблема по сей день представляет собой центральный объект споров и размышлений. Проблемы теории государства и права представляют следующие подходы к пониманию:

- Право – это все официальные источники, которые закрепляют действие нормы. Первая позиция говорит о неразрывной взаимосвязи между правом и государственной властью, которая является источником «рождения» той или иной нормы[76].

- Закон может содержать, а может и не содержать правовые нормы. Вторая точка зрения говорит о том, что закон, который принят надлежащим субъектом, в надлежащей форме с соблюдением всех необходимых процедур, также может быть признан законом, однако правом признать его никак нельзя. Такой акт носит название «неправовой закон»[77].

На сегодняшний день нет определённой позиции, которая призывает придерживаться той или иной точки зрения. В защиту первого и второго мнения приводится достаточное количество доказательств, способных переманить даже самого ярого заступника. Что касается российских учёных-правоведов, то В. С. Нерсесянц отмечает, что правом считается лишь тот закон, который является источником позитивных норм, не нарушающих интересы и жизненные принципы общества[78].

Вывод: Вышеназванные задачи и функции теории государства и права взаимосвязаны и дают положительный результат лишь, будучи взятыми в определенном сочетании. Теория государства и права выполняет рассмотренные функции применительно к задачам и предмету исследования, опираясь на данные других юридических и неюридических наук.

В системе юридических наук теория государства и права является фундаментом юридических знаний. Исторически правовые знания развивались в различных формах, вместе с развитием самого государства и права: вначале в форме мифологии, потом религии, а с появлением рационалистической философии – в философской форме. Этот этап развития еще нельзя назвать научным, хотя некоторые теории этого периода приобретают наукообразную форму. Появляется система доказательств, отрабатывается терминология, предпринимаются попытки проверить теоретические изыскания на практике. Однако наука становится таковой только тогда, когда у нее есть четкий предмет и объект исследования, методология, система закономерностей и верификация результатов исследования. С теорией государства и праваэто происходит, как и с большинством гуманитарных наук, в XIX в., когда она выделяется из правовой философии в самостоятельную науку. И именно с этого момента она становится краеугольным камнем юриспруденции.

Заключение

Теория государства и права, как уже отмечалось ранее, относится к юридическим наукам. Юридические науки – часть гуманитарных наук, поскольку государство и право являются социальными институтами. Гуманитарные науки изучают человека, общество, социальные отношения и институты, формы общественного сознания. Теория государства и права в системе гуманитарных наук наиболее тесно взаимодействует с философией, политологией, социологией, психологией, этикой, историей.

Философия дает теории государства и права общую методологию и принципы организации научного познания, понятийный аппарат науки, интеграцию с другими отраслями научного знания. Поскольку философия изначально «мать всех наук», единство научного знания проходит именно через нее. Вместе с тем каждая наука, предоставляя результаты изучения своего предмета, позволяет философии развиваться, открывать новые объекты исследования, формировать новые гипотезы, школы и парадигмы. Особенно большое влияние теория государства и права оказывает на такую отрасль философии, как философия права.

Политология, социология, история позволяют теории государства и права выявлять факторы, определяющие вектор развития этих институтов, непосредственно не связанные с самой деятельностью государства или внутренней логикой развития права. Без данных этих наук, например, невозможно полноценно объяснить эволюцию системы права, появление многих отраслей и институтов. На взаимовыгодной основе теория государства и права дает этим наукам больше возможностей понять процессы, происходящие в обществе.

Взаимодействие с психологией, этикой и другими науками о человеке позволяет теории государства и права включить «человеческое измерение», вскрыть движущие силы многих процессов, объяснить многие результаты действий государства при разработке и применении правовых норм. Смысл существования этих институтов – улучшение условий жизнедеятельности человека – без знания самого человека, его мотивации и интересов реализовать невозможно. Однако многие понятия современной психологии и этики, формируемые в условиях правового государства, без теории государства и права не уяснить.

В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место. Являясь для всех них базовой, тем не менее она формирует процесс двустороннего взаимодействия.

Все отраслевые науки берут из общего предмета юриспруденции, формируемого теорией государства и права, свою часть, связанную с определенной сферой общественных отношений, которую данная отрасль права регулирует.

Теория государства и права формирует общую методологию юридического познания для всех юридических наук. Она же создает и общий понятийный и научный аппарат, выделяет единые проблемы.

Историко-правовые науки позволяют теории государства и права проследить объект исследования в развитии, понять генезис политико-правовых явлений, выяснить причины особенностей существующих форм государства и права. Более того, история политических и правовых учений позволяет теории государства и права познать себя саму, что очень важно для любой науки.

По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая наука. Каждая из отраслевых наук дает огромный массив эмпирической информации и ставит новые глобальные вопросы, которые на основе этих данных призвана решить теория. Многие институты, зарождаясь вначале как отраслевые, выходят на новые уровни осмысления. Например, границы применения смертной казни как вида наказания, выйдя из уголовного права, в теории государства и права порождают проблему о правомерности существования этого вида наказания, а в философии права ставят вопрос о необходимости наказания как метода воздействия в целом.

Таким образом, что особенности теории государства и права как науки состоят в том, что она является:

– гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления – государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук);

– политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук);

– теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук).

Список использованной литературы

Авилова О.Г., Герасименко Т.В., Наумов Р. Проблема определения сущности и признаков государства // Мир науки, культуры, образования, 2013. - № 4 (41). - С. 368-371.

  1. Аврутин Е. Ю. Государство и право: теория и практика: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 503 с.

Афанасьева М.В. Становление, развитие и современное состояние теории государства и права // Альманах современной науки и образования, 2016. - № 6-1. - С. 11-12.

Афанасьева М.В. Современные проблемы теории и истории государства и права. / Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, 2015. - № 1. - С. 11-13.

  1. Апсалямов Р.Г. Теория государства и права // Международный журнал экспериментального образования, 2015. - № 2. - С. 146-147.

Беляева О. М. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2015. – 311 с.

Власенко Н.А. Теория государства и права. - М.: 2016. — 416 с. 

Войтович В. Ю. Теория права и государства: учебное пособие. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – 287 с.

Головистикова А. Н., Пиголкин А. С., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 761 с.

Григорьева И.В. Теория государства и права.  - Тамбов: ТГТУ; 2015. – 304 с. 

  1. Болгова В.В. О новизне, преемственности и социальной миссии теории государства и права // Вопросы экономики и права, 2015. - № 52. - С. 7-10.

Горбунов М.А. К вопросу о сущности современного государства // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата, 2014. - № 3 (34). - С. 17-21.

  1. Дамаскин О.В. Концептуальные аспекты теории и истории права и государства в трудах молодых ученых // Право и образование, 2015. - № 9. - С. 52-58.

Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Об определении сущности государства // Вестник международного Института управления, 2015. - № 3-4 (133-134). - С. 17-19.

Иванов И.Р.Л. О классификации научных подходов к понятию государства // Вестник Омского университета. Серия: Право, 2015. - № 1 (42). - С. 6-9.

Илалутдинов А.И. Значение права как основного регулятора общественных отношений // Актуальные проблемы экономики и права, 2013. - № 1. – С. 11-14.

  1. Кожевников В.В. Еще раз о проблемах теории государства и права // Современное право, 2015. - № 7. - С. 171-172.
  2. Кожевников В.В. О предмете общей теории государства и права // Современное право, 2015. - № 6. - С. 11-13.

Кузнецов О.С. Право как регулятор общественных отношений // Вестник Челябинского государственного университета, 2013. - № 21. – С. 23-25.

Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. - М.: Проспект, 2013 - 144 с.

  1. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. - М.: Зерцало, 2015. - 836 с.

Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: учебник. – М.: Проспект, 2013. - 768 с.

  1. Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2015. – 540 с.

Петренко А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. - М.: 2013. — 160 с. 

Радько Т. Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2015. - 752 с.

Смоленский М. Б. Теория государства и права для студентов ВУЗов. – М.: Феникс, 2015. - 250 с.

  1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., дополн. и испр. - М.: Омега-Л, 2016. - 384 с. 

  2. Шамаров В.М. Учебная литература о функциях теории государства и права // Вестник Екатерининского института, 2015. - № 4. - С. 91-96.

Шевчук Д.А. Теория государства и права. Конспект лекций.  - М.: Эксмо, 2015. — 299 с. 

  1. Кожевников В.В. О предмете общей теории государства и права // Современное право, 2015. - № 6. - С. 11.

  2. Афанасьева М.В. Современные проблемы теории и истории государства и права. / Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, 2015. - № 1. - С. 11.

  3. Войтович В. Ю. Теория права и государства: учебное пособие. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – С. 7.

  4. Кожевников В.В. О предмете общей теории государства и права // Современное право, 2015. - № 6. - С. 11.

  5. Афанасьева М.В. Современные проблемы теории и истории государства и права. / Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, 2015. - № 1. - С. 11.

  6. Войтович В. Ю. Теория права и государства: учебное пособие. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – С. 7.

  7. Авилова О.Г., Герасименко Т.В., Наумов Р. Проблема определения сущности и признаков государства // Мир науки, культуры, образования, 2013. - № 4 (41). - С. 368.

  8. Горбунов М.А. К вопросу о сущности современного государства // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата, 2014. - № 3 (34). - С. 17.

  9. Головистикова А. Н., Пиголкин А. С., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – С. 9.

  10. Кожевников В.В. О предмете общей теории государства и права // Современное право, 2015. - № 6. - С. 11.

  11. Авилова О.Г., Герасименко Т.В., Наумов Р. Проблема определения сущности и признаков государства // Мир науки, культуры, образования, 2013. - № 4 (41). - С. 369.

  12. Афанасьева М.В. Современные проблемы теории и истории государства и права. / Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, 2015. - № 1. - С. 12.

  13. Горбунов М.А. К вопросу о сущности современного государства // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата, 2014. - № 3 (34). - С. 17.

  14. Головистикова А. Н., Пиголкин А. С., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – С. 9.

  15. Авилова О.Г., Герасименко Т.В., Наумов Р. Проблема определения сущности и признаков государства // Мир науки, культуры, образования, 2013. - № 4 (41). - С. 369.

  16. Кожевников В.В. О предмете общей теории государства и права // Современное право, 2015. - № 6. - С. 12.

  17. Афанасьева М.В. Современные проблемы теории и истории государства и права. / Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, 2015. - № 1. - С. 12.

  18. Кожевников В.В. О предмете общей теории государства и права // Современное право, 2015. - № 6. - С. 12.

  19. Горбунов М.А. К вопросу о сущности современного государства // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата, 2014. - № 3 (34). - С. 18.

  20. Авилова О.Г., Герасименко Т.В., Наумов Р. Проблема определения сущности и признаков государства // Мир науки, культуры, образования, 2013. - № 4 (41). - С. 369.

  21. Горбунов М.А. К вопросу о сущности современного государства // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата, 2014. - № 3 (34). - С. 18.

  22. Афанасьева М.В. Современные проблемы теории и истории государства и права. / Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, 2015. - № 1. - С. 12.

  23. Головистикова А. Н., Пиголкин А. С., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – С. 10.

  24. Горбунов М.А. К вопросу о сущности современного государства // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата, 2014. - № 3 (34). - С. 19.

  25. Кожевников В.В. О предмете общей теории государства и права // Современное право, 2015. - № 6. - С. 13.

  26. Авилова О.Г., Герасименко Т.В., Наумов Р. Проблема определения сущности и признаков государства // Мир науки, культуры, образования, 2013. - № 4 (41). - С. 370.

  27. Горбунов М.А. К вопросу о сущности современного государства // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата, 2014. - № 3 (34). - С. 19.

  28. Илалутдинов А.И. Значение права как основного регулятора общественных отношений // Актуальные проблемы экономики и права, 2013. - № 1. – С. 11.

  29. Кузнецов О.С. Право как регулятор общественных отношений // Вестник Челябинского государственного университета, 2013. - № 21. – С. 23.

  30. Кожевников В.В. О предмете общей теории государства и права // Современное право, 2015. - № 6. - С. 13.

  31. Афанасьева М.В. Современные проблемы теории и истории государства и права. / Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, 2015. - № 1. - С. 13.

  32. Илалутдинов А.И. Значение права как основного регулятора общественных отношений // Актуальные проблемы экономики и права, 2013. - № 1. – С. 12.

  33. Войтович В. Ю. Теория права и государства: учебное пособие. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – С. 8.

  34. Головистикова А. Н., Пиголкин А. С., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – С. 9.

  35. Кузнецов О.С. Право как регулятор общественных отношений // Вестник Челябинского государственного университета, 2013. - № 21. – С. 23.

  36. Афанасьева М.В. Современные проблемы теории и истории государства и права. / Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, 2015. - № 1. - С. 13.

  37. Головистикова А. Н., Пиголкин А. С., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – С. 10.

  38. Илалутдинов А.И. Значение права как основного регулятора общественных отношений // Актуальные проблемы экономики и права, 2013. - № 1. – С. 12.

  39. Кузнецов О.С. Право как регулятор общественных отношений // Вестник Челябинского государственного университета, 2013. - № 21. – С. 24.

  40. Кожевников В.В. О предмете общей теории государства и права // Современное право, 2015. - № 6. - С. 13.

  41. Войтович В. Ю. Теория права и государства: учебное пособие. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – С. 8.

  42. Илалутдинов А.И. Значение права как основного регулятора общественных отношений // Актуальные проблемы экономики и права, 2013. - № 1. – С. 13.

  43. Афанасьева М.В. Современные проблемы теории и истории государства и права. / Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, 2015. - № 1. - С. 13.

  44. Головистикова А. Н., Пиголкин А. С., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – С. 11.

  45. Кожевников В.В. О предмете общей теории государства и права // Современное право, 2015. - № 6. - С. 13.

  46. Головистикова А. Н., Пиголкин А. С., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – С. 11.

  47. Войтович В. Ю. Теория права и государства: учебное пособие. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – С. 8.

  48. Головистикова А. Н., Пиголкин А. С., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – С. 11.

  49. Кожевников В.В. О предмете общей теории государства и права // Современное право, 2015. - № 6. - С. 13.

  50. Войтович В. Ю. Теория права и государства: учебное пособие. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – С. 9.

  51. Радько Т. Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2015. – С. 15.

  52. Смоленский М. Б. Теория государства и права для студентов ВУЗов. – М.: Феникс, 2015. – С. 5.

  53. Шамаров В.М. Учебная литература о функциях теории государства и права // Вестник Екатерининского института, 2015. - № 4. - С. 91.

  54. Радько Т. Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2015. – С. 15.

  55. Войтович В. Ю. Теория права и государства: учебное пособие. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – С. 9.

  56. Шамаров В.М. Учебная литература о функциях теории государства и права // Вестник Екатерининского института, 2015. - № 4. - С. 92.

  57. Войтович В. Ю. Теория права и государства: учебное пособие. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – С. 9.

  58. Радько Т. Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2015. – С. 16.

  59. Смоленский М. Б. Теория государства и права для студентов ВУЗов. – М.: Феникс, 2015. – С. 5.

  60. Шамаров В.М. Учебная литература о функциях теории государства и права // Вестник Екатерининского института, 2015. - № 4. - С. 93.

  61. Войтович В. Ю. Теория права и государства: учебное пособие. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – С. 9.

  62. Шамаров В.М. Учебная литература о функциях теории государства и права // Вестник Екатерининского института, 2015. - № 4. - С. 94.

  63. Дамаскин О.В. Концептуальные аспекты теории и истории права и государства в трудах молодых ученых // Право и образование, 2015. - № 9. - С. 54.

  64. Радько Т. Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2015. – С. 16.

  65. Войтович В. Ю. Теория права и государства: учебное пособие. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – С. 10.

  66. Радько Т. Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2015. – С. 16.

  67. Дамаскин О.В. Концептуальные аспекты теории и истории права и государства в трудах молодых ученых // Право и образование, 2015. - № 9. - С. 54.

  68. Смоленский М. Б. Теория государства и права для студентов ВУЗов. – М.: Феникс, 2015. – С. 6.

  69. Войтович В. Ю. Теория права и государства: учебное пособие. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – С. 10.

  70. Радько Т. Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2015. – С. 17.

  71. Смоленский М. Б. Теория государства и права для студентов ВУЗов. – М.: Феникс, 2015. – С. 6.

  72. Войтович В. Ю. Теория права и государства: учебное пособие. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – С. 10.

  73. Дамаскин О.В. Концептуальные аспекты теории и истории права и государства в трудах молодых ученых // Право и образование, 2015. - № 9. - С. 55.

  74. Смоленский М. Б. Теория государства и права для студентов ВУЗов. – М.: Феникс, 2015. – С. 6.

  75. Дамаскин О.В. Концептуальные аспекты теории и истории права и государства в трудах молодых ученых // Право и образование, 2015. - № 9. - С. 55.

  76. Дамаскин О.В. Концептуальные аспекты теории и истории права и государства в трудах молодых ученых // Право и образование, 2015. - № 9. - С. 56.

  77. Радько Т. Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2015. – С. 17.

  78. Войтович В. Ю. Теория права и государства: учебное пособие. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – С. 11.